Создание вокального ансамбля и организация творческого процесса. " вокальный ансамбль в дши ". Примерный репертуарный список

Певческий голос - чрезвычайно сложное, многогранное, таинственное и противоречивое понятие. С одной стороны, это самый совершенный и гибкий исполнительский инструмент, поскольку он непосредственно связан с исполнителем, с его мыслями, чувствами и эмоциями, являясь одновременно и средством и орудием общения, коммуникации, воздействия. К тому же это единственный инструмент, способный существенно изменять качество звука и тембровые характеристики в зависимости от жанра, стиля, образно-эмоциональной сферы музыкального произведения.

Работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются остальные элементы учебно-хоровой работы. Поэтому хормейстер должен очень хорошо знать и чувствовать певческий процесс, сам владеть голосом, быть в певческой форме, постоянно совершенствовать своё вокальное мастерство, чтобы в любой момент быть готовым показать тот или иной приём, штрих, нюанс. Если хочешь обучать пению других - сам должен быть хорошим певцом и специалистом в области вокала. [Жиров В.Л. «Хоровое исполнительство», с. 32]

Начальный этап работы. В первое время перед нами встала важнейшая первоочередная задача - сплотить коллектив. Как же это сделать? Хоровой коллектив - понятие сложное, ибо состоит из разных личностей, индивидуально неповторимых, разного воспитания, разной культуры, разного характера и темперамента, не говоря уже о различных вокальных данных и музыкальных способностях. Исполнительских возможностей мало, ориентироваться сразу же на концертную деятельность еще рано. Значит, необходимо искать такие методы и формы работы, которые, с одной стороны, обогащали бы участников коллектива художественно - эстетически, прививали им специальные знания, развивали у них навыки хорового исполнения, а с другой, заинтересовывали их. Пробудить интерес, создать атмосферу художественных открытий в хоре и затем уже на основе глубокой заинтересованности развернуть систематическую учебу - такова задача руководителя на первом этапе становления коллектива. В этот период его сплочению поспособствовали совместные посещения концертов, выставок, их обсуждение, квалифицированный анализ.

Не стоит выпускать хоровой коллектив «сырым» на сцену публичного выступления. Некоторые руководители спешат показать свою работу, заявить о существовании созданного коллектива. Да и руководители Домов, Дворцов культуры, клубов подчас торопят их с публичными концертами, хотя коллектив к этому бывает еще не готов. В результате такой спешки и неудачного выступления участники хора могут разочароваться, потерять веру в свои силы, и коллектив распадется. Поэтому не надо торопиться с первым концертом, важно очень тщательно к нему подготовиться, чтобы сам факт выступления способствовал закреплению хора, его сплочению и дальнейшему творческому росту.

Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования. Организуя детский хор, мы учитывали эти особенности, придерживаясь однородности возрастного состава коллектива - 10-12 лет.

Певческое воспитание. Народное вокальное мастерство создано длительным творческим мастерством, трудом многих поколений народных исполнителей. Прежде всего, надо стремиться, чтобы дети сознательно овладевали вокальными навыками. Поэтому в народных коллективах используется два метода певческого воспитания. Первый предполагает перенимание опыта и отдельных вокально-исполнительских приемов от лучших народных певцов. Второй - систематическую тренировку в формировании певческих навыков под контролем руководителя. Певческое воспитание народного хорового коллектива требует особенно тщательного и умелого подхода. Если руководитель хора сам является мастером-умельцем, то процесс воспитания детей прост и естественен. Если руководитель сам не является народным певцом, он должен серьезно и вдумчиво изучать искусство народных певцов, вслушиваться в их манеру пения. Естественно, что руководитель, не владевший народной манерой пения, не может научить певцов народному вокальному искусству. И заниматься «постановкой голоса» такому руководителю не только не нужно, но даже вредно. Только длительное и всестороннее изучение местной манеры пения и говора воспитывает «вокальное ухо» руководителя, что позволяет ему контролировать звучание хора или отдельного голоса и самому демонстрировать тот или иной звук. Практика показывает, что опытный, чуткий хормейстер может в известной мере овладеть певческой манерой своего хора и быть действительно учителем - вокалистом для народных исполнителей.

В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения. Поэтому именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы. Педагогические задачи руководителя хора во многом сходны с работой педагога сольного пения, но усложняются тем, что хормейстер имеет дело с коллективом певцов. Чтобы обучать пению других, необходимо самому владеть певческим голосом, постоянно совершенствовать свое мастерство, быть в певческой форме, уметь в любой момент голосом тот или иной штрих, нюанс, прием.

Работа с детским голосом накладывает на педагога особую ответственность, так как он имеет дело с еще неокрепшим, растущим организмом. Очень хрупким и нежным голосовым аппаратом. В течение периода обучения голос ребенка непрерывно изменяется во всех своих основных качествах: по звуковысоте, силе, тембру, диапазону, продолжительности звучания и в регистрах. Все это протекает не равномерно, а скачками.

Вследствие малых размеров голосового аппарата детские голоса существенно отличаются от голосов взрослых. Типичные свойства детского голоса (независимо от возраста детей) - мягкое, серебристое звучание, фальцетное (головное) звукообразование и ограниченная сила звука. Но поскольку в отличие от взрослого человека детский организм развивается и формируется, что сказывается и на формировании голоса, характеристики

Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому народному пению, развивать их вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении, обязательно систематическое вокальное воспитание.

В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура исполнения. Поэтому именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг которого разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы.

Чтобы обучать пению других, необходимо самому владеть певческим голосом, постоянно совершенствовать свое мастерство, быть в певческой форме, уметь в любой момент показать голосом тот или иной штрих, нюанс, прием.

Большое внимание нужно обращать в первую очередь на звукообразование, оно должно быть единым для всех участников.

В самодеятельных коллективах наиболее распространены два вида недостатков в способе звукоизвлечения - одни хоры чрезмерно форсируют звук, другие, напротив, недостаточно активно подают его. Последний недостаток типичен для многих начинающих коллективов, не владеющих навыками пения. Участники таких хоров часто стесняются, не знают, что настоящее пение должно быть полнозвучным, ярким, свободным. Здесь перед руководителем встает задача «вытащить» из них голос, развить его. Для этого существует много различных приемов, упражнений, с помощью которых голос постепенно крепнет, приобретает силу и красоту.

Методы и принципы вокального воспитания детей сложны и многообразны. Они объединяют познавательные процессы с практическими умениями. Методика, связанная с вокальным исполнительством, опирается на процессы мышления, хотя и относится главным образом к автоматизированным видам деятельности.

Известно большое количество методов и приемов вокального воспитания, которые являются итогом многолетнего теоретического и практического опыта педагогов. Малоэффективной представляется та работа, которая основывается на каком-либо одном методе. Педагог должен владеть различными методами и приемами вокально-хоровой работы, и применять их в соответствии с ситуацией, на занятии.

По названию метода можно судить о его сущности.

Концентрический. Основоположником этого метода является вокальный педагог М.И. Глинка.

Этот метод можно назвать универсальным, так как он лежит в основе методических систем разных авторов и используется для работы с детскими голосами.

М.И. Глинка рекомендовал «…сперва усовершенствовать натуральные тоны, т. е. без всякого усилия …Упражнения развиваются от тонов натуральных, центра голоса, на которых держится спокойная речь человека, к тонам, окружающим центр голоса».

Центр голоса расположен в диапазоне спокойной речи. Чтобы определить высоту примарных тонов голоса ребенка, нужно внимательно прислушаться к его речи и установить зону ее звучания, т. е. определить речевой диапазон.

Центр речевого диапазона у детей, обычно расположен в пределах си (малой октавы) - ре (первой октавы). По-видимому, от этих звуков и следует начинать распивание голоса вверх и вниз концентрическими кругами.

Звукообразование в спокойном речевом голосе осуществляется по типу грудного регистра в низкой тесситуре. Середина речевого диапазона лежит на стыке малой и первой октав. Если ребенок пользуется в речи фальцетной манерой, то примарные тоны его голоса будут расположены значительно выше.

У каждого голосового регистра есть своя зона примарного звучания. Эти зоны не совпадают по высоте, что необходимо учитывать при выборе звукового диапазона тренировочных упражнений в зависимости от намерения педагога настроить голоса детей на тот или иной характер звучания.

Концентрический метод основан на ряде положений:

Плавное пение без придыхания,

При вокализации на гласную, например а, должна звучать чистая фонема,

При пении рот открывать умеренно,

Не делать никаких гримас и усилий,

Петь не громко и не тихо,

Уметь долго тянуть ноту ровным по силе звуком,

Без некрасивых «подъемов», прямо попадать в ноту,

Соблюдать последовательность заданий при построении вокальных упражнений: сначала упражнения строятся на одном звуке в пределах примарной зоны, затем на двух, рядом расположенных, которые необходимо плавно соединять, следующий этап - тетрахорды как подготовка к скачкам, затем постепенно расширяющиеся скачки с последующим поступенным заполнением.

Нельзя допускать, чтобы дети уставали. Петь четверть часа со вниманием значительно эффективнее, чем четыре часа без него.

Суть метода - постепенное расширение звукового диапазона голоса концентрическими кругами вокруг его центра. В работе с «гудошниками» или детьми, с не выявленными вокальными способностями он не подходит.

Концентрический метод можно использовать тогда, когда налажена координация между слухом и голосом, сформированы навыки управления регистрами своего голоса и резонированием звука. На последующих этапах работы данный метод необходим для сглаживания регистровых переходов, выравнивании тембра на всем диапазоне голоса и формировании других вокальных навыков.

Фонетический

Этим методом пользуются все педагоги, однако по-разному. Фонетический метод в работе с детьми является одним из способов настройки голоса на тот или иной тип тембрового звучания.

Каждая фонема, слог или слово организует работу всего голосового аппарата в определенном направлении. Изменения артикуляционного уклада, создают новые акустические условия для работы голосового аппарата, что сказывается на тембре голоса.

Трудно составить общий план упражнений, нужных для развития всех голосов, из-за индивидуальных особенностей учащихся. Однако замечено, что гласный звук у отличается наименьшим разнообразием способов его артикуляции, это обусловило частое его употребление в коллективном обучении пению в хоре.

При индивидуальном обучении возможны варианты: если хорошо звучит гласная а, то следует начинать с нее, при заглубленном звуке лучше использовать и, а при плоском звучании - о или у.

В упражнениях, выполняемых с целью выравнивания гласных, один гласный звук нужно как бы вливать в другой - без толчка и перерыва в звучании. Нужно формировать навык пения гласных в одной позиции. Пропевание ряда гласных в той ил иной последовательности всегда преследует цель добиться какого-то определенного тембрового звучания голоса по образцу первой фонемы.

При пении различных фонем рекомендуется постоянно сохранять ощущение скрытого зевка. Но не напрягаться, это может привести к заглублению вокальной позиции. Зевок при пении различных фонем должен быть умеренным, легким, особенно у маленьких детей.

Достижение звонкости тембрового звучания голосов детей связано с полноценной озвученностью голосовых резонаторов. Резонирующее звучание голоса характеризуется как пение в близкой вокальной позиции. Ее нахождению способствует ряд факторов:

Оценка учащимися качественных различий в звучании певческого голоса с резонированием и без него;

Произношение слов в пении с единым артикуляционным укладом губ: «на улыбке»;

Пение с закрытым ртом на согласных м или н;

Вокально-тренировочные упражнения на слогосочетания с сонорными согласными л, р, м, н, а также з, где голос преобладает над шумом;

Удержание раздутых ноздрей во время пения,

Самоконтроль за резонированием в области маски;

Артикуляционный уклад в пении с округлыми губами возможен, но при условии постоянного отслеживания полноценной включенности резонаторов.

Фонетический метод необходим для настройки певческого голоса на правильное звукообразование, и для исправления различных недостатков, для чего используются определенные сочетания фонем. При этом необходимо учитывать степень трудности произношения согласных, которое зависит от места их образования. Согласные могут быть звонкие и глухие. Внимания требуют глухие согласные. Они тянут голосовой аппарат к речевой, а не певческой установке. Рекомендуется в пении произносить их особенно быстро. При вялой артикуляции произношения глухих согласных замедляется.

Фонетический метод применяется не только в упражнениях, но и на этапах разучивания и дальнейшей работы над песенным материалом. Для этого используется вокализация мелодии песни на разных гласных, чаще всего у, о, а, с целью выработки кантилены и выравнивания тембрового звучания голоса.

Объяснительно- иллюстративный в сочетании с репродуктивным.

Значительное место в работе с детьми занимает метод вокальной иллюстрации голоса педагога, и воспроизведение услышанного детьми по принципу подражания. Оба метода дополняют друг друга. С целью формирования у детей способностей к сравнительному анализу качества звучания певческого голоса можно использовать показ не только позитивный, но и негативный. Дети могут осознанно выбрать нужный вариант и обосновать его преимущества. Специфика вокально-хоровой работы, основанная на слухо - двигательной координации, требует того, чтобы иллюстрированный метод использовался на уроке как можно чаще, иначе подражание будет не осознанное, а слепое.

Показ мелодии голосом педагога должен сочетать с объяснением технологий способов звукообразования, вовлекая детей в обсуждение характера звучания. Не следует допускать, чтобы пение по принципу подражания сводилось к простым внешним повторениям, а было осознанным процессом.

Механизм подражания образуется подсознательно. Подражание целостно организует голосовую функцию и дает возможность сознательно закреплять то, что возникает непроизвольно. При повторении удачных моментов внимание детей направляется на осознание и запоминание возникающих мышечных, вибрационных и слуховых ощущений, которые будут потом самостоятельно ими пользоваться.

На первом этапе вокальной работы иллюстративный метод должен преобладать, а в дальнейшем - использоваться минимально.

В вокально-технической работе репродуктивный метод неизбежен, хотя и в меру необходим. Его применение не повредит, если голоса учителя и ученика однородны. В противном случае злоупотреблять вокальным показом недопустимо. Например, педагог с низким голосом, т. е. использующий преимущественно грудной регистр, при злоупотреблении этим методом может способствовать отяжелению, перегрузке тембров детских голосов, имеющих легкое и высокое звучание от природы. В таком случае, педагог должен умело пользоваться другими голосовыми регистрами, подражая звучанию детского голоса. Не следует особенно увлекаться методом показа художественно - исполнительских моментов, способов выразительного пения. Целесообразнее воздействовать на эмоциональную сферу детей, дать им почувствовать художественный образ, пережить его в результате восприятия и анализа музыки и текста. Наводящие вопросы помогут учащимся найти соответствующие исполнительские приемы, проявлять инициативу. Это создаст условия для развития мышления, проявления самостоятельности и творчества детей.

Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным - путь творческого развития учащихся. Их вокальное мышление постепенно будет преобразовываться: от подражания, на уровне подсознания к осмыслению художественного образа и способа исполнения.

Мысленное пение

Принцип мысленного пения (на основе внутрислухового представления) - один из самых эффективных в работе с детьми.

Физиологический механизм внутреннего пения изучен мало. Внутреннее пение должно сопровождаться микроколебаниями голосовых складок подобно тому, как внутренняя речь отражается в микродвижениях артикуляционного аппарата. Этот вывод сделали ученые, но его следует считать необоснованным. У детей, начинающих обучаться пению, как правило, нет вокального опыта. Потому никаких микродвижений голосового аппарата у таких детей в процессе мысленного пения быть не может.

Однако использование мысленного пения имеет смысл даже на первом этапе обучения, так как оно активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Мысленное пение подготавливает почву для успешного обучения, так как оно активизирует слуховое внимание, направленное на восприятие и запоминание звукового эталона для подражания. Мысленное пение подготавливает почву для успешного обучения, но не подменяет вокальную тренировку. Интонация может улучшиться при условии попыток воспроизвести звук определенной высоты, который ребенок слышит извне.

Использование принципа внутреннего пения связано с такими видами психической деятельности, как музыкально - слуховые представления, которые касаются не только высоты тона, а охватывают все вокально-исполнительские компоненты.

Мысленное пение учит внутренней сосредоточенности, предохраняет голос от переутомления при необходимости многократно повторять одну и ту же музыкальную фразу с целью заучивания и тренировки, развивает творческое воображение.

Именно на развитие вокально-слуховых представлений направлен метод мысленного пения. Он особенно эффективен в сочетании с репродуктивным. На уроке используется в различных ситуациях: при распевании, прослушивании музыкально материала с целью лучшего его запоминания, при разучивании новых и повторении старых песен.

При прослушивании трудного фрагмента дети должны мысленно пропевать, чтобы добиться качества в последующем исполнении. Слуховое восприятие детей особенно активизируется при условии сочетания мысленного пения со зрительным рядом, когда дети наблюдают за мимикой, способом артикуляции и дыхательными движениями учителя.

На занятиях необходимо ввести правило: когда педагог демонстрирует голосом или на музыкальном инструменте образец исполнения, дети должны смотреть на него, слушать и мысленно петь одновременно с ним.

Мысленное пение осуществляется при активной, хотя и беззвучной артикуляцией, это активирует весь голосообразующий комплекс мышц, включая дыхательную мускулатуру.

Мысленное пение - это эффективный метод формирования вокально-слуховых представлений, лежащих в основе вокального воспроизведения, способом обучения, ускоряющим процесс разучивания нового репертуара, усвоение вокальных навыков, а также формой самостоятельной работы с наименьшими затратами голоса.

Сравнительный анализ

Этот метод следует вводить уже с первых уроков, педагог демонстрирует два образа одного и того же звука, просит детей сравнить и сказать, какой им больше понравился.

Постепенно, сравнивая различные образы звучания голоса, дети учатся дифференцированно воспринимать отдельные компоненты вокальной техники, отличать правильное звукообразование от неправильного.

Метод сравнительного анализа можно использовать также при оценке и анализе пения других учеников, или обсуждении различных записей.

При помощи сравнительного анализа дети учатся не только слушать разных певцов, но и оценивать собственное исполнение, что формирует навык самоконтроля, необходимый для успешного обучения.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Распевание вокального ансамбля.

Принципы подбора вокальных упражнений.

преподавателя ансамблевого отделения МБУ ДО

«Детская школа искусств № 12»

Соколовской Татьяны Михайловны,

Ульяновск 2016

I.Введение

II.Значение вокальной работы в ансамбле.

III.Специфические условия вокальной работы в детском ансамбле.

IV.Распевание ансамбля и принципы подбора вокальных упражнений.

V. Список используемой литературы.

Л. Стаковский

Введение

Ансамблевый класс в школе искусств занимает важное место в системе музыкального воспитания и образования, развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальные знания. Ансамблевое пение не требует каких-либо дополнительных затрат, ибо человеческий голос общедоступен и универсален. Исполняя вокально-ансамблевое произведение, ребёнок не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создаёт её, создаёт художественные ценности.

Ансамблевое пение- одно из самых сильных средств формирования личности учащихся,развитие творческих способностей и музыкально- художественного вкуса, требует высокого уровня исполнения. Художественное исполнение зависит от воспитания способности тонкого переживания, художественных образов произведения, умелого использования средств музыкально-вокальной выразительности, для чего, в свою очередь, необходимы технические умения и навыки, которые приобретаются постепенно и последовательно в процессе коллективного обучения, где на качество пения каждого ребёнка, на развитие его голоса должно быть обращено внимание руководителя вокального ансамбля.

Развитие певческого голоса ребёнка тесно связано с формированием определённых навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных способностей и вокального воспроизведения. Навыки- это действие, отдельные компоненты которых в результате повторения становятся автоматизированными.

Формирование навыков сопряжено с протекание целого ряда умственной работы. Физиологический механизм- это сложные условные рефлексы, образующие в коре головного мозга сложившуюся систему временных нервных связей. Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе определённых вокальных движений. Правильная работа голосового аппарата предполагает такую координацию всех его элементов, при котором мускульная энергия расходуется наиболее экономно, рационально и с максимальным эффектом.

Правильное пение –это пение, при котором певцам удобно петь, а слушателям приятно слушать. Неправильное пение сопряжено с усталостью голоса, с ощущением неудобства в гортани поющих, неестественностью певческого звука, чрезмерной его напряжённостью.

Детское пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, медицины, акустики. Каждая из этих наук рассматривает один из аспектов певческой деятельности.

Создание теорий и системы вокального воспитания невозможно без творческого содружества различных наук. К этой мысли сейчас склоняется большинство исследователей. Идея комплексного изучения проблемы развития детского голоса имеет уже немало сторонников.

О развитии детского голоса с акустической точки зрения можно судить по качественным изменениям основных характеристик его звучания. В то же время, добиваясь определенного качества звучания, педагог может влиять и на его развитие в нужном направлении.

Однако не всякое пение способствует развитию детского голоса. Неправильный режим голосообразования, как и нарушение гигиеническим норм в пении, приводит нередко к заболеваниям и порчи голосов.

В поисках правильного звукообразования особо важное значение приобретает качественная оценка звучания детского голоса, которая во многом обусловлена типом голосового регистра. В качестве звучания детских голосов отражается, как в зеркале, методика вокальной работы педагога.

Что же следует понимать под развитием детского голоса? Одни специалисты понимали это как развитие органов голосообразования в процессе роста ребенка: дыхательной системы, гортани, артикуляционного аппарата; другие – как формирование вокальных навыков: певческого дыхания, звукообразования, дикции; третьи – как постепенную смену механизма звукообразования: с фальцетного на грудной и микстовый.

Рассмотрение различных методических приемов с точки зрения теории регистров певческого голоса может быть весьма перспективным, так как способствует формированию у педагога и ученика нового вокального мышления.

Вопрос о голосовых регистрах в детской вокальной педагогике можно считать основным. Такой вывод напрашивается в результате анализа истории вопроса о вокальном воспитании детей. Многочисленные исторические документы свидетельствуют о высоком художественном уровне детского ансамблевого исполнительства в России XVII – XIX веков, развитие которого связано было главным образом с культовым пением.

II . Значение вокальной работы в ансамбле

Ансамблевое звучание является результатом взаимодействия целого ряда слагаемых: ансамблевого строя, ансамбля, а также качества певческого звука. Последнее оказывает прямое влияние на другие компоненты ансамблевого звучания. Неотработанные, «пестро» звучащие голоса певцов ансамбля не сливаются в унисон, который составляет основу ансамблевого ансамбля. При неправильном звукообразовании практически невозможно добиться чистого строя или свободного, ненапряженного звучания голосов на всем диапазоне.

В практике ансамблевой работы обычно мало обращается внимание на индивидуальное развитие певческого голоса. Увлекаясь работой над качеством ансамблевого звучания, руководитель вокального ансамбля часто не считает возможным затрачивать время на занятия с отдельными участниками, тогда,как именно в работе с ансамблем следует уделять постоянное внимание воспитанию певческих навыков. Хорошо поставленная вокальная работа в ансамбле воспитывает у его участников не только правильные певческие навыки, но и развивает хороший музыкальный вкус и тонкий вокальный слух.

Работая в ансамбле, руководитель несёт большую ответственность за воспитание правильного, здорового голоса своих подопечных и даже самый заурядный голос можно и нужно развивать.

Исполнительское мастерство ансамблевого коллектива основано на певческой культуре певцов ансамбля и профессионализме его руководителей. Под певческой культурой следует понимать взаимосвязь вокального исполнительства, вокальной педагогики и вокального творчества, т.е. грамотно подобранного вокального репертуара.

Но качество звука в ансамблевом пении не является самоцелью, а должно рассматриваться как средство выразительности, обогащающее исполнительские возможности коллектива, способствующие раскрытию содержания произведения, его художественного образа.

Вся вокальная работа в детском ансамбле должна быть подчинена, кроме прочего, задаче развития певческого голоса и слуха детей.

Необходимость работы над качеством певческого звука, его культурой требует от ансамблевого дирижера знаний теоретических основ вокальной работы в ансамбле, а также ее практических приемов.

III . Специфика вокальной работы при коллективном пении

Ансамблевое пение имеет свою специфику. Она заключается в том, что перед певцом встает проблема приобретения навыков пения в ансамбле: умения слышать не только себя, но и соседа, петь по дирижерскому жесту, сливаться своим голосом с общим звучанием ансамблевый партии по высоте, динамике, тембру и т.д.

Руководитель вокального ансамбля, работая над вокальной техникой целого певческого коллектива и имея дело не с одним певцом, а одновременно со многими, стремится привести всех участников ансамбля к единой манере звукообразования, подаче звука, способу артикуляции слова. Задача выработки единого звучания встает перед руководителем вокального ансамбля в его работе в первую очередь.

Специфика коллективного пения обусловливает и особенности методической работы с ансамблем. Например, работая над динамикой ансамблевого звучания какой-либо ансамблевый партии, руководитель вокального ансамбля должен добиваться, чтобы каждый участник коллектива некоторым образом ограничивал себя в проявлении динамических возможностей своего голоса требованием и задачам ансамблевого звучания в соответствии с характером исполняемого произведения, его интерпретацией дирижером, а не стремиться выделиться из общего звучания.

Чтобы добиться хорошего унисона, каждый певец ансамбля должен в какой-то мере поступиться своей индивидуальной манерой формирования гласных и суметь в соответствии с указаниями руководителя ансамбля найти и усвоить те приемы, которые обеспечат максимальную общность и единство партии в отношении либо округления и прикрытия, либо затемнения или осветления звука при формировании различных гласных.

Таким образом, единство действий всех певцов ансамбля, направленных на решение вокально-технических и художественно-исполнительских задач, является намеренным и специфическим условием коллективного исполнения.

IV . Распевание ансамбля и принципы подбора вокальных упражнений

Занятия с ансамблем обычно начинаются с распевания, которое выполняет двойную функцию: 1) разогревания и настройки голосового аппарата певцов с целью подготовки их к работе; 2) развития вокально-ансамблевых навыков с целью достижения красоты и выразительности звучания певческого голоса в процессе исполнения ансамблевых произведений.

Подготовка певцов к работе предполагает прежде всего их эмоциональный настрой, а также введение голосового аппарата в работу с постепенно возрастающей нагрузкой в отношении звуковысотного и динамического диапазонов, тембра и продолжительности фонации на одном дыхании.

Даже опытному певцу нецелесообразно начинать распевание с предельно высоких и громких звуков своего голоса, так как это может привести к его срыву. Максимальные нагрузки на занятиях должны вводиться постепенно и с учетом уровня развития певческих навыков участников ансамбля, их вокальной тренировки и выносливости. Красоты и выразительности звучания голосов можно добиться только на основе правильной координации в работе всего голосообразующего комплекса, которая характеризуется прежде всего отсутствием излишней напряженности во всех его частях: в дыхательном аппарате, в области гортани и артикуляционных органах.

Чрезмерное напряженность мышц в какой-либо части голосового аппарата сразу же отражается на качестве звука. Управляя же качеством звука, можно добиться и правильной согласованности в работе всего голосообразующего комплекса. Регулировка качества звука может осуществляться дирижером с гармонично развитым вокальным слухом.

Результатом правильной координации в работе голосового аппарата будет ненапряженная, но в меру активное звучание голоса. Такое качество звучания должно сохраняться при выполнении различных вокальных заданий на всем диапазоне с различной динамикой, на всех гласных и в любом темпе.

Исходя из физических свойств звука можно сказать, что основными характеристиками звучания певческого голоса следует считать: звуковысотный диапазон; динамический диапазон; тембр; подвижность.

Перед руководителем ансамбля стоит ряд задач, направленных на развитие этих качеств в процессе работы с ансамблем. Вокальная работа в детском ансамбле, помимо художественных задач должная быть направлена на развитие певческого голоса детей. Однако достижение цели в процессе обучения пению тесно связано с решением педагогических задач. Нельзя обойтись без ясного понимания закономерностей звукообразования и умения управлять певческим процессом. Но для достижения хороших результатом одного этого недостаточно. Очень важно умение учителя так организовать всю певческую деятельность детей, чтобы она выполняла подлинно воспитательную, развивающую и образовательную функции обучения.

XII. Список используемой литературы:

    Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании/. – Л.: Музыка, 1973.

    Баренбайм «Музыкальная педагогика и исполнительство» - Москва, 1994 г.

    Н. Ветлугина «Музыкальное развитие ребёнка» - Москва 1968 г.

    Медушевский, В. В. Дух музыки и дух музыкального

воспитания - М.: 1995.

    Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей». В 2 ч. - М., 1997.

    Стулова, Г.Г. Ансамблевый класс. М.: Просвещение, 1988.

7. В.В. Емельянов «Фонопедический метод развития

«Вокальный ансамбль Методические рекомендации для работы в ДШИ СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка..3 Методические рекомендации в работе с вокальным ансамблем Принципы подбора репертуара в вокальном...»

Пояснительная записка…………………………………………………………………….3

Принципы подбора репертуара в вокальном

ансамбле……………………………………………………………………………………………5

Организация репетиционного процесса…………………………………………..7

Интонационные сложности в ансамбле. Работа над ритмическим

ансамблем………………………………………………………………………………………….9

Дикция в вокальном ансамбле………………………………………………………..10 Вокально-хоровые упражнения………………………………………………………13 Заключение………………………………………………………………………………………17 Приложение……………………………………………………………………………………..18 Репертуарный список вокальной литературы…………………………………20 Список используемой литературы……………………………………............... 21 Пояснительная записка В последние годы малые формы совместного музицирования, в частности вокальные ансамбли (в классическом понимании), занимают значительное место в концертной практике. Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Работа с творческим коллективом - вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики.

Курс предмета дает возможность раскрыть основы воспитательного процесса и обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учеников. Занятия в ансамбле способствуют развитию голоса, слуха, музыкально-художественного вкуса, расширяют музыкальную культуру ребят.



Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый «вокальным ансамблем»)– это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам.

Цель: На основе изучения детских песен, вокальных произведений, русского романса и прочего расширить знания ребят об истории Родины, её певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и уважение к духовному наследию, пониманию и уважению певческих традиций.

Задачи:

1. Привить любовь к вокальному искусству и научить правильно исполнять вокальные произведения.

2. Научить воспринимать музыку, вокальные произведения как важную часть жизни каждого человека.

3. Оформить навыки и умения исполнения простых и сложных вокальных произведений, научить 2х и 3хголосному исполнению песен и романсов.

Обучить основам музыкальной грамоты, сценической культуры, работе в коллективе.

4.Развить индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру. Привить основы художественного вкуса.

5.Сформировать потребности в общении с вокальной музыкой. Создать атмосферу увлеченности, успешности каждого члена ансамбля.

Реализация задач осуществляется через различные виды вокальной деятельности, главными из которых является сольное и ансамблевое пение, слушание различных интерпретаций исполнения.

Методические рекомендации в работе с вокальным ансамблем Понятие ансамбль происходит от французского слова ensemble – вместе, означает единство, созвучие, согласованность. «Умение певца подчинять свою индивидуальность задачам коллектива – основное правило настоящего ансамбля. Так в навыке ансамблевого пения и проявляется главная суть хорового исполнения – коллективность» (Школа хорового пения.

/ сост.В.Соколов, В.Попов, Л. Абелян. Выпуск 2 – М. 1978г. – стр.9) Работа в классе ансамбля ведется под руководством педагога. При формировании коллектива, отбираются и прослушиваются тембровые возможности каждого голоса, чтобы они «сливались», диапазон, возраст учащихся. Состав ансамбля может быть самым разнообразным, в зависимости от количества учеников. Для успешной деятельности коллектива руководитель должен заранее планировать занятия, грамотно подбирать репертуар.

Принципы подбора репертуара в вокальном ансамбле Репертуар – звуковая карта, на которой видны творческие маршруты коллектива.

Вопрос формирования репертуара всегда был основным в творчестве вокальных ансамблей. От умелого подбора репертуара зависят рост и перспектива развития коллектива. Чтобы правильно подобрать репертуар, руководитель должен помнить о задачах поставленных перед ансамблем и выбранное произведение так же должно быть направлено на отработку некоторых навыков.

Репертуар должен отвечать таким требованиям:

1)Носить воспитательный характер

2) Быть высокохудожественным

3) Соответствовать возрасту и пониманию детей

4) Соответствовать возможностям данного исполнительского коллектива

5) Быть разнообразным по характеру, содержанию

6) Подобранным трудностям, т.е. каждое произведение должно двигать коллектив вперёд в приобретение тех или иных навыков, или закреплять их.

Брать сложные и объёмные произведения не следует. Для детей, которые будут петь это, может оказаться неразрешимой задачей, и это обязательно скажется на продуктивности в их работе, и может повлечь за собой утомление, отсутствие интереса к делу, которым они занимаются, в некоторых случаях даже отчуждение от пения вообще (зависит от характера ребёнка). Но сложные произведения должны входить в репертуар, их следует брать с осторожностью и с учётом всей последующей работы. В то же время большое количество легких произведений должно быть в репертуаре ограниченно, так как лёгкая программа не стимулирует профессиональный рост. А так же естественно он должен быть интересен участникам ансамбля, это даёт даже некоторое облегчение в работе, так как дети будут стремится как можно лучше работать и прислушиваться к каждому слову руководителя.

И как было сказано выше - произведение должно соответствовать возрастному уровню по тематике.

Успешный концертирующий вокальный коллектив должен иметь в перечне исполняемых произведений, сочинения различных эпох и композиторских школ, отличающихся по стилистической и жанровой направленности. Основу репертуара могут составлять сочинения русских и зарубежных классиков, народные песни, произведения современных авторов и т.д. Главное, чтобы эти произведения были высокохудожественными в музыке и тексте. Следует учитывать вокально-технические возможности поющих и «концертность»

репертуара, в который должно входить не менее 20 произведений.

Желательно что бы не менее половины его составляли хоры a"cappella (хорошо развивает слух, и частоту интонирования).

Организация репетиционного процесса Выбрав произведение, руководитель прежде всего должен внимательно изучить его. Для этого надо наметить общий план исполнения, проанализировать трудные места. Прежде чем приступить к разучиванию произведения руководитель проводит беседу о его содержании и характере, сообщает краткие сведения о композиторе и авторе литературного текста.

Формы ознакомления различны. Лучше их организовать прослушиванием (аудиозапись и д.р.) в исполнение высококвалифицированного коллектива.

Если нет возможности прослушать запись, то художественный руководитель сам должен воспроизвести это произведение: сыграть или напеть основные мелодии под аккомпанемент. Это способствует музыкальному развитию детей, освоению музыкальной фактуры и возможности вслушиваться в гармоническое окружение мелодии, вносит в процесс активность и сознательность.

Начальная работа - сольфеджирование. При сольфеджировании проверяется точность интонирования, правильность ритмических рисунков, т.е.

музыкально - теоретическая основа произведения. При сольфеджировании происходит отстранение от эмоциональной стороны понимания ладогармонических, метроритмических особенностей нового произведения.

При читке нот с листа вокальный коллектив, всё же получает первичное представление о произведении (Егоров А. Теория и практика работы с хором

М.,1951с.226).

Учить произведение следует по заранее намеченным частям, причём разделить их в связи со строением музыкальной речи и литературного текста, чтобы была определенная завершенность. Перейти от одной части к другой можно лишь тогда, когда предшествующая часть освоена. Но если партия трудна, разучивание следует продолжать, но к закреплению трудного места следует вернуться, после ознакомления со всем произведением.

Процесс разучивания произведений и работы над художественно технической стороной исполнения сложен; требует от руководителя большого опыта, знаний и умения. Вывод: сначала разбор произведения по партиям, затем работа над преодолением технических трудностей и художественная отделка произведения. При этом опытный руководитель найдёт способ привнести художественность в техническую фразу, хотя бы в малых дозах. Это выражается в ярких образных сравнениях и сопоставлениях, кроме того эти образы могут и не относится непосредственно к идейно- художественному образу данного произведения.

Это закономерно и необходимо. Нечто подобное происходит и в последний, художественный период работы, когда внимание сосредоточено к художественной стороне исполнения. Здесь обратная взаимосвязь: в процессе художественной отделки вокального произведения вкраиваются и чисто технические приёмы это тоже необходимо и закономерно.

Таким образом можно утверждать, что процесс работы над произведением с ансамблем нельзя строго ограничивать фазами с чётко очерченным кругом технических, или художественных задач для каждой из фаз. Это будет формальным, и может приниматься лишь как схема, следуя которой руководитель в меру своего опыта, умения и способности примет те или иные методы работы.

Итогом всех репетиционных работ становится концертное выступлениепоследнее звено в единой цепи творческого, учебно-воспитательного и образовательного процесса коллектива.

Концерт – это важное событие как для участников творческого коллектива, так и для художественного руководителя. Это своего рада подведение итогов достигнутого. Возможность общения со зрителем посредством музыкального языка.

Интонационные сложности в ансамбле В процессе репетиций перед учащимися стоят сложные задачи. Одна из которых - работа над интонацией. Необходимо добиваться интонационной уверенности и самостоятельности, т.к. в ансамбле, в отличии от хора, исполнитель лишен интонационной поддержке коллег по хоровой партии.

Проверив каждый голос (сольфеджио и со словами) можно соединять их вместе. Такой метод работы будет формировать у каждого участника ансамбля функциональное восприятие своего голоса в звучании и всего ансамбля. Не может быть хорошего ансамбля без качественно выученного каждого голоса отдельно. Из других факторов, положительно влияющих на интонацию, следует отметить: правильную постановку голоса, правильное дыхание и звукообразование, умение прислушиваться к пению других и сопровождению. Работа над звуком, дикцией, ритмом и интонацией должны быть тесно связаны. В этой работе с ансамблем большое значение будет иметь показ руководителя. Опираясь на сои знания, слуховой опыт, стараться предупредить ошибки, показывая голосом, как надо петь.

Работа над ритмическим ансамблем Для участников коллектива нелёгкой работой в процессе репетиций является выстраивание ритмического ансамбля. Под ритмическим ансамблем следует понимать: умение исполнителей одновременно начинать и заканчивать произведение и отдельные его части, одновременно и одинаково произносить слова, брать дыхание в указанных местах, вместе переходить к изменениям в темпе, чётко выявлять метрическую структуру произведения,все это является важнейшим качеством певцов, ибо в ритмичности исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена ни одна творческая задача. Развитие ритмического чутья начинается с первого же момента работы вокального ансамбля. Уже во время пения певцы относились к ритму вполне сознательно. Длительности должны активно отсчитываться.

Способы счёта:

Вслух хором ритмический рисунок.

Простучать (прохлопать) ритм и вместе с тем читать ритм песни.

После этой настройки сольфеджировать, а уж потом петь со словами.

В профессионально обученных детских вокальных коллективах, чтобы добиться выразительности и точности ритма применяют упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность.

Ритмические особенности ансамбля вызываются также общими требованиями к взятию дыхания, обязательно в нужном темпе. При смене темпов или при паузах не допускать удлинения, или укорочения длительности.

Известно, что «чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу: в основе его лежит восприятие выразительности музыки»(Мастера хорового искусства./сост.Лебедев К.М. – М. 2002 г.,стр.53).

Поэтому только через активную музыкальную деятельность, возможно развить у певцов ритмическую свободу. В воспитании чувства ритма особая роль принадлежит связи музыки с движением.

Дикция в вокальном ансамбле Еще один немаловажный аспект - работа над дикцией. О необходимости хорошей дикции упоминают все книги о вокальном искусстве. Без ясного произношения текста исполнители не смогут донести до слушателя художественную идею вокального произведения.

Дикция – ясность, разборчивость, правильность произношения текста. В пении она играет огромную роль. Хорошая дикция способствует чистому звучанию каждой гласной и согласной в отдельности, а так же слов и фраз в целом. Органами человека, которые образуют звук, являются: губы, язык, челюсти, гортань с голосовыми складками, зубы. Все это – артикуляционный аппарат. У юных певцов часто артикуляционный аппарат работает слабо (в работе мало участвуют мышцы лица, губы, язык), он скован, зажат. Очень часто дети поют с зажатыми зубами, запрокинув (приподняв вверх) голову, что ведет к зажатию челюсти. Все это мешает или делает невозможным четко и удобно, без напряжения, артикулировать.

Артикуляционная разминка (упражнения без интонирования).

Покусывание кончика языка.

Покусывание языка и постепенное его высовывание до конца.

- «Пожевать» язык попеременно, то правыми, то левыми боковыми зубами.

- «Чистим» зубы языком (круговые движения между зубами и губами с закрытым ртом.

Пытаемся «проткнуть» щеку (упереться языком в верхнюю, нижнюю губу, в левую, правую щеку).

Щелканье языком (изменяя форму рта при этом издавать щелкающий звук, пытаясь произвольно издавать более высокие и низкие щелчки).

Предлагается пощелкать одинаково, то есть выстроить унисон.

Покусывание верхней и нижней губы.

- «Массаж» мышц лица (круговые, разминающие массажные движения по всему лицу от корней волос на лбу до шеи).

Покалывающие движения по лицу кончиками согнутых пальцев (так, чтобы лицо загорелось).

- «Плохо пахнет» - сморщить нос.

- «Удивление» - поднятие бровей.

- «Радость, грусть» - чередование «масок».

Круговые движения нижней челюстью (вперед, назад, «кощей»).

Движение челюстью по кругу (вперед-вправо-назад-влево-вперед).

При этом и правильное положение корпуса тоже влияет на свободу артикуляционного аппарата. Правильным считается прямое, без напряжения положение корпуса и головы, расправленные плечи, руки должны быть свободно опущены вниз при положении стоя или свободно лежать на коленях при положении сидя. Самое важное – свобода мышц и в то же время подтянутость.

Педагогу необходимо постоянно контролировать выполнение правильной певческой осанки, а также демонстрировать на себе и отдельных ребятах правильное и неправильное положение при пении Если хочешь стоя петь, Не вставай ты как медведь.

Спину выпрями скорей, Ноги в пол упри смелей.

Раз, вдох и запел, Птицей звук полетел.

Руки, плечи, все свободно, Петь приятно и удобно.

В работе над произведением - дикции, артикуляции, орфоэпии (правильность произношения) уделяется огромное внимание. Вокальная орфоэпия и орфоэпия речи сильно отличаются. На первом этапе обозначаются логические ударения, смысловые центры. «Певческий текст в пении воспринимается только при сохранении исполнителями правильных речевых ударений в сочетании их с музыкальным рисунком произведения»

(Постановка голоса и методика обучения пению./сост. Далецкий О.В.- М.1990 г., стр.7). В речи безударные окончания сами собой, по привычке, произносятся тише, слабее. В пении это так же необходимо, чтобы не исказить смысл и не нарушать правила культуры речи. Но в пении, даже самая короткая, неударная гласная должна пропеваться. Педагог должен приучить детей ярче петь ударные гласные (опереться на них), и тогда безударные гласные (например, окончание слова) уйдут на второй план.

Основным правилом певческой дикции является краткость и активность произношения согласных. «В пении гласные – река, а согласные – берега».

Гласные должны звучать плотно, а согласные – четко, энергично, коротко.

Внимание к слову – одна из характерных черт русской вокальной школы.

Одним из его основоположников был М.И.Глинка, именно у него мы находим замечательное высказывание: «В музыке, особенно вокальной, ресурсы выразительности бесконечны. Одно и тоже слово можно произнести на тысячу ладов, не переменяя даже интонации, ноты в голосе, а переменяя только акцент, придавая устам то улыбку, то серьезное, строгое выражение.

Учителя пения обыкновенно не обращают на это никакого внимания, но истинные певцы, довольно редкие, всегда хорошо знают все эти ресурсы»(Воспоминания о М.И.Глинке. Избранные статьи./сост. А.Серов. – т.1 – М.,1950 г.,стр.139).

Вокально-хоровые упражнения Важная роль в работе с вокальным ансамблем уделяется вокально-хоровым упражнениям. Цель упражнений – вооружить коллектив техническими приемами, которые помогут ему выразительно исполнить сочинения различные по характеру и степени трудности. Упражнения расширяют диапазон, вырабатывают ансамблевые, интонационные навыки, развивают технику (например, пение в быстром темпе, цепное дыхание). Наконец в значительной мере они направлены на то, чтобы создать в ансамбле единую манеру пения. Первое упражнение должно быть удобным по тесситуре и целесообразно, чтобы оно было постоянным. Это помогает возобновить певческие ощущения.

Русский язык удобен для пения, но есть гласные звуки неудобные – в распевании будем их чередовать с более вокальными гласными. Гласные в пении отличаются длительностью, емкостью, речевые же гласные пестры.

Использование согласных «м», «д» снимает напряжение в работе языка.

«в» активизирует работу губ, зубов.

Гласная «и» - высветляет тембр, «м», «н», «р», «л» - сонорные согласные, звучат без шума, интонируются на прилежащем к ним гласном звуке, способствует напевному звучанию.

Расширение диапазона, раскрепощение мышц лица.

Первые 2х и 3хголосные упражнения и произведения следует выбирать с "педалью" - выдержанным звуком в каком-либо голосе. "Педаль" особенно характерна для русских народных песен подголосочного склада. Эти песни являются наиболее благодатным материалом для воспитания навыка пения многоголосия. Наличие в отдельных партиях выдержанных звуков и определенная самостоятельность каждого голоса при общих опорных мелодических оборотах упрощают разучивание русских народных песен.

(Остальные упражнения помещены в Приложении) Овладение навыком многоголосного пения во многом зависит от степени развития музыкального слуха. Как известно, музыкальный слух есть способность нашего слуха анализировать музыкальную высоту. Различают слух мелодический - по отношению к мелодии, и слух гармонический - по отношению к созвучиям.

В многоголосном пении особое значение имеет гармонический слух. Пение отдельных интервалов и аккордов сначала в мелодическом движении, а затем и многоголосно, узнавание функций лада на рояле или при исполнении ансамблем, вступление в заданный тон, разучивание специальных упражнений и самого разнообразного репертуара - все это помогает успешному развитию гармонического слуха. Необходимо так же постоянно совершенствовать внутренний слух - способность слышать музыку и отдельные ее элементы. Именно этот вид слуха помогает как бы предварительно слышать то, что подлежит исполнять. Умение "предсказывать" звучание отдельных ступеней, интервалов и аккордов позволяет ансамблю петь интонационно чисто.

Все, что было сказано о многоголосном пении, следует отнести и к пению без сопровождения. Этот тип вокального исполнения является самым трудным, но вместе с тем и самым интересным. Свободное владение навыком пения без сопровождения является главным показателем достижения наивысшей ступени вокального мастерства, так как красота и богатство человеческого голоса представлены здесь в наиболее полном виде.

Пение а capella требует развитого чувства певцов ко всем сторонам вокальной звучности, а также достаточно совершенного владения вокальными навыками.

Навык пения без сопровождения приобретается в постоянной тренировке. В этом смысле большую пользу приносит разучивание специальных упражнений, пение без сопровождения вокальных произведений, написанных с инструментальным сопровождением, а также умелый подбор репертуара.

Особое значение в воспитании навыка многоголосного пения без сопровождения имеет народная песня. Многие качества народной песни помогают выработать устойчивость строя. Но, пожалуй, самое важное, что необходимо заимствовать нам у народных певцов - это подлинную увлеченность своим исполнением, благодаря которой народные певцы достигают глубокой выразительности и чистоты строя.

Поэтому и руководитель, работающий с детьми, должен стремиться к тому, чтобы ребенок в ансамбле испытывал творческое вдохновение и искреннюю увлеченность многоголосным пением. Благодаря сценической выразительности, произведения в вокальном ансамбле будут иметь большое эмоциональное воздействие. «Нет большего удовольствия, чем то, когда вы почувствуете, что своим выступлением создаете настроение, объединяете зрителей в свою музыкальную веру. Вот для этой высокой цели и стоит учиться, трудиться…»(О музыке и музыкантах./сост.Птица К.- ИЧП, 1995 г.,стр.45) Заключение Ансамблевое пение в эстетическом воспитание детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философами, мыслителями всех времён и стран. В России идея первичности, т.е. основополагающей роли ансамблевого пения, заключается в самобытном складе российской музыкальной культуры, культуры по преимуществу вокальной. Поддержание лучших отечественных традиций вокально-хорового исполнительства всегда обусловлено школьным обучением, так как именно в музыкальных школах на самом раннем образовательном уровне детей существует возможность целенаправленного вокально-хорового воспитания с одновременным решением задач музыкально-эстетического развития. Прямая обязанность руководителя вокального ансамбля так усовершенствовать методы работы с коллективом, чтобы они служили не только целям музыкально-образовательным, но и воспитательным в самом широком смысле слова.

Ансамблевое пение – искусство массовое, оно предусматривает главное – коллективное исполнение художественных произведений. Осознание детьми того, что совместное, дружное пение – это хорошо и красиво, осознание каждым из них того, что он участвует в этом исполнении и что песня, спетая ансамблем, звучит выразительней и ярче, чем если бы он спел её один, – осознание этой силы коллективного исполнения является для юных певцов фактором для дальнейшего творческого развития.

Приложение Упр.№1 – активное, короткое дыхание, интонационно устойчивое пение каждого звука и утрированное произношение согласных Упр.№2 – широкое дыхание и напевный льющийся звук Упр.№3 – развитие навыка 3-хголосного пения на различные слоги Упр.№4 – соблюдение при 2хголосии, чистоты терции, а также ансамбля – равновесие между первыми и вторыми голосами Упр.№5 – для 4хголосного ансамбля Репертуарный список вокальной литературы Романсы и дуэты Русских композиторов (Золотой репертуар вокалистов). – Л., 2000 г.

Дуэты. Репертуар начинающего певца/сост. Далецкий О.В. – М.,2001 г.

Хрестоматия по курсу вокального ансамбля. Тетрадь 2 / сост. А.Скульский – М., 1983 г.

Трио и квартеты русских композиторов. – М.,1981 г.

Песня всегда с тобой (для женского вокального ансамбля в сопровождении фортепиано и без) – М.,1966 г.

Сборник вокальных ансамблей, ч. 3 / сост.Н.Райский – М.,1949 г.

Используемая литератур:

Далецкий О.В. «Вокальная подготовка» - М.,2003 г.

Лебедев К.Н. «Мастера хорового искусства» - Л.: Тенета – Бартенева, М.,2002 г.

Птица К.Б. «О музыке и музыкантах» - ИЧП, 1995 г.

В.Соколов, В.Попов, Л.Абелян «Школа хорового пения»,выпуск 2 – М.,1978 г. Столетов, И. А. Чихарев Учебно-методическое пособие Издательство "Известия" Москва Учебно-методическое посо...» образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" Балахнинский филиал И.В. Гурылева...»

Методические приемы, используемые при работе

с вокальным ансамблем

Корнийчук Елена Георгиевна

педагог дополнительного образования

ГБОУ лицей № 384 г. Санкт-Петербурга

История эстрадной музыки как самостоятельно оформившегося направления насчитывает около ста лет, хотя истоки её в России появились ещё в скоморошьих забавах.

Современная популярная музыка основывается на «трёх китах»л - джаз, рок и этническая составляющая (для России помимо народной песни и частушек, это ещё и романс, в т.ч. цыганский).

Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно заметить явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами импровизации.

Высочайшую культуру хорового исполнения следует отметить в афро-американском фольклорном стиле - спиричуэлсах.

Ансамбль - это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов ансамблевого звучания.

Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов.

Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей:

  • унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
  • ансамбль солирующего голоса с «бэк-вокалом»;
  • ансамбль нескольких солирующих голосов;
  • полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала);
  • ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона) -характерен для стилей джазовой музыки.

Ансамблевое пение подразумевает органичное слияние индивидуальностей, умение каждого певца слышать свою партию и ансамбль в целом. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного. Если сольное пение - это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение - это «объёмное, вертикальное мышление». И, как следствие, одной из самых сложных задач, становится проблема интонирования.

На занятиях вокального ансамбля обязательно идет работа над постановкой голоса и певческого дыхания, а также работа непосредственно над репертуаром. Однако значительную часть занятия (30%) следует отдать упражнениям, развивающим ладовый слух и дающим навыки многоголосного пения. Это нужно для того, чтобы ученики не механически воспроизводили свои партии, а слышали и чувствовали красоту гармонии, ощущали себя строителями музыкального произведения. Только тогда вокальному ансамблю будет доступен сложный интересный репертуар.

Следующая ступень - пение аккордовых построений, которые получаются импровизированно по указанию педагога изменить то верхний, то средний, то нижний голос на тон или полтона вверх или вниз.

Использование септаккордов (пение их, например, в параллельном движении на большую или малую секунду вверх или вниз) подготавливает ансамбль к восприятию и исполнению джазовых упражнений.

Особое внимание должно быть уделено работе над динамическим равновесием в ансамбле. Умение слышать звучание ансамбля в целом и звучание своей партии и партии партнёра представляет значительную трудность при пении в микрофон. Здесь полезно поработать без инструментального сопровождения (a’capella).

Необходимо развивать у участников ансамбля умение анализировать тематический материал и распределять силу звучания в общей фактуре. Огромную пользу приносит запись на магнитофон с последующим анализом и выявлением «сильных и слабых» сторон исполнения.

Для развития инициативности, смелости и творческого мышления очень эффективны творческие задания. Учащимся можно предложить самим сочинить подголоски с учётом характера (мелодического и ритмического) основного напева.

Все без исключения преподаватели-музыканты отмечают, что воспитание именно метро-ритмических ощущений у учащихся представляет большую сложность. А ведь единство ритмического исполнения является одним из главных составляющих ансамбля.

В настоящее время создано много интересных, полезных и уникальных методик по воспитанию метро-ритмического чувства. Из большого количества самых разнообразных упражнений можно выбрать те, которые подходят конкретно тому или иному ансамблю.

Упр. 1

  • Делим детей на группы. С одной группой отрабатываем трехдольный метр (топ-хлоп-хлоп), с другой - четырехдольный (топ-хлоп-хлоп-хлоп).
  • Работаем одновременно с двумя группами (получается своеобразная «полиритмия»).
  • Усложняем задачу, убрав хлопки (считать про себя), оставив только шаги.
  • Прорабатываем более сложные сочетания ритмов, включая синкопы.

Упр. 2

  • Каждой группе (голосу) даётся своя интонация, мотив или мелодия, которые нужно повторять в различных комбинациях (по очереди, одновременно) по руке преподавателя. На основе этой игры учащиеся отрабатывают не только чистоту интонации, «ауфтакт», одновременное «снятие» звука, но и воспитывают динамическое равновесие и ритмическое единство исполнения.

Вокалист должен уметь петь так, чтобы даже без музыкального сопровождения хорошо ощущалась основная ритмическая пульсация, поэтому необходимо работать над совершенствованием чувства ритма.

Для этого необходимо выработать прочное и свободное ощущение времени. При этом нужно в любой музыкальной ситуации внутренне ощущать мельчайшие пульсации конкретного «времени», то есть в зависимости от темпа надо ощущать пульсацию «восьмыми» или «шестнадцатыми», и эта пульсация должна быть идеально ровной.

Каждое упражнение следует выполнять подольше, добиваясь ровности и легкости исполнения, добиваясь «драйва», «джампа» и «свинга».

«Драйв» - эффект от подчеркивания ритмической пульсации, создающий ощущение равномерного движения.

«Джамп» (от англ. - лягушка) - эффект упругости, прыгучести, танцевальности исполнения.

«Свинг» - выделение, акцентирование слабых долей такта и мелких длительностей внутри доли, оттягивание или опережение некоторых длительностей, не выходя за пределы определенного времени.

Упр.3 Упр. 4

Упр. 5 Упр. 6

Упр. 7

Упр. 8

Ещё одной проблемой ансамбля в пении является проблема идентичности голосообразующих движений поющих на всех уровнях. Если дети будут петь разными артикуляционными движениями или, выражаясь фонетической терминологией, гласными разных объёмов и разной формы (открытость-закрытость), «широкой» дикцией, то ансамбля не будет.

Поэтому идентичности фонетики следует уделить особое внимание. Тогда и звук, сохраняя индивидуальность каждого неповторимого голосового аппарата, приобретёт некое общее для всех поющих тембральное качество, и который даст ансамблевый суммарный тембр.

При пении следует с большим вниманием отнестись к поэтическому тексту. Для этого необходимо выявить музыкально-слоговый ритм песни, который должен быть единым у всех певцов ансамбля. Помимо основного напева, необходимо учитывать тесситурное удобство голосов (выбирая наилучшую тональность для всех голосов), приёмы цепного дыхания, стилевые особенности многоголосия; добиваться плавности голосоведения.

Опираясь на музыкально-слуховые восприятия, необходимо развивать у участников ансамбля слухо-голосовую координацию, добиваясь при варьировании естественности, осмысленности и красоты в мелодических линиях и сочетании их между собой.

Примеры вокальных упражнений

Работа над дикцией и подвижностью губ:

Работа над дикцией:

Для яркой подачи звука:

Занятие в объединении "Эстрадное пение"
по теме: "Работа с вокальным ансамблем"

Эстрадная и джазовая музыка как один из ведущих музыкальных жанров развивается под влиянием различных национальных традиций. Новые идеи приходят сегодня в популярную музыку, раздвигая её горизонты. Синтез элементов многих стилей и жанров не только фактор моды, но и естественный ход развития музыкального творчества и исполнительства.
В последнее время возрос интерес к вокально-ансамблевому пению. А музыкальный вкус слушателя подчас портят далеко не лучшие образцы бытовой эстрадной музыки, звучащей повсеместно. Наша задача – сформировать, раскрыть и приумножить творческие способности воспитанников, занимающихся в вокальных ансамблях.
Работа с творческим коллективом, вокальным ансамблем строится на основе достижений многих наук: музыкознания и эстетики, психологии и педагогики. В основе работы творческого коллектива лежат увлеченность и духовная общность, определяющие деятельность творческого коллектива. Через исполнительскую деятельность раскрываются любовь к музыке, ансамблевому пению.
Творческий коллектив (в дальнейшем именуемый также «вокальным ансамблем») - это организованный коллектив певцов, чья исполнительская деятельность подчинена единым целям и задачам. Вокальный ансамбль возглавляет руководитель (лидер). Индивидуальная работа руководителя с участниками ансамбля носит многоплановый характер. Во время репетиций, концертов и в процессе подготовки к ним участники ансамбля должны выполнять все указания руководителя, точно следуя установленному режиму работы. В межличностном общении приобретается опыт эмоционально-творческих контактов на основе взаимного интереса и доброжелательного отношения друг к другу. В результате продуманной учебно-воспитательной работы развивается творческая инициатива каждого участника ансамбля и открывается перспектива для развития всего коллектива.
Для успешного существования вокального ансамбля большое значение имеет правильно подобранный репертуар. Репертуар должен отвечать задачам музыкально-художественного воспитания ансамбля и, в то же время, должен быть доступен по вокально-техническому и исполнительскому уровню. В репертуар необходимо включать произведения разнообразные по форме, жанру, содержанию.
При выборе произведения необходимо учитывать следующие параметры: количество голосов; их тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента («живой инструментальный ансамбль» или «фонограмма»).
Эти же принципы лежат в основе вокальных аранжировок.

Задачи курса «Работа с вокальным ансамблем».

Музыкально - исполнительский процесс в ансамбле предполагает овладение его участниками системой специальных музыкально - теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.
Теория и практика работы с вокальным ансамблем неотделимы от основных приемов работы с хором. В методике вокально-ансамблевой работы знания акустических закономерностей и механизма работы голосового аппарата необходимы для руководителя.
По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории, все настоятельнее ощущается потребность осмысления накопленного вокально-хорового опыта. В постоянном изменении отношения к певческому делу меняются задачи, стоящие перед ним.

Вокальный ансамбль, как творческий коллектив.
1. Цели и задачи.
- творческий коллектив как вокальная организация;
- создание творческой атмосферы, духовная общность, ответственность каждого в ансамбле;
- музыкально-просветительская работа как важный фактор воспитания вкуса и художественной культуры людей.
2. Голосовой аппарат и его функции.
- голосовой аппарат как система голосообразования;
- строение и работа гортани, органы дыхания, артикуляционный аппарат и резонаторы.
Работа с детским ансамблем
1. Особая роль руководителя.
- создание руководителем творческого контакта, искренних и доверительных отношений – залог активной жизнедеятельности детского коллектива.
2. Возрастные особенности детского голоса.
- основные правила охраны детского голоса. Опора на ассоциативную доступность в применении вокальной методики, естественность пения;
- органичность и естественность пения.

Ансамбль, общее понятие.
1.Несколько значений слова «ансамбль»;
- ансамбль как группа совместно выступающих музыкантов и «искусство» ансамблевого пения;
- обусловленность ансамбля жанровыми признаками, стилистикой, составом исполнителей;
- умение одного музыканта соизмерять свою художественную индивидуальность с другими музыкантами в ансамбле.
2. Ритм в ансамбле.
- ритм – пульс;
- достижение метроритмического единства движения в комплексе исполнительских задач;
- «звучащая» пауза;
- развитие ритмического чувства как работа над дикцией, орфоэпией, динамикой, характером звуковедения, фразировкой.

Строй в ансамбле.
1. Равномерно-темперированный и зонный строй.
- естественное отклонение от равномерно - темперированного строя в вокальном ансамбле - результат индивидуальной манеры интонирования;
- законы интонирования;
- зависимость интонирования от ритма и темпа исполняемого произведения.
2. Гармонический и мелодический строй.
- вертикальный и горизонтальный строй;
- формирования чистого интонирования – система целенаправленных занятий.
-
Средства исполнительской выразительности.
1. Темп.
- многозначность художественного образа произведения и многовариантность его прочтения;
- связь темпа с художественным образом, гармонией, ладом, ритмом.
2 Динамика.
- относительный уровень градации громкости («тихо», «умеренно», «громко»);
- изменение темпа в зависимости от содержания текста.
3. Тембр.
- непосредственное воздействие на слушателя;
- тембр как окраска голоса и певческая манера.
4. Штрихи.
- тесная связь с другими средствами исполнительской выразительности;
- «легато», «нон - легато», «стаккато».
5. Фразировка.
- музыкальная фраза, общее понятие;
- зависимость от литературного текста;
- произношение поэтического текста в ансамблевом исполнении.
6. Соотношение музыкальной и литературной речи.
- разное взаимодействие литературной музыкальной структуры в произведениях;
- интерпретация художественного образа.
7. Орфоэпия в пении.
- основные нормы литературного произношения, правила орфоэпии.

Некоторые вопросы аранжировки для вокального ансамбля.
.1.Анализ произведения.
- определение жанровых истоков и стилистических особенностей произведения;
- творческий подход к поэтическому тексту;
- взаимосвязь речевой и музыкальной ритмоинтонации
2. Вокальная аранжировка.
- реальные возможности ансамбля;
- диапазон, тесситура, выбор удобной тональности;
- логика и плавность голосоведении.
-
Выучивание произведения с ансамблем.
1.Три периода выучивания произведения.
- технический;
- художественный;
- генеральный (по П. Чеснокову).
2. Некоторые способы разучивания произведения с вокальным ансамблем:
- пение но нотам, адаптация к ансамблевой партитуре каждого поющего в ансамбле;
- работа над унисоном, мелодическая «речитация»;
- индивидуальный опрос поющих;
- исполнение произведения без дирижера.

1. Багадуров В. «Вокальное воспитание детей» М., 1980.
2. Чесноков П. «Хор и управление им» М., 1968.
3. Птица Кл. «Работа с детским хором» М.,1981.
4. Апраксина О. «Методика развития детского голоса» М.,1983.
5. Соколов В. «Средства художественной выразительности. Работа с хором»
М., 1983.
6. Балашов В. «Поэтическое слово и вокальная интонация»// Работа в хоре
М., 1977.
7. Аванесов Р. «Русское литературное произношение» М.1994.
8. Дмитриев Л. «Основа вокальной методики» М., 2000.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные