Верность в произведении холодная осень. «Холодная осень. Список использованной литературы

Рецензия рассказа Бунина «Холодная осень» из цикла «Темные аллеи». Данный цикл Иван Бунин написал в эмиграции, когда ему было семьдесят лет. Несмотря на то, что Бунин провел долгое время в эмиграции, писатель не утратил остроту русского языка. Это видно по этому циклу рассказов. Все рассказы посвящены любви, только в каждом из них автор показал разные грани любви. В этом цикле присутствует любовь, как плотское влечение и как возвышенное чувство. Композиционно рассказ «Холодная осень» разделен на две части. До и после смерти возлюбленного главной героини. Черта, разделяющая рассказ и жизнь героини на две части, проведена очень четко и ясно. Героиня так рассказывает о своем прошлом, что читателю кажется, что все события происходят в настоящий момент. Это иллюзия возникает из-за того, что автор описывает все в таких мелких подробностях, что перед глазами читателя возникает цельная картина, имеющая форму, цвет и звук. Рассказ «Холодная осень», по- моему, можно назвать историческим, хотя история в этом рассказе изменена. В первой части рассказа события развиваются стремительно, достигая кульминации рассказа. Пятнадцатого июня убили кронпринца, в Петров день за обедом он был объявлен женихом главной героини, а девятнадцатого июля Германия объявила войну… По-моему, автор неслучайно поставил в этом месте многоточие. Он объявлен женихом и сразу в голове читателя рисуется идиллия счастливой семейной жизни, но в следующей фразой объявляется война. И все мечты и надежды рушатся в один миг. Дальше автор делает акцент на прощальном вечере. Его призвали на фронт. В сентябре он приезжает проститься перед отъездом. В этот вечер произносится фраза отцом невесты: - Удивительно ранняя и холодная осень! Эта фраза произносится как констатация факта. В конце рассказа героиня скажет, что та холодная осень, тот осенний вечер – все что было у нее в жизни. Данный вечер описан очень подробно, описано каждое действиегероев.

Рассказ «холодная осень» был написан И.А. Буниным в 1944 году. Это тяжелое время для всего мира в целом. Идет вторая мировая война. Она сильно повлияла на жизнь Бунина. Он, уже находясь в эмиграции из СССР во Франции, был вынужден покинуть Париж, так как в него вошли немецкие войска.

Действие же рассказа начинается в начале первой мировой войны, в которую Россия была втянута европейскими интригами. У обрученных из-за войны рушится семья. Он уходит на войну. И от их любви им оставлен лишь один осенний вечер. Это вечер прощания. На войне он погибает. Она после смерти родителей распродает остатки имущества на рынке, где встречает пожилого военного в отставке, за которого выходит замуж и с которым едет на Кубань. Они прожили на Кубани и на Дону два года и во время урагана сбегают в Турцию. Ее муж умирает на корабле от тифа. Близких людей у нее было лишь трое: племянник мужа, его жена и их семимесячная дочь. Племянник с женой пропали без вести, уехав в Крым. И она осталась с девочкой на руках. Она повторяет маршрут эмиграции Бунина (Константинополь-София-Белград-Париж). Девочка вырастает и остается в Париже. Главная же героиня перебирается в Ниццу, находящуюся недалеко от места жительства Бунина во время фашистской оккупации Франции. Она понимает, что ее жизнь прошла «как ненужный сон». Вся жизнь кроме осеннего вечера прощания со своим любимым. Этот вечер - все что было в ее жизни. И она чувствует, что скоро умрет и таким образом воссоединиться с ним.

Такой силой может обладать любовь, что смерть любимого человека приводит к опустошению жизни влюбленного. А это равносильно смерти при жизни.

В этом рассказе слышится протест против войны, как орудия массового убийства людей и как самого страшного явления жизни. В «Холодной осени» Бунин проводит аналогию главной героини с собой. Он сам прожил на чужбине более тридцати лет. И в условиях фашистской оккупации Бунин писал «Темные аллеи» - повесть о любви.

Вопрос №26

Тема природы в лирики Ф.И.Тютчева и А.А. Фета

А. А. Фет – представитель «чистого искусства» или «искусства для искусства». В русской поэзии трудно найти поэта более «мажорного», чем он. Поэт опирался на философию Шопенгауэра - философа, отрицавшего роль разума, искусство – это бессознательное творчество, дар Божий, цель художника – красота. Прекрасное – это природа и любовь, философские размышления о них. Природа и любовь и являются основными темами лирики Фета.

Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…» стало своеобразным поэтическим манифестом Фета. Три поэтических предмета – природа, любовь и песня – тесно связаны между собой, проникают друг в друга, образуя фетовскую вселенную красоты. Используя прием олицетворения, Фет одушевляет природу, она у него живет: «лес проснулся», «солнце встало». И лирический герой полон жажды любви и творчества.

Впечатления Фета об окружающем мире передаются живыми образами «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…»:

Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,

И, сжимаясь, трещит можжевельник;

Точно пьяных гигантов столпившийся хор,

Раскрасневшись, шатается ельник.

Создается впечатление, что в лесу бушует ураган, раскачивающий могучие деревья, но затем все больше убеждаешься, что ночь, изображенная в стихотворении, тиха и безветренна. Оказывается, что это всего лишь блики от костра вызывают впечатление, будто деревья шатаются. Но именно это первое впечатление, а не сами гигантские ели стремился запечатлеть поэт.

Фет сознательно изображает не сам предмет, а то впечатление, которое этот предмет производит. Его не интересуют детали и подробности, не привлекают неподвижные, законченные формы, он стремится передать изменчивость природы, движение человеческой души:

Жужжал пчелами каждый куст,

Над сердцем счастье тяготело,

Я трепетал, чтоб с робких уст

Твое признанье не слетело…

Эту творческую задачу ему помогают решить своеобразные изобразительные средства: не четкая линия, а размытые контуры, не цветовой контраст, а оттенки, полутона, незаметно переходящие один в другой. Поэт воспроизводит в слове не предмет, а впечатление. С таким явлением в русской литературе мы впервые сталкиваемся именно у Фета.

Поэт не столько уподобляет природу человеку, сколько наполняет ее человеческими эмоциями. Стихи Фета насыщены ароматами, запахом трав, «благовонных ночей», «благоуханных зорь»:

Свеж и душист твой роскошный венок,

Всех в нем цветов благовонья слышны…

Но иногда поэту все-таки удается остановить мгновение, и тогда в стихотворении создается картина замершего мира:

Месяц зеркальный плывет по лазурной пустыне,

Травы степные унизаны влагой вечерней,

Речи отрывистей, сердце опять суеверней,

Длинные тени вдали потонули в ложбине.

Здесь каждая строчка фиксирует краткое законченное впечатление, причем, между этими впечатлениями нет логической связи.

В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» быстрая смена статичных картин придает стиху удивительную динамичность, воздушность, дает поэту возможность изобразить тончайшие переходы из одного состояния в другое. Без единого глагола, только краткими назывными предложениями, как художник – смелыми мазками, Фет передает напряженное лирическое переживание.

Стихотворение имеет конкретный сюжет: в нем описано свидание влюбленных в саду. Всего в 12 строках автору удалось выразить целый букет чувств, утонченно передать все оттенки переживаний. Поэт не изображает подробно развитие взаимоотношений, а воссоздает лишь самые важные моменты этого великого чувства.

В этом стихотворении прекрасно передаются минутные ощущения, и, чередуя их, Фет передаёт и состояние героев, и течение ночи, и созвучие природы душе человека, и счастье любви. Лирический герой стремится «остановить мгновенье», запечатлеть самые дорогие и сладостные минуты общения с любимой, с красотой, с природой, с самим Богом: шепот и дыхание возлюбленной, звуки протекающего мимо ручья, первые робкие лучи приближающейся зари, свой восторг и упоение.

Таким образом, основные темы лирики Фета – природа и любовь, как бы слиты воедино. Именно в них, как в единой мелодии, соединены вся красота мира, вся радость и очарование бытия.

ТЮТЧИВ Будучи современником Пушкина, Ф. И. Тютчев, тем не менее, был идейно связан с другим поколением – поколением «любомудров», которое стремилось не столько активно вмешаться в жизнь, сколько осмыслить ее. Эта склонность к познанию окружающего мира и самопознанию привела Тютчева к совершенно оригинальной философской и поэтической концепции.

Лирику Тютчева тематически можно представить как философскую, гражданскую, пейзажную и любовную. Однако эти темы очень тесно переплетаются в каждом стихотворении, где страстное чувство рождает глубокую философскую мысль о бытии природы и вселенной, о связи человеческого существования с вселенской жизнью, о любви, жизни и смерти, о человеческой судьбе и исторических судьбах России.

Для мировосприятия Тютчева характерно восприятие мира как двойственной субстанции. Идеальное и демоническое – вот два начала, которые находятся в постоянной борьбе. Невозможно существование жизни, если отсутствует одно из начал, ибо во всем должно быть равновесие. Так, например, в стихотворении «День и ночь» два этих состояния природы противопоставляются друг другу:

День – сей блистательный покров –

День – земнородных оживленье,

Души болящей исцеленье,

Друг человека и богов.

День у Тютчева наполнен жизнью, радостью и безграничным счастьем. Но он – лишь иллюзия, призрачный покров, накинутый над бездной. Совсем иной характер носит ночь:

И бездна нам обнажена,

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ней и нами:

Вот отчего нам ночь страшна.

С образом ночи неразрывно связан образ бездны; эта бездна – тот первозданный хаос, из которого все пришло и в который все уйдет. Он манит и пугает одновременно. Ночь оставляет человека наедине не только с космическим мраком, но и наедине с самим собой. Ночной мир представляется Тютчеву истинным, ибо истинный мир, по его мнению, непостижим, и именно ночь позволяет человеку прикоснуться к тайнам мироздания и собственной души. День потому и дорог человеческому сердцу, что он прост и понятен. Ночь порождает чувство одиночества, затерянности в пространстве, беспомощности перед неведомыми силами. Именно таково, по мысли Тютчева, истинное положение человека в этом мире. Может быть, поэтому он и называет ночь «святой».

Четверостишие «Последний катаклизм» пророчит последний час природы в грандиозных образах, возвещающих конец старого мироустраойства:

Когда пробьет последний час природы,

Состав частей разрушится земных:

Все зримое опять покроют воды,

И Божий лик изобразится в них.

Поэзия Тютчева показывает, что новое общество так и не вышло из состояния «хаоса». Современный человек не выполнил своей миссии перед миром, он не позволил миру вместе с ним взойти к красоте, к разуму. Поэтому у поэта много стихов, в которых человека как бы отзывают назад в стихию как несправившегося с собственной ролью.

Стихотворения «Silentium!» (Молчание) – жалоба по поводу той замкнутости, безвыходности, в которой пребывает наша душа:

Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои…

Истинная жизнь человека – жизнь его души:

Лишь жить в себе самом умей –

Есть целый мир в душе твоей

Таинственно-волшебных дум…

Не случайно с внутренней жизнью связаны образы звездной ночи, чистых подземных ключей, а с жизнью внешней – образы дневных лучей и наружного шума. Мир человеческих чувств и мыслей – мир истинный, но непознаваемый. Стоит мысли облечься в словесную форму, как она мгновенно искажается: «Мысль изреченная есть ложь».

Тютчев пытается рассматривать вещи в противоречии. В стихотворении «Близнецы» он пишет:

Есть близнецы – для земнородных

Два божества – то Смерть и Сон…

Близнецы у Тютчева не двойники, они не вторят друг другу, один – рода женского, другой – мужского, у каждого свое значение; они совпадают друг с другом, но они же и враждуют. Для Тютчева было естественным всюду находить полярные силы, единые и, однако же, двойственные, сообразные друг другу и обращенные друг против друга.

«Природа», «стихия», «хаос», с одной стороны, космос – с другой. Это едва ли не важнейшие их тех полярностей, которые отразил Тютчев в своей поэзии. Разъединяя их, он глубже проникает в единство природы, чтобы снова сблизить разделенное.

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Морозова Елена Ивановна, МОАУ СОШ № 5

Языковые средства выразительности в художественном тексте (на примере рассказа И.А.Бунина «Холодная осень»)

Цели:

Совершенствовать навыки анализа художественного произведения, обращая внимание на особенности стиля Бунина;

Развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать свою точку зрения;

Выяснить, как речевые средства работают на выражение авторской идеи.

Методы: аналитическая беседа; анализ.

Эпиграфы:

Чем лучше, чем глубже человек знает язык, тем богаче, глубже и точнее

будут выражены его мысли. Богатство языка - это богатство мыслей.

М.Исаковский.

Нет слова, которое было бы так замашисто,

бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

Н.В.Гоголь.

«...неуловимая художественная точность, изумительная изобразительность,...как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок изображения.... предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, но совсем бесплотной»

И.А. Бунин


1.. На фоне «музыки П. И. Чайковского «Сладкая грёза» (ученица читает 1 -ю часть рассказа.)

Учитель. Давно и прочно утвердилось мнение о Бунине, как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились те черты русской литературы, которые сам писатель считал «драгоценнейшими» - неуловимая художественная точность, изумительная изобразительность,...как же всё-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной.

Именно изобразительность считал Бунин отличительным признаком подлинно - художественного произведения.

Именно о выразительности бунинского слова, о языковых средствах пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

4.0братимся к эпиграфам. Прочитаем эпиграфы.

- Какова основная мысль этих высказываний? Запишите тему урока, выберите эпиграф.

- О чём рассказ?( 0 любви.)

- Что вы знаете об истории написания, времени?

( Рассказ был написан в 1944 году. Входит в цикл «Тёмные аллеи».Этот цикл

является центральным в творчестве Бунина. Примечательно, что все рассказыэтого цикла о любви. Все 38 новелл объединены одной темой – темой любви.Любовь делает жизнь бунинских героев значительной.

- Обратимся к названию рассказа.

( Это неточное воспроизведение строчки фетовского стихотворения без

названия.)

Ученик читает стихотворение.

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот;

Смотри: из-за дремлющих сосен

Как будто пожар восстает.

Сияние северной ночи

Я помню всегда близ тебя,

И светят фосфорные очи,

Да только не греют меня.

- Если рассказ о любви, то почему Бунин не назвал его иначе, не связал

название со словом «любовь»?

( Название рассказа - метафора одиночества немолодой уже героини («осень

жизни»), но в то же время - это желанная для неё пора, идеальная ситуация:

возвращение в осень 1914 года, уход в вечность.

Найдите в тексте подтверждение этому.. . .да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный вечер.

.. . И это всё, что было в моей жизни,- остальное ненужный сон.)

- Докажите теперь своими словами, что всё остальное ненужный сон.

Грустным рефреном, повторяющейся фразой, звучат слова жениха героини «Ты поживи, порадуйся...» И мы видим, что живёт героиня всего один вечер.

- Какова композиция рассказа?

Экспозиция около полутора месяцев: первая половина июня до 19 июля 1913г.Показываются события, прдшествующие завязке.

Основная часть Вечер в сентябре, утро отъезда героя(пауза- ме-

сяц). Смерть героя - его уход из жизни и «прерывание» жизни героини.

Финал тридцать лет тягостного существования героини.

Возвращение из фабульного настоящего (1944г.) к «началу» - воспоминание о Ницце 1912г.

Обратимся к экспозиции.

- Что в начале рассказа показалось вам странным?

( Бунин умышленно не называет имена героев.)

- В первой части рассказа, так же, как и во всём рассказе автор использует

реалии. Найдите их.

( Начало войны, .. .жила в Москве, уехала в Екатеринодар, отплыли из

Новороссийска в Турцию...Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж,

Ницца...)

-Можно провести параллель между героиней и самим писателем, на

долю которого выпало немало лишений: скитания, потеря родины, тоска.

- Найдите ещё реалии .(Война с Германией, убийство Фердинанда...)

Ученик. В рассказе слово война несёт тревогу. Хотя мы не видим военных

действий, но события диктуют нам ещё одну тему - тему мировой войны.

Масштабов войны нет, но её разрушительная сила ощутима.

Подтвердите текстом. (.. .приехал всего на сутки - проститься перед

отъездом на фронт, настал наш прощальный вечер; Если меня убьют...,

Убили его через месяц...)

Назовите языковые средства в 1-й части рассказа.

Учащиеся находят выразительные средства, делают вывод.

( Для языка Бунина характерен устойчивый характер троп. Хрустальный звон, конфетное лицо, траурный. В рассказе это роковой мешочек, тайные мысли, прощальный вечер, шоколадный магазин. На основе использования драгоценных камней и самоцветов, слов серебро, золото - осыпанные блестящими звёздами, как блестят глаза! Золотой образок, сверкающей изморозью, ручками с серебряными ноготочками, золотыми шнурочками.)

Для данного рассказа характерно использование образных средств для обозначения «вещного мира», мира ощущений, создающих план вечного. (Подтвердите это текстом.)

(Мы в этот вечер сидели тихо..., скрывая свои тайные мысли и чувства; Ну что же, если убьют, я буду ждать тебя там... .. .где-то там он ждёт меня с той же любовью и молодостью.

-Да, эти образы взаимодействуют с образами вечного мира, бытия, непостижимого человеку.

Для того, чтобы убедиться, что для многих бунинских произведений характерен образ мира вечного, давайте сравним стихотворение «В окошко из тёмной каюты...» и рассказ «Холодная осень».

Одно только звёздное небо,

Один небосвод недвижим,

Спокойный и благостный, чуждый Всему, что так мрачно под ним.

«.. .В саду, на чёрном небе, ярко...

«Потом стали обозначаться в свет-

леющем небе чёрные сучья, осы- панные минерально блестящими

звёздами.»

В рассказе божественное великолепие мира противопоставляется хаосу, беспощадной власти рока. Используются повторы(Если меня убьют. . .А вдруг правда убьют? Ну что же, если убьют...

-Какая связь между 1 и 2-й частью рассказа?

(2- я часть начинается словом убили. Т.е. власть рока беспощадна.)

-Назовите эпитеты, подтверждающие это. (холодный, чёрный, равнодушный)

1. Анализируя природу и человека, мы говорим, что пейзаж повторяет состояние лирического героя. Подтвердите это текстом.

(Удивительно ранняя и холодная осень. - Тебе не холодно? Холод, холодный вечер ассоциируется с холодом в душах героев, предчувствием беды. Зимний вечер - смерть возлюбленного.

Многообразие оттенков фиксируется при помощи эпитетов, сочетанием наречий с прилагательными (цветовые наречия). Найдите их .

Чистые ледяные звёзды, жаркая лампа, осенняя прелесть, минерально блестящие звёзды, по-осеннему.

Учитель.Рассказ построен на ассоциативных связях настоящего и прошлого, следовательно, он имеет пространственно - временную перспективу. Особенность её в том, что в эмоционально - оценочном плане настоящее и прошлое окрашены общим тоном взволнованности .(Могла ли я думать в те счастливые дни, чем некогда она(Ницца) станет для меня!). Героиня погружена в себя - в её внутреннем мире одинаково уживается прошлое и настоящее, одинаково живо переживаемое сейчас и тогда. Представление о стиле Бунина было бы далеко не полным, если бы мы ограничились только характеристикой образных средств. Ведь Бунин - один из тончайших русских стилистов.

- Итак, сделаем вывод о том, какие выразительные средства языка, какие приёмы использует И.А.Бунин.


Арсенал изобразительно-выразительных средств языка в рассказе «Холодная осень» исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.

Звучит музыка. «Сладкая греза».

Домашнее задание. Написать рецензию на рассказ «Холодная осень».

Примерный план рецензии:

1. Дата выхода произведения в свет (когда оно было написано или опубликовано). 2. История создания, замысел произведения. 3. Жанровое своеобразие произведения. 4. Сюжет и композиция произведения (о чем это произведение, назовите его основные события, отметьте завязку, кульминацию, развязку, роль эпилога и эпиграфа (если есть). 5. Тематика (о чем говорится в произведении), какие темы затронуты в произведении. 6. Проблематика (какие проблемы, вопросы) затрагиваются в произведении, важны ли они, почему именно их рассматривает автор. 7. Характеристика основных художественных образов (имена, яркие особенности внешности, социальное положение, жизненная философия, взгляды на мир, отношения с другими героями, переживания, эмоции, какая проблема/проблемы связана с этим героем). 8. Идея и пафос произведения (что хотел сказать автор, его взгляд автора на затронутые проблемы, к чему он призывает). 9. Место произведения в творчестве писателя (важно ли это произведение для понимания творчества писателя, отражает ли оно основные темы и проблемы в его творчестве, можно ли по этому произведению судить о стиле писателя, о его мировоззрении). 10. Место произведения в истории литературы (является ли это произведение значимым для русской литературы и мировой литературы, почему). 11. Ваше впечатление от произведения (понравилось / не понравилось, почему).

Рассказы Ивана Бунина всегда отличались проникновенностью и своеобразной тонкостью повествования. Это произведение - рассказ женщины, которая описывает свою жизнь. В частности, она описывает один вечер своей молодости, когда она чувствовала себя почти счастливой и ярко проживала каждый момент.

Сюжет рассказа прост - главная героиня повествует о начале Первой Мировой войны и о знаковом вечере, который навсегда остался в её памяти. Далее она рассказывает о том, что было дальше, о лишениях, о смерти, о миграции. Но, подводя некий итог своей жизни, она всякий раз возвращается к холодной осени 14-го года. Тогда вся семья её была жива, а чувства с ныне погибшим женихом только разгорались. Композиция рассказа и построена на факте возвращения повествования в прошлое.

В рассказе все действующие лица прописаны не очень подробно. Известно, что у девушки, влюблённой в будущего солдата, есть отец и мать, много родни. Так же позже, после смерти последних, появляется сварливая московская торговка, новый муж, девочка, которая забывает доброту женщины. Все эти сумбурные события, лица были и прошли. Но, кажется, что лишь тот холодный осенний вечер, любимый жених и родители остаются в душе у героини.

Отношение писателя к этой женщине по-отечески тёплое. Он понимает её мысли, её боль. Он знает, что война и революция сломали личное счастье многих, и пишет об одной из жертв эту самую историю.
Бунин использует изобразительно- выразительные средства. Среди них эпитеты - «ранняя», «холодная»- отображающие осень, олицетворение – «светят окна дома», метафоры- «сучья, осыпанные звёздами». Все средства создают в произведении особую, мягкую атмосферу. Любовь девушки и её жениха, тишина прекрасного вечера, мерцание звёзд, вечность…

Это - рассказ - воспоминание. Воспоминание сквозь сон всей жизни, как выразилась в тексте сама героиня. Дорогая сердцу ностальгия живёт в её памяти и сердце навсегда. Ивану Бунину присуще такое тонкое понимание душевной организации людей. В особенности эта его работа глубока с психологической точки зрения. Небольшой по размеру, рассказ вбирает в себя трагедию одной нежной души. Её простое счастье украло противостояние держав и гонка оружия. А ведь как много тех, кто лишь хочет жить в спокойствии и ценить каждый момент жизни, как героиня ценила тот прохладный вечер осени.

Анализ произведения Холодная осень Бунина

Произведение под названием «Холодная осень» написано Буниным в 1944 году в мае. Оно также входит в авторский цикл «Темные аллеи». Сюжет произведения достаточно объемный, и значительный.

Жанр произведения: рассказ. Пусть это и всего лишь рассказ, но он вмещает в себя столько информации, а также, эмоций, что его можно было бы посчитать целым романом. В самом рассказе события как бы растягиваются на целых тридцать лет. Если кратко описать события, которые происходят в самом сюжете, то становиться ясно, что два главных героя – влюбляются, после чего, они естественно, хотят пожениться и жить вместе, растить детей и создавать крепкую семью. Но вмешивается одно событие, которое портит красивую картину дружной семьи и любви героев. Ведь дело в том, что была объявлена война. Что означает, что главному герою, парню, придется идти на войну. А перед этим, когда еще никто ничего не подозревает, происходит важное событие для молодых – помолвка, которая совпадает с именинами ее отца. В тот самый момент, когда объявлена помолвка – объявляют войну. Это означает, что событие радостное – придется отложить.

Бунин показывает, как горько девушке, да и парню тоже. Но оба держатся, не показывая своего разочарования и страха перед предстоящими событиями. Кроме того, автор в самом рассказе никак не называет героев своих. И это довольно обычно для данного автора, ведь он считает важным не само то, как зовут героев главных или второстепенных, а саму суть и мысль, вложенную в это произведение. Также, совсем отсутствуют портретные характеристики, что тоже характеризирует Бунина, как писателя. Он просто описывает события, и читатель уже сам видит по действиям героев, что они собой представляют, как личность. Это всегда интересно, так как чтение между строк развивает человека, давая ему возможность учиться понимать людей.

Бунин смог описать своих героев, как очень реалистичных людей, он не добавлял каких-то слишком красочных деталей в их описания или же в сам сюжет. Все выглядит очень натурально и реалистично, что воспринимается хорошо. Но в его произведении присутствует множество красивых, почти не значительных на вид, деталей, которые тем не менее, делают рассказ очень интересным и красочным по эмоциям. Например: «блестящие от слез глаза», «очки», «папироса» и другие. Именно этим деталям, как иногда кажется, придается даже слишком много внимания, чем самим героям в их описании, которое очень скупое.

Если все же попытаться описать главных героев, то можно найти все-таки, прочитав только целый рассказ, что парень – умен, деликатен и смелый очень. Его девушка – также умна и красива. Кроме того, оба очень гордые, и не слишком сильно показывают свои чувства, тем более, на людях.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Великая Отечественная война в литературе 20 века

    При произношении одних лишь слов «Великая Отечественная война» мне сразу представляется бой и сражения за свою родину, прошло много лет, но та боль всё еще в душе и сердцах людей, которые потеряли родных в те времена

  • Анализ произведения Ромео и Джульетта Шекспира 8 класс

    «Ромео и Джульетта по праву является шедевром мировой литературы. Пьеса, написанная в далеком 1595 году, не теряет своей актуальности и у наших современников. Даже те, кто никогда не держал томик пьес Шекспира в руках, знают суть произведения.

  • В парке растёт много разных деревьев. Осенью все листья становятся красными, жёлтыми и коричневыми. Некоторые ещё остаются зелеными. Все деревья яркие, разноцветные. Это так красиво! Часть листьев падает на землю.

  • Сочинение Летний день

    Летом утро наступает особенно быстро, радостное, круглое, упитанное солнце спешит скорее выкатиться из-за горизонта, чтобы к обеду успеть как следует нагреть звенящий от теплоты воздух. Просыпаться ранним летним утро

  • Сочинение Мое любимое дерево (Береза, дуб, яблоня)

    Берёза - символ нашей страны. Красота её белого ствола с чёрными полосами, шелестящие сердцевидные листья, колеблющиеся на ветру «серёжки» с давних пор завораживали русских людей

Разделы: Литература

Иван Алексеевич Бунин - выдающийся русский писатель, снискавший особую мировую славу. Поэзия и проза Бунина выходят из общего словесно-психологического источника, его богатейший и исполненный неповторимой пластики язык един вне разделения на литературные виды и жанры. В нем, по словам К.Паустовского, было все «от звенящей медью торжественности до прозрачности льющейся родниковой воды, от размеренной чеканности до интонаций удивительной мягкости, от легкого напева до медленных раскатов грома».

Чем же привлекает творчество И.А.Бунина сегодняшнего школьника?

Творчеству Бунина свойственно обращение к внутреннему миру героев: проникновение в тайные импульсы души, загадки поступков, связи между «разумом» и «сердцем». Обстановка, окружающие материальные вещи теряют свое значение. Ракурс художественного произведения автора сужен до психологии и эмоциональности героя.

Какая холодная осень
Надень свою шаль и капот...
Смотри меж чернеющих сосен
Как будто пожар восстает.

Эти строки Фета, произнесенные героем рассказа «Холодная осень», наиболее ярко отражают то время, когда И.Бунин в эмиграции пишет цикл «Темные аллеи». Время перемен, время борьбы, время противоречий. Примечательно, что в рассказе «Холодная осень» противоречия проявляются постоянно. Если проследить творческую деятельность Бунина, мы увидим, что ее «отличительной чертой является противопоставление стихотворных традиций русской музы «золотого века» новаторским поискам символистов.» По определению Ю.Айхенвальда, творчество Бунина «... на их фоне выделялось как хорошее старое».

Но для самого Бунина это было не просто противопоставление взглядов, принципов, мировоззрения - это была упорная и последовательная борьба с символизмом. И эта борьба была настолько героической, что Бунин оказался один и не побоялся глубоких ран, которые она ему нанесла. «Крайностям символистов он противопоставил слишком большую уравновешенность чувства: их прихотливости слишком законченную последовательность мысли, их стремлению необычности слишком нарочитую подчеркнутую простоту, их парадоксам - явную неопровержимость утверждений. Чем больше субъект символистской поэзии хочет быть исключительным, тем больше субъект поэзии Бунина старается быть нормальным.». Интересен тот факт, что находясь в Италии или на Капри, Бунин писал рассказы о русской деревне, а находясь в России - об Индии, Цейлоне. Даже на этом примере можно усмотреть противоречивые чувства художника. При взгляде на Россию Бунину всегда нужна была дистанция - хронологическая, и даже географическая.

Позиция Бунина по отношению к русской жизни выглядела непривычно: многим своим современникам Бунин казался «холодным», хотя и блестящим мастером. «Холодный» Бунин. «Холодная осень». Созвучие определений. Случайно ли оно? Кажется, что за тем и другим стоит борьба - борьба нового со старым, правды с неправдой, справедливости с несправедливостью - и неизбежное одиночество.

«Холодный» Бунин. Он стремился вырвать из своего творчества все, что могло быть в нем общего с символизмом. Бунин особенно упорствовал против символистов в области изображения действительности. «Символист - создатель своего пейзажа, который расположен всегда вокруг него. Бунин же отходит в сторону, прилагая все усилия к тому, чтобы воспроизвести боготворимую им действительность наиболее объективно. Но символист, изображая не мир, а в сущности самого себя, в каждом произведении достигает цели сразу и вполне. Бунин же усложняет достижение своей цели, он изображает пейзаж точным, правдивым, живым, что ведет к тому, что чаще всего для личности художника места не остается.» Но именно этим он и противопоставил себя символистам.

«Холодная осень». Бунин в этом рассказе при помощи пробуждения в сознании читателя системы ассоциативных связей стремится сказать о том, что оставлено в прошлом - простота, добро, чистота помыслов и о неизбежности грядущей трагедии.

В нем судьба русской интеллигенции показана через судьбу женщины, а судьба ее раскрывается не столько через подробное жизнеописание, сколько через рассказ о любви, в котором несколько дней прошлого воспринимаются полнее, нежели пролетевшие вслед за ним 30 лет. Диссонанс между добром и злом, миром и войной, гармонией и хаосом прослеживаются на протяжении всего небольшого рассказа. И в финале - одиночество, разочарование в жизни, хотя и оно скрашивается мечтой и верой в счастье «там». Рассказ - трагедия любви в смутное время, трагедия разума в безумном пламени революционных потрясений.

Противопоставление мировоззрения и творчества Бунина остальным, противопоставление старого мира и нового, добра и зла в рассказе. Вот что объединяет созвучие определений - «холодный» Бунин и «Холодная осень». Очень привлекательна бунинская антитеза, поэтому рассказ «Холодная осень» хочется рассмотреть с этой точки зрения.

Целью работы является определение идейно-художественной роли приема антитезы в рассказе «Холодная осень» на уровне:

  • сюжета
  • композиции
  • хронотопа
  • пространства
  • системы образов
  • художественно-изобразительных средств.

Начинается рассказ «Холодная осень» с события, которое дает установку на историческую достоверность, - Первая мировая война. События даются фрагментарно: «в июне он гостил», «На Петров день объявлен женихом». Все произведение построено на контрасте. Так в экспозиции читаем: «в сентябре приехал проститься » и «свадьба наша была отложена до весны». Холодную осень можно интерпретировать как конец обычной мирной жизни наряду с умиранием природы. А вот свадьба героев отложена именно до весны. Ведь весна предстает не только как время возрождения природы, но и как начало новой мирной жизни.

Дальнейшее развитие действия происходит в доме героини, куда «он» приехал проститься. Бунин емко передает атмосферу «прощального вечера», вновь применяя одну за другой антитезы. С одной стороны, окно, за которым «удивительно ранняя холодная осень». В этой лаконичной фразе многослойный смысл: это и холод осени, и холод души - как будто мы слышим пророчество отца своему ребенку: удивительно, страшно рано ты потеряешь Его, познаешь холод одиночества. С другой стороны, «запотевшее от пара окно». Этой фразой Бунин подчеркивает тепло дома, уют, спокойствие - «сидели тихо», «обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства», «с притворной простотой». И вновь антитеза в проявлении внешнего спокойствия и внутренней тревожности. Бунин мастерски противопоставляет этому состоянию всех людей в комнате ощущение того, что «трогательно и жутко». В этой же части рассказа « на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды» и «висевшая над столом жаркая лампа» . Еще одна яркая иллюстрация антитезы: «холода» и «тепла», внешнего «ледяные звезды» и внутреннего «жаркая лампа» - чужого и своего.

Последующие действия происходят в саду. «Сошли в сад» Бунин употребляет именно этот глагол, чтобы у читателя сразу возникла единственная ассоциация: сошли в ад (из слова сад отнять «с»). Из мира тепла, семьи - в осень, войну. «Сперва было так темно. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минеральными блестящими звездами» . И из ада «совсем особенно, по-осеннему светят окна дома». Дом-рай, в который вскоре ворвется осень, война, ад. Тут же странный диалог «ее» и «его». Автор нагнетает состояние приближающейся беды. Глубоко символичны слова, цитируемые «им»: «смотри меж чернеющих сосен как будто пожар восстает..." Непонимание символа ею: «Какой пожар? - Восход луны, конечно». Луна символизирует смерть, холод. А «пожар», огонь как символ страдания, боли, уничтожения своего, родного, теплого. Атмосфера не-уюта, не-жизненности разряжается логичным эмоциональным порывом: «Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя». Эта фраза, теплая и светлая, выделяется контрастом мрачному и холодному фону рассказа. От этого еще сильнее диссонанс между добром и злом, миром и войной.

Кульминацией рассказа является сцена проводов, которая построена на контрасте. Герои становятся в оппозицию к природе. «Перекрестили с порывистым отчаянием и, постояв, вошли в опустевший дом» и чувствовали «только удивительную несовместность между нами и окружающим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром». Кульминационной фразой: «Убили его - какое страшное слово! - Через месяц в Галиции» - Бунин емко воссоздал ощущение стертого эмоционального восприятия через годы. Уже произошло то сошествие: «Я жила в Москве в подвале». Это из дома, где «после ужина подали по обыкновению самовар!», «стала бабой в лаптях». Это из «швейцарской накидки!» Метко и значимо здесь использует автор детали, которые характеризуют лучше, чем пространные описания: продавала «какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник...» То есть продавала прошлое, отрекаясь от него: «Времена наших бабушек и дедушек», «Ах, боже мой, боже мой». Красота и неспешность жизни до гибели героя противопоставляются бешеному темпу жизни, обилию несчастий, неудач после. Рай-дом превратился в ад-чужбину. Сошествие завершилось. Здесь нет жизни - это только ненужный сон.

В произведении есть еще одна кульминационная волна - «всегда спрашиваю себя: да, а что же было все-таки в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный вечер» . Бунин дает героине последний шанс осознать, что тот вечер и был торжеством духа, смыслом жизни, самой жизнью.

В этом противоречии и выражена основа трагического сюжета. Теперь у героини осталась только вера в ожидание встречи, вера в счастье «там» Таким образом, сюжетную линию можно построить так:

Жизнь

Композиция имеет форму кольца: «Ты поживи, порадуйся на свете...» - жизнь - «...Я пожила порадовалась...». Объясняется композиционное построение Буниным следующим образом: «Что же все - таки было в моей жизни? Только тот холодный осенний вечер... остальное ненужный сон». Начинается произведение описанием осеннего вечера, заканчивается воспоминанием о нем же. В эпизоде разговора в парке героиня произносит: «Я не переживу твоей смерти». И его слова: «Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». И она признает, что не пережила его, просто забылась в страшном кошмарном сне. И становится понятно, почему таким, в сущности сухим, спешащим, равнодушным тоном она рассказывала обо всем, что было после. Душа умерла вместе с тем вечером. Кольцевая композиция используется для того, чтобы показать замкнутость круга жизни героини: Ей пора «идти», возвращаться к «нему». Композиционно произведение можно разделить на части, которые контрастны по отношению друг к другу.

Часть 1. От начала рассказа до слов: «...хочешь пройдемся немного?» - почти абсурдная картинка трагического спокойствия, размеренности в жизни, в имении на фоне далекой, вроде бы нереальной войны.

Часть 2. От слов: «На душе у меня...» до слов: «...или запеть во весь голос?» - Он и она, прощание. На фоне радостного, солнечного утра пустота и бессилие на душе у героини.

Часть 3. От слов: «Убили его...» до слов: « чем стала она для меня» -ускорение действия: на одной странице - вся остальная жизнь. Изображение скитаний и тягот героини, которые начинаются с кульминационной фразы о «его» смерти. Героиня беспристрастно описывает свою дальнейшую жизнь, констатируя факты.

Часть 4. до конца рассказа - перед нами героиня-рассказчица в настоящем.

Итак, повествование построено на антитезе. Провозглашается данный принцип восклицанием: «Ну, друзья мои, война!» Слова «друзья» и «война» - основные звенья в цепи противоречий: прощание с любимой - и разговор о погоде, солнце - и разлука. Противоречия абсурда.

Но есть и противоречия, связанные с человеческой психологией, точно передающие растерянность душевную: «...зарыдать мне или запеть во весь голос». И далее противопоставляется красота и неспешность жизни до «его» гибели бешеному темпу и обилию неудач, несчастий после.

Хронотоп произведения очень развернут. В первом предложении сразу время года: «в июне». Лето, расцвет души, чувств. Нет точной даты «того года»: не важны цифры - это прошлое, ушедшее. Прошлое, свое, родное, кровное, органичное. Официальная дата - понятие инородное, поэтому чужая дата указана точно: «пятнадцатого июля убили», «девятнадцатого июля Германия объявила России войну», чтобы подчеркнуть отторжение даже во времени. Яркая иллюстрация бунинской антитезы «свое-чужое».

Границы времени всего рассказа разомкнуты. Бунин констатирует лишь факты. Упоминание конкретных дат: «15 июля убили», «утром 16-го», «но 19 июня». Времена года и месяцы: «в июне того года», «в сентябре», «отложена до весны», «зимой в ураган», «убили его через месяц». Перечисление количества лет: «прошло с тех пор целых 30 лет», «пробыли на Дону и Кубани два года», « в 1912 году». И слова, по которым можно определить течение времени: «долго жила», «девочка выросла», «тот холодный осенний вечер», «остальное ненужный сон». Безусловно, возникает ощущение суетности, подвижности времени. В эпизоде прощального вечера Бунин использует только слова, по которым можно определить время, почувствовать его: «после ужина», «в тот вечер», «пора спать», «еще немного побыли», «сперва было так темно», «утром он уехал». Возникает ощущение замкнутости, все происходит в одном месте, в один маленький отрезок времени - вечер. Но оно не тяготит, а вызывает ощущение конкретности, надежности, теплой грусти. Конкретика и абстрактность времени - антитеза «своего» времени и «чужого»: в «своем» героиня живет, в «чужом» проживает будто во сне.

Противоречивы границы времени и по смыслу проживания жизни. Слова времени всего рассказа - многочисленные перечисления, но они незначительны для героини. А вот слова времени в эпизоде прощального вечера по смыслу проживания - это целая жизнь.

Слова времени всего рассказа

Слова времени прощального вечера

конкретные даты:

после ужина

пора спать

утром 16-го

в тот вечер

весной 18-го

еще немного побыли

времена года и месяцы:

сперва было так темно

в июне того года

утром он уехал

в сентябре отложить до весны зимой в ураган

перечисление количества лет:

прошло целых 30 лет пробыли больше 2-х лет в 1912 году

слова, по которым можно определить время:

всего на сутки долго жила

Контрастность повествования ощущается в произведении сразу. Пространство рассказа словно расширяется при появлении звезд. Они предстают в двух образах: сначала сверкающие на черном небе, а затем блестящие в небе светлеющем. Этот образ несет в себе философское значение. Звезды в мировой культуре символизируют вечность, непрерывность жизни. Бунин подчеркивает контраст: скорую разлуку и смерть героя - вечность и несправедливость жизни. Во второй части рассказа, когда героиня рассказывает о своих скитаниях, пространство удлиняется сначала до Москвы, а затем до Восточной и Западной Европы: «жила в Москве», «долго жила в Константинополе», «Болгария, Сербия, Чехия, Париж, Ницца...» Размеренная спокойная жизнь в имении превратилась в бесконечную суету, хаотичность жизненного пространства героини: «Была я в Ницце в первый раз в 1912 году - и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня» .

Одним из главных средств в формировании авторской позиции является система образов. Бунинский принцип предъявления героев отличается яркостью и необычностью. Так ни один из персонажей не имеет имени, ни разу не названо имя «гостя» и «жениха» - это слишком свято, чтобы доверять бумаге священные буквы, звуки любимого имени. Название дорогого человека «Он» сродни блоковскому названию Прекрасной Дамы в стихах - «Она». Но имя не своего, чужого человека названо - «убили в Сараеве Фердинанда». В ирреальном смысле его можно считать источником беды. Зло «выразительнее» добра - здесь у него конкретное имя. В этих образах воплотилась бунинская антитеза «свое - чужое».

Бунин вводит в произведение новый пласт образов: «семья - народ». Семья в уюте, добре, счастье, а народ - чужие «как разрушители», воры гармонии, «как многие», «на Петров день к нам съехалось много народу», «Германия объявила России войну», «Я тоже (как масса) занималась торговлей, продавала», «отплыли с несметной толпой беженцев». Автор словно подчеркивает, используя эти образы, что его повествование не только о том, что произошло лично у каждого, а и том, что произошло с целым поколением. Наиболее ярко трагедию поколения Бунин показывает, используя судьбу женщины - главной героини. Образ женщины всегда ассоциировался с образом хранительницы домашнего очага, а семья, дом - это основные ценности времени. События первой мировой войны, последовавшая за ней революция, послереволюционные годы - это все выпало на долю героини - цветущей девушки при первом знакомстве с ней и близкой к смерти старой женщины - в конце рассказа с ее воспоминаниями, похожими на жизненный итог. В ее характере уживается гордость эмигрантки с непокорностью судьбе - не черты ли самого автора? В жизни многое совпадает: и на его долю выпала революция, которую он не смог принять, и Ницца, которая не смогла заменить Россию.

Немаловажный штрих в системе образов «девочка». Она равнодушна к своему прошлому: стала «француженкой». Героиня описывает «холеные ручки», «серебряные ноготки» и «золотые шнурочки» своей воспитанницы с горькой иронией, но без всякой злобы. «Солнечный зайчик» среди тусклых красок «ее» повествования, но тепла мы не чувствуем - ледяной блеск. Величайшая трагедия интеллигенции показана Буниным через ее образ: потеря будущего, невостребованность, гибель России в душах детей эмигрантов.

Появляется в рассказе и метонимический образ солдат «в папках и расстегнутых шинелях». Это очевидно, красноармейцы, которым продавали свои вещи люди, не подошедшие новому времени. Интересен образ мужа героини. Он также не назван по имени, но подчеркивается контраст места их (героини и будущего мужа) встречи (на углу Арбата и рынка) и очень немногословной, но емкой характеристики самого мужа «человека редкой, прекрасной души». Это возможно символизирует хаотичность истории России того времени. Выбрав несколько характеров, Бунин отразил великую трагедию России. Опять контраст - что было и что стало. Тысячи элегантных дам, превратившихся в «баб в лаптях», и «людей, редкой, прекрасной души», одевших «истертые казачьи зипуны» и отпустивших «черные бороды». Так постепенно, вслед за «колечком, крестиком, меховым воротником» люди теряли страну, а страна теряла свои цвет и гордость. Контрастность бунинской системы образов очевидна.

Бунин как мастер слова блестяще, виртуозно использует антитезу на всех уровнях языка. Наиболее интересен бунинский синтаксис. Язык данного художественного произведения характерен для автора: он прост, не изобилует вычурными метафорами и эпитетами. В первой части новеллы (границы частей см. выше) автором используются простые малораспространенные предложения. Этим создается впечатление перелистываемых фотографий в семейном альбоме, только констатация фактов. Предложение - кадр. Пятнадцать строк - десять предложений - кадров. Перелистываем прошлое. «Пятнадцатого июня убили в Сараево Фердинанда». «Утром шестнадцатого привезли с почты газеты». «Это война!» «И вот настал наш прощальный вечер». «Удивительно ранняя и холодная осень». В эпизоде прощального вечера автор словно останавливает время, растягивает пространство, наполняя его событиями, и предложения становятся сложными, каждая из частей их распространена. В этой части много второстепенных членов предложения, контрастных по смыслу: «запотевшие от пара окна» и «удивительно ранняя и холодная осень», «на черном небе ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды» и «висевшая над столом жаркая лампа». В цифровом отношении это выражено так: в четырнадцати строках пять предложений. «Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства». «Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами». «Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, - я вздумала раскладывать пасьянс, - он молча ходил из угла в угол, потом спросил: «Хочешь, пройдемся немного?» В следующей части внутренний мир героев Бунин раскрывает, используя диалог. Диалоги в этой части играют особенно важную роль. За всеми дежурными фразами, замечаниями о погоде, об «осени» скрывается второй смысл, подтекст, невысказанная боль. Говорят одно - думают о другом, говорят только ради слова, беседы. Так называемое «подводное течение». И то, что рассеянность отца, старательность матери, безразличие героини притворны, читатель понимает и без прямого объяснения автора: «лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства». «Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень

Надень свою шаль и капот...

- Не помню. Кажется, так:

Смотри меж чернеющих сосен Как будто пожар восстает...

- Какой пожар?

- Восход луны, конечно. Есть какая-то прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот...» Времена наших бабушек и дедушек... Ах, Боже мой, Боже мой!

- Что ты?

- Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень тебя люблю».

В заключительной части рассказа преобладают повествовательные предложения, осложненные однородными членами предложения. Создается необычное ощущение ритма, переполненности событиями жизни: «то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник», «Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца...», «занималась..., продавала..., встретила..., вышла...», «холеными ручками с серебряными ноготками... золотыми шнурочками». Все это Бунин противопоставляет внутренней пустоте, усталости героини. Она констатирует свои несчастья без всяких эмоций. Переполненность событиями жизнь оборачивается тем, что жизни - то и нет. На уровне синтаксиса антитеза выражена ярко: простые - сложные предложения, распространенность, насыщенность однородными членами предложения и их отсутствие, диалогичность - монолог героини. Сознание раскалывается: есть вчера и сейчас, прошлое и вся жизнь. Средства синтаксиса этому помогают.

Обращает внимание и мастерское использование морфологических средств языка. Так в первой части произведения глаголы поставлены в прошедшее время. Воспоминания... Героиня словно пробирается сквозь бурелом прошлого к настоящему, проживает жизнь, старится, разочаровывается: «встала», «перекрестила», «прошли», «посмотрела», «жила», «скиталась». В последней части рассказа повествование ведется с употреблением форм настоящего времени: «спрашиваю», «отвечаю», «верю», «ждет». Героиня словно пробуждается. И жизнь закончилась.

Итак, главной особенностью «бунинской» антитезы является то, что она пронизывает все уровни рассказа «Холодная осень».

  1. «Бунинская» антитеза - это способ выражения авторской позиции.
  2. Контраст Бунина - это способ отражения действительности, создания картины мира.
  3. Противопоставление используется для раскрытия мировоззренческой, философской концепции автора.
  4. Антитеза как показ катастрофичности времени на стыке двух веков, революций, войн.
  5. Контрастность психологии людей начала 20 века.
  6. Антитеза в рассказе Бунина «Холодная осень» - это прием для создания композиции, сюжета, хронотопа, пространства, системы образов, языковых особенностей.

Название сборника «Темные аллеи» вызывает в памяти образы полуразрушенных садов старых усадеб, заросших аллей московских парков. Россия, уходящая в прошлое, в небытие.

Бунин - мастер, который умеет быть неповторимым в самых банальных ситуациях, оставаться всегда целомудренным и чистым, ибо любовь для него всегда единственна и свята. В «Темных аллеях» любовь чужда понятию греха: «Ведь ото всего остаются в душе жестокие слезы, то есть воспоминания, которые особенно жестоки, мучительны, если вспоминаешь что-нибудь счастливое». Может быть, в тоске новелл «Темных аллей» обретает голос застарелая боль от пережитого когда-то счастья.

Бунин не философ, не моралист и не психолог. Для него важнее, какой закат был, когда герои прощались и куда-то ехали, чем цель их поездки. «Он всегда был чужд как богоискательству, так и богоборчеству.» Поэтому бессмысленно искать глубокий смысл в поступках героев. «Холодная осень» - это рассказ, где о любви, собственно, не говорится. Это произведение - единственное с документально точной хронологией. Язык повествования подчеркнуто сух... Сидит где-то в прибрежном ресторанчике пожилая женщина, опрятно одетая и, нервно теребя платок, рассказывает свою историю случайному собеседнику. Эмоций уже нет - все давно пережито. Она одинаково обыденно говорит и о гибели жениха, и о равнодушии приемной дочери. Как правило, у Бунина действие сконцентрировано в коротком временном интервале. «Холодная осень» - это не просто отрезок жизни, это - хроника всей жизни. Земная любовь, смертью оборванная, но, благодаря этой смерти неземной ставшая. И под конец своей бурной жизни героиня вдруг понимает, что ничего, кроме этой любви, у нее не было. «Бунин в пору своей безрадостной «холодной осени», пережив революцию и изгнание, в дни одной из самых страшных войн пишет рассказ о любви, как и Боккаччо писал «Декамерон» во время чумы. Ибо вспышки этого неземного огня и есть тот свет, который освещает путь человечества.» Как говорила одна из героинь «Темных аллей»: «Всякая любовь - великое счастье, даже если она не разделена».

Список использованной литературы

  1. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. Нью-Йорк, 1985.
  2. Александрова В.А. «Темные аллеи» // Новый журнал, 1947 №15.
  3. Афанасьев В.О. О некоторых чертах поздней лирической прозы Бунина // Известия АН СССР. Отд. Литературы и языка, 1979, т.29 вып.6.
  4. Бабореко А.К. Бунин во время войны 1943-1944 // Даугава, 1980 №10.
  5. Долгополов Л.О. О некоторых особенностях реализма позднего Бунина// Русская литература, 1973 №2.
  6. Муромцева - Бунина В.Н. Жизнь Бунина, Париж, 1958.
  7. Школа классики. Критика и комментарии. Серебряный век. 1998.

Пережив две мировые войны, революцию и эмиграцию, нобелевский лауреат, русский писатель Иван Бунин в семьдесят четыре года создает цикл рассказов под названием «Темные аллеи». Все его произведения посвящены одной вечной теме — любви.

Сборник состоит из 38 повестей, среди остальных выделяется рассказ под названием «Холодная осень». Любовь здесь представлена как незримый идеал, чувство, которое героиня проносит через всю жизнь. Читается рассказ на одном дыхании, оставляя после себя ощущение утраченной любви и веры в бессмертие души.

Бунин и сам выделял этот рассказ среди остальных. Повествование начинается словно бы с середины. Дворянская семья, состоящая из отца, матери и дочери отмечают на Петров день именины главы семейства. Среди гостей находится будущий жених главной героини. Отец девушки с гордостью объявляет о помолвке дочери, но спустя несколько дней все меняется: в газете печатают сенсационное известие - в Сараево убили кронпринца Фердинанда, ситуация в мире накалилась, грядет война.

Время позднее, родители тактично оставляют молодых наедине и уходят спать. Влюбленные не знают, как унять волнение. Девушка почему-то желает разложить пасьянс (обычно в трепетные минуты хочется заняться чем-то обыденным), но молодому человеку не сидится на месте. Декламируя стихи Фета, они выходят во двор. Кульминацией этой части рассказа становится поцелуй и слова жениха о том, что если его убьют, пусть она поживет, порадуется жизни, а потом придет к нему…

Драматические события в рассказе «Холодная осень»

Если не хватает времени на чтение, ознакомьтесь с кратким содержанием «Холодной осени» Бунина. Описание небольшое, поэтому будет несложно прочесть его до конца.

Спустя месяц его убили, это «странное слово» постоянно звучит в ее ушах. Автор резко переносится в будущее и описывает состояние героини спустя тридцать лет. Это уже немолодая женщина, которой суждено было пройти, как и многим, кто не принял революцию, все круги ада. Как и все, она потихоньку продавала солдатам в папахах и расстегнутых шинелях (эту важную деталь подчеркивает автор) что-то из имущества, и вдруг встретила отставного военного, человека редкостной душевной красоты. Он был намного старше ее, поэтому вскоре предложил руку и сердце.

Как и многие, они эмигрировали, переодевшись в крестьянские одежды в Екатеринодар и прожили там два года. После отступления белых они решили отплыть в Турцию, вместе с ними бежали племянник мужа с молодой женой и семимесячной дочерью. По дороге муж скончался от тифа, племянник с женой примкнули к армии Врангеля, оставив дочь и пропав без вести.

Тяготы эмиграции

Дальше повествование (краткое содержание «Холодной осени» Бунина представлено в статье) становится трагическим. Героине пришлось тяжелым трудом, скитаясь по всей Европе, зарабатывать себе и девочке на жизнь. В благодарность она не получила ничего. Приемная дочь оказалась «настоящей француженкой»: она устроилась в парижский шоколадный магазин, превратилась в холеную молодую женщину и совсем забыла о существовании своей попечительницы, которой пришлось нищенствовать в Ницце. Героиня не осуждает никого, это заметно по словам: в конце повести она говорит, что пожила, порадовалась, остается лишь встреча с любимым.

Анализ «Холодной осени» Бунина

Большей частью писатель излагает свои произведения по привычной схеме, от третьего лица, начиная с воспоминаний главного героя о трепетных минутах в жизни, вспышках чувств и неминуемом расставании.

В рассказе «Холодная осень» Бунин меняет хронологию событий.

Повествование ведется от лица героини, это придает повести эмоциональную окраску. Читателю неизвестно, когда она познакомилась с женихом, но уже понятно, что между ними есть чувства, поэтому на именинах ее отец объявляет о помолвке. Приехав проститься в дом невесты, герой чувствует, что это последняя встреча. Бунин краткими, но емкими образами описывает последние совместные минуты героев. Сдержанность героев контрастирует с тем волнением, которое они испытывали. Слова «безразлично отозвалась», «притворно вздохнул», «рассеянно глядел» и так далее характеризуют в целом аристократов того времени, среди которых не было принято чрезмерно говорить о чувствах.

Герой понимает, что это его последняя встреча с возлюбленной, поэтому он старается запечатлеть в памяти все, что связано с его любимой, в том числе и природу. Ему «грустно и хорошо», «жутко и трогательно», он боится неизвестности, но храбро идет положить жизнь за «други своя».

Гимн любви

Темы «Холодной осени» Бунин коснулся уже будучи в зрелом возрасте, пройдя все тяготы жизни и получив международное признание.

Цикл «Темные аллеи» — это гимн любви не только платонической, но и физической. Произведения сборника — это, скорее, поэзия, чем проза. В рассказе нет полных впечатления батальных сцен, Бунин проблемой «Холодной осени» — драматичного повествования о любви — считает войну, которая разрушает судьбы людей, создавая для них невыносимые условия, и тех, кто развязывают ее, в ответе за будущее. Об этом пишет русский писатель-эмигрант Иван Бунин.

Остальные герои рассказа "Холодная осень"

Любовная драма развивается на фоне первой мировой войны. Время в рассказе словно бы замедляется, когда речь идет о главных героях. Большая часть описания посвящается молодым людям, скорее, одному вечеру из их жизни. Остальные тридцать лет помещаются в одном абзаце. Второстепенные герои рассказа «Холодная осень» Бунина Ивана Алексеевича описаны двумя-тремя чертами. Отец, мать девушки, хозяйка квартиры, которая приютила и издевалась над ней, муж главной героини и даже племянник с молодой женой показаны в трагическом свете. Другой характерной особенностью произведения является то, что ни у кого нет имен.

И это символично. Бунинские герои - это собирательные образы того времени. Они не конкретные люди, а те, кто пострадал во время Первой мировой войны, а позже и гражданской.

Две основные части повествования

Анализируя «Холодную осень» Бунина понимаешь, что рассказ разделен на две части: локальную и историческую. В локальной задействованы герои, их проблемы, близкое окружение, а в историческую часть вошли такие имена и термины как Фердинанд, Первая мировая война, европейские города и страны, например, Париж, Ницца, Турция, Франция, Екатеринодар, Крым, Новочеркасск и так далее. Этот прием погружает читателя в конкретную эпоху. На примере одной семьи можно глубоко вжиться в состояние людей того времени. Очевидно, что писатель осуждает войну и ту разрушительную силу, которую она несет. Не случайно лучшие книги и кинофильмы о войне пишутся и снимаются без военных сцен. Так, фильм «Белорусский вокзал» - картина о судьбах людей, выживших после Великой отечественной войны. Фильм считается шедевром отечественного кинематографа, хотя в нем полностью отсутствуют батальные сцены.

Заключительная часть

Когда-то великий русский писатель Лев Толстой сказал Ивану Алексеевичу Бунину, что счастья в жизни нет, есть только мгновения, зарницы этого чувства, которые следует беречь, ценить и жить ими. Герой рассказа «Холодная осень», уходя на фронт, просил любимую пожить, порадоваться на свете даже если он будет убит. Но было ли счастье в ее жизни, что она видела и испытала? Героиня сама отвечает на этот вопрос: был только один холодный осенний день, когда она была по-настоящему счастлива. Остальное для нее кажется ненужным сном. Но этот вечер был, воспоминания о нем грели ее душу и давали силы жить без отчаяния.

Что бы ни случилось в жизни человека, эти события были, подарили опыт и мудрость. Каждый заслуживает того, о чем мечтает. Женщина с нелегкой судьбой была счастлива, потому что ее жизнь озаряла зарница воспоминаний.



В продолжение темы:
Мужская мода

Галилей был первым ученым, исследовавшим космос с помощью телескопа. В 1609 году итальянец сделал ряд важнейших астрономических открытий, подтверждавших теорию Коперника о...