«Сад — это его мастерская, его палитра»: Усадьба Живерни, откуда черпал вдохновение Клод Моне. Открыть левое меню живерни Сады живерни

Сад Клода Моне в Живерни по праву можно назвать настоящим произведением искусства, на которое можно любоваться бесконечно. Тихая деревушка Живерни так бы и осталась спокойной живописной провинцией, если бы не художник-импрессионист, проезжавший мимо на поезде и влюбившийся в местную красоту.


Благодаря Клоду Моне сюда ежегодно приезжают туристы, желающие в реальности познакомиться со всеми достопримечательностями усадьбы великого гения.


Клод Моне придавал огромное значение свету, его оттенкам и игре теней и по-настоящему боготворил природу. Он купил простой крестьянский домик в Живерни в 1883 г. Там должна была жить его многочисленная семья - жена Алиса, ее дети от первого брака и их общие дети.

Моне настолько безумно любил цветы, что высадил на своем участке целую оранжерею различных сортов. Все буйство красок, игра света и тени, неповторимые пейзажи, утопающие в зелени отражались на картинах художника, которые он рисовал с особой любовью. Чуть позже на участке за домом Моне организовал сад на воде, основной достопримечательностью которого стали цветущие круглый год кувшинки. Их особо любил рисовать художник.

Практически каждый день, начиная с пяти утра, художник проводил время в этом саду, перенося всю окружающую красоту на полотна. Именно в это время творения Клода Моне были высоко оценены поклонниками художественного искусства, и он заслужил популярность. Полюбоваться на цветущий сад приезжало немало соратников великого художника, Живерни стала ассоциироваться с громким именем Моне.

Импрессионист прожил долгую и счастливую жизнь, оставив после себя неповторимые произведения искусства. Сегодня в усадьбу Моне может попасть каждый желающий. Там по-прежнему растут и чаруют божественным ароматом розы, в пруду плавают белые кувшинки, а в воздухе летает бессмертный дух импрессионизма.


Живые картины Клода Моне

Елена Тяпкина

«Увидев Клода Моне в его саду, начинаешь понимать, как такой великий садовник мог стать таким великим художником», — напишет поэт-символист Гюстав Кан после своей поездки в Живерни, живописную деревушку недалеко от Парижа.
- Моне «великий садовник»? Поэт ошибся: Моне великий импрессионист, всю жизнь рисовавший картины!
Но нет, Кан был прав: всю жизнь — 43 года! — Моне создавал сад.

Он всегда любил цветы и всегда их рисовал. И в 1883 году, поселившись в Живерни, стал садовником. Поглощенный любовью к растениям, он создает сначала нормандский, а затем удивительный водный сад. Сад рождается не сразу — Моне беспрерывно пробует, ищет, экспериментирует. Во время путешествий находит нужные ему растения: из Руана присылает полевую горчицу и две «маленькие забавные настурции», а из Норвегии обещает детям привезти «несколько особенных растений» северной страны.

Он собирает книги по садоводству и больше остальных ценит перевод знаменитой «Иллюстрированной истории садоводства» Джорджа Николса; выписывает почти все журналы о цветах и садах; коллекционирует каталоги семян, особенно интересуясь новинками.
В поездках художник постоянно возвращается в мыслях к Живерни. Он спрашивает жену Алис, как сад, беспокоится о растениях, советует, как лучше ухаживать за питомцами оранжереи. «Остались ли еще цветы в саду? Мне бы хотелось, чтобы к моему возвращению там сохранились хризантемы. Если будут заморозки, нарежьте из них красивые букеты» (из письма 1885 года).

День за днем, год за годом Моне терпеливо создавал свой сад. Взгляд художника и руки садовода помогли ему превратить обычную усадьбу с фруктовыми деревьями в живую картину, в которой красота и изменчивость природы переданы с помощью цветовых сочетаний и форм. В саду Моне не было ничего лишнего, случайного, не было слепого коллекционирования — только гармония.

Сад стал продолжением его мастерской. Неустанно ища совершенства, Моне сначала создал цветочную картину в саду, а затем перенес ее на холст. В последние годы жизни ему больше не нужно было уезжать из Живерни — он рисовал сад. Передвигаясь на небольшой лодочке по «аллеям» водного сада, художник бесконечно писал, писал, писал... горбатый мостик, водную гладь с отражающимися в ней деревьями, глицинией и кувшинками.

Так появилась лирическая серия полотен под общим названием «Кувшинки». «Прошло много времени, — писал Моне, — прежде чем я смог понять мои кувшинкиѕ Я сажал их ради удовольствия, даже не помышляя, что буду их писать. И вдруг неожиданно ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой моделиѕ Восприятие живой природы приходит к нам не сразу».

Дивный сад Моне

А ведь ничего этого могло и не быть: власти долго не разрешали художнику устроить водный сад, опасаясь, что нимфеи — неизвестный тогда цветок — отравят воду в речке Эпт...

И многого мы, увы, не увидим: чрезвычайно требовательный к себе, Моне без сожаления сжег множество набросков и уже готовых картин. «Знайте, что я поглощен работой. Пейзажи воды и отражений стали наваждением. Это выше моих старческих сил, однако я хочу успеть запечатлеть то, что чувствую. Я их уничтожаю и начинаю снова», — писал он биографу Гюставу Жеффруа в 1908 году.

Самой значительной работой мастера стала серия огромных «Декоративных панно с кувшинками»: «Небо и линия горизонта проявляются только в отражении. В этих панно постоянно меняющийся мир; мир непостижимый, но он словно проникает в нас. И этот вечный обновляющийся мир словно растворился на поверхности пруда с кувшинками».

На склоне лет Моне признался Жоржу Клемансо: «Если много раз пишешь окружающий нас мир, то начинаешь лучше воспринимать реальность, или то малое, что мы в состоянии постичь. Я постигаю образы вселенной, чтобы засвидетельствовать увиденное своей кистью».


После смерти художника его сад был надолго забыт. Творение, которое Моне полжизни создавал с таким тщанием и такой любовью, постепенно дичало. К счастью, Французская академия изящных искусств приняла решение восстановить сад. Из маленьких осколков, разбросанных по миру: эскизов, фотографий, бланков заказов, которые делал Моне в питомниках, очерков журналистов, — вновь попытались создать цельную картину. Реставрация заняла три года, и в 1980 году на дорожках сада снова появились посетители. Снова, потому что Моне никогда не был затворником и искренне радовался любому гостю.

Сад занимал площадь около двух акров и разделялся дорогой на две части. Та, что возле дома, — верхний, или цветочный, сад, — была устроена на месте огорода. Это «усадьба в Нормандии», выдержанная в традиционном французском стиле. Центральная аллея украшена железными арками, по которым взбираются вьющиеся розы. Розы обвивают и балюстраду вокруг дома. Пространство сада разделено на клумбы, где цветочные заросли разной высоты создают объем. Строгие прямые линии аллей контрастируют с пестрым ковром благоухающих весь год цветов. У каждого времени года особая цветовая гамма. Весной — изобилие нарциссов и тюльпанов, затем расцветают рододендроны, сирень, глициния. Позже сад превращается в настоящее море ирисов, их художник особенно любил. Дорожка, окаймленная ирисами, изображена на знаменитой картине «Сад художника в Живерни». Ирисы сменяются пионами, лилейниками, лилиями, маками. В разгар лета цветут колокольчики, львиный зев, ипомеи, водосборы, шалфей и, конечно, розы всевозможных оттенков и форм. А в сентябре наступает время георгинов, мальв, астр и хризантем, дорожки оккупирует настурция. Это настоящее царство цветов и цвета!

В 1893 году, через 10 лет после своего приезда в Живерни, Моне купил участок земли рядом со своим имением по другую сторону железной дороги и превратил его в пруд «с водными растениями ради развлечения и отдыха для глаз, а также сюжет для рисования». При планировке водного сада Моне следовал советам японского садовника, гостившего какое-то время в Живерни. Здесь явно чувствуются японские мотивы, влияние традиционной восточной философии созерцания природы. В 1895 году Моне строит знаменитый японский мостик, словно перекочевавший в сад с гравюры Хокусая. Среди привычной растительности в саду выделялись китайские гинкго, японские фруктовые деревья, вдоль узких аллей тянулся плотный лес бамбуковых зарослей. Пруд был густо обрамлен папоротниками, азалиями, пышными кустами роз. Вода в некоторых местах подогревалась, и там цвели роскошные тропические кувшинки. «Там и сям на водной поверхности краснели, как земляника, цветки кувшинок с пунцовым сердечком, белым по краям... а поодаль некие подобия анютиных глазок теснились, как на плавучей клумбе, и, словно мотыльки, простирали лощеные голубоватые крылышки над прозрачной покатостью этого водного цветника; и небесного цветника тоже...» — писал Марсель Пруст.


В Живерни Клод Моне счастливо проживет 43 года до конца своих дней.

К этому времени Клод Моне уже известный художник, признанный метр живописи, его картины хорошо продаются, он вполне богат, окружен любящей семьей, друзьями, коллегами. В дом в Живерни переезжает большая семья Моне: сам художник и двое его сыновей Жан и Мишель, вторая жена Алиса со своими шестью детьми (два сына и четыре дочери).

В Живерни Моне разбивает большой сад (переустраивает старый участок и развивает новый), в котором высаживает растения, заказанные им и привезенные друзьями из разных частей света.

В те годы художник был увлечен японской культурой, поэтому для ухода за садом он нанимает японского садовника. В саду на новой территории Моне устраивает искусственный пруд, в котором разводит кувшинки.

Сад и пруд с кувшинками стали главной любовью Клода Моне, источником наслаждения и вдохновения, главным объектом творчества. До конца дней Моне будет писать практически только свой сад, находя в нем все новые и новые неисчерпаемые источники для творчества. Многолетнюю работу Моне над своим садом и его изображением на картинах можно сравнить с упорным научным трудом.

Живерни - маленькая деревня на правом берегу Сены, в месте ее слияния с рекой Эпт. В конце XIX века там постоянно проживало около 300 человек, сейчас немногим более 500.

Как выглядела Живерни во времена Клода Моне, мы можем узнать по картинам самого Моне и полотнам художников, приезжавших к Клоду Моне. В те годы Живерни была центром французского (и не только французского) импрессионизма. В Живерни приезжали художники из разных стран мира, снимали там дома на длительный срок. Среди них было очень много американцев, которые хотели учиться у знаменитого метра импрессионизма. В те годы в Живерни существовала целая колония художников-импрессионистов. Отель H?tel Baudy в Живерни стал своеобразным клубом художников. Там регулярно проводились выставки имперссионистов. Колония художников просуществовала в Живерни до начала Первой мировой войны. Сейчас в Живерни открыт Музей импрессионизма. В основном, там находятся полотна американских художников-импрессионистов.

Клод Моне "Вид деревни Живерни", 1886 год, Новоорлеанский музей Искусств (NOMA), Новый Орлеан, США.
Американский художник-импрессионист Теодор Робинсон (Theodore Robinson ) (1852-1896) в конце XIX века несколько лет прожил в Живерни, близко сдружился с Клодом Моне.

"Живерни". 1889 год. Коллекция Philips, Вашингтон

Теодор Робинсон. "Долина Сены с высокого берега Живерни". 1892 год. Галерея Коркорана (Corcoran Gallery of Art), Вашингтон.
Гай Роуз (Guy Rose ), американский художник (1867-1925). "Вечер. Живерни". 1910 год. Музей Искусств Сан-Диего, США.
Фредерик Карл Фрисек (Frederick Carl Frieseke ), американский художник-импрессионист (1874-1939). "Дом в Живерни". 1912 год. Музей Тиссена-Борнемисы, Мадрид.

Клод Моне в своем доме в Живерни и в студии за работой над серией "Кувшинки".

Клод Моне в своем саду в Живерни и знаменитый Японский мостик, увитый глицинией.

Фото со страницы Fondation Claude Monet на Facebook.

Клод Моне в Первой студии и на главной аллее сада среди настурций.

Фото с сайта giverny-impression.com .

В Живерни Клод Моне всегда был в окружении семьи. У его сыновей не было детей, поэтому родных внуков у художника не было. Зато дети второй жены Алисы оставили большое потомство.
Пожалуй, ближе всех к художнику была его падчерица Бланш (Blanche Monet-Hosched?), дочь второй жены художника Алисы. Бланш сама была художницей, часто ассистировала Клоду Моне. Она была замужем за старшим сыном Клода Моне Жаном Моне. После его смерти в 1913 году она вернулась к Клоду Моне в Живерни, поддерживала его до конца дней. В своих собственных работах Бланш писала сад художника и окрестности Живерни. Одна из улиц в Живерни сейчас носит ее имя.

Клод Моне и многие члены его семьи похоронены на кладбище в Живерни.

После смерти художника в 1926 году дом и сад перешли к его младшему сыну Мишелю. Но он по большей части жил в Париже, поэтому за садом продолжала ухаживать падчерица Клода Моне Бланш. В уходе за садом ей помогал прежний старший садовник Louis Lebret. Бланш поддерживала дом и сад, стараясь сохранить традиции художника.

Дом и сад Клода Моне в Живерни серьезно пострадали во время фашисткой оккупации во Вторую мировую войну. После смерти Бланш в 1947 году сад художника долгое время был практически заброшен. Дом Клода Моне после союзнических бомбардировок стоял полуразрушенный, с выбитыми стеклами. Младший сын художника Мишель Моне после войны в 1950-х годах практически за бесценок распродавал коллекцию картин своего отца. Кому? Кто хозяйничал в разрушенной после войны Европе, у кого были деньги на покупку картин? - У американцев. Таким образом работы Клода Моне и его друзей-импрессионистов из личной коллекции художника осели в частных коллекциях и заокеанских музеях. В 1966 году младший сын Клода Моне Мишель Моне погиб в автомобильной катастрофе, по завещанию он передал дом и сад художника Французской Академии изящных искусств, а оставшуюся коллекцию картин отца Музею Мармоттан в Париже. Поэтому парижский Музей Мармоттан-Моне содержит сейчас самое большое собрание полотен художника в мире.
В 1970-х годах была проведена серьезная реставрация дома и сада Клода Моне в Живерни..

В 1980 году был организован Фонд Клода Моне (Fondation Claude Monet ). Это некоммерческая организация, которая занимается содержанием сада и Дома-музея Клода Моне в Живерни. Фонд Клода Моне стремиться поддерживать дом и сад в таком виде, как они были при жизни великого художника. Большой сад площадью около 2-х гектар обслуживают 8 садовников.

В 1980 году сад и Дом-музей Клода Моне в Живерни были открыты для посетителей. Теперь это одно из культовых мест туризма во Франции. Ежегодно его посещают около 500 тысяч человек.

Музей открыт в теплое время года, с апреля до конца октября. Входной билет стоит €9.50, €6.00 для студентов, €5.00 для пенсионеров, для детей до 7 лет вход бесплатный.

В Живерни организуют экскурсии из Парижа или Руана.

В теплое время года с 1 апреля по 31 октября включительно из Парижа организуют ежедневные экскурсии в Живерни на автобусе или минивене. Стоимость экскурсии составляет от 77 до 105 евро (в 2013 году).

Самостоятельно до Дома-музея Моне в Живерни можно добраться из Парижа на автомобиле по шоссе A13 в сторону Руана. Большая часть дороги бесплатна, стоимость проезда по платному участку магистрали составляет €1.80. После Вернона следует свернуть на Живерни.

Или на поезде (45 минут) от парижского вокзала Сен-Лазар (именно этот вокзал изображал Клод Моне на своих знаменитых полотнах) до Вернона, это ближайший городок к Живерни.
От Вернона до Живерни можно добраться на автобусе, такси, или взяв в аренду велосипед за €12. Дорога от Вернона до Живерни на велосипеде составляет около 6,5 км.
Из Вернона в Живерни можно также добраться по воде на яхте, лодке или катере, или же пешком примерно 5 км вдоль старой железнодорожной линии.

В Живерни работает художественная студия ArtStudy/Giverny для художников и фотографов, в которой обучают всех желающих (на английском языке) живописи и фотографии в саду Клода Моне и окрестностях Живерни.

В Живерни действует Музей импрессионизма, открытый в 1992 году. Он посвящен, главным образом, истории импрессионизма и работам американских импрессионистов. Там регулярно проводятся различные выставки. У Музея импрессионизма есть свой собственный очень красивый сад.

План усадьбы Клода Моне в Живерни.

В верхней части плана главное здание и Clos Normand, в нижней части - Японский водный сад.

Фото с сайта giverny.org .

Дом-музей Клода Моне в Живерни, вид с высоты птичьего полета.

Главное здание и цветочный сад Clos Normand.

Сад Клода Моне состоит из двух частей:

1. Цветочный сад перед домом, который называется Clos Normand .

2. Через дорогу находится Японский водный сад со знаменитым прудом с кувшинками и японским мостиком.
В 1893 году Клод Моне докупил участок земли через железную дорогу от Clos Normand, на котором разбил сад в японском стиле с прудом. Там протекает небольшая речушка, одна из притоков реки Эпт. Перегородив ее, Клод Моне обустроил искусственный пруд.

Дом Клода Моне . Вид из сада. Кирпичный дом с розовым фасадом.
Дом художника утопает в цветах. Весной это тюльпаны, летом и осенью - клумбы с красной геранью. Фасад дома увит диким виноградом. Все элементы декора дома и сада: скамейки, ступеньки, перила, ставни, а также Японский мостик выкрашены в единый зеленый цвет (оттенок "зеленый Моне").
Этот зеленый цвет гармонично сочетается с розовым фасадом дома и розовыми и ярко-красными цветами в саду.


Окно Первой студии выходит на маленький розарий.

Ипомея на фасаде дома

Ограда дома, та самая Clos Normand.
На переднем плане зеленые ворота гаража и Вторая студия, слева вдали - главное здание.

Внутренне убранство дома Клода Моне. Вот так жил великий художник. Обратите внимание, на стенах дома очень много японских гравюр, которыми был так увлечен Моне.

Интерьер дома выглядит точно так же, как при Клоде Моне: первая студия художника, желтая столовая с японскими гравюрами, спальня Моне и его второй жены Алисы, кухня, выложенная голубой плиткой. Мебель и прочие элементы декора аутентичны тем, что были при жизни знаменитого художника.

Первая студия Клода Моне восстановлена не так давно. В этой комнате художник хранил свои картины, которые не хотел продавать, они были важными этапами в его творчестве. Студия выглядит так, как будто художник только что покинул ее. Первая студия находится в главном здании. Всего у Клода Моне в Живерни было три студии, вторая и третья располагались в отдельных зданиях. Последнюю студию художник оборудовал в возрасте 76 лет. Для посещения туристов открыта только Первая студия.


Желтая столовая

Кухня

Желтая столовая

Желтая столовая

Кухня

Первая студия

Желтая столовая

1. Цветочный сад Clos Normand

Clos Normand в переводе с французского означает "нормандская ограда". Сад назван так потому, что он огражден широкой каменной стеной. Вообще-то для нормандских садов такое серьезное ограждение не очень характерно, это, скорее, исключение. Но такая стена является надежной защитой от кроликов и других животных, а также нежелательных посетителей.

Когда Клод Моне переселился в Живерни, перед домом находился яблоневый сад и огород (кухонный сад). От ворот к дому вела широкая аллея, усаженная кипарисами и елями. Вдоль дороги располагались клумбы с цветами и подстриженный самшит. Художнику очень понравился сад, и он сразу же занялся его перепланировкой, решив создать здесь сад своей мечты.

Четырехметровые деревья на главной аллее создавали в саду густую тень. Клод Моне очень любил цветы и понимал, что в тени они будут плохо расти. После долгих споров с женой Алисой, которой нравился тенистый сад, он вырубил все деревья в главной аллее, оставил только два дерева (тиса) в начале аллеи. По началу Клод Моне оставил от деревьев высокие пни, которые использовались как опоры для плетистых роз. Затем вдоль главной аллеи появились зеленые металлические арки, перголы, которые существуют и сейчас. Главную аллею украсили ароматные розы и ковер из настурций. Художнику нравилось, чтобы цветы плавно "растекались" вдоль дороги, как вода в реке.

Яблони Клод Моне заменил на вишни и японскую сливу или японский абрикос. Все пространство сада он устлал ковром из тысячи цветов: нарциссы, тюльпаны, восточные маки, ирисы, пионы, георгины и т.п.

Клод Моне обустраивал свой сад как истинный художник. Он работал с перспективой, играл светом и тенью, подбирал оптимальную освещенность для дома. С левой стороны сада он создал прямоугольную клумбу из цветов отдельных оттенков, которая напоминала палитру художника. Занимаясь садоводством как живописью, он создал солнечный сад, который благодаря таланту современных садовников каждый год показывает нам свою красоту и волшебство.

Сейчас перед домом художника разбит регулярный сад с прямыми аллеями. Clos Normand - это великолепный сад, постоянно цветущий с ранней весны до поздней осени. Клод Моне таким образом разбил свой сад и распланировал в нем посадки растений и цветов, чтобы в любой месяц с апреля по октябрь там обязательно что-нибудь цвело: деревья, кустарники, цветы. Благодаря этому каждый месяц сад художника в Живерни выглядит по-разному. Существует календарь цветения растений в саду Клода Моне. Он выложен на сайтах giverny.org и fondation-monet.com . Цветение в саду полностью обновляется 2 или 3 раза за сезон.


Сад в марте

Центральная аллея, перголы

Ковер из настурции

Нарциссы цветут

Амарант "Queue de renard"

Сад в октябре

Кошка в розовой аллее

Тропинка среди ирисов

Перголы в саду

Панорама сада в Живерни, август 2013 г.

Розы в саду

Деревья в цвету

Аллея в саду, ковер из настурций

Лабурнум, бобовник анагировидный или Золотой дождь

Клематис

Рудбекия

Фуксия

Цветник у дома

Цветы в саду Клода Моне. Огромное разнообразие цветов. Здесь можно встретить и декоративные садовые цветы, и луговые цветы, характерные для бассейна Сены.
Думаю, сам художник по достоинству оценил бы сегодняшний сад в Живерни. Он был бы доволен, если бы смог увидеть эти великолепные цветы.


Маргаритки

Фиалка трехцветная

Ирисы

Тропинка среди ирисов

Мак восточный

Пионы

Розы

Тюльпаны

Красные маки

Пион

Ирисы

Тюльпаны

2. Японский сад с прудом с кувшинками и японским мостиком.

Клод Моне всегда интересовался отражениями в воде. Еще в Аржантее он оборудовал плавающую студию на лодке и писал на воде. Поэтому вода обязательно должна была присутствовать в саду его мечты.
На своем новом участке в Живерни с согласия местных властей он перекрывает речку, приток Эпт, создавая искусственный пруд.

Сейчас Японский водный сад Клода Моне окружен высокими деревьями, которые скрывают его от окружающего мира. Туристы попадают сюда из сада Clos Normand через тоннель под дорогой. И они сразу оказываются как бы на полотнах великого художника.

В центре водного сада находится знаменитый пруд, в котором растут кувшинки. Через пруд перекинут изящный Японский мостик. Моне выкрасил его в зеленый цвет, как и все другие элементы декора сада, (оттенок "зеленый Моне"), чтобы отличаться от красного, который традиционно используется в Японии. Японский мостик находится на одной линии с главной аллеей в Clos Normand.

Вообще, в Японском водном саду всего 6 мостиков. Главный Японский мостик, который больше всего любил писать Клод Моне, увит глицинией. Остальные мостики - малые. Напротив главного мостика, с другой стороны пруда, перекинут изящный малый мост.


Желтые ирисы

Бамбук

Малый мост

Малый мост

На рассвете

А вот так выглядит Японский мостик вблизи. Он увит глицинией. Это - вьющаяся лиана, цветущая душистыми сиреневыми цветами, собранными в огромные, ниспадающие кисти, напоминающие гроздья винограда. Их аромат напоминает запах жасмина.
Главный японский мостик в саду Клода Моне обвивают две глицинии: лавандовая и белая. Они зацветают в конце апреля - начале мая, первой зацветает лавандовая глициния, а затем - белая. Художник специально посадил две разные глицинии, чтобы продлить цветение на мосту. Первый раз глициния зацветает весной, еще до появления листьев. И это самый красивый момент. Повторно глициния цветет в июле, когда она уже полностью покрыта листвой. Второе цветение не столь обильное и красивое. Зато летом красивее выглядит пруд с кувшинками.


Цветет лавандовая глициния

Туристы на мосту. Июль, повторное цветение глицинии.

Японский мостик весной

Цветут белая и лавандовая глицинии

Японский сад и пруд с кувшинками

Восточная атмосфера сада передается выбором растений: древесный бамбук (Phyllostachys aurea ), гинко (Ginkgo biloba L.), клены, японские пионы, белые лилии, плакучие ивы, которые так чудесно обрамляют пруд. Клод Моне сам посадил кувшинки ("нимфеи") в своем пруду. Об этом он рассказывал так: "Я люблю воду, но я также люблю цветы. Поэтому когда пруд был наполнен водой, я решил украсить его цветами. Я просто взял каталог и выбрал наугад, вот и все".

Волонтеры в Живерни рассказывают немного другую историю о кувшинках. Дело в том, что в XIX веке во Франции в дикой природе росли только белые кувшинки. Розовые и желтые кувшинки были экзотикой, они не были морозоустойчивыми, на зиму их необходимо было забирать в оранжерею. В конце XIX века селекционер Bory Latour-Marliac скрестил дикие белые кувшинки с экзотическими и вывел морозоустойчивые цветные кувшинки, целую палитру окрасок. Он выставил свои разноцветные кувшинки на Всемирной выставке в Париже в 1889 году (тогда же, когда была построена Эйфелева башня), и именно там и тогда Клод Моне впервые увидел их. Это было за 4 года до того, как он обустроил пруд в своем саду. Возможно, если бы Bory Latour-Marliac не создал новые виды кувшинок, Клод Моне не написал бы свои знаменитые шедевры из серии "Кувшинки".

Клод Моне очень гордился своим водным садом, ему нравилось принимать здесь гостей. Он много времени проводил в саду, часами созерцая его. Садовник, обслуживающий сад, постоянно удалял каждый засохший лист, чтобы не нарушилась гармония.

В 1897 году Клод Моне начал писать здесь свою знаменитую серию "Кувшинки". Стремясь передать отражение неба в воде, его соприкосновение с поверхностью воды с помощью плавающих точек цвета, Клод Моне достиг вершин мастерства в своей живописи. Вибрация цвета на его полотнах вызывает море чувств и эмоций.
Клод Моне создал свыше 270 полотен, на которых изобразил свой водный сад.


Японский сад весной

Азалия цветет


Знаменитые кушинки или нимфеи

Этот ракурс очень любил Клод Моне: ветки ивы соприкасаются с водой. С этой точки он писал свою знаменитую серию "Кувшинки".

Клод Моне любил кур, любил свежие яйца, поэтому в углу сада он всегда держал небольшой птичий двор с курами и индейками.

Фонд Клода Моне (Fondation Claude Monet) старается полностью воссоздать обстановку 100-летней давности, поэтому и сейчас содержит рядом с домом художника, возле кухни, небольшой птичий двор с курами и индейкам. Причем, как и сам Клод Моне, каждый год Фонд содержит разные породы кур.
На фото справа: цыпленок из курятника в саду Клода Моне в Живерни.

Обитатели птичьего двора в Живерни.

Из разряда курьезов. Американские туристы все время спрашивают, в какой зоне находится Живерни (имеются в виду зоны зимостойкости, USDA-зоны). Экскурсоводы и волонтеры Живерни в растерянности - во Франции не принято американское деление на зоны. Чтобы объяснить климатические условия, они рассказывают, какие наблюдаются температуры зимой (в Живерни бывает снег, и пруд почти всегда замерзает). Американцы и этого не понимают, так как они знают только градусы по Фаренгейту, а во Франции, как и во всей Европе, используется температурная шкала по Цельсию. Так вот, специально для американцев Фонд Клода Моне, экскурсоводы и волонтеры выяснили, что Живерни находится в 8 зоне.

Французы планируют подать заявку на внесение Дома-музея и сада Клода Моне в Живерни в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Очень интересно сравнить современные фотографии сада и пруда с полотнами Клода Моне . А еще лучше - увидеть это все воочию.

Фото : Spedona, Amadalvarez, Remi Jouan, Gortyna, Ariane Cauderlier, Amadalvarez, Stéphanie De Nadaï, Michal Osmenda, Selena N. B. H., Mussklprozz, Gortyna, Popolon, Anabase4, Remi Jouan, Michal Osmenda, Fondation Monet, Donar Reiskoffer, Metzner, Ariane Cauderlier, Comité Régional de tourisme de Normandie, Сергей Прокопенко, Andrew Horne, с сайтов Fondation Claude Monet www.fondation-monet.fr , giverny.org , giverny-impression.com и со страницы Fondation Claude Monet a Giverny на Facebook.

Маленькая деревушка Живерни появилась на картах больше тысячи лет назад, однако известна в основном как место, где 43 года прожил всемирно известный импрессионист Клод Моне и где было создано огромное количество его полотен. Всего 80 км отделяют это живописное местечко от Парижа . Благодаря присутствию известного еще при жизни мастера незаметная деревушка стала пристанищем и местом отдыха многих художников.

По улочкам Живерни в свое время гуляли Матисс, Сезанн, Ренуар, Писсарро.

Как добраться

Романтичнее всего рвануть в Живерни своим ходом. Поезд с парижского вокзала Сен-Лазар идет до Вернона, где обычно уже ждет автобус, на котором вы преодолеете оставшиеся 6 км до сада Моне. Можно взять напрокат велосипед за 12 EUR в Café du Chemin de Fer, что напротив вокзала. Этот небольшой путь можно пройти и пешком: пересекаем реку, а затем поворачиваем направо на дорогу D5. Будьте внимательны: когда доберетесь до Живерни, на развилке сверните налево, иначе вам придется обходить сад.

На автомобиле дорога из Парижа займет около часа. Двигаться по автостраде А13 в сторону Вернон/Живерни до поворота 14.

Цены на странице указаны на август 2018 г.

Поиск авиабилетов в город Париж (ближайший а/п к Живерни)

Сад Клода Моне

Кроме того, что симпатичная деревушка стала домом и творческой мастерской Моне как художника, она лучше всего иллюстрирует его выдающиеся способности ландшафтного дизайнера и садовода. Ведь именно просторы Живерни стали чистым холстом, на котором художник экспериментировал с сортами роз, гиацинтов, ирисов, сочетал чопорный папоротник и пышные пионы, блеклые незабудки оттенял сочными маками. И именно пейзажи этого сада легли в основу лучших работ Моне.

Сейчас со всего мира сюда тянутся почитатели творчества Моне, чтобы своими глазами увидеть пруд с водными лилиями и кружевным японским мостиком, перекинутым через водоем. Над этой частью сада художник тоже трудился собственноручно, кропотливо создавая для себя источник вдохновения на предстоящие 20 лет. Здесь он создал знаменитые работы «Скала Эгюй и Порт д’Аваль», «Ворота Маннпор в Этрета», «Скалы в Бель-Иль», «Скалы в Этрета», «Стог в Живерни», «Водяные лилии».

Усадьба Моне в Живерни

После смерти художника его сын Мишель передал усадьбу Академии изящных искусств. Ее сотрудники до сих пор заботливо поддерживают внешний облик дома и сада в том виде, в каком их оставил хозяин, превратив это место в дом-музей французского художника-импрессиониста (Musée Claude Monet).

Внутри вы не встретите работ Моне, но выкрашенный в яркие цвета дом наполнен бытовыми подробностями жизни мастера, а холл представляет собой известную студию «Водяная лилия», оформленную репродукциями работ Моне. Лучшее время для посещений сада - это май и июнь, когда вокруг пруда начинают цвести рододендроны глицинии.

Практическая информация

Адрес: Живерни, Rue Claude Monet, 65-75. Официальный сайт усадьбы (доступен на французском, английском и японском языках).

Время работы: ежедневно с апреля по ноябрь, с 9:30 до 18:00.

Вход: 9,50 EUR (взрослые), 5,50 EUR (дети старше 7 лет и студенты), детям до 7 лет вход бесплатный.

Популярные отели Живерни

Достопримечательности Живерни

Пешая прогулка по окрестностям нормандской деревни - это возможность взглянуть на мир глазами Моне, невозможно быть равнодушным к плюшевым зеленым холмам, благоухающим рощам, каменным домикам, обнесенным деревянными добротно скроенными заборами, отважным ирисам, которые пробиваются сквозь дорожную пыль, где им вздумается, а не где прикажет рука человека. И тут же хочется схватить карандаш, ручку, кисть, фотоаппарат и запечатлеть завораживающую красоту простого сельского пейзажа

Музей импрессионизма

Кроме семейного гнезда Моне, в Живерни есть и другие достопримечательности, например Музей импрессионизма, созданный для проведения временных выставок и инсталляций художников-импрессионистов. Бывает, что даже работы Моне выставляются в его залах. Кстати, совсем недавно это здание именовалось Музеем американского искусства и специализировалось на творчестве американских художников, но было решено раздвинуть географические границы искусства, охватившего весь мир.

Музей работает с начала апреля по конец октября. Кстати, предусмотрена продажа комбинированных билетов, дающих скидку при посещении нескольких достопримечательностей Живерни. Адрес: Живерни, rue Claude Monet, 99. Подробнее о расписании работы и скидках на билеты можно узнать на сайте музея (на английском языке).

Кафе

Приятную передышку можно взять, заглянув в дом № 81 по улице Клода Моне, где приютился бывший отель, а сегодня милый ресторанчик Hotel Baudy. Это место - настоящая легенда: за столиками этого кафе когда-то пили кофе Сезанн, Ренуар, Сислей, Роден, а в конце 19 века на верхних этажах, в гостинице, останавливались исключительно художники. В «Отеле для американских художников» даже сохранился ряд картин и набросков известных теперь мастеров, которыми постояльцы расплачивались с хозяйкой за проживание. Сейчас отведать блюда французской кухни можно, заплатив 25-30 EUR за обед.

Семейный склеп Моне

Рядом с церковью Св. Радегунды находится семейное захоронение Моне. Старинная церквушка представляет собой сельский, простенький, поражающий древностью и особой атмосферой храм. В этой церкви Моне женился во второй раз, а позже был похоронен в фамильном склепе семьи. Особым очарованием пропитана самая древняя в поселке улица rue aux Juifs в средневековой части Живерни, о чем свидетельствуют старинные здания и руины средневекового монастыря.

  • Где остановиться: отправной точкой для путешествий по окрестностям столицы Франции лучше всего выбрать непосредственно
Алла Макарова / 21. 05.2017 Рубрика:


Доброго дня, дорогие мои друзья!

Думаю, среди нас найдется немало тех, кто даже будучи достаточно близко знаком с миром искусства и, в частности, с живописью, испытывал определенные трудности с отличием двух художников, которые не только жили в одно и то же время, вращались в одних и тех же кругах, но и были друзьями. Конечно же вы догадались, что речь идет об Эдуарде Мане и Клоде Моне – известных французских художниках, признанных основателями такого направления в живописи, как импрессионизм.

Возможно, когда-нибудь мы сделаем сравнительный обзор творений этих мастеров кисти, но сегодня мне хотелось бы рассказать вам о прекрасном уголке, в котором провел больше 40 лет своей жизни Оскар Клод Моне – небольшой деревушке в Верхней Нормандии под названием Живерни, Франция.

Именно здесь художник создал одно из самых великолепных своих творений – он превратил серую и унылую усадьбу в живой и многогранный цветочный сад, которой и по сей день привлекает сотни тысяч почитателей творчества Клода Моне, а также простых туристов, путешествующих по романтичной Франции.

Усадьба Клода Моне в Живерни: как все начиналось

Деревушка Живерни находится примерно в часе езды от Парижа. Ее Моне рассмотрел из окна поезда, но, увидев однажды, уже не смог позабыть. После недолгих раздумий в 1883 году художник арендовал здесь дом с приусадебным участком площадью примерно в 1 гектар, куда и переехал жить с детьми (его первая жена уже скончалась, однако дама по имени Алиса Ошаде, в последующем ставшая его второй супругой, помогала ему воспитывать двоих сыновей).

Любовь Клода Моне к прекрасному не знала границ, поэтому в очень короткие сроки мрачные владения превратились в яркий и манящий Сад Тысячи Цветов. Художник не на шутку увлекся «ландшафтным дизайном» и цветоводством, с головой окунувшись в работу садовода:

  • Безжизненная аллея из елей и кипарисов была без раздумий вырезана, и о том, что на этом месте когда-то росли мрачные деревья, напоминали лишь высокие пни, которые послужили замечательной опорой для новых местных поселенцев – кустистых роз. Со временем вьющиеся по обрубкам стволов цветы образовали сомкнутый в верхней части длинный живой коридор, ведущий от входа в усадьбу и до самого дома.
  • Перед самым домом была собрана настоящая коллекция цветов – внешне эта композиция до боли напоминала полноценную палитру, в которой находятся коробочки с самыми разными красками. Герань, , ирисы, георгины, розы, акации, фиалки –
  • Все, что Моне делал в своем саду, было не спонтанными действиями обывателя – художник очень серьезно относился к процветанию своего цветочного рая, поэтому плотно общался с профессионалами этого дела, скупал горы литературы на эту тему, сотрудничал с питомниками, закупал новые виды цветов, обменивался семенами или саженцами с соседями.

К 1890 году живописец буквально прирос душой к этому месту, поэтому выкупил арендованные земли, став их полноправным владельцем. К этому времени его картины пользовались популярностью и оценивались достаточно дорого. Финансовое благополучие и любовь к нежной природе этих мест заставляют Моне купить соседний участок, отделенный от его усадьбы линией железнодорожного полотна.

Водный сад Клода Моне

Разводя многолетние цветы для сада, Моне не забывает и о своем творчестве. С того момента, как он поселился в этом чудном райском уголке, практически все его работы были посвящены усадьбе в Живерни.

После того, как к списку владений живописца добавился участок за железной дорогой, Моне прилагал массу усилий для того, чтобы этот болотистый кусочек Франции превратился в уютное и милое местечко. Благодаря поддержке местной власти живописец превратил протекающий здесь ручек в прекрасный пруд.

Красота этого кусочка земли была умело подчеркнута чудными растительными и цветочными композициями, созданными как в самом пруду, так и вокруг него:

  • В пруду поселились прекрасные белые лилии;
  • Берега были усажены плакучими ивами, бамбуком, ирисами. Нашлось здесь место и розам.
  • Для дополнения композиции в нескольких местах на пруду были построены мостики. И, конечно же, эти мосты были также щедро украшены цветами, дикими и декоративными растениями.

Милый уголок для отдыха и творчества

Как я уже говорила, внутренняя сила и красота местной природы полностью овладели сердцем и душой мастера. Самые красивые цветы для сада Моне заказывал в разных уголках мира – в Европе и Азии, некоторые экземпляры были доставлены ему из далекой Японии.

Уход за цветами и увековечение этих прекрасных творений природы на своих картинах – вот основные цели и приоритеты художника. Даже в глубокой старости, практически лишившись возможности видеть окружающее, Моне продолжал заботиться о своем Саде и рисовать его самые незабываемые уголки.

Что тут еще можно добавить? Если вам посчастливится прогуляться по парижскому пригороду, не упустите возможность посетить Музей Клода Моне, открытый в его доме, окунуться в волшебный мир цветов в прекрасном саду, а также заглянуть на тенистый пруд, который так любил художник.

А я с вами прощаюсь, но с нетерпением буду ждать новой встречи. Подписывайтесь на наши обновления, чтобы не пропустить новые интересные заметки о цветах!

До скорого!

Из Руана дорога нас вела в Живерни, в гости к Клоду Моне.

«Кроме живописи и садоводства я ни на что не гожусь». Клод Моне.

Однажды Моне, проезжая в поезде мимо деревушки Живерни, что в 80 километрах от Парижа, обратил внимание на ее живописность, на мирную картину деревенской жизни, цветущие сады, покой и умиротворение, разлитые в воздухе.
В 1883 году он сначала снимает, а через 7 лет покупает большой кирпичный дом с садом и огородом на 1 гектаре земли. Так он выглядит на картине Моне (все репродукции, использованные тут, с картин Клода Моне):

Я его увидела таким:

Через 3 года покупает участок через железную дорогу (сегодня там шоссе и подземный переход). Сюда он отводит канал от притока реки Эпт для создания пруда и водного сада.

В этой усадьбе он счастливо проживет вторую половину своей жизни, 43 года, с сыновьями Жаном и Мишелем, с любимой второй женой Алисой и ее шестью детьми (первая жена, Камилла, умерла в возрасте 32 лет от туберкулеза).

Он уже известный художник, хорошо зарабатывающий, уважаем и любим друзьями, у него в усадьбе и в отеле Живерни часто бывают художники-импрессионисты, среди них много иностранцев, особенно американцев, которые хотят учиться у метра импрессионизма.


(Клод Моне в Живерни. На фото - крайний справа)
Я много видела домов-музеев и мемориальных усадеб в России, не очень их люблю из-за их «неживого» и «нежилого» вида, шнурочков, огораживающих вход в комнаты, смотрительниц, бдительно следящих за посетителями… В Живерни все «дышит» присутствием Моне, по розовому дому с зелеными ставнями можно свободно ходить,

разглядывать картины на стенах (к сожалению, копии)

заглянуть в студию, из которой он как будто только что вышел, выглянуть в окно, из которого он любовался своим садом, вставая каждое утро в 5 часов и отправляясь писать этюды.

Можете увидеть спальню, с копиями его работ и картин друзей,

Посмотреть, как выглядели столовая с японскими гравюрами – его увлечение, и кухня

Перед домом разбит регулярный сад, в котором Моне так спланировал посадки цветов, кустов и деревьев, чтобы они постоянно цвели, сменяя друг друга с ранней весны до поздней осени.

Моне создавал свой сад как художественное произведение, как большую картину, учитывая перспективу, формы, цвет, свет, и тени.

Но самым его любимым местом был японский водный сад. Он говорил: «…Ко мне пришло откровение моего сказочного, чудесного пруда. Я взял палитру, и с того самого времени у меня уже почти не было никогда другой модели».

Его всегда увлекала идея передачи на картине отражений в воде, водных бликов и, конечно же, водяных лилий, белых и разноцветных, которых раньше не было во Франции. За четыре года до того, как Моне начал обустраивать свой водный сад, в 1889 году на Всемирной выставке в Париже он увидел разноцветные кувшинки, выведенные одним французским селекционером.

Клод Моне написал более 270 картин, на которых изображен его водный сад, увитый глицинией мостик (всего их в саду 6),

знаменитые кувшинки, отражение неба и плакучих ив в воде, вибрирующий цвет, нежные тени.

В 1912 году Моне перенес две операции по поводу катаракты и стал видеть белый цвет как голубой или лиловый в ультрафиолетовом диапазоне, поэтому мы часто можем видеть на его картинах тех лет много синего цвета.

В 1911 году умерла его жена Алиса, а вскоре и старший сын Жан, Моне впал в депрессию. Его падчерица Бланш Гошеде (или Ошеде), бывшая замужем за Жаном, после смерти мужа переехала в 1913 году в Живерни, помогала Моне, будучи сама неплохой художницей, поддерживала его до конца жизни. Одна из улиц в Живерни сегодня носит ее имя.

В 1926 году Клод Моне скончался от рака легких в возрасте 86 лет и был похоронен на местном кладбище. Дом и сад перешли младшему сыну Мишелю, но он жил в Париже, за садом ухаживали Бланш и старший садовник, пытаясь сохранить все в прежнем виде. Усадьба и сад пострадали во время войны, Мишель в 50-х годах распродал коллекцию картин отца в частные музеи, многие картины Моне и его друзей попали в США. После гибели Мишеля в автомобильной катастрофе дом и сад Моне перешли по завещанию (у Мишеля не было детей) Французской Академии изящных искусств. Оставшиеся картины перешли к парижскому музею Мармоттан-Моне, в котором находится сегодня самая большая коллекция работ Клода Моне.
В 70-х годах были проведены большие работы по реставрации дома, сада, и окружающих их пейзажей, они имеют сегодня почти такой же вид, как и при жизни Моне.

Если бы не большое количество туристов, заполняющих комнаты дома и бродящих по дорожкам сада, то у вас создалось бы полное впечатление о том, как тут жил великий художник. И может быть, вам бы даже показалось, что он сидит туманным утром у пруда и рисует свои обожаемые кувшинки или отдыхает на скамейке в своем саду.…

Рядом с поместьем, если вы устали и проголодались, можно перекусить в уютном кафе, где подают блюда из знаменитых нормандских уток,

или понаблюдать за белыми нормандскми коровами, говорят, и во времена Моне они также паслись на лугах рядом с усадьбой.

Все фотографии усадьбы и дома сделаны мною в Живерни в августе 2015 года.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные