Жизненные цели и интересы штольца. Андрей Штольц как "человек действия" (1). ж) ведение хозяйства

Введение

Произведение Гончарова «Обломов» – социально-психологический роман, построенный на литературном методе антитезы. Принцип противопоставления прослеживается как при сопоставлении характеров главных героев, так и их основных ценностей и жизненного пути. Сравнение образа жизни Обломова и Штольца в романе «Обломов» позволяет лучше понять идейный замысел произведения, разобраться в причинах трагизма судеб обоих героев.

Особенности образа жизни героев

Центральным персонажем романа является Обломов. Илья Ильич боится жизненных трудностей, не желает что-либо делать или решать. Любое затруднение и необходимость действовать вызывают у героя печаль и еще сильнее погружают в апатичное состояние. Именно поэтому Обломов после первой неудачи на службе больше не захотел пробовать свои силы на карьерном поприще и укрылся от окружающего мира на любимом диване, стараясь не только не выходить из дому, но и даже не вставать с постели без крайней надобности. Способ жизни Ильи Ильича похож на медленное умирание – как духовное, так и физическое. Личность героя постепенно деградирует, а сам он полностью погружается в иллюзии и мечты, которым не суждено сбыться.

Штольца же трудности наоборот подстегивают, любая ошибка для него – только повод двигаться дальше, достигая большего. Андрей Иванович пребывает в постоянном движении – командировки, встречи со знакомыми и светские вечера являются неотъемлемой частью его жизни. Штольц смотрит на мир трезво и рационально, в его жизни нет неожиданностей, иллюзий и сильных потрясений, ведь он все просчитал наперед и понимает чего ждать в каждой конкретной ситуации.

Образ жизни героев и их детство

Развитие и становление образов Обломова и Штольца показано автором с самых ранних лет героев. Их детство, юношеские и зрелые годы протекают по-разному, им прививают разные ценности и жизненные ориентиры, что только подчеркивает непохожесть персонажей.

Обломов рос подобно тепличному растению, отгороженному от возможных воздействий окружающего мира. Родители всячески баловали маленького Илью, потакали его желаниям, готовы были сделать все, чтобы их сын был счастлив и доволен. Особого внимания требует сама атмосфера Обломовки – родного поместья героя. Медлительные, ленивые и малообразованные жители деревни считали труд чем-то подобным наказанию. Поэтому старались всячески его избегать, а если уж приходилась работать, то работали нехотя, без всякого вдохновения и желания. Естественно, это не могло не повлиять на Обломова, с малых лет впитывавшего любовь к праздной жизни, абсолютному безделью, когда за тебя всегда может все сделать Захар – такой же ленивый и медлительный, как и его барин. Даже когда Илья Ильич попадает в новую, городскую среду, он не желает менять своего образа жизни и начинать интенсивно работать. Обломов просто закрывается от окружающего мира и создает в своем воображении некий идеализированный прототип Обломовки, в котором и продолжает «жить».

Детство Штольца проходит иначе, что обусловлено, прежде всего, корнями героя – строгий отец-немец старался воспитать из сына достойного буржуа, который мог бы всего в жизни добиваться самостоятельно, не боясь никакой работы. Утонченная мать Андрея Ивановича, напротив, хотела, чтобы сын добился блестящей светской репутации в обществе, поэтому с малых лет прививала ему любовь к книгам и искусствам. Все это, а также регулярно проводимые в поместье Штольцев вечера и приемы гостей повлияли на маленького Андрея, сформировав экстравертную, образованную и целеустремленную личность. Героя интересовало все новое, он умел уверенно двигаться вперед, поэтому после окончания университета с легкостью занял свое место в обществе, став для многих незаменимым человеком. В отличие от Обломова, который любую активность воспринимал как отягощающую необходимость (даже университетские занятия либо чтение длинной книги), для Штольца его деятельность была импульсом для дальнейшего личностного, социального и карьерного развития.

Сходства и различия образа жизни героев

Если различия в образах жизни Ильи Обломова и Андрея Штольца заметны и очевидны почти сразу, соотносясь соответственно как пассивный, ведущий к деградации образ жизни и активный, нацеленный на всестороннее развитие, то их сходство просматривается только после подробного анализа персонажей. Оба героя являются «лишними» людьми для своей эпохи, они оба живут не в настоящем времени, а потому находятся в постоянном поиске себя и своего истинного счастья. Интровертный, медлительный Обломов всеми силами держится за свое прошлое, за «райскую», идеализированную Обломовку – место, где ему всегда будет хорошо и спокойно.

Штольц же стремится исключительно в будущее. Он воспринимает свое прошлое как ценный опыт и не пытается за него цепляться. Даже их дружба с Обломовым полна неосуществимых планов на будущее – о том, как можно преобразить жизнь Ильи Ильича, сделать ее более яркой и реальной. Штольц всегда на шаг впереди, поэтому ему трудно быть для Ольги идеальным мужем (впрочем, «лишняя» природа Обломова в романе также становится препятствием к развитию отношений с Ольгой).

Подобная оторванность от окружающих и внутреннее одиночество, которое Обломов заполняет иллюзиями, а Штольц мыслями о работе и самосовершенствовании, и становятся основой их дружбы. Персонажи неосознанно друг в друге видят идеал собственного существования, при этом полностью отрицая образ жизни своего друга, считая его то слишком активным и насыщенным (Обломова расстраивало даже то, что приходится долго ходить в сапогах, а не в привычных ему мягких тапках), то чрезмерно ленивым и бездеятельным (в конце романа Штольц говорит, что именно «обломовщина» сгубила Илью Ильича).

Заключение

На примере образа жизни Обломова и Штольца Гончаров показал, как могут различаться судьбы людей, выходцев из одного социального слоя, но получивших разное воспитание. Изображая трагизм обоих персонажей, автор показывает, что человек не может жить, спрятавшись от всего мира в иллюзии либо чрезмерно отдавая себя другим, вплоть до душевного истощения, – чтобы быть счастливым, важно найти гармонию между этими двумя направлениями.

Тест по произведению

Каждый человек индивидуален. Не бывает абсолютно одинаковых людей, совпадающих и по мировоззрению, и по мыслям, и по взглядам на все стороны жизни. В этом отношении литературные герои не отличаются от реальных людей.

Обломов. Штольц. Вроде бы, это совершенно разные люди. Обломов – медлителен, ленив, не сосредоточен. Штольц – энергичен, весел, целеустремлен. Но эти два человека любят и уважают друг друга, они настоящие друзья. Значит, не такие уж они и разные, есть в них и что-то общее, что их скрепляет. Правда ли это? Действительно ли являются антиподами Обломов и Штольц?

Они были знакомы с самого детства, поскольку Обломовка и Верхлево, где жили друзья, находились рядом. Но насколько разной была обстановка в этих двух краях! Обломовка – деревня покоя, благословенности, сна, лени, безграмотности, глупости. Каждый в ней жил в свое удовольствие, не испытывая никаких умственных, моральных и душевных нужд. У обломовцев не было никаких целей, никаких бед; никто не задумывался, зачем создан человек, мир. Они проживали всю свою жизнь, особо не напрягаясь, подобно равнинной реке, которая течет по давно проложенному ровному руслу тихо, вяло, и нет никаких камней, гор и других препятствий на ее пути, никогда она не разливается сильнее обыкновенного, никогда не пересыхает; начинает где-то свой путь, течет очень спокойно, не шумя, и тихонечко впадает в какое-нибудь озеро. Никто и не замечает, что есть такая речка. Так все и жили в Обломовке, заботясь только о еде и спокойствии в своей деревне. Мало кто проезжал через нее, и неоткуда обломовцам было узнать, что кто-то живет иначе, никакого понятия о науках они тоже не имели, да и не нужно им все это было… Илюша жил среди таких людей – любимый, оберегаемый всеми. Всегда он был окружен заботой, нежностью. Ему не давали ничего делать самому и вообще не давали делать всего того, что хочет любой ребенок, вовлекая его тем самым в сущность обломовца. Его отношение к образованию и науке тоже было сформировано окружающими: «ученье не уйдет», главное – аттестат, «что Илюша прошел все науки и искусства», но внутренний «свет» образования был неведом ни обломовцам, ни самому Илье.

В Верхлево же все было наоборот. Управляющим там был отец Андрюши, немец. Поэтому он за все брался со свойственной этой нации педантичностью, в том числе и за сына. С самого раннего детства Андрюши Иван Богданович вынуждал его действовать самостоятельно, самому искать выход из всех ситуаций: от уличной драки, до выполнения поручений. Но это не значит, что отец бросал Андрея на произвол судьбы – нет! Он лишь направлял его в нужные моменты на самостоятельное развитие, накопление опыта; позже же он просто давал «почву» Андрею, на которой тот мог разрастись без чьей-либо помощи (поездки в город, поручения). И юный Штольц пользовался этой «почвой», извлекал из нее максимальную пользу. Но воспитывал Андрюшу не только отец. У матери были совершенно другие взгляды на воспитание сына. Она хотела, чтобы тот вырос не «немецким бюргером», а высоконравственным и духовным, с отличными манерами, с «белыми руками» барином. Поэтому она играла для него Герца, пела о цветах, о поэзии жизни, о ее высоком призвании. И вот это двустороннее воспитание – с одной стороны трудовое, практическое, жесткое, с другой – нежное, высокое, поэтическое – сделало Штольца выдающимся человеком, объединяющем в себе трудолюбие, энергию, волю, практичность, ум, поэзию и умеренный романтизм.

Да, эти два человека жили в разной обстановке, но познакомились они еще детьми. Поэтому с самого детства Илья и Андрей сильно влияли друг на друга. Андрюше нравилось то спокойствие, умиротворенность, которые давал ему Илья, получивший это от Обломовки. Илюшу же, в свою очередь, привлекали энергия, умение сосредоточиться и сделать что надо Андрея. Так было и когда они подросли и уехали из родных мест…

Интересно даже сравнить, как они это сделали. С Илюшей обломовцы прощались со слезами, с горечью, грустью. Они обеспечили ему долгую, но очень комфортную – иначе Илья не мог – поездку среди слуг, угощений, перин – как будто часть Обломовки отделилась и уплыла от деревни. Андрей же попрощался со своим отцом сухо и скоро – все, что они могли сказать друг другу, им было понятно без слов. И сын, узнав свой маршрут, быстро проехал по нему. Уже на этом этапе жизни друзей видно их расхождение.

Что же они делали будучи далеко от дома? Как учились? Как вели себя в свете? Обломов в молодости целью своей жизни представлял спокойствие, счастье; Штольц – труд, силу духовную и физическую. Поэтому Илья и образование воспринимал как очередное препятствие на пути к цели, а Андрей - –как главную, неотъемлемую часть жизни. Обломов Илья хотел служить мирно, без волнений и забот «вроде, например, ленивого записыванья в тетрадку прихода и расхода». Для Штольца же служба была долгом, к которому он был готов. Такое отношение два друга принесли из детства. А что же с любовью? Илья «никогда не отдавался в плен красавицам, никогда не был их рабом, даже очень прилежным поклонником, уже и потому, что к сближению с женщинами ведут большие хлопоты». Андрей «не ослеплялся красотой и потому не забывал, не унижал достоинства мужчины, не был рабом, «не лежал у ног» красавиц, хотя не испытывал огненных страстей». Девушки могли быть ему только подругами. Из-за этого же рационализма у Штольца всегда были друзья. У Обломова они сначала тоже были, но, со временем, они стали утомлять его, и, потихоньку, он очень сильно ограничил свой круг общения.

Время шло и шло… Штольц развивался – Обломов «уходил в себя». И вот им уже больше тридцати лет. Что они из себя представляют?

Штольц – сверхэнергичный, мускулистый, деятельный, твердо стоящий на ногах, сколотивший себе большой капитал, ученый, много путешествующий. У него везде есть друзья, его уважают как сильную личность. Он один из главных представителей торговой фирмы. Он жизнерадостен, весел, трудолюбив… но он внутренне помаленьку устает от такого ритма жизни. И тогда ему помогает друг детства – Илья Обломов, радушие, спокойствие, умиротворенность которого позволяют Штольцу расслабиться. Ну а что из себя представляет сам второй друг?

Илья не ездит, как Андрей, за границу, по делам, в свет. Он вообще редко выходит из дома. Он ленив не любит суету, шумные компании, у него нет ни одного настоящего друга, кроме Штольца. Основное его занятие – лежать на диване в любимом халате среди пыли и грязи, иногда в обществе лиц «без хлеба, без ремесла, без рук для производительности и только с желудком для потребления, но почти всегда с чином и званием». Таково его внешнее существование. Но внутренняя жизнь мечты, воображения была главной для Ильи Ильича. Все, что он мог бы делать в реальной жизни, Обломов делает в мечтах и снах – только без физических затрат и особых умственных усилий.

Что жизнь для Обломова? Препятствия, груз, заботы, мешающие спокойствию и благословенности. А для Штольца? Наслаждение любой ее формой, причем если таковая не нравится, то Штольц ее с легкостью изменяет.

Для Андрея Ивановича основа всего – разум и труд. Для Обломова – счастье и спокойствие. И в любви они такие же… Оба друга влюбились в одну и ту же девушку. На мой взгляд, Илья Ильич полюбил Ольгу просто потому, что нетронутое сердце давно ждало любви. Штольц же влюбился в нее не сердцем, а разумом, он полюбил опытность, зрелость, ум Ольги. Перспектива семейной жизни в понимании Обломова –прожить жизнь счастливо и весело, без забот, без труда, «чтоб сегодня походило на вчера». Для Штольца же брак с Ольгой Сергеевной принес счастье умственное, а вместе с ним и духовное, и физическое. Так он и прожил всю оставшуюся жизнь – в гармонии разума, души, сердца с Ольгой. А Обломов, «загнив» окончательно, женился на женщине, которую и человеком трудно назвать. Он променял разум, зрелость, волю Ольги на круглые локти Агафьи Матвеевны, которая даже понятия не имела о существовании качеств, благодаря которым Человека можно назвать человеком. Я считаю, что это верхняя точка различий Обломова Ильи Ильича и Штольца Андрея Ивановича.

Эти два человека – друзья детства. Сначала, в силу этого, они были похожи и едины во многих сторонах жизни. Но, со временем, когда Илья и Андрей росли, Обломовка и Верхлево – две противоположности – возымели на них свое действие, и друзья начали отличаться все сильнее и сильнее. Много ударов вынесли их отношения, тем не менее детская дружба удерживала их крепко. Но уже в конце жизненного пути они стали настолько разными, что дальнейшее нормальное полноценное поддерживание отношений оказалось невозможным, и их пришлось забыть. Безусловно, на протяжении всей жизни Обломов и Штольц были антиподами, антиподами, которых скрепляла детская дружба, и разорвало разное воспитание.

Абсолютная противоположность Обломову – Штольц, который становится воплощением расчета, деятельности, силы, решимости, целеустремленности. В немецком воспитании Штольца главным было развитие натуры самостоятельной, деятельной, целеустремленной. При описании жизни Штольца Гончаров чаще всего употребляет слова «твердо», «прямо», «шёл». И сама фамилия Штольца – резкая, отрывистая, и вся его фигура, в которой не было ни доли округлости и мягкости, как в облике Обломова, - всё это выявляет его немецкие корни. Вся его жизнь была прочерчена раз и навсегда, воображение, мечты и страсти не вписывались в его жизненную программу: «Кажется, и печалями, и радостями он управлял как движением рук». Наиболее ценимое качество в человеке для Штольца – «настойчивость в достижении цели», правда, при этом Гончаров добавляет, что от качества самой цели уважение к настойчивому человеку у Штольца не зависело: «Людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели».

Цель жизни Штольца, как он ее формулирует, - труд и только труд. На вопрос Обломова: «Для чего жить?» - Штольц, ни минуты не задумавшись, отвечает: «Для самого труда, больше ни для чего». Несколько настораживает это однозначное «больше ни для чего». Результаты труда Штольца имеют вполне ощутимый «материальный эквивалент»: «Он и в самом деле нажил дом и деньги». О характере деятельности Штольца Гончаров говорит весьма обтекаемо, вскользь: «Он участвует в какой-то компании, отправляющей товары за границу». Впервые в русской литературе появилась попытка показать положительный образ предпринимателя, который, не имея при рождении богатства, добивается его своим трудом.

Пытаясь возвысить своего героя, Гончаров убеждает читателя, что от матери – русской дворянки – Штольц воспринял умение чувствовать, ценить любовь: «он выработал сам себе убеждение, что любовь, с силой Архимедова рычага, движет миром». Однако в любви Штольца все подчинено рассудку, не случайно «разумный» Штольц так никогда и не понял, что произошло между Обломовым и Ольгой, что стало основой их любви: «Обломова! Не может быть! – прибавил опять утвердительно. – Тут есть что-то: вы не поняли себя, Обломова или, наконец, любви!», «Это не любовь, это что-нибудь другое. У вас до сердца и не доходило: воображение и самолюбие, с одной стороны, слабость – с другой». Штольц так и не понял, что любовь бывает разная, а не только такая, которую просчитал он. Не случайно это неумение принять жизнь в ее разнообразии, непредсказуемости в конце концов приводит к «обломовщине» и самого Штольца. Полюбив Ольгу, он уже готов остановиться, замереть. «Нашел свое, - думал Штольц. – Дождался!.. вот оно, последнее счастье человека! Всё найдено, нечего искать, некуда больше идти!» Уже став женой Штольца, испытывая к нему настоящую любовь, понимая, что она нашла в нем свое счастье, Ольга часто задумывается о будущем, ее страшит эта «тишина жизни»: «Что же это? – думала она. – Куда же идти? Некуда! Дальше нет дороги. Ужели нет, ужели ты совершила круг жизни? Ужели тут всё, всё?»

Многое может сказать о героях их отношение друг к другу. Обломов искренне любит Штольца, в нем по отношению к другу чувствуется истинное бескорыстие и великодушие, можно вспомнить, например, его радость счастью Штольца и Ольги. В отношениях со Штольцем проявляется красота души Обломова, его способность думать о смысле жизни, деятельности, о направленности её на человека. Обломов предстает как человек, который страстно ищет, хотя и не находит норму жизни. В Штольце по отношению к Обломову есть какое-то «недочувствие», он не способен на тонкие душевные движения: с одной стороны, искренне сочувствует Илье Ильичу, любит его, с другой – часто по отношению к Обломову оказывается не столько другом, сколько «грозным учителем». Штольц был для Ильи Ильича воплощением той бурной жизни, которая всегда пугала Обломова, от которой он пытался спрятаться. На горькое и досадное Обломова: «Жизнь трогает», Штольц тут же откликается: «И слава Богу!». Штольц искренне и настойчиво пытался заставить Обломова жить более активно, однако эта настойчивость иногда становилась жёсткой, а порой и жестокой. Не щадя Обломова и не считая, что имеет на это право, Штольц затрагивает самые болезненные воспоминания об Ольге, без малейшего уважения к жене друга говорит: «Да ты оглянись, где ты и с кем ты?» Сама фраза «теперь или никогда» грозная и неотвратимая, тоже была противоестественна мягкой натуре Обломова. Очень часто в разговоре с другом Штольц употребляет слова «я встряхну тебя», «ты должен», «надо жить иначе»». Штольц начертал план жизни не только себе, но и для Обломова: «Ты должен жить с нами, вблизи нас. Мы с Ольгой так решили, так и будет!» Штольц «спасает» Обломова от его жизни, от его выбора – и в этом спасении видит свою задачу.

Какова та жизнь, в которую он хотел вовлечь друга? Содержание недели, которую Обломов провел со Штольцем, по своей сути отличалось от сна на Гороховой улице. Были в этой неделе и какие-то дела, обед с золотопромышленником, чай на даче в большом обществе, однако Обломов очень точно назвал это суетой, за которой не видно человека. В свою последнюю встречу с другом Штольц сказал Обломову: «Ты знаешь меня: я давно задал себе эту задачу и не отступлюсь. До сих пор меня отвлекали разные дела, а теперь я свободен». Вот и проявилась основная причина – разные дела, которые отвлекали Штольца от жизни друга. И действительно, между появлениями Штольца в жизни Обломова – как провалы, как пропасти – проходят годы: «Штольц не приезжал несколько лет в Петербург», «год прошел со времени болезни Ильи Ильича», «пятый год пошел, как мы не виделись». Не случайно ещё при жизни Обломова между ним и Штольцем «отверзлась бездна», «воздвиглась каменная стена», причем эта стена существовала только для Штольца. И еще при жизни Обломова Штольц похоронил друга однозначным приговором: «Ты погиб, Илья!»

Отношение автора к Штольцу неоднозначно. Гончаров, с одной стороны, надеялся, что в скором времени «много штольцев явится под русскими именами», с другой – понимал, что в художественном отношении назвать образ Штольца удачным, полнокровным вряд ли возможно, признавался, что образ Штольца «слаб, бледен - из него слишком голо выглядит идея».

Проблема героя в романе «Обломов» связана с авторскими размышлениями о настоящем и будущем России, о родовых чертах русского национального характера. Обломов и Штольц – не просто разные человеческие характеры, это различные системы нравственных ценностей, разное мировосприятие и представление о человеческой личности. Проблема героя состоит в том, что ни Обломову, ни Штольцу автор не отдает предпочтения, за каждым из них оставляя свое право на истину и выбор жизненного пути.

Меню статьи:

Образ Андрея Ивановича Штольца в романе Гончарова «Обломов» является одним из самых привлекательных. Его деятельность и умение распорядиться свободным временем наталкивают на мысль об идеальности и гармоничности личности, однако, это не совсем так.

Происхождение Андрея Штольца

Андрей Штольц родился в небольшой деревне Российской империи. Отец его по происхождению был немцем, который впоследствии окончательно осел в России. Мать его походила из обедневшего дворянского рода. Благодаря такому симбиозу культур, Андрей Штольц смог обрести такие черты характера и качества, которые бы позволили ему стать с жизни успешным, но при этом не потерять свой моральный облик.

Отношения в семье и вопрос о воспитании Штольца

Родители в семье Штольцев жили гармонично. Несмотря на то, что между ними возникали различные разногласия, это не способствовало появлению конфликтов в семье.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете познакомиться с в одноименном романе Ивана Гончарова.

Мать в воспитании придерживалась традиционного русского взгляда. Она, подобно многим дворянам, прививала своему сыну любовь к искусствам и размеренному образу жизни. Именно благодаря матери, Андрей узнает азы музыки и песнопения, знакомится с живописью и литературой. Андрей в детстве часто бывал у Обломовых, их размеренная, ленивая жизнь утомляла мальчика, но была вполне естественной для матери – такое поведение дворян (за исключением некоторых моментов в жизни Обломовых) могла бы послужить эталоном жизни аристократов.

Отец Андрея в жизни и соответственно в воспитании придерживался другой позиции – он считал, что в жизни нужно обладать практичными навыками, позволяющими организовать себя и свою работу с наибольшей продуктивностью. Маленький Андрей был в восторге от стиля воспитания отца – ему было интересно на фабрике и в поле. Вскоре маленький Штольц работал с отцом на равных и при необходимости с легкостью в работе мог заменить отца.

Предлагаем ознакомиться с которую написал Иван Гончаров.

Мать с ужасом наблюдала за этими всеми манипуляциями – ее мечта о белых воротничках и блестящей светской жизни сына постепенно таяла, но женщина не отчаивалась. Она еще более усердно принималась обучать сына азам светской жизни.

Таким образом, в семье Штольцев осуществилось вполне удачное сочетание прагматичного и душевного. При этом воплощением прагматики выступал отец, а душевного начала – мать.


Ранний уход из жизни матери не позволил осуществлять воспитание в тех же рамках – отец его не умел быть таким эмоциональным, порой он даже не может найти слов, чтобы поддержать сына, напутствовать его, поэтому дальнейшее воспитание Штольца уверенно обрело черты прагматики и дисциплины.

После окончания университета отец не дал Андрею долго бездельничать –он отправляет сына в самостоятельное плавание. Такая традиция была принята в европейском обществе – родители обеспечили все условия для гармоничного существования Андрея, и теперь Штольц должен сам заботиться о себе.

Сцена прощания отца с сыном в понимании русских крестьян также выглядит странной – отец ведет себя крайне скупо в эмоциональном плане и никто из окружающих (разве, что сам Андрей) не догадывается, что на самом деле Ивана Штольца в это время переполняет гордость за сына.

Влияние воспитания на дальнейшую жизнь

Идеалы и привычки, привитые нам в детстве, так или иначе, влияют на нашу дальнейшую жизнь. Эта же тенденция заметно прослеживается и в жизни Андрея Штольца.

Требовательность отца к своему сыну и раннее включение его в трудовую деятельность (Иван Штольц принял на работу своего сына и даже выплачивал ему зарплату, как и всем своим работникам) способствовало общественной закалке сына. Андрей с самого детства знал, что в жизни часто случаются неудачи, они порой никак не связаны с предвзятым отношением окружающих, а являются следствием погрешностей в его работе. Чтобы их избежать или исправить, нужно приложить усилия и усердно работать. Такое понимание привело к тому, что, будучи уже взрослым, Штольц уверено преодолевает трудности, они не наносят на его жизнь столь значимый отпечаток отчаяния и апатии, как это случается с Обломовым.

Отношение к обучению

Андрей Штольц в детстве был очень непоседливым мальчиком – он обожал различные шалости и придавался им при первом же удобном случае. Однако такая непоседливость не стала препятствием в получении качественного образования.

Первоначальное образование Андрей Штольц получил дома – мать его учила музыкальной грамоте и французскому. Впоследствии Андрей развил эти навыки и часто играл с матерью в четыре руки. Знания французского для него стали также необходимы в дальнейшей жизни – Андрей постоянно общался с аристократами, знания французского позволяло ему оставаться на должном уровне по отношению к высшему обществу.

В это же время области познания Штольца были обширные – он с отцом активно изучал географию и немецкий, читал различные книги – от Священного Писания до басен Крылова. С матерью изучал Священную историю.

Дальнейшее свое обучение Андрей Штольц продолжил в пансионате, руководителем которого стал его отец. В этот период Андрей смог укрепить свои знания и расширить их границы. Учеба давалась ему легко – Андрей время от времени помогал своим друзьям по пансионату выполнять их задания.

После окончания пансионата последовало обучение в университете Российской империи. Об этом периоде жизни Штольца Гончаров мало что рассказывает. Известно, что Андрей был дисциплинированным и трудолюбивым, обучение для него стало легким занятием.

Дружба с Обломовым

С Ильей Ильичем Обломовым Андрей Штольц был знаком с самого детства. Однако тесное их взаимоотношение началось во время обучения в пансионате. В этот период мальчики были очень похожи между собой: они оба были очень любопытными и активными. Однако вскоре воспитание сыграло с Ильей злую шутку – родители Обломова были в ужасе от такой манеры поведения сына и всячески пресекали возможные проявления любознательности и активности. В их понимании ребенок должен быть уравновешенным и спокойным. Со временем, Илья таким и стал – апатичным и пассивным.

Отец Штольца, наоборот, всегда поощрял активность сына. Он даже разрешал ему уходит из дому на несколько дней, при условии, что сын выполнил все его поручения. В результате активность и желание развиваться сохранилось у Штольца и в его взрослый период жизни.

Несмотря на то, что в дальнейшем жизнь Штольца и Обломова сформировала из похожих личностей диаметрально противоположные, дружба их не закончилась, а продолжалась всю жизнь. Андрей время от времени навещал Обломова и интересовался его делами. Делал это Штольц не из-за личной выгоды или этических норм, а потому, что он действительно был неравнодушен к судьбе своего друга.

После окончания университета Илья Ильич некоторое время пытался следовать традиционной схеме жизни – и для этого поступил работать в канцелярию, но первые же сложности на работе стали причиной депрессии и паники у Обломова. Так, чрезмерная опека родителей заранее спровоцировала ситуацию неуспеха. Штольц же наоборот активно включился в дела службы и смог заслужить себе звание аристократа.

После такой крупной неудачи Обломов безвылазно живет в своей съемной квартире. Он перестал появляться на людях и даже перестал следить за порядком в доме – все дни напролет Обломов пролеживал на диване, время от времени впадая в дремоту.

Никто из знакомых Ильи Ильича не мог вытащить его из этого болота. Единственным человеком, который мог расшевелить его, оставался Андрей Штольц. В один из своих визитов к Обломову Штольц стал свидетелем забавной картины – Илья Ильич намерен был поколотить своего слугу за то, что тот его пытался разбудить. От души посмеявшись, Штольц начинает упрекать Обломова в апатичности и бездействии и решает окончательно расшевелить Обломова. Штольц вытаскивает Обломова в свет. Сначала подобный режим жизни невероятно утомляет Обломова, но затем Илья Ильич влюбляется – у него появляется стимул поддерживать свою активность. Однако со временем обломовщина вновь затягивает Илью – в этот раз Штольц уже не нашел силы, чтобы реанимировать своего друга к жизни, хотя его судьба была все также небезразлична Андрею Ивановичу. Штольц время от времени приводит дела Обломова в родовом поместье в порядок, навещает своего друга. Связь Обломова с Агафьей неприятно удивляет Штольца, он не понимает такого поведения своего друга, однако после его кончины не отказывается от своих слов и берет на воспитание сына Обломова – мальчика, названого в честь Штольца Андреем. Скорее всего, в последние годы дружбу Обломова и Штольца удерживают воспоминания о детской дружбе и необычное умение Обломова проявлять нежность и чувственность, которое не свойственны Штольцу.

Отношения с Ольгой Ильинской

Гончаров во время изображения взаимоотношений в рамках Обломов- Штольц- Ильинская романе использует один из парадоксов: в то время как личности Обломова и Штольца кажутся очень разными по своей сути, личности Ольги Ильинской и Андрея Штольца кажутся сродными. Детальный анализ показывает, что это первое впечатление ошибочно. На самом деле образы Штольца и Обломова, особенно в детстве, имеют много сродных качеств, а образы Ильинской и Штольца очень различны – ведь мотивацией для выявления их качеств и социальной активности у них становятся разные чувства и мотивы.

В начале романа у Штольца не возникает романтических чувств по отношению к Ольге, хотя при этом нельзя сказать, что в их взаимоотношениях нет симпатии. Андрей Иванович – человек не романтичный, поэтому он не смог настолько пленить девушку как нежный и эмоциональный Илья Ильич.

Прагматичный ум Штольца позволяет найти ответ фактически на любой вопрос из мира рационального, но только не из мира чувственного, полного романтики – здесь его разум бессилен. После разрыва с Обломовым девушка едет с тетей в Швейцарию, где случайно встречается с Андреем Ивановичем. В это время Штольц еще ничего не знает о печальном опыте взаимоотношений Ольги и продолжает с ней общаться как прежде. Андрей Иванович приносит девушке новые книги, ноты, иногда цветы, успокаивая себя тем, что это надолго увлечет Ольгу, но девушка всегда очень быстро читает произведения и разучивает ноты, а затем, как правило, осыпает Штольца вопросами.

В глазах Ольги – Штольц интересный собеседник, для девушки он выступает кем-то вроде учителя, который знает больше своего ученика и всегда умеет занять чем-то интересным. Штольц же, напротив, сумел разглядеть в девушке женщину и влюбился в нее не как в личность, а как в представительницу женского пола. Исходя из этой дисгармонии и происходят большинство парадоксов в их дальнейших отношениях.

Плененный Ольгой Андрей Иванович делает девушке предложение – недолго думая, Ольга соглашается. Она не испытывает страсти к Штольцу, но ее пленяет уровень знаний этого человека – он кажется ей необыкновенно умным и смышленым и это становится главным фактором для принятия окончательного решения.

В виду своего способа жизни и возраста, Штольц начинает мечтать о спокойной и размеренной жизни – аналоге так яро гонимой им самим Обломовщины. Ольга же не понимает такого предпочтения мужа, она полна решимости действий и желания к развитию. Благодаря тому, что все это время Штольц активно занимался саморазвитием, у них в браке существовала гармония, но, судя по всему, как только Штольц прекратит активное свое развитие, он перестанет быть кумиром Ольги и сразу же после этого последует разочарование и дисгармония.

Штольц всегда посвящал жену в свои дела и даже дела Обломовки, позволяя жене принимать активное участие в них, однако вскоре женщина начинает испытывать тоску – ее жизнь кажется ей скучной и однообразной, о чем она неоднократно говорит мужу. Отсутствие нежности и романтики в отношениях Ольги и Андрея становится все заметнее – их союз умов в конечном счете стремительно начинает приближаться к деструкции и дисгармонии. Гончаров наталкивает читателя на мысль, что наличие общего стремления и идей не делает людей счастливыми в браке. Для гармоничного брака нужна любовь.

Характеристика личности

Жизнь Андрея Штольца все время проходила в рамках активного познания мира и саморазвития. Отец его старался привить сыну такие качества характера, которые бы позволили ему не утонуть в пучине жизни и стать успешным человеком.

Андрей Иванович постоянно чему-то учится. Кажется, что в жизни Штольца ни одна минута жизни не была потрачена даром – Андрей Иванович умеет распределить свое время наиболее выгодным образом, чтобы успеть совершить много полезных дел за день.

Положительную службу в этом деле Штольцу дает его неромантический характер – Штольц никогда не предается мечтаниям и грезам. Он не понимает, как люди могут быть по уши влюблены в кого-то.

Андрей Иванович обладает твердым и решительным характером. Штольц всегда очень требователен к себе. Благодаря своему трудолюбию, настойчивости и дисциплинированности, Штольц становится успешным человеком в рамках своей карьеры и даже дослуживается до чина надворного советника, что дает ему право обрести личное дворянство. На этой должности Штольц не задержался – он решил выйти в отставку, стал заниматься торговлей и достиг существенных достижений в этом занятии. Вскоре его капитал из отцовских сорока вырос до трехсот тысяч, что было предметом восхищения и зависти многих помещиков.

Штольц – очень сдержанный человек, он умеет сдерживать свои эмоции. В своих неудачах Андрей Иванович не винит окружающих, как обычно это любят все делать – в первую очередь он ищет причины в себе – это позволяет ему быстро искоренить возникшую проблему и не допускать ее появления в дальнейшем.

Неэмоциональность Штольца позволяет ему не теряться в различных ситуациях и находить из них самый привлекательный и выгодный выход.

Таким образом, Андрей Иванович Штольц наделен множеством положительных качеств характера. Большинство из них являются типичными для европейского бюргера, но в то же время очень необычны, и в некой мере, странные для обывателя Русской империи. Благодаря своей беспринципности и трудолюбию Штольц сумел достичь существенных высот в делах службы, а также умножить свой капитал, однако Штольц так и не сумел обрести гармонию в браке – его отношения с Ильинской обречены на крах, так как являют собой союз ума, а не чувств.

«Штольц и Обломов» - Обломов и Штольц.

«Роман Гончарова Обломов» - Александр 11. Обломов. Копирование действительности, слепок с натуры. «Обыкновенная история». Губернские комитеты. -Большое по объему эпическое произведение, литературный жанр. Функции художественного произведения. Художественное произведение. «Дворянское гнездо» Тургенева И.С.1859. Издание «Обрыва» в «Вестнике Европы».

«Обломов в романе Гончарова» - В 1849 году была написана первая часть романа. Замысел романа «Обломов» возник у И.А.Гончарова в конце 40-х годов XIX века. Глава «Сон Обломова» показывает истоки характера героя. В детстве Илюша Обломов был живым и любознательным ребенком. История любви Обломова. Один день из жизни Обломова. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки».

«Гончаров Обломов» - Детали интерьера. «Сонный» интерьер. Испытание любовью Обломов не прошёл. Детали сюжета. Определение художественной детали. Любовь. Причина апатии заключается в образе умственного и нравственного развития.». В роли детали могут выступать: форма, цвет, свет, звук, запах и т.д. Диван – символ бездеятельности, лени и апатии.

«Гончаров роман Обломов» - Восстановите композицию сна: выделите основные тематические части. Волков. «Штольц не внушает мне никакого доверия. Рай. КАК ЖИТЬ? (Спор героев в 3-4 гл. Обломов и штольц. Гороховая улица. Выборгская сторона. 1."Явление" господина. Д. С. Мережковский 1890г. Алексеев? Крепостнические порядки, инертность и однообразие помещичьей жизни.

«Роман Обломов» - Захар – А.Попов; Обломов – О.Табаков. Трилогия Ивана Александровича Гончарова: Ю.Гершкович 1982. Режиссер Н.С.Михалков. 1980. Роман «Обыкновенная история» Илл. Ю.С.Гершкович 1981. Кадр из фильма. Кадр из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова». Роман И.А.Гончарова «Обломов» Илл. В гостиной перед ужином.

Всего в теме 8 презентаций



В продолжение темы:
Женская мода

Выбирай блестящие опробованные рецепты блюд из морского коктейля на уникальном ресурсе для любителей домашней кулинарии сайт. Из даров моря, входящих в смесь морского...

Новые статьи
/
Популярные