Психологический инструментарий для исследования воображения. Методика исследования творческого воображения Исследование творческого воображения по методике 3 слова

К сожалению, на сегодняшний день нет методик, диагностирующих функциональные механизмы представления и воображения. Более того, для большинства используемых методик диагностики операционных механизмов не определены границы возрастных норм. Это составляет объективную трудность изучения данной сферы психики и использования имеющихся результатов в процессе организации учебной деятельности школьников. Для диагностики уровня развития воображения не всегда целесообразно использовать специальные экспериментальные методики, в ряде случаев можно ограничиться наблюдением за учеником, беседой с ним, анализом продуктов его деятельности. Однако этот путь требует достаточно большого педагогического опыта и занимает много времени. Тем не менее, можно назвать ряд жизненных показателей, по которым можно судить о сфере вторичных образов ученика и его способности оперировать ими. В частности, об уровне развития представлений можно судить по тому, что играет решающую роль в формировании представлений: о низком уровне развития данной способности свидетельствует доминирующая роль восприятия, о более высоком -- способность оперировать представлениями и менять их под влиянием слова, а о наличии еще более высокого уровня -- решающая роль слова в процессах формирования и изменения представлений (П.А. Сорокун). Об уровне развития воображения можно судить по смене преобладающих его форм и продуктивности, оригинальности, самостоятельности творческих процессов.

Для диагностики способностей воображения традиционно используются следующие методические подходы: 1) оценка оригинальности традиционных видов и форм деятельности; 2) тестирование, связанное с задачами опредмечивания несуществующих (нереальных) или непонятных объектов; 3) тестирование, связанное с оценкой продуктивности процессов воображения; 4) самооценка параметров образов воображения.

Все эти методические подходы к изучению воображения дают только приблизительную оценку данной способности, поскольку для полного и яркого развертывания этого процесса требуются специальные условия (установка, мотивация, вдохновение, специфические переживания и т. п.). Что же касается всех видов творчества, то ценность его состоит не столько в продуктивности (количестве образов, скорости их создания), сколько в самом содержании создаваемых образов.

В качестве материала для исследования образной сферы могут служить любые объекты и явления окружающей действительности: геометрические фигуры, фотографии, музыкальные произведения, различные шумы, запахи, цвета, временные промежутки, изменения, происходящие в природе и организме человека, и т. п. Все зависит от задач исследования. Однако для эксперимента лучше подбирать материал, который легче может быть предъявлен и позволяет применять количественные показатели, например, количество выполненных задач на представливание, время их решения и др. Способы предъявления материала могут быть самые различные: показ, рассказ, ощупывание, самостоятельное чтение и др., но время предъявления обычно ограничено инструкцией. Оценка результатов. В зависимости от избранного методического подхода оценка результатов исследования сферы представлений и воображения производится на основании отчета испытуемого, анализа продуктов его деятельности (рисунков, моделей, чертежей и т. п.) или фиксации специальных тестовых показателей типа времени визуализации представлений, количества ошибок визуализации, количества правильно выполненных заданий, количества объектов, включенных в представление, образ, времени выполнения операции представливания, оригинальности ответов, богатства образов и др. Часто оценки, данные по результатам исследования, сопоставляются с оценками, данными самим субъектом.

Для изучения развитости воображения используются следующие тесты:

1. Тест: «Вербальная (словесная) фантазия» (используется для диагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста)

Предложите ребенку придумать рассказ (историю, сказку) о каком-либо живом существе (человеке, животном) или о чем-либо ином по выбору и изложить его устно в течение 5 минут. На придумывание темы или сюжета рассказа (истории, сказки) отводится до одной минуты, и после этого ребенок приступает к рассказу.

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим показателям:

  • 1. Быстрота воображения.
  • 2. Необычность, оригинальность образов воображения.
  • 3. Богатство фантазии, глубина и детализированность образов.
  • 4. Эмоциональность образов.

Быстрота воображения оценивается высоко в том случае, если ребенок придумал сюжет рассказа в отведенное время самостоятельно.

Если в течение одной минуты ребенок так и не придумал сюжет рассказа, то подскажите ему какой-либо сюжет.

Необычность, оригинальность образов воображения оценивается высоко, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, или пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, оригинальное.

Богатство, глубина и детализированность фантазии оцениваются по достаточно большому числу различных живых существ, предметов, ситуаций и действии, разнообразных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка, по наличию в рассказе разнообразных деталей и характеристик образов.

Если ребенок использует в своем рассказе более 7 таких признаков, а объект рассказа изображен не схематически, то богатство фантазии у него развито хорошо.

Эмоциональность образов воображения оценивается по тому, насколько ярко и увлеченно описываются придуманные события, персонажи, их поступки.

2. Тест: "Невербальная фантазия"

Предложите ребенку рисунок с разными незаконченными изображениями и попросите его нарисовать что-нибудь интересное, используя эти изображения (рис.1).

Когда ребенок сделает рисунок, попросите его рассказать о том, что он изобразил.

Тестирование ребенка нужно, как минимум, для следующих целей:

во-первых, чтобы определить, насколько соответствует уровень его развития тем нормам, которые характерны для детей данного возраста.

во-вторых, диагностика нужна для того, чтобы узнать индивидуальные особенности развития способностей. Какие-то из них могут быть развиты хорошо, а какие-то - не очень. Наличие у ребенка отдельных недостаточно развитых интеллектуальных способностей может стать причиной серьезных затруднений в процессе последующего обучения в школе. С помощью тестов эти «слабые места» можно выявить заранее, и внести соответствующие коррективы в интеллектуальный тренинг.

в-третьих, тесты могут быть полезны для того, чтобы оценить эффективность тех средств и методов, которые используются вами для умственного развития ребенка.

И, наконец, в-четвертых, детей необходимо знакомить с различными тестами, чтобы они, таким образом, готовились к тем проверочным испытаниям, которые их будут ожидать и при поступлении в школу, и на различных этапах обучения в будущем. Знакомство с типичными тестовыми заданиями поможет им избежать во время таких испытаний излишнего эмоционального напряжения, или растерянности, называемыми «эффектом неожиданности», чувствовать себя более уверенно и комфортно. Знание этих тестов позволит им уравнять шансы с теми, кто по тем или иным причинам уже имеет опыт тестовой проверки.

3. Тест «Невербальная фантазия» Подготовьте и дайте ребенку стандартный лист бумаги и цветные карандаши (не менее шести разных цветов). Ребенку нужно придумать и нарисовать какую-нибудь картину. На это отводится 5 минут.

То же самое задание предложите ребенку, но с пластилином. За 5 минут попросите его смастерить какую-либо поделку, вылепить ее из пластилина.

Анализ картины и фигуры из пластилина и оценка фантазии ребенка производятся так же, как в предыдущем тесте (по тем же показателям).

4. Тест «Определение яркости и контролируемости представлений производится методом самооценки» (опросник Р. Гордона).

Опросник предназначен для оценки способности и контроля произвольного оперирования и манипулирования пространственными представлениями. Он основан на процедуре самооценки способности создать образ-представление и манипулировать им. Субъекта просят представить ту или иную сцену из жизни. В зависимости от своей способности сделать это он отвечает "да", "нет", "не уверен". Каждому ответу присваивается определенный балл (2, 1, 0). Считается, что даже один ответ "нет" говорит о затруднениях с контролируемостью образов-представлений.

Вопросы могут быть примерно такими:

  • 1. Можете ли вы представить машину, стоящую на дороге перед домом?
  • 2. Можете ли вы увидеть эту же картину в цвете?
  • 3. Можете ли вы увидеть эту же картину в другом цвете?
  • 4. Представьте ту же самую машину у того же дома, но перевернутой.
  • 5. Представьте ту же машину, снова стоящую на четырех колесах на том же месте.
  • 6. Представьте ту же машину, мчащуюся по дороге.
  • 7. Представьте ту же машину, поднимающуюся на крутую гору.
  • 8. Представьте, как эта машина достигла вершины, перевалила через нее и спускается.
  • 9. Представьте, как эта машина на полной скорости врезается в дом.
  • 10. Представьте себе такую сцену: машина мчится по автостраде, внутри сидит красивая пара.
  • 11. Представьте, как эта машина едет по мосту и вдруг падает через край моста в реку, пробив ограждение моста.
  • 12. Представьте, как эта машина лежит на свалке.
  • 5. Тест на изучение пространственного воображения

Уровень пространственного воображения определяется по методике О.И. Моткова.

Инструкция: "Представьте предлагаемую ситуацию и найдите ответ. Сообщите записанный ответ только экспериментатору.

Задачи (в скобках указаны ответы)

  • 1. Как расположить окна в доме, чтобы они не смотрели ни на одну из сторон света? (На горизонтальной крыше или в полу).
  • 2. Мой дом выходит фасадом на улицу. Когда мальчик идет утром по этой улице навстречу восходящему Солнцу, дом находится от него по правую руку. Куда обращен фасад дома: на восток, запад, север или юг? (На север).
  • 3. Разделите в уме куб на 4 равных параллелепипеда так, чтобы в их основании лежали одинаковые треугольники. Расположите на плоскости параллелепипеды таким образом, чтобы в основании сконструированного объемного тела (не куба!) получился квадрат. Зарисуйте его. (Этот квадрат составлен из четырех квадратных оснований, каждый из которых по форме является гранью куба).
  • 4. Вы идете по улице прямо на юг. Справа от вас стоит дом, выходящий фасадом на улицу. Вы вошли в дом и увидели в окне фасада... восток, запад, север или юг? (восток).
  • 5. В доме четыре этажа. На каждом этаже живет по одной семье. Ивановы живут под Смирновыми, Орловы - над Бобровыми и Смирновы - под Бобровыми. Расположите жильцов по этажам. (1 этаж - Ивановы, 2 этаж - Смирновы, 3 этаж - Бобровы, 4 этаж - Орловы).
  • 6. Представьте себе треугольник, составленный из шести одинаковых кружков: три в основании, два над ними и один вверху. Попробуйте при помощи двух перестановок сделать другой треугольник, направленный вершиной в противоположную сторону. Найдите два способа перестановки кружков (рис. 2).

Рис. 2. Два способа перестановки кружков

Педагогу следует объяснить учащимся ситуацию в задаче 6. В случае больших затруднений в решении задачи можно сделать рисунок-подсказку, но без полного ответа на вопрос (с одной стрелкой).

Необходимо зафиксировать следующее: успех или неудачу решения; решение с подсказкой или без нее; время решения каждой задачи. Чем больше самостоятельно решенных задач и короче время их решения, тем выше уровень пространственного воображения.

6. Метод оценки яркости (четкости) представлений путем саморанжирования (опросник Шиана).

Опросник предназначен для оценки яркости (четкости) представлений по всем модальностям. Он основан на процедуре саморанжирования. Используется семибалльная шкала оценки яркости (четкости), градация которой определена словесно и проранжирована. Инструкция. Представьте кого-нибудь из ваших родственников или друзей, которых вы часто видите. Сосредоточьтесь на образе, который встал перед вашим мысленным взором. Оцените по шкале яркость (четкость) представления, которое будет возникать у вас в соответствии со следующими вопросами:

  • 1. Представьте точно контуры лица, головы, плеч, тела этого человека.
  • 2. Представьте характерные положения его головы, позы тела.
  • 3. Представьте осанку этого человека при ходьбе, длину, его шага.
  • 4. Представьте цвета в его одежде, хорошо вам известные.
  • 5. Представьте закат, солнце садится за горизонт.

Сконцентрируйтесь на слуховых образах, которые возникают у вас в соответствии со следующими вопросами, и оцените их по той же шкале:

  • 6. Представьте свисток локомотива.
  • 7. Представьте гудок автомобиля.
  • 8. Представьте мяуканье кошки.
  • 9. Представьте, как со свистом и шумом вырывается откуда-нибудь пар.
  • 10. Представьте шум аплодисментов.

Подумайте об ощущениях, возникающих у вас, когда вы трогаете что-то рукой, и сконцентрируйтесь на образах, которые будут возникать у вас в соответствии со следующими вопросами, оцените эти образы:

  • 11. Представьте, что вы трогаете рукой песок.
  • 12. Представьте, что вы трогаете рукой холст или полотно.
  • 13. Представьте, что вы трогаете рукой мех.
  • 14. Представьте, что вы укололись булавкой.
  • 15. Представьте, что вы трогаете рукой теплую воду в ванной.

Подумайте о том, что вы совершаете некоторые действия, сконцентрируясь на представлениях о некоторых действиях в соответствии со следующими вопросами:

  • 16. Представьте, что вы бежите вверх по лестнице.
  • 17. Представьте прыжок через канаву.
  • 18. Представьте, что вы рисуете круг на бумаге.
  • 19. Представьте, что вы тянетесь достать что-то с. высокой полки.
  • 20. Представьте, что вы отталкиваете какие-то препятствия с пути.

Подумайте о вкусовых ощущениях и сконцентрируйтесь на некоторых из них в соответствии со следующими вопросами, оцените их.

  • 21. Представьте вкус соли.
  • 22. Представьте вкус сахара.
  • 23. Представьте вкус апельсина.
  • 24. Представьте вкус холодца.
  • 25. Представьте вкус вашего любимого супа.

Подумайте о запахах и. сконцентрируйтесь на некоторых из них в соответствии со следующими вопросами, оцените их:

  • 26. Представьте запах плохо проветренной комнаты.
  • 27. Представьте запах готовящейся капусты.
  • 28. Представьте запах свежей краски.
  • 29. Представьте запах свежеизжаренного мяса.
  • 30. Представьте запах свежей кожи.

Подумайте о следующих чувствах и сконцентрируйтесь на них:

  • 31. Представьте чувство усталости.
  • 32. Представьте чувство голода.
  • 33. Представьте, что у вас болит голова.
  • 34. Представьте чувство сонливости.
  • 35. Представьте, что вы переживаете.

Полученные по каждому заданию оценки яркости (четкости) суммируются. Общая сумма оценок служит показателем способности к представлению по параметру яркости (четкости). Вычисляется также средняя оценка яркости (четкости) представлений по каждой модальности и определяется наиболее развитый вид визуальных представлений.

7. Тест «компасы».

Этот тест предназначен для определения способности представления направления. Здесь испытуемому предлагается определить направление стрелки компаса, изображенного на карточке, при условии, что обозначена только одна из сторон горизонта. Показателями служат количество ошибок и время выполнения каждого задания.

8. Зрительно-пространственный тест Айзенка.

Этот тест позволяет исследовать операцию мысленного вращения. Здесь испытуемому предлагается карточка с изображением ряда пространственных положений некоторой геометрической фигуры. Задача испытуемого--исключить лишнее. Оценивается время и правильность ответа.

9. Ручное манипулирование.

Данный прием построен на основе совершения непосредственных манипуляций объектами с целью объективации представлений. Обычно включают манипулирование кубиками или плоскими фигурами. Испытуемому дается задание как можно быстрее собрать из них некоторую фигуру. Прием позволяет проследить за тем, как образ-представление управляет процессом решения задачи, проследить стадии визуализации образа, его изменения со сменой гипотезы решения. Прием также носит развивающий характер и особенно хорош для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

10. Метод чернильных пятен Роршаха.

Это метод диагностики способности воображения. Он предназначен для оценки оригинальности процессов воображения. Испытуемому предъявляется стандартный набор картинок с непонятными изображениями в форме пятен, и он должен сказать, что видит в этих пятнах, что они напоминают. Учитывается количество и качество ответов. Однако интерпретация метода очень сложна и требует высокого профессионализма.

11. Метод трех слов (тест Масселона).

Этот тест позволяет оценить продуктивность вербального воображения. Испытуемому задаются три существительных, и его просят за ограниченное время составить максимальное число предложений с их совместным использованием. Оценивается количество и степень естественности предложений.

12. Тест «Круги».

Он предназначен для оценки продуктивности невербального воображения. Испытуемому предлагается бланк с изображением 50 кругов одинакового размера и равномерно расположенных на листе. За ограниченное время ему предлагается нарисовать и назвать (подписать) максимальное количество объектов, включающих в себя круг, или некоторое их количество. Подсчитывается количество нарисованных объектов и разнообразие тематики рисунков (количество категорий, к которым относятся эти объекты).

И это еще не полный перечень методик, которые могут использоваться для изучения особенностей воображения.

Диагностика воображения младших школьников.

    Методика «Где чье место?»

Для проведения этой методики-игры используется следующий рисунок:

Отдельно вырезаются кружки-вставки:

Инструкция: « Внимательно рассмотри рисунок и поставь кружочки в «необычные» места. Объясни, почему они там оказались».

Оценка: в зависимости от уровня развития воображения дети могут по-разному решать эту задачу.

Первый уровень : дети испытывают трудности, выполняя задание. Они, как правило, ставят фигурки на их «законные» места, а все объяснения сводят к следующему: собака в конуре потому, что она должна быть там.

Второй уровень : особых проблем при выполнении этого задания дети испытывать не будут. Они легко поставят кружочки с персонажами на «чужие» места, однако объяснение будет вызывать у них трудности. Некоторые даже начнут ставить фигурки на их места, как только экспериментатор попросит рассказать, почему тот или иной персонаж очутился на неподходящем месте. Рассказы дошкольников этим уровнем развития воображения, как правило, имеют под собой реальную почву, по крайней мере малыши стараются это доказать. «В прошлом году на даче я как кошка залезла на дерево (помещает кошку на папа мне рассказывал, что собаки очень любят купаться(ставит собаку в пруд). По телевизору показывали, что собака подружилась с птичкой и пустила ее к себе жить (ставит птичку в конуру)» и т.п.

Третий уровень: дети без труда расставляют кружочки на «чужие» места и объясняют свои шаги.

2. Методика « Придумай рассказ»

Ребенку дается задание придумать рассказ о ком -либо или о чем - либо, затратив на это всего 1 мин, и затем пересказать его в течение двух минут. Это может быть не рассказ, а, например, какая-нибудь история или сказка.

Оценка результатов

Воображение ребенка в данной методике оценивается по следующим признакам:

1. Скорость придумывания рассказа.

2. Необычность, оригинальность сюжета рассказа.

3. Разнообразие образов, используемых в рассказе.

4. Проработанность и детализация образов, представленных в рассказе.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов, имеющихся в рассказе.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нем выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

По скорости придумывания рассказ получает 2 балла в том случае, если ребенку удалось придумать данный рассказ в течение не более, чем 30 сек. 1 балл рассказу ставится тогда, когда на придумывание его ушло от 30 сек до 1 мин. 0 баллов по данному признаку рассказ получает, если за минуту ребенок так и не смог ничего придумать.

Необычность, оригинальность сюжета рассказа (второй признак) оценивается так. Если ребенок просто механически пересказывает то, что он когда-то видел или слышал, то его рассказ по данному признаку получает 0 баллов. Если ребенок привнес в виденное или слышанное им что-либо новое от себя, то рассказ получает 1 балл. Наконец, если сюжет рассказа полностью придуман самим ребенком, необычен и оригинален, то он получает 2 балла.

По критерию «разнообразие образов , используемых в рассказе» (третий признак) рассказ получает 0 баллов, если в нем с начала и до конца неизменно говорится об одном и том же, например, только о единственном персонаже (событий, вещи), причем с очень бедными характеристиками этого персонажа. В 1 балл по разнообразию используемых образов рассказ оценивается в том случае, если в нем встречаются два-три разных персонажа (вещи, события), и все они характеризуются с разных сторон. Наконец, оценку в 2 балла рассказ может получить лишь тогда, когда в нем имеются четыре и более персонажа (вещи, события), которые, в свою очередь, характеризуются рассказчиком с разных сторон.

Оценка проработанности и детализации образов в рассказе (четвертый признак) производится следующим способом. Если персонажи (события, вещи и т.п.) в рассказе только называются ребенком и никак дополнительно не характеризуются, то по данному признаку рассказ оценивается в 0 баллов. Если, кроме названия, указываются еще один или два признака, то рассказу ставится оценка в 1 балл. Если же объекты, упомянутые в рассказе, характеризуются тремя и более признаками, то он получает оценку 2 балла.

Впечатлительность и эмоциональность образов в рассказе (пятый признак) оценивается так. Если образы рассказа не производят никакого впечатления на слушателя и не сопровождаются никакими эмоциями со стороны самого рассказчика, то рассказ оценивается в 0 баллов. Если у самого рассказчика эмоции едва выражены, а слушатели также слабо эмоционально реагируют на рассказ, то он получает 1 балл. Наконец, если и сам рассказ, и его передачи рассказчиком достаточно эмоциональны и выразительны и, кроме того, слушатель явно заряжается этими эмоциями, то рассказ получает высшую оценку - 2 балла.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

3. Методика «Нарисуй что- нибудь»

Ребенку дается лист бумаги, набор фломастеров и предлагается придумать и нарисовать что-либо необычное. На выполнение задания отводится 4 мин. Далее оценивается качество рисунка по приведенным ниже критериям, и на основе такой оценки делается вывод об особенностях воображения ребенка.

Оценка результатов

Оценка рисунка ребенка производится в баллах по следующим критериям:

10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.

8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно

оригинальное, с фантазией, эмоциональное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.

5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.

3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны де тали.

0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

5-7 баллов - средний.

3-4 балла - низкий.

0-2 балла - очень низкий.

4. Методика «Придумай игру»

Ребенок получает задание за 5 мин придумать какую -либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на следующие вопросы экспериментатора:

1. Как называется игра?

2. В чем она состоит?

3. Сколько человек необходимо для игры?

4. Какие роли получают участники в игре?

5. Как будет проходить игра?

6. Каковы правила игры?

7. Чем должна будет закончиться игра?

8. Как будут оцениваться результаты игры и успехи отдельных участников?

Оценка результатов

В ответах ребенка должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. В этой связи, спрашивая ребенка, необходимо помогать ему - постоянно задавать наводящие вопросы, которые, однако, не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки содержания придуманной ребенком игры в данной методике следующие:

1. Оригинальность и новизна.

2. Продуманность условий.

3. Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

4. Наличие в игре определенных правил.

5. Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому из этих критериев придуманная ребенком игра может оцениваться от 0 до 2 баллов. Оценка в 0 баллов означает полное отсутствие в игре любого из пяти перечисленных выше признаков (по каждому из них в баллах игра оценивается отдельно). 1 балл - наличие, но слабая выраженность в игре данного признака. 2 балла - присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

По всем этим критериям и признакам придуманная ребенком игра в сумме может получить от 0 до 10 баллов. И на основе общего числа полученных баллов делается вывод об уровне развития фантазии.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

6-7 баллов - средний.

4-5 баллов - низкий.

0-3 балла - очень низкий.

5. Методика «Вербальная фантазия»

(речевое воображение)

В ходе рассказа фантазия ребенка оценивается по следующим признакам:

1. Скорость процессов воображения.

2. Необычность, оригинальность образов.

3. Богатство фантазии.

4. Глубина и проработанность (детализированность) образов.

5. Впечатлительность, эмоциональность образов.

По каждому из этих признаков рассказ получает от 0 до 2 баллов.

Скорость.

0 баллов ставится тогда, когда данный признак в рассказе практически отсутствует.

1 балл рассказ получает в том случае, если данный признак имеется, но выражен сравнительно слабо.

2 балла рассказ зарабатывает тогда, когда соответствующий признак не только имеется, но и выражен достаточно сильно.

Если в течение 1 мин ребенок так и не придумал сюжета рассказа, то экспериментатор сам подсказывает ему какой-либо сюжет и за скорость воображения ставит 0 баллов.

Если же сам ребенок придумал сюжет рассказа к концу отведенной на это минуты, то по скорости воображения он получает оценку в 1 балл.

Наконец, если ребенку удалось придумать сюжет рассказа очень быстро, в течение первых 30 сек отведенного времени, или если в течение одной минуты он придумал не один, а как минимум два разных сюжета, то по признаку «скорость процессов воображения» ребенку ставится 2 балла.

Необычность, оригинальность образов расценивается следующим способом.

Если ребенок просто пересказал то, что когда-то от кого -то слышал или где-то видел, то по данному признаку он получает 0 баллов.

Если ребенок пересказал известное, но при этом внес в него от себя что-то новое, то оригинальность его воображения оценивается в 1 балл.

Наконец, в том случае, если ребенок придумал что-то такое, что он не мог раньше где-либо видеть или слышать, то оригинальность его воображения получает оценку в 2 балла.

Богатство фантазии ребенка проявляется также в разнообразии используемых им образов. При оценивании этого качества процессов воображения фиксируется общее число различных живых существ, предметов, ситуаций и действий, различных характеристик и признаков, приписываемых всему этому в рассказе ребенка.

Если общее число названного превышает 10, то за богатство фантазии ребенок получает 2 балла.

Если общее количество деталей указанного типа находится в пределах от 6 до 9, то ребенок получает 1 балл.

Если признаков в рассказе мало, но в целом не менее 5, то богатство фантазии ребенка оценивается в 0 баллов.

Глубина и проработанность образов определяются по тому, насколько разнообразно в рассказе представлены детали и характеристики, относящиеся к образу (человеку, животному, фантастическому существу, объекту, предмету и т.п.), играющему ключевую роль или занимающему центральное место в рассказе. Здесь также даются оценки в трехбалльной системе.

0 баллов ребенок получает тогда, когда центральный объект его рассказа изображен весьма схематично, без детальной проработки его аспектов.

1 балл ставится в том случае, если при описании центрального объекта рассказа его детализация умеренная.

2 балла по глубине и проработанности образов ребенок получает в том случае, если главный образ его рассказа расписан в нем достаточно подробно, с множеством разнообразных характеризующих его деталей.

Впечатлительность или эмоциональность образов оценивается по тому, вызывают ли они интерес и эмоции у слушателя.

Если образы, использованные ребенком в его рассказе, мало интересны, банальны, не оказывают впечатления на слушающего, то по обсуждаемому признаку фантазия ребенка оценивается в 0 баллов.

Если образы рассказа вызывают к себе интерес со стороны слушателя и некоторую ответную эмоциональную реакцию, но этот интерес вместе с соответствующей реакцией вскоре угасает, то впечатлительность воображения ребенка получает оценку, равную 1 баллу.

И, наконец, если ребенком были использованы яркие, весьма интересные образы, внимание слушателя к которым, раз возникнув, уже затем не угасало и даже усиливалось к концу, сопровождаясь эмоциональными реакциями типа удивления, восхищения, страха и т.п., то впечатлительность рассказа ребенка оценивается по высшему баллу - 2.

Таким образом, максимальное число баллов, которое ребенок в этой методике может получить за свое воображение, равно 10, а минимальное - 0.

Для того чтобы в ходе прослушивания рассказа ребенка экспериментатору было легче фиксировать и далее анализировать продукты его воображения по всем перечисленным выше параметрам, рекомендуется пользоваться схемой, представленной в таблице. Ее надо готовить заранее, до начала проведения обследования.

Таблица. Схема протокола к методике «Вербальная фантазия»

Оцениваемые параметры

воображения ребёнка

По ходу рассказа ребенка в нужной графе этой таблицы крестиком отмечаются оценки фантазии ребенка в баллах.

Выводы об уровне развития

10 баллов - очень высокий.

8-9 баллов - высокий.

4-7 баллов - средний.

2-3 балла - низкий.

0-1 балл - очень низкий.

6. Методика «Рисунок»

В этой методике ребенку предлагаются стандартный лист бумаги и фломастеры (не менее шести разных цветов). Ребенок получает задание придумать и нарисовать какую -нибудь картину. На это отводится 5 мин.

Анализ картины и оценка фантазии ребенка в баллах производятся таким же образом, как и анализ устного творчества в предыдущей методике, по тем же параметрам и с помощью такого же протокола.

7. Методика «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую -либо поделку, вылепив ее из пластилина.Фантазия ребенка оценивается примерно по тем же параметрам, что и в предыдущих методиках, от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух -трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.

Комментарии к методике психодиагностики воображения. Способы оценивания развитости воображения ребенка младшего школьного возраста через его рассказы, рисунки, поделки выбраны не случайно. Данный выбор соответствует трем основным видам мышления, имеющимся у ребенка этого возраста: наглядно-действенному, наглядно -образному и словесно -логическому.

Выводы об уровне развития

Оценка в 10 баллов свидетельствует о наличии у ребенка задатков к тому виду деятельности, для которого существенно развитие соответствующего вида воображения. Такой ребенок, безусловно, готов к обучению в школе по тестируемому признаку.

Оценка, находящаяся в пределах от 8 до 9 баллов, говорит о том, что ребенок вполне готов к обучению в школе.

Оценка в интервале от 6 до 7 баллов является признаком того, что в целом данный ребенок удовлетворительно подготовлен к обучению в школе.

Оценка в 4-5 баллов говорит о том, что готовность ребенка к обучению в школе является недостаточной.

Оценка, равная 3 и меньше баллам, чаще всего выступает в качестве признака неподготовленности ребенка к обучению в начальной школе.

8. Исследование индивидуальных особенностей воображения

Цель исследования : определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование : три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем – контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором – треугольника и на третьем – квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому : "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой, без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок – это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности – это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное – то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Методика "Дорисовывание фигур"

Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага. Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так, чтобы получилась красивая картинка.

Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент рисунка.

Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести типов решения задачи на воображение. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).

1 тип - ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей.
2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
3 тип - изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой- нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку).
4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой).
5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому.

Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину).

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

9. Исследование творческого воображения

Цель исследования: дать оценку особенностям творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них тремя любыми словами, например: шляпа, дорога, дождь; стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Процедура исследования. Данное исследование можно проводить с одним испытуемым и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия – обеспечивающими строгую самостоятельность их работы.

Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки могут быть розданы в конвертах или положены на стол перед испытуемым обратной стороной, чтобы до инструкции они не читали напечатанные на них слова. При тестировании группы даются одинаковые бланки каждому для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 минут составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция испытуемому : "Прочитайте слова, написанные на бланке и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу Вам отводится 10 минут. Если все понятно, тогда начинаем!"

В процессе исследования экспериментатор фиксирует время и попрошествии 10 минут дает команду: "Стоп! Работу прекратить!"

Обработка и анализ результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:

    величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

    сумма баллов за все придуманные испытуемым в течение 10 минут предложения.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкалы оценки творчеств

Характеристика составленного предложения

Оценка предложения в баллах

В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации.

В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации.

В предложении использованы все три слова в обычной комбинации.

Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации.

Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой в силу чисто словесной связи.

Правильно использованы только два слова, а третье искусственно введено в предложение.

Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями.

Предложение представляет собой бессмысленное объединение всех трех слов.

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все после дующие предложения этого типа оцениваются половиной начального балла.

При подсчете баллы удобнее заносить в таблицу результатов.

Качественная характеристика творчества, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений. Эта оценка не превышает 6 и свидетельствует о развитом творчестве или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества либо намерение испытуемого действовать алогично и тем озадачить исследователя.

Таблица результатов.

№ предложения

Второй показатель – это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов, только если сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того, следовательно, больше продуктивность творческой деятельности.

Творческое воображение предполагает создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов. В данном случае – это создание предложений без заданного образца. Студенты филологии и студенты естественных факультетов различаются опытом работы с лингвистическим материалом, что важно учитывать. Кроме того, получаемый показатель творчества свидетельствует о субъективной новизне результатов, если они новы или оригинальны для самого испытуемого.

4.2 Диагностическая методика творческого воображения подростка

Цель: оценка особенностей творческого воображения.

Материал и оборудование: бланки с напечатанными на них любыми тремя словами (например, шляпа, дорога, дождь), стандартные листы бумаги, ручка, секундомер.

Описание. Данное исследование можно проводить с одним человеком и с группой до 16 человек, но все испытуемые должны быть удобно рассажены, а условия - обеспечивающими строгую самостоятельность их работы. Перед началом исследования каждый участник получает бланк с напечатанными на нем тремя словами. Бланки можно раздать в конвертах или положить на стол обратной стороной, чтобы до получения инструкции нельзя было прочесть напечатанные на них слова. При тестировании группы каждому даются одинаковые бланки для возможного последующего анализа и сравнения. В процессе исследования испытуемому предлагают в течение 10 мин составить из трех слов как можно большее количество предложений.

Инструкция. Прочитайте слова, написанные на бланке, и составьте из них возможно большее количество предложений так, чтобы в каждое входили все три слова. Составленные предложения записывайте на листе бумаги. На работу вам отводится 10 мин. Заканчиваем работу по команде: «Стоп! Работу прекратить!»

Интерпретация результатов. Показателями творчества в данном исследовании являются:

* величина баллов за самое остроумное и оригинальное предложение;

* сумма баллов за все предложения, придуманные испытуемым в течение 10 мин.

Эти показатели устанавливаются с помощью шкалы оценки творчества.

Шкала оценки творчества

Характеристика составленного предложения

Оценка предложения (балл)

В предложении использованы все три слова в остроумной и оригинальной комбинации

В предложении использованы все три слова без особого остроумия, но в оригинальной комбинации

В предложении использованы все три слова в обычной комбинации

Заданные три слова использованы в менее необходимой, но логически допустимой комбинации

Правильно использованы лишь два слова, а третье использовано с натяжкой, в силу чисто словесной связи

Правильно использованы лишь два слова, а третье искусственно введено в предложение

Задача правильно понята испытуемым, но он дает формальное объединение всех трех слов или использует их с искажениями

Предложение представляет собой бессмысленное объединение все трех слов

Если испытуемый придумал очень похожие друг на друга предложения с повторением темы, то второе и все последующие предложения этого типа оцениваются в 1/2 начального балла.

Качественная характеристика творческого воображения, определяемая по величине баллов, полученных за самое остроумное и оригинальное предложение, соответствует максимальной оценке какого-либо из составленных испытуемым предложений - б баллов. Эта оценка свидетельствует о развитом воображении или оригинальности. Если оценка данного показателя составляет 5 или 4, то проявление творчества следует считать средним. Наконец, если эта оценка составила всего лишь 2 или 1, то это низкий показатель творчества, либо намерение испытуемого действовать по аналогии и тем озадачить исследователя.

Второй показатель - это сумма баллов. Он имеет смысл для анализа и интерпретации результатов только тогда, когда сравнивается работа нескольких человек, что возможно при доверительных отношениях в группе. У кого больше сумма баллов, у того больше и продуктивность творческого воображения.

Влияние музыкального сопровождения на развитие речевого творчества детей среднего дошкольного возраста

Воображение является крайне сложным по своему составу процессом. В самом начале этого процесса стоят всегда восприятие внешнее и внутреннее, составляющие основу опыта дошкольника. Что ребенок видит и слышит, является, таким образом...

Методика развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста средствами сказки

1.3.1 Методики развития творческого воображения На сегодняшний день существует множество методик развития воображения, в их основании лежат работа с рисунками, игры, сочинение сказочных историй, решение проблемных вопросов...

Работа над сочинением как способ развития творческого воображения младших школьников

Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах можно представить и то, чего вообще не было в нашем опыте, и даже то...

Развитие творческих способностей детей в дошкольном возрасте

Вторым направлением формирования творческих способностей дошко-льников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жиз-нен-ного опыта (впечатлений, представлений, знаний...

Развитие творческих способностей детей на занятиях по изобразительной деятельности

Для того чтобы понять психологический механизм воображения и связанной с ним творческой деятельности, лучше всего начать с выяснения той связи, которая существует между фантазией и реальностью в поведении человека. Мы уже говорили...

Развитие творческих способностей умственно отсталых детей в ходе кружковой работы

Как известно, универсального метода не существует. Все методы используются в определенном сочетании, композиции...

Желание понять и объяснить воображение, привлекло внимание к психическим явлениям в древности, поддерживало и продолжает его пробуждать в наши дни. Большинство научных деятелей, изучающих феномен воображения придерживаются...

Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками

Творческое воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках английского языка

"Все решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанном на этом воображении". Эта мысль Л.С. Выготского и сейчас...

Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства

В воображении детей младшего школьного возраста в большей мере, чем у взрослого, наблюдается отход от действительности. Но фантастические объяснения, которые даются детьми многим явлениям, объясняются не тем...

Развитие трудовой деятельности дошкольника

Урунтаева Галина Анатольевна - доктор психологических наук. Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Старший преподаватель, доцент, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии (1992-1995)...

Маргарита Черныховская
Психологические методы диагностики воображения детей дошкольного возраста

Вопрос о методах диагностики и критериях оценки воображения детей поднимается в работах многих исследователей. Экспериментальные исследования детского воображения и творчества в современной психологии опираются преимущественно на метод количественных оценок результатов специально разработанных тестов.

Методологической основой большинства этих работ является теория творческого интеллекта, разработанная в 50-е годы Дж. Гилфордом, П. Торренсом и их последователями. Суть ее состоит в том, что на основе факторного анализа были выделены отдельные компоненты творческого мышления (факторы креативности, которые характеризуют формы продуктивной деятельности : гибкость, разработанность, оригинальность, беглость. На основе этой теории были созданы тесты, в которых данные факторы являются показателем творческих способностей ребенка.

Для определения уровня развития творческих процессов предложены такие задачи, как конструирование предмета из данных материалов; нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов , фигур и букв; дорисовывание неоконченного рисунка; составление из заданных элементов большого количества рисунков; придумывание различных способов использования предметов ; завершение предложения различными способами; придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий; придумывание названий к заданному рисунку или рассказу; нахождение общего между заданными предметами или явлениями; постановка вопросов к одной картине; усовершенствование заданного предмета и т. д.

При этом, как мы видим, часть заданий явно обращено к диагностике творческого мышления (например, классификация наборов предметов , фигур, а часть – собственно воображения (например, дорисовывание фигур) . Специфика данных процессов в этих исследованиях практически не выделялась.

Нам представляется, вслед за О. М. Дьяченко, что наиболее адекватными для анализа основных тенденций в развитии воображения выступает такой критерий как «оригинальность»

Оригинальность отражает степень индивидуализации выполнения творческих заданий. Но именно этот параметр вызывает наибольшее количество возражений . Так, С. Медник и М. Медник пишут, что «оригинальность – это, пожалуй, самая легкая реакция, на которую способны люди. Гораздо труднее быть конвенционалистом, чем оригинальным. Например, на вопрос, чему равняется сумма 4+4, можно ответить 1367854. это чрезвычайно оригинально, ибо едва ли кто-либо на всем свете ранее дал подобный ответ. Тем не менее, такой ответ нельзя назвать творческим».

О. М. Дьяченко предлагает наряду с критерием оригинальности использовать критерий направленности воображения . Параметр флуенции отражает противоречие между неустойчивостью, динамизмом образов воображения ребенка и необходимостью подчинить эти образы выполнению поставленного задания, направить их на создание творческого продукта, т. е. именно продуктивность, направленность воображения – не стихийность возникающих образов, а подчиненность их поставленной задаче. Параметр флексибильности отражает противоречия, с одной стороны, между реально воспринимаемым объектом и вкладываемым в него ребенком смыслом, а с другой стороны, между образами воображения и средствами для их воплощения в каждом виде деятельности. Оригинальность в сочетании с флуенцией и флексибильностью может выразить реальную новизну образов воображения , новизну подхода к поставленной задаче. Использование данных параметров становится адекватным для оценки уровня развития творческих компонентов продуктивного воображения ребенка при анализе результатов выполнения специальных заданий.

Методика «Дорисовывание фигур» . Разработана О. М. Дьяченко, представляет собой вариант методики Е . П. Торренса, направлена на определение уровня развития воображения , способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется один (из двух предлагаемых) комплект карточек, на каждой из которых нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в каждом наборе по 10 карточек.

Разработано 2 равнозначных комплекта таких фигурок.

Во время первого обследования предлагается какой-либо из этих комплектов, другой комплект может быть использован во время повторного обследования или через год.

В качестве основного количественного показателя для оценки уровня успешности выполнения заданий был взят такой показатель как коэффициент оригинальности (KОР) : количество неповторяющихся изображений. Это комплексный показатель, фиксирующий такие параметры как флуенция (количество правильных, соответствующих задаче ответов, флексибильность (количество различных категорий ответов, то есть вариативности ответов у одного ребенка) и оригинальности (частота встречаемого ответа в группе детей ) .

Наряду с количественной обработкой результатов проводилась качественная характеристика уровней выполнения задания. Коэффициент оригинальности соотносили с одним из шести основных типов решения задачи на воображение , в соответствии со шкалой «комплексности» О. М. Дьяченко, что позволило раскрыть особенности детского воображения , обеспечивающий тот или иной уровень выполнения творческих заданий.

Методика «Сочинение сказки» О. М. Дьяченко. Данная методика была использована для выявления уровня развития творческого воображения . Детям предлагалась следующая инструкция : «Сочини свою сказку, которую ты никогда не слышал, никто тебе ее не рассказывал». Затем за ребенком подробно записывалось его сочинение.

При оценке сочинений ребенку ставили 0 баллов, если он отказывался от задания или пересказывал знакомую сказку; если ребенок пересказывал знакомую сказку, но вносил в некоторые модификации, то он получал 1 балл; если ребенок основывался на некоторых известных сказках, но существенно их изменял, ему ставилось 2 балла. Такие изменения могли касаться персонажей сказки с сохранением общего сюжета (например, сказка не про трех поросят, а про трех зайчат) или изменения в сюжете, но с сохранением персонажей (сказка про волка и зайца, которые совершают некоторые новые действия) . При этом история в целом схематична, без деталей. За сказку, составленную таким же образом (при оценке в 2 балла, но развернутую и детализированную, ребенок получал 3 балла.

Сказка про персонажей, придуманных самим ребенком, которые совершали также придуманные им самим действия, оценивались в 4 балла. Сказка создавалась полностью самостоятельно, но была схематичной. И, наконец, когда сказка сочинялась ребенком самостоятельно, и при этом изложение было развернутым и детализированным, автору ставилось 5 баллов.

Для изучения познавательной активности детей используется методика «Древо Желаний» В. С. Юркевич.

В качестве стимульного материала используются картинки и словесные ситуации. Детям предлагается ответить на 6 вопросов, носящих проблемный характер. Время ответа на каждый вопрос от 4 до 6 минут. Из ответов выбираются ответы познавательного характера. Возможен количественный и качественный анализ.

Высокий уровень познавательной потребности – 9 ответов и выше. Для детей характерно стремление проникнуть в причинно-следственные связи явлений, отчетливо проявляется исследовательский интерес к миру.

Средний уровень – от 3 до 8 ответов. Потребность в знаниях имеется, но привлекает только конкретная информация, причем достаточно поверхностная.

Низкий уровень – 2 и меньше ответов. Дети удовлетворяются односложной информацией, например, их интересует реальность услышанной когда-то сказки, легенды и т. д.

Все эти суждения носят познавательный характер, но различаются разным уровнем сложности.

«Как спасти зайку» В. Т. Кудрявцева. Методика применялась нами для исследования творческой инициативы детей , способности к порождению (поиску) надситуативных (творческих) решений, позволила оценить способность к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование как проявление творческой надситуативности (инициативы) .

Инструкция : «Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике и уплыл далеко – далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке может только мы с тобой. У нас есть для этого несколько вещей. Вот таких - познакомься - небольшая деревянная палочка, игрушечная тарелочка, ведерко, сдутый воздушных шарик, лист чистой бумаги. Тебе предлагается выбрать из них те, при помощи которых можно спасти зайку».

После того, как ребенок сделал выбор необходимых с его точки зрения предметов , его просят обосновать почему.

Детские ответы сопоставляли с тремя основными типами решений данной ситуации, выделенными автором. Три основных типа детских решений.

1 тип. Дети выбирали возможное средство спасения, стремясь использовать альтернативные предметы в готовом виде, перенести в новую ситуацию без всякой «корректировки» (палочкой, подцепить зайку) .

2 тип. Дети преобразовывают объект в форму символического замещения (палочка фигурировала на правах «заместителя» бревна или лодочку, куда предлагалось посадить зайку).

3 тип. У детей была установка на преобразование предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно переосмысливалась (проблематизировалась) ими и превращалась в задачу на преобразование. (Надуть шарик, сделать из листа бумажный кораблик) .

По инструкции ребенку предлагалось именно выбирать, а вовсе не преобразовывать. Экспериментатор сознательно избегал слов «превратить» , «переделать» , носителей «преобразовательской инициативы» . Также нами учитывались уровни ответов детей при решении задач .

Пять уровней ответов детей при решении задач на надситуативность (инициативность) .

1 уровень. Отказ от выбора. Не принимает задание (не знаю) или утверждает, что задачу решить нельзя, т. е. не видит в предлагаемом материале средства для ее решения.

2 уровень. Простое ситуативное решение. Ребенок не выходит за рамки

простого выбора, пытаясь, использовать предметы в готовом виде, механически перенести их внешние эмпирические свойства в новую ситуацию. К этому же уровню относятся ответы так называемого произвольного типа, когда дети считают, например, что один из предметов волшебный или сказочный и поэтому может делать, что хочет, дети механически снимают проблему вместо того, чтобы решать ее. В этом случае действия предмета безотносительны к его специфическим свойствам.

3 уровень. Решения с элементами простейшего символизма. Ребенок использует элемент волшебства, сказочности, но при этом учитывает и специфику предмета.

4 уровень. Надситуативные решения. У детей имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно и инициативно превращается ими в задачу на преобразование. Такой тип решения связан с целостным преобразованием ситуации.

5 уровень. Сложные надситуативные решения. Ребенок не ограничивается преобразованием предмета, а идет дальше : дополнительно преобразовывает предмет или строит целостную ситуацию путем преобразования нескольких предметов .

Диагностические методики необходимы для выявления как одаренности, так и задержки психического развития с целью своевременной помощи ребенку. Разработка методик актуальна также и в теоретическом плане как условие отбора достоверного и систематизированного материала для решения фундаментальных проблем психологии.

Построение методик диагностики определяется общей концепцией развития психики. Следуя культурно-исторической теории, многие известные психологи не считают тестирование достаточно объективным методом диагностики, поскольку тесты игнорируют сотрудничество взрослого с ребенком. Л.С. Выготский подчеркивал: «Каждая высшая психическая функция появляется в процессе развития поведения дважды: сначала как форма сотрудничества или взаимодействия.., а затем вторично как способ индивидуального поведения ребенка... как внутренний процесс». Следовательно, процедура исследования воображения детей раннего возраста должна предусматривать не простое тестирование, но взаимодействие взрослого с ребенком в игровых формах поведения.

С.Я. Рубинштейн настаивает на включении в процедуру диагностики -- помощи взрослого ребенку, помощи дозируемой и четко учитываемой.

Л.А. Венгер подчеркивает необходимость строить диагностику с учетом не только результатов, но и процесса и способов решения заданий.

Диагностика развития детей раннего возраста представляет особую трудность, поскольку «интеллект ребенка слишком нестабилен» (Ж. Пиаже). Значимый вклад в решение этой проблемы сделан Э. Л. Фрухт. Подчеркивая быстрый темп, неравномерность и скачкообразность развития детей раннего возраста, автор считает, что в методиках должны быть даны: «... название показателя, срок его формирования; материал, необходимый для проверки развития; ситуация проверки, методика определения развития... поведение ребенка, свидетельствующее о выполнении или невыполнении задания». Ситуация проверки полусвободная; ребенка проверяют в группе, в привычной обстановке, используя игрушки и пособия.

Ниже предлагается несколько методик для исследования воображения у детей.

Исследование индивидуальных особенностей воображения.

Цель исследования: определить уровень сложности воображения, степень фиксированности представлений, гибкость или ригидность воображения и степень его стереотипности или оригинальность.

Материал и оборудование: три листка бумаги размером 10х16 см без клеток или линеек. На первом листке в середине изображен контур круга диаметром 2,5 см. На втором листке также в середине изображен контур равностороннего треугольника с длиной стороны 2,5 см. На третьем - контур квадрата с длиной стороны 2,5 см. Карандаш и секундомер.

Процедура исследования

Данное исследование проводят как с одним испытуемым, так и с группой. Но лучше, чтобы группа была небольшой, до 15 человек. В последнем случае экспериментатору нужно следить, чтобы никто из испытуемых до конца тестирования не разговаривал и не показывал свои рисунки другим.

Тестирование проводится в три этапа. На первом этапе испытуемому дают листок с изображенным на нем контуром круга, на втором - треугольника и на третьем - квадрата. Каждый этап исследования предваряется повторяющейся инструкцией.

Инструкция испытуемому: "Используя изображенный на этом листке контур геометрической фигуры, нарисуйте рисунок. Качество рисунка значения не имеет. Способ использования контура применяйте по своему усмотрению. По сигналу "Стоп!" рисование прекращайте".

Время рисования на каждом этапе экспериментатор определяет по секундомеру. В каждом случае оно должно быть равным 60 секундам.

По окончании тестирования испытуемого просят дать самоотчет и для этого спрашивают: "Понравилось ли Вам задание? Какие чувства Вы испытывали при ее выполнении?"

Обработка результатов

Обработка результатов и определение уровней развития воображения, степени фиксированности представлений, гибкости или ригидности, а также оригинальности или стереотипности производится путем сопоставления содержания и анализа всех трех рисунков испытуемого.

Определение уровня сложности воображения

Сложность воображения констатируется по самому сложному из трех рисунков. Можно пользоваться шкалой, лающей возможность устанавливать пять уровней сложности.

Первый уровень: контур геометрической фигуры используется как основная деталь рисунка, сам рисунок простой без дополнений и представляет собой одну фигуру.

Второй уровень: контур использован как основная деталь, но сам рисунок имеет дополнительные части.

Третий уровень: контур использован как основная деталь, а рисунок представляет собой некоторый сюжет, при этом могут быть введены дополнительные детали.

Четвертый уровень: контур геометрической фигуры продолжает быть основной деталью, но рисунок - это уже сложный сюжет с добавлением фигурок и деталей.

Пятый уровень: рисунок представляет собой сложный сюжет, в котором контур геометрической фигуры использован как одна из деталей.

Определение гибкости воображения и степени фиксированности образов представлений

Гибкость воображения зависит от фиксированности представлений. Степень фиксированности образов определяют по количеству рисунков, содержащих один и тот же сюжет.

Воображение будет гибким, когда фиксированность образов в представлении не отражается в рисунках, то есть все рисунки на разные сюжеты и охватывают как внутреннюю, так и внешнюю части контура геометрической фигуры.

Фиксированность представлений слабая и гибкость воображения средняя, если два рисунка на один и тот же сюжет.

Сильная фиксированность образов в представлении и негибкость или ригидность воображения характеризуются по рисункам на один и тот же сюжет. Если все рисунки имеют один и тот же сюжет независимо от уровня их сложности - это ригидное воображение.

Ригидность воображения может быть и при отсутствии или слабой фиксации образов в представлении, когда рисунки выполнены строго внутри контуров геометрической фигуры. В этом случае внимание испытуемого фиксируется на внутреннем пространстве контура.

1a - пяти уровней сложности воображения;

1б - разных степеней фиксированности образов представлений.

Определение степени стереотипности воображения

Стереотипность определяется по содержанию рисунков. Если содержание рисунка типичное, то воображение считается, так же как и сам рисунок, стереотипным, если не типичное, оригинальное - то творческим.

К типичным рисункам относятся рисунки на следующие сюжеты.

Рисунки с контуром круга: солнце, цветок, человек, лицо человека или зайца, циферблат и часы, колесо, глобус, снеговик.

Рисунки с контуром треугольника: треугольник и призма, крыша дома и дом, пирамида, человек с треугольной головой или туловищем, письмо, дорожный знак.

Рисунки с контуром квадрата: человек с квадратной головой или туловищем, робот, телевизор, дом, окно, дополненная геометрическая фигура квадрата или куб, аквариум, салфетка, письмо.

Степень стереотипности можно дифференцировать по уровням.

Высокая степень стереотипности констатируется тогда, когда все рисунки на типичный сюжет.

Рисунок считается оригинальным, а воображение творческим при отсутствии стереотипности, когда все рисунки выполнены испытуемым на нетипичные сюжеты.

Анализ результатов

Полученные результаты важно сопоставить с особенностями включенности испытуемого в процесс исследования с его установками. Для этого используют данные самоотчета.

В первую очередь нужно обратить внимание на испытуемых с ригидностью воображения. Она может быть следствием пережитых стрессов и аффектов. Очень часто, хотя и не всегда, люди, которые все рисунки размещают только внутри контуров геометрических фигур, имеют некоторые психические заболевания. Рисунки таких испытуемых на обсуждаются в группе. Преподаватель-психолог берет таких лиц на учет и рекомендует им обратиться сначала в психологическую службу вуза для специального психодиагностического исследования. Но при этом нужно воспользоваться каким-то предлогом, чтобы не травмировать психику студента предполагаемым диагнозом.

Испытуемые с пятым уровнем сложности воображения, отсутствием стереотипности и качественным исполнением рисунков обычно способны к художественной деятельности (графике, живописи, скульптуре и т.п.). Те, кто склонен к техническим наукам, черчению или логике и философии, могут изображать некие абстракции или геометрические фигуры. В отличие от них лица с гуманитарной направленностью любят сюжеты, связанные с человеческой деятельностью, рисуют людей, их лица или антропоморфные предметы.

При обсуждении результатов тестирования и составлении рекомендаций необходимо установить условия, способствующие преодолению стереотипности, развитию творчества и наметить задачи для тренировки гибкости процесса воображения.

Методика «Скульптура»

Ребенку предлагается набор пластилина и задание: за 5 мин смастерить какую-либо поделку, вылепив ее из пластилина.

Фантазия ребенка оценивается от 0 до 10 баллов.

0-1 балл ставится ребенку в том случае, если за отведенное на выполнение задания время (5 мин) он так и не смог ничего придумать и сделать руками.

2-3 балла ребенок получает тогда, когда он придумал и вылепил из пластилина что-то очень простое, например шарик, кубик, палочку, кольцо и т.п.

4-5 баллов ребенок зарабатывает в том случае, если он сделал сравнительно простую поделку, в которой имеется небольшое количество обычных деталей, не более двух-трех.

6-7 баллов ребенку ставится в том случае, если он придумал что-то необычное, но вместе с тем не отличающееся богатством фантазии.

8-9 баллов ребенок получает тогда, когда придуманная им вещь достаточно оригинальная, но детально не проработанная.

10 баллов по этому заданию ребенок может получить лишь в том случае, если придуманная им вещь весьма оригинальна, детально проработана и отличается хорошим художественным вкусом.



В продолжение темы:
Мужская мода

Елена ШЛИФЕРНаиболее полно учёт и расчёт заработной платы автоматизирован в программе“1С:Зарплата и Кадры”. Именно в ней реализованы различные виды начислений иудержаний из...

Новые статьи
/
Популярные