Тоболкин зот корнилович. Электронная библиотека Тюменского писателя - Централизованная городская библиотечная система, г.Тюмень Зот тоболкин


ТОБОЛКИН Зот Корнилович (3.01.1935, с. Хорзово Заводоуковского р-на), член Союза писателей России (1975). Служил в СА, Работал слесарем, коче­гаром (1952-54,1959-63). После окончания Уральского гос. ун-та (1964) работал в реги­он. журналистике (г. Тюмень, Нижневар­товск). С 1975, после Высших режиссёрс­ких курсов (Москва), занимается творч. дея­тельностью. Работает в жанрах драмы, эпоса, лирики. Автор 6 романов, неск. пове­стей. Широко известен в стране как драма­тург, его пьесы ставились в театрах Москвы («Братья», «Про Татьяну»), отмечены премия­ми на всесоюз. конкурсах («Песня Сольвейг»), высоко оценены театр, прессой столицы, изданы отд. сборником. На основе «драма­тической были» Т. «Жил-бьи Кузьма» на «Мос­фильме» снят худ ож. фильм (1980). Различ­ные истор. эпохи стали предметом изобра­жения в романах Т.: 1-я четверть XVIII в. («Отласы»), сиб. деревня нач. 1930-х («При­пади к земле»), открытие и освоение нефте­газовой провинции в Зауралье («Лебяжий»). Произведения Т. опубликованы в изд-вах Москвы, Минска, Свердловска (Екатеринбур­га), в ж. «Театр», «Современная драматургия», «Наш современник», «Урал». Лауреат лит. премий им. И. Ермакова (1986) и К. Лагунова (2002), Награждён орденом «Знак Почёта» (1984). Соч.: Припади к земле: Роман. - М., 1976; Самый главный народ: Пьесы. - Свердловск, 1977; Лебяжий: Роман, повести. - М., 1979; Сло-г.о о пахаре. - Свердловск, 1980; Грустный шут: Роман. - М., 1983; Пьесы. - М., 1983; Жил-был Крьма: Повести. - Минск, 1984; Отласы: Роман. -М„ 1991; Зодчий: Роман. -Тюмень, 1994; У Бога "!b пазухой. Третья падь. Голгофа: Роман, повес­ти, - Екатеринбург, 2001; Эхо: Поэтические этю­ды (1959-1999). - Екатеринбург, 2001. Лит.: Бобров Э. Нескончаемая драма жиз­ни //Театр. 1984. № 8; Войткевич Н. Зот Тобол-кин //Театр. 1982, № 1; Захарченко В. Плач по утраченному герою // Сибирское богатство. 1999. № 1; Кузин Н. Вчера и сегодня // Кузин Н. Диа­лог со временем. - Свердловск, 1983; Тюрин Н. Восхождение к нефти // Знамя. 1981. N2 5. С. А. Комаров

  • Ахшарумов - Ахшарумов, Никол. Дмитриевич, соврем. русск. писатель, род. 1821, написал повести: «Двойник», «Игрок», роман: «Чужое имя», перев. роман Самюэля Уаррена «Ten thousand a year» и составил множество крити...
  • Бенеш Шумавский - Бенеш Шумавский (Вячеслав) - современный чешский журналист и литератор, род. в 1850 г., сотрудник многих журналов и автор следующих сочинений, по большей части сборников новелл и рассказов: "Ve mraku ...
  • Гегелер
  • Гегелер - Гегелер (Вильгельм Hegeler) - немецкий писатель. Род. в 1870 г. Сборники его рассказов "Und alles um die Liebe" и "Pygmalion" соединяют реализм изображения с юмористической точкой зрения, равно как ро...
  • Геллер, Серваций Бонифаций - Геллер, Серваций Бонифаций (Heller) - современный чешский писатель, род. в 1845 г.; редактор журнала "Kvty", автор "Krl stepi" (роман), "Boue ivota" (роман), "ivot na Rusi" (1867), "Pohled na Moskvu" ...
  • АБРАМОВ Кузьма Григорьевич - АБРАМОВ Кузьма Григорьевич (род. 1914), мордовский писатель. Роман-трилогия "Найман" (1957-64); романы "Своя ноша не тянет" (1967), "Девушка из села" (1980) - о социальных преобразованиях в республике...
  • АГИШ - АГИШ (Агишев) Сагит Ишмухаметович (1905-73), башкирский писатель. Повести; роман "Фундамент" (1950) о жизни башкирской деревни; новеллы, юмористические и сатирические рассказы.
  • АКСЁНОВ Вас - АКСЁНОВ Василий Павлович (род. 1932), русский писатель. Сын Е. С. Гинзбург. В 60-х гг. один из лидеров "исповедальной", "городской» прозы, для к-рой характерны молодёжный жаргон, внутренняя раскрепоще...
  • БАШИРОВ Гумер Баширович - БАШИРОВ Гумер Баширович (род. 1901), писатель, народный писатель Татарской АССР (1989). Роман "Честь" (1948) о татарском колхозе в годы Великой Отечественной войны; роман о современности "Семь ключей...
  • БЕК Александр Альфредович - БЕК Александр Альфредович (1902/ 1903-72), русский писатель. Повесть о героической защите Москвы в 1941 "Волоколамское шоссе" (1943-44), роман "Жизнь Бережко-ва" (1956). Роман "Новое назначение" (опуб...
  • БРАГИНСКИЙ Эмиль Вениаминович - БРАГИНСКИЙ Эмиль Вениаминович (1921-98), русский драматург. Пьесы и киносценарии в жанре лирико-драматической комедии: совместное Э. А. Рязановым - "Берегись автомобиля!" (1966), "Ирония судьбы, или С...
  • ГАЗИ - ГАЗИ (Мингазеев) Ибрагим Зарифович (1907-71), татарский писатель. Автобиографическая трилогия "Незабываемые годы" (1949-66) о первых послереволюционных десятилетиях в Татарии, роман "Обыкновенные люди...
  • ГЕРМАН Юрий - ГЕРМАН Юрий (Георгий) Павлович (1910-67), русский писатель. Повести о чекистах "Лапшин" (1937), "Алексей Жмакин" (1938) переработаны в роман "Один год" (1960). Трилогия "Дело, которому ты служишь" (19...

Сейчас принято добавлять к имени и фамилии: известный писатель, лауреат, прозаик, драматург и пр. Это неудобно и делать этого не хочется, и не одобрил бы этого сам Зот Корнилович. Но увы, далеко не все тюменцы могут сказать, кто такой Тоболкин.

А ведь было время, когда с его книгами в местных школах знакомились на внеклассном чтении. В библиотеках произведения Тоболкина, выпущенные в Средне-Уральском книжном издательстве, стояли на видном месте на специальных полках. Повесть «Жил-был Кузьма» не раз переиздавалась огромными тиражами, которые в книжных магазинах не залеживались. По этой замечательной повести в Москве был поставлен фильм «Поздняя ягода».

Пьесы Тоболкина (первое его драматургическое детище - «Геологи», затем «Верую», «Поликарп Первый», «Братья», «Про Татьяну», «Сказание об Анне» и другие) когда-то ставились театрами по всей стране, в том числе и в Москве.

Тоболкин любил театр. Он учился не только на факультете журналистики Уральского госуниверситета, но и на московских Высших режиссёрских курсах (окончил в 1975 г.). В 1977 году Средне-Уральским книжным издательством был издан сборник пьес Тоболкина под названием «Самый главный народ».

В начале творческой карьеры Зот Корнилович много писал для региональных газет, радио, ТВ. Как прозаик он дебютировал в столице в 1972 году (первые его рассказы появились в журналах «Современник» и «Крестьянка»). В ту пору автору было уже 37 лет. Как считают многие литераторы, тридцать с хвостиком - самый подходящий возраст для «вызревания» прозаика. До этих пор человек копит в своей кладовой знаний бесценный человеческий опыт, дабы позднее передать его людям через книги.

Его романы «Зодчий», «Грустный шут» и «Отласы» - родом из Тобольской губернии. «Необъятной», как называл её сам Зот Корнилович. И «…о чём бы я ни писал, - говорил сам Тоболкин, - будь то повесть «Голгофа» или роман «У Бога за пазухой», я всегда пишу о крае родчем, вовеки славном!»

Зот Тоболкин трудился за письменным столом (за пишущей машинкой) и в преклонном возрасте. Роман «Голгофа» вышел в 2001 году, когда писателю было уже 66 лет. Жизнь писателя, как он сам говорил , «наполнена делами»:

В общем, жизнь моя наполнена делами. Дела, хоть и с натугой порой, но ладятся.

Они, конечно, не являются мерилом материального успеха, я по-прежнему из тех, кто живёт на крохотную пенсию. Разбогатеть несложно, нужно поставить такую цель. У меня главная цель (и без фальши!), великая цель - дело. Со «звёздами» я не ровняюсь. Мои звёзды - в небесах. Слово «карьера» как достижение выгоды, всеобщей известности, чуждо для меня по смыслу и по духу. Я - пахарь. Мне ближе поле, комнатушка с листом бумаги. Тут я царствую, не думая ни о рубле, ни о славе. А что я буду значить в этом непростом мире, общество пусть судит, знатоки, у которых на всё в жизни есть ответы. Я эти ответы ищу. Порой удаётся, что выразилось в романах, книгах, стихах. В обществе всегда что-то не так. Я взвешиваю жизнь по своим делам. Молодых стараюсь понять, когда есть досуг. Его маловато. Вряд ли кто-нибудь пожелает меня сменить: это хлопотно и тоскливо. Потому я не мерцаю и не курлычу. Уж тут не до суда над поколением. А надевать мой хомут - дело нелёгкое. Он не для всякой шеи. Поэтому я ни разу не сказал: «Делай как я!»

Для писателя нужны такие качества, как вдохновение, упорство, искра Божия, то бишь талант. Без этого успех не придёт. Последнее время отношение к профессии - скептическое.

Потому что в «писатели» полезли все те, у кого есть деньги и бумага. А писателей подлинных - единицы. Смею надеяться, если судить по результатам, я к ним отношусь.

Мне помнится, как в 2005 году Зот Корнилович, в то время ходивший с палочкой, прибыл наряду с прочими тюменскими литераторами, в Дом писателей на генеральную уборку: мыть, выбивать пыль из старых стульев и кресел, на которых отсидело не одно поколение тюменских поэтов и прозаиков, перетаскивать и укладывать по шкафам перевязанные верёвками книги, в общем, готовить дом к ремонту. Даже от этого трудного и скучного дела он, хромой старик, не отлынивал.

Зот Тоболкин спешит на помощь

Творческий разговор

В наше время за книгами того или иного автора мы бросаемся в библиотеки Интернета. Увы, электронных изданий Зота Корниловича Тоболкина в сети нет. Нет их даже в огромной коллекции «Google-книги»: ссылки, например, на романы «Грустный шут», «У Бога за пазухой» и сборник повестей под общим названием «Жил-был Кузьма» присутствуют, но насчёт текстов «Google» информирует: «Нет электронной версии».

Будем надеяться, найдутся энтузиасты - и электронный пробел будет восполнен. Земля русская должна помнить своих мастеров слова.

Как сообщает «Вслух.ру» , прощание с Зотом Корниловичем состоится 26 мая в Доме ритуальных услуг по ул. Одесской, д. 32, с 9.30 до 11 часов.

Тоболкин Зот Корнилович


Тоболкин Зот Корнилович (3 января 1935, д. Хорзово Заводоуковского района Тюменской области - 24 мая 2014, Тюмень) - прозаик, драматург.

Родился в многодетной семье крестьянина-колхозника. Детство его, как и всего поколения, протянулось сквозь трагическое время войны, которая унесла старших братьев. Ему удалось окончить лишь четыре класса дневной школы: с одиннадцати лет он начал работать, перепробовал много профессий - прицепщика, тракториста, электрика, слесаря, каменотеса, кочегара, монтажника, геодезиста.

В 1950 году поступил в ремесленное училище в Краснодаре и одновременно учился в вечерней школе. С 1952 по 1954 годы работал слесарем на заводе имени Седина. Служил в рядах Советской Армии. В 1959 году сдал вступительные экзамены в Уральский государственный университет имени М. Горького, на факультет журналистики. Совмещал учебу с работой слесаря и кочегара. С 1964 года, после окончания университета, трудился в газетах, на радио и телевидении Тюмени и Нижневартовска. В 1975 году окончил Высшие режиссерские курсы в Москве.

В 1972 году публикуются первые рассказы в журналах «Современник», «Крестьянка». Тобольский драматический театр осуществил постановку драмы Тоболкина «Геологи». Позднее его драмы прошли в Тюменском, Ульяновском, Горьковском, Тобольском, Армавирском театрах. В 1977 году Средне-Уральское книжное издательство выпустило сборник пьес «Самый главный народ». Несколько пьес получают премии на Всесоюзных конкурсах, пьесы «Братья» и «Про Татьяну» ставятся в театрах Москвы.

О сложностях колхозного строительства, о становлении той великой силы, что победила фашизм - его роман «Припади к земле». Открытию и освоению нефтегазоносной провинции Тюменской области посвящен роман «Лебяжий». Роман «Грустный шут» охватывает по времени конец Петровской эпохи, это роман о первоселах и освоителях Сибири, о становлении державы Российской. Рассказы, очерки, повести, романы публикуются во многих журналах и издательствах страны.

Лауреат Всероссийской премии Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Награжден медалью имени М. Шолохова (2012).

Член Союза писателей СССР с 1975 года.

Книги

Избранное. В 2-х т. - Тюмень: Тюмен. издат. дом, 2008-2009.

А рядом ты - и все легки мне грузы

В многодетной семье крестьянина-колхозника. Детство его, как и всего поколения, протянулось сквозь трагическое время войны, которая унесла старших братьев. Ему удалось окончить лишь четыре класса дневной школы: с одиннадцати лет он начал работать, перепробовал много профессий – прицепщика, тракториста, электрика, слесаря, каменотеса, кочегара, монтажника, геодезиста.

В 1950 году поступил в ремесленное училище в Краснодаре и одновременно учился в вечерней школе. С 1952 по 1954 год работал слесарем на заводе имени Седина. Служил в рядах Советской Армии. В 1959 году сдал вступительные экзамены в Уральский государственный университет имени М. горького, на факультет журналистики . Совмещал учебу с работой слесаря и кочегара. С 1964 года, после окончания университета, трудился в газетах, на радио и телевидении Тюмени и Нижневартовска. В 1975 году окончил Высшие режиссерские курсы в Москве. В 1972 году публикуются первые рассказы в журналах «Современник», «Крестьянка». Тобольский драматический театр осуществил постановку драмы Тоболкина «Геологи». Позднее его драмы идут в Тюменском, Ульяновском, Горьковском, Тобольском, Армавирском театрах. В 1977 году Средне-Уральское книжное издательство выпустило сборник пьес «Самый главный народ». Несколько пьес получают премии на Всесоюзных конкурсах, пьесы «Братья» и «Про Татьяну» ставятся в театрах Москвы.

О сложностях колхозного строительства, о становлении той великой силы, что победила фашизм – его роман «Припади к земле». Открытию и освоению нефтегазоносной провинции Тюменской области посвящен роман «Лебяжий». Роман «Грустный шут» охватывает по времени конец Петровской эпохи, это роман о первоселах и освоителях Сибири, о становлении державы Российской. Рассказы, очерки, повести, романы публикуются во многих журналах и издательствах страны.

Член Союза писателей СССР с 1975 года.

Живет и работает в Тюмени.

Из кн.: Писатели Тюменской области : библиогр. указ. – Свердловск, 1988. – С. 89-90.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бакулин, Ю . Время собирать камни / Юрий Бакулин // Сибирское богатство. – 2002. - № 2. – С. 37-41. Войткевич, Н . Зот Тоболкин // Театр. – 1982. - № 1. – С. 113-120. Ефимов, М. Сила характера // современная драматургия. – 1983. - № 2. – С. 2. Кузин, Н. На своей земле // Тоболкин, З. Припади к земле: роман и повесть. – Свердловск, 1989. – С. 409-414. Ломакин, С. К. Диалог с самим собой. – Тюмень: Вектор Бук, 2005. – 301 с.

В книгу включены рассказы, публицистические и литературоведческие статьи, в т. ч. и о З. Тоболкине.

Страна без границ : литературная хрестоматия для учащихся 8-11 кл. : в 2-х кн. Кн. 2 / Сост. , . - Тюмень: СофтДизайн, 19с. - (Рос. провинция: От Карского моря до приишимских степей).

Есть краткие справки о писателях Тюменской области и их произведения.

Тоболкин, З. Зот Тоболкин: «Я не хотел жениться на Москве»: интервью // Элита-Region. – 2002. - № 4. – С. 103-106. Зот Тоболкин // Тюменской строкой: антология. – Тюмень, 2008. – С. 96. Зот Корнилович Тоболкин // Календарь знаменательных и памятных Тюменской области на 1995 год / Тюм. обл. науч. б-ка. – Тюмень, 1994. – С. 14-12. Тоболкин, З. Примерять себя ко времени // Театр. – 1976. - № 11. – С. 20-24. Фактор личности [Текст] : 150 портретов, судеб, биографий: к юбилею Тюменской области / Авт. проекта В. Строгальщиков, Ред. С. Жужгин, Издатель А. Романов. - Тюмень: Элита, 20с. : портр, фото. цв.

Произведения З. Тоболкина, изданные отдельными книгами:

Взлетная полоса: драма; Верую!: драма (М., 1974), Жил-был Кузьма: драма (М., 1975), Лидер: пьеса (М., 1975), Сказание об Анне (Баня по-черному): трагедия (М., 1975), Подсолнух: сказка (М., 1976), Припади к земле: роман (М., 1976), Баня по-черному (Сказание об Анне): трагедия (М., 1977), Самый главный народ: пьесы (Свердловск, 1977), Летят утки: драма (М., 1977), Песня Сольвейг: драм. поэма (М., 1978), Лебяжий: роман, повести (М., 1979), Про Татьяну: драма (М., 1980), Жил-был Кузьма: повести (Свердловск, 1981), Реквием: трагедия (М., 1982), Счастливая деревенька (Дело было в 45-м): драма (М., 1982), Грустный шут: роман (М., 1983), Пьесы (М., 1983), Жил-был Кузьма: повести (Минск, 1984), Поликарп Первый: пьеса (М., 1984), Отласы: роман (Свердловск, 1985), Зодчий: роман (Тюмень, 1994), У Бога за пазухой: роман (Тюмень, 1995), У Бога за пазухой. Третья падь. Голгофа: романы (Екатеринбург, 2001), Поэтические этюды () (Екатеринбург, 2001).

Приводит не сразу. Вот Татьяна отвечает сыну: «Что колыбельных не пела - прости. Так уж вышло… Не до них мне было. Надо было выстоять. И - выстояла!» Гордость ее понятна: самые тяжелые годы прожила Татьяна по совести.

Но сегодня для таких, как Татьяна, мало выстоять: «Что я знала в жизни? Работу. Одну работу. Но появился человек, Игошев, который научил меня и в этой работе находить радость. Потому что работаем-то мы для людей. Для людей. Юрка, а не для себя…» Сын же возвращает ее мысли к дому, к семье: «Ты перестала быть женщиной, мать… А ведь и добра и красива… Но где твое горе? Где радость?.. Ты плакать разучилась… Кот в избе и тот голоден. Сын в интернате. Муж на стороне жить вынужден». И именно Юрий, младший из действующих в пьесе лиц, подводит итог общим размышлениям о том, что случилось в их доме: «Благодарю, дорогие родители, за то, что вывели меня на столбовую дорогу… Широка дороженька… куда идти? Вот и мечусь я будто в буране, ищу самого себя. Вас, между прочим, тоже. Себя-то я найду, будьте уверены! Найду, чтоб мне сдохнуть! А вы поищите-ка себя!.. А сыну своему буду показывать на двух чудиков и внушать ему, как жить не надо. Вот, скажу я, сынок: это родители мои, позабывшие о своей душе. А ведь неплохие, в сущности, люди. Ты о душе, сынок, помни!..»

Смысл пьесы - не только в утверждении личной ответственности каждого. Есть в ней и как бы скрытый, но не менее важный мотив, звучание которого определишь не сразу.

Да, трудно пока что женщине у нас и на строительных участках, и в сельском хозяйстве, и особенно в животноводстве. На таких, к примеру, фермах, как та, где работает Татьяна Жилкина.

Пожалуй, впервые в нашей драматургии проблема женского труда ставится с такой тревогой. Татьяна - работница поистине тяжкого фронта, дни и ночи она в совхозе. В пьесе говорится и о расширении ее фермы и о введении технических усовершенствований всего комплекса. Только от этого не легче Татьяне - о судьбе ее, как и о жизни других, таких же, как она, работниц, пока что никто не задумывается. А может быть, именно в трудностях самих условий работы Татьяны - главная причина ее семейных неурядиц?..

Мысль эта пока не появляется у Татьяны, ее занимают сугубо личные переживания. Это, конечно, правильно - искать причины того, что случилось у тебя дома, надо прежде всего в самой себе, хозяйке. Но ведь в данном случае личная ответственность Татьяны значительно шире семейной. И может, не только она виновата в том, что происходит в ее доме. Хотя, если присмотреться повнимательнее, многое могло бы стать иным, когда бы и сама она, Татьяна, научилась подходить к домашним своим делам с позиций общественных.

Ведь Татьяна - депутат районного Совета, член правления животноводческого комплекса, активный, авторитетный человек. Кому же, как не ей, и задуматься об улучшении условий труда? О том, в частности, чтобы привлечь к тяжелой работе на ферме молодежь. Напротив, она живет навязчивой идеей заставить сына учиться в городе: «А институт ты кончишь, хоть тресни!» Неясна в пьесе судьба сына Игошева. И сам Игошев не задумывается над тем, чтобы заинтересовать молодежь работой на ферме.

Но драматурга волнует не столько локальный вопрос: «Кто виноват?» - в пьесе обнажены злободневные моральные проблемы, идет разговор об ответственности каждого человека и перед самим собой и перед обществом. Позиции эти, в сущности, неразделимы.

Появление пьесы «Про Татьяну» в наши дни знаменательно особо. В свете задач, поставленных партией в Продовольственной программе, намеченной майским (1982 г.) Пленумом ЦК КПСС, разговор о тружениках нового животноводческого комплекса, о таких, как Татьяна, сегодня - это разговор о главном. Ибо общегосударственные проблемы развития народного хозяйства - это не только дальнейшее расширение огромного фронта работ, это прежде всего - проблемы общественного и нравственного совершенствования личности, это забота о каждом труженике, о тех, кому и предстоит реализовать эти грандиозные планы.

Уже при чтении пьесы нетрудно себе представить спектакль, в котором лирико-драматическая, будто бы камерная новелла увлекает нас и искренностью, и трепетностью переживаний героев, и каким-то добрым озарением надежды. Но в том-то и своеобычность почерка Зота Тоболкина, умеющего повести своего читателя от, казалось бы, самого малого, скрытого, интимного - к большому. Скромная история жизни Татьяны, доверенная нам драматургом, вырастает до обобщений подлинно масштабного, общественного значения, становится поучительным рассказом о жизни многих и многих.

Большой эмоциональный взрыв драматург выносит в финал пьесы - здесь кульминация сценического действия, кульминация психологического конфликта. На суровые обвинения сына Татьяне ответить нечем. Безмолвие ее многозначительно: в нем не только чувство собственной вины. Есть в том и скрытая мобилизация всех духовных сил героини. Драматург представил нам возможность мысленно как бы продолжить историю жизни Татьяны, «додумать» судьбы героев пьесы, развить поиск необходимых ответов…

Все персонажи в этой пьесе «житейски узнаваемы», здесь находим мы и общие приметы быта, свойственные многим нашим современникам черты характера. В то же время каждый из героев пьесы несет в себе драму неповторимой индивидуальности; здесь нет никакого «чуда», но каждая из ролей - сложная и увлекательнейшая задача и для режиссера и для актеров.

Герои пьес Тоболкина, как правило, люди труда. Первую свою пьесу «Самое главное - народ» («Геологи») он написал в 1965 году. Вторжение геологов в деревню, грубоватое обращение с землей-кормилицей… Конечно же, крестьянам все это пришлось не по душе. Об этом пьеса. Нашлись критики, которые скоропалительно обрушились на автора, как на… гонителя геологов. Быть может, и не все совершенно в этой пьесе, - если не было ясно, что не «против геологов» выступал автор, а в защиту тружеников деревни, в защиту природы. Но уже здесь можно заметить открытый общественный пафос писателя, его искреннюю и страстную защиту труда хлебопашца - то, что станет одной из основных тем всей его драматургии.

Чем сложнее наши задачи, чем выше уровень техники, тем больше мы должны заботиться о человеческом самосознании. И если одну из первых своих пьес Тоболкин посвятил неловкому вторжению молодых геологов в жизнь тюменской деревни, то сегодня писатель обращается к более сложным проблемам взаимодействия научно-технического прогресса и духовного, нравственного развития современного человека. Как правило, обращается он именно к современной деревне, к тем, кто доит коров, кто ставит печь в избе и учит деревенских ребят грамоте. Самое любовное слово писателя - о тех, кто ближе к земле, кто зерно, хлеб выращивает. Здесь видит писатель первозданную основу жизни человеческого общества.

«Взял колосок в руки - земли и пота творенье, - остье колюче, а стебелек строен и тепл… Уж такой тонкий, такой хрупкий! А ведь держит на своих плечах едва ли не главный достаток человечества: и силу, и радость, и продление нашего рода…». Это из новой книги Тоболкина «Слово о пахаре», вышедшей недавно в Свердловске.

Или вот герой пьесы «Верую!» Игнат Мантулин говорит о земле: «Истосковался я по ней. Бывало, зароюсь в окоп… вокруг все ископано, изрыто снарядами, танками, солдатскими лопатами. А мне поле мерещится… когда тут хлебушко рос, может, в рост человеческий. И жалость такая черкнет по сердцу - глаза бы вырвал себе, лишь бы не видеть вокруг всего этого безобразия. Лишь бы танки не громыхали, лишь бы люди не помирали и светлая тишина до самого рубежа России голубым ленком расстилалась! Скажи мне в такую минуту: «Погибни, Игнат! И все, о чем грезишь, сбудется!» Глазом бы не моргнул…»

Писатель высоко ценит стремление человека к совершенству, и нравственному и творческому. Герои Зота Тоболкина - люди, умеющие трудиться на благо своего дома, своей семьи. Способные видеть в труде и личное счастье созидания и священный свой долг перед обществом. По своему мироощущению, по художественным своим пристрастиям Зот Тоболкин близок тем современным писателям, которых увлекает проблема раскрытия русского характера, которые стремятся вызвать нашу сопричастность переживаниям героев, их поискам верных решений проблем нравственного совершенствования.



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные