Все о натюрморте. Термин и понятие в изобразительном искусстве. Натюрморты известных художников
З нойным дачным летом или в затяжную вьюгу. Не выходя из дома, можно найти вдохновение в обычных фруктах или необычных цветах. Объект не пытается повернуть голову, как на портрете, и не меняет ежесекундно тени на свет, как на пейзаже. Тем и хорош жанр натюрморта. И «мертвая природа» в переводе с французского, или «тихая жизнь вещей» в голландской версии, очень даже оживляет интерьер. Наталья Летникова представляет топ-7 натюрмортов русских художников .
«Лесные фиалки и незабудки»
Лесные фиалки и незабудки
Картина Исаака Левитана словно синее небо и белое облако - от певца русской природы. Только на полотне не родные просторы, а букет полевых цветов. Одуванчики, сирень, васильки, бессмертник, папоротник и азалия... Мастерская художника после леса превращалась «не то в оранжерею, не то в цветочный магазин». Левитан любил цветочные натюрморты и учил своих учеников видеть и цвет, и соцветия: «Надо, чтобы от них пахло не краской, а цветами».
«Яблоки и листья»
Яблоки и листья
Работы Ильи Репина органично оттеняют блестящую обстановку Русского музея . Художник-передвижник составил композицию для своего ученика - Валентина Серова . Вышло столь живописно, что учитель и сам взялся за кисть. Шесть яблок из обычного сада - помятые и с «бочками», и ворох листьев, подернутых осенними красками, в качестве источника для вдохновения.
«Букет цветов. Флоксы»
Букет цветов. Флоксы
Картина Ивана Крамского . «Не станет же талантливый человек тратить время на изображение, положим, тазов, рыб и пр. Это хорошо делать людям, имеющим уже всё, а у нас дела непочатый угол», - писал Крамской Васнецову . И все же жанр натюрморта в конце жизни известный портретист вниманием не обошел. Букет флоксов в стеклянной вазе был представлен на XII передвижной выставке. Картину купили еще до открытия вернисажа.
«Натюрморт»
Натюрморт
Казимир Малевич на пути к «Черному квадрату» через импрессионизм и кубизм, минуя реализм. Ваза с фруктами - плод творческих исканий, даже в рамках одной картины: густые черные линии французской техники «клуазоне», плоская посуда и объемные фрукты. Все составляющие картины объединяет только цвет. Свойственный художнику - яркий и насыщенный. Словно вызов пастельным тонам реальной жизни.
«Селедка и лимон»
Селедка и лимон
Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени»... В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.
«Натюрморт с самоваром»
Натюрморт с самоваром
Ученик Серова, Коровина и Васнецова, «Бубновый валет» - Илья Машков любил изобразить окружающий мир, да поярче. Фарфоровые фигурки и бегонии, тыквы... Мясо, дичь - в духе старых мастеров, и хлебы московские - зарисовки со Смоленского рынка столицы. И по русской традиции - куда ж без самовара. Натюрморт из области праздничного бытия с фруктами и яркой посудой дополняет череп - напоминание о бренности жизни.
«Этюд с медалями»
Этюд с медалями
Натюрморт по-советски. Художник ХХ века Анатолий Никич-Криличевский на одной картине показал целую жизнь первой советской чемпионки мира в конькобежном спорте - Марии Исаковой. С кубками, за каждым из которых - годы тренировок; медалями, которые доставались в упорной борьбе; письмами и огромными букетами. Красивая картинка для художника и художественная летопись спортивных успехов. Натюрморт-история.
Натюрморт, жанр изобразительного искусства
В XIX в. судьбы натюрморта определяли ведущие мастера живописи, работавшие во многих жанрах и вовлекавшие натюрморт в борьбу эстетических взглядов и художественных идей (Ф. Гойя в Испании, Э. Делакруа , Г. Курбе, Э. Мане во Франции). Среди мастеров XIX в., специализировавшихся в этом жанре, выделяются также А. Фантен-Латур (Франция) и У. Харнет (США). Новый подъём натюрморт был связан с выступлением мастеров постимпрессионизма , для которых мир вещей становится одной из основных тем (П. Сезанн, В. ван Гог). С начала XX в. натюрморт является своего рода творческой лабораторией живописи. Во Франции мастера фовизма (А. Матисс и др.) идут по пути обострённого выявления эмоциональных и декоративно-экспрессивных возможностей цвета и фактуры, а представители кубизма (Ж. Брак, П. Пикассо , X. Грис и др.), используя заложенные в специфике натюрморта художественно-аналитические возможности, стремятся утвердить новые способы передачи пространства и формы. Натюрморт привлекает и мастеров других течений (А. Канольдт в Германии , Дж. Моранди в Италии, Ш. Лукьян в Румынии, Б. Кубишта и Э. Филла в Чехии и др.). Социальные тенденции в натюрморте XX в, представлены творчеством Д. Риверы и Д. Сикейроса в Мексике, Р. Гуттузо в Италии.
В русском искусстве натюрморт появился в XVIII в. вместе с утверждением светской живописи, отражая познавательный пафос эпохи и стремление правдиво и точно передать предметный мир ("обманки" Г. Н. Теплова, П. Г. Богомолова, Т. Ульянова и др.). Дальнейшее развитие русского натюрморта в течение значительного времени носило эпизодический характер. Его некоторый подъём в первой половине XIX в. (Ф. П. Толстой, школа А. Г. Венецианова , И. Т. Хруцкий) связан с желанием увидеть прекрасное в малом и обыденном. Во второй половине XIX в. к натюрморту этюдного характера лишь изредка обращались И. Н. Крамской , И. Е. Репин , В. И. Суриков , В. Д. Поленов , И. И. Левитан ; подсобное значение натюрморта в художественной системе передвижников следовало из их представления о главенствующей роли сюжетно-тематической картины . Самостоятельное значение натюрморта-этюда возрастает на рубеже XIX и XX вв. (М. А. Врубель , В. Э. Борисов-Мусатов). Расцвет русского натюрморта приходится на начало XX в. К его лучшим образцам относятся импрессионистические работы К. А. Коровина, И. Э. Грабаря; тонко обыгрывающие историко-бытовой характер вещей произведения художников "Мира искусства" (А. Я. Головин и др.); остро декоративные образы П. В. Кузнецова, Н. Н. Сапунова, С. Ю. Судейкина, М. С. Сарьяна и других живописцев круга "Голубой розы "; яркие, пронизанные полнотой бытия натюрморты мастеров "Бубнового валета " (П. П. Кончаловский , И. И. Машков, А. В. Куприн, В. В. Рождественский, А. В. Лентулов, Р. Р. Фальк, Н. С. Гончарова). Советский натюрморт, развиваясь в русле искусства социалистического реализма, обогащается новым содержанием. В 20-30-х гг. он включает и философское осмысление современности в обострённых по композиции произведениях (К. С. Петров-Водкин), и тематических "революционных" натюрмортах (Ф. С. Богородский и др.), и попытки вновь осязаемо обрести отвергнутую так называемыми беспредметниками "вещь" через эксперименты в области цвета и фактуры (Д. П. Штеренберг, Н. И. Альтман), и полнокровное воссоздание красочного богатства и многообразия предметного мира (А. М. Герасимов, Кончаловский, Машков, Куприн. Лентулов, Сарьян, А. А. Осмёркин и др.), а также поиски тонкой колористической гармонии, поэтизацию мира вещей (В. В. Лебедев, Н. А. Тырса и др.). В 40-50-х гг. значительно многообразные по манере натюрморты, отражающие существенные особенности современные эпохи, создали П. В. Кузнецов, Ю. И. Пименов и др. В 60-70-х гг. в натюрморте активно работают П. П. Кончаловский, В. Б. Эльконик, В. Ф. Стожаров, А. Ю. Никич. Среди мастеров натюрморта в союзных республиках выделяются А. Акопян в Армении, Т. Ф. Нариманбеков в Азербайджане, Л. Свемп и Л. Эндзелина в Латвии, Н. И. Кормашов в Эстонии. Тяготение к повышенной "предметности" изображения, эстетизация окружающего человека мира вещей обусловили интерес к натюрморту молодых художников 70-х - начала 80-х гг. (Я. Г. Анманис, А. И. Ахальцев, О. В. Булгакова, М. В. Лейс и др.).
Лит.: Б. Р. Виппер, Проблема и развитие натюрморта. (Жизнь вещей), Казань , 1922; Ю. И. Кузнецов, Западноевропейский натюрморт, Л.-М., 1966; М. М. Ракова, Русский натюрморт конца XIX - начала XX в., М., 1970; И. Н. Пружан, В. А. Пушкарев, Натюрморт в русской и советской живописи. Л., ; Ю. Я. Герчук, Живые вещи, М., 1977; Натюрморт в европейской живописи XVI - начала XX века. Каталог, М., 1984; Sterling Ch., La nature morte de l"antiquitй а nos jours, P., 1952; Dorf B., Introduction to still-life and flower painting, L., 1976; Ryan A., Still-life painting techniques, L., 1978.
Что такое натюрморт?
Натюрморт (от фр. nature morte — «мертвая природа») — жанр искусства, изображающий неодушевленные предметы в специально созданной композиции.
Рассмотрим немного подробнее, что такое натюрморт, на какие виды его можно разделить.
Нидерландский натюрморт XVII века
В нидерландском натюрморте этой эпохи по большей части запечатлевали размеренную, словно застывшую жизнь.
В это время в Голландии натюрморт как жанр развивался достаточно интенсивно, чему способствовали различные факторы. В это время был высок уровень научного развития в математике, физике, естествознании, общественных науках. Мореплаватели привозили из-за границы много новых предметов, возникли новые технологии изготовления различных вещей, на витринах было расставлено множество различных красивых товаров.
Можно выделить два вида популярных натюрмортов в это время — цветочный и ученый.
Цветочный натюрморт
С 40-х гг. XVII века натюрморт стал развиваться как самостоятельный жанр. Популярность его легко объяснима: в то время традиционным считалось иметь роскошные сады, активно заниматься разведением цветов.
Представители: Амброзиус Босхарт Старший, Бальтасар ван дер Аст, Ян Давид де Хем.
Ученый натюрморт
Считается интеллектуальным типом натюрморта. Чтобы понять такой натюрморт, человеку необходимо разбираться в Библии и религиозной символике. Нередко в этом жанре используются иллюзии для создания обмана зрения. Наибольшую популярность они приобрели в середине XVII века в Голландии и за ее границей.
В числе популярных художников следующие: Якоб де Гейн Младший, Флорис ван Дейк, Ханс ван Эссен, Амбориусы Босхарты Старший и Младший, Клара Петерс, Давид Байли, Мария ван Остервейк, Корнелис Бризе, Абрахам Миньон, Виллем ван Алст, Ян ван Хейсум.
Натюрморт в России XVIII-XX вв.
Как жанр натюрморт оформился в России в начале XVIII в. До XIX века он считался низшим жанром, понимали его ограниченно в основном как простую композицию, например, постановку из фруктов и цветов. Изначально в натюрморте изображали дары моря и земли, различные вещи.
В XX веке этот жанр поднялся на ступеньку выше, это время его расцвета в России. Начались поиски новых цветов, форм, композиций. В течение буквально 15 лет натюрморт изменился от импрессионизма до абстрактного искусства.
В 30-40-е гг. двадцатого столетия развитие жанра немного приостановилось, но в 50-х происходит новый подъем, и натюрморт упрочняет свое положение в числе других живописных жанров.
Русские художники, работавшие в это время: Петр Кончаловский, Виктор Тетерин, Сергей Захаров, Николай Позднеев, Илья Мешков, Константин Коровин, Сергей Осипов, Майя Копытцева, Евгения Антипова, Ярослав Крестовский, Капитолина Румянцева и т. д.
Натюрморт XX-XXI вв.
Натюрморт в эту эпоху — широкое поле для экспериментов. Этот жанр развивается в различных областях:
Теперь, зная, что такое натюрморт, при желании вы можете попрактиковаться в этом жанре. Вам пригодится статья , также полезные материалы вы найдете в разделе .
Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.
Блез Паскаль
И правда, задерживал ли Ты когда-нибудь взгляд на фруктах из кухонного стола? Ну... разве что, когда был голоден, правда? А вот картиной с фруктовой композицией или роскошным букетом цветов можно любоваться часами. Именно в этом - особая магия натюрморта.
В переводе с французского языка натюрморт означает «мертвая природа» (nature morte). Однако это лишь дословный перевод.
На самом деле натюрморт - это изображение неподвижных, застывших предметов (цветов, овощей, фруктов, мебели, ковров и т. д.). Первые натюрморты встречаются на фресках Древней Греции и Древнего Рима.
Натюрморт (фреска из Помпей) 63-79 г., Неаполь, Национальная галерея Каподимонте. Автор неизвестен.
Когда в гости к римлянину приходил друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозяин дома показал лучшее из своей серебряной посуды. Эту традицию ярко отражает натюрморт из гробницы Вестория Приска в Помпеях.
В центре композиции - сосуд для смешивания вина и воды, воплощение бога плодородия Диониса-Либера. По обе стороны на золотом столе симметрично расставлены кувшины, черпаки, рога для вина.
Однако натюрморт - это не только фрукты, овощи и цветы, но и... человеческий череп, призванный отразить быстротечность человеческой жизни. Именно так представляли натюрморт сторонники жанра «Ванитас», представители ранней стадии развития натюрморта.
Выдающийся пример - аллегорический натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды , где рядом с черепом изображена трубка - символ неуловимости земных наслаждений, стеклянный сосуд - отражение хрупкости жизни, ключи - символ власти домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож символизирует уязвимость жизни, а жаровня, в которой едва теплятся угли, значит ее угасание.
Суета сует. Ванитас, 1628, Виллем Клас Хеда.
Виллема Хеду по праву называют «мастером завтраков». С помощью интересной расстановки пищи, посуды и кухонных принадлежностей художник удивительно точно передавал настроение картин. А его мастерство изображать блики света на идеально гладких поверхностях серебряных чаш и стеклянных кубков поражала даже именитых современников художника.
Невероятно, насколько точно и деликатно Хеда умел передавать каждую мелочь: игру света, особенности формы, цвета предметов. Во всех картинах голландца - таинственность, поэтичность, искреннее восхищение миром предметов.
Натюрморты известных художников
Натюрмортом часто увлекались знаменитые художники. Именно о мастерах кисти и об их восхитительных произведениях я расскажу Тебе дальше.
Пабло Пикассо - самый дорогой художник мира
Уникальный и неподражаемый - именно так называют выдающегося испанского художника ХХ в. Пабло Пикассо. Каждая работа автора - тандем оригинального замысла и гениальности.
Натюрморт с букетом цветов, 1908 г.
Натюрморт с луковицами, 1908 г.
Кроме традиционно совершенных реалистичных, наполненных света и ярких красок, или же мрачных, выполненных в голубовато-серых тонах натюрмортов, Пикассо увлекался кубизмом . Художник раскладывал предметы или героев своих картин на мелкие геометрические фигуры.
И хотя искусствоведы не признали кубизм Пикассо, сейчас его работы прекрасно продаются и принадлежат самым богатым коллекционерам мира.
Гитара и ноты, 1918 г.
Эксцентричный Винсент Ван Гог
Наряду со знаменитой «Звездной ночью» серия картин с подсолнухами стала уникальным символом творчества Ван Гога. Художник планировал украсить подсолнухами свой дом в Арле к приезду друга Поля Гогена.
«Небеса - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов из картин Вермеера Делфтского... Я не могу написать что-то столь прекрасное...» - обреченно говорил Ван Гог. Возможно, именно поэтому художник рисовал подсолнухи бесчисленное количество раз.
Ваза с 12 подсолнухами, 1889 г.
Несчастная любовь, бедность и непринятие его творчества побуждают художника к безумным поступкам и изрядно подрывают здоровье. Но о живописи талантливый художник упорно писал: «Даже если я упаду девяносто девять раз, я все равно поднимусь в сотый раз».
Натюрморт с красными маками и ромашками. Овер, июнь 1890 г .
Ирисы. Сен-Реми, май 1890 г.
Всеохватывающие натюрморты Поля Сезанна
«Я хочу вернуть природе вечность», - любил повторять великий французский художник Поль Сезанн. Художник изображал не случайную игру света и тени, не меняющиеся, а постоянные характеристики предметов.
Стремясь показать предметы со всех сторон, он описывает их так, что зритель любуется натюрмортом, словно под разными углами. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты - сбоку, ящик в столе - снизу, а кувшин - с разных сторон одновременно.
Персики и груши, 1895 г.
Натюрморт с вишнями и персиками, 1883-1887 гг.
Натюрморты современных художников
Палитра цветов и самых разнообразных оттенков позволяет нынешним мастерам натюрморта достичь невероятной реалистичности и красоты. Хочешь полюбоваться впечатляющими картинами талантливых современников?
Британец Сесил Кеннеди
От картин этого художника невозможно оторвать взгляд - настолько чарует его разнотравье! М-м-м… Кажется, я уже чувствую запах этих удивительно красивых цветов. А Ты?
Сесила Кеннеди по праву считают самым выдающимся британским художником современности. Обладатель нескольких престижных премий и любимец многих «сильных мира сего», Кеннеди все же стал известным, только когда ему исполнилось далеко за 40.
Бельгийский художник Джулиан Стапперс
Сведения о жизни бельгийского художника Джулиана Стапперса скудны, чего не скажешь о его картинах. Жизнерадостные натюрморты художника - в коллекциях самых богатых людей мира.
Грегори Ван Раальте
Современный американский художник Грегори Ван Раальте особое внимание обращает на игру света и тени. Художник убежден, что свет должен падать не прямо, а через лес, листья деревьев, лепестки цветов, или отображаться от поверхности воды.
Талантливый художник живет в Нью-Йорке. Увлекается рисованием натюрмортов в технике акварель.
Иранский художник Али Акбар Садехи
Ali Akbar Sadeghi - один из самых успешных иранских художников. В своих работах он искусно сочетает композиции традиционных иранских картин, персидские культурные мифы с иконописью и искусством витража.
Натюрморты современных украинских художников
Что ни говори, а в украинских мастеров кисти - свое, уникальное видение его величества натюрморта. И сейчас я Тебе это докажу.
Сергей Шаповалов
Картины Сергея Шаповалова пестрят солнечными зайчиками. Каждый его шедевр наполнен светом, добром и любовью к родной земле. А родился художник в селе Ингуло-Каменка Новгородковского района Кировоградской области.
Сергей Шаповалов – заслуженный художник Украины, член Национального союза художников.
Игорь Деркачев
Украинский художник Игорь Деркачев родился в 1945 году в Днепропетровске, где проживает и сейчас. Двадцать пять лет посещал художественную студию Дома культуры студентов им. Ю. Гагарина, сначала как студиец, а потом в качестве преподавателя.
Картины художника пронзены теплом,любовью к родным традициям и дарам природы. Эта особая теплота через картины автора передается и всем поклонникам его творчества.
Виктор Довбенко
По словам автора, его натюрморты - зеркало собственных чувств и настроений. В букетах роз, в россыпях васильков, астр и георгинов, в «душистых» лесных картинах - неповторимый летний аромат и бесценные дары богатющей природы Украины.