Почитаемые иконы божией матери в алфавитном порядке. Икона оранта панагия тайный символ мироздания

Божья Матерь Оранта

Оранта. Мозаика "Нерушимая стена", XII в., Софийский собор, Киев

Изображения Богоматери, стоящей с воздетыми в молитвенном жесте руками, известны с древнейших времен. Они встречаются и в мозаиках византийских церквей, и в убранстве католических храмов, и в русской иконописи. Более того, оранта, как называется данный иконографический тип, встречалась у ранних христиан, о чем свидетельствуют росписи в катакомбах древнего Рима. Символ прощения в лице Божьей Матери, простирающей руки в молитве за весь человеческий род, она до сих пор остается в числе наиболее распространенных сюжетов христианского изобразительного искусства.

Оранта, что в переводе с латинского языка означает «молящаяся», объединяет различные типы изображения Богородицы, известные также как «Панагия» (Пресвятая), «Великая Панагия» или «Знамение». Распространенные на Руси изводы, такие как «Неупиваемая чаша» и сложные жанровые композиции, включая изображения праздников Вознесения и Покрова, представляют развитие иконописного типа оранта. Общее что объединяет их все — это сам принцип изображения Богоматери, которая пишется анфас, в рост или по пояс, с руками, воздетыми к небу в молитвенном жесте.

Сам по себе образ оранты известен с древнейших времен и связан более с монументальным и декоративным искусством (фрески, мозаики, скульптура), нежели с иконописью. С окончанием эпохи иконоборчества он получил широкое распространение в оформлении византийских, а позже и русских храмов. Традиционно изображения молящейся Божьей Матери располагаются в верхнем регистре росписей, на алтарных преградах и в конхах апсид и достигают порой внушительного размера. Так, высота мозаичной оранты в Софийском соборе в Киеве, датированной XII веком и почитаемой чудотворной, составляет чуть менее пяти с половиной метров. Интересно, что, несмотря на возраст, превышающий восемь столетий, мозаика, названная «Нерушимой стеной», избежала малейших утрат и сохранилась до наших дней в первозданном виде.

В силу традиции и православной догматики самостоятельные изображения молящейся Божьей Матери мало использовались в иконописи. Значительно чаще встречается здесь разновидность оранты «Знамение», которая отличается тем, что на фоне груди Богородицы располагается изображение Христа Эммануила, который пишется с раскинутыми в молитве руками, полупрозрачно, или же в специальном окружии — картуше. В этой трактовке значение иконы смещается от заступнической молитвы к идее Боговоплощения как основному мотиву иконографии Богородицы в целом.

Оранта. Новгородское Знамение Божьей Матери, XII в., Софийский собор, Великий Новгород

Композиция молящейся Божьей Матери с Христом происходит из византийской культуры, однако широкое распространение она получила в русской иконописи. Название «Знамение» восходит к легенде о чуде миротечения иконы «Знамение пресвятой Богородицы», которое произошло 27 ноября 1169 года во время штурма вольного Новгорода войсками владимирского князя Андрея Боголюбского. После того, как во время свершения крестного хода одна из стрел попала в старинную икону Божьей Матери, она обратилась ликом к городу и начала источать слезы. По преданию, новгородский епископ Иоанн воскликнул тогда: «О дивное чудо! Как из сухого дерева текут слезы? Царице! Ты даешь нам знамение, что сим молишься пред сыном твоим об избавлении града». Воодушевленные чудом новгородцы отбили город, а икона, названная «Знамение», стала почитаться чудотворной и послужила основой для множества списков.

Образ Молящейся Божьей матери с Иисусом Христом является распространенным сюжетом православной иконописи. Знамения Абалакская, Нарвская, Царскосельская, Курская-Коренная известны и широко почитаемы на Руси. Особое место в этом ряду занимает чудотворная икона Божьей Матери «Неупиваемая чаша», которая отличается тем, что Христос изображается здесь не в картуше, а в золотом кубке. Икона была обретена в 1878 году во Введенском Владычном монастыре города Серпухова и стала основой для двух почитаемых чудотворных списков, дошедших до наших дней. Ежегодно серпуховский монастырь принимает тысячи новых паломников, которые молятся перед «Неупиваемой чашей» об избавлении от алкоголизма и прочих пагубных пристрастий.

Оранта - один из трех типов иконографии Богородицы. В нем заключено два естества Иисуса Христа: образ человека и божества. Сама же Богоматерь изображена в традиционном жесте заступнической молитвы, символизирующем ее покровительство.

Как известно, «Оранта» — одна из разновидностей изображений Богоматери. Ярославская икона Пресвятой Девы — самый известный и почитаемый образ Богородицы из этой группы. Данная святыня также имеет название «Великая Панагия». К Богородичному лику обращаются в молитвах о спасении души, моля о заступничестве и покровительстве Божией Матери.

История иконы Божией Матери

В переводе с латыни «Оранта» обозначает «Молящаяся». Данный образ Богородицы иконописцы изображали еще в древности. Изображение Богоматери «Оранта» берет начало в Римской Империи. Уже тогда святой лик такого типа обрел огромную популярность.

В настоящее время иконы Богородицы «Оранта» украшают храмы и соборы многих государств по всему миру. Православный народ воздает почести данному образу и молится перед иконами «Оранта», прося помощи и поддержки на жизненном пути.

Подлинный смысл, который таит в себе образ Богоматери «Оранта», заключается в единстве народов всех стран и поколений, несущих в себе жизни и судьбы, соприкоснувшиеся с таинством данного святого образа, с источником света и любви, с духовной силой Богоматери.

Знаменитые иконы Богородицы

К святыням иконографического типа «Оранта» относятся знаменитые образы Богородицы, известные по всему миру:

  • икона Божией Матери «Живописный Источник»;
  • икона Богородицы «Знамение»;

Стоит отметить также знаменитую фреску Богородицы типа «Оранта», названную «Нерушимая Стена» . Она располагается в Киевском Соборе Святой Софии. Паломники и простые верующие приезжают в собор, чтобы своими глазами увидеть чудо и прикоснуться к образу, наполненному таинством и величием. Фреска заключает в себе сюжет из сцены Благовещенья. На ней изображены Архангел Гавриил и Пресвятая Дева — верные заступники и покровители Киевских земель.


В чем помогают иконы «Оранта»

Иконы группы «Оранта» заключают в себе неимоверную силу и творят настоящие чудеса.
Перед святынями православные люди молятся о поддержке в трудные минуты жизни, об исцелении от болезней различного характера.

Иконы «Оранта» способны наставить на путь истинный, помочь человеку обрести духовное просветление и наполнить сердце любовью к Господу. Также святой образ «Оранта» отгоняет прочь злых духов , недругов и защищает целые страны от нападок врагов.

Описание святого образа

Традиционно на иконах типа «Оранта» изображена Богородица. Её руки подняты вверх и раскинуты по сторонам. Ладони Богоматери раскрыты и обращены к Небесам.
Божия Матерь может быть изображена как в полный рост, так и по пояс. Обычно на святынях группы «Оранта» присутствует Богомладенец. Возведенные вверх руки Божией Матери символизируют молитву перед Господом за каждую душу, а младенец — Таинство Тела и Крови Христовых, названное также Евхарстией. Изображение поручей на руках Богородицы несет в себе символ покровительства Православной Церкви и служения Небесному Отцу.

Молитва перед святым образом

«О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Молитвы Богородице помогут вам не сбиться с пути, очистить свою душу и обрести истинное счастье. На свете много икон Божией Матери, и каждая из них словно отдельный вид искусства. Но образы святой группы «Оранта» — не просто красивое изображение Богородичного лика. Это таинство, показывающее нам, как сильна любовь и помощь Богоматери для каждого из нас. Мы желаем вам крепкой веры, берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

07.11.2017 05:35

Иерусалимская икона Богородицы - прародительница всех ныне известных икон. По образу и подобию ее были...

Икона "Оранта" - одна из самых известных икон с изображением Богоматери. Особое отношение соединяет русского православного человека с Матерью Божией. Издавна стала она для Руси заступницей и покровительницей. Главные храмы Российского государства были посвящены именно ей, поэтому и образ Богородицы всегда особенно почитаем в русских православных церквях. Во всем пантеоне православных святых нет никого, кому посвящено столько икон и монументальных росписей.

Значение иконы

Иконография Божией Матери складывалась с первых веков христианства, и за это время сложилось несколько типов ее изображения. Одним из самых распространенных и древних типов этой иконографии является изображение, именуемое "Знамение"Ю или икона "Оранта", где Богоматерь одна и изображена в полный рост. Подобные иконы очень большие по размеру, в Древней Руси в храмах они играли ту же роль, что в византийском храме мозаики и фрески. Ярославская икона начала 13-го столетия "Богоматерь Оранта великая Панагия", что значит "Всесвятая" - один из самых известных и почитаемых образов Богородицы. На иконе "Оранта" Пресвятая Дева изображается в молитвенной позе с воздетыми к небу руками. На уровне ее груди в медальоне или сфере помещается младенец как бы пребывающий в лоне матери. Икона представляет молящимся великое таинство зарождения Бога во плоти. Жест поднятых рук Богородицы символизирует неизреченное смирение ее.

История иконы

Ярославская "Оранта", икона Божьей матери, была написана для Успенского собора по заказу ростовского князя Константина Всеволодовича, сына великого князя Всеволода Большое Гнездо. По поводу этого святого образа в искусствоведении ведутся споры до сих пор. Многие считают ее написанной здесь, на Руси, полагают, что это первый представитель целой школы Ярославской иконописи. Другие утверждают, что эта икона не имеет к названной школе прямого отношения, а была написана в Ростове, где и находилась вплоть до 18 века. Она помещалась когда-то в алтаре на горнем месте, возвышаясь над престолом. Дева Мария отличается особой торжественностью всего своего облика. Божия матерь стоит на ковре, богато орнаментированном. Такие коврики используются в храмах на архиерейском богослужении. Здесь это символ предстояния Пресвятой Девы к Богу в молитве за всех людей. Изображенный в царских одеждах Христос Эммануил повторяет жест матери. Но если ее ладони открыты, то младенец сложил персты.

Описание иконы

Фигура Богоматери Оранты на иконе помещена в сияние золотого фона. Золото, преобладающее в колорите иконы, есть символ горнего мира, вечности, в которой пребывает Богородица. Золотой цвет преобладает и в медальоне с изображением Спаса Эммануила. Медальон, в который оно помещено, представляется непреоборимым щитом, символом несокрушимости христианской веры. В верхних углах иконы "Оранта" расположены медальоны меньшего диаметра с полуфигурами архангелов. Их одежды также щедро покрыты золотом.

Белый цвет - второй по значению в колорите иконы, он символизирует святость и чистоту. Этот цвет использован в нимбах Богородицы, Бога-младенца, а также в нимбах и одеждах архангелов. Лики Пресвятой Девы и Христа выполнены в технике наложения красок несколькими слоями. Это создает четкость и контрастность изображения, так что иконные лики становятся хорошо видны даже со значительного расстояния, с которого пребывающие в храме созерцали Ярославскую "Оранту "- икону Божьей матери.

Новгородская и Курская иконы

Среди иных икон, относящихся к типу "Знамение", можно напомнить чудотворные и Курскую Коренную. Новгородская чудотворная икона спасла в 12 веке Древний Новгород от владимирского войска князя Андрея Боголюбского, о чем позднее было рассказано в уникальной батальной иконе "Битва новгородцев с суздальцами".

"Курская Коренная" получила свое название из-за того, что была обнаружена возле корня дерева. Икона известна своим участием в Крестных ходах, совершавшихся когда-то от Курска к месту ее чудесного обретения, где с тех пор и до сей поры бьет чудодейственный источник и где стоит основанный в древности монастырь. Этот Крестный ход известен всем по знаменитой картине Репина. Курская икона стала единственной святыней, против которой был совершен террористический акт. В начале 20 века местный революционер подложил адскую машину к чудотворной иконе, помещавшейся в главном соборе города. Однако мощный взрыв не причинил ей никакого вреда.

Смирение - основа духовности христиан

Важно уяснить тот сакральный, священный смысл, который заложен в этом изображении Божией Матери. В наше время модно говорить о духовности. Но что такое духовность в православном понимании? Основа духовности, по учению святых отцов церкви, есть смирение. Смирение - это полное принятие человеком воли Божией ради осуществления его спасения. Именно это и явила Пресвятая Дева, изображенная на иконе "Оранта". Об этом должен знать каждый христианин.

В этой статье (или даже целом цикле статей, которые время от времени будут появляться на нашей сайте) мы хотим познакомить читателей с некоторыми основами иконографии - науки о «писании образа» в православном искусстве. Икона - это «умозрение в красках», по словам князя Е. Н. Трубецкого. Ибо в основе ее содержания - всегда либо известный евангельский текст, либо слова молитвы. Волею истории значительная часть икон оказалась в музеях, но истинная цель создания икон от этого не изменилась. Икона неотделима от богослужения, смысл ее - жизнь в храме, а не в музее (при всем признаваемом нами значении музеев и государственных институтов в деле реставрации и изучения икон). И кто бы ни изучал иконопись, будь то человек верующий или неверующий, он должен помнить о ее отличии от светской живописи. Для светского художника главное - свобода самовыражения. Не то иконописец.

Он ничего в иконе своим не считает, он выстраивает образ по канону, преданию и подлиннику. Многовековое повторение того или иного типа изображения в XIX веке стало предметом научного описания. Была открыта система типов изображения Пресвятой Божией Матери и Иисуса Христа.

Академик Н. П. Кондаков первым описал семь основных типов изображения Богоматери (см. его книгу «Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи». СПб., 1910): Оранта (Молящаяся), Влахернитисса (Знамение), Агиосоритисса (Деисусная), Никопея (Победоносная), Одигитрия (Путеводительница), Елеуса (Милостивая), Ассунта (Вознесенная). Это византийские типы.

Православная вера пришла на Русь из Византии - первого в мире великого христианского государства. Естественно, что все сопутствующее православию пришло к нам оттуда же. Византийскими (греческими) были первые богослужебные книги; их сменили книги на древнеболгарском языке. Византийскими были и первые иконы, пришедшие на Русь (такие, как Владимирская Богоматерь). Для постройки храмов и «писания образов» приглашались византийские мастера (в XI веке мастера, выполнившие мозаику киевской Софии; в конце XIV века - Феофан Грек, учитель ).

В иконе каждая деталь имеет свой смысл и значение, каждой принадлежит определенное место в системе образа. Это очень хорошо видно на примере иконографии Божией Матери Оранты.

Первые греческие мастера, приглашенные на Русь, не только возглавили строительство киевской Святой Софии, но и украсили ее мозаикой и фресками. Главным мозаичным образом этого храма стала «Богоматерь Оранта». Она выдержала испытание временем, считалась охранительницей Киева и особо здесь почиталась. Киевляне назвали ее «Нерушимой стеной».

Этот образ древнего происхождения. Слово «оранта» латинское, оно означает «молящаяся». Но почему греческая икона названа латинским именем? Заглянем в историю. Вплоть до 1054 года Византия и Рим были единым государством - Римской империей. Впервые образ Оранты появился в римских катакомбах еще в конце ІІІ века, когда христианская вера подвергалась гонениям. Императоры-язычники использовали любой повод для преследования христиан. Но вот настала эпоха Константина Великого (IV век) - первого императора-христианина. Исповедание христианской веры становится открытым. Всюду строятся христианские храмы. Их стены покрывают изображениями Иисуса Христа и Богоматери. В храмах ставятся и иконы (в переводе с греческого - образы, изображения). Некоторые из них становятся общечтимыми в результате явленных ими чудес, особенно в дни народных бедствий, войн, землетрясений, вражеских нашествий.

После чудесного спасения Царьграда от персов и аваров в 626 году создается вступительная часть Акафиста Божией Матери - Ее стихотворной похвалы. В этом праздничном песнопении и прославляется Богоматерь, «стена (…) девам» и «царствия нерушимая стена».

Согласно легенде, во время одного из землетрясений знаменитый Влахернский храм был разрушен, но одна из его стен с мозаичным образом Богоматери Оранты уцелела. С тех пор понятие «нерушимая стена» было связано в народном сознании с образом Богоматери Оранты, сначала только в Константинополе, а затем в Киеве - восприемнике византийских традиций.

Обратимся к иконографии Богоматери Оранты. В ее основе - фронтальный (расположенный лицом к зрителю) одноличный образ Богоматери, молящейся с воздетыми руками, без Младенца. Этот образ - первая икона Богоматери. Пречистая в народном сознании была символом Церкви земной, молящей Господа - Церковь Небесную - о снисхождении к грешникам.

Иногда Богоматерь Оранту называют Влахерни-тиссой (Знамением), связывая этот образ с Богоматерью Влахернского храма в Константинополе. Сведения из области сфрагистики и нумизматики говорят о том, что это правомерно. На монетах Константина IX Мономаха (1042-1055) и Андроника Палеолога (1282-1328) молящаяся Богоматерь названа Влахернитиссой. Этим же именем на византийских монетах и печатях называлась «Богоматерь Панагия» («Всесвятая»). Ее украинским аналогом позднее стала икона «Знамение»: Богоматерь с молитвенно воздетыми руками и с Младенцем на Ее лоне.

Возможно, во Влахернах имелось несколько чтимых икон Божией Матери, одной из них могла быть «Оранта», другой - «Панагия». И оба изображения в то время могли носить имя Влахернитисса. Сейчас, после открытий Н. П. Кондакова, было бы неточным одно и то же имя относить к двум различным иконографическим типам изображений. Оранта всегда представляет только одно лицо - Пречистую Божию Матерь. Влахернитисса (типа «Знамения») изображает Богоматерь и Сына.

Смешение имен иконографических типов случается часто. Орантой иные ученые называют не только Влахернитиссу (Знамение), но и Агиосоритиссу (Деисусную), а также Ассунту (Вознесенную). Между тем Оранта не тождественна Агиосоритиссе, хотя обе представляют молящуюся Богоматерь. В «Оранте» Дева Мария дана репрезентативно, фронтально, с воздетыми по обе стороны до плеч руками, в «Деисусной» Она в трехчетвертном развороте по отношению к Спасу, руки обращены в одну сторону. Оранта могла быть самостоятельным изображением. Деисусная же чаще всего была образом в составе деисусного ряда иконостаса.

Не тождественна Оранта и Ассунте. В отличие от Оранты руки в Ассунте - перед грудью. Оранта обычно изображает стоящую Богородицу. Ассунта - стоящую или сидящую на троне.

Иконы Оранты на православной почве не сохранились. Но этот образ стал частью композиции икон великих праздников - «Вознесения Господня», «Сошествия Св. Духа», «Покрова Пресвятой Богородицы». Так, например, Богоматерь Оранта представлена в сюжете «Вознесения» на миниатюре Сирийского кодекса Рабулы 586 года во Флоренции. К отечественным примерам относятся «Оранта» на мозаике Киево-софийского собора XI века, утраченная фреска «Вознесения» храма Спаса Нередицы 1199 года, изображение Покрова конца XIV - начала XV века в Третьяковской галерее. Впоследствии мы увидим, что использование готовых типологических форм для создания более сложных праздничных композиций было характерной чертой христианского искусства.

Мы приведем лишь один пример для иллюстрации того, что язык иконологии имеет сложность и глубину в раскрытии учения Церкви. Все мы знаем множество почитаемых икон Богородицы - древних, прославившихся чудотворениями, красивых и очень разнообразных. Эти иконы имеют имена, как правило, по месту обретения или чудотворения. Например, иконы Богородицы - Владимирская, Донская. Тихвинская, и т.д.
Но большинство икон Богородицы объединены общей для всех них идеей – отношением Богоматери и Младенца (Логоса Иисуса Христа). Отношения Богоматери и Младенца являют образ возрастания Младенца Христа в душе христианина.

«Умиление» - первый тип икон Пресвятой Богородицы.

К первому типу - «Умиление», относятся иконы, где Матерь и Младенец обнимают друг друга. Богородица поддерживает Младенца обеими руками. Младенец еще очень привязан к Матери и зависим. Она питает и охраняет Его от мира. Для нас эти отношения важны, так как на духовном пути каждый христианин проходит этап воцерковления, когда его душа встречает (рождает) Логоса, когда человек открывает для себя возможность веры и умиляется, и чувствует какую-то внутреннюю радость и любовь, и сострадание миру. В это время человеку особенно понятно, что являет икона Богородицы «умиление» и ему особенно хочется молиться перед Ней.

«Одигитрия» - второй тип икон Пресвятой Богородицы.

Под вторым типом можно объединить иконы, где отношения Богородицы и Христа подчеркивают Его возрастани. Христос в большей степени обращен к молящемуся. Богородица держит Его одной рукой, а другой указует на Него. Младенец в одной руке держит свиток с Учением, а другой рукой благословляет. Иконы этого типа тоже многообразны и имеют много имен (по месту обретения), но все они объединяются названием «Одигитрия», что переводится как «путеводительница». На этом этапе верующий начинает осознавать свой духовный путь – служение, он устремлен к познанию глубин своей веры.
37. Икона Богородицы «Одигитрия», Смоленская. 38. Икона Богородицы «Одигитрия», Грузинская». 39. Икона Богородицы «Одигитрия».

«Оранта» - третий тип икон Пресвятой Богородицы.

Третий тип икон Девы – Матери и Христа – Логоса можно объединить общим названием «Оранта» (по-русски «Знамение»). На иконах этого типа Богородица не держит Младенца руками. Она предстоит в молитве, являет Его миру как Спасителя. Младенец благословляет обеими руками. Для христианина - это такое состояние жизни, когда он может сказать словами апостола Павла: «Не я живу, но живет во мне Христос ». Все устремления души верующего обращены к служению Богу и спасению человека.
43. Икона Богородицы «Знамение» - «Оранта Великая Панагия». 44. Икона Богородицы «Знамение». 45. Икона Богородицы «Знамение». 46. Икона Богородицы «Знамение».

«Начало» и «Конец» ряда икон Пресвятой Богородицы.

Кроме трех основных типов икон Пресвятой Богородицы, имеются иконы, на которых выражено промежуточное состояние. Следует дополнить ряд из выше упомянутых трех типов икон Богородицы, иконами, как бы дополняющими этот ряд с «начала" и с «конца». С «начала» можно расположить иконы символизирующие «Благовещение» (девственное зачатие Младенца).

А завершить ряд икон иконами Христа во Славе, на престоле, где Богородица предстоит Христу – Царю Славы.

Богородица выше ангельских чинов.

Православная Церковь делает особый акцент на том, что Богородица – Дева-Матерь выше ангельских чинов, и Слава Ее более всех человеков, так как через Нее воплотился и вочеловечился Христос – Сын Божий, соединив вновь природу человеческую с ее Творцом.

Это являет икона «Успение», где не смерть, а успение приводит Душу ко Христу, и Он приходит и восхищает Ее в Царство Небесное.

Источники.

Галлерея Икон Пресвятой Богородицы - Иконостас.

(Щелкните на миниатюре внизу, чтобы посмотреть увеличенное изображение)


В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные