Урок литературы. «Ночь перед Рождеством». Герои повести. Мифические образы и их роль в произведении. Образ и характеристика черта в повести ночь перед рождеством гоголя сочинение Мифические образы в повести ночь перед рождеством

Сочинение


Волшебная ночь перед Рождеством в одноименной повести Г. Гоголя начинается с фантастического события. Из трубы одного из домов повалил черный дым, и вместе с ним вылетела верхом на метле ведьма. Там, где она пролетала, звезды исчезали одна за другой. В скором времени ведьма набрала их полный рукав. Черт, который также появился в ночном небе, обжигая руки, схватил месяц и спрятал его в карман. И потому сделалось так темно, что ничего уже нельзя было разглядеть. Даже дорогу в кабак тяжело было найти.
Вволю позабавившись на небе и ощутив холод, ведьма проскользнула в трубу дома и превратилась в обычную женщину по имени Солоха. Ее знали в селе за то, что она умела привораживать к себе степенных казаков. Черт вслед за Солохой через печную трубу проник в дом.

Чего только не бывает в праздничную ночь! Это же кузнец Вакула странствует из Диканьки в Петербург верхом на черте, чтобы достать для своей любимой Оксаны черевички самой царицы. Встретившись в столице с запорожцами, парень попадает в царский дворец, и царица дарит ему невыразимо красивые ботинки.

А какой же праздник обходится без шуток и смеха! Смеются парни и девушки, ходят с колядками от дома к дому. Смеется и читатель над казаками, которые в рождественскую ночь решили наведаться к Солохе на огонек. Никто из Солохиных гостей: ни глава, ни дьяк, ни черт, ни Чуб - не хотели, чтобы их там кто-то видел. Поэтому Солоха прячет своих кавалеров в мешки из-под угля. Какой же комический вид они имеют, когда их вызволяют из тех мешков парни и девушки, думая, что там лежат угощения!
Смеется читатель и над пузатым Пацюком, который отдавался праздничной трапезе очень необыкновенным способом. Он сидел на полу по-турецки перед небольшой кадкой, на которой стояла миска с галушками, и хлебал из миски похлебку, хватая время от времени зубами галушки. А вареники сами летели из миски прямо в разинутый рот Пацюка, который лишь жевал и глотал пищу.

В ночь перед Рождеством черт, который хотел посмеяться над людьми, был обманут сам. Вместо того, чтобы навредить Вакуле, которого он ненавидел за малярные способности, нечистый выполняет все желания кузнеца да еще и получает в награду три удара хворостиной по спине.

Повесть Г. Гоголя «Ночь перед Рождеством» входит в первый сборник писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки». В этих повестях автор описал милую его сердцу Украину, где он родился и вырос. В них фантастично переплелись давние легенды и картины жизни простых украинцев, фантастическое и комическое.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (План) Изображение народных обычаев в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рождством»

Введение. Общее описание повести, основная идея.

«Ночь перед Рождеством» - выдающаяся повесть Гоголя, множество раз экранизировалась и искренне полюбилась отечественному читателю. Входит в цикл повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» . Невероятные фантастические события и живой язык описания делают повесть яркой и выделяющейся. Она буквально напитана фольклором, народными сказаниями и легендами.

Идейный смысл произведения наиболее полно можно понять, проанализировав взгляды Гоголя. В то время он все больше задумывался над величием демократии над слепым патриархальным укладом современной ему России. Его подпитывали прогрессивные веяния в области литературы и науки. Быт помещиков, их тугодумство и приверженность старым идеалам раздражала Гоголя, и он раз за разом высмеивал их жалкий образ жизни и примитивное мышление.

Очень важно, что в «Ночи перед Рождеством» добро побеждает зло, а свет держит верх над тьмой. Вакула отважен и великодушен, он не трусит и не складывает руки перед лицом трудностей. Именно такими, похожими на бравых былинных героев и хотел Гоголь видеть своих современников. Однако, реальность резко отличалось от его идеализированных представлений.

Автор пытается на примере Вакулы доказать, что только творя хорошие дела, ведя праведный образ жизни можно стать счастливым человеком. Власть же денег и попрание религиозных ценностей приведут человека на самое дно, сделают его безнравственной гниющей личностью, обреченной на безрадостное существование.

Все описание пронизано глубоким авторским юмором. Вспомнить только с какой насмешливой иронией он описывает придворное окружение императрицы. Обителей Петербургского дворца Гоголь изображает как заискивающих и раболепных людей, заглядывающих в рот вышестоящим.

История создания

Книга «Вечера на хуторе близ Диканьки» была издана в 1831 году, тогда же была написана и «Ночь перед Рождеством». Повести цикла рождались у Гоголя быстро и непринужденно. Доподлинно неизвестно, когда Гоголь приступил к работе над повестью, и когда впервые у него родилась идея ее создания. Есть данные о том, что первые слова он нанес на бумагу еще за год до выхода в свет книги. Хронологически события, описанные в повести приходятся на период примерно 50 годами ранее реального времени, а именно царствование Екатерины II и последняя депутация запорожцев.

Анализ произведения

Основной сюжет. Особенности композиционного строения.

(Иллюстрация Бубнова Александра Павловича к Н.В.Гоголю "Ночь перед Рождеством" )

Сюжет завязан на приключениях главного героя - кузнеца Вакулы и его любви к взбалмошной красавице Оксане. Разговор молодых людей и служит завязкой повести, первая красавица не селе обещает Вакуле замужество в обмен на царские черевички. Девушка вовсе не собирается выполнять данное ею слово, она смеется над юношей, понимая, что тот не сможет выполнить ее поручения. Но, согласно особенности построения жанра сказки, Вакуле удается исполнить желание красавицы, в этом ему помогает черт. Полет Вакулы в Петербург на прием к императрице является кульминацией повествования. Развязкой служит свадьба молодых людей и примирение Вакулы с отцом невесты, с которым у них были разлажены отношения.

В жанровом отношении повесть больше тяготеет к сказочному типу сложения. Согласно законам сказки, мы можем увидеть в финале повествования счастливый конец. Кроме того, множество героев берут свое начало именно из истоков древних русских сказаний, мы наблюдаем волшебство и власть темных сил над миром простых людей.

Образы главных героев

Кузнец Вакула

Главные герои - реальные персонажи, жителя хутора. Кузнец Вакула - настоящий украинский мужчина, вспыльчивый, но вместе с тем исключительно порядочный и честный. Он трудяга, хороший сын для своих родителей и, наверняка, станет отличным мужем и отцом. Он прост с точки зрения душевной организации, не витает в облаках и имеет открытый довольно добрый нрав. Он всего добивается благодаря твердости характера и несгибаемому духу.

Черноокая Оксана - главная красавица и завидная невеста. Она горда и высокомерна, в силу своей юности имеет вспыльчивый темперамент, несерьезна и ветрена. Оксана постоянно окружена мужским вниманием, любима своим отцом, старается одеваться в самые нарядные платья и бесконечно любуется собственным отражением в зеркале. Когда она узнала, что парубки хором провозгласили ее первой красавицей, она стала вести себя подобающим образом, постоянно досаждая всем своими капризами. Но молодых женихов такое поведение только забавляет, и они продолжают гурьбой бегать за девушкой.

Помимо главных героев повести описано множество не менее ярких второстепенных действующих лиц. Мать Вакулы - ведьма Солоха, появившаяся также и в «Сорочинской ярмарке», является вдовой. Привлекательная внешне, кокетливая дама, крутящая шашни с чертом. Несмотря на то, что она олицетворяет собой темную силу, образ ее описан весьма привлекательно и ничуть не отталкивает читателя. Также как и у Оксаны, у Солохи полно обожателей, в том числе иронично изображенный дьяк.

Заключение

Повесть сразу же после выхода в свет была признана необычайно поэтичной, захватывающей. Гоголь настолько умело передает весь колорит украинской деревни, что читателю как будто удается самому погостить там и погрузиться в этот волшебный мир на время прочтения книги. Все идеи Гоголь черпает из народных преданий: черт, укравший месяц, летающая на метле ведьма и так далее. Со свойственной ему художественной манерой он переделывает образы на свой поэтический лад, делая их уникальными и яркими. Реальные события переплетаются со сказочными настолько тесно, что тонкая грань между ними вовсе теряется - это еще одна особенность писательского гения Гоголя, которая пронизывает все его творчество и придает ему характерные черты.

Творчество Гоголя, его наполненные глубочайшим смыслом повести и романы принято считать образцовыми не только в отечественной, но и мировой литературе. Он настолько завладел умами и душами своих читателей, сумел нащупать такие глубинные струны человеческой души, что его творчество заслуженно считают подвижническим.

Анализ фольклорных элементов в повести «Ночь перед Рождеством»

Художественный мир повести «Ночь перед Рождеством» наполнен нечистой силой, ведьмами и чертями. Солоха - мать главного героя, представляется ведьмой. Одним из традиционно описываемых умений ведьм в фольклоре является умение летать. Чтобы доказать это, можно вспомнить Бабу-Ягу, которая умеет летать на помеле, или западноевропейских ведьм, также «практикующих» полеты на метлах. Такое сверхъестественное умение позволяет ведьмам чувствовать себя свободно в воздушной (а значит, небесной) стихии. Это не доступно простому смертному. Кроме всего прочего, Солоха очень привлекательна, ее женские чары распространяются не только на людей, но и на потусторонних существ (черт). В этом прослеживается еще одна особенность фольклорного представления о ведьмах: они очень красивы и способны завоевать сердце любого мужчины.

Мотив, в котором женщина прячет своих многочисленных любовников, связанные с этим казусные ситуации традиционны для фольклора и литературы. Примером может служить сказка «Умная жена» или «Повесть о Петре Сутулове и премудрой жене его», в которых героини проявляли свою хитрость, смекалку и могут превратить трудные жизненные ситуации в свою пользу. Схожий сюжет и характеры героев можно найти в «Декамероне» Боккаччо и в других произведениях мировой литературы.

Следует полагать, что во многом сила и хитрость Вакулы связана с тем, что он приходится ведьме сыном, а значит, имеет некую власть, преимущество перед другими людьми.

Мотив похищения злой силой небесных светил следует рассматривать как традиционный. Черт крадет месяц, этот элемент можно интерпретировать, как попытку посягательства на божественные силы. В апокрифической литературе достаточно распространен сюжет появления так называемых падших ангелов, которые были изгнаны из рая за те или иные проступки. Связь божественных, бесовских сил, а также мира людей, преобразование и возможный переход в другие миры встречается, например, в повести «Сорочинская ярмарка» при описании появления «красной свитки»: черт за какую-то провинность был изгнан из пекла, пьянствовал в мире людей, пропил в шинке все, что имел, и заложил «красную свитку». Или, например, путешествие человека в бесовской мир в «Пропавшей грамоте», где дед Фомы Григорьевича не только становится свидетелем шабаша нечистой силы, но и вступает в коммуникацию с ней.

Следует предположить, что художественный мир рассматриваемых повестей зиждется на трех мирах: мире людей (привычная, обыденная для большинства героев жизнь), мир нечистой силы (куда человек может попасть при определенных обстоятельствах) и божественный мир (который предполагает свое существование в качестве некой оппозиции). Однако божественная сила почти не проявляет себя в рассматриваемых повестях, ее наличие лишь предполагается. В то время как дистанция между миром нечистой силы и людским миром максимально уменьшена, они соприкасаются и постоянно взаимодействуют. Нечистая сила оказывается человеку ближе, понятнее и «человечнее». Следует заметить, что большинство представителей нечистой силы либо антропоморфно, либо полностью имеет человеческий облик.

Также достаточно часто потусторонняя сила изображается с помощью зооморфных деталей: мохнатые руки, собачьи пасти и так далее. В рассматриваемой повести у черта «собачье рыльце», анализ заговоров Малороссии показывает, что собака (волк) часто связана именно с чертом, поэтому данный метонимический эпитет выбран Н.В. Гоголем не случайно и соответствует фольклорным представлениям об образе беса, сочетающем антропоморфные черты с зооморфными фантастическими особенностями. Черт от «черный», цвет, характерный для всей нечистой силы. Черный цвет символизирует пребывание беса в пекле, его сожженную душу.

В повести изображены колядки, святочные народные гуляния, сопровождаемые песнями, традиционными для культуры Малороссии. Неотъемлемой особенностью колядок являются ряженные, которые символизируют духов предков, они приходят во время колядок и желают богатого урожая, добра и блага. Чествование тотемических существ, символами которых и представляются ряженые, является традиционным для языческой веры. Угощение, преподносимой ряженым, представляется жертвенным даром и также уходит корнями в древние поверья. Однако следует заметить, что в Рождестве тесно переплетаются как языческие традиции (колядки, гадания), так и религиозные (сам праздник) традиции. Вакула, заключивший на время сделку с чертом, расписывает стены церкви сценами из Ветхого и Нового Завета, то есть он знает, что представляет из себя нечистая сила. Таким образом, можно сделать вывод, что церковное всегда неотделимо от бесовского.

Следует заметить, что черт изначально невзлюбил Вакулу, поскольку тот изобразил на церковной стене сцену Страшного суда, посрамляющую черта. То есть, бес в художественном мире Гоголя обладает весьма человечным чувством стыда (срама): выйдя из «нечистой» среды он не может полностью погрузиться в мир людей, но и вернуться тоже уже не может, поскольку приобрел черты человека.

Сюжет повести заканчивается счастливой развязкой, что характерно для схемы волшебной сказки, в которой герой, пройдя через ряд испытаний получает в награду жену.

ГУ «Затобольская средняя школа №1»

Костанайской области, Костанайского района

Конспект урока по литературе
в 6 классе
« Образы низшей славянской мифологии

в повести Н.В.Гоголя

«Ночь перед Рождеством».

Образ черта » .

подготовила

учитель русского языка и литературы

Рагулина Ксения Николаевна

с. Затобольск, 2013г.

Тема: Образы низшей славянской мифологии в повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Образ черта.

Класс:6

Цели:

    Раскрытие образа черта в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». Знакомство учащихся с традициями и обрядами, с бытом и верованиями славянских народов через эпоху, отраженную в повести «Ночь перед Рождеством»; способствовать формированию понятий: «образ-символ»

    Создание условий для развития у учащихся умений сопоставительного анализа, работы в творческих группах, нахождения информации в разных источниках и ее обработки.

    Воспитание у школьников интереса к народным традициям, национальной культуре;

Ход урока.

    Вызов. 2 минуты.

Создание колаборативной среды.

Слово учителя. Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Рада приветствовать Вас на уроке. Позвольте поздравить всех Вас с наступающими святыми праздниками. Ведь скоро наступит Новый Год, Рождество. В преддверии этих праздников принято загадывать свои самые заветные желания, есть поверье, что они обязательно сбудутся! У вас на столах лежат сияющие звездочки, посмотрите на них, загадайте про себя желание, поднимите повыше, оглянитесь. Какая замечательная создается картина! Вам она ничего не напоминает?

Учащиеся: с описания такой картины, звездной ночи, начинается повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

СЛАЙД: Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Учитель: верно! И сегодня мы продолжим работу по этой повести. Ваша активная работа будет проходить в группах. И начнем мы с небольшой разминки на знание текста художественного произведения.

Работа на выявление знаний содержания художественного текста. 3 минуты.

У вас несколько картинок, разбросанных в хаотичном порядке, необходимо верно и последовательно, согласно композиции повести их собрать! Кто же из Вас знает текст лучше и справится быстрее?

Группа, справившаяся быстрее всех выходит сверяться к доске, остальные сверяются с доской. (КОНТЕЙНЕР)

Ребята, у кого не возникло трудностей и ошибок, в листе самооценивания поставьте себе свой первый «+».

    Осмысление.

Учитель: молодцы! Вы отлично справились с заданием! И мы можем обратиться к теме урока. А какой она будет, и какие цели перед нами будут стоять на уроке, вы ответите самостоятельно, если свяжете между собой ключевые понятия урока: СЛАВЯНСКАЯ МИФОЛОГИЯ, ПОВЕСТЬ, «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ», ЧЕРТ . 2 минуты.

Обучающиеся: сегодня на уроке мы рассмотрим образ черта, персонажа из славянской мифологии, в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Учитель: совершенно верно! Запишите тему в тетрадь.

Театрализация: внезапно появляется сам черт с обращением к ребятам.

ЧЕРТ: дорогие ребята, помогите мне! На счет моего образа существует много разных мнений, кто-то считает меня очень вредным и злым, кто-то напротив забавным! Я прошу вас быть максимально внимательными и в полной мере раскрыть мой образ. В этом Вам поможет вот эта таблица:

Учитель: вот как! Давайте поможем герою нашего урока. Мы уже знаем с вами, как представлен черт в славянской мифологии. Вспомним?

Ответы учеников. Ученики рассказывают о мифологическом герое, остальные заполняют колонку таблицы «Образ черта в славянской мифологии».

Черт — в славянской мифологии злой дух. ЧЕРТИ -существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами. Само происхождение нечисти связывается с мифом о падших ангелах (ЧЕРТИ - ангелы, уставшие славить Бога): сброшенные с неба, они попадали кто в воду, кто в лес, кто в поле, превратившись в духов отдельных урочищ.

ЧЁРТ в народных верованиях постоянно вмешивается в жизнь людей, причиняют мелкие неприятности, принуждают к неоправданным поступкам («вводят в грех»), насылают морок, заставляют плутать пьяных, провоцируют на преступление, пытаются заполучить душу человека;

ЧЕРТИ могут также насылать непогоду, метель, сами превращаются в вихрь, срывающий крыши, приносящий болезни, вихри - беснующиеся ЧЕРТИ, чертовы сваты («черт с ведьмой венчается»); ЧЕРТИ особенно опасны в «нечистых» местах и в определенное время суток или года, например, на святки и в канун Ивана Купалы.

Учитель: молодцы! Справились с первой колонкой таблицы! Поставьте себе отметку в лист самооценивания. Переходим ко второй колонке таблицы. Работа над анализом образа черта в произведении. Каждой группе раздается определенный эпизод из текста с участием черта. К эпизоду даны вопросы для анализа, задание составить синквейн. Заранее розданы листы А3, с изображением черта. Учащиеся знакомятся с эпизодом и составляют синквен по образу черта, разукрашивают изображение героя, объясняя затем выбор красок.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему c инквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять c инквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

    Черт

    Хитрый, хваткий

    Вертится, крадется, прячет

    «Несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ».

    «губернский стряпчий»

Литературный прием: сравнение (совершенно немец; мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, ; настоящий губернский стряпчий); используется много глаголов, которые передают активность героя.

СТРЯПЧИЙ стряпчего, м. 1

Губе́рния -

Обучающиеся: мы выбрали черный цвет, так как в данном эпизоде, герой выступает как проказник, который желает навредить Вакуле.

    Черт

    Мелкий, красивый

    Нашептывает, ухаживает, воображает

    «Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры!».

    Кавалер

Обучающиеся: мы выбрали красный цвет, так как в данном эпизоде черт предстает перед нами, как влюбленный герой, а красный цвет считается цветом любви и страсти.

Литературный прием: антитеза – противопоставление (воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно);

    Черт

    Уверенный, хитрый

    Вылетел, перебежал, начал разрывать.

    «А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад».

    Проказник

Обучающиеся: мы выбрали красно-коричневый цвет, так как посчитали, что он указывает на хитрость героя.

Литературный прием: эпитет – художественное определение (проворный франт; с козлиною бородою; украденный месяц)

-

Обучающиеся: мы выбрали два цвета: бирюзовый и черный, потому что думаем, что в нашем эпизоде сначала черт выступает как очень смелый и хвастливый герой, но потом он становится трусливым и тихим как ягненок.

Литературный прием: эпитет – художественное определение (собачье рыльце); антитеза – противопоставление (скрытая, противопоставлены понятия друг-враг, смелый-трусливый).

Учитель: очень хорошо вы справились и с этим заданием, теперь я попрошу выделить главные, ключевые, схожие моменты всех групп и заполнить вторую колонку. Что у вас получилось? Скажите, а между гоголевским чертом и человеком есть что-то схожее?

Ответы учащихся: да, черт в произведении ведет себя как человек, он мерзнет, заигрывает с Солохой, испытывает человеческие чувства, но одновременно с этим, он умеет перевоплощаться, и имеет соответствующую мифологическому герою внешность.

Образ черта в славянской мифологии.

Образ Гоголевского черта

Образ, оживший на экране образ

Существа, покрытые черной шерстью, с рогами, хвостами и копытами.

Вмешивается в жизнь людей, насылают непогоду, метель, причиняют мелкие неприятности .

Мерзкий, но считает себя красивым.

В некоторых ситуациях уверенный. Всегда старается схитрить. Очень активный, хваткий. Но бывает хвастливым. В последнем эпизоде проявляется такая черта характера, как трусость.

Образ черта, совмещает в себе реальные человеческие черты с фантастическими. Он «перепрыгивает с одного копытца на другое и дует себе в кулак, желая сколько-нибудь отогреть замерзнувшие руки».

Черт показан как хитрый проказник.

Черту свойственны человеческие качества, поэтому мы воспринимаем его как настоящего.

Как и все сказочные герои, он умеет перевоплощаться: летает по небу, «черт перелетел через шлагбаум, оборотился в коня…» Черт похож на самого обыкновенного провинциального чиновника, способного лишь на мелкие пакости.

Учитель: хорошо, но у нас есть еще одна колонка «Образ, оживший на экране». Как вы сможете ее заполнить?

Ученики: если посмотрим видеофрагмент.

Учитель: смотрим и заполняем третью колонку. Просмотр видеофрагмента.

Выводы по основной части урока. Ребята, мы проделали с вами огромную работу по выявлению и анализу образа такого загадочного персонажа в разных источниках. Я думаю, вы готовы сделать определенные выводы по этой части урока. Свои выводы я предлагаю вам представить в виде эссе, сочинения-размышления на основе материалов урока, они все у вас в таблице.

Эссе может начинаться со слов:

    Как отмечал Д. Мережковский, «Гоголь первым увидел черта без маски, увидел его настоящее лицо……

    Н.В. Гоголь активно использовал образы из славянской мифологии в своих произведениях……

    В.Г.Белинский отмечал: «Гоголь не пишет, а рисует; его изображения дышат красками действительности. Видишь и слышишь их….»

    Писатель рисует образ черта, который в славянской мифологии является злым духом.

Включать в себя такие выражения:

Образ беса в повести, конкретные черты, автор объясняет, наделяет его обаянием, образ не вызывает у нас чувства отвращения или страха.

И заканчиваться так:

Таков образ черта, совмещающий в себе реальные человеческие черты с фантастическими.

    Рефлексия.

    Оценивание. Наш урок подошел к концу, вы очень хорошо поработали, весь урок заполняли листы самооценивания, посчитайте свои плюсы и поставьте себе оценку! (Выставление оценок в журнал).

    Итог урока. Вы обратили внимание, что с начала урока на этой доске висят такие же звездочки, как и у вас на партах – это мои пожелания вам! (некоторые ученики подходят, снимают и читают вслух, остальные снимут их, выходя из кабинета)!

Приложение 1.

Группа 1. Эпизод 1. Как черт украл месяц.

Вдруг, с противной стороны, показалось другое пятнышко, увеличилось, стало растягиваться, и уже было не пятнышко. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто черт. Между тем черт крался потихоньку к месяцу и уже протянул было руку схватить его, но вдруг отдернул ее назад, как бы обжегшись, пососал пальцы, заболтал ногою и забежал с другой стороны, и снова отскочил и отдернул руку. Однако ж, несмотря на все неудачи, хитрый черт не оставил своих проказ. Подбежавши, вдруг схватил он обеими руками месяц, кривляясь и дуя, перекидывал его из одной руки в другую, как мужик, доставший голыми руками огонь для своей люльки; наконец поспешно спрятал в карман и, как будто ни в чем не бывал, побежал далее.

СТРЯПЧИЙ стряпчего, м. 1 . В Московской Руси — придворный, служащий для несения различных хозяйственных обязанностей (истор.).

Губе́рния - высшая единица административно-территориального деления в России

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 2. Эпизод 2. Как черт за ведьмой ухаживал. Таким-то образом, как только черт спрятал в карман свой месяц, вдруг по всему миру сделалось так темно, что не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку. Ведьма, увидевши себя вдруг в темноте, вскрикнула. Тут черт, подъехавши мелким бесом, подхватил ее под руку и пустился нашептывать на ухо то самое, что обыкновенно нашептывают всему женскому роду. Чудно устроено на нашем свете! Можно побиться об заклад, что многим покажется удивительно видеть черта, пустившегося и себе туда же. Досаднее всего то, что он, верно, воображает себя красавцем, между тем как фигура - взглянуть совестно. Рожа, как говорит Фома Григорьевич, мерзость мерзостью, однако ж и он строит любовные куры! Но на небе и под небом так сделалось темно, что ничего нельзя уже было видеть, что происходило далее между ними.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 3. Эпизод 3. Как черт путникам мешал.

Черт между тем, когда еще влетал в трубу, как-то нечаянно оборотившись, увидел Чуба об руку с кумом, уже далеко от избы. Вмиг вылетел он из печки, перебежал им дорогу и начал разрывать со всех сторон кучи замерзшего снега. Поднялась метель. В воздухе забелело. Снег метался взад и вперед сетью и угрожал залепить глаза, рот и уши пешеходам. А черт улетел снова в трубу, в твердой уверенности, что Чуб возвратится вместе с кумом назад, застанет кузнеца и отпотчует его так, что он долго будет не в силах взять в руки кисть и малевать обидные карикатуры. В то время, когда проворный франт с хвостом и козлиною бородою летал из трубы и потом снова в трубу, висевшая у него на перевязи при боку ладунка, в которую он спрятал украденный месяц, как-то нечаянно зацепившись в печке, растворилась и месяц, пользуясь этим случаем, вылетел через трубу Солохиной хаты и плавно поднялся по небу. Все осветилось. Метели как не бывало.

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Группа 4. Эпизод 4. Как черт сделку с Вакулой заключал.

Черт, наклонив свое собачье рыльце ему на правое ухо, сказал:

- Это я - твой друг, все сделаю для товарища и друга! Денег дам сколько хочешь, - пискнул он ему в левое ухо. - Оксана будет сегодня же наша, - шепнул он, заворотивши свою морду снова на правое ухо.

Черт всплеснул руками и начал от радости галопировать на шее кузнеца. «Теперь-то попался кузнец! - думал он про себя, - теперь-то я вымещу на тебе, голубчик, все твои малеванья и небылицы, взводимые на чертей! Тут черт засмеялся от радости, вспомнивши, как будет дразнить в аде все хвостатое племя, как будет беситься хромой черт, считавшийся между ними первым на выдумки. - Я готов! - сказал кузнец.- Тут он заложил назад руку - и хвать черта за хвост. - Постой, голубчик! - закричал кузнец, - а вот это как тебе покажется? - При сем слове он сотворил крест, и черт сделался так тих, как ягненок - Помилуй, Вакула! - жалобно простонал черт, - все что для тебя нужно, все сделаю, отпусти только душу на покаяние: не клади на меня страшного креста!

Задания: 1. Прочитайте текст. 2. Выделите основную мысль. 3. Составьте синквейн. 4. Объясните, какой литературный прием использует автор для создания образа? 5. Разукрасьте персонаж. 6. Объясните выбор красок.

Приложение 2. Лист самооценивания.

ФИ_____________________________________

Отметка о выполнении

Знание текста

Определение целей и темы урока

Заполнение колонки «Образ черта в мифологии»

Заполнение колонки «Образ Гоголевского черта»

    Я читал и пересказывал эпизод

    Я составлял «Синквейн»

    Я выбирал цветовую гамму

    Я объяснял выбор цветовой гаммы

    Я представлял работу классу

Заполнение колонки «Образ, оживший на экране образ»

Список литературы.

      Висленко Л.П. Литература. 5-7 классы: Методическое пособие.- Спб.: «Паритет», 2001.- с.84-87

      «Литература в школе» №10, 2006 г.

      Белинский В.Г. Собрание сочинений: В 9 т. – М., 1976. – Т. 1. –С. 121.

      www. nikolaygogol. org. Ru

      ru.wikipedia.org

      www.liveinternet.ru , Иллюстрация к повести Ночь перед рождеством.

      www.a4format.ru , Иллюстрации. «Ночь перед Рождеством».



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные