Вечер посвященный распутину валентину в школе. Литературный вечер по творчеству В.Г. Распутина методическая разработка по литературе (7 класс) на тему. Из книг, представленных на выставке

страница 1

Внеклассное мероприятие для старших классов, посвященное 75 – летию со дня рождения русского писателя Валентина Григорьевича Распутина подготовила заведующая библиотекой МКОУ «СОШ с. Сафаровка» Сунчаляева Асия Абдулловна.

Оформлен стенд, посвященный юбилею писателя, содержащий листовые цветные иллюстрации.

Добрый день, ребята!

Сегодня мы с вами побеседуем о творчестве русского писателя Валентина Григорьевича Распутина, затем проведем литературный суд по его произведению «Живи и помни».

Валентин Григорьевич Распутин родился в крестьянской семье 15 марта 1937 года, в поселке Усть-уда Иркутской области, расположенном на берегу Ангары, в трехстах километрах от Иркутска. Рос в этих же местах, в приютившейся неподалеку (по сибирским меркам), всего в полусотне километров от Усть-Уды, деревне с красивым напевным именем Аталанка.

Мать – Распутина Нина Ивановна, отец – Распутин Григорий Никитич.

Жизнь и творчество Валентина Григорьевича Распутина немыслимы без влияния самой Сибири – тайги, Ангары, без родной деревни, чистого, незамутненного народного языка. Недаром он и сейчас живет в Иркутске, часто приезжая в Москву.

В большом автобиографическом очерке одной поездки «Вниз и вверх по течению», опубликованном в 1972 г., Распутин описывает свое детство: родную природу, односельчан – все то, что формирует душу ребенка и его характер.

В 1974 году в иркутской газете «Советская молодежь» Распутин писал: «Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем возрасте увидеть и почувствовать все то, что дает ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывает и укрепляет в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».

В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пришел в 1944 году. И хотя в Аталанке не гремели бои, жизнь, как и везде в те годы, была трудной, полуголодной. «Для нашего поколения был очень труден хлеб детства», - спустя десятилетия отметит писатель. Но о тех же годах он скажет: «Это было время крайнего проявления людской общности, когда люди против больших и малых бед держались вместе».

Окончив местную начальную школу, он вынужден был уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась средняя школа (об этом периоде впоследствии будет написан знаменитый рассказ «Уроки французского» и создан фильм).

Распутин хотел стать учителем. В те годы он много читал, любимыми его писателями были Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. А. Бунин, Н. С. Лесков, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет. Учась в университете, он стал сотрудничать в газетах. 1957 года на страницах газеты «Советская молодежь» появился первый материал Распутина. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лешки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан – Тайшет и писал об этом. В 1966 году в Восточно-Сибирском книжном издательстве вышла его книга «Край возле самого неба». Потом в Красноярском издательстве выходит книга очерков «Костровые новых городов». Появляются рассказы «Человек с того света», «Маша куда-то ушла», «Рудольфио».

В 1967 году в «Литературной России» был опубликован рассказ «Василий и Василиса». С этого рассказа наступил как бы новый период в творчестве Распутина – он стал профессиональным писателем. В том же 1967 году появляется его повесть «Деньги для Марии», которая привлекла к автору внимание критиков и принесла ему заслуженную всесоюзную славу.

В 1969 году в журнале «Наш современник» появилась новая повесть Распутина «Последний срок». Повесть эту писатель назвал главной среди своих книг. Тема повести – щемящая тема жизни и смерти. Что оставляет человек, уходя из жизни? Старуха Анна – и её дети: Варвара, Люся, Илья, Михаил, Таньчора. В 1974 году тоже в «Нашем современнике» публикуется его повесть «Живи и помни», за которую писатель был удостоен в 1977 году Государственной премии.

В 1976 году появилась повесть «Прощание с Матёрой» («Наш современник» № 9-10,за 1976 год). Деревню должны затопить, а её жителей перевозят на новое место жительства, в новый поселок. Не всех это устраивает. В 1983 году вышел на экраны кинофильм «Прощание», снятый по этой повести режиссёрами Ларисой Шепитько и Элемом Климовым.

В июльском номере за 1985 год редакция журнала «Наш современник» публикует повесть Распутина «Пожар». Эта повесть будто бы продолжает написанную ранее повесть «Прощание с Матёрой».

Все произведения Распутина: рассказы и очерки, статьи и публикации – наполнены болью о России, о её судьбе, о её людях.

В статье «Мой манифест» он написал: «Мы оказались вдвинуты в жестокий мир законов, каких прежде не знала наша страна… Столетиями литература учила совести, бескорыстию, доброму сердцу – без этого Россия не Россия и литература не литература… К нашим книгам вновь обратятся сразу же, как только в них появится волевая личность – не супермен, играющий мускулами и не имеющий ни души, ни сердца: не мясной бифштекс, приготовляемый на скорую руку для любителей острой кухни, а человек, умеющий показать, как стоять за Россию, и способный собрать ополчение в её защиту».

С 1967 года Распутин – профессиональный литератор и член Союза писателей СССР.

НАГРАДЫ:


  1. Герой Социалистического труда (1987)

  2. Два ордена Ленина (1984, 1987)

  3. Трудового Красного Знамени (1981)

  4. Знак Почета (1971)

  5. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2007)

  6. Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2002)

  7. Орден Александра Невского (2011).
ПРЕМИИ:

  1. Лауреат Государственной премии СССР (1977, 1987)

  2. Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (1968)

  3. Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (1992)

  4. Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (1994)

  5. Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (1995)

  6. Лауреат премии журнала «Сибирь» им. А. В. Зверева

  7. Лауреат премии Александра Солженицына (2000)

  8. Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (2001)

  9. Лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства (2003)

  10. Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (2004)

  11. Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, 2005)

  12. Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (2005)

  13. Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (2010)

  14. Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (2011).
Валентин Григорьевич – Почётный гражданин Иркутска (1986), Почётный гражданин Иркутской области (1998).

15 марта 2012 года Валентину Григорьевичу Распутину исполнилось 75 лет. Писатель живет и работает в Иркутске и Москве.

В очерках, рассказах, повестях Распутина немало автобиографичного, того, что он сам пережил, увидел и сумел потом воплотить в художественном слове. Природа, ставшая близкой в детстве, ожила и заговорила неповторимым своим языком в книгах. Конкретные люди стали литературными героями.

Карандаш… Бумага…

Вроде ерунда:

Чёрные на белом буковки, словечки.

А прочтёшь, бывает, строчку иногда –

И тепло вдруг станет, как зимой у печки.

Флор Васильев, перевод с удмуртского.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ СУД

ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ В. РАСПУТИНА

«ЖИВИ И ПОМНИ»

Сценарий мероприятия для старших классов


  1. Место проведения: компьютерный класс.

  2. Слайд 1:
Тема: Нравственный закон, которым держится жизнь.

Цель: Показать, что происходит с человеком, нарушившим нравственный закон;

воспитывать патриотизм, чувство ответственности за содеянное, вдумчивого читателя.

Эпиграф:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство,

А есть еще:

Совесть,

Честь…

А если бы все понимали,

Что это не просто слова,

Каких бы мы бед избежали…

А. Яшин

3. Слайды (кадры) из фильма «Живи и помни»

(после демонстрации слайдов начинается литературный суд). Суд проходит на фоне одного из слайдов.


  1. Сцена: три стола: один – в центре, два – по краям. На столах таблички с надписями: судья, прокурор, адвокат, Андрей Гуськов, Настена.
Свидетели сидят в первых рядах.

  1. На столе судьи – книга В. Распутина «Живи и помни».

  2. Театральные реквизиты: гимнастерка с орденами, пилотка, костюм судьи, прокурора, платки разноцветные, шапка, кепка.

  3. Состав суда:
Судья, секретарь, прокурор, адвокат, подсудимый

Свидетели: Настена, Михеич, Семеновна, Иннокентий Иванович


  1. Автор – Валентин Григорьевич Распутин

  2. Фотограф
Ход мероприятия:

Вступительное слово библиотекаря:

Сегодня участникам суда предстоит осудить или оправдать главных героев: Андрея Гуськова, Настену. Они, оказавшись один на один со своей совестью, поступили так, а не иначе.

СЕКРЕТАРЬ: - Прошу всех встать. Суд идет!

СУДЬЯ: Слушается дело по обвинению Андрея Гуськова по факту измены Родине в годы Великой Отечественной войны, потере нравственно-гражданских качеств.

СЕКРЕТАРЬ: Оглашается состав суда:

- судья

- прокурор

- адвокат

- подсудимый: Андрей Гуськов

Свидетели:

Настена


-Михеич

Семеновна


СУДЬЯ: Прошу садиться! Слово для обвинения предоставляется прокурору. Подсудимый, встаньте!

ПРОКУРОР: Андрей Гуськов обвиняется в дезертирстве, измене Родине, предательстве по отношению к своим боевым товарищам, воровстве, смерти жены, а также потере нравственно-гражданских качеств.

СУДЬЯ: Подсудимый, вы имеете право на защиту в лице адвоката. Вы признаете себя виновным?

ПОДСУДИМЫЙ: Нет!

СУДЬЯ: Расскажите подробнее основные факты вашей биографии, приведшие вас к преступлению.

ПОДСУДИМЫЙ: Я, Андрей Гуськов, уроженец деревни Атамановка Иркутской области. Женат на Гуськовой Настене, имею преклонного возраста. В 1941 году был призван на фронт, честно воевал четыре года, дважды ранен, контужен, служил в разведке, зимой 1945 года находился на излечении в госпитале в Новосибирске. Врачи говорили, что я отвоевался, но почему-то после излечения я получил приказ о возвращении на фронт. Вот тут во мне все возмутилось: дом был недалеко, больше всего я думал о Настене, родителях. Ведь я же с первых дней в этом кровавом пекле. Думал, только на один день загляну к родным. Вместо того чтобы сесть в поезд, идущий на запад, я сел в поезд, который увез меня в Иркутск. Месяц прожил у глухонемой женщины Татьяны, затем по ночам добирался до Атамановки. Ночью подошел к дому, взял топор. Вскоре встретился с Настеной.

ПРОКУРОР: Вы отрицаете факт дезертирства, в то время когда ваши товарищи и с ними вся страна сражалась с врагом?

ПОДСУДИМЫЙ: Я не отрицаю, но считаю, что свой долг перед Родиной я выполнил, честно отвоевав четыре года. Я ведь не какой-то молодой пацан, только что взявший в руки оружие.

ПРОКУРОР: Вам предъявлено обвинение в доведении жены Настены до самоубийства. Именно из-за вас она вынуждена была лгать Михеичу, Семеновне, односельчанам, она, которая никогда не могла сказать неправду. Вы её использовали в своих интересах.

ПОДСУДИМЫЙ: Я не согласен. Настена сама приходила ко мне, по собственному желанию: приносила продукты, ружье, а что у нас должен был появиться ребенок, так это для нее большое счастье, да и для меня тоже.

АДВОКАТ: Я протестую против обвинения прокурора. За все годы войны Андрей пользовался авторитетом у товарищей, а жена погибла сама, вследствие погони за ней. Встречи происходили по взаимному согласию. В конце концов, она – жена Андрея, поэтому не могла поступить иначе.

ПРОКУРОР: Хорошее согласие! Ведь это вы, Андрей, пригрозили Настене: «Скажешь кому – убью, мне терять нечего!»

ПОДСУДИМЫЙ: Я оказался в безвыходной ситуации. В любом случае, если бы я сдался сам, получил бы расстрел. Если бы выловили – тоже расстрел, я это прекрасно понимал. Вину свою в этом признаю.

ПРОКУРОР: Вы также обвиняетесь в садизме: убили теленка на глазах у коровы-матери и наблюдали его предсмертные судороги, представляя свой конец.

АДВОКАТ: Я протестую. Потребность в пище необходимость, кроме охоты и рыбалки в тайге питаться нечем.

ПРОКУРОР: Вот поэтому вы и сняли с кукана рыбу у своих односельчан, тем самым подтвердив факт воровства.

ПОДСУДИМЫЙ: Мне нужно было чем-то жить.

АДВОКАТ: Протестую! Мой подзащитный находился в исключительных обстоятельствах.

СУДЬЯ: Прошу садиться. Приглашается свидетель Гуськова Настена. Прошу говорить только правду. Дача ложных показаний влечет уголовную ответственность.

Когда вы увиделись в первый раз с мужем? Почему не поставили органы власти в известность? Для чего продали часы?

НАСТЕНА: В начале февраля у нас пропал топор. Только домашние знали, где он хранится. Я сразу подумала об Андрее, взяла краюху хлеба, истопила баню, стала ждать. Вскоре объявился Андрей. С Андреем я была готова разделить всю чашу позора. Именно поэтому я вынуждена была лгать Михеичу, продавать часы, чтобы купить Андрею продукты. В День Победы я радовалась вместе со всеми, но и понимала, что не имею права на эту радость. Была, конечно, и обида: «А как же я? А обо мне он подумал?»

Может, и хорошо, что меня с ребенком ожидал такой конец, всю жизнь на нем бы лежало пятно предательства отца, да и на мне тоже. Однажды я несла чугунок с картошкой, а из него выпали две картофелины, я подумала, что вот и мы с Андреем остались в стороне от людей.

СУДЬЯ: Прошу садиться! Приглашается свидетель Михеич. Догадывались ли вы о присутствии сына вблизи Антоновки?

МИХЕИЧ: Догадывался. Сначала исчез топор, потом ружье, от Андрея не было вестей. Приезжали из города, интересовались, не появлялся ли Андрей. А вот беременность Настены подтвердила все мои подозрения. Я её просил: «Христом Богом молю, дай последний раз увидаться. Че ж он мою седину-то позорит?» А она: «О чем ты, тятя?»

СУДЬЯ: Прошу садиться! Вызывается свидетель, мать Андрея Гуськова, Семеновна. Догадывались ли вы о присутствии сына?

СЕМЕНОВНА: Нет, не догадывалась. До последнего думала, что он без вести пропавший, пусть хоть мертвый огонек мне светит!

ПРОКУРОР: Как вы отнеслись к беременности невестки?

СЕМЕНОВНА: Я ей сказала: «Ты девка, не брюхата ли? О-ёёёй! Стыд-то какой, Господи! Андрюшка прийдет, а она готовая! Брысь из дому, блудня!» А о том, что Андрей не на фронте, даже мысли не допускала.

СУДЬЯ: Прошу садиться! Вызывается свидетель Иннокентий Иванович.

ПРОКУРОР: Почему Вы с милиционером Бурдаком гнались на лодке за Настеной?

Иннокентий Иванович: Я давно её подозревал, еще когда часы мне предлагала, а когда спросил, кто её такой медалью наградил, сомнений не осталось.

СУДЬЯ: Прошу садиться. Приглашается свидетель Надька. Почему вы думали, что ребенок у Настены от Андрея?

НАДЬКА: Сначала я не думала, удивилась. Это че на самом деле деется? Вот это свистулька-пикулька! Андрей ведь убьет! А потом слышу от баб, будто пузо от своего мужика наростила. Андрей, как ты мог подставить под такой удар жену и своего ребенка? Двумя жизнями пришлось расплачиваться за твой позор. Настену деревня не отвергла бы совсем, но пятно на них лежало бы всю жизнь.

ПРОКУРОР: На основании показаний прошу перевести Настену из свидетелей в обвиняемые.

АДВОКАТ: Я протестую! Она пострадала больше всех!

СУДЬЯ: Протест удовлетворен. Переходим к прениям сторон. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

ПРОКУРОР: Уважаемый суд! Факт дезертирства доказан. Предлагаю признать Андрея Гуськова виновным в измене Родине, в смерти жены и не родившегося ребенка и в воровстве.

Часть 1: Назначить ему высшую меру наказания: расстрел.

Часть 2: Признать полную потерю нравственно-гражданских качеств.

АДВОКАТ: В связи с признанием своей вины перед Родиной прошу смягчить приговор: исключить пункт об убийстве жены и ребенка, о воровстве.

СУДЬЯ: Подсудимый, признаете ли Вы свою вину?

ПОДСУДИМЫЙ: Да, полностью.

СУДЬЯ: Суд удаляется в совещательную комнату для вынесения приговора.

СЕКРЕТАРЬ: Прошу всех встать, суд идет!

СУДЬЯ: Предоставляется последнее слово подсудимому.

ПОДСУДИМЫЙ: Я согласен с приговором.

АВТОР В. РАСПУТИН: Утеря нравственных устоев влечет за собой потерю нравственного человеческого облика вообще. Одно преступление Андрея потянуло другие. Но Андрей обречен мною на жизнь, чтобы нести нравственное наказание за свое преступление. Потому повесть и называется «Живи и помни». Это наказ и всем нам.

В ролях:

Судья: Амирова Лилия 11 кл.

Секретарь: Бахтиева Регина 8 кл.

Прокурор: Сунчаляев Руслан 11 кл.

Адвокат: Амиров Эльбрус 9 кл.

Подсудимый: Абдрахманов Артур 9 кл.

Настена: Тимербулатова Лидия 9 кл.

Михеич: Янбулатов Наиль 11 кл.

Семеновна: Кабулова Рузиля 8 кл.

Иннокентий Иванович: Бахтиев Рамазан 8 кл.

Фотограф: Жалилов Виль 9 кл.

Внеклассное мероприятие о жизни и творчестве В. Г. Распутина «Рожденный Сибирью для России»

Цели: Познакомить детей с творчеством писателя - земляка В.Г. Распутина, с произведениями, которые он пишет для детей. Воспитывать гордость за своего соотечественника, любовь к родному краю, к родной природе, к Родине.

Ход мероприятия

  1. Вступительное слово учителя

"Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста".

В. Распутин

Миновало 2 года без В. Г. Распутина, который всего несколько часов не дожил до своего дня рождения. 15 марта 2017 года день 80-летия со дня рождения Валентина Распутина . "Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста" – говорил писатель. Я думаю, мы с вами прислушаемся к его словам, постараемся как можно больше узнать нового для себя о знаменитом писателе, о его богатом духовном опыте, неповторимом, неисчерпаемом и попробуем понять, откуда явился такой могучий талант, который засверкал самыми яркими гранями.

Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу сразу, почти без разбега и как истинный мастер слова. Трудно представить себе русскую литературу сегодня без повестей и рассказов нашего земляка. Его произведения снискали заслуженную популярность в нашей стране и за рубежом.

Путь Валентина Распутина в литературу определился наилучшим образом: в короткий срок молодой писатель стал вровень с большими мастерами прозы.

Предлагаем вам послушать ребят 7 класса, которые расскажут нам о жизни и творчестве писателя.

Валентин Григорьевич Распутин (род. 15 марта 1937, село Усть-Уда, Иркутская область) - русский прозаик, представитель т. н. «деревенской прозы».

Родился в крестьянской семье; детство провёл в деревне Аталанка. Закончив местную начальную школу, вынужден был один уехать за пятьдесят километров от дома, где находилась школа средняя (об этом периоде впоследствии будет создан знаменитый рассказ «Уроки французского» - 1972).

Посмотрим отрывок из документального фильма, где Распутин рассказывает о своем детстве.

Слайд 3. После школы поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. В студенческие годы стал внештатным корреспондентом молодёжной газеты. Один из его очерков обратил на себя внимание редактора. Позже этот очерк под заголовком «Я забыл спросить у Лёшки» был опубликован в альманахе «Ангара» (1961).

Поступая в университет, вы мечтали о писательстве?

Валентин Распутин : Нет, не мечтал. Правда, литературу в школе очень любил. Стихи, как и многие подростки, писал. К выпускному чуть не поэму сочинил. Но каких-то высоких помыслов не было. Я пошел на историко-филологический только для того, чтобы вернуться в деревню и стать учителем. Мне казалось: это самое большее, на что я способен. Да и тянуло меня к этому.

На старших курсах приходилось подрабатывать на радио, в молодежной газете. Я в то время подружился с Вампиловым. Он учился на год младше, но уже тогда издал книгу рассказов, и я ему немного завидовал. "Чем я хуже?" - думал я и тоже стал писать рассказы. Они были, конечно, наивные.

Слайд 4. Окончив университет в 1959 году, Распутин несколько лет работал в газетах Иркутска и Красноярска, часто бывал на строительстве Красноярской ГЭС и магистрали Абакан - Тайшет. Очерки и рассказы об увиденном позже вошли в его сборники «Костровые новых городов» и «Край возле самого неба».

Слайд 5. В 1965 году Распутин показал несколько новых рассказов приехавшему в Читу на совещание молодых писателей Сибири В. Чивилихину, который стал «крёстным отцом» начинающего прозаика.

С 1966 г. Распутин - профессиональный литератор. С 1967 г. член Союза писателей СССР.

Слайд 6. Первая книга рассказов Распутина «Человек с этого света» была издана в 1967 г. в Красноярске. В том же году выходит повесть «Деньги для Марии».

В полную силу талант писателя раскрылся в повести «Последний срок» (1970), заявив о зрелости и самобытности автора.

Слайд 7. Затем последовали рассказ «Уроки французского» (1973), повести «Живи и помни» (1974) и «Прощание с Матёрой» (1976).

В 1981 году вышли новые рассказы: «Наташа», «Что передать вороне», «Век живи - век люби».

Появление в 1985 г. повести Распутина «Пожар», отличающейся остротой и современностью проблемы, вызвало большой интерес у читателя

Слайд 8. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 - рассказы «Поминный день»; в 1997 - «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).

Слайд 9. В последние годы писатель много времени и сил отдает общественной и публицистической деятельности, не прерывая творчества. В 1995 г. вышли в свет его рассказ «В ту же землю»; очерки «Вниз по Лене-реке»; в 1996 - рассказы «Поминный день»; в 1997 - «Нежданно-негаданно»; «Отчие пределы» («Видение» и «Вечером»).

В 2006 г. вышло третье издание альбома очерков писателя «Сибирь, Сибирь» (предыдущие издания 1991, 2000). Живёт и работает в Иркутске.

Слайд 10. 1971 писатель едет в Болгарию в составе клуба советско-болгарской молодежной творческой интеллигенции.

Слайд 11. 1979 – поездка во Францию.

1981 – Распутин награжден орденом Трудового Красного Знамени.

1983 – поездка в ФРГ на встречу, организованную клубом "Интерлит-82".

1984 – поездка в Мексику по приглашению Института изящных искусств.

1985 – поездка в Канзас-Сити (США) по приглашению университета. Чтение лекций о современной прозе.

  1. – поездка в Болгарию, Японию, Швецию.

1987 – пребывание в Западном Берлине и в ФРГ в составе делегации, изучающей проблемы экологии и культуры

  • Лауреат Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2012 года ()
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства () ,
  • Лауреат премии Правительства России за выдающиеся заслуги в области культуры (),
  • Лауреат Государственной премии СССР (, ),
  • Лауреат премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина (),
  • Лауреат премии им. Л. Н. Толстого (),
  • Лауреат премии Фонда развития культуры и искусства при Комитете культуры Иркутской области (),
  • Лауреат премии им. Святителя Иннокентия Иркутского (),
  • Лауреат премии журнала « Сибирь » им. А. В. Зверева ,
  • Лауреат премии Александра Солженицына (),
  • Лауреат Литературной премии им. Ф. М. Достоевского (),
  • Лауреат премии им. Александра Невского «России верные сыны» (),
  • Лауреат премии «Лучший зарубежный роман года. XXI век» (Китай, ),
  • Лауреат Всероссийской литературной премии имени Сергея Аксакова (),
  • Лауреат премии Международного фонда единства православных народов (),
  • Лауреат премии «Ясная поляна» (),

Почётный гражданин Иркутска () , Почётный гражданин Иркутской области () .

15 слайд. Главным делом всей его жизни стала забота об уникальнейшем озере Байкал. Он никого не боялся и всегда выступал за сохранение его чистоты и экологии, он был ярым противником застраивания берегов Байкала промышленными предприятиями и использования его воды для промышленных нужд.

Валентин Распутин опустился на глубину 800 метров на глубоководном аппарате «Мир», возле побережья Бурятии. Продолжительность погружения - около 3 часов.

« Там ощущаются порядок, особая красота, умиротворение, дружелюбие и главное - полное отсутствие агрессии. Да, там обитают низшие организмы, но они в чем-то выше нас », - заявил Валентин Распутин после погружения.

Дочь Мария Дочь - Мария Распутина (8 мая - 9 июля ), музыковед, органист , преподаватель Московской консерватории

ЖИВИ В СОГЛАСИИ СО СВОЕЙ СОВЕСТЬЮ

(Час знакомства с жизнью и творчеством В. Распутина)

БИБЛИОТЕКАРЬ: Современники часто не понимают своих писателей или не осознают их истинного места в литературе, предоставляя будущему давать оценки, определять вклад, расставлять акценты. Примеров достаточно. Но в нынешней литературе есть имена несомненные, без которых представить ее уже не можем ни мы, ни потомки. Одно из таких имен – Валентин Григорьевич Распутин. Предлагаем вашему вниманию рассказ, посвященный творчеству этого русского прозаика и публициста.

Ведущий (1): Валентин Григорьевич Распутин автор таких замечательных произведений, как « Последний срок», «Живи и помни», «Прощанье с Матёрой», «Пожар», «Уроки французского». Вот как сказал о нем писатель Сергей Павлович Залыгин: «Валентин Распутин вошел нашу литературу сразу же, почти без разбега и как истинный мастер художественного слова».

ВЕДУЩИЙ (2): Родился Валентин Распутин 15 марта 1937 года в семье крестьянина в поселке Усть-Уда Иркутской области.

АВТОР «Едва научившись ходить, мы ковыляли к реке и забрасывали в нее удочки, еще не окрепнув, тянулись в тайгу, начинающуюся сразу за деревней, собирали ягоду и грибы. С малых лет садились в лодку и самостоятельно брались за весла, чтобы грести к островам, где косили сено, а потом снова шли в лес - больше наших радостей и наших занятий была связь с рекой и тайгой.

Это была она, известная всему свету река, о которой слагались вечные легенды и песни, единственная дочь Байкала, об удивительной красоте и поэзии которой я храню самые чистые и светлые воспоминания”.

Ведущий (1)В первый класс Аталанской начальной школы будущий писатель пошел в 1944 году. Здесь, в Аталанке, научившись читать, Распутин навсегда полюбил книгу. Библиотека начальной школы была очень маленькой – всего две полки книг. Чтобы сохранить хотя бы этот «фонд», читать разрешали только в школе. Писатель вспоминает

АВТОР «Свое знакомство с книгами я начал... с воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные и брали новые».

Ведущий (2) Окончив четыре класса в Аталанке, Распутин, конечно, хотел продолжить учебу. Но школа, в которой были пятый и последующие классы, находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 километров от родной деревни. Каждый день не наездишься - надо перебираться туда жить, одному, без родителей, без семьи. Так, в 11 лет, началась его самостоятельная жизнь.

ВЕДУЩИЙ (1) В 1954 году после окончания средней школы он поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Вначале не думал о писательском призвании - просто однажды оказался без денег (не стали выдавать стипендию), ему предложили поработать, не порывая с учебой.

Он публиковался много, писал о том, что было необходимо редакции иркутской газеты «Советская молодежь». Репортажи, заметки, очерки - здесь Распутин «набил руку», научился слушать людей, вести с ними беседы, вдумываться в их чаяния. Все это так необходимо большому писателю.

ВЕДУЩИЙ (2) В те годы газета «Советская молодежь» объединила молодых авторов, среди них были А.Вампилов, Г.Машкин. Затем Распутин недолго работает на телестудии.

В альманахе «Ангара» стали появляться очерки Распутина, сделанные для газеты. Из очерков родилась книга «Край возле самого неба» (1966). В Красноярске, куда Распутин переехал летом 1962 года, выходит книга очерков «Костровые новых городов».

ВЕДУЩИЙ (1) В качестве разъездного корреспондента молодой журналист обошел пешком и исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены. Работая специальным корреспондентом «Красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

ВЕДУЩИЙ (2) Распутин любовно писал детские образы, хотя чисто “детских” произведений у него нет. Не всякому писателю, даже очень талантливому, удается изображение детей “такими, как есть”. Здесь нужно особое дарование. Одно из непременных условий - умение быть с ребенком на равных. Впрочем, не умение, а именно - дар.

У Распутина дети остаются детьми: и когда ребенку отдается роль рассказчика, и когда мы смотрим на них глазами взрослого человека.

ВЕДУЩИЙ (1) В начале 1966 года одновременно вышли две первые небольшие книги Распутина. Здесь были и два детских рассказа. “Мы с Димкой” - рассказ о подростках военного времени, отмеченный точной мальчишеской психологией восприятия войны и смерти, с немногими, но живыми деталями домашнего и школьного обихода. Особенно удачен рассказ “Мама куда-то ушла” - вторжение в младенческое сознание. Небольшой психологический этюд, но это в своем роде шедевр. Описана первая душевная боль, расколовшая счастливую безмятежность ребенка. Проснулся, а мамы нет рядом, он впервые остался один, покинут. Непонятно и страшно...

ВЕДУЩИЙ (2) В ранних рассказах Распутин как будто определяет диапазон своих творческих возможностей, делает эскизные наброски, намечает линии своего литературного развития, некоторые из которых оказались затем отброшенными.

Иногда трудно представить, что эти все рассказы написаны одной рукой: и по художественному качеству неровны, и по стилю не схожи.

Однако уже первые прозаические опыты Распутина (кроме двух-трех довольно слабых вещей) отмечены тем главным качеством его созданий, которое позднее выделил в них Сергей Залыгин, - удивительной завершенностью произведения, точным чувством формы.

ВЕДУЩИЙ (2) Известность пришла к молодому прозаику с появлением повести «Деньги для Марии» - в 1967 году. Это произведение было не просто замечено критикой, но оценено ею достаточно высоко. А сам автор сразу же был зачислен в ряд представителей “новой волны” - “деревенской прозы”.

Первая книга Распутина выделялась особым видением мира, отделкой деталей, раскрытием характеров. Значит, здесь и произошло истинное рождение его творческой индивидуальности, которой предстояло еще уточняться, становиться глубже, многограннее.

Жизнь, выводимая Распутиным в его повести, всегда берется в момент перерыва своего естественного течения, когда вдруг нависает большая беда, грядет катастрофа или смерть. Такие ситуации получили название “пограничных”.

ВЕДУЩИЙ (1) История в повести “Деньги для Марии” простая. Даже не история, а скорее небольшое происшествие: у продавщицы Марии в сельском магазине случилась недостача - в тысячу рублей. Вроде деньги небольшие, а для настоящего жулика и вовсе мелочь. Но для семьи Марии - ее мужа-тракториста Кузьмы и их троих детей - это огромная сумма.

Хорошо, что ревизор оказался неплохим человеком: увидел, как они живут, понял, что случилась такая беда по доброте и неумелости Марии, и дал возможность собрать за 5 дней деньги и внести в кассу. А иначе - суд...

Сюжет из фильма

Уже в этом, казалось бы, сугубо бытовом сюжете, как поиск денег мужем незадачливой сельской продавщицы, попавшейся на растрате, на первый план выступают нравственные проблемы, способность человека на добрые поступки.

ВЕДУЩИЙ (2) Среди определяющих жизненных впечатлений Распутина Одним из самых сильных было впечатление от простых сибирских женщин, особенно пожилых. В них привлекало много: спокойная сила характера и внутреннее достоинство, самоотверженность в трудном деревенском труде, способность понимать и прощать. Можно сказать, что именно через героиню “Последнего срока” старуху Анну писатель обрел для себя возможность нового поворота во взгляде на мир.

АВТОР « У старух меня особенно поражает спокойное отношение к смерти, которую они воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Думаю, что этому спокойствию их научил долгий жизненный опыт» “Я не верю в человека, оторванного от своей земли, от своих могил - ему тогда все безразлично”.

ВЕДУЩИИ (1): Последующие повести - «Живи и помни», «Прощание с Матёрой» - закрепили за писателем славу одного из лучших представителей так называемой деревенской прозы. Сюжет каждой повести Валентина Распутина связан с темой испытания, морального выбора, смерти.

Сюжет фильма

ВЕДУIIЩИ (2): В повести «Живи и помни» действие происходит в 1945 году. Герою повести Андрею Гуськову так не хотелось погибнуть на фронте, что он дезертировал. В центре внимания писателя - нравственные и философские проблемы, вставшие, как перед самим Андреем, так и - в еще большей степени - перед его женой Настеной.

ВЕДУЩИЙ (1) Сбежавший с фронта и скрывающийся от односельчан, Гуськов смотрит извне, со стороны, на себя, свою счастливую прошлую жизнь, безвозвратно уходящую и не имеющую будущего. Вынужденный скрываться от людей, он живет отшельником в лесу. Редкие встречи с женой, которая ждет от него ребенка, не приносят ему радости. В постоянном страхе и напряжении, он постепенно утрачивает человеческий облик и начинает подозревать Настену в предательстве. Их объяснение - одна из трагических сцен повести.

(Отрывок из фильма)

ВЕДУЩИЙ (2): Доведенная до отчаяния; преследуемая односельчанами, догадавшимися о ее свиданиях с мужем; Настена бросается в Ангару. «Она шагнула к корме и заглянула в воду. Далеко-далеко изнутри шло мерцание, как из жуткой красивой сказки, - в нем струилось и трепетало небо. Поперек Ангары проплыла широкая тень: двигалась ночь. В уши набирался песок - чистый, ласковый, подталкивающий. В нем: звенели десятки, сотни, тысячи колокольчиков... И сзывали те колокольчики кого-то на праздник. Казалось Настене, что морит ее сон. Опершись коленями о борт, она наклоняла его все ниже и ниже, пристально, всем зрением, которое было отпущено ей на многие годы вперед, вглядываясь вглубь. Плеснула Ангара, закачался шитик в слабом ночном свете, потянулись на стороны круги.

ВЕДУIЦИЙ (1): Возвращаясь к дням своего детства и юности, Распутин пишет автобиографические рассказы «Вниз и вверх по течению: Очерк одной поездки» и «Уроки французского», ставшие шедеврами русской новеллистики.

Детство писателя пришлось на годы войны, поэтому начальную школу он закончил в 1948 году. Матери советовали отдать мальчика учиться, потому что в деревне старики звали его «грамотеем», а старухи приходили к нему за помощью, И он охотно читал им вслух редкие весточки от родных.

Мучительно было расставаться Распутину с дорогим его сердцу селом, с матерью, которая одна, без мужа, с двумя маленькими детьми (Валентин был старшим) едва пересиливала отчаяние, голодное существование. Тяжело было ему уехать к чужим людям почти за 50 километров от родного дома. “Но мать, наперекор всем несчастьям, собрала меня, - писал Распутин, - хотя до того никто из нашей деревни в районе не учился. Я был первым”.

И все те трудности, которые испытал писатель вдали от милой родины, он описал в книги “Уроки французского”.

Сюжет из фильма 1

АВТОР: Этот рассказ, когда он впервые появился в книжке, помог мне разыскать мою учительницу Лидию Михайловну. Она купила мою книжку, узнала в авторе меня, а в героине рассказа себя и написала мне. Удивительно, но Лидия Михайловна, оказывается, не помнит, что она похожим же, как в рассказе, образом отправляла мне посылку с макаронами. Я это прекрасно помню и ошибаться не могу: было... Вы уже догадались, очевидно, что это в немалой степени автобиографический рассказ, то есть такой, где автор описывает события из своей жизни. Для чего он это делает? Вовсе не из-за недостатка воображения, как может показаться, и не из тщеславного желания, пользуясь своим положением писателя, непременно рассказать обо всем, что он пережил. Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста... Вот так и случилось, что спустя более чем двадцать лет я сел за стол и стал вспоминать, что было когда-то со мной, пятиклассником, мальчишкой из глухой сибирской деревни... Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя.

Сюжет фильма 2

ВЕДУIЦИЙ (1): Так учительница французского языка спасла жизнь мальчику, из гордости не принимавшего никакую помощь в голодные послевоенные годы. Уроки доброты не прошли бесследно, они распахнули сердце писателя к чужому горю и страданию.

ВЕДУЩИИ (2): Пристально вглядываясь в противоречия современного мира, Распутин видел истоки бездуховности в социальной действительности. От повести к повести усиливается в его творчестве трагизм авторского мировосприятия. В 1985 году публикуется повесть «Пожар». Критики увидели в ней продолжение повести «Прощание с Матёрой». Не отрицал этого и сам автор.

АВТОР: «Пожар, условно говоря, - это то, что стало с новым поселком, когда отрублены все корни, когда ничего не осталось от этой земли, на которой жили, когда полностью переселились да новую землю, завели новые порядки, поставили новые жилища. Как это отразилось на нравах наших, на отношении к земле? Земля... ведь она в сущности единая, это тоже наша земля, на которую перебрались. Но вот, судя по отношению к ней, мы как-то все меньшё и меньше считаем ее своей, все меньше ценим. Вот это и хотелось мне показать: насколько все-таки влияет своя история, своя старина, как она сказывается на нашем настоящем и как она скажется на будущем».

Сюжет фильма

ВЕДУЩИИ (1): В 1990-е годы в круг писательского внимания Валентина Распутина все чаще попадают проблемы городской жизни, чувства и помыслы городской интеллигенции. Наряду с рассказами «В одном сибирском городе», «В больнице», «Россия молодая», «В ту же землю...» в творчестве писателя важное место занимает публицистика. Статьи Валентина Распутина Л. М. Леонове, А. П. Платонове, А В. Вампилове, об С. Пушкине, Ф. М. Достоевском, о Сергии Радонежском возвращают нас к великим именам, заставляют засиять их новым негасимым светом. В эти годы выходит и его повесть «Дочь Ивана, мать Ивана»

Сюжет из «Дочь Ивана, мать Ивана»

ВЕДУЩИИ (2): Валентин Распутин - современный писатель. Всё его произведения остросоциальные, наполненные болью и тревогой за судьбу России. В своем «Манифесте» - Валентин Распутин, говоря о трудностях переходного периода, вновь обращается к исторической роли литературы: «Наступила пора для русского писателя вновь стать эхом народным и не бывавшее выразить с небывалой силой, в которой будут и боль, и любовь, и прозрение, и обновленный в страданиях человек...»

АВТОР (читает): «Что такое быть современным? Я человек традиционных устоявшихся взглядов на жизнь и искусство, и для меня быть современным - значит понимать в своих днях меру сезонного и вечного, случайного и закономерного. Отличить одно от другого не так уж трудно, если хорошо знать прошлое своей страны и со вниманием всматриваться в настоящее. Сезонное, временное всегда заявляет о себе слишком настойчиво и громко, оно торопливо и эмоционально; вечное, зная себе цену, спокойно говорит известными словами... Быть современным - не ошибиться, не отдать -свое время и свою жизнь недолговечным, а то и просто вредным влияниям»

Сюжет из фильма

БИБЛИОТЕКАРЬ: Прочитав произведения Распутина, их уж никогда не забудешь, столько в них горьких и справедливых слов о человеческом счастье и горе, о преступлении против нравственных законов, которыми держится жизнь, которые мы не всегда помним, а порой и со всем не помним.

Я хочу закончить урок стихотворением А.Яшина:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

А есть еще: Совесть,


В Иркутской ОДБ им. Марка Сергеева школьникам рассказали о жизни и творчестве всемирно известного писателя, классика русской литературы, сибирского прозаика Валентина Григорьевича Распутина.

Уроки памяти «Мир и слово Валентина Распутина» и литературный час «Военное детство» прошли для старшеклассников 39-й и 46-й школ и для учащихся 7-го класса СКШ № 11 г. Иркутска в отделе краеведения и библиографии Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева. Все мероприятия были посвящены дню рождения и годовщине со дня смерти всемирно известного писателя, классика русской литературы Валентина Григорьевича Распутина.

Миновал год без В. Г. Распутина, который всего несколько часов не дожил до своего дня рождения. На уроках памяти библиотекари познакомили подростков с биографией знаменитого прозаика, чье детство прошло в глухой сибирской деревне, в 400 километрах от Иркутска. Сюжеты произведений представителя деревенской прозы, прототипы героев взяты в основном из детских лет его жизни. Как отмечал сам Валентин Григорьевич: «…Писатель начинается в детстве от впечатлений, которыми напитывается именно тогда. Он может затем долго не знать себя как писателя, а может быть, и никогда не узнать, однако душа засеяна, вздобрена, и она при направленном обращении к ней в любой момент способна дать урожай».

Беседа со школьниками прошла с показом слайд-презентации. В ней были использованы снимки известного иркутского фотохудожника Бориса Дмитриева, который, в частности, проиллюстрировал сборник очерков Валентина Распутина «Сибирь, Сибирь...».

И конечно, главное, о чем шла речь с читателями подрастающего поколения, – это о любви писателя к родной России, Сибири, о его борьбе за сохранение чистоты сибирской жемчужины – озера Байкал и реки Ангары, с которой была тесно связана жизнь прозаика.

Старшеклассники с интересом слушали рассказ библиотекаря. Выходец из крестьянской семьи, благодаря таланту и трудолюбию Валентин Распутин стал одним из классиков русской литературы. Вообще, это был замечательный человек, скромный и деликатный в повседневной жизни, непримиримый и твердый при защите главных человеческих ценностей. Все его художественные произведения, публицистика, выступления – это обращение к душе человека. Недаром Валентина Григорьевича называют совестью России.

Затем библиотекари пригласили молодых людей ознакомиться с оформленной в отделе книжной выставкой «Всю жизнь я писал любовь к России», где представлены произведения В. Г. Распутина разных лет. Особенно привлекали внимание читателей юбилейные и подарочные издания книг автора, сборники очерков «Земля у Байкала», а также повесть «Прощание с Матерой», иллюстрированная иркутянином, заслуженным художником РФ Сергеем Элояном.

А в ходе литературного часа «Военное детство» семиклассники посмотрели отрывки из фильма по рассказу В. Распутина «Уроки французского». Во время беседы учащиеся активно задавали вопросы, обсуждали поступки главного героя, сравнивали послевоенную жизнь и отношения людей тех лет с нашим временем. После мероприятия ребята долго не расходились, с интересом рассматривая книги на выставке.

Красной нитью через все мероприятия прошла мысль о важности чтения и самостоятельного открытия для себя удивительного мира прозаика. Вдохновляюще звучала цитата иркутского критика В. Семеновой: «Что значит помнить писателя? Это значит помнить то главное, ради чего он жил, – его книги. Но прежде их надо прочитать!».


Каширцева Ирина Николаевна, главный библиотекарь,
Журавлева Екатерина Леонидовна, главный специалист по связям с общественностью
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева
Фото И. Н. Каширцевой

Сценарий открытого внеклассного мероприятия по литературе

«Литературная гостиная. По страницам произведений Валентина Распутина».

Разработала Молоцило Людмила Николаевна, учитель русского языка и литературы.

п.Боровской

2012

Сценарий открытого мероприятия «Литературная гостиная. По страницам произведений В.Г.Распутина".

Цели: знакомство с жизнью и творчеством В.Г.Распутина , формирование литературного и эстетического вкуса, навыка выразительного чтения, развитие коммуникативной компетенции, устной речи, расширение читательского кругозора, воспитание патриотических чувств.

Оборудование : высказывания русских писателей о роли чтения и художественной литературы, портреты и фотографии В.Г.Распутина, выставка книг В.Г.Распутина.

Ведущий . При подготовке к мероприятию каждому классу было предложено познакомиться с каким-либо произведением В.Г.Распутина, прочитать стихотворения поэтов-земляков, посвящённые писателю. Выступления каждого класса будет оценивать жюри (представление жюри). При выставлении баллов будут учтены самостоятельность ответа, уверенность изложения, речь выступающих, разнообразие форм представления прочитанных вами произведений (инсценирование или чтение по ролям и т.д.)

    Ведущий . В.Распутин как-то написал: «У литературы одна цель- помочь человеку, дохнуть на него при чтении теплом и добром». Творчество Распутина в полной мере соответствует этому высказыванию, вспомните хотя бы названия его произведений: «Прощание с Матёрой», «Деньги для Марии», « Наташа» и др.

Сам писатель с детства любил читать книги. Окончив 4 класса в Аталанке, Распутин хотел продолжить учёбу, но средняя школа находилась только в районном центре Усть-Уда, а это 50 км от родной деревни. «Так в 11 лет началась моя самостоятельная жизнь»,- вспоминает писатель в рассказе «Уроки французского». Учиться было сложно, Распутин учился на совесть. Оценивали его знания только на отлично, кроме разве французского языка- не давалось произношение.(Представление рассказа «Уроки французского», 6 класс)

3.Ведущий .В 1974 году в иркутской газете В.Распутин писал: « Я уверен, что писателем человека делает его детство, способность в раннем детстве увидеть и почувствовать то, что даёт ему затем право взяться за перо. Образование, книги, жизненный опыт воспитывают и укрепляют в дальнейшем этот дар, но родиться ему следует в детстве».

Природа, ставшая близкой писателю в детстве, оживает вновь на страницах его произведений.(« В тайге над Байкалом».5 класс.)

Ведущий . « Когда я вспоминаю детство, то вижу себя на берегу старой Ангары, которой теперь нет, возле моей родной Аталанки, острова напротив и заходящее за другой берег солнце. Немало я повидал всяких красот рукотворных и нерукотворных. Но умирать буду с этой картиной, дороже и ближе которой для меня ничего нет …»,- вспоминал позднее писатель. Родных мест писатель не покидал до поступления на историко-филологически факультет Иркутского университета, который окончил в 1959 году. Вначале не думал о писательском деле- просто однажды оказался без денег, ему предложили подработать, не порывая с учёбой. Он публиковался много, писал о том. Что было необходимо редакции иркутской газеты « Советская молодёжь». Репортажи, заметки, очерки- здесь писатель набил руку, научился слушать людей, вести с ними беседы. Вдумываться в их чаяния.

В альманахе «Ангара» стали появляться очерки Распутина, сделанные для газеты. Из очерков родилась книга «Край возле самого неба»(1966). В качестве разъездного корреспондента молодой журналист исколесил междуречье Енисея, Ангары и Лены.

Работая специальным корреспондентом «красноярского комсомольца», Распутин писал статьи о строительстве железной дороги Абакан-Тайшет, о Братской и Красноярской ГЭС.

В 1967г появилась повесть «Деньги для Марии » . К этому времени Распутин был принят в союз писателей СССР и выпустил 3 книги очерков и рассказов. Однако повестью «Деньги для Марии» критика связывает появление в литературе большого самобытного писателя, эту же повесть считает началом нового этапа в творчестве и сам автор. Повесть принесла Распутину всесоюзную и всемирную славу: она не раз переиздавалась, по ней была создана пьеса, поставленная в Москве, а затем в Германии, книга выходила в Софии, Праге, Барселоне, Братиславе, Хельсинки, Токио.

Сам Распутин в середине 70-х годов так отозвался о своей повести: «В простую семью, каких миллионы, ворвались события, заставившие обнажиться все нравственные связи, увидеть всё в свете, который озаряет самые сокровенные уголки людских характеров».

(9 класс. «Деньги для Марии)

Ведущий . Самые сокровенные уголки людских характеров, самые глубокие переживания героев, чувства людей показаны Распутиными в других его произведениях. Что может быть прекраснее любви? Только сама любовь. Но и любовь может приносить страдания, любовь может менять человека, делать его лучше, делать его взрослее и мудрее. Об этом и говорится в рассказе « Рудольфио».(8 класс. « Рудольфио»)

В 1976 году в ж. «Наш современник» появилась повесть «Прощание с Матёрой», которая затем выходила другими изданиями как на русском, так и других языках СССР. По повести был снят фильм прощание в 1983 году.В почести говорится о затоплении деревень в период строительства ГЭС. Распутин говорит читателям о духовных потерях, которые понёс наш народ: «Не стоит обольщаться, нам уже не вернуть многие добрые традиции. Теперь речь идёт о том, чтобы сохранить оставшиеся, не отказываться о их стой же лёгкостью и бесшабашностью, как это было до недавних пор».(Стихотврение «Матёра». 8 класс)

Ведущий . Повесть «Пожар», вышедшая в 1985 году «по сути это прямое продолжение Матёры» (В. Распутин). Матёру уже затопили, и люди перебрались в новый посёлок. Каково в новом посёлке? Что стало с ним?

В одном из интервью Распутин говорил: «Сама жизнь заставила писать продолжение Матёры. Работая над « Пожаром», я чувствовал его прерывистое и горячее дыхание. Вернее. Не чувствовал. А сознательно добивался. Этого требовал материал. При спокойном, плавном его изложении он бы ничего не сказал: когда твой дом горит- не молитву творят, а бегут тушить. Героя моей повести искать не пришлось. Это мой сосед по деревне Иван Егорович Слободчиков. (Выступление 11 класса. Отрывок из повести «Пожар»)

5. Чтение стихотворений поэтов-земляков о Распутине.(см. Приложение)

6. Подведение итогов, награждение победителей.

Приложение.

1. Истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память,

чем со стороны того, кто его принимает. Добро бескорыстно, и в этом его чудодейственная сила. Добро возвращается добром. В.Г.Распутин

2.Стихи поэтов-земляков,посвящённые Распутину.

Пётр Реутский.

СРЕДИ ЗИМЫ.

Валентину Распутину.

Я весь в долгах, не утаю.

Они кругом, я ими маюсь.

Как мало людям отдаю

И очень много занимаю.

Я занимаю доброту,

Пусть тот заём ещё продлится.

По белу свету побреду,

Я обойду знакомых всех,

Спрошу, кому и сколько должен.

И знаю, кто-то скажет: «Дожил»,

И выдворит в ночи на снег.

Замёрзну я среди зимы.

Ну что ж, как нам диктует старость,

И это надо брать взаймы,

Чтоб в людях меньше зла осталось.

Приняв, его я не отдам

Друзьям или кому другому.

Скорей проклятию предам,

Чем отнесу к чужому дому.

Знакомы мне и грусть и смех,

Добро и зло.

Но больше в свете

Тех, кто как близкого приветит,

Не отошлёт в ночи на снег.

Анатолий Гребнев.

МАТЁРА.

Прислушайся к душе-

Она ещё живая,

Она не умерла в разврате и вине:

Саму себя храня,

Саму себя скрывая,

В молитвенной она страдает глубине.

Там тайная страна,

Там Русь- твоя Матёра.

Славянами, как встарь, заселена она.

Сияет солнце там

Средь вечного простора,

И недругам она на откуп не сдана.

Сияет солнце там,

И, взгляд куда ни брось я,-

Ухожена земля, куда не обернусь.

Под колокольный звон

Качаются колосья,

И молятся в скитах святители за Русь.

Пусть нынче на Руси

Пиры справляет нерусь,

И сатанеет зло, наглея всё сильней,-

Россия-Русь моя,

В себе я не изверюсь,

Ещё восстанешь ты во всей красе своей!

Не сломлен русский дух!

Ты, в нём найдя опору,

Сама распорядись державною судьбой.

Прислушайся к душе,

Открой свою Матёру,

Проснись, родной народ-

И стань самим собой!

Василий Козлов

СТАРУХА.

В.Распутину.

Хлопотала. Копошилась.

Вынесла немало бед…

Даровала божья милость

Этой бабе сотню лет.

Вмете с солнцемпросыпалась,

Молча солнцу улыбалась,

И крестилась на восход.

Больше как-то всё молчала,

Ну а если и ворчала,

Не от сердца, от забот.

В день единый отстрадала-

Не оставила хлопот.

И ушла в небытиё,

Словно не было её.

Посреди светёлки тесной-

Гроб, одетый в цвет небесный,

Сыновья толпятся, внуки.

«Попрощайся подойди…»

И лежат сухие руки,

Днём впервые эти руки

Отдыхают на груди



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные