Уральская чудь. Чудь белоглазая - древние жители Архангельского края Чудь белая

"Чудь белоглазая", или "полярные люди" - народ альбиносов, имеющих уже с детства седые волосы и отличающихся полным отсутствием радужных оболочек глаз, на белках которых видны только черные точки зрачков.

Жутковатое зрелище. Именно за это восточные славяне и называли их "чудью белоглазой", и только их. И это чисто славянское их название. И, в отличие от "авторитетных" утверждений, приписывающих Чудь к финно-угорским народам, тех славяне называли не чудью, а чухонцами, от слова чухаться (чесаться).

В природе, как исключение из общего правила, бывает и рождаются альбиносы, генетически лишенные пигментной окраски. Отсюда и возникло, например, такое нарицательное значение, как - "белые вороны", то есть - "не как все". Но, существуют и целые виды генетических альбиносов, полное отсутствие пигментных красителей у которых передается по наследству. Таких, например, как - полярные медведи, совы, лисицы, песцы, горностаи, которые свой природный генетический дефект превратили в свое преимущесто перед другими, позволяющее им маскироваться на белом снежном фоне, а также, белые мыши, крысы, или почтовые голуби, выведенные человеком специально.

Но, оказывается, и человеческий вид, также, не избежал подобных же генетических метаморфоз, в результате которых появилось племя "полярных людей" - альбиносов.

"Чудь Белоглазая" не относится - ни к финно-угорским, ни к скандинавским, ни к славянским, ни к тюркским, или сибирским народам, заселив когда то земли на севере Европы, Урала и Сибири - намного раньше их.
При этом, с финно-угорцами они общались на финно-угорских языках, с тюркскими народами - на тюркских языках, со славянами - на славянских, со скандинавами - на их скандинавских наречиях. На каком языке они общались между собой, опять же, вопреки устоявшемуся "авторитетному мнению", до сих пор не знает никто.

Предполагают, что Чудь Белоглазая пришла с затонувшего теперь, северного материка, Гипербореи, в подземных пещерах, прогреваемых термальными водами которой жила в течение всего ледникового периода начавшегося около 50 000 лет назад. И именно поэтому, генетически утратила природные пигменты - за ненадобностью.
Кстати, считается, что Гиперборею населяли и предки ариев, являющиеся предками этруссков, которые были предками славян. Поэтому, вполне можно предположить, что именно Чудины и являлись далекими предками - и славянских, и скандинавских и тюркских народов.

Вопреки многим сказкам и легендам, чудины обычно были маленького роста и худощавы, с телосложением подростка, и даже ребенка обычного человека. При этом имели европейскую внешность, и как отмечалось многими, были очень красивы лицом и фигурой. Впрочем, встречаться с ними удавалось крайне редко. Чудины старательно избегали контактов с местными народами и племенами. А, при малейшей опасности, они прятались в своих подземных пещерах и галереях, снабженных хитроумными смертельными ловушками.

При этом, они обладали некими телепатическими и гипнотическими способностями, которые использовали для охоты на дичь, и отпугивания чужаков от мест своего обитания.

Именно встречи с ними, и породили множество европейских сказок о эльфах, гномах, троллях, нибелунгах.
При этом, часто упоминается об их чрезвычайно высоком уровне технического развития, воспринимаемого в то время как некое чудо, или колдовство. А, за их изначально седые волосы и бороды, их всех считали глубокими стариками. С тех пор колдунов и волшебников в европейских сказках изображают именно седобородыми карликами в широкополых шляпах, которыми они прикрываются от солнца, и никак иначе.

На Руси народ чуди встречался в глухих северных лесах, где они жили в своих подземных городах. При этом, их охотники обычно жили на поверхности, и вели полукочевой образ жизни, совершая цикличные сезонные переходы - с одних своих охотничьих угодий - на другие, и живя в разборных чумах, подобно финно-угорским народам.
Кстати, известная нам сказочная бревенчатая "избушка на курьих ножках" - это ничто иное, как лесная кладовка для хранения своей добычи и припасов - чудских и финно-угорских охотников-кочевников, в которых они иногда и ночевали, или пережидали непогоду. И кто из них начал использовать такие "избушки" раньше, еще неизвестно.

Такая избушка была именно на "курьих" а не на "куриных" ножках, потому что раньше в русском языке слово "курить" означало - клевать, или наносить колющие удары. Отсюда и русские названия и куриц, которые "курили", то есть клевали зерно, и курка пистолета, наносящего колющий удар по капсюлю.
Потому, то и называли "курьими"- вбитые в землю, заостренные деревянные шесты, на которых сооружалась над землей такая избушка.

И это защищало ее содержимое от лесных грызунов, которые не могли взобраться в нее по гладким, очищенным от коры, шестам ее "курьих ножек", не позволяло подкопаться под нее более крупным зверям, лисам, волкам и россомахам, и даже защищало ее от вторжения медведей, которые просто не рисковали взбираться в нее по ее хлипким тонким "курьим ножкам", не внушающим им доверия.
Ну, и конечно, "курьи ножки" надежно защищали установленную на них "избушку" и ее содержимое от подмокания в периоды весеннего таяния снега, половодья и затяжных дождей.

Тюркские кочевники, обнаруживая такие "избушки" в глухих безлюдных таежных чащах, рассказывали о них своим детям, и говорили им что в них живут таинственные лесные духи, которых они называли "бабай-ага", что в переводе с тюркского означало - "старый хозяин".
Славяне, же, таких духов называли - лесовиками, или лешими, что означало "хозяин леса", а переняв у местных тюркских племен название таинственных обитателей таких "избушек", с легкостью трансформировали их тюркское название "бабай-ага" в имя сказочной лесной ведьмы -"Баба-Яга".

А, вот, тому, что русская сказочная "Баба Яга", в отличие от европейской ведьмы, летала не на метле, а в ступе, есть свое логическое объяснение.
Дело в том, что раньше ступы для растирания в них зерна делались не в виде стакана, в каких рисуют сейчас сказочную Бабу Ягу, а в виде плоского блюда, или тарелки. И, когда над лесом пролетал, вдруг, "НЛО", в виде типичной "летающей тарелки", наши славянские предки не заморачивались при виде этого небесного явления вопросами существования внеземных цивилизаций, как делаем это сейчас мы, а объясняли его предельно ясно и понятно для себя, что это совершает свой очередной рейсовый полет в своей ступе та самая Баба Яга, что живет в лесной избушке на курьих ножках.

Надо сказать, что подобные "избушки на курьих ножках" довольно часто встречались по всей Сибири, и очень может быть, что именно они и стали причиной того, что тюрки называли ее - "Тартарией", что означало на их языке - "земля ящиков".
Очень уж походили эти бревенчатые избушки на их через-седельные деревянные ящики для поклажи "тарты", или "тары"("тара" - ящик, тюрк.), собранные из толстых деревянных прутьев, переплетенных кожаными ремнями, и которые они попарно подвешивали по бокам своих вьючных лошадей.

В одном, из своих ранних завоевательных сибирских походов, известный монгольский полководец и император Чингисхан понес поражение от жителей Сибирской Тартарии и был взят ими в плен, в котором они продержали его несколько лет. Потом, то ли он сбежал из плена, то ли они сами его отпустили, но вернувшись в Монголию, Чингисхан собрал новое войско и снова напал на Тартарию, почти полностью вырезав все ее население в отместку за годы своего унизительного плена в ней.
Одного из своих сыновей он назначил ханом Сибирской Тартарии, которая просуществовала под чутким руководством монголов еще какое то время. А ее государственный флаг и герб, даже попали в европейскую геральдику.
Что за народ населял в то время Сибирскую Тартарию теперь неизвестно.

Последнее упоминание о чуди встречается в описании сражения Александра Невского на Чудском озере (озере чуди) в 1242 году, когда он нанял местные племена чуди для участия в сражении. Именно они, вооруженные луками и короткими охотничьими копьями, и составили ядро его войска, плотно окруженное новгородским ополчением, которому было указано не давать чуди разбежаться в стороны во время сражения.
Именно в этом живом месиве из чуди и увяз тупоконечный клин из пяти расположенных в ряд, конных тевтонских рыцарей-монахов, и их многочисленных оруженосцев, послушников, и просто наемников, с ходу раздавивших передовой полк новгородской дружины Василия Буслаева. А, потом, лед просто не выдержал и тевтонцы, вместе с чудью оказались в огромной полынье, кишащей тонущими в ней людьми.
Рыцарей еще вылавливали, потому что за них можно было получить неплохой выкуп. А, вот, чудь ушла под лед почти вся.
Поговаривали, что после этого вероломного коварства людей, оставшаяся в живых чудь ушла от них в свои подземные города. С тех пор чуди почти не осталось, и о ней сохранились только легенды и сказки.

Кое какие упоминания о чуди сохранились на Урале, уже во времена завоевания его Ермаком в его Сибирском походе в 1582 году. Но, казаки Ермака только издали видели чудинов, а при малейшей попытке приблизиться к ним, или поймать одного из них, те, по словам казаков кончали жизнь самоубийством, прыгая в яму, и опрокидывая установленные по ее краям шесты, обложенные камнями, в результате чего оказывались заживо погребенными в этой яме - грудой камней.

На самом деле, упомянутые казаками ямы с шестами, обложенными камнями, были вовсе не могилами чуди, а входами в их подземные галереи с замаскированным дерном лазом.
Спасаясь от погони, чудин прыгал в эту яму, продавливал боковой вход, в галерею, замаскированный дерном, и попав в нее, дергал веревку, привязанную к шестам, выдергивая их из земли. Шесты падали, и прислоненные к ним камни заваливали яму.

По рассказам местных жителей, чудь иногда встречается в безлюдных районах северных лесов приуралья и сибири, и в наше время. Иногда они, даже, внезапно заходят в магазины глухих таежных поселков, покупая в них всякую мелочь, и вводя местных продавщиц в ступор и леденящий ужас своими белоглазыми взглядами. Но, обычно, они предпочитают совершать свои покупки через доверенных лиц из местных охотников. Поэтому, никого не удивляет, когда, кто нибудь из жителей поселка вдруг сдает целый ворох шкурок пушных зверей, и на всю выручку покупает сахар, конфеты, и сгущеное молоко в совершенно несоразмерных количествах, или, всякую галантерейную мелочь, которая вряд ли когда нибудь ему пригодилась самому.
Как и в былые времена, чудины стараются не вступать в контакты с людьми и внезапно замеченные, почти сразу же таинственно исчезают в замаскированных лазах в свои подземные пещеры.
Одеваются они в современную нам, одежду, серийно выпускаемую нашей промышленностью, предпочитая носить униформу геологов защитного зеленого цвета, и потому, случайно встреченные в лесу, издали они ничем не отличаются от других людей.
Но, имеют пристрастие к самодельным меховым комбинезонам, наподобие чукотской парки мехом наружу, которые они носят и зимой и летом, видимо чувствуя в них себя комфортно в прохладной сырости своих подземных пещер. Из-за этих меховых комбинезонов их часто путают с местными финно-угорскими народами, или, даже со "снежным человеком", йети.

Чудь, часто использует для передвижения особые короткие ходули из связанных ремнями, упругих веток, или костей животных ("костяная нога") позволяющие им быстро и совершенно бесшумно передвигаться по лесу, не оставляя следов, или по глубокому снегу, имитируя при этом следы зверей. Из-за этого, они, при своем стройном телосложении, выглядят неестественно высокими.

Проводя основную часть своей жизни в подземных пещерах, чудь, обычно, выходит на поверхность лишь для охоты и сбора ягод и грибов.
Также, они активно занимаются рыболовством на многочисленных мелких таежных реках, используя для этого "морды", плетеные из прутьев корзины с узким горлышком, из которых заплывшая в них рыба не может найти выхода.
Знающие охотники, нечаянно обнаружив подобные корзины в глухой таежной реке, предпочитают как можно скорее покинуть эти места, чтобы не раздражать своим присутствием, их таинственных жителей.

Долгое время находясь в сумраке подземных пещер, чудь не выносит прямого солнечного света, от которого может ослепнуть, и поэтому предпочитает жить в густых таежных чащах и вести ночной образ жизни, прекрасно видя в темноте.

Обладая гипнотическими способностями, и традиционно живя в северных таежных лесах, небогатых дичью, чудь предпочитает насыщаться своей добычей, не убивая ее, а лишь отпив немного крови из сделанной в ней, крохотной ранки, не причиняющей ей серьезного вреда. Возможно, в былые времена, подобным же способом, чудь использовала и людей, и их домашний скот.
И, именно в этом она послужила прообразом сказочных вампиров, вурдалаков, и упырей.

Кроме настоящей чуди, есть, или, по крайней мере, когда то, еще совсем недавно, были - целые поселки тех, кто называл себя - чудью. На самом деле, это потомки тех, кого чудь похищала еще младенцами, а когда те вырастали так, что уже не могли передвигаться по узким подземным галереям, возвращала их местным жителям. Но, их приемные дети продолжали считать себя чудью и поддерживали с ней контакты.

Существует легенда о чуди белоглазой - удивительном народе, жившем когда-то в древние времена на Урале. Этот народ по преданиям и сказам отличался особой красотой и статью, владел тайной силой и сокровенными знаниями о земле. Следы этого народа теряются в горах Алтая.

Фото озеро АРАкуль с Шихана

В районе Чуйского тракта есть множество курганов то в одиночку, то по два, то по три, то целая улица. Говорят, что они остались от жившего здесь народа - чуди алтайской. Узнали они, что белое дерево на земле появилось, белая береза. А вместе с этим деревом белый царь народился, который должен их народ покорить. И тогда они решили, что пришло время умереть добровольно. Сделали они над ямами помосты, навалили на помосты камней, зашли каждый в свою яму и подрубили столбы. И камни их погребли. Это легенда.

В одном из своих первых рассказов "Дорогое имечко" П.П.Бажов пишет о высоком, красивом народе, живущем в горах. "Народ этот безразличен к золоту, не знает корысти и при появлении других людей местах их обитания уходит в гору тайными подземными путями."

Таинственный подземный народ упоминается в Лаврентьевской летописи 1377 года. Когда русские переселенцы пришли на Урал, то порой слышали в горах то звон металла, то удары о камень, то звон колоколов, то какие-то голоса. Отсюда по Уралу пошли легенды о чуди, добывающей драгоценные камни и металлы в Горе. Во многих местах действительно были обнаружены старинные шахты и следы металлургического производства древности. А на месторождениях руды находили какие-то древние метки, оставленные чудью. Акинфий Демидов как раз искал эти метки и там строил металлургические заводы.

Русские казаки, пришедшие с Ермаком иногда встречали поселения, где жили высокие, голубоглазые, светловолосые очень красивые люди, разительно отличавшиеся от аборигенов-азиатов. Позднее, при дальнейшем продвижении русских на восток, тоже встречали таких представителей белой расы, говоривших на русском языке. Потом они канули, исчезли. Считается, что смешались с другими народами. Стали бы они свою расу портить, что-то маловероятно. Может быть только какая-то малая часть их ассимилировалась?

На Урале чудские места стали как-бы магнитами, где не случайно вырастали города и поселения. На Чудских курганах стоит Екатеринбург, Челябинск, Курган.

В книге "Сердце Азии" об Н.К.Рерих пишет: "... Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами."

Под сокровищами очевидно подразумеваются знания. То есть сокровища у них духовные, а уж никак не материальные драгоценности. В 2012 году от РХ началась эра Водолея (в 7521 году от сотворения мира началась эра Волка по славяно-арискому календарю). Сейчас по наблюдениям ученых магнитные полюса Земли отклоняются от физических со все убыстряющейся скоростью (46 км. в год) и их инверсия неизбежна. Мы живем накануне Большого Перехода (апокалипсиса огня или конца тьмы, а для кого-то конца света). Подземные товарищи благополучно переждут катастрофу, а потом выйдут обратно на поверхность. И начнется новая цивилизация. От нашей вот только останутся жалкие ошметки. Время уже подходит.

Известен древнегреческий миф о гиперборейцах, живущих за Рифейскими горами. Народ этот жил счастливо без болезней без раздоров. Все таки думается, что они были ребятами продвинутыми во всех отношениях. И знали, что наступила ночь Сварога - последнее самое тяжелое тысячелетие эры Рыб (Лисы по славяно-арискому календарю). Наступило полное господство тьмы на Земле, энергии возобладали соответствующие. А энергии Света ослабли, город их Асгард Ирийский разрушен. Ну, значит пора под землю до лучших времен. И Веды и летописи и знания все затырили под землю. "А эти пусть тут на поверхности шараёбятся (копошатся) без нас". Кстати цивилизация майя тоже исчезла бесследно за 500 лет до прихода Колумба, то есть как раз с наступлением ночи Сварога свалили куда-то. Под землю очевидно, не в космос же они улетели. Сколько разных свидетельств, догадок, предположений о существовании подземных городов (под плато Путорана, в Индии, Тибете, Перу...), и целой подземной высокоразвитой цивилизации. Сидят там спокойно и наверное наблюдают за нами-недоумками с помощью своих технических средств (НЛО). Иногда даже помогают нам, как расстреляли, например, Тунгусский метеорит огненными шарами, не дав ему грохнуться.

Буддистские письмена говорят, что в Сибири целый народ ушел под землю. По рассказам поморов чудь скрылась от новгородцев на Новую Землю, в недоступные места.

В некоторых преданиях о чуди говорится как о мужественных, высокорослых, сильных людях, а в других чудь представляется какими-то карликами-пигмеями, обитающими под землей и охраняющих богатства.

У новгородцев чудь - это могучие богатыри, живущие в богатстве и довольстве. Ими управляет умная и миролюбивая дева. Предание популярно и среди коми-пермяков и коми, присутствуют аналогичные мотивы и в удмуртской мифологии. Чудскую девицу можно увидеть в погожие дни на камне, где она прядет шелковую пряжу. Опроставшееся веретено она бросает на Бобыльский камень в подарок находящимся там девушкам.

На Урале существует легенда, что все пещеры, какие ни есть на Урале имеют сообщающиеся ходы между собой и что можно под землей пройти весь Урал насквозь от Ледовитого океана до самых южных отрогов (а может и дальше до Тибета). В Пермской области есть предания о чудских богатырях, которые спят до поры в подземных пещерах до назначенного часа. В Перми есть такая легенда. Первые пермские диггеры (люди, увлекающиеся исследованием разных искусственных подземных сооружений в познавательных или развлекательных целях) спустились в подземелье под главным собором города, и будто бы увидели там стол, уставленный разными яствами. Зачем-то попробовали еду, после чего никак не могли найти выход. Видимо галлюцинации начались, потому что за ними гналось некое белое существо с горящими глазами.

Уральский сказитель П.П.Бажов предсказывает: "Будет и в нашей стороне такое времечко, когда ни купцов, ни царя даже званья не останется. Вот тогда и в нашей стороне люди большие да здоровые станут. Один такой подойдет к Азов-горе и громко так скажет "дорогое имечко", и тогда выйдет чудь из под земли со всеми сокровищами человеческими".

Однажды основатель Екатеринбурга Татищев увидел странный сон. Ему явилась женщина необычайной красоты, одетая в звериные шкуры и золотые украшения на груди. Она повелела Татищеву не трогать курганы в новом городе. Так как там лежат ее воины. Иначе обещала всяческие несчастья, если будет потревожен прах воинов или возьмут их дорогие доспехи. Пообещала разорить город, если тронут могилы. А назвалась чудской княгиней Анной. И Татищев выполнил это повеление. Екатеринбург так и поныне стоит.

На Северном Урале на берегу реки Колвы в 10 км от поселка Ныроб (Пермский край) есть Дивья пещера с которой связано множество мифов и легенд. Считается, что это вход в подземный город, в котором живут дивьи люди. Этнограф Онучков в начале 20-го века записал следующее: "Дивьи люди живут в Уральских горах. Культура у них величайшая, и свет в горах не хуже солнечного... Выходы в мир имеют через пещеры..." Хотя дивьи люди по легенде - это сторонники Дыя, ушедшие под землю после его поражения в битве со Сварогом. Туристы и охотники бывающие в этих краях порой слышат какие-то голоса или звон ночью или видят необычный свет в горах.

В начале ХХ века писали: "Дивьи люди живут в Уральских горах. Выходы в мир имеют через пещеры. Культура у них величайшая..."

Вот еще что интересно. У народов Северного Урала ханты и манси, и севера Сибири - юкагиров, эвенков и других сохранились предания о белых голубоглазых светловолосых людях, живших когда-то по всему северу. Когда-то здесь были города и деревни этих загадочных белых людей. И жили они здесь относительно недавно - примерно 2-3 тысячи лет до н.э.

Ломоносов считал, что чудь белоглазая - те же русские, только старожилы лесной зоны, пришедшие с севера.

Северный Урал и Сибирь - колыбель белой расы. Ведь и сейчас в лесных дебрях русского севера на Урале и Сибири под личиной старообрядцев можно встретить представителей древней ведийской традиции, причём не языческой, а дорелигиозной той, которая была распространена на Земле во времена допотопной цивилизации Орианы-Гипербореи и Атлантиды.

Современная же техногенная рыночная бездуховная цивилизация, построенная биороботами, обречена на гибель.

Если кто читал книги Сергея Алексеева "Сокровища Валькирии ", то помнит, что действие происходит на Урале и в пещерах под Уральскими горами. Автор описывает подземные хранилища ведических знаний. Местные жители в некоторых деревнях по словам не только С.Алексеева, но и других людей, исследовавших нашу древнюю культуру, утверждают, что когда правительство производит какие-либо подземные взрывы, то местные говорят одну фразу: "Опять чудь бомбят". То есть местные жители знают, что народ, который называют "чудь", то есть "чудесный народ" обладает более высокими энергетическими возможностями чем современное человечество, он живет в этих пещерах и является хранителем этих древних знаний. Сегодня помимо С.Алексеева об этом говорит еще один известный писатель Г.Сидоров. Оба автора контачат с разными волхвами - хранителями древне-русского знания и раскрывают в своих книгах различные аспекты этого наследия.

В Перу уверены в существовании подземной страны, простирающейся под материками и под океанами. Город Куско - вход в эту страну. Такие точки входа есть и в других местах земли. Например на Кавказе, почему туда так стремился Гитлер. Известный мистик Барченко что-то искал на севере. Будто бы он нашел на Кольском полуострове пещеру - вход в подземный мир. Точнее ему показали лопыри. При попытке проникнуть туда, на членов экспедиции напал леденящий ужас, как будто бы с них живьем сдирали кожу. Они сфотографировались у полузасыпанного входа и ушли. На Тибете есть тоннели, уходящие далеко вглубь земли. У буддистов вообще есть понятие АГХАРТА - внутренний мир, где обитает внутренняя цивилизация.

На спутниковых снимках НАСА видны воронки над Северным и Южным полюсами, как песочные часы. Интересно, что траектории движения спутников никогда не проходят непосредственно над физическими полюсами. Первые спутники, проходя над полюсом всегда сбивались и падали. Свечение над полюсами - Полярное сияние - выходит из отверстий. Причем не только у Земли, но и у других планет.

Свидетельств существования подземного мира множество.

В Англии в 70-е годы ХХ века шахтеры, находясь под землей, услышали гул каких-то механизмов, доносившийся снизу. Пробили ход в том направлении, гул при этом усилился и они увидели лестницу, уходившую вниз. Шахтеры испугались и убежали. На следующий день не обнаружили ни своего хода ни тем более лестницы.

В штате Айдахо в США была одна шахта, пользовавшаяся дурной славой, так как из нее доносились крики и стоны. Разумеется местные жители были уверены, что это вход в преисподнюю. Ученые решили обследовать шахту. Обнаружили там человеческие скелеты. Исследования прекратили из-за все усиливавшегося запаха серы.

В Калифорнии индейцы утверждали, что иногда видели высоких людей с золотыми волосами. Якобы эти люди спустились с небес, но не могли приспособиться к жизни на земле и обитают под землей в жерле потухшего вулкана. А выйти могут через горные пещеры. Некоторые американские ученые (Эндрю Томас) считают, что подземные пещеры пронизывают насквозь весь континент.

Недалеко от Геленджика есть дырка примерно полтора метра в диаметре, бездонная, уходящая вниз. У нее необыкновенно гладкие края, как будто эта дырка техногенного характера. Создана по неведомым нам технологиям много сотен лет назад.

В 1963 году в Турции обнаружили подземный город. Он был многоярусным, там были многочисленные комнаты, связанные между собой коридорами, переходами, галереями длиной в десятки километров. Все выдолблено в скальном грунте. Оказалось, что подземные лабиринты проходят под всем Анатолийским нагорьем. А началось с того, что один турок обнаружил в подвале своего дома щель, из которой тянуло свежим воздухом. Считается, что этот город Деринкуйю соорудили хетты. Они жили в 18-12 веках до н.э. в Малой Азии, соперничали с египтянами, а потом враз исчезли. Какими технологиями неведомыми нам выдолбили этот город древние? У нас под Челябинском скальный грунт, с 85 года, уже 30 лет пытаются построить хотя бы одну линию метро, ничего не получается! В Деринкуйю поражающая своим совершенством система жизнеобеспечения, система вентиляции действует до сих пор. Внутри все продумано до мелочей. Гранитные двери могут блокировать входы-выходы. В общем туркам есть куда эвакуироваться в случае чего.

С 80-х годов прошлого века монгольские ученые исследуют пещеры Гоби.

Поразительно устойчивые предания о подземных городах в джунглях Южной Америке. Еще испанские конкистадоры находили подземные тоннели, о чем докладывали королю.

Это лишь малая толика свидетельств подземной жизни.

В народе существует мнение, будто бы первых христианских монахов Русского Севера обучали волхвы некой прежней цивилизации. Таинственную историю возможного местонахождения древних знаний согласился рассказать писатель, известный этнограф Карелии Алексей ПОПОВ .

— Алексей, неужели когда-то в Карелии так называемые языческие волхвы не только радушно приняли первых христиан, но и передали им свои сокровенные знания?

— Получается, именно так! Но давайте обо всем по порядку. Меня, как и многих отечественных историков, всегда удивлял факт относительно бескровного крещения Руси. Еще больше поражало, каким образом на одной территории столетиями могло существовать фактически двоеверие. Ответ на свои вопросы я получил этой осенью самым неожиданным образом после закрытия проходившей в Карелии конференции по изучению феномена великанов, действительно когда-то живших на Земле. К сожалению, я не смог присутствовать на конференции, поэтому после ее окончания один из организаторов мероприятия, человек, представившийся как священник отец Михаил, сам приехал ко мне, чтобы поговорить об одной из глав моей книги «Таинственный мир Карелии», в которой я описываю народ великанов, когда-то живший на территории республики.

— Как могут быть связаны священник и великаны?

— Я тоже сначала удивился, но отец Михаил объяснил мне, что духовный сан не мешает ему изучать историю родного края, а все существа, в том числе и те, что считаются мифологическими — это творения божьи. Затем отец Михаил рассказал мне одну удивительную историю. Оказывается, в свое время он имел доступ к библиотеке Соловецкого монастыря. Однажды, работая с фондами библиотеки, он обнаружил странный документ, о существовании которого прежде ходили лишь легенды. Это был дневник, уникальность которого состояла в том, что его непрерывно вели много столетий подряд! Оказывается, среди первых монахов, когда-то пришедших на берег Белого моря, был специальный, говоря современным языком, журналист-хроникер. В его обязанности входило неотступно следовать за монахами-миссионерами и беспристрастно фиксировать все, что с ними происходит в пути. Монах-хроникер не должен был ни днем, ни ночью расставаться с этим дневником, а для сохранности драгоценной летописи к нему были приставлены два охранника.

— Неужели в дневнике говорилось о встрече с великанами?

— Намного интереснее — с прямыми потомками гиперборейцев! Как утверждает отец Михаил, дневник начинался с выбора места для основания Соловецкого монастыря. Передвигаясь между островами Белого моря, монахи пристали к архипелагу, на котором в будущем появилась эта уникальная обитель. На суше монахов встретили агрессивно настроенные местные жители небольшого роста, внешне больше напоминавшие гномов, с пронзительными белыми глазами.

Это была та самая знаменитая чудь белоглазая , или, по местному, сиртя . В случае стычки монахам пришлось бы туго, но в самый последний момент, когда вооруженного столкновения, казалось, было уже не избежать, к острову причалила лодка, в которой находился высокий седовласый старец. Он что-то строго сказал маленьким существам, и они, не тронув монахов, удалились.

Старец объяснил, что он представляет жреческую касту древнего народа, обладающего уникальными знаниями. Волхв помог монахам обустроиться на острове и однажды даже сводил их к горе, оказавшейся пирамидой. Внутри горы монахи обнаружили на стенах, освещенных факелами, письмена на славянской руннице и нескольких других неизвестных им языках. Там же, как говорилось в дневнике, было множество уникальных артефактов.

— Звучит фантастически. Наличие дневника-хроники монахи, разумеется, будут отрицать. В то же время, если рассказанная вам история правдива, то в монастырском документе должно было быть точно указано место расположения каменной пирамиды...


— Совершенно справедливо! И оно известно — это гора Секирная. В 2002 году ученые изучали эту гору и пришли к достаточно сенсационным выводам. Ими было установлено, что основание горы состоит из ледниковых отложений, а ее верхняя часть, внешне напоминающая пирамиду, четко ориентированную по сторонам света, действительно может состоять из насыпей искусственного происхождения.


— Обычно разгадка тайны тех или иных природных объектов кроется в их названии. Известно откуда произошло название этой горы?

— С именем этой горы связан целый пласт удивительных легенд. Современное название Секирная произошло от слова «сечь». Существует легенда, согласно которой когда-то в незапамятные времена два монаха высекли злую жену помора, который ловил на Соловецких островах рыбу и косил сено, но запрещал это делать монахам. Правда, отдельные этнографы трактуют слово «Секирная» не от слова «сечь», а от слова «секира», что, в общем, довольно логично. В этом случае выходит, что монахи не высекли жену помора, а засекли насмерть секирами. Второе, вышедшее из широкого употребления название горы, еще более удивительное — Чудова гора.

Это название говорит само за себя и обозначает либо место, где произошло чудо, либо местность, где обитала легендарная чудь белоглазая. Косвенным подтверждением этой версии могут служить исследования ученых, проведенные в 30-е годы XX века. Они никак не могли понять, откуда на плоском, отполированном ледником Большом Соловецком острове взялась гора высотой около ста метров. В итоге они признали ее пирамидой из валунов, сложенной неким древним народом, обитавшим в этих местах.

— То есть это действительно не гора, а дом чуди?

— В определенном смысле, да. Вы знаете, археологи достаточно точно установили, что Соловецкий архипелаг был заселен людьми за несколько тысяч лет до прихода на него монахов. Новгородцы называли этих людей чудью, а местные материковые народы, в том числе ненцы, — сиртя (скиртя). Упоминание об этом племени есть даже в «Повести временных лет».

Думаю, что второе название более верное, поскольку в переводе с древних языков «скрд» — это искусственная насыпь вытянутой формы. Вспомните, та же скирда — это искусственно насыпанная гора сена вытянутой формы. Однако нужно учитывать, что «скрды» — это насыпные, искусственные жилища, которые могли быть из сена, веток, мха или камня. В этом свете становится логичным утверждение древних новгородцев, что «чудь ушла под землю и сама себя похоронила».


Картина Н.К.Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год

Ученые вполне точно установили, что древнее население Соловецкого архипелага обитало в пещерах. Кстати, еще в XIX веке академик Лепехин писал: «Вся самоедская земля в нынешнем Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некоего народа. Находят оные во многих местах, при озерах на тундре и в лесах при речках, сделаны в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями подобным зверем. В сих пещерах находят печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки».

«Еще недавно на Новой Земле наши рыбаки видели чудь. Увидят эти чудны люди рыбаков, да и скроются. Выглядят и одеты они как лопаришки. Ружья у них не было, только копьишко да стрелы» — повествуют «Северные предания». «Народная память заселяет этим древним населением почти все пространство Архангельской губернии. По рассказам поморов из г. Кемь, «чудь имела красный цвет кожи и скрылась от новгородцев на Новую Землю и ныне там пребывает в недоступных местах»,— писал российский этнограф Петр Ефименко в 1869 году.

В поверьях и преданиях эти полулегендарные первопоселенцы севера России наделяются необычными чертами и сверхъестественными способностями. Чудины выступают и как богатыри, и как чародеи, колдуны. В Архангельской губернии некоторые из живших в XIX веке семейств считали их своими предками и утверждали, что один из чудинов был так силен, что, чихая, убил барана, а «члены его поколения могли разговаривать между собою на шестиверстном расстоянии». Не только в русском фольклоре, но и у коми, саамов и других северных жителей чудью белоглазой назывались мифологические персонажи, близкие к европейским гномам. Согласно преданиям, они умели добывать золото и серебро в рудниках. До сих пор в Сибири старые, заброшенные рудники называют чудскими копями. В приполярном Урале находят чудские могилы и следы поселений. Там же распространены сказы о том, что у чуди были шаманы, жрецы или вожди, которые назывались панами. Можно их назвать и волшебниками", так как они владели тайными знаниями, благодаря которым держали в повиновении свои народ. Жили паны в укрепленных домах-крепостях и владели драгоценностями, которые добывались в рудниках. Сокровища свои они прятали в священных местах в лесах, под камнями.

Этот рисунок в 1996 году разместил на своих страницах журнал «Наука и Религия». Рисунок изображал «чудского рудокопа» и был выполнен с бронзовой статуэтки, найденной 200 лет назад в Сибири и вылитой, предположительно, в первых веках нашей эры где-то на Урале. Где находится сама статуэтка - неизвестно.

Паны могли повелевать ветром, дождем, бураном. Безлунными ночами они уходили в глухие леса, где страшным, трубным голосом созывали лесных духов, а те рассказывали панам о прошлом и будущем и тайнах мироздания.

У русского населения Заволочья сохранилась память о народе чудь, прежде жившем в этих местах. Среди легенд в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и распространению христианства. В частности, местом обитания чуди называется лес, жилищем — землянки.

В Шенкурском уезде Архангельской губернии рассказывали, что «тамошние коренные обитатели, чудь, защищая отчаянно свою землю от вторжения новгородцев, ни за что не хотели покориться пришельцам». С остервенением защищались они из земляных крепостей, бежали в леса, умерщвляли себя, погребались живыми в глубоких рвах. Лишь немногие остались на прежних местах жительства и обрусели после крещения, как это стало со многими соседними угро-финскими племенами.

До сих пор на севере много таких курганов. Иногда в абсолютно темные, беззвездные ночи над ними вьется синее пламя, из-под земли слышатся стоны и причитания на непонятном языке. Эти курганы называют на севере могилами панов, или панками. Если ударить по такому кургану железным прутом, то слышится гул.

Говорят, чудь иногда выходит из-под земли, чтобы глотнуть воздуха и напиться родниковой воды. Происходит это раз в году. Зверье в лесах всегда предчувствует выход чуди и убегает из лесов на открытые места, жмется к человеческому жилью. Это делают даже волки, поскольку очень боятся подземных обитателей. За волками чудь всегда охотится, так как мясо волка считается у них деликатесом, а чудские женщины делают себе украшения из волчьих зубов. Издавна находились смельчаки, пытавшиеся разрыть холмы, под которыми якобы скрывается чудь. Эти люди бесследно исчезали. Возможно, их забрали к себе под землю паны в вечное услужение. Там, где раньше жили чудь и паны, осталось множество их кладов. Находятся клады в тайных местах — в лесах, на дне озер и болот. Часто места схронов обозначены большими камнями-валунами с выбитыми на них знаками. Иногда рядом валяются ожерелья из волчьих зубов. Все эти клады заговорены. Чтобы взять их, нужно произнести священную формулу — заклинание на языке чуди. Существует множество легенд об этих кладах, и даже указываются конкретные места. Например, в Вологодской области течет небольшая речка Вьюжка. На ней есть гранитный утес, издалека напоминающий голову бородача. На дне Вьюжки под утесом якобы лежит панский клад. Находились смельчаки, которые ныряли в быстрые воды Вьюжки. Одни из ныряльщиков ничего не нашли, объясняя все тем, что клад заговоренный, другие утонули. На Вологодчине есть озеро Красное — небольшое, идеально круглое, словно какой-то гигант очертил его берега циркулем. Озеро очень глубокое, а вода в нем ледяная даже жарким летом. По легенде, в озере есть лестница, которая уходит под дно. Там паны оставили свой золотой клад и «самоцветных каменьев россыпи неоглядные». В Красном периодически тонут даже хорошие пловцы.


В Приполярном Урале есть порожистая река Мерзавка. На ее берегу стоит заброшенное селение Перевозное. На этом месте еще до того, как туда пришли русские, жила когда-то чудь. Предводителем этой общины был злой и могущественный пан Сахдияр. Он умел добывать из земли золото и серебро. В окрестностях Перевозного до сих пор находят большие камни с вырезанными на них непонятными знаками.

Камням, возможно, тысячи лет. Однако знаки есть и на стволах деревьев: иногда исчезают, иногда появляются вновь. Кто их вырезает, неизвестно.

В 1975 году на берега Мерзавки приехали молодые кладоискатели, студенты-историки из столицы. Они копали землю под валунами, отмеченными знаками. Более того, они даже знали заклинание, с помощью которого надеялись открыть клад. Заклинание это историки обнаружили в каком-то архиве в древней рукописи, относящейся к XV веку. Однако они ничего не нашли, кроме двух серебряных медальонов, по-видимому, очень древних с непонятными знаками. А одного из студентов, двадцатидвухлетнего парня, насмерть задрал медведь. Местные жители говорили, что это месть панов, которые наказали людей за то, что те попытались взять их клады. С тех пор никто не пытался искать сокровища под Перевозным. В 2000 году там пропал местный охотник Олег Коноваленко. Думали, что он утонул в болоте, так как трупа не нашли. В село вернулся только его пес, помесь овчарки с лайкой, по кличке Верный. Однако нрав пса с тех пор изменился: раньше он играл с ребятней в деревне. Теперь же не подпускал к себе никого, набрасывался на людей. Говорили, что Верного напугал пан, который загубил его хозяина. Сохранились летописи, согласно которым Стефан Пермский, миссионер-просветитель в землях коми, около 1379 года общался с неким Паном (Пам, Пама), жрецом языческой религии, которую исповедовали местные жители. По одному из источников чтобы поколебать у своих подопечных уверенность в словах Стефана, главный зырянский жрец Пама предложил тому пройти через огонь. Дескать, если прославляемый Стефаном Бог существует, то он защитит его от огня. Стефан помолился и решил пройти сквозь огонь. Только не в одиночку, а вместе с Памой, чтобы и его Боги показали свою силу и защитили жреца от огня. Пама испугался такого испытания и признал свое поражение. Иногда кладоискатели, на протяжении вот уже нескольких веков ищущие чудские клады, кое-что находят. Чаще всего это скелеты и черепа в курганах-могилах, иногда медные и серебряные монеты, ножи, топоры, сбруя, глиняная посуда. Однако золота и каменьев никто так и не нашел. Чудские духи в разных обличьях (иногда в облике богатыря на коне, иногда зайца или медведя) охраняют древние клады:

«Слуда и Шудякор — чудские места. Там богатыри живали, из селения в селение топорами перебрасывались. Потом они в землю зарылись и золото с собой унесли. На Шудякорском городище спрятаны слитки-подушки, но никто не возьмет их: богатыри верховые на страже стоят. Деды нас предупреждали: “Мимо этого городища поздно вечером не ходите — кони затопчут!”»

В тексте другой старинной записи в селе Зуйкаре Вятской губернии написано о «чудском кладе» в Чудской горе на правом берегу Камы. Здесь растет громаднейшая, немного кривая сосна, а поодаль от нее, метрах в трех, стоит трухлявый пень до 2 м в диаметре. Клад этот пытались найти много раз, но, когда подходили к нему, поднималась такая буря, что сосны клонились вершинами до земли, и кладоискатели были вынуждены оставить свое предприятие. Впрочем, говорят, некоторым искателям сокровищ все же удавалось проникать в тайны подземных жителей, но обходилось им это очень и очень дорого. Вид «чудаков» был столь ужасен, что некоторые кладоискатели, повстречав их в подземельях, выходили оттуда совершенно помешанными и уже не могли прийти в себя всю оставшуюся жизнь. Еще хуже приходилось тем, кто наталкивался в чудских могилах на кости «огарков» — заживо погребенных «чудаков». Паны оставили их охранять свои богатства, и огарки внезапно оживают, как только кто-нибудь приближается к сокровищам...

Фатьяновский топор 2 тысячелетия до нашей эры, масса бусин от янтаря до горного хрусталя, кресты, серебряные цепочки и даже сберегательная книжка царских времен с внушительными купюрами... Все это лишь небольшая часть коллекции 61-летнего жителя деревеньки Вёски Лихославльского района Тверской области Виктора Булкина , которая сегодня хранится в небольшом закутке местной деревенской библиотеки. Бывший чернобылец, военный химик, после ликвидации аварии принял решение восстанавливать силы именно на селе, тем более и супруга после института по распределению попала в деревню под Лихославлем. Возделывая грядки под картошку, в лопату вместе с землей легла небольшая каменная фигурка. Очистив от грязи, Виктор Васильевич вздрогнул, прямо на него смотрел самый настоящий гномик, правда «травмированный» - без одного бедра и ступни. И надо ж такому случиться, что спустя 20 лет, в итоге многолетних огородных раскопок, нога гномика была найдена по кусочкам. С тех пор скульптурка эта занимает почетное место в коллекции среди замшелых кусков болотной руды, из которой некогда добывали первое железо и среди еще более древних морских окаменелостей. Ведь, как показали раскопки пытливого селянина - на месте Вёсок давным-давно плескался океан, в котором жили древние пресмыкающиеся. - Я не знаю датировку этой фигурки, откуда она, - пожимает плечами Виктор Булкин. - Но даже если она совершенно не ценная с археологической точки зрения, она ценная для меня. Этот гномик словно сказал мне: «Будь внимательнее в земле, на которой ты живешь». Я лишь послушался. Заметил как-то Виктор Васильевич, что на второй части участка особо ничего не растет. Поднял дерн, а под ним какая-то каменная кладка круглая. Даже траве трудно пробиться. А в 1997 году вновь словно почувствовал, что его зовут. Взял лопату, воткнул среди берез и достал черный, тщательно отполированный кусок камня с аккуратным отверстием посередине. Тверские археологи, которые бывали у него всего раз, датировали находку как фатьяновский топор 2 тысячелетия до нашей эры, кстати одной из самых, если не загадочных, то однозначно любопытных культур.- Бывало, как настигнет меня Чернобыль (ухудшается здоровье), я сажусь телевизор смотреть и топор этот в руку беру. И буквально через некоторое время он становится таким горячим, что даже держать трудно.В такие моменты сижу я и думаю, сколько же сил надо было вложить некогда в этот камень, чтобы он так отзывался на руку человеку. Наверное, это и есть для меня чудо, - делится Виктор Булкин.

А что касается каменных насыпных гор, таких как Секирная, то это уже не дома из торфа и мха для живых людей, а дома мертвых, пирамиды, сложенные из камней.

— В других местах Русского Севера существуют аналогичные каменные пирамиды — жилища чуди-скиртя?

— Разумеется. В устье реки Коротаихи расположена гора Сихиртеся, в переводе с ненецкого на русский — «гора народа скиртя». На острове Вайгач существует мыс Сииртесале, в переводе — «мыс скиртя». Причем и там, и там эти места считаются священными. На острове археологами были также обнаружены фигурки крылатых людей, которые они отнесли к эпохе древнего народа, населявшего побережье Северного Ледовитого океана.

— Все сходится! Правда, в этом случае монахи, которые официально основали монастырь, должны были бы быть первооткрывателями и Секирной горы...

— Так и есть. Ведь именно у этой горы в начале XV века впервые высадились на Соловки монахи Герман и Савватий, будущие основатели монастыря. На горе иноки выстроили скит, а уже затем на берегу бухты Благополучия был заложен сам монастырь. По преданию, именно со склонов горы монахи брали сосну и ель для своего строительства. В этом свете название «Секирная гора» может обозначать, выражаясь современным языком, «лесозаготовительная». Кстати, именно из-за Германа с Савватием двое ангелов (белых юношей) высекли жену поселившегося здесь же рыбака-помора, утверждая, что эту землю Господь определил для обители.

— Неужели никто до сих пор так и не нашел вход во внутреннюю часть Секирной горы и не обнаружил удивительные артефакты предыдущей цивилизации Земли?

— Понимаете, если дневник хроникера отражает реальную историю, то в прошлом монахи тщательно оберегали эту гору от посторонних глаз. В советские годы, во времена существования на Соловецком архипелаге концлагеря, на горе находился штрафной изолятор. Существовала даже поговорка: «Вся Россия боится Соловков, а все Соловки боятся Секирной горы!»

Если заключенные что-то и нашли, то их знания были погребены здесь же, вместе с ними. Сегодня тайну Соловков снова берегут монахи, поэтому не могу даже предположить, когда исследователи наконец-то получат возможность раскрыть тайны Секирной горы, если таковые, конечно, в самом деле существуют.

Беседовал Дмитрий СИВИЦКИЙ

Справка:

В августе 2002 года геолого-геоморфологические исследования российских ученых подтвердили возможность искусственного происхождения Секирной горы. Хотя само возвышение (основа пирамиды) образовано ледниковыми отложениями, есть основания говорить, что сверху это природное образование действительно было дополнено насыпями искусственного происхождения, тысячи лет назад придававшими ему форму абсолютно правильной пирамиды. В 2002 году в очертаниях рельефа Секирки исследователями выявлены геометрически правильные формы, причем строго ориентированные по сторонам света.

Чудь (чудь белоглазая, чудаки, чуцкие) — персонаж русского фольклора, древний народ, аборигены местности. Не стоит путать с историческим наименованием реальных финно-угорских народов. Этот мифологический персонаж близок по значению к европейским эльфам и гномам, встречается не только в русском фольклоре, но и у коми и саамов. Схожие легенды известны в Сибири у сибирских татар и манси о сыбырах, у алтайцев — о бурутах, у ненцев — о сихиртя. В народной памяти сохранялись сведения о чудском прошлом остатков земляных крепостей, могильников и поселений. Они имели названия, снабженные прилагательным «чудской», — например, урочище, где прежде стояла крепость, могли называть Чудской городок.

Еще до революции из уст в уста передавалась древняя легенда о том, как погибла чудь. Не в силах защитить свои земли от вторжения новгородцев, это загадочное племя похоронило себя живьем. Согласно легенде, на рассвете весь чудской народ собрался в священной роще и принялся копать ямы. Когда солнце взошло над лесом, страшное пристанище для изгнанников было готово. По краям ям стояли многочисленные столбики, над которыми настелили хлипкое подобие крыши из досок, и сверху засыпали эти доски камнями. А затем народ чудь забрался в ямы со всем своим имуществом и, подрубив столбцы, завалил сам себя. Теперь уже никто не знает, зачем и почему именно таким способом они приняли смерть. О белоглазой чуди сегодня не известно почти ничего: что за народ, во что верил, какими магическими способностями обладал, поддержкой каких сил природы пользовался, а самое главное, почему избрал для себя такую страшную, мучительную смерть — погребение заживо. Часть 1 -
Часть 43 -
Часть 44 -

Открыв утвержденный Госкомстатом России перечень языков и национальностей РФ, можно узнать много интересного. Например, то, что в России живут люди, причисляющие себя к мифическому народу волшебников, - чуди.

Скорее всего, это недоразумение. Ведь, согласно преданиям севера России, этот народ ушел жить в подземелья больше тысячи лет назад. Однако в Карелии и на Урале и сегодня можно услышать рассказы очевидцев о встрече с представителями чуди. Об одной из таких встреч нам рассказал известный этнограф Карелии Алексей Попов.

Алексей, насколько правдоподобна история существования чуди, этого мифического народа?

Безусловно, чудь существовала на самом деле, а потом ушла. Но вот куда - точно не известно. Древние предания утверждают, что под землю. Причем, как ни удивительно, но об этом народе есть упоминание даже в «Повести временных лет» Нестора: «…варяги из заморья обложили данью чудь, словен, мерю и кривичей, а хазары - с полян, северян, вятичей брали дань по серебряной монете и веверице (белке) с дыма». Также из летописей известно, что в 1030 году Ярослав Мудрый совершил поход на чудь «и победил их, и поставил город Юрьев». Сегодня это один из крупнейших городов современной Эстонии - Тарту. В то же время на территории России существует огромное количество топонимических названий, напоминающих о некогда проживавшем здесь загадочном народе, только вот самого народа нет, как будто бы и не было никогда.

Как внешне выглядела чудь?

По мнению большинства исследователей, этнографов и историков, это были существа, внешне сильно напоминавшие европейских гномов. Жили они на территории России до того момента, как сюда пришли предки славян и финно-угров. На современном Урале, например, до сих пор бытуют легенды о неожиданных помощниках людей - белоглазых невысоких существах, появляющихся неизвестно откуда и помогающих путникам, затерявшимся в лесах Пермского края.

Вы сказали, что чудь ушла под землю…

Если обобщить многочисленные предания, то получается, что чудь спустилась в землянки, которые сама же вырыла в земле, а потом завалила все входы. Правда, землянки вполне могли оказаться входами в пещеры. А значит, именно в подземных пещерах и скрылся этот мифический народ. При этом полностью порвать с внешним миром им, скорее всего, не удалось. Так, например, на севере Коми-Пермяцкого округа, в районе Гайн, по рассказам исследователей и охотников, до сих пор можно найти необычные бездонные колодцы, заполненные водой. Местные жители считают, что это колодцы древних людей, ведущие в подземный мир. Воду из них они не берут никогда.

А еще известны места, в которых чудь ушла под землю?

Точных мест сегодня не знает никто, известны только многочисленные версии, по которым подобные места находятся на севере России или на Урале. Интересно, что былины у коми и у саамов одинаково рассказывают об уходе «малого народца» в подземелья. Если верить древним преданиям, то чудь ушла жить в земляные ямы в лесах, скрываясь от христианизации тех мест. До сих пор, как на севере страны, так и на Урале существуют земляные холмы и курганы, именуемые чудскими могилами. В них якобы находятся «заклятые» чудью клады.

Сильно интересовался легендами о чуди Н. К. Рерих. В своей книге «Сердце Азии» он прямо рассказывает, как один старовер показал ему каменистый холм со словами: «Вот тут и ушла под землю чудь. Было это, когда пришел на Алтай воевать Белый царь, но не захотела чудь жить под Белым царем. Ушла чудь под землю и завалила проходы каменьями…» Однако, как утверждал в своей книге Н. К. Рерих, чудь должна вернуться на землю, когда придут некие учителя из Беловодья и принесут великую науку для человечества. Якобы тогда чудь выйдет из подземелий вместе со всеми своими сокровищами. Великий путешественник даже посвятил этой легенде картину «Чудь под землю ушла».

А может быть, под чудью понимали какой-либо иной народ, потомки которого и сейчас благополучно проживают в России?

Существует и такая версия. Действительно, предания о чуди наиболее популярны как раз в местах расселения финно-угорских народов, к которым относятся и коми-пермяки. Но! Тут есть одна нестыковка: сами потомки финно-угров всегда рассказывали о чуди как о некоем ином народе.

Легенды, одни легенды… А есть настоящие памятники, оставленные чудью, которые можно руками потрогать?

Конечно, есть! Это, например, хорошо известная гора Секирная (краеведы ее еще называют Чудова гора) на Соловецком архипелаге. Само ее существование удивительно, ведь ледник, проходя эти места, срезал, как острым ножом, все неровности ландшафта - и больших гор здесь попросту не может быть! Так что 100-метровая Чудова гора смотрится на этой глади, как явно рукотворный объект некой древней цивилизации. В начале двухтысячных годов ученые, исследовавшие гору, подтвердили, что частично она имеет ледниковое происхождение, а частично, искусственное - крупные валуны, из которых она состоит, уложены не хаотично, а в определенном порядке.

И что же, создание этой горы приписывают как раз чуди?

Археологи давно уже установили, что Соловецкий архипелаг за столетия до прихода сюда монахов принадлежал местным жителям. В Новгороде их как раз звали чудью, соседи называли «сикиртя». Слово любопытное, потому что в переводе с древних местных наречий «схрт» - это название крупной длинной насыпи вытянутой формы. Так, стог сена вытянутой формы прямо называется «скирда». Очевидно, что и древний народ соседи называли сикиртя за их жизнь в «насыпных холмах» - домах, построенных из подручных средств: мха, веток, камней. Подтверждают эту версию и древние новгородцы - в своих летописях они отмечают, что сикиртя живут в пещерах и не знают железа.

Вы упомянули о таинственных встречах с чудью в Карелии и на Урале в наши дни. Неужели они реальны?

Если честно, я, зная множество подобных историй, всегда относился к ним с изрядной долей скепсиса. Пока в конце лета 2012 года не произошел случай, заставивший меня поверить в реальное существование в горах или под землей этого мифического народа. Дело было так. В конце августа мне пришло письмо с фотографией от одного этнографа, который в летние месяцы подрабатывает экскурсоводом на теплоходе по маршруту Кемь - Соловки. Информация была настолько неожиданной, что я связался с ним. Итак. На фото была изображена скала, в которой угадывались очертания крупной каменной двери. На мой вопрос: «Что это?» - экскурсовод рассказал потрясающую историю. Оказывается, летом 2012 года он вместе с группой туристов проплывал мимо одного из островов архипелага Кузова. Корабль шел вблизи берега, и люди с наслаждением рассматривали живописные скалы. Экскурсовод же в это время рассказывал им истории о загадочных встречах с мифической чудью-сикиртя. Вдруг одна из туристок истошно закричала, показывая рукой на берег. Вся группа тут же устремила свой взор на скалу, на которую указывала женщина.

Все действо продолжалось несколько секунд, однако туристы успели увидеть, как в скале закрывается огромная (три метра на полтора) каменная дверь, пряча за собой силуэт маленького существа. Экскурсовод буквально сорвал с шеи фотоаппарат и попытался сделать несколько снимков. К сожалению, затвор его фотоаппарата защелкал, когда оставался виден лишь силуэт каменной двери. Через секунду пропал и он. Это был первый случай массового наблюдения места входа в подземелья чуди. После этого события сомневаться в реальности существования в скалах и под землей этого легендарного народа не приходится!+

Дмитрий Соколов

Племя Чудь является одним из самых загадочных явлений на территории нашей страны. Его история давно обросла тайнами, былинами и даже слухами, как вполне правдоподобными, так и совсем фантастичными. Об этом племени известно не очень много, чтобы судить по этим сведениям о полной истории его представителей, но вполне достаточно, чтобы плодить самые невероятные сказания. Учёные и исследователи пытались и пытаются раскопать свидетельства той эпохи, расшифровать тот удивительный мир, полный загадок, который подарило нам племя Чудь.

Племя Чудь иногда сравнивают с племенем Майя американских индейцев. Как те, так и другие, вдруг и неожиданно бесследно исчезли, оставив после себя лишь воспоминания. В официальной истории термин "Чудь" считается древнерусским названием нескольких финно-угорских племён. Само название племени "Чудь " также до конца не совсем понятно. В народе принято считать, что так назвали представителей этих племён за их непонятный язык, на котором они разговаривали и который не понимали другие племена. Есть предположение, что изначально племя было германским или готским, поэтому их и называли Чудью. В те времена "Чудь" и "Чужой" были не только одного корня, но и имели одинаковое значение. Однако в некоторых финно-угорских языках именем Чудь называли одного из мифологических персонажей, что также нельзя отбрасывать со счетов.

Об этом племени, которое внезапно исчезло, упоминается в "Повести временных лет", где летописец прямо повествует: "...варяги из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей... ". Однако и здесь не всё так просто. К примеру, историк С.М.Соловьёв сделал предположение, что чудью в Повести Временных Лет назвали жителей Водской долины пятины Новгородской Земли - Водь. Ещё одно упоминание датируется 882 годом и относится к походу Олега: "...отправился в поход и взял с собой много воинов: варягов, ильменских словен, кривичей, весь, чудь и пришёл к Смоленску и взял город... ".

Победоносный поход на Чудь предпринял в 1030 году Ярослав Мудрый: "и победил их, и поставил город Юрьев". Впоследствии выяснилось, что чудью называли целый ряд племён, таких как: эсты, сету (чудь псковская), водь, ижора, корелы, заволочье (чудь заволочская). В Новгороде же есть Чудинцева улица, где ранее проживали знатные представители данного племени, а в Киеве - Чудин двор. Также считается, что от имени этих племён образованы названия: город Чудово, Чудское озеро, река Чудь. В Вологодской области есть деревни с названиями: Передние Чуди, Средние Чуди и Задние Чуди. В настоящее время потомки Чуди проживают в Пенежском районе Архангельской области. В 2002 году Чудь внесена в реестр самостоятельных национальностей.

Особый интерес, кроме исторического, занимает фольклор, в котором племя предстаёт, как Чудь Белоглазая. Странный эпитет "Белоглазая ", которым окрестили представителей чуди, также является загадкой. Одни считают, что белоглазой чудь является от того, что живёт под землёй, где нет солнечного света, а другие считают, что в былые времена белоглазыми называли сероглазых или голубоглазых людей. Чудь белоглазая, как мифологический персонаж, встречается в фольклоре коми и саамов, а также манси, сибирских татар, алтайцев и ненцев. Если объяснить в двух словах, то чудь белоглазая - это исчезнувшая цивилизация. Следуя этим повериям, легендарная чудь белоглазая обитала на севере европейской части России и Приуралья. В описаниях этого племени фигурируют описания, как о людях невысокого роста, которые обитают в пещерах и глубоко под землёй. Кроме того, чудь, чоудь, шудь - чудовище, и означало великана, часто великана-людоеда с белыми глазами. Зачастую чудью называют людей, которые с принятием христианства на Руси, не приняли новую религию и ушли под землю. Таким образом, выходит, что чудь белоглазая - это демонизированное племя, которое не приняло христианство и от того, считается нечистым.

Одно из преданий, которое записано в поселке Афанасьево Кировской области, гласит: "И когда стали появляться по течению Камы другие люди, эта чудь не захотела общаться с ними. Вырыли они большую яму, а потом подрубили стойки и себя захоронили. Это место так и называется - Чудской берег ". Хозяйка медной горы, сказ о которой поведал нам русский писатель Бажов П.П., многими считается одной из той самой Чуди.

Судя по преданиям, встреча с представителями чуди белоглазой, которые иногда появлялись ниоткуда, выходили из пещер, появлялись в туман, могли приносить одним удачу, а другим - несчастье. Обитают они под землёй, где ездят на собаках, пасут мамонтов или земляных оленей. Мифические представители чуди белоглазой считаются хорошими и умелыми кузнецами, металлургами и отменными воинами, что можно сравнить с поверием скандинавских племён в гномов, которые также обладают невысоким ростом, являются хорошими воинами и искусными кузнецами. Чудь белоглазая (они же сиртя, сихиртя) могут украсть ребёнка, навести порчу, напугать человека. Они умеют внезапно появляться и так же внезапно исчезать.

О земляных поселениях чуди сохранились свидетельства миссионеров, исследователей и путешественников. Впервые о сиртя говорил ещё А. Шренк в 1837 году, который обнаружил чудские пещеры с остатками некой культуры в низовьях реки Коротаихи. Миссионер Вениамин писал: "Река Коротаиха замечательна обилием рыбных промыслов и чудскими земляными пещерами, в которых, по самоедским преданиям, когда-то в древности жила Чудь. Пещеры эти в десяти верстах от устья, на правом берегу, на косогоре, который издревле по-самоедски назывался Сирте-ся - "Чудская гора ". И. Лепехин в 1805 году писал: "Вся самоедская земля в Мезенском округе наполнена запустевшими жилищами некогда древнего народа. Находят оные на многих местах: при озерах, на тундре, в лесах, при речках, сделанные в горах и холмах наподобие пещер с отверстиями, подобными дверям. В сих пещерах обретают печи и находят железные, медные и глиняные домашних вещей обломки ". Этим же вопросом в свое время озадачился В.Н. Чернецов, который писал о чуди в своих докладах 1935-1957 гг., где собрал множество преданий. Кроме того, он обнаружил памятники сиртя на Ямале. Таким образом, существование племени, которое реально существовало в этих местах некогда, подтверждено документально. Ненцы, предки которых были свидетелями существования в этих местах загадочного племени, утверждают, что оно ушло под землю (в сопки), но не исчезло. И до сей поры можно встретить людей небольшого роста и с белыми глазами, и эта встреча чаще всего не предвещает ничего хорошего.

После того, как чудь ушла под землю, вслед за тем, как на их земли пришли другие племена, потомки которых живут здесь и до сей поры, они оставили много кладов. Клады эти заговорённые и по преданию найти их могут только потомки самой чуди. Клады эти охраняют чудские духи, которые предстают в самых разных обличьях, например, богатыря на коне, медведя, зайца и других. По причине того, что многие бы хотели проникнуть в тайны подземных жителей и завладеть несметными богатствами, некоторые до сих пор предпринимают различные шаги по поиску этих схронов, полных золота и драгоценностей. Легенд, сказаний и быличек про смельчаков, которые решились на поиски чудских сокровищ, существует огромное количество. Все, или большинство из них, оканчиваются, увы, плачевно для главных героев. Некоторые из них погибают, другие остаются калеками, третьи сходят с ума, четвёртые пропадают без вести в подземелье или пещерах.

О легендарной чуди пишет и Рерих в своей книге "Сердце Азии". Там он описывает свою встречу со старовером на Алтае. Этот человек отвёл их на каменистый холм, где находились каменные круги древних погребений и, показав их семье Рерихов, поведал такой рассказ: "Вот здесь и ушла Чудь под землю. Когда Белый царь пришел Алтай воевать и как зацвела белая береза в нашем краю, так и не захотела Чудь остаться под Белым царем. Ушла Чудь под землю и завалила проходы каменьями. Сами можете видеть их бывшие входы. Только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь, со всеми добытыми сокровищами ". Годом ранее (1913) этих событий Николай Рерих, будучи прекрасным художником, написал картину "Чудь под землю ушла". Как бы то ни было, загадка племени Чудь до сих пор остаётся открытой. Официальная история в лице археологов, этнографов, краеведов считают чудью обычные племена, например угров, хантов, манси, которые ничем особенным не отличались и покинули места своего обитания из-за прихода на их земли других племён. Другие же считают Чудь Белоглазую - великим народом, которые обладают даром волшебства и магии, которые живут глубоко в пещерах и подземных городах, которые время от времени появляются на поверхности, чтобы предупредить людей, предостеречь, наказать или защитить свои сокровища, охотников за которыми никогда не поубавится.

"- Но где-то и до сих пор, - рассказывает Василий, - верят лопари не в Христа, а в "чудь". Есть высокая гора, откуда они бросают в жертву богу оленей. Есть гора, где живет нойд (колдун), и туда приводят к нему оленей. Там режут их деревянными ножами, а шкуру вешают на жерди. Ветер качает ее, ноги шевелятся. И если есть мох или песочек внизу, то олень как будто идет Василий не раз встречал в горах такого оленя. Совсем как живой! Страшно смотреть. А еще бывает страшней, когда зимой на небе засверкает огонь и раскроются пропасти земные, и из гробов станет выходить чудь. "



В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные