Подземные легенды донбасса. Легенды Донбасса. Краеведческое пособие Легенды донбасса на украинском языке

Легенды Донбасса

(презентация книги « Думы о Донбассе» И. Костыри)

Цели : расширить знания учащихся об истории Донецкого края, познакомить с легендами; развивать патриотические чувства к родному краю и людям проживающим на этой территории, интерес к изучению истории своей родины; воспитывать чувство любви к родной земле.

Оборудование : мультимедийное оборудование, презентация.

Ход занятия

Вступительное слово.

Донецкий край, торопиться автобус,

Бежит дорога лентой голубой…

Мне в этом крае довелось родиться,

И мне не надо родины другой!

Родина! Великое слово! Для каждого человека оно начинается с того места, где он родился и вырос. Для нас с вами - это Донбасс. Каждая страна гордиться своей историей, традициями, и мы тоже не равнодушны к этому… Ребята, что вы знаете об истории нашего края? (Слайд 1)

Класс делится на 3 группы (по рядам). Каждому ряду предлагается прочитать и обсудить данную легенду, а также рассказать своим одноклассникам её, показав иллюстрации к ней.

ЛЕГЕНДЫ ОБ АЗОВСКОМ МОРЕ.

Среди азовских поморян издавна бытуют свои легенды о названии Азовского моря. Связаны они с именем дочери рыбака, некоей Азы.

«По одной из легенд, Аза жила на самом берегу нашего моря со старым отцом. И была такой красивой, что все хлопцы не сводили с неё глаз. Она же ни на кого не обращала внимания, ибо, говорят, была слишком горда. Ещё и похвалялась, что ей никто не нравится.

До сих пор, когда подходит вода к берегу, из моря слышится то ли плач, то ли стон. Старые люди говорят, что это красавица Аза плачет о своём ненайденном суженом. И море якобы зовётся от её имени Азовским…» (слайд 3)

ЛЕГЕНДА О НИЗКОМ ТИПЧАКЕ И ВЫСОКОМ КОВЫЛЕ.

«Еще раньше, когда шла нещадная война половцев с русскими князьями, супротивники послали, те — со своей стороны, а те — со своей, в разведку пронырливую Типчак, дочь половецкого хана, и храброго воина-русича по имени Ковыль. Ночью они чуть не столкнулись среди Каменных Могил. Озарила луна их ярким светом в тот миг. Девушку поразила сказочная красота молодого русича.

И он тоже был пленен ее несказанным видом.

Не смогли они убить друг друга. Как не могли и предать своих.

Когда на землю пали первые лучи, их увидели вместе стоящими в горах.

— Измена! — закричали противоборствующие стороны.

С обоих станов полетели в них стрелы. Да высоко — не достать. Но и казнить их не успели.

Влюбленные бросились вниз с высокого камня и разбились насмерть.

Там, где упали капли их крови, выросли травы — низкий типчак и высокий ковыль. Природа же увековечила влюбленных в виде двух каменных тел, лежащих друг к другу головами». (слайд 4)

ЛЕГЕНДА О КАМЕННЫХ МОГИЛАХ

«У древних было соответственное представление.

Летел, мол, как-то черт по-над Днепром. Смотрит на его спокойную широкую гладь, на людей, которые плавали на чел-нах, на рыбаков, и сердце его черное затряслось от злости.

— Ишь, как пристроились... Не годится, это не по-моему... И надумал Черт донять людей. Когда наступила ночь, взял дерюжину и полетел за море, на высокие горы.

Набрал там камня дикого, вернулся к Днепру и высыпал посредине.

— Попомните меня! — присказывал Черт. — Запружу всю речку камнем.

Так он слетал за ночь несколько раз. Уже и каменистые пороги начали выступать из днепровской воды.

А раз, уже перед самым рассветом, он набрал породы больше обычного. Летит, еле удерживает своими когтями де-рюжину. Где-то внизу громко закукарекал петух. Лапа у Черта дрогнула, один конец дерюжины выскользнул из нее, и камни полетели наземь, упали посреди степи. С тех пор-де и виднеются там эти темные нагромождения дикого камня, схожие со степными могилами. И люди назвали их Камен-ными Могилами». (слайд 5)

ЛЕГЕНДА О СВЯТОГОРЕ.

«…Встретился, говорят, однажды богатырь Святогор с пече-негами. Много их было, а он один.

И завязалась битва меж ними. Долго длилось ожесточен-ное сражение. Немало печенегов полегло от большого Святогорового меча. А он, раненый, продолжал биться.

Но вот вражья отравленная стрела впилась в тело богаты-ря... Святогор ощутил слабость во всем теле... Понял великан — пришел конец.

Поглядел на белый свет: на высокие меловые кручи-горы, на голубые воды Донца, склонился к гриве своего верного гри-вастого друга и тихо сполз с него, лег под скалой над Северским Донцом. Там и опочил.

А местность эту люди назвали его именем — Святогорьем». (слайд 6)

ЛЕГЕНДА О ЗОЛОТОМ КОЛОДЯЗЕ.

«Пивал из него и царь Петр Первый, возвращаясь из последнего, на сей раз удачного, победного, Азовского похода в 1696 году.
Крестьяне, а может, и сам помещик, обрадованный неска-занному гостю — как же, сам царь-батюшка препожаловал в его поместье! — преподнесли Петру Первому самое дорогое, что у них было — чашу целебной воды. Ибо давным-давно убе-дились в ее чудодействе — никто ни разу за все время пребы-вания здесь животом не маялся.
Выпил царь келех залпом и зажмурился от неожиданнос-ти — уж больно студеной, до ломоты в зубах, оказалась води-ца, аж дух перехватило. Но и вкуса была редкого, невероятно мягкая и чуть ли не сладкая, прямо сама пьется, сколько ни пей.
Наконец Петр протер по-щегольски задиристые усы, рас-пахнул во все зеньки свои большущие глазища и выказал бе-лые крепкие зубы в предовольной, по-детски счастливой улыбке. И выдохнул:
— Ах, золотая водица!
Достал из подсумка талер золотой, монету немецкого производства, поскольку российских-то покуда не начеканил— царствовал всего десять лет каких-нибудь, да и то не один, а до нынешнего, победного и потому торжествующего его славу года вместе с братом Иваном, — достал и бросил в криницу, громогласно присказав:
— Быть ему отныне Золотым Колодезем!
С тех пор так и прижилось это название — Золотой Ко-лодезь». (слайд 7)

ЛЕГЕНДА О ДОНЕЦКОМ КРЯЖЕ.

« О том, что поверх Донецкого кряжа некогда сплошь плеска-лось море, оставив на воле лишь его закраины, свидетельству-ют и легенды, и находки географов и геологов. В совокупности своей они предстают как бы легендами-былями, в которых порой и не отличишь правды от вымысла. Ими-то и богата ис-тория Донецкого кряжа.

Случилось это в дремучую старину, еще в те времена, ког-да здешняя местность, на которой мы живем нынче, была мор-ским дном. У самого моря, на высоком скалистом обрыве стояла ма-ленькая хатка. И жил в той хатке ста-рый-престарый, как этот мир, рыбак со своей внучкой.

Вышла девушка на своем челне одна в море. Глядь, откуда ни возьмись, появилась стая акул. И тут, словно бы из-под воды вырос, объявился рядом с нею парень-здоровяк. Размахнулся своей долбней, ахнул по голове одну акулу, она и ко дну пошла, еще взмахнул — и вто-рая только хвостом всплеснула, утопая. Когда последняя исчезла в морской пучине, парень подплыл поближе к девушке, усмехаясь, по-клонился...

С тех пор минуло много-премного времени. На том месте, где плескалось море, якобы у его когдашней кромки высится Дружковская гора. В давно выработанном в ней карьере, где добывали камень-известняк, песчаник, археологи нашли це-лое скопище акульих, не тронутых временем, зубов. Скелеты рыб истлели, а зубы, покрытые крепкой эмалью, сохранились». (слайд 8)

ЛЕГЕНДА О СОЛИ.

«Гадючий вырей, загадочный их край или земной рай — не то, что птичий. Пошла немощная девка в лес и провалилась в этот вырей. Провалилась, упала па дно, а гадюки как зашипят.

И лежал там особняком серый камень. Вот какая гадюка ни подберется к нему, то и лизнет, и лизнет тот камень. И тут же убирается в сторону, да куда проворнее, чем подходила.

А та, старшая, возле той дивчины так и вьется да кланя-ется, кивком головы показывает, чтоб и она тот камень лиз-нула.

— Я, — рассказывала потом дивчина, — долго крепи-лась: аж девять дней! А потом и сама лизнула. И враз оклема-лась и голод пропал — даже есть не хочется.

Кто знает, возможно, серый камень и был первообразом того «лизунца», который делается из каменной соли для жи-вотных и поныне». (слайд 9)

ЛЕГЕНДА О КАМЕННОМ УГЛЕ.

«Однажды бродил охотник по дикой степи, по балкам и выбалкам, по овражным перелескам в поисках добычи. Уже и подустал малость. Снял с плеча добытого на охоте зайца, тетерева, пойманного сельца-ми, рогожную торбу с несколькими окуньками, которых он поймал горстями на мелких и узких перекатах в Лугани. А еще на подходе сюда приметил родничок в байраке, к нему он и спустился.

Затем начал собирать сушняк для костра. Видит, у подно-жия крутолобого склона балки свежий скат — лисья нора. Однако что за диво: земля, которую выгребала лапами рыжая наружу, какая-то необычная — черная-пречерная с виду, а в ней поблескивают черные камушки, большие и маленькие.

Охотник, вернувшись, расчистил старое пастушье кост-рище, обложил его черными камнями, принесенными от ли-сьей норы, высек огонь. Когда сушняк разгорелся, положил на жар завернутого в лопух окуня целиком, а сверху присыпал той же черной землей, чтоб он побыстрее упарился и равно-мерно спекся. И прилег отдыхать...

Через какое-то время кинулся поглядеть на пекшуюся рыбу и страшно удивился: земля и камушки, принесенные от норы, были теперь не черные, а красные, охваченные поверху синими огоньками. Разгреб поскорее костерок, а от окуня одна зола осталась — сгорел вместе с лопушиными листьями.

— Ты смотри? — поразился охотник. — Земля горит! Или наваждение бесово?

Он посидел, в раздумье и недоумении разглядывая неслы-ханное доселе явление, а потом еще взял из норы тех же ка-мешков, бросил в жар. Сначала задымило слегка, и вслед за-тем сквозь дым выткнулись небольшие языки зеленовато-красного пламени.

«Вот так чудасия! — еще больше поразился охотник. — Горит-таки земля!»

Быстро набрал в свобод-ную торбу тех камешков и земли черной, подхватил дичь, зай-ца и рыбу, притужил ремень для ходкости и заторопился в слободу, чтобы рассказать односельчанам о невиданной чудо-находке. А перед глазами у него все время было видение не-давно горящей земли». (слайд 10)

Понравились ли вам легенды?

Что нового узнали?

А что такое легенда? (предание об исторических событиях или личностях)

Эти и многие другие легенды и думы можно прочитать в книге И. Костыря. Думы о Донбассе, которая находится в библиотеке МОУ школы № 115 г.Донецка,

Презентация к уроку (донбасс) Итог.

Детские сердца - подарок Донбассу.

(каждый учащийся на вырезанном сердце пишет пожелание родному городу и клеит на ватман)

Легенды Донецка

Легенды Донецка: от скифских баб до нефти в аэропорту
Донецк не может похвастаться почтенным возрастом и глубокой историей. Однако шахтерской столице хватило и века, чтобы обзавестись обязательным городским атрибутом - местными мифами. В них можно верить, а можно и сомневаться, но в любом случае без них было бы скучно. Мы отыскали самые популярные легенды, а также узнали, откуда берутся городские мифы.

По словам донецкого краеведа Валерия Степкина, дончане, условно говоря, веселят себя как могут. «Это народное творчество, те же самые сказки, только сказкам - несколько сотен лет, а донецким мифам десятки. Человеческая природа требует сказок, требует относиться ко всему с юмором, особенно если вокруг много негатива. Посмотрите на украинскую историю, литературу, там же веселого раз, два и обчелся, плач и грусть сплошная. А народ не может постоянно грустить», - рассказал нам краевед.

Негрустные жители Донецка создали неимоверное количество мифов и легенд о родном городе. Не все из них прошли проверку временем, однако один из первых донецких мифов, родившийся в эпоху Юза - о Добром Шубине - духе, живущем в шахте и предсказывающем обвалы, - и поныне жив в памяти дончан. «Все, что связано с шахтами, темнотой и неизвестностью, рождает мифы, - поясняет Степкин. - Вспомнить хотя бы о гигантских крысах-мутантах, о которых писали в газетах во время перестройки, а ведь люди тогда еще верили печатному слову. Молва о крысах родилась именно тогда и до сих пор жива».

Мифы о крысах-мутантах, обитающих в шахтах и завтракающих зазевавшимися горняками, исправно поддерживают сами шахтеры - то ли смеху ради, то ли подчеркивая непредсказуемость и опасность нелегкого труда. Впрочем, возможно, и действительно, кто-то что-то видел.

Городские мифы нередко обрастают и современными подробностями. Так, еще недавно в троллейбусах всерьез обсуждали нефтяную скважину, случайно обнаруженную строителями в районе аэропорта «Донецк». Нефть якобы бьет тугой струей, и запасов ее хватит на сотни лет. Правда, в этот же день выяснилось, что строители просто повредили ковшом экскаватора трубопровод для перекачки нефтепродуктов, и история донецкого нефтяного месторождения на этом заканчивается. Однако легенды о том, как Донецк едва не стал нефтяным городом-магнатом, до сих пор пересказываются молодому поколению.

«В больших городах мифы подобны, - отмечает Валерий Степкин. - Всегда будут живы легенды о подземных бункерах под зданиями администраций, о потайных железнодорожных ветках и подземных ходах под церквями. Люди склонны верить в сказки. Даже если они сами их придумывают».

МЕТРО ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

Согласно городским легендам, под «Белым домом» находится бункер и железнодорожная ветка, ведущая в сторону Азовского моря. Тут есть поезд, который находится в полной готовности к эвакуации. Дескать, бункер построен в 1980-е и тянется до ул. Артема.

В КАКОЙ РУКЕ УГОЛЕК У ШАХТЕРА

Каждое полнолуние горняк - он же памятник «Слава шахтерскому труду» - с Шахтерской площади в Киевском районе меняет руку, на которой лежит огромный кусок угля.

В МЕТРО НЕ СЧЕСТЬ АЛМАЗОВ

Согласно легендам, при строительстве метро в Донецке были найдены алмазы. Впрочем, геологи допускают, что в недрах Донбасса могли быть столь ценные камни.

ВАМПИРЫ АЛЕКСАНДРОВКИ

В 1970-е, после серии убийств в районе ДМЗ, по Донецку поползли слухи о вампирах, убивающих людей и пьющих кровь невинных жителей.

ТЕРРИКОНЫ НЕДОРОГО

Несколько лет дончане из уст в уста пересказывали легенду о том, что японцы предложили выкупить все терриконы Донбасса и вывезти их за пределы региона.

ДОНБАСС: БОГИНИ И БОГАТЫР

Святогорье. Согласно былинам тут жили богатыри Муромец и Святогор. Фото: А. Глушков

В Донецкой области мифы и легенды имеют, в основном, историческую подоплеку. Так, существует легенда, согласно которой на меловых горах Святогорья былинные богатыри Муромец и Святогор нашли гроб и решили его «примерять». На Илью он оказался великоват, а Святогору подошел и захлопнулся на нем. Илья пытался перерубить крышку, но с каждым ударом на гробе возникали железные обручи. Пришлось так все и оставить.

Легенда гласит, что Святогор не умер, а уснул. Муромец допустил одну ошибку - он рубил своим мечом, а разбить крышку мог лишь меч Сварога, лежавший рядом. И этот меч стал защитой для Святых гор до того дня, пока не найдется тот, кто отыщет «тропинку между веков», гроб Святогора и меч и освободит могучего защитника, который сможет прогнать всю нечисть с Руси.

Особое отношение у жителей Донбасса к каменным изваяниям - «скифским бабам». По легенде, Табити - богиня домашнего очага и семьи у скифов - создала первые статуи «скифских баб» и поселила в них души тех, кто умер от несчастной любви. Кроме того, она наложила на них заклятье охраны любви. Если рядом ссорятся влюбленные, душа высвобождается и наказывает виновника ссоры, затем возвращаясь в статую.

«Скифских баб» надо условно «кормить» с помощью специальных обрядов, иначе в доме не будет порядка и лада, зато вдоволь будет болезней и бедности. Как сообщают на интернет-форумах дончане, если случайно пораниться возле каменных изваяний, то кровь не пойдет, а рана быстро затянется.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Мистическая история Донбасса Луговский Григорий

Легенды и мифы «Новороссии»

Легенды и мифы «Новороссии»

А теперь отвлечемся от давно минувших дней и обратимся к событиям сегодняшним. Внезапно для всех (кроме меня конечно) в 2014 году Донбасс оказался в центре внимания мировых новостей. События развивались стремительно, словно по чьему-то зловещему плану. И уже летом 2014 мы имели полномасштабную войну в индустриальном, густонаселенном регионе. Что происходит сегодня в Донбассе - на эту тему написана масса статей и книг. А напишут еще больше. Но все они опираются на анализ происходящего, не углубляясь в глубину веков. Мы же попытаемся проанализировать донбасский конфликт в контексте темы мистической истории.

В информационную эпоху бывает так, что реальности как таковой и нет, а есть только ее отражение. Смотрим в книгу (то есть в реальность), а видим фигу. И чтобы понять эту книгу, нам нужны толмачи - СМИ, эксперты и т. п. И все будет зависеть только от того, кому данный индивид доверяет как эксперту, кто для него авторитетен. Поэтому мы можем бесконечно удивляться недалекости и тупости путинских адептов, но они в той же книге будут всегда видеть другие знаки. То есть сила ни в какой не правде, а в вере. Кто во что верит - то для него и правда.

Мы постоянно удивляемся: почему Россия вдруг начала действовать совершенно неразумно, в ущерб себе? Если присоединение Крыма - акт престижа, заявка на гегемонию в этой части мира и попытка вернуть себе место сверхдержавы, то зачем России понадобился Донбасс и некая мифическая «Новороссия»? Страна, наспех придуманная политтехнологами подобно тому, как в фильме «Плутовство. Хвост виляет собакой» были вымышлены албанские террористы и героическая операция по их обезвреживанию. В нынешних экономических и политических условиях Украине даже выгоднее взвалить Донбасс на Россию, чем России тащить этот чемодан без ручки.

Для россиян Крым - этот полуостров «славы русского оружия», которое проиграло здесь Крымскую войну в середине 19 века. Кроме этого, Крым имеет стратегическое значение и общепризнанную богатую историю. Когда-то в Крыму, словно в большой крепости, находили пристанище народы, терпевшие поражение в Степи. Здесь доживали свой исторический век и последние скифы, и готы, и хазары. Мы уже писали о загадочном «Русском острове», который упоминали арабские авторы раннего средневековья. Существует предположение, что этим русским островом мог называться именно Крым, где обитали какие-то из русов-неславян. Могли так называться те же потомки скифов, или сарматов.

Путин не так давно, уже после «отжима» полуострова, придумал этому акту оправдание, заявив, что Крым - сакральная для России земля. Тут, в древнем Херсонесе (у славян - Корсунь) крестился от византийцев князь Владимир в 988 году. Не стоит сбрасывать со счетов еще одной глубинной связи между Крымом и Кремлем - этимологической. И Крым, и Кремль означают «отгороженное место», «крепость». В каком-то смысле - закрытая страна, недоступное место, что может быть эпитетом и сакральной территории, земли «блаженных праведников» и «небожителей». Еще одна важная историческая деталь - долгое время Крымское ханство совершало набеги на Московию, иногда облагая ее данью. В 1571 году крымский хан Девлет Гирей дошел до Москвы и сжег ее. Поэтому взять Крым важно для Кремля, если он ориентируется на иррациональные и эзотерические приоритеты в своей политике . Взяв Крым по «сакральным» соображениям, Кремль подтвердил свои истинные ориентиры.

Именно поэтому «умом Россию не понять». Значит и «волю к Донбассу» со стороны Москвы тоже нужно оценивать как иррациональные. Какие же «духовные скрепы» связывают Россию с Донбассом? В июне 2014 года русский журнал «Эксперт» вышел с характерным девизом на обложке: «Донбасс - сердце России» (такой же плакат работы О. Щевкуненко, но с индустриальным смыслом, относится еще к 1921 году), а в передовой статье Донбасс был объявлен еще и «форпостом русского мира». Если же смотреть российские телеканалы, то с весны 2014 года складывается впечатление, что Донбасс - не только сердце, но и все остальные жизненно важные органы России. Почему Донбасс, а не Суздаль, или Новгород, например? Российские СМИ на эту тему предпочитают молчать, потребитель «новостей» просто должен принять на веру идею: Донбасс почему-то важен для России. Никто из рупоров Кремля даже не удосужился в этой связи вспомнить ни про «Русский каганат», ни про «русские древности» Донбасса. Почему они даже не посчитали нужным этого делать?

Вся суть постсоветского Донбасса в одном фото (снято автором летом 2014). Отжившие индустриальные технологии, основанные на эксплуатации недр, плюс активная клерикализация деморализованного общества. Итог - война за «Новороссию».

Да, в последнее время много пишут на тему российского интереса к Донбассу, но он так и остается странным и темным. Потому что все объяснения пытались выстраивать на рациональных рассуждениях. Например, писали, что Гиркин-Стрелков «поджег» Донбасс именно в Славянске потому, что тут разведаны большие запасы сланцевого газа. Либо потому, что стратегически Славянск удобно расположен, на распутье между Донецком, Харьков и Луганском. Но это объяснения слишком рациональные, разумные, а надо искать именно мистические, а потому на первый взгляд абсурдные версии. Мистическое объяснение активизации «новоросского восстания» со Славянска может быть таким: совсем рядом находится старейший город Донбасса - Святогорск, названный так в честь располагающихся здесь живописных меловых Святых гор. Впервые они упомянуты еще у Сигизмунда Герберштейна в «Записках про Московию» (1526 год). Пещеры в меловых выступах были заселены монахами-пустынниками, которые жили здесь, по некоторым данным еще с XI века. Около 1624 года здесь был основан Святогорский Успенский монастырь. До конца XVII века Святогорский монастырь не имел ни одного наземного сооружения, то есть обитатели Святых гор реализовывали архетип праведников, живущих под землей, известный нам по мифам о рахманах, Гоге и Магоге, чуди-сииртя и других загадочных существах. Топоним Святые горы отсылает нас к архаическому мифу о Святогоре - гигантском богатыре, которого не могла держать земля. Из-за этого Святогор не мог покидать территорию Святых гор (мотив стража закрытого места, или даже мотив прикованного гиганта, вроде Прометея, либо скрытого в скалах или горах Гога и Магога). Как писал исследователь славянского фольклора В. В. Иванов, Святые горы противопоставлялись Святой Руси. По всему похоже, что древнее Святогорье соответствовало «закрытой стране» древних славян - Артании, о которой мы уже писали (см. «Народ-призрак»). Кроме того, Славянск располагается в древнем Бахмутском металлургическом центре, что указывает на богатство этой территории археологическими артефактами, связанными с деятельностью первых кузнецов, обладавших статусом жрецов и шаманов. Интересно, что старое название Славянска - Тор (вблизи расположен город Краматорск, имеющий в основе тот же корень), можно связать с именем второго после Одина бога асов - Тора.

Еще немного донбасской мистической реальности, которая вершится у нас на глазах. Я писал о «народе-призраке». А сегодня в городе Алчевске дислоцируется военное образование сепаратистов «Новороссии», называющее себя «бригада «Призрак». Весь мир заставила заговорить о Донбассе катастрофа «Боинга-777» над Донецкой областью 17 июля 2014 года. Факты свидетельствуют, что пассажирский лайнер был сбит, вероятно, сепаратистами. При этом «Боинг» начал рассыпаться в воздухе в районе села Рассыпное, а большая часть обломков рухнула на поля у села Грабовое, где местное население и сепаратисты активно рылись в вещах мертвых пассажиров. Грабеж возле Грабового. Замечу, что дерево граб в Донбассе не растет, а потому происхождения имени села Грабовое остается туманным.

Еще год назад в Донбассе не было и тени сепаратистских настроений. Да, существовала ностальгия по империи, тяга к «великой России», но это все далеко от веры в возможность построения собственного государства (или даже нескольких государств). Год назад никто в бредовом сне не смог бы увидеть, что в Донбассе вскоре возникнет целых два новых государства! Хотя мне такой сон приснился 28 февраля 2014 года. Сон о поездке в Горловку, которая оказалась за границей. Но через несколько месяцев этот сон сбылся. Потому что я оказался в «ЛНР», а Горловка - в «ДНР». Горловка оказалась «за границей», да и сама ситуация в Донбассе - за границами здравого смысла.

Почему вдруг сепаратистские настроения в Донбассе стали если не господствующими, то мейнстримовыми? И почему Россия так быстро уверовала в свое «сердце в Донбассе»? Это результат только успешных стараний пропаганды, или в основе имеется более глубокое иррациональное зерно? Проще, конечно, пытаться все объяснять рационально, да только ведь речь идет об иррациональных мотивах, руководящих миллионами людей. Как тут их не учитывать, сбрасывать со счетов?

Если пообщаться с «новоросами» и адептами «Донбасса, который никто не ставил на колени», то помимо безудержной веры в несметные богатства донбасской земли, трудолюбие народа и прочие мифы, обнаружим следующее. Вернее - не следующее, а вполне вытекающее из вышесказанного. Донбасс видится этим людям землей обетованной. Хотя одновременно он может видиться им адом. Интересное сочетание, но не лишенное важной параллели с тем, что я писал выше. Вспомним, что путь в еврейский Эдем лежит через Шеол (ад). Что путь в рай сторожит ангел с огненным мечом. Что путь в блаженную страну «Махабхараты» охраняют демоны. Что на пути в Гиперборею обитают воинственные и опасные народы. Что Гог окружен Магогом. А это и есть Донбасс и вся его суть. Итак, «новоросы» и очень многие русские, воюющие за «Новороссию», либо свято в нее верящие, видят ее как утопическую матрицу грядущей «Новой Руси». Сегодняшняя «Новороссия» - это Россия завтра. Встречал даже в интернете мысль, что здесь русские воюют за мифическую Гиперборею. Как видим, иногда иррациональные протуберанцы безумия могут выносить на поверхность сознания магму древней мудрости.

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Факты и мифы Пока тексты были в переводе, я снова вернулся к теме Атлантиды. О существовании этого континента спорят до хрипоты и по сегодняшний день. Спорят историки, биологи, геологи, астрономы… К каким же выводам они пришли?По сути - ни к каким. Продолжаются бесконечные

Из книги Маски мира автора Зорин Петр Григорьевич

83 МИФЫ ВИРТУАЛЬНОГО МИРА Мифы не только отражают мировоззрение того народа, у которого они возникли, но одновременно являются указателями на пути становления этого народа. Они же воспитывают народ в определенном национальном духе, содержат в себе своеобразный эталон

Из книги Геопсихология в шаманизме, физике и даосизме автора Минделл Арнольд

Из книги Шаманы и Боги автора Лар Леонид Алексеевич

Из книги Вам поможет Домовой автора Крымова Марина

Дивьи люди. Мифы и легенды Наверное, не существует такого народа, у которого нет сказаний о существах, живущих во мраке подземелий. Согласно старинным мифам французских, английских и скандинавских народов, в пещерах, которые разветвлены на многие километры,

Из книги Аватары Шамбалы автора Марианис Анна

МИФЫ И ПРАВДА О РЕРИХЕ В 1926 году в ходе своей многолетней трансгималайской экспедиции Рерихи прибыли в Москву и передали советскому правительству так называемое «Послание Махатм» и ларец с гималайской землей, для возложения ее «на могилу брата нашего, Махатмы Ленина».

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

Из книги Тайна Воланда автора Бузиновский Сергей Борисович

1. «СЕКРЕТНЫЕ МИФЫ» «Помоги, Господи, кончить роман!» - записал Булгаков в своем дневнике. Рукопись «Мастера и Маргариты» он называл «секретными мифами». А за несколько часов до смерти Михаил Афанасьевич показал глазами на картонную папку и прошептал: «Чтобы знали…

Из книги Магия для стервы. Ведьма или волшебница? автора Шацкая Евгения

Развеянные мифы о жирах В современном обществе липиды (жиры) являются объектом неистового психоза. Липиды, или резервные жиры, представляют собой сложные молекулы. Их можно классифицировать по химической формуле.Насыщенные жирные кислоты (Н) содержатся в мясе, яйцах,

Из книги Безумие и его бог (сборник) автора Гофман Эрнст

Мифы его эпифании Необычен миф о рождении бога, странностью и беспокойством отличаются сказания о его появлении среди людей. Его рождение не похоже на рождение других богов, встречается он с людьми особенным образом - стремительно, удивительно, ослепительно, что

Из книги GA 092 - Оккультные истины древних мифов и легенд автора Штайнер Рудольф

Греческие и германские мифы

Из книги Астрология имени автора Глоба Павел Павлович

Мифы и антимифы Называя себя каким-то именем, мы подключаемся независимо от нашего желания к его смыслу и мифологическому образу. Очень важно разобраться с мифологическим сценарием имени, чтобы понять, в какую мистерию вовлекается человек и какую роль ему придется в ней

Из книги Тайны происхождения человечества автора Попов Александр

Из книги Люди-феномены автора Непомнящий Николай Николаевич

Дон Жуан: мифы и легенды Так хорошо известный нам по литературным и музыкальным произведениям Дон Жуан, коварный соблазнитель, разрушитель семей, искатель наслаждений и приключений, дерзкий и смелый – имел по меньшей мере двух реальных прототипов, считает историк С.

Из книги Осмысление процессов автора Тевосян Михаил

Из книги Сокровенный смысл жизни. Том 3 автора Ливрага Хорхе Анхель

Человек, его мифы и символы

Горный дух Донбасса - Добрый Шубин

Кто из нас в детстве не зачитывался уральскими сказами Павла Бажова о Хозяйке Медной горы?..

Оказывается, и у донбасских шахтеров есть свой мифологический горный дух - Добрый Шубин. Горняки Донбасса не просто верят в него, они могут рассказать об этом духе много интересного.

Добрый Шубин постоянно выручает шахтеров, заранее предупреждая об обвалах, а то и богатый угольный пласт укажет, оттого и прозвали его - добрым. Хотя нерадивых и ленивых Шубин не любит и может даже наказать или хотя бы попугать немного.

Здесь принято уважительно относиться к этому духу, говорить о нем только добрые слова, чаще всего благодарственные, реже - с какой-либо просьбой, делиться обедом, ну и так далее. А в самом Донецке есть памятник горному духу, и даже выпускается пиво «Добрый Шубин».

Неизвестно, радует ли это мифического духа, но зато укрепляет веру в него самих шахтеров и их близких, которые, провожая горняков под землю, надеются на помощь со стороны Доброго Шубина.

Одна из легенд о Добром Шубине

Согласно легенде, Добрый Шубин появился на горных выработках Донбасса не позднее XIX века, хотя вполне возможно, что горняки знали о нем с самого начала разработки здесь каменного угля, то есть еще с XVIII столетия. Что это за дух и откуда он взялся, никто толком не ведает, но существует несколько известных историй, связанных с ним. Мы расскажем вам лишь одну, самую интересную и во многом поучительную.

Рассказывают, как однажды на Донбассе появился английский предприниматель Джон Джеймс Юз, который прослышал про этот богатый углем край и приехал в Россию поправить свое материальное положение. Здесь он строил шахты, основал металлургический завод, возле которых постепенно вырос рабочий поселок Юзовка - будущий Донецк. Но это было уже потом, а вначале Джон долгое время не мог нащупать угольную жилу и даже стал сомневаться в успехе своего предприятия.


Но… однажды ему встретился в поле пастух, высокий старик с густыми бровями и жгучими глазами. И поведал Юзу, что угля в местной земле действительно много и он покажет барину, где его найти. Правда, с одним условием, что Юз не будет неправды чинить, обижать рабочих и никогда не нарушит обозначенных на карте границ. С этим пастух и подарил англичанину карту угольных месторождений. От радости Юз аж заплясал на месте, глянь - а старика уж и след простыл.

И все у английского барина с тех пор пошло на лад: шахты развиваются, уголь идет на плавку железа - бизнес процветает. Но все это было до тех пор, пока Юз держал слово, данное загадочному пастуху. Однако жадность - главный враг любого человека. И не выдержал испытания британец, нарушил границы дозволенного, да и рабочих стал притеснять. И тогда явился ему во сне страшный старик, сверкнул своими жгучими глазами и сердито молвил - готовься к худшему, жди беды.

Беды тут же и посыпались на голову промышленника: приключилось серьезное несчастье с женой, погиб сын, не говоря уж о самом бизнесе, который вдруг покатился под гору. Бросился барин искать пастуха, чтобы попросить прощения, да где ж его в мире-то найти?..

Тут только Юз и обнаружил на карте, данной ему загадочным стариком букву «Ш», а старики-рудокопы пояснили хозяину, что это знак горного духа Шубина…

Видео: Мифологический горный дух Донбасса - Добрый Шубин



http://esoreiter.ru/

Легенда о Добром Шубине.

Донецкие легенды, как все остальные, являются своеобразным народным фольклором, сказками, в которых тесно переплетаются правда и вымысел. Одной из таких легенд стала история, придуманная еще во времена Джона Хьюза - легенда о Добром Шубине. Шахтерский труд невероятно тяжелый и опасный. Ежегодно в шахтах региона гибнут шахтеры. Основная опасность исходит от взрывоопасности газа метана, который имеет особенность собираться в лаве. Газ этот без цвета и запаха, поэтому его очень сложно обнаружить, равно, как и уловить закономерность его появления в шахтных выработках.

Сам по себе газ не токсичен. Он не легче воздуха и не скапливается в проветриваемых помещениях. Опасность представляет концентрация газа более 25 процентов. Основная опасность метана заключается в том, что при концентрации его в воздухе более 4,4 процента, газ становится взрывоопасным. Наибольшая взрывоопасная концентрация метана составляет 9,5 процентов. И если сегодня существуют разнообразные датчики для обнаружения метана, то несколько веков назад шахтеры были лишены подобной технической поддержки.

Говорят, что существовала даже такая шахтерская специальность. По шахте ходил человек с факелом и сжигал, собирающийся в воздухе метан. Излишне говорить о том, что работа эта была смертельная и редко кто на нее соглашался. По одной из версий легенды, среди таких шахтеров был смельчак по фамилии Шубин. Он погиб от взрыва метана, а дух его стал хранителем и хозяином шахт.

По другой версии, в одной из шахт Донбасса работал молодой шахтер Шубин. При взрыве метана в забое погибла вся бригада, в живых остался только Шубин. От горя или от бессилия перед страшной бедой, люди обвинили во всем именно его. Парень не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое. Больше его никто не видел. Одни считали, что Шубин повесился, другие, что молодой шахтер взорвал вместе с собой шахту.

В одном эти легенды переплетаются - Добрый Шубин до сих пор помогает шахтерам. Он каждый день обходит свои выработки, словно Хозяйка Медной Горы. Предупреждает шахтеров об опасности выброса метана или обвала. Иногда он выводит на поверхность, попавших в завал шахтеров, или приходит к ним на помощь. Говорят, что те шахтеры, которым встретился дух Доброго Шубина, увольняются с шахт. Считается, что увидеть Доброго Шубина - означает получение предупреждения о предстоящей гибели.

Пивовары, узнав об этой легенде, решили назвать Добрым Шубиным один из сортов пива. С этикетки пива улыбается шахтер, держащий в руке пивную кружку. Пиво пользуется спросом у многих любителей хмельного напитка.

Миф о метро для городских чиновников.

Есть в Донецке свой "Белый дом", так в народе называют Областной исполнительный комитет. Строился он еще при Советском Союзе и, как это было принято в те годы, с огромным масштабом. Даже по сегодняшним меркам здание и прилегающая к нему территория поражает своими внушительными размерами и архитектурным величием. Рядом с ним были разбиты многоуровневые клумбы и фонтаны. Местные старожилы говорят, что при помощи фонтанов и вентиляционных выходов, поддерживается микроклимат в бункере под обкомом.

Бомбоубежище, которое возводилось в годы холодной войны, имеет внушительные размеры. Говорят, что оно было шире бульвара Пушкина и доходило до улицы Артема. От бомбоубежища вели подземные ходы.

Донецкие диггеры утверждают, что существует еще один секретный подземный объект, о котором не сохранилось документальных свидетельств. Это так называемое секретное метро, одна из веток которого начинается от дома по Щорса, 62. Затем эта ветка направляется к городскому исполкому, облгосадминистрации и министерству угля. Все ветки, соединяясь в одну, уходят по направлению Гладковки. Предполагают, что подземные галереи были построены для эвакуации городской и партийной власти в случае военных действий. К сожалению, история о секретной подземке не была подтверждена, похоже, что данная информация по-прежнему засекречена.

А вот по поводу сталинских домов, располагающихся по улице Щорса, то они действительно имеют добротные подвалы и бомбоубежища. Строились дома пленными фашистами качественно. Квартиры в них крупногабаритные, с высокими потолками. Зимой в них тепло, а летом прохладно. Однако пару десятков лет назад уровень подземных вод под домами неожиданно стал подниматься, и некоторые подвалы были затоплены.

Памятник "Слава шахтерскому труду".

В Киевском районе города Донецка установлен памятник "Слава шахтерскому труду". Он представляет собой фигуру шахтера. В вытянутой вперед руке горняк держит символ Донбасса - кусок угля. Сама скульптура шахтера изготовлена из чугуна и весит 22 тонны. А вот кусок угля был выполнен из алюминия, и его вес составляет 90 килограммов. Авторами памятника являются архитектор П. И. Вигдергауз и скульптор К. Е. Ракитянский.

С памятником связана еще одна городская легенда. Говорят, что во время полнолуния горняк меняет руку, в которой он держит кусок угля. Тяжко видно не только живым шахтерам уголек дается, но и чугунным.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные