Сбежавший из ссср: как сложилась судьба русского танцора в сша. Артист балета Михаил Барышников: биография, творчество и интересные факты

Имя Михаила Барышникова сегодня известно каждому, не важно, из балета человек или только раз в жизни в детстве видел в театре «Щелкунчика». Кажется, мы знаем о нем все: родился в Риге, учился в Ленинграде у великого Александра Пушкина (того самого, который обучал и Нуреева), вслед за Нуреевым бежал, сделал в Америке выдающуюся карьеру. Но признаемся честно в двух вещах: многие узнали о Барышникове из сериала «Секс в большом городе», где он сыграл одного из возлюбленных Кэрри Брэдшоу, и практически никто из нас не видел его танцующим свои легендарные партии на сцене, не видел в расцвете сил. У нас есть легенда, а такие легенды, как мы знаем, быстро обрастают мифами. Отставляя их в сторону, объясняем, почему Барышников действительно один из величайших артистов балета нашего времени.

Выход за рамки амплуа

Школе русского балета не свойственна, скажем так, широта взглядов. Представим студентку академии: невысокую брюнетку, которая с юных лет обладает жгучим темпераментом, большим прыжком и бравурной техникой. Ее с выпускных классов будут иметь в виду на репетиции партии Китри в балете «Дон Кихот». Или другой пример: длинноногая высокая ученица, которая упивается красотой своих линий, а зритель наслаждается, следя за изгибами ее рук — вот вам новая Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Есть амплуа и привычные образы: никому не понравится не поспевающая за своими роскошными ногами Эсмеральда или крошечного размера царица Мехмене Бану из «Легенды о любви». К слову, в Америке сейчас наблюдается обратная тенденция: бодипозитив спокойно преподносит нам перекачанную Жизель или плохо прыгающую Мирту (а у нее во втором акте сложнейшая прыжковая вариация).

Александра Конькова/ТАСС

С мужчинами, которые становятся солистами, всегда было еще сложнее: амплуа у них немного. Либо принц, либо трюкач. Если ты невысок, то как бы роскошно ни смотрелся, получить партию Зигфрида будет трудно. С ростом Барышникова (говорят, что это 1м 65 см) рассчитывать на все ведущие партии классических балетов было невозможно — за балериной попросту не увидишь. Выпускался он с па-де-де из балета «Дон Кихот», и эта партия на долгие годы стала его визитной карточкой. Цирюльник Базиль ему очень подходил: технические элементы давались Барышникову без труда, но гораздо важнее случившееся полное его соответствие образу ловкого и романтичного парня с отличным чувством юмора.

Вторым «попаданием» в роль стала партия Альберта в балете «Жизель» в Кировском театре: для нее он в принципе подходил по типажу, хотя, конечно, обычно в эту партию вводились с более солидным багажом за плечами. Именно в «Жизели» Барышников впервые выступил перед американским зрителем в 1974 году в одной из главных трупп страны — American Ballet Theater.

Как он сам часто вспоминал, ему не нравилось исполнять партии, в которых техника была важнее актерского мастерства. Именно поэтому принц Дезире в «Спящей красавице» — согласитесь, не самый выразительный персонаж в истории балета — интересовал его не так, как запутавшийся юный граф, из-за действий которого гибнет молодая наивная Жизель. Он говорил, что хотел видеть в его Альберте не расчетливого холодного соблазнителя, но юношу, действительно полюбившего Жизель и искренне раскаявшегося в своей подлости.

На какие главные партии мог рассчитывать Барышников в Кировском театре или даже в Большом, куда, как говорят, он намеревался перейти? «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Жизель» и, если поразмыслить, еще несколько балетов. Ему бы быстро это надоело, ведь таланта и жажды танцевать у него было гораздо больше, чем могло предложить имперское балетное наследие. Да, вернувшиеся из опалы советские хореографы ставили для него миниатюры — здесь можно вспомнить знаменитый «Вестрис» Якобсона, показанный на конкурсе хореографии в Москве. Да, ставили и современные хореографы — например, «Сотворение мира» Владимира Василёва и Натальи Касаткиной, где Барышников исполнял роль Адама. Но на миниатюрах в советском балете далеко не уедешь. И артист это понимал. У тебя есть талант станцевать практически все что угодно, а до пенсии ты будешь накрахмаленным принцем. Именно это понимание и приводит Барышникова к решению, которое в 1974 году оставит его в Канаде после окончания гастролей Кировского балета.

Выход за рамки классического балета

Русская балетная школа считается одной из лучших в мире. Это факт. И именно осознание этого факта заставляет молодых педагогов и директоров балетных школ ничего не менять в методике преподавания. Они называют это «сохранением наследия», и, наверное, в этом действительно есть логическое зерно, но, в то же время, нынешние артисты балета крайне тяжело могут примерить на себя хореографию балетмейстеров, родившихся чуть позже Мариуса Петипа. У нас принято считать, что современный танец «портит» идеально выученные тела классических танцовщиков, поэтому его преподают в микроскопических дозах.

Другой важный момент: опытному артисту балета трудно перестраивать свое тело в том, в чем он не настолько хорош. Крутите вы блестяще пируэты, так зачем издеваться над собой и пробовать чечетку, если в ней, вероятно, таких пируэтных высот не достичь?

robertwhitman.com

Если бы Михаил Барышников остался в классическом репертуаре, не принимая новых вызовов, его судьба сложилась бы иначе. То, что сделало Барышникова великим — отсутствие страха перед неизведанным, жажда нового и уникальная работоспособность.

Венди Перрон, бывший главный редактор американского журнала «Dance Magazine», говорила, что американцем «Мишу» сделала хореограф Твайла Тарп. Их коллаборацию вы все хорошо помните по номеру из фильма «Белые ночи» на песню Высоцкого. Но тогда прогремело «Дело доходит до драки», где Барышников показал, что умеет отменно исполнять не только двойные кабриоли. Ему по силам современная хореография. Ему по силам бродвейский стиль. Ему по силам играть в кино (до всем известного Александра Петровского в «Сексе в большом городе» у него были фильмы «Белые ночи», и «Поворотный пункт», за который он, кстати, получил номинации на «Золотой глобус» и «Оскар»). Ему по силам играть в театре.


Кадр со съемок сериала «Секс в большом городе»

James Devaney/WireImage

Кажется, он настолько талантлив, что ему по силам абсолютно все. И его гений именно в отсутствии страха перед новым, в том, что в репетиционном зале он отбрасывает приставку «один из лучших танцовщиков за всю историю балета» и с жадностью ученика впитывает все до самого конца. Он пробует все и своей феноменальной работоспособностью доводит новые пробы до абсолюта.

Харизма или техника?

За несколько столетий, что существует классический балет, роль мужчины практически всегда сводилась к тому, чтобы быть опорой для балерины. Перенести, поднять, помочь выкрутить пируэты. В XX веке Нижинский вдруг заставляет обратить внимание на мужчину-исполнителя. Он совершает революцию, его обожает и боготворит весь мир. Отныне мужчина в балете — не стоящая за балериной подставка, он может собирать залы не хуже самой великой примы. Рудольф Нуреев прекрасно продолжает эту тенденцию, доводя ее до совершенства.

Часто пытаются сравнивать, кто из этих двух «невозвращенцев» танцевал лучше: Нуреев или Барышников? Это как задать вопрос, кто более значимый композитор: Бах или Бетховен? Какая картина лучше: «Джоконда» или «Не ждали»? Каковы критерии для оценки? Как вообще можно сравнивать артистов балета: это же не про точность «тройных акселей», как в спорте.

Если говорить про технику, Барышников в ней феноменален. И в этом тоже таится секрет мифа: если мы смотрим его старые записи, даже выпускные, мы не делаем скидку на давность лет. Это филигранно и виртуозно и 50 лет спустя. Высокий прыжок, который позволял ему исполнять сложнейшие трюки, прекрасное вращение, выдающаяся мелкая техника и, что немаловажно для артиста балета, который выходит из теневой роли «поддержки балерины», уважительное сосущестование с ней на сцене. Быть партнершей Барышникова — это проигрыш почти с самого начала. Ведь, будем честны, при объявлении о смене балерины в день спектакля зрители вряд ли пошли бы сдавать билеты. Впрочем, если вы посмотрите любой из его балетов на видео, вы никогда не увидите самоупоения Барышникова своим величием и наплевательского отношения к своим партнерам.

Казалось бы, ерунда, но на деле немногие справляются с любовью публики и не начинают рушить четвертую стену ради оглушительных аплодисментов в свою сторону.

Да, мы не видели Барышникова в расцвете его сил на сцене. Но мы, как могли, наблюдали за ходом его фантастической карьеры издалека. Восхищались, гордились, передавали затертые до дыр кассеты с его «Дон Кихотом» и, как только появилась возможность, стали остервенело сторожить начало продаж билетов на все его последние театральные проекты.

И если 20 лет назад он был вдохновением и ролевой моделью, то, поверьте, и сегодня ничего не изменилось.

Сегодня одному из самых известных современных танцоров, Михаилу Барышникову, исполняется 70 лет. Мы решили подобрать несколько интересных фото, запечатлевших разные моменты жизни артиста.

1. Многим читателям, особенно молодому поколению, Михаил знаком в первую очередь по роли обаятельного художника русского происхождения Александра Петровского в сериале « ».

Фото Анни Лейбовиц в Нью-Йорке, 2006 год

2. В то время как по словам современных культурологов, Михаил Барышников — «танцовщик-премьер (premier danseur) русской школы; виртуозная классическая техника и чистота стиля которого сочетаются в его искусстве с невероятной физической силой, что сделало Барышникова одним из самых знаменитых представителей мужского танца в 20 века». Жизнь этого талантливого и невероятно энергичного человека полна неординарных событий и встреч, и о некоторых из них мы хотим вам рассказать.

3. Родился и вырос Михаил в Риге. Отец практически не принимал участия в его воспитании. По инициативе матери мальчик оказался в балетной студии.

4. В 1964 году Барышников стал учеником знаменитой русской балетной школы, а затем – солистом прославленной балетной труппы театра имени С.М. Кирова. В течение семи лет Барышников являлся солистом Театра оперы и балета имени Кирова в Ленинграде (Санкт-Петербургского Мариинского театра). Его карьера развивалась достаточно успешно и быстро, талант получил признание со стороны коллег, руководства театра и сотен поклонников. Однако в целом в стране, и особенно в ее культурной жизни, началась эпоха застоя – инициативы талантливых людей подавлялись усилиями чиновников, не оставляя им каких-либо перспектив для реализации потенциала. Многие знаменитые артисты и представители творческой интеллигенции, среди которых были и друзья Барышникова, уехали из страны, став так называемыми «невозвращенцами».

5. Летом 1974 года Михаил находился на гастролях в Канаде и принял решение не возвращаться в СССР, получив от Канады политическое убежище. По словам его близкого друга Александра Минца, бывшего танцовщика Театра имени Кирова, который к этому времени уже жил на Западе и работал в Американском балетном театре, «решение остаться далось Барышникову нелегко».

На фото: Александр Галич, Галина Вишневская, Михаил Барышников, Мстислав Ростропович, Иосиф Бродский

6. Как-то у близкого друга Михаила Иосифа Бродского спросили, что стало бы с артистом, останься он в Союзе. Поэт кратко ответил: «Спился бы»….

7. Уже в конце июля 1974-го года Барышников вышел на американскую сцену вместе с балериной Натальей Макаровой, которая уехала на Запад в 1970 году. Исполняли они «Жизель» на сцене «Метрополитен опера».

8. Артисту довелось общаться и дружить с многими яркими, творческими людьми: на фото он запечатлен с в своей нью-йоркской квартире. Фотографировал их Леонид Лубяницкий, их общий друг.

9. Невероятно впечатляющий и пронзительный танец, исполненный пять лет спустя после смерти Владимира Высоцкого

10. На фото Энни Лейбовиц Михаил Барышников и Роб Бессерер, Грузия, 1990 год

Всего лишь через год после отъезда из СССР Михаил был уже премьером Американской балетной труппы, он выступал во множестве спектаклей — как в классических постановках, так и в постановках современных хореографов, а в 1978-м Барышников перешел в New York City Ballet.

11. 1987 год, Михаил Барышников и 17-летняя Ума Турман на фото Артура Элгерта

12. О личной жизни артиста известно немного. Около шести лет длились отношения артиста с голливудской звездой Джессикой Лэнг, которые подарили им дочь Александру. «Джессика — одна из очень немногих женщин, которых я любил», — скажет артист после их расставания.

13. Более двадцати лет Михаил женат на бывшей артистке балета Лизе Райнхарт и воспитывает с Лизой троих общих детей.

14. На настоящий момент Михаил Николаевич Барышников является художественным руководителем Центра искусств. Он активно снимается в кино и на телевидении, а в прошлом году даже танцевал партию в балете «Человек в футляре» по одноименному рассказу Чехова. Все проекты с участием этого безмерно талантливого человека становятся яркими событиями в области современной культуры.

15. А так как у него сегодня праздник, завершаем мы наш рассказ словами: «С днем рождения, маэстро!»

О нем говорили, что он не стремился танцевать лучше других, он стремился танцевать лучше чем он сам. Именно так характеризовали Михаила Барышникова, которого по праву считают лучшим артистом балета в прошлого столетия.

Михаил Барышников переехал в Америку в начале 70-х годов. Но, несмотря на это, он оказал большое влияние на русский балет. Он был буквально влюблен в этот вид искусства, и ради него он покинул родину и любимую женщину.

Российская любовь

Решение остаться в Америке далась Барышникову не легко. Он понимал всю серьезность своего поступка, но разрывался между любимой женщиной и любимым балетом. Михаил стремился развиваться и достигать новых вершин в балете.

Однако на то время советское правительство всячески препятствовало появлению чего-то нового в искусстве. Талантливому танцору было тесно в этих рамках.

На его решение, не вернуться на родину с гастролей по Америке, не смогла повлиять даже Татьяна Кольцова. Она была балериной и выступала на сцене Мариинского театра. С ней Михаил не оформил официальные отношения и несколько лет прожил в гражданском браке.

Этих двух людей связывала любовь к искусству. Они были просто влюблены в танец. Но если Татьяне было достаточно того, то она имела, то Михаил хотел большего. Татьяну советская власть отправляла в Америку, чтобы образумить Барышникова и вернуть его на родину. Однако, танцор предпочел балет.

Отношения в Америке

Первое время Барышникову в Америке было очень нелегко. Первое, что ограничивало его, было незнание английского языка. Но скоро это перестало быть проблемой. У Михаила стали появляться друзья и, конечно, любовницы.

О его любовных похождениях ходили целые легенды. Поговаривали, что его можно было встретить за чашкой кофе в одном и том же кафе, но при этом каждый раз с новой девушкой. Насколько правдивые такие утверждения, никто не может сказать, а сам Михаил предпочитает не говорить на эту тему.

Некоторое время танцора связывали отношения с известной американской актрисой Джессикой Ленг. Познакомились они в 1976 году. На то время она была уже известна на весь мир по роли в фильме «Кинг-Конг».

Скорее всего отношениями пары руководила страсть. Это был бурный роман, результатом которого стало рождение дочери Александры. Но все близкие друзья пары не верили в длительные отношения.

Джессика была на вершине популярности. Рядом с ней постоянно были другие мужчины. Не одинокими были случаи измен актрисы Михаилу. Именно это и стало причиной расставания актрисы и танцора.

Интересные заметки:

Хотя в некоторых интервью Лэнг говорила, что жизнь с Михаилом была просто невыносима . Он заставлял ее готовить национальные блюда. Часто мог привести своих друзей в гости, которые засиживались допоздна.

Их чувства охладели так же как и вспыхнули. Джессика встретила другого мужчину, которым оказался драматург Сэм Шепард . С ним актриса счастлива и по сей день, несмотря на то, что отношения они так и не зарегистрировали. У них родилось двое прекрасных детей.

Барышников не раз признавался, что сожалеет об их разрыве. Лэнг была одной из немногих женщин, которую он по-настоящему любил. Но они были слишком молоды и заняты работой, чтобы сберечь любовь.

Единственная жена

После Джессики Лэнг у Михаила было несколько громких романов. Самым ярким из них был роман с Лайзой Минелли. Это были сумасшедшие отношения. Он жил в Вашингтоне, она работала в Нью-Йорке, но при этом каждый вечер прилетала к нему.

Михаил был просто сражен энергетикой Лайзы и покорен ее танцевальным и сценическим стилем. Он считал ее чуть ли ни гением. Спустя некоторое время пара рассталась, но смогла сохранить дружеские отношения.

Последние двадцать лет Михаил Барышников счастлив в браке со своей первой законной женой Лиз Рейнхардт . Можно сказать, что их познакомил балет, ведь Лиз также известная балерина. Она родилась в Австрии. Ее дедом был знаменитый театральный режиссер Макс Рейнхардт.

Секрет их счастливого брака трудно разгадать. Возможно, это то что Лиз ради семьи оставила сцену и посвятила себя браку. Однажды Михаил в шутку сказал, что у него не складываются отношения с американками, он не может их понять. Так как его жена австрийка, то и это стало составляющей длительных отношений.

В браке у пары родилось трое детей. Старшего сына, который появился на свет в 1989 году, назвали Питер Эндрю. Далее у пары родились две девочки — Анна Катерина и София Луиза. Анна уже достаточно известна в мире кино и моды . Она стала лицом нескольких известных марок, а также сыграла в фильме «Манчестер у моря» вместе с голливудскими актерами первой величины.

Спустя многие года Михаила Барышникова можно назвать счастливым человеком. Он реализовал себя как танцор и хореограф. Его приглашают сниматься в кино. А еще у него есть любящая семья, которая поддержит его всегда.

28.04.2013 7802

Михаил Барышников родился 27 января 1948 года в Риге. В 1974 году уехал на гастроли в Канаду и решил там остаться. Был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус».

Биография

Михаил Барышников родился в семье советского офицера. Семья Барышниковых переехала в Латвию, когда отца Михаила отправили на службу. Барышников-отец был человеком жестоким, отношения с женой и сыном не сложились. Мать Миши стремилась привить ему любовь к прекрасному: ходила с ним в театр, филармонию. Когда мальчику исполнилось 10 лет, он заявил, что хочет учиться в балетном училище и планирует сдать экзамен. Михаил начал учиться в Рижском хореографическом училище. Он хотел солировать на сцене, но препятствием был небольшой рост. Однажды педагог Хелена Тангиева сказала ему, что нужно вырасти. Михаил Барышников ежедневно выполнял сложные упражнения, превозмогая боль. Так будущий артист вырос на 4 сантиметра.


Михаил Барышников, фото в молодости

В 12 лет мама отвезла Мишу к бабушке на Волгу, а сама вернулась обратно в Ригу, где покончила с собой. Что послужило причиной этого поступка до сих пор неизвестно. Отец в скором времени женился во второй раз. Жизнь Михаила в новой семье отца была непростой. Михаил Барышников уже в молодости показал себя как сильная и целеустремленная личность. Он переезжает в Ленинград, и с того времени не общается с папой.

В 1964 году Латвийская национальная опера приезжает на гастроли в Ленинград. На афишах было имя и Михаила Барышникова. Один из артистов привел его в Ленинградское училище хореографии. Сначала Михаил стал учеником в знаменитой школе русского балета, а потом - солистом Мариинки. В Мариинский театр Михаил Барышников поступил в 1967 году и прослужил там 7 лет.

В 1973 году получает звание Народного артиста РСФСР.

В 1974 году в составе труппы Большого театра он едет на гастроли в Канаду. Он решает не возвращаться в СССР и просит политического убежища и становится «невозвращенцем». Решение остаться на Западе ему далось нелегко.

27 июля 197 4 года артист впервые вышел к американским зрителям. Он танцевал партию «Жизель» на сцене Метрополитен-опера.

С 1974-1978 он трудится в труппе «Американского театра балета».

С 1980-1989 годы работает там же, но уже в статусе директора, балетмейстера и солиста.

С 1990 по 2002 год возглавлял труппу «Проект белый дуб» во Флориде. Труппа была организована совместно с Марком Моррисом.

С 2005 года является художественным руководителем «Центра искусств имени Михаила Барышникова».

Балет

Михаил Барышников - выдающийся танцовщик XX века. Виртуозная техника, чистый стиль и невероятная физическая сила - все это сделало его одним из самых знаменитых представителей мужского танца в XX веке. Михаил Барышников - мигрант, которым гордится Россия. Он отвоевал свое место на сцене благодаря тому, что мог прыгать выше и приземляться ниже, чем другие танцоры.

Балетная миниатюра «Вестрис»

Это номер, с которым Михаил Барышников выступал на Первом международном конкурсе артистов балета в Москве в 1969 году. Тогда он завоевал первое место и золотую медаль. Майя Плисецкая как член жюри поставила ему 13 баллов из 12 максимально возможных. Миниатюра была навеяна образом легендарного танцовщика XVIII века Гаэтано Вестриса, которого прозвали «богом танца».


Фурор в России

В 1973 году Михаилу Барышникову было разрешено организовать творческий вечер и самому выбрать репертуар в Мариинке. Он пригласил современных хореографов, чтобы поставить балетные танцы в одном акте. В тот вечер танцовщик исполнил «Блудного сына», «Дивертисмент», «Данфиса и Хлою». Это событие стало вершиной его творчества в России.

Балет А. Адана «Жизель»

В роли принца Альберта Барышников вышел на сцену Метрополитен-опера через месяц после своего «побега» на Запад в 1974 году. Его партнершей стала Наталья Макарова. Спектакль имел невероятный успех: на первом представлении занавес поднимали 24 раза. Прочтение образа принца у Михаила Барышникова отличалась от принятой в советском балете: он играл трагедию высокой романтической любви, а не социальную драму. Зрители были восхищены его безупречной техникой, одухотворенностью и харизмой, мощь которой влияла на остальных артистов.



Балет Л. Минкуса «Дон Кихот»

Во время работы в Американском театре балета сделал свою постановку классического произведения, которая была основана на хореографии XIX века. Сам танцовщик называет ее «хаотичной, но любимой».

В такой интерпретации «Дон Кихот» позже шел во многих театрах мира. Михаил Барышников выступил в этом спектакле в роли цирюльника Базиля. Его «Танец с кубками» признан одним из шедевров мирового балетного искусства.

Балет И. Стравинского «Аполлон»

Спектакль легендарного хореографа Джорджа Баланчина, который был впервые поставлен им во времена «Русских сезонов» Дягилева. Он был задуман как образец балетной неоклассики. В центре спектакля - образ Аполлона и его отношения с тремя нимфами: Терпсихорой, Каллиопой и Полигимнией. Михаил Барышников в роли Аполлона воплотил образ Бога-творца, который обретает свое величие с помощью искусства.


Нью-Йоркский городской балет

В 1978 году Михаил Барышников начал работу с Баланчиным в Нью-Йоркском городском балете. Тогда театр зависел от расположения приглашенных звезд. Но Михаил Барышников неожиданно заявил, что он не будет заключать контракты со знаменитостями. Его хореография «Щелкунчика» и «Дон Кихота» понравилась публике, но в 1984 году его «Золушка» попала под атаку критиков, несмотря на то, что была весьма популярна и подарила возможность освободиться от долгов. Критическими были отзывы и на «Лебединое озеро», что повергло Михаила Барышникова в депрессию. Неудачи были временны. Уже через год Михаил Барышников блистательно танцевал в кино.


Спектакль «Бродский / Барышников»

Театр - еще одна сфера интересов Михаила Барышникова. Он принимал участие в различных постановках, но особенного внимания заслуживает спектакль «Бродский / Барышников». Это моноспектакль в исполнении танцовщика и актера Михаила Барышникова, который специально под артиста создал художественный руководитель Нового Рижского театра Алвис Херманис. В основе постановки - стихотворения нобелевского лауреата Бродского.

Иосиф Бродский и Михаил Барышников познакомились в Нью-Йорке в 1974 году и дружили до самой смерти поэта. Он поздравил Михаила Барышникова с Днем рождения в 1996 накануне своей кончины. «Барышников / Бродский» - стихотворное путешествие сквозь жизнь поэта, рассказ о смерти, об аде одиночества и изгнания, о русском народе, о невозможности вернуться в Россию. А еще он о трогательной дружбе Михаила Барышникова и Бродского.

Проникновенная поэзия Бродского и потрясающая пластика Михаила Барышникова, который, по признаниям зрителей, «двигается как Бог», заставляют пережить настоящий катарсис. 23 июня 2017 года спектакль будут давать в Цюрихе. Клуб путешествий Михаила Кожухова организует на это поистине удивительное событие в сопровождении известных людей. Прогулка по городу, знакомство с культурой Германии и посещение спектакля в приятной компании - мечта, которая может стать реальностью.


Фильмы

Фильмография Михаила Барышникова весьма разнообразна. Свой путь в кино он начал с советских фильмов, документальных и тех, где он играл практически себя.

· В 1968 году дебютировал в фильме-концерте «Город и песня», сыграв роль танцора.

· 1969 год запомнился ролью Никишки в фильме-балете «Сказ о холопе Никишке».

· В 1970 году артист украсил документальный фильм «Молодой балет мира».

· В 1971 году Михаил Барышников сыграл матадора Педро Ромеро в телеспектакле по роману Э.Хемингуэя «Фиеста».

· 1977 год стал значимым благодаря роли танцора Юрия Копейкина в фильме «Поворотный пункт». Михаил Барышников был номинирован на премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана. В этой картине артист доказал, что может играть драматические роли так же талантливо, как и танцевать. За что и получил номинации на «Оскар» и «Золотой глобус». В одном из эпизодов киноленты Михаил Барышников играет на гитаре и исполняет песню своего близкого друга Владимира Высоцкого «Дом хрустальный».


· В 1977 году Михаил Барышников сыграл Принца в «Щелкунчике».

· 1980-й запомнился ролью Хосе в «Кармен».

· 1984-й подарил возможность сыграть Базиля в «Дон Кихоте».

· В 1985 году Михаил Барышников сыграл в танцора Колю Родченко в фильме «Белые ночи», который во многом автобиографичен: герой Михаила так же, как когда-то он сам, бежит на Запад в поисках свободы. В картине есть кадры, снятые на улицах Ленинграда, - их специально для картины тайно снимали финские операторы. Самые известный эпизод киноленты - невероятный танец Михаила Барышникова под песню Владимира Высоцкого «Кони привередливые».


· 1987-й год подарил роль Тони в картине «Танцоры».

· В 1991 году Михаил Барышников перевоплотился в Сезара для фильма Питера Селларса «Кабинет доктора Рамиреса» (ремейк фильма «Кабинет доктора Калигарри»).

· В том же году Михаил Барышников сыграл Петра Ивановича Грущенко в фильме «Дело фирмы».

· В 2004 году Михаил Барышников украсил финал 6-го сезона сериала «Секс в большом городе», сыграв русского художника Александра Петровского. Александр - возлюбленный героини Сары Джессики Паркер - Кэрри Брэдшоу.

Как потом призналась Паркер, команда переживала, гадая, согласиться ли «крутой парень» на съемки. Одна из сцен «Секса в большом городе» была снята в ресторане артиста «Русский самовар». За девять часов работы в помещении продюсеры заплатили $10 000. Герой Михаила Барышникова, художник Александр Петровский предложил своей возлюбленной национальный напиток - чай с вишней.

· В 2011году вышел фильм о мальчике, который мечтал танцевать - «Мой папа Барышников».

· В 2014 году Михаил перевоплотился в министра внутренних дел России Сергея Сорокина для фильма «Джек Райан: Теория хаоса».


Книги

В интернете вы найдете множество статей и разрозненных фактов о танцовщике, однако наиболее полное представление о его личной и профессиональной жизни можно получить из книг.

· Аловерт Н. Михаил Барышников. Я выбрал свою судьбу. - М.: АСТ-Пресс Книга, 2006. - 344 с.

Эта первая российская книга о прославленном русском артисте балета, который с середины 70-х прошлого века стал кумиром Америки. Автор книги - балетный фотограф и критик Нина Аловерт. Она - свидетельница творческого пути Михаила Барышникова, который начался в Ленинграде, продолжился в Кировском театре, а затем - на Западе.

Книга увлекательно рассказывает о любви, быте, друзьях и коллегах артиста, о непростых взаимоотношениях в труппе, о причине, заставившей остаться на Западе и многом другом.

Нине Аловерт удалось создать удивительную фотолетопись - от момента окончания Ленинградского хореографического училища до драматического спектакля «Доктор и Пациент», которым Михаил Барышников отметил 30-летие своей творческой жизни на Западе.

· Красовская В. Михаил Барышников //Профили танца. - СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 1999. - С. 331-352. - 400 с.

Сборник крупнейшего балетоведа Веры Красовской объединяет статьи разных лет о судьбах выдающихся артистов, окончивших Академию Русского балета имени А.Я. Вагановой. Эта книга создает история Школы и Театра в лицах. Михаилу Барышникову отводится целая глава. В ней можно найти интересные факты о творческой жизни артиста.


Личная жизнь Михаила Барышникова

Актриса Джессика Лэнг была одной из главных женщин в жизни Михаила Барышникова. Они познакомились в ресторане. Когда Михаил Барышников узнал, что Джессика - «девушка Кинг Конга», решил добиться ее расположения. В этом союзе появилась дочь Александра. Михаил Барышников и Лэнг прожили вместе достаточно долго, но в итоге расстались. В 1982 году она покинула Мишу ради актёра Сэма Шепарда и забрала с собой дочь.


Джессика Лэнг и Михаил Барышников

Позднее Михаил говорил о расставании с сожалением: «Она - одна из очень немногих женщин, которых я любил».

Еще одна значимая женщина - Лайза Минелли. После каждого спектакля, который проходил в Нью-Йорке, она летела на самолете к гению (как она его называла) в Вашингтон. После расставания бывшим влюбленным удалось сохранить дружеские отношения.

Уже более 20 лет артист балета живет в браке с бывшей балериной Лизой Рейнхарт, внучкой выдающегося театрального режиссера Макса Рейнхарта. Плодами этой любви стали дети Михаила Барышникова: Питер, Анна и София. Анна Барышникова - актриса. На премьерах фильмов ее нередко сопровождает знаменитый отец.

Интересные факты

    Имя Михаила Барышникова упоминается в молодежной комедии «Американский пирог». На банкете по случаю свадьбы один герой говорит другому: «Я научу тебя танцевать как Барышников».

    Имя артиста балета неоднократно называли в американском мультсериале «Симпсоны».

    Сергей Довлатов часто упоминал Михаила Барышникова в своем дневнике.

    Михаил Барышников появляется в произведении Э.Лимонова «История его слуги» как Лодыжников.

    Об артисте писал Стивен Кинг в романе «Нужные вещи».

    Иосиф Бродский посвятил своему другу несколько стихотворений: «Классический балет есть замок красоты…» (сборник «Часть речи») и «Раньше мы поливали газон из лейки…» (книга «Пейзаж с наводнением»).

    Танцора «вспоминают» в песне Guacala Que Rico, которую исполняет мексиканская группа Molotov.

    Михаил Барышников дружил с Владимиром Высоцким.



Михаил Барышников и Владимир Высоцкий

    Вместе с близким другом, поэтом Иосифом Бродским и литературоведом Романом Капланом в конце 80-х Михаил Барышников открыл ресторан «Русский самовар». Михаил вложил все свои накопленные деньги, а Бродский - Нобелевскую премию по литературе.

    Михаил Барышников был номинирован на премию «Оскар» за роль второго плана в картине «Поворотный пункт». Фильм не получил ни одной из 11 номинаций, в которых был представлен.

    Будущая принцесса Уэльская Диана не пропускала ни одного выступления артиста. Однажды стояла в очереди, чтобы получить автограф танцора.

    Михаил Барышников пробовал заниматься и другим, не ресторанным бизнесом: выпускал парфюм Misha, марку одежды для танцовщиков Baryshnikov.

    Для того чтобы открыть свой центр, Михаил Барышников продал картину из своей обширной коллекции - «Вид на Санкт-Петербург» кисти Петра Верещагина. Картина была продана за 740 000 долларов.

    В апреле 2017 Михаил Барышников получил латвийское гражданство.

    19 апреля 2017 года пуанты Михаила Барышникова c его автографом были выставлены на аукционном вечере «Искусство ради жизни», организованном благотворительным фондом «Обретая Возможность» в московском ресторане La Prima. Целью организаторов стал сбор средств для строительства жилого корпуса реабилитационного центра «Чайка», который помогает людям с ограниченными возможностями и ДЦП.

    Балетные туфли Михаила Барышникова ушли с молотка за 1 000 000 рублей.

Стих Иосифа Бродского - Михаилу Барышникову

Классический балет есть замок красоты,
чьи нежные жильцы от прозы дней суровой
пиликающей ямой оркестровой
отделены. И задраны мосты.

В имперский мягкий плюш мы втискиваем зад,
и, крылышкуя скорописью ляжек,
красавица, с которою не ляжешь,
одним прыжком выпархивает в сад.

Мы видим силы зла в коричневом трико,
и ангела добра в невыразимой пачке.
И в силах пробудить от элизийской спячки
овация Чайковского и Ко.

Классический балет! Искусство лучших дней!
Когда шипел ваш грог, и целовали в обе,
и мчались лихачи, и пелось бобэоби,
и ежели был враг, то он был -- маршал Ней.

В зрачках городовых желтели купола.
В каких рождались, в тех и умирали гнездах.
И если что-нибудь взлетало в воздух,
то был не мост, а Павлова была.

Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, --
земля везде тверда; рекомендую США.

0 27 января 2012, 09:00

[...]Как славно ввечеру, вдали Всея Руси,
Барышникова зреть. Талант его не стерся!
Усилие ноги и судорога торса
с вращением вкруг собственной оси

рождают тот полет, которого душа
как в девках заждалась, готовая озлиться!
А что насчет того, где выйдет приземлиться, -
земля везде тверда; рекомендую США.

Эти строки посвятил нашему сегодняшнему имениннику Нобелевский лауреат (и тоже "невозращенец") Иосиф Бродский. Давайте в 64-ый день рождения великого танцовщика вспомним, как он покидал СССР, как становился звездой на Манхэттене и как играл в любовников с .

Михаил Николаевич Барышников родился 27 января (согласно некоторым источникам - 28-го) 1948 года в Риге, в семье советского офицера Николая Петровича Барышникова и Александры Васильевны Григорьевой. Связь мальчика с матерью всегда была намного крепче, чем с отцом, мало заинтересованным в воспитании сына. Гибель Александры Васильевны (мама увезла 12-летнего Мишу на лето к бабушке и, в его отсутствие, покончила с собой) Барышников перенес тяжело и в новой семье Николая Петровича не прижился.

Учился Миша в общеобразовательной школе №22 - впрочем, этот пункт его биографии можно было бы и опустить. Приверженец философии танцора self-made, Барышников всегда утверждал:

Никто не рождается танцором. Чтобы стать им, надо захотеть этого сильнее всего в жизни.

И сам следовал своему совету - с детства. Первым учителем на танцевальном поприще для Михаила стал Юрис Капралис, а после Рижского хореографического училища, где его одноклассником и товарищем был небезызвестный Александр Годунов, Барышников поступил в аналогичное учебное заведение в Ленинграде. Там его наставником стал Александр Пушкин, в свое время выучивший Рудольфа Нуриева.

Именно в Ленинграде Барышников обрел свое первое профессиональное пристанище - на протяжении почти семи лет, вплоть до 1974 года, он выступал на сцене театра оперы и балета имени Кирова (то есть прославленной питерской "Мариинки"). Врожденный талант и нечеловеческое трудолюбие, граничащее с перфекционизмом, стали залогом того, что, едва поступив в театр, Михаил "проскочил" стадию кордебалета и сразу был принят на солирующую позицию.


Михаил Барышников и Алла Сизова

Однако, в целом, в театральной среде того времени наблюдался застой и реакционизм, что так не гармонировало с ищущей, жаждущей эксперимента натурой Барышникова. Выдающемуся танцовщику приходилось работать вдвое больше, чтобы заслужить одобрение консервативно настроенного руководства или хотя бы убедить его смотреть сквозь пальцы на свои новые прочтения классики вроде партии Альберта в "Жизели".

Усилия окупились с лихвой - в 1973 году Михаил удостоился звания заслуженного артиста РСФСР, но главное, как лучший исполнитель труппы, был награжден бенефисом с возможностью самостоятельно подобрать репертуар. "Блудный сын", "Дафнис и Хлоя", "Дивертисмент" - таков был выбор "премьера", уже тогда стремившегося через диалог классики с модерном продемонстрировать настоящую творческую и личную свободу художника.

Вечер прошел с оглушительным успехом, но, как водится, за подъемом наступил спад - нет, в профессиональном плане Барышников все так же оставался безусловной звездой отечественного балета номер один, но напуганные излишним свободолюбием танцовщика руководители театра постарались "затянуть ошейник" потуже и даже ответили отказом на предложение известного европейского хореографа Ролана Пети поставить балет специально "для Миши".

Еще во время своих выступлений в России танцовщик познакомился с американской балериной Гелси Керклэнд и предложил девушке стать его сценической партнершей. Позже Керклэнд рассказывала, что испытала разочарование, увидев Барышникова в первый раз - щупленький парень, ростом даже чуть ниже 170 сантиметров, сдержанный и скромный, он совсем не походил на ту "советскую звезду" и "нового гения балета", о котором шумела западная пресса. Но стоило Мише начать свой танец...

Во время выезда "Кировцев" с постановками в Канаду (1974 год), Барышников "дезертировал" в местный Национальный балет, а затем перешел в ставший родным Американский театр балета. Танцовщик тяжело переживал свою эмиграцию: на родине оставались не только друзья, но и гражданская жена Татьяна Кольцова, тоже танцовщица театра имени Кирова.


Михаил Барышников и Роб Бессерер глазами Энни Лейбовиц

Однако жизнь не стояла на месте - после триумфа "Жизели" с Натальей Макаровой на сцене Metropolitan Opera (под оглушительные крики публики: "Миша! Миша!" - занавес поднимали 24 раза), Михаил стал "премьером" Американского театра балета. Здесь ему было суждено и впервые примерить на себя роль хореографа - Барышников представил на суд зрителей свою версию балета "Щелкунчик" Чайковского.


Михаил Барышников и Наталья Макарова


Михаил Барышников и Мерле Парк

Но не только в танце Михаил искал себя - так, в 1977 году на большие экраны вышел фильм "Поворотный пункт", где танцовщик сыграл написанную специально "под него" роль второго плана. За своего Юрия, русского артиста балета, в постели которого побывало больше знаменитых балерин, чем на любой сцене мира, Барышников был номинирован на "Оскар" и "Золотой глобус". Кстати, всего картина собрала 11 номинаций на главную премию Киноакадемии - но, увы, не выиграла ни одной.

Что же до скандальной репутации Михаила как, мягко говоря, сердцееда (и завсегдатая легендарной Studio 54), сам артист говорил:

Я - не первый и не последний танцор с традиционной ориентацией.

В то же время, Барышников всегда признавал, что не понимает всеобщего ажиотажа вокруг его личной жизни. И вообще, не приемлет этого "помешательства" на сексуальной почве.

Я - секс-символ? Это абсолютная ерунда! Вообще, люди как-то слишком много внимания уделяют этой теме. А по-моему, хорошая партия в гольф или беседа с друзьями куда интереснее.

В 1978 году Барышников перешел в труппу легендарного Джорджа Баланчина в New York City Ballet. Возраст хореографа (на момент появления Миши "в команде" Баланчину было 74 года) уже не позволял создать нечто новое - зато новое звучание вдохнул Барышников в его прежние постановки "Аполлон" и "Блудный сын". В NYCB танцовщику довелось поработать и с другим замечательным постановщиком Джеромом Роббинсом, создавшим "под него" свой "Опус 19. Мечтатель".

Работая с великими хореографами (кстати, сотрудничество Миши и Ролана Пети все же состоялось, но уже в Америке), Барышников руководствовался собственной метафорой:

Быть танцором и участвовать в постановке - все равно, что быть хорошим солдатом. Четко исполняешь приказ и ни в чем не перечишь генералу.

1981 год ознаменовался важным событием в жизни Михаила - рождением его первой дочери Александры. Мамой стала актриса Джессика Лэнг, с которой танцовщик познакомился в первые годы своей "американской жизни" - тогда Барышников еще плохо говорил по-английски и влюбленные общались исключительно на "языке любви" (не подумайте лишнего, мы имели в виду французский, которым Миша владел в совершенстве). Кстати, несмотря на последовавшее расставание, теплые дружеские отношения артисты поддерживают и по сей день.


Джессика Лэнг, Михаил Барышников и Марк Моррис

В 1988 году Барышников вернулся в Американский театр балета - теперь не только как солист, но и как художественный руководитель. За недолгое время управления театром Михаил успел создать постоянную труппу и поставить свои версии "Золушки" на музыку Прокофьева и "Лебединого озера" на музыку Чайковского. Впрочем, одним местом работы разносторонний Миша не ограничивался - уже через год танцовщик был номинирован на "Тони" за свою роль в бродвейских "Метаморфозах". В том же, 1989 году, родился первый сын Барышникова от балерины Лизы Райнхарт (прочный союз с которой длится и по сей день) - мальчика назвали Питер Эндрю.


Лиза Райнхарт и Михаил Барышников

К 1990 году Миша оставил театр - среди причин было и нежелание постоянно согласовывать планы с косным руководством, отчитываться в своем художественном видении, и возраст. Ведь, покинув пост хореографа, Барышников простился и с собственными выступлениями в классическом балете - перфекционист в своей работе, танцовщик почувствовал, что подходит к той грани, за которой уже не сможет оставаться лучшим. И хотя, на наш взгляд, физической форме Михаила до сих пор может позавидовать любой юноша, в 1990 году звездный танцовщик ушел с большой сцены "непобежденным".

Далее последовало создание собственного White Oak Dance Project, присуждение почетной награды Kennedy Center за вклад в развитие национального (американского) искусства - кстати, кроме перечисленных наград, Барышников трижды становился обладателем "Эмми" за участие в документальных передачах о себе самом - и рождение еще двоих детей от Лизы, дочек Анны Катерины и Софии Луизы.


Вручение почетной награды Kennedy Center


С младшей дочерью Софией Луизой

В профессиональном плане Миша "переключился" на танец-модерн, где наконец обрел полную свободу самовыражения. Его сольные выступления по сей день собирают лучшие залы мира "битком" - несмотря на то, что Барышников не идет на поводу у публики и сам выбирает темы для интерпретации, подчас весьма сложные к восприятию (вспомним хотя бы постановки Сэмюэла Беккета).

Но не танцем единым - Барышников успешно выступил в роли ресторатора, открыв в Нью-Йорке заведение "Русский самовар" (между прочим, на пару с Бродским). А прекрасная половина человечества помнит танцовщика по роли Александра Петровского, русского художника и последнего любовника Кэрри Брэдшоу.


"Секс в большом городе"

Мнение заслуженного деятеля искусства часто спрашивают как передовые издания, так и мировые таблоиды. Вот лишь некоторые из его "крылатых" высказываний:

Суть занятий искусством в том, что ты получаешь удовольствие, доставляя его.

Прожив в Америке много лет, я несколько разочаровался в Штатах и, в частности, в Нью-Йорке. Объясню, почему: я приезжаю в Европу и вижу молодые таланты, вижу новую поросль, неравнодушную к искусству. Потом я возвращаюсь в США, где простой билет в оперу стоит от 150 долларов и у молодежи с улиц, у одаренной молодежи, просто нет шанса стать причастными к тому миру, куда они тянутся. Коммерческий интерес страны перекрывает им дорогу в будущее.

Я не стараюсь танцевать лучше всех. Только лучше себя самого.

Просто подставь вместо "танцевать" свое главное увлечение - и жизненное кредо готово!

Источник IMDb

Источник Peoples.ru

Фото Gettyimages.com/Fotobank.com

Фото кадры из фильмов



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные