Внеклассное мероприятие по изо "веселые художники". Сценарий мероприятия "русские народные промыслы" Сценарий внеурочного мероприятия по декоративно прикладному искусству

Цель: создание условий для возникновения и развития интереса детей к творческой деятельности.

Задачи:

Адресность: для детей 7-9 лет, занимающихся в студиях декоративно-прикладного и изобразительного искусства первый год.

Техническое оснащение: звуковое оборудование, цветик-семицветик (на мольберте), палитра, кисточка, краски, костюмы Художника, Кисточки, Фиолетовой Краски, кроссворд (может быть изображен на листе ватмана формата А0 или проецироваться на экран – в этом случае необходимы проекционный экран, проектор, компьютер).

Действующие лица:

Условия и особенности реализации:

Большое значение имеет художественное оформление праздника (пригласительные билеты, оформление зала, афиша), музыкальное сопровождение, оригинальный реквизит для творческих конкурсов, мастерство ведущих, их речь, умение общаться с аудиторией.
Праздник проводится в большом, празднично украшенном зале. Стулья стоят полукругом. В центре зала происходит всё действие. Зал украшен разноцветными воздушными шарами. На стендах – творческие работы ребят.
Во время праздника ребята получают от Художника творческие задания и успешно выполняют их.

ХОД ПРАЗДНИКА

(Выходит ведущий праздника – Художник)

Художник: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Позвольте представиться – художник, Модест Аполлонович Третьяков, действительный член Академии Изящных Искусств.
Ребята, в этом году вы начали заниматься в студиях отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Сегодня я пригласил вас на праздник, который называется «Здравствуй, творчество!». А что такое творчество?

(Ребята отвечают)

Творчество – это процесс создания чего-то нового и прекрасного. Надеюсь, что сегодня вы сумеете выполнить творческие задания и показать, что вы умеете творить!
Но где же моя помощница, Кисточка? Она, наверное, рисует и поэтому опаздывает.

(Появляется Кисточка)

Кисточка: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, Модест Аполлонович!

Художник: Кисточка, но почему же ты задержалась?

Кисточка: Дорогой Художник, я не могла найти палитру и Вашу волшебную кисточку. Они куда-то исчезли. Ребята, вы не знаете, куда?

(Ребята отвечают)

Художник: Загадочное явление. Волшебная кисточка сегодня мне просто необходима. Без волшебной кисточки я не смогу помочь ребятам творить прекрасное. Что же делать?

Кисточка: Продолжать наш праздник. Я очень люблю праздники, а еще я очень люблю рисовать!

Художник: Кисточка, а что ты любишь рисовать?

Кисточка: Солнце, природу, цветы, животных, людей…

Художник: Кисточка, мы должны вспомнить с ребятами, как называются изображения природы, предметов, человека.
Ребята, сейчас я прочитаю вам замечательное стихотворение поэта Александра Кушнера «Что я узнал». Но последнее слово каждой части стихотворения предстоит сказать вам:

Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
То подобная картинка
Называется … (пейзаж )

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу,
Знай, что это … (натюрморт )

Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, –
Обязательно картина называется … (портрет )

Художник: Ребята, вы все назвали правильно! Кисточка, какая твоя любимая краска?

Кисточка: Оранжевая. Чтобы ее получить, нужно смешать красную и желтую краски.

(Появляется Фиолетовая Краска с палитрой и кисточкой в руках)

Фиолетовая Краска: Художник, Кисточка! Мне тоже так хотелось смешать краски, чтобы получить фиолетовый цвет! Для этого я и взяла палитру и кисточку. Но у меня ничего не получилось.

(Плачет)

Кисточка: Фиолетовая Краска, не расстраивайся. Посмотри, сколько ребят в зале! Они тебе помогут.

Фиолетовая Краска: Ребята, поможете мне?

(Ребята отвечают)

Художник: Чтобы знать, какие краски нужно смешать для получения различных цветов, необходимо учиться, а еще иметь друзей, которые всегда придут на помощь. Фиолетовая Краска, у тебя есть друг?

Фиолетовая Краска: Да! Кисточка!

Художник: Кисточка, давай спросим у ребят, какие краски нужно смешать, чтобы получить фиолетовую краску?

(Ребята отвечают)

Да, правильно. Нужно смешать красную и синюю краски. Ты поняла, Фиолетовая Краска?

Фиолетовая Краска: Давайте смешаем на палитре красную и синюю краски и посмотрим, что получится.

(Смешивает краски)

Ура, получилось! Мой любимый фиолетовый цвет!

Художник: Замечательно! Фиолетовая Краска, оставайся с нами на празднике – узнаешь много интересного! Давайте от каждого творческого коллектива пригласим по два участника. Пускай они тоже попробуют смешать краски и получить голубой, розовый, темно-синий, серый, бежевый, светло-зеленый цвета.

(Ребята смешивают краски и показывают, что у них получилось)

– Молодцы, ребята! Вы выполнили задание!

Фиолетовая Краска: Ребята, а вы знаете, что ни в одной песне не упоминается фиолетовый цвет?

Кисточка: Ни в одной?

Фиолетовая Краска: Ни в одной! Есть «Оранжевая песня», песня о зеленом кузнечике и про зеленый свет, о голубом вагоне, песня о розовом слоне, про белое яблоко луны и красное яблоко заката, про белый снег, а про фиолетовый цвет нет.

Художник: Я знаю, как тебе помочь. Давайте объявим песенный конкурс среди учащихся, педагогов и родителей Дома детского творчества. Участвовать могут все желающие! Непременное условие – в песне должен упоминаться фиолетовый цвет. Возможно, эту песню сочинит творческая группа. Конкурс начинается!

Фиолетовая Краска: Вы согласны, ребята? Ведь это здорово!

Художник: Кисточка, напиши сегодня же объявление о конкурсе. А наш праздник продолжается! Дорогие друзья, вам нужно отгадать слова в кроссворде. Вот эти слова:

  1. Выдающиеся способности, высокая степень одарённости в какой-либо области (6 букв) (Талант)
  2. Без чего не выловишь и рыбку из пруда (4 буквы) (Труд)
  3. Основной инструмент художника (8 букв) (Карандаш)
  4. Цветные карандаши без оправы, а также рисунки, выполненные ими. Отличаются мягкой приглушённостью тонов, бархатистой поверхностью (7 букв) (Пастель)
  5. Основной инструмент художника (5 букв) (Кисть)

Ребята отгадывают кроссворд:

Самое трудное – нужно отгадать слово в центре кроссворда. Четыре буквы этого слова вам известны. Кисточка, помоги ребятам.

(Ребята отгадывают ключевое слово кроссворда – творчество)

Молодцы! Кроссворд вы отгадали правильно!

Художник: А сейчас следующее творческое задание. Вспомните, пожалуйста, замечательную сказку Валентина Катаева «Цветик-семицветик». Вспомнили? Вот волшебный цветок из этой сказки.

(Фиолетовая Краска выдвигает мольберт с цветиком-семицветиком)

Цвет каждого лепестка – один из цветов радуги. Сейчас вам предстоит написать на каждом лепестке те качества, которые помогут вам творить. Вызываю по три участника от каждого творческого коллектива.

(Ребята выходят в центр зала к приготовленным мольбертам)

Ну что ж, друзья, за работу! Желаем вам удачи! Кисточка, помоги ребятам!

(Ребята выполняют задание)

Творческим людям необходимы следующие качества: талант, терпение, воображение, художественный вкус, любовь к природе, знание народных традиций, мастерство.
Да, именно эти качества необходимы, чтобы стать настоящим творцом, мастером своего дела. И с этим заданием вы справились! Молодцы!

Кисточка: На нашем празднике творческие работы студии моделирования одежды «Модница» представят учащиеся студии. Коллекция называется «Экзотика». Экзотика и загадочность ярких красок тропической природы отражены в этих удивительных вещах, сшитых руками юных мастериц.

(Демонстрация моделей одежды)

Художник: Хочу представить творческие коллективы:Мастерская мягкой игрушки «Пчёлки». Девиз этого коллектива: «С игрушкой – по жизни!»
Девиз изостудии «Вдохновение»: «И мастерство, и вдохновенье, талант, терпенье и любовь!»
Студия керамики «Путь» выбрала девиз «Не боги горшки обжигают».
Любимое время ребят, которые занимаются в изостудии «Апрель», конечно же, весна.
Студия изобразительного искусства «Арт-студия». Девиз «Рисовать – мое призвание».
Студия флордизайна «Фантази». Девиз студии: «От умения – к мастерству, от цветка «Фантази» до полёта фантазии».
Студия моделирования одежды «Модница».
Творческая мастерская «Рост». Девиз «Мы растем, и вместе с нами растет наше мастерство».
Дизайн-студия.
Творческая мастерская «Академия волшебников».
Лаборатория техники «Юниор».
Поприветствуем их, друзья!

Художник: А сейчас я хочу представить педагогов отдела декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества.

(Представление педагогов)

Кисточка: Сейчас вашему вниманию предлагается коллекция студии «Модница» «Платочная фантазия». Платок – очень древний вид одежды. Немножко фантазии – и он превратится в вечерний туалет или пляжный костюм. Приветствуйте! Студия «Модница»!
В руках у наших юных манекенщиц цветы, выполненные в студии «Фантази». Эту композицию назвали «Вечно цветущий сад».

(Демонстрация моделей одежды и цветочных композиций)

Художник: Учащиеся отдела декоративно-прикладного искусства участвуют в международных, всероссийских, городских и районных выставках, где неоднократно становились победителями, лауреатами и дипломантами. За прошедший год учащиеся отдела участвовали в 27 выставках и конкурсах на выставочных площадках в ЛЕНЭКСПО, Манеже, в Выставочном центре Союза художников, в Этнографическом музее, в театре Юного зрителя, в Спортивно-концертном комплексе. Вот названия некоторых выставок: «Рождество в Петербурге», «Комната моей мечты», «Мозаика талантов», «Школа+».
Мне известно, что ваш Дом творчества существует уже 23 года. А в студиях есть ребята, которые занимаются творчеством 6, 7 и даже 8 лет.
И сегодня на нашем празднике мы хотим вручить свидетельства об окончании полного курса обучения выпускникам студии флордизайна «Фантази», изостудии «Вдохновение» и студии керамики «Путь». Давайте все вместе поздравим выпускников!

(Вручение свидетельств, грамот и подарков)

Кисточка: Следующая коллекция студии «Модница» называется «Времена года». Одно время года сменяет другое. Золотую осень – снежная зима, нежную весну – зелёное лето.

(Показ моделей одежды)

Художник: Вы прошли испытания и достойны творить в отделе декоративно-прикладного искусства Дома детского творчества. Ребята, выходите в центр зала.

(Ребята выходят в центр зала)

Повторяйте за мной слова, которые будут для вас путеводными в творчестве.

(Ребята повторяют за Художником торжественное обещание)

Мы, учащиеся студий отдела декоративно-прикладного искусства, обещаем:

На занятиях – не лениться!
Стараться прилежно трудиться!
К вершинам творчества стремиться!
Результатов высоких добиться!
В выставках участие принимать!
Призовые места занимать!
Радость людям дарить!
Педагогов своих никогда не подводить!

А сейчас я взмахну своей волшебной кисточкой и скажу слово «Посвящаю!». И вы начнете творить и создавать замечательные творческие работы!

(Художник говорит «Посвящаю!» и взмахивает кисточкой)

Подарок от творческого коллектива бальных танцев! Прекрасный вальс!

(Вальс)

После нашего праздника приглашаю всех гостей на выставку летних творческих работ учащихся студий отдела в выставочный зал Дома детского творчества.
Дорогие друзья, желаю вам дерзать, творить и все вершины покорить! Успехов вам в творчестве! До новых встреч!

Кисточка и Фиолетовая Краска: До свидания, ребята!

Приветствую всех в нашем зале!

Сегодня мы побываем «В мастерской Рультынэ».

Из истории создания традиционной национальной одежды народов Севера;

О том, как можно использовать традиции в современной жизни;

На время станем мастерицами и изготовим Новогодние подарки подружкам -.модницам.

1. ОДЕЖДА народов Севера очень рациональна и приспособлена к местным климатическим условиям, хозяйственной деятельности и образу жизни. В основном для ее изготовления использовались местные материалы: шкуры оленей, нерп, диких зверей, собак, птиц (гагар, лебедей, уток и др.) Широко применялась ровдуга - замша из оленьих или лосиных шкур. Утепляли одежду мехом белок, лисиц, песцов, зайцев, рысей. Чрезвычайно большую роль играли шкуры домашних и диких оленей, добытых в тайге, тундре.

2. По покрою верхняя одежда разделяется на 2 типа: глухая, т.е. без разреза, и распашная, имеющая спереди разрез.

Глухая одежда, по большей части мужская, была характерна для оленеводов и морских охотников.

Женщины надевали глухую одежду только во время дальних переездов на нартах.

Верхнюю одежду, особенно зимнюю, чаще всего носили с поясом, глухую - с большим напуском. На поясе подвешивали ножи для разных работ, кресала, футляры с кремнем, спичками и т.п.

3. Нижние части тела обычно защищали меховыми одинарными или двойными, а летом - ровдужными или суконными штанами/ Женщины у народов крайнего Северо-Востока (чукчи, эскимосы, коряки) носили под камлейкой зимой двойные комбинезоны из оленьих шкур с широкими рукавами, с воротниками из волчьего или собачьего меха (чукотский керкер). Одежда и обувь тундровых и береговых чукчей не имели существенных различий и почти идентичны эскимосским по покрою и пошиву. Зимнюю одежду шили из 2 слоев оленьих шкур мехом внутрь и наружу. Береговые чукчи использовали также кожу тюленей для изготовления штанов и весенне-летней обуви, так как она прочна, эластична и практически непромокаема; из кишок моржа делали плащи и камлейки.

4. Оленные чукчи для пошива штанов и обуви помимо новых оленьих шкур использовали старые продымленные покрытия яранги, которые не коробятся под воздействием влаги. Постоянный взаимный обмен продуктами хозяйства позволял тундровым чукчам получать обувь, кожаные подошвы, ремни, арканы, сделанные из шкур морских млекопитающих, а береговым - оленьи шкуры для зимней одежды. Специально сшитой сезонной одежды не было, летом носили выношенную зимнюю.

5. Национальная чукотская одежда, нераспашная по покрою, подразделяется на повседневно-бытовую и празднично-обрядовую; детскую; молодежную; мужскую; женскую; стариковскую; ритуально-похоронную.

6. Традиционный комплект чукотского мужского костюма состоит из кухлянки, подпоясанной ремнем с ножом и кисетом, камлейки из ситца, надеваемой поверх кухлянки для защиты от дождя и снега, дождевика из моржовых кишок, штанов, различного типа головных уборов: обычной чукотской зимней шапки, малахая, капюшона, легкой летней шапки. Основой женского костюма является меховой комбинезон с широкими рукавами и короткими, до колен, штанами.

7. Рукавицы, как правило, шили из камуса мехом наружу, по краю пришивались полоски из ровдуги и короткий ремешок для подвешивания к поясу. А так же мастерицы изготавливали и перчатки: четырехпалые и пятипалые. Наружную часть обычно украшали вышивкой, аппликацией или бисером. Наиболее красивыми и яркими по форме были перчатки для танцев. Как известно они изготавливались с раструбами; в качестве украшений можно встретить аппликации, бисер; у запястья перчатки оторачивались мехом песца, росомахи, опоссума, соболя, выдры, а так же и евражки. На тыльной стороне перчаток встречается такой древний узор как розетка с солярным знаком. Она бывает украшена шитьём из оленьего подшейного волоса, бисером или мехом.

8. В настоящее время чукчи носят как традиционную одежду и обувь (оленеводы в зимней тундре и охотники на морском промысле), так и современную европейскую (в основном в поселках), часто одежду комбинируют. Женщины предпочитают современную одежду, старинная сохраняется лишь в тундре, преимущественно у женщин пожилого возраста..

А теперь мы перенесемся в мастерскую Рультынэ. Прошу приглядываться, присматриваться, выбирать.

9. «В мастерской Рультынэ» (Стилизованная традиционная одежда и аксессуары.)

Скажите, какие изделия вам понравились больше?

Да, современные условия жизни вносят изменения не только в быт, экономику, промышленность, но и в стиль одежды. Сегодня чукотские модницы-мастерицы могут себе позволить носить такие перчатки, а в своих сумочках - футляры для очков, косметички и т.д.

1. Вот и мы сегодня в нашей мастерской сошьем для близких, друзей Новогодние подарки. А вы ведь знаете, что изделия, сшитые своими руками, очень дорого ценятся за вложенное в них тепло души, добрых мыслей, любви мастера.

2. - Предлагаю вам занять места поудобнее.

3. - На ваших столах лежат все необходимые инструменты. Давайте проверим их наличие: инструменты - карандаш, линейка, циркуль, бисерная и граненная для кожи игла, резак, ножницы, клей. материалы -картон, кожа (светлая, темная), камус, бисер, подшейный волос оленя, нитки мулине и ХБ, бусина.(если без заготовок)

Вспомним правила техники безопасности: - скажите, как нужно обращаться с ножницами? иглами?

«МАГИЧЕСКАЯ ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТЬ СОЛОМКИ, ТРАДИЦИИ РИТУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ С СОЛОМОЙ. ОТ ДРЕВНОСТИ ДО НАШИХ ДНЕЙ ».

Цели:

Ознакомить и формировать у детей представления истории возникновения промысла и применения соломы в быту;

Развивать познавательный интерес, память, внимание, чувство товарищества, смекалку ;

Воспитать самостоятельность, умение работать в парах, группой, бережное отношение к выполненным работам.

Задача:

обогатить кругозор детей знаниями об истоках русской культуры, обрядах, играх, дать понятия обучающимся о магической притягательности соломы.

Методы:

словесные, наглядные, практические.

Форма мероприятия:

Нетрадиционная, игра- викторина

Возраст детей: 7-12 лет.

Место проведения: учебныйкабинет декоративно-прикладного творчества.

Оборудование мероприятия: столы, стулья, компьютерная техника, видеопроектор, выставка работ из соломки, солома разных видов, наглядные пособия.

Ожидаемые результаты мероприятия: проникновение детей магическими свойствами соломы, усвоения новых знаний обучающихся и стремление к творчеству.

План занятия:

1.Организационный момент.

2. Сообщение новых знаний по теме в форме презентации, рассказа.

3. Конкурсная программа. Игра - викторина. Гадания.

4.Подведение итогов мероприятия.

1. Организационный момент.

Психологический настрой обучающихся на восприятие нового материала, готовность детей к занятию.

Педагог предлагает обратить внимание на выставку работ в кабинете.

Знакомит обучающихся с целями и задачами мероприятия.

Ход мероприятия.

2. Сообщение новых знаний.

Рассказ иллюстрировано-повествовательный .

В плетении из соломки есть какая-то магическая притягательность. Это солнечный, теплый материал будто имеет колдовскую силу и тот, кто однажды попробовал сплетать соломинки, становится страстным поклонником этого художественного ремесла.

Плетение из соломки - древнейшее среди ремёсел. Как только люди научились выращивать злаковые растения - пшеницу, ячмень, рожь у крестьян появился источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев.

Солома шла на корм и подстилку скоту, в неурожайные годы мелко нарубленную солому подмешивали в хлеб. Из соломы шили лапти, набивали матрацы, из неё люди научились изготавливать корзины, половики, различные ёмкости для хранения зерна и муки, а также шляпы и многое другое. Солома обувала и согревала крестьянина, служила ему постелью.

(Ребята, какие вы знаете поговорки и пословицы о соломе?)

Но солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли злаковых растений особой духовной сущностью - верили, что в них заключён дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия.

Считалось что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать магическое влияние на жизнь земледельцев.

Вот созрел урожай, и крестьяне приступали к жатве. Из первых сжатых колосьев плели венки и украшали ими головы девушек-жниц.

Хлеб жали вручную с помощью серпа или скашивали косой, связывали в снопы или кули и составляли в скирды для просушивания.

Повсеместно существовал обычай украшать первый «зажиночный» сноп, который хранили дома до нового урожая и так же приносили в церковь.

У каждого народа жатвенные венки имели свои особенности и названия. Народы Востока плели венки под названием «арабская клетка». В Европе земледельцы называли свои жатвенные украшения «жито», «амулет».

Эти украшения подвешивались в доме на стене под потолком, где и висели до следующей жатвы, пока не заменялись новыми.

Крестьяне верили, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека или животного, поэтому делали соломенные чучела из последних колосков.

(Ребята, назовите пожалуйста, какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе)

Обычай оставлять на поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов имеет также свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно сплетались между собой, украшали их лентами и цветами. Этот пучок колосьев называли «бородой» или «Божьей бородой»

Когда-то этим действиям придавали магический смысл, а со временем это превратилось в символическую традицию.

Магические атрибуты становились все искуснее, воплощаясь в сложных приёмах плетения.

В древние времена наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых по их представлениям зависел урожай, приносили на полях человеческие жертвы. Но общество развивалось, и человеческие жертвоприношения заменились символами. Материалом для их изготовления стала служить солома.

Пучки и жгуты соломы связывали, сплетали и придавали им очертания человеческой фигуры. Эти фигуры были мастерски свиты, сплетены и украшены.

Ещё один народный обычай - ряженье в солому. У Восточных славян это событие приходилось на период зимне-весенних праздников - Рождество, Масленицу, Пасху. У других европейских народов это было непременным элементом народных карнавалов.

Поляки и словаки покрывали ряженых соломой с ног до головы, оборачивали их снопами, обкручивали соломенными косами, называли их «соломенный дед». Обязательной деталью костюма ряженых была конусообразная шапка из соломы.

Древние верования в народной культуре тесно связаны с христианскими обычаями. На Рождество у европейских народов было принято делать «Паука» из соломенных трубочек, нарезанных из лучших стеблей соломы. «Паука» из соломы на Рождество делают в честь рождения Христа, который был рожден в хлеву и положен в ясли на солому. В Белоруссии в честь этого события делают «паука» в виде звезды, которая символизирует Вифлеемскую звезду, которая взошла на небе в честь рождения Христа.

Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. У многих народов паук является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а паутина представляется образом космической ткани или путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю. Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида- это идеальный, энергетически завершённый объект, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Соломенный «паук» подвешивался под потолком над столом напротив икон, он постоянно «парит» в воздухе и изгоняет все плохое из дома. Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Соломенный «паук» является только частью рождественских обрядов, связанных с соломой. Праздник Рождества празднуется в период зимнего солнцеворота. По древним языческим представлениям, именно в этот период солнце поворачивает с зимы на лето, начинается пробуждение природы. В этот период все мысли крестьян обращены к будущему урожаю. Поэтому солома и необмолоченный сноп, были непременной принадлежностью крестьянского Рождества.

3. Конкурсная программа. Игра-викторина. Гадание.

На соломе гадали, подбрасывая её к потолку - чем больше соломин зацепится за балки потолка, тем богаче будет урожай. Солому расстилали по полу, клали её под скатерть, опоясывали стол соломенным перевяслом, подвешивали сноп под потолком над столом. Все эти действия призваны были способствовать обеспечению будущего урожая, следовательно, и благополучию крестьянской семьи в новом году.

Гадание:

На лавку положить солому, написать разные пожелания и закопать их в солому.

Каждый участник гадания ищет в соломе записку и читает пожелание.

Соломенные куклы также были наделены магической силой. У многих славянских народов молодым дарили их в день свадьбы. Делали две соломенные фигурки - женскую и мужскую и ставили у ворот, загораживая дорогу жениху, который приходил в дом невесты. Солома, из которой сделаны были куклы, воплощала собой плодородие земли, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в семье.

А деревенское чучело «Масленица»- воплощение уходящей зимы. Во время масленичных гуляний такие куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные куклы сжигали или разбирали на солому и отдавали на корм скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождались с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы - горели в огне ритуальных костров, тонули в воде. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Игры с соломкой:

Ребята, давайте немножко поиграем. Выберем жюри. Желающие поиграть выходите ко мне.

Для игры нужно 2 команды по 3 участника.

1. Бирюльки - коротенькие соломенные трубочки. Тоненькой соломинкой - крючком из кучки бирюлек каждый играющий поддевает соломинку и перекладывает в коробочку. Побеждает та команда, игроки которой быстрее справятся с заданием.

Для игры нужно 2 команды по 6 участников и водящий - мышка.

2. «Колосок» соберём зёрна.

Дети встают парами друг за другом - это колосок. По сигналу - «зерно» - все разбегаются - зёрна рассыпались. По сигналу «Колосок» - дети ищут свою пару и пытаются построиться, водящий - мышка, ловит зёрна.

Побеждает команда, у которой останется больше зёрен.

Куклы - игрушки из соломы для детей делали и специально, как обереги. Такие куклы не имели лица, считались предметом неодушевлённым, недоступных для вселения в него злых сил, а значит безвредным для ребенка.

Куклы из соломы, также, исполняли роль забавной потешки.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Фигурки, изображающие петуха, голубя, козу, принято было ставить на рождественский стол, птичек подвешивали к соломенному «пауку», где они словно парили в полете. С соломенными жаворонками, в первые тёплые дни - «гукали» весну.

Существуют также иконы, которым молились о будущем урожае, приносили к ним первые «Зажиночные» снопы, а также приносили иконы на поля с мольбами об урожае.

На протяжении веков соломенные куклы, фигурки зверей и птиц, соломенные шляпы, корзины, ёмкости для хранения зерна были связаны только с крестьянской культурой. Но искусство плетения из соломки бережно передавалось из поколения в поколение и дошло до наших дней.

Конечно, ушли древние поверья в магическую силу соломы, но магическая сила творчества из соломки осталась.

Появились современные изделия из соломки, которые украшают интерьер дома, создают в нём уют и тепло.

На занятиях кружков «Золотая соломка», обучающиеся изготавливают картины - плоские и объёмные. Плетут: корзинки, конфетницы, шкатулки, вазы, бусы. Различные подвески, игрушки на ёлку и, конечно же, самое современное достижение - объёмные цветы.

А где вы берёте соломку? Этот вопрос мне часто дети. Вы, наверное, покупаете её в магазине? Нет! Мы заготавливаем соломку на хлебных полях. Хлебное поле- это безграничное «золотое море». Когда стоишь на краю поля и смотришь вдаль - так хорошо и спокойно на сердце, чувствуешь такой прилив сил и творческой энергии.

Ребята, когда летом вы будете проезжать с родителями мимо хлебного поля - попросите остановиться у обочины и полюбуйтесь на эту неповторимую красоту!

4. Подведение итогов мероприятия.

Сейчас мы узнаем итоги конкурсов.

Предоставляем слово жюри. (награждение сладкими призами)

Рефлексия:

Ребята, а теперь я хочу услышать от вас:

(Дети отвечают на вопросы педагога.)

Что нового вы узнали сегодня на занятии?

Какие работы вам понравились больше всех?

Что вам понравилось на занятии?

Что не понравилось на занятии?

Кому из вас хотелось бы научиться работать с соломкой?

Какие у вас есть вопросы ко мне?

В заключение занятия мне хотелось бы добавить, когда я готовила это мероприятие, мне пришлось просмотреть и прочитать много материала.

Я, как будто, оказалась в тех далеких временах и почувствовала чистоту душ наших предков. Которые жили в пруде и заботе о хлебе насущном, растили детей, женили их, и всегда думали о будущем продолжении своего рода. О будущем урожае хлеба. Верили в магическую силу соломки и, конечно, если очень веришь - то всё сбывается.

Большое спасибо всем за внимание и участие в нашем мероприятии.

Список использованной литературы.

1. О. Лобачевская «Плетение из соломки», Москва 2000г. Культура и традиции.

2. О. Лобачевская, Н. Кузнецова «Возьми простую соломку», Минск 1988г. Полымя.

Внеклассное мероприятие по декоративно-прикладному творчеству в начальной школе

Игра - путешествие по декоративно-прикладному искусству "В гостях у Акварелькина"

Форма проведения: игра – путешествие.
Описание: данный материал может быть использован классными руководителями коррекционных школ, педагогами дополнительного образования для проведения внеклассных мероприятий с детьми 3-4 классов.
Цель: Способствовать формированию знаний у детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
Задачи:
1. Расширять и углублять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве.
2. Развивать творческие наклонности учащихся, художественный вкус.
3. Способствовать формированию положительных эмоций, взаимовыручки.
Оборудование: карта города, иллюстрация тройки лошадей, магнитофон с записью колокольчиков тройки лошадей, Хохломская роспись на посуде, рисунки посуды, краски, кисти, стаканчики с водой., тарелки из папье-маше, клей, рисунки голубых узоров, Дымковская игрушка, прялка с городетской росписью, ножницы.

Ход занятия:

1.Орг. момент.
Акварелькин:
Я художник, с малых лет
И всем известно это.
Я нарисую ваш портрет,
Картину для поэта,
Цветы и травы, и восход,
И бьющееся море,
И счастье, радость и восторг,
Печаль и чьё-то горе.
Волшебных красок яркий свет
Вмиг оживёт в картине.
Вот здесь мазок –
И грусти нет в помине.
Здравствуйте ребята, здравствуйте дорогие гости! Я так к вам спешил принести письмо, там такое случилось в городе Народных умельцев. Давайте его прочтём.
2.Знакомство с темами и задачами.
Письмо.
Дорогой Акварелькин! В нашем городе произошло несчастье. Злая помеха – неумеха перемешала все краски, смыла все рисунки, и теперь наши улицы стали совсем некрасивыми, дома – невесёлыми, а все жители – игрушки совсем грустными. Милый Акварелькин! Помоги! Нарисуй, какими цветами можно украсить наши улицы. Помнишь, они назывались: «Городетская», «Хохломская» и другие.

Твои друзья из города Народных умельцев.
Ну, что, ребята, поможем?
А на чём мы можем добраться в город Народных умельцев?
Так как на улице у нас снег поедем мы туда на тройке лошадей вот по какому маршруту. (Вывешивается картина и карта города).
Занимайте свои места. Поехали.
3.Основной момент.
Закройте глаза (звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней.
Откройте глаза. Вот мы с вами оказались на первой улице, которая называется Городетская.
Так повелось на Руси, что, пожалуй, ни одно орудие труда не украшалось с такой любовью, как прялка. О труде пряхи народ создавал песни, слогал стихи, сочинял танцы.
Сейчас подружек позову,
Хоровод свой заведу…
Исполнение песни "Во саду ли, во городе".
В Городетской росписи изображают бутоны, птиц, лошадей. Краски яркие – синие, зелёные, красные и жёлтые.
Ребята поехали на следующую улицу нашего города. Займите свои места. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней.
Откройте глаза. Вот мы с вами и оказались на Хохломской улице.
Бочонок солнечный весьма,
На нём цветы и земляника –
Семёновская хохлома
Вся золотисто – краснолика!
Придёт студёная зима,
И снег закрутит буйкий ветер,
Но солнечная хохлома
Всегда напомнит нам о лете.
Хохломские мастера видели красоту родной природы и замечали красоту даже травы – она очень хорошо смотрелась на чёрном фоне, эта золотая травка. В узоре изображали ягоды, цветы. Рисовали на жёлтом и чёрном фоне. Дети раскрашивают.
Отправляемся на следующую улицу города Народных умельцев. Займите свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза.
Мы с вами оказались на улице Гжельской. Мастера на этой улице раскрашивали посуду всего 2 красками: голубой и белой. Жители этой улицы прислали нам посуду. Какого она цвета? А какого цвета не хватает? Посмотрите, здесь есть ещё и узоры, вырежьте их и наклейте на посуду.
Прошу занять свои места. Закройте глаза. (Звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза.
Мы с вами очутились на Дымковской улице.
Чем знаменита Дымковская улица?
Игрушкою своей!
В ней нету цвета дымного,
Что серости серей.
И злость, и хмурость льдинкою
Без всякого следа
Пусть под улыбкой Дымковской
Растают навсегда!
Подошёл весёлый час
Танцы русские у нас!
(Исполнение танца).
Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Мы с вами оказались на Филимоновской улице. А чем знаменита эта улица? Жители этой улицы прислали нам свистульки, но посмотрите какие они бесцветные, давайте раскрасим их.
Наряд Филимоновской игрушки связан со старинными символами – оберегами. Используют такие цвета – малиновый, зелёный, жёлтый и голубой. Полоски, крестики, дуги, звёздочки, солнышки, волнистые линии, точки, ёлочки. Итак, начали. Молодцы, ребята!
Ребята, занимайте свои места поехали назад в школу. Закройте глаза.(звучит музыка). Движения: дёргаем уздечку коней. Откройте глаза. Вот мы и в школе.
4.Итог занятия.
Скажите, по какому городу мы сегодня путешествовали?
На каких улицах были?
Что о них узнали?
Понравилось ли вам наше путешествие?
Наш праздник весёлый удался на славу!
Я думаю, всем он пришёлся по нраву.
Прощайте, прощайте – все счастливы будьте!
Здоровы, красивы и путешествие не забудьте!

Мероприятие декоративно – прикладного творчества «Город юных мастеров»


Если вы желаете окунуться в творческую атмосферу и познакомиться с волшебным миром декоративно-прикладного искусства, тогда добро пожаловать к нам, двери нашей школы открыты для Вас! Юные мастера порадуют гостей своими выставками в области декоративно-прикладного творчества, и проведут для всех желающих мастер-классы. В программе - таинственный мир флористики, многообразие оберегов из подручных и природных материалов, ленточные фантазии, очаровательная коллекция кукол «Тильдомания», оригинальные изделия в технике набивной вышивки и вышивки по трикотажу. Будут интересны: лепка из полимерной глины, гармоничность узоров в технике ниткографии и плетения из фольги. Думаем, найдутся желающие попробовать себя в авиамоделизме и электротехнике.


Организация и реализация проекта декоративно-прикладного характера "Город юных мастеров" . Стремление к творчеству, максимальному проявлению личностных качеств, заложено в человеке самой природой. Их реализация и развитие связано с условием среды, в которой находится личность. Обеспечить благоприятную среду для их творческого роста через возрождение народных ремесел и традиций становится основной целью проекта «Город юных мастеров», который распахнул свои двери для ребят МАОУ СОШ №4 в марте 2013 года.
Идея создания данного мероприятия возникла в рамках программы «Одаренные дети», создать условия для выявления и поддержки талантливых детей нашей школы в рамках внеурочной деятельности ОО «Технология», их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.
Разрабатывая проект, учитывала, что новые образовательные стандарты, а это переход от освоения обязательного минимума содержания образования к достижению индивидуального максимального результата, является востребованным и способствует воплощению в жизнь новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Данное мероприятие я старалась спланировать таким образом, чтобы каждый ученик смог быть социально активным в личном творческом поиске, умел проявить инициативность и самостоятельность, умел попробовать себя реализовать через творческие мастерские, проявить свои личностные качества, что становится основным ценностно-целевым ориентиром данного мероприятия. Основное направление деятельности учащихся: художественно – творческое, в рамках которого осуществляется сохранение народных традиций.
Задачи проекта:
1. Предоставление возможности детской аудитории продемонстрировать свои умения в области декоративно-прикладного творчества с целью обмена опытом.
2. Возрождение и сохранение народных традиций и ремесел путем приобщения детей и подростков к прикладному творчеству.
3. Организация персональных и коллективных выставок декоративно-прикладного творчества.
4. Развитие мотивации детей к познанию в области творчества.
Организация деятельности по реализации проекта осуществляется школьным методическим объединением технологии и искусства образовательного учреждения. Общее руководство проектом осуществляет руководитель ШМО, в обязанности которого входит: взаимосвязь с общественными организациями, СМИ, планирует и ведет контроль над ходом реализацией проекта, проводит анализ результатов деятельности в рамках проекта, несет ответственность за практическую реализацию проекта
Целевая аудитория . Состав участников проекта формировался из числа учащихся творческих объединений нашей школы с 5-11 класс под опытным руководством учителей технологии (технический и обслуживающий труд) и ИЗО. Распределение учащихся в разные творческие мастерские происходит по желанию ребят с учетом их интересов и умений. Основные номинации: Творческие мастерские могут быть представлены разными направлениями в области прикладного творчества, в рамках которого осуществляется сохранение и воспроизводство художественных ценностей, народных ремесел.
Реализация проекта Подготовительный этап: наиболее трудоемкий и ответственный, т.к. предстоит сообща разработать программу мероприятия и план деятельности: анализ результатов о творческих достижениях учащихся, выявление интересов ребят посредством опроса, проведение отбора участников в проекте; обсуждение целей и задач проекта, активное включение в его реализацию; планирование, корректировка планов, подготовка рекомендаций, разработка сценария мероприятия; организационно-методическое и материально-техническое обеспечение работы в подготовке, и оформление площадок для проведения творческих мастерских. Результатом подготовительного периода становятся общая совместная готовность детей и взрослых к совместной творческой деятельности.
Основной этап: результатом, которого является создание условий для интеллектуального и творческого развития детей. Коллективно-творческая деятельность детей и взрослых в рамках реализации содержания проекта через выставку прикладного творчества и творческих мастерских.
Итоговый этап: Последний этап проекта - подведение итогов проекта, самоанализ участия каждого участника проекта, творческий отчет всей команды, обработка и оформление материалов проекта. И результатом проекта становится полная адаптация и принятие детьми мероприятия, позитивная атмосфера свободного общения и развития.

Программа мероприятия «День юных мастеров»

Блок I: «Дарите людям красоту!»
Выставка лучших работ обучающихся в области декоративно – прикладного творчества.
Юными перспективными мастерами своего дела по направлению культура дома становятся учащиеся 5-11 классов. Представлено одинадцать творческих направлений: Флористика. Ленточные фантазии. Обереги. Интерьерные куклы «Тильдомания». Лепка из полимерной глины. Вышивка по трикотажу. Набивная вышивка. Ниткография. Плетение из фольги. Обереги из подручных материалов. Персональная выставка «Полет фантазии».


Техническое творчество (авиамоделизм, электротехника) представлено группой мальчиков.



Блок II: «Твори, выдумывай, пробуй"
Реализация творческих идей юными мастерами через творческие мастерские.
Юные мастера провели для всех желающих мастер-классы, среди которых не только ученики, но и учителя, родители и просто жители города. Они сумели реализовать свои творческие идеи настолько грамотно, что удивили всех.













Считаю, что мероприятие прошло на высоком профессиональном уровне, и это, прежде всего, связано с правильной продуманной организацией подготовки и проведения, которая осуществлялась школьным методическим советом технологии и искусства. Участие в творческих, деловых проектах формирует способность к творческому преобразованию, позволяют каждому участнику найти свое дело по интересам, ощутить чувство успеха, уверенности в себе. Массу впечатлений от этого мероприятия получили, и участники проекта и гости.

В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные