Всемирный русский народный собор объединил общество. XXI Всемирный русский народный собор Национальный вопрос и межкультурный диалог

Пленарное заседание XXI Всемирного русского народного собора на тему «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития».

В президиуме Собора присутствовали: председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин, Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, заместитель главы ВРНС епископ Воскресенский Савва, председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин, первый заместитель председателя Совета Федерации ФС РФ Н.В. Федоров, первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко, председатель Союза писателей России, заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев, министр внутренних дел РФ В.А. Колокольцев, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В.А. Пучков, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда, руководитель Федерального агентства по делам национальностей И.В. Баринов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, губернатор Московской области А.Ю. Воробьев, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Гаврилов, митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Русская Православная Старообрядческая Церковь), председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин, президент Федерации еврейских общин России А.М. Борода, руководитель Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы В.И. Сучков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипков, заместитель главы ВРНС О.А. Костин, другие официальные лица.

В работе Собора приняли участие иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители государственной власти, руководители фракций политических партий Государственной Думы ФС РФ, лидеры общественных объединений, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья, представители общественности.

Прямая трансляция заседания шла на телеканалах «Россия-24», «Союз» и «Спас».

Предстоятель Русской Православной Церкви выступил с докладом.

Затем первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С.В. Кириенко огласил приветствие Президента Российской Федерации В.В. Путина. Далее выступил председатель Государственной Думы ФС РФ В.В. Володин.

С докладом выступил председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин.

К собравшимся обратились председатель Центрального духовного управления мусульман России верховный муфтий Талгат Таджуддин и президент Федерации еврейских общин России А.М. Борода.

Заместитель главы ВРНС епископ Воскресенский Савва огласил приветствие министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова.

Приветствие мэра Москвы С.С. Собянина зачитал руководитель Департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма В.И. Сучков.

Затем выступили руководитель фракции политической партии «Единая Россия» в Государственной Думе РФ С.И. Неверов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцов, руководитель фракции КПРФ в Госдуме РФ Г.А. Зюганов.

Прозвучало выступление члена Бюро президиума ВРНС, первого заместителя председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.В. Щипкова.

К собравшимся обратился актер театра и кино, кинорежиссер А.И. Мерзликин.

Также выступили руководитель фракции политической партии «Справедливая Россия» в Госдуме РФ С.М. Миронов, председатель Императорского православного палестинского общества С.В. Степашин, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам Л.Э. Слуцкий, председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций С.А. Гаврилов, заместитель главы ВРНС В.Н. Ганичев.

В завершение к участникам заседания вновь обратился Святейший Патриарх Кирилл.

1 ноября 2017 года в Москве, в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла открылся ХХI Всемирный русский народный собор (ВРНС) по теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития».

В работе Собора традиционно принимают участие представители всех ветвей власти, лидеры партий, общественных объединений, представители силовых ведомств, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая с Первосвятительским словом на открытии XХI Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития», назвал семью главным элементом стабильного, здорового и солидарного общества и призвал к обереганию этого института.

По мнению Предстоятеля Русской Православной Церкви, семья важна и с духовной, религиозной точки зрения: «Семья - это первый в жизни человека опыт любви. Именно поэтому Иоанн Златоуст говорил о семье, что она - малая церковь. В семье человек учится любви, а через любовь, которая есть Бог, человек спасается. Семья - это школа любви, а значит - школа спасения».

«Без стремления к любви как высшей ценности ни семья, ни общество не смогут существовать в истории. Если традиция - это путь, по которому идет общество, то любовь - это конечная цель данного пути. Она дает силы и желание жить, наполняет жизнь смыслом в каждый момент истории», - отметил Патриарх Московский и всея Руси.

«Семья - структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства - все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания», - добавил он.

«Семья - механизм передачи традиции. Но то же самое относится и ко всему народу, ко всей России: мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаем - понимая, чувствуя, что «семья» - это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают», - пояснил Святейший Патриарх.

«Говоря об обществе, можно утверждать: общество - это тоже большая семья, «семья семей». Поэтому обществу угрожает то же самое, что угрожает и семье: крайности ювенальной юстиции, однополые браки, утверждение трансгуманизма, любые попытки дать искаженное определение понятию «человек»», - подчеркнул он.

«Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа. Поскольку природа эта создана по образу и подобию Божественной, изменять ее в любом другом направлении значит изменять самому Богу», - заключил Патриарх Кирилл.

Полностью читайте на официальном сайте Русской Православной Церкви.

1 ноября 2017 года в Храме Христа Спасителя прошло пленарное заседание XXI Всемирного русского народного собора. В работе ВРНС приняли участие представители всех ветвей власти, лидеры партий, общественных объединений, представители силовых ведомств, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья.

В этом году на повестку Собора вынесена тема «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития». Анализируя опыт государства и народа за минувшие со дня октябрьского переворота 100 лет, выступающие проводили тревожные параллели с современностью. При этом многие указывали на очевидную зыбкость того «стабильного развития», о котором сегодня с энтузиазмом заявляют чиновники с высоких трибун.

В начале XX века в Российской империи тоже отмечался стабильный экономический рост, но последовавшая Первая мировая война, геополитические провокации, активная революционная пропаганда внутри страны, разложение в рядах интеллигенции и государственной элиты, стремительное разобщение общества - все это вскоре привело государство к катастрофе 1917 года.

Отголоски и последствия октябрьского переворота, дальнейшей гражданской бойни, жестоких репрессий и духовно-культурной деформации Россия испытывает на себе до сих пор. Население, как и столетие назад, разобщено: народ, власть, элита, бизнес, культура - зачастую векторы их существования разнонаправлены.

«Новый диалог народов»

Об опасности наблюдаемой тенденции, когда «элита» начинает активно дистанциироваться от народа, говорил в своем выступлении и патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Я думаю, образ будущего - это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита - это не те, кто поднялся выше народа, настоящая элита - те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными и государственными интересами», - отметил патриарх.

При этом основной конфликт XXI века, по его мнению, заключается вовсе не в столкновении государств, культур, религий и наций, а в тенденции глобального изменения сознания, агрессивного расчеловечивания.

«На мой взгляд, самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями», - сказал патриарх Кирилл.

По его словам, подлинная альтернатива этому процессу - «не война всех против всех, а новый диалог народов».

«Это диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, русская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность. Только в рамках такого диалога мы сможем найти ответы на вопросы о том, как победить терроризм, как защитить традиционную семью и право нерожденных младенцев на жизнь, как обеспечить миграционное равновесие, победить голод и эпидемии, как уважать убеждения друг друга, понимая, что у свободы должны быть моральные ограничения», - заключил Патриарх.


Тему общественного единения поддержал и спикер Госдумы Вячеслав Володин. В своем выступлении он призвал «делать выводы из прошлого для того, чтобы увереннее идти вперед и эффективно решать задачи развития страны».

В. Володин выразил уверенность в том, что, поскольку устройство и особенности России сформировались в результате тысячелетней истории совместного проживания сотен народов с разными культурами и религиями, крайне важным для страны «является устойчивое и эволюционное развитие, основанное на диалоге и взаимопонимании».

Национальный вопрос и межкультурный диалог

В ходе заседания ВРНС большое внимание уделялось вопросам развития межнационального и межконфессионального взаимодействия и предотвращения конфликтов на этой почве. Как подчеркнул в своем выступлении глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов, спекуляции в вопросах национальной политики недопустимы, поскольку «национальная политика в нашей стране - сфера крайне чувствительная, затрагивающая самое личное и сокровенное, что есть в каждом из нас».

Открытие XXI Всемирного Русского Народного Собора. Фото А.Егорцева

1 ноября в Храме Христа Спасителя состоялось открытие XXI Всемирного Русского Народного Собора. В работе ВРНС приняли участие представители всех ветвей власти, лидеры партий, общественных объединений, представители силовых ведомств, высшее духовенство традиционных религий, деятели науки, образования и культуры, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья.

В этом году на повестку Собора вынесена тема «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития». Анализируя опыт государства и народа за минувшие со дня октябрьского переворота 100 лет, выступающие проводили тревожные параллели с современностью. При этом многие указывали на очевидную зыбкость того «стабильного развития», о котором сегодня с энтузиазмом заявляют чиновники с высоких трибун.

В начале XX века в Российской империи тоже отмечался стабильный экономический рост, но последовавшая Первая мировая война, геополитические провокации, активная революционная пропаганда внутри страны, разложение в рядах интеллигенции и государственной элиты, стремительное разобщение общества - все это вскоре привело государство к катастрофе 1917 года.

Отголоски и последствия октябрьского переворота, дальнейшей гражданской бойни, жестоких репрессий и духовно-культурной деформации Россия испытывает на себе до сих пор. Население, как и столетие назад, разобщено: народ, власть, элита, бизнес, культура - зачастую векторы их существования разнонаправлены.

Об опасности наблюдаемой тенденции, когда «элита» начинает активно дистанциироваться от народа, говорил в своем выступлении и Патриарх Кирилл.

«Я думаю, образ будущего - это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита - это не те, кто поднялся выше народа, настоящая элита - те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными и государственными интересами», - отметил Патриарх Московский и всея Руси.

При этом основной конфликт XXI века, по мнению предстоятеля Русской Православной Церкви, заключается вовсе не в столкновении государств, культур, религий и наций, а в тенденции глобального изменения сознания, агрессивного расчеловечивания.

«На мой взгляд, самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями. Подлинная альтернатива этому процессу - не «война всех против всех»,.. а новый диалог народов… Это диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, русская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность. Только в рамках такого диалога мы сможем найти ответы на вопросы о том, как победить терроризм, как защитить традиционную семью и право нерожденных младенцев на жизнь, как обеспечить миграционное равновесие, победить голод и эпидемии, как уважать убеждения друг друга, понимая, что у свободы должны быть моральные ограничения», - заключил в своем выступлении Патриарх Кирилл.


Всемирный Русский Народный Собор является крупнейшим общественным форумом и интеллектуальным центром, который представляет интересы русского народа перед лицом власти, объединяя при этом представителей разных конфессий и национальностей, оставаясь на позициях патриотизма, государственности и здравого смысла.

1 ноября 2017 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на открытии XХI Всемирного русского народного собора, посвященного теме «Россия в XXI веке: исторический опыт и перспективы развития».

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, досточтимые участники Всемирного русского народного собора, братья и сестры!

Мы собрались в такой исторический момент, когда у нас есть возможность обобщить опыт целой эпохи, насыщенной событиями, значимыми для нашей судьбы страны, и поговорить о будущем. Кажется, как будто сегодня сказаны слова, которыми еще в древние времена увещевал людей пророк Иеремия: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим» (Иер. 6:16).

За прошедшее столетие наше общество приобрело определенную зрелость и достигло той исторической дистанции по отношению к событиям 1917 года, которая позволяет говорить о них взвешенно и предметно — не избегая оценок и не увлекаясь излишней политизацией.

Трудно отрицать то, что революция стала трагедией. Братоубийственная гражданская война, гибель и изгнание миллионов людей, огромные потери в духовной и хозяйственной сфере. Самое страшное, что в ходе революционной борьбы в души людей были посеяны семена ненависти и зла. И сегодня мы можем с болью наблюдать, как та же ненависть возрождается в разных точках современного мира: как в далеких странах, так и у ближайших народов, у наших братьев.

Но эта ненависть носит сегодня другие идеологические одежды и связана с проведением новых и углублением старых разделительных линий на планете, с ростом мирового неравенства и его идейным оправданием, с культивированием в обществе искусственных различий. Эти процессы уже не связаны с идеями прежней революции, имеют иные идейные основания.

Несмотря на то, что количество конфликтов, войн и революций в мире стремительно растет, России тем не менее хватает сил оставаться островом стабильности в этом опасном потоке, идти по своему историческому пути.

Сегодня наше общество консолидировано, в нем нет того трагического гражданского раскола, который разделял народ пополам. Напротив, сегодня мы вновь учимся радоваться национальному объединению и примирению. Это объединение и примирение дают нам уверенность в том, что страна и общество не оступятся и не сорвутся в историческую пропасть, как это случилось в начале 1917 года. История России не ходит по кругу. Мы учимся на собственных ошибках. Мы приобрели иммунитет по отношению ко всем видам политического радикализма, для нас как никогда важен консенсус, важны общие ценности. Важно то, что объединяет, а не то, что разделяет. Продолжая возделывать и преумножать мир у себя, Россия может быть примером и моральной опорой для всех, кто желает пережить нынешний кризис.

Мировое сообщество сегодня вплотную подошло к исторической черте, за которой начинается новая эпоха — эпоха, когда в жизни народов изменится очень многое, главным образом — мировоззрение. Новая эпоха неизбежно наступает в связи с тем, что пределы глобализации достигнуты, начался кризис ее унифицирующих критериев. Это не значит, что ценности демократии, гуманизма, прав человека полностью исчезнут из нашей жизни. Но они перестанут зависеть от неких абстрактных, глобальных стандартов. Каждый культурно-исторический субъект будет вынужден в собственной традиции искать опору, необходимую для развития и движения вперед, искать свою модель модернизации, истоки своей системы социальных институтов.

Как в жизни отдельного человека, так и в жизни народа — вера в социальные институты и правовые механизмы мертва без нравственного делания, без умения поступать по совести. В этом случае она ведет лишь к безумной погоне за химерами, за ускользающими миражами счастья и свободы. И к неисчислимым человеческим жертвам.

Мы знаем красноречивые примеры веры без дел и дел без веры — как в истории Европы, так и в нашей русской истории. Это и мировые войны, и революции, развязанные сильными мира сего. Начиная с Французской революции, закрепившей в сознании европейских народов новые ценности, и заканчивая чередой революций XX века. Эта тема тем более важна, что революции сегодня поставлены на поток. Так называемые «цветные революции» стали технологическим понятием, обозначающим силовую смену власти и оправдывающим нарушение конституции и норм международного права.

Однако несмотря на то, что революция стала обиходной технологией, ее идеологи по-прежнему опираются на квазирелигиозную риторику, пытаются оправдать революцию как духовно возвышенный, морально оправданный акт. При этом современные революционеры, как и их предшественники, самой логикой революционного процесса всегда приносят в жертву часть собственного народа ради достижения абстрактных благ.

Избирательный подход таких революционеров и их кураторов к международным нормам свидетельствует о том, что за красивым фасадом юридических формулировок все чаще скрываются двойные политические стандарты, желание не подчиняться силе права, а подчинять других по праву сильного, вмешиваться во внутренние дела суверенных государств.

Революции, как правило, совершаются сверху, элитой, которая увлекает народ энергетикой разрушения. Это бывает либо своя элита, оторванная от традиции, либо — чужая, озабоченная колониальными интересами. Простой народ органически не склонен к революционности, напротив, он — хранитель традиции. Что отнюдь не мешает ему желать социальной справедливости.

Обе катастрофы, которые постигли нашу страну в начале и в конце XX века, были вызваны тем, что национальная элита оказалась неспособна адекватно ответить на вызовы времени. Дали о себе знать и отрыв от народа, и увлечение идеями, не имеющими корней в русской действительности.

Здесь возникает проблема качества элиты, которая должна быть верна народу и пополняться талантливыми людьми снизу, а не быть повязанной интересами внешних, глобальных игроков.

Сегодня в России ищут образ будущего. Я думаю, образ будущего — это образ народа и образ элиты, достигших взаимодополнения. Элита — не те люди, кто поднялся «выше народа». Настоящая элита — это те, кто принял на себя ответственность за судьбу страны, кто отождествляет личные интересы с национальными, государственными интересами. Элиты и народ должны быть нераздельным, единым целым.

Поэтому невозможно «назначить» элиты искусственно: нужна база, из которой можно черпать сегодняшнее элиту. Чтобы воспитать элиту, нужно воспитать народ, воспитать общество, вкладывать в него ресурсы.

Если мы не воспитаем собственный народ, его будут воспитывать другие. Поэтому в такой важной сфере как образование важно восстанавливать и развивать собственные научные и педагогические школы, продвигать свои методологические наработки. Это будет вызывать сопротивление со стороны сторонников глобальных стандартов образования, но не нужно этого бояться, потому что одновременно с этим, это будет привлекать живой международный интерес. Русское образование вполне может стать образцом, таким же, как русская наука и русская литература. Опора на собственные культурные разработки и на свой способ мышления при учете общемировых тенденций и достижений в науке и технике позволит сохранить суверенитет в XXI веке.

Общественная солидарность, неразрывность интересов элиты и народа обеспечит структуризацию общества по модели большой семьи. Вряд ли верно расхожее мнение о том, что общество состоит из индивидов или из так называемых «малых групп» (то есть соседи, коллеги на работе, друзья по увлечению). Нет. Общество опирается не на малые группы, а на семью.

Семья — структурная единица стабильного, здорового социума, главный элемент солидарного общества. Сохранение народа, культуры, языка, государства — все это осуществляется при посредстве семьи, поскольку именно с семьей связан механизм передачи опыта по цепи поколений. Если взглянуть на этот процесс со стороны, можно дать ему точное название: традиция. Не какая-то конкретная, а традиция как метод связи поколений в режиме общего делания.

Семья — механизм передачи традиции. Как это происходит? Родители вкладываются в детей: финансируют их образование, передают семейные традиции, фотографии, реликвии, правила поведения и хорошего тона, навыки любимой профессии. Тогда возникают династии учителей, военных, врачей, спортсменов, строителей, священников. Но то же самое относится и ко всему народу, ко всей России: мы сохраняем и передаем будущим поколениям историю, язык, культуру, религию, профессиональный и житейский опыт. Передаем — понимая, чувствуя, что «семья» — это не только мы и наши дети, но и будущие поколения, которые нас не увидят, но непременно о нас узнают.

Семья важна и с духовной, религиозной точки зрения. Семья — это первый в жизни человека опыт любви. Именно поэтому Иоанн Златоуст говорил о семье, что она — малая церковь. В семье человек учится любви, а через любовь, которая есть Бог, человек спасается. Семья — это школа любви, а значит — школа спасения.

Без стремления к любви как высшей ценности ни семья, ни общество не смогут существовать в истории. Если традиция — это путь, по которому идет общество, то любовь — это конечная цель данного пути. Она дает силы и желание жить, наполняет жизнь смыслом в каждый момент истории.

Вот почему, говоря об обществе, можно утверждать: общество — это тоже большая семья, «семья семей». Поэтому обществу угрожает то же самое, что угрожает и семье: крайности ювенальной юстиции, однополые браки, утверждение трансгуманизма, любые попытки дать искаженное определение понятию «человек». Человек нуждается в заботе, самосовершенствовании, духовном развитии, но не в том, чтобы была изменена его природа. Поскольку природа эта создана по образу и подобию Божественной, изменять ее в любом другом направлении значит изменять самому Богу.

Сегодня борьба за будущее — это борьба за антропологию. Это борьба за определение того, что есть «человек». Сюда входят вопросы о биотехнологиях, прогрессе человеческой природы, искусственном бессмертии.

Серьезным вызовом видится бурное развитие медицинских и генетических технологий. Футурологи уже предсказывают скорое расслоение человечества на две расы. Одним предрекается величие сверхлюдей, другим — судьба подчиненных. Представители глобальных элит мечтают за счет дорогостоящих технологий трансформировать свои тела так, что смерть для них отодвинется на многие десятилетия. А для абсолютного большинства людей это будет невозможным.

Такая страшная перспектива противоречит и христианскому взгляду на человека. Чтобы избежать воплощения антиутопии в жизнь, нужно отказаться от эгоизма и равнодушия к чужой беде. Нужно, чтобы передовые биотехнологии прежде всего служили не тем, кто больше готов заплатить, но тем, кто рискует покинуть мир слишком рано.

И здесь, в становлении солидарной медицины будущего, ценен опыт нашей страны, так как именно Россия была пионером в создании системы бесплатного общедоступного здравоохранения.

Глобальные вызовы — будь то проблема лишних людей в век роботизации или разделение человечества с помощью биотехнологий — могут быть преодолены только в одном случае: при опоре на солидарность людей.

И сегодня общество должно стремиться к тому солидарному идеалу, идеалу, очень близкому и понятному для христиан, где царит единство и братство, где люди считают друг друга братьями и сестрами. В наиболее совершенной и возвышенной форме этот идеал был реализован в общине первых христиан, о которой св. апостол и евангелист Лука говорит так «Умножества же уверовавших было одно сердце и одна душа» (Деян. 4:32).

Кажется, стремление к такому идеалу не должно вызывать споров. Но XXI век грозит подвергнуть сомнению даже те ценности, которые на протяжении столетий выглядели незыблемыми.

«Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?» — задавался вопросом святой царь-псалмопевец Давид. Сегодня, через три тысячи лет после того, как были сказаны эти слова, нам снова предстоит ответить на этот вопрос.

Ведь уже слышатся голоса, что современные технологии способны создавать искусственный интеллект и искусственные органы. Что в скором времени удастся так модернизировать наш разум и наше тело, так изменить отношения в обществе, что возникнут новые существа, превосходящие людей. Не случайно идеология этого процесса носит название трансгуманизм — то есть существование по ту сторону человека, за пределами человечности.

Вера в технологию сегодня — то же, чем была вера в прогресс. Это тоже своеобразная квазирелигия. Это вера человека в то, что с помощью науки и технологий можно достичь совершенства и бессмертия, полной власти над своим телом, над природой, над жизнью. Но это невозможно. Потому что источник совершенствования находится внутри человека, а не снаружи. Все это ведет в сторону от магистрального христианского пути. В конечном счете — в сторону расчеловечивания, гипертрофированной индивидуализации, а значит, и разрушению социума и концу истории.

Для нас, православных — и в то же время для всего русского социума — признание и отличия между людьми уравновешивается осознанием их сходства. Сходство, повторю, не менее важно, чем отличие.

В этом одна из причин той важнейшей роли, которую мы отводим общественному диалогу, ради которого и собрались сегодня на наш Собор.

Всемирный русский народный собор в течение четверти века ведет серьезный диалог с представителями различных политических партий, в том числе присутствующих в этом зале. С представителями разных национальных и религиозных общин, представителями науки и культуры. Особенно важен диалог с молодежью и старшим поколением. Иными словами, диалог объединяющий все части нашего общества одним солидарным стремлением — любовью к нашей Родине.

Революции всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нем — «перековать» человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Но это тупиковый путь, он ведет к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе, а стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это — стремление к любви и к Богу.

Если мы в XXI веке хотим быть процветающей страной; страной, которую уважают другие страны; страной, у которой есть будущее, если мы хотим избежать революционных катастроф и гражданского противостояния — мы не должны забывать свой исторический опыт, отказываться от своей исторической судьбы. Если все мы будем руководствоваться общей целью, то любые, даже самые сложные вызовы будут преодолены, и наши потомки смогут с благодарностью говорить о достижениях нашего народа в грядущем столетии и жить в мире друг с другом.



В продолжение темы:
Аксессуары

(49 слов) В повести Тургенева «Ася» человечность проявил Гагин, когда взял на попечение незаконнорожденную сестру. Он же вызвал друга на откровенную беседу по поводу чувства...

Новые статьи
/
Популярные