Зло в произведении мастер и маргарита. Мини-сочинение на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита. Краткое сочинение Мастер и Маргарита - Добро и зло

Введение

Человечество на протяжении всей своей истории пыталось объяснить природу вещей и событий. В этих попытках люди всегда выделяли две противоборствующие силы: добро и зло. Соотношение этих сил в душе человека или в окружающем мире определяло развитие событий. А сами силы люди воплощали в образах, близких им. Так появились мировые религии, заключающие в себе великое противоборство. В противопоставлении светлым силам добра появлялись разные образы: сатаны, дьявола, других темных сил.

Вопрос о добре и зле всегда занимал умы душ, ищущих правды, всегда побуждал пытливое человеческое сознание к стремлению разрешить этот трудноразрешимый вопрос в том или ином смысле. Многих интересовали, как интересуют и теперь, вопросы: каким образом появилось зло в мире, кто первый положил начало появлению зла? Есть ли зло необходимая и неотъемлемая часть человеческого существования, и если это так, то каким образом Благая Творящая Сила, создавая мир и человека, могла создать зло?

Проблема добра и зла – это вечная тема человеческого познавания, и, как любая вечная тема, она не имеет однозначных ответов. Одним из первоисточников этой проблемы по праву можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, выступающими в качестве абсолютных носителей этих моральных категорий человеческого сознания. Добро и зло, Бог и дьявол, находятся в постоянном противодействии. В сущности, эта борьба ведётся между низшим и высшим началом в человеке, между смертной личностью и бессмертной индивидуальностью человека, между его эгоистическими потребностями и стремлением к общему благу.

Уходя своими корнями в далекое прошлое, борьба добра со злом на протяжении ряда столетий привлекала внимание многих философов, поэтов, прозаиков.

Осмысление проблемы борьбы добра со злом нашло отражение и в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова, который, обращаясь к вечным вопросам бытия, переосмысливает их под воздействием исторических событий, происходящих в России в первой половине ХХ века.

Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Булгаков изображает добро и зло – дьявола и Христа – во всей их полноте, имея целью разоблачить зло реальное, порожденное новым строем, и показать возможность существования добра. Для этого писатель и использует сложную структуру построения произведения.

Тема добра и зла у М. Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Перо писателя наделило данные понятия двойственностью природы: одна сторона - реальная, «земная» борьба дьявола и бога внутри любого человека, а другая, фантастическая, помогает читателю сознать проект автора, разглядеть предметы и явления его обличительной сатиры, философско-гуманистические идеи.

Творчество М.А. Булгакова является предметом пристального внимания литературоведов, изучающих его художественный мир в разных аспектах:

Б. В. Соколов А. В. Вулис «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Б. С. Мягков «Булгаковская Москва», В. И. Немцев «Михаил Булгаков: становление романиста», В. В. Новиков «Михаил Булгаков - художник», Б. М. Гаспаров «Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», В. В. Химич «Странный реализм М. Булгакова», В. Я. Лакшин «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», М. О. Чудакова «Жизнеописание М. Булгакова» .

«Мастер и Маргарита», как справедливо заметил критик Г. А. Лесскис, - двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе Мастера. Главным действующим лицом первого романа является Иешуа, прообраз которого – библейский Христос – воплощение добра, а второго – Воланд, чьим прообразом является сатана – воплощение зла. Неформально-структурное деление произведения не закрывает того, что каждый из этих романов не мог бы существовать отдельно, так как их связывает общая философская идея, понятная только при анализе всей романной действительности. Заданная в начальных трех главах в трудном философском споре героев, которых автор представляет первыми на страницах романа, эта идея воплощается затем в интереснейших коллизиях, переплетениях реального и фантастического, библейских и современных событиях, оказывающихся вполне сбалансированными и причинно обусловленными .

Своеобразие романа заключается в том, что перед нами представлены два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов двадцатого века, другой-с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал как бы «роман в романе», и оба эти романа объединены одной идеей - поиском истины.

Актуальность нашего исследования подтверждается тем, что проблемы, поднятые в произведении, современны. Добро и зло... Понятия вечные и неразделимые. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. Булгакова. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе.

Цель настоящей работы - исследование особенностей осмысления проблемы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер Маргарита».

Данной целью определяется решение следующих конкретных задач:

проследить соотношение вечных ценностей в романе;

соотнести творческую работу М. Булгакова над произведением с исторической эпохой;

раскрыть художественное воплощение проблемы добра и зла через образы героев романа.

В работе используются различные методы исследования : научно- познавательный, практическо-рекомендательный и анализ, интерпретация в той мере, в которой они кажутся нам уместными и необходимыми для решения поставленных задач.

Объект исследования : роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Предмет исследования: проблема добра и зла в романе М. А. Булгакова.

Практическое значение работы состоит в том, что ее материал может быть использован при разработке уроков и дополнительных занятий по русской литературе в школе.


Глава 1. История создания романа «Мастер и Маргарита»

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался. Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте. Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.

Это последнее произведение писателя, его «закатный роман», завершает значимую для Булгакова тему – художник и власть, это роман трудных и печальных раздумий о жизни, где соединились философия и фантастика, мистика и проникновенная лирика, мягкий юмор и меткая глубокая сатира.

История создания и публикаций этого самого знаменитого романа Михаила Булгакова, одного из самых выдающихся произведений в современной отечественной и мировой литературе, сложна и драматична. Это итоговое произведение как бы резюмирует представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смертности и бессмертии, о борьбе доброго и злого начал в истории и в нравственном мире человека. Сказанное помогает понять собственную оценку Булгаковым своего детища. «Умирая, он говорил, вспоминала его вдова, Елена Сергеевна Булгакова: «Может быть, это и правильно. Что я мог бы написать после Мастера? ».

Творческая история «Мастера и Маргариты», замысел романа и начало работы над ним Булгаков относил к 1928 году , однако по другим данным, очевидно, что идея написания книги о приключениях дьявола в Москве у него возникла на несколько лет раньше, в начале-середине 1920-х годов. Первые главы были написаны весной 1929 года. 8 мая этого года Булгаков сдал в издательство «Недра» для публикации в одноименном альманахе фрагмент будущего романа – его отдельную самостоятельную главу, названную «Мания Фурибунда», что в переводе с латинского означает «буйное помешательство, мания ярости». Эта глава, от которой до нас дошли лишь не уничтоженные автором фрагменты, по содержанию примерно соответствовала пятой главе печатного текста «Дело было в Грибоедове». В 1929 году были созданы основные части текста первой редакции романа (а возможно, и фабульно завершенный черновой его вариант о появлении и проделках дьявола в Москве) .

Вероятно, зимой 1928-1929 года были написаны только отдельные главы романа, отличавшиеся еще большей политической остротой, чем сохранившиеся фрагменты ранней редакции. Возможно, отданная в «Недра» и не дошедшая до нас полностью «Мания Фурибунда» представляла собой уже смягченный вариант первоначального текста. В первой редакции автор перебрал несколько вариантов названий своего произведения: «Черный маг», «Копыто инженера», «Гастроль Воланда», «Сын Гибели», «Жонглер с копытом», но ни на одном не остановился. Эта первая редакция романа была уничтожена Булгаковым 18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош». Об этом писатель сообщил в письме правительству 28 марта 1930 года: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе ». Нет точных сведений о степени фабульной завершенности этой редакции, но по сохранившимся материалам, очевидно, что еще отсутствует та итоговая композиционная сопоставленность двух романов в романе («античного» и современного), которая составляет жанровую особенность «Мастера и Маргариты». Написанного героем этой книги – мастером – «романа о Понтии Пилате», собственно, и нет; «просто» «странный иностранец» рассказывает на Патриарших прудах Владимиру Мироновичу Берлиозу и Антоше (Иванушке) об Иешуа Га-Ноцри, причем весь «новозаветный» материал изложен в одной главе («Евангелие от Воланда») в форме живой беседы «иностранца» и его слушателей. Нет и будущих главных героев – мастера и Маргариты. Это пока что – роман о дьяволе, причем в интерпретации образа дьявола Булгаков поначалу более традиционен, чем в окончательном тексте: его Воланд (или Фаланд) еще выступает в классической роли искусителя и провокатора (он, например, подучивает Иванушку растоптать изображение Христа), но уже ясна «сверхзадача» писателя: и сатана, и Христос необходимы автору романа как представители абсолютной (хоть и «разнополюсной») истины, противостоящей нравственному миру российской общественности 20-х годов.

Проблема добра и зла волновала умы писателей во все времена. Не обошла она и гениального литератора XX века Михаила Афанасьевича Булгакова . Роман «Мастер и Маргарита» писался в 1930-е годы, но был опубликован лишь в 1966 году. Его относили к разряду фантастического, реалистичного, гротескного и даже атеистического. Появление Иешуа Га-Ноцри , прототипа Иисуса Христа, и Сатаны в одном романе, вызвало небывалый интерес. Уже на примере этих персонажей можно было сделать вывод, что фабула произведения основана на борьбе добра со злом. Однако, не обязательно, чтобы это были разные люди, ведь добро со злом могут столкнуться и в одном человеке. Каждая личность, желает того или нет, стоит перед проблемой выбора. То же происходило и с героями романа «Мастер и Маргарита».

Булгаковский Иисус, Иешуа Га-Ноцри, является обычным человеком со своими страхами и слабостями. Он мог бы быть и вовсе слаб, если бы не его вера. Он искренне верит, что все люди на свете добрые и, что злых людей не бывает. Будучи честным человеком, он прямо говорит о своих убеждениях, не отрекаясь от них даже под страхом смерти. Он искренне верит, что когда-нибудь настанет время справедливости и на свете не станет жестокости. Такой выбор делает Иешуа и не отступает со своего пути. За это он наделяется Светом.

Ему противопоставляется прокуратор Иудеи – Понтий Пилат . Этот человек, наделенный властью и силой, также стоит перед выбором: помиловать невинного философа или казнить. Однако ему не хватает храбрости пойти против системы. Опасаясь доноса, он подписывает Иешуа смертный приговор, хотя уверен, что арестант не виновен. В результате это становится тяжким грузом на его совести. Чтобы как-то искупить свою вину, он лично организует убийство предателя Иуды из Кириафа. Но, как оказалось, Иешуа был прав. Искупить вину можно только искренним раскаянием, а не новым убийством. Только после раскаяния Пилату было даровано прощение.

Проблема выбора добра и зла стоит не только перед евангельскими героями, но и перед жителями Москвы 1930-х годов. Так, например, председатель крупного литературного издательства, Михаил Александрович Берлиоз , был наказан и обречен на смерть за неверие в существование Бога и дьявола.

И своего главного героя, именуемого Мастер , автор ставит перед выбором. Однако, поддавшись малодушию и слабости, тот повторяет действия Понтия Пилата. Он отказался бороться за свое произведение и предпочел его сжечь, хотя и знал, что оно достойно публикации. В противовес ему, Маргарита , возлюбленная мастера, занимает более активную позицию. Она готова бороться за благосостояние любимого и его творчества. Ради этого она даже идет на сделку с дьяволом, принимая его условия. У нее нет такой веры как у Иешуа, но зато есть всепоглощающая любовь, от которой она не отрекается. В результате она делает верный выбор. Несмотря на то, что она выбирает сторону сил тьмы, ее выбор не приносит никому горя и страданий.

На примере своих героев, автор всячески старается показать читателю, что в романе никто не совершает грехов по подсказке. Все, что происходит, это сознательный выбор каждого. Поэтому каждый человек в ответе за свои поступки, как хорошие, так и плохие.

Шапкина Виктория

Проблема добра и зла - это вечная проблема, которая волнует человечество на протяжении веков. Автор исследования пытается разобраться, как соотносятся добро и зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита". Всегда ли торжествует добро и всегда ли зло несёт несчастье? Эти и другие вопросы затрагиваются в работе.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Существует и другая оценка поступка героя. В.А. Чалмаев считает: «Даже после прощения Пилат не может освободиться от мысли о «прошлой казни», ищет подтверждение тому, что ее не было. Тем не менее, он уже неотделим от Иешуа. Он вечно будет воплощением «пилатчины», ухода от своей совести. Понтий Пилат получил свое наказание за трусость – бессмертие вечной вины». Отсюда осуждение как естественная реакция на действия Понтия Пилата. Однако стоит ли торопиться с осуждением героя, ведь в последней главе романа по просьбе Мастера и Маргариты Понтий Пилат получает освобождение и прощение, и вместе с Иешуа уходит по лунной дорожке. Мне почему мне всё-таки ближе оценка Л.М. Яновской, которая более точно, на мой взгляд, отражающей замысел самого писателя, избегающего категоричности.

Понтий Пилат и Иешуа ведут дискуссию о добре и зле. Иешуа верит в добро, в предопределенность исторического развития, ведущего к единой истине. Пилат убежден в неискоренимости зла в человеке. Может быть, ошибаются оба? Путь по лунной дорожке стал итогом в споре Пилата и Иешуа, который навечно их сблизил; так зло и добро слились воедино в человеческой жизни.

Итак, в ершалаимских главах романа Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. А Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.

Вывод Воланда известен: человеческая природа не может так быстро перемениться, все осталось по-прежнему. Визит Воланда, как и гениальный роман Мастера, угадавшего события двухтысячелетней давности, не смогли ничего изменить в современной Москве. Такой вывод делает Булгаков.

Были ли прототипы у Воланда? Скорее всего, нет, потому что сам писатель подчеркивал в письме С. Ермолинскому: «У Воланда никаких прототипов нет, очень прошу тебя, имей это в виду» .

Изображение дьявола в русской и мировой литературе имеет многовековую традицию. Не случайно в образе Воланда сочетается черты героев многих литературных источников. Так например, имя Воланда и эпиграф к роману заимствованы из «Фауста» Гёте.

Воланд наделен всезнанием. Он видит будущее и прошлое, знает мысли своих героев, их намерения и переживания. И здесь нет ничего сверхъестественного, потому что он творец всего этого мира. Я согласна с мнением В.В. Петелина в том, что если «…снять всю внешнюю мишуру, все эти превращения, фантастические картины, все эти одежды, годные только для маскарада, то перед нами предстанет сам Булгаков, тонкий и ироничный». Именно таким тонким и ироничным предстает передо мной
М. А. Булгаков как автор романа.

Все, на что обращает свой взгляд Воланд, предстает в своем истинном свете. Воланд не внушает и не сеет зла, он не лжет и не искушает. «Он всего лишь вскрывает зло, разоблачая, сжигая, уничтожая то, что действительно ничтожно», - говорит Л.М. Яновская. И я согласна с этим компетентным мнением.

Таким образом, в московских главах романа Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.

А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.

В этом варианте Бог приказывал сатане и, следовательно, отвечал за все зло мира. В окончательном виде «вина» Бога снимается, князь тьмы получает свое царство в полную власть, и былое распоряжение становится всего лишь просьбой даровать мастеру покой (однако не свет). Здесь зло следует логике парадокса Гёте: желая зла, зло все-таки (иногда) приносит благо. Эта парадоксальная роль делает тьму если не светом, то очищающим огнем.

Нигде в романе не говорится о каком-либо «равновесии» добра и зла, света и тьмы, или о приоритете добра. Эта проблема явно определена, но окончательно не решена автором ни в пользу добра, ни в пользу зла.

Итак, добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла, как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.

Заключение

В ходе проведенного исследования, проанализировав ершалаимские главы романа, выяснено, что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности. Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность. Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.

Определено, что в московских главах романа Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия. Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.

А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро. Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым. Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни.

Сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве. Если в дуалистических представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро, а еще точнее – зло ведет нас к добру. В романе «Мастер и Маргарита» добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.

Гипотеза не нашла своего подтверждения, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.

Список использованной литературы

  1. Абрагам П. Павел Флоренский и Михаил Булгаков. Философские науки. 1990.
  2. Абрагам П.Р. Роман «Мастер и Маргарита» М.Булгакова в аспекте литературных традиций. - М., 1989
  3. Белобровцева И., Кульюс С. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Комментарий / И.Белобровцева, С.Кульюс. – М., 2007.
  4. Булгаков М.А. Собрание сочинений. В 5 т. Т. 5. Мастер и Маргарита. - М., 1992.
  5. Булгаков М.А. Неизвестный Булгаков. М., 1993.
  6. Булгаков М.А. Великий канцлер: Черновые редакции романа "Мастер и Маргарита" / Публ., вступит.ст. и коммент. В. Лосева. М., 1992.

Порой жизнь бывает крайне непростой и непонятной. К сожалению, для правильных поступков не предусмотрены инструкции, поэтому такие вопросы, как «прощать — не прощать?» или «мстить – забыть?» становятся риторическими. Это стало почвой для многих литературных произведений, в частности, роман «Мастер и Маргарита» пропитан философией жизни и «напичкан» вопросами о человеческой добродетели.

  1. (Можно ли оправдать жестокость?). «Мастер и Маргарита» — роман, осветивший всевозможные философские темы и затронувший проблемы человеческой жизни. Произведение начинается с рассказа о двух приятелях — Берлиозе и Иване Бездомном, спорящих о вере людей, а точнее, о существовании Бога. В ход их беседы включается таинственный незнакомец, пытающийся рассудить господ в столь тонком вопросе. Однако товарищи проявили упрямство и отказались поверить в существование высших сил. Спустя совсем немного времени Берлиоз попал под трамвай. Мораль, заключенная устами Воланда: «Каждому воздастся по его вере». Можно ли считать это жестокостью со стороны Сатаны, и, если да, то оправданной ли? С его стороны, он заслуженно наказал неверующих, преподал урок. С этого урока началась месть Воланда людям – таким грешным и безбожным. Упрекнуть его можно лишь в радикальности принятых мер, но ведь нельзя не согласиться, что наказания были заслуженными.
  2. (Ложная доброта, превратившаяся в жестокость) Может ли доброта обернуться жестокостью? Да, если обратиться к роману Булгакова «Мастер и Маргарита». Воланд – воплощение Сатаны, он на протяжении всей книги даёт людям жизненные уроки. Стоит вспомнить эпизод из театра Варьете. Воланд решил изучить изменившуюся натуру москвичей, и его свита обнажила человеческие пороки своими фантастическими фокусами. Во время этого представления граждане были в буквальном смысле щедро осыпаны деньгами, женщины одарены последними моделями платьев и самыми модными аксессуарами. Сатана не скупился на такие подарки, которые полностью подчеркнули меркантильность и скупость людей. Жадность, с которой они пытались ухватить «лакомый кусочек», превратила их в животных, которые готовы грызться за желаемую вещь. За своё поведение жадные москвичи поплатились сполна: были раскрыты грешные похождения зрителей, деньги превратились в пыль, а женщины и вовсе оказали обнаженными на улицах города. Воланд проучил поколение, испортившееся квартирным вопросом. Отсюда необходимо вынести, что доброта, воплощенная в поступке, нередко имеет под собой совершенно иные мотивы. Нередко именно она является орудием изощренной жестокости, которой так знаменит Сатана.
  3. (Доброта невозможна без самопожертвования) Что такое доброта? Я думаю, это качество включает в себя такой элемент, как готовность к самопожертвованию. К примеру, главная героиня романа «Мастер и Маргарита», отличающаяся добросердечием, оказалась в довольно непростой жизненной ситуации, со своими проблемами и вопросами без ответов. Ей явно нужна была помощь высших сил, чтобы разобраться в сложившейся обстановке. К её счастью, если так можно сказать, она оказывается интересна явившемуся в город Сатане – Воланду. Она удостаивается чести быть приглашённой на его Великий бал, да ещё и в качестве королевы. По соглашению с дьяволом, в конце бала девушка имела право на просьбу, которую неоспоримо должен был исполнить Воланд. Оказавшись на торжестве нечистых сил, Маргарита заполняет своё одиночество и страх новыми знакомствами. Так, на её пути встречается порочная Фрида, тронувшая героиню своей печальной историей. Жертва страдает от мстительного испытания за свой грешный поступок – она удушила своего нежеланного новорождённого ребёнка. Маргарита настолько проникается судьбой новой знакомой, что в конце бала использует свою просьбу на спасение Фриды от мук. Попросив не за себя, а за другого человека, Маргарита обескуражила участников бала, да и многих читателей. Вместо своего счастья она выбрала помощь нуждающемуся человеку, такая доброта с её стороны заслуживает отдельного поклона. Таким образом, готовность к самопожертвованию – это основной элемент доброты, без которого проявление данного качества невозможно.

Тема добра и зла в романе "Мастер и Маргарита"

Тема добра и зла в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" -- одна из ключевых, и, по моему мнению, гений автора превзошел в её раскрытии всех предшественников.

Добро и зло в произведении не два равновесных явления, вступающие в открытое противодействие, поднимая вопрос веры и безверия. Они дуалистичны. Но если у второго мистическая его сторона, олицетворяемая в образе Воланда, черта по существу, "командует" другой стороной - пороками человечества, провоцирует их выявление ("денежный дождь, все густея, достиг кресел, и зрители стали бумажки ловить", "женщины наскоро, без всякой примерки, хватали туфли"), то главенствующую роль у первого Михаил Афанасьевич отдает людям, желая видеть умение самостоятельно мыслить, верность, способность жертвовать, непреклонность перед искушением, смелость поступков главными ценностями бытия ("Я…всю ночь вчера тряслась нагая, я потеряла свою природу и заменила ее новой,…я выплакала вес глаза").

В слово "добро" автор вкладывает очень много глубокого смысла. Это не характеристика человека или поступка, а образ жизни, её принцип, за который не жалко перенести боль и страдания.Очень важна и ярка идея Булгакова, произнесенная устами Иешуа: "Все люди добрые". То, что она высказывается в описании времени, когда жил Понтий Пилат, то есть "двенадцать тысяч лун" назад, при повествовании о Москве двадцатых-тридцатых годов раскрывает веру и борьбу писателя в вечное добро, несмотря на сопутствующее ему зло, что тоже обладает вечностью. "Изменились ли эти горожане внутренне?"--прозвучал вопрос сатаны, и хотя ответа не последовало, читатель явно ощущает горькое "нет, они все так же мелочны, жадны, эгоистичны и глупы".Таким образом, главный свой удар, гневный, неумолимый и разоблачающий, Булгаков обращает против людских пороков, "самым тяжким" из них считая трусость, которая порождает и беспринципность, и жалость человеческой натуры, и никчемность существования обезличенного индивидуализма: "Поздравляю вас, гражданин, совратили!", "Теперь мне ясно, почему эта бездарность получила роль Луизы!", "Вы всегда были горячим проповедником той теории, что по отрезании головы жизнь в человеке прекращается, он превращается в золу и уходит в небытие".

Итак, тема добра и зла у Булгакова - это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе - воздать каждому в соответствии с этим выбором. Перо писателя наделило данные понятия двойственностью природы: одна сторона - реальная, "земная" борьба черта и бога внутри любого человека, а другая, фантастическая, помогает читателю сознать замысел автора, разглядеть предметы и явления его обличительной сатиры, философско - гуманистические идеи. Я считаю, что главная ценность "Мастера и Маргариты" заключается в том, что Михаил Афанасьевич считает только человека способным преодолеть любое зло вопреки обстоятельствам и соблазнам.

Так в чем же спасение непреходящих ценностей по Булгакову? Через судьбу Маргариты представляет он нам путь добра к самораскрытию с помощью чистоты сердца с горящей в нем огромной, искренней любовью, в которой и заключается его сила. Маргарита у писателя - идеал.Мастер - тоже носитель добра, потому что оказался выше предрассудков общества и жил, руководствуясь душой. Но писатель не прощает ему страх, безверие, слабость, то, что он отступил, не продолжил борьбу за свою идею: "Ваш роман прочитали…и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен". Необычен и образ сатаны в романе. Почему эта сила "вечно хочет зла и вечно совершает благо"? Я увидел у Булгакова черта не мерзким и похотливым субъектом, а изначально служащим добру и наделенным большим умом, которому могут позавидовать обыватели Москвы: "Мы говорим с тобой на разных языках, как всегда,…но вещи, о которых мы говорим, от этого не меняются". Он так или иначе наказывает человеческое зло, помогая справиться с ним добру.

Так появление "мессира" переворачивает сознание Ивана Бездомного, вступившего уж было на самый спокойный и удобный путь бессознательного повиновения системе, и он дал слово: "стишков больше писать не буду" и становиться профессором истории и философии. Прекрасное перерождение! А покой, подаренный мастеру и Маргарите?



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....