Почему комедия недоросль ставится в современных театрах. Недоросль Д. И. Фонвизина - комедия воспитания. Чему комедия может научить ребенка

Чему смеетесь? Над собой смеетесь! Н. В. Гоголь С того памятного дня (24 сентября 1782 года), когда состоялась премьера коме­дии Д. И. Фонвизина «Недоросль», прошло много-много лет. Давно уже нет крепост­ного права. Трижды менялся государственный строй. А комедия жива и, по-видимому, никогда не устареет. В ней подняты вечные проблемы всех людей: как воспитывать детей, в чем состоит гражданский долг каждого человека, какой должна быть госу­дарственная власть. Колоритная фигура Простаковой временами вызывает дружный смех, но по окон­чании пьесы невольно задумываешься: когда в современной семье мать во всем пота­кает ребенку, не уподобляется ли она Простаковой? В «Недоросле» сталкиваются два мира. Стародум, Правдин, Милон и Софья оли­цетворяют собой мир высоких идеалов просвещения, чести, гражданской доблести, доброты и порядочности. Простаковы и Скотинины живут в мире невежества, наси­лия, бесчестия, подлости. Извечное столкновение добра и зла! В пьесе побеждает добро, но лишь благодаря вмешательству «сверху». А что изменилось сей­час? Всегда ли торжествуют добро и справедливость? Два мира продолжают противо­стоять друг другу. Мы все чаще наблюдаем примеры жестокости и насилия. А начи­нается все с воспитания. Вспомним, как по-разному относятся к воспитанию Стародум и Простакова. «Не тот богат, кто отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного», - гово­рит Стародум своей юной племяннице. Далеко не все нынешние родители дают подоб­ные советы своим детям. Наоборот, очень часто можно услышать противоположное: «Забери! Не давай! Не смей уступать!» А ведь это то же самое, чему учила Простакова: «Нашел деньги - ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка». Невежество Митрофана в пьесе, конечно, намеренно преувеличено. Но нежела­ние учиться встречается и сегодня, когда все чаще полагаются не на знания, а на деньги. Фонвизин мечтал о всеобщем просвещении, причем на первое место ставил не об­разование само по себе, а ум, соединенный с «благонравием». По мнению Стародума, просвещение возвышает только добродетельную душу, а в развращенном человеке наука «есть лютое оружие делать зло». Фонвизин как будто предвидел пагубные послед­ствия научных открытий, если ими пользуются недостойные люди: Пусть добрым будет ум у нас, А сердце умным будет! Имена героев пьесы, особенно главного ее героя, давно уже стали нарицательны­ми, а это говорит о непреходящем значении «Недоросля». Некоторые герои переходят из одной книги в другую. Скотинины, например, оживают в романе Пушкина: Скотинины, чета седая, С детьми всех возрастов, считая От тридцати до двух годов... Митрофанушка - невежда. Но невежда и дурак - это не одно и то же. Митрофан невежда, но не дурак. Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева из «Капи­танской дочки»: «Я жил недорослем, гонял голубей... Между тем мне минуло шестнад­цать лет. Тут судьба моя переменилась». Многое совпадает: и голубятня, и возраст, и учителя у них одинаковые. «Пошел-ка служить...» - говорит Митрофану Правдин. «Пора его в службу», - решает отец Гринева. С этой минуты судьбы этих двух «не­дорослей» расходятся. Всю свою жизнь Петруша Гринев будет помнить напутствие отца: «Береги честь смолоду». Митрофану таких слов никто не говорил. Как видим, Пушкин не забывал комедии Фонвизина. Помним ее и мы. В некото­ром отношении это учебное пособие для всех нас. Как современно звучат фонвизинские рассуждения о чести, патриотизме, должностях! Я думаю, что руководитель каж­дой страны должен помнить слова Фонвизина о назначении монарха: «Он повинен отвечать не только за дурное, которое сделал, но и за добро, которого не сделал». За преступления чиновников отвечают высшие должностные лица - так считал Фонви­зин. Блистательный юмор его поразительно живуч, он всегда к месту. Вспомним, например, нравоучение Лисицы из переведенной Фонвизиным басни «Лисицино нра­воучение»: «Когда хочешь воровать, то промышляй столько, чтоб мог откупиться для того, что наказывают обыкновенно малых воров, а не больших». Стародум в комедии «Недоросль» подсказывает нам, что «честный человек без боль­шого чина - презнатная особа, что добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». Главное - быть честным. Особенно необходимо благонравие в семье, чтобы дети видели образец честности, порядочности, одним словом, добродете­ли, в лице своих родителей. Тогда сын не отвернется от матери в трудную для нее минуту, а брат от сестры. Тогда не будет в семье никакого тиранства. Тогда и просве­щение будет всем во благо. Только бы не допустить в нашу жизнь «злонравия»!

В комедии «Недоросль» Д.И.Фонвизин ставит одну из важнейших проблем общества: воспитание и образование подрастающего поколения. В пьесе карикатурно изображается "воспитательный процесс" в семье помещиков Простаковых. Сатирически изображая нравы поместных дворян, показывая их полное невежество в том, как они готовят детей к жизни и деятельности в обществе, писатель добивался осуждения подобного подхода к воспитанию. Мать Митрофана вынуждена (кроме главной заботы - о питании своего сыночка) демонстрировать исполнение указа об образовании дворянских детей, хотя по своей воле никогда не стала бы принуждать любимое дитя к «бесполезному учению».

Автор сатирически изображает уроки Митрофана по математике, географии, русскому языку. Его учителями были дьячок Кутейкин, отставной сержант Цыфиркин и немец Вральман, которые недалеко ушли от нанявших их помещиков. Во время урока «арихметики», когда учитель предложил решить задачу на деление, мать советует сыну ни с кем не делиться, ничего не отдавать, а всё забирать себе. И география, по мнению Простаковой, барину не нужна, потому что есть извозчики, которые довезут, куда надо.

Особым комизмом проникнута сцена «экзамена», в которой Митрофан проявил все свои познания. Он стремился убедить «комиссию», как «далеко ушёл» в изучении, например, русского языка. И потому искренне уверял, что слово «дверь» может быть и существительным и прилагательным, в зависимости от места нахождения. Таких результатов Митрофан добился, благодаря матушке, во всём потакавшей ленивому сыночку, который привык делать только то, что нравилось: есть, спать, лазать на голубятню и видеть от всех окружающих беспрекословное подчинение, исполнение его желаний. В круг интересов учёба не входила.

В тех условиях, какие отображены в комедии, дети не могли сильно отличаться от родителей, так как невежественные люди не способны воспитать в своих отпрысках тягу к знаниям, стремление стать образованными и интеллигентными гражданами, которые сознательно готовились бы к служению Отечеству. Отец и мать Митрофана даже читать не умеют, и дядюшка «отроду ничего не читывал»: «Бог... избавил этой скуки». Жизненные интересы этих помещиков чрезвычайно сужены: удовлетворение потребностей, страсть к наживе, стремление устроить брак по расчёту, а не по любви (за счёт приданого Софьи Скотинин хотел бы «прикупить ещё свинок»). У них отсутствуют понятия о долге и чести, зато безмерно развито желание властвовать. Простакова груба, жестока, бесчеловечна по отношению к крепостным крестьянам. «Скот, воровская харя» и другие ругательства являются наградой, а платой за труд были «пять тумаков в день да пять рублей за год». Таким же хозяином станет и Митрофан, который с детства научен жестокому обращению с крепостными. Он и учителей считает слугами, желая от них подчинения его барской воле.

Госпожа Простакова в умственном отношении «слишком проста» и «деликатности не обучена». Все вопросы решает руганью и кулаками. Её брат, Скотинин, принадлежит к той группе людей, которые по образу и подобию своему близки животным. Например, Скотинин говорит: «Митрофан любит свиней для того, что он мой племянник. Да отчего же я к свиньям-то так сильно пристрастился?» На это высказывание господин Простаков ему отвечает: «И тут есть же какое-нибудь сходство». Действительно, сын Простаковых Митрофан во многом похож на мать и дядю. Например, он не испытывает стремления к знаниям, зато много ест, и в свои шестнадцать лет имеет довольно избыточный вес. Матушка заявляет портному, что дитя у неё «деликатного сложения». О потребностях Митрофана сообщает няня Еремеевна: «Пять булочек скушать изволил до завтрака».

Целью Д.И. Фонвизина было не только высмеивание, обличение нравов поместного дворянства, но и сатирическое изображение действующих порядков в обществе, в государстве. Деспотизм уничтожает человечность в человеке. Писатель обосновывает свои выводы о необходимости отмены крепостного права, показав, как по-своему понимали некоторые помещики «Указ о вольности дворянской», другие царские указы, поддерживающие крепостников. Особенности жизни и быта поместных дворян в том, что они за добродетель принимают распущенность нравов, так как обладают беспредельной властью, поэтому и процветали в их обществе грубость, беззаконие, безнравственность.

Комедия «Недоросль» направлена на обличение пороков общества. Сатирически изображая нравы помещиков, их «методы воспитания», Фонвизин добивался выводов о том, какими не должны быть люди, как нельзя воспитывать детей, чтобы не появлялись среди дворян новые «митрофанушки». Жизненные принципы Митрофана прямо противоположны убеждениям просвещённого человека. Автор произведения создавал не положительный, а отрицательный образ. Он хотел показать «злонравия достойные плоды», поэтому отобразил худшие стороны помещичьей жизни, злонравие крепостников, а также высветил пороки воспитания младшего поколения.

Помещица Простакова воспитывала сына по своему образу и подобию (как её когда-то растили родители) и прививала ему те качества, которые считала нужными, поэтому Митрофан в шестнадцать лет уже определил для себя цели и приоритеты, и они таковы:
– не хочет учиться;
– работа или служба не прельщают, лучше голубей гонять на голубятне;
– еда для него стала важнейшим из удовольствий, и ежедневное переедание – норма;
– алчность, жадность, скупость – качества, помогающие достичь полного благополучия;
– грубость, жестокость и бесчеловечность – необходимые принципы помещика-крепостника;
– коварство, интриги, обман, мошенничество – привычные средства в борьбе за собственные интересы;
– умение приспосабливаться, то есть угодничать перед представителями власти и проявлять беззаконие с людьми бесправными, – одно из условий привольной жизни.

На каждый из этих «принципов» в комедии «Недоросль» есть свои примеры. Автор хотел высмеять, обличить низкие нравы многих помещиков, поэтому в создании образов использовал такие приёмы, как сатира, ирония, гипербола. Например, Митрофан жалуется матери, что его заморили голодом: «С утра ничего не ел, только пять булочек», а вчера вечером «вовсе не ужинал – только солонины ломтика три, да подовых (булочек) пять-шесть». Также с сарказмом и неприязнью сообщает автор о «тяге к знаниям» у Митрофана, который собирается устроить «таску» старой няне за то, что она просит его поучиться немного. И на уроки он соглашается пойти только при выполнении поставленных им условий: «... чтоб это было в последний раз и чтоб сегодня же быть сговору» (о женитьбе).

Госпожа Простакова беззастенчиво лжёт Правдину, что сын её «из-за книги не встаёт по суткам». И Митрофан пользуется вседозволенностью, слепой любовью матери, он хорошо усвоил, как надо добиваться исполнения своих желаний. Этот недоросль своеволен, груб, жесток не только по отношению к няне или другим крепостным крестьянам, но даже по отношению к матери, для которой он главная отрада. «Да отвяжись, матушка, как навязалась!» – отталкивает сыночек маменьку, когда она пытается найти у него поддержку.

Вывод Стародума, сделанный в финале пьесы («Вот злонравия достойные плоды!»), возвращает зрителей и читателей к предыдущим фактам, которые объясняют и наглядно показывают, как формируются в обществе персонажи, подобные недорослю Митрофану и его матери.

Решение Правдина отправить Митрофанушку на службу дворянский сын воспринимает беспрекословно. Но возникает вопрос, на который нет ответа в комедии, хотя он подразумевается: «Разве может Митрофан принести пользу на службе Отечеству?» Конечно, нет. Для того и создал Д.И.Фонвизин свою комедию, чтобы показать обществу, какие «недоросли» воспитываются помещиками и в чьих руках может оказаться будущее России.

    Одним из главных героев комедии “Недоросль” Фонвизина является Простаков Митрофан Терентьевич, дворянский сын Простаковых. Имя Митрофан означает “подобный”, похожий на мать. Может таким именем госпожа Простакова хотела показать, что ее сын- отражение...

    Простакова - грубая и необузданная натура. Она нагла, если не встречает сопротивления, и вместе с тем труслива, когда наталкивается на силу. Беспощадная к тем, кто находится в её власти, она унижается, готова валяться в ногах, вымаливая прошение...

    Д. И. Фонвизину суждено было жить в довольно мрачную эпоху царствования Екатерины II, когда бесчеловечные формы эксплуатации крепостных крестьян достигли того предела, за которым мог последовать только крестьянский бунт. Это пугало русскую самодержицу,...

    Комедия "Недоросль" вобрала в себя весь опыт, накопленный Фонвизиным ранее, и по глубине идейной проблематики, по смелости и оригинальности найденных художественных решений остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века....

    Пьеса была задумана Д.И. Фонвизиным как комедия на одну из главных тем эпохи просвещения - как комедия о воспитании. Но впоследствии замысел писателя изменился. Комедия «Недоросль» - первая русская социально-политическая комедия, и тема воспитания связана...

  1. Новое!

    В самый год, когда решилась судьба панинской партии, когда сам Панин потерял силу, Фонвизин открыл бой в литературе и бился до конца. Центральным моментом этого боя был «Недоросль», написанный несколько раньше, около 1781 года, но поставленный в 1782...

Недоросль - во времена Фонвизина так называли дворянских детей, не получивших минимального образования. Искоренить безграмотность в «благородном сословии» попытался ещё Петр Первый, в 1714 году издавший указ, приказывающий дворянским детям учить хотя бы грамоту, арифметику и закон Божий. Тем, кто не осилил этого минимума, запрещалось жениться и занимать высокие государственные посты.

Современное ироничное значение слова «недоросль» появилось именно благодаря комедии Дениса Ивановича. Она была создана в 1782 году, во времена Екатерины Второй, которая вошла в историю как великая просветительница. Несмотря на петровский указ, вопрос образования и воспитания дворянства всё ещё стоял в ту эпоху очень остро. Именно ему, в основном, посвящено произведение.

Автору удалось ярко и иронично показать начало этого исторического процесса - облагораживание и окультуривание русского дворянства. В лице недалёкой и жестокой помещицы Простаковой, её бесхребетного мужа и скучающего сына Фонвизин отображает целую эпоху, когда главными заботами помещиков были лишь деньги и бездумная власть.

Тема воспитания и образования, поднятая писателем, остаётся актуальной и сегодня. В наше время школьное образование стало общепринятой нормой, а доступ к практически любой информации можно получить с мобильного телефона. Но многие подростки по-прежнему не заинтересованы в познании мира. При изобилии и доступности развлекательных телепередач, игр и соцсетей, интерес к реальным знаниям сохраняется у меньшинства.

Проблемы лени и отсутствия любознательности могут определяться и воспитанием. Как раз такой случай показывает нам «Недоросль». У Митрофана нет такого обилия развлечений, как у современных подростков, но учёбы он упорно избегает…

Госпожа Простакова действует, на первый взгляд, непоследовательно: нанимает для своего сына трёх учителей, но в течение трёх лет не делает ничего, чтобы мальчик всё-таки начал заниматься. Но учителя для неё - просто вопрос престижа, как купленные дипломы и сертификаты в современном мире. Сама безграмотная, женщина то и дело с презрением отзывается о науке и уверена, что Митрофанушка прекрасно проживёт без неё. Это и есть настоящая причина того, что юноша не научился читать за годы учёбы: он убеждён матерью, что это скучно и бесполезно. Главное, чему учит его мать - эгоизм: «Нашед деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми». В семье Митрофана нет примера даже уважительного отношения к людям: Простакова ни в грош не ставит не только крепостных, но даже равных по происхождению: своего мужа и потенциальную невестку Софью. Любезна она лишь с теми, от кого желает получить выгоду. К сожалению, такое поведение и сегодня показывают люди, которым дана власть над другими, пусть и небольшая. В скучной жизни малообразованного человека унижение более слабых - одно из любимых развлечений.
И мы видим, что Митрофанушка хорошо усвоил урок, научившись беззастенчиво заискивать перед своим «начальством»: «ты так устала, колотя батюшку».

Чрезмерная опека и потакание капризам детей приводит всё к тем же результатам, что и двести лет назад. Подростки теряют интерес к жизни, при этом остаются неприспособленными к труду и здоровым взаимовыгодным отношениям с другими людьми. При этом родители всё хотят, чтобы их отпрыски были успешны в жизни, но до последнего надеются, что всё решится само собой: «Как кому счастье на роду написано, братец. Из нашей же фамилии Простаковых, смотри-тка, на боку лежа, летят себе в чины. Чем же плоше их Митрофанушка?».

Деньги - ещё одна вечная тема в литературе. Именно денежный вопрос составляет главную интригу комедии. Борьба Простаковой и Скотинина за приданое Софьи, о которой девушка не подозревает до последнего момента, дарит читателю несколько комических моментов.

В своём произведении Фонвизин осуждает общество, воспитывающее людей с низким уровнем гражданской ответственности. Когда такие личности становятся частью государственной системы, государство не может процветать. С сожалением приходится признать, что именно эта проблема всё ещё наиболее актуальна в нашей стране. Создаётся
впечатление, что большинство государственных постов по-прежнему занимают «Простаковы», хоть и более образованные, но столь же жадные и равнодушные к людям и миру.

Ш. Валентина , учени ца 8 класса Б

МАОУ гимназия №6 г. Томска, учитель

Трушина Ольга Витальевна

Томск-2016

Содержание:

    введение (обоснование темы, цели и задачи исследования);

    основная часть;

    заключение с результатами вывода;

    список используемой литературы;

приложение

Введение

Тема: Постановки комедии Фонвизина "Недоросль": история и современность

Актуальность работы заключается в том, что комедия «Недоросль» на протяжении более 200 лет - одна из самых репертуарных пьес русского театра. Сколько известных режиссеров, артистов было воспитано на этом произведении. Ушли в прошлое монархия, крепостное право, но пьеса напоминает людям (зрителям) о вечных ценностях. Вопросы воспитания гражданина, образования, отношения к власти, деньгам важны и сегодня. Трудно представить драматический театр, который ни разу не обращался бы к Фонвизину, не предлагал бы свою версию постановки. Я занимаюсь в театральной студии «Синтез», и я думаю, что мы тоже поставим эту пьесу. Интересно узнать, какие театральные постановки предлагают театры страны современным зрителям

Цель работы: доказать, что комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» интересна театральному зрителю на протяжении более двух веков.

Задачи:

Узнать историю первой постановки пьесы;

Пронализировать театральные постановки комедии «Недоросль», сравнить с текстом пьесы;

Проследить, какие тенденции характерны для современного театра, который ставит в репертуар комедию «Недоросль».

Практическая значимость : данная работа может быть полезна на уроках литературы для более глубокого понимания текста пьесы, для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ по литературе, для возможной реализации театральной постановки комедии «Недоросль» в студии «Синтез»

Над комедией «Недоросль» Фонвизин Денис Иванович работал примерно 3 года. Он написал ее в 1781 году, когда в России господствовали идеи просвещенной монархии. Эти идеи имели широкое распространение, так как их поддерживала сама Екатерина II . Будучи дворянином, Фонвизин имел возможность наблюдать за сторонниками этих идей, их мыслей и заблуждений, и отразил всех в своей комедии «Недоросль».

Новаторство Фонвизина как драматурга:

1.Положено начало русской реалистической драматургии;

2.определена зависимость характера человека от окружающей среды и обстоятельств;

3.показаны типические явления русской жизни и созданы типические образы;

4.доказана связь между крепостничеством и нравственным обликом дворянства;

5.предсказано опасное влияние денег на человека.

Первая постановка.

Путь комедии на сцену был очень сложным. Сначала ее запретили ставить в Петербурге, а потом и в Москве. Однако, чуть позже, разрешение на постановку было дано. Премьера состоялась 24 сентября в 1782 году в Петербурге в театре Карла Книппера. Денис Фонвизин сам участвовал в постановке этого спектакля, сам назначал на роли актеров. Постановка произвела ошеломляющее впечатление. Люди восторгались смелым произведением автора, ведь никто и никогда не создавал произведения, где столь открыто критиковались бы основы государственного устройства. Особое внимание досталось монологам Стародума (актер Иван Афанасьевич Дмитревский), монологи произносились медленно, на низких нотах. Фонвизин писал: «Успех был полный». По легенде, Григорий Потемкин, посмотрев комедию, сказал автору: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Но Екатерина II была оскорблена высмеиванием государственных устоев, в кругу придворных императрица как бы в шутку пожаловалась: «Уж и господин Фонвизин хочет учить меня царствовать». Позднее она пресекала все возможности издания работ Фонвизина.

Но несмотря на жестокую реакцию Екатерины II , постановка стала весьма популярна в России. В Москве комедия была поставлена 14 мая 1783 года в театре Московского университета, а затем состоялось уже 8 спектаклей. Провинциальные театры Харькова, Полтавы, Казани тоже успешно ставили новую пьесу.

Но находились утонченные зрители, презрительно относящиеся к пьесе. Л.И.Кулакова в монографии «Д.И.Фонвизин. Биография писателя» приводит пример: «Уже в начале 19 века один из журналов писал, что картины, изображенные в комедии, ничего не дают людям «лучшего тона» и «больше всего нравятся мещанству и народу». В угоду особам «лучшего тона» режиссеры сокращали речи положительных персонажей и калечили язык Простаковой.» (стр.109)

В 19 веке «Недоросль» идет по 5-10 раз в год. В период 1813-1827 г.г. в Москве комедия ставилась 27 раз, а в Петербурге-14. Именно благодаря героям Фонвизина игра русских актеров приобретает правдивые, жизненно достоверные черты, начинает формироваться реалистический метод актерской игры. Особенно это проявилось в творчестве великого Михаила Семеновича Щепкина (1788-1863), который переиграл все роли в «Недоросли». Большой любовью у зрителей пользовался В.И. Живокини (1805-1874), актер разрушал границы зала и сцены, мог обращаться к суфлеру, импровизировать, за спиной партнера мимикой доигрывать роль. Это был один из лучших митрофанушек 19 века.

Герои комедии «Недоросль»

В пьесе 13 героев: дворяне, помещики, крепостные, разночинцы. Есть главные герои, второстепенные и внесценические персонажи.
Каждый герой имеет свою речевую характеристику.

Кутейкин, недоучившийся семинарист в речи использует церковнославянизмы: «Дому владыке мир и многая лета с чады и домочадцы».

Цыфиркин, бывший солдат, говорит по-военному четко: «Желаем вашему благородию здравствовать сто лет, двадцать, да еще».

Язык положительных героев книжный, наполнен общественной лексикой и старославянизмами. В современных постановках именно монологи Стародума и Правдина больше всего сокращают.

К примеру, эти слова были убраны из постановки Малого театра:
Стародум: «Люди забывают долг повиновения, видя в самом господине своем раба гнусных страстей его.
Правдин: «…из собственного подвига сердца моего, не оставлю замечать тех злонравных невежд, которые над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно».

Зато речь отрицательных героев в постановках не сокращается.

Просторечья, ругательные слова более, чем за 200 лет не изменились. «Я братец с тобою лаяться не стану. Отроду, батюшка, ни с кем не бранивалась. У меня такой нрав.»

Именно речь отрицательных героев ушла в народ, стала пословицами и поговорками:
«Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофанушка)
«Белены объелся» (Митрофанушка)
«Ученье-вздор» (Скотинин)
«По добру, по здорову» (Скотинин)

Постановка Малого театра.

Премьера спектакля состоялась 6 января 1986 года, и с тех пор он прочно вошел в репертуар Малого театра. За это время ни один раз сменился актерский состав, но одно неизменно – классическое прочтение пьесы Фонвизина. Конечно, если придирчиво сверять все реплики и монологи героев, то увидим: все-таки кое-что было отредактировано. Действие 1,явл 1- исключено рассуждение Правдина о повелении «объехать здешний округ…»

Действие 3,явл.2-исключены слова Стародума: «Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство. Видал я молодцов в золотых кафтанах, да с свинцовой головой…»

Вот сегодня эти слова звучат актуальнее, чем в 80-е годы 20 века, когда ставили спектакль.

Действие 4, явл.1-исключен диалог Стародума и Софьи о чтении. Не устарела мысль Стародума о западных авторах: «Мне случилось читать из них все, что переведено на русский язык. Они, правда, искореняют сильно предрассудки, да воротят с корня добродетель». В этом же явлении сокращены и другие монологи Стародума: «Без благонравия умный человек – чудовище», «Подумай, что такое должность? Это священный обет…»

Действие 5, явл.1- исключены слова о воспитании: «Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Но что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды родители еще платят деньги невеждам-учителям?»

Остальной текст актеры произносят слово в слово. Но, благодаря прекрасному актерскому мастерству, спектакль смотрят и в 21 веке. Это подтверждают и отзывы зрителей.

Этот спектакль Малого театра представляет собой классическую постановку, "вслед за автором", никаких шуток, кроме тех, что есть в комедии, никаких новомодных режиссерских нововведений, все строго по тексту. Очень боялась, как такой сложный (даже на слух) текст удержит внимание зрителя, однако артисты старой школы справились замечательно.

Вчера были с дочкой 12 лет и ее подружкой на спектакле "Недоросль". На входе увидев целые классы детей лет 13-14, я сразу подумала, что спектакль может быть испорчен. А услышав, как они стали визжать, кричать и хлопать, как на футболе, подтвердили мои худшие опасения.

Но через десять минут дети были полностью захвачены спектаклем.
Несмотря на то, что язык устаревший, дети все понимали и были поглощены действием.
Замечательный спектакль и чудесная игра актеров. Изумительные декорации и костюмы, как же приятно видеть такую постановку! А как она современна без всяких потуг и претензий!
Очень рекомендую сходить!

Мы сидели во втором ряду партера. Подростки вокруг были серьёзные, не шумели

В зале преобладают школьники, ведь это произведение включено в программу по литературе. Малый театр славится своими постановками классики, поэтому понятен такой ажиотаж – зал полон. Надо отдать должное подросткам – смотрели с удовольствием, в тишине, почти без шуршаний и переговоров. (с сайта .)

В версии Малого театра есть интересные режиссерские и актерские находки.

Например, в действии 3, в конце явления 8 Вральман открыто заигрывает с Простаковой. «Поти, моя матушка! Салетна птиса! С ним тфои гласа натопно.»

Действие 4, явление 7. Диалог Стародума и Скотинина неожиданным серьезным откровением обоих:

Стародум. Ты меня счастливее. Меня трогают люди.

Скотинин. А меня так свиньи.

Действие 5, явление 4. Сорвался план похищения Софьи. Простакова вот-вот начнет расправляться с крепостными. От ее угроз становится страшно. Даже современный подросток понимает, что такое произвол помещицы и как велика ее власть над крепостными людьми: «Ну! Теперь-то дам я зорю канальям своим людям. Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки!»

Мне понравилась мысль Афанасия Ивановича Кочеткова, первого исполнителя роли Стародума в этой постановке, о том, что « в нашей смутной реальности почти невозможно предугадать, чем, когда и как именно отзовется в зрителе заложенная в основу классического произведения мораль.»

«Музыкальные спектакли

Но как ни странно, все меньше театров выбирают классическую постановку комедии. Когда-то в 1969 году пьеса была переложена на музыку известным композитором Юлием Кимом. А, режиссер Юлий Эйдлин поставил оперу «Недоросль». Авторы сохранили все сюжетные линии. Как говорят режиссеры, они создали народную оперу, в которой есть пародия, юмор, «яркие музыкальные номера».

Сегодня этот спектакль можно посмотреть в Ставропольском академическом театре драмы им. М.Ю. Лермонтова.


Режиссер Михаил Ковальчук в интервью(«Ставропольская правда» 2014 г.) делился своими находками:
«Будет много неожиданного, например музыкальный номер Скотинина в стиле гавота»
Или Стародум, этакий свободный мужчина при деньгах… его номер в стиле старинного романса.

Благодаря музыкальный обработке комедия стала более современной, доступной.»
Источник: www . stavteatr . ru

По этому же пути пошли и в Вологодском ТЮЗе.

Дидактический сюжет «Недоросля» превратили в занимательную сатирическую историю, освободились от «громоздкости и нравоучительности», сохранив основной конфликт между невежеством, бездуховностью и добродетелью, украшенной рассудком просвещения (



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные