Воплощение архетипического сюжета о злых и добрых женах в героинях романа Л.Н. Толстого "Война и мир". «Война и мир». Вспомнить все
Что такое пустоцвет? «Пустой» цветок, после которого не будет плодов. Представьте себе весенний, весь в душистом бело-розовом цветении фруктовый сад. Мечта, загляденье! Но цветы осыпаются, а завязи нет.
А вот огуречные гряды. Тонкие, хрупкие плети, усыпанные заурядными ярко-желтыми цветами. Их красота недолговечна, но одни осыпались, оставив после себя завязь - крохотные огурчики, другие исчезли бесследно. Так и люди. Целые поколения уходят в небытие. Какой след оставляют они в жизни? По-разному складываются человеческие судьбы.
Кажется, что человек сам выбирает свой путь. Но всегда ли бывает так? Над этим вопросом я задумалась, дочитав «Войну и мир», быть может, самую великую книгу, созданную человеческим гением.
Среди более полутысячи героев романа есть девушка, чья судьба особенно взволновала меня. Это Соня, воспитанница Ростовых. Вот ее история. Соня - племянница графа, взятая в дом из милости. Положение ее в этом доме - при всей доброте Ростовых - незавидно. Она училась вместе с Наташей, ее одевали, кормили, воспитывали так же, как родную дочь. Но сама Соня не могла чувствовать себя равной девочкам Ростовым: она оставалась бедной
Родственницей и всю жизнь чувствовала себя какой-то второсортной по сравнению с родными детьми графа и графини.
Наташа - всеобщая любимица, раскованная, непосредственная, излучающая радость жизни, - уверена: что бы она ни сказала, как бы ни поступила, все будет хорошо. Соня же - в постоянном напряжении: вдруг что-то сделаю не так, выйду за рамки дозволенного. А тут еще эта любовь… Девушка обожает Николая Ростова, наделяя довольно заурядного молодого человека всеми возможными достоинствами. Л. Н. Толстой не щадит свою героиню. Да, она хороша собой, изящна, грациозна, мила, но это натура пассивная, нетворческая, лишенная фантазии.
Этой девушке приходится быть рассудительной, подавлять в себе естественные чувства: ревность к Жюли Карагиной, потом к княжне Марье, обиду на старую графиню, мешающую ее браку с Николаем. Жизнь научила Соню владеть собой. Но как нежно, преданно, а главное, верно умеет она любить! Мне жаль, что она не смогла полюбить Долохова: наверное, эта любовь сделала бы обоих счастливыми. Но Соня, в отличие от Наташи, не меняет своих привязанностей. Она цельный человек, верный и чистый.
Пятнадцать лет ее жизни прошли перед нами - Соня ни разу не совершила недостойного поступка, не допустила ни одной ошибки. И все-таки Толстой несколько принижает ее. Я пытаюсь разобраться, что же несимпатично автору в этой девушке, и, кажется, понимаю. Помогают мне постоянные сравнения Сони с Наташей. Вот две юные девушки входят в нарядный зал, на свой первый бал. Они одинаково присели, но невольно взгляд хозяйки, скользнув мимо Сони, остановился на тоненькой Наташе… Вот Соня, Наташа и Николай вспоминают свое детство. Оказывается, Соня все забыла и не может разделить поэтического чувства Наташи и Николая.
Лунной ночью в Отрадном Наташе, очарованной красотой этой ночи, хочется взлететь в небо, а Соня скучно-рассудительно уговаривает ее идти спать. А как по-разному ведут себя девушки в страшные часы перед отъездом из Москвы! Соня тщательно укладывает вещи, а Наташа велит освободить подводы и взять раненых. Зачем же писатель, не осуждая девушку (ее не за что осуждать), все-таки принижает ее? Затем, что, по мнению Толстого, хорош не тот, кто не ошибается, а тот, кто, борясь с собой, умеет преодолевать свои ошибки и заблуждения. Потому автор и любит больше Наташу.
Мир Сони строг и ясен. Влюбившись в Николая девочкой, она знает: «Что бы ни случилось с ним, со мной, я никогда не перестану любить его - во всю жизнь». И не перестанет, но отступит перед желанием графини женить сына на богатой, знатной княжне Марье и сама дает ему свободу. Соне суждено одиночество в той же семье, которая пригрела ее в детстве.
В эпилоге Наташа скажет о ней: «Пустоцвет». И в этом слове будет жестокая правда. С самого начала жизни, с детства, Соня не имела права на то половодье чувств, которое переполняет Наташу. Только один раз, на святках, в Соне проснулась смелая и свободная девушка, но она словно испугалась своего порыва и больше никогда не была такой, как в этот вечер, а вернулась к своим узорам, к своему тихому самопожертвованию. Так вправе ли мы осуждать Соню? Думаю, что нет. Очень жаль ее. Жизнь девушки оказалась пустой, но разве она виновата в этом?
Соня
"Он в душе своей как будто упрекал ее за то, что она была слишком совершенна, и за то, что не в чем было упрекать ее. В ней было все, за что ценят людей; но было мало того, что бы заставило его любить ее".
Соня являет собой образ, который трудно подвести под один из архетипов. У нее хватает характерных признаков, позволяющих отнести ее к категории «добрых жен» (молчаливость, самопожертвование, скромность, верность любимому человеку до конца, покорность, рассудительность, добронравие) и «злых» (притворство, уныние и тоска от общения с ней, ненужная жертва). Поэтому ее можно назвать чем-то средним между этими двумя архетипами. Но все-таки Соня более относится к персонажу, который не вызывает ни у автора, ни у читателя положительных эмоций. Почему?
Л. Толстой описывает ее один-единственный раз: подчеркивая ее красоту, грациозность, сдержанность, он буквально одним штрихом снимает обаяние. «Соня была тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густою черною косою, два раза обвивавшей ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных мускулистых руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрой и сдержанною манерой она напоминала красивого, но еще не оформившегося котенка, который будет прелестною кошечкой. Она, видимо, считала приличным выказывать улыбкой участие к общему разговору». Далее, описывая поведение Сони в гостиной, Л. Толстой дважды подчеркивает ее «притворную улыбку », что указывает все-таки на принадлежность ее к «злому» архетипу.
Соня тяготеет к лагерю «мертвых»: в ней нет той бурлящей жизнерадостности, какая есть в Наташе, она не динамична, не импульсивна. Это особенно подчеркивается тем, что в начале романа Соня и Наташа всегда вместе. Ей недоступны вершины духовной жизни Марьи и «вершины чувства» Наташи. Она слишком приземлена, слишком погружена в быт. Ей тоже даны радостные моменты жизни, но это лишь мгновения. Она - «пустоцвет».
Толстой наделил эту, в общем, неплохую девушку незавидной участью: влюбленность в Николая Ростова не приносит ей счастья, так как из соображений благосостояния семьи мать Николая не может разрешить этот брак. Соня испытывает благодарность Ростовым и так акцентируется на ней, что зацикливается на роли жертвы . Она не принимает предложения Долохова, отказом афишируя свое чувство к Николаю. Она живет надеждой, в принципе, рисуясь и демонстрируя свою непризнанную любовь .
Соня самоотверженна, имеет чувство собственного достоинства, выдержку, чувство долга. Но в ней нет жизненной игры , порыва. Николай Ростов женится не на ней, а на Марье. Естественное, искреннее самопожертвование и любовь княжны Марьи в корне отличается от расчётливого поведения Сони. Цель княжны -- счастье другого человека, цель Сони -- собственное счастье.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! -- говорил Николай сам с собою, смотря на Марью. -- Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представлялось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил”.
Соня влюблена в Николая и остается верной этой любви до конца. Почему же Соня так верна Николаю? Почему не хочет освободить его от слова, данного ей в детстве по глупости. Она просто не хочет его от себя отпускать ни за что. Можно согласиться, что она мстит, но мстит несознательно . Чувство благодарности, привитое ей в детстве, требует компенсации за эту благодарность.
Но можно ли назвать счастливой Соню, и почему она осталась жить в доме Ростовых после женитьбы Николая? Ведь все, включая и его самого, тяготятся ею. Никому не нужна эта напрасная жертва . Она всю жизнь была жертвой, иногда играла в нее, но все равно была ею. Уроки, усвоенные в детстве, она продолжает использовать и теперь. Она не знает, как жить по-другому, она не сумела построить свою судьбу, потому что слишком много думала о других и надеялась на их великодушие. Других моделей поведения у Сони нет. Да и идти ей собственно некуда.
Тут со мной произошла забавная история. Одна молодая сотрудница – ей 25 лет - стала меня спрашивать, какая из книг у меня любимая.
На такой вопрос трудно ответить. Я стала вспоминать, какую из книг любила в разные годы, в том числе, вспомнила про «Войну и мир», которую я не раз перечитывала когда-то. А первый раз я ее прочла залпом и читала чуть ли не всю ночь – уж так было интересно.
Тут девушка меня спрашивает: «А за кого вышла замуж Соня? А с Наташей что было? Я дочитала только до того момента, когда князь Андрей умер, расплакалась и больше не читала. Ну, расскажите! Интересно!».
Я несколько прибалдела от такой простоты. Да неужели она фильм Бондарчука не смотрела? Не смотрела. А английский сериал, который этой зимой показывали? Не смотрела.
Вот кстати, результат гордого: «Я не смотрю телевизор!». Не смотришь – и что знаешь?
Я девушке сказала, что принципиально не стану ничего рассказывать, а она пусть возьмет книгу и дочитает сама.
Пришла я домой и рассказала эту историю Андрею. А он меня спрашивает: «А, действительно, за кого вышла замуж Соня?». Тут мне стало совсем нехорошо.
Мы же с ним учились в одном классе, и Зоя Николаевна – наша учительница литературы – заставляла нас писать сочинения по каждому из героев, а потом мы их зачитывали в классе.
Я прекрасно помню, что про Соню писала Алка Полковникова, и что в сочинении она доказывала родство душ Сони и Долохова.
Я про Болконского писала…
И Андрей сочинение писал, причем, я уверена, что роман он читал весь, т.к. всегда отличался сознательностью, да и папа у него был филолог и специализировался по Гоголю. Он читал лекции, очень интересные, и брал на них сына. Наверняка, он и про "Войну и мир" лекцию читал. К тому же "Войну и мир", в том числе, снимали рядом с жомом, где Андрей жил, пока им не дали квартиру в Измайлово, и он эти съемки помнит.
А фильм Бондарчука нас водили смотреть в «Весну». Это был один из первых кинотеатров в нашем районе. В детстве поход в кино был событием. В фойе играл настоящий оркестр и пела певица, а плюшевые желтые шторы на высоких арочных окнах казались мне очень красивыми.
Потом «Первомайский построили», а «Весна» захирела и перебивалась показом фильмов по книгам, входящих в школьную программу.
А теперь и «Первомайский» прикрыли – сегодня людям ничего не нужно.
Но «Войну и мир» многие видели и до того, поэтому одноклассники вели себя плохо. Например, Наташка неизвестно зачем меня сильно ущипнула, я от неожиданности крикнула, а показывали как раз сцену родов княжны Лизы. Нас с подругой выгнали из зала… Вот это Андрей помнит (как и остальные одноклассники-змеи), а что было в фильме, не помнит.
Более того, он зимой сидел рядом со мной на диване и смотрел английский сериал, и мы с ним обсуждали актеров, а потом я еще пост большущий про фильм писала, а он его выкладывал.
И ничего не помнит. Правда, он одновременно писал статью или во что-то играл, но что-то же должно было запомниться?
Выяснились ужасные вещи: Андрей вообще не знает, кто такая Соня!
«А что ты помнишь?» - «Ну, тот, в очках…и князь Андрей!» - «А фамилия князя?» - «Э…» - «Еще что помнишь?» - «Ногу там отрезали» - «Кому?».
Молчит. Подозреваю, что думает, что Болконскому, но боится сказать.
Конечно, я тоже не помню многого из школьной программы. Почти ничего не помню из математики, химии, физики.
Так из математики помню только то, что было до 9 класса, из физики могу воспроизвести разве что законы Ньютона, и то путаюсь. А из химии помню только, как устроена система Менделеева и основные классы веществ.
Может, не помнить «Войну и мир» - это нормально? Хотя ведь про это химию с физикой кино не показывают.
А про Соню я подумала, что зря Наташа назвала ее пустоцветом. Роман заканчивается на самом счастливом моменте в жизни Ростовых-Болконских: все еще молоды, здоровы, много детей.
А ведь Толстой в романе описал многих своих родных. Не у всех есть прототипы, но у Сони есть. Это Ергольская, Татьяна Александровна, троюродная тетка писателя. Когда умерла мать Толстого, именно Ергольская - старая дева - воспитывала сирот. И не ей ли мы обязаны тем, что самый младший из детей, Левушка-ревушка, как его дразнили братья, стал великим писателем?
Но Толстой думал по-другому. Соня – пустоцвет. А вот свою умершую маму, которой он не мог помнить по малолетству, Лев Николаевич боготворил, регулярно посещал ее могилу, и даже был там незадолго до своей смерти.
Со справедливостью и благодарностью в мире всегда плохо дело обстояло.