Женитьба анализ произведения. Анализ пьесы Гоголя «Женитьба. Сюжет пьесы "Женитьба" Гоголя

22 января 2014

Пьеса «Женитьба» Гоголя Николая Васильевича в свое время вызвала много пересудов, критики и обсуждений. Написана она была в 1842 году, автора обвинили в том, что он описывает жизнь «маленьких людишек», что в то время было не принято. Николай Васильевич в большинстве своих произведений героями делал мелких чиновников или купцов, рассказывал об их проблемах, заботах, интересах и привычках, при этом он ничуть не приукрашивал действительность.

Сюжет пьесы «Женитьба» Гоголя

Главная героиня повести - Агафья Тихоновна, дочь купца, решившая подыскать с помощью свахи Феклы Ивановны себе достойного жениха. Главными претендентами на руку и сердце завидной невесты становятся экзекутор Яичница, надворный советник Подколесин, моряк Жевакин и пехотный офицер Анучкин. У Агафьи Тихоновны свои требования к будущему супругу, ведь она не кто-нибудь, а дочь купца третьей гильдии. Муж должен быть обязательно дворянином.

Писатель достоверно описал героиню и в ее образе собрал все типичные черты девушек этого сословия. Агафья Тихоновна целыми днями ничем не занималась, сидела дома, предавалась мечтам об избраннике и скучала. Николай Васильевич показал необразованность и невежество купеческой среды, ведь героиня без раздумий доверяла суевериям и гаданиям, свою жизнь строила, отталкиваясь только от них.

Очень простую и незатейливую тему для своей пьесы выбрал Гоголь. «Женитьба» - сочинение, показывающее отношение «маленького человека» к бракосочетанию. Что со стороны невесты, что со стороны жениха нет и намека на чувства, они даже не помнят имен друг друга. Важно другое - приданное, титулы, внешние достоинства. К выбору спутника жизни эти люди подходят как к покупке какой-нибудь вещи или предмета интерьера.

Отношение главных героев к женитьбе

«Женитьба» Гоголя показывает, что значит для мелкого чиновника это значимое событие в его жизни. Подколесин как только надумал жениться, так постоянно и думает о бракосочетании, но его ничуть не беспокоит невеста, его больше тревожится ее приданое, мужчина даже не может припомнить имени своей суженной. Чиновник считает, что сделал очень серьезный шаг, возвышающий его не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. Подколесин тут же рассказывает о своем решении жениться сапожнику, портному, ведь все вокруг должны оценить его поступок и зауважать.

Невесту тоже не в самом лучшем свете представил Гоголь. «Женитьба», главные герои которой поражают лицемерием и фальшивостью, показывает искусственность жизни «маленьких людей». Агафья Тихоновна выбирает жениха, отталкиваясь от внешних характеристик, а не внутреннего мира человека. К претендентам она относится как к вещам, пытаясь сложить идеальную картинку: если бы взять нос Ивана Кузьмича, губы Никанора Ивановича, дородность Ивана Павловича да развязность Балтазара Балтазарыча, то невеста, не раздумывая, вышла бы замуж.

«Женитьба» Гоголя выкрывает поверхность и фальшивость этих людей. Они и понятия не имеют, что жениться нужно только в том случае, если испытываешь к человеку симпатию, уважение, привязанность. Именно поэтому Николай Васильевич так мало в своем окружении встречал счастливых людей.

Источник: fb.ru

Актуально

Разное
Разное

Комедия Гоголя«Женитьба» имеет подзаголовок: «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Это способ привлечь внимание читателя к проблеме. Впервые опубликована в «Сочинениях Николая Гоголя» в 1842 г. Первые постановки комедии произошли в декабре 1842 г. в Александринском театре и в феврале 1843 г. в Москве в Малом театре.

Комедия создавалась около 9 лет, была начата в 1833 г. и называлась первоначально «Женихи». По первому замыслу она была трёхактной, действие разворачивалось не в Петербурге, а в деревне, в помещичьей среде (впоследствии невеста стала купчихой). Были женихи, но не было главных действующих лиц: Подколесина и Кочкарёва. Сюжет комедии традиционно-фарсовый: женихи-соперники оттесняют друг друга лестью, хитростью, кулаками, а невеста не знает, кого выбрать.

В 1835 г. была готова новая редакция пьесы, она уже называлась «Женитьба». Гоголь прервал работу из-за «Ревизора»и возобновил её в 1836 году по настоянию Щепкина, которому был обещан бенефис. Завершена комедия в 1842 г.

Жанр и художественное направление

«Женитьба» считается первой русской бытовой комедией. Гоголь отказался от первоначального замысла изобразить малороссийских помещиков и обратился к чиновничьей среде. Через своих героев Гоголь умудряется показать образ жизни Петербурга 30-х годов. Герои в домашней обстановке проявляют себя прежде всего, как социальные типы, поэтому комедия Гоголя социальная. Многие исследователи считают, что «Женитьба», как и «Ревизор», относится к реалистическому направлению в литературе. Подколесин – прямой предшественник Обломова. Он готов отказаться от счастья, лишь бы не производить активных действий. Но характер Обломова объясняется обстоятельствами его жизни и, в конечном итоге, крепостным правом. Отчего робок Подколесин, зритель не знает. На этом примере можно показать логику тех исследователей, которые считают Гоголя романтиком. Нерешительность Подколесина в сватовстве можно считать типичным явлением, но то, что жених выпрыгнул в окошко, никак не объясняется реализмом.

«Женитьба», как и «Ревизор», - комедия сатирическая. Высмеиваются не только черты характера и индивидуальные особенности героев, как в классицистической комедии, но и отдельные социальные явления, например, женитьба как способ изменить социальный статус. Сатире подвергается жизнь без искренних чувств, брак без любви и ответственности.

Тема, сюжет и композиция

Тема пьесы заключена в названии. Женитьба – это не результат любовных отношений героев, а сделка, коммерческое предприятие. По структуре пьеса очень гармонична, имеет чёткий план. Гоголь нашёл формулу единства ситуации, вокруг которой строится действие. Всё определяется женитьбой и соперничеством женихов. В окончательной редакции добавляется мотив страха перед переменами.

Композиция пьесы закольцована: комедия заканчивается и начинается одним и тем же. Интригу пьесы Ю.Манн назвал миражной. «Миражность» и закольцованность передают сущность и свойства русской действительности.

Сюжет комедии состоит в поиске выгодного жениха. Купеческая дочь хочет мужа-дворянина, а женихи-дворяне ищут богатую невесту. Главные герои комедии нерешительны. В этих чертах раскрывается психологизм Гоголя: привычки в человеке сильнее, чем желание повысить социальный статус (невеста) или поправить дела (жених). Имеет значение и страх перед людьми другого сословия, непонимание их. Нерешительность приводит к неподвижности событий («миражность»). На столкновении желаний и неподвижности возникают комические приёмы. Невеста колеблется, составляя из всех женихов единого идеального. Подколесин тоже сомневается. Нерешительность приводит к развязке – прыжку Подколесина в окошко, единственной целью которого было отдаление от желаемого объекта на огромное расстояние.

Комическая катастрофа случается в тот момент, когда общие усилия почти привели к успеху.

Герои и образы

Система персонажей в комедии, по словам А.Белого, «двурельефна», то есть герои образуют пары. В каждой паре подобные герои, соединяясь, вызывают смех, потому что их деятельность не приводит к цели, а гасится другим из пары. Первая пара – Агафья Тихоновна и Подколесин. У них подобная цель и похожее препятствие – страх. Вторая пара – профессиональная сваха Фёкла и друг жениха Кочкарёв. Кочкарёв, в отличие от Фёклы, сам не знает, зачем занимается женитьбой друга. Третья пара – Подколесин и Кочкарёв – неудачники жених и сват. Двурельефный параллелизм приводит к «миражности»: деятельность нерезультативна, всё происходит наоборот. Комедийные амплуа переосмысливаются или пародируются: жених – травестирует любовника, друг жениха – наперсника, который способствует соединению влюблённых.

Если анализировать комедию с точки зрения реализма, то вырисовывается несколько типов. Подколесин – тип человека, который идёт к цели только на словах, а на деле бездействует. Такова вся бюрократическая система России 30-х годов.

Кочкарёв – человек, который тратит свою энергию на пустое дело и сам не понимает, ради чего. У его желания женить друга нет мотива (разве что из вредности, чтобы не был свободным). Но для достижения своей миражной цели Кочкарёв прибегает к любым средствам: обманывает, сочиняет.

Агафья Тихоновна – тип богатой невесты, которая не может сделать выбор. Её рассуждение о том, как сделать мужа идеальным (губы взять у одного, нос у другого и т.д.) – самое знаменитое место комедии. Именно взгляд невесты на свадьбу как на торговлю уничтожает саму суть брака.

Конфликт

Конфликт в комедии внешний и внутренний. Внешний конфликт между женихами легко решается Кочкарёвым, но внутренний конфликт Подколесина (жениться или не жениться) и Агафьи Тихоновны (кого выбрать) неразрешим и приводит к комическому финалу.

Художественное своеобразие

Основной троп, создающий художественный мир комедии – гипербола. Яичница слишком широк, Анучкин слишком субтильный. Преувеличены до осмеяния черты характера героев: нерешительность Подколесина, деловитость Яичницы, энергичность Кочкарёва.

Гоголь прибегает к излюбленному приёму, который широко использовали драматурги 20 в. Он доводит ситуацию и поступки героев до абсурда. Но героями она воспринимается как нормальная и даже обыденная. Кроме одного-единственного события – прыжка в окно. Именно он даёт Гоголю право назвать в подзаголовке комедию невероятным событием.

Комедия «Женитьба» Гоголя была подготовлена к печати и впервые поставлена на сцене в 1842 году. Первые отзывы как о постановке, так и о печатном тексте были в основном негативными и не оправдали ожиданий автора. Попробуем разобраться, почему.

История создания и первые постановки

Работу над комедией «Женитьба» Гоголь начал в 1833 году. За восемь лет менялись название (первый вариант - «Женихи»), место действия (из деревни перенесено в Петербург), сюжет (изначально отсутствовали Подколесин и Кочкарев, а невестой была помещица). Писатель планировал отдать пьесу для постановки уже весной 1836 года, однако последняя точка в ней была поставлена только спустя 5 лет, за границей.

Премьера комедии «Женитьба» Гоголя состоялась в начале декабря 1842 года в Александрийском театре, а спустя два месяца - в Москве. Ни одна из них не имела должного успеха, что отчасти было связано и с поведением актеров: многие из них попросту не понимали сути происходящего. А на петербургской сцене после финального занавеса раздалось шиканье: подобные истории обычно заканчивались счастливым воссоединением влюбленных, а здесь пришлось искать объяснения поступку Подколесина. Следующие постановки оказались более удачными, и сейчас одним из достоинств пьесы является то, что в ней предстает широкая картина жизни разных сословных групп первой половины-середины XIX века.

Посмотрим, каким изображает современника в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 1 действия. Знакомство с главным героем

Надворный советник Подколесин - холостяк, но давно мечтает жениться. Он уже обратился к свахе, Фекле Ивановне, заказал портному фрак, слуга Степан купил ваксы для сапог. Кажется, что герою остается лишь познакомиться с будущей невестой.

Разговор Подколесина со слугой о том, как идут приготовления к свадьбе, прерывает визит свахи: она пришла рассказать о новой девушке. Надворный советник тут же засыпает ее вопросами о том, каков возраст невесты, что входит в приданое, хороша ли собой. Фекла Ивановна сообщает, что Агафья Тихоновна - дочь купца, но мужем хочет непременно видеть дворянина. Имеет солидное приданое, да и собой хороша. Выслушав, Подколесин просит прийти послезавтра - за это время он все обдумает. "Так продолжается уже третий месяц", - упрекает его сваха и добавляет, что у нее на примете и другие женихи есть.

«Женитьба» Гоголя продолжается появлением Кочкарева, друга жениха. Сначала он ругает Феклу Ивановну, что та его женила, но узнав, в чем дело, тут же начинает твердить, что свадьба - лучшее событие в жизни. И берется сегодня же познакомить Подколесина с невестой и устроить его судьбу.

В доме Агафьи Тихоновны

Пока Кочкарев поднимает с дивана надворного советника и вынуждает его ехать к невесте, Фекла Ивановна знакомит купеческую дочь с потенциальными женихами: Яичницей, Анучкиным, Жевакиным. Сначала на словах, а затем и лично: вскоре они появятся в доме.

Познакомившись с женихами, Агафья Тихоновна испытывает неловкость и убегает, а Фекла Ивановна приглашает всех к вечернему чаю для лучшего знакомства. Кочкарев, все-таки вытащивший друга из дома и ставший свидетелем сцены знакомства, убеждает Ивана Кузьмича, что лучшей партии ему не найти и что действовать нужно немедленно.

Таким образом, в первой части пьесы перед зрителем предстают люди, желающие найти для себя некий идеал, созданный в воображении. При этом никто из них не вспоминает, что главное в браке - это союз двух родственных душ. К таким мыслям подводит нас в комедии «Женитьба» Гоголь.

Краткое содержание 2 действия. Результаты деятельности Кочкарева

Герой, решивший во что бы то ни стало женить Подколесина, берет инициативу в свои руки. Сначала Кочкарев уверяет Агафью Тихоновну, озабоченную предстоящим выбором жениха - она даже решила в связи с этим тянуть жребий - что лучше Ивана Кузьмича не сыскать. Его ход удается: невеста прогоняет вновь появившихся в ее доме мужчин и убегает. Оставшись с Яичницей, Анучкиным, Жевакиным наедине, Кочкарев представляется родственником героини и рассказывает о ее «недостатках». Наконец, он устраивает разговор невесты и Подколесина, в надежде, что последний сделает предложение. Однако зритель становится свидетелем их робкой беседы ни о чем и застенчивого молчания - оно порой помогает понять внутренние ощущения героя. Таким образом, вместо счастливого логического финала комедии «Женитьба» Гоголь развивает действие дальше.

Бегство жениха

Теперь уж Кочкарев делает за своего нерешительного друга предложение Агафье Тихоновне. Он уж и насчет венчания договорился, и ужин заказал. Невеста отправилась надеть наряд, давно приготовленный для этого случая. Кажется, на этот раз все сделано инициативным Кочкаревым, чтобы вечером состоялась женитьба.

Гоголь - краткое содержание это показало - изображает Подколесина человеком апатичным, не способным на решительные перемены в жизни. И в тот момент, когда все уже было решено, восторженное состояние, вызванное разговором с девушкой, сменяется у него вдруг паникой и страхом перед новой жизнью. Герой не находит ничего лучшего, как выпрыгнуть в окно и отправиться домой. А появившиеся на сцене Агафья Тихоновна, ее тетка, сваха и сам Кочкарев, узнав об этом, испытывают потрясение. Фразой Феклы «еще если бы в двери выбежал - иное дело, а уж коли жених да шмыгнул в окно - уж тут…» завершает пьесу Н.В. Гоголь. «Женитьба» - комедия, по завершении которой зритель должен невольно задуматься над вопросом о том, что же заставило уже почти готового к переменам героя поступить подобным образом.

Характеристика персонажей

Как уже было отмечено, основу комедии составило изображение типичных характеров середины века. Рассмотрим их поподробнее.

Первый жених - Яичница, грубый и невежественный экзекутор, забежавший сюда мимоходом. Он польстился на богатое приданое и потому сразу же начинает проверять, все ли из списка, составленного свахой, имеется в наличии. Ему безразлично, какой окажется жена, путь даже дурой, лишь бы «прибавочные статьи» хорошими были.

Анучкин, пехотный солдат, желает иметь рядом с собой даму, непременно говорящую на французском и имеющую светские манеры, иначе не то будет. При этом высшее общество для него закрыто, а на французском он сам ничего не понимает.

Бывший моряк Жевакин, некогда совершивший путешествие на Сицилию, хочет иметь жену в теле, чтобы была «этаким розанчиком». И ни разу по ходу развития действия комедии «Женитьба» Гоголя не затрагивается вопрос о душевных качествах невесты и женихов, о взаимной любви или хотя бы симпатии. Все измеряется количеством приданого и надуманными прихотями, не имеющими отношения к реальной жизни.

Подколесин во многом напоминает Обломова И. Гончарова - такой же лежебока и человек, страшащийся брать на себя ответственность. К тому же сначала он никак не может определиться со своим отношением к невесте: ему кажется, что она в самом деле глупа, имеет длинный нос и ничего не стоит без французского. Однако с такой же легкостью, с какой Иван Кузьмич принял прежде точку зрения каждого из женихов, он соглашается со своим другом, что Агафья Тихоновна практически идеальна. Для него важнее впечатление, производимое явлением, предметом, лицом на других людей, а не истинное его содержание. «Женитьба» - Гоголь использует в пьесе приемы создания психологического портрета - обнажает самые негативные общественные пороки.

Комично выглядит и Кочкарев, обладающий большой силой внушения и получающий удовольствие в результате бурной деятельности. Это пример беспринципного и хитрого человека, который ни перед чем не остановится ради достижения цели. Он вертит судьбами других себе в угоду, и потому энергия его приносит больше вреда, чем пользы.

Все созданные в пьесе характеры, включая женские, многогранны и удивительно реалистичны.

Значение комедии

«Женитьба» стала одной из первых русских комедий, в центре которой оказалась обычная бытовая сцена, смешная и грустная одновременно. Она значительно опередила время и предопределила появление пьес А. Островского и в какой-то мере романа Гончарова «Обломов».

Каждый вопрос экзамена может иметь несколько ответов от разных авторов. Ответ может содержать текст, формулы, картинки. Удалить или редактировать вопрос может автор экзамена или автор ответа на экзамен.

Театральные интересы занимали большое место в жизни Н. В. Гоголя. Неудивительно, что первые же попытки писателя от романтической фантастики «Вечеров на хуторе близ Диканьки» обратиться к современной реальной действительности привели его к мысли о создании комедии. Свидетельства об этом восходят к концу 1832 г. (письмо П. А. Плетнева В. А. Жуковскому от 8 декабря 1832 г.). А 20 февраля 1833 г. и сам автор сообщает М. Н. Погодину:

«Я не писал тебе: я помешался на комедии. Она, когда я был в Москве, в дороге [Гоголь возвратился в Петербург 30 октября 1832 г.-- А. С.], и когда я приехал сюда, не выходила из головы моей, но до сих пор я ничего не написал. Уже и сюжет было на днях начал составляться, уже и заглавие написалось на белой толстой тетради:

«Владимир 3-й степени», и сколько злости! смеху! соли!.. Но вдруг остановился, увидевши, что перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что не пропустит. А что из того, когда пьеса не будет играться? Драма живет только на сцене. Без нее она как душа без тела. Какой же мастер понесет напоказ народу неоконченное произведение? Мне больше ничего не остается, как выдумать сюжет самый невинный, которым даже квартальный не мог бы обидеться. Но что комедия без правды и злости! Итак, за комедию не могу приняться» См.: Храпченко М.Б. Николай Гоголь: Литературный путь: Величие писателя. - М., 1984. - С. 168 - 169.. Это свидетельство Гоголя говорит о многом. Здесь с большой силой сформулированы передовые идеи театральной эстетики Гоголя и раскрыта идейная направленность его драматургии. «Правда» и «злость», т. е. реализм и смелая, беспощадная критика,-- вот идейно-художественный закон комедии. Без этого она не имеет смысла. Комедия Гоголя должна была удовлетворять этим требованиям. Ее критическая направленность выходила далеко за рамки цензурно-допустимого. Задуманная комедия должна была стать ярким образцом критического реализма. Сюжет давал для этого полную возможность: герой любыми средствами добивается награждения орденом, но терпит неудачу из-за происков таких же честолюбцев, как он сам, и сходит с ума, воображая себя Владимиром третьей степени. Гоголь наносил удар по главным порокам бюрократической системы того времени. Написанные части несостоявшейся комедии («Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская», «Отрывок») подтверждают такой характер гоголевского замысла.

В поисках сюжета, на который не мог бы обидеться и квартальный, Гоголь обращается к замыслу комедии на семейно-бытовую тему. В 1833 г. он начинает писать «Женитьбу» (первоначальное заглавие -- «Женихи»). Через ряд промежуточных редакций Гоголь лишь в 1841 г. приходит к окончательному варианту комедии, увидевшей свет в 1842 г. В последней редакции пьесы Гоголь не только изменяет те или иные стороны содержания (например, первоначально действие происходило в помещичьей усадьбе и замуж стремилась выйти помещица), но, что важнее, в соответствии с развитием своих эстетических взглядов освобождает комедию от элементов водевиля, от приемов внешнего комизма. «Женитьба» становится социальной комедией из купеческо-чиновничьей жизни. В сюжете о сватовстве различающихся между собой по характеру и положению женихов к купеческой дочке комедиограф осмеивает застойность, примитивность быта изображаемой среды, убожество духовного мира людей этого круга. С большой силой Гоголь показал характерное для этой среды опошление любви и брака, столь поэтически изображенных им в повестях из народной жизни («Вечера на хуторе близ Диканьки»). Гротескно заостряя обрисовку характеров и неожиданную развязку (бегство жениха в последнюю минуту через окно), Гоголь дает своей комедии подзаголовок «Совершенно невероятное событие в двух действиях». Но это только характерное для комического писателя средство подчеркнуть жизненную достоверность своего произведения. Реализм «Женитьбы» противостоял условности тех мелодрам и водевилей, на засилье которых в репертуаре русского театра сетовал Гоголь.

В истории жанра семейно-бытовой комедии «Женитьбе» принадлежит важное место. Великий талант комического писателя позволил Гоголю развить и обогатить традиции русской комедии, уже обращавшейся к купеческому быту. Дальнейшее развитие жанровые особенности такой комедии нашли в драматургии А. Н. Островского. В первой же его комедии «Свои люди -- сочтемся» читатель встретился и с купеческой дочкой, мечтающей о «благородном» женихе, и со свахой -- непременной участницей брачной сделки.

В первоначальных набросках «Женитьбы» (1833) действие происходило в деревне, в помещичьей среде. Ни Подколесина, ни Кочкарева в раннем тексте не было. Затем действие было перенесено в Петербург и появились петербургские персонажи Подколесин и Кочкарев. В.Г.Белинский так определил сущность окончательной редакции этой комедии: «Женитьба» Гоголя - не грубый фарс, а исполненная истины и художественно воспроизведённая картина нравов петербургского общества средней руки» Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т. - М., 1959. - Т.5, С.333.

Это не столичный Петербург Невского проспекта, Миллионной улицы и Английской набережной, это Петербург провинциальный - Московской части, Песков, Шестилавочной, Мыльных переулков, одноэтажных деревянных домиков с палисадниками.

Комедия построена на парадоксе: всё вертится вокруг женитьбы, но никто не влюблён, в комедии и в помине нет любви. Женитьба - это предприятие, коммерческое дело. Такое отношение к женитьбе знакомо Ивану Фёдоровичу Шпоньке: «…То вдруг снилось ему, что жена вовсе не человек, а какая-то шерстяная материя; что он в Могилёве приходит в лавку к купцу. «Какой прикажете материи? - говорит купец. «Вы возьмите жены, это самая модная материя! Очень добротная! Из неё все теперь шьют себе сюртуки». Купец меряет и режет жену. Иван Фёдорович берёт под мышку, идёт к… портному» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - М., Л., 1939. - Т. 1. - С. 320..

Вся нелепость женитьбы как сделки, обнажённо показанная во сне Ивана Фёдоровича, стала главной темой комедии Гоголя. Обличая пошлость петербургских мещан, Гоголь-драматург расширял круг социальных наблюдений и зарисовок, сделанных им в украинских и петербургских повестях. Образ мыслей и чувств, сам строй речи персонажей вводит читателя в ограниченный мир столичных существователей, недалеко ушедших в своём развитии от миргородских обывателей. И вместе с тем за образами купеческой дочери Агафьи Тихоновны, её тётки Арины Пантелеймоновны, свахи Фёклы Ивановны, гостинодворца Старикова и четырёх женихов возникает образ Петербурга 30-х годов с мелочными лавочками на Вознесенском проспекте, с пивными погребами, с огородами на Выборгской стороне, с извозчиками, которые за гривенник везут через весь город.

«Женитьба», конечно, выходит далеко за пределы петербургского быта. В этой сатирической комедии, как и в других своих произведениях, Гоголь стремился представить читателю всю Русь, во всех её подробностях.

Особое внимание Гоголя к «Женитьбе» можно объяснить именно тем, что он видел уже в замысле пьесы возможность широкого социального обобщения, - это можно проследить даже по черновым её вариантам. Задумывая «Владимира 3-ей степени» Гоголь пишет, что «в комедии этой будет много «соли и злости». «Злость» эта не испарилась при переходе к «Женихам», а, наоборот, возросла.

Если во «Владимире 3-ей степени», в отколовшихся от него маленьких комедиях, в «Ревизоре» Гоголь был озабочен общественным лицом своих персонажей, то в «Женитьбе», единственной в этом смысле гоголевской комедии, речь идёт о делах личных, об интимном мире людей, об устройстве их собственной судьбы. Чиновники и помещики, купцы и дворяне представлены здесь просто людьми, обнажившими свои самые сокровенные чувства.

Ничего особенно не изменилось из-за того, что действие, которое во «Владимире 3-ей степени» должно было разворачиваться в Петербурге, перенесено в «Женитьбе» в деревню - сатирический накал комедии не ослабел. Галерея деревенских женихов Агафьи Тихоновны - яркая сатира на тогдашнее общество. В основном нарисованные теми же красками, что и в окончательной редакции, все они: и Яичница (звавшийся одно время Горшком), и Онучин (впоследствии Анучин), и Жевакин, и заика Пантелеев (оставшийся потом только в рассказах Фёклы) - все они добровольные рабы пошлости, лишённые даже личных добродетелей.

Каждый раз, когда дело доходит до анализа «Женитьбы», возникают мысли о сатирическом накале, связанном только с обличениями должностных лиц. Эта пьеса ставится, как правило, ниже «Ревизора» и неосуществлённого замысла «Владимира 3-ей степени», потому что там персонажи раскрываются в общественных проявлениях, здесь же - в домашней обстановке. Казалось бы, человек показан Гоголем «на дому», вне его социальных связей, но, тем не менее, он раскрывается как социальная единица - в этом сатирический укол «Женитьбы».

Исключённые из сферы служебных интересов, Подколёсин и другие женихи Агафьи Тихоновны могли показать обычные индивидуальные человеческие черты характера. Но ни на минуту не перестаёт Яичница быть толстым и грубым экзекутором, пугающим подчинённых своим отработанным басом. Ни на секунду не забывает Подколёсин, что он надворный советник, что даже цвет фрака у него не такой, как у титулярной мелюзги.

Сила этой комедии ещё и в том, что Гоголь показал тесную взаимосвязь между личным бытом и общественным бытием, показал, как формируется нравственный облик людей, которые являются опорой самодержавно-бюрократической России.

Сатирический прицел "Женитьбы" ощущается с первых реплик комедии, потому что лежащий дома на диване Подколесин - тот же самый Подколесин, который завтра утром будет принимать подчиненных. В комнате только двое - он и Степан, стоящий около лежащего барина. Не услышать ответов Степана невозможно. И все же Подколесин то и дело переспрашивает слугу: «Что ты говоришь?». И тот, не удивляясь и не раздражаясь, тупо повторяет все сначала.

Подколесин. А у портного был?

Степан. Был.

Подколесин. …И много уже нашил?..

Степан. Да, уж довольно, начал уж петли метать…

Подколесин. Что ты говоришь?

Степан. Говорю, начал уж петли метать.

Диалог продолжается. Еще два-три вопроса-ответа, и снова слугу обрывает брюзгливо-барственное:

«Что ты говоришь?

Степан. Да, фраков у него много висит.

Подколесин. Однако ж, ведь сукно-то на них будет, чай похуже, чем на моем?

Степан. Да, это будет поприглядистее, что на вашем.

Подколесин. Что ты говоришь?

Степан. Говорю: это поприглядистее, что на вашем…» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - М., Л., 1939. - Т. 3. - С. 62.

Зачем, казалось бы, Подколесину, который ни с кем другим, кроме Степана, не проявляет тугоухости, без конца переспрашивать слугу? А затем, что Подколесин именно так ведет себя в должности, изображая, что не понимает объяснений младшего чина.

Все гоголевские комедии, несмотря на разность их содержания, построены по одному творческому плану, выражающему точку зрения писателя на место и значение сатиры в жизни общества. Сатира, считал он, должна вскрывать страшные язвы, среди которых самые опасные - отсутствие у людей обыкновенных, искренних чувств и разрушение чувства долга. В «Женитьбе» нет ни любви, ни чувства долга - эту мысль Гоголь настойчиво подчеркивал. Так, например, в одном из первых вариантов пьесы Фекла, обращаясь к Подколесину, говорила: «Скоро совсем не будешь годиться для супружеского долга». Незначительное, на первый взгляд, изменение претерпевает эта фраза в окончательной редакции: «Скоро совсем не будешь годиться для супружеского дела» Там же. С.85.. Для «дела» Подколесин не будет годиться со временем, а для долга он не годится уже сейчас.

В пьесе выведена целая галерея не только физических, но и нравственных уродов: стяжателей, блаженненьких, байбаков, свах. Автору чрезвычайно удался образ Подколесина, некоторые черты которого позднее нашли свое воплощение в образе Обломова. Таким же ярким получился образ Кочкарева, который напоминает Ноздрева, впоследствии созданного Гоголем, своей суетой, ненужной горячностью, способностью под видом услуги подложить свинью своему ближнему. Чрезвычайно типичной получилась и сваха Фекла, предшественница ярких типов свах А. Н. Островского. Фекла - настоящий артист в своей профессии. Она умеет расхваливать свой "товар". Вот одна из комических сценок "Женитьбы":

Фёкла. А приданое: каменный дом в Московской части, о двух елтажах, уж такой прибыточный, что, истинно, удовольствие: один лабазник платит семьсот за лавочку; пивной погреб тоже большое общество привлекает; два деревянных хлигеря -- один хлигерь совсем деревянный, другой на каменном фундаменте...

Подколесин. Да собой-то какова, собой?

Фёкла. Как рефинат! Белая, румяная, как кровь с молоком... Сладость такая, что и рассказать нельзя. Уж будете вот по этих пор довольны... Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - М., Л., 1939. - Т. 3. - С. 70.

Уже в этой комедии Гоголь окончательно утверждает на сцене принципы реализма, делает невозможным существование традиционной авантюрной комедии или урапатриотической драмы.

Главные герои «Женитьбы» возникли в пьесе не сразу. Как уже было сказано выше, в первых вариантах не было ни Подколесина, ни Кочкарева, был только один пласт пьесы: желание некоей купеческой дочери выйти замуж, поиски свахой женихов, приход самих женихов к невесте, их парад, краткие беседы с Агафьей Тихоновной. Петербургский пласт в комедии отсутствовал - действие поначалу происходило в деревне. И называлась комедия «Женихи». Гоголевский замысел шёл от деревни к городу, от «Женихов» к «Женитьбе». Почему же пьеса, когда в ней появились Подколесин и Кочкарев, была переименована? Ведь Подколесин - жених, как и все остальные, а Кочкарева можно отнести к людям типа Фёклы, то есть к людям, устраивающим свадьбы.

В слове «Женитьба» для Гоголя было заключено что-то более значимое по сравнению с первым названием. Менялось что-то не в одном только сюжете, но и в самой авторской концепции. Создание образов Подколесина и Кочкарева было тем основным толчком, который перевел «Женихов» в новый, идейно-художественный регистр «Женитьбы».

В пьесе писатель намечает как основные три характера - как характеры социальные, определяющие общественное лицо тогдашнего времени.

Характер Подколесина - один из типичных характеров этого времени, и с появлением этого лица комедия обрела более серьезную направленность, социально глубоко осмысленную, потребовавшую коренных переделок и в сюжете, и в названии.

Первым среди критиков, увидевших в характере Подколесина черты, предвосхищающие появление в литературе образа Обломова, был Белинский, писавший после выхода "Женитьбы, что «пока вопрос идет о намерении, Подколесин решителен до героизма, но чуть коснулось исполнения, он трусит. Это недуг, который знаком слишком многим людям и поумнее, и пообразованнее Подколесина» Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т. - М., 1959. - Т.6. - С.574.. В статье, посвященной "Женитьбе", Белинский сочетает художественные вопросы с общественными проблемами. Фигура Подколесина, как и любая другая литературная фигура, не видится ему в отрыве от реальной гражданской ситуации времени.

Нерешительность перед любым делом и полная готовность к делу на словах - черта не только психологическая, но и социальная, порожденная не одними индивидуальными качествами характера данного человека, но и средой, общественным воспитанием личности. Гоголь, ухвативший эту черту своего времени, в "Женитьбе" сделал то же, что и в «Ревизоре», когда разглядел хлестаковское и в чиновнике, и в интеллигенте, и в монархе, словом, в каждом, кто действовал «без царя в голове».

Приметы подколесинского типа и признаки «подколесиновщины» писатель не выдумал. Он писал «подколесиновщину», как и «хлестаковщину», как и «маниловщину», создав из отдельных черт социально-психологический тип.

И Кочкарев - не просто «сват», его Гоголь тоже относит к определенной категории людей, его характер - характер-обобщение. Кочкарев - один из самых сложных характеров в комедии в первую очередь потому, что он не имеет целей, у него нет никаких оснований для затраты энергии в связи с предполагаемой женитьбой Подколесина. Гоголь не дал Кочкареву ни одного повода для его бешеной энергии, совсем никаких мотивов. Эту немотивированность кочкаревской энергии тонко подметил в свое время Белинский, видя в этом особый, серьезный смысл. «Если актер, выполняющий роль Кочкарева, - предупреждал Белинский, - услышав о намерении Подколесина жениться, сделает значительную мину, как человек, у которого есть какая-то цель, - то он испортит всю роль с самого начала» Белинский В.Г. Полн. собр. соч. в 13 т. - М., 1959. - Т.6. - С.575..

В первых вариантах "Женитьбы" еще была какая-то логика в поступках Кочкарева. Постепенно Гоголь убирал эту логику даже в проходных репликах, оставляя кочкаревскую энергию без опоры на мотивированность поступков. В одной из редакций "Женитьбы", где Кочкарев еще носил фамилию Кохтин, Подколесин, обращаясь к нему, говорил: «Пожалуйста, уж там похлопочи!». Сам Подколесин просил друга похлопотать за него перед невестой. Дальнейшая деятельность Кочкарева получала в этом случае хоть какой-то видимый смысл. В окончательной редакции "Женитьбы» этой фразы нет. Сворачивающий горы темперамент Кочкарева стал клубиться не из чего, попусту. И именно тогда возникло обобщение, характер единичный стал характером типическим - Кочкарев стал олицетворением кочкаревщины.

В кочкаревском характере есть и определенное хлестаковское начало, что еще раз убеждает в том, что образ Хлестакова постоянно занимал Гоголя, даже и не в конкретной связи с сюжетом «Ревизора». Тип Хлестакова выходит за пределы истории с мнимым ревизором. «Хлестаковщина» по деталям постепенно собиралась Гоголем в нарицательное понятие с первых же его поисков в области комедии. Шли поиски такого характера, существование которого «без царя в голове» отразило бы такое же существование целой империи. В образе Кочкарева, созданном параллельно с образом Хлестакова, есть сходство с этим характером. Любимое словечко Ивана Александровича - «вдруг» - часто срывается с языка Кочкарева. «Мы сей же час едем к невесте, и увидишь, как все вдруг…» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - М., Л., 1939. - Т. 1. - С. 354. Это «вдруг» будто лейтмотив его характера и выдает в нем «легкость мысли необыкновенную». Хлестаковское узнается и в мгновенной реакции Кочкарева на любое замечание собеседника. Не задумываясь, он может сообщить такое, во что могут поверить или насмерть перепуганный Городничий, или невеста, на все только хлопающая глазами.

И врет Кочкарев по-хлестаковски, т.е. вдохновенно, талантливо, «без сучка и задоринки». Ничего не зная об Агафье Тихоновне, он уже докладывает о ней женихам: «Она училась вместе с женой в пансионе… вечно в дурацкой шапке и сидит… А французский учитель просто бил ее палкой». И про дом Купердягиной, о котором он и не слыхал, знает в подробностях: «Заложен, да за два года еще проценты не выплачены. Да в сенате есть еще брат, который тоже запускает глаза на дом… сутяги такого свет не производил; с родной матери последнюю юбку снял, безбожник» Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений: В 14 т. - М.-Л., 1939. - Т. 1. - С. 290..

Такая же необыкновенная быстрота реакции и у Хлестакова. И похвалить себя Кочкарев может также, как и Иван Александрович. Тот рассказывал, как за одну ночь решительно все сочинил, этот тоже умиляется своими талантами: «Я уж не знаю как-то там родился, дарований бездна: иной раз начнешь говорить - Цицерон такой слетит с языка, что поразит хоть кого». В окончательной редакции Гоголь сгладил этот панегирик Кочкарева в свой адрес, но в основном замысел писателя ясен - раскрыть и в этом характере явление, которое впоследствии получило название «хлестаковщина».

И, наконец, третий тип характера в этой пьесе, характера вроде бы абсолютно погруженного в быт, не связанного ни с какими государственными учреждениями, и в то же время социально масштабного, поднятого до уровня значительного явления. Это характер невесты Агафьи Тихоновны.

Не так уж много говорит Агафья Тихоновна в «Женитьбе», да и все слова ее касаются самых мелких и смешных житейских забот. Однако стоит обратить внимание на то, что именно текстом Агафьи Тихоновны пользовался в своих статьях и речах В.И. Ленин Нечкина М.В. Гоголь и гоголевские образы в сочинениях В.И. Ленина // Н.В. Гоголь. Материалы и исследования, - М.-Л., 1936. - Т.2. - С.573-591.. Именно образ Агафьи Тихоновны, самый, казалось бы, непригодный для аналогии в политике, наиболее активно использовался в политической борьбе как типическое нарицательное явление, как устоявшаяся повторяемость определенных примет быта, а значит, и идеологии. Как далеко ленинское понимание сатирического театра Гоголя от традиционных представлений о том, что все, выбивающееся из пределов конкретной достоверности, есть фарс, примененный писателем для отвода глаз цензуре.

В работе Пиксанова Н.И. «Гоголь - драматург» говорится о знаменитом монологе Агафьи Тихоновны: «… Идейная суть пьес Гоголя густо прикрыта внешним комизмом… и фарсовыми эпизодами… крылатой стала фраза Агафьи Тихоновны: «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича» Пиксанов Н.И. Гоголь - драматург. - Л.,1952. . Следовательно, здесь мы вновь сталкиваемся с проявлением внешнего комизма, в то время как именно в приведенном выше монологе раскрываются суть характера, внутренние, глубинные основы общественного типа.

Обращает на себя внимание тот факт, что реплики разборчивой невесты используются для определения политической беспринципности общества того времени. Значит, писатель заложил в этот характер не одни только социально-бытовые, но и социально-общественные наблюдения. Характер Агафьи Тихоновны, Подколесина и Кочкарева - каждый по-своему - раскрыли нравственный облик России гоголевского времени: «Любой гоголевский образ собирателен и типичен в высшей степени. Но масштаб этой собирательности не совпадает с каким-либо сословным или профессиональным масштабом. Хотя Хлестаков - чиновник, а Манилов и Ноздрев - помещики, те комплексы идей, явлений, которые называют «хлестаковщиной», «маниловщиной», «ноздревщиной», не являются только чиновничьими или помещичьими» Манн Ю. Человек и среда. Заметки о натуральной школе // Вопросы литературы - 1968. - №9. - С. 116-117.. Аморфность Подколесина, пустая энергия Кочкарева, неумение Агафьи Тихоновны сделать выбор - все это не только определенные социальные признаки, узнаваемые своим временем, в какой-то степени они узнаваемы любыми временами.

Комедия «Женитьба» еще раз подтверждает, что гоголевские характеры необычайно многогранны, не могут быть сведены к какому-то одному сценическому решению. Только понимая замысел Гоголя в целом, понимая его стремление к обобщающему синтезу, можно раскрыть типы в комедиях Гоголя.

1.3 Поэтика пьесы «Женитьба»

"Женитьба" дает материал для понимания особенностей гоголевской комедийной поэтики. Впоследствии аналогичные приемы будут использованы писателем в таких произведениях как «Ревизор» и «Игроки». Автор заставляет пошлость и глупость взорваться изнутри. Анекдотическая нелепость финального происшествия - жених выпрыгнул в окно из-под венца - обостряет анекдотическую нелепость всего того обыденного, повседневного, что изображается в комедии. Превращение брака в торговлю, в нелепый фарс, эта выставка женихов, деятельность свахи - все это настолько въелось в быт, стало настолько обычным, что не замечается в своей чудовищной нелепости. Гоголь обнажает трагикомическое убожество, невероятность привычного. Такая глупость и нелепость и должны были кончиться чем-то особенно невероятным, постыдным, вроде неслыханно скандального бегства Подколесина.

Может сложиться впечатление, что «Женитьба» подтверждает мнение о том, что у Гоголя суть не в сюжете, а в характере: тут как будто много разговоров, не имеющих отношения к «делу». Жевакин подробно рассказывает о своем пребывании в Сицилии, ведутся и другие разговоры, целью которых является как будто самодовлеющая обрисовка характеров. В самом деле эти разговоры служат цели демонстрации характеров, но ведь сама эта подробная и как будто самодовлеющая демонстрация характеров представляет собой вместе с тем совершенно естественное развитие сюжета: сюжет как раз и требует выставки женихов. Происходят смотрины женихов (недаром пьеса прежде так и называлась: «Женихи»; изменение названия подчеркнуло значение сюжета; в этом названии есть ирония над несостоявшейся свадьбой); невеста тщательно выбирает женихов - вот почему они и показывают себя. Никогда у Гоголя характер не отрывается от сюжета, это и обеспечивает театральность, сценичность его драматургии. Самое смешное в демонстрации женихов заключается и том, что при полной пустоте и безличности у каждого из них есть свой "характер", свой нрав. Яичница - человек положительный, занятой, основательный; это - родственник Собакевича; для него жена - это дом, сарай. Анучкин помешан на высшем тоне, на светскости, он тоскует по французскому языку, в его представлении жена - это существо, говорящее по-французски. Жевакин способен думать только о «розанчиках», для него жена - это розанчик. Различия этих «характеров», их «сущности» настолько несущественны, что в самом деле все их «индивидуальное своеобразие» исчерпывается в той аргументации, которую выдвигает Кочкарев за Подколесина: «Да вы только посудите, сравните только: это, как бы то ни было. Иван Кузьмич! А ведь то, что ни попало: Иван Павлович, Никанор Иванович, чорт знает что такое». Неожиданности оказываются в характерах Подколесина и Кочкарева. Как всегда у Гоголя, неожиданность характера - вполне в логике характера. Самый решительный поступок в жизни Подколесина - прыжок в окно - с наибольшей полнотой выражает его нерешительность. Такой способ диалектической обрисовки логики характеров у Гоголя, исключающий гладкое, логически тщательно обоснованное, но однолинейное, только эволюционное изображение без переходов психологических свойств в свою противоположность, без неожиданностей.

Неожиданность характера Кочкарева исчерпывающе определил Белинский, указав, что Кочкарев хлопочет со всею энергией неизвестно зачем. Он вполне бескорыстен в своей бешено-энергичной деятельности, которая в любую минуту может быть направлена и на цель, прямо противоположную; если бы, скажем, женитьба шла на лад, то Кочкарев вложил бы все свои силы в то, чтобы расстроить свадьбу. В атмосфере «Женитьбы» Кочкарев со своей бессмысленной энергией необходим: он - сам дух нелепости и глупости всего происходящего в пьесе.

Таким образом, Гоголь, задумывая пьесу на семейно-бытовую тему, пришел в итоге к созданию социальной комедии из купеческо-чиновничьей жизни, где раскрыл социальные характеры героев того времени. Персонажи «Женитьбы» оказали влияние на литературную традицию: основные черты характеров главных героев комедии позднее нашли воплощение, например, в образах помещиков в «Мертвых душах», Хлестакова, гончаровского Обломова.

Пьеса "Женитьба" Гоголя Николая Васильевича в свое время вызвала много пересудов, критики и обсуждений. Написана она была в 1842 году, автора обвинили в том, что он описывает жизнь "маленьких людишек", что в то время было не принято. Николай Васильевич в большинстве своих произведений героями делал мелких чиновников или купцов, рассказывал об их проблемах, заботах, интересах и привычках, при этом он ничуть не приукрашивал действительность.

Сюжет пьесы "Женитьба" Гоголя

Главная героиня повести - Агафья Тихоновна, дочь купца, решившая подыскать с помощью свахи Феклы Ивановны себе достойного жениха. Главными претендентами на руку и сердце завидной невесты становятся экзекутор Яичница, надворный советник Подколесин, моряк Жевакин и пехотный офицер Анучкин. У Агафьи Тихоновны свои требования к будущему супругу, ведь она не кто-нибудь, а дочь купца третьей гильдии. Муж должен быть обязательно дворянином.

Писатель достоверно описал героиню и в ее образе собрал все типичные черты девушек этого сословия. Агафья Тихоновна целыми днями ничем не занималась, сидела дома, предавалась мечтам об избраннике и скучала. Николай Васильевич показал необразованность и невежество купеческой среды, ведь героиня без раздумий доверяла суевериям и гаданиям, свою жизнь строила, отталкиваясь только от них.

Очень простую и незатейливую тему для своей пьесы выбрал Гоголь. "Женитьба" - сочинение, показывающее отношение "маленького человека" к бракосочетанию. Что со стороны невесты, что со стороны жениха нет и намека на чувства, они даже не помнят имен друг друга. Важно другое - приданное, титулы, внешние достоинства. К выбору спутника жизни эти люди подходят как к покупке какой-нибудь вещи или предмета интерьера.

Отношение главных героев к женитьбе

"Женитьба" Гоголя показывает, что значит для мелкого чиновника это значимое событие в его жизни. Подколесин как только надумал жениться, так постоянно и думает о бракосочетании, но его ничуть не беспокоит невеста, его больше тревожится ее приданое, мужчина даже не может припомнить имени своей суженной. Чиновник считает, что сделал очень серьезный шаг, возвышающий его не только в собственных глазах, но и в глазах окружающих. Подколесин тут же рассказывает о своем решении жениться сапожнику, портному, ведь все вокруг должны оценить его поступок и зауважать.

Невесту тоже не в самом лучшем свете представил Гоголь. "Женитьба", главные герои которой поражают лицемерием и фальшивостью, показывает искусственность жизни "маленьких людей". Агафья Тихоновна выбирает жениха, отталкиваясь от внешних характеристик, а не внутреннего мира человека. К претендентам она относится как к вещам, пытаясь сложить идеальную картинку: если бы взять нос Ивана Кузьмича, губы Никанора Ивановича, дородность Ивана Павловича да развязность Балтазара Балтазарыча, то невеста, не раздумывая, вышла бы замуж.

"Женитьба" Гоголя выкрывает поверхность и фальшивость этих людей. Они и понятия не имеют, что жениться нужно только в том случае, если испытываешь к человеку симпатию, уважение, привязанность. Именно поэтому Николай Васильевич так мало в своем окружении встречал


Внимание, только СЕГОДНЯ!

В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные