Танцевальная терапия — когда болит все, кроме души. Танцевально-двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия — что это? Где этому учат? Что требуется для того, чтобы получить образование, стать ТД-терапевтом?

Танцевально-двигательная терапия — это метод психологической коррекции, творческого развития, личностного роста и оздоровления детей и взрослых. Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Её питают такие области знания, как анатомия, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, неврологические исследования, телесно-ориентированная терапия, арт-терапия, метод анализ движений Рудольфа Лабана. ТДТ вбирает в себя различные теории, которые относятся к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении. ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве — единстве тела и психики, и имеет свой метод работы, основанный на коммуникации через движение и танец.

Для танцевально-двигательной терапии нет ограничений по возрасту или по диагнозу. В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанные с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя. Также существует семейная и супружеская танцевально-двигательная терапия, где можно решить семейные проблемы. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки — специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам. Есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребёнка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей, корректирующие дисгармоническое развитие ребёнка (такие, как задержка психического развития, аутизм, минимальная мозговая дисфункция и т.д.). Ведётся работа с детско-родительскими отношениями. В группах и индивидуально ведётся работа с людьми, страдающими различными расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными симптомами и другими соматическими нарушениями. Ведётся групповая работа с психиатрическими пациентами.

Танцевально-двигательная терапия на сегодня для России — это инновационное направление в работе с различными категориями лиц по оздоровлению, развитию и коррекции психологического и физиологического состояния. Спектр применения ТДТ очень широк. Нет ограничений в применении ни по возрасту, ни по типу расстройств и нарушений. Одним из самых важных моментов, которые использует танце-терапевт это то, что тело не лжёт, это единственная проявленная в движении составляющая человека, которая обладает таким свойством.

В чём инновационность подхода? Это прежде всего:

  • Совокупность использования знаний, навыков и умений, относящийся к различных направлениям (психология, терапия, физиология, искусство, творчество).
  • На сегодня уже не секрет для просвещённых, что только целостный подход в терапии любой сложности и любого вида расстройств, как тела, так и души, даёт реальный результат.
  • Если быть ещё более точными, то практически все болезни являются психосоматическими, т.е. прежде чем проявиться на телесном уровне, она появляется как мыслеобраз, на уровне психики. И с этой точки зрения всё, что используется в традиционной медицине, в подавляющем большинстве своём, безнадёжно устарело.
  • Доселе в нашем обществе существовал значительный пробел в развитии творческого мышления и подхода (большое внимание уделялось мыслительным процессам, когнитивным методам в ущерб развитию творческого, креативного мышления), т.е. развивалось только одно преимущественно полушарие. Для целостного и гармоничного человека свойственно развитость обоих полушарий.
  • Самое не изученное на сегодня, как ни странно это звучит, это человек, в особенности его тело, связь тела и психики.

Издревле Танец сопровождал все ритуалы (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка, и пр.), военные походы. В танце человек передавал своё отношение с непознанным, с природой, свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики и выражал Сокровенное в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу, как к форме элитного искусства, возвращает танцу его первозданный смысл: не важно, как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем.

ТДТ показана:

  • Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.
  • Для тех, кто хочет развить навыки общения, самоисследования и самопонимания.
  • Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются настолько слишком сильными или поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы выразить свои чувства, желания, потребности.
  • Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: с образом тела, трудностями в движении, с ощущением напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.
  • Для людей, переживающих стресс или кризис в своей жизни, разного рода потери (смерть близких, развод и т.д.) или кардинальные изменения своей жизни.
  • Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что в жизни будто ходят по кругу, или испытывают общее состояние, что в жизни "всё идёт не так".

Результатами решения задач ТДТ является то, что человек:

  • Начинает осознавать взаимосвязь своего тела и чувств, своих телесных блоков и эмоционального состояния;
  • Осознаёт, как можно ослабить напряжение, что для этого нужно сделать;
  • Научается это напряжение снижать и этим уберегать себя от телесных болей и заболеваний;
  • Находит приемлемые и желательные варианты поведения;
  • Улучшает способности гибкого поведения;
  • Обучается искусству управления своими чувствами и мыслями;
  • Развивает способности к доверительным гармоничным отношениям, находит способы получения творческих сил и доступ к внутренним ресурсам и многое другое.

У читателя может возникнуть вопрос: "А зачем мне всё это нужно?" Ответ: как известно, человек стремится жить более комфортно и телесно и духовно. А для этого важно знать, чего же я хочу как минимум и как этого достичь. И вот тут-то у него обычно возникает трудность. Многие не могут найти ответа на эти вопросы, не могут удовлетворить свои потребности, потому что не осознают причин того, что с ними происходит. А причины могут быть различными. С точки зрения ТДТ, причина может лежать, например, в самых ранних этапах развития, неудовлетворённых потребностях тела, в пробелах двигательного развития, в сдержанных эмоциях или просто в отсутствии понимания потребностей тела, и т.д. И всё это можно восполнить при помощи ТДТ, причём часто самым коротким способом.

Об обучении по Танцевально-Двигательной Терапии

Обучающая программа профессиональной переподготовки по Танцевально-Двигательной Терапии существует с 1995 года. Это самая первая и пока единственная в России программа по ТДТ, которая полностью выполняет квалификационный стандарт Европейской Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии . Эта программа осуществляется "Институтом Практической Психологии и Психоанализа" (НОЧУ ВПО "ИППиП") — высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку специалистов в области психологии, клинической психологии, психотерапии и психоанализа.

Цель программы: всесторонняя профессиональная подготовка танцевально-двигательных терапевтов в соответствии с европейским образовательным стандартом по танцевально-двигательной терапии, готовых практиковать ТДТ в клинических, образовательных и творческих учреждениях согласно Этическому Кодексу и Кодексу практики Танцевально-двигательных терапевтов, принятых Ассоциацией Танцевально-Двигательной Терапии (Россия) и Европейской Ассоциации Танцевально-Двигательной Терапии.

К преподаванию привлекаются ведущие специалисты России, Европы и США.

По окончании программы выдаётся диплом о профессиональной переподготовке по программе "Танцевально-двигательная психотерапия" с правом на ведение профессиональной деятельности в области психологического консультирования.

Программа включает в себя:

  • Семинары по теории и практике танцевально-двигательной терапии;
  • Семинары по психологическому консультированию;
  • Прохождение танцетерапевтической клинической практики;
  • Супервизии и личную психотерапию.

Требования к поступающим:

  • Возраст не моложе 23 лет;
  • Высшее психологическое образование; или медицинское/педагогическое с переподготовкой по психологии и/или психотерапии;
  • Опыт практической работы в сфере психологической помощи не менее 2-х лет;
  • Танцевально-двигательный опыт, т.е. занимаетесь чем-либо, относящимся к движению или танцу.

Процедура приёма:

  1. Заполнить анкету и написать эссе.
  2. Пройти Вводный курс по танцевально-двигательной терапии. Программа курса включает: групповую танце-двигательную терапию "Основные жизненные темы" с последующим процесс-анализом (50 ак. часов); и основы креативного танца (10 ак. часов);
  3. Пройти собеседование.

На сегодняшний момент существует региональная программа обучения в Уфе. Центр исцеляющего искусства и творчества в сотрудничестве с ИППиП и Ассоциацией ТДТ проводит обучающие семинары, курсы в рамках требований, описанных выше. Вы можете пройти Вводный курс "Основные жизненные темы", "Креативный танец и развивающее движение" и другие программы по ТДТ и пройти процедуру приёма. Все специалисты приглашаются от ИППиП (Москва). После каждой программы выдаётся соответствующий документ.

»

Болезнь - это всего лишь результат , внешний показатель наших эмоций и переживаний. Не имеет смысла лечить её таблетками. Физическое состояние зависит исключительно от состояния психики.
Городской ритм жизни приводит к мышечным зажимам.

Однин из лучших и эффективных средств, снимающих мышечное напряжение- это танец . =)

Расслабляется тело - расслабляется и психика , высвобождаются подавляемые эмоции, энергия свободно перетекает по каналам тела, улучшая здоровье и общее состояние.

Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения, где мы можем выразить себя и свои чувства. Человек обретает возможность познать себя изнутри и почувствовать целостность физического и ментального.

В лечебном танце не обязательно обладать танцевальными навыками, важно ощущать и выражать себя в танце. Танцевать нужно не только телом, но и душой, глазами, улыбаясь внутри.

Задачи:

  • Следовать внутреннему процессу, освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, телесного дискомфорта и ограничений в движении.
  • Научиться понимать язык своего тела и использовать танцевальные движения для полного выражения чувств.
  • Развитие самоуважения, принятие себя, доверие к себе и к жизни.

Танцевальная импровизация помогает:

  1. Разрешить внутренние эмоциональные конфликты, освободиться от стресса.
  2. Выразить чувства, для которых нет слов.
  3. Освободить своё тело от мышечного напряжения, приобрести легкость в движении.
  4. Получить доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.

Суть танцетерапии заключается в том, чтобы движением выразить свое состояние или проблему. «Прожить» настроение, конфликт, чувство, ощущение в танце, и это означает пройти половину пути к выздоровлению.

Создавая свой танец, мы создаем пространство, в котором перевоплощаемся, разыгрывая свои переживания. „Протанцовывая“ свое состояние, освобождаемся от мышечных зажимов, мешающих нам жить полной жизнью.

Тело способно восстанавливаться, нужно лишь научиться обращаться с ним правильно, уметь „договариваться“. Болезни тела вызваны психологическими блоками, которые ощущаются на физическом уровне.

Недоверие к собственному телу, нелюбовь к своему телесному облику, неумение воспринимать как единое целое свое духовное и физическое «Я» — из этих проблем вырастают десятки других.

Танец избавляет людей от комплексов, учит дружить со своим телом, понимать его язык. Только сначала нужно обязательно станцевать свой „танец души“, а уже потом переходить к классическим ритмам.

Цель танцетерапии — убрать ограничения личности.

Телесным выражением эмоционального здоровья является грация движений, хороший мышечный тонус, хороший контакт с окружающими людьми и с почвой под ногами, ясный взгляд и мягкий приятный голос.

Танец — это спонтанная трансформация внутреннего мира в движение, в процессе которой пробуждается творческий потенциал и потенциал к изменению старого образа жизни.

Техника танцевальной импровизации.

Стоя ощутить своё тело как единое целое, „войти в состояние“. Отследить области дискомфорта или те, которые не вписались в общее чувство тела. Сосредоточиться на них и дать телу сделать какое-нибудь движение. Любое. Главное, чтобы не вмешивался ум со своими оценками „правильно-неправильно“, „красиво или нет“. Отдаться ощущениям и двигаться так, как хочет тело.

Закончить, когда почувствуете завершенность. Обычно тело само останавливается. Не надо руководить этим процессом. Также работать прорабатывая психологические проблемы или протанцовывая темы.

Импровизация под музыку – это выражение телесных ощущений, вызванных музыкой.

Что для вас танец?

Возможность поддерживать себя в хорошей физической форме? Хорошая осанка? Хорошее настроение? Новые знакомства? А быть может, поиск себя? Встреча с собой, со своим телом?

Традиционно, человек сдержан в проявлении своих эмоций, а танец помогает раскрепоститься, проявить чувственность. С помощью музыки и движений у человека есть возможность почувствовать своё тело и научиться получать от него удовольствие. В танце человек встречается с собой настоящим.

Танец, как таковой, вышел за привычные рамки и обрёл новую жизнь во второй половине 20-го века в качестве элемента психотерапии.

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) нашла широкое распространение во многих точках этой планеты, так как в ней используется универсальный язык движений в соприкосновении с различными психологическими концепциями.

Танец — это неповторимое действо, импровизация. В спонтанных движениях бессознательное человека приобретает видимую форму. Танец помогает отыграть роли, которые мы надеваем на себя в жизни и начать реально относиться к ситуации. Танцевально-двигательная терапия помогает ощутить и понять причину симптомов, болей различного рода.

Ещё Вильгельм Райх , основоположник телесной терапии , считал, что все эмоциональные переживания, которые человек не выражает неделями, месяцами, годами, никуда не исчезают, а "застревают " в мышцах в виде мышечных блоков. Тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Танцевально-двигательная терапия исследует реакции тела и его действия и помогает найти ту внутреннюю целостность, которая была потеряна в результате несоответствия чувств и действий.

Тело не может лгать, оно помогает раскрыть себя во всей полноте. Не важно, как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, что ты выражаешь своим танцем. Не нужно бояться давать волю чувствам. Нужно простооткрыться в самовыражении и возобновить поток чувств в теле. В процессе ТДТ раскрывается информация, лежащая в основе различных болей и человек научается конструктивно взаимодействовать со своими чувствами. ТДТ основана на принципе, что движение отражает структуру индивида мыслить и чувствовать.

Танцевальная импровизация — это восстановление некоего диалога с собой, со своим телом. Это исследование себя. Это способ выражения эмоций, и даже воспоминаний.

Танцевально-двигательная терапия — это возможность поддерживать пламя своей жизни ярко горящим и освещающим жизнь близких людей.

Если для вас движение является способом переработки информации, способом самовыражения и самопознания, то танцевальная терапия, — это для вас. Возможно, именно сейчас пришло время научиться понимать своё тело, научиться управлять своими ощущениями, найти чувство собственного достоинства, и, — овладеть искусством социальной коммуникации. А поможет в этом танцевально-двигательная терапия.

Танцевально - двигательная терапия

Танцевально-двигательная терапия (ТДТ) является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-х годах 20 столетия, в начале в США, а затем - в 60-80-х годах в Великобритании, Германии и Израиле.
В 80-90-х годах ТДТ получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения ТДТ в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация ТДТ в Москве. Понятно, что неофициально все началось гораздо раньше.
Танцевально-двигательная психотерапия использует движение и творческое выражение в контексте психотерапевтических отношений, в которых происходит смещение с чисто вербального подхода к телесно-ориентированному. Процесс включает вербальную и невербальную коммуникацию, в процессе которой творчески актуализирует самовыражение, самопринятие,
способность делать выбор, принимать решения и осознанно развиваться, делая свою жизнь все более наполненной, творческой и осмысленной.

ТДТ - это междисциплинарная область: она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, ее питают многие другие области знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, кинезиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., - т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ТДТ

Невозможно понять суть ТДТ, без обращения к основным источникам, которые питают ТДТ, как отдельную школу психотерапии.
В этой связи следует выделить четыре исторических аспекта:

1. Это развитие науки, и прежде всего психоаналитических школ, связанных с открытием З.Фрейдом психической реальности и рассмотрением психики, как динамики сознательных и бессознательных процессов в онтогенезе человека. З.Фрейд дал толчок развитию глубинной психологии, где можно выделить три основных школы:

Психоанализ З.Фрейда
- Индивидуальную психологию А.Адлера
- Аналитическую психологию К.Юнга.

К 40 - 50-м годам психоаналитические направления достаточно укрепились в психотерапии, как альтернатива традиционному гипнозу. Появилось множество других школ, которые либо опровергали, либо развивали эти основные теории и практики - таким образом, внося неоценимый вклад в общее понимание психологических законов.

ТДТ рождалась, уже опираясь на традиции и новые психотерапевтические школы и направления. Танце-терапевты (в зависимости от своих склонностей и общей психотерапевтической подготовки и опыта) могли использовать универсальный язык движения для соотнесения и сопоставления своей практики с любыми психологическими концепциями. ТДТ своего рода мета-уровень, способный провести параллель и объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В тоже время ТДТ развивает свою теорию, основанную на представлении о психосоматическом единстве.

2. Начало века стало эпохой модерна в искусстве: пробовались новые формы, новые принципы. Танец также вышел за рамки привычного. В России из танцевальных новаторов известна Изадора Дункан. Она была неповторима, как исполнительница и выражала именно те идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Она не оставила после себя школы. Основание новых танцевальных форм танцевальной педагогики связано с другими именами. И, прежде всего, стоит выделить австрийского танцовщика, хореографа и философа Рудольфа фон Лабана. Он был выдающимся педагогом и теоретиком движения и танца.

Именно Р. Лабан претворял в жизнь принцип ценности индивидуального выражения в танце. Отказавшись от привычного балетного тренажа, он разработал свой подход к обучению и постановке движенческой техники, которая позволяла максимально раскрыть индивидуальные особенности выражения каждого танцовщика. Кроме того, он создал систему записи и описания любого человеческого движения (как ноты для записи музыки), которая в настоящее время является теоретической основой и способом анализа и диагностики в ТДТ.

Его учение в 60-70 годах было продолжено Ирмгард Бартениефф, которая добавила особую систему упражнений (Основы Бартениефф), гармонизирующую движение и обучающую правильному и экономичному использованию тела в движении. В настоящее время Лабананализ и Основы Бартениефф являются составной частью методологии ТДТ, а также ее отдельным направлением.

Второе имя - немецкая танцовщица и хореограф Мери Вигман - основоположница танцевального экспрессионизма. Ее больше всего интересовали человеческие аффекты. Эмоциональное переживание рождало телесную форму и определяло качество движения. В балете же наоборот, набор определенных форм служит выражению различных содержаний. Мери Вигман привнесла
в танцевальную педагогику и балетмейстерское искусство импровизацию.

Танцевальная импровизация - это способы спонтанного движения. Когда человек спонтанно двигается, он выражает себя очень точно и честно: в спонтанном движении могут материализоваться бессознательные стороны личности. Бессознательное может стать видимым, обрести форму, таким образом, человек способен воссоединиться с потерянными частями себя, своими психологическими ресурсами. И если осознать это, то открывается возможность к самопознанию и обретению большей личностной целостности и интегрированности - а это основная часть и цель психотерапевтического процесса. Т.е. оказалось, что сама импровизация сталкивала танцовщиков и педагогов с целительной силой танца.

Не случайно, что все первые танце-терапевты были учениками Р.Лабана и М.Вигман или их последователей.

Например, Мэриан Чейс имела собственную студию. И постепенно ее интерес все больше смещался с исполнительского искусства на процесс исследования индивидуальности в танцевальной импровизации. Она видела, что ее студенты раскрывались и менялись как личности, становясь все более целостными, все более самими собой.

Есть легенда, что среди ее учеников были люди, одновременно находившиеся в психотерапии. И прсихотерапевты обратили внимание на улучшение состояния своих пациентов, которое было связано с занятиями у М.Чейс. Постепенно некоторые психотерапевты стали направлять своих пациентов на занятия по танцевальной импровизации в ее студию. И в 1946 году Мэриан Чейс была официально приглашена на работу в психиатрическую больницу им. Св.Элизабет в Вашингтоне (округ Колумбия), где в тесном сотрудничестве с психиатрами и родился ее метод. Вероятно, эту дату и можно считать днем рождения ТДТ.

Следует упомянуть, что эта клиника - одна из самых передовых психиатрических больниц в США. Она известна своим гуманистическим подходом в психиатрии и по сей день остается новатором в применении терапий творческим выражением в психиатрическом лечении. Среди пионеров ТДТ следует также упомянуть Труди Шуп, Мери Уайтхаус и Лилан Эспенак.

3. Стоит отдельно сказать о Вильгельме Райхе и его учении о мышечно-эмоциональных блоках и характерном панцире. Он был одним из самых талантливых учеников З.Фрейда, который первый среди аналитиков обратил внимание не только на то, что говорит пациент, но и, прежде всего, как он говорит. Райх говорил, что невыраженные эмоциональные переживания не
исчезает, а остается в мышцах и "застревает" там в виде мышечных блоков. Эмоции в виде мышечных зажимов годами оставаясь в теле невыраженными и неосознанными, образуют мышечный панцирь, или характерный панцирь, который отражает способы психологических защит (часто патогенных) и его структуру характера, сформировавшуюся под их действием.

В.Райх, будучи аналитиком, предложил не просто вербальный анализ, а он непосредственно воздействовал на мышечные блоки, чтобы освободить их и скрытые в них эмоции, и на этой основе анализировать ситуации, отношения с людьми, вызвавших эти чувства и переживания.
ТДТ обращается к этому пониманию психосоматических механизмов, сформулированных В.Райхом, но практически не использует его методов работы.

4. Нельзя не упомянуть изначальное предназначение танца и древние целительские практики, где танец был неотъемлемым атрибутом, и которое было полностью утеряно в современной цивилизации.
Еще до появления языка, движение, жесты были средством коммуникации первобытных людей. И в первых человеческих общинах танец был одним из главных составляющих общинной жизни: как индивидуальным способом выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и способом передачи культурного наследия. До сих пор в племенах аборигенов вместо вопроса:
"из какого ты племени?" спрашивают: "Какой танец ты исполняешь?"

Танец сопровождал все ритуалы перехода (рождение, свадьба, смерть и т.д.), все праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка, и пр.), военные походы. Именно в танце человек передавал свое отношение с неведанным и непознанным, с природой, свою связь со Вселенной и с богами и духами. Танец служил средством духовной и целительской практики. И в основе этого - не эстетическая форма, а выражение Сокровенного в человеке.

И ТДТ после многих и многих веков отношения к танцу, как к форме элитного искусства, возвращает танцу его первозданный смысл: не важно как ты двигаешься, важно, что ты ощущаешь, чувствуешь и думаешь, важно, что ты выражаешь своим танцем.

Ведь тело - это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.

Абрахам Маслоу говорил, что "...так же как человек имеет инстинктивные потребности, которые являются частью его биологической природы, он имеет и высшие потребности; например, потребность быть значимым, потребность в уважении и потребность в свободе самовыражения". Если перевести это на язык танце-терапии - это потребность быть видимым, что возможно только в движении.

Итак, суммируя вышесказанное, танце-терапевты обращаются к целительной силе танца, к силе творческого выражения в движении, а также используют достижения современной танцевальной педагогики, и обращаются к исследованиям движения и к опыту различных психотерапевтических школ (прежде всего психодинамической, экзестенциальной, гуманистической и трансперсональной).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ТДТ

1. Тело и психика нераздельно взаимосвязаны и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танце-терапевта является аксиомой понимание, что тело - зеркало души, а движение - это выражение человеческого "я". Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот. Следовательно, задачей терапии является достижение самоосознавания, исследуя реакции тела и его действия.

2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми, и с миром. В этой связи задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы, анализируя отношения с терапевтом, и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.

3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли - чувства - поведение рассматривается как единое целое, и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других.
Задача - найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств, и действия. Часто человек начинает думать одно, чувствовать другое и поступать по-третьему, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.

4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово процесс подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с нечто постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.

Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его, и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным.

Задача, следуя процессу человека (можно сказать его психосоматическому Дао) танце - терапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении - человек учится понимать язык своего тела и, таким образом, восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств, и находить
конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (последнее деструктивно для психологического здоровья).

5. Обращение к творческим ресурсам человека, как неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Задача: развитие самоуважения, самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь ТДТ обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения.

КТО ОБРАЩАЕТСЯ К ТАНЦЕ-ТЕРАПЕВТУ

Это, прежде всего люди, их иногда называют кинестетиками, для которых движение является способом переработки информации. Им, чтобы полностью понять, необходимо ощутить это в теле и найти выражение этому в движении. Для них движение - это способ самовыражения, самопознания и развития.

А также это могут быть люди другого склада (можно выделить аудиальный тип, или визуальный), которые на определенном этапе своей жизни стали понимать, что, чтобы решить свою проблему, им надо обратиться к своему телу, научиться понимать его язык и вступать с ним в диалог.
Их всех может объединять то, что в определенный момент эти люди могут чувствовать, что не целостны, потеряли контакт с собой, или хотели бы изменить качество этого контакта. Психологически потеря контакта с собой тождественна потере контакта с телом.

Таким образом, суммируя вышесказанное, можно сказать, что ТДТ показана:

Для всех, кто испытывает эмоциональные трудности, конфликты, находится в стрессе.

Для тех, кто хочет развить навыки общения, самоисследования и самопонимания.

Для тех, для кого некоторые чувства или переживания оказываются слишком сильными или поглощающими настолько, что трудно подобрать слова, чтобы сказать о них, или для тех, кто избегает собственных чувств и не может подобрать точных слов, чтобы вербализовать свои чувства, желания, потребности.

Для тех, чьи проблемы связаны с телесностью: проблемы, связанные с образом тела, трудностями в движении, связанными с общим ощущением напряжения и мышечными зажимами в разных частях тела, или тревогой по поводу близости, физического контакта и доверия.

Для людей, переживающих стрессовый или кризисный период в своей жизни, который связан с разного рода потерями (смерть близких, развод и т.д.) или кардинальным изменением своей жизни.

Для людей, которые обеспокоены тем, что их проблемы не решаются слишком долго, что в жизни будто ходят по кругу, или испытывают общее состояние, что в жизни "все идет не так".

Общие цели могут включать:

Развитие самоосознания, самоуважения и личностной автономии.

Установление взаимосвязи между своими мыслями, чувствами и поступками. Проработка эмоциональных блоков на телесном уровне. Исследование альтернативных, более конструктивных вариантов поведения.

Улучшение адаптивных способностей и развитие поведенческой гибкости.

Выражение и управление всепоглощающими чувствами и мыслями.

Развитие коммуникативных навыков.

Доступ к внутренним ресурсам и творческим силам.

Развитие гармоничных и доверительных отношений.

ЧТО ПРИВОДИТ К ПОТЕРЕ КОНТАКТА С ТЕЛОМ?

В детстве человек ищет одобрения и любви своих родителей, развивая систему "должен - не должен" часто без учета своих собственных насущных потребностей;

Пытается избежать наказаний, неприятных и болезненных переживаний, невыносимых чувств и создает базовые зажимы в теле и в своих движениях;

Учится выживать в окружающем его мире и в разной степени отторгает, не может принимать значимые части своей личности, когда социум их не признает, или считает неважными, или не поддерживает в должной степени проявления индивидуальности.

Итак, ТДТ, как область, огромна. Для ТДТ нет ограничений по возрасту или по нозологии. Ограничением является только ограничения самих танце-терапевтов (т.е. зависит от их специализации).

В России ТДТ изначально развивалась как вид групп личностного роста для взрослых. Сейчас спектр ее применения значительно расширился. Существует групповая и индивидуальная работа с детьми и взрослыми, с помощью которой можно решить свои личностные проблемы, связанных с отношениями с другими людьми, тревогами и страхами, кризисными жизненными ситуациями, потерей жизненного смысла, непониманием себя.

Также существует семейная ТДТ, где можно решить семейные проблемы; есть детские группы для дошкольников и школьников, развивающие творческие способности, коммуникативные навыки ребенка, помогающие подготовиться и адаптироваться в школе. Существуют уникальные программы для детей (детско-родительские группы), корректирующие дисгармоническое развитие ребенка (такие как задержка психического развития, минимальная мозговая дисфункция и т.д.); в группах и индивидуально ведется работа с людьми, страдающими расстройствами питания (анорексия, булимия, навязчивое переедание); с психогенно обусловленными телесными симптомами и другими психосоматическими нарушениями. ТДТ используется как способ подготовки супружеских пар к родительствованию перед родами, а также для послеродовой поддержки - специальные группы для малышей от 0 до 3 лет и их мам.

Начинает развиваться работа с людьми, страдающими пост-травматическими расстройствами, с детьми - инвалидами, беженцами.

ТДТ В России пока еще очень новая специализация. Ассоциация ТДТ (АТДТ) постепенно предпринимает шаги для развития этой профессии при поддержке Американской Танце-Терапевтической Ассоциации (ADTA), Европейской Ассоциации ТДТ и Международной Ассоциации Терапии Творческим Выражением (IEATA).

С 1995 года существует обучающая программа по ТДТ и в Москве. В январе 2005 мы отмечаем ее десятилетие. Сейчас это 3-летняя специализация по ТДТ в Институте Практической Психологии и психоанализа с государственным дипломом о профессиональной переподготовке.

Ирина Викторовна Бирюкова,
e-mail: [email protected]


О методе

Танцевально-двигательная терапия(ТДТ) является направлением психотерапии, лежащим на границе танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личного развития. ТДТ – уникальный метод психотерапии, основным принципом которого является понимание того, что наше тело и психика оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга, а творческий подход дает более полное понимание себя и окружающего мира. ТДТ представляет собой психологическую работу через движение. Работая с танцем, как метафорой, танцевальная терапия дает возможность освободиться от физической и эмоциональной скованности, повышает социальную адаптивность, расширяет границы для самопознания и открывает путь к самосовершенствованию и достижению внутренней гармонии. Основными задачами метода будет развитие целостного и творческого переживания собственного «Я». Ведущая роль и ответственность за процесс отводится самому клиенту, терапевт лишь создает условия и дает поддержку.

программа

по танцевально-двигательной терапии

«Если Ты не будешь танцевать

свой собственный Танец,

то Кто его тогда станцует?» Габриэла Рот

Танцевально-двигательная терапия является направлением психотерапии, лежащим на границе арттерапии, танцевальной импровизации, интегративной психологии, телесной психотерапии и тренингов личностного развития. ТДТ - довольно молодой, но уже зарекомендовавший себя в психотерапии метод. Этот метод уникальный в своем роде. С одной стороны, в отношениях психотерапевта и клиента появляется третья составляющая – движение, танец как средство выражения себя, невербальная форма взаимодействия с собой, пространством, с другими, миром. Здесь нет установленных форм, нет правильных и не правильных движений, здесь каждый учится слышать себя, свои телесные импульсы и рассказывать свою историю. С другой, естественная радость движения, которая уже является ресурсной, позволяет очень мягко приблизиться к глубинным переживаниям клиента, пройти сквозь них и высвободить силы для изменения себя и своей жизни. Ведущая роль и ответственность отводится самому клиенту, терапевт лишь создает безопасное пространство и дает поддержку. Данный метод возможно использовать с любой категорией клиентов, он практически не имеет противопоказаний.

Цель программы

  • Познакомить участников обучающей программы с основными понятиями ТДТ;
  • Обучить участников основным принципам работы с клиентом и группой методом ТДТ;
  • Обучить участников основным приемам работы с телом и движением в ТДТ;
  • Сформировать профессиональное видение психотерапевтического процесса;
  • Практически отработать полученные навыки в группе, тройках, парах и индивидуально.

Программа предназначена для психологов, студентов психологических ВУЗов, психотерапевтов, танцоров, преподавателей различных танцевальных направлений, людей, интересующихся данным методом и желающих получить специализацию по данному направлению.

Программа рассчитана на 226 часов. По окончанию курса вы получите удостоверение о повышении квалификации установленного образца, при наличии психологического или медицинского образования, в остальных случаях выдается сертификат о прохождении обучения.

Так же можно посещать и отдельные семинары


  • Музыка и ритм в ТДТ

РАСПИСАНИЕ 2018-2019

2018

2018

2018

2018

Дата время

семинар

ведущий

руб.

10.11.18 - 11.11.18

10.00 – 18.15

ТДТ

Травкина

Е.С.

6000

17.11.18 – 18.11.18

10.00 – 18.15

ТДТ

Введение в Лабан анализ

Травкина Е.С.

6000

01.12.18 – 02.12.18

10.00 – 19.15

ТДТ. Работа с базовыми эмоциями

Травкина

Е.С.

6000

22.12.18 – 23.12.18

10.00 – 19.15

ТДТ. Работа с паттернами движения и детскими телесными воспоминаниями

Травкина Е.С.

6000

2019

26.01.19 – 27.01.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Использование метода в работе с детьми разного возраста

Травкина Е.С.

6000

02.02–03.02

10.00 – 19.15

Знакомство с телом и движением

Травкина Е.С. 6000
23.02–24.02

10.00 – 19.15

ТДТ
Введение в Лабан анализ

Травкина Е.С. 6000

02.03.19 – 03.03.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Движущее воображение. Аутентичное движение

Травкина Е.С.

6000

23.03.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Анима и Анимус

Травкина Е.С.

3000

20.04.19 – 21.04.19

10.00 – 19.15

ТДТ. Первостихии

Травкина Е.С.

6000

11.05.19 - 12.05.19

10.00-19.15

ТДТ. Танец с тенью

Травкина Е.С.

6000

01.06.19

10.00 - 19.15

ТДТ. Использование музыки и ритма в работе терапевта

Травкина Е.С.

3000

не является публичной офертой

Форма записи на семинар

Ваше Имя *

Ваш E-mail *

Ваш телефон *

Название семинара *

* Нажимая на кнопку «Отправить», я принимаю
условия пользовательского соглашения и даю
согласие на обработку моих персональных данных

Антиспам *




Отзывы

Валерия

Несмотря на то, что мы изучаем на тренинге совсем простые и базовые вещи, он оказался очень ресурсным для меня. Было много практики и достаточно теории. У меня не осталось ни одного вопроса, на который Екатерина не смогла мне ответить. Несомненно, это все станет прочной основой для дальнейшего обучения

Валерия

Очень полезный семинар и с практической стороны-можно включить полученные данные в работу, и для себя лично. Хотелось бы ещё посещать семинары арт-терапевтического направления(возможно даже однодневные)

Диана
Семинар интересный, тренер ведет отлично, вызывает доверие и вдохновляет. Спасибо!

Денис
Семинар был полезен больше для себя лично (я не психолог). Помог актуализировать свои проблемные стороны и возможные способы их проработки. Семинар будет очень полезен практикующим психотерапевтам, много интересных упражнений, по которым Екатерина очень умело ведет и сопровождает. Очень понравился её артистизм и отдача в работе.

от Татьяны

Тема:

Отзыв:
Все было хорошо. Катерине отдельное спасибо, мягкая, плавная, слышащая.Замечания- более организовать теор часть, таблицы, работа с доской, хочется информацию более последовательно, чтоб прям все по полочкам. А подача практического материала на 5+. Спасибо всем! Спасибо, Екатерина!

от Елены
Тема:
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Многое поняла про свои эмоции, тело. Спасибо огромное Екатерине. Профессионал и человек который очень любит свое дело. Все дни тренинга было радостное состояние потока, гармонии с собой и своим телом.

от Анастасии
Тема:

Отзыв:

Мне не хватило базового семинара, для насыщения. Хочу глубже идти. Проекту желаю развития, он нужен. Понимание темы семинар дает достаточно хорошее, Катя приятная и уютная, с ней пространство комфортно.

от Марианны

Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Танец стихий
Отзыв:

Очень понравилось! Катерина как всегда, провела достойно, на высоком уровне, и бережно каждому участнику. Музыкальное сопровождение так же впечатляет. Семинар глубокий, интересный. Жду новых открытий)))

от Светланы
Тема:

Отзыв:
Огромное спасибо! Прошла интересный опыт быть в роли психотерапевта.

от Россияны
Тема:
Танце-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Очень понравилось!!! Новые знакомства, открытия, результаты! Неожиданные повороты событий! Состояние удовлетворенности и благодарности! Благодарю Катю и организаторов!!!.

от Елены
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо Екатерине за доверительную обстановку внутри группы. За предоставленный практический материал, его подачу спасибо!

от Екатерины
Тема:
Танцевально-двигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Я очень благодарна за этот семинар организаторам, тренеру Екатерина и группе за новые горизонты и плоскости развития!

от Виктории
Тема:
Танцедвигательная терапия. Базовый семинар.
Отзыв:
Спасибо организаторам данного тренинга и лично Екатерине за профессионализм, чуткое и ответственное отношение.

от Екатерины
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Благодарю Екатерину, отличный профессионал своего дела, хороший материал, много открытий!

от Марианны
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Спасибо большое! Екатерина, Ваша работа Ψ-терапевта высококлассна! Доверительная атмосфера в группе, созданная Вами и деликатное отношение к каждой из участниц, дает возможность раскрыться и идти в зоны спрятанные и глубоко скрытые. Спасибо! Обязательно приду еще.

от Юлии
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Мягкое комфортное ведение тренинга. Каждый берет столько, сколько может взять в данный момент. Вводные 4 дня действительно вводят в пространство ТДТ в котором хочется находиться и развиваться в нем дальше.

от Елены
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Все логично и понятно. Основной упор делается на практику, что не может не радовать.

от Екатерины
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:

На этом семинаре я получила представление о том, что такое ТДТ, какие методы существуют в ТДТ, как можно использовать ТДТ в работе с группой и в индивидуальной работе. Очень понравилась аккуратность, деликатность, тактичность тренера Екатерины во время занятий и что особенно важно, в проработке личного запроса. Огромное спасибо за такое обучение! :)

от Аркадия
Тема:
Танцевально-двигательная психотерапия. Базовый курсч
Отзыв:
Контроль над группой абсолютный. Чёткое определение границ, мгновенные останавливающие реакции, легкость и непринужденность, способность гибко подстраивать программу под работу группы - всё это говорит о том, что Екатерина уверена в себе. Это помогает выстраиванию доверительных отношений и раскрепощению участников. Ну а её движения сами говорят за себя. Этим она увлекает, поджигает и учит.
Процесс обучения оптимально сбалансирован. Всего именно столько, сколько нужно. 20 часов за дня буквально пролетели. Не было ни информационного перегруза, ни физического измождения.
Да, программа семинара полностью соответствует заявленным целям.
Если Вы слышите и чувствуете музыку, рано или поздно придете к танцу. О том, как это сделать узнаете на семинаре. Для тех же, кто уже танцует - это возможность перейти на новый уровень. У движения тела есть свой язык. Он должен быть гармоничен. Напряжения и глубинные переживания проявятся в движении. Это не зависит от уровня подготовки. Технология интересная и понятная, даже пришедшим с нулевой базой вполне доступно.

от Алии
Тема:
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Все очень понравилось!

от Марии
Тема:
Танцедвигательная психотерапия. Базовый курс.
Отзыв:
Профессионализм, внимательность и тактичность тренера завораживает, помогает в раскрытии и преодолении душевных проблем. Спасибо Катя!

от Евгении
Тема:
Танце-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Весь курс был очень продуманным, было достаточно много и теории и практики. Все занятия были очень мягкие. Тренер умело вела все занятия.

от Людмилы
Тема:
Танцевыльно-двигательная психотерапия. Базовый курс
Отзыв:
Спасибо.
Сложно найти дорогу к себе и не запутаться. Путь через тело- самый верный. Спасибо, что учите с ним общаться, слышать и всегда помнить, что оно у меня есть.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные