Сталин и ворошилов на прогулке в кремле. И.В.Сталин и К.Е.Ворошилов в Кремле. Два вождя после дождя

) зацепился за картину Герасимова "И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле".

Сначала возник вопрос:
-- Почему отсутствует пролет решетки ограждения?
И сразу второй:
-- Где именно герои прогуливаются?
На второй вопрос ответ очевиден:
-- Как где? В Кремле. Это явствует из названия картины.
И действительно -- по тому как сходятся стены к Водовзводной башне, ясно, что мы внутри многоугольника Кремля, а не Большом Каменном мосту, как я подумал сначала.

Но минуточку. В Кремле нет таких высоких гор, чтобы были выше Кремлевской стены. И мостов тоже нет. Так где же они? Не на крыше же? Откуда на крыше брусчатка?
Или это фантазия соцреалиста?

Взглянем на панораму этого места:

1 -- это та самая Водовзводная башня Кремля.
2 -- предполагаемая точка "съемки". Там как раз уголок Оружейной палаты высовывается рядом с Боровицкой башней. Почему? Потому, что вид отсюда будет прямо как на картине на Софийскую набережную (3).
3 -- Софийская набережная, на которой экскаватор на картине что-то роет, видимо ремонтируют или расширяют.
4 -- Боровицкая улица Кремля, по которой и могли бы гулять вожди после дождя, кабы она была на высоте третьего этажа Оружейной палаты.
5 -- Дом правительства, видимый и на правом краю картины.

Так, выходит, Боровицкая улица?
Посмотрим:

Гм... В асфальт закатали... Посмотрим покрупнее тротуарчик в тени дерев...

А вот и решеточка! Та самая! Есть контакт!

Так почему же пролет отсутствует в решетке на картине?
-- Видимо, чтобы воду Москва-реки показать.

Только не учел Герасимов, что убирать пролеты на улице, поднятой фантазией на 30 метров над землей, небезопасно для жизни любимых вождей всех народов!

Я б такому не то, что Сталинскую премию не дал, но и выводы бы сделал...

С Третьяковской галереей, предложив блогерам написать о картинах из фонда музея. Мне досталось полотно Александра Герасимова «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле»

Художник Александр Герасимов начинал как импрессионист. Но потом, быстро поняв, что в Советском Союзе у этого стиля нет никаких перспектив, переквалифицировался в социалистические реалисты. Ученик Серова, Коровина и Архипова, сделал блестящую карьеру, став придворным художником, академиком, первым президентом Академии Художеств СССР. Лауреат четырех Сталинских премий. Одна из них – Сталинская премия первой степени (1941) как раз за картину «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле». С формулировкой: «За выдающиеся произведения в области искусства и литературы». С нее были сделаны бесчисленные репродукции, а самого Герасимова стали называть «Веласкесом Сталина».

Картина была написана на заказ – специально к 20-летию Красной Армии. На ней должен был быть изображен Величайший Гений Всех Времен и Народов. Выбор соратника оставался за художником.



Герасимов дружил с Климентом Ворошиловым и пользовался его покровительством. Известно не менее дюжины портретов Наркома Обороны кисти Герасимова. И художник решил польстить и достойно отплатить своему покровителю – он мог изобразить рядом со Сталиным, например, Буденного, Молотова или Калинина.

Картина написана в жанре соцреализма, хотя мокрый после дождя асфальт, блики, облака и листва выдают и юношеское увлечение импрессионизмом. В этой картине Герасимов использовал свой любимый пейзажный мотив обновления природы, когда «разбегаются облака и чувствуется сок освеженной дождем зелени».

Смысл картины прост: во взорах Сталина и Ворошилова читаются сила и непреклонная большевистская воля вести и дальше народ от победы к победе. Чужой земли мы не хотим ни пяди. Малой кровью и на чужой территории. Первоначально полотно называлось «На страже мира», но так как стража не удалась и через год началась Вторая Мировая война, то название пришлось сменить. В народе картину назвали «Два вождя после дождя».

Глубже всех смог постигнуть творчество Герасимова наш министр культуры Владимир Мединский: «Когда смотришь на полотна Герасимова, понимаешь, что речь идет не только о коммунистической пропаганде и агитации, а о том, что люди действительно верили в то, что изображали. Они стремились к совершенству, хотели сделать мир лучше. И вера их, помноженная на талант, трансформировалась в замечательные произведения, которые остались нам в наследство. Это образцы совершенного мастерства».

После разоблачения культа личности Герасимов попал в опалу. Он был снят со всех своих постов. Его картины убрали в запасники. Но история полотна на этом не закончилась.

В семье художника хранилась картина Герасимова "Колхозное стадо"(1959). В 1991 году работа была продана в Италию и до последнего времени находилась в Европе в разных коллекциях. Ее исследование показало, что «стадо» написано поверх другого сюжета. Оказывается, Герасимов решил замалевать один из своих старых эскизов. Часть краски смыли и перед зрителями открылась совершенно уникальная картина.

В центре полотна доярка с недоумением рассматривает двух вождей гигантского размера. Они как мираж в пустыне закрывают собой весь горизонт.

Таким образом, не будет преувеличением сказать, что Александр Герасимов – единственный в мировой истории живописец, который будучи при жизни сначала импрессионистом, а потом соцреалистом, смог стать после смерти еще и постмодернистом.

Маршал Советского Союза Климент Ворошилов – «первый красный офицер», как называли его в популярной советской песне. Молодой Советской республике во что бы то ни стало нужны были свои герои. И Клим Ворошилов на протяжении многих лет с блеском играл эту роль…

К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке. Худ. И.И. Бродский. 1937

Пожалуй, ни о ком – за исключением Сталина – не сложили столько песен, сколько о нем. Ворошилов стал настоящим символом новой власти:

Слушай песню боевую,
В ночь гляди сквозь мрак и дым,
Береги страну родную,
Как луганский слесарь Клим!
А в другой известной песне звучали такие слова:
Сквозь ярость всех орудий, как через страшный сон,
Ты проносил лоскутья простреленных знамен.
Но в пламени и дыме остался невредим
И стал еще родимей нам Ворошилов Клим
.

Из всех советских вождей только Климента Ефремовича Ворошилова величали запросто по имени: Клим. Кого еще в СССР называли так по-свойски? Разве что Ленина и Кирова, но их по отчеству – Ильич и Мироныч.

Маршала любили не только поэты-песенники, но и художники. Ворошилов с плакатов агитировал за гигиену, рекомендовал ежедневно заниматься физкультурой, призывал быть готовыми к труду и обороне. Военно-педагогический принцип «делай как я» действовал безотказно, а самого героя песен и плакатов превращал в личность легендарную.

Пролетарский стрелок и пролетарский писатель

Рассказывали, что во время зачетных стрельб одному из командиров не удалось поразить мишень… Он пожаловался наркому на неисправный наган. Тогда Ворошилов взял у него оружие и, заняв место на рубеже, продемонстрировал образцовую точность. «Нет плохого оружия, есть плохие стрелки», – наставительно произнес нарком. На следующий день окружная газета поместила снимок мишени с лозунгом:

«Учись стрелять по-ворошиловски!»

29 октября 1932 года Президиум Центрального совета Осоавиахима СССР и РСФСР утвердил положение о звании «Ворошиловский стрелок», а 29 декабря был учрежден соответствующий нагрудный знак. В мае 1934 года в целях повышения стрелкового мастерства ЦС Осоавиахима ввел две ступени звания «Ворошиловский стрелок»…

Климент Ворошилов родился в бедной рабочей семье в селе Верхнее Екатеринославской губернии (ныне город Лисичанск Луганской области). Работал пастухом, шахтером, слесарем на заводе, а в итоге стал государственным деятелем, маршалом, организатором массовой спортивной индустрии и покровителем искусств…

К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА. Худ. В.С. Сварог. 1933

В общем, сказка, обернувшаяся былью, а не случись этого, так, пожалуй, и вся революция потеряла бы всякий смысл. Но нет, мы видим, что пролетариат, в лице Ворошилова, пришел к власти – и не сплоховал: освоил технику, превзошел науки. Не случайно едва ли не богатырем, настоящим народным героем предстает Климент Ефремович и в портретной живописи.

Например, на картине Василия Сварога (1883–1946) «К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА», созданной в 1933 году. (Сварог – это, конечно, псевдоним: художник, родившийся на древней Новгородской земле, избрал эту загадочную языческую фамилию вместо слишком банальной – Корочкин.)

Поговаривают, что встречи в тире, вроде изображенной на картине, действительно случались. Сохранилась легенда о шуточном соревновании, в котором Горький, между прочим, победил Ворошилова, выбив на два очка больше.

Объясняют это тем, что просто нарком при встрече с любимым писателем опрокинул рюмку-другую, а Горький в тот день ограничился сухим вином. В шутку они постановили учредить звание «горьковский стрелок», которое следует присуждать самым метким из «ворошиловских».

Одинокий лыжник

Красный спорт рождался как одно из ответвлений оборонного дела. Это потом армейская суть ЦДКА (ЦСКА) и энкавэдэшная суть «Динамо» станут проформой. А в 1930-е годы физкультурники всерьез клялись:

«…мы при опасности вмиг спортивные сменим снаряды на саблю, гранату и штык!»

И война подтвердит, что это не было пустой болтовней.

Ворошилов показал себя энергичным организатором советского «большого спорта», который оказался одним из самых успешных проектов ХХ века. Не отставала и массовая физкультура: лыжи, коньки, плавание, волейбол, футбол стали всеобщими забавами. Ежедневная утренняя физзарядка по радио – это тоже ворошиловская затея.

Уже после войны, в 1952 году, сборная СССР впервые приняла участие в Олимпийских играх, проводившихся тогда в Хельсинки. Ворошилов не только напутствовал атлетов в Кремле, но и курировал подготовку к Играм. Поколение потенциальных олимпийских чемпионов 1952 года выбила война. Тем почетнее результат советской команды на тех Играх: второе место по количеству медалей, первое – по очкам. Ворошилов чествовал героев Олимпиады, вручал им так называемые «ценные подарки». Неудивительно, что и живописцы изображали маршала заправским спортсменом…

Исаак Бродский (1883–1939) – художник тонкого дарования, любимый ученик Ильи Репина, знаменитый пейзажист и портретист, равно владевший и приемами модернистов, и средствами реалистической манеры передвижников. Его работы не затеряются даже в богатом контексте живописи начала ХХ века. Он жил в эпоху войн и революций и спешил сохранить лица истории.

Среди лучших портретов А.М. Горького, А.Ф. Керенского, В.И. Ленина, И.В. Сталина, М.В. Фрунзе, С.М. Кирова, Г.К. Орджоникидзе – работы Бродского, без которых не обходится ни один учебник.

В них – электрическое напряжение революционного времени. Это жизнелюбивая, солнечная живопись. Власть высоко оценила заслуги Бродского перед искусством и государством, первым из художников наградив его орденом Ленина. Он освоил технику многолюдных исторических полотен, подтверждавших роль живого творчества масс в истории, единство вождя и народа и прочие идеологически выдержанные закономерности. При этом работал изящно и темпераментно.

В неспокойном 1937-м плодовитый, но никогда не впадавший в «поточную халтуру» Бродский создает вполне идиллическое полотно (чуть ли не реплику на «Охотников на снегу» Питера Брейгеля Старшего) – «К.Е. Ворошилов на лыжной прогулке».

Лыжный спорт в те годы в СССР был всеобщим увлечением: его внедряли и в армии, и в школах. Считалось (и вполне резонно), что без умения ловко бегать на лыжах в современной войне не победить. Зимы шли снежные, и городские лесопарки каждый год заполнялись лыжниками всех возрастов – от стариков до детишек.

Ворошилов на картине одинок. Народ, конечно, обозначен (куда без народа?), но на заднем плане, его и разглядеть-то трудно. Никто не мешает наркому размышлять, пока взгляд его отдыхает на снежных просторах. Звонкая зимняя русская идиллия – ее Бродский передал с заразительным жизнелюбием.

Собственно, это главный посыл картины: солнечный снежный денек – и надежный, добродушный большевик на лыжах, истинный представитель народной власти, простой и справедливый. Гармония! Словно бодрая музыка Дунаевского – тезки художника – звучит в этой картине.

«Два вождя после дождя»

А вот самую известную картину предвоенного времени в народе прозвали каламбурно: «Два вождя после дождя». Ворошилов дружил с художником Александром Герасимовым (1881–1963), покровительствовал ему. Маршал вообще был своего рода меценатом, интересовался театром, литературой. Восхищался Галиной Улановой , устроил ее переезд из Ленинграда в Москву, шефствовал над Театром Красной армии и Краснознаменным ансамблем А.В. Александрова…

Портрет Климента Ворошилова в кабинете. Худ. И.И. Бродский. 1929

«Чтобы писать хорошо, нужно знать человека, чтобы он был у вас в зрительной памяти. Я имел высокую честь близко видеть И.В. Сталина несколько раз, разговаривать с ним; а К.Е. Ворошилова писал несколько раз с натуры», – вспоминал Герасимов.

Первоначально картина называлась «На страже мира». Но это название не било в десятку. Что главное на этом полотне? Два вождя и третий герой – Московский Кремль, краеугольный камень державы. Советская власть здесь переплетается с древней традицией. И самую известную картину 1938 года в конце концов назвали несколько официозно, но точно: «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле».

Отчасти эта картина о легендарной дружбе. Даже школьники в СССР знали, что Сталин и Ворошилов дружили с Гражданской войны, еще с тех пор, когда вместе сражались с белыми под Царицыном. Старые товарищи, теперь они деловито, но в то же время и безмятежно прохаживаются по кремлевским аллеям. Страна обновляется, отстраивается.

И, по логике картины, вдохновляют страну эти двое. После дождя, как после революции, воздух чище. Искусствоведы старательно прославляли картину и ее героев: «В устремленных взорах Сталина и Ворошилова читались сила и непреклонная большевистская воля – каждый зритель мог убедиться, что на страже созидательного социалистического труда советского народа стоят партия, советское правительство, испытанная в боях Красная армия».

И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле. Худ. А.М. Герасимов. 1938

Мало оказаться рядом со Сталиным на полотне. Важно, чтобы генеральный секретарь одобрил такую композицию. Ворошилову повезло: Сталину картина понравилась. Ее растиражировали. Сталин и Ворошилов дуэтом появились и на плакатах – и это было знаком величайшего доверия «красному маршалу».

Правда, Финская война ослабила позиции Климента Ефремовича, и он был вынужден уступить кресло наркома обороны другому маршалу – Семену Тимошенко . В «оборонных» песнях 1940–1941 годов зазвучала фамилия нового наркома…

И все-таки Ворошилова не списали в архив. В годы Великой Отечественной он оставался в основном на вторых ролях, но не исчез окончательно с политической арены. Его долгая жизнь в политике проходила не без кризисов, однако почести комиссару Первой конной полагались всегда, вплоть до самой смерти в 1969-м, когда ему шел уже 89-й год.

До конца своих дней Ворошилов оставался депутатом и членом Президиума Верховного Совета СССР. В Политбюро (Президиуме) ЦК состоял почти 35 лет. Помогли лыжные прогулки и, наверное, кремлевский воздух, который так благодатен после дождя…

Маршал свойского образа

Бродский еще в 1929 году написал и своего рода парадный, кабинетный портрет наркома – «Портрет Климента Ворошилова в кабинете», который не похож на помпезные изображения чопорных вельмож прошлого. Моложавый нарком даже за письменным столом выглядит стремительным, поза его динамична. Он как живой, как будто вот-вот вскочит навстречу посетителю в лучах своего комиссарского обаяния.

Выслушает, вникнет, примет решение. Нарком хорош собой – недаром в 1930-е он был не только образцом для бойцов и командиров, но и далекой мечтой многих девушек. Картина эстетская по цвету и по яркости: запоминаются красные ордена на зеленом френче. Посыл ясен: такому товарищу можно доверить армию и страну. Он такой же, как мы, только чуточку трудолюбивее и сильнее.

Маршал не имел не только высшего, но и среднего образования, прямо из подмастерьев сразу бросился в революционный вихрь. При этом, оказавшись на высоких постах, проявил не только хватку, но и эрудицию. Как и многие его соратники, он показал себя способным самоучкой.

К 1930-м годам Ворошилов уже далеко не профан ни в военной науке, ни в искусстве. Не знаток, разумеется, не большой специалист, а просто человек, сумевший значительно расширить свой кругозор. В перестроечной публицистике его подчас честили «ничтожеством», однако такого отношения он определенно не заслужил.

Ворошилова нельзя недооценивать даже его политическим противникам. Да, пробелы в образовании сказывались. Чаще всего он терялся, когда приходилось выступать в официальной обстановке: разные спичи, даже небольшие, произносил не отрываясь от шпаргалки. Но стоило впасть в ярость или восторг – и в нем просыпался комиссар.

Тогда он становился одновременно и «своим» для всех присутствующих, и грозным. Умело устанавливал дисциплину, вел за собой. У него сразу появлялся юмор, его фигура приобретала уверенную осанку. Если бы не было у Ворошилова таких всплесков (в том числе и ораторских) – он не выжил бы ни на Гражданской, ни в 1930-е, ни в годы Великой Отечественной…

Именно такого человека мы и видим на этом портрете.

Арсений Замостьянов


Холст, масло
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Идеологический смысл огромного полотна «И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле» должен был раскрываться для каждого советского человека доходчиво и ясно. В устремленных взорах Сталина и Ворошилова читались сила и непреклонная большевистская воля – каждый зритель мог убедиться, что на страже созидательного социалистического труда советского народа стоят партия, советское правительство, испытанная в боях Красная Армия. Идейный замысел первоначально подчеркивался еще и вербально: картина называлась «На страже мира».

Мирный труд на картине действительно присутствует. Москва строится, как и вся страна, крепнет советская Отчизна. В панораме Замоскворечья видны новые здания, силуэты экскаваторов; дымят фабричные трубы, через Москву-реку протянулся новый Каменный мост.

Интеллигенция потихоньку называла картину по-другому – «Два вождя после дождя». Опытный придворный живописец неслучайно рядом с главным героем всего советского искусства И. В. Сталиным поставил вторым вождем К. Е. Ворошилова, именно его, а не, например, В. М. Молотова или А. А. Жданова, или М. И. Калинина. Ларчик отрывается просто: Ворошилов был покровителем художника, их даже связывали некоторые дружеские отношения. А. М. Герасимов написал не менее дюжины портретов «железного наркома». И здесь, изобразив его рядом с самим генсеком, маэстро, конечно, хотел польстить своему высокопоставленному благодетелю.

Не случаен и образ только что прошедшего дождя. Искушенный адепт соцреализма тонко продумал сюжет. Он подчинен общей идее произведения и может пониматься как мотив обновления не только природы, но и всей советской страны с ее новым, социалистическим строем. Вместе с тем Александр Герасимов реализовал здесь свои любимые пейзажные увлечения, которые вдохновенно воплотил, быть может, в лучшей своей лирической картине «После дождя. Мокрая терраса» (1935. ГТГ). Найденные некогда живописные приемы он использовал в официальном полотне. Художнику действительно мастерски удавалось «мокрое»: сырые скамейки, деревья, дорога. И в этом монументальном полотне с вождями, выполненном в серо-серебристом колорите, художник выразительно передал послегрозовые облака, влажный воздух, мокрый асфальтовый тротуар и поручни ограды, омытые дождевой водой.

Картина удалась, художник явно угодил власть предержащим. Канонический образ вождей воплощал «кремлевский миф», что и сделало полотно «культовым» произведением в тоталитарную эпоху сталинского правления. За нее А. М. Герасимову в 1941 году дали очередную Сталинскую премию.

Не знаю, как было до революции или на заре советской власти, но вот сейчас войти простому человеку в Кремль на экскурсию можно только через одни ворота, расположенные под Троицкой башней. Из этих же ворот выезжают и все правительственные машины, так что, если очень повезет, можно увидеть какое-нибудь высокое лицо, приезжавшее на встречу с лицом еще более высоким.

Подойти к воротам можно через Александровский сад, взобравшись по тропинке прямо под кремлевскими стенами. Зимой под этими стенами устраиваются ледяные горки, а летом там круче всего во время сильного дождя: кремлевские водосточные трубы из каких-то соображений сделаны очень короткие, и изрыгающиеся из них потоки воды это почти всемирный потоп …

После одного из таких дождей, видимо, и была нарисована картина «И.В.Сталин и К.А.Ворошилов на прогулке в Кремле», которую в народе так и назвали «Два Вождя после Дождя».

Место, где нарисованы вожди, - совсем рядом со входом на территорию Кремля, точно напротив Оружейной палаты и Алмазного фонда. В Алмазном фонде находится алмаз Шах в 90 карат, его история очень интересна. Шах, а в придачу еще два кашмирских ковра, жемчужное ожерелье, двадцать старинных манускриптов и оружие были получены Россией в 1829 году за гибель автора «Горя от ума» Александра Грибоедова, который был убит толпой фанатиков в Тегеране. «Обезображенный труп его, бывший три дня игралищем тегеранской черни, узнан был только по руке, простреленной на дуэли» - пишет Пушкин в «Путешествии в Арзрум».

Похоронен Грибоедов в Грузии на горе Мтацминда, и жена его, шестнадцатилетняя грузинская княжна, так никогда после гибели Грибоедова и не вышедшая замуж, написала на его могиле пронзительные строки: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя душа моя?»

Лучшее же место Кремля - это, без сомнения, Соборная площадь, которая находится на самой высокой точке кремлевского холма. Четыре прекрасных белокаменных собора и колокольня Ивана Великого, бывшая в течение нескольких веков самым высоким зданием России, глядят друг на друга и на нас на этой площади. И никому, слава Богу, нет дела, что соборы построены вперемешку русскими, итальянцами и даже одним англичанином. Соборная площадь как бы лишний раз говорит нам, что мир един, а красота не зависит от национальности. Есть на площади одно волшебное место - если встать точно напротив колокольни Ивана Великого и начать приближаться к ней, опустив голову, а потом, метрах в десяти от стен, резко задрать ее и посмотреть в небо, то колокольня покажется двухмерной театральной декорацией, парящей в воздухе. Попробуйте!

Ну а после Соборной площади вы утыкаетесь в два знаменитых экспоната, - Царь-пушку и Царь-колокол. Оба всегда вызывают у меня улыбку - ну в самом деле, зачем выставлять пушку, которая никогда не стреляла и стрелять не может, и колокол, который никогда не звонил и звонить не будет? Попробуйте сами ответить на этот вопрос.

Возможно, вам интересно, бывает ли в Кремле Путин? Наверное, когда-то бывает, но никто не знает, когда именно, и пока что ни один человек не видел его прогуливающимся здесь после дождя.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные