Виды планов, формы планирования, экономика предприятия. Виды и формы планирования в доу Сколько лет включает в себя перспективное планирование

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в ДОУ

из опыта работы

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

Года;

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Давайте запишем первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.

  1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
  2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
  3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

Как Вы думаете, какую цель преследуют первые 3 принципа?

(Сохранение и укрепление здоровья детей). Откройте 1 страницу и скажите какие пункты необходимо выполнять при реализации 1 принципа?... 2 принципа?....

3 принципа?

  1. Учет местных и региональных особенностей климата.

Почти все комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в коррекции не нуждаются.

  1. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
  2. Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
  3. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
  4. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
  5. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
  6. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
  7. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:

1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения;

2 день – учить детей заранее придумывать план игры;

3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин»,обратить внимание на

Культуру общения;

4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;

5 день - воспитывать доброжелательное отношение к детям.

  1. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
  2. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.

  1. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)

Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как

Живут птицы в лесу?…).

  1. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

  1. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

А) игровая деятельность;

Б) социальное развитие;

В) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

Подвижные игры);

Г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,

Эксперименты);

Д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,

Изобразительная);

Е) элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

  1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
  2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

  1. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день .

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

  1. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  2. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
  3. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:

  1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
  2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую

Подготовку.

  1. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается

Использование колющих и режущих предметов труда.

  1. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
  2. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

Комплекс меняется через две недели.

ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными

Изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся

Чаще.

  1. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,

соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в

Старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к

Занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили

Материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.

6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей

Необходимо формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

ВЕЧЕР. Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:

1. Все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные,

Подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и

Потребности детей.

2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз

В неделю (в четверг или пятницу).

Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

  1. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.

Планировать знакомый вид дежурства нет

Необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной

Деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы

Воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с

Робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на

Занятии эти дети чувствовали себя увереннее.

6. Работа с родителями.

7. Работа по ЗКР.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:

Тема.

Задачи (программное содержание).

Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

Оборудование.

Активизация словаря.

Методы и приемы.

Источник.

В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

Н: ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.

2. Схема-сетка.

1 страница – список детей.

2 страница – сетка занятий.

3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.

Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.

В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.

Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.

Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,

Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

СХЕМА - СЕТКА

календарное планирование на 1 неделю

Игра

наблюдение

познават.разв.

Труд

развлечение

индивид.работа

1 половина дня

Дидактические, развив.

настольные.

1. с математическим

2. по экологии

3. по развитию речи

4. пальчиковые

5. ПДД, ППБ

Наблюдения из окна

за состоянием природы

птицами, снегом и пр.

В уголке природы.

1. Беседы (нравств, эколог.,

Патриот, ЗОЖ, безопасность)

2. Рассматривание

Иллюстраций.

3. Чтение художественной

Литературы.

В уголке природы

Самообслуживание

По математике,

развитию речи,

экологии

ПРОГУЛКА

Подвижные, спортивн.

сюжетно-ролевые

1. за погодой

2. за животн. и растен.

3. за изменениями в

Природе

4. за трудом взрослых

5. за транспортом

Беседы на нравственные

темы.

Закрепление знаний,

полученных на занятиях.

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

ФИЗО

Развитие речи

Подготовка к

Праздникам

2 половина дня

Сюжетно-ролевые,

строительные,

театральные, муз-дид.,

настольно-печатные…

Составление рассказов.

Пересказ.

Заучивание стихотворение.

Рассматривание картинок.

Ручной труд

Хозяйственно-

бытовой труд,

самообслуживание

1 развлечение в

неделю

ИЗО, конструирование

Математика

По подготовке к

Занятиям

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ НОД С______ ПО ______ _________________

Игра

наблюдение

познават.разв.

Труд

развлечение

индивид.работа

1 половина дня

Д/и «Чудесный

мешочек» - закреп. зн.

геом. фигур

Д/и «Из чего что варят»

овощи – фрукты

Р/и «Танграмм»

Конструктор «Лего»

П/и «Съедобное –

несъедобное».

1. Рассмотреть

распустившийся цветок

(как ухаживать)

2. За ветром из окна –

гонит тучи, раскачивает деревья (гнутся).

1. Беседа «Город в котором мы

Живем» - архитект. памятники

2. «Части суток» -что мы

Делаем утром, днем, вечером.

3. «Я люблю овощи» - учить

Составл. описательный. рассказ.

4. «Природа живая и неживая» -

кто? что?

5. «В гостях у сказки» рассматр.

иллюстраций к сказкам.

1. Учить

Самостоятельно

готовить материал

к занятиям.

2. Уход за цветами

в уголке природы

(полив)

3. Учить

самостоятельно одеваться и раздев.

1. Правильно

пользоваться вилкой –

Петя, Кирилл.

2. Закрепить понятие

гласные звуки – Артем,

Дима.

3. Цвет, форма, величина-

Артем, Юля.

4. Названия деревьев –

Катя, Дима.

5 Артикул.упр. –Юля,

Дима, Артем.

ПРОГУЛКА

П/и «Бездомный заяц»

П/и «У медведя во

Бору»

П/и «День и ночь»

Сп/и «Футбол»

Сп/упр. «Городки»

С/р и. «Шоферы»

1 За облаками – чтение стихотворения «На что

похожи облака»

2 За насекомыми –

о пользе.

3 За играми старших

детей – соблюдение

правил, дружелюбие.

4. За грузовыми

машинами.

1. За покупками в магазин» -

Закр. знания об овощах, где

Растут, что с ними делают.

2. Составление рассказов по

Теме «Осень»

1. Сбор плодов

рябина для ручного

труда

2. Привлечь детей к

уборке засохших

цветов и клумб.

3. Мытье игрушек

После прогулки.

4. Уборка

Веранды.

5.Помочь малышам

Дойти до группы.

1.Закрепить временные

понятия: утро, день,

вечер, ночь – Катя, Петя.

2.Счет в пределах 10 –

Кирилл, Артем.

3.Учить бросать мяч в

цель – Юля, Артем.

4. Повторить текст

потешки – Катя, Вера.

5. Приучать активно участвовать в играх –

Владик, Настя.

2 половина дня

С/р и «Библиотека»

С/р «Семья»

С/р Магазин»

Д/и «Что изменилось»

(внимание)

Д/и «Скажи ласково»

Стр/и «Города и

улицы»

П/и «Мышеловка»

1. Составление рассказа «Если

Бы я был волшебником»

2. Пересказ сказки «Лиса и

Кувшин» (по иллюстрациям)

3. Заучивание пословиц об

Осени.

4. «Наша улица» (рассматрива-

Ние картин по ПДД)

5. Заучивание текста

Пальчиковой гимнастики.

1.Помыть

Строитель.

2. Учимся работать

По готовой

выкройке

«Кошелек»

3.Реставрация

старых книг (учить

подклеивать,

используя кальку).

1. Литературная

Викторина

«Узнай сказку»

(по

иллюстрации

По тексту,

По загадке)

1.Учить правильно

полоскать рот – Артем,Д

2. Расширение словаря по

теме «Осень» - Андрей,

Кирилл, Вера.

3.Учить вырезать из

бумаги фигуры по

контуру-Настя,Катя.

4.Учить отвечать на

вопрос полным ответом –

Юля, Вера.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедельник

Приобщение к русской

национальной культуре:

Знакомство со сказками.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Заучивание загадок, пословиц,

поговорок.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Знакомство с народными

промыслами.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Чтение и заучивание потешек,

песенок.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Вторник

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Наблюдение за животными.

Наблюдение за птицами.

Наблюдение за насекомыми.

Наблюдение за неживой

природой.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

композиторов.

Знакомство с творчеством

композиторов.

Среда

ПДД (чтение).

ПДД (игры).

ПДД (беседа).

ПДД (наблюдение).

Экскурсия.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Игры с математическим

Количество, счет.

Игры с математическим

Форма, величина.

Игры с математическим

Время.

Игры с математическим

Ориентировка в пространстве.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Четверг

Литературный час.

Литературный час.

(мировое народное творчество)

Литературный час.

(поэтические произведения)

Литературный час.

(заучивание)

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

пятница

ППБ (беседа)

ППБ (чтение)

ППБ (игра).

ППБ (чтение).

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие речи,

мышления.

Игры на развитие речи,

мышления.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедьник

Развивающие игры

«Веселый счет»

«Количество»

Логические упражнения.

Ориентировка, форма.

«Время»

«День да ночь»

«Семь братцев»

«Времена года»

«Календарь», «Часы»

Наблюдение

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Труд

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Вторник

«Российская словесность»

развитие речи, словарь.

Составление рассказов,

творческое рассказ-ние

Пересказ.

Словесные игры.

Литературные викторины.

«Мир природы»

Растительный мир.

Животный мир.

Взаимосвязь человека с

природой.

Экология: беседы,

ситуации.

Наблюдение

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Труд

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Среда

«Учимся быть здоровыми»

Безопасность жизни.

Культура поведения,

правила этикета.

Безопасность жизни

Гигиенические основы.

Художественная литература

Чтение, драматизация,

театрализованные игры

Заучивание наизусть.

Знакомство с писателями.

Загадки и отгадки.

Наблюдение

За погодой.

За погодой.

За погодой.

За погодой.

Труд

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Четверг

«Мир вокруг нас»

«Космос»

«Вода».

«Суша».

«Воздух».

«Наша Родина»

«Наша Родина –

Россия»

«Наш город»

Труд взрослых.

«Открою сам» в клубе

«Почемучек».

Наблюдение

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

Пятница

ПДД

Чтение произведений.

Рассматривание плакатов,

иллюстраций, картин.

Создание проблемных

ситеаций, игры.

ППБ

Приобщение к русской

национальной культуре

Обряды, праздники.

Пословицы, поговорки,

народные приметы.

Экскурсия

Целевая прогулка

Наблюдение

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

Ручной труд

С бумагой.

С природным материалом,

бросовым материалом.

Строитель, составление плана.

С тканью.

Формы работы во второй младшей группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Беседы по иллюстрациям

(развитие речи, ознаком. с окружающим).

Дидактическая игра по РЭМП.

Подвижная игра.

Настольные развивающие игры с правилами.

Артикуляционная гимнастика.

Наблюдения в уголке природы (экологическое воспитание, артикуляция речи).

Рассказывание сказок по схемам-пиктограммам.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Игровая пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим (игра, общение)

Беседа по нравственному воспитанию.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Разучивание стихов.

Логоритмика.

Театрализованная деятельность.

Беседы по ОБЖ, рассказы из личного опыта.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи.

Индивидуальная работа по трудовому воспитанию.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания.

Подвижная игра.

Дидактическая игра по РЭМП.

Составление описательного рассказа.

Работа по развитию мелкой моторики рук.

Игра-эксперимент.

Вечер

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по РЭМП (предварительная подготовка к будущему занятию).

Игра-экспериментирование.

Проблемно-игровая ситуация (воспитание гуманизма, ознакомление с окружающим).

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Чтение художественной литературы.

Лепка, «обыгрывание» поделок и речевая работа.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Конструирование, «Обыгрывание» поделок.

Игровое упражнение на развитие артикуляции (звукоподражание, чистоговорки).

Динамический час.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа

По закреплению навыков владения ножницами, кисточкой клеем.

Игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Чтение художественной литературы.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Хозяйственно-бытовая деятельность (по подгруппам).

Конкурс стихов.

Игра-драматизация.

Дидактическая игра на расширение и активизацию словаря.

Музыкально-спортивное развлечение.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в средней группе .

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Наблюдение в уголке природы.

Разучивание стихов.

Элементы ТРИЗ.

Развитие фонематического слуха (автоматизация звука).

Составление рассказов по схеме (описание).

Подвижная игра.

Дидактическая игра по развитию речи.

Беседа по нравственному воспитанию (решение проблемных ситуаций, рассказы из личного опыта, рассуждение).

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Составление рассказов по схеме (повествование).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по грамматическому строю речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Народная игра.

Трудовое воспитание.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Вечер

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-экспериментирование.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра.

Предварительная работа по подготовке к аппликации (с бумагой и ножницами).

Элементы ТРИЗ.

Чтение художественной литературы.

Лепка.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по нравственному воспитанию.

Сюжетно-ролевая игра.

Составление рассказов по схемам.

Опыт.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Динамический час.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Работа по дифференциации звуков.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-экспериментирование.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа (предварительная подготовка к будущему занятию по познавательному развитию).

Сюжетно-ролевая игра.

Чтение художественной литературы.

Театрально-игровое творчество.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в старшей группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Составление рассказов по схемам (описание).

Дидактическая игра по РЭМП.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Подвижная игра.

Наблюдение в природе.

Опыт.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Составление рассказов из личного опыта (повествование и рассуждение).

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа в тетрадях по развитию мелкой моторики рук, активизации мышления и речи.

Активизирующее общение (решение проблемных ситуаций).

Разучивание стихов.

Подвижная игра.

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Вечер

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по РЭМП.

Разучивание стихов.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию памяти, внимания, мышления.

Чтение художественной литературы.

Лепка.

Театрально-игровое творчество.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Элементы ТРИЗ.

Динамический час.

Конструирование с «обыгрыванием» поделок.

Подвижная игра.

Игра-эксперимент.

Элементы ТРИЗ.

Чтение художественной литературы.

Драматизация сказки.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по активизации словаря.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа по развитию фонематического слуха.

Хозяйственно-бытовой труд.

Музыкально-спортивное развлечение; конкурс чтецов, загадок и т.п.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в подготовительной к школе группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Активизирующее общение (рассказы из личного опыта, решение проблемных ситуаций).

Наблюдение и труд в уголке природы.

Индивидуальное обсуждение выполнения «домашних заданий» в тетрадях.

Подвижная игра.

Составление рассказов по схемам (повествование, описание).

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Игра-эксперимент.

Хозяйственно-бытовой труд.

Развивающая игра (логическое и пространственное мышление.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Разучивание стихов.

Беседа (социально-нравственное воспитание).

Развивающая игра (пространственное и логическое мышление, воображение).

Подвижная игра.

Беседы с применением пиктограмм по ОБЖ.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Подвижная игра.

Игра-забава (народная, хороводная, малой подвижности).

Драматизация сказки.

Вечер

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра.

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте.

Дидактическая игра по РЭМП.

Индивидуальная работа

по развитию фонематического слуха, элементов звукового анализа слова.

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию по познавательному развитию.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра.

Опыт.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Дидактические и развивающие упражнения с использованием карточек (внимание, память, моторика рук).

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию изобразительного цикла.

Подвижная игра.

Чтение художественной литературы.

Дидактическая игра на активизацию словаря.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Хозяйственно-бытовой труд.

Элементы ТРИЗ.

Игра-экспериментирование.

Дидактическая игра (грамматический строй речи).

Индивидуальная работа по РЭМП.

Конструирование, обыгрывание поделок (2-я неделя- музыкально-спортивное развлечение).

Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).

Вариант 1.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).
  3. Оборудование.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):
  1. Организационный момент (мотивация)
  2. Первая часть (закрепление пройденного материала)
  3. Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий словарного запаса)
  4. Третья часть (закрепление нового материала)
  5. Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Вариант 2.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)
  3. Специально организованное рабочее пространство.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы:

а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность предстоящей деятельностью.

б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности – стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию занятия.

в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее.

Четвертая часть (заключительная).

Разнообразие методов и приемов.

Словесные:

  1. рассказ Воспитателю увлекаться словесными методами
  2. чтение обучения нельзя – это приводит к
  3. беседа формальному усвоению знаний.

Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала

Всех органов чувств –слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

  1. Наблюдение Самые необходимые методы в процессе Демонстрация первоначального обучения.
  2. Рассматривание

Организационные:

  1. интригующее начало
  2. эмоциональная завязка
  3. сюрпризный момент и т. д.

Мотивирующие:

  1. создание ситуации занимательности
  2. загадывание загадок
  3. создание ситуации новизны
  4. эффект удивления и т.д.

Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

  1. создание ситуации столкновения мнений
  2. игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
  3. игровое упражнение
  4. эвристический метод – метод открытий
  5. проведение опыта
  6. экспериментирование
  7. проблемно-поисковые методы

Календарно-тематическое планирование

Учебный год

Вид деятельности _______________________________________________

Возрастная группа_______________________________________________

Программа ___________________________________________________________________
_(комплексная, парциальная

_____________________________________________________________________________

Дата

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная и самостоятельная деятельности

месяц

неделя

Тема НОД

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

Игры, игровые упражнения, чтение, заучивание, наблюдение, опыты. Эксперименты, экскурсии, поисково-исследовательская деятельность и пр.

(1-3 мероприятия)

  1. Данный вид планирования разрабатывается на весь учебный год.
  2. Количество НОД должно соответствовать учебному плану ДОУ.
  3. Программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и требованиям программы.
  4. В 5 графе обязательно указание метод.литературы и страницы.
  5. Темы должны соответствовать программе.
  6. Совместная деятельность определяется по выбору педагога.

Выстраивание эффективной бизнес-модели на предприятии во многом зависит от качества проработки менеджментом различных планов. Есть большое количество подходов к решению подобных задач. Имеются самые разные основания для классификации планов на предприятии. Какова практика корпоративного планирования, сложившаяся в российском бизнесе?

Что такое планирование?

Планирование — это, в соответствии с распространенным определением, совокупность действий человека, направленных на составление алгоритма его активностей в будущем. Как правило, осуществляется с целью оптимизации какого-либо процесса — например, ведения бизнеса. Планирование — это отличный инструмент повышения эффективности какой-либо деятельности.

Рассмотрим, в каких формах оно может быть представлено, если речь вести о сфере бизнеса, как одной из тех, в которых соответствующие активности особенно значимы.

Формы планирования

Есть 3 основные формы планирования в бизнесе: долгосрочное, среднесрочное, а также краткосрочное. При этом, в зависимости от подходов конкретных исследователей или практикующих менеджеров, они могут иметь иные наименования. Какие, например?

Так, долгосрочная форма имеет такой синоним, как перспективное планирование. Что, в принципе, логично, поскольку предполагается расчет алгоритмов, имеющих отношение к отдаленному будущему. Другое распространенное название рассматриваемой формы — стратегическое планирование. И это тоже вполне объяснимо. Компания составляет план исходя из своих стратегических приоритетов.

Можно также отметить, что среднесрочное планирование иногда именуется текущим, а краткосрочное — оперативно-производственным. Какова специфика каждой из рассматриваемых форм работы предприятия по составлению планов развития?

Специфика долгосрочного планирования

Долгосрочное планирование предполагает определение ключевых целей предпринимательских активностей компании. В его рамках фиксируются желаемые результаты деятельности фирмы с учетом располагаемых ресурсов и доступных инструментов решения задач. Бизнес-планирование долгосрочного типа предполагает составление алгоритмов, выполнение которых рассчитано на 5 лет и более. Требует вовлечения в решение соответствующих задач всех сотрудников компании, а также значительных финансовых вложений.

Долгосрочное планирование предполагает задействование менеджментом предприятий прогнозов, касающихся развития бизнеса. Просчитывается наиболее вероятная потребность в тех или иных материалах, необходимая динамика продаж выпускаемой продукции на тех или иных рынках сбыта. Если уровень проработанности прогнозов достаточен, то составляются планы, исполнение которых будет осуществляться в течение 5 и более лет, если какие-либо значимые критерии не соблюдены, то соответствующие производственные процессы рассматриваются уже в среднесрочной перспективе.

Значимость стратегии для бизнеса

Какова основная специфика, которая характеризует долгосрочное или стратегическое планирование? Для него значимы не только цели, но также и некоторые элементы проблематики, связанной с развитием бизнеса. Так, менеджмент компании, формируя соответствующие задачи, может ставить акцент на необходимости достижения конкретных показателей, за счет которых бизнес сможет преодолеть те или иные сложности (например, технологическое отставание от конкурентов) и выйти на новый уровень развития.

Перспективное планирование отличается от иных форм также уровнем принятия решений в аспекте вертикальной организации управления компанией. Соответствующего типа планы утверждают топ-менеджеры компании. Однако представлены подобного типа документы могут быть также руководителями рангом ниже, а в некоторых случаях - рядовыми специалистами, если соответствующие полномочия у них есть.

Особенности среднесрочного планирования

Среднесрочное планирование предполагает формирование алгоритмов развития компании на 2-5 лет. В документах, которые определяются в процессе соответствующих активностей, обычно присутствуют количественные показатели — в частности характеризующие динамику пользования компанией теми или иными ресурсами. Среднесрочные планы, как правило, фиксируют сведения, касающиеся вопросов финансирования тех или иных инициатив. К решению соответствующих задач обычно подключаются все сотрудники фирмы — как и в случае с долгосрочным планированием.

Ключевые аспекты краткосрочного планирования

Бывает бизнес-планирование также краткосрочного типа. Предполагает формирование алгоритмов развития предприятия, ориентированных на выполнение в пределах 1 года. Характеризуется высокой степенью детализации задач и инструментов, которые должны задействоваться в ходе их решения. Как правило, предполагает осуществление тех или иных активностей по этапам в привязке к относительно небольшим периодам — неделе, месяцу или кварталу. В то время как долгосрочные и среднесрочные задачи могут требовать подключения всех сотрудников предприятия, активности в рамках краткосрочных планов могут осуществляться отдельными подразделениями компании, обладающими наивысшей компетентностью в решении тех или иных задач, или конкретными специалистами.

Система планирования предприятия в части составления краткосрочных, или оперативно-производственных документов, предполагает периодические уточнения, касающиеся заданий изначально сформированного плана. В некоторых случаях эта процедура регламентируется в локальных нормативных актах предприятия. Так, менеджеры, ответственные за планирование, могут иметь обязательство раз в месяц или в квартал обязательно запрашивать уточненные параметры задач.

Краткосрочные планы, как мы отметили выше, могут реализовываться как при участии всех сотрудников предприятия в целом, так и конкретными подразделениями фирмы или даже отдельными специалистами. Как правило, соответствующего типа документы включают сведения об ответственных за решение тех или иных задач структурах организации либо конкретных сотрудниках. Также в краткосрочных планах могут быть прописаны механизмы информирования отдельных специалистов о необходимости решения какой-либо задачи.

Планирование — это комплексный механизм. Все его формы, рассмотренные нами, взаимосвязаны. Крайне редко бывают краткосрочные планы, которые не являются частью стратегического. Аналогично и реализация долгосрочного алгоритма затруднена без определения тактических, текущих задач и отражения их в соответствующих документах.

Классификация планов: сроки

Планирование работы компании предполагает, что соответствующие алгоритмы будут зафиксированы в особых документах — планах. Они также могут быть классифицированы по ряду оснований. В числе распространенных — сроки.

Например, долгосрочное планирование предполагает, что менеджерами, ответственными за решение соответствующего типа задач, будут разработаны два типа планов — перспективные и долгосрочные. В свою очередь, среднесрочные активности должны будут сопровождаться созданием планов, предполагающих решение задач, характеризующихся умеренной длительностью сроков реализации.

Существует особый тип планов — текущие. Они чаще всего отражают следование компании алгоритмам в аспекте решения краткосрочных задач, а в ряде случаев — среднесрочных (собственно, в этом случае понятна природа синонима данной формы планирования, о котором мы сказали выше) и долгосрочных (например, в части их детализации).

Текущие планы, в свою очередь, также могут быть классифицированы на несколько категорий. В числе таковых — функциональные планы. Их создание нужно для своевременного внедрения решений менеджмента на тех или иных участках производства, которые характеризуются изменчивостью. Система планирования предприятия может предусматривать создание данных документов, если стоят задачи, требующие скорейшего выполнения.

Существуют единовременные планы, также относимые к текущим. Они создаются, если стоит задача внедрить некую совокупность активностей в производственный процесс, которая может носить вспомогательный характер либо предполагает дополнительные действия, которые нужно осуществить тем или иным сотрудникам. Главный признак единовременного плана — он не предполагает цикличности активностей. Группа планирования разрабатывает подобные документы с целью быстрого решения конкретной задачи.

Есть также так называемые стабильные планы. Они направлены на улучшение показателей эффективности предприятия на сформировавшихся, постоянных участках производственного процесса. Как правило, документы, в виде которых формируются стабильные планы, характеризуются высокой степенью детализации.

Классификация планов: сегмент деятельности

На российских предприятиях применяются самые разные основания для классификации планов. В числе популярных — сегмент хозяйственной деятельности. Так, процесс планирования на предприятиях может предполагать разработку соответствующих алгоритмов для подразделений следующих типов:

  • научно-исследовательские отделы, опытно-конструкторские структуры (в этом случае для них разрабатываются планы по созданию неких образцов продукции или решений);
  • фабричные цеха, линии по сборке продукции (для них создаются производственные планы);
  • отдел продаж (перед специалистами соответствующего подразделения может ставиться задача достичь каких-то цифр — также в соответствии с установленными алгоритмами);
  • финансовый отдел (для работающих в нем сотрудников разрабатываются соответствующие планы).

Безусловно, список можно продолжать. На большинстве предприятий значительное внимание уделяется активностям, связанным с развитием кадров. В рамках данного направления деятельности предприятие может осуществить, например, планирование образовательной работы, предполагающее, что специалисты будут направляться на дополнительное обучение в те или иные учреждения. В компании могут реализовываться активности, прямо не связанные с производственной деятельностью. Например, это может быть тематическое планирование корпоративных программ.

Распространенное основание для классификации планов — специфика организационной структуры фирмы. Так, могут разрабатываться алгоритмы, реализация которых должна осуществляться головным офисом, дочерней структурой или, например, переложена на франчайзи, либо в ведение конкретного подразделения компании.

Финансовое планирование, а также активности, связанные с составлением производственных алгоритмов, планов научных разработок или продаж, образуют систему. То есть, как и в случае с формами соответствующих активностей — стратегической, среднесрочной и краткосрочной, наблюдается взаимная зависимость элементов. Планирование — это во всех аспектах комплексное явление.

Структурирование планов

Рассмотрим то, как может осуществляться структурирование планов на примере составления алгоритма развития предприятия в части финансов. Работа в данном направлении предполагает проработку следующих ключевых этапов:

  • формирование подходов к определению стадий реализации алгоритма, заложенного в план;
  • исследование факторов, влияющих на процесс решения поставленных задач;
  • определение стратегических целей активностей фирмы по финансовому направлению;
  • формирование ключевых положений финансовой политики организации;
  • разработка необходимых мероприятий, связанных с обеспечением стратегии фирмы в части финансов;
  • определение критериев оценки денежной политики фирмы;
  • разработка ключевых показателей эффективности работы менеджеров и сотрудников в финансовых подразделениях предприятия.

Как только определены соответствующие положения финансового плана, то определяются конкретные элементы его реализации: например, в аспекте налоговых активностей, выпуска ценных бумаг, выплаты дивидендов и т. д. После этого менеджеры предприятия формулируют задачи, решение которых будет условием успешной реализации финансового плана организации. Назначаются ответственные за обеспечение нужного результата сотрудники фирмы, а также те, кто должен будет контролировать их деятельность или помогать им.

Как только финансовый план реализован, на предприятии обычно осуществляется оценка его эффективности. Критерии здесь могут быть самые разные — например, согласованность соответствующего направления политики развития фирмы с другими сферами активностей организации.

Аналогичным образом структурируется любой другой план — производственный или связанный с научными разработками.

Методы планирования

Рассмотрим, посредством каких методов может осуществляться планирование работы на предприятии. В российском бизнесе сложилась следующая их совокупность.

В числе самых популярных методов планирования — балансовый. Он предполагает, что в процессе составления соответствующих алгоритмов развития фирмы будут определяться связи между реальными потребностями компании в тех или иных ресурсах и необходимыми этапами решения задач. Финансовое планирование во многом использует именно этот метод.

При эффективном задействовании подхода, о котором идет речь, производственная программа может быть составлена с учетом конкретных мощностей, которые есть у предприятия, а также при их сопоставлении с кадровым составом фирмы. В процессе реализации данного метода планирования специалисты соответствующих подразделений могут составлять различные балансы: финансовый, материальный или, например, отражающий распределение рабочего времени сотрудников.

Процесс планирования может осуществляться посредством расчетно-аналитического метода. Его специфика - в использовании подходов, с помощью которых план анализируется на предмет факторов, от которых зависит выполнение количественных показателей. В расчет могут включаться различные индексы и зависимости, имеющие практическую полезность.

Есть математические методы планирования. С их помощью менеджмент предприятия может, к примеру, разработать модели, в рамках которых будут определены зависимости результатов деятельности компании, выражаемых в денежном виде, от количественных характеристик результатов активностей.

Специалисты выделяют также программный метод. Он позволяет менеджменту предприятия осуществлять планирование деятельности, исходя из комплексного алгоритма, предполагающего выполнение в рамках тех или иных этапов в соответствии с заданной схемой. Программный метод планирования предполагает, вероятно, наибольшую детализацию алгоритмов, так как значимую роль может играть каждая локально решаемая задача.

Разнообразные виды планов регулярно составляются руководством предприятий. От того, насколько четко, качественно и подробно они будут составлены, во многом зависит успех работы и достижение высоких результатов. Это своего рода ориентир, который помогает предприятию двигаться в правильном направлении с учетом внешней ситуации и степени обеспеченности ресурсами.

Планы и планирование

Планирование - это деятельность по определению перспективного состояния и функционирования фирмы. Оно играет огромную роль в деятельности организации и несет в себе несколько важных функций:

  • определение перспектив развития предприятия;
  • обеспечение экономии материальных ресурсов;
  • снижение риска разорения и банкротства ввиду непредвиденных колебаний в экономике;
  • своевременное реагирование на изменение рыночной конъюнктуры;
  • повышение эффективности работы.

План - это утвержденный документ, который содержит определенный перечень действий, целей, методов и цифровых показателей, составляемый на указанный период. Кроме того, он включает сведения об имеющихся и недостающих ресурсах, которые призваны обеспечить наиболее полное соответствие полученных результатов ранее заявленным.

Принципы составления планов

Все виды планов составляются на основании определенных принципов:

  • объективная необходимость, продиктованная современными экономическими условиями;
  • все показатели должны быть конкретными и обладать численным измерением;
  • план должен иметь четкие временные границы;
  • все цифры должны быть реалистичными и обоснованными (исходить следует из наличия ресурсов на предприятии);
  • форма составления программы должна быть гибкой, чтобы имелась возможность приспосабливаться к изменениям во внешней и внутренней среде;
  • планирование должно производиться комплексно и охватывать все сферы деятельности предприятия;
  • программы по всем структурным подразделениям не должны противоречить друг другу;
  • все составленные и заверенные планы являются обязательными к исполнению;
  • нацеленность на достижение максимального экономического результата;
  • на каждой из стадий должно быть разработано несколько альтернатив, среди которых выбирается впоследствии оптимальная.

Соблюдение данных принципов позволяет сделать планы реальными, подробными, а главное - эффективными.

Какими бывают планы

В соответствии с различными классификационными признаками, различают следующие виды планов (для лучшей наглядности материал мы оформили в виде таблицы).

Признак Виды
По времени Краткосрочные.

Среднесрочные.

Долгосрочные.

По целям Тактические.

Оперативные.

Стратегические.

По точности Детализированные.

Укрупненные.

По сфере применения Корпоративные.
По содержанию Производства и реализации продукции.

Снабжения.

Кадровые.

Издержек.

Финансово-инвестиционные.

Социальные.

По ориентиру Реактивные (вследствие каких-либо событий либо на основании предшествующего опыта).

Интерактивные (предусматривают взаимодействие прошлых, будущих и настоящих показателей).

Все перечисленные квалификационные признаки могут существовать как по-отдельности, так и пересекаться в одном плановом документе.

Бизнес-план

Для привлечения инвестиций или же для получения кредита на развитие собственного дела необходимо правильно презентовать свою идею. Для этого необходимо составить бизнес-план, который представляет собой сведения об организации, а также ее финансовые показатели. Состоит он из следующих разделов:

  • для начала составляется краткое резюме, которое отражает общее содержание документа;
  • далее описываются цели реализации проекта, а также задачи, которые призваны обеспечить их достижение (данная составляющая плана должна отражать не только философию организации, но также и ее нацеленность на материальный результат);
  • информация о деятельности фирмы;
  • анализ ситуации в отрасли, а также описание конкурентной среды;
  • целевая аудитория и рынки сбыта;
  • маркетинговая стратегия и рекламные мероприятия;
  • технология производства;
  • организационная структура и мероприятия по обеспечению деятельности;
  • информация о плановой численности и структуре персонала;
  • финансовая часть (эта составляющая плана должна содержать расчеты всех экономических показателей);
  • ответственность предприятия;
  • непредвиденные обстоятельства и ликвидация бизнеса.

План проверок

Работа предприятия требует непрерывного контроля соответствия заданным показателям. Для этого составляется план проверок для организации в целом, а также для каждого подразделения в отдельности. Аналогичные документы также составляются налоговыми и другими контролирующими службами. На предприятии проверки могут проводиться как собственными силами, так и с привлечением посторонних лиц и организаций. Это также должно быть прописано в плане.

Определение перспективной стратегии

Стратегическое планирование - это процесс определения желаемого будущего состояния предприятия путем анализа, прогнозирования и целеполагания. Можно сказать, что это определенный набор действий по созданию долгосрочных перспектив для организации.

Стратегическое планирование может включать в себя следующие моменты:

  • распределение материальных и технических ресурсов между подразделениями организации;
  • реагирование на изменения внешней среды, а также завоевание собственной ниши на рынке;
  • возможное будущее изменение организационной формы предприятия;
  • координация управленческих действий во внутренней среде;
  • анализ прошлого опыта применительно к будущим планам.

Стратегия деятельности предприятия разрабатывается топ-менеджерами фирмы. Она обязательно должна быть подкреплена финансовыми расчетами на основании ретроспективного анализа. Одним из главных требований к подобного рода планам является гибкость, ведь внешняя среда достаточно нестабильна. Также при разработке стратегии нужно учесть тот факт, что затраты на ее реализацию должны быть полностью оправданы ожидаемыми результатами.

Развитие предприятия

План развития предприятия подразумевает кардинальные изменения как в экономической, так и в организационной системе фирмы. При этом должен наблюдаться значительный финансовый и технологический рост. Центральное место занимает увеличение объемов производимой продукции и, как следствие, чистой прибыли.

Стратегический план развития предприятия может быть разработан по следующим основным направлениям:

  • усовершенствование производственной программы;
  • внедрение достижений научно-технического прогресса;
  • повышение эффективности производства за счет увеличения показателей производительности труда и материалоотдачи;
  • план по строительству новых сооружений, а также установке нового оборудования;
  • совершенствование кадровой структуры и состава;
  • улучшение социального положения работников;
  • внедрение экологически чистых систем производства.

Перспективные планы

Перспективные планы - это важнейшая составляющая деятельности руководителей, которая во многом определяет эффективность работы фирмы в целом. В ходе их разработки должны быть указаны не только конкретные цели, но также и ресурсы, которые будут использоваться при их достижении. Кроме того, должны быть определены сроки реализации запланированных мероприятий. Можно сказать, что нужно не просто определить направления деятельности, но также и предвидеть варианты развития ситуации во внешней среде.

Перспективные планы основаны на прогнозах касательно будущей экономической ситуации как внутри организации, так и за ее пределами. Период составления такой программы может охватывать промежуток времени вплоть до 15 лет.

Финансовое планирование

Финансовый план неразрывно взаимосвязан с разработкой экономических и социальных вопросов. В нем отражается использование материальных ресурсов, а также планируемая себестоимость готовой продукции. Также при составлении данного документа должно быть предусмотрено использование имеющихся материальных запасов и финансовых ресурсов с целью совершенствования процесса производства.

Финансовый план по своей форме напоминает бухгалтерский баланс. В нем должны быть четко прописаны все статьи, которые касаются доходной и расходной частей. В приходном разделе отображаются такие операции, как поступления от участия в капитале, проценты по депозитным счетам и прочее. Говоря о затратах, отмечают амортизацию, погашение задолженностей и так далее.

Годовой план предприятия

Практически каждое производственное (и даже непроизводственное) предприятие считает обязательным составлять план работы на год. В нем прописываются такие моменты, как затраты на производство узлов и деталей, а также себестоимость готовой продукции, выручка, которую предполагается получить, а также суммы обязательных платежей.

Годовой план представляет собой нечто вроде прогноза. Он основан на тенденциях развития самого предприятия, а также отрасли и рынка в целом. Данные прогнозы составляются на основе данных за предыдущие периоды, учитывая при этом возможные отклонения и непредвиденные колебания экономики.

На крупных предприятиях недостаточно составить годовой план только лишь для организации в целом. Требуются финансовые расчеты и детализация экономических показателей по каждому подразделению. При этом такие планы должны быть увязаны между собой и не иметь противоречий.

Составление оперативного плана

Оперативный план работы позволяет обеспечить выполнение стратегических целей предприятия. В отличие от долгосрочных планов, данная разновидность регулирует текущую деятельность фирмы. Такой документ может охватывать период длительностью до трех месяцев.

  • организационная структура предприятия, которая должна претерпеть изменения или же остаться в прежнем состоянии;
  • манипуляции с имеющейся технологической базой или же приобретение нового оборудования;
  • повышение эффективности экономической эффективности в целом или же ее отдельных показателей;
  • определение выгодности координат самого предприятия или же его основных контрагентов;
  • совершенствование процедуры управления производственными запасами с целью обеспечения их экономии;
  • совершенствование процессов контроля качества продукции на всех этапах ее изготовления;
  • повышение репутации фирмы среди поставщиков и клиентов за счет улучшения имиджа.

Процедура составления планов

Составление планов работы предприятий подразумевает прохождение нескольких последовательных этапов:

  • определение возможных проблем и рисков, с которыми предприятие может столкнуться в перспективном периоде;
  • определение целей работы предприятия, а также их четкое экономическое обоснование и оценка реальности их выполнения;
  • планирование материально-технического и финансового состояния предприятия; оценка стоимости ресурсов, которые необходимы для достижения поставленных задач;
  • детализация целей путем разделения их на отдельные конкретные задачи;
  • разработка мероприятий по контролю за исполнением планов, а также определение их графика.

Без составления четких и развернутых планов невозможно обеспечить бесперебойное и эффективное функционирование предприятия. Руководство должно иметь четкое представление о целях деятельности, а также о средствах, которые понадобятся для их достижения. Кроме того, все виды планов дают возможность предприятию смягчить влияние экономических колебаний.

7. Сущность перспективного планирования

В настоящее время сущность перспективного планирования приобрела весомое значение. Этот вид планирования имеет отличие от других. Перспективный план – это план, разрабатываемый на период 10-20 лет (наиболее распространенный вариант – 10-летний план). Перспективное планирование предусматривает прогноз долгосрочного характера, т. е. развитие предприятия в перспективе.

Основные задачи, которые помогает решать перспективное планирование, выглядят следующим образом:

1) выделение источников финансирования инвестиционных вложений, их размеры и направления;

2) внедрение передовых разработок техники и технологий;

3) диверсификация производства;

4) капиталовложения в международном масштабе в случае расширения рынка;

5) совершенствование управленческой структуры, кадровой политики.

В современных условиях, когда развитие экономики может происходить стихийно и непредвиденно, перспективное планирование призвано определять количественные показатели в отличие от других видов планирования, отражающих качественные показатели. Система перспективного планирования включает в себя такие виды планов, как долгосрочные и стратегические. В системе долгосрочного планирования используется метод применения фактических результатов за истекшие периоды с оптимистическим прогнозом, с некоторым завышением показателей на будущее. Стратегическое планирование предусматривает комплексное изучение проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, на основании чего и формируются плановые показатели. При разработке планов за основу берутся:

1) анализ перспектив с учетом факторов, влияющих на результат производства;

2) анализ конкурентоспособности продукции;

3) выбор стратегии и определение приоритетов для достижения эффективности деятельности предприятия;

4) анализ существующих видов деятельности и анализ новых, более результативных видов.

При разработке стратегии необходимо учитывать возможности предприятия.

При долгосрочном планировании разрабатываются планы действий и финансовых результатов, к которым необходимо стремиться в течение планового периода. По истечении отчетного периода, фактические показатели сравниваются с плановыми, выявляются отклонения и факторы, повлиявшие на эти отклонения.

Долгосрочное планирование подразумевает прогноз финансового состояния на долгосрочный период, и это достаточно трудоемкий процесс, так как здесь необходимо учитывать не только план развития предприятия, но и развитие экономики в целом. Именно от полноценного анализа и учета всех (даже самых незначительных) деталей зависит успех перспективного планирования. Текущее планирование определяет развитие предприятия в краткосрочном периоде. Стратегический план формируется на основе стратегии предприятия, что подразумевает решения относительно сфер и направлений деятельности. Такие планы разрабатываются руководством высшего звена.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЮ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Урбанистика. часть 3 автора Глазычев Вячеслав Леонидович

Схема территориального планирования Новый Градостроительный кодекс так именно обозначил то, что в советское время именовалось схемой районной планировки. Различие заключается не только в этом. Районная планировка была, по определению, инструментом реализации схемы

Из книги Планирование на предприятии: Шпаргалка автора Автор неизвестен

3. ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ При свободных рыночных отношениях выделяют шесть основных принципов планирования. К числу их относят принципы системности, самостоятельности участия, непрерывности, гибкости, эффективности. В противоположность этому в условиях полного

Из книги Маркетинг: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ Виды планирования можно классифицировать по следующим признакам. 1. В зависимости от срока и степени детализации плановых расчетов планирование должно быть перспективным, текущим и оперативным. Перспективное планирование должно охватывать период

Из книги Бизнес-планирование автора Бекетова Ольга

30. СЕБЕСТОИМОСТЬ В СТРУКТУРЕ ПЛАНИРОВАНИЯ Себестоимость является одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность работы предприятия. В ней находят отражение качественные изменения в технике, технологии, организации труда и производства. Она служит

Из книги Планирование на предприятии автора Васильченко Мария

48. СУЩНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Концепция стратегического планирования в российской экономике получила широкое распространение в 90-х годах прошлого века как элемент стратегического управления. В отечественной практике использование

Из книги Энциклопедия соблазнительницы автора Исаева Виктория Сергеевна

14. СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГА Цели планирования в маркетинге заключаются в следующем:1) выбор стратегии и тактики маркетинга. Это позволяет: а) избежать ошибочных решений в построении всей коммерческой деятельности организации; б) намечать более эффективные пути

Из книги автора

4. Сущность и значение бизнес-планирования Бизнес-планирование (деловое планирование) – самостоятельный вид плановой деятельноcти, которая непосредственно связана с предпринимательством.В условиях рынка нереально добиться стабильногоуспеха в бизнесе, если не

Из книги автора

1. Сущность планирования на предприятии Планирование является одним из наиважнейших процессов, от которого зависит эффективность деятельности компании.Планирование представляет собой функцию управления. Сущность этого процесса заключается в логичном определении

Из книги автора

3. Методы планирования Под методами планирования понимают определенный способ, с помощью которого производится процесс планирования и решаются конкретные проблемы.В современной практике различают следующие методы планирования: балансовый, нормативный и

Из книги автора

4. Принципы планирования Любая теория (и наука) строится на определенных принципах, в связи с чем процесс планирования также основан на ряде научных принципов, которые и определяют направление и содержание плановой работы.Выделяются следующие принципы планирования:1)

Из книги автора

8. Сущность бюджетного планирования Наиболее эффективным видом планирования, отражающим основные цели предприятия и имеющим наибольшую точность, является среднесрочное планирование. В планах отражаются основные задачи предприятия, производственная стратегия в целом

Из книги автора

9. Сущность календарного планирования Сущность календарного планирования заключается в обеспечении каждого сотрудника предприятия информацией относительно его задания и рабочего места на ближайшее время, его роли в выполнении работ по производству конечного

Из книги автора

11. Автоматизация планирования Автоматизация имеет важнейшее значение для всего процесса планирования. Ведь фундаментом успеха и процветания является тщательно проработанный, обоснованный план, а не случайно возникшие пожелания и идеи. Руководителям, менеджерам и

Из книги автора

Пикап знакомства: как отличить перспективного мч от пикапера и серьезное знакомство от съема? Любой девушке приятно, когда с ней знакомятся. Но не все знакомства сулят отношения. Некоторые парни знакомятся ради «съема». Как распознать пикапера и устоять перед

Развитие перспективного планирования предусматривает разработку общих принципов ориентации организации на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей.

Поскольку оценка перспектив в условиях зачастую стихийного развития рынка бывает крайне неопределенна, перспективное планирование обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах, а не в количественных показателях. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений организации с учетом их потребностей и ресурсов.

Вообще перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности всей организации, в том числе в международном масштабе:

Определяются направления и размеры капиталовложений и источников их финансирования;

Внедряются технические новшества и прогрессивные технологии;

Осуществляются диверсификация производства и обновление продукции;

Определяются формы осуществления заграничных инвестиций;

Совершенствуется организация управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития организации, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей, исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития.

Текущее и среднесрочное планирование определяют промежуточные цели на пути достижения стратегических целей и задач и корректируют перспективные направления развития деятельности организации с учетом конкретной обстановки. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использования ресурсов, внедрения новой технологии. Текущие программы ориентируют оперативные подразделения организации в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения.

Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на три года. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями .

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Бизнес-план является одним из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с тем он базируется на общей концепции развития фирмы, более подробно разрабатывает экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов .

Хозяйствующий субъект - самостоятельный экономический субъект рыночной экономики. Он сам определяет направления и величину использования прибыли, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов. В этих условиях целью планирования финансов является определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины финансовых показателей. К таким показателям относятся прежде всего собственные оборотные средства, амортизационные отчисления, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта, прибыль, налоги, уплачиваемые из прибыли, и др.

К задачам планирования финансов относятся:

Обеспечение производственно-торгового процесса необходимыми финансовыми ресурсами. Определение плановых объемов необходимых денежных фондов и направления их расходования;

Установление финансовых отношений с бюджетом, банком, страховыми организациями и другими хозяйствующими субъектами;

Выявление путей наиболее рационального вложения капитала и резервов по его эффективному использованию;

Увеличение прибыли за счет экономного использования денежных средств;

Осуществление контроля за образованием и расходованием денежных средств и эффективного вложения капитала.

Важный момент финансового планирования - его стратегия. Содержанием стратегии финансового планирования хозяйствующего субъекта является определение его центров доходов (прибыли) и центров расходов. Центр доходов хозяйствующего субъекта - это его подразделение, которое приносит ему максимальную прибыль. Центр расходов - это подразделение хозяйствующего субъекта, являющееся малорентабельным или вообще некоммерческим, но играющим важную роль в общем производственно-торговом процессе. Планирование финансовых показателей осуществляется посредством определенных методов.

Методы планирования - это конкретные способы и приемы расчетов показателей. При планировании финансовых показателей могут применяться следующие методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, метод оптимизации плановых решений, экономико-математическое моделирование.

Финансовый план хозяйствующего субъекта представляет собой баланс его доходов и расходов. В состав доходов включаются прежде всего доходы, получаемые за счет устойчивых источников собственных средств. При необходимости в доходную часть включаются суммы, получаемые за счет заемных средств. К устойчивым источникам собственных доходов относятся прибыль, амортизационные отчисления, отчисления в ремонтный фонд, кредиторская задолженность, постоянно находящаяся в распоряжений хозяйствующего субъекта. Цель составления финансового плана состоит в увязке доходов с необходимыми расходами.

При превышении доходов над расходами сумма превышения направляется в резервный фонд. При превышении расходов над доходами определяется сумма недостатка финансовых средств. Эти дополнительные финансовые средства могут быть получены за счет выпуска ценных бумаг, полученных кредитов или займов, благотворительных взносов и т.п. Если источник дополнительных финансовых средств уже точно известен, то эти средства включаются в доходную часть, а возврат их - в расходную часть финансового плана. Финансовый план составляется на перспективу (пятилетку), на год с разбивкой по кварталам и на более короткий период времени (оперативный). Таким образом, финансовый план бывает пятилетним, годовым, квартальным, оперативным.

Бизнес-план представляет собой прогноз предпринимательской деятельности, разработку ориентиров и реального плана финансово-коммерческих мероприятий. Задачей бизнес-плана являются выявление проблем, с которыми столкнется предприниматель при реализации своих целей в изменчивой, неопределенной, конкурентной хозяйственной среде, и определение конкретных путей решения этих проблем. Бизнес-план выступает в различных формах. Например, он может состоять из следующих разделов:

Организационно-экономическая характеристика хозяйствующего субъекта и его бизнес-плана;

Вид продукции и услуг;

Оценка рынка сбыта продукции и услуг;

Конкуренция;

Маркетинг и продажа;

План производственно-торговой деятельности;

Менеджмент;

Оценка риска и страхование;

Финансовая стратегия и финансовый план;

Приложения.

В бизнес-плане различают два вида финансового планирования: долгосрочное и краткосрочное. Основой долгосрочного финансового планирования является определение потребности в капитале, позволяющей осуществить выбор и сроки получения кредитов, выпуска ценных бумаг, распределить капитал на собственный и заемный. Важное место в финансовой политике хозяйствующего субъекта отводится таким источникам формирования собственных средств, как ускоренная амортизация и резервный фонд. Заемные денежные средства стремятся привлекать в период оживленной конъюнктуры

Реализация финансовой стратегии в ее конкретном механизме функционирования финансов предприятия должна базироваться на определенных принципах, адекватных рыночной экономике.

Обобщение зарубежного опыта организации корпоративных финансов, опыта отечественных предприятий, анализа подходов коммерческих банков к оценке финансовой деятельности своих клиентов позволяет рекомендовать руководствоваться следующими основными принципами современной организации финансов предприятий России:

Плановости;

Финансового соотношения сроков;

Взаимозависимости финансовых показателей;

Гибкости (маневрирования);

Минимизации финансовых издержек;

Рациональности;

Финансовой устойчивости.

Реализация этих принципов должна осуществляться при разработке финансовой стратегии и организации системы управления финансами конкретного предприятия. При этом необходимо учитывать:

Сферу деятельности (материальное производство, непроизводственная сфера);

Отраслевую принадлежность (промышленность, транспорт, строительство, сельское хозяйство, торговля и т.д.);

Виды (направления) деятельности (экспорт, импорт);

Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности .

Предложения к формированию финансовой стратегии предприятия разрабатываются по объектам и составляющим генеральной финансовой стратегии в нескольких вариантах (не менее трех) с обязательной количественной оценкой предложений и оценкой их влияния на структуру баланса предприятия.

Особое внимание при разработке финансовой стратегии уделяется полноте выявления денежных доходов, мобилизации внутренних ресурсов, максимальному снижению себестоимости продукции, правильному распределению и использованию прибыли, определению потребности в оборотных средствах, рациональному использованию капитала предприятия. Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректироваться и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступлений доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, повышать рентабельность хозяйства, увеличивая денежные накопления.

Важной частью финансовой стратегии является разработка внутренних нормативов (с помощью которых определяются, например, направления распределения прибыли), успешно используемых в практике зарубежных компаний.

Таким образом, успех финансовой стратегии предприятия гарантируется при взаимоуравновешивании теории и практики финансовой стратегии; при соответствии финансовых стратегических целей реальным экономическим и финансовым возможностям через жесткую централизацию финансового стратегического руководства и гибкость его методов по мере изменения финансово-экономической ситуации.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные