Сообщение об элементах материальной культуры. Материальная и духовная культура
XI. МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
Если перечислить реалии, которые подразумеваются под этим понятием, то можно назвать орудия труда, оружие, средства передвижения, одежду, жилища, пищу и т.д. К этой же категории относят культурные растения, домашних животных, способы ухода за телом, татуировки, украшения и др. Можно сказать, что материальная культура - это совокупность вещей и предметов (а также связанных с ними навыков), материально существующих в пространстве на протяжении определенных отрезков времени и направленных на удовлетворение жизненных потребностей людей.
Понятие «материальная культура» охватывает не только предметы, относящиеся к сфере производства и потребления, но и связанные с ними формы человеческой деятельности. Этнограф не просто описывает вещь, но исследование прежде всего направлено на анализ обстоятельств, относящихся к изготовлению, функциям (включая ритуальные); а также - на характеристику этнической специфики и социальных отношений, влияющих па процесс ее использования в быту. Например, важным компонентом этнической культуры является одежда (костюм), которая представляет собою комплекс, включающий также обувь, головной убор, прическу, средства ухода за телом и т.д. Исследователя интересуют не просто материал, цвет, покрой, но, в первую очередь, влияние на костюм природно-географической среды, религиозных и эстетических представлений. Также обращается внимание на межэтнические отношения, возможные заимствования. Наконец, одежда выступает как знак. Способы ношения, цвет, орнамент, сочетание украшений - не только позволяли отличить «своего» от «чужого», но несли информацию о семейном положении, профессии, социальном статусе, родоплеменной принадлежности. По замечанию известного советского ученого С.А.Токарева, «вещи интересуют этнографа не сами по себе, а в их отношении к человеку».
XII. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА.
В этот понятийный блок входят различные формы фольклора, ритуальной деятельности (обычаи, обряды), этические нормы, эстетические представления, знания, правовые нормы и др. Иначе говоря, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. Подчеркнем, что она должна проявиться материально либо осязаемо. Например, песни (либо - сказки, пословицы, поговорки и т.д.) должны быть исполнены, услышаны или записаны. Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Таким образом, в «чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.
Тезис о влиянии реалий духовной культуры на поведение людей можно подтвердить обратившись к обрядовой практике. Даже в современном обществе ритуалы сопровождают все значимые этапы и события в жизни людей (вступление в брак, рождение ребенка, начато трудовой деятельности, смерть и т.д.). И тем большую роль обычаи и обряды (см. ниже) играли в традиционном и первобытном обществах. Неписаные правила, освященные мифами, религией, авторитетом предков или просто старших членов коллектива, веками регулировали поступки человека. Даже невольное нарушение строгих запретов, например, употребление в пищу табуированных продуктов, могло вызвать психологический шок и нередко даже смерть!
Само разграничение культуры на материальную и духовную является условным.
Во-первых, ритуалы включают материальные компоненты: обрядовая пища и одежда, культовые предметы, особые места на которых разворачивается действие.
Во-вторых, подобное разграничение некорректно, когда речь идет о
произведениях искусства (например, живописные полотна, скульптура и др.,
нотные записи, музыкальные инструменты и т.д.).
В-третьих, изящество и красота многих предметов народного обихода (яркие праздничные одежды, орнаментированная керамика, разукрашенные прялки, сундуки, шкатулки) зачастую позволяет рассматривать их как произведения искусства, выдвигать на первый план эстетические, а не утилитарные функции.
В-четвертых, предметы, традиционно относимые к материальной культуре, в иных ситуациях сами выполняют ритуальные функции. Например, веник, горшок, ложка, дежа для теста - не просто материальные предметы домашнего обихода, но и - объекты обрядовых действий, связанные с гаданиями, заговорами, свадебными и др. ритуалами.
Все сказанное объясняет необходимость применения и других классификаций, также имеющих ограниченный характер, но позволяющих изучать все многообразие этнографических фактов. В том числе используется и вышеназванная, при которой реалии этнокультуры сводятся в два понятийных блока: материальную и духовную культуру.
XIII. ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
В быту и культуре любого народа есть много явлений, сложных по своему историческому происхождению, составу входящих в них элементов и разнообразию выполняемых функций. Обычаи и обряды - один из самых ярких и показательных примеров такого рода явлений.
Согласно наиболее признанному среди исследователей определению, обычай - это унаследованный стереотипный способ (правило) поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Обычаи как стереотипные способы поведения являются одной из культурных форм сохранения и передачи традиций из поколения в поколение. Понятие «традиция» часто используется как синоним понятия «обычай». Но понятие «традиция» охватывает гораздо больший круг явлений; оно включает объекты социального наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования и его способы. Следовательно, традиции присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам. Сфера же обычая ограничивается определенными областями общественной жизни (сферой способов поведения).
Обряд (ритуал, церемония, церемониал) - это стереотипное действие, носящее преимущественно символический характер. Если обычай - это всякие повторяющиеся и установленные традицией действия, то обряд состоит из совокупности условных, символических традиционных действий, лишенных непосредственной практической целесообразности. Эти действия служат символом определенных социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления.
Так, застегивание одежды налево у женщин - это обычай, ибо в практических целях застегивать одежду как-то надо. А одевание мантий судьями - обряд, не обусловленный практическими потребностями, выполняющий чисто символические функции - выделить судей из общей массы находящихся в зале суда людей, показать их принадлежность к определенной группе.
Целью обряда является не достижение какого-либо материального, вещественного результата, и формирование у его участников определенных мыслей, образов, представлений, чувств и настроений. Следовательно, действия становятся обрядовыми только в том случае, если отделяются от обычной материальной или общественной практики и приобретают значение действий-символов (которые воплощают в себе те или иные социальные идеи, представления, образы и вызывают соответствующие чувства).
Любой обряд включает в себя ряд символов. Символ есть разновидность знака. Он выступает в качестве своеобразного заместителя реальных предметов, процессов и явлений. Но, в отличие от всех иных знаков, он обладает частичным сходством с обозначаемым объектом; выбор того или иного символа не вполне произволен. Восприятие символа во многом зависит от конкретных обстоятельств, от конкретного общества и этноса. Например, для христиан крест - символ христианства; для врача - символ врачебной помощи. Для русского покачивание головой из стороны в сторону - знак отрицания; для болгарина это же действие - знак согласия.
Но собственно символы еще не создают обряда. Обряд возникает лишь тогда, когда само коллективное действие приобретает символическое значение. Например, знамя есть символ доблести воинской части, но само по себе обряда не создает. Лишь торжественный вынос его становится центральной частью многих воинских обрядов.
Важной отличительной чертой обряда является то, что обряд требует жесткого стереотипа действий, неуклонного соблюдения установленного порядка, т.е. обряд жестко регламентирован («регламент» - свод правил, порядок проведения). Он консервативен и устойчив к внешним воздействиям. Это вытекает из его сущности: действия могут стать обрядовыми только тогда, когда их символическое значение станет общепризнанным в обществе или группе. Обряд невозможен без твердого закрепления за определенными действиями того или иного символического содержания, которое однозначно воспринимается всеми его участниками, причем это восприятие подтверждено авторитетом традиции, межпоколенного опыта.
Именно поэтому обычаи и, в гораздо большей степени, обряды имеют ярко выраженную этническую окраску. Каждой этнической общности, как правило, присущи специфические, отличные от других общностей ритуалы. Например, проводы на войну у сербов предварялись следующим обрядом: как только становилось известно, что будет война, собирались в полночь девять старух и до утренней зари в полном молчании ткали полотно и шили из него одну рубаху, через которую должны были пролезть все, кто уходил на войну. Это должно было защитить их от смерти. Лоскутки от этой рубахи раздавались воинам как амулеты. У других славянских народов уходящим на войну давали с собой как амулеты-обереги омелу, добытую определенным образом (ее надо было обязательно сбить с дерева из ружья); либо иголку, которую сгибали в кольцо так, чтобы острие ее вошло в ушко, и т.д. На островах Кеи после выступления воинов в поход женщины возвращаются в дом и выносят наружу корзины с камнями и плодами; плоды и камни они умащивают и кладут на стол, приговаривая: «О, владыки солнца и луны! Пусть пули отскочат от наших мужей, братьев, женихов и других родственников, как капли дождя отскакивают от этих смазанных маслом предметов».
Ритуальные различия существуют даже внутри одного этноса (например, классовые, сословные различия, различия социальных групп). Так, в крестьянских семьях центральных районов России при рождении ребенка родители устраивали «родинные» столы, приготовляли особое «пивцо» для угощения гостей. Родильницы получали от гостей подарки, чаще всего деньги (золотой) - на счастье и богатство новорожденного. Новорожденному в казачьей семье все друзья и знакомые отца в подарок приносили патрон пороха, стрелу, лук, пулю, дед дарил шашку или ружье. Дареные вещи развешивались по стене в той комнате, где лежала мать. Т.о. подчеркивалось воинское предназначение ребенка.
Рахчичаются обычаи и обряды жителей разных областей в пределах одной этнической территории. Так, в Саратовской губернии 30 июня устраивали Проводы весны: делали соломенную куклу, наряжали ее в кумачовый сарафан, на голову надевали кокошник с цветами. Куклу носили по селу с песнями, потом ее раздевали и бросали в реку. В Тульской губернии в этот же день заклинание весны происходило на закате солнца - поселяне выходили на пригорки, водили хороводы, пели песни. Потом садились в кружки, обменивались яйцами, окрашенными в желтую краску, угощались.
Т.о., обряд - это разновидность обычая. При этом всякий обряд является обычаем (т.е. правилом поведения), но не всякий обычай есть обряд. Например, свадебные и похоронные, святочные и масленичные обычаи представляют собой установленные обряды, т.к. несут в себе богатую и разнообразную символику. Это - обрядовые обычаи, или обычаи-обряды. Но есть очень много обычаев, в которых нет ничего обрядового: обычай брить бороду, мыть руки перед едой, соседской взаимопомощи, единонаследия, кровной мести и т.д.
Но следует отметить, что не всегда можно четко разграничить обряд от какого-либо безобрядового обычая. Часть исследователей склоняется к тому, что разделение обычая и обряда - чисто условно, между ними нет четкой грани. При таком подходе обряд часто рассматривается не как разновидность обычая, а как его часть, более узкое понятие, чем обычай. Обряд - это символ обычая.
Иногда в отдельную категорию выделяется понятие «ритуал», которое в таком случае определяется как комплекс (цикл) обычаев и обрядов, протяженный во времени (свадебный ритуал, похоронный ритуал и т.д.).
XIV. КОМПОНЕНТЫ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ.
Ритуачьные формы (т.е. обычаи и обряды) представляют собой сложное явление, действо, состоящее из множества компонентов. Эта компоненты можно сгруппировать следующим образом:
Материальный компонент: место действия, одежда, пища и др.;
Система определенных телодвижений, действий, поз;
Вербальный (словесный) компонент: молитвы, заклинания, заговоры, причитания, присловья
Психологический, эмоциональный компонент - должен присутствовать определенный внутренний настрой.
XV. ФУНКЦИИ ОБЫЧАЕВ И ОБРЯДОВ.
Среди многочисленных функций обычаев и обрядов исследователи выделяют следующие основные функции:
1) Трансляция (передача) культуры в рамках одного общества и от общества к обществу. Особенность обычая - отрицание более или менее значительных и быстрых нововведений. Особенно это относится к первобытному обществу. Например, как сообщает Д.Бернау, «индейцы Британской Гвианы обнаруживают поразительную ловкость в изготовлении некоторых предметов: они, однако, никогда их не улучшают. Они делают их точно так же, как делали их предки до них». Унаследованные способы деятельности включают в себя рациональные и иррациональные моменты в нерасчлененном виде. В однажды удавшемся методе овладения действительностью не выделяются именно те стороны, которые привели к успеху. Поэтому малейшее отклонение от повторявшихся ранее действий рассматривается как ставящее под угрозу достижение актуальных целей; причину неудачи какого-либо предприятия объясняют не отсутствием соответствия средств целям, а недостаточно точным следованием обычаю. Длительный успех такого рода трансляции социального опыта возможен лишь при информационной ограниченности социальной жизни, при чрезвычайно монотонном ее ходе, стабильности внешних условий, не требующих гибкости системы. Но следы такой трансляции можно обнаружить и в более динамичных обществах.
2) Средство социального контроля. Образ жизни каждого народа управляется господствующими у него обычаями. Обычаи формируют ценностные ориентации и нравственные качества индивидов, обряды выступают как норма поведения. Но роль обычаев и обрядов в разных обществах различна. В первобытных обществах она максимальна. Поведение индивида в таких обществах жестко регламентируется социальной группой, к которой он принадлежит. На его долю достается лишь реализация установленных стереотипов поведения: в большинстве случаев вековой обычай уже все урегулировал. Поэтому спецификой обычая как средства социального контроля здесь является детальная регламентация поведения индивида: «Способ, каким человек должен питаться, одеваться в каждом обстоятельстве, жесты, которые он должен делать, формулы, которые он должен произносить, определены с точностью» /Э.Дюркгейм/. Современники постоянно ориентированы в своем поведении заветами предков, которые являются эталонами для оценки актуальных действий: контроль осуществляется как бы из прошлого. Т.о., обычай отчасти берет на себя груз ответственности за совершаемые поступки: «Наши предки всегда так поступали». Отголоски такого положения вещей встречаются и в тех обществах, где роль обычаев не так велика.
3) Функция социализации. Обычай является одним из средств приобщения индивида к культуре общности, воспитания и формирования его нравственных качеств в соответствии с требованиями группы. Объектом социализации являются главным образом дети, но в некоторой степени - и взрослые, особенно недавно принятые в общество. Социализация идет двумя путями: путем постоянного научения унаследованным образцам и через специальные «социализирующие обычаи». Важнейшим этапом процесса социализации являлись инициации - системы посвятительных обрядов, знаменовавших переход подростков в ранг взрослых, полноправных членов общества. Во время инициации посвящаемым в наглядной или словесной форме внушали необходимость следования нормам коллективной жизни. Чтобы добиться соблюдения определенных стандартов поведения, посвятительные обряды должны были устрашить подростков, произвести неизгладимое впечатление, а также подготовить к грядущим лишениям.
4) Социальная интеграция. Обычаи и обряды поддерживают внутри-групповую сплоченность, солидарность. С другой стороны, они выделяют данную группу среди других. Поэтому эту функцию можно назвать этнической: обычаи и обряды являются этническим символом. В этом смысле наказания, следующие за нарушением обычая, являются охранительным средством, способствующим поддержанию единства группы.
Сакрализация (освящение). Обычаи освящают различные объекты и социальные отношения, как реальные, так и воображаемые. Понятие священного откосится к тому, что является объектом интенсивного почитания, уважения и отличается неприкосновенностью, нарушение которой вызывает жесткие негативные санкции. Предписания обычая могут быть священны как в позитивном плане, так и в негативном (табу). Круг объектов сакрализации очень широк: растения, животные, явления природы, предки, вожди и т.п. В некотором отношении обычай является неотъемлемой частью религиозных систем. Но понятие религиозного характеризует лишь определенную степень «священности». Если священность какого-либо предписания ставится под сомнение, это является выражением того, что обычай теряет силу своего воздействия.
XVI. ДИНАМИКА КУЛЬТУРЫ
В сознании современного человека присутствует преувеличенное представление о застойности этнической (традиционной) культуры. Однако на практике это - динамичная, изменяющаяся система. На нее влияют различные факторы.
Так, можно назвать воздействие природно-географической среды. Именно среда во многом определяет особенности одежды, жилища, набор возделываемых культур, объекты охоты и т.д. Ландшафт и почва влияют на характер трудовой деятельности, особенно в сельском хозяйстве, на тип и планировку поселений, а естественные рубежи (реки, горы) играют роль этнических границ, влияя на расселение и контакты между группами.
Еще в прошлом веке многие ученые, обращая внимание на совпадение в культурах отдаленных друг от друга народов, пытались объяснить это «культурной диффузией». Сохранилось целое направление ■ «диффузио-низм», объединявшее разные школы, между которыми велись научные споры. При всех расхождениях их объединяло одно: признание распространения основных культурных достижений из одного или нескольких центров, в которых, по мнению этих ученых, существовали своеобразные первокомплсксы культуры. Так объяснялось появление в разных регионах лука и стрел, колеса, одомашнивания животных и т.д. Подобная диффузия подразумевает особую роль переселений (миграций) и различных контактов. Это могло привести к невероятным выводам. Например, в XX в. существовали теории, по которым предками индейцев прерий, гордых апачей, чейенов, команчей, знакомых читателю по приключенческим романам и американским фильмам, были известные нам... монголы, чжурчжени и даже скифы. При эгом обращали внимание на совпадения в способах ухода за лошадьми, в конской упряжи, приемах загонной охоты, планировке кочевого лагеря, военных приемах и т.д. Однако в действительности перечисленные группы не имели контактов, а совпадения объясняются близкими уровнями социально-экономического развития, одинаковыми направлениями хозяйства и сходными природно-гсографическими условиями (прерии Северной Америки - степи Евразии). В Этнографии существует понятие хозяйственно-культурный тип. Под ним подразумевают определенный комплекс особенностей хозяйства и культуры, складывающихся у народов, находящихся на одном уровне социально-экономического развития и в сходных природно-географических условиях. Индейцы прерий принадлежали к хозяйственно-культурному типу конных охотников, сложившемуся в Америке в XVIII в. А те общности, в которых усмотрели их предков, также были либо конными охотниками (в средние века чжурчжени, «лесные» монголы), либо относились к близкому типу скотоводов-кочевников степей и лесостепей умеренного климата. Также к одному хозяйственно-культурному типу относились индейцы-яхи из Калифорнии, бушмены Юго-"Западной Африки, аборигены Австралии. И у них без культурных контактов сложились общие культурные признаки. Еще раз подчеркнем значение природно-географических факторов в формировании хозяйственно-культурных типов.
Особенности среды влияют на отдельные стороны духовной культуры и психологический склад этноса. Это находит косвенное выражение в привычках, обычаях, обрядах, в которых проявляются особенности народного быта. Так, определенные климатом циклы земледельческих работ умеренного пояса способствовали возникновению специфических обычаев и обрядов, неизвестных племенам охотников и собирателей тропиков. Наконец, географическая среда находит выражение в самосознании, о чем говорилось выше.
Взаимодействие этнической культуры и природной среды имеет обоюдный характер. «Внешние» импульсы как бы преломляются через защитные механизмы культуры. Чем выше её уровень, тем более опосредованным будет воздействие природной среды, и, наоборот, тем активнее сам этнос может её изменять. Добавим, что далеко не всегда в.лучшую сторону: экологический кризис тесно связан с общественным прогрессом. Для сравнения достаточно представить возможности воздействия на природу аборигенов Австралии и сложившейся к концу XIX в. австралийской (англо-австралийской) нации.
На динамику этнической культуры влияет и этнонолитическая (этносоциальная) среда. Этнос развивается в окружении соседей, имея с ними контакты. При всем их многообразии можно выделить общие тенденции. Рассмотрим некоторые из них. Так, влияние культур носит взаимный характер. Даже культура австралийских аборигенов повлияла на искусство, фольклор, формы досуга (например, метание бумеранга как спортивное занятие) «белых» австралийцев. Последние также заимствовали способы выживания в труднодоступных местах, многие слова и названия. Для характеристики подобных процессов используется понятие аккультурация. Это - процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит их изменение. В научных школах запада этот термин трактуется как синоним европеизации, означающий распространение у народов Азии, Африки, Южной Америки элементов «западной» культуры. Такое «узкое» понимание невольно подразумевает неравноценность культур.
Длительное взаимодействие этносов, проживающих на одной территории в одинаковых экологических условиях, порождает сходные культурные признаки. Например, этим объясняется близость в одежде, пище, обычаях, фольклоре у народов Северного Кавказа. Это при том, что они различаются по происхождению, языку, религии. Северный Кавказ, также как Поволжье, Карпаты, Прибалтика - не просто географические понятия. Это - историке- этнографические области, i.e. регионы, у населения которых в силу длительных контактов, взаимных влияний (т.е. аккультурации), проживания в одинаковых условиях вырабатываются похожие культурные признаки.
Наконец, динамика культуры зависит от исторического опыта, накопленного этносом. Это - информация, которая хранится в коллективной памяти народа и проявляется в стереотипах поведения и привычках людей. В её сохранении большую роль играют обычаи, фольклор, различные виды исторических источников, а в более позднее время - организованное обучение (например, школа), специальные формы хранения (музеи, библиотеки, архивы), средства массовой информации. Совокупный опыт, относящийся к определенной сфере деятельности, часто называют этнические (культурные) традиции (от латинского «traditio» - передача, повествование). А перечисленные выше формы (обычаи, фольклор, поведенческие стереотипы и т.д.) - культурные способы их сохранения и передачи из поколения в поколение.
От традиций следует отличать инновации. Этим термином обозначают новые элементы (в хозяйстве, материальной и духовной культуре, социальной жизни), которые либо привносятся извне от других этносов, либо рождаются в недрах самой культуры.
«Прошлый» опыт помогает этносу выживать в изменяющихся внешних условиях. Недаром во многих традиционных обществах в трудные периоды истории возрастает стремление к более тщательному соблюдению обычаев предков, сохранению языка, фольклора и т.д. И, наоборот, ослабление культурного иммунитета способствует быстрому проникновению разрушительных новшеств. Далеко не всегда контакты между этносами прогрессивны, так как нередко на исторической сцене взаимодействуют народы, отличающиеся по уровню развития, численности, имеющие различный политический статус. Для индейцев Америки, тасманийцев, аборигенов Австралии и Тропической Африки знакомство с европейцами имело и трагические результаты. Речь идет не только о физическом уничтожении целых племен. В культуру аборигенов проникали инновации разрушавшие их. Следствием контактов стало распространение алкоголизма, проституции, азартных игр и, наконец, болезней, уносившей сотни жизней.
Развитие этнической культуры - это постоянное взаимодействие в ней старого (традиции) и нового (инновации).
В науке существует понятие первичных потребностей, к которым относятся потребности организма в пище, сне, тепле и т.п. Эти материальные потребности человек удовлетворяет не как животное, а на основе культурных традиций. Неслучайно понятие «материальная культура» быловведено в культурологию этнографами и антропологами, понимавшими под материальной культурой характерные черты культуры традиционных обществ. По определению Б. Малиновского, материальная продукция человека - это артефакты, составляющие наиболее осязаемую и зримую часть культуры.
В материальной культуре обычно выделяют орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.Начиная с первобытного общества, вся культура человека - способ добывания пищи, а также обычаи, нравы и т. д. определяются, прямо или косвенно, материальными основаниями. Создание «второй», «искусственной» природы начинается в материальной сфере. Те элементы человека, которые обслуживают его органические потребности, мы относим к материальной культуре .
Необычайно высока роль техники в материальной культуре. Когда-то она заменила человека в области физической деятельности, в XX в. она может в определенной мере заменить его и в области аналитической, интеллектуальной, которая издавна считалась присущей исключительно человеку. Под словом «техника» часто имеют в виду машины, механизмы, приборы, устройства, орудия какой-либо отрасли производства. Но в широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принципу техники. Некоторые проявления материальной деятельности людей оказались столь значимыми в культуре, что само их обозначение терминологически определяется как культура. Так, в конце XX века возникли техническая и технологическая, технотронная, экранная и другие культуры.
Материальная культура – не только человеческая деятельность и ее результаты, но и культура воспроизводства человеческого рода. Сфера половых отношений не может рассматриваться чисто в биологическом плане, она несомненный элемент культуры; их нельзя исключать из сферы материальных отношений. Поскольку вся материальная практика человека носит социальный характер, она требует социально-организационного обеспечения. Так выделяются еще две области материальной культуры: физическая и социально-политическая. Физическая культура включает культивирование физических возможностей человека, гармонизация его телесных проявлений, физических качеств, двигательных навыков и умений (спорт, гимнастика и т.п.). Сюда же следует отнести медицину, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить человеческий организм. Социально-политическая область материальной культуры включает многообразие учреждений и практических действий (организаторская деятельность, установление новых порядков и т. п.), которое составляет реальное «тело» общественного бытия.
Результатом воздействия на природу производственной деятельности человека, создающего материальные ценности, стало снижение продолжительности жизни, увеличение смертности от рака, возрастание числа генетических уродств и аллергических заболеваний. А состояние здоровья людей является важнейшим показателем социальной эффективности общества. Все это делает актуальным выделение в сфере материальной культуры ее экологической составляющей.
Таким образом, материальная культура включает несколько форм.
Производство. Сюда относятся все средства производства, а также технология и инфраструктура (источники энергии, транспорт и связь).
Быт. Эта форма включает вещественную сторону повседневной жизни - одежду, пищу, жилище, а также традиции и обычаи семейной жизни, воспроизводства человеческого рода и т. д.
Телесная культура. Отношение человека к своему телу - особая форма культуры, которая очень тесно связана с формами духовной культуры, отражает моральные, художественные, религиозные и социальные нормы.
Социально-политическая культура - политика и практика в материальной сфере; государственные, общественные институты (парламент, партии «зеленых» или подобные общества), организаторская деятельность различных ведомств и производственных учреждений.
Экологическая культура - отношение человека к природной среде.
Любая культура многогранна и многолика. Но условно её можно разделить на две сферы деятельности, на две формы. Это материальная и духовная сферы культуры.
К материальной культуре относят всю область материально-производственной деятельности человека и ее результаты - орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежду, транспортные средства, способы практической деятельности по созданию средств производства и потребления и т.п.
Духовная культура включает сферу духовного производства (производство идей, знаний, духовных ценностей) и его результаты, воплощенные в науке, философии, искусстве религии, морали и т.д.
Основой существования материальной культуры являются вещи - результат материально-созидательной деятельности человека. Вещи в своей совокупности создают сложную и разветвленную структуру материальной культуры. В ней можно выделить несколько важнейших областей .
Сельское хозяйство (селекция, сорта растений, породы животных, культивированные почвы). С этими областями материальной культуры напрямую связано выживание человека, так как они дают продукты питания, а также сырье для промышленного производства.
Здания и сооружения (жилье, офисы, места развлечений, учебной деятельности; цеха, доки, мосты, плотины и т.п.).
Инструменты, приспособления и оборудование, предназначенные для обеспечения всех видов физического и умственного труда человека.
Транспорт и пути сообщения.
Связь (почта, телеграф, телефон, радио, компьютерные сети)
Технологии - знания и навыки во всех перечисленных областях деятельности.
Духовная культура представляет собой многослойное образование. Её основу знания, которые являются продуктами познавательной деятельности человека, фиксирующими полученную им информацию об окружающем мире и самом себе, его взгляды на жизнь и поведение. Знания удовлетворяют определенные человеческие потребности, прежде всего, связанные с необходимостью обеспечения жизни людей в обществе. Для этих же целей создают различные системы ценностей , позволяющие человеку осознать, выбрать или создать одобряемые обществом формы поведения. Культура – это способ и сфера создания культурных ценностей. Понятие ценностей как важного, основополагающего элемента культуры впервые было сформулировано И. КАНТОМ . Одним из основоположников теории ценностей, в которой они представлены как феномены культуры, является Г.РИККЕРТ.
Под ценностями понимается жизненный ориентир, побуждающий человека к действиям и поступкам определенного рода. Культурные ценности - совокупность исторически и национально обусловленных предметов, явлений, идей, имеющих социальное и культурное значение для человека и общества. Ценность – это не сам предмет, а особый вид смысла, который усматривает в нём человек. Когда человеку ничего не известно о предмете, тот не имеет для него ценности. Понятие «ценность» не равно понятию «полезность» (ценность м.б. и бесполезной, и наоборот), отличается от понятия «стоимость» (стоимость – это денежное выражение ценности, ценным может быть грошовый предмет).
Отбор ценностей в обществе происходит в процессе практической деятельности.
Мир ценностей очень многообразен. Среди этого многообразия можно выделить следующие ВИДЫ ЦЕННОСТЕЙ:
Финальные ценности (близкое понятие витальные ценности, от латинского понятия жизнь)– высшие Ц. и идеалы, важнее которых нет ничего. Это жизнь, здоровье, счастье, любовь, дружба, честь, достоинство, законность, гуманизм… Эти Ц. необходимы сами по себе.
Экономические ценности – предприимчивость, наличие равных условий для товаропроизводителей, благоприятных условий для производства и т.п.
Социальные ценности – социальное положение, трудолюбие, семья, терпимость, равенство полов, личная независимость и др.
Политические ценности – патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданские свободы, и др.
Моральные ценности – добро, благо, любовь, долг, бескорыстие, верность, честность, справедливость, порядочность, уважение к старшим и др.
Религиозные – Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и др.
Эстетические ценности – красота, гармония, стиль и т.д.
Именно на основе ценностей формируются существующие сегодня разновидности духовной культуры : 1) нравственность, 2) политика, 3) право, 4) искусство, 5) религия, 6) наука, 7) философия.
Духовная материальная культура всегда взаимосвязаны, поскольку не могут существовать в полном отрыве одна от другой. Материальная культура всегда является воплощением определенной части духовной культуры. А духовная культура может существовать, только будучи овеществленной, опредмеченной, получившей то или иное материальное воплощение. Пример: любая книга, картина, музыкальная композиция, как и прочие произведения искусства, нуждаются в материальном носителе - бумаге, холсте, красках, музыкальных инструментах и т.д.
Часто бывает очень сложно понять, к какому виду культуры - материальной или духовной - относится тот или иной предмет или явление. Так, любой предмет мебели мы, скорее всего, отнесем к материальной культуре. Но если речь пойдет о комоде трехсотлетней давности, выставленном в музее, можно будет говорить о нем как о предмете духовной культуры. А книга, бесспорный предмет духовной культуры, может быть использована для растопки печи вместо дров. Предметы культуры могут менять свое назначение. Как же тогда их различать? Критерием может быть оценка смысла и назначения предмета - если предмет или явление удовлетворяет первичные (биологические) потребности человека, его относят к материальной культуре, если же он удовлетворяет вторичные потребности, связанные с развитием человеческих способностей, он относится к духовной культуре.
Кроме того, между материальной и духовной культурой существуют переходные формы – знаки - материальные объекты, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются. Самой известной формой знака являются деньги, применяемые людьми для обозначения всевозможных услуг. Деньги - всеобщий рыночный эквивалент, который можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура), а можем на них купить билет в театр или музей (духовная культура). Деньги являются универсальным посредником между предметами материальной и духовной культуры. В этом - их серьезная опасность, так как они уравнивают между собой эти предметы, обезличивая предметы духовной культуры.
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - часть общей системы культуры, включающей всю сферу материальной деятельности и ее рез-ты. Разделение культуры на духовную и материальную соответствует двум основным видам производства - материальному и духовному. В качестве главной части материальной культуры рассматриваются , жилища, одежда, предметы потребления, способ питания и поселения и т. д., что в их совокупности, развитии и употреблении обусловливает определенные формы жизни, . К.м. можно рассматривать как способ адаптации об-ва к биофизич. окружению путем его соответствующего преобразования. К.м. воплощает собой степень практич. овладения человеком силами и богатствами природы. К.м. - материальное основание культуры, достижения к-рой неразрывно связаны с уровнем развития К.м. Становление науки, философии, искусства в каждую эпоху требует определенных экономич. предпосылок. Историч. преемственность в развитии К.м. составляет основу преемственности и культуры в целом. И.Б. Орлова
Российская социологическая энциклопедия. - М.: НОРМА-ИНФРА-М . Г.В. Осипов . 1999 .
Смотреть что такое "КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ" в других словарях:
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - воплощение материализованных человеч. потребностей. Включает в себя все материальные артефакты и технологии, созданные человеч. сооб вами. В К.м. реализуется стремление человечества адаптироваться к биол. и социальным условиям жизни.… … Энциклопедия культурологии
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - англ. culture, material; нем. Kultur, materielle. Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ - англ. culture, material; нем. Kultur, materielle. Совокупность овеществленных результатов человеческой деятельности, включающая как физические объекты, созданные человеком, так и природные объекты, используемые им … Толковый словарь по социологии
КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ - КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ И ДУХОВНАЯ форма классификации фактов и явлений культуры, популярная в философии 19 и большей части 20 в. При этом под материальной культурой понимается многообразие производимых человеком предметов (орудия, машины,… … Философская энциклопедия
КУЛЬТУРА - (лат. cultura возделывание, воспитание, почитание) универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными,… … Философская энциклопедия
КУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ - одна из сторон общей культуры человечества, противопоставляемая и корреспондируемая с культурой материальной. Если под материальной культурой понимается предметно физич. мир культуры (средства труда, жилище, одежда, обработанные руками… … Энциклопедия культурологии
культура - 1. Совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и характеризующих определенный уровень его развития. Здесь различается культура материальная и духовная. В более узком смысле термин относится именно к культуре духовной.… … Большая психологическая энциклопедия
Материальная культура - 1) включает в себя разнообразные по типам и формам «артефакты», где природный материал и объект превращается в вещественный, т.е. в предмет, созданный творческой деятельностью человека. Материальная культура оценивается с точки зрения создаваемых … Энциклопедия культурологии
Культура народов Востока - «Культура народов Востока» («Культура народов Востока. Материалы и исследования») книжная серия Главной редакции восточной литературы (ГРВЛ) издательства «Наука» (Москва), а затем Издательской фирмы «Восточная литература» РАН. Основана в 1969… … Википедия
Культура Вальтернинбург-Бернбург - Культура Вальтернинбург Бернбург археологический комплекс культур среднего неолита, существовавший на территории немецких регионов Саксония Ангальт, Тюрингия и Франкония около 3200 2800 гг. до н. э. Состоял из двух… … Википедия
Книги
- , Симонова Евгения Николаевна. В книге впервые планомерно вводятся в научный оборот материалы славянских памятников VII - XI вв. из области Сабольч-Сатмар-Берег. Большую ценность представляет каталог исследованных… Купить за 953 грн (только Украина)
- Материальная культура славянского населения Северо-Восточной Венгрии VII-XI веков , Симонова Е.Н.. В книге впервые планомерно вводятся в научный оборот материалы славянских памятников VII - XI вв. из области Сабольч-Сатмар-Берег. Большую ценность представляет каталог исследованных…
Социально-преобразовательная деятельность людей осуществляется в двух главных сферах человеческого бытия. Таковыми выступают:
Деятельность по созданию и преобразованию материальных объектов (материально-преобразующая деятельность);
деятельность, направленная на преобразование, формирование духовного мира человека (духовно-преобразующая деятельность).
В соответствии с двумя основными видами деятельности выделяют две основные взаимосвязанные структурные части культуры как целостного социального образования: материальная культура, духовная культура.
Материальная культура характеризует процесс деятельности людей в материальной сфере бытия общества. Она является мерой сущностных сил человека в материально-преобразующей деятельности, которая охватывает:
а) сферу материального производства;
б) материальную сферу быта;
в) преобразование физической природы человека.
Анализ материальной культуры как общественного явления затрудняется обычно тем, что различие между материальной и духовной культурой всегда относительно. «Чистой» материальной или духовной культуры вообще не бывает. Материальная культура всегда имеет духовную сторону, ибо ни один процесс в материальной культуре не происходит без активного участия сознания. С другой стороны, духовная культура всегда имеет свою материальную сторону, материальные элементы духовного производства.
Но ограничивать материальную культуру только вещными предметами не правомерно. Материальная культура представляет собой характеристику деятельности людей по изменению и преобразованию материальных общественных отношений.
Материальная культура характеризуется качественными достижениями, которые означают степень овладения человеком силами природы, совершенство орудий труда, технический уровень производства, навыки и умение людей пользоваться техникой, организацию труда, обслуживание материально-бытовых потребностей людей. Сердцевиной материальной культуры являются орудия труда, которые в современную эпоху все в большей мере становятся материальным воплощением достижений науки, с них, собственно, и началась материальная культура. Особая роль принадлежит технике и технологии, а также средствам массового сообщения, или коммуникации (печати, радио, кино, телевидению, компьютерной и лазерной технике).
В широком смысле слова техника представляет собой навыки и приемы какой-либо деятельности и совпадает по смыслу с мастерством, искусством (сам термин «техника» древнегреческого происхождения и означал когда-то именно искусство или мастерство). Техника пронизывает собой всю культуру и как термин часто употребляется как ее синоним, например: спортивная техника, строительная техника, музыкальная техника и т.д. Можно сказать, что вся материальная культура организована или существует по принципу техники. Однако и духовная культура организуется по чисто техническому принципу. Способствует этому и развитие средств связи и массовой коммуникации, которые являются в сущности средствами воздействия на сознание людей, средствами манипуляции их психикой. Современные средства коммуникации настолько развиты, что представляют собой искусственную нервную систему планеты, и это позволяет управлять странами и регионами.
Уровень культуры характеризуется также достигнутыми навыками и знаниями, которые применяются в процессе материального производства. В этом смысле часто говорят о «культуре труда» различных исторических эпох.
Таким образом, материальная культура может быть подразделена в зависимости от сферы проявления на:
Духовная культура.
Духовная культура - это качественные достижения и широта достигнутого кругозора, это внедрение в общественную жизнь идей и знаний, характерных для каждой эпохи. Совокупность духовных ценностей принято называть духовной культурой . Разумеется выделение в культуре материальной и духовной форм существования носит условный характер.
Духовная культура включает в себя все виды, формы и уровни общественного сознания. Вместе с тем ее нельзя сводить к сознанию, ибо она функционирует в обществе посредством освоения и развития как самих идей, так и ценностно-нормативных аспектов человеческой деятельности. Воспитание определенного типа личности - главная цель в функционировании духовной культуры.
В основе функционирования всей духовной культуры лежит деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей, а также деятельность по овладению этими ценностями.
Показателем развития духовной культуры того или иного общества выступает прежде всего доступность ее продуктов широким массам. Это зависит от количества поступающих в распределение ценностей духовной культуры, от количества учреждений культуры, которые организуют их распределение и потребление, от стоимости благ культуры и возможности пользоваться ими.
Таким образом, становится очевидным, что возможности духовного развития человека сопряжены с материально-техническим развитием и наоборот - уровень совершенства материального производства зависит от возможностей духовного потенциала общества. Духовная культура включает в себя, с одной стороны, совокупность результатов духовной деятельности, а с другой - и саму духовную деятельность. Артефакты духовной культуры существуют в разнообразных формах. Это обычаи, нормы и образцы поведения человека, сложившиеся в конкретно-исторических социальных условиях. Это также нравственные, эстетические, религиозные или политические идеалы и ценности, различные идеи и научные знания. В общем, это всегда продукты интеллектуальной, духовной деятельности. Они, как и продукты материального производства, используются в качестве жизнедеятельности человека, для удовлетворения его определенных потребностей.
Иногда духовную культуру делят на две сферы:
1) духовные качества человека и деятельность по их воплощению;
2) духовные ценности, получившие как бы самостоятельное существование в виде научных теорий, произведений искусства, норм права и т.д.
В духовной культуре выделяют обычно те элементы, которые принято иначе называть формами общественного сознания. В таких случаях вместо термина «сознание» употреб