Тема женской доли в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо. Судьба русской женщины-крестьянки. (По поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?") Женское счастье руси жить хорошо

Н.А. Некрасов занимает немаловажное место в литературной истории нашей страны. Поэт и писатель в своих произведениях показывал настоящую реальность того, как живет русский народ. Некрасов описывал быт людей со всеми подробностями, благодаря которым читатель может сделать вывод о том, через какие страдания приходилось проходить русскому человеку.

Поэт по-настоящему любил свою родину и ее жителей. В особенности он был неравнодушен к жизни крестьян и женщин. Преданность и сострадание к человеку русскому рождали в Некрасове беспокойство за судьбу всей страны. Но он верил в светлое будущее и в смягчение обстоятельств каждого крестьянина.

Русский народ пережил отмену крепостного права в 1861 году. Люди освобождены, но счастливы ли? Этот вопрос сильнее всякого волновал Н.А. Некрасова. В произведении «Кому на Руси жить хорошо» семеро мужиков из разных деревень путешествуют по крестьянским окрестностям в поиске народного счастья. Но с течением их странствования становится понятно, что счастливых людей среди крестьян нет. Жизнь русского народа крайне тяжела даже после освобождения от крепостничества. Об этом даже говорят названия деревень: Дырявино, Разутово, Неелово, Неурожайка, Горелово. О трудной крестьянской жизни говорят и названия песен: «Голодная», «Соленая» и т.д.

Странники, а вместе с ними и читатель, знакомится с жизнями многих отдельно взятых героев. Например, жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны очень тяжела. Ее жизнь – это тяжелый труд, долгий голод, разлуки с мужем и даже смерть ребенка. Матрена считает, что на Руси женского счастья нет.

Простой крестьянский народ видит счастье в простых вещах. Для кого-то счастье – выдержать все удары судьбы, для кого-то – же в хорошем урожае. Читатель может сделать вывод о том, что счастье народа в иллюзиях хорошей жизни, а сам по себе он терпит свое нищенское и трудное существование.

Герой поэмы Гриша Добросклонов выделяется среди всех других крестьян. Он простой выходец из народа, сумевший понять свое предназначение. Смысл жизни же его в заступничестве народа русского. И с появлением этого героя в сюжете можно выделить две дороги, ведущие к счастью. Первая дорога – личное обогащение. Он подходит дворянам и чиновникам. Второй же путь – путь заступничества, тяжелый, но правильный, который сможет привести народ к истинному счастью. Его и выбрал Гриша Добросклонов.

По убеждениям своим этот герой близок самому автору. Некрасов считает, что служить на благо униженных, обиженных людей – самая важная задача поэта и любого уважающего себя человека. Некрасов – зачинщик русского народа, трудящийся во имя справедливости и хорошей жизни простых работящих людей. И, по его мнению, именно благодаря таким убеждениям вселяется надежда в светлое будущее русского человека.

Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - произведение, в котором изображены последствия одного из самых значительных событий в истории России - отмены крепостного права. Крестьянство ожидало освобождения, но, выйдя на волю без земли, попало еще в более тяжелую ситуацию. Об этом и повествует Некрасов в своей поэме. Он писал ее в течение двадцати лет, желая охватить все социальные слои России: от простого крестьянина до царя. Само заглавие уже ставит основную проблему всего произведения – это проблема счастья.

Главными героями произведения являются семь мужиков-странников: Роман, Демьян, Лука, братья Иван и Митродор Губины, старик Пахом и Пров, которые отправились в путешествие для того, чтобы узнать, кому же «на Руси жить хорошо»:

Кому живется весело,

Вольготно на Руси?

Форма путешествия помогает Некрасову показать жизнь всех слоев общества во всем многообразии и по всей России. В поэме читатель найдет представление о счастье и у простых крестьян, и у помещиков.

Странники решили начать поиски «вольготно» живущих на деревенской ярмарке. Они кидают клич, есть ли в праздничной толпе среди присутствующих счастливые люди, и обещают им налить водки. Первым приходит рассказывать о своем счастье тощий уволенный дьячок, уверяющий, что счастье в «благодушестве» и вере в царствие небесное, говорит, что тем и счастлив. Следующей приходит старуха и утверждает, что у нее на огороде уродилось «реп до тысячи», вкусных и крупных. Затем к странникам является солдат с медалями и говорит, что счастлив, так как был в двадцати сражениях, а не убит, били его палками, морили голодом, а он не умер. Каменотес утверждает, что счастье его заключено в большой силе. Таким образом, мы видим, что простой народ находит счастье в простых вещах, в повседневных явлениях – в урожае, в хлебе, в силе. Но все это довольно жалкое подобие счастья.

Мужикам-путешественникам советуют о счастье спросить у помещика Ермилы Гирина, который держал мельницу. По суду ее решают продать. Ермила выигрывает торг у купца, однако деньги подьячим необходимы были сразу, а у Гирина их нет. Ему пришлось обратиться к людям, пообещав вернуть их всем, что он и сделал. И люди поверили ему. Встретившись с помещиком, странники слушают его рассказ о том, каким он был добрым, как «в воскресенье светлое со всей своею вотчиной христосовался сам», утверждает, что на праздники в его дом для молитвы допускались крестьяне. Однако, хорошая жизнь закончилась с отменой крепостного права, крестьяне хоть и сочувствуют помещику, но прежде всего думают про себя.

Таким образом, читатель понимает, что и помещикам не живется счастливо на Руси. Путешественники приходят к выводу, что надо поискать в народе женского счастья. Но, вопреки их ожиданиям, рассказ Матрены Тимофеевны полон драматизма. В жизни «счастливой» крестьянки преобладают потери, горе, тяжкий труд. Горьки слова признания женщины:

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки

Заброшены, потеряны

У Бога самого!

Разве не драматична такая ситуация? Неужели не найти мужикам истинно счастливого, довольного своей жизнью человека на обширных просторах великой Руси? Приуныли странники.

Встретив Гришу Добросклонова, путешественники понимают, что перед ними истинно счастливый человек. Но счастье его не в богатстве, довольстве, покое, а в уважении народа, который видит в Грише своего заступника:

Ему судьба готовила

Путь славный, имя громкое

Народного заступника,

Чахотку и Сибирь.

Заканчивается поэма следующим предупреждением:

Рать подымается –

Неисчислимая!

Сила в ней скажется

Несокрушимая!

На многое способен русский народ, если во главе его будет такой предводитель, как Гриша Добросклонов.

В очередной раз Некрасов доказывает, что счастье для русского человека заключается не в материальных благах, а в силе духа. Ответить на вопрос, поставленный в поэме, можно следующим образом: хорошо на Руси жить тем людям, которые ищут хорошее в окружающем и стремятся сделать что-то хорошее ради счастья других. Простые крестьяне рады и богатому урожаю, а таким народным заступникам, как Гриша Добросклонов, будет «вольготно» только тогда, когда он увидит счастливый блеск в глазах окружаю


По утрам мы привыкли видеть огромное число людей, спешащих на работу или учебу, и тот факт, что примерно половину этих людей составляют женщины, не вызывает у нас ни капли удивления. Вечерами же можно наблюдать счастливых пап, забирающих своих детей из детского сада, а также – компании одиноких женщин, находящихся в состоянии далеко не первой трезвости, которых ждут пустые квартиры со сломанными электроприборами, которые они сами починят. Но мы же понимаем, что так было не всегда, ведь еще в позапрошлом столетии дела обстояли совершенно по-другому.

Один из самых ярых борцов за крестьянскую свободу, Н.А. Некрасов, очень красочно и правдоподобно описывает судьбу некой крестьянки, Корчагиной Матрены Тимофеевны, что является обобщением жизни русской крестьянки вообще. Народ окрестил ее счастливой, но так ли это в действительности? Чтобы ответить на этот вопрос, читателю предоставляется возможность проследить за практически всей жизнью Матрены, с детства до зрелости.

Нас встречает «осанистая женщина, широкая и плотная, дет тридцати осьми», (а главное – «с серпом через плечо») и начинает свой рассказ, начиная с самого детства. Впоследствии мы узнаем, что это как раз и было самым счастливым временем в ее жизни. Героине повезло с семьей: «У нас была хорошая, непьющая семья.», ее растили в заботе и ласке, но при этом приучали к труду: «Сама я в стадо бегала, отцу носила завтракать, утяточек пасла». И вообще, вся глава «до замужества» написана в радужных тонах и содержит исключительно приятные глазу сюжеты. Причем то, что жизнь ее в скором времени испортится, ни для кого не секрет: «В чужой семье - недолог сон! Уложат спать позднехонько! Будить придут до солнышка, лукошко припасут, на донце бросят корочку: сгложи ее - да полное лукошко набери!.." Таким образом, Некрасов, в очередной раз подчеркивая силу терпения и смирения русского народа, обращает свое внимание на то, что все прекрасно понимали порядок вещей и безропотно подчинялись ему. Далее автор показывает нам, что даже если сделать крестьянке счастливое детство и брак по любви, ее судьба все равно будет пропитана безнадежностью и бесконечными тяжбами. Выйдя замуж, наша Матрена попадает в совершенно ей незнакомую среду, а поскольку мир крестьян довольно суров, то и порядки там достаточно специфические для современного человека. Во-первых, - женская иерархия: «"Семья была большущая, сварливая... попала я

С девичьей холи в ад!», где единственное, что ты можешь, - это опять-таки проявить терпение, чаше которого непозволительно переполняться. Во-вторых, это - необходимость «сохранить лицо», что очень сложно, особенно когда ты новоприбывшая женщина в незнакомой деревне. Вполне логично, что на каждый сделанный тобой шаг будут смотреть настолько косо и недоверчиво, что постепенно пропадет всякое желание что-либо предпринимать, а отсутствие вышеупомянутого желания приводит к замкнутости и, следовательно, - к одиночеству. А что может быть хуже одиночества?

Вскоре все внутренние страдания разрешаются рождением сына: «Весь гнев с души красавец мой согнал улыбкой ангельской, как солнышко весеннее сгоняет снег с полей...Не стала я тревожиться, что ни велят - работаю, как ни бранят - молчу.» Но и здесь жестокость и непредсказуемость крестьянского бесправного мира по отношению к еще более бесправной женщине дает о себе знать. Смерть первенца, смысла ее жизни, пришла от человека, которого она любит. Такие вещи вдвойне тяжелее пережить.

Последующие события также не отличаются своей сказочностью: угроза потери мужа, угроза стать опороченной, попасться под языческие верования и т.д.. Очевидно, такие вещи отрезвляют окончательно. В Матрене Тимофеевне пробуждается ныне спавшая решимость; смирение же остается, но оно уже идет наравне с борьбой. Эта черта, присущая крестьянской женщине, отмечается Некрасовым с гордостью и восхищением.

Добившись того, ради чего она боролась, и не предав при этом своих моральных устоев, Матрену Тимофеевну, наверняка, можно назвать счастливой, но нужно понимать, что это «счастье» выстрадано. Да, теперь ее уважают и прислушиваются к ее советам, у нее есть любящая семья, стабильный доход и хозяйство. А теперь вспомним, что ей пришлось пережить ради всего этого: терпеть унижение, выполнять тяжелую работу, потерять двух любимых людей, поддаваться нравственному давлению, постоянно жертвовать собой и еще раз терпеть, сохраняя при этом непомерную внутреннюю силу и решимость.

Так разве можно назвать Матрену счастливицей и есть ли вообще среди женщин-крестьянок по-настоящему счастливые? Мой ответ – нет. Их можно бесконечно называть сильными, решительными, рациональными, борющимися и смиренными, чистыми, выносливыми, но никогда – счастливыми.

Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству.
В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и надежды, жажду воли и счастья. Все важнейшие события жизни крестьянина вместились в это произведение. Сюжет поэмы “Кому на Руси жить хорошо” близок к народному сказу о поисках счастья и правды. Но двинувшиеся в путь крестьяне – не странники-богомольцы. Они – символ пробуждающейся России.
Среди крестьян, изображенных Некрасовым, мы видим много настойчивых искателей истины. Это прежде всего семь мужиков. Их главная цель – найти “счастье мужицкое”. И пока его не найдут, решили мужики
В домишки не ворочаться,
Не видеться ни с женами,
Ни с малыми ребятами…
Но и помимо них в поэме встречаются искатели народного счастья. Один из них показан Некрасовым в главе “Пьяная ночь”. Это Яким Нагой. В его внешности, речи чувствуется внутреннее достоинство, не сломленное ни тяжелым трудом, ни бесправным положением. Яким спорит с “умным барином” Павлушей Веретенниковым. Он защищает мужиков от упрека в том, что они “пьют до одурения”. Яким умен, он прекрасно понимает, почему крестьянам так нелегко живется. Его мятежный дух не смиряется с такой жизнью. В устах Якима Нагого звучит грозное предупреждение:
У каждого крестьянина
Душа, что туча черная,
Гневна, грозна – и надо бы
Громам греметь оттудова…
В главе “Счастливые” рассказывается еще об одном мужике – Ермиле Гирине. Он прославился на всю округу своим умом и бескорыстной преданностью интересам крестьян. Рассказ о Ермиле Гирине начинается с описания тяжбы героя с купцом Алтынниковым из-за сиротской мельницы. Ермила обращается за помощью к народу.
И чудо сотворилося
На всей базарной площади
У каждого крестьянина,
Как ветром, полу левую
Заворотило вдруг!
Ермил наделен чувством справедливости. Лишь однажды он оступился, когда выгородил “из рекрутчины меньшого брата Митрия”. Но этот поступок стоил ему жестоких мучений, в порыве раскаяния он чуть было не покончил жизнь самоубийством. В критическую минуту Ермила Гирин жертвует своим счастьем ради правды и попадает в острог.
Мы видим, что герои поэмы понимают счастье по-. разному. С точки зрения попа, это “покой, богатство, честь”. По мнению помещика, счастье – это праздная, сытая, веселая жизнь, неограниченная власть над крестьянами. В поисках богатства, власти “громадная, к соблазну жадная идет толпа”, пишет Некрасов.
В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов затрагивает также проблему женского счастья. Она раскрывается при помощи образа Матрены Тимофеевны. Это типичная крестьянка среднерусской полосы, наделенная сдержанной красотой, исполненная чувства собственного достоинства. На ее плечи легла не только вся тяжесть крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Образ Матрены Тимофеевны – собирательный. Она испытала все, что может выпасть на долю русской женщины. Нелегкая судьба Матрены Тимофеевны дает ей право сказать странникам от имени всех русских женщин:
Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У Бога самого!
Проблему народного счастья Некрасов раскрывает в поэме также при помощи образа народного заступника Гриши Добросклонова. Он – сын дьячка, жившего “беднее захудалого последнего крестьянина”, и “батрачки безответной”. Тяжелая жизнь рождает протест в этом человеке. Он с самого детства решает, что посвятит свою жизнь поискам народного счастья.
..лет пятнадцати
Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка
Грише Добросклонову не нужны богатство и личное благополучие. Его счастье – в торжестве дела, которому он посвятил всю свою жизнь. Некрасов пишет, что ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.
Но он не отступает перед предстоящими испытаниями. Гриша Добросклонов видит, что многомиллионный народ уже пробуждается:
Ратпъ подымается Неисчислимая,
Сила в ней скажется Несокрушимая!
И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своего родного края и именно в этом – счастье самого Григория. На вопрос поэмы сам Некрасов отвечает, что хорошо живется на Руси борцам за народное счастье:
Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного –
Пел он воплощение счастия народного.

Сочинение по литературе на тему: Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Другие сочинения:

  1. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы – собирательный образ русского Read More ......
  2. 1861 год ознаменовал себя годом отмены крепостного права. Но счастливы ли стали крестьяне, стали ли он богаты и жили ли они на широкую ногу? Ответ: нет. Сделался народ свободным, но тут же он погряз в долгах и снова пошел работать Read More ......
  3. Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”, которую он писал около 20 лет, – итог творческого пути поэта. В ней он раскрывает темы не только народного горя и счастья, но и затрагивает вопросы о общечеловеческих ценностях. Что же Read More ......
  4. “Кому на Руси жить хорошо” – самое удивительное произведение Н. А. Некрасова. Это не поэма в обычном смысле слова и даже не роман в стихах, а народная эпопея нового времени, сохранившая связь с древнерусским былинным эпосом. В этом произведении воплощены Read More ......
  5. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – центральное и самое крупное произведение в творчестве Николая Алексеевича Некрасова. Произведение, начатое, в 1863 году, писалось в течение нескольких лет. Затем поэт отвлекся на другие темы и заканчивал поэму уже смертельно больным в Read More ......
  6. Мотив – это смысловой элемент, повторяющийся в пределах ряда произведений. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это эпос, изображающий жизнь во всей ее полноте и многообразии, он показывает жизнь всего русского народа, немыслимого без фольклора. В своей поэме Некрасов Read More ......
  7. Поэма “Кому на Руси жить хорошо” – произведение о народе, его жизни, труде и борьбе. Поэт крестьянской демократии, соратник Добролюбова и Чернышевского, Некрасов не мог пройти мимо тех, кто самоотверженно, не щадя сил и жизни, боролся за свободу народа. Образы Read More ......
  8. Во всех своих произведениях Николай Алексеевич Некрасов обращается к народу. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” не исключение. Некрасов сблизил поэзию с народом, он писал о народе и для народа. Единственный судья для поэта – народ. Он и прославляет, Read More ......
Проблема народного счастья в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”

Ключи от счастья женского,

От нашей вольной волюшки,

Заброшены, потеряны

У бога самого!..

Некрасов первый начал писать о женщинах крестьянках, об их судьбе, жизни, о счастье и несчастье.Он написал о суровой.В своем творчестве он описывает женщину -крестьянку как бесправную, задавленную тяжёлым рабским трудом, но сохранившую физическую и духовную красоту.Другие писатели, например, Пушкин, Лермонтов больше писали о женщинах высшего света.Эти дамы, незнающие нужды, голода, ведьони были очень богаты.А писатели даже не подозревали, какая интересная, но в то же время трудная бывает жизнь крестьянской женщины.

Так как я считаю эту проблему актуальной для нашего времени, мне хочется показать её на примере Матрёны Тимофеевны, героини поэмы Некрасова.

Матрёна Тимофеевна -красивая, осанистая женщина, широкая и плотная, лет тридцати осьми.

Красива: волос с проседью,

Глаза большие, строгие,

Ресницы богатейшие,

Сурова и смугла.

Несмотря на то, что ей очень тяжело приходилось в жизни, характер у неё был стойкий.Она терпелива к своей семье, где её оскорбляют и заставляют работать, как рабыню.

До замужества МатрёнаТимофеевна жила счастливо.У неё была хорошая непьющая семья.Жила она в своё удовольствие.На парней она не вешалась, но жених ей всё-таки нашёлся.

Вышла она замуж за Филиппа Корчагина.В этой семье Матрёне Тимофеевне жилось очень плохо.Муж её удерживал, чтобы она не ругалась со свёкром, свекровью, золовками.Только один дедушка Савелий к ней хорошо относился.

Скоро у Матрёны родился первый сын Дёмушка.Она его очень любила и всё время ходила с ним в поле.где работала.Но однажды свекровь воспротивилась этому, и тогда Матрёна оставила Дёму с дедом Савеличем.Когда она вернулась с поля, сын был мёртв.

Был у Матрёны Тимофеевны второй сын, Федотушка.И с ним произошло несчастье, из-за которого пострадала мать:

Подпасла малолетнего.

По младости, по глупости

Простить: а бабу дерзкую

Примерно наказать!

Но одним несчастьем не обошлось.Мужа забрали в рекруты.Без мужа Матрёне Тимофеевне пришлось ещё туже, сама она голодала, пытаясь прокормить семью.Ей пришлось идти в город к губернаторше и просить её, чтобы та вернула её мужа из рекрутов.И губернаторша помогла ей. Муж вернулся домой.

Много было несчастья в жизни Матрёны Тимофеевны, но и счастье было.Все эти события закалили её характер, волю.

Трудно, очень трудно жить женщине-крестьянке.Много забот на её плечах.И дом, и дети, и муж, и работа.Тяжело жить ей.И некогда крестьянке о счастье задумываться, а если и будет время, то невольно напрашивается вопрос:>Так где же они, ключи от счастья женского? Неужели их не существует?>.



В продолжение темы:
Детская мода

Немногие понимают, какую силу они имеют в своих руках. Бывают моменты, когда собственные руки могут спасти или буквально предать, и все это происходит без вашего осознанного...

Новые статьи
/
Популярные