Теория зиммеля в социологии. Социология зиммеля. Учеба и формирование взглядов

ЗИММЕЛЬ, ГЕОРГ (Simmel, Georg) (1858–1918) – немецкий социолог, создатель теории анализа социального взаимодействия, один из основоположников конфликтологии.

Родился 1 марта 1858 в Берлине в многодетной семье еврея-коммерсанта. Отец умер, когда Зиммелю было 16 лет, мать не поддерживала с сыном тесных отношений. Его опекуном стал друг семьи, который обеспечил его финансовыми средствами на всю жизнь.

После окончания классической гимназии в 1876 Зиммель поступил в Берлинский университет, где изучал философию и историю. Здесь его преподавателями стали историки И.Дройзен, Т.Моммзен и основатели «психологии народов» М.Лацарус и Г.Штейнталь. Таким образом, он приобрел широкие набор обществоведческих знаний. Зиммелю пришлось проявлять настойчивость и твердость в достижении своих целей. Первая его попытка защитить диссертацию провалилась. Несмотря на неудачу, в 1881 он все же получил докторскую степень, защитив диссертацию по физической монадологии Канта .

Зиммель отказался от принятой в то время в академической среде традиции переходить из одного университета в другой. Он остался работать в Берлинском университете, где в 1885 получил должность приват-доцента. Он не имел фиксированной ставки, его жалование зависело от взносов студентов, которые хотели посещать его лекции. Впрочем, благодаря лекторскому таланту, проблем с набором слушателей у Зиммеля не возникало. Его аудиторию привлекал не только стиль подачи материала, но и само содержание лекций. Курс, который Зиммель читал студентам, носил междисциплинарный характер, затрагивая логику, историю философии, этику, социальную психологию и социологию. Его лекции стали посещать не только студенты, но и многие представители интеллектуальной элиты Берлина.

Несмотря на огромную популярность среди слушателей, его академическая карьера складывалась с трудом. На низкой должности приват-доцента Зиммель проработал 15 лет. Основное достижение за этот период – огромное количество публикаций. Ученый почти не принимал участие в дебатах по текущим социальным и политическим проблемам, зато написал около 200 статей и более 30 книг по теоретической проблематике. Первой его известной работой стала книга Социальная дифференциация. Социологические и психоло-гические исследования (1890). В 1892–1893 выходят Проблемы философии истории и двухтомное Введение в этику . В 1900 была опубликована Философия денег , написанная на стыке философии и социологии. Наконец, в 1908 появился его главный труд Социология. Исследование форм обобществления .

Хотя Зиммель постоянно предпринимал попытки стать полноправным членом научного сообщества, был известен и пользовался поддержкой со стороны таких знаменитых ученых как Макс Вебер и Генрих Риккерт , его прошения о повышении научного статуса постоянно отклонялись. Это происходило из-за его еврейского происхождения и распространенных в Германии антисемитских настроений; невнимания к социологии как самостоятельной науке в тот период; свойственного Зиммелю популяризаторского стиля подачи материала. То, что приводило в восторг слушателей, не нравилось многим его академическим коллегам.

Неудачи в карьере не сломили ученого. Он активно участвовал в научной и культурной жизни Германии, вместе с М.Вебером и Ф.Теннисом организовал Немецкое общество социологов. Только в 1901 Зиммель смог получить почетное звание профессора в Берлинском университете, но без места в штате сотрудников. В 1914 ему дали, наконец, постоянную академическую должность во второстепенном университете Страсбурга. Радость была омрачена тем, что, покинув Берлин, ученый потерял привычный круг общения, отчего попал в еще большую изоляцию, чем та, в которой он находился ранее. К тому же после начала Первой мировой войны университет Страсбурга перестал функционировать как учебное заведение. В 1915 Зиммель предпринял попытку занять вакантную должность в университете Гейдельберга, ему в очередной раз отказали. В последние годы жизни его целиком поглотила работа над проблемами культуры (Философия культуры , 1911, Гете , 1913, Рембрандт , 1916). Одним из последних его трудов стали Фундаментальные вопросы социологии , вышедшие в 1917.

Ученый подразделял социологию на три части – общая социология, чистая (или формальная) социология и философская социология.

Общая социология, по Зиммелю, занимается изучением уже устоявшихся аспектов общественной жизни. К проблемам такого рода можно отнести изучение «законов» и «ритмов» общественного развития, закономерностей социальной дифференциации и т.д. Во всех этих случаях общественная жизнь рассматривается как нечто уже существующее.

Общество рассматривается как результат взаимодействия между людьми. И главная задача социологии – это выделение и описание форм этих взаимодействий – сам Зиммель пользовался термином Vergesellshaftung, буквально «обобществление», – в процессе которых и рождается общество. Это выделение из общественной жизни форм обобществления и есть предмет формальной социологии. Иначе говоря, этот раздел социологии занимается изучением того, как возникает общественная жизнь. Сам Зиммель занимался преимущественно именно этой проблематикой.

Наконец, философская социология привносит в науку об обществе элементы теории познания и метафизики. В рамках этого направления решаются вопросы о смысле, целях и причинах формирования общественных отношений.

Занимаясь изучением процессов обобществления, Зиммель выделил несколько основных характеристик, по которым различаются формы социального взаимодействия людей.

1. Количество участников.

Казалось бы, взаимодействие возможно только между двумя и более людьми, но это не совсем верно. Определенные формы обобществления возможны уже и для одного человека, это одиночество и свобода. Например, одиночество означает, что человек исключен из социального взаимодействия, то есть оно тоже является результатом обобществления, но негативным. Два человека представляют собой более простой случай. Самое главное в таком виде взаимодействия – индивидуальность каждого человека в отдельности, которая и определяет характер взаимоотношений. Группа из трех человек еще больше усложняет такую систему взаимодействия. Третий может стать сторонним наблюдателем, посредником, либо наоборот, катализатором отношений между другими двумя. Начиная с группы в три человека, можно говорить об обобществлении в полном смысле этого понятия.

2. Отношения между участниками.

Благоприятные отношения между взаимодействующими людьми описываются посредством понятия «сплоченности». Наивысшая степень сплоченности – любовь, когда люди практически растворяются друг в друге. С другой стороны, сплоченности противостоит господство и подчинение. Это тоже своего рода взаимодействие, потому что заинтересованность одного в реализации своей воли может предполагать наличие заинтересованности других в выполнении этой воли. В отличие от Тенниса и Дюркгейма , Зиммель не считал, что основополагающим принципом общественной жизни является солидарность. Он находил процесс обобществления даже там, где, казалось бы, происходит разъединение и распад взаимодействия между людьми – в спорах, в конкуренции, во вражде, в конфликтах. Этот акцент на антагонистические аспекты взаимодействия между людьми лег в основу нового научного направления – социологии конфликта (конфликтологии).

3. Пространство взаимодействия.

Для описания силы взаимодействия людей и социальных групп друг с другом Зиммель активно пользовался понятием «социальное пространство», подразумевая под ним ту сферу, которую участник общения считает своей и отделяет условной границей от сфер влияния других людей или социальных групп. Благодаря Зиммелю понятие «социальное пространство» и производные от него (скажем, «социальная дистанция») вошло в число основных социологических терминов, оно используется и в современной социологии.

Аутсайдерское положение в немецкой академической среде и склонность «разбрасываться» (занятия то философией, то социологией, то культурологией) привели к тому, что Зиммель не создал собственной научной «школы». Тем не менее, его влияние на после-дующее развитие социологии оказалось очень сильным. Самое большое воздействие теория Зиммеля оказала на американскую социологию – она стала отправной точкой для формирования Чикагской социологической школы (Роберт Пак, один из главных ее представителей, лично посещал лекции Зиммеля). Влияние Зиммеля сказалось также на работах П.Сорокина , К.Манхейма, Х.Фрайера, Т.Адорно и многих других выдающихся со-циологов первой половины 20 в.

Основные труды: Избранное , т. 1; Философия культуры , т. 2; Созерцание жизни . М., Юристъ, серия: Лики культуры, 1996; Социальная дифференциация: Социологическое и психологическое исследование . М., М. и С.Сабашниковы, 1909.

Интернет-ресурсы: http://club.fom.ru/182/178/122/library.html;

(http://anthropology.ru/ru/texts/gorozia/georgia_05.html)

(http://www.countries.ru/library/culturologists/simmel/zimmelff.htm)

Наталия Латова

1. Краткая биографическая справка, основные труды.

Георг Зиммель (01.03.1858 - 26.09.1918) - немецкий философ-идеалист и социолог, основатель формальной социологии. Родился в Берлине 1 марта 1858 г. Закончил философский факультет Берлинского университета. С 1901 по 1914 г. был профессором в Берлинском университете. Не имея в Германии возможности эффективно работать и преподавать, он уехал во Францию, где, начиная с 1914 г, преподавал в университете Страсбурга в должности профессора. Скончался Георг Зиммель в Страсбурге 26 сентября 1918 г. Ранний период, отмеченный влиянием Г. Спенсера и Ч. Дарвина (биологически-утилитаристское обоснование этики и теории познания: мораль и истина как род инстинктивной целесообразности), сменяется в 1900-х гг. воздействием идей И. Канта, в особенности - его априоризма. В дальнейшем Зиммель становится одним из наиболее значительных представителей «философии жизни», разрабатывая преимущественно проблемы философии культуры.

Основные труды:

· Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования (1890)

· Проблемы философии истории (1892-1893)

· Философия денег (1900)

· Религия (1906)

· Социология. Исследование форм обобществления (1908)

· Философия культуры (1911)

· Фундаментальные вопросы социологии (1917)

Основные понятия, разработанные Г. Зиммелем: Методологический релятивизм, геометрический метод исследования, интеракция, формальная социология, методы понимания (по аналогии, выделение общих признаков, типизация, изучение жизненных практик в пространстве и времени), философская социология, историческая социология, форма, содержание. Социальная дифференциация, социальное взаимодействие, капиталистическое общество.

2. Методология исследования.

Зиммель ввел принципиально новую методологию социологического исследования – методологический релятивизм. Методологический релятивизм выступил против объективистского натуралистического позитивизма и позволил выявить богатство индивидуальных особенностей внутреннего микромира.

Методологический релятивизм («относительный»). Зиммель считал, что исследователь познает не объективные характеристики общества, а отраженные представления людей об образе социального мира, выраженные через интеллект, идеи, чувства, мотивы деятельности, отраженные в интернализованных ценностях, знаниях, которые являются результатом жизненного опыта, статуса, социального окружения и др. факторов. Все это побуждает человека к социальному действию, определяет характер взаимодействия с другими людьми. Все знания об индивидах и обществе относительно правильны (не объективны).

Методология Зиммеля опирается также на:

1)Формальную социологию – выведение обобщающих (идеальных) форм социального взаимодействия, их типологию. Формальная социология изучает формы обобществления, которые существуют в любом из исторически известных обществ, относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий. Рассматривает поступки людей относительно. Главным в учениях Зиммеля было понятие формы. Форма выступала у него, как универсальный способ воплощения и реализации содержания, которое представляло исторически обусловленные мотивы, цели, побуждения человеческих взаимодействий.

«Во всяком наличном социальном явлении содержание и общественная форма образуют центральную реальность; социальная форма так же не может приобрести существования, отрешенного от всякого содержания, как пространственная форма не может существовать без материи, формой которой она является. В действительности, все это неразрывные элементы всякого социального бытия и бывания; интерес, цель, мотив и форма или характер взаимодействия между личностями, через посредство которых или в образе которых это содержание становится общественной действительность».

Проблема формы и содержания волновала Зиммеля.

Большое внимание Зиммель уделял методологическим проблемам социологического познания, то есть вопросам, связанным с обоснованием истинности социологического знания. В качестве специфической теории познания у Зиммеля фигурировала теория исторического понимания.

В его исследованиях присутствует и функциональный анализ взаимодействия индивидов, эволюционный анализ развития общества, рациональный анализ (стремление использовать принцип рационализма при изучении капитализма и основных категорий – интеллекта и денег). Люди преимущественно взаимодействуют на эмоциональной основе, но существует тенденция возрастания рациональности. Зиммель использует и диалектический метод : изучает социальную реальность в диалектическом противоречии социальных и культурных процессов в обществе.

3. Методы исследования и понимания.

1)Геометрический метод исследования социальных явлений направлен на исследование социального взаимодействия людей. Метод социальной геометрии. Состоит из четырех геометрических приемов: - изучение социального пространства: социальное взаимодействие имеет пространственную форму, границы общественного образования и оказывает влияние на особенности социального взаимодействия;

Учитывание дистанции: характер ценности носит относительный характер в зависимости от ее положения в социальном пространстве. Чем дальше расположена ценность, тем она ценнее. У ценности есть дистанционные пределы. Если ценность повседневная, ее значимость теряется, также как обесценивается недоступная ценность;

Выявление числа, размера: учитывать число участников социального взаимодействия. Малая группа – диады, триады; законы взаимодействия внутри группы зависят от размера группы;

Определение социального времени: оно отражает характер протекания социального взаимодействия во времени (синхронный, диахронный), скорость протекания.

2)Метод интерпретации (понимания) социальных явлений и смыслов участников взаимодействия (метод понимания ).

У Зиммеля понимание другого достигается разными методами:

· по аналогии

· на основе личного опыта

· выделения общих признаков переживания

· выявления степени осознанности самим индивидом социального действия

· типизация социального действия: соотнесение личностного субъективного переживания индивида с общественными ценностями

· изучения практики жизни участников взаимодействия с целью создания более полного образа человека на основе жизненных практик в пространстве и времени, отразив его индивидуальность, с одной стороны, и причастность к определенному социальному типу

3)Метод социологического воображения. Позволяет погружаться в идею духовного, внутреннего мира индивида, уловить, таким образом, то, что не сказано самим индивидом.

4. Задачи социологии.

· Осуществлять пространственно-временную корреляцию социального взаимодействия, используя принцип дуализма;

· Изучать во всех противоречиях и противоположностях социальное взаимодействие;

· Исследовать эволюционное развитие общества;

· Разрабатывать фундаментальные обобщающие понятия и термины;

· Изучать типы социального поведения людей

· Выявлять формы социального взаимодействия людей.

5. Объект социологии.

Объект социологии (по Зиммелю) - изучение социального взаимодействия (интеракции) на макро и микроуровне. Т.е. на уровне группы и общества. Понятие взаимодействия Зиммель считал основной «клеточкой» общества. Он писал:

«общество вообще представляет собой взаимодействие индивидов. Взаимодействие всегда складывается вследствие определенных влечений или ради определенных целей. Эротические инстинкты, деловой интерес, религиозные импульсы, защита или нападение, игра или предпринимательство, стремление помочь, научиться, а так же множество иных мотивов побуждают человека к деятельности для другого, к сочетанию или согласованию внутренних состояний..Эти взаимные воздействия означают, что из индивидуальных носителей побудительных импульсов и целей образуется единство – общество».

«Все, что мы называем объектом вообще, есть комплекс определений и отношений, из которых каждое, вскрытое на множестве предметов, может стать объектом особой науки. Социология, как особая наука, могла бы найти свой особый объект в том, что она проведет новую линию сквозь факты, которые сами по себе хорошо известны. По отношению к ним только не обнаружило еще своей действенности то понятие, которое раскрыло бы нечто вообще для всех этих фактов в их стороне, обращенной к ее линии, образовало бы из них методически-научное единство».

6. Понятие социальности: интеракция.

Первичный исходный элемент, который непрерывно создает социальность – это социальное взаимодействие или интеракция. Зиммель первым ввел понятие интеракции , которая означает конкретное непосредственное социальное взаимодействие, в котором общие смыслы и значения разделяются всеми его участниками с помощью языка, жестов и прочих символов.

Особенности социальной интеракции: - она является непосредственной, конкретной, реальной (а не предлагаемой)

Она носит символический характер

Взаимодействие имеет определенный смысл, понятый участниками. Зиммель говорит, что социальность зарождается как пшеница в головах людей

Смысл и значения должны быть общими и разделяемы участниками взаимодействия

Принципиально важно: социальность (обобществление) появляется тогда, когда начинается взаимодействие двух или более индивидов

Зиммель обращает внимание на реакцию другого как причину, стимулирующую поведение субъекта, т.е. внимание акцентируется на взаимодействии взаимосвязанных и взаимообусловленных социальных действий как минимум двух субъектов на основе общих смыслов, разделяемых ими.

Действие одного индивида является одновременно и причиной и следствием действия другого. Создается цепочка социального взаимодействия из следующих элементов:

Стимул - смысл

Интеракция – понимание

Реакция – ответное действие

Главный исследовательский вопрос состоит в стремлении понять смыслы и значения социальных действий; Осуществлять пространственно-временную корреляцию социального взаимодействия, используя принцип дуализма; Изучать во всех противоречиях и противоположностях социальное взаимодействие; Исследовать эволюционное развитие общества; Разрабатывать фундаментальные обобщающие понятия и термины; Изучать типы социального поведения людей; Выявлять формы социального взаимодействия людей.

7. Предмет и структура социологии.

Предметом исследования являются формы социального взаимодействия, типология социального поведения.

Исходной проблемой, от которой начинает свои социологические построения Зиммель, является проблема определения предмета социологии. Как считал Зиммель, социология должна утвердить свое право на существование не посредством выбора особого, не «занятого» другими науками предмета, а как метод. Социология, по Зиммелю, не является наукой, «обладающей собственным содержанием, поскольку она не находит себе объекта, который не изучался бы какой-либо из общественных наук. Отсюда, раз социология не может определить свой предмет путем простого вычленения тех или иных явлений социальной жизни, она должна определить его методологически, найдя специфическую точку зрения. Эта специфическая точка зрения состоит в том, что социология должна исследовать не содержание, а формы общественной (социальной) жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям».

Структура социологии состоит из трех уровней:

Философская социология. Ее предметом является чистая социология, разработка фундаментальных идей, обобщающих понятий и терминов, развитие социологической теории знания;

Историческая социология. Ее предметом изучения является изучение развития общества на основе действия законов дифференциации и интеграции;

Формальная социология. Предмет изучения – формы социального взаимодействия, типология социального поведения.

8. Формы социального взаимодействия.

Зиммель обращает внимание на два аспекта социального взаимодействия: форму и содержание.Форма – универсальный способ социального взаимодействия, который может наполняться разным содержанием. Содержание – интересы, цели, мотивы взаимодействующих субъектов. Социальный смысл рождается в головах людей. Без смысла нет социальной жизни.

Понятие формы – центральная категория формальной социологии. Форма важнее, чем содержание, т.к. позволяет выявить некие чистые формы социального взаимодействия. В любых общественных группах, при самых несходных целях и интересах – взаимодействие происходит в одинаковых формах.

Типы взаимодействия, постоянно повторяясь, превращаются в универсальные образцы поведения, которые носят неизменный характер. Зиммель вывел следующие формы социального взаимодействия людей:

· Господство

· Соперничество

· Свободное общение

· Секретность

· Подчинение

· Религиозность

· Конкуренция

· Подражание

· Образование партии

· Разделение труда

· Представительство

Зиммель выявил следующие социальные идеальные типы людей:

· Кокетка

· Проститутка

· Аристократ

· Светская львица

9. Общество и индивид.

У Зиммеля общество рассматривается с двух сторон:

1. Во-первых, общество как подчеркивает социолог: «комплекс обобществленных личностей», «общественно-оформленный человеческий материал»

2. Во-вторых, оно представляет собой сумму тех форм отношений, благодаря которым из личностей и образуется общество в указанном выше смысле слова.

Общество непрерывно сопровождается взаимодействием. С обществом у Зиммеля связан такой термин, как «обобществление».

Зиммель обосновал новый теоретико – методологический подход к исследованию общества. Его методология – формальный релятивизм – направлена против позитивизма Конта и натурализма Спенсера, социального реализма Дюркгейма и социологического номинализма Вебера. Формальный релятивизм позволяет понять общество как результат взаимодействия индивидов и социальных групп. Общество – объективная реальность, которая существует вне любого явления и в каждый данный социологический момент. Собственно «общество» в себе есть такое существование с другим, для другого, против другого, где материальные или индивидуальные содержания и интересы, благодаря влечению или цели, обретает или сохраняют форму.

Индивид у Зиммеля обладает сознанием и волей, т.е. возможностью делать выбор путей и способов деятельности. Его индивида уже можно отнести к субъекту.

Общество и индивид: дуальность взаимодействия. Отношения между обществом и индивидом выстраиваются на основе дуальности: индивид, обладая сознанием и волей, вступает во взаимодействие с другими, сообразуясь с его и своими интересами и целями. Зиммель делает попытку представить взаимоотношенич общества и индивидов как дуальные: с одной стороны, общение индивидов создает общество, с другой стороны, общество, побуждая индивидов к конкретным формам взаимодействия, делает их и обобществленными.

«В каждом человеке индивидуальное и социальное стоят в неизменной пропорции, которая только изменяет свою форму: чем теснее круг, которому мы отдаемся, тем меньше мы имеем индивидуальной свободы ».

Теория интеракции.

По Зиммелю, первичной основой общества является социальное взаимодействие индивидов. Такое взаимодействие имеет два элемента: содержание, состоящее из интересов, целей, мотивов, и форму взаимодействия индивидов.

Социальное взаимодействие он рассматривал прежде всего как психологический процесс – конкретную ситуацию, в которой участвуют два индивида. Единственно, что существует, по мнению Зиммеля, - это индивиды как человеческие существа, их ситуации и деятельность. Поэтому и «существование общества, которое возникает через идеализированный синтез таких взаимодействий, никогда не может быть проанализировано как реальность». Понять ситуации и деятельность, По Зиммелю, значит рассмотреть такие ситуации в единстве содержания и формы. Таким образом, он заложил основы идеи, что источники социальной жизни находятся в головах участников социального взаимодействия, их которых, как пшеница из земли, вырастает все поле социальной жизни. Таким образом, по Зиммелю, внимание концентрируется на микроанализе конкретных взаимодействий (интеракций). Он в отличие от Вебера считал, что «глобальные социальные теории в социологии невозможны». С воем социологическом анализе Зиммель опирался прежде всего на «микроосновы» человеческого опыта, и в первую очередь – его культурную составляющую. Исходя из этого, по мнению социолога, возможно, с одной стороны понимание индивидуального, опыта реальной жизни, с другой – видение общества как целого мозаичного полотна, сотканного из множества «фрагментов». При таком подходе социальные структуры рассматриваются как возникающие из сложного процесса взаимодействий и межличностных коммуникаций, в котором общие «смыслы и значения» обговариваются, устанавливаются и, в определенной мере, разделяются всеми участниками взаимодействия. Из такого видения социальное взаимодействие предстает как обмен жестами и языковыми символами, которые структурируют интеллектуальное взаимодействие в обществе.

Социальная группа.

Зиммель вывел ряд законов взаимодействия группы:

1) размер группы прямо пропорционален степени свободы ее членов

2) чем меньше группа, тем больше единство и сплоченность против враждебного окружения

3) чем больше группа, тем больше возможностей для проявления индивидуальности и индивидуальной свободы

Зиммель отмечает, что человек включен не в одну, а несколько социальных групп (семья, родственники, профессиональный круг и т.д.) Чем в большее количество групп включен человек, тем больше развита его культура, тем больше возможностей для проявления свободы и индивидуальности, тем более развитым является общество.

Социальный прогресс.

К социальным процессам Зиммель относит:

Первое - подчинение, господство, примирение, соревнование и др.

Вторая категория социальных форм охватывает социальные типы, означающие некоторые характеристики качеств человека, не зависящих от взаимодействий между людьми (например, аристократ, бедняк, кокетка, купец, женщина, чужой и т.д.)

Третья группа социальных форм включает в себя модели развития и характеризует социальную дифференсацию, взаимосвязи группы и индивидуальности. Зиммель пишет, что усиление индивидуальности ведет к деградации группы (чем меньше группа тем ее члены становятся более непохожими друг на друга).

В качестве одного из социальных процессов Зиммель характеризует моду.

«Сущьность моды состоит в том, что ей следует всегда лишь часть группы, группа же в целом находится на пути к ней. Как только мода полностью принята, т.е. как только то, что первоначально делали некоторые, теперь действительно совершается всеми без исключения, что и произошло с некоторыми элементами одежды и форм общения, это больше не называют модой».

10. Анализ капиталистического общества. Интеллект. Деньги. Всеобщее отчуждение.

Зиммель выявил взаимосвязь между развитием интеллекта и денег в работе «Философия денег». Здесь он дает характеристику капиталистического общества.

Параллельно с ростом свободы и индивидуализации на основе разделения труда развивается интеллект, одновременно это способствует развитию денежной системы; характерные черты капиталистического общества – деньги и интеллект, денежная экономика – есть воплощение интеллектуального потенциала. Социальный прогресс, историческое развитие и его содержание определяется развитием интеллекта и денег. Происходит интеллектуализация общественной жизни. Рационализация связана с развитием денежной системы.

Возникновение и развитие денег как проявление возросшего интеллекта служит, по Зиммелю, признаком начала исторического развития общества, т.е. история начинается с развития капиталистического общества. Интеллект и рационализация – две стороны одной медали, которая называется капиталистическим обществом. Интеллект выстраивает объективную механистическую картину мира с беспощадной логикой, отбрасывая наивный субъективизм в понимании прежних эпох. Деньги порождают всеобщее отчуждение, даже собственник благодаря деньгам отчуждается от собственности, люди теряют свою индивидуальность, обезличиваются. Природа денег аналогична природе проституции: также не связаны с каким – либо одним субъектом, также легко уходят и приходят к своим хозяевам.

11. Социология конфликта.

Зиммеля считают одним из основоположников социологии конфликта. Конфликт он считал имманентным природе общества, является всеобщим и универсальным, действует во всех сферах общества. Конфликт – атрибут общества, он был, есть и будет всегда.

«Парадокс Зиммеля»: чтобы сдержать конфликт, следует до его начала, выяснить сравнительную силу конфликтующих сторон. Это помогает урегулировать конфликт.

12. Значение творчества Зиммеля.

· Основал формальную социологию в Германии

· Разработал новые теоретико – методологические принципы исследования форм взаимодействия людей

· Сформулировал типологию социальных типов

· Способствовал институализации социологии как науки и учебной дисциплины в Германии

Достоинства:

Главным достоинством, по моему мнению, в учениях Зиммеля было то, что он подробно анализирует проблему соотношения общества и индивида. При этом считая подлинной реалией лишь последних. Что же касается общества как такового, то его понятие как объекта науки улетучивается.

Следовательно, основной акцент социология, по Зиммелю, должна делать на изучении индивидов, их взаимодействий, которые и позволяют представить в своей совокупности общество.

Недостатки:

Главным недостатком не только Зиммелевских учений, но и всей интерпретативной парадигмы - это углубленность в микромир. Данная парадигма выносит человека за рамки анализа проблемы общества.

Например, Зиммель на первый план выносит изучение социального взаимодействия (интеракции) на макро и микроуровне. Т.е. на уровне группы и общества. Понятие взаимодействия Зиммель считал основной «клеточкой» общества.

Но у Зиммеля единицей изучения выступает уже не отдельный индивид, взаимодействие индивидов. Но все равно изучение проходит на микроуровне.

Георг Зиммель родился 1 марта 1858 г. в Берлине. В 1876 г. он поступил в Берлинский университет, где изучал историю, психологию народов, философию и историю искусства. Его преподавателями были такие выдающиеся ученые, как психологи М. Лацарус и Х. Штейнталь, историки Т. Моммзен, И.Г. Дройзен и Г. Трейчке и др. В 1881 г. он окончил университет и защитил диссертацию о И. Канте. В 1885 г. он защитил докторскую диссертацию и начал свою преподавательскую деятельность, сначала как приват-доцент, а с 1901 г. как экстраординарный профессор. Ни как приват-доцент, ни как экстраординарный профессор Г. Зиммель не получал стабильного жалования. Г. Зиммель женился в 1890 г. на Гертруде Кинель, чьи литературные и философские труды позволили их семье установить контакты со многими учеными того времени (например, с семьей Вебер). В возрасте 56 лет (в 1914 г.) он покинул Берлин и отправился в университет Страсбурга, откуда он получил приглашение. Здесь он проработал вплоть до своей смерти 26 сентября 1918 г.

Основные работы Г. Зиммеля: «Социальная дифференциация» (1890), «Философия денег» (1900), «Социология» (1908), работы по философии и истории культуры.

Исходной проблемой социологических построений Г. Зиммеля является проблема определения предмета социологии. Ученый считал, что социология должна утвердить свое право на существование не посредством выбора особого предмета (который еще не занят другими науками), а как метод. Социология, по мнению Г. Зиммеля, не является наукой обладающей собственным содержанием, поскольку он не находит себе объекта, который не изучался бы какой-либо из общественных наук. Следовательно, раз социология не может определить свой предмет путем простого вычленения тех или иных социальных явлений, она должна сделать это методологически, найдя специфическую точку зрения. То есть социология, по Г. Зиммелю, должна исследовать не содержание, а формы социальной жизни, то общее, что свойственно всем социальным явлениям. Таким образом, Г. Зиммель определяет социологию как науку о процессах и формах взаимодействия.

Объясняя эту позицию, немецкий мыслитель сравнивает социологию с геометрией, которая находится в похожем положении по отношению к естественным наукам. Геометрия не изучает содержание физических и химических явлений, она изучает формы, в которых эти явления протекают.

Общество рассматривается Г. Зиммелем как совокупность форм и систем взаимодействия. Такое взаимодействие складывается на основе определенных влечений и ради определенных целей. Мотивы, побуждающие человека к деятельности, к взаимодействию, могут быть самыми разными: деловой интерес, религиозные импульсы, сексуальные инстинкты, игра и др.

То, из чего формируется воздействие человека на других людей, можно обозначить как материю, как содержание общества. Сама по себе материя, из которой состоит человеческая жизнь, по мнению Г. Зиммеля, в сущности, не социальна. Так, например, голод, любовь, техника – все это не общественные явления. Они становятся таковыми постольку, поскольку преобразовывают изолированное существование индивидов в определенные формы совместного существования.

Общество (обобществление), следовательно, есть, по Г. Зиммелю, в бесчисленном количестве способов реализующаяся форма, в которой индивиды на основе разнообразных мотивов и интересов создают особое единство, внутри которого эти мотивы и интересы находят свое воплощение. То есть общество формируется в процессе взаимодействия людей, которые стремятся реализовать свои интересы.

Задача социологии как науки состоит, по Г, Зиммелю, в том, чтобы изучить различные формы обобществления, классифицировать и проанализировать формы социальной жизни. Таких форм он выделял три: 1) социальные процессы; 2) социальные типы; 3) модели развития.

К социальным процессам относят постоянные, не зависимые от конкретных обстоятельств их реализации явления: господство, подчинение, соревнование, примирение, конфликт и т.д. Образцом социального процесса как формы социальной жизни может служить мода. Мода, по Г. Зиммелю, предполагает одновременно и подражание и индивидуализацию личности. Человек, следующий моде, одновременно отличает себя от других и утверждает свою принадлежность к определенной группе.

Г. Зиммель изучает следующие социальные типы и характеры: бедняк, аристократ, циник, кокетка, чужой и т.д. Например, социальный тип аристократ представляет собой единство двух взаимоисключающих характеристик: с одной стороны, он поглощен своей группой, ее фамильной традицией, с другой – он отдален и даже противопоставлен ей, ибо обладает силой духа, независимостью.

Модели развития характеризуют процессы, происходящие в группах, связанные с изменением их численного состава и усилением индивидуальности их членов. Г. Зиммель отмечал, что по мере роста численности групп члены их становятся все меньше похожими друг на друга. Развитие индивидуальности членов группы сопровождается уменьшением ее сплоченности и единства. Г. Зиммель считает, что исторический процесс развивается в сторону усиления индивидуальности за счет утраты индивидами их уникальных социальных характеристик. Так, например, большая патриархальная семья сменяется самостоятельными и полноправными индивидами и нуклеарной семьей; цеховая и кровнородственная организация сменяется гражданским обществом с характерной для него высокой индивидуальной ответственностью.

Вопросы и задания по теме

1. В чем, по Вашему мнению, причина методологического кризиса позитивизма в социологии?

2. Каким образом В. Дильтей обосновал невозможность существования социологии как науки?

3. Расскажите о номотетическом и идеографическом методах, предложенных неокантианцами.

4. Какой социолог считал, что все социальные явления надо рассматривать как волевые отношения?

а) Г. Зиммель;

б) Ф. Тённис;

в) М. Вебер;

г) В. Парето.

5. Какой тип общественных отношений Ф. Тённис характеризовал следующим образом: преобладают интимные, межиндивидуальные отношения, основанные на привязанности людей друг к другу?

Классический период развития социологии

Настоящее развитие и признание социология получила только тогда, когда были разработаны и сформулированы основные научные концепции и появилась возможность создания теоретических основ изучения социальных явлений. Честь фактического «открытия» социологии принадлежит четырем выдающимся мыслителям, жившим и творившим в период с середины XIX и до начала XX в. Это немецкие ученые Карл Маркс и Макс Вебер, француз Эмиль Дюркгейм, а также англичанин Герберт Спенсер.

4.1. Творчество Карла Маркса. Значительный вклад в развитие социологии внес Карл Маркс (1818-1883). Идейными предпосылками творчества Маркса явились:

Идея Гегеля о противоречии как источнике развития общества;

Философия Фейербаха, благодаря которой у Маркса возникла концепция отчуждения труда;

Английская политэкономическая мысль, у которой Маркс заимствовал понимание труда, как основного источника стоимости продукта;

Идеи утопического социализма.

Одной из основных его заслуг по праву считается научный анализ современного ему капиталистического общества. В качестве инструмента такого анализа Маркс использовал классовую структуру общества : все индивиды принадлежат к определенным социальным классам, разделение на которые происходит по признаку владения средствами производства и размера вознаграждения, получаемого с этого владения. Разделение на классы основано на неравенстве, а это значит, что один класс (класс собственников средств производства) находится в более выгодном положении, чем остальные, и присваивает себе часть результатов труда другого класса (рабочего класса).

Борьба рабочего класса за изменение порядка распределения производимого продукта приводит к достижению неустойчивого равновесия на основе временного соглашения между эксплуататорами и эксплуатируемыми. По мнению Маркса, эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое. Таким образом, Маркс выдвинул совершенно иной подход к пониманию общества, нежели Конт. Если для Конта или Дюркгейма главное - стабилизация общества, то для Маркса - уничтожение его и замена новым, более справедливым. Многие считают, что вся мировая социология возникла и сформировалась чуть ли не как реакция на марксизм, как стремление всеми средствами опровергнуть его.

Маркс выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи - за реформистский. Маркс - основоположник так называемой теории конфликта , происходящего в результате неравенства, которое постоянно усиливается при доминировании одних классов над другими. Он определял противоречия и конфликты как важнейший фактор социальных изменений, как движущую силу в истории.


К. Маркс впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и проанализировал социальные конфликты как явление, необходимое для общественного развития и прогресса.

Главным фундаментальным трудом К. Маркса является четырехтомник «Капитал» (1843-1883гг.), в котором получило всеобщее развитие материалистическое понимание истории. Оно исходит из положения, что способ производства, а вслед за ним обмен его продуктов составляют основу всякого общественного строя.

4.2. идеи Герберта Спенсера. Г.Спенсер (1820 - 1903), выдающийся англ. мыслитель, создатель учения о социальной эволюции, внес существенный вклад в развитие мировой социологии. Немаловажное влияниеоказала на него эволюционная теория Чарльза Дарвина. Спенсера считают основателем школы органической аналогии, он сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части (государство, церковь, образование и т.д.) - с частями организма (сердцем, нервной системой и т.д.). Каждая часть несет какую-то пользу целому и выполняет жизненно-важные функции.

Основной закон социального развития, по Спенсеру - закон выживания наиболее приспособленных индивидов. Научное признание получила заложенная Спенсером теория социальной эволюции . Концепция выживания сильнейших, примененная к социальному миру, получила название социальный дарвинизм. Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение в Англии и США как теоретическая база, оправдывающая существование «дикого» капитализма.

Джон Рокфеллер, американский нефтяной магнат, вторя Спенсеру, заметил: «Рост крупного бизнеса есть просто выживание приспособленных… Эту тенденцию в бизнесе нельзя называть порочной. Это просто результат законов природы».

Спенсер способствовал введению в науку и широкому распространению такого важного социологического понятия, как «социальный институт» , выделив и описав его главные разновидности. Спенсер являлся приверженцем теории функционализма, конкурирующей с марксистской теорией конфликта.

4.3. “понимающая” социология М. Вебера

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий экономист, историк и социолог. Находясь под влиянием Маркса и Ницше, Вебер тем не менее разработал собственную социологическую теорию, которая и в настоящее время оказывает решающее воздействие на все научные социологические теории и на деятельность социологов во всех странах мира.

Взгляды Маркса и Вебера существенно различались. Маркс главным для прогресса считал экономические факторы, верил в историческую миссию пролетариата. Вебер превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности . Согласно Веберу, только индивид обладает мотивами, целями, интересами, сознанием. Коллективное сознание - скорее метафора, нежели точное понятие. Признавая в Марксе великого ученого, Вебер не приемлет предложенный им путь революционного преобразования капиталистического общества.

Социология, по Веберу, является «понимающей» , поскольку изучает поведение личности, вкладывающей в свои действия определенный смысл. В этом смысле взгляды Вебера принципиально отличались от взглядов Конта, Маркса и Дюркгейма, которые полностью игнорировали статистику и изучение мотивов поведения. Для того, чтобы выявить эти мотивы, социолог, по мнению Вебера, должен мысленно поставить себя на место того, кого он изучает, и разобраться, почему тот поступил так, а не иначе, что им руководило, какие цели он преследовал.

Одним из центральных пунктов его теории явилось выделение им элементарной частицы поведения индивида в обществе - социального действия , которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми.

Вебер ввел в социологическую терминологию понятие идеальный тип . Он утверждал, что мы говорим о предпринимателе, рабочем или короле как о типичном (среднестатистическом) представителе данного слоя. Однако в реальной жизни «предпринимателя» или «короля» вообще не существует. Это абстракция, придуманная для того, чтобы одним именем обозначать целые совокупности фактов, людей, явлений.

Вебер детально анализировал отношения власти, а также природу и структуру организаций, где эти отношения проявляются наиболее ярко. Идеальным механизмом воплощения и поддержания отношений власти в организации он считал бюрократию (от франц. bureau и греч. kratos , дословно значит: господство канцелярии) - искусственно созданный аппарат управления организацией, предельно рациональный, контролирующий и координирующий деятельность всех ее работников.

В теоретических работах Макса Вебера не только достаточно четко был определен предмет социологии как науки, но и заложены основы для ее развития как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Благодаря теоретическому вкладу Вебера, а также его коллег Фердинанда Тённиса и Георга Зиммеля можно утверждать, что немецкая социологическая школа доминировала в мировой социологии вплоть до Первой мировой войны

Георг Зиммель (1868-1918) предложил свой вариант истолкования предмета, основного метода и базовой теоретической конструкции социологии. Объектом социологии, по его мнению, выступает общество, которое он понимал как процесс социальных взаимодействий и итог этих взаимодействий. Предметная область социологии, по Зиммелю, ограничена изучением “социаций” - устойчивых форм социальной жизни, придающих обществу целостность и стабильность. Речь идет о таких известных формах человеческого общежития, как господство, подчинение, культура, разделение труда, конкуренция, конфликт, мораль, социальный контроль, мода и т.п.

Исследование “социаций”, установление степени устойчивости “чистых” форм социальности , предполагает применение историко-сравнительного метода. Именно этот метод, по Зиммелю, есть основной способ социологического анализа. Он не исключал других методов социологии (в т.ч. наблюдений, опросов, экспериментов), сам использовал их при изучении городского образа жизни, социальных типов личности, межличностных и других социальных конфликтов, но расценивал их в качестве дополнительных к сравнительно-историческому анализу.

Жизнь немецкого мыслителя и социолога была интеллектуально-насыщенной. Его биография полна трудностей, но в ней немало и достижений. Его взгляды получили распространение и популярность при жизни, но наибольшая востребованность к идеям Зиммеля пришла во второй половине 20 века.

Детские годы

Родился будущий философ в Берлине 1 марта 1858 года в состоятельного коммерсанта. Детство Георга протекало вполне обычно, родители заботились о своих детях, старались дать им лучшее будущее. Отец, еврей по происхождению, принял католическую веру, мать обратилась в лютеранство, в котором были крещены и ребятишки, в том числе и Георг. До 16 лет мальчик благополучно учился в школе, демонстрировал успехи в освоении математики и истории. Казалось, его ждет типичная судьба коммерсанта, однако в 1874 году умирает отец Зиммеля, и жизнь Георга меняется. Мать не может содержать сына, и его опекуном становится друг семьи. Он финансирует обучение юноши и спонсирует его поступление в Берлинский университет на философский факультет.

Учеба и формирование взглядов

В университете Зиммель учится у выдающихся мыслителей своего времени: Лацаруса, Моммзена, Штейнталя, Бастиана. Уже в университетские времена он ярко демонстрирует свой диалектический склад ума, который позже будут отмечать такие философы, как Питирим Сорокин, Макс Вебер и Но тогда же и намечается главная жизненная коллизия, которая будет осложнять жизни многих людей в Европе в тот период. Не стал исключением и Георг Зиммель, биография которого была сильно затруднена из-за его национальности. По окончании курса обучения в университете философ пытается защитить докторскую диссертацию, но ему отказывают. Причина прямо не называется. Но в Берлине в те времена царили антисемитские настроения и, несмотря на то, что он по вероисповеданию был католиком, своей еврейской национальности ему скрыть не удалось. Он имел ярко-выраженную иудейскую внешность и это впоследствии еще не раз ему помешает в жизни. Через некоторое время, благодаря упорству и настойчивости, Георгу удалось все-таки получить ученую степень, но это не открыло ему желаемых дверей.

Трудная жизнь немецкого философа

Окончив университет, Зиммель ищет место преподавателя, но постоянной работы ему не дают, опять же из-за анкетных данных. Он получает должность приват-доцента, которая не приносит гарантированного дохода, а полностью складывается из взносов студентов. Поэтому Зиммель много выступает с лекциями и пишет большое количество статей, которые адресованы не только академической среде, но и широкой публике. Он был отличным оратором, его лекции характеризовались широтой, оригинальным подходом и интересной подачей. Лекции Зиммеля отличались энергией, он умел увлечь слушателей, размышляя вслух на самые разнообразные темы. Он имел неизменный успех у студентов и местной интеллигенции, за 15 лет работы в этой должности он завоевал определенную славу и свел дружбу со значительными мыслителями своего окружения, например, с Максом Вебером. Но долгое время философа не признавало всерьез научное сообщество, социология еще не завоевала тогда статуса фундаментальной дисциплины. Берлинский круг ученых посмеивался над оригинальным ученым-мыслителем, и это его задевало. Хотя он с упорством продолжал трудиться: размышлять, писать статьи, читать лекции.

В 1900 году, однако, он получает и официальное признание, ему присваивают звание почетного профессора, но по-прежнему он так и не достигает желаемого статуса. Лишь в 1914 году он наконец станет академическим профессором. К этому времени у него уже было более 200 научных и научно-популярных публикаций. Но должность он получает не в родном университете Берлина, а в заштатном Страсбурге, что было источником его переживаний до конца жизни. Он не сошелся с местной научной элитой, и последние годы жизни чувствовал одиночество и отчужденность.

Представления о законах жизни

Георг Зиммель отличался от своих великих современников отсутствием четкой принадлежности к какому-либо философскому течению. Его путь был полон метаний, он размышлял о многом, находя такие объекты для философской рефлексии, которые раньше не интересовали мыслителей. Отсутствие четкой позиции работало не в пользу Зиммеля. Это было еще одной причиной трудности интеграции философа в научное сообщество. Но именно благодаря этой широте размышлений, он смог внести вклад в развитее сразу нескольких важных тем философии. В науке много людей, чье творчество по достоинству начинает оцениваться только спустя годы, и таким был Георг Зиммель. Биография мыслителя полна труда и бесконечных размышлений.

Диссертация Георга Зиммеля была посвящена И. Канту. В ней философ пытался осмыслить априорные принципы социального устройства. Начало пути мыслителя также освещено влиянием Ч. Дарвина и Г. Спенсера. В русле их концепций Зиммель истолковал теорию познания, выявляя природно-биологические основания этики. Философ центральной проблемой своих размышлений видел существование человека в обществе, поэтому его причисляют к направлению с названием «философия жизни». Он связывает познание с понятием жизни и видит ее главный закон в выходе за биологические пределы. Человеческое существование невозможно рассматривать вне его природной обусловленности, однако сводить все только к ним нельзя, так как это огрубляет смысл бытия.

Георга Зиммеля

В Берлине Зиммель вместе с единомышленниками, среди которых были М. Вебер и Ф. Теннис, организовал Немецкое общество социологов. Он активно размышлял об объекте, предмете и структуре новой науки, формулировал принципы социального устройства. Описывая общество, Георг Зиммель, представлял как результат контактов многих людей. При этом он вывел основные признаки общественного устройства. Среди них такие как количество участников взаимодействия (их не может быть меньше трех), отношения между ними, наивысшей формой которого является сплочение, и Именно он вводит в научный оборот этот термин, который обозначает сферу общения, которую участники определяют, как свою. Он называет важнейшими социальными силами деньги и социализированный интеллект. Зиммель создает классификацию форм социального существования, которое базируется на степени приближенности или удаленности от «потока жизни». Жизнь же представляется философу как цепь переживаний, которые обусловлены одновременно биологией и культурой.

Представления о современной культуре

Георг Зиммель много размышлял о социальных процессах и о природе современной культуры. Он признавал, что важнейшей движущей силой в обществе являются деньги. Он написал огромный труд «Философия денег», в котором описал их социальные функции, обнаружил их полезное и негативное воздействие на современное общество. Он говорил, что в идеале должна быть создана единая валюта, которая сможет ослабить культурные противоречия. Он пессимистично оценивал социальные возможности религии и будущее современной культуры.

«Функции социального конфликта»

Общество, по мнению Зиммеля, основывается на вражде. Взаимодействие людей в социуме всегда принимает форму борьбы. Конкуренция, подчинение и господство, разделение труда - все это формы вражды, которые непременно приводят к социальным конфликтам. Зиммель считал, что они инициируют формирование новых норм и ценностей общества, они - неотъемлемый элемент эволюции социума. Также философ выявил ряд других выстроил типологию, описал его стадии, наметил методы его урегулирования.

Концепция моды

Размышления о социальных формах составляют основу философии, автор которой Георг Зиммель. Мода, по его мнению, является важным элементом современного общества. В работе «Философия моды» он исследовал феномен этого социального процесса и пришел к выводу, что она появляется только вместе с урбанизацией и модернизацией. В Средние века, например, ее не существовало, утверждает Георг Зиммель. Теория моды исходит из того, что она удовлетворяет потребность индивидов в идентификации, помогает новым социальным группам завоевать свое место в социуме. Мода - это примета демократических обществ.

Научное значение философских воззрений Георга Зиммеля

Значимость работ Зиммеля трудно переоценить. Он является одним из основоположников социологии, выявляет причины социального развития, осмысляет роль денег и моды в культуре человечества. Георг Зиммель, конфликтология которого стала базой для социальной философии второй половины 20 века, оставил серьезный труд о социальных противостояниях. Он оказал значительное влияние на становление американского направления социологии и стал предвестником постмодернистского мышления.



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные