Сказки и рассказы шварца. Некоторые особенности детских сказок Е. Л. Шварца. Биография Евгения Шварца

Евгений Львович Шварц; г. Казань; 09.10.1896 – 15.01. 1958

Книги Евгения Шварца приобрели популярность еще при жизни автора, писал преимущественно произведения для детей. В своих рассказах он разоблачает невежество и глупость, пытается показать, что добро и честность всегда выходят победителями. Многие сказки Шварца, читать которые мы можем сегодня в рамках школьной программы, автор написал по мотивам . Многие произведения, которые написал Шварц (сказки, пьесы, рассказы), были экранизированы в виде мультипликационных и художественных фильмов.

Биография Евгения Шварца

Евгений Шварц, биография которого насыщена разными событиями родился в 1896 году в семье врача и акушерки. С самого детства мальчика его семья вынуждена была несколько раз менять место проживания, пока наконец не обстроилась в городе Майкоп Республики Адыгея. Именно здесь прошли детство и юность будущего писателя.

В восемнадцать лет Евгений окончил местное училище и решил поступать на юридический факультет в Москву. Но проучившись там два года, он понял, что не хочет всю жизнь заниматься юриспруденцией. С самого детства Шварц увлекался театральным искусством и литературой, но воплотить мечты об обучении на любимую специальность у Евгения не вышло – в двадцать лет его призвали в армию.

Чуть меньше года он числился рядовым запаса в нынешнем Волгограде. А осенью 1917 года его зачислили юнкером в Московское военное училище. Через год он поступил на службу в Екатеринодар (Краснодар). При штурме города во время Гражданской войны получил травму (тремор в руках), последствия которой ощущал на протяжении многих лет. Из-за полученной контузии Евгений Шварц был демобилизован. Он поступил в Ростовский университет и записался актером в «Театральную мастерскую».

Многие критики положительно отзывались об игре Евгения. Его считали талантливым актером с великим будущем на театральном поприще. В период работы в «Театральной мастерской» Шварц женился на актрисе Гаяне Холодовой. В 1921 году Евгений переезжает в Санкт-Петербург, где, продолжая работу в местном театре, начинает подрабатывать секретарем у Корнея Чуковского и продавцом в книжном магазине.

Примерно в это время Шварц начинает писать первые фейлетоны и рассказы. В 1923 году ему представляется возможность попробовать себя в роли журналиста в Донецкой области. Тогда произведения Евгения Шварца читать стало возможно в местной газете. Проработав там целое лето, Шварц вернулся в Петербург, где в ближайшее время опубликовал свою первую сказку для детей – «Рассказ старой балалайки».

С 1925 года на постоянной основе писатель начинает сотрудничать с журналами «Ёж» и «Чиж» и продолжает выдавать отдельными книгами некоторые свои рассказы. Большинство своих произведений, которые мы сегодня можем читать, Шварц написал после 1929 года. Именно с этого момента начинается период активной творческой деятельности писателя. Он пишет пьесы («Голый король», «Красная шапочка»), сценарии («Разбудите Леночку», «Доктор Айболит»), стихи, повести, сатирические рассказы.

Пьесы Евгения Шварца ставили Московский и Ленинградский театры юного зрителя, театр «Современник», драмтеатр им. Станиславского. В 1947 году пьеса «Тень» была представлена зрителям Берлинского театра. Многие произведения автора были экранизированы. Последние фильмы, снятые по мотивам рассказов Шварца – фильм «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991) и мультфильм «Новогоднее приключение двух братьев» (2004).

Личная жизнь писателя также была насыщена событиями. После девяти лет брака Евгений и Гаянэ, у которых родилась дочь Наталья, приняли решение о разводе. Позже Шварц знакомится с женой своего товарища Екатериной Зильбер. После нескольких лет тайного романа пара решает пожениться. Евгений и Екатерина прожили вместе более двадцати лет, пока в 1958 писатель не умер от инфаркта на шестьдесят первом году жизни.

Книги Евгения Шварца на сайте Топ книг

Детские книги Евгения Шварца уже многие поколения вызывают самый живой интерес. Поэтому вполне закономерно, что они попали в наш , а так же в . И учитывая стабильность интереса к творчеству писателя мы еще не раз увидим их на страницах нашего сайта .

Евгений Шварц список книг

Брат и сестра

Голый король

Красная шапочка

Кукольный город

Наше гостеприимство

Новые приключения кота в сапогах

Обыкновенное чудо

Одна ночь

Повесть о молодых супругах

Под липами Берлина

полина лупачева

МБДОУ № 74 "Семицветик" г. Смоленск

В творческом наследии Е. Л. Шварца достаточно много повестей, рассказов , сказок , стихов, а так же киносценариев и пьес. Однако, Шварц вошел в историю советской, да и мировой литературы как сказочник . Лучшие его произведения написаны в жанре сказки , будь то проза или драматургия. Первыми книгами маленького Шварца были именно сказки , которые читали ему вслух, а чуть позже прочитал он сам.

В литературу Шварц входил сказками . В 1924г. в журнале «Воробей» , №7 была опубликована первая сказка писателя «Рассказ старой балалайки » . Это лирическая история о пожилом актере и его внуке, о наводнении, затопившем их скромный домик, о тех, кто пришел им на помощь.

В 1925 году в журнале «Новый Робинзон» публикуется замечательная сказка Шварца «Два друга : Хомут и Подпруга» .

В своих первых произведениях писатель уверенно вплетает реальный фон в сказочные события . Мы знакомимся со старым Петербургом, где рука об руку идут нищета и роскошь, красота дворцов и убогость лачуг.

Но поначалу сказка еще не отчетливо просматривается в реальном повествовании. Работая в редколлегии «Ежа» и «Чижа» , Шварц учился увлекательно , остро и ненавязчиво рассказывать детям о самых тяжелых, порой непредсказуемых событиях реальной действительности.

Во второй половине 20-х годов вышла в свет его сказка «Степка Растрепка и Погремушка» . В ней сразу просматриваются отголоски ранних сказок С . И. Маршака, а также К. И. Чуковского («Мойдодыр» ).

В этой сказке есть то , чего не найдешь порой ни в одной современной сказке : протест против зла, несправедливости, воззвание к благородству и доброте.

Идея знаменитой «Сказки о потерянном времени» Шварца очень проста : не теряй времени даже в детстве , чтобы не превратиться в старика задолго до старости… Но идея так и осталась идеей, в главных героев так и не воплотившись. Если о волшебниках, с которыми столкнулся в лесу Петя Зубов, можно сказать , что они злые, безобразные, коварные, то о самом Пете, и его товарищах по несчастью этого не скажешь. Они – «никакие» . Роли их чисто служебные и не более того. Все, что они делают, идет не от характера, а от простой необходимости. Даже лень их условна : мы о ней знаем лишь понаслышке. И потому ничего того, что хоть как-то отличало бы их друг от друга, мы так и не встречаем.

Сказку эту в свое время критиковали, но не за то, за что нужно. Прочитав ее, о ней писал Д. Нагишкин : «маленький читатель делает открытие : в советском городе существуют злые волшебники, которые похищают у детей молодость…Тяжелая, угнетающая выдумка…». Ошибочность таких нападок очевидна. Замысел Шварца как раз лучшее , что есть в его сказке . А нехитрый перевертыш (школьники с бородами…старушка скачет через веревочку) просто помогает поднять ее читателям настроение.

В «Сказке о потерянном времени» характеры отсутствуют, поэтичность изложения тоже. Юмор есть, но поверхностный. Вот почему для взрослых она мало чем интересна, но для ребенка содержит весьма важную мысль : «…но ты помни : человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет».

Сам писатель считал, что дети скорее поймут его сказки , потому что рассказываются они , по его убеждению, «не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу , во весь голос то, что думаешь». А это возможно, пожалуй, только в детстве . Для К. Чуковского, С. Маршака, Е. Шварца сказка была не этапом в их творчестве, а именно основной составляющей их творчества. В каком бы жанре они не работали, успешным достижением их творчества были именно те произведения, которые были написаны в жанре сказки .

Эти писатели подчеркивали исключительное значение сказок для детей . Через сказку писатели пытались пробудить, воспитать в трепетной детской душе уникальную способность сопереживать и сострадать, без которой человек – не человек.

Публикации по теме:

Использование сказок, сказочных сюжетов, героев сказок в работе с детьми с общим недоразвитием речи «Знакомство человека со сказкой начинается с первых лет его жизни. И тогда же, в детстве, прививается любовь к родному слову. Увлекаясь.

Некоторые аспекты исполнения музыки Гайдна муниципальное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа русского инструментального искусства Некоторые аспекты исполнения.

Цель: Закреплять представления детей о состояниях и свойствах воды, о твердых, жидких и газообразных веществах. Задачи: 1. Познакомить с.

Некоторые тенденции развития супружеских отношений молодой семьи Проблема особенностей супружеских отношений на разных этапах жизнедеятельности семьи остается недостаточно исследованной. Так, применительно.

Некоторые этапы литературного пути детской писательницы В. А. Осеевой МБДОУ № 74 «Семицветик» г. Смоленск. Лупачева П. В., Володченкова Е. Ю. О некоторых этапах литературного пути детской писательницы В. А. Осеевой.

Оформление детского учебно-оздоровительного центра г. Якутска «Гоголь-Моголь». Выполнено в сентябре 2016 года. Идея оформления заключалась.

Все

Евгений Шварц - автор большого количества пьес, среди которых « Сказка о потерянном времени», « Обыкновенное чудо», « Голый король». По многим из его произведений были поставлены спектакли, сняты кинофильмы. В 9 номере журнала « Мурзилка» 1947 опубликован фрагмент сценария Евгения Шварца « Первоклассница». Фильм « Первокласница» был снят в 1948 году. К моменту публикации фрагмента режиссёр Илья Фрэз уже начал работу над картиной.

Возле школы стоит маленькая девочка. Подмышкой у нее свёрток. С глубоким интересом разглядывает девочка школу. Наконец она храбро входит в дверь… Так начинается рассказ о первокласснице Марусе Орловой, написанный для кино писа­телем Евгением Шварцем.

Уже начались по этому рассказу съемки кинофильма. Он так и будет называться - « Первоклассница».

В нём участвует много девочек, целый класс- 30 человек. Чтобы отобрать их для съёмки, режиссёру кинокартины Илье Фрэзу пришлось посмотреть десятки школ, познакомиться с ученицами многих первых классов, пока он не выбрал тех девочек, которые подходят для съёмки.

Шаг за шагом расскажет картина о приключениях Маруси, о её счастливых и неудачных днях, о том, как Маруся получила первую отметку, как первый раз дежурила, как пропала и нашлась.

Здесь вы прочитаете, как она первый раз пришла в школу.

Как Маруся первый раз пришла в школу

Большая пустая комната. Пол закапан известью и краской. Маруся входит и видит: высоко на козлах стоит маляр - старичок в очках. Напевая что-то, он красит оконную раму.

Здравствуйте! - говорит девочка.

Здравствуйте, гражданочка! - отвечает маляр.

Скажите, пожалуйста, что эта школа ещё не готова?

На девяносто девять процентов готова.

На сколько?

На девяносто девять.

Маруся молчит, видимо, что-то соображая.

А это много или мало? - спрашивает она наконец.

Порядочно, - говорит маляр. - А зачем тебе знать, насколько готова школа?

А вдруг она не откроется первого сентября?

Что ты, что ты! - пугается маляр. - Мы своё дело сделаем. Мы понимаем, что это за день - первое сентября!

Вот хорошо! Скажите, а в какой комнате записывают в первый класс? - спрашивает Маруся.

В тридцать восьмой, - отвечает маляр.

А какая она?

Кто она?

Тридцать восьмая комната.

Как тебе сказать… Ну, тридцать восьмая и есть тридцать восьмая. А, понимаю! Ты цифр не знаешь?

Нет, знаю. Знаю ноль. Один. Ещё знаю шесть. Девять помню. А вот тридцать восемь забыла.

Понятно, - говорит маляр. - Ну, тогда пойди ты в коридор и гляди. Из какой комнаты будут выходить маленькие девочки - там и записывают. Поняла?

Маруся входит в очень интересную комнату. Вначале у неё разбегаются глаза.

Прежде всего её внимание привлекает форменное платьице - коричневое с белым воротничком и чёрным передником.

На витрине - учебники для первого класса. Ручка, карандаши, тетради. Всё это нужно принести первокласснику с собой в школу в первый день занятий.

За столом против двери сидит женщина. Наверное, учительница!

Здравствуйте, тётя! - говорит ей Маруся.

Меня зовут Анна Ивановна, - отвечает учительница.

Здравствуйте, Анна Ивановна, - поправляется Маруся. - Вы учительница?

Да. А ты кто?

Я - Маруся Орлова.

Зачем пришла?

В школу записаться.

А почему ты пришла одна, без мамы?

Мама не может. Вчера обещала пойти, а сегодня говорит: Подожди до завтра».

А ты ждать не любишь?- спрашивает учительница.

Все девочки нашего двора записались уже, - объясняет Маруся. - а маме всё некогда. Тогда я сама пошла. Я документы принесла.

Маруся кладёт на стол завёрнутый в газету свёрток.

А где ты их взяла? - удивляется учительница.

В комоде, в маленьком ящичке. Вы, какие нужно, возьмите. А какие не нужно- отнесу домой.

Маруся разворачивает свёрток и показывает учительнице документы.

Это бабушкин паспорт,- объясняет девочка.- А это квитанции за телефон. А эта, синенькая,- за квартиру. А это - Военный заем. А это - письмо от папы. Он лётчик. Он сейчас улетел в Заполярье. А здесь, в конверте, мои волосы, когда мне был один годик. Это орденские книжки - мамины. Моя мама - доктор, а во время войны была капитан медицинской службы. А это- моя фотография, когда мне было два месяца.

Достаточно. Хорошо,- говорит Анна Ивановна и вновь завёртывает в газету документы.- Tы, значит, очень хочешь учиться?

Очень! - подтверждает девочка с жаром.

Да,- отвечает Маруся.- Вот, глядите.

Маруся наклоняется к газете, в которую завёрнуты документы, и читает водя пальцем:

Вот это - А, Это - О. Вот это - М. Вот это - Р. Вот ещё Я - Верно? Я и писать умею.

А ну-ка, - просит Анна Ивановна, - напиши мне что-нибудь. Садись вот на этот стул. На тебе карандаш. На тебе бумагу.

Маруся усаживается и пишет старательно, изо всех сил нажимая карандашом.

Готово, - сообщает девочка.

Учительница смотрит и видит: девочка написала крупными печатными буквами своё имя: « МАЧУCR»

Верно я написала? - спрашивает девочка.

Не очень. Две буквы у тебя смотрят не в ту сторону. Видишь?

Анна Ивановна подчёркивает карандашом буквы Р и Я.

Правда! - говорит Маруся.- Читаю я их правильно, а пишу почему-то иногда неправильно.

А скажи ты мне. Маруся: ты - послушная девочку?

Очень! - убеждённо отвечает Маруся

Ты, значит, спросила у мамы разрешения притти сегодня в школу?

Маруся молчит, потупившись.

Отвечай. Маруся,- мягко, но настойчиво спрашивает учительница.

Спросила, - бормочет Маруся.

И мама отпустила тебя?

Нет, - вздыхает Маруся.

Значит, ты не послушалась маму?

Не послушалась, - шепчет Маруся.

Я не знаю.

Ну, а всё-таки?

Очень захотелось.

Вот видишь! Значит, ты не такая уж послушная. Мама, наверное, будет очень волноваться, увидев, что ты пропала. Ты об этом не подумала? Ты только о себе думаешь? А ведь в классе у тебя будет сорок товарищей. Как же ты с ними поладишь, если будешь думать только о себе?

Не буду,- уверяет Маруся,- Я буду обо всех думать. Вот увидите!

Увидим,- отвечает Анна Ивановна многозначительно.

Маруся лежит неподвижно, закрыв глаза, но по всему видно - не спит девочка: вздыхает, охает, отдувается.

Наконец открывает она глаза. Приподнимается на постели. Взглядывает на будильник.

Четверть второго. Маруся в ужасе опускается на подушку.

Мама! - зовёт она робко.- А, мама! Я жду. жду, а часы с места не двигаются. С ними случилось что-то … Я час лежала, глаз не открывала, а они показывают, что только пять минут прошло… Мама!.. Бабушка!..

Маруся прислушивается. Ответа нет.

Бабушка! - зовёт Маруся.- Ведь проспим! Уже первое сентября! Давайте чай пить.

Молчание.

Вдруг Маруся слышит отдалённый гул.

Комната озаряется вспышкой синеватого света.

Бабушка! - кричит Маруся громко. - Уже трамваи пошли.

Щёлкает выключатель. Зажигается яркая лампочка под потолком. В комнате становится светло.

Мама стоит на пороге, в халате. Улыбается ласково.

Увидев, что мама не сердится, Маруся зовёт её к себе. Хлопает рукой по кровати рядом с собой.

Мама, сядь! - просит она. - Мамочка, часы испортились. Первые трамваи пошли, мама!

Это не первые, трамваи, а последние, дочка,- объясняет мама. - Часы идут как следует. Успокойся, девочка. Ложись. Всё придёт в своё время. И солнце встанет, и будильник зазво­нит, и ты проснёшься и пойдёшь в школу.

Мама сидит рядом с Марусей и гладит её по голове. Маруся засыпает.

На стуле возле Марусиной кровати уже не юбка с лямочками и белая кофточка, а на их месте - форменное школьное платье, коричневое с чёрным передником.

Маруся спит.

Солнечный луч пробивается через штору, освещает отрывной календарь.

Маруся спит.

Щёлкнув, звонит будильник.

Маруся спит.

Входит бабушка. Открывает штору.

В комнату врывается солнце. Становится совсем светло. Маруся продолжает спать

Маруся! - зовёт бабушка. - Внучка! Пора вставать!

Маруся прячет голову под одеяло.

В школу опоздаешь! Только тогда Маруся открывает глаза.

Разом садится.

Видит – солнце за окном, улыбающуюся бабушку, весёлую маму в дверях и, наконец, форменное платье на спинке стула.

Маруся вскакивает. Всплескивает руками в восторге.

Мама! Бабушка! - кричит Маруся. - Наконец-то я иду в школу!

Чтобы увеличить страничку, щёлкни по ней!



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные