Верещагин Василий Петрович(Vereschagin Vasiliy). Верещагин Василий Петрович Vasily Vereshchagin Художник верещагин василий петрович
Живописец, график
Родился в семье живописца П. П. Верещагина, брат художников П. П. и М. П. Верещагиных. Первоначальные художественные навыки получил в семье под руководством отца и деда, иконописца И. В. Бабина. Одновременно учился у художника А. У. Орлова, с которым расписывал Спасо-Преображенский собор в Перми.
В 1856 переехал в Петербург, где поступил в ИАХ. Занимался в классе исторической живописи у А. Т. Маркова. В 1860 за программную картину «Сцены из Олимпийских игр. Борьба» удостоен малой золотой медали. В 1861 за картину «Великая княгиня Софья Витовтовна вырывает пояс у князя Василия Косого на свадьбе Василия II Темного» награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника и право пенсионерской поездки за границу. С 1860 до 1903 регулярно принимал участие в академических выставках.
В 1862 вместе с К. Ф. Гуном и братом М. П. Верещагиным создал росписи Покровского собора в Елабуге. В том же году вступил в Московское общество любителей художеств. В 1863 в качестве пенсионера ИАХ отправился в Европу. Посетив Берлин, Дрезден, Вену, Мюнхен, поселился в Париже. В 1864 переехал в Рим.
По возвращении в Петербург за представленные работы получил от ИАХ пенсионерское содержание еще на пять лет для работы в России. В 1868 за картину «Свидание заключенного со своим семейством» получил премию Римского общества любителей художеств. Годом позже за картины «Святой Григорий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия», «Ночь на Голгофе» и другие был удостоен звания профессора, минуя предшествующее ему звание академика. Тогда же назначен штатным профессором 2-й степени, а в 1883 - штатным профессором 1-й степени. До 1894 преподавал в ИАХ.
В 1870 еще раз посетил Рим.
В 1873 картины Верещагина экспонировались в Русском отделе Всемирной выставки в Вене, принимал участие во Всемирных выставках в Париже (1878) и Антверпене (1885). В начале 1870-х получил заказ на украшение дворца Великого князя Владимира Александровича в Петербурге, для которого выполнил цикл картин на сюжеты русских былин и истории.
В 1879 создал ряд библейских композиций для Храма Христа Спасителя в Москве.
Много работал в технике акварели, с 1882 являлся постоянным участником выставок Общества русских акварелистов. Обращался к литографии.
Мемориальные выставки художника состоялись в 1910 в залах ИАХ в Петербурге и в 1912 в галерее «Лемерсье» в Москве. Ретроспективная выставка произведений Верещагина прошла в 1935 в Пермской государственной художественной галерее. В 1984 там же была организована совместная выставка живописи и графики В. П. и П. П. Верещагиных.
Василий Петрович Верещагин - один из ведущих мастеров академического искусства второй половины ХIХ века, обладающий прекрасной профессиональной базой. Для его картин характерны тщательность исполнения, внимание к деталям, подробный подготовительный рисунок, лежащий в основе композиции. Расцвет творчества художника приходится на 1860-е, когда были созданы все наиболее известные его работы. В них он выступал продолжателем традиций К. П. Брюллова, Ф. А. Бруни, своего учителя А. Т. Маркова. В целом Верещагин находился в стороне от передовых течений в живописи этого времени, современное ему искусство передвижников не оказало на него существенного влияния.
Произведения Верещагина находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Киевском музее русского искусства, Пермской государственной художественной галерее.
Когда речь заходит о Василии Верещагине, прежде всего вспоминают его батальные полотна, потом исторические или "этнические", написанные в далеких экзотических странах. Трудно представить его мастером глубоко религиозной живописи, украшающей храмы.
В художественной среде Верещагин считался "отъявленным революционером" и почти атеистом.Он ниспровергал каноны, демонстративно отказался от профессорского звания в Академии художеств, заявив в полемическом задоре, что от картин академистов "разит мертвечиной". Его собственные картины на сюжеты Нового Завета, созданные в Палестине (а Палестинский цикл включал свыше 50 картин и эскизов), были запрещены к показу в России, до такой степени они не совпадали с православными представлениями об образе Христа.
Василий Васильевич Верещагин. У крепостной стены
Поэтому, когда речь заходит о шести полотнах евангельской тематики, написанных для Храма Христа Спасителя (они чудом уцелели во время уничтожения Храма), многие испытывают недоумение - вроде бы их автор Василий Верещагин, но манера письма совершенно не характерна для автора знаменитого "Апофеоза войны" и напоминает об итальянской школе живописи.
Дело в том, что их автор - действительно Василий Верещагин, но не Васильевич, а Петрович, однофамилец и тезка великого баталиста. Работы Василия Петровича часто приписывают более знаменитому собрату.
Василий Петрович Верещагин
Второй Василий Верещагин как раз был академистом - и выпускником Петербургской Академии художеств, и ее преподавателем в звании профессора исторической и портретной живописи. Его работы не раз получали золотые медали на международных выставках. Например, картина "Илья Муромец на пиру у князя Владимира" удостаивалась золотых медалей дважды - на Всемирных выставках в Лондоне (1872) и в Вене (1873). Позже она вместе с другими картинами на темы русских былин украсила дворец великого князя Владимира Александровича в Петербурге (ныне Дом ученых). Много художник работал и для православных соборов - Исаакиевского в Санкт-Петербурге, Успенского собора Киево-Печерской Лавры. Его росписи в церкви Марии Магдалины в Иерусалиме считаются необыкновенно выразительными.
Для Храма Христа Спасителя он подготовил не только картины с изображениями Христа (образ Христа был главным в Храме, посвященном его имени), но и ряд икон, которые, к сожалению, погибли.
Василий Петрович Верещагин. "Моление о чаше"
Художник написал шесть полотен, представляющих единый цикл: "Моление о чаше", "Се человек", "Несение креста", "Распятие", "Снятие с креста", "Положение во гроб".
"Се человек"
Высота каждого изображения почти 5 метров, ширина - 3. Готовые полотна осторожно намотали на валы и так перевезли в Москву в Храм Христа Спасителя, где они украсили алтарную часть.
"Несение креста"
Неизвестно, почему при сносе Храма полотна уцелели, ведь работы многих выдающихся художников были безжалостно уничтожены. Возможно, художников-однофамильцев спутали, а к творчеству Василия Васильевича Верещагина в советское время относились с уважением. Как бы то ни было, полотна сняли со стен, снова смотали в рулоны, уже не так тщательно и отправили в Ленинград. Там их положили в подвал Казанского собора, где в то время находился музей истории религии и атеизма, и надолго забыли о них. Как позже признали реставраторы, "условия хранения были неудовлетворительными".
"Несение креста" до реставрации
В скатанном виде картины пережили и блокаду, когда Казанский собор был лишен отопления, и в подвалах было холодно и сыро. Холсты начали подгнивать, на них появилась плесень, красочный слой местами стал осыпаться... Вспомнили о полотнах Верещагина только в середине 1990-х годов.
Фрагмент картины "Се человек" до реставрации
Реставраторы немало потрудились с полотнами Врещагина, прежде, чем изображения Христа заняли свое место в восстановленном Храме.
"Распятие"
Полотна Верещагина - то немногое подлинное из Храма Христа Спасителя, что создает хоть какую-то преемственность прежних оформительских традиций в новом Храме. Ныне церкви картинами не украшают, только иконами канонического письма. Современные церковные иерархи считают живописные полотна "чуждым вкраплением в русскую церковную традицию", по словам митрополита Илариона (Алфеева). Но когда речь идет о восстановлении прежних интерьеров, делается исключение.
"Снятие с креста"
Сейчас увидеть картины В.П. Верещагина могут только немногие избранные - работы размещены в алтарной части по сторонам от главного престола. Мирянин, не служащий в Храме. может появиться здесь только по благословению; а женщины вообще не должны заходить в алтарь. Только репродукции и фотографии дают представление о работах художника. Говорят, что под тридцатиметровыми сводами, среди храмового убранства полотна Верещагина смотрятся необыкновенно величественно.
"Положение во гроб"
Так что тем, кто успел ознакомится с полотнами на этапе реставрации, крупно повезло.
Специалисты МНРХУ за работой
Верещагин Василий Петрович
(1835–1909)-выдающийся русский исторический живописец и портретист.
Василий Петрович Верещагин родился 1 (13) января 1835 года в Перми, в семье потомственных иконописцев. Отец художника, Пётр Прокопьевич Верещагин(1795-1843) и дед художника Прокопий Данилович Верещагин(1764 - после 1811) были известными иконописцами. Василий Петрович приходился братом художников Петра (1834-1886) и Митрофана (1842-1894) Верещагиных.
Начальное образование получил в уездном училище, живописи обучался у Ивана Васильевича Бабина и у Афанасия Ульяновича Орлова, принявшего активное участие в его судьбе.
Первоначальное художественное образование получил у местного иконописца; но в 1856 году поступил в Академию художеств учеником Алексея Тарасовича Маркова(1802-1878),профессора Императорской Академии художеств и одного из популярнейших ее педагогов.
В течение шестилетнего пребывания в Академии Василий Петрович Верещагин получил все академические медали. За программу «Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного…» был удостоен золотой медали 1-го достоинства и звания классного художника 1-й степени.
Отправившись за границу пенсионером Академии, Василий Верещагин посетил все важные художественные центры, но основное время работал в Риме, изучая и копируя картины старых мастеров. Возвратившись в Петербург в 1869 году, он представил в Академию в виде отчёта о своих заграничных занятиях картины: «Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия» (1862 год, Государственный Русский музей), «Свидание заключённого со своим семейством» (1868 год; Государственная Третьяковская Галерея), «Ночь на Голгофе» (1869 год; Государственный Русский музей), «Молитва святой Анны, матери пророка Самуила» (1864 год, Большая золотая медаль на Всемирной выставке в Париже - 1867 год;), три портрета, две большие картины и двадцать акварелей, за что и сделан профессором портретной и исторической живописи. Более 20 лет преподавал в Академии рисунок и композицию.
В 1870 году Василий Верещагин вновь отправился в Рим, а по возвращении в Петербург занялся исполнением стенной декорации дворца великого князя Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии. Написал картины «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» (1872 год), «Алёша Попович», «Бой Добрыни со Змеем Горынычем», «Деву-зар»» и»Овсень», в огромных размерах, на особом рубчатом полотне в подражание гобеленам; - получил за них золотую медаль на Всемирной выставке в Вене (1873 год)
К наиболее замечательным произведениям художника традиционно относят: «Крещение святого Владимира», «Водворение христианства в Киеве» и «Закладка десятинной церкви». Последние картины длительное время украшали убранство церкви дворца великого князя Владимира Александровича.
Капитальными трудами Василия Петровича Верещагина являются его работы в храме Спасителя в Москве (1875-1879), а также для Успенского собора Киево-Печерской лавры.
На академической выставке 1891 года находилась большая картина Верещагина «Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 году» (1891 год; Государственный Русский музей). Им также исполнено несколько литографий.
Очень удачными считаются его бытовые произведения, из которых лучшими могут считаться «Посещение узника» (Государственная Третьяковская галерея) и акварель «Плотник» (Государственный Русский музей). Большое собрание его рисунков, эскизов и этюдов находится в Пермском музее.
Василия Петрович Верещагин скончался 9 (22) октября 1909 года в Санкт-Петербурге, где и был похоронен.
По материалам: Wikipedia, Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Информационный портал “Русская живопись от А до Я”, Большая Иллюстрированная энциклопедия живописи(под редакцией Е.В. Ивановой, Н.Ю. Николаева)” ОЛМА Медиа Групп”, Москва 2011 г., А.А.Половцев Русский биографический словарь (1896-1918) в 25 томах. СПб.: Императорское Русское Историческое Общество, 1912 год. Савинов А. Н. Н. П. Петров // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников второй половины XIX века / под редакцией Леонова А. И. - М.: Издательство «Искусство», 1962. - Т. 2.
В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние