Презентация на тему свиридов. "Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться." Г.В. Свиридов. девять песен для баса на стихи Р.Бернса

«Конкурс презентаций «Великие люди России» Номинация: Другие великие люди России Название: Жизнь и творчество Свиридова Георгия Васильевича. Работу подготовила: Панкеева Людмила Анатольевна, учитель истории и Сайт «Сообщество взаимопомощи учителей сайт» обществознания

Слайд 2

Биография Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух,

Слайд 3

Биография С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР. Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья. В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов». «Моя музыка - некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней». Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 4

Творчество Георгия Васильевича «Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа» Свиридов Георгий Васильевич Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита. Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Слайд 5

Самым непосредственным образом с родным краем связан хоровой цикл Свиридова «Курские песни». Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившее название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» - Р. К. Щедрин, Н. Н. Сидельников, С. М. Слонимский, В. А. Гаврилин и другие. Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания. Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 6

Произведения В студенческие годы Свиридов впервые обращается к кинотеатральным жанрам: сочиняет оперетту «Настоящий жених», музыку к фильму «Поднятая целина» . В годы войны продолжалась работа и над камерной вокальной музыкой. Это - «Песни странника», «Сюита» на слова Шекспира «Песни странника» Свиридовым созданы и другие замечательные сочинения: симфонический "Маленький триптих", кантата "Снег идет" (на стихи Б. Пастернака) , "Петербургские песни" (на слова А. Блока) .

Слайд 7

Фильмография Георгий Свиридов - автор музыки к тринадцати фильмам.  «Поднятая целина» (1940)  «Пржевальский»(1951)  «Римский- Корсаков»(1952) «Великий воин Албании Скандерберг» (1953) «Полюшко-поле»(1956)  «Красная площадь»(1960) «Воскресенье» (1961)  «Русский лес»(1964)

Слайд 8

Фильмография «Метель» (1964) «Время, вперед!» (1966) «Доверие» (1976) «Царь Федор Иоаннович» (спектакль Малого театра) (1981) «Красные колокола». Фильм 2. «Я видел рождение нового мира» (1982) Композитор некоторое время входил в съёмочную группу «Золотого теленка»: он создал три оркестровых фрагмента («Автопробег», «Остап Бендер» и «Паниковский»).

Слайд 9

Последние годы жизни В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище. «Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным». Свиридов Георгий Васильевич

Слайд 10

В память о Свиридове… Памятник уроженцу Курска, композитору, Народному артисту СССР Георгию Свиридову (скульпторы – Николай Криволапов и Игорь Минин) появился на пересечении улиц Ленина и Золотой в 2005 году и стал первым «сидящим». На тот момент все монументы в центре Курска были вертикальными. Выбор места неслучаен. В 1930-х годах здесь находились музыкальная школа и техникум, где Свиридов получил начальное музыкальное образование. На нем высечены слова композитора: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».

Слайд 11

В память о Свиридове… В родном городе Георгия Свиридова Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.

Слайд 12

В память о Свиридове… В Санкт-Петербурге на улице Есенина была открыта школа искусств его имени. В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора. Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие » имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя. В Тольятти с 1995 года работает МБУ ДО школа искусств, которой в 2006 году было присвоено имя Г. В. Свиридова. В городе Петрозаводске(столице Республики Карелия) детская музыкальная школа № 3 носит имя композитора. Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л.Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер (1925-1998). Имя «Георгий Свиридов» носит Airdus A320 (б/н VP-BDK).

Слайд 13

Свиридов Г.В.- великий российский композитор. Творчество Свиридова, как творчество любого подлинного художника, несет в себе некую тайну. Эта тайна - не для разгадывания, а для вслушивания, для бережного сохранения ее хрупкой неприкосновенности. В этой парадоксальной хрупкости музыки Свиридова и кроется та загадка, о которой идет речь. Как бы ни был масштабен, огромен мир образов композитора, сущность его - в пронзительности и нежности лирического переживания. Но это переживание совершенно особого свойства. Оно не может быть описано в терминах субъективного романтического переживания и ни в коем случае не сводимо к нему. Михаил Аркадьев «Лирическая Вселенная Георгия Свиридова»

Слайд 1

Свиридов георгий васильевич.

Слайд 2

Свиридов Георгий Васильевич

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов (3 декабря 1915, Фатеж, Курская губерния - 6 января 1998, Москва) - советский и российский композитор, пианист. Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968, 1980) и Государственной премии РФ (1994). Среди сочинений Свиридова - всемирно известные музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» и сюита «Время, вперёд!».

Слайд 3

Биография Г.В Свиридова.

Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе. Георгий Васильевич Свиридов родился в городе Фатеж, ныне Курской области. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в Гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года. В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе.

Слайд 4

Творчество Г.В Свиридова.

Фортепианное трио (1945, 2-я ред. 1955) Сталинская премия, 1946 Музыка к спектаклю «Дон Сезар де Базан» Ленинградского драматического театра (1948) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов (1954-1955, не окончена) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я. Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи С. А. Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)

7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935) 6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935) Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (1937) 7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938) Камерная симфония для струнного оркестра (1940) Соната для скрипки и фортепиано (1941, черновые наброски) 3 романса на стихи А. А. Блока (1941) «Песни странника», вокальный цикл для баритона и фортепиано на стихи Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана (1941-1942) Концерт № 2 для фортепиано с оркестром (1942, сохранился не полностью либо не завершён) Соната для фортепиано (1944) «Из Шекспира», вокальный цикл для низкого голоса и фортепиано (1944, 2-я ред. 1960) Фортепианный квинтет (1944, 2-я ред. 1944-1945)

Описание слайда:

Произведения Свиридова Г.В. Вокальная музыка 6 романсов на слова А.Пушкина (1935) 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)3 романса на стихи А.Блока (1941) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60) Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950) Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955) Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956) Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956) Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырех певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69) Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973) Гимны Родины для хора (1978) 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980) «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980) «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981) «Петербург», вокальная поэма (1995) «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

По накалу эмоций и страстей «Романс» можно сравнить с симфонией! Несмотря на то, что
отсутствуют главная и побочная партии, музыка не статична, звучит в развитии и движении, какие
можно услышать лишь в крупных музыкальных формах! Мы постараемся вас убедить в этом.
Кульминацией пушкинской повести является момент объяснения в любви, а кульминацией
музыкальных иллюстраций является «Романс». Оба отрывка – это диалоги. Они совпадают по
эмоциональному настроению. Динамика и тембры инструментов симфонического оркестра следуют
за пушкинским текстом.
Первое проведение темы – начало объяснения. «Я вас люблю, - сказал Бурмин, - я вас люблю
страстно…» (Марья Гавриловна покраснела и наклонила голову еще ниже). В оркестре солируют
скрипка и виолончель.
Второе проведение темы. « Я поступил неосторожно, предаваясь милой привычке, привычке
видеть и слышать вас ежедневно…» В оркестре солируют гобой и флейта, мелодия становится
более взволнованной.
Третье проведение темы. «Теперь же поздно противиться судьбе моей; воспоминания об вас,
ваш милый, несравненный образ отныне будет мучением и отрадою жизни моей; но мне еще
остается исполнить тяжелую обязанность открыть вам ужасную тайну и положить между нами
непреодолимую преграду…» - « она всегда существовала, - прервала с живостью Марья Гавриловна, -
я никогда не могла быть вашею женою…» «Да, я знаю, я чувствую, что вы были бы моею, но – я
несчастнейшее создание … я женат!». Музыка точно передает смятение чувств главных героев.
Четвертое проведение темы. « Я женат, - продолжал Бурмин, - я женат уже четвертый год и не
знаю, кто моя жена, и где она, и должен ли свидеться с нею когда-нибудь». Соло трубы звучит на
фортиссимо, достигает своей кульминации, здесь слышатся боль и отчаяние человека,
вынужденного отвечать за безрассудство молодости.
Пятое проведение темы. «Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции
поехал. В то время я так мало полагал важности преступной моей проказе, что, отъехав от церкви,
заснул и проснулся на другой день поутру, на третьей уже станции. Слуга, бывший тогда со мною,
умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту. Над которой подшутил я так жестоко и
которая теперь так жестоко отомщена.
-Боже мой. Боже мой! – сказала Марья Гавриловна, схватив его руку, - так это были вы! И вы не
узнаете меня?
Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам…»
Эмоциональный накал в пятом проведении спадает, как будто герой смиряется со своей судьбой.
Тема звучит у кларнета и скрипки, затем у виолончели. После всего пережитого у героев не хватает
эмоций для радости. Музыка звучит светло, печально, отрешенно…
В каком бытовом романсе вы встретите такую трагедию, страсть и такую непредсказуемую
развязку!?

ВРЕМЯ ГЕОРГИЯ

СВИРИДОВА

«НАМ НУЖНА МУЗЫКА…

ПОД СТАТЬ ВРЕМЕНИ».


1915 – 1998

Его отец был почтовым служащим, а мать - учительницей.


В детстве юного любителя музыки привлекала балалайка. Будущий композитор научился играть на ней так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов.

Летом 1929 года Свиридов поступил в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик сыграл на рояле марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

Рояль фирмы «Беккер»

первый музыкальный инструмент в семье Свиридовых


ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ ГЕОРГИЯ СВИРИДОВА:

«Мое отрочество прошло в Курске, там я учился в общеобразовательной школе и одновременно музыкальной. Это было в конце двадцатых годов. …В Курске… была опера, играла весь зимний сезон, а летом в городском саду играла оперетта… В концертах я слышал Нежданову, Собинова, Цесевича! Слышал квартеты имени Глазунова и имени Вильома, виртуозов-пианистов и скрипачей. Они приезжали в Курск на гастроли. Звучала классика, и публика очень любила серьезную музыку…»

Из книги Р.Шейко «Елена Образцова»

В.Уфимцева – первый учитель Г.В. Свиридова в музыкальной школе. Общение с этим чутким и талантливым педагогом во многом обогатило Свиридова: он научился профессионально играть на рояле, полюбил литературу.


В 1932 году Георгий Свиридов поступил в Ленинградский музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор И.Браудо. Под его руководством Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику.

Однако уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова врожденный дар композиции, и добился его перевода на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант М. Юдин.


Под руководством Михаила Юдина Свиридов всего за два месяца написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано . Они до сих пор известны среди музыкантов и используются как учебный материал. В классе Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина . Они были напечатаны и вошли в репертуар таких известных певцов, как С. Лемешев и А. Пирогов.


Летом 1936 года Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии имени А. Луначарского. Первым его педагогом там был профессор

П. Рязанов, которого через полгода сменил Д. Шостакович. В классе Шостаковича Свиридов пробыл четыре года и закончил консерваторию летом 1941 года. Его выпускной работой стала Первая симфония и Концерт для струнных инструментов.


До 1944 года Свиридов жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он начинает писать военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, "Песня смелых" на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров. Тогда-то Свиридову впервые пришлось поработать для музыкального театра, и он создал оперетту "Раскинулось море широко", в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде. Оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены.

А в 1960 году оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.


В 1956 году поселился в Москве. Сочинения композитора разнообразны по жанрам:

это симфонии и кантаты, песни и романсы.

Георгий Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал "музыкальной иллюстрацией". Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. Это прежде всего цикл, посвященный повести Пушкина "Метель". Но главным жанром, с которым композитор не расстается никогда, является песня и романс. Свиридов не только пишет романсы на классические тексты, но и использует в качестве основы народные песни, как, например, он это сделал в кантатах "Курские песни" и "Деревянная Русь". Его музыка отличается простотой и какой-то особенной наглядностью. Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте, в кино, в драматическом театре.


Произведения Г.В.Свиридова:

1949 - вокальная поэма «Страна отцов» на стихи А.Исаакяна

1954 – хоровые циклы «Декабристы» на слова А.Пушкина

«Пять песен о России» на слова А.Блока

1955 - девять песен для баса на стихи Р.Бернса

«Поэма памяти Сергея Есенина»

1959 – «Патетическая оратория» на стихи В.Маяковского

196 4 – вокальный цикл «Курские песни»

1966 - кантата «Деревянная Русь» на стихи С.Есенина,

кантата «Снег идет» на стихи Б.Пастернака

1972 - «Весенняя кантата» на стихи Н.Некрасова

1973 – «Концерт памяти А.А.Юрлова»

1974 – музыка к кинофильму «Метель»

1977 – поэма «Отчалившая Русь»,

музыка к кинофильму «Время, вперед!»

1979 – концерт для хора «Пушкинский венок»

кантата «Ночные облака» на слова А.Блока

1980 – хоровая поэма «Ладога»

хоровой цикл «Песни безвременья», «Гимн Родине»

1993 – «Духовные песнопения и молитвы»

Оперетты: «Огоньки», «Раскинулось море широко»,

«Настоящий жених»


Свиридов был щедро отмечен званиями и наградами:

В 1946, 1968, 1980 г награжден Государственной премией СССР,

в 1960 награжден Ленинской премией,

в 1970 году присвоено звание народного артиста СССР,

в 1975-м – присвоено звание Героя Социалистического Труда.



В этом году в Курске пройдет традиционный фестиваль им. Свиридова

  • Концертная программа стартует 8 ноября
  • С 8 ноября по 18 декабря в Курске и Фатеже пройдет XV I музыкальный фестиваль имени Георгия Свиридова.
  • В первый день фестиваля на курской сцене выступит Большой симфонический оркестр им. П.И Чайковского.


  • Участниками фестиваля станут также пианист Александр Гиндин , Хор мальчиков и юношей хорового училища имени Свешникова, Камерный хор Гомельской областной филармонии. В рамках фестиваля состоялась презентация фотоальбома "Неизвестный Свиридов", в который вошли материалы из архивов знаменитого баса Большого театра Александра Филипповича Ведерникова ; камерный концерт с участием лауреатов конкурса камерного пения прошел в Фатеже. На закрытие фестиваля приехал Академический хор "Мастера хорового пения" под руководством Льва Конторовича . Программа концерта, в которую вошли русская духовная музыка, фрагменты "Пушкинского венка" Свиридова, обработки народных песен, собрала аншлаг в зале.

Мемориальный музей композитора Георгия Свиридова был открыт к 90-летию со дня рождения классика. Он создавался как филиал Курского областного краеведческого музея.

Музей расположился в здании старинного особняка, два этажа которого в начале ХХ в. занимало почтово-телеграфное ведомство, третий этаж был переоборудован под служебные квартиры. Одну из них получил В.Г. Свиридов – отец будущего композитора. 16 декабря 1915 г. здесь появился на свет Георгий Свиридов.


Экспозиционная площадь музея составляет 115 кв. м.

В экспозиции музея отражены все периоды жизни и деятельности Георгия Свиридова – детские годы, проведенные в родном Фатеже, годы жизни в Курске, Ленинграде, Москве; показан весь творческий путь великого композитора. Определенный колорит залам музея придает интерьер мебели начала XX века, сохранившийся до нашего времени первый музыкальный инструмент Г.В. Свиридова – рояль фирмы «Беккер», появившийся в семье в 1920 г. Редкие документы, фотографии, ноты, вещи с рабочего стола композитора также создают особое настроение.


В 2006 г. в музей передан бюст композитора работы народного художника СССР М.К. Аникушина.

Родина Георгия Свиридова стала местом проведения Всероссийских музыкальных фестивалей, на которых выступают известные исполнители и хоровые коллективы.

Здание мемориального музея композитора Г.В. Свиридова имеет статус памятника архитектуры федерального значения.

Ежегодно музей посещает около 3 000 посетителей.




В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные