Старая русса - про грабли завышенных ожиданий. «Взгляд в прошлое. Тысячелетняя история Старой Руссы в археологических находках Старорусская икона Божией Матери

От названия этого города уже веет древностью. Ассоциации с ним возникают вполне естественные — Русь, русские... Даже прилагательное от названия города — "старорусский"; такая вот забавная, с филологической точки зрения, ситуация: когда говоришь "старорусский", подразумевать можно и Русь, и отдельно взятый русский город. Старая Русса, по ряду предположений, является почти что ровесником Великого Новгорода, раскопки прямо указывают на то, что город уже существовал и жил полноценной жизнью в XII веке. И вообще, мне Старая Русса показалась таким "уменьшенным Новгородом"; сейчас это небольшой город с населением 30 тысяч человек (в лучшие времена было 40 тысяч), но после Холма даже она кажется огромной. Первый раз я немного рассмотрел этот город вечером из окна автобуса по дороге в Холм, а на следующий день уехал из Холма обратно и к середине дня прибыл в Старую Руссу.

2. Автостанция в Старой Руссе находится, как и железнодорожный вокзал, на северном выезде из города, то есть со стороны Новгорода. Поэтому я не стал доезжать до неё и вышел в центре города, у перекрёстка улиц Минеральной и Карла Маркса. В этом месте преобладает советская застройка.

3. Школа №1. Орудие, видимое в кадре, я сходу опознать не смог, но похоже на противотанковую 37-мм пушку образца 1930 года.

5. Минеральная — одна из основных улиц города. От места, где я вышел из автобуса, я пошёл по этой улице в северном направлении. Хрущёвки и в Старой Руссе красят в светлые тона, что подчёркивает сходство города с Новгородом.

6. Перекрёсток с улицей Володарского. Здание центра культуры — похоже, 1930-х годов постройки.

8. Напротив ЦК "Русич" стоит музей Северо-западного фронта и партизанского края. Я этот музей посетил, и про него ещё будет отдельный пост.

9. Рядом с музеем выставлена небольшая экспозиция военной техники времён Великой Отечественной войны. Особое внимание на себя обращает танк Т-26, который на памятниках встречается крайне редко.

10. Здесь же, у перекрёстка Минеральной и Володарского, есть такой, своего рода, "финский след" в Старой Руссе — памятник погибшим на русско-японской войне 1904-1905 годов воинам 86-го пехотного Вильманстрандского полка, который квартировал в Старой Руссе. Вильманстранд — это ныне финский город Лаппеенранта.

12. Пройдя мимо завода, я свернул налево и вышел к ансамблю бывшего Спасо-Преображенского монастыря:

13. В бывшем монастыре ныне расположен краеведческий музей. Это одна из наиболее древних построек Старой Руссы, не уступающая многим зданиям в Новгороде. Монастырь основан был в 1192 году, неоднократно перестраивался, и самым старым сохранившимся его зданием является Спасо-Преображенский собор (1432).

15. А вот стоящая по соседству церковь Рождества Христова — уже более поздняя постройка. Первая половина XVII века.

16. Деревянное крыльцо — это, разумеется, уже реконструкция. Но убедительная.

17. Вот всё таки, многим кажется, что меня, как петербуржца, мало какая архитектура может удивить. Но это не так, — к древнерусскому зодчеству мой глаз непривычен.

18. Это — один из бывших монастырских корпусов (а сейчас, похоже, жилой дом), построенный в XIX веке, а потому не сочетающийся с общим ансамблем зданий.

19. На одном из соседних домов увидел вот такую советскую табличку. Летом видел такие же в Красноярске.

20. От монастыря я вновь вернулся на улицу Володарского, по которой пошёл к берегу реки Полисть.

21. А вот и она. Тихая речка в лучах низкого ноябрьского солнца.

22. Настил моста через Полисть — как ни странно, деревянный.

23. С этого моста открывается весьма живописный вид на Воскресенский собор. Этот же ракурс фигурирует на заглавном кадре, здесь же я решил показать его с зумом. Собор стоит на стрелке у впадения в Полисть реки Порусья.

25. В северо-западной части города, за рекой — улица Санкт-Петербургская и довольно целостная дореволюционная застройка. Старая Русса в эпоху Российской империи была уездным городом Новгородской губернии.

26. Сталинское здание кинотеатра. На заднем плане просматривается Полисть и Воскресенский собор вдалеке.

Остальную заречную часть города я осмотрю уже следующим утром, по дороге на автостанцию. А пока я возвращаюсь на правый берег Полисти.

27. Уездная застройка. Во время войны Старая Русса пострадала не так сильно, как могла бы, — если сопоставить с масштабами боёв, которые здесь происходили.

28. А послевоенные сталинки вписаны в облик города настолько удачно, что на первый взгляд порой и не отличишь от старой застройки.

30. Площадь Революции с почти целиком сохранившимся ансамблем архитектуры уездного города. Даже водонапорка старая осталась.

32. Улица Маркса, уходщая от площади Революции. В кадре видна старая пожарная часть с каланчой и здание из красного кирпича, в котором ныне находится политехнический колледж. Подозреваю, что изначально это было уездное училище.

33. Это же здание с другой стороны (небо пасмурное, потому что фото сделано в другой день утром):

Порусья (кстати, предположительно, это название — однокоренное с названием города) — река болотная, и вода у неё поэтому бурого цвета. Начало она берёт в уже упомянутом в посте про Холм огромном Рдейском болоте. Впрочем, там же берёт начало и Полисть (болотная система ведь называется Рдейско-Полистовской ).

36. По Собоорному мосту через Порусью я сходил к Воскресенскому собору, который уже видел с Живого моста через Полисть. Собор построен в 1692-1696 годах, хотя в последующие годы периодически реконструировался. К примеру, колокольня явно уже гораздо более позднего времени.

37. Затем я вернулся со Стрелки на правый берег Порусьи и продолжил движение на юг вдоль берега, по раскисшей в осенней распутице набережной Достоевского — в сторону дома-музея писателя.

38. На переднем плане — здание уездного дворянского собрания постройки XIX века (а ныне — научно-культурный центр музея Достоевского), а чуть дальше — старорусский военкомат; между прочим, общий аж на пять районов — кроме Старорусского, ещё и Волотовский, Парфинский, Поддорский и Холмский (в Холме военкомат закрыли).

39. Чуть южнее, то есть выше по течению, на Порусье есть остатки ещё одной плотины:

40. Осенний вечер на Порусье и колокольня Воскресенского собора:

41. На набережной сохранилась старая мостовая. И вообще атмосфера тут какая-то особенная. Похоже, с времён Скотопригоньевска из "Братьев Карамазовых" Достоевского здесь мало что поменялось...

42. А вот и дом-музей Достоевского, на вид довольно простой и неброский, но тем и приятный глазу. Писатель прожил здесь шесть лет — с 1872 по 1878, и именно в это время были написаны "Братья Карамазовы" (как уже сказано, прототипом уездного города Скотопригоньевска послужила именно Старая Русса) и "Бесы".

В сам музей я не ходил, поскольку в планах был предусмотрен военный музей, и от этого места пошёл обратно в северном направлении, но уже по другой улице.

44. Эти места в основном застроены деревянными домами:

45. Рядом стоит краснокирпичная церковь Великомученика Мины, построенная в XIV веке в типично новгородском стиле, который сколь прост, столь и прекрасен. Ещё не так давно ценный памятник архитектуры стоял фактически в заброшенном виде, но в 2000-е годы был передан Церкви, и сейчас ведётся реставрация.

46. Школа номер два — здание, похоже, довоенной постройки:

47. Церковь Георгия Победоносца, построенная в 1410 году. Притвор, подозреваю, гораздо более поздний.

48. От Георгиевской церкви я через какой-то трущобный переулок вышел на параллельную улицу Красных Командиров, на которой обращает на себя внимание ещё один старинный православный храм — церковь святителя Николая Чудотворца 1371 года (колокольня XVIII века) — похоже, старейшее сохранившееся здание города.

49. А поблизости — задумчивый Фёдор Михайлович:

50. А у этой улицы очень нетривиальное название — улица Сварога. Естественно, благодаря древней истории города, и без того возникающая ассоциация со славянской языческой мифологией, усиливается ещё больше. Только потом постигает разочарование, когда узнаёшь, что это лишь фамилия одного местного художника. Хотя почему "лишь"? Повезло ведь художнику с фамилией, да ещё и в таком городе...

С улицы Сварога я вышел вновь на Минеральную. Таким образом, замыкая круговой маршрут, я постепенно возвращаюсь к тому же месту, где днём вышел с автобуса.

51. Курорт "Старая Русса" — один из символов города. На протяжении нескольких веков город развивлася благодаря солеваренному промыслу, а в начале XIX века было открыто лечебное свойство местных минеральных вод, содержащих соли, и в 1828 году открылся курорт, действующий и в наши дни.

52. Минеральная улица:

53. Оригинальный способ борьбы с несанкционированной расклейкой объявлений — заключить афиши за решётку. И правильно, а то заклеили бы Достоевскому лицо бумажками...

54. Парк Победы рядом с курортом. В центре — Монумент Славы с вечным огнём.

55. Хрущёвки и гостиница "Полисть", в которой я ночевал:

56. Поблизости здесь стоит Свято-Троицкая церковь. Изначально она была построена в 1676 году, в середине XIX века сильно обветшала, после чего её восстановил архитектор К. А. Тон (тот же самый, который построил храм Христа Спасителя).

57. Вид улицы Энгельса в сторону берега Полисти. Эта фотография (как и последующие) сделана уже на следующее утро, когда погода была пасмурной, и я шёл от гостиницы к автостанции.

58. Надо же какое название у магазина. Кто-то из сибиряков в Старой Руссе отметился.

60. Вид с Живого моста через Полисть на стрелку и Воскресенский собор. В солнечную погоду он выглядит лучше:)

61. Улица Санкт-Петербургская за Полистью. По ней я шёл в сторону северного выезда из города.

62. Красные звёзды, похоже, ещё советских времён:

63. Советская архитектура:

65. Так я наконец вышел на переход через железнодорожные пути. Это — западная горловина станции Старая Русса.

66. Железнодорожная станция в Старой Руссе была открыта в 1897 году в составе Бологое-Псковской железной дороги. Нынешнее здание вокзала — сталинское (старое было разрушено в войну), часовня по соседству — новодел. А движение по железной дороге тут крайне слабое. Ежедневно ночью проходит скорый поезд Москва-Псков, а ещё два раза в неделю ходит пригородный до станции Едрово (недалеко от Валдая).

Фотографию вокзала я сделал, стоя на автостанции в ожидании автобуса, на котором уехал в Шимск, то есть в сторону Великого Новгорода. Но об этом позже.

Старая Русса - один из древнейших городов России - стал основной целью нашей недавней поездки в Новгородскую область. Мне приходилось ранее бывать здесь - и тоже зимой. К сожалению, та поездка состоялась еще в "доцифровую" эпоху, так что в моем ЖЖ о ней если что и было, то мало и неинформативно. Сейчас мы приехали сюда на автомобиле и довольно планомерно объехали почти все основные достопримечательности.
Старая Русса известна с 1167 г, здесь всегда добывали соль, и город с этих промыслов платил весьма приличные налоги в казну - сначала Новгородской республики, потом Московского царства. Сейчас соляной завод 1770-х гг, конечно, не действует, хотя и сохранился частично - мы до него, к сожалению, не добрались, туда летом лучше.
Одной из древнейших сохранившихся построек Руссы является Спасский собор Спасо-Преображенского монастыря, в котором сейчас располагается экспозиция местного краеведческого музея. Таким образом, можно не только ознакомиться с экспонатами (довольно интересными, надо сказать), но и побывать внутри храма XII-XVII вв. От XII в там, впрочем, разве что фундаменты остались, основной объем принадлежит XV в (от этого времени есть также фресковые фрагменты внутри - весьма невнятные, впрочем), а завершение - это уже XVII в (фрески XVII в здесь тоже есть). Рядом стоит еще пара интересных построек - шестигранная колокольня и церковь Рождества Христова 1630-х гг с трапезной. В церкви находится художественная галерея с работами местных художников, но туда ради экономии времени мы не пошли.
Неподалеку на улице Крестецкой есть еще один памятник - недавно отреставрированная церковь Троицы Живоначальной. В основе это XVII в, но в XIX в ее сильно перестроили по проекту неоднозначного архитектора Тона, от этого же времени сохранились фрагменты росписей внутри храма.

Спасо-Преображенский монастырь. Спасский собор (1198, перестроен в 1442 г), колокольня (XVII в), церковь Рождества Христова (1630-е гг), церковь Сретения Господня (1630-е гг).


И с другого ракурса: Спасский собор (1198, перестроен в 1442 г) и колокольня (XVII в). Раскрыт фрагмент кладки XV в.

В этой церкви расположены экспозиции краеведческого музея, где содержатся артефакты с раскопок на территории Сиарой Руссы. Вот некоторые из них:

Ложки XII в и ткани XII-XIV вв.

Кожаная обувь XII-XIV вв.

Карнизы жилого дома XI в.

Фрагменты соляного трубопровода XII-XIV вв.

Счетные бирки XI-XIV вв использовались для счета, возможно, фиксации каких-то долгов, взаиморасчетов и т.д.

Деревянные украшения XIV в

Ну и берестяные грамоты - куда ж без них в Новгородской области.

Фрески внутри сохранились плохо. XVII в еще туда-сюда, а вот от XV века остались лишь малые фрагменты.

А вот фрагменты росписей XIX в.


Троицкая церковь (1684 г), перестроеная в XIX в по проекту архитектора Тона.

Внутри церкви находятся росписи XIX в.

Отсюда рукой подать до центральной Соборной площади, где нет собора, но можно увидеть краснокирпичную водонапорную башню 1908-1909 гг постройки, несколько зданий XIX в (Реальное училище, женскую гимназию, бывшую гостиницу «Белград» и т.д.), а также пройтись по пешеходной Воскресенской улице, ведущей к мосту. У моста стоит старейшее гражданское здание Руссы - дом Попова постройки нач. XVIII в (по-моему, здание до сих пор жилое!). Набережная реки Полисть хороша, наверное, в летнее время, зимой она пригодна разве что для обзора с противоположного берега Воскресенского собора 1692-1696 гг постройки. Собор недавно отреставрировали и очень ярко раскрасили, интерьеров там вроде бы не сохранилось, потому мы ограничились обзором с противоположного берега.



Пожарное депо (1887 г) и Алексеевское реальное училище (кон. XIX - нач. ХХ вв).

Дом Н.П. Беляева - особняк нач. XIX в.

Соборная площадь. Женская гимназия (XIX в) и водонапорная башня (1908-1909 гг).

Историческая застройка улицы Воскресенской.

Дом И.И. Попова (нач. XVIII в) - старейшее гражданское здание Старой Руссы.

Воскресенский кафедральный собор (1692-1696 гг) на стрелке слияния замерзших рек Полисть и Порусья.

Воскресенский собор в некотором приближении.

Далее направились на Георгиевскую улицу, где находится один из интереснейших памятников города - Георгиевский собор XV в, перестроенный в XVIII в. Похоже, этот храм не закрывался в советское время, потому там и сейчас можно видеть золоченый барочный иконостас XIX в и еще более старые иконы, а также росписи нач. XX в. В конце улицы стоит еще один древний храм (самый аутентичный, несмотря на недавно возведенную главку) - церковь св. Мины. А в двух шагах от нее в доме, который приобрела семья Достоевских в 1876 г, открыт музей писателя. Музей я посещала в прошлый свой приезд в Руссу, не то чтобы он неинтересный, но сейчас ради экономии времени мы туда не пошли.
Старая Русса вообще тесно связана с самым лучшим, на мой взгляд, произведением Достоевского «Братья Карамазовы» - по общему мнению, это изображенный в романе город Скотопригоньевск. На противоположном берегу реки есть т.н. «дом Грушеньки», а в здании гостиницы «Белград» в располагавшемся там трактире произнес свою речь о Великом Инквизиторе Иван Карамазов.
Впрочем, не менее (а скорее всего, и более) интересны здесь древние церкви: помимо показанных ранее, есть здесь еще один древний храм - построенная в 1391г церковь Николая Чудотворца. Она также отреставрирована, но внутрь в этот раз нам попасть не удалось.



Георгиевский собор XV в (перестроен в XVIII в).

Гергиевский собор со стороны апсиды.

У фундамента раскрыта кладка XV в (зря все-таки штукатурят эти старые церкви!).

Иконостас Гергиевской церкви (XVIII-XIX в) и его фрагмент.

Царские врата XIX в.

Дом А.К. Гриббе (сер. XIX в) в 1870-хх приобрело семейство Достоевских. Сейчас здесь музей писателя, куда в этот раз мы не пошли. Мест связанных с Достоевским в Руссе много, но в поле нашего внимания в силу недостатка времени они не попали.

Самая аутентичная в Старой Руссе древняя церковь св. великомученника Мины выстроена из ракушечника и ильменского известняка (нач. XV в, восстановлена после шведского разорения в 1650-х гг). Такими же были все церкви города того времени, но все они сейчас оштукатурены. Надеюсь, ввиду начавшейся реставрации церковь Мины не постигнет та же участь.

Как, например, этот храм - св. Николая Чудотворца (1371 г, перестройка и колокольня 1710 г).

С этой стороны церковь кажется более похожей на XIV в, но XVII век все равно превалирует.

Напоследок отправились к курорту «Старая Русса», основанному еще в нач. XVIII в (помним, что город издавна славился соляными и минеральными источниками) и пережившему свой расцвет в кон. XIX - нач. ХХ вв. Впрочем, курорт вполне живет и здравствует в наши дни - здесь масса корпусов для размещения пациентов, питьевая галерея, грязелечебница - к сожалению, старые деревянные постройки XIX в не пережили потрясений ХХ в - и все это в основном, послевоенное. Территория общедоступна для всех - за мзду малую в сумме 50 рублей с человека можно пройти через КПП, попить и набрать с собой воды из источников в питьевой галерее, полюбоваться самоизливающимся минеральным Муравьевским фонтаном (который непрерывно бьет здесь с сер XIX в), и покормить уток, в изобилии собирающихся вокруг незамерзающего минерального Нижнего пруда, откуда черпают бурую грязь для близлежащей грязелечебницы.
Рядом с курортом можно посетить реконструкцию усадьбы средневекового рушанина (о качестве экспозиции судить не берусь, мы сюда не ходили), а также посмотреть Пятницкий раскоп с остатками мостовых и фундаментов зданий XI-XII вв, но увидеть их можно только в летнее время, поскольку зимой там все занесено снегом.

Символ курорта "Срарая Русса" - Муравьевский фонтан. Это один из самых мощных самоизливающихся минеральных фонтанов в Европе. Скважина, пробуренная в 1859 г, действует до сих пор! Ранее над ней был красивый шатер, но он не сохранился. Впрочем, фонтан и так красив в любое время года.


К сожалению, иных исторических сооружений (большинство из которых были деревянными) на территории курорта не сохранилось.

Центральных вход на территорию курорта.

Питьевая галерея, где можно попить воды и набрать с собой.

Из этого незамерзающего минерального озера черпают сульфидно-иловую бурую грязь

для находящейся неподалеку грязелечебницы.

Незамерзающий пруд - прекрасное место для уток, которых здесь, к тому же, подкармливают курортники.

В курортном театре Старой Руссы начинала свою карьеру в 1895 г В.Ф. Комиссаржевская. Нынешнее здание театра выглядит так.

Пятницкий раскоп, наверняка, очень интересен, но убедиться в этом можно только летом, когда сойдет снег:)

Рядом с курортом находится восстановленная усадьба средневекового рушанина с несколькими музейными экспозициями. Мы внутрь не ходили, потому сказать насколько это развесистая клюква, не могу.

На этом прогулку по Старой Руссе нужно было заканчивать, поскольку в этот день нам еще предстоял неблизкий путь в город Порхов, куда очень хотелось успеть до темноты.

Этот старинный город на Новгородчине хранит память о некогда жившем в нем и создававшем здесь свои шедевры великом писателе.*

Об авторе. Галина Евгеньевна Лебедина живет в Санкт-Петербурге. Окончила Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет по специальности социальная педагогика. В настоящее время - руководитель изостудии .

Небольшой, уютный уездный город словно спрятался в Новгородских землях, скромно, как некий старец-молитвенник скрывается от глаз людских.

…Старую Руссу мы полюбили, читая дневники жены великого писателя Анны Григорьевны Достоевской. «…Мы очень полюбили Старую Руссу… Но кроме самого города мы полюбили и дачу Гриббе… Дача г-на Гриббе была не городской дом, а скорее представляла собою помещичью усадьбу, с большим тенистым садом, огородом, сараями, погребом и пр. Особенно ценил в ней Федор Михайлович отличную русскую баню, находившуюся в саду, которою он, не беря ванн, часто пользовался», - пишет Анна Григорьевна.

Дача стояла на берегу реки, обсаженной громадными вязами, посадки еще аракчеевских времен.

Несколько лет подряд мы ездили в Руссу именно благодаря Федору Михайловичу.

Любили прогуливаться по старой булыжной мостовой, сохранившейся чудом. Любили идти вдоль реки по земле: то по спускающимся к реке тропам, то среди прячущихся в зарослях прибрежных кустов. И знали: здесь бродил великий писатель. Эта первозданная набережная сохранялась в ее нетронутой красоте, такой, какой знал ее Достоевский. Заповедные места! Георгий Ива-нович Смирнов, вдохновленный литературным подвигом Достоевского, много сделал для сохранения этой заповедной Руси. Сражался, можно сказать, до клочка, до пяди земли, за то, что принадлежало памяти писателя. Но мы Смирнова не знали, просто восстанавливаем его образ из воспоминаний других людей, близко знавших его. Он умер. Нам посчастливилось познакомиться с продолжателем его дела Верой Ивановной Богдановой. Познакомились мы с ней в самый первый наш приезд. Мы побывали у нее в гостях и были тронуты ее теплым приемом, а также получили в подарок незабываемое вкусное варенье из апельсинов.

На мой вопрос, как она пришла к вере, Вера Ивановна ответила просто:

С самого раннего детства я была верующей. У нас вся деревня была верующей.

Вера Ивановна родилась в деревне, в самой глубинке Батецкого района Новгородской области, что в восемнадцати километрах от Луги.

Свято-Троицкий храм в Старой Руссе.

В нашей деревне стояло два храма. Деревня была разделена на две части и принадлежала двум помещикам, и каждый из них построил для своих крестьян храм. Один храм был Никольский, а другой в честь святого Димитрия Солунского, куда мы и ходили всей семьей, там, на кладбище возле храма, наши все родные похоронены.

Слышали ли вы про потаенную Русь? - в свою очередь задала вопрос Вера Ивановна и сама ответила: - Россия, которая веру сохранила, обряды сохранила, верность Богу сохранила.

Когда в 1962 году приехали закрывать собор в селе Городня, это было при Хрущеве, собрали все иконы и свезли в баню, для сжигания. Мама пришла домой и плакала.

И долгое время мы думали, что иконы сожгли, и горевали от этого, но через несколько десятков лет, когда в храме вновь возобновились службы, в 1993 году иконы вернулись.

Мы удивленно посмотрели на Веру Ивановну. Она улыбнулась:

Мы тоже думали, что они сгорели, но истопник, которому было поручено их сжечь, вместо этого раздал людям. И вот эти люди стали их приносить обратно в храм.

В Руссу мы приехали вместе с мужем, оба учителя - он математики, а я литературы, устроилась на работу в краеведческий музей, - стала рассказывать Вера Ивановна, - в это время Георгий Иванович Смирнов восстанавливал музей Достоевского.

В музее должна вестись научная работа, иначе это не настоящий музей, - считает Вера Ивановна. - Сердце должно трепетать от подлинности, пусть даже экспонаты и не принадлежали тому, кому посвящен музей, но они должен принадлежать его эпохе. На каждый экспонат должно быть свое «досье».

Из соседней комнаты вышел черный грациозный кот, он испытующе оглядел нас - всё ли в порядке? - и после миролюбиво потерся о ноги, не спуская преданных глаз со своей хозяйки.

Ну что, пришел проверить? - засмеялась Вера Ивановна.

Красавец, - сказала я в одобрение коту.

Мы нашли кота на помойке и первое время выкармливали из шприца, - открыла нам историю его появления у них хозяйка.

Кот деликатно удалился, и мы продолжили разговор.

Как изменилась ваша жизнь, когда вы так тесно соприкоснулись с жизнью Достоевского?

Вера Ивановна не сразу ответила на этот вопрос. Немного подумав, произнесла:

Как Достоевский повлиял? Я стала тоньше чувствовать своих детей. (Детей у Веры Ивановны трое.) Стала их больше понимать, чувствовать острее их боль, когда читала в «Братьях Карамазовых» об Ильюшеньке. «Детками душа лечится», «Дети даны нам для умиления», - процитировала она любимого писателя.

Все дети похожи на Бога, всем улыбаются, всех любят и смотрят на мир и на людей доверчиво, но почему же так скоро некоторые из них вырастают в тиранов? - спросил мой муж Геннадий.

Мы в этом виноваты, мы, - вздохнула Вера Ивановна. - Знаете ли вы любимую молитву Достоевского? «Все упование на Тя возлагаю, Матерь Божия, сохрани мя под кровом Твоим». Каждый вечер он приходил к своим деткам, читал над ними эту молитву и на ночь благословлял их.

Чем для Достоевского была Старая Русса?

Старая Русса - это его дом, - чуть ли не воскликнула Вера Ивановна. - В самом глубоком смысле дом, и сад, и почва, и земля. Это единственное место, которое ему принадлежало, место, где он имел свое. Дом, в котором его любили, ждали. Дом с садом. Саду Достоевский придавал огромное значение. Он считал, что если у человека есть земля, то он участвует в управлении государством. Он переживал, чтобы его дети не выросли «стрюцкими». «Стрюцкий», по мнению Достоевского, - это человек без земли, без корней, которому нечем дорожить. И писал в дневнике: «Человечество обновится в саду, садом выправится».

Общение с землей облагораживает, работа на земле - оживляющий труд, - добавила Вера Ивановна

«Мужу нравился наш тенистый сад, и большой мощеный двор, по которому он совершал необходимые для здоровья прогулки в дождливые дни, когда весь город утопал в грязи и ходить по немощеным улицам было невозможно. Но особенно нравились нам обоим небольшие, но удобно расположенные комнаты дачи, с их старинною, тяжелою, красного дерева мебелью и обстановкой, в которых нам так тепло и уютно жилось. К тому же мысль о том, что здесь родился наш милый Алеша, заставляла нас считать дом чем-то родным», - писала Анна Григорьевна.

Анна Григорьевна и Федор Михайлович боялись потерять свой «излюбленный уголок». И случилось так, что наследница имения решила продать дом и запросила за него тысячу рублей. По тем временам это была большая сумма, и таких денег у семейной четы не было. Тогда Анна Григорьевна попросила своего брата, Ивана Григорьевича Сниткина, купить дом на свое имя, с тем чтобы перепродать его им, когда деньги появятся.

«Брат мой исполнил мою просьбу и купил дом, а я уже после смерти мужа купила у брата дом на свое имя. Благодаря этой покупке у нас, по словам мужа, «образовалось свое гнездо», куда мы с радостью ехали раннею весною и откуда так не хотелось нам уезжать позднею осенью. Федор Михайлович считал нашу старорусскую дачу местом своего физического и нравственного покоя и, помню, чтение любимых и интересных книг всегда откладывал до приезда в Руссу, где желаемое им уединение сравнительно редко нарушалось праздными посетителями», - пишет Анна Достоевская в своих воспоминаниях.

Мы, заглянув к Вере Ивановне «на минуточку», проговорили с ней два часа. Поэтому нам пришлось все же попрощаться с ней, чтобы дать ей покой.

Покой, - сказала Вера Ивановна, - это когда живешь в согласии с Богом. Чем больше я живу, тем больше убеждаюсь, что совершенен один Бог, поэтому на земле без Бога ничего совершенного построить нельзя. У Бога главное - любовь.

Достоевский христианский писатель, больше того - Православный.

…До сих пор стоит у меня перед глазами образ красивой русской женщины с добрыми морщинками возле глаз и светлыми спрятанными под косынку волосами. Образ Веры Ивановны для меня стал образом той потаенной Руси, богатой талантами, богатой верой, и безстрашной ее исповедницей.

Долго гуляли по Руссе, хотелось «переварить», осмыслить то новое, что услышали. Надо сказать, что Русса - город садов: зашел во двор, а там сад яблоневый. Однажды гуляли по окраине города, и улица завела нас в тупик. Оказалось, что это был сад. Можно сказать, сад этот был народный, говорили, что раньше на этом месте был интернат для детей. Кто им владел до этого, мне неизвестно. В августе можно было увидеть бабушек с корзинками, мальчишек, сбивавших палками яблоки. Приезжая в Руссу, мы всегда первым делом посещали этот сад. Радовались его доступности и красоте. В нем росли яблони разных видов. Мы бродили по саду и пробовали яблоки всех сортов.

Дошли до реки Полисть, прошли по Живому мосту и оттуда залюбовались берегами реки, Воскресенским собором, отражавшимся, как в зеркале, в неторопливой и безмятежной реке. Всё как раньше - чарующий закат, обаяние старины, но территория «нашего сада» выкуплена, сам сад наполовину вырублен и вдоль берега, ведущего к дому писателя, проложена дорога из кирпича.

Понравилось бы Федору Михайловичу гулять по дороге, закованной в асфальт? - задумчиво спрашивал муж, увидев это творение рук человеческих.

Амвросий Оптинский некогда сказал мудрые слова: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, чуть одной точкой касается земли, а остальным стремится вверх; а мы как заляжем, так и встать не можем» .

Как бы нам вот так научиться жить, чтобы, даже касаясь земли, мы бы ей не вредили, не портили ее красоту…

Старорусская икона Божией Матери

Неудивительно, что к этой святыне в Старой Руссе, особенно почитаемой рушанами, привел нас Ф.М. Достоевский. Георгиевская церковь, в которой находится эта святыня - чудотворная икона Божией Матери, именуемая «Старорусской», - высится неподалеку от дома, который снимали семья Достоевских. В самый первый приезд в Старую Руссу, в 1872 году, они остановились в доме священника Румянцева, служившего в этой церкви. Вот как пишет Анна Григорьевна: «Наконец, в три часа дня, пароход подошел к пристани. Мы забрали свои вещи, сели на линейки и отправились разыскивать нанятую для нас…дачу священника Румянцева. Впрочем, разыскивать долго не пришлось: только что мы завернули с набережной реки Перерытицы в Пятницкую улицу, как извозчик мне сказал: "А вон и батюшка стоит у ворот, видно, вас дожидается". Действительно, зная, что мы приедем около 15 мая, священник и его семья поджидали нас и теперь сидели и стояли у ворот. Все они нас радостно приветствовали, и мы сразу почувствовали, что попали к хорошим людям. Батюшка, поздоровавшись с ехавшим на первом извозчике моим мужем, подошел ко второму, на котором я сидела с Федей на руках, и вот мой мальчуган, довольно дикий и ни к кому не шедший на руки, очень дружелюбно потянулся к батюшке, сорвал с него широкополую шляпу и бросил ее на землю. Все мы рассмеялись, и с этой минуты началась дружба Федора Михайловича и моя с отцом Иоанном Румянцевым и его почтенной женой, Екатериной Петровной, длившаяся десятки лет и закончившаяся только с смертью этих достойных людей»

Старорусская икона Божией Матери.

Георгиевская церковь стоит на одноименной улице. Улица Георгиевская находится недалеко от соборной площади города. И если идти от центра площади, то маршрут будет пролегать мимо невысоких городских домов, похожих на белую пастилу. А если идти от дома Достоевских, то справа и слева будут окружать вас уютные деревянные деревенские домики, тесно прижатые друг к другу заборами. Вдоль улицы высажены кусты калины. Именно по этой улице шел Дмитрий Карамазов: "Калина, ягоды, какие красные!" прошептал он, не зная зачем».

Мы остановились у ворот церкви, у которых сидели местные бедные люди , жители города. Это единственный храм в городе, где мы увидели людей с протянутой рукой. Подумалось, что это, наверное, Провидение именно здесь и сохранило их. «Когда у моего мужа не найдется мелочи, а попросили у него вблизи нашего подъезда, то он приводил нищих к нам на квартиру и здесь выдавал деньги» . (А. Достоевская, «Воспоминания»)

Дочь Достоевского, Любовь Федоровна, вспоминает, что Достоевский «подавал всем бедным, встречавшимся на его пути, и никогда не мог отказать в деньгах, если кто-нибудь говорил ему о своем несчастье и просил помощи».

Миновав нищих, насовав в их протянутые руки сладости, мы вошли в храм. Теперь пишу и думаю, что если перед дверями рая окажутся стоящие нищие, убогие больные, бедные... - попадем ли в рай, минуя их?

В храме готовились к празднику Успения. На деревянном полу была выстелена дорожка из травы и цветов до алтаря и возле Старорусской иконы. Старорусская икона впечатляет не только размерами (278 см высота и 202 см ширина), но и уникальной историей. Икона была принесена когда-то в Старую Руссу из Греции, из города Ольвиополя.

Предание гласит, что, когда в 1570 году в Тихвине случилось моровое поветрие, то жители города просили позаимствовать чудотворную икону. Крестным ходом тихвинцы обошли город и на руках внесли его в Успенскую церковь Тихвинского монастыря. Мор прекратился.

…С возвращением иконы тихвинцы не торопились, а вскоре и совсем отказались ее вернуть. И только в 1787 удалось получить лишь список чудотворной иконы. Староста Воскресенского собора Илья Петрович Красильников сам поехал в Тихвин, и когда икону в очередной раз отказались вернуть, тогда по его заказу тихвинские живописцы скопировали Старорусскую икону «мера в меру». В 1788 году рушане встретили образ, который стал главною святынею Воскресенского собора города Старой Руссы. Несмотря на то, что этот список неоднократно являл чудотворную силу, исцеляя физические и душевные болезни, жители не оставляли надежды вернуть старинный Образ. Радостное событие случилось в правление Императора Александра III, который распорядился утвердить положительно прошение рушан. Желая достойно проститься со святыней, хранившей их город триста лет, тихвинцы обнесли чудотворную икону с крестным ходом вокруг Тихвина. А Старая Русса готовилась достойно ее встретить! День 18 сентября стал для Старой Руссы знаменательным событием. Такого стечения духовенства и богомольцев Старая Русса давно не видела. Колокольным звоном, который сливался с голосами множества певчих, встречали икону. Богослужение окончилось лишь к трем часам дня. А звон колоколов не утихал в монастыре целый день. Радуйся, райских дверей отверзение! (из Акафиста Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии)

Святыня вернулась на родную землю, а в Тихвине остался точный список. Долгожданное возвращение произошло к всеобщей радости горожан. Но оказалось, что святые лики на иконах расположены по-разному. Лик Богородицы кротко обращен на каждого приходящего к Ее образу. На левой руке изображен Ее Божественный Младенец, но лик Его обращен от Нее в сторону. В монастыре на иконе Младенец так же покоится на левой руке Богоматери, но лик Его обращен на этом образе к Ней.

До сих пор это различие объяснить не могут. Многие толкуют по-разному, о том, что стало причиной того что Младенец «отвернулся». Одна из версий, была такова: Младенец скорбит о грехах людских. Другие считали, что Он отвернулся в сторону при виде порочной жизни жителей города. Возможно и то, что, восстанавливая потемневший от времени Образ, иконописцы изменили положение лика. Но не исключали и чудесное преображение иконы.

После революции происходит изъятие церковных ценностей. В городском соборе открывается музей, куда переноситься Старорусская икона и где хранился список иконы, сделанный И.П. Красильниковым. В 1941 году во время оккупации икона исчезла, а инкрустированная драгоценными камнями серебряная риза, украшавшая Старорусскую икону Божией Матери, чудом уцелела. Сейчас в Георгиевской церкви чтится список чудотворной иконы. Это краткая история чудотворного Образа, который является самым почитаемым в городе. Перед Ним склонялся в поклоне великий писатель, когда приходил на Литургию.

Когда впервые входишь в храм, удивляешься не столько расписным сводам и обилию древних образов, сколько самой атмосфере. Кажется, что этот старинный храм так и остановился в том времени прошлого века. Поскрипывает деревянный настил под ногами, горят свечи на старинном массивном подсвечнике возле Старорусской иконы. Очи Богородицы глядят безстрастно. Ее молчание - молитва. Она Сама молитва! И Она присутствует не где-то в ином измерении, а здесь! И от этого становится и страшно и спокойно одновременно. Бабушки, прислуживающие в храме, отличались неспешностью, Все делалось неторопливо и спокойно. Нам вообще казалось, что в городе другое временно́е измерение. Они охотно показали нам место, где молился Достоевский. Всю Литургию обычно он стоял пред иконой Всех скорбящих Радость. Надо сказать, что образ Богородицы Всех скорбящих Радость был его любимой иконой. По словам жены, он любил молиться «в тиши, без свидетелей». «Я не пошла за ним, и только полчаса спустя отыскала его в уголке собора, до того погруженного в молитвенное и умиленное настроение, что в первое мгновение он меня не признал», - пишет Анна Достоевская. Врач писателя, Степан Дмитриевич Яновский, писал, что «вернейшее лекарство у него всегда была молитва».

А эту икону подарил сам святой Иоанн Кронштадтский, - сообщила сидевшая в уголочке на стуле прихожанка преклонных лет. Я подошла к темному углу под низким сводом и, посветив свечей, прочла дарственную запись на Смоленской иконе Божией Матери.

Икона наша Старорусская - чудотворная, - продолжала говорить, медленно произнося каждое слово, старушка. - Она Заступница наша, она нас и воспитывает и исцеляет, - тут бабушка вздохнула. - У каждого свои болезни то ведь.

Видите, Младенец как бы отвернулся от Богоматери, - так же тихо и медленно произнесла она. - Все-то думают, что Он отвернулся, а это Он к нам повернулся, к нам обращен.

Мы посмотрели на икону - и нам показалось, что всё движение Богородицы на иконе направлено навстречу людям. Она как бы говорит: «Что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2,5).

Началась, праздничная служба, и мы уже не смели отвлекать старушку расспросами.

* 11 ноября (н. ст.) - день рождения великого писателя Федора Михайловича Достоевского, он родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. Этому памятному дню мы посвящаем эту публикацию.

4 сентября 2015 года в Старорусском филиале Новгородского музея-заповедника была открыта выставка «Взгляд в прошлое. Тысячелетняя история Старой Руссы в археологических находках» . Я в этот день был занят в Новгороде, но благодаря Антону Каменскому , любезно поделившемуся фотографиями, могу представить фоторепортаж с открытия.



На выставке можно увидеть не только находки полевого сезона 2015 года, но и предметы из археологических коллекций разных лет, в т.ч. хранящихся в фондах Новгородского музея-заповедника и его старорусского филиала и не представленных в постоянных экспозициях.

Началось открытие с приветствий и лекции со слайдами рассказа о находках и открытиях этого сезона.

Экспозиция выставки состоит из семи основных разделов. Первый - «История археологического изучения Старой Руссы» . Он посвящен археологическим исследованиям и археологах которые внесли вклад в изучение культурного слоя Старой Руссы.

Следующий - «Русса до Руссы» . Эта часть выставки посвящена эпохе позднего неолита и раннего металла (III-II тыс. до н. э.)э.Остатки поселения этого периода были обнаружены в нижней части культурных напластований Пятницкого-I раскопа в 2012 году.

Большая часть экспозиции посвящена средневековой Русе. Это разделы «Становление города» (повествует о древнейшем этапе жизни города на рубеже X – XI и в XI веке) и «Средние века – эпоха расцвета» (рассказывает о повседневной жизни рушан в средневековый период).

Здесь представлено всё многообразие находок, отражающих самые разные стороны жизни средневековых горожан.

Находки из ранних слоёв -

Кожаная обувь -

Различные бытовые предметы -

Свистульки и брунчалки -

Ювелирные изделия -

Доска для игры в "Мельницу" -

Игрушки: шары, мячи, кости и т. д.-

Коллекция тканей -

Отдельно представлена подборка интересных берестяных грамот Старой Руссы и коллекция вислых свинцовых печатей.


Часть выставки - «Смутное время», повествует о XVI – XVII вв. в истории Старой Руссы и материальной культуре этого времени.

«Город-курорт» - так называется часть выставки, посвященная повседневной жизни рушан в XVIII – XIX вв.

Завершает выставку раздел «Старая Русса в годы Великой Отечественной войны глазами археологов» , который отражает некоторые моменты жизни в это трудное время.

Выставка будет доступна для посетителей в течении сентября – октября 2015 года. Приглашаем всех желающих.

Исследования на Пятницком-II раскопе в 2015 г. велись при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-01-18034е.

Пора бы уже мне извлечь что-то из жизненных уроков, а то я продолжаю скакать на граблях, ожидая чего-то от тех или иных мест. Причём формула удивительно проста и работает всегда: когда ждёшь многого от поездки или от города, ожидания не оправдываются и остаёшься ты с чувством глубокого неудовлетворения. Если ничего не ждать - обязательно найдутся приятные сюрпризы, которые поднимут настроение, даже если и в целом городок не очень. Так же и в этот раз. Начитавшись в блогах положительных рассказов о Старой Руссе, думал увидеть здесь что-нибудь наподобие Суздаля или хотя бы Дмитрова. Чтобы были какие-нибудь древности, красоты и провинциальный уют и тишина. Ну и разочаровался, конечно. Древностей хватает, но после Великого Новгорода они уже не смотрятся. Красоты в весьма облезлом состоянии, а уюта нет и в помине. Впрочем, безотносительно моих личных эмоций, погодка выдалась дивная, древности - древними, а красоты - красивыми, так что ниже представляю 45 фото Старой Руссы и рассказ о ней.


1. Начну, пожалуй, с хорошего и лучшего, грязь оставим на потом. Авось до неё и не дочитаете. В Старой Руссе в довольно приличном количестве наличествуют древние храмы, состояние которых вполне хорошее.
В тихом месте близ берега речки Полисти, посреди советских пятиэтажек, расположились остатки от древнего Спасо-Преображенского монастыря, ведущего свою историю с 1192-го года. Облик монастыря, каким мы его знаем, в целом оформился в XVII-м веке, во время восстановления после шведско-литовского разорения времён Смуты.
На этом кадре - две церкви и колокольня XVII-го века. Колокольня - по центру, слева от неё выглядывает купол церкви Рождества Христова XVII-го века. Справа за колокольней прячется Спасо-Преображенский собор.


2. До сегодняшних дней дошли в том или ином виде четыре монастырские церкви. Причём основные разрушения монастырю принесли не большевики, при которых снесли лишь пару хозяйственных построек, а война. В Великую Отечественную он сильно пострадал, во многом потому что в его стенах находилась комендатура немецких войск, занявших город. То, что осталось, отремонтировали в 60-е и в наше время.
Взглянем на сам Спасо-Преображенский собор. Официально - 1198-го года, т.е. это первая церковь в Старой Руссе, но на деле он капитально перестраивался несколько раз.

3. Старая Русса и Великий Новгород - великолепная иллюстрация поговорки "лучшее - враг хорошего". Ни в коем случае не стоит ехать в Руссу сразу после Новгорода. Впечатления от неё остаются просто никакие. Основной и единственный её козырь - древние храмы. Они делают Руссу если не уникальным, то уж точно заметным и стоящим посещения городом на фоне, наверное, 90% остальных городов страны. Но вот Новгород совершенно точно войдёт в оставшиеся 10% и не оставит Руссе шанса. Там таких древних храмов гораздо больше и они куда разнообразней. Плюс к тому, там есть шикарный Кремль. Сам Новгород мало того, что аккуратнее и ухоженнее (логично, учитывая статус областного центра), так ещё и тише и уютнее (а вот это уже странно).
Слева от предыдущего комплекса храмов находится Сретенская церковь всё того же XVII-го века:

4. Ещё один частично сохранившийся храм монастыря - храм иконы Божией Матери "Старорусская". Просто так и не догадаешься, что невнятное здание со стильной неоновой вывеской "Спортивная школа" - это бывший собор 1889-го. Вроде бы в войну он и не так сильно пострадал, но восстанавливать его не стали, а на его основе сделали вот это. Имеем, что имеем:

5. Близ него поставили памятный камень, сообщающий об изначальном предназначении здания. Странное дело. Если бы просто снесли, так бы и не трогало. А тут - стоит такой короб, и внимания на него не обратишь. А как узнаешь о его истории - так и какой-то холодок по телу пробегает. Искалеченные останки пугают сильнее, чем просто отсутствие.

6. Следующая остановка - Троицкая церковь 1676-го. Построена всё после того же литовского разорения, на месте ранее существовавшей. В принципе, если приехать в Руссу прямиком из Москвы или Питера, одна только эта церковь вполне может впечатлить. Хоть для Новгородской земли XVII-й век - древность не столь уж и глубокая, а всё равно этот приильменский стиль, эти арки и своды завораживают. Но после Великого Новгорода такая церковь вызывает просто приятное эстетическое удовлетвроение. Всё же там такого в разы больше.

7. Ещё одна типично новгородская церковь - Мины Мученика. Это уже XIV-й век, настоящая бескомпромиссная древность. Почти полностью сохранилась старинная кладка из красного ракушечника. За одно такое прикосновение к истории Руссе можно было бы простить определённую неопрятность, опять же, повторюсь, если бы не Новгород, где всего древнего больше, а состояние - краше.


8. Рядом с ней - достопримечательность несколько иного, литературного формата. И в этом направлении Старая Русса, пожалуй, уже уникальна. Я говорю про дом-музей Достоевского. Здание, в котором он расположен, писатель с семьёй сняли в 1873-м, а спустя три года выкупили. Он стал первым собственным домом Достоевского, до этого жившего на съёмных квартирах. Использовал его он как дачу, бывая здесь летом вплоть до последнего года своей жизни.
Вокруг него сохранили участок булыжной мостовой и отдельные элементы быта. Также на прилегающей улице хватаем ям, грязи и разрухи, фото которых я почти не включаю в отчёт. Интересно, это тоже - часть антуража времён Достоевского, или же просто бесхозность? Если первое, то легко представить, как Фёдор Михайлович писал здесь самые мрачные, самые угрюмые главы своих произведений, что очень даже может быть, ведь именно в Старой Руссе были написаны "Бесы" и "Братья Карамазовы". Для города Скотопригоньевска из последнего Старая Русса стала прообразом. Хотя Петербург тех лет, вероятно, был ещё хуже. Здесь хотя бы спокойно и тихо.



10. Георгиевская церковь 1410-го года - ещё одна старорусская древность. Во время вышеупомянутого шведско-литовского разорения почти не пострадала. В послевоенные годы XX-го века была единственной действующей в городе. К Георгиевской примыкает также маленькая Благовещенская церковь. Известна ещё и тем, что была приходским храмом семьи Достоевских.


11. Какое-то неопознанное деревянное здание рядом с Георгиевской церковью. В очень хорошем для Руссы состоянии, за недешёвым церковным забором. Очевидно, относится к храму. Вместе с буйно цветущим плодовым смотрится красиво:


12. По другую руку от церкви - крепкий частный деревянный дом. Как водится, Старая Русса на 80% состоит из частного сектора. Каких-то особенных шедевров в нём я не заметил.


13. В шаговой доступности от памятника Достоевскому можно найти ещё одну древнюю церковь - Николая Чудотворца, 1371-го года постройки. Колокольня построена заметно позднее - в середине XVIII-го века. В советские годы в восстановленном после войны храме размещался краеведческий музей. Сегодня церковь - действующая, старообрядческая. Этот факт немного удивляет. Хотя бы тем, что в 90-е храм передали старообрядческой общине, а не РПЦ. Да и отличное состояние тоже нетипично для церквей староверов . Зачастую они находятся в достаточно ветхом виде. "С иголочки" старообрядческие храмы я встречал только здесь, в Старой Руссе, да в Питере. Вероятно, так происходит из-за отсутствия мощной финансовой поддержки со стороны государства.


14. Главным символом города стала, как ни странно, не одна из древних новгородских церквей, а очень красивая, но в масштабах всей страны всё же рядовая, церковь аж самого конца XVII-го века (новодел, по меркам Новгородчины). Нарядная и яркая, живописно расположенная на противоположном от главной площади города берегу реки Полисти, она не столь уникальна, как грубые и пропитанные пылью веков храмы XIV-го столетия.

15. Бросив взгляд на саму речку Полисть, потихоньку будем приземляться и от красивой церковной архитектуры переходить к обычным улицам Руссы, к её повседневной жизни. Это здесь, в ЖЖ, красивые и уникальные храмы идут подряд. В действительности перемещаться между ними придётся по пыльным, разбитым дорогам Старой Руссы, мимо облезлых старых домов и унылых пятиэтажек. В этом месте Русса к моему удивлению напомнила , лишь немного опережая его в плане благоустройства. Там точно так же в центре убитого города на берегу реки стоит красивый храм.

16. Главная площадь Руссы - Соборная (до недавних пор - Революции) - большой заасфальтированный прямоугольник, в конце которого возвышается дореволюционная водонапорная башня:


17. Обрамляют её несколько старых уездных домов. В частности, недавно отреставрированное здание женской гимназии, в котором находится школа. Они смотрелись бы куда лучше, будь площадь поменьше, поуютнее. А так не соблюдается пропорция. Для такого аэродрома дома по периметру должны быть четырёхэтажные. Надо сказать, что до войны Соборная площадь выглядела куда как интереснее: немцы полностью уничтожили комплекс гостиного двора (на прошлом кадре он был бы слева, на месте сквера) и ещё пару построек.


18. Негативно влияет на восприятие города отсутствие какого-то единого концентрированного старого города, кластера, по которому туристу было бы интересно гулять непрерывно, как в том же Новгороде например. Тут по разным местам разбросаны штук семь старинных церквей, отдельно - курорт, на отшибе - музей Достоевского, немного разрозненной гражданской архитектуры. А в пространстве между ними - частный сектор или хрущёвки. Каждый объект как вещь в себе интересен, но какого-то общего погружения в старину не получается. Просто ездишь по обычному постсоветскому городу от одной достопримечательности к другой.
Рядом с центральной площадью - обязательный Ленин:


19. Есть в Старой Руссе и пара-тройка улиц с дореволюционной гражданской застройкой. Она тут слегка рыхлая и не очень выразительная. Состояние, что удивило, ничуть не лучше, чем в соседних . Почему удивило? Ну вроде бы Русса - город хорошо известный, популярный у туристов. Тут огромный санаторий-курорт прямо в центре города, приезжих волей-неволей всегда полно. Городу в сети целый официальный туристический сайт забабахали, с довольно соблазнительным описанием всех его прелестей. По сути, Русса - второй после Новгорода город региона в культурном и туристическом плане. Тут и промышленность живая есть, а значит и какие-никакие деньги. А Сольцы - маленький, бедный и малоизвестный городок на отшибе. Тем не менее, состояние старины одинаково слабое. В Сольцах купеческая застройка даже поинтереснее показалась. Она там как-то более сконцентрирована и в то же время разнообразна.


20. Два года назад мы посетили два других города Новгородской области - и . Оба оставили весьма приятное впечатление. Сейчас сложилось ощущение, что мы в другую Новгородскую область приехали. У побитых Сольцов и Старой Руссы ничего общего с Валдаем и Боровичами, которые, конечно, бедны, что видно невооружённым взглядом, но куда как опрятнее, держатся с достоинством. Про них можно сказать "бедненько, но аккуратненько", "скромно, но со вкусом". Про Руссу и Сольцы так не скажешь. Может быть, дело всё же в деньгах? В Боровичах - мощный и почти не потерявший прыти с советских времён завод огнеупоров и ещё масса чего, в Валдае - филиал "Газпрома". Видимо, там всё-таки какие-то излишки на содержание городов перепадают.

21. При том, что Старая Русса - довольно популярный туристический город, да к тому же ещё и курорт, тут негде нормально покушать. Желание, может быть, и приземлённое. Только приехав голодным после длинной дороги и осмотра Сольцов, воспринимать новый город тяжеловато. В результате питаться пришлось на автозаправке. Обычно "Газпромнефть" всегда выручала, становясь последним оплотом, если негде больше поесть. Но в Старой Руссе даже на ней еда оказалась паршивая.
Дом слева послужил прообразом дома Верховцевой, героини "братьев Карамазовых" Достоевского:

22. Неожиданно красиво смотрится соседство бывшего пожарного депо конца XIX-го века (частично его сегодня занимает кафе) и бывшего Алексеевского реального училища начала XX-го (в нём сейчас политехнический колледж):


23. А вообще Старая Русса встретила нас какими-то совершенно невообразимыми рытвинами на перекрёстках, пылью, медленным и плотным траффиком, советскими домами. На этих дырявых дорогах мы чуть не попали в аварию и вдобавок с дороги поесть нормально не удалось. Понадобилась определённая концентрация внутреннего ресурса, чтобы не плюнуть на всё и заставить себя беспристрастно посмотреть на город, добраться до старинных церквей и памятников.


24. От предыдущей картинки свернули за угол. Обозначенная даже специальным знаком пешеходная дорожка словно с издёвкой залита водой. Дождей при этом не было уже три дня. Откуда она тут взялась? Особенно все эти ямы, рытвины и лужи хорошо смотрелись на фоне предвыборных плакатов какого-то местного кандидата. Какие-то враги сидят в его штабе, раз повесили его патриотичное лицо именно здесь. Русса не подарок, конечно, но уж место получше всяко можно было найти.

25. Ведёт эта мокрая дорожка к сталинскому зданию бывшего клуба Красной армии:

26. Напротив него - музей Северо-Западного фронта. Слева от музея видна небольшая открытая площадка с военной техникой. Как видно по фрагментарности сохранившегося старого города, война по Старой Руссе прошлась очень сильно:

27. Иные здания вроде бы и пережили войну, но сегодня подзаброшены. Дом, представленный на фото, известен тем, что в нём родился советский писатель В.М. Глинка.


28. По соседству с домом-музеем Достоевского стоит дом Гайдебурова конца XIX-го века. П.А. Гайдебуров был известен как либерально-демократический общественный деятель и журналист. Один из его сыновей стал известным актёром и режиссёром, народным артистом РСФСР:

29. А этот дом - напротив дома-музея, на противоположном берегу речки Порусьи. Известен как "Дом Грушеньки", по имени проживавшей в нём Агриппины Меньшовой, близкой знакомой Достоевского. Считается, что она послужила прототипом Грушеньки Светловой из "Братьев Карамазовых". Все три дома, показанные на последних фото, дореволюционные, все три фигурируют в различных источниках как достопримечательности и все три заброшены.

30. Особняком в городе стоит известный одноимённый курорт. Соли, выпаривание которых в своё время принесло городу рост и экономическое развитие, оказались ещё и лечебными. Сегодня территория курорта и его парка принадлежит санаторию, который в свою очередь вошёл в международную гостиничную сеть Amaks. Вход на неё, некогда бывший свободным, несколько лет назад сделали платным, в том числе и для местных жителей. Цена не очень высокая, я конечно не смог не зайти.


31. Первое впечатление - этакий оазис тенистых аллей и красоты посреди ветшающего города. Тут же возникают мысли о какой-то сегрегации, что вся эта красота только для тех, кто платит деньги, а коренные рушане, проживая в этом городе, не имеют возможности туда свободно попасть, что было бы справедливо. Впрочем, погуляв по парку, изучив его детально, понимаешь, что не так много они и теряют. На роль оазиса для богатых курортный парк никак не тянет. Всё та же ветхость, та же неухоженность, что и в городе. Может быть, масштабы поменьше.


32. Сразу после входа в парк посетителей встречает памятный знак, сообщающий год основания курорта и текущую дату, с помощью клумбы-календаря:


33. Один из символов курорта и города в целом - Муравьёвский фонтан, считающийся мощнейшим минеральным источником в Европе. Пробурили его в 1859-м, однако вода в нём оказалась столь солёной, что для лечения была непригодна. Так он и остался украшением парка. До войны он находился внутри красивого павильона с куполом, галереями соединённого с санаторными корпусами. Разрушенный немцами, как и весь санаторий, павильон восстановили в упрощённом виде, однако он быстро проржавел из-за солёной воды.

34. Курорт "Старая Русса" - один из старейших в центральной России. Основан в 1828-м. Первое время здесь лечили военных. Вскоре слава о чудодейственности местных вод и грязей быстро распространилась по стране. Резкий рост и развитие курорта начались после того, как на нём прошли курс лечения двое членов императорской семьи. Своим пребыванием здесь они остались чрезвычайно довольны. С тех пор на курорте стали регулярно бывать звёзды театра и эстрады тех лет. Курорт принёс Старой Руссе небывалое благоустройство.
Здание грязелечебницы 1958-го:

35. По сути, Русса стала настоящим курортным городом, который жил своей жизнью, мало похожей на жизнь остальной страны. Примерно как современные Сочи или Светлогорск. Курорт продолжил развиваться и при коммунизме. Он стал круглогодичным, здесь лечились и отдыхали тысячи трудящихся. Всё испортила война. Немцы уничтожили всё, что долгие годы создавалось врачами, администрацией и местными жителями. На территории курортного парка было устроено кладбище офицеров СС. После войны его, конечно, восстановили, но былого великолепия уже не вернуть.
Напротив входа в грязелечебницу - бюсты Добролюбова и Горького, которые когда-то тоже здесь лечились:


36. Только-только напротив санатория открылся интересный объект - усадьба средневекового рушанина. Это реконструкция, как не сложно догадаться, жилища и быта, характерных для этих мест в древности. Говорят, при создании комплекса основывались на данных археологических изысканий. Особое внимание уделено солеварению, т.к. именно оно было основой экономики древней Руссы. В усадьбе организована интерактивная солеварня. Сам оценить не могу, т.к. времени на посещение сего чудного музея не было.


37. Официальной датой основания Старой Руссы считается 1167-й - это год её первого упоминания в летописных источниках. Однако доподлинно известно, что полноценное русское поселение существовало здесь на тот момент уже очень давно. Наиболее вероятным периодом образования города называют конец X-го - начало XI-го веков. Из-за этой неопределённости Руссу зачастую называют древнейшим городом Руси. Возможно, это и не так далеко от правды. Более того, существует мнение, что и название нашей страны пошло от Руссы, по имени которой когда-то называлась окрестная местность, куда в своё время пришли варяги, включая Рюрика, и откуда родом, по одной из версий, были князья Аскольд и Дир.

В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные