Внеклассное мероприятие на тему «Юбилей Н. М, Карамзина. А будущим декабристам улыбка казалась слабостью, уступкой «тирану»

«Все прошлые юбилеи Карамзина предшествовали большим геополитическим потрясениям…»

Текст: Дмитрий Шеваров
На фото: памятник Николаю Карамзину в Бузулукском районе/vestirama.ru

Сегодня, в канун 250-летнего юбилея Николая Карамзина , который отмечается 12 декабря , мы начинаем публиковать «карамзинский сериал», посвященный яркой, сложной и во многом таинственной личности автора «Истории государства Российского».

Портрет Н. М. Карамзина. Ж-Б Дамон-Ортолани, 1805 год/Ульяновский областной художественный музей

Столетие со дня рождения (1866 год) пришлось на реформы Александра II и начало народовольческого террора.
150-летие (1916 год) выпало на третий год мировой войны и канун революции.
200-летие (1966 год) отмечалось в СССР лишь узким кругом историков в условиях назревающей жесткой конфронтации с западными странами и Китаем.
225-летие широко праздновалось в декабре 1991 года. Перестроечные толстые журналы печатали главы из карамзинской «Истории…» как самую актуальную литературу. Торжественное заседание проходило в Колонном зале. Блестящую речь о Карамзине сказал . Через две недели закончилась история Советского Союза.
Чему канун 2016-й - о том напишут потомки.

«История государства Российского»: воздушная громада

Карамзину было дано столько разнообразных дарований, что для их реализации ему необходима была длинная взлетная полоса - как тяжелому воздушному лайнеру.
Читая в учебниках краткую справку о классике, дети могут подумать, что разгонялся Карамзин очень плавно, спокойно, и летел к цели, не зная тревог и сомнений. Но карамзинская взлетная полоса была более похожа на дорогу от райцентра до заброшенной деревни: рытвины, колдобины и запрещающий знак у самой околицы, поставленный то ли в шутку, то ли всерьез.

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999 гг.)

Драм, трагедий, конфликтов в его жизни было в избытке.

В молодости — острый конфликт с влиятельным вельможей, вынужденный отъезд за границу, более похожий на

Михаил Петрович Погодин (1800-1875 гг.)

бегство. Рискованное путешествие по Европе в разгар французской революции. Ранние смерти (первой жены Елизаветы Ивановны, детей Андрея и Наташи). Война 1812 года — утрата семейного гнезда, «вся моя библиотека обратилась в пепел» , участь беженца. А еще — грубая критика, яростное противодействие влиятельных сановников, скудость средств (он никогда не брал в долг), нескончаемая работа, грозящая слепотой, и бесконечные болезни родных…
И все-таки его создание, его «История…» — эта воздушная громада! — вышла из одинокого кабинета, как из ангара, и вот уже двести лет каждый, кто оглянется на прошлое Отечества, — он, прежде всего, увидит эту гряду облаков, эти двенадцать томов Карамзина.

Улыбка Карамзина

Давно замечено, что

Натан Яковлевич Эйдельман (1930-1989 гг.)

Карамзин не дается биографам,

его личность не обрела завершенных очертаний даже под пером таких исследователей, как (автор изданной 150 лет назад, в 1866 году легендарной
книги «Николай Михайлович Карамзин, по его сочинениям, письмам и отзывам современников»), («Сотворение Карамзина») и («Последний летописец»). Николай Михайлович будто стоит за колоннадой томов своей Истории. Что ж, он любил оставаться в тени, считая, что земная слава — помеха трудам. Выход в свет был для него уступкой приличиям и поводом для самоиронии.

Юрий Михайлович Лотман (1922-1993 гг.)

Не раз был свидетелем того, как Карамзин собирался во дворец.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.)

«Однажды, — вспоминал Александр Сергеевич, — отправляясь в Павловск и надевая свою ленту, он посмотрел на меня наискось и не мог удержаться от смеха. Я прыснул, и мы оба расхохотались…»

Пушкина легко представить хохочущим. Хохочущего Карамзина — невозможно.
Должно быть, в этом виноваты портреты государственного историографа. Николай Михайлович на них выглядит сановито, официально, улыбка прячется в уголках губ.

Алексей Андреевич Аракчеев (1769-1834 гг.)

Да, Карамзин не был веселым человеком, земные скорби никогда не оставляли его, но он знал цену и доброй шутке, и приветливости. Даже отправляясь на прием к графу Аракчееву, Николай Михайлович не оставлял своей улыбки дома. , видевший до этой встречи в Карамзине врага, проводил его потом из кабинета как друга.
«В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить…» С блеском исполняя эту несомненно известную ему державинскую максиму, Николай Михайлович сделал акцент на улыбке.

Никита Михайлович Муравьёв (1795-1843 гг.)

Ровная приветливость Карамзина, его невозмутимость раздражали старых царедворцев с их каменными лицами.

А будущим декабристам улыбка казалась слабостью, уступкой «тирану».

Юный и его друзья исповедовали аскетизм, непримиримость и суровость, они не могли понять карамзинской учтивости, его располагающей к диалогу улыбки и неподдельной привязанности к царской семье. Они считали, что истина должна как камень влететь в Зимний дворец.

Неспособность оппозиции придать своей критике достойную форму заметил еще .

Николай Васильевич Гоголь (1809-1852 гг.)

И как назвал он свою статью: «Карамзин»! «Как смешны, — писал Гоголь, — т е, которые утверждают, что в России нельзя сказать полной правды и что она у нас колет глаза! Сам же выразится так нелепо и грубо, что более, нежели самой правдой, уколет глаза теми заносчивыми словами, которыми скажет свою правду, словами запальчивыми, высказывающими неряшество растрепанной души своей, и потом сам же изумляется и негодует, что от него никто не принял и не выслушал правды! Нет. Имей такую чистую, такую благоустроенную душу, какую имел Карамзин, и тогда возвещай свою правду: всё тебя выслушает, начиная от царя и до последнего нищего… И выслушает с такой любовью, с какой не выслушивается ни в какой земле ни парламентский защитник прав, ни лучший нынешний проповедник…»
Какое несчастье, что в последнее царствование рядом с Николаем II не было человека такого доброго и умного сердца, такого ясного и провидческого ума, как Карамзин. Скольких ошибок, скольких жертв Россия могла бы избежать!

Продолжение следует >>

Титульный лист юбилейного издания «Истории государства Российского» и одна из страниц книги: картина Павла Рыженко «Благословение Сергия»

Ссылки по теме:
Все статьи проекта
, 24.08.2016
, 16.08.2016
, 14.03.2016
, 21.06.2015
, 05.10.2016
, 19.09.2016
Оригинал статьи:
«Историк» - журнал «Родина»

Просмотры: 0





12 декабря 2009 года исполняется 243 года со дня рождения Николая Михайловича Карамзина - не самого востребованного, но, пожалуй, самого нужного нам сегодня русского интеллектуала.

В эпилоге своей книги "Сотворение Карамзина" Юрий Михайлович Лотман пишет: "Карамзин создавал себя - создавал писателя, создавал человека. И одновременно он создавал русской культуре образцы Писателя и Человека, которые входили в сознание поколения, формируя личности и биографии других писателей. Он создавал еще две важнейших фигуры в истории культуры: русского Читателя и русскую Читательницу".

В 1791 году, вернувшись из путешествия по Европе (он видел своими глазами Французскую революцию), Карамзин взялся издавать "Московский журнал", имея в виду привить русскому образованному обществу хороший литературный вкус. Он был убежден, что именно хороший вкус, а не занудное морализаторство - залог просвещения и общественной нравственности.

В 1801 году, после воцарения Александра I, он стал издавать "Вестник Европы" - первый русский политический журнал. Это было продолжение той же просветительской миссии, которую Карамзин сам себе избрал: теперь нужно было привить русскому обществу вкус к трезвой политической мысли. Его заботила не столько пропаганда собственных взглядов, сколько создание среды для спокойного и здравого размышления и обсуждения государственных дел - общественного мнения.

Наконец, Карамзин пришел к мысли, что русскому образованному обществу необходимо историческое сознание. Он засел за "Историю государства Российского". Это был не первый опыт систематического изложения русской истории, но уникальный по своему культурному значению труд. Готовясь к работе над "Историей", Карамзин много раз писал в письмах, в статьях, что русский читатель, читающий в основном по-французски, а в истории увлекающийся, конечно, величественным Древним Римом, должен увлечься своей родной историей. А потому нужны яркие исторические фигуры, эффектные поступки, речи и жесты, которые так завораживают у Тацита и у Плутарха. Этой идее и подчинена "История государства Российского".

До Карамзина русской историей более или менее профессионально занимались и Татищев, и Миллер, и Ломоносов, и Щербатов, и Шлецер, но никто из них не писал для широкого читателя. Именно с Карамзина русское общество начало открывать для себя родную историю. Василий Ключевский и самый занудный на свете историк Сергей Соловьев увлеклись историей не благодаря Миллеру и Ломоносову, а благодаря Карамзину.

Отбор событий и явлений русской истории, произведенный Карамзиным, их трактовки, характеристики, данные им историческим деятелям, создали матрицу русского исторического мышления. В известном смысле, все русские историки следовали за Карамзиным: перепевали его, уточняли, критиковали, спорили, меняли оценки, смещали акценты, выдвигали альтернативные объяснения, но оставались в том русле, в которое он ввел русское историческое мышление. Как ни пытались последующие историки принизить значение "Истории государства Российского", как ни объявляли ее вторичной, ненаучной, реакционной - все равно у них самих в конце концов вылезала в текстах "карамзинщина". Предложенная Карамзиным концепция русской истории настолько стройна и так тщательно обоснована, что и по сей день остается доминирующей в массовом сознании (в той мере, в какой массовому сознанию вообще свойственно историческое мышление).

Карамзин всегда подчеркивал, что в душе он - республиканец. Однако процветать, по его мнению, может лишь та республика, в которой человеческие страсти усмирены непоколебимой общественной нравственностью и гражданскими добродетелями каждого человека. Понимая несбыточность этого проекта, Карамзин настаивал на благотворности просвещенного самодержавия, при котором добродетельная и прозорливая верховная власть способна держать разрушительные человеческие страсти в узде законов, а если придется - то и силы.

С этой точки зрения Карамзин и препарирует русскую историю. Разрозненные славянские племена IX века не могут счастливо обустроить свою жизнь и стать заметными на исторической арене - нужно, чтобы их собрали под своей властью киевские князья. В разрозненных княжествах - осколках Киевской Руси - царит смута и разруха, и нужны князья московские, чтобы вновь объединить Русь и облагодетельствовать всякого ее обитателя. Стоит самодержавной власти ослабеть - и внешнее и внутреннее процветание оборачивается несчастьями и беззакониями.

Может показаться, что эта схема устарела. Однако достаточно заменить термин "самодержавие" на более общий - "сильная власть" (или, скажем, "твердая рука" или даже "вертикаль власти" - это уже дело вкуса), чтобы убедиться, что схема эта - едва ли не вечная.

Разумеется, не с Карамзина началась русская "тоска по твердой руке". Лично ему-то она уж точно не была свойственна: он был одним из немногих, кто умел быть свободным человеком в несвободном обществе, оставаясь притом ответственным гражданином. Но именно он, независимый и честный мыслитель, философски соединил эту "тоску" с соображениями государственной пользы и общего блага - и его концепция русской истории, даже помимо его воли, оказалось самой удобной для русской власти. Причем любой - хоть императорской, хоть советской, хоть ельцинской, хоть путинской. Нынешние борцы с "фальсификациями истории" едва ли сами осознают, насколько они зависимы от этого благонравного, горделиво-независимого человека, родившегося 243 года назад.

Карамзин неколебимо верил в прогресс, в то, что человечество неуклонно умнеет и делается более нравственным. Опыт следующих двух веков сделал эту веру немодной, но вместе с тем уничтожил крепостничество, дал нам всеобщее образование и медицинское обслуживание. Наша республика оказалась совсем не такой, как представлял себе Карамзин. Но, при всех оговорках, стандарты человеческой жизни за эти два столетия выросли чрезвычайно - это ли не прогресс?

В исторической концепции Карамзина потомкам проще и удобнее всего оказалось сосредоточиться на идее сильной власти, а его веру в прогресс, в умеренность, во взаимную ответственность власти и граждан, в общественную дискуссию и в хороший вкус отбросить как просветительские мечтания. Вышло странно: Карамзин был лишен многих благ прогресса, которые есть у нас, но верил в него; мы же, располагая этими благами, в него не верим. Не освященные карамзинским оптимизмом, его исторические идеи оказались выхолощены, превратились в свою противоположность.

Так что нам снова нужен Карамзин. Историко-политическое мышление он нам дал. Осталось вернуть нам его оптимизм.

Классный час, посвященный

250-летию со дня рождения Николая Михайловича Карамзина

6 класс

Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России…

(А.С. Пушкин)

1 (12) декабря 1766 родился великий писатель, историк, реформатор литературного языка, гражданин и патриот земли русской Николай Михайлович Карамзин .

Указ Президента Российской Федерации от 23 августа 2010 года № 1052 «О праздновании 250-летия со дня рождения Н.М. Карамзина»

Основоположнику русского сентиментализма Н. М. Карамзину в этом году исполнилось бы 250 лет. Казалось бы, два с половиной века, это огромный промежуток времени, поэтому произведения писателя могли отойти на задний план и потерять свою актуальность. Но этого не может случиться. Его повести, «Письма» и другие произведения читаются школьниками на одном дыхании. Встреча с ними несет современному школьнику открытие другого мира, поэтому так вели интерес к классику и его творчеству. Но Карамзин известен не только как писатель, но и как историк.

Описание: материал предназначен для проведения классного часа и внеклассного мероприятия.

Цель мероприятия: познакомиться с биографией и творчеством Н. М. Карамзина

Задачи:

Образовательные:

* кратко ознакомить учеников с биографией и творчеством Н.М.Карамзина ;

* научить знанию о творческом наследии Николая Михайловича Карамзина.

Развивающие:

* способствовать развитию критического мышления, интереса к истории, литературе;

* развить логическое мышление, внимание, речь.

Воспитательные:

* способствовать воспитанию чувства ответственности, любви к русской литературе и истории;

* способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения

Предварительная подготовка к мероприятию, оформление доски, книги, презентация.

Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; презентация Microsoft Power Point

Ход мероприятия

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на нашем классом часе мы поговорим о выдающемся человеке государства Российского и познакомимся с творчеством Николая Михайловича Карамзина. (слайд 1)

Николай Карамзин – выдающийся историк, крупнейший русский литератор эпохи сентиментализма. Автор «Истории государства Российского» (1803-1826 гг.) в двенадцати томах и редактор «Московского журнала» (1791-1792), «Вестник Европы» (1802-1803). (слайд 2)

Ученик: Реформатор русского языка обогатил язык словами-кальками, такими как « впечатление», «влияние», «промышленность», «моральный», «гармония», «катастрофа», «влюблённость», «ответственность», «человечный» и множество других.

Карамзин одним из первых начал использовать букву «Ё»

Учитель: Николай Михайлович родился 12 декабря 1766 года в поместье Знаменское села Михайловка Симбирской губернии. (слайд 3)

Карамзины происходили от татарского князя Кара-Мурзы, который крестился и стал родоначальником костромских помещиков.

Отец писателя за свою воинскую службу получил поместье в Симбирской губернии, где и прошло детство Карамзина. Тихий нрав и склонность к мечтательности он унаследовал от матери Екатерины Петровны, которой лишился в возрасте трех лет.

Отец Михаил Егорович Карамзин был среднепоместным дворянином. Маленький Николай рос в усадьбе отца, получил домашнее образование. В 1778 году Николай Михайлович отправился в Москву в пансион профессора Московского университета И. М. Шадена, где мальчик слушал лекции, получил светское воспитание, изучил в совершенстве немецкий и французский языки, читал по-английски и по-итальянски. По окончании пансиона в 1781 году Карамзин покинул Москву и определился в Петербурге в Преображенский полк, к которому был приписан еще при рождении. (слайд 4)

Ко времени военной службы относятся первые литературные опыты. Писательские наклонности молодого человека сблизили его с видными российскими литераторами. Карамзин начинал как переводчик, редактировал первый в России детский журналДетское чтение для сердца и разума”. (слайд 5)

После смерти отца в январе 1784 года Карамзин вышел в отставку в чине поручика и вернулся на родину в Симбирск. Здесь он вел довольно рассеянный образ жизни, типичный для дворянина тех лет.

После состоял в Москве в «Дружеском ученом обществе». Там же знакомился с писателями – Н. И. Новиковым, А. М. Кутузовым, А. А. Петровым.

Решительный поворот в его судьбе произвело случайное знакомство с И.П.Тургеневым, деятельным масоном, сподвижником известного писателя и книгоиздателя конца XVIII века Н.И. Новикова. В течение четырех лег начинающий литератор вращается в московских масонских кругах, тесно сближается с Н.И. Новиковым, становится членом ученого общества. Но вскоре Карамзин испытывает глубокое разочарование в масонстве и покидает Москву, отправляясь в долгое путешествие по Западной Европе.

Ученик: На протяжении года (1789-1790) Карамзин путешествовал по странам западной Европы, где встречался не только с видными деятелями масонского движения, но и великими мыслителями, в частности, с Кантом, И. Г. Гердером, Ж. Ф. Мармонтелем.

Впечатления от поездок легли в основу будущих знаменитых «Писем русского путешественника». Эта повесть (1791-1792) появилась в «Московском журнале», который Н.М. Карамзин стал издавать по приезду на родину, и принесла автору огромную известность. Ряд филологов полагает, что современная русская литература ведет отсчет именно с «Писем». (слайд 6-7-8)

Учитель: Повторим и закрепим. Ответьте на вопросы.

1) В каком году родился Николай Карамзин? (1766)

2) В каком году отправился в Москву для того, чтобы получить образование? (1788)

3) С какими писателями познакомился Николай Михайлович после отставки? (Николаем Ивановичем Новиковым, Александром Михайловичем Кутузовым, Александром Андреевичем Петровым)

Ученик: После посещения Европы в 1790 году, работал над изданием «Московского журнала». (слайд 9)

Ведущее место в нем занимала художественная проза, в том числе произведения самого Карамзина - “Письма русского путешественника”, повести “Наталья, боярская дочь”, “Бедная Лиза”. С повестей Карамзина началась новая русская проза. Возможно, сам того не предполагая, Карамзин наметил черты привлекательного образа русской девушки - натуры глубокой и романтической, самоотверженной, истинно народной.

- Начиная с издания “Московского журнала” Карамзин предстал перед русским общественным мнением как первый профессиональный писатель и журналист. В дворянском обществе занятие литературой считалось скорее забавой и уж никак не серьёзной профессией. Писатель своим трудом и неизменным успехом у читателей утвердил в глазах общества авторитет издательского дела и превратил литературу в профессию, почётную и уважаемую. (слайд 10)

Учитель: С 1804 года Карамзин – историограф при Александре I. В 1811 году написал «Записку о Древней и Новой России в её политическом и гражданском отношениях». В 1818 году Николай Михайлович был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук. (слайд 11)

Огромна заслуга Карамзина и как историка. В течение двадцати лет он работал над “Историей государства Российского”, в которой отразил свой взгляд на события политической, культурной, гражданской жизни страны на протяжении семи веков. А.С.Пушкин отмечал “остроумное изыскание истины, ясное и верное изображение событий” в историческом труде Карамзина. (слайд 12-13)

Ученик: В 1802 году создал «Мою исповедь».

Вот строчки из произведения, где он упоминает своё детство. «Начну уверением, что натура произвела меня совершенно особенным человеком и что судьба все случаи жизни моей запечатлела какою-то отменною печатию. Например, я родился сыном богатого, знатного господина - и вырос шалуном! Делал всякие проказы - и не был сечен! Выучился по-французски - и не знал народного языка своего! Играл десяти лет на театре - и в пятнадцать лет не имел идеи о должностях человека и гражданина. На шестнадцатом году дали мне изрядный чин и отправили меня в чужие край, не сказав для чего. Правда, что со мною поехал гофмейстер, женевец (прошу заметить, а не француз, потому что в это время французские гувернеры в знатных домах наших выходили уже из моды), которому даны были все нужные наставления».

Учитель: Именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики.

А.С. Пушкин говорил: «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка - Колумбом» (слайд 14)

Ученик: Николай Карамзин был дважды женат, имел десять детей. Третьего июня 1826 г. Карамзин умер, находясь в Санкт-Петербурге; похоронили его в Александро-Невской лавре, на Тихвинском кладбище. Смерть его явилась результатом простуды. (слайд 15)

Учитель: «Памятники, сооружаемые знаменитым соотечественникам, суть высшие выражения благодарности народной. В них освящается и увековечивается память прошедшего; в них преподаётся назидательный и поощрительный урок грядущим поколениям».

Памятник Н.М.Карамзину и первым семи томам его «История Государства Российского установлен в Остафьево, Московская область

4 сентября 2015 года исполнилось 170 лет со дня открытия в Симбирске памятника уроженцу Симбирской губернии, историографу, писателю, поэту, журналисту и переводчику Николаю Михайловичу Карамзину (1766–1826). Памятник создавался по инициативе симбирских дворян на пожертвования, которые собирались по объявленной императором Николаем I всероссийской подписке, и был торжественно открыт 23 августа (по ст. стилю) 1845 года. (слайд 17)

Памятник создан по обычаям того времени, в стиле классицизма. На пьедестале стоит величественная статуя музы истории Клио: правой рукой она возлагает на жертвенник бессмертия скрижали «Истории государства Российского» - главного труда Н.М. Карамзина, а в левой держит трубу, с помощью которой намерена вещать о славных страницах жизни России.

В пьедестале памятника, в круглой нише, размещается бюст историка. Пьедестал украшен двумя горельефами. На северном К. М. Климченко изобразил Карамзина читающим отрывок из своей «Истории» Александру I в присутствии его сестры Екатерины Павловны во время пребывания императора в Твери в 1811 году. На другом, тоже в аллегорической форме, Николай Михайлович запечатлен на смертном одре в окружении своего семейства в тот момент, когда узнал о пожаловании ему Николаем I щедрого пенсиона. В соответствии с канонами классического стиля все фигуры памятника изображены в античных одеждах.

Надпись на пьедестале, выполненная накладными буквами, гласила:

«Н.М. Карамзину историку Российского государства повелениемъ императора Николая I-го 1844 годъ.»

Общая высота монумента составляет 8,52 метра, из них высота пьедестала - 4,97 метра, статуи Клио – 3,55 метра.

Ученик: Идея установить памятник букве в возникла в , когда ульяновские историки провели празднование 200-летия появления

Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря 1766 года. Крупнейший русский литератор, великий реформатор русского языка и выдающийся историк. Создатель одного из первых глобальных трудов по истории России - «Истории государства Российского».

Карамзин одним из первых начал использовать букву «Ё», ввёл в русский язык множество новых слов: «впечатление», «влияние», «промышленность», «моральный», «гармония», «катастрофа», «влюблённость», «ответственность», «человечный» и множество других.

В целом на развитие русского литературного языка проза и поэзия Карамзина оказали огромнейшее влияние. Именно его трудам литература обязана переходом от церковнославянской лексики и грамматики к обиходному языку.

Указом Президента РФ 2016 год объявлен в России Годом Карамзина в ознаменование 250 - летия со дня его рождения.

Николай Михайлович Карамзин - историограф, писатель, родоначальник русской сентиментальной поэзии, публицист, критик, реформатор русского языка. Его как историка и честного человека волновало будущее России. Карамзин наблюдал в своей жизни разные проявления свободы - от бунта Пугачёва до французских буржуазных реформ. Во время заграничного путешествия Карамзин видел все последствия французской революции - эшафоты, казни, в том числе и венценосных особ. В России стал свидетелем восстания декабристов.

Н.М. Карамзин предвидел, что идеи разрушительные могут победить идеи созидательные, поэтому написал послание императору Александру I. Его главный труд недаром назван «История Государства Российского», а не историей России, потому что в понятие «государство» Карамзин вкладывал смысл поступательного развития России. Он призывал к постепенному, мирному движению общества, вперёд, без насилия, и кровопролитных реформ, путь от старого к новому, но всегда имея в запасе это старое.

Труд всей его жизни, над которым он работал более двух десятилетий - «История Государства Российского» - крупнейшее достижение русской литературы начала 19 века, выдающееся историческое произведение.

Но Н.М. Карамзина нельзя рассматривать только, как историка, необходимо изучать и его богатое литературное наследие - его стихотворения, журнальные статьи, сказки, повести. Ведь он автор таких известных повестей как, «Бедная Лиза», «Марфа - посадница или покорение Новгорода, «Наталья, боярская дочь», «Осторов Борнгольм», «Письма русского путешественника», «Сиерра - Морена».

Чтобы более подробно познакомиться с биографией Н.М. Карамзина для всех посетителей библиотеки на 2 этаже оформлен стенд "...И прошлое увековечим..."

При подготовке и проведении мероприятий следует обратить внимание и учитывать, что юбилейный год предполагает не только ознакомление читателей с фактами из жизни и творчества Н.М.Карамзина, а приобщение к истокам русской культуры. Его влияние на современников было так велико, что целый период нашей литературы называется Карамзинским. Творчество писателя имело большое значение для преобразования и развития литературного языка, русской разговорной речи.

  • литературно - музыкальная композиция «Последний летописец Руси» (Читаем, Учимся, Играем, 2011 год, № 10, с. 68);
  • интеллектуальная игра «Подвиг честного человека» (Читаем, Учимся, Играем, 2006 год, №10, с. 29);
  • тематический вечер «Поэт, писатель, историк» (Читаем, Учимся, Играем., 2015 год, № 7, с. 70);
  • круглый стол «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец»;
  • слайд - беседа «Встреча с Карамзиным»;
  • интерактивный исторический портрет «Русский писатель Н.М. Карамзин, историограф государства Российского»;
  • лекция - презентация о жизни и творчестве Н.М. Карамзина «Карамзин и Симбирский край»; «Н.М. Карамзин - русский писатель, историк государства Российского»
  • театрализованное представление или постановка фрагмента самой известной повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»;
  • беседа - презентация по страницам произведений Н.М. Карамзина «Карамзин на все времена»
  • литературный вечер «Детский писатель Н.М. Карамзин»;
  • акция «Историческая ночь в библиотеке»;
  • брейн - ринг «История края - история России»;
  • конкурс сочинений «Слово о Карамзине»;
  • проект «Слова принадлежат веку, а мысли векам»;
  • литературное путешествие по сказкам Н.М. Карамзина;
  • конкурс чтецов стихотворений;
  • конкурс иллюстраций, или рисунков по произведениям Н. М. Карамзина;

Организация выставок, тематических экспозиций также позволит познакомить посетителей библиотек с жизнью и творчеством Н.М. Карамзина.

При оформлении выставок необходимо использовать художественные и публицистические издания, иллюстрации к произведениям, портреты Н.М. Карамзина, цитаты писателя, издательскую продукцию и электронные издания,

На выставки можно поставить репродукции картин портретов героев и героинь, близких по духу героям и героиням Карамзина. Например, Орест Кипренский пишет свою «Бедную Лизу»; Василий Суриков пишет картину «Боярская дочь», но она не является иллюстрацией к повести Карамзина «Наталья боярская дочь». Однако очень напоминает портрет Натальи из повести Карамзина и может помочь посетителям почувствовать колорит той эпохи. Клавдий Лебедев и его картина «Марфа - посадница. Уничтожение Новгородского веча». Образ этой удивительной женщины уже несколько веков пытаются осмыслить историки, писатели, поэты и живописцы. Но достоверных сведений о ней сохранилось немного. Это естественно, так как на страницах летописей и официальных документов она попала только тогда, когда она оказалась во главе одной из новгородских партий, выступающих за открытую борьбу с Москвой. А так как схватку с Москвой она проиграла, то письменное отражение её деятельности осуществлялось не без предвзятости. О ней создал повесть Н.М.Карамзин «Марфа - посадница, или покорение Новгорода».

  • книжно - иллюстративная выставка «Великий гражданин»;
  • книжно - иллюстративная выставка «Карамзин на все времена»;
  • выставка - инсталляция «История есть священная книга народов… Н.М. Карамзин»

Хотелось бы ко дню рождения Николая Михайловича Карамзина (1 (12) декабря 1766 г.) представить какой-то новый материал. Но, кажется, обо всех карамзинских местах Симбирска-Ульяновска было уже сказано, и не раз. Наверное, можно было сделать эти материалы более полно и содержательно. Ну, как уж вышло, повторяться не будем. А вот чего на этой странице не было, так это собственных строк Н.М.Карамзина. Попробуем обратиться к ним, не уходя далеко от симбирской темы.
Мало кто из литераторов не оставил хотя бы кратких воспоминаний о родине и юных годах жизни. У Карамзина это, в первую очередь, неоконченный автобиографический роман «Рыцарь нашего времени». По его словам: «Сей роман вообще основан на воспоминаниях молодости, которыми автор занимался во время душевной и телесной болезни». 13 глав романа были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1802-1803 гг. и датированы 1799 годом. Они завершались словами: «Продолжение следует». В последнем прижизненном собрании сочинений Карамзина тот же текст заключала фраза: «Продолжения не было». Далее приведены краткие выдержки из романа, повествующие о детстве историографа, которое проходило, в равной степени, как в родовом имении, так и в городском доме на Венце. Себя он вывел как Леона, реальные люди изображены под вымышленными именами. Биографы историографа сходятся в том, что описанные события действительно имели место в его жизни, а некоторые несоответствия можно приписать желанию автора придать роману характер выдуманной истории.
***
Н. М. КАРАМЗИН. РЫЦАРЬ НАШЕГО ВРЕМЕНИ (По изданию: «Карамзин Н.М. Избранные сочинения в двух томах», М., Л., 1964; отрывки, деление на главы не сохранено).
…На луговой стороне Волги, там, где впадает в нее прозрачная река Свияга… — там, в маленькой деревеньке родился прадед, дед, отец Леонов; там родился и сам Леон, в то время, когда природа, подобно любезной кокетке, сидящей за туалетом, убиралась, наряжалась в лучшее свое весеннее платье; белилась, румянилась весенними цветами; смотрелась с улыбкою в зеркало вод прозрачных и завивала себе кудри на вершинах древесных…, и в самую ту минуту, как первый луч земного света коснулся до его глазной перепонки, в ореховых кусточках запели вдруг соловей и малиновка, а в березовой роще закричали вдруг филин и кукушка: хорошее и худое предзнаменование! по которому повивальная бабка, принявшая Леона на руки…, предсказала ему счастье и несчастье в жизни, богатство и нищету, друзей и неприятелей, успех в любви и рога при случае. Читатель увидит, что мудрая бабка имела в самом деле дар пророчества…
Отец Леонов был русский дворянин, израненный отставной капитан, человек лет в пятьдесят, ни богатый, ни убогий, и – что всего важнее – самый добрый человек… После турецких и шведских кампаний возвратившись на родину, он вздумал жениться… — и женился на двадцатилетней красавице, дочери ближнего соседа, которая, несмотря на молодые лета свои, имела удивительную склонность к меланхолии…; когда же говорила, то говорила умно, складно и даже с разительным красноречием; а когда взглядывала на человека, то всякому хотелось остановить на себе глаза ее: так они были приветливы и милы!..
Юные супруги, с нетерпением ожидающие плода от брачного союза вашего! Если вы хотите иметь сына, то каким его воображаете? Прекрасным? Таков был Леон. Беленьким, полненьким, с розовыми губками, с черными глазками, с кофейными волосками на кругленькой головке? Таков был Леон…
Не удивительно, что Леон на заре жизни своей плакал и немог реже других младенцев: молоко нежных родительниц есть для детей лучшая пища и лучшее лекарство. От колыбели до маленькой кроватки, от жестяной гремушки до маленького раскрашенного конька, от первых нестройных звуков голоса до внятного произношения слов Леон не знал неволи и принуждения. Любовь питала, согревала, веселила его; была первым впечатлением его души… Уже внешние предметы начали возбуждать его внимание; уже и взором, и движением руки, и словами часто спрашивал он у матери: «Что вижу? Что слышу?», уже научился он ходить и бегать, — но ничто не занимало его так, как ласки родительницы, никакого вопроса не повторял он столь часто, как: «Маменька! Что тебе надобно?», никуда не хотел идти от нее и, только ходя за нею, ходить научился.
Дунул северный ветер на нежную грудь родительницы, и гений жизни ее погасил свой факел!.. Да, любезный читатель, она простудилась, и в девятый день с мягкой постели переложили ее на жесткую: в гроб – а там и в землю – и засыпали, как водится, — и забыли в свете, как водится…
Герой наш был тогда семи лет. Во всю болезнь матери он не хотел идти от ее постели…, глядел беспрестанно ей в глаза; спрашивал: «Лучше ли тебе, милая?» — «Лучше, лучше», — говорила она, пока говорить могла, смотрела на него…, хотела ласкать… и боялась, чтобы болезнь не пристала к нему; то говорила с улыбкою: «Сядь подле меня», то говорила со вздохом: «Поди от меня!..» Он слушался только первого; другому приказанию не хотел повиноваться. Надобно было силою оттащить его от умирающей. «Постойте, постойте! — кричал он со слезами, — Маменька хочет мне что-то сказать; я не отойду!». Но маменька отошла между тем от здешнего света.
Его вынесли, хотели утешать: напрасно!.. Он твердил одно: «К милой!», вырвался из рук няни, прибежал, увидел мертвую на столе, схватил ее руку: она была как дерево, — прижался к ее лицу: оно было как лед… «Ах, маменька!» — закричал он и упал на землю. Его опять вынесли, больного, в сильном жару…
Отец рвался, плакал: он любил супругу, как только мог любить… С бледным лицом, с распущенными седыми волосами стоял он подле гроба; рыдая, прощался с нею; с жаром целовал ее лицо и руки; сам опускал в могилу; бросил на гроб первую горсть земли; стал на колени; поднял вверх глаза и руки; сказал: «На небесах душа твоя! Мне недолго жить остается!» и тихими шагами пошел домой. …Леон открыл глаза, встал и протянул к отцу руки, говоря: «Где она?» — «С ангелами, друг мой!» — «И не будет к нам назад?» — «Мы к ней будем» — «Скоро ли?»- «Скоро, друг мой…». Они обнялися, заплакали: старец лил слезы вместе с младенцем!.. Им стало легче…
Итак, летящее время обтерло своими крылами слезы горестных, и всякий снова принялся за свое дело: отец за хозяйство, а сын за часовник. Сельский дьячок, славнейший грамотей в околотке, был первым учителем Леона и не мог нахвалиться его понятием. «В три дни, — рассказывал он…, — затвердить все буквы, в неделю – все склады; в другую – разбирать слова и титлы: этого не видано! В ребенке будет путь».
В самом деле, он имел необыкновенное понятие и через несколько месяцев мог читать все церковные книги; так же скоро выучился и писать; так же скоро начал разбирать печать светскую, к удивлению соседственных дворян, при которых отец нередко заставлял читать Леона… Первая светская книга, которую маленький герой наш, читая, наизусть вытвердил, была Езоповы «Басни»: отчего во всю жизнь свою имел он редкое уважение к бессловесным тварям, помня их умные рассуждения в книге греческого мудреца, и часто, видя глупости людей, жалел, что они не имеют благоразумия скотов Езоповых.
Скоро отдали Леону ключ от желтого шкапа, в котором хранилась библиотека покойной матери и где на двух полках стояли романы, а на третьей несколько духовных книг… «Дайра, восточная повесть», «Селим и Дамасина», «Мирамонд»… – все было прочтено в одно лето, с таким живым удовольствием…, которым отец Леонов не мог нарадоваться, полагая, что охота ко чтению… есть хороший знак в ребенке. Только иногда по вечерам говаривал он сыну: «Леон! Не испорти глаз. Завтре день будет; успеешь начитаться». А сам про себя думал: «Весь в мать! бывало, из рук не выпускала книги…».
…Леону открылся новый свет в романах; он увидел, как в магическом фонаре, множество разнообразных людей на сцене, множество чудных действий, приключений – игру судьбы, дотоле ему совсем неизвестную… Перед глазами его беспрестанно поднимался новый занавес: ландшафт за ландшафтом, группа за группою являлись взору. Душа Леонова плавала в книжном свете, как Христофор Коломб на Атлантическом море, для открытия… сокрытого…
С каким живым удовольствием маленький наш герой летним утром… спешил с книгою на высокий берег Волги, в ореховые кусточки, под сень древнего дуба! Там, в беленьком своем камзольчике бросаясь на зелень, среди полевых цветов сам он казался прекраснейшим, одушевленным цветом. …Шляпка служила ему столиком: на нее клал он книгу свою, одною рукою подпирая голову, а другою перевертывая листы, вслед за большими голубыми глазами, которые летели с одной страницы на другую и в которых, как в ясном зеркале, изображались все страсти, худо или хорошо описываемые в романе… Иногда, оставляя книгу, смотрел он на синее пространство Волги, на белые парусы судов и лодок, на станицы рыболовов… Сия картина так сильно впечатлелась в его юной душе, что он через двадцать лет после того, в кипении страстей, не мог без особливого радостного движения видеть большой реки, плывущих судов, летающих рыболовов: Волга, родина и беспечная юность тотчас представлялись его воображению, трогали душу, извлекали слезы. Кто не испытал нежной силы подобных воспоминаний, тот не знает весьма сладкого чувства. Родина, апрель жизни, первые цветы весны душевной!..
В сие же лето Леоново сердце вкусило живое чувство мироправителя при таком случае, о котором он после во всю жизнь свою не мог вспоминать равнодушно. Мысль о божестве была одною из первых его мыслей. Нежная родительница наилучшим образом старалась утвердить ее в душе Леона… Леон с того времени всегда молился Богу. Он молился ему со слезами в болезнь родительницы своей! Но судьбы вышнего неисповедимы. Такова была религия нашего героя до сего лета и до случая, который теперь описать желаю.
В один жаркий день он, по своему обыкновению, читал книгу под сению древнего дуба; старик дядька сидел на траве в десяти шагах от него. Вдруг нашла туча, и солнце закрылось черными парами. Дядька звал домой Леона, «Погоди», — отвечал он, не спуская глаз с книги. Блеснула молния, загремел гром, пошел дождик. …Вдруг из густого лесу выбежал медведь и прямо бросился на Леона. Дядька не мог даже закричать от ужаса. Двадцать шагов отделяют нашего маленького друга от неизбежной смерти: он задумался и не видит опасности; еще секунда, две – и несчастный будет жертвою яростного зверя. Грянул страшный гром… какого Леон никогда не слыхивал; казалось, что небо над ним обрушилось и что молния обвилась вокруг головы его. Он закрыл глаза, упал на колени и только мог сказать: «Господи!», через полминуты взглянул – и видит перед собою убитого громом медведя. Дядька насилу мог образумиться и сказать ему, каким чудесным образом Бог спас его. Леон стоял все еще на коленях, дрожал от страха и действия электрической силы; наконец устремил глаза на небо, и, несмотря на черные, густые тучи, он видел, чувствовал там присутствие Бога… Читатель! Верь или не верь: но этот случай не выдумка…
…С удовольствием обращаю взор на те времена, когда наши дворяне, взяв отставку, возвращались на свою родину с тем, чтобы уже никогда не расставаться с ее мирными пенатами; редко заглядывали в город; доживали век свой на свободе и в беспечности; правда, иногда скучали в уединении, но зато умели и веселиться при случае, когда съезжались вместе. …Мне кажется, что в них было много характерного, особенного, чего теперь уже не найдем в провинциях… Просвещение сближает свойства народов и людей, равняя их, как дерева в саду регулярном.
Капитан Радушин, отец Леонов, любил угощать добрых приятелей чем бог послал. Сын всякий раз с великим удовольствием бежал сказать ему: «Батюшка! Едут гости!», а капитан наш отвечал: «Добро пожаловать!», надевал круглый парик свой и шел к ним навстречу с лицом веселым. …Провинциалы наши не могли наговориться друг с другом; не знали, что за зверь политика и литература, а рассуждали, спорили и шумели. Деревенское хозяйство, охота, известные тяжбы в губернии, анекдоты старины служили богатою материею для рассказов и примечаний…
Ах! Давно уже смерть и время бросили на вас темный покров забвения, витязи С-ского уезда, верные друзья капитана Радушина! …Как теперь смотрю на тебя, заслуженный майор Фаддей Громилов, в черном большом парике, зимою и летом в малиновом бархатном камзоле, с кортиком на бедре и в желтых татарских сапогах; слышу, как ты, не привыкнув ходить на цыпках в комнатах знатных господ, стучишь ногами еще за две горницы и подаешь о себе весть издали громким своим голосом…! Вижу и тебя, седовласый ротмистр Бурилов, простреленный насквозь башкирскою стрелою в степях уфимских; слабый ногами, но твердый душою; ходивший на клюках, но сильно махавший ими, когда надлежало тебе представить живо удар твоего эскадрона или омерзение к бесчестному делу какого-нибудь недостойного дворянина! Гляжу и на важную осанку твою, бывший воеводский товарищ Прямодушин, и на орлиный нос твой, за который не мог водить тебя секретарь провинции, ибо совесть умнее крючкотворства; вижу, как ты, рассказывая о Бироне и Тайной канцелярии, опираешься на длинную трость с серебряным набалдашником, которую подарил тебе фельдмаршал Миних… Вижу всех вас, достойные матадоры провинции, которых беседа имела влияние на характер моего героя; и, чтобы представить все благородство сердец ваших, сообщаю здесь условия, заключенные вами между собою в доме отца Леонова…
«Мы, нижеподписавшиеся, клянемся честию благородных людей жить и умереть братьями, стоять друг за друга горою во всяком случае, не жалеть ни трудов, ни денег для услуг взаимных, поступать всегда единодушно, наблюдать общую пользу дворянства, вступаться за притесненных и помнить русскую пословицу: «Тот дворянин, кто за многих один»; не бояться ни знатных, ни сильных, а только Бога и государя; смело говорить правду губернаторам и воеводам; никогда не быть их прихлебателями и не такать против совести. А кто из нас не сдержит своей клятвы, тому будет стыдно и того выключить из братского общества». Следует восемь имен.
…Одна смерть разрушила их братскую связь… Когда судьба, несколько времени играв Леоном в большом свете, бросила его опять на родину, он нашел майора Громилова, сидящего над больным Прямодушиным, который лежал в параличе и не владел руками (все прочие друзья их были уже на том свете). Громилов кормил больного из рук своих, плакал горько и сказал Леону: «Тошно, тошно быть сиротою на старости!..».
Добрые люди! Мир вашему праху! Пусть другие называют вас дикарями: Леон в детстве слушал с удовольствием вашу беседу словохотную, от вас заимствовал русское дружелюбие, от вас набрался духу русского и благородной дворянской гордости, которой он после не находил даже и в знатных боярах: ибо спесь и высокомерие не заменяют ее; ибо гордость дворянская есть чувство своего достоинства, которое удаляет человека от подлости и дел презрительных. Добрые старики! Мир вашему праху! …

Портрет Н.М.Карамзина.
Литография Г.Ф.Гиппиус, 1822 (ГРМ).

Краткая автобиография Н.М.Карамзина (ГА РФ).
Остается лишь удивляться непрекращающимся спорам о месте его рождения.

«Симбирск. Вид с Волги». Рисунок Н.И.Поливанова, 1842 (В.А.Сукайло, Е.К.Беспалова «Симбиряне в жизни и творчестве А.С.Пушкина», Ульяновск, 2001).
Прекрасно видны дом Карамзиных и все здания на Венце, спуски, Подгорье… Хотелось бы увидеть хорошую репродукцию этого рисунка.

Н.И.Поливанов:
1) «Пикник в Симбирске. Вид Покровского монастыря», 1845;
2) «Симбирск. Дом Бычкова», 1845.

В.А.Жуковский. Вид с Симбирского Венца, 1837. Вероятно, черновой набросок и окончательный вариант рисунка
1) В.А.Сукайло, Е.К.Беспалова «Симбиряне в жизни и творчестве А.С.Пушкина», 2001;
2) «Записки Симбирского областного естественно-исторического музея», вып.2, 1914.

1) Вид на Симбирск. Акварель неизвестного художника. 1840.
2) А.Е.Клименко. Симбирск. Акварель. 1992.

Волга у Симбирска.
Иллюстрации из книги М.Н.Богданова «Охота в симбирских садах», 1914.

Описание и рисунок герба дворянского рода Карамзиных, представленные поручиком Н.М.Карамзиным в Герольдию при Правительствующем Сенате в 1799 годы (РГИА).

1) 1-ый лист Ведомости пожертвований на установку памятника Н.М.Карамзину в Симбирске, поступивших с августа 1833 г. по июнь 1836 г. (ГА РФ). С.Петербургская губерния – 14341 р., Симбирская – 4470…
2) Фото из журнала «Нива» №40 за 1898 год.

Объявление об издании Комитетом Карамзинской библиотеки исторического литературного сборника «Симбирский юбилей Николая Михайловича Карамзина 1 декабря 1766 – 1866 года», Симбирск, 1867 (ГАУО).



В продолжение темы:
Женская мода

Слоеный пирог с яблоками по данному рецепту сможет приготовить даже начинающий кулинар. Готовое слоеное тесто помогает сэкономить время и силы. Тесто всегда получается...

Новые статьи
/
Популярные