Работы каких художников представлены в третьяковской галерее. Шедевры Третьяковской галереи. Цены на входные билеты

Спросите любого жителя России, знают ли они самый знаменитый художественный музей в Москве и большинство опрошенных ответят, что это — Третьяковская галерея. О музее слышали даже те, кто не интересуется искусством. А уж те, кто интересуется, приравнивают его к настоящему храму!

Его коллекции поистине бесценны, и не только с материальной точки зрения — экспозиция Третьяковской галереи охватывает период с XI по XX века, начиная с Древней Руси и заканчивая Советским периодом, благодаря чему можно проникнуться русской историей и приблизиться к пониманию национального самосознания.

История и общая информация

Сегодня Третьяковская галерея – это целый комплекс отреставрированных зданий, расположенных на разных улицах Москвы. К наиболее значимым можно отнести:

  • основное здание — бывший особняк Павла Третьякова по адресу: Лаврушинский переулок, 10 (сюда же можно включить примыкающий к нему инженерный корпус — Лаврушинский переулок, 12, — где помимо выставочных и конференц-залов расположены инженерно-технические службы музея);
  • так называемая «Новая Третьяковка» — новый павильон, построенный в 80-х годах прошлого века на набережной Москвы-реки по адресу: Крымский вал, 10.

Кроме того, филиалами Третьяковской галереи являются:

  • действующий храм-музей Святителя Николая (расположенный по адресу: Малый Толмачевский переулок, 9 — это соседнее с инженерным корпусом в Лаврушинском переулке строение. Именно здесь хранится бесценная икона Владимирской Божией матери, которой почти 900 лет);
  • дом-музей Виктора Васнецова (переулок Васнецова, 13);
  • мемориальный музей-квартира Васнецова (Фурманный переулок, 6);
  • музей-мастерская А.С. Голубкиной (Большой Лёвшинский переулок, 12);
  • дом-музей П.Д. Корина (Малая Пироговская улица, 16).

Тем, кого больше интересует дореволюционный период живописи (с XI по XIX век), следует направиться в красивое здание, похожее на древнерусский терем, которое находится в Лаврушинском переулке. Современные шедевры XX века – нашли себе пристанище в новой галерее в стиле раннего советского модернизма на Крымском валу.

Обратите внимание!
Ежегодно Третьяковскую галерею посещают около 1,5 млн. человек. Не трудно подсчитать, что за день полюбоваться на картины приходит в среднем около 5 тыс. посетителей, но на выходных их количество значительно выше. Так что для посещения галереи, по возможности, следует выбрать будний день.

Третьяковской галерее больше 160 лет! Краткий экскурс в историю

Известно, что представитель купеческого сословия Павел Третьяков начал собирать свою коллекцию в 1856 году (ему тогда было всего 24 года). Свое внимание он сосредоточил на работах русских мастеров. Первоначально картины держали в специально выделенных комнатах купеческого особняка, однако их количество так быстро росло, что для размещения новых экспонатов пришлось построить рядом отдельный двухэтажный дом. В связи с дальнейшим расширением коллекции на территории имения появлялись все новые здания и помещения, позже объединенные в единый комплекс.

Брат Павла Третьякова Сергей также собирал предметы искусства, однако он отдавал предпочтение западноевропейским мастерам, что позволяло избежать конкуренции между братьями. Преждевременная смерть Сергея (в 1892 году), который помимо собственной коллекции завещал городу Москве значительную часть своего состояния, в том числе половину дома в Лаврушинском переулке, стала поводом для объединения Павлом Третьяковым обеих коллекций в одну и передачи их городу. На тот момент экспозиция галереи насчитывала более 1,000 полотен знаменитых художников (вместе со скульптурами, украшениями, эскизами, графическими рисунками – около 2,000 предметов).

Сейчас сокровищница русского искусства насчитывает более 180,000 экспонатов!

Помимо братьев Третьяковых, большую роль в становлении музея сыграл Игорь Эммануилович Грабарь, назначенный попечителем музея в 1913 году. Именно ему принадлежит заслуга систематизации оставленного наследия и превращении частной, по сути, коллекции в музей мирового уровня. Так, Игорь Грабарь:

  • провел большую научно-исследовательскую работу по изучению картин;
  • внедрил новый принцип их размещения (хронологический);
  • составил первый научный каталог;
  • был инициатором создания реставрационной мастерской и являлся ее руководителем.

Стоит упомянуть и о том, как много он сделал для сохранения шедевров в сложные годы революции и Гражданской войны.

Игорь Грабарь был не только хорошим организатором, но и талантливым художником. Одной из его картин нашлось место в самой Третьяковской галерее — в зале №38 можно увидеть знаменитую «Февральскую лазурь», написанную в 1904 году.

Экспозиция и главные достопримечательности

Шедевры Лаврушинского переулка

Наиболее известным и популярным у москвичей и гостей столицы является старое здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке. Оно подверглось масштабной реконструкции, которая длилась с 1986 по 1996 год. Залы музея получили современное освещение и обновленный интерьер.

Особенно ценные шедевры были помещены в специальные капсулы из пуленепробиваемого стекла, подключены к сложной системе контроля за состоянием температуры и влажности.

Был построен специальный зал для большого панно Михаила Врубеля «Принцесса Грёза», почти столетие пролежавшего в запасниках. Переоборудованы другие помещения.

Если Вы намереваетесь посетить галерею без гида, следует заранее составить маршрут экскурсии. Подумайте, какой период времени (или какой художник) Вам интересен более всего. Следует отдавать себе отчет, что увидеть все экспозиции за одно посещение практически невозможно — в галерее 62 зала и не все из них открыты одновременно.

Топ-10 самых знаменитых картин Лаврушинского переулка:

  • 1) «Явление Христа народу» А. Иванова (зал №10)
  • 2) «Неравный брак» В. Пукирева (зал №16)
  • 3) «Тройка» В. Перова (зал №17)
  • 4) «Неизвестная» Крамского (зал №20)
  • 5) «Утро в сосновом лесу» И. Шишкина (зал №25)
  • 6) «Богатыри» В. Васнецова (зал №26)
  • 7) «Боярыня Морозова» В. Сурикова (зал №28)
  • 8) «Иван Грозный и сын его Иван» И. Репина (зал №30)
  • 9) «Демон (сидящий) М. Врубеля (зал №33).
  • 10) Икона «Троица» Андрея Рублева (зал №60).

В этот список не попали картины Серова, Левитана, Кустодиева, Айвазовского, однако они также достойны внимания! Помимо картин и икон в главном здании можно увидеть графику, эскизы, скульптуры, наброски.

Зал древнерусской живописи

Любителей истории, православных христиан привлечет зал иконописи, расположенный на первом этаже. Особенно ценные иконы помещены здесь в специальные стеклянные киоты, внутри которых поддерживается необходимая температура и влажность. Здесь можно увидеть работы Андрея Рублева, а также православные святыни, написанные неизвестными мастерами в период с XI по XVII века.

Напомним, что самая знаменитая из икон — икона Владимирской Божией матери — размещена в отдельном здании — церкви Святого Николая. Попасть сюда можно как через инженерный корпус (Лаврушинский пер., 12), так и с Малого Толмачевского переулка.

Зал Ильи Репина

Работы одного из самых известных русских художников размещены в зале №30. До недавнего времени здесь висела и печально известная работа Репина «Иван Грозный и сын его Иван», однако в мае 2018 года она подверглась очередному нападению, получила серьезные повреждения и вновь отправилась на реставрацию. Суд Москвы оценил стоимость восстановительных работ в сумму от 5 до 10 млн. рублей.

Тем не менее в зале остались другие знаменитые картины великого русского художника:

  • «Не ждали»,
  • «Стрекоза»,
  • «Осенний букет»,
  • «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»,
  • «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре»,
  • портреты Мусоргского, Шевченко, Толстого.

Кроме того, именно в зале Репина можно увидеть портрет самого Павла Михайловича Третьякова.

Зал Михаила Врубеля

Один из новых залов был построен во время последней реконструкции специально для экспозиции огромного полотна «Принцесса Грёза» (его размер 7,5 х 14 метров), а также других масштабных работ художника. На самом деле под произведения Михаила Врубеля отведено 2 зала (№32 и №33). В одном из них предусмотрен подиум для размещения оркестра, так как здесь проводятся музыкальные вечера.

Искусство ХХ столетия в филиале на Крымском валу

В 1986 году главное здание (в Лаврушинском переулке) закрыли на длительную реставрацию. Большая часть полотен была перевезена в новое здание – только что построенный филиал на Крымском валу. В 1996 году реконструкция была окончена, но произведения искусства XX века обратно не вернулись. Приняли решение оставить самые современные экспонаты в новом филиале. Сегодня именно в этом здании можно увидеть русский авангард: работы Малевича, Кандинского, Петрова-Водкина.

Следует отметить тот факт, что новое здание гораздо более просторное, к тому же расположено оно в очень живописном месте на берегу реки Москва, напротив парка культуры и отдыха им. Горького с его прудами и прекрасными аллеями. Так что увидеть этот уголок Москвы, конечно же, стоит. Под крышей «Новой Третьяковки» собрано более 5,000 экспонатов. Кроме того, здесь регулярно проводятся выставки, посвященные современному искусству.

Эксперты выделяют главные шедевры филиала на Крымском валу:

  1. «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича (зал №6);
  2. «Композиция VII» Василия Кандинского (зал №9);
  3. «Над городом» Марка Шагала (зал №9);
  4. «Купание красного коня» Кузьмы Петрова-Водкина (зал №13);
  5. «Будущие летчики» Александра Дейнеки (зал №16).

Информация для посетителей

  • Третьяковская галерея не работает в понедельник. Время работы во вторник, среду и воскресенье: с 10-00 до 18-00. В четверг, пятницу и субботу: с 10-00 до 21-00.
  • Стоимость билета для взрослого (на момент написания статьи) составляет 500 р. Правом бесплатного прохода в музей обладают: ветераны и инвалиды ВОВ, военнослужащие срочной службы, инвалиды I и II группы, лица, не достигшие 18 лет, а так же некоторые другие категории граждан (подробный список находится на официальном сайте музея — см. ниже).
  • По средам можно посещать бесплатно инженерный корпус и филиал музея на Крымском валу. Также прийти в Третьяковскую галерею бесплатно можно в «ночь музеев» (проводится обычно во второй половине мая).

Обратите внимание, что знаменитые полотна Третьяковской галереи часто бывают «в отъезде», путешествуя по другим странам и континентам. Если хотите увидеть определенные картины, уточняйте заранее, есть ли к ним свободный доступ.

Интерактивный тур по музею в Лаврушинском переулке

Как пользоваться окном интерактивного тура:
коротким нажатием левой кнопки мыши на любую из белых стрелок в окне тура Вы будете перемещаться в соответствующую сторону (влево, вправо, вперед и т.д.), нажав и удерживая нажатой левую кнопку - покрутите мышкой в разные стороны: Вы можете осмотреться по сторонам, не сдвигаясь при этом с места. При нажатии на черный квадрат в правом верхнем углу окна интерактивного тура Вы попадете в полноэкранный режим просмотра.

1. Зал с картиной В.М. Васнецова «Богатыри».

2. Зал с шедевром А.А. Иванова «Явление Христа народу».

3. Зал И.И. Шишкина. (Лаврушинский пер.10).

4. Зал М. Врубеля и его панно «Принцесса Грёза».

5. Залы Древнерусского искусства XII-XVII веков.

Где находится и как добраться

Главное здание Третьяковской галереи, где сосредоточена большая часть самых известных экспонатов, находится в Лаврушинском переулке, 10. Удобнее всего добираться сюда на метро. Ближайшие станции: «Третьяковская» (Калужско-Рижская или Калининская ветки, около 400 м до музея) и «Новокузнецкая» (Замоскворецкая линия, чуть более 800 м до музея).

Филиал на Крымском валу, 10 расположен рядом со станцией метро «Октябрьская» (Кольцевая линия). Расстояние от станции метро до музея — около 1 км. Кроме того, в непосредственной близости от галереи (примерно — в 400 м) есть автобусная остановка Парк Горького (маршрут автобуса №2).

Официальный сайт Третьяковской галереи: https://www.tretyakovgallery.ru

О Третьяковской галерее что-нибудь слышал каждый россиянин, ведь это самый известный музей изобразительного искусства в нашей стране. Именно здесь собрана самая богатая коллекция русского искусства от икон XI века до живописи и скульптур начала XXI столетия, и меня этот музей манил с самого детства. Так что и свой первый визит сюда в 10 лет, и последующие посещения я всегда вспоминаю с удовольствием - столько нового я открываю для себя в каждый поход сюда!

Сегодня коллекции галереи разместились в двух зданиях: основная экспозиция, посвященная искусству старых мастеров, находится в особняке в Лаврушинском переулке, а коллекция XX века представлена в здании на Крымском валу. Мне кажется, побывать хотя бы на одной из экспозиций Третьяковки каждому гостю столицы строго обязательно, ведь это одна из главнейших достопримечательностей в Москве.

Как добраться в Третьяковскую галерею

Здание в Лаврушинском переулке

Историческое здание музея в Лаврушинском переулке так хорошо известно москвичам, что в свое время даже дало название ближайшей станции метро «Третьяковская» Калужско-Рижской линии (на карте ниже обозначена цифрой 1 ). От метро по Климентовскому и Большому Толмачевскому переулкам можно дойти до галереи пешком всего за 7-9 минут.

Дни бесплатных посещений в музее

Каждую среду вход на постоянную экспозицию «Искусство ХХ века» и временные выставки в (Крымский Вал, 10) для посетителей без экскурсии бесплатный (кроме выставки «Илья Репин» и проекта «Авангард в трёх измерениях: Гончарова и Малевич»).

Право бесплатного посещения экспозиций в главном здании в Лаврушинском переулке, Инженерном корпусе, Новой Третьяковке, доме-музее В.М. Васнецова, музее-квартире А.М. Васнецова предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан:

Первое и второе воскресенье каждого месяца:

    для студентов высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранных граждан-студентов российских вузов, аспирантов, адъюнктов, ординаторов, ассистентов-стажёров) при предъявлении студенческого билета (не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажер»);

    для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (граждане России и стран СНГ). Студенты-держатели карт ISIC в первое и второе воскресенье каждого месяца имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.

каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ).

Обратите внимание, что условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Внимание! В кассах Галереи предоставляются входные билеты номиналом «бесплатно» (при предъявлении соответствующих документов - для указанных выше посетителей). При этом все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке.

Посещение музея в праздничные дни

Уважаемые посетители!

Пожалуйста обратите внимание на режим работы Третьяковской галереи в праздничные дни. Посещение платное.

Обращаем ваше внимание, что вход по электронным билетам осуществляется в порядке общей очереди. С правилами возврата электронных билетов вы можете ознакомиться по .

Поздравляем с наступающим праздником и ждём в залах Третьяковской галереи!

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения:

  • пенсионерам (гражданам России и стран СНГ),
  • полным кавалерам «Ордена Славы»,
  • учащимся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет),
  • студентам высших учебных заведений России, а также иностранным студентам, учащимся в российских ВУЗах (кроме студентов-стажёров),
  • членам многодетных семей (гражданам России и стран СНГ).
Посетители вышеуказанных категорий граждан приобретают льготный билет.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • лица, не достигшие 18-летнего возраста;
  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (а также иностранные студенты, учащиеся в российских ВУЗах). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студентов-стажеров» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета );
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, участники боевых действий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане (граждане России и стран СНГ);
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы» (граждане России и стран СНГ);
  • инвалиды I и II группы, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий инвалида I группы (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий ребенка-инвалида (граждане России и стран СНГ);
  • художники, архитекторы, дизайнеры - члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы - члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • члены Международного Совета музеев (ICOM);
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ;
  • волонтеры музея - вход на экспозицию «Искусство XX века» (Крымский Вал, 10) и в Музей-квартиру А.М. Васнецова (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России, в том числе сопровождающие группу иностранных туристов;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России и стран СНГ);
  • один сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента и при проведении учебного занятия) (граждане России).

Посетители вышеуказанных категорий граждан получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

«Третьяковская», «Новокузнецкая», «Полянка». Есть у галереи филиал, в котором можно познакомиться с новейшим искусством. Там представлены авторы двадцатого и двадцать первого века. Он находится по адресу: Крымский вал, дом 10. Рядом расположены станции «Октябрьская» и «Парк культуры».

Если вы решили посетить основное здание галереи в Лаврушенском переулке, лучше добираться через станцию метро «Третьяковская» - это самый короткий путь. Выход один. Поднимайтесь по эскалатору наверх, вы попадете на улицу Большая Ордынка. Переходите ее - вы упретесь в здание ресторана быстрого питания. Поверните налево. Затем направо - вы попадете в Ордынский тупик. Идите до по нему до конца, до пересечения с Лаврушенским переулком. Там здание Третьяковской галереи уже будет в пределах видимости.

Станции «Третьяковская» и «Новокузнецкая» расположены практически в одном месте. Поэтому, чтобы добраться до Третьяковской галереи через «Новокузнецкую», вам нужно выйти из метро к улице Большая Ордынка и пройти несколько метров до ресторана быстрого питания. Дальше идите так же, как описано в первом варианте.

От станции метро «Полянка» до Третьяковской галереи придется добираться наземным транспортом. Ищите остановку троллейбуса №1 или автобуса №700. Доезжаете до остановки «Улица Большая Якиманка». Там галерея будет в приделах видимости.

До филиала на Крымском валу можно дойти пешком от станций метро «Октябрьская» и «Парк культуры». Выйдя на улицу, вам нужно идти в сторону Москвы-реки, перейдя ее по мосту. Внизу, слева, на берегу, вы увидите серое здание Центрального Дома художника. Именно в нем расположен филиал Третьяковской галереи, посвященный современному искусству.

Связанная статья

Источники:

  • третьяковская галерея как добраться

Дом в Лаврушинском переулке города Москвы, похожий на теремок, не просто картинная галерея – это одна из визитных карточек столицы. В здании разместились экспонаты XI-XIX веков.

Московский художественный музей, который называется Государственной Третьяковской галереей, или Третьяковкой, основан в 1856 году. В нем собрана одна из самых крупных в мире коллекций изобразительного искусства.

Состав Третьяковской галереи

Музейное объединение, которое называется Третьяковской галереей, находится в Москве. Основное здание Третьяковки расположено в Лаврушинском переулке, в Замоскворечье. Кроме главного здания, где находится большая часть коллекции, включает:
- Инженерный корпус, где проводят временные выставки;
- здание на Крымском Валу, где представлено искусство ХХ века;
- музей в храме Святителя Николая, расположенный в Толмачах;
- персональные музеи художников.


Основное здание Третьяковской галереи находится в Москве по адресу: Лаврушинский переулок, дом 10.

Коллекция, собранная в Третьяковской галерее, посвящена исключительно русскому национальному искусству. Так задумал галерею ее основатель Павел Третьяков, такой ее удалось сохранить до наших дней.

Как появилась Третьяковка

Началась Третьяковской галереи с того, что Павел Михайлович Третьяков приобрел в 1856 году две картины русских художников – именно это и стало первым шагом к созданию знаменитой коллекции. Собрание с того момента стало неуклонно расти, и первых посетителей «Московская городская галерея Павла и Сергея Третьяковых» смогла принять в 1867 году.

В 1892 году Павел Третьяков передал свою художественную галерею в дар столице. В ней на тот момент было собрано множество замечательных произведений, включая коллекцию икон.


При сборе произведений основатель галереи Третьяков опирался на свой вкус. Он достаточно хорошо осознавал значимость искусства и в культурной, и в социально-политической жизни общества.

Галерея поначалу располагалась в одном здании. По мере того, как увеличивалось собрание, к особняку постепенно пристраивались другие помещения, которые использовались для хранения произведений и демонстрации их. Нагромождение пристроек росло и множилось до тех пор, пока не был разработан проект здания с фасадом, похожим на из сказки.

В настоящее время в коллекции Третьяковской галереи насчитывается более ста тысяч произведений искусства. Экспонаты размещены в архитектурном комплексе, в Лаврушинском переулке, и в здании, находящемся на Крымском Валу. В 1995 году указом президента РФ Государственная Третьяковская галерея была отнесена к наиболее ценным объектам российской культуры.

Ах, искусство, искусство. Врубель, Флавицкий, Айвазовский. И это только малая часть художников, работы которых представлены в одном из лучших музеев России. Можно ли снимать такое великолепие? Можно ли фотографировать в Третьяковской галерее?

Камера и музей несовместимы?

Находясь в музеях и галереях, гости бывают весьма озадачены. Разрешена ли съемка или нет? Иногда как-то неловко и несподручно подходить и спрашивать у строгих смотрителей. А, находясь в Третьяковской галерее, из головы сразу все вылетает, и рука сама так и тянется к телефону.

Можете выдохнуть спокойно! В Третьяковской галерее снимать можно. Но нужно быть внимательным. Фотографировать разрешается только постоянные экспозиции галереи и Новой Третьяковки, а также в других зданиях музея. Если проходит какая-нибудь временная выставка, то фотография и съемка может быть запрещена, потому что в силу вступает закон об охране авторского права и интеллектуальной собственности.

Существует интересная и уникальная возможность провести профессиональную фотосъемку в Третьяковской галерее, но для этого необходимо связаться с пресс-службой музея.

Если вас интересует, что ещё можно и нельзя делать в музеях (не только в Третьяковке), то советуем ознакомиться с Федеральным законом "О Музейных фондах и музеях", который расскажет обо всех нюансах и процессах данной сферы.

Вспышка - главный враг!

Одно из важных напоминаний. Съемка разрешена, но без вспышки и без применения какого-либо специального оборудования (даже палка для селфи, увы, запрещена). Дело в том, что свет от вспышки может быть слишком опасен и вреден для произведений искусства. В конечном итоге она может их повредить и привести к "преждевременному старению". Также вспышка отвлекает сотрудников и посетителей музея, мешая первым следить за залом, а вторым - сосредоточиться на произведении искусства.

  1. Многие думают, что знаменитая картина И.К. Айвазовского "Девятый вал" хранится в Третьяковской галерее, но это заблуждение! Она находится в Русском Музее Санкт-Петербурга.
  2. Если вы поклонник Крыма, а финансы пока не позволяют его посетить, то рады сообщить, что в галерее вы сможете насладиться полотнами И.И. Левитана из серии "Крымские пейзажи".
  3. А знали ли вы, что у музея есть программа лояльности - "Друзья Третьяковки"? Оформляется персональная карта, которая будет целый год радовать вас приятными бонусами.
  4. Наслаждайтесь искусством дома! В Третьяковке вы можете заказать цифровую репродукцию полюбившейся картины очень высокого качества.
  5. Экономьте себе время! И покупайте билеты в электронном виде через официальный сайт музея.

Источники:

  • Официальный сайт Третьяковской галереи
  • ФЗ "О музейном фонде и музеях"

1. Третьяков начинал с покупки западноевропейской живописи.

Купец и меценат Павел Третьяков на протяжении всей жизни интересовался живописью, но сам картин не писал никогда. В юности он стал собирать книги с иллюстрациями, гравюры. Свои первые покупки он делал на Сухаревском рынке, до которого любил совершать воскресные прогулки. В самом начале пути коллекционера Павел Михайлович и не думал, что его собрание будет состоять исключительно из произведений русских живописцев. Как и все начинающие собиратели, он совершал случайные приобретения. Так, в 1854–1855 годах Третьяков купил одиннадцать графических листов и девять картин старых голландских мастеров.

Передвижник Илья Остроухов , позже ставший одним из руководителей Третьяковской галереи, после смерти Третьякова вспоминал следующее: «Первые две-три ошибки в столь трудном деле, как определение подлинности старых картин, навсегда отвернули его от собирательства старых мастеров. Впоследствии покойный говаривал: “Самая подлинная для меня картина та, которая лично куплена у художника”». Сегодняшние коллекционеры современного искусства этот здравый довод точно поддержат.

2. Павел Третьяков о планах создании музея русской живописи впервые пишет в завещании.

В двадцать восемь лет Павел Третьяков написал свое первое завещание — он собирался ехать за границу изучать, как устроено льноткацкое дело на фабриках в Западной Европе. По правилам того времени и по договоренности с партнерами необходимо было составить завещание. Молодой купец занятно распределяет всё то, что он получит от своего отца и что заработано к двадцати восьми годам уже им самим: «Капитал в сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи… Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие».

3. Датой основания галереи стал день приобретения полотна «Стычка с финляндскими контрабандистами» Худякова.

Принято считать, что история Третьяковской галереи началась 22 мая 1856 года (по новому стилю). В этот день Павел Третьяков купил картину Худякова, а художник получил расписку. Начиная с этого времени Третьяков приобретает десятки работ, не останавливаясь даже перед крупными тратами. Сам же коллекционер своим первым русским приобретением считал картину «Искушение» живописца-жанриста Шильдера, об этом он пишет в письме к критику Стасову (правда, спустя тридцать лет после первых покупок) в 1893 году после передачи художественной галереи в дар Москве.

Василий Худяков
«Стычка с финляндскими контрабандистами»
1853

4. В основе Третьяковской галереи лежат коллекции двух Третьяковых — братьев Павла и Сергея, который собирал западную живопись.

Младший из Третьяковых, Сергей, увлекся коллекционированием намного позже своего брата. В начале 1870-х он стал постепенно собирать современную западную живопись, прежде всего французскую, которая, кстати, и стоила тогда дороже русской. Коллекция Сергея была небольшой (включала Добиньи, Коро, Миле) и располагалась в особняке на Пречистенском бульваре. Хозяин показывал ее только гостям и, что называется, «по рекомендации». Он покупал живопись для себя и иногда по совету Павла. Некоторые из его приобретений выставлялись у старшего брата. После внезапной смерти Сергея Третьякова согласно его завещанию коллекция перешла в дар городу (ее стоимость тогда превышала сумму в 500 тыс. рублей). Воля брата подвигла и Павла передать свой музей вместе с особняком Москве. Так, в 1892 году появляется соответствующее заявление в Городскую думу. Полученной коллекции Дума присвоила название «Московская городская галерея имени братьев Павла и Сергея Третьяковых», а живопись из западной коллекции Сергея экспонировалась тут же в Лаврушинском переулке. Более того, в 1910 году по завещанию коллекционера Михаила Морозова западное искусство в Третьяковке пополнилось работами Ренуара, Писсарро, Мане, Моне и Дега.

Павел и Сергей Третьяковы
Фото: пресс-служба Третьяковской галереи

5. В коллекционировании русских художников Третьяков соперничал c императором Александром III.

Третьяков в приобретении новых работ проявлял не меньше прыти, чем в коммерческих сделках. Сохранились воспоминания, согласно которым император Александр III и его брат великий князь Владимир Александрович (он, кстати, был президентом Императорской академии художеств и во многом стал причиной выхода Серова и Поленова из Академии) нередко возмущались на выставках, видя картины, которые уже были отмечены как собственность Третьякова. Всё потому, что он предпочитал покупать полотна в мастерской непосредственно у художников еще до открытия выставок. Показательный случай произошел уже после смерти Александра III. В память о нем его сын Николай II, зная, что отец очень хотел заполучить картину Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», перебил цену и предложил за нее рекордную по тем временам сумму в 40 тыс. рублей, которую Третьяков позволить себе не мог.

6. Эмблемой Третьяковской галереи стал фасад по рисунку Васнецова.

Галерея находилась в доме, купленном Третьяковыми в 1851 году. Чем больше становилось приобретений, тем просторнее пристраивались новые помещения к жилой части особняка — для хранения и демонстрации произведений искусства. В 1902–1904 годах, уже после смерти Павла Третьякова, появился знаменитый фасад работы архитектора Башкирова по рисунку Васнецова в русском стиле с «кокошником» и рельефом Георгия Победоносца (покровителя Москвы, который изображен на гербе города).

Рисунок предоставлен пресс-службой Третьяковской галереи

7. Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» подвергалась нападению вандала.

Шестнадцатого января 1913 года в Третьяковской галерее произошло страшное — неизвестный вандал нанес картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» фатальный удар ножом. Интересно то, что это полотно в свое время ужасно не понравилось императору Александру III и его окружению. Своим указом он запретил ее к показу, а сама картина стала таким образом первой картиной, подвергшейся цензуре в Российской империи. Позднее запрет был снят. Однако новая напасть пришла вместе с 29-летним старообрядцем и сыном мебельного магната Абрамом Балашовым. После нанесенных им порезов Репину пришлось фактически заново восстанавливать лица своих героев. Тогдашний хранитель Третьяковской галереи Егор Моисеевич Хруслов, узнав о порче картины, бросился под поезд.

8. Расположение картин по хронологии ввел художник Игорь Грабарь.

В начале 1913 года Московская городская дума избрала Грабаря попечителем Третьяковской галереи, и оставался он на этой должности вплоть до 1925 года. В соответствии с мировой музейной практикой Грабарь решил переделать экспозицию. Так, работы одного художника теперь экспонировались в одном зале, а сами залы были подчинены хронологическом принципу.

9. Частью Третьяковской галереи является музей-храм Святителя Николая в Толмачах.

В связи с усилением антирелигиозных настроений в 1929 году была закрыта церковь Святителя Николая в Толмачах. Спустя несколько лет ее здание передали Третьяковской галерее под запасники. Позже оно было соединено с экспозиционными залами двухэтажным корпусом, верхний этаж которого был специально предназначен для экспонирования картины Иванова «Явление Христа народу». Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при галерее. Здесь хранятся уникальные святыни, в том числе Владимирская икона Божьей Матери, а раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

10. Третьяковская галерея закрывалась в общей сложности на шестнадцать лет (на два года при Третьякове, четыре во время ВОВ и десять на реконструкцию).

Впервые галерея закрылась на два года из-за кражи. В 1891 году в Лаврушинском переулке выкрали из галереи четыре полотна. Для Третьякова это происшествие оказалось настоящей трагедией, и он распорядился закрыть галерею на два года. Позднее два полотна нашлись. В годы Великой Отечественной войны коллекция была эвакуирована в Новосибирск и вернулась в мае 1945-го. С 1986 по 1995 год из-за капитальной реконструкции Третьяковка была закрыта для посетителей. Тогда единственной экспозиционной площадью музея на целое десятилетие стало здание на Крымском Валу. Оно, кстати, было объединено с Третьяковской галереей как раз накануне ремонта в 1985-м. За годы существования собрание Третьяковской галереи увеличилось в пятьдесят раз.

Нравится



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные