В чем заключается идеал женщины по толстому. Толстой о предназначении женщины. любимая героиня писателя

Бархатова Ирина Анатольевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №6"
Населённый пункт: г. Югорск, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Наташа Ростова - идеал русской женщины" (по роману Л.Н.Толстого "Война и мир")
Дата публикации: 15.10.2017
Раздел: полное образование

Урок литературы в 10а классе по теме «Наташа Ростова – идеал русской

женщины» (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Учитель Бархатова И.А.

Цель урока : Синтез и углубление знаний об образе главной героини романа,

определение особенностей её характера и отношения к ней автора.

Использование современных технологий : технология развития

критического мышления.

Стадия вызова . Методы: слово учителя, составление кластера.

Стадия осмысления . Методы: эвристическая беседа, создание проблемной

ситуации, опыт проблемного анализа (индивидуальная работа учащихся,

работа в парах).

Стадия рефлексии . Метод«Трибуна собственного мнения»:

Какой я увидел героиню Толстого?

Есть ли сейчас Наташи Ростовы?

Составление синквейна о героине.

Задачи:

Обучающая:

Проверить знания учащимися фактического материала, их умения оценивать

прочитанное и излагать свои мысли, делать выводы, обобщения.

Развивающая:

Развивать творческие способности учеников, монологическую речь.

Развивать умение выделять главное из изучаемого материала.

Развивать творческое и образное мышление, культуру общения.

Воспитательная:

Раскрыть сущность нравственной красоты человека в понимании Л.Н. Толстого.

Воспитывать стремление к духовной красоте и внутреннему богатству личности.

Формировать умение ценить прекрасное.

Вид урока: урок-исследование.

Методы: слово учителя, составление кластера, эвристическая беседа, создание

проблемной ситуации, опыт проблемного анализа (индивидуальная работа учащихся,

работа в парах).

Оборудование: роман Л. Толстого “Война и мир”, презентация по теме «Образ Наташи

Ростовой», иллюстрации к тексту романа, музыкальное сопровождение: «Лунная соната»

Л. Бетховена.

Эпиграф:

В. В. Вересаев.

ХОД УРОКА:

Стадия вызова.

Исходя из домашнего задания, вы можете без труда сформулировать тему нашего урока.

(Образ Наташи Ростовой).

И к чему мы должны прийти в конце урока? (…)

Нужно тему конкретизировать и направить наш разговор в нужное русло.

Я вам помогу: на прошлых уроках мы познакомились с главными мужскими образами,

прошли дорогой чести Андрея Болконского, проанализировали взлеты и падения Пьера

Безухова, т.е. говорили о духовных исканиях этих героев. С какой же целью мы будем

анализировать образ Наташи Ростовой?

Обратите внимание на эпиграф урока:

Наташа-то и есть подлинная душа Толстого.

В.В.Вересаев.

Как можно интерпретировать эти слова? (Любимая героиня)

Как можно по-другому назвать любимого человека, певца, актера, политика? (Идеал)

Таким образом, мы сформулировали тему урока: «Наташа Ростова – женский идеал

Л.Н.Толстого».

Осталось определить задачи урока.

Итак, чем будем заниматься на уроке? (доказывать, что Наташа – идеал, анализировать

сцены с участием Наташи)

А что включает в себя понятие «идеал»? Давайте обратимся к словарям.

Слайд

Толковый

словарь

Ожегова:

составляет

деятельности, стремлений. Высокие гуманистические идеалы.»

Философский словарь: «Идеал – высший образец нравственной личности».

Итак, если мы будем говорить о нравственной личности, какие качества мы должны в ней

отметить? (Доброту, отзывчивость, самопожертвование, женственность и т.д.)

Таким образом, мы в течение урока должны результаты своей работы представить в виде

кластера:

Стадия осмысления.

Почему же Наташа Ростова – это идеал женщины по Толстому? Почему она

любимая героиня писателя?

Это будет загадка нашего урока, которую мы должны

разгадать. Ведь у Л. Толстого были героини намного умнее, красивее. Вспомним умную, с

“лучистыми глазами” Марью Болконскую; красавицу Элен; Анну Каренину, красивейшую

женщину с трагической судьбой, которую бы мы могли пожалеть. Но ни Анна Каренина,

ни Марья Болконская не стали самыми любимыми для писателя. Почему? Ведь Наташа не

так красива, не так умна. Почему же она любимая героиня Толстого? Значит, есть в ней

какая-то тайна, загадка, которую мы должны разгадать и понять.

Вернемся к кластеру, он и задаст нам направление нашей деятельности.

К сегодняшнему уроку вы читали эпизоды из романа, героиней которых была Наташа

нашей героиней в различных ситуациях.

Женский идеал

женственность

самопожертвован

Работа в парах.

Вспомнить свой эпизод, проанализировать, какое качество проявляется у Наташи в данной

ситуации (до 5 минут). Кратко пересказать эпизод классу, привести цитату из текста,

записать ключевое слово или словосочетание на листочке и поместить на доске, расширяя

Слайд 2. Наташа – подросток.

(т.1, ч.1, гл.8)

Впервые мы знакомимся с Наташей в описании сцены появления молодого поколения

семьи Ростовых. Наташа изображена тринадцатилетней “черноглазой, с большим ртом,

некрасивой, но живой девочкой, с детскими открытыми плечиками, выскочившими из

быстрого

сбившимися

тоненькими

оголенными

маленькими

ножками…”

Учащиеся

анализируют

описывающие

Наташу-девочку

Наташу-подростка

появление,

отношение

родным, поведение на именинах).

Л.Н. Толстой подчеркивает, что Наташа далеко не всегда красива внешне; она бывает

просто дурна, почти уродлива, и бывает, прекрасна, потому что ее красота от внутреннего

оживления,

бескорыстия,

душевной

переполненности, которая не всегда открыта постороннему глазу. Непрестанно в ней идет

какая-то своя жизнь, и свет этой внутренней жизни падает на Соню и Бориса, Николая и

Наташа-подросток предстаёт во всём обаянии внутреннего света душевной красоты,

открытости, влюблённости во всё и во всех, желании добра всем и каждоминутного

желания всю себя отдать за другого, каждому помочь и защитить от чего бы то ни было.

Именно поэтому Денисов называет её волшебницей. (внутренняя красота)

Слайд 3. «Ночь в Отрадном» (т.2, ч.3, гл.2)

Какой предстает Наташа в лунную ночь в Отрадном? Опыт проблемного анализа.

(В этом эпизоде Л.Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение

ею Наташи и равнодушие Сони. Наташе больно, что Соня не понимает прелести ночи,

слышатся

чувствует

прелесть

воспринимает красоту мира. Этот же светлый, счастливый поэтический мир Наташи

почувствует в Отрадном князь Андрей Болконский. Он еще не готов полюбить, он только

недоумевает: “Чему она так рада?” и огорчается: “Дела нет до моего существования”.

Происходит

своеобразный

объединяет,

сближает

именно одинаковое, яркое чувство, вызванное лунной ночью).

-Что особенно поэтизирует Толстой в образе Наташи? Поэтичность героини, её любовь

к природе, особое восприятие ею красоты окружающего мира. (любовь к природе)

Толстой выбирает самые яркие и значительные события жизни своей героини, чтобы

раскрыть всю многогранность её характера, самые лучшие и неповторимые стороны её

внутреннего мира.

С л а й д

« П е р в ы й

Н а т а ш и

Р о с т о в о й »

Какой описывает Наташу Толстой на светском балу? (Ученик отвечает). Наташа не

была безукоризненно и совершенно красива внешне, но в ней была такая обаятельная и

светящаяся

душевная

притягательность

прелесть,

чувствующий

произошло

Болконским.

- Чем понравилась князю Андрею Наташа?

Наташа привлекла Андрея своей непосредственностью, чистотой, поэтичностью,

полнотой жизни. Заложенное в ней стремление к счастью будит силы других людей. Его

поражает Наташина чуткость, умение угадать чуткое настроение, понимать всё с

полуслова.

И слова князя Андрея: “Весь мир разделен для меня на две половины: одна – она, и там

всё счастье, надежда, свет; другая половина – всё, где её нет, там всё уныние и

темнота…” - и Наташины: “… но такого, такого со мной никогда не бывало” -

убеждают в силе и серьёзности этого чувства. Естественность, непосредственность,

чуткость, все больше пленяют князя Андрея: “Вино её прелести ударило ему в голову”.

Её улыбка сказала ему: “Давно я ждала тебя”). (естественность)

Толстой меряет своих героев особыми, своими собственными мерками, и главная из

них- близость к народным корням. Народность и близость к национальному русскому

характеру героини Л. Н. Толстого очень ярко проявились в сценах охоты и в гостях у

дядюшки.

Слайд 5. «Пляска Наташи» (т.2, ч.4, гл.7) Опыт проблемного анализа эпизодов.

Наташа более, чем кто-либо из людей дворянского круга, непосредственна. В ней

воплощаются

свойства

женского

существа:

гармония

духовного

телесного,

естественного

нравственного,

природного

человеческого.

Народное

превращается в инстинктивно-безотчётную силу всего её существа, и проявляется оно

легко, непринуждённо, как, например, во время пляски в имении у дядюшки. « Где, как,

когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,--эта графинечка,

воспитанная эмигранткой-француженкой,-- этот дух, откуда взяла она эти приёмы…, те

неподражаемые,

неизучаемые,

русские….»

дворянка «…умела понять всё то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, …и во всяком

русском человеке» (Любовь к народным традициям)

Кульминацией романа-эпопеи «Война и мир» является война 1812 года. Это важное

трагическое событие является мерилом человечности, патриотичности каждого из героев

Толстого. Не является исключением и Наташа.

Слайд 6. Наташа в дни событий войны 1812 года. Эпизод с ранеными. (т.3, ч.3, гл.14-16)

Почему Л.Н. Толстой поступки Наташи во время войны 1812 года считает такими же

важными, как и действия солдат? (Из жалости к солдатам, от желания помочь людям

она отдает подводы. В этом эпизоде мы видим патриотизм Наташи. Война 1812 года

потребовала от Наташи, как и от других людей, огромного напряжения, нравственных и

физических сил. “Мы всем пожертвуем и ничего не пожалеем”. Все это наполняло сердце

глубоким

чувством

сражающихся с врагом, таким чувством, перед которым померкли пережитые личные

невзгоды. Прилив душевных сил, жизнедеятельность Наташи связаны автором с её

патриотическим чувством, наполнявшим её жизнь новым большим содержанием). В эти

трагические днив облике героини появляются новые стороны характера: сострадание и

горячая, бескорыстная любовь к людям. Именно эта любовь помогла Наташе без сомнения

пойти к раненому кн. Андрею, как только она узнала о его присутствии в обозе.

(любовь к людям)

Слайд 7. Наташа у постели раненого князя Андрея. Анализ эпизода учеником. (т.3, ч.3, гл.

В мировой литературе нет сцены свидания, равной по силе, глубине и чистоте чувств

той, что произошла в полутёмной тихой избе у постели умирающего кн. Андрея. И после

этого свидания Наташа, охваченная желанием отдать всю себя, ухаживала за Болконским,

с необыкновенной чуткостью угадывая его желания, принося ему радость и успокоение

одним своим присутствием. Во всём этом в полной мере раскрылось духовное богатство

героини, её дар к самопожертвованию. (самопожертвование)

Слайд 8. Какой мы видим Наташу в эпилоге романа? (ч.1, гл.10) Опыт проблемного

(Весною 1813 года Наташа вышла замуж за Пьера. В последний раз она появляется в

романе в новой роли – жены и матери. Встреча с Пьером после возвращения его из плена,

его внимание и любовь окончательно исцелили Наташу. В эпилоге она жена Пьера, мать

четырех детей. Она утратила девичье очарованье. Но натура Наташи не изменилась.

Любовь по-прежнему составляла для неё смысл жизни, она всю себя отдаёт интересам

семьи. “Черты её лица имели выражение спокойной мягкости и ясности” ). И разве не

то счастье, что переживает Наташа в замужестве, имел в виду Л.Н. Толстой, когда писал в

одном из писем о своей собственной семейной жизни: “Такое счастье есть, и я в нем живу

3-й год. И с каждым днем оно делается ровнее и глубже…» У Л. Толстого свой особый

взгляд на роль женщины в обществе; он считает, что счастье женщины заключается в

высоком назначении быть женой и матерью. (самопожертвование)

Должен прозвучать вопрос от ребят: а как же быть с тем, что Наташа предала А.

Болконского и увлеклась Анатолем Курагиным?

Дискуссия «Виновата ли Наташа в том, что случилось у неё с Анатолем

Курагиным?» (Учащиеся выражают свое мнение).

своей

героине. Писатель-художник

старается

наиболее

воплотить

раскрывая

достоинства

художественными

средствами. “Сущность её жизни – любовь”, – писал Л. Н. Толстой. Именно она выводит

из тяжелого душевного кризиса князя Андрея и возвращает к жизни убитую горем – после

гибели Пети – мать, она вся наполнена “страстным желанием отдать себя всю на то, чтобы

помочь умирающему Андрею и его сестре, чтоб заглушить ее горе, а после замужества с

той же безграничной страстью отдать себя интересам семьи”.

Любовь помогает ей найти свое место в жизни, её любовь воскрешает душу других

людей, помогает им поверить в свои силы, найти себя.

Стадия рефлексии.

Мы условно перелистали страницы романа, исследуя образ Наташи Ростовой.

Наташи выражает тот идеал женщины, которому всю жизнь поклонялся великий писатель.

Каковы же составляющие этого идеала, по-вашему?

(Учащиеся отвечают: непосредственность, душевная открытость, искренность, чуткость,

жизнелюбие,

целостность,

гармоничность

внешнего

внутреннего,

любви, женственность, нравственное совершенство, готовность к самопожертвованию,

душевная щедрость, умение понять другого человека, сделать его счастливым, чувство

поэтичность,

возвышенность,

скромность,

благородство, бескорыстие, честность, патриотизм, верность чувствам.)

«Трибуна собственного мнения»: (Ребята, а сейчас после небольшой подготовки вам

представится возможность с трибуны высказать свое мнение о Наташе -

«Какой я увидел героиню Толстого? (1 ряд)

Есть ли сейчас Наташи Ростовы?» (2 ряд)

Синквейн о Наташе (3 ряд)

Заключительное слово. Образ Наташи Ростовой, главной героини романа «Война и мир»,

охватывает

духовного

развития:

полудетского

возраста

зрелости, замужества и материнства. Характер Наташи-это художественное открытие

писателя, увидевшего в обыкновенной русской девушке-дворянке то душевное богатство,

ту подлинную человечность, ту совершенную женственность, ту истинную красоту, тот

дар любви, близость к народу, ко всему русскому, к родной природе, которыми, по мнению

Толстого, должна обладать настоящая русская женщина.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание. Сочинение-миниатюра «Мой любимый герой в романе «Война и


Поиск идеала присутствует у всех русских писателей. В связи с этим в XIX веке особенно значимым становится отношение к женщине, не только как к продолжательнице рода, но и как к существу, способному мыслить и чувствовать гораздо тоньше и глубже, чем герои-мужчины. С женщиной связывается, как правило, идея спасения, возрождения, сфера чувств. В своих произведениях он создал потрясающие по героике и силе женские образы. Толстой не пытается создавать идеалы; он берет жизнь, как она есть, и в романе «Война и мир» выводит несколько типов характеров русской женщины начала XIX столетия, замечательных по глубине и верности психологического анализа и жизненной правде, которою они дышат. Мы видим, что это - живые женщины, что именно так они должны были чувствовать, мыслить, поступать, и всякое другое изображение их было бы ложно; мы не можем не ощущать свою духовную близость с ними.

Надо сказать, что на изображение женских образов в романе (Война и мир) повлияли личные факты биографии Л.Н. Толстого и многие моменты из семейных воспоминаний вошли в роман-эпопею (как священная реликвия хранилась у деда Л. Толстого, Николая Сергеевича. Писатель воспользуется семейным преданием в "Войне и мире", где княжна Марья упрашивает Андрея, уходящего на войну, надеть образок). Очень большое влияние на создание женских образов в романе оказала мать писателя Мария Николаевна, которая скончалась во время родов. Левушке не было тогда еще и двух лет, о матери остались у него смутные воспоминания, но духовный ее облик по рассказам близких людей Толстой бережно хранил всю жизнь.

В романе Толстого показана эволюция героинь. Автор не отказывает им в способности мыслить, их, по сути, волнуют глобальные проблемы - проблемы счастья, любви служения людям и др. Идея «простого женского счастья» у героинь Толстого оказывается выстраданной. «Лучшие», любимые героини Толстого, как и герои-мужчины, способны к развитию.

Наташа - любимая героиня Толстого. Автор раскрывает её характер в непрерывном внешнем и внутреннем движении. Поэтому впервые в романе она не просто появляется, а именно «вбегает» в залу, непосредственная, полная жизненных сил девочка. Наташа, выросшая в нравственной и чистой атмосфере семьи Ростовых, сразу очаровывает нас искренностью, бесконечной любовью к жизни, к окружающим её людям. Она живёт так, как подсказывает ей сердце, потому что имеет от рождения то, что так долго ищут в себе Андрей Болконский и Пьер Безухов - естественность души, которая столь свойственна неиспорченному духовному миру детей. Вот почему так часто Толстой сравнивает Наташу с ребёнком. Любовь составляет сущность жизни Наташи Ростовой. Юная Наташа любит всех: и безропотную Соню, и мать-графиню, и отца, и Николая, и Петю, и Бориса Друбецкого. Сближение, а затем разлука с князем Андреем, сделавшим ей предложение, заставляют внутренне страдать Наташу. Переизбыток жизни и неопытность - источник ошибок, необдуманных поступков героини (история с Анатолем Курагиным).

В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, - самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов - так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. И тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”.

Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны - статичность слов, жестов, даже мыслей. Жюли- такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии (неестественная).

Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

В написанной в тюрьме статье ”Душа русской литературы” Р. Люксембург дала такую поэтически-вдохновенную характеристику образу Катюши Масловой, гуманному искусству ее создателя, какой не найдешь, пожалуй, во всей огромной литературе о романе: «Русский художник видит в проститутке не “падшую”, а человека, душа которого, страдания и внутренняя борьба требуют от него, художника, глубочайшего сострадания. Он облагораживает проститутку, дает ей удовлетворение за совершенное над ней обществом насилие, в споре за сердце мужчины он делает ее соперницей героинь, являющих собой образ самой чистой и нежной женственности; он увенчивает ее розами и возносит, как Магадэв баядеру, из чистилища разврата и душевных страданий на высоты нравственной чистоты и женского героизма».

Неизменное восхищение большинства зарубежных читателей вызывал образ Катюши Масловой. Наиболее отзывчивые из них по достоинству оценили тонкость чувств, доброту и благородство героини, те бесценные качества, которые она сумела сохранить, несмотря на тяжелые жизненные испытания.

Вот несколько характерных отрывков из писем корреспондентов Толстого:

”Катюша - это восхитительное создание, она грешит вопреки собственной натуре и, несмотря ни на что, в самых постыдных обстоятельствах сохраняет потребность мыслить и благородство просто замечательное” (Ж. Дюпюи. 4 июня 1900 г.).

”Как прекрасно, как трогательно нарисовали Вы образ Катюши. Конец романа кажется мне трагическим. В нем слышится и тихо замирает отзвук большого чувства, которому уже не суждено возродиться” (Тюмен фон Эдуард. Март 1900 г.).

«... Ваше “Воскресение” потрясло меня и заставило плакать. Катюша Маслова... Этот образ, как живой, преследует меня. Ее любовь, страдания... Брат Вы мой, сколько раз Вы заставили меня плакать» (Хаокин. Акинерабола. Испания. 11 сентября 1908 г.).

Рисуя на страницах романа горькую судьбу девушки из народа, Толстой продолжал гуманистические традиции русской литературы в трактовке этой больной темы.

Как известно, в романе нарисован иной путь духовного воскресения Катюши: возрождение в ней веры в добро и справедливость под влиянием ”чудесных людей” - народных заступников, с которыми ее свела судьба.

…Уроженки Дании и Японии, Аргентины и Бразилии с жаром утверждали, что ”Анна Каренина” - это роман о них, а героиня Толстого - их ”родная сестра”.

Особенности литературного процесса 1880-90-х г.г. Основные тенденции и закономерности, обусловленные общественными явлениями. Изменения жанрового состава литературы. - Грекова Кристина

Во второй половине 19 века, литературный процесс в России пережил период кардинальных изменений.

Реализм, близкий народу.

В 80-х годах в русской литературе активно развивается реализм. Писатели использовали различные художественные приемы для раскрытия тем глубины и правды жизни: одни включали в свои произведения черты романтизма, другие – перенимали методы европейских предшественников.

Именно благодаря этому, литература конца 19 века была по-особенному близка народу – ведь в произведениях изображалась реальная жизнь, вместе со своими драмами и радостями, всем тем, что было близко любому человеку.

Качественно новой восстает перед нами и драматургия конца 19 века, здесь появляются новые герои – представители купечества. Именно драматургия смогла полноценно раскрыть все пороки и добродетели общества. Яркими примерами пьес, в которых фигурировало купечество стали произведения великого русского драматурга Н. Островского «Бесприданница», «Свои люди – сочтемся», «Гроза».

В прозе изображались и представители нового поколения, мышление и жизненные позиции которых кардинально отличались от предшественников. Таким мы видим главного героя произведения Тургенева «Отцы и дети» - Базарова. Нашлось место в литературном процессе этого периода и для лишнего героя – Обломова, из одноименного романа И. Гончарова.

В отличие от прозы, лирика этого периода основывалась исключительно на романтизме. Для изображения внутреннего образа героя, его чувств и любовных переживаний поэты часто использовали метод сравнения психологической сущности человека с окружающей природой. Талантливейшими поэтами этого периода были Тютчев, Фет, Некрасов.

Многие прозаики конца 19 века находились под своеобразной защитой Л. Н. Толстого, который заслужил славу человека, давшего путевку в литературный мир многим писателям. Лев Николаевич обладал непревзойденным даром выделять людей, которые обладали истинным талантом.

Одним из таких литераторов стал Г. И. Успенский, произведения которого впервые увидели мир на страницах журнала Толстого «Ясная поляна». В 80-х годах 19 века Успенский довольно близко начал общаться с народниками, поэтому в своих очерках и рассказах особое место уделял проблемам крестьянства и городской бедноты. Прогрессирующая болезнь не давала возможности писателю полноценно заниматься творчеством, однако, несмотря на короткий литературный век, Успенский вошел в русскую литературу как настоящей борец за права и свободы человека.

Еще одним талантливым писателем, который уделял в своем творчестве большое внимание социальным проблемам, был В. Н. Гаршин. Уже первое произведение прозаика – «Четыре дня»- принесло ему ошеломляющий успех. В своих рассказах Гаршин осуждал войну и любые противостояния в обществе, так как считал, что нет ничего худшего, нежели бессмысленное человекоубийство.

Не обошла мимо тема жизнеописания пореформенной России и Д. Н. Мамина – Сибиряка. В своих рассказах и очерках он описывал жизнь простого русского народа, часто – выходцев из сибирских глубинок, которые стойко переносили все метаморфозы аграрной реформы и утеснения со стороны правительства. Несмотря на это, произведения Д.Н. Мамина - Сибиряка насыщенны легкостью и нескрываемой надеждой на лучшее.

Особое место среди литераторов конца 19 века занимает Н. С. Лесков. Писателя заслуженно называют самым патриотичным автором того периода. Его произведения стали своеобразным кривым зеркалом, в котором отображались все недостатки монархического режима. В своих рассказах автор восхищался простым русским человеком, его силой и выдержкой, добротой и искренностью. Интересным является тот факт, что именно творчество Лескова вдохновило знаменитого советского писателя Максима Горького на писательскую деятельность, о чем неоднократно упоминал последний.

Антинигилистические романы Лескова. Феномен нигилизма в понимании и изображении автора. «Негилисты» и псевдонигилисты в романах Лескова. Сатирическая основа в создании образов псевдонигилистов.

Мудрое слово от Алины Бурьян:

Ну, если своими словами, то Лесков вообще был такой парень, он любил старые порядки, веры, традиции, русскую душу, какая бы она там несовершенная и идиотская ни была бы. Вот в тех же «Соборянах», если кто читал, там чуваки церковные ссорятся с нигилистами, которые прут скелет с кладбища и хотят его себе заиметь для научных целей. Плюс эти нигилисты задают вопросы сложные про Евангелие, которые доказывают, что Библия нелогична и ваще какая-то отстойная. А церковники, хоть и ответить не могут ниче дельного, этим недовольны. Они хотят душу, а не логику. Лесков еще писал «На ножах». Поговаривают, там про нигилистов очень много. но роман гигантский и даже на брифли его осилить невозможно, поверьте мне. Вот, так что там теоретически про это полно.

Википедия:

Нигилисты - это огромная сила, бурлящая. Они приносят новые идеи - отрицание старого, атеизм. Они увлечены ес­тественными науками - естествознание, химия, математика, физика.

«Соборяне»

Как отмечает литературный критик В. Коровин, положительных героев - протопопа Савелия Туберозова, дьякона Ахиллу Десницына и священника Захарию Бенефактова, - повествование о которых выдержано в традициях героического эпоса, «со всех сторон обступают деятели нового времени - нигилисты, мошенники, гражданские и церковные чиновники нового типа». Произведение, темой которого стало противодействие «истинного» христианства казённому, впоследствии привело писателя к конфликту с церковными и светскими властями.

… наиболее резкий по тону антинигилистический роман «На ножах»… области творчества писателя, связанной с религиозной и антинигилистической тематикой (хроника «Соборяне», роман «Некуда»)…

«Некуда», сатирически изображавший быт нигилистической коммуны, которому противопоставлялись трудолюбие русского народа и христианские семейные ценности, вызвал неудовольствие радикалов. Было отмечено, что у большинства изображенных Лесковым «нигилистов» были узнаваемые прототипы (в образе главы коммуны Белоярцеве угадывался литератор В. А. Слепцов).

На эту тему Лесков пишет романы «Некуда» и «На ножах». Эти произведения вызвали страх, беспомощность, раздражение, злобу в демократической нигилистической среде. Лесков бежит в Париж. Пережив общественное презрение, обрушившееся на него после выхода этих романов, писатель вернется к этим темам в романе-хронике «Соборяне». «Некуда» (1864) - один из самых сильных антинигилистических романов, злой, но в некоторых частях беспомощный. Нигилизм в то время охватывает всю передовую Россию, что и засвидетельствовано художественной литературой - Тургенев, Достоевский, Писемский.

Нигилизм пронизывает сознание молодого поколения: «Я над всем, что существует, ставлю nihil!» Нигилисты отрицают все, что есть, в первую очередь быт, традиционный уклад - то, что мешает идти вперед, развиваться и видеть мир по-другому.

Лесков 60-х годов живет в пред- реформенную и пореформенную эпоху: с одной стороны, Крымское поражение, с другой - вдохновляющая эпоха реформ. Писатель не верил, что на место цепей придут другие цепи. «Куда идет Россия?» - этот вопрос не раз поднимался в литературе. Лесков понимает, что нигилисты ведут ее революционным путем. Но для него это не путь - это бездорожье. Народническое бездорожье. В романе показана Россия накануне катастрофы. Пророческие предсказания Лескова сбудутся.

Лесков - писатель не антинигилистического направления. Просто по честности, по боязни ужаса нигилизма он заговорил об этом. Террор, начавшийся с появления нигилизма, продолжается до наших дней - нет высшего судии, все дозволено. Нигилизм говорит: «Убий!» Христианство: «Не убий». Чтобы был порядок, надо убивать, нарушать закон Божий - на этом держится коллизия «На ножах». Как найти гармонию?

Она умела понять все то, что было
Во всяком русском человеке.
Л. Н. Толстой
Что такое идеал? Это высшее совершенство, совершенный образец чего-либо или кого-либо. Наташа Ростова – идеал женщины для Л. Н. Толстого. Это значит, что в ней воплощены те качества, которые писатель считал для женщины главными.
Тринадцатилетняя черноглазая девочка, с большим ртом, некрасивая, но жи­вая – такой приходит Наташа Ростова в толстовскую эпопею. Естественная, ис­кренняя, переполненная жизнью, она любимица семьи.
Наташа своевольна, она не придерживается чопорных светских правил. Это очень богатая натура: девочка умеет воображать, фантазировать, помнить сердцем. С нею не может быть скучно: живя полной жизнью, она вовлекает в эту жизнь всех вок­руг. Писатель не может сдержать своего восхищения, рассказывая о ее пляске в гостях у дядюшки: “Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, кото­рым она дышала… этот дух, откуда взяла она эти приемы?.. Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские”, которые стали возможны потому, что Наташа “умела понять все то, что было… во всяком русском челове­ке”. Это понимание пришло от простой и доброй семьи, от близости к природе, к крестьянам. Наверное, отсюда и ее мечтательность, поэтичность, непосредственность, ее умное сердце.
Только раз, при соприкосновении с “большим светом”, неопытная, доверчивая девушка совершит роковую ошибку, которая обернется для нее душевной катаст­рофой.
Любуясь своей героиней, рассказав о ее поэтической любви к Андрею Болконс­кому, писатель показывает, что проявления такой страстной, непосредственной натуры могут быть и опасными. Наташа не справилась со своим увлечением Анатолем Курагиным. Ее измена разрушает жизнь князя Андрея, причиняет горе близ­ким девушки. Но как страдает сама Наташа, как казнит себя! Тяжелое нравствен­ное потрясение приводит к тому, что она стала замкнутой, отчужденной, боялась вернуться к жизни. “Меня мучит только то зло, которое я ему сделала”, – призна­ется девушка Пьеру.
Из тяжелого нравственного кризиса Наташу выводит 1812 год. Не сразу поняла она весь трагизм происходящего, оставалась ко всему безразличной, почти не уча­ствовала в подготовке Ростовых к отъезду из Москвы. Однако узнав, что раненые остаются в Москве, потому что нет подвод, а графиня не соглашается снять вещи и отдать телеги под раненых, Наташа, “как буря”, ворвалась к родителям и потребо­вала освободить подводы для раненых и принялась сама руководить всем. И как горькое вознаграждение ей была дарована встреча с тяжело раненным в Бородинском сражении князем Андреем. Об их свидании в Мытищах трудно чи­тать и невозможно рассказывать, настолько трагична и прекрасна эта встреча, на­столько правдиво раскрывает писатель их чувства, их любовь, которая, возродив­шись, стала еще “больше, лучше, чем прежде”. “Ни одной мысли о себе… не было в душе Наташи”. Теперь она любит Андрея со всей силой, на которую она способ­на, угадывает его желания, хочет понять, что он чувствует, “как у него болит” рана, живет его жизнью. Поэтому и ее жизнь кончилась, когда его не стало.
Новая встреча с Пьером постепенно возвращает Наташу к себе самой, к жизни. Очень трудные вопросы ставит перед читателем Толстой. Имеет ли право человек, храня память об умершем, все-таки пережить свое горе и полюбить снова?
Для Толстого красота и величие жизни в ее многообразии, в переплетении горя и радости. Наверное, еще и потому он так любит Наташу, что она переполнена силой жизни и способна возродиться после стыда, обиды, горя к новым радостям. И нельзя ее осуждать, иначе жизнь бы остановилась.
Наташа не проходит сложного пути духовных исканий, не задает себе “вечных” вопросов. “Она не удостаивает быть умной”, – скажет о ней Пьер. Ее нравствен­ная сила – в природных свойствах характера, в даре любви к жизни, к людям, к природе, в чувстве правды.
Не всем нравится она в эпилоге романа. В растрепанной, опустившейся женщи­не, отказавшейся от своих “очарований”, думающей только о муже и детях, труд­но узнать прежнюю “волшебницу”. Но Толстой не осуждает свою героиню, а вос­хищается ею, любящей женой, преданной матерью, хранительницей домашнего очага. Она живет богатым духовным миром Пьера, отражая главное и лучшее в нем. Не понимая мужа умом, она чутьем безошибочно угадывала то, что было са­мым важным в его деятельности, разделяла его мысли, не колеблясь, только пото­му, что это были его мысли, а он для нее – самый умный, самый честный и справедливый человек на свете.
Именно эти качества выше всего ценит Толстой в женщине. Вот почему Наташа Ростова – его любимая героиня, его идеал.

Сочинение по литературе на тему: Наташа Ростова – толстовский идеал женщины

Другие сочинения:

  1. Как А. С. Пушкин показал нам в своем романе “Евгений Онегин” свой любимый женский образ, так и Л. Н. Толстой нарисовал образ женщины, близкой и дорогой его сердцу. Если у Татьяны Лариной – главной героини романа Пушкина – долг преобладает Read More ......
  2. Княжна Марья Болконская во многом не похожа на Наташу Ростову. В то время как Наташа живет преимущественно сердцем, княжна Марья, привыкшая к одиночеству, любит размышлять. Насколько Наташа жизнерадостна и экспансивна, настолько княжна Марья робка и сдержанна. Наташа ищет личного счастья, Read More ......
  3. Одна из главных героинь романа, дочь графа и графини Ростовых. Она “черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая…”. Отличительные черты Н. – эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность угадывать людей. Она способна на Read More ......
  4. Наташа Ростова и Андрей Болконский, по сути, являются основными персонажами произведения “Война и Мир”, вокруг которых построена сюжетная линия, а именно жизненные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Как в то время Наташа, для писателя, представляла образ с воплощенными истинными Read More ......
  5. В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” множество персонажей, но любимой героиней Толстого, без сомнения, является Наташа Ростова. Она занимает центральное место среди образов романа, потому что воплощает саму жизнь с ее крайностями и бесконечными изменениями. Наташа непосредственна и Read More ......
  6. Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: “Кто больше человек?”, живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв. В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские Read More ......
  7. Наследие Льва Толстого – явление, переросшее масш­табы одной страны, одной национальной культуры. Нео­бычайная сложность и разнообразие проблематики, описа­ние “движения народов”, философское осмысление хода человеческой истории, внушительное число действующих лиц (как вымышленных, так и исторических), географи­ческий простор романа “Война и мир” Read More ......
  8. В чем секрет освежающего и обновляющего влияния Наташи Ростовой на героев? Почему общение с ней и даже воспоминание о ней делают ненужными размышления о смысле жизни: она сама и есть этот смысл. Наташа более чем кто-либо из людей дворянского круга Read More ......
Наташа Ростова – толстовский идеал женщины

Софья Андреевна Толстая, жена писателя, записала в дневнике слова Толстого о том, что создавая "Войну и мир" он любил "мысль народную", а в "Анне Карениной" - "мысль семейную". Действительно, если рассматривать "Войну и мир" как произведение историко-философское, в центре его - мысль народная. Но ведь "Война и мир" еще и семейная хроника, рассказ о том, как складывались и росли семьи Ростовых, Болконских, Курагиных, что явилось причиной счастья или несчастья каждой из них.

Большое внимание писатель уделяет женским характерам, ведь женщина - центр семьи, и главное место женщины - именно в семье. Один из наиболее привлекательных образов романа - образ Наташи Ростовой. Внешне она не самая красивая из героинь толстовской эпопеи, особенно если сравнивать ее с признанной света красавицей Элен. Наташа очаровывает своим обаянием, непосредственностью, живостью, голосом, пением, жаждой жизни, открытостью, любовным отношением к миру и людям. Черты Наташи Ростовой обрисованы при помощи авторских описаний, диалогов, реплик, деталей, внутренних монологов, антитез (противопоставлений) с Элен, Соней. Серьезными испытаниями в ее жизни становятся помолвка с князем Андреем, увлечение Анатолем Курагиным и неудавшийся побег с ним, осуждение общества, события войны 1812 года. Общая беда заставляет Наташу забыть о себе, о своем несчастье. Если мать Наташи думает о том, что подводы необходимы Ростовым для того, чтобы вывезти из Москвы имущество семьи, то Наташа, не раздумывая, отдает подводы раненым, которых надо эвакуировать. Ценой разорения семьи она спасает человеческие жизни. Встретившись с князем Андреем, она самоотверженно ухаживает за ним, и даже доктор признается, что "он не ожидал от девицы ни такой твердости, ни такого искусства ходить за раненым". Приехавшая в Ярославль к ним княжна Марья, несмотря на прошлую неприязнь, сразу чувствует, что Наташу переполняет "беспредельная любовь к нему... жалость, страданье за других и страстное желание отдать себя всю для того, чтобы помочь им". Толстой часто рисует глаза Наташи, потому что в них отражается ее душа, живые человеческие чувства - страдание, радость, любовь, надежда (а на лице Элен Толстой, как правило, рисует застывшую улыбку). После смерти князя Андрея Наташа была убита горем, она думала, что жизнь ее кончена. "Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни - любовь - еще жива в ней. Проснулась любовь, проснулась и жизнь".

Проходит время, - и любовь Пьера Безухова совершенно возвращает Наташу к жизни. Она теперь совсем другая, чем была до войны и смерти Андрея, и в то же время Пьер видит Наташу "такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея". В эпилоге романа мы видим Наташу счастливой женой графа Безухова и матерью 4-х детей. Она полностью уходит в исполнение своих обязанностей жены и матери, что, по убеждению писателя, и составляет суть предназначения женщины, важнейшую часть идеала женщины для писателя. Наташа чувствует себя счастливой тогда, когда здоровы и счастливы дети, спокоен муж, Пьер осознавал себя порядочным, хорошим человеком, потому что видел себя отраженным в своей жене. Жена как зеркало, отражающее все черты характера и привычки мужа, - вот тот идеал, который проповедует Толстой в "Войне и мире". Предназначение женщины - быть женой и матерью, отдавать все силы семье, супругу и детям, обретая в этом и собственное счастье.

Мужчина в основном реализует себя в общественном служении, в социальной сфере, а женщина - в семье. Она растит детей, всю жизнь творит тот Дом, который становится главным миром, надежным тылом для мужа, истоком для младшего поколения. Она утверждает нравственные ценности, соединяет всех членов ее семейства. Любимые героини Толстого - Наташа и Марья Болконская - создают такие семьи; а Элен, светская красавица, и Анна Павловна Шерер, хозяйка светского салона, не имеют семей. Да их и невозможно представить в окружении детей.



В продолжение темы:
Детская мода

Что может быть проще хлеба с чесноком? Но даже и тут есть множество вариантов и секретов приготовления. Ведь надо хлеб не пересушить, не напитать излишне маслом. Можно...

Новые статьи
/
Популярные