Проект "мой читательский дневник". Требования к оформлению читательского дневника Как лучше оформить читательский дневник

Уроки литературы в школе относятся к числу наиболее интересных и увлекательных. Многие современные дети с удовольствием читают былины и сказки, высказывают свое мнение о сюжете и героях, не боятся задавать вопросы. Но нередко этого бывает недостаточно для того, чтобы получить отличную отметку по этому предмету. Предлагаем познакомиться с несколькими рекомендациями, которые помогут разобраться, как оформить читательский дневник.

Что это такое

Читательский дневник для школьника представляет собой толстую тетрадь, в которую ученики выписывают цитаты из изучаемого произведения, пересказывают его сюжет. Польза такой работы бесспорна: при необходимости подготовиться к контрольной или написанию сочинения не нужно перечитывать текст, достаточно открыть свой дневник и освежить в памяти события или героев.

Секреты оформления

Как правильно оформить читательский дневник, чтобы им было удобно пользоваться?

  • Прежде всего необходимо сделать нумерацию страниц и содержание - это поможет быстро найти необходимое произведение.
  • Обязательно указывать разделы - «Устное народное творчество», «Литература 18-го века», «Литература 19-го века» и т. д. Названия этих разделов следует написать крупным шрифтом, можно использовать печатные заглавные буквы и цветные ручки. Чтобы дневник смотрелся аккуратно, необходимо использовать один цвет для заголовков одного уровня.
  • Внутри каждого крупного раздела нужно выделять подразделы. Так, «Литература 19-го века» обязательно будет включать в себя части «Творчество Пушкина», «Поэзия Лермонтова», «Гоголь» и прочее, в зависимости от школьной программы. Название подраздела также необходимо выделить цветом, подчеркнуть.

Как правило, в школе учителя не выдвигают четких требований к тому, как оформить читательский дневник, ведь это прежде всего подсказка для ученика. Поэтому можно свободно проявить фантазию.

Особенности формы

Очень удобной формой является таблица, включающая в себя такие графы:

  • Ф. И. О. автора;
  • название произведения;
  • основные герои;
  • место и время действия;
  • ключевые события или цитаты.

Очень важно делать в таблице столбики различной ширины. Последний должен быть самым широким.

Как оформить читательский дневник без таблицы? Можно писать сплошным текстом, подчеркивая или выделяя цветом названия произведений, авторов и основные мысли. Некоторые ученики, обладающие богатой фантазией, сами придумывают схемы, в которых отображают взаимоотношения персонажей литературного произведения и произошедшие с ними события. Работа над таким изложением материала потребует некоторого времени, зато вспомнить текст впоследствии труда не составит.

Специфика содержания

Как оформить читательский дневник, чтобы по нему было легко подготовиться к написанию сочинения? Прежде всего при пересказе обязательно необходимо указывать страницы книги или учебника, где речь идет о том или ином событии. Это позволит быстро найти в тексте необходимое место и процитировать.

Обязательной частью дневника являются цитаты из произведения, помогающие дать характеристику герою, понять авторский замысел, идею текста. Их можно при необходимости сокращать, помечая места сокращения многоточием. Нелишним будет указание жанра и года написания текста, эти данные можно использовать во введении к сочинению. Обязательно записывать трудные для произнесения имена персонажей, особенно из древней или зарубежной литературы. Это позволит сэкономить массу времени, ведь искать их по книге не придется.

Младшие школьники могут украшать свои тетради иллюстрациями и картинками.

Обложка

Рассмотрим, как оформить обложку читательского дневника. Есть несколько способов:

  • Самый простой - купить подходящую тетрадь, на которой так и будет написано «Читательский дневник», достаточно лишь указать свои Ф. И. О. и класс.
  • Можно купить обычную тетрадь с одноцветной обложкой и проявить фантазию: наклеить на нее иллюстрацию из любимого произведения, написать несколько понравившихся цитат, красивыми буквами (например, в старославянском стиле) вывести слова «Читательский дневник». Тогда тетрадь станет настоящим сокровищем любого ученика.
  • При помощи обычной тесьмы можно сделать закладку: берется тесьма, длина которой примерно на 7 см длиннее тетради, один ее конец аккуратно на скотче приклеивается в верхнем левом углу задней обложки, а оставшаяся часть закладывается на необходимой странице. Тесьмой можно оклеить и обложку.

Мы рассмотрели, как красиво оформить читательский дневник, чтобы долгие годы он радовал своего владельца. Выбрасывать такие тетради не стоит, ведь при подготовке к выпускным и вступительным экзаменам по литературе потребуется вспомнить ранее изученные тексты. И владельцам дневников не придется идти в библиотеку.

Ведение читательского дневника для учащихся 3 класса является обязательным. И многие дети воспринимают это задание как тяжкую повинность. Но если уделить немного времени оформлению этой шпаргалки, то ведение дневника будет любимым занятием ребёнка. К тому же подобная «шпаргалка» может стать предметом гордости школьника.

Зачем нужен читательский дневник

Основное предназначение читательского дневника — это напоминать учащемуся о прочитанных произведениях. Благодаря этой «шпаргалке» ребёнок всегда сможет вспомнить о сюжете и главных героях рассказа, а также о впечатлении от прочитанного.

Читательский дневник для 3 класса поможет ребёнку вспомнить обо всех произведениях, прочитанных за лето.

Кроме того, ведение читательского дневника отлично влияет на развитие школьника. Благодаря этой «шпаргалке» ребёнок:

  • анализирует и обдумывает прочитанное;
  • учится связано высказывать свои мысли;
  • тренирует память.

К тому же читательский дневник влияет на творческие способности ребёнка, ведь малышу необходимо придумать, как красиво оформлять эту «шпаргалку».

Как оформить дневник

Каких-либо жёстких правил по ведению читательского дневника не существует. Но все же яркую и красочную «книжку» дети заполняют с большим удовольствием. Поэтому стоит уделить немало внимания оформлению дневника. При желании обложку «шпаргалки» можно украсить разными аппликациями или картинками.

Для читательского дневника лучше выбрать общую тетрадь или большой блокнот. Маленькая тетрадочка быстро потеряет свой внешний вид, и ребёнку будет неинтересно её заполнять.

Особое внимание следует уделить титульному листу. На первой странице необходимо указать фамилию и имя читателя, а также номер школы и класса. Чтобы дневник стал более индивидуальным, придумайте для него своё название.

Образец готового читательского дневника нередко даёт учитель. Но многие педагоги рекомендуют детям самостоятельно придумать, как должна выглядеть эта тетрадь. Пример необходимых колонок:

  • Дата чтения.
  • Автор произведения.
  • Название.
  • Главные герои рассказа.
  • Краткое содержание произведений.

Красиво оформленный дневник вести намного приятней. Поэтому ребёнку следует хорошо поработать над дизайном страниц. К примеру, разрешается выделять заголовки цветными пастами, но заполнять дневник нужно обычной ручкой. Кроме того, допускается использование разных шрифтов и таблиц.

После краткого содержания произведения желательно написать отзыв о прочитанном.

Как заполнить дневник

Для того чтобы «шпаргалка» приносила пользу и удовольствие школьнику, необходимо её постоянно заполнять. Правила ведения дневника:

Ведение читательского дневника — весьма полезное и интересное занятие, которое положительно влияет на развитие ребёнка. Но чтобы это задание приносило максимум удовольствия, юному школьнику необходимо уделить достаточно внимания оформлению «шпаргалки». Тогда дневник станет любимой книжкой для ребёнка.

Начиная уже с первого класса, детям задают определённый список книг, который они должны прочитать до начала нового учебного года. Записи в дневнике помогут школьнику вспомнить содержание книги. В читательском дневнике содержится вся информация о заданных для прочтения книгах. Подготовить такой дневник нетрудно, главное приложить немного старания.

Шаг 1. Титульный лист дневника

В самом начале нужно определиться со способом оформления читательского дневника. За основу можно взять обычную тетрадку в клетку. На титульной странице размещаем надпись: «Читательский дневник», указываем имя, фамилию автора и класс. Ребёнок может оформить обложку по своему вкусу.

Шаг 2. Список прочитанных книг

На следующей странице подготавливается содержание читательского дневника. В нём будут перечислены все книги, которые ребёнок прочитал за лето. Для максимального комфорта можно пронумеровать страницы.

Шаг 3. Порядок оформления информации о прочитанных книгах в читательском дневнике

При заполнении информации о прочитанной книге следует придерживаться определённого порядка:

Все пункты заполняем аккуратным и красивым почерком. У вас получится лучший читательский дневник в классе!

Вот и наступили долгожданные летние каникулы, отложены в сторону портфели и учебники. Но, не смотря на каникулы, все школьники получили список книг, которые необходимо прочитать за лето. Многие учителя так же просят вести читательский дневник.

Предлагаем вашему вниманию нашу версию читательского дневника. Мы постарались оформить его так, чтобы он не только принёс пользу, но и заинтересовал вас. Читательский дневник не просто тетрадь, которую нужно заполнить, а потом забыть. Это не заменимый помощник! Он не только научит определять жанр произведения и главных героев, но и поможет научиться находить главную тему произведения, научиться кратко и чётко выражать свои мысли, пополнит словарный запас. Кроме этого вы уже не забудете свои впечатления от прочтённого произведения, не забудете автора. Ваш заполненный читательский дневник поможет вам и при написании сочинений.

Для ведения дневника вам понадобится папка-скоросшиватель с файлами, формат папки А4. В архиве вы найдёте следующие листы:


Данный материал предназначен исключительно для личного использования. КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ публиковать его в других интернет-изданиях.

Подготовила Власова Наталья

Летний читательский дневник

………………………………………(Ф.И.Класс)

Смысл ведения такого дневника заключается в том, что он может стать настоящим помощником в развитии ребенка, научить его думать и выражать свои мысли, натренировать навыки грамотной и красивой речи, научить ребенка пересказу и, заодно, осуществлять контроль над тем, как он понял текст.

    Укажи дату чтения (если произведение большое и читалось не один день, то пишет дату начала и окончания чтения),

    Напиши, кто являются главными героями.

    О чём или о ком прочитанное тобой произведение. Кратко опиши сюжет (достаточно 3-6 предложений).

    Понравилось ли тебе то, что ты прочитал? Дай оценку поступкам героев.

    Если хочешь, сделай иллюстрацию к тексту.

Примерный список литературы для летнего чтения

Фольклор.

Русские народные сказки : Крошечка-Хаврошечка. Русские народные сказки о животных: Зимовье зверей, Кот, петух и лиса, Лиса и заяц, Бычок – смоляной бочок, Лиса и журавль, Лисичка-сестричка и волк, Петушок - золотой гребешок.

Английские народные песенки . перевод С. Маршак.

Литературные сказки.

1. Г.Х. Андерсен "Принцесса на горошине", "Стойкий оловянный солдатик".

2. А. Линдгрен. "Три повести о Малыше и Карлсоне". "Мио, мой Мио".

4. А. Милн. "Винни Пух и все-все-все".

5. Братья Гримм. "Госпожа Метелица"

6. Ш. Перро. "Спящая красавица".

7. Д. Родари. "Путешествие Голубой стрелы".

8. А.С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях". "Сказка о царе Салтане"…

9. П. Ершов. "Конек-горбунок".

10. П. Бажов. "Серебряное копытце". "Голубая змейка".

11. В. Катаев. "Дудочка и кувшинчик".

12. К. Чуковский. "Доктор Айболит". "Тараканище". "Бармалей".

14. Г. Цыферов. "Как лягушонок искал папу".

Рассказы о детях и для детей.

1. Рассказы из "Русской азбуки" Л.Н. Толстой ("Три медведя", "Как дядя Семен рассказывал про то, что с ним в лесу было", "Корова", "Филипок").

2. Н. Носов. "Живая шляпа". "Дружок". "Фантазеры"." Карасик". "Веселая семейка и другие рассказы". "Приключения Незнайки и его друзей".

3. В. Драгунский. "Он живой и светится…"

4. В. Осеева. "Волшебное слово". "Почему? ". "Синие листья".

5. Б. Житков. "Как я ловил человечков".

О животных.

1. В. Бианки. Синичкин календарь. Лесные домишки. Оранжевое горлышко.

3. Н. Сладков. Разноцветная земля. Лесные сказки.

4. М. Пришвин. Еж. Ребята и утята.

Русская классическая поэзия.

1. А.С. Пушкин. "Зима! Крестьянин торжествуя…", "Румяной зарею…"

2. Н. Некрасов. "Не ветер бушует над бором…"

4. С. Есенин. "Поет зима – аукает…"

Современная поэзия.

1. Н. Рубцов. Воробей. Ворона.

2. А. Барто. В защиту Деда Мороза.

3. Г. Сапгир. Подарки весны. Садовник. Кошка и я. Лесная азбука. Четыре конверта. Сказка о лесной музыке.

5. И. Пивоварова. Долго мы искали. О чем мечтала туча. Синий вечер.

6. О. Дриз. Стеклышки. Пуговки. Сто весенних лягушат. Когда человеку шесть. Виолончель. Глоток воды.

7. Ю. Мориц. Это - да! Это - нет! Любимый пони. Пони.

8. Д. Родари. Поезд стихов.

9. В. Берестов. Сказки, песни, загадки. Мастер Птица. Жаворонок. По дороге в первый класс

Как оформить читательский дневник?

1 . З а основу можно взять простую тетрадку в клетку. На титульной странице нужно написать: «Читательский дневник», имя и фамилию автора, класс. Также ребенок может оформить обложку по своему усмотрению.

2 . На следующей странице подготовьте содержание читательского дневника, в котором будут перечислены все книжки, которые необходимо прочитать (можно вырезать из этой памятки).

    При написании информации о прочитанной книге, вы можете придерживаться следующему порядку: Сперва напишите название произведения, Фамилию И.О. автора.

Далее необходимо перечислить основных героев книги, можно дать им краткую характеристику. Следующим пунктом идет изложение сюжета (например, где и когда происходят события, в чем заключается конфликт, когда он решается и т.д.) Можно описать один из понравившихся эпизодов в книге.

Если книга понравилась:

    можешь нарисовать понравившегося героя или вклеить картинку-раскраску с ним

    найди и приклей портрет автора книги, напиши его полные имя и отчество

Дата чтения_____________________________

Название ____________________________________________________

_____________________________________________________________

Сюжет ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мое мнение _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



В продолжение темы:
Модные советы

Многие из нас кушали такое вкусное блюдо. Хворост представляет собой обжаренные во фритюре тонкие полоски, приготовленные из пресного теста. За характерный хруст он и получил...

Новые статьи
/
Популярные