Психология человека: как управлять людьми. Как научиться правильно и эффективно руководить большим коллективом? Грамотное руководство женским коллективом

Психологическое давление вынуждает дать быструю ответную реакцию – выполнить условия манипулятора. Такой раздел как манипулировать людьми в психологии не подразумевает привычную логику, а выстраиваются логические уловки на демонстрации знаков поведения, словесных подменах и эмоциональном резонансе.

Иногда чтобы получить от другого человека ответ, повернуть текущую ситуацию в более результативное русло – рациональных доводов недостаточно. Здесь не учитывается свободная воля индивида. Тогда учатся как манипулировать людьми скрыто через активные связи, окружающую атмосферу. Методы скрытого психологического воздействия воспринимаются всегда негативно.

Что управляет человеком разум или чувство? Это зависит от конкретной ситуации, которая может затронуть жизненно – важные ценности. Поэтому в течении жизни сознательно или бессознательно каждый понемногу пробует как можно управлять близкими людьми. Стоит обратить внимание на то как ребенок учиться подчинять себе взрослых людей и управлять ими с помощью сильных эмоций. Это происходит потому что, дети не обладают полноценной логикой и доносят о своих проблемах, управляя чувствами окружающих людей сменой настроения. Многое из детского поведения показывает, как надо манипулировать человеком.

Аналогичное поведение, уже более изощренное, можно ожидать и со стороны взрослых женщин, мужчин. Особенно тех, которым нравиться сложная эмоциональная игра в отношениях (с получением морального удовлетворения). Умение манипулировать людьми необходимо в сфере бизнеса, потребительских услуг – как привлечение покупателей, обход конкурентов, наращивание авторитета в компании.

Что же такое манипулирование?

Что значит манипулировать человеком? Манипуляция – это различные методы внушения, воздействия на сознание оппонента через подсознания. Иногда вплоть до гипноза (например, цыганский, психотерапевтический гипноз).

Человек, который знает, как управлять людьми – это тонкий психолог от природы. Он постоянно кому-то сопереживает, но не отделяется от собственной личности совсем. Знает те сферы психики, которые можно использовать для проигрывания своих ролей, внедрения полезных мыслей. Умеет без усилий заставить делать то, чего собеседник не делает по собственному желанию. Знают, как читать невербальную информацию, чтобы манипулировать людьми.

При умелых манипуляциях информация доходит до мотивационной сферы оппонента обходным путем – минуя сознание. Основное правило, как манипулировать людьми –это то, что выражения подаются в нейтральной форме, либо с эмоциональным сопровождением, которое стушевывает главный смысл. Усыпляет чувство критики и протеста. Сознательный выбор слов, их сочетание меняет восприятие объективной реальности.

Общие знания как манипулировать людьми в обществе.

Можно ли манипулировать уверенным людьми? – психология дает положительный ответ. Достаточно посеять в них зерно сомнения. А затем дать новые знания, теорию о мире. Легче всего управлять неуверенными в себе людьми, как неустойчивыми личностями.

Чтобы управлять людьми нужно внимательно изучать характер постоянных соперников. Мысленно «делите – включайте» окружающих в более общие типы характеров. О том, как управлять людьми часто пишут в общей психологии человека. Знание о строении личности – это базовая информация как управлять людьми, выделенный психотип подскажет особые способы воздействия.

Тип личности представляет собой набор постоянных характеристик, привычек, сформированных ранее в детстве. Это хорошо проверенный механизм адаптации к требованиям социума. Ведущие качества определяют главный смысл жизни человека, способности и слабости, подкрепленные энергетическими ресурсами психики.

Например, если человек по типу – чувственный (ведущая и более осознанная сфера – ощущения тела). Главным аргументом будет то что близко связанно с присутствием материи. Кроме того, основной способ подтверждение подлинности слов и отношений – это непосредственная информация – зрение, слух, обоняние. Наибольшее значение имеет тактильный контакт – эти люди редко доверяют красочным картинкам, абстрактным идеям. Им важно ощущение тяжести предмета(вещи) в руках, его структура, расположение в пределах вытянутой руки.

Некоторые чувственные личности более продуктивны и представляют эталон . Не исключено, что данная личность знает, как влиять на людей и управлять ими в материальных сферах.

Активные ресурсы психики могут распределяться по-разному в соответствии с механизмами личности. Например, тот же самый чувственный тип – может обладать качествами хорошего бизнесмена и стратега, но быть плохим психологом. Это обуславливается тем, что на обучение практических навыков уходит больше ресурсов, чем в сферу духовную. Эмоционально-духовную сферу данная личность не может самостоятельно поддерживать – необходимо её наполнение с помощью социальных контактов, примеров других людей.

Подробнее о типах людей можно узнать, прочитав книгу Г. Юнга о психотипах, изучить некоторые разделы социальной психологии.

Из чего строиться психологическое манипулирование?

Состояние активного диалога включает в себя не только передачу информации языковыми средствами, но всегда сопровождается невербальным воздействием. В разговоре имеет значение внешность, поза, манеры собеседника. Собственный имидж может успешно подчеркивать авторитет, чужой – дает необходимую информацию о жизни, мыслях оппонента.

Отмечают следующие невербальные факторы речи:

  1. Симптомы – поведение, выражающие состояние собеседника как психическое, так и физическое (например, усталость, болезненность)
  2. Символы – атрибуты, подчеркивающие социальный статус, убеждения, личные отношения (например, кольцо на левом пальце, крестик)
  3. Особые знаки приветствия – например, рукопожатие, поцелуй. Походка, направление взгляда.
  4. Собственно, паралингвистические – интонация, темп речи, громкость голоса, речевые паузы. Включают также жестикуляцию рук, расстояние между собеседниками – дистанцирование.

Речевое воздействие затрагивает вербальные методы НЛП, способы аргументирования, метафоры, копирование особенностей чужой речи, знание жаргонного словаря отдельных социальных групп. Умение интерпретировать эти знаки повысит способность управлять другими людьми. Но чтобы правильно манипулировать людьми четко разграничивайте собственные мысли, проблемы от «чужих» – занимайте самоанализом и для заметок.

8 важных советов от психолога как манипулировать людьми.

Стоит упомянуть о пользе и вреде умения влиять на людей и управлять ими. Не всегда психологическое влияние применяется с целью – эгоистично использовать постороннюю силу и время. Умение манипулировать отдельным индивидом иногда имеет позитивный, положительный эффект. Например, передать полезные знания через психологическую подстройку, помочь выйти из тяжёлого состояния(стресса), сгладить неловкую ситуацию (не привлекая внимания остальных).

Техники управление чувствами людей, основанные на роле ментора, опытного «наставника» необходимы психологу для . Когда пациенту не хватает собственной воли уйти от проблемы

Совет 1. Называйте всех по имени

Это описывается ещё в книге Дэйла Карнеги, один из способов как можно манипулировать людьми. Собственное имя звучит для каждого человека наиболее приятно. Повышает вес личности в глазах окружающих. Близко к этическим нормам, когда разговор о делах происходит в присутствии упомянутой личности, при персональной просьбе. Употребление указательных местоимений – «он», «она», «это» нежелательно, когда вы хотите управлять чувствами людей более продуктивно.

Совет 2. Комплимент

Уместный комплимент способ как легко манипулировать людьми, не используя сложные стратегии. Это не только расслабляет оппонента, но и поднимет ему настроение перед деловым разговором. Прибывая в хорошем настроении, человек чаще идет на уступки, становиться эмоционально отзывчив, открытым. Комплементы должны основываться на чем-то визуально заметном, а не выглядеть как грубая лесть.

Совет 3. Отражение

Как манипулировать людьми, которые не всегда могут взглянуть на свои поступки со стороны? Не принимают критику от окружающих? Хороший способ показать им как они поступают – это «отзеркалить», скопировать поведение. Помогает в ситуациях, когда человек не ориентируется в запросах партнера или друга (показать то, что требуется сделать на собственном примере). Техника работает, как и в личных отношениях, и на работе.

В целом копирование поведения – это попытка войти в сферу доверия. Каждый человек – индивидуален и гордиться собой, но тем не менее плохо переносит статус «белой вороны» в обществе. Во многом оппонент сам выдает «ключи» к своим мыслям, к секретным слабостям – где некритично воспринимаются указания, чужие советы. Например, акцентируется на соблюдении временного графика (при этом постоянно смотрит на часы, торопиться, использует часто слово «время», читает прогнозы в газетах).

Совет 4. Эффект усталости

Этот метод помогает понять, как управлять правильно людьми на работе. Пользуйтесь им в конце рабочего дня. Если вы видите, что кто-то уже подустал, сидит скучно в предвкушении выходных или торопится на встречу после работы – это самый удобный момент. Мягко предложите помощь, пообещайте доделать работу за него. Поверьте, человек будет считать себя должным, позднее выполнит любую просьбу с двойным рвением.

Совет 5. Простая просьба

Некоторые люди легко управляют другими людьми начиная с простой просьбы. Выполнив незаметно легкое поручение, оппонент чувствует себя значимым. Далее, когда легкая ступень преодолена, в удобный момент попросите, о чем – то более сложном. Постепенно человек совершит плавный переход от легких выполнений к сложным. Аккуратно выбирайте момент учитывая текущие дела оппонента. Как показывает опыт эффективно управлять людьми данный способ позволяет с перерывами. Не навязывайте слишком много поручений.

Совет 6. Внимательно слушайте собеседника

Терпение, внимание к разговору – основные чувства, которыми следует воспользоваться в то время как управляете людьми на работе. Используйте внимание как инструмент, чтобы правильно управлять людьми, не используя речевые усилия. Иначе вас не хватит.Во время речи оппонента, не перебивайте, внимательно отнеситесь к излагаемой информации. Удовлетворив потребность во внимании, человек начинать воспринимать собеседника нейтрально, позитивно. Будет готов понять стороннюю точку зрения, спокойно примет чужое мнение, даже если оно противоречит убеждениям и указывает на его ошибки. в споре, развивайте чувство невозмутимости, внутренней гармонии.

Совет 8. Манипулирование на чувстве жадности, страхе

Этот совет как нельзя лучше подойдет личностям из бизнеса, рекламы, маркетинга и позволит управлять массами людей. Методы рекламы позволяют управлять людьми на расстоянии. Иллюзии больших скидок, подарков, бонусов позволяют манипулировать людьми на чувстве жадности. Например, «купите утюг Сони сейчас, и вы получите дозатор воды в подарок». А, Рекламы о здоровье действуют, когда человеком управляют страхи о болезнях. Например, «в ротовой полости каждую секунду размножаются кариозные бактерии, только уникальная паста «Фтородонт»».

Манипулирование людьми в дружеских отношениях на чувстве страха, ревности, жадности часто имеют обратный эффект. Чтобы самому не стать «жертвой» рекламной манипуляции не бойтесь и узнавать новое.

Техника манипуляции людьми

Некоторые психотехники НЛП, вербальное манипулирование

Данные вербальные техники рассчитаны на преобразование фраз, которые помогают менять восприятие действительности. Расширять или сужать картину мира индивида. Общие принципы как манипулировать людьми с помощью слов строятся на убеждении, что любой человеческий язык не является идеальным посредником между сознанием, психикой и действительным опытом. С одной стороны, язык выделяет для сознания наиболее значимые моменты опыта, не перегружая его деталями. С другой стороны, имеется связь между психикой индивида и языком: язык вскрывает желания, мотивы; аутистичное восприятие собственных формулировок действует по типу самовнушения. В том, как манипулировать людьми данная теория превосходит все остальные.

НЛП (Нейролингвистическое программирование ) - это способ программирования системы мыслей человека и коммуникации с обществом.

Чаще используйте модальный оператор – «можно», «возможно».

Способ как манипулировать людьми с помощью замены операторов речи? Не используйте модальные слова обязательства и утвердительный тон которые превращают личную просьбу в приказ. Не используйте, «надо», «нужно», а чаще употребляйте «можно», «возможно». Приказ «сходи на почту, отправь посылку» – исправляйте на просьбу «можешь сходить, отправить посылку?». Также используйте «можно, можешь», даже когда отношения чисто формальные.

Техника научит управлять людьми на работе, согласно экспериментам психологов с включением, оператора возможности повышается уверенность, и опускаются психологические рамки для личности.

Используйте во фразах частицу «не»

Используя такую частицу как «не» можно научиться управлять другими людьми с помощью противоречий. Формальные компоненты (слова, частицы), участвующие в построение фразы предназначены для сознания. Подсознание же параллельно начинает исключать все вспомогательные средства из предложения (им нету соответствия в реальности). Образует естественный утвердительный смысл высказывания. Чтобы научиться манипулировать людьми – перестраивайте просьбы, замечания с включением частицы «не». Например, «если слишком поздно, то не делай этого» – человек обязательно это сделает.

Правила 3-х «да»

Правило 3-х «да» согласно психологии, как эффективное внушение, помогает управлять людьми на деловой работе. Когда человеку предлагают два вопроса, подразумевающие согласие в любом случае, то ответ на третий-четвертый вопрос идет автоматически с согласием. Также можно использовать в вопросах близкие ассоциации, чтобы навести человека на желаемый ответ, исполнение. Например, ассоциации с цветом, формой. Подобное инертное согласие может пригодиться, когда нужно получить автоматическое одобрение.

Выстраивание предположений с включением важной мысли

Причинно-следственная связь создается как логическая связка, позволяющая хорошо управлять группой людей. Например, студентов повышая мотивацию к обучению «если вы выполните задание, то сможете понять общий принцип решения задачи». Используется также при индивидуальном общении с взрослым, ребенком дома. С помощью формальной конструкции можно связывать любые семантические компоненты – «если ты помоешь посуду, то пойдешь гулять». Логически «посуда» и «прогулка» между собой мало связанны. Но теперь «помыть посуду» тесно связанно (например, у ребенка) со сферой желания в бессознательном.

Иллюзия выбора без выбора

Чтобы уметь манипулировать людьми в сфере менеджмента, торговли используйте частицу «или». Она дает интересную логическую завязку – предоставляет человеку «несуществующий» выбор. Например, «вы хотите чаю или кофе?». Человек может быть не испытывает особой жажды вообще, но будет вынужден принять «угощение» какой бы вариант не выбрал. Другой пример, «вы будете платить с карточки или наличными?»

Недосказанность мысли, незавершенность действия

Один методов как манипулировать людьми с помощью активного воздействия на чувства. Попробуйте такой прием как управление людьми с помощью любопытства. Интригуйте – вызывайте, усиливайте активное любопытство у собеседников. Например, «сегодня разберем основные приемы НЛП, а завтра в 8 утра продолжим лекцию о гипнозе». Пример – недосказанность на словах «сейчас об этом говорить ещё рано», «поговорим об этом, когда завершим текущие дела».

Заключение

Самое главное необходимо знать, как не потерять контроль, если вы научились управлять людьми – идет продуктивная отдача. Психология советует быть невозмутимым лидером, действовать спокойно. Если вы загораетесь бессмысленной радостью и впадаете в эйфорию – это может разрушить всю систему взаимоотношений. Приложенные усилия уйдут в пустую. Наличный результат не характеризует успешное завершение дела и может в дальнейшем быть промежуточным звеном к чему-то большему. Не стоит терять невозмутимость. Есть неудачный опыт, который в процессе отсеивания неэффективных техник приведет на уровень успеха.

Успешным может быть только тот руководитель, который обладает определенными деловыми, профессиональными, а также персональными качествами. Все они в совокупности дают возможность оптимизировать бизнес-процессы, улучшить производительность, и по необходимости поднять уровень продаж. Однако знания относительно того, как управлять людьми, не менее полезны в повседневной жизни. Ведь основные техники работают с каждым человеком, независимо от его социального положения, пола и возраста.

Каким должен быть руководитель

Хорошим специалистом может быть только тот человек, который имеет высшее образование и экспертный уровень знаний. Так, ключевые навыки менеджера по продажам – это, прежде всего, знания относительно передовых стратегий привлечения целевой аудитории и компетентность в своей сфере деятельности. Не менее важными будут и другие качества:

  • эрудированность, стремление к профессиональному росту;
  • умение оценивать ситуацию критично;
  • поиск новых методик и форм работы, способных повысить эффективность управленческих решений;
  • планирование, предполагающее не только управление собственным временем, но и расстановку приоритетов, координацию работы, составление расписаний для себя и подчиненных.

Создание имиджа

Формируя личность руководителя, нужно учитывать множество аспектов. Один из них – имидж делового человека. К его основным составляющим стоит отнести:

  1. Здоровье, о сохранении которого забывают многие бизнесмены, а ведь больной человек вызывает у окружающих лишь сострадание или жалость.
  2. Внешний вид, а также умение подбирать качественную и стильную одежду.
  3. Рассматривая, какой должен быть каждый руководитель, нельзя не сказать о хороших манерах. Без них не обходится ни работа в коллективе, ни проведение переговоров.
  4. Умение доступно излагать информацию и профессионализм.
  5. Также влияет на эффективность принятых управленческих решений внутренний мир. Для достижения успеха важны четкие гражданские и нравственные позиции, а также правильное отношение к своему месту в мире.

Имидж – это совокупность внешнего вида, поступков и манер. Акцентируя уважительное, корректное отношение к собеседнику, вы формируете устойчивое положительное отношение к себе.

Личность руководителя выражается в умении обращаться с подчиненными, соседями или даже продавщицами так, словно это его лучшие партнеры по бизнесу. При этом очень важно навсегда убрать из своей речи сленговые слова и простонародные выражения. Невзначай вырвавшись во время деловой беседы такие фразы способны серьезно подпортить репутацию и обесценить другие личные качества менеджера.

Деловые качества

Изучая как правильно управлять коллективом, особое внимание стоит уделить деловым особенностям характера человека. Некоторые из них способны компенсировать даже довольно скромный опыт работы или отсутствие профильного образования. Важные личные качества руководителя, прежде всего, это умение организовывать работу подчиненных и оперативно решать возникающие трудности.

При этом эффективность управленческих решений зависит от системности подхода к работе. Каждый успешный руководитель должен воспринимать организацию как совокупность элементов, взаимосвязанных между собой. Каждый компонент (люди, технологии, задачи, структура организации) направлен на достижение разных целей. Поэтому ключевые навыки менеджера предполагают умение организовывать работу таким образом, чтобы все элементы работали слажено.

Кроме того, нужно помнить о необходимости развивать и такие качества:

  • стремление сохранять лидерскую позицию во всех ситуациях;
  • амбициозность и умение отстаивать свое мнение;
  • также эффективность управленческих решений во многом зависит от умения располагать к себе и убеждать собеседников;
  • предприимчивость;
  • гибкость в решении рабочих проблем;
  • жесткий самоконтроль и сдержанность;
  • личность руководителя обязывает к умению правильно распределять рабочие процессы между подчиненными;
  • отсутствие страха перед нововведениями.

Психологическая устойчивость и мышление

Одна из ключевых особенностей, свойственная хорошим управляющим – это психологическая устойчивость и позитивное мышление. Как научиться управлять людьми понимает тот человек, которого не смущают сомнения или страхи и не отягощают негативные эмоции. Он уверен в себе, а также в тех товарах или услугах, которые ему нужно реализовать. Умение контролировать эмоции и позитивное настроение помогут такому руководителю очень быстро убеждать клиентов и добиваться их доверия.

Не менее важным аспектом для эффективности управленческих решений является ориентированность на клиентов и применение правильных стратегий при работе с ними. Ведь от количества довольных клиентов напрямую зависит количество выгодных для фирмы соглашений. Хороший руководитель очень внимателен к людям, умеет выслушивать их, а также обладает тонким чутьем.

Кроме того, важно, чтобы лидер умел проявлять терпение и настойчивость по отношению к подчиненным, партнерам или клиентам. Однако при этом он должен быть предельно аккуратным, чтобы его действия не выглядели слишком навязчивыми.

Не обходится эффективность управленческих решений также без умения убеждать. Хорошему специалисту нужно постоянно развивать эту практику, дополняя ее новыми инструментами. Большое значение в реализации навыков убеждения имеет понимание психологических особенностей человека.

Взгляд руководителя

Есть множество методик, которые подсказывают, как управлять коллективом или защититься от манипуляций окружающих. К наиболее полезным техникам стоит отнести:

  • Если кто-то в окружении других людей задает бестактный вопрос, нужно посмотреть в глаза этому человеку так, словно вы хотите ответить, но при этом молчать.
  • Личность руководителя обязывает научиться пронзительному, решительному взгляду, который заставляет считаться с вами и на подсознательном уровне видеть в вас сильного человека. Нужно смотреть собеседнику в глаза, но не на их поверхность, а словно сквозь них, глядя прямо в душу.
  • Безусловно, приемами того, как управлять людьми могут осознанно, или нет владеть также окружающие, желая добиться поставленных целей. Например, если человек пристально на вас смотрит, вам не нужно принимать его правила игры. Нужно просто посмотреть ему прямо в глаза, а затем улыбнуться, чтобы он понял, что его взгляд замечен. После этого, продемонстрируйте, что вам все равно, отведя взгляд на другие объекты.

Навыки, полезные в искусстве управления

  1. Если человек активно и достаточно эмоционально что-то требует, рассчитывая, что вам не захочется вступать с ним в конфликт – не нужно поддерживать его тон или возражать. Достаточно сделать паузу, доброжелательно поощряя собеседника к продолжению беседы. Даже когда он начнет говорить спокойнее, молчите и просто кивайте.
  2. Еще один прием, улучшающий эффективность управленческих решений – преодолеть негативное отношение к неприятным людям. Даже если перед вами мерзкая, скандальная личность, то представляйте ее ребенком. Дети ведут себя плохо, когда они избалованы, озлоблены или несчастливы. Это поможет ощутить сочувствие к собеседнику и обезоружить его.
  3. Если человек оказывает давление, чтобы вы поняли, что избежать его требований невозможно – напрямую спросите: «Вы давите на меня?». После подобных вопросов большинство оппонентов становятся растерянными.
  4. Для личности руководителя полезно уметь отказывать, когда ими пытаются манипулировать подчиненные или родственники. При этом в большинстве случаев нужно это делать без объяснений и оправданий.
  5. Не разрушайте уверенность в своей правоте большим количеством аргументов. Например, если приводите какой-либо довод, отстаивайте именно его.

И главное, что нужно помнить, вступая на руководящую должность – зафиксируйте свое новое положение. Например, сделайте то, что разрешается лишь лидерам: примите важное решение, отдайте распоряжение или пригласите подчиненных для доклада. Ведь чем дольше откладывается вступление в новую роль, тем большая вероятность того, что ваши права будут ограничены.

Психология человека , в большинстве своем — «рабско-властная» — она такова, что почти всем, с дисгармонией в душе, хочется знать как управлять людьми , и в то же время — они хотят, чтобы управляли ими (парадокс).
Фраза «управлять людьми» — здесь интерпретирована как влияние на человека, манипулирование им — его мыслями, эмоциями (чувствами) и главное — поведением, а не в смысле профессионального руководства на производстве или командования в армии…хотя и в последних найдутся самодуры и манипуляторы…

Сколько уже написано научных и полунаучно-популярных книг по психологии человека (и по «околопсихологии») на тему: «Как управлять людьми» , многие из них действительно полезные и практичные, но все равно часто становятся чтивом для неудачников , наполняя их полки или файлы в компьютере бесполезным, но вселяющим надежду на улучшение своей жизни, грузом с многообещающими заголовками — своеобразная защита психики от саморазрушения.


А все дело в том, что если человек неудачник по сценарию жизни , то ты хоть подари ему «Ленинскую библиотеку» (в смысле по объему) «умных» книг по тому, как управлять человеком или как достичь успеха в жизни — не важно, он все равно останется неудачником — априори…

Как управлять людьми, изменив психологию человека

Исходя из того, что в психологии человека изначально заложена психическая энергия «Физис» , являющаяся той жизненной силой, которая направлена на свободу, достижение успехов и улучшение качества жизни и здоровья, получения удовольствия от жизни (для чего человек живет) — каждый индивид подсознательно тянется к управлению собой и своей жизнью, и автоматически может управлять другими, но мы все же рассмотрим некие практические примеры как управлять людьми, не с целью манипуляции, а с целью улучшения взаимоотношений, и главное — чтобы самому перестать быть «властным-рабом».

Психология человека: как управлять людьми

Чтобы лучше познакомиться с темой: Психология человека: как управлять людьми , вам предстоит узнать свою собственную психику и личность, т.е. их глубинные, подсознательные структуры (см.) .
Чтобы легко управлять другими людьми, будь то детьми, родителями, мужем или женой, друзьями и партнерами, подчиненными или начальством — не важно, нужно начать не с изучения психологии другого человека, а с познания себя, своего «Я» — желательно, осознав свой жизненный сценарий (см.) — свои собственные «кнопки управления» мыслями, эмоциями и поведением в тех или иных, обычно стрессовых или кризисных ситуациях, в том числе — надуманных (нафантазированных).

Словом, совершенно невозможно научиться управлять другим человеком, не умея управлять самим собой («Владеющий собой — владеет миром» -Сенека-)

Искусство управлять людьми

Подсознательно управлять человеком, в том числе самим собой — это некая наука, но в большей степени — искусство. Т.е. в большинстве своем само управление: влияние и некоторые манипуляции происходят неосознанно (на подсознательном уровне), как со стороны управляющего, так и управляемого, хотя первый может манипулировать вполне осознанно, например информация рекламодателей, телевидение (др. СМИ), родители и учителя, профессиональные управленцы-начальники, маркетологи, продавцы, пиарщики, политики и, конечно, «лохотронщики» , аферисты и мошенники всех мастей…

Искусство управлять людьми, конечно, основано на понимании основной психологии человека, не каждого, естественно, но многих…а именно, у многих людей есть такие «кнопки управления», как желание халявы , дармовщинки, жадность , алчность, тщеславие, амбиции… — это, скорее, пороки, а также, эмоционально-психологические аспекты — стеснительность , излишняя скромность, робость, нерешительность, боязнь сказать «Нет», неуверенность в себе, низкая самооценка и отрицательная жизненная Я-позиция — все это приводит к тому, что такими людьми, знающие, могут легко управлять…мало того, эти люди, как ни странно, подсознательно сами хотят, чтобы ими управляли, манипулировали и даже обманывали …

Именно такие люди, которыми уже «по-управляли», почувствовав себя «жертвой» в этой психологической игре , переключаются, согласно треугольника Карпмана , в «преследователя», с вполне естественным желанием — «отомстить», не важно кому, главное теперь самому по-управлять другим человеком. Отсюда и возникает «рабско-властная» психология человека.

Как научиться управлять людьми
Итак, как же научиться управлять людьми, научившись управлять собой? Здесь понадобится практика, практика и еще раз практика, кроме изучения теории.
Т.к. управление происходит в основном подсознательно, то за основу вы можете взять некоторые техники НЛП (нейролингвистическое программирование). Ваша цель — как вы помните — не манипуляции, а налаживание гармоничных взаимоотношений — иначе, снова сыграв в психологическую игру (см.) , вы окажетесь опять в роли «жертвы».
Ко всему прочему, желательно осознать свои собственные «кнопки» и нивелировать их, а также, занявшись психотренингом самостоятельно или пройдя курс психотерапии , воспользовавшись услугами психолога, создать гармонию внутри своей личности — стать более уверенным , решительным и удачливым …

На этих страницах вы подробно узнаете, как управлять человеком , применяя методику НЛП, используя язык тела и определенный словесный язык.

Управление людьми имеет довольно широкое понятие и границы. Это могут быть знания о том, как правильно управлять людьми на работе, на производстве, в каком-то подразделении, в масштабах корпораций и общественных организациях, в отношениях между коллегами, партнерами по бизнесу, в отношениях продавец-покупатель или, например, в семье, среди соседей, друзей и знакомых.

В любой ситуации и отношениях может присутствовать некое влияние человека, который имеет способности к управлению другими.

Психология управления людьми

Знание того, как управлять людьми предоставляет человеку дополнительные достаточно серьёзные возможности, которые могут трансформироваться в материальную выгоду или моральное удовлетворение.

Примеров этого достаточно много, если внимательно посмотреть вокруг. Так, самыми популярными и богатыми политиками являются именно те, которые умеют хорошо управлять, или даже манипулировать окружающими.

Именно это умение приводит политика на вершину популярности, которую он уже может удачно использовать, продать или обменять.

Однако примеры манипуляции можно наблюдать и в более привычной для всех обстановке, например, в семейных отношениях. Каждому знакома ситуация, когда ребёнок может оказывать влияние на родителей, устроив истерику среди прохожих на улице. При этом он получит все, что попросит.

У многих людей есть врожденная способность к управлению, а некоторым необходимо изучать данное искусство для того, чтобы использовать его эффективно и незаметно в своих целях.

Психология управления людьми – это целая наука, которую изучают все, кто хочет добиться успеха в карьере, личной жизни, а также для тех, кто хочет незаметно и успешно управлять людьми в личных отношениях.

Плюс и минус

Не всегда стоит ставить знак минус к словам «управление » и «манипуляции ». Ведь данные действия направлены на получение результата, который бы нас удовлетворил, но это не всегда плохие цели.

Управление может касаться профессиональных отношений в коллективе, или отношений между влюблёнными людьми.

В формировании хороших семейных отношений или неожиданных ситуаций в компании малознакомых людей, всегда выделяются и добиваются максимума именно те люди, которые умеют управлять прежде всего собой и партнёрами.

С помощью манипулирования можно добиваться как плохих, так и хороших целей. Само собой разумеется, что при этом в разных случаях люди, от которых этого добиваются, будут испытывать либо комфорт, либо дискомфорт, а может и отвращение.

Как с любым предметом, который в добрых руках созидает, а в злых – разрушает, искусство управлять людьми в быту или на работе будет либо делать человека желанным и популярным, либо его будут тихо ненавидеть, если он давит на чувство вины или страха, добивается своего шантажом, угрозами и обманом. Границы манипулирования каждый выбирает уже по собственной совести.

Правила управления

  • Тренироваться

Нужно хорошенько понять для себя, что все правила манипулирования требуют регулярного применения. Это как у фокусников: пока приём не отточен до автоматизма, он не будет приносить исполнителю ни желаемого результата, ни удовольствия.

А потому для достижения совершенства искусства управления просто необходимо регулярное повторение основ.

  • Не стесняться и не бояться

Многих людей, преодолевших сопротивление и решивших использовать данное умение на практике, тормозит страх. Для его преодоления также есть специальные приёмы.

Самый простой, который советуют специалисты, представлять себе эффективные результаты и будущий успех, которых можно будет достичь, преодолев опасения. Мотивация к приобретению уверенности в таком случае значительно повышается.

  • Найти харизму

Не секрет, что огромное влияние на людей оказывают харизматичные личности. Харизма это внутренняя сила и красота человека, это его энергия и неповторимость, отличающая обладателя этой особенности от других. У всех известных и знаменитых людей, которые влияли или влияют на судьбы, этого не отнять.

Харизма делала диктаторов обожаемыми своим народом, и простых людей с недостатками – кумирами. Если найти такую неповторимую особенность в общении с другими людьми, вовремя начать ею пользоваться, то достигнуть успехов в управлении людьми будет только вопросом техники. Это может быть очаровательная улыбка, красивая осанка, определённые обороты речи.

  • Расположить собеседника

Поставив для себя цель – влияние, нужно расположить собеседника к себе, чтобы он чувствовал себя комфортно в общении. Находитесь рядом с ним в открытой удобной и похожей на его позе, намеренно повторяя его жесты и слова.

Таким образом, можно с первых минут расположить человека для понимания и возможной манипуляции. Далее, нужно наблюдать за постепенным расслаблением человека по его поведению и позам, одобряя его действия, подводя его к принятию собственного, но нужного манипулятору решения.

Как известно, люди часто прислушиваются к собеседникам очень похожим на них самих. В результате достигнув видимой похожести и установив доверие с собеседником, можно заметить, что теперь уже он начинает бессознательно копировать ваше поведение, то есть берёт пример с созданного только что им самим авторитета.

  • Узнать о собеседнике побольше

Достигнув такого положения, когда человек готов бессознательно поддержать манипулятора, необходимо выяснить у него, каким образом он принимает решения, какие критерии выдвигает для их одобрения. Так поступают удачные продавцы, манипулируя знаниями о клиенте, которые можно получить, расположив его к себе уже известными способами.

Используя эти знания и обернув их в красивую обёртку, можно так представить полученную информацию, что клиенту просто деваться будет некуда, как только купить предложенный товар. Здесь есть ещё одна сторона: тот, кто хочет управлять людьми должен уметь их слушать. Многие люди очень любят говорить о себе. Используйте это.

  • Верить в собственные слова

Чтобы влиять на собеседников, чтобы они верили в то, что им представляется как благо, нужно достаточно убедительно об этом заявлять, а для этого необходимо самим верить в это. Нужно быть готовым к дисгармонии в душе, если информация, которую вы пытаетесь внушить, не соответствует истине, и это вам делать сложно или непривычно.

Другими словами, если человек не будет верить в свои слова, то ему трудно будет вдохновить других, предлагая им какую-либо идею. Есть такое убеждение, что человек может выдержать любое «как» если будет чётко понимать «зачем».

  • Благодарность

Достигнув нужной цели, и надеясь на дальнейшие свершения и победы, необходимо выражать свою благодарность людям, чтобы они чувствовали свою значимость и незаменимость. Признательность действительно делает чудеса и даже иногда заменяет материальное поощрение.

The art of making things happen

Научный редактор русского издания Валерий Никишкин, профессор, декан факультета маркетинга РЭА им. Г. В. Плеханова

Издательство выражает благодарность за помощь в научном редактировании книги Юлии Куриленко, Анастасии Казаковой и Роману Малаховскому.

© Jo Owen 2006, 2009

© Студия Арт. Лебедева, дизайн обложки, 2010

* * *

«Когда-то Наполеон сказал: "Управлять – значит предвидеть", а Джо Оуэн утверждает, что управлять – значит доводить дело до успешного завершения. Главное – достижения, а не активность. Атакая идеология управления порождает множество вопросов. Каких результатов я хочу добиться? Каких результатов ждут мои партнеры и клиенты? Что следует сделать для этого? Как мотивировать себя и окружающих вместе продвигаться к намеченному результату? С кем добиваться результата, а от кого отказаться на этом пути? Кто нужен сегодня? Кто понадобится завтра? И много-много других. Но ни один из этих вопросов автор не оставляет без ответа или хотя бы совета о том, как его получить. Уровень компетентности менеджера Оуэн определяет его способностью к достижению результата.

Прочтите эту книгу, попробуйте применить принципы Оуэна к управлению своим бизнесом – и вы убедитесь, что только сосредоточенность на итогах приведет вас к достижению желаемых результатов».

Вадим Маршев
заслуженный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, доктор экономических наук

Введение
Реальные менеджеры в реальных условиях

Когда-то менеджмент был намного проще: руководители руководили, а работники работали. Менеджеры продавали свои мозги, а работники – руки. Мысли и дела разделялись. Это были хорошие времена для менеджеров, но плохие для работников.

Но со временем у менеджеров начались проблемы. Работники стали расширять свои права, а менеджеры – утрачивать свои привилегии; работники теперь трудились меньше, а менеджерам приходилось задерживаться допоздна. Сокращение рабочего времени, давшее работникам все преимущества, обернулось для менеджеров, прикованных к компьютеру, документам и телефону, постоянным стрессом. Менеджмент стал не только намного тяжелее, но и непонятнее. Задумайтесь, к примеру, о том, в чем заключается секрет успеха и выживания вашей организации. Вряд ли вам удастся отыскать какой-нибудь формальный критерий ее благополучия.

На какой риск я должен пойти, чтобы выжить, и на какой риск я должен пойти, чтобы преуспеть?

Над какими проектами стоит работать и с кем?

Когда лучше отстаивать свою точку зрения, а когда – уступить?

Как тут все происходит на самом деле?

Каких ловушек нужно избегать?

Ответы на эти вопросы не дают никакие руководства по политике компании или обучающие программы. Вы предоставлены сами себе, когда речь идет о главном, а в руководстве указано только второстепенное.

Правила выживания и успеха диктует практика: мы сравниваем людей, которые достигли успеха и выжили, с теми, кто столкнулся с трудностями, а затем анализируем, почему им это удалось или не удалось.

Взгляните на успешных сотрудников своей организации. Надеюсь, те из них, кто может похвастаться какими-то достижениями, оказались среди победителей. Но в организациях с горизонтальной структурой узнать, кто и за что отвечает, достаточно сложно.

Большинство оценочных систем опираются на две характеристики, которые называют совершенно по-разному.

Традиционно предполагалось, что менеджеры (у которых были мозги) умнее работников (у которых были руки). Помогал высокий IQ, или коэффициент интеллектуального развития. Многие системы оценки все еще ориентированы на IQ: многие бизнес-школы все еще принимают слушателей по результатам IQ-теста в форме GMAT (общего теста для выявления управленческих способностей). Считается, что высокий IQ – признак умения решать проблемы, аналитических способностей, бизнес-мышления и знаний.

Даже если вы семи пядей во лбу, этого еще недостаточно, чтобы управлять людьми. Управлять – это умение выполнять поставленные задачи, то есть дело делать. Многие умные людьми с высоким IQ слишком умны, для того чтобы что-то делать. Большинство компаний требуют от менеджеров хороших навыков межличностного общения, или хорошего EQ – коэффициента эмоционального интеллекта (emotional quotient). Это предполагает умение работать в команде, адаптироваться, эффективно взаимодействовать с окружающими, а также обладание харизмой и способностью мотивировать сотрудников и т. д.

Теперь посмотрите на всех своих менеджеров и попробуйте с помощью IQ и EQ проверить, кто из них в вашей организации добился успеха, а кто нет. Менеджеров с высоким IQ и EQ должно быть не так уж и мало: умные (IQ) и приятные (EQ) менеджеры существуют, несмотря на сформировавшиеся медийные стереотипы. Но вы также обнаружите множество умных и приятных людей, довольствующихся посредственными результатами где-то «на задворках» компании: они нравятся всем, но никуда из своего «болота» не двигаются. Однако есть много успешных менеджеров, возможно, не столь умных и приятных, которые достигают высот, используя менеджеров-интеллектуалов как «половичок» на пути к офису руководителя.

Чего-то здесь недостает. Высокие IQ и EQ – огромный плюс, но этого недостаточно. Менеджерам нужно преодолеть еще одно препятствие. Их жизнь стала намного сложнее, а не проще.

Новое препятствие касается политического опыта, или PQ – коэффициента политического интеллекта (political quotient), предполагающего, кроме всего прочего, способность добиваться власти. Более того, речь идет об умении использовать власть для реализации задач. Таким образом, PQ – основной аспект управления, которое и состоит в том, чтобы выполнять задачи с помощью людей.

Конечно, менеджерам всегда был нужен определенный уровень PQ. Но в иерархии командно-административного управления прошлого для выполнения задач не требовалось высокого PQ, достаточно было приказа. В современном мире горизонтальных, матричных организаций власть – расплывчатое и неопределенное понятие. Менеджеры ничего не добьются без поддержки союзников, без выхода за рамки официальной ответственности. Многих ресурсов, которые им понадобятся, просто нет в их организации. Поэтому сегодня менеджеры больше, чем когда-либо, нуждаются в высоком PQ, чтобы достичь своих целей.

Успешные менеджеры обладают тремя качествами – IQ, EQ и PQ. Каждое из них предполагает наличие навыков, которые можно освоить. Для того чтобы стать хорошим менеджером, вам потребуются не особые научные знания (во многих научных учреждениях полно умных людей и плохого менеджмента), а навыки EQ и PQ, которые каждый может освоить.

Эта книга рассказывает о том, как развить способности, лежащие в основе IQ, EQ и PQ, которые помогут вам выжить и добиться успеха в преобразованиях. Абстрагировавшись от повседневных трудностей менеджмента и болтологии теории менеджмента, вы сможете сосредоточиться на важнейших способностях, необходимых менеджеру. В книге говорится о том, что вам нужно сделать и как это сделать в мире, который стал жестче и сложнее, чем когда-либо.

Первый шаг в понимании этой революции – осознание ее причин и конечной цели.

IQ: рациональный менеджмент

Менеджмент существует столько же, сколько наша цивилизация, – даже если раньше никто этого не осознавал. Как самостоятельная дисциплина менеджмент зародился во времена Промышленной революции: масштабная деятельность требовала масштабной организации. Сначала менеджмент основывался на военной стратегии и тактике: классический командно-административный стиль.

Постепенно промышленный менеджмент отмежевался от военного. Подобно Ньютону, открывшему законы физики, менеджеры искали таинственную формулу успеха в бизнесе и менеджменте. Эту формулу ученые ищут до сих пор, хотя успешные предприниматели вполне обходятся без теории. Научный менеджмент был первой попыткой рас смотреть успех «под микроскопом».

Ведущей фигурой в научном менеджменте был Фредерик Тейлор, чьи «Принципы научного менеджмента» (The Principles of Scientific Management) были опубликованы в 1911 году. Его подход иллюстрирует следующая цитата:

«Одно из основных требований к человеку, который подходит для работы с доменным чугуном, – быть настолько тупым и флегматичным, чтобы своими умственными способностями больше напоминать быка, чем что-либо другое. Именно поэтому разумный человек, обладающий живым умом, совершенно не подходит для подобной монотонной работы».


Тейлор с неприязнью относился к работникам в целом, считая, что они будут плохо работать, если их не наказывать. Но его книга основывалась не только на личном мнении, но и на непосредственных наблюдениях. Это привело его к некоторым идеям, которые в те времена считались революционными.

Работникам нужно позволять отдыхать, чтобы они работали продуктивнее.

Людям с разными качествами нужно давать соответствующую работу, потому что на подходящей должности они будут работать лучше.

Станочная линия, которая разбивает сложную работу (например, сборку автомобиля или фаст-фуда) на части, повышает производительность и снижает затраты на оплату труда работников, от которых требуются минимальные способности.

Эти принципы сохраняются по сей день.

Мир научного, или рационального, менеджмента был создан благодаря Генри Форду, который предложил конвейерную линию для сборки машин. В период с 1908 по 1913 год он усовершенствовал концепцию и начал производство машин «Модели Т», которую называл с большим апломбом «легковым автомобилем для масс». К 1927 году примерно 15 миллионов «Моделей Т» сошли с конвейера, сметя кустарную промышленность, собиравшую автомобили по очень высокой цене.

Рациональный менеджмент жив и сегодня, в XXI веке, он все еще существует на автомобильных сборочных линиях и телефонных станциях, в ресторанах фаст-фуда, где незадачливые операторы работают, словно машины. Однако многие компании сделали уже следующий, вполне логичный шаг, совсем убрав людей и вынудив своих клиентов общаться с компьютерами.

EQ: эмоциональный менеджмент

Мир рационального, научного менеджмента был сравнительно прост: он опирался на наблюдения и холодный расчет.

А потом все усложнилось.

В какой-то момент кто-то обнаружил, что работники – не просто производственные или даже потребительские единицы. У них есть надежды, страхи, чувства, а иногда даже мысли. Они, по сути, люди. Это спутало карты менеджеров. Им пришлось не только решать производственные проблемы, но и управлять людьми.

Со временем руководить людьми стало сложнее. Рабочие, уже более образованные и профессиональные, чем прежде, теперь могли дать больше, но и ожидали большего. Они стали богаче и независимее. Дни моногородов, где все работали на одном предприятии, были сочтены: появились новые возможности для трудоустройства и более высокое пособие для тех, кто не мог или не хотел найти работу. Работодатели потеряли свою власть принуждения. Они больше не могли требовать лояльности – им предстояло заслужить ее. Постепенно происходил переход от культуры подчинения к культуре заинтересованности.

Менеджерам предстояло создать условия для обеспечения высокой работоспособности и заинтересованности людей, задействовав их надежды, а не страхи. Спустя 44 года после выхода книги Фредерика Тейлора Дениэл Гоулман выпустил свой труд «Эмоциональный интеллект: почему он важнее IQ» (Emotional Intelligence: Why it can matter more than IQ , 1995), став отцом нового мира эмоционального менеджмента. По сути, он популяризировал принципы, которые развивались не одно десятилетие. Еще в 1920 году Э. Л. Торндайк из Колумбийского университета писал о «социальном интеллекте». Уже давно специалисты поняли, что ум (высокий IQ) не связан напрямую с успехом в жизни: другие аспекты тоже важны. В рамках профессиональной деятельности уже давно проводятся эксперименты с эмоциональным интеллектом (EQ, а не IQ). В частности, японцы добились больших результатов в эффективном вовлечении сотрудников, даже на автомобильных производственных линиях, с помощью нового движения – кайзен (непрерывное совершенствование). По иронии судьбы их вдохновил на это американец У. Эдвардс Деминг. Идеи Деминга были признаны в США только после того, как японцы стали уничтожать с их помощью американскую автомобильную промышленность.

К концу XX века работа менеджера стала намного сложнее, чем в конце XIX века. Менеджеры XX века должны были быть такими же умными, как их предшественники 100 лет назад. Им нужен был EQ, чтобы взаимодействовать с людьми, не меньше, чем IQ, чтобы решать производственные проблемы. Большинство менеджеров обнаружили, что им хорошо удается что-то одно: лишь немногие обладают одновременно высокими IQ и EQ. Планка эффективного менеджмента была поднята высоко.

PQ: политический менеджмент

Двухмерных менеджеров не существует, разве что в мультиках. Настоящие люди и настоящие менеджеры трехмерны. Высокие IQ и EQ – большой плюс, но их недостаточно, чтобы объяснить успех или неудачу разных менеджеров. Чего же не хватает? Первый шаг в поисках недостающего элемента – признание того, что организации создаются для конфликтов. Это откровение для некоторых ученых, которые считают, что они предназначены для сотрудничества. На самом деле менеджерам приходится бороться за время, деньги и бюджет своей организации, которые весьма ограничены. Потребностей всегда больше, чем ресурсов. Внутренний конфликт связан с тем, как расставляются приоритеты, – с маркетингом, производством, обслуживанием, управлением персоналом и различными продуктами и регионами, которые дерутся между собой, стараясь вырвать кусок побольше.

Для многих менеджеров настоящая конкуренция разворачивается не на рынке. Настоящая конкуренция сидит за соседним столом и бьется за то же повышение и премиальные, что и они.

Второй шаг – выявление того, кто побеждает, а кто проигрывает в этом корпоративном поединке за бюджет, время, зарплату и повышение. Если верить концепции высоких IQ и EQ, то все умные и приятные люди должны добиваться успеха. Однако на деле это далеко не так. Умные и приятные не всегда побеждают: многие из них исчезают с корпоративного радара или живут тихой жизнью людей, не раскрывших свой потенциал. При этом большинство из нас знает таких топ-менеджеров, которых трудно назвать умными или приятными, но каким-то мистическим образом они добиваются власти и признания.

Очевидно, есть что-то помимо IQ и EQ.

Короткого разговора у кулера обычно достаточно, чтобы понять, чего не хватает. Там часто говорят о тех, кто поднимается или спускается по карьерной лестнице, о том, кто чем занимается и для кого, о перспективных возможностях, о гиблых проектах и умении их избегать. Подобные разговоры показывают, что люди – не только социальные животные, но и политические.

Политика неизбежна в любой организации. И это не ново. «Юлий Цезарь» Шекспира – это пьеса о политике. «Государь» Макиавелли – это руководство по успешному политическому менеджменту времен Возрождения. Политика всегда существовала, но ее считали слишком «грязной» для научного анализа и корпоративных тренингов. Убийство Цезаря показывает, что случается, когда плохо разбираешься в политике. Когда кто-то упоминает Брута, сказавшего Цезарю: «Я позади тебя», бдительные менеджеры понимают, что им могут нанести удар в спину.

Для того чтобы разбираться в подобной политике, IQ и EQ недостаточно. Идет непрерывная борьба за управление и власть. Бесконечная потребность в изменениях касается не только людей, но и баланса сил в организации. Это политическая деятельность, для которой успешному менеджеру необходимы хорошие политические и организационные навыки.

MQ: коэффициент менеджерского развития

Настало время признать, что настоящие менеджеры «трехмерны». Помимо IQ и EQ им нужен высокий PQ. Если и существует формула успеха в менеджменте, то она может выглядеть так:

где MQ – коэффициент менеджерского интеллекта (management quotient).

Для повышения MQ необходимо развивать IQ, EQ и PQ. Формулу успеха легко сформулировать, но сложно реализовать. MQ (рис. 1) связан с практикой, а не с теорией менеджмента. Эта книга показывает, как использовать MQ для определения:

Уровня собственного менеджерского потенциала;

Способностей членов команды и возможности оказания им помощи в совершенствовании;

Основных навыков, необходимых для успеха с последующей их разработкой; правил выживания и достижения успеха в вашей организации.


Рис. 1. Компоненты MQ


Существует множество способов применить формулу MQ и добиться успеха или потерпеть поражение. Каждый человек развивает и применяет IQ, EQ и PQ по-своему, в зависимости от ситуации. Каждый человек обладает уникальным стилем управления, как и ДНК. В этой книге вы не найдете способа производства менеджерских клонов. Вы заслуживаете большего. Мы предлагаем основные принципы и инструменты, которые помогут вам понять и решить типичные проблемы менеджмента.

Одни люди воспринимают основные принципы как тюрьму: они применяют одну и ту же формулу к каждой ситуации. Другие используют принципы как фундамент для выстраивания собственного, уникального стиля управления. Эта книга, основанная на тысячелетнем опыте практикующих менеджеров, помогает адаптировать инструменты и основные принципы, рассказывая не только о теории, но и о реальной эффективности или неэффективности (что важнее) тех или иных методов. Все мы учимся на опыте – положительном и отрицательном. С помощью этой книги вы сможете развивать свой MQ, чтобы преуспеть, – на собственных условиях.

Глава 1
IQ-способности: проблемы, задачи и деньги

Быть умным менеджером еще не означает быть интеллектуалом. Блестящие ученые редко становятся прекрасными менеджерами. И наоборот, многие замечательные предприниматели сегодня не стали тратить деньги и время на MBA с его конформистским мышлением: например, Билл Гейтс, Уоррен Баффетт, Ричард Бренсон и Стив Джобс.

Спрашивать самых успешных менеджеров о том, что делает их самыми успешными, – то же самое, что упражняться в лести и заискивании. Это приводит лишь к банальным ответам и самолюбованию. Я попытался и понял, что не стоит этим заниматься. В основном менеджеры говорят об «опыте» и «интуиции». А это совершенно бесполезно. Интуиции невозможно научиться. А опыт – это способ держать помощников менеджеров на должности помощников, пока у них не появится достаточно седых волос для вступления в клуб менеджеров. Мне пришлось пойти другим путем, чтобы выяснить, как мыслят менеджеры. Я решил наблюдать за их работой.

Наблюдать за тем, как люди работают, всегда намного приятнее, чем делать это самому.

Каждый человек уникален и каждый день уникален.

Некоторые предпочитают личное общение, а не переписку по электронной почте; некоторые дни перегружены важными встречами, некоторые люди работают больше, а некоторые меньше. Но если убрать все эти отличия, можно выделить нечто общее дня менеджеров:

Сильная фрагментация времени;

Одновременная работа над несколькими задачами;

Управление разными группами людей и конкурирующими проектами;

Непрерывный поток новой информации, требующей ответной реакции, изменений, адаптации;

Недостаток времени на то, чтобы поработать одному.

Есть пример, знакомый большинству менеджеров, – пытаться жонглировать мячами и при этом бежать стометровку, не уронив ни одного мяча. Это мир, в котором легко быть занятым, но очень сложно чего-то добиться. Активность не гарантирует успеха. Сегодня перед менеджерами стоит задача добиться наибольших результатов с наименьшими усилиями. Сделаем небольшую паузу и подумаем, что отсутствует в привычном распорядке дня менеджера:

Принятие решений с помощью формальных методов, таких, как байесовский анализ и дерево решений;

Решение проблем после глубоких размышлений в одиночестве или в результате работы в группе с применением формальных методов решения проблем;

Формальный стратегический анализ бизнеса.

Многие методы MBA примечательны тем, что отсутствуют в повседневной практике большинства менеджеров: пропала организационная и стратегическая теория; финансовые и бухгалтерские инструменты связаны только с финансами и бухгалтерией; маркетинг остается совершенно таинственной областью для сотрудников отдела производства и IT.

То, что большинство менеджеров не используют эти инструменты в своей работе, не умаляет их значимости. Их можно использовать аккуратно, в самые критические моменты. Большинству организаций не удалось бы долго просуществовать, если бы все их менеджеры постоянно занимались стратегическим исследованием бизнеса. Но хороший стратегический анализ, который генеральный директор проводит раз в пять лет, может преобразить компанию.

Итак, поиски принципов мышления менеджеров зашли в тупик в вихре деятельности, которая заполняет их типичный день. Похоже, успешным менеджерам не нужно быть великими интеллектуалами и владеть стандартными интеллектуальными и аналитическими инструментами, которые предлагаются в соответствующей литературе и на специальных курсах. Но надо быть очень смелым человеком, чтобы обвинить Билла Гейтса и Ричарда Бренсона в тупости. Все лидеры и менеджеры, с которыми мы беседовали, были достаточно умны, чтобы добиться власти и влияния. Они умны, но не в традиционном, школьном понимании. Менеджерский интеллект отличается от научного.

Мы решили копнуть поглубже, нарушив золотое правило: «Если оказался в яме, хватит копать». Надеюсь, мы не выкопали себе яму. Мы просто стремимся «откопать» основные принципы мышления менеджеров. И в итоге мы нашли эти основополагающие принципы, о которых и пойдет речь в этой главе, каковые может освоить любой менеджер.

1. Начать с конца: сосредоточиться на итогах.

2. Добиться результатов: работа и понимание.

3. Принимать решения: быстро развивать интуицию.

4. Решать проблемы: методы, схемы и инструменты.

5. Стратегическое мышление: основы, особенности и классический подход.

6. Определить бюджет: политика достижения цели.

7. Управлять бюджетом: ежегодная битва.

8. Управлять издержками: с минимальными затратами.

9. Электронные таблицы и расчеты: предположения, а не математика.

10. Знать свои данные: манипуляции цифрами.

Если бы мы были точны и скрупулезны, не все эти навыки вошли бы в главу об IQ-менеджменте. Но за кажущейся беспорядочностью скрывается определенный метод. Сосредоточенность на итогах и достижении результатов вошли в эту главу потому, что эти принципы лежат в основе эффективного менеджмента. Эффективный менеджер руководствуется стремлением к результатам и достижению цели. Это формирует определенный стиль мышления – очень прагматичный, стремительный и совершенно непохожий на те, которые описывают в книгах и изучают в институтах. Главное – достижения, а не активность.

Принятие решений, решение проблем и стратегическое мышление – классические IQ-способности. Существует огромная разница между тем, как учебники рекомендуют мыслить менеджерам, и тем, как они думают на самом деле. Учебники ищут идеальный ответ. Но идеальное решение – враг практического решения. Поиски идеала приводят к бездействию. Практические решения приводят к тому, что требуется хорошим менеджерам, – к действию. Для многих менеджеров настоящей проблемой является не поиск ответа, а формулировка вопроса. На самом деле успешные менеджеры тратят гораздо больше времени на поиски вопроса, чем на поиски прагматичного ответа.

Определение бюджета, управление бюджетом и расходами, подготовка расчетных документов и знание цифр можно назвать FQ – коэффициентом финансового интеллекта (financial quotient). Мы считали, что финансы и бухгалтерия на 100 процентов относятся к IQ-навыкам. И оказались на 100 процентов неправы. В теории управление финансами – объективное и интеллектуальное занятие, в котором есть два вида ответов – правильные и неправильные: либо все сходится, либо не сходится. Но для менеджеров интеллектуальная задача – лишь малая часть реальной задачи. Основная задача не касается интеллектуальных способностей: она политическая. Большинство финансовых обсуждений и переговоров представляют собой политические дискуссии о деньгах, власти, ресурсах, обязательствах и ожиданиях. Во многом финансовый менеджмент относится к главе, посвященной PQ (политическому интеллекту). Из уважения к теории финансов мы включили его в главу об IQ.

В дальнейших разделах мы отдадим должное теории. Она не лишена пользы: хорошая теория создает основу для структурирования и понимания неструктурированных и сложных вопросов. Однако основное внимание следует уделить практической стороне развития и применения IQ-способностей.

Теория вероятности Байеса – одна из основных теорем элементарной теории вероятностей, которая определяет вероятность того, что произошло какое-либо событие (гипотеза), имея на руках лишь косвенные тому подтверждения (данные), которые могут быть неточны.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные