Значение эпизода в церкви судьба человека. Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека. Знакомство с Андреем Соколовым, у которого был реальный прототип

Конспект открытого урока по литературе.

Взвод: 12

Дата: 28.04.12

Тема урока:

«Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны.

Цели урока:

  1. Познакомить с биографией и творчеством М.А.Шолохова.
  2. Познакомить учащихся с военной тематикой в произведениях советских писателей на примере рассказа М.А.Шолохова «Судьба человека».
  3. Развивать навыки самостоятельно работать с художественным текстом, умения высказывать и аргументировать свое мнение.
  4. Воспитывать любовь к Родине, уважение к ее нелегкой истории, любовь к родному языку и литературе.

Материалы и оборудование: презентация, портрет И.А.Шолохова, текст, учебник, фильм С.Бондарчука «Судьба человека».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Многие советские люди прошли Великую Отечественную войну. Среди них были писатели, поэты.

Назовите фамилии поэтов, писателей-фронтовиков? (Слайды №5,6,7,8)

Николай Майоров, Михаил Луконин, Семен Гудзенко, Павел Коган, Николай Кульчицкий - ушли на фронт, многие из них не вернулись с войны.

Одним из произведений, посвященных событиям Великой Отечественной войны, является рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека».

А что вы можете рассказать о самом Шолохове, авторе рассказа «Судьба человека»? (Выступление учащихся с заранее подготовленной презентацией).

3. Изучение нового материала.

А теперь давайте перейдем непосредственно к рассказу «Судьба человека». Обратите внимание на композицию рассказа.

Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?

(Автор пользуется особым композиционным приемом - рассказ в рассказе. Сюжет произведения включает рассказ Андрея Соколова о своей судьбе. Это исповедь мужественного человека: ведь чтобы снова, в повествовании, пережить все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, необходимы огромные душевные силы.)

(Герой рассказа Андрей Соколов - обыкновенный, простой человек. Он появляется вместе с маленьким мальчиком, которого называет своим сыном. Автор сразу замечает непонятную особенность: одежда ребенка хоть и не новая, но добротная, порванный рукав аккуратно зашит, а одежда отца зашита небрежно - сразу видно, что штопал мужчина. Автор предположил, что его случайный собеседник или овдовел, или не ладит с женой.)

Как вы думаете, почему Андрей Соколов рассказывает историю своей жизни незнакомому человеку?

(Наверное, потому, что герой Шолохова много пережил, а близких людей у него нет, кроме усыновленного им Ванюши. Но мальчик еще маленький, к тому же он тоже хлебнул горя - потерял родителей, причем мать погибла, когда они вдвоем ехали в поезде, во время бомбежки, и приемный отец его бережет и жалеет. Да и не для малыша такой рассказ. Андрей по профессии шофер. Увидев человека, ждущего возле машины, он подумал, что тот тоже шофер - значит, «свой брат», как говорится. «Одному-то и курить, и помирать тошно», - неловко оправдывается Андрей.)

Действие рассказа «Судьба человека» происходит вскоре после войны; однако сам рассказ был написан намного позже в 1956г.: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около 10 лет.

Как вы думаете, почему такой рассказ не мог появиться раньше?

(В рассказе нет выраженной идеологической позиции. Хотя Андрей Соколов и упоминает о том, что среди пленных половина были коммунистами, это не имеет никакого значения для сюжета и смысла рассказа. Более того, герой Шолохова побывал в немецком плену, что при Сталине расценивалось как преступление. Известно, что бежавшие из немецких лагерей нередко попадали в советские лагеря. Кроме того, лишь в период так называемой оттепели стало возможным ставить во главу угла гуманистические, а не идеологические ценности - семью, взаимопонимание, мирный труд, человеческое достоинство и сострадание. Рассказ «Судьба человека» проникнут не пафосом героя-победителя, но неизбывной тоской человека, потерявшего всех, кто был ему дорог.

«Иной раз не спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нету и не дождусь!» - сетует Андрей Соколов.)

Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять?

(В небольшом рассказе Шолохова переживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека»: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьей, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном. Ему помогают выстоять душевная щедрость, человечность, сердечность, чувство ответственности.)

Как проявляет себя герой во всех испытаниях?

(Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой… живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже закоренелых садистов-фашистов.

Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание - известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.)

Какое значение имеет эпизод «В церкви»? как проявляют себя люди? Какая позиция ближе всего Соколову? Как повел себя сам герой?

(В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат -христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу - это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.

Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.)

В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены. (Показ фрагмента фильма «Судьба человека» С.Бондарчука)

(Диалог с Мюллером - это не вооруженная схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер. Победа советских войск на Волге и победа Соколова - события одного порядка, так как победа над фашизмом - это, прежде всего, победа нравственная).

Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?

(Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя. Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов не только не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу, меняет сиротскую судьбу мальчику.)

(Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Авторская боль, сочувствие ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя - простого человека, в перипетиях его судьбы. Основной прием построения рассказа - антитеза - тоже служит выражением авторской позиции: мирная жизнь, тихое счастье - разрушительная сила войны; добро и справедливость - чудовищные изуверства, жестокость, бесчеловечность; преданность - предательство; свет - мрак. Ясно, на какой стороне автор, какие идеалы он отстаивает.)

В чем смысл названия рассказа? (слайд №11)

Разбираем значение слова “судьба” по словарю Ожегова.

  1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
  2. Доля, участь;
  3. История существования кого-чего-нибудь;
  4. Будущее, то, что случится

Судьба - многозначное слово.

  1. В каком значении оно использовано в названии рассказа? (Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера. )
  2. Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности. (Стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д. )

Шолохов без прикрас описывает жизнь своего героя в немецком плену. Вернувшись на родину, Андрей мучительно переживает потерю родных. Действительно, судьба этого человека, простого, ничем не выделяющегося из множества таких же простых людей, очень тяжелая.

В чем же проявляется гуманизм рассказа?

(Несмотря ни на что, Андрей Соколов не утратил возможность к сопереживанию. Он без колебаний берет на себя заботу о маленьком Ванюше. В плену Андрей честно делится с товарищами жалкими крохами провизии, убивает предателя, решившего объявить немцам, что один из пленных был командиром взвода.

Мы видим, что исстрадавшееся сердце Андрея все еще способно искренне любить. В результате перенесенных потрясений здоровье Андрея сильно подорвалось: «…Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?» Это тревожит Андрея, но не из-за себя, а из-за Ванюши: «…Как-нибудь мы с ним прожили бы, да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять… Иной раз так схватит и прижмет, что белый свет в глазах меркнет. Боюсь, что когда0нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку».)

Чем поучительна история Андрея Соколова?

(Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования.)

Автор не рассказывает о том, как сложилась дальше жизнь Андрея и его приемного сына. Шолохов преследовал иную цель - показать, что делает с человеческой жизнью война. «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути…»

4. Подведение итогов.

Письменно ответьте на вопрос : «Как судьба Андрея Соколова стала выражением судьбы всего народа?» (Слайд №16)

(Анализ работы учащихся на уроке, выставление оценок)

5. Домашнее задание.

Преподаватель русского языка и литературы Мелентьева Е.А.


1 Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения? Композиция – рассказ в рассказе. Сюжет – рассказ Андрея Соколова о своей судьбе, исповедь мужественного человека. 2 Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? 1 – 2 – 3…… Что помогает герою выстоять? Как проявляет себя герой во всех испытаниях? (Перечислить качества личности, характера)

В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений. Однако при этом он становится виновником гибели четырёх человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Взводный своей участи ожидает безропотно. Только позиция доктора, «который и в плену, и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.

В любых условиях оставаться самим собой – позиция Соколова. Он не приемлет ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других. Поэтому и решается убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более, убийство «своего». Но не может он допустить несправедливости. Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер человека. Жизнь ставит порой перед необходимостью выбора. Герой поступает так, как велит ему совесть.

Как выражена в рассказе авторская позиция? Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Авторская боль, сочувствие ощущаются в тоне повествования, в выборе героя – простого человека. Основной прием построения рассказа – антитеза – тоже служит выражением авторской позиции: Мирная жизнь – разрушительная война; Добро и справедливость – изуверства, жестокость, бесчеловечность; Преданность – предательство; Свет – мрак… Ясно, на какой стороне автор.

Несгибаем солдат, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившим его к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда. Мюллер предлагает выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия, одержанную якобы в Сталинграде. Соколов отказывается. Мюллер предложил другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою погибель».

Вся эта сцена не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдёмте, распишите меня». И то, что он отказывается закусывать и после первого стакана, и после второго – это деталь, в другом случае не играющая никакой роли, здесь подчёркивает моральную стойкость русского человека. Соколов держится с фашистами так, как положено советскому гражданину, представителю рабочего класса. Не случайно многие исследователи проводят параллель между этим эпизодом и тем событием, в честь которого так самонадеянно пируют немцы, - Сталинградской битвой, отмечая, что в обоих случаях именно русский солдат оказался победителем.

Теперь он нашёл себе радость. Полюбился ему заброшенный парнишка, «этакий маленький оборвыш: личико всё в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечёсаный, а глазёнки – как звёздочки ночью после дождя!» - рассказывает Соколов, и в самом тоне его рассказа мы чувствуем, как он неравнодушен к человеческой судьбе. «Закипела тут во мне горючая слеза…» - говорит он. На душе Соколова стало легче и светлее. Жизнь обретает высокий человеческий смысл. Появились трогательные заботы о том, чтоб одеть и накормить мальчика, ждавшего отца: «Ночью то погладишь его сонного, то волосёнки на вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становится легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя…»

Зачем писатель ввёл в произведение образ рассказчика? Позволяет дать портретную характеристику Андрею Соколову: 274 – 275. И обеспечить эпический объём рассказу. Рассказчик оказывается посредником между героем и читателем. Точка зрения Андрея преломляется в восприятии автора, таким образом объективность рождается из совокупности воззрений на действительность отдельных личностей. Наконец, автор здесь не противопоставлен своему герою, он сам оказывается человеком из народа, недаром Андрей Соколов принимает его за «своего брата- шофёра».

Композиционно рассказ Соколова представляет собой ряд новелл, в каждой из которых идёт речь о каком-то эпизоде его жизни. Судьба Андрея Соколова мучительна. В рассказе есть две контрастные картины: семья провожает его на фронт – жена Ирина, сын, две дочери. К концу войны, когда Соколов прибыл на то место в отпуск, увидел другое: глубокая воронка, налитая ржавой водой, по пояс бурьян… Прямое попадание немецкой бомбы – и не стало дома, жены, дочерей. Никакого следа.

Какие грани русского национального характера воплощает в себе Андрей Соколов? Простой человек, солдат, отец выступает как защитник жизни, её основ, нравственных законов. Герой Шолохова защищает смысл и правду самого человеческого существования. Андрей Соколов воевал на поле брани, воевал, как мог, и в плену отстаивал человеческое достоинство, честь своей родины. Каждый поворот его судьбы одновременно проецируется на историю, на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которого он является.

Название рассказа. «Судьба» имеет значения: Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий По суеверным представлениям, «потусторонняя сила, предопределяющая всё, что происходит в жизни». – Какое представление о судьбе свойственно герою?

Но человек, как бы тяжело ни складывались обстоятельства, может поступать так, как требует человеческое достоинство. Человек может относиться к обстоятельствам активно. «Надо было сильно спешить», «Я должен проскочить, и баста!» 282/4. «И надо мне не одному бежать», «Мне его живого надо было доставить» - о побеге из плена; «Захотелось им, проклятым, показать» - о поединке с Мюллером.

Не «жизнь» человека – назвал рассказ Шолохов, а выбрал другие слова «судьба». - Самое прекрасное в жизни (а она неистребима) – человек, труженик, народ. «Человек» тоже может пониматься как конкретно (Андрей Соколов), так и обобщённо (человек, который поставлен войной в условия власти над ним обстоятельств; и только сильный духом способен противопоставить этим обстоятельствам свою волю, свои представления о долге и свободе). Судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшихся окончательно.

Проанализируйте речь героя. Как своеобразие речи Андрея Соколова помогает проникнуть в замысел произведения? 1 Шолохова упрекали, что речь Андрея Соколова мало напоминает речь рядового шофёра, хоть и насыщена шофёрскими профессионализмами…. 2 С помощью народнопоэтических вкраплений он выступает как бы от имени всего русского народа. Потому что насыщена просторечиями: («да вот сердце у меня раскачалось, поршня надо менять» «продрогли как собаки», «зуб на зуб не попадает», «но и тут получилась у меня полная осечка», «родни – хоть шаром покати», «баста», «дуй»,

Для Шолохова важно не то, что Соколов шофёр, и не то, что он воронежец. Важен характер, порождённый историческими обстоятельствами. Поэт Шолохов не делает упора на профессиональное и диалектное в речи своего героя. Но обойтись без этих словесных красок писатель также не может, так как он реалист, ему необходимо создать достоверный образ. Шолохов создаёт образ живого человека, перерастающий в символ.

Сегодня на уроке мы продолжили изучать творчество Шолохова и рассмотрели его рассказ эпопею под названием . Знакомясь с рассказом, мы возвратились к трагическим событиям, что происходили в нашей стране, а именно, вернулись в годы Великой Отечественной войны. В работе мы следим за судьбой Андрея Соколова. При этом, описывая его судьбу, автор описывал судьбу всего народа, что выстоял в войне. Народа, который выявил все свои сильные стороны в своем характере, что раскрылись в трудный жизненный период.

Прочитав произведение Шолохова, мы можем выделить главного героя, дав ему полную характеристику. Теперь мы можем описать характер Андрея Соколова из рассказа Судьба человека, выделяя отдельные эпизоды из жизни героя, которые наиболее ярко раскрывают судьбу и образ персонажа.

Как вы уже поняли, главным героем работы Шолохова является Андрей Соколов — обычный русский работяга, у которого была жена, дети, то есть полноценная семья. Была крыша над головой, обычные будни. Во всем этом он видел свое счастье, а в семье он видел смысл жизни. Но нагрянула война, и все изменила.

На долю героя выпали настоящие испытания пленом. Однако Андрей не сломился, он оставался до конца истинным , сильным, смелым и мужественным. Очень сильно запомнился эпизод при чтении рассказа о том, как не смог он закрыть глаза на предательство. Зная, что один из солдат собирается предать своего командира и выдать его врагам, он идет на убийство. Этот эпизод показывает силу воли героя, его справедливость. Нельзя не отметить эпизод, когда Андрей Соколов получил буханку хлеба и кусок сала. Он не съел все самостоятельно, он по-товарищески разделил каждый кусочек еды между остальными пленными. Это говорит о его заботе о ближнем, о его щедрой душе.

Вспоминается и его эпизод побега, где Соколов проявляет себя смелым и мужественным.

Однако не плен стал для него сильнейшим испытанием. Его он выдержал, как и выдержал другое известие. Он узнал, что война забрала не только дом, но и жизни его родных, забрала жену и сына. Она забрала смысл его жизни.

Его душа опустошена. Он возвращается с войны в места, где его уже никто не ждет и эту боль невозможно до конца почувствовать. Можем только ее представить. Соколов теперь не живет, а существует. Он ходит на работу, стал выпивать. Однако не спился, как это часто происходило. Нашел в себе силы не упасть лицом в грязь. Читая работу, мы видим герой несмотря ни на что, не очерствел. Ему встретился мальчишка, которого война также сделала сиротой. Андрей берет мальчика к себе на воспитание и это говорит о его человечной натуре, о его сердечности и доброте. Теперь у него новый смысл жизни — вырастить этого человечка достойным того будущего, за которое он проливал свою кровь во время войны.

Эпизоды, наиболее важные для раскрытия характера Андрея Соколова «Судьба человека»

А какую оценку поставите вы?


Сочинение на тему: «Судьба человека» М. Шолохова Сочинение на тему: Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына

Имя Михаила Александровича Шолохова известно во всем мире. Он сыграл выдающуюся роль в мировой литературе 20 века. Во время Великой Отечественной войны перед писателем встала задача: уничтожать своим полным ненависти словом врага и укреплять любовь к Родине у советских людей. Ранней весной 1946 года, т.е. в первую послевоенную весну, Шолохов случайно встретил на дороге неизвестного человека и услышал его рассказ-исповедь. Десять лет обдумывал писатель идею произведения, события тем временем уходили в прошлое, апотребность высказаться

Все увеличивалась. И вот в 1956 году за несколько дней был завершен рассказ-эпопея «Судьба человека». Уже само название рассказа производит огромное впечатление на читателя, поскольку слово «судьба» в то время было нежелательным из-за того, что оно пропитано мистикой и указывало на предначертание человеческой жизни, на власть фатальных обстоятельств над людьми. Это рассказ о большой стойкости и огромных страданиях простого советского человека. В главном герое, Андрее Соколове, воплощены с любовью черты русского характера, обогащенные советским образом жизни: стойкость, терпение, скромность, ощущение человеческого достоинства, которое слилось с ощущением советского патриотизма, с большой чуткостью к чужой беде.

Итак, автор рисует перед читателем картину «первой послевоенной весны», символизирующей собой расцвет жизни; наиболее полно это иллюстрирует торжество природы («Подули теплые ветра, и уже через двое суток начисто оголились пески левобережья Дона, в степи вспухли набитые снегом балки и, сломав лед, бешено взбудоражились степные речки, и дороги стали почти совсем непроезжими, от воды тянуло сыростью, терпкой горечью гниющей ольхи, а с дальних прихоперских степей, которые тонули в сиреневой вуали тумана, легкий ветерок нес вечно юный, едва уловимый аромат земли, которая недавно освободилась из-под снега»). При этом можно сравнить последние слова («аромат земли, которая недавно освободилась из-под снега") с освобождением русской земли от фашистского гнета.

Но возвратимся к рассказу. Дальше автор знакомит нас с двумя товарищами, которые направляются в станицу Букановскую. Когда один из друзей переправляется через речку Гланку, то он встречает старого воина-шофера. На этом заканчивается первая часть рассказа, т.е. подготовка автором читателя к личной истории Андрея Соколова; за два часа рассказа перед нами проносится целая жизнь, а сжатость рассказа лишь усиливает драматизм. Судьба Соколова полна таких трудных испытаний и страшных потерь (погибла вся его семья), что кажется невозможно человеку вынести столько горя, что навалилось на него и не сломаться, не пасть духом.

А что же читатель узнает из первых строк об этом человеке: «В скором времени я увидел, как из-за крайних дворов хутора вышел на дорогу мужчина. Он вел за руку маленького мальчика, судя по росту – лет пяти-шести, не больше.

Особое внимание автор обращает на глаза Соколова: «Я сбоку взглянул на него, и мне стало как-то неловко. Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой смертной тоской, что в них тяжело смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Плавно автор переносит нас в прошлое главного героя, в котором мы узнаем о его счастливой довоенной семейной жизни: жена – «смирная, веселая, угодливая, умница» и, как признается Андрей Соколов: «не было для меня красивее и желаннее ее, не было на миру и не будет», а дети – радовали: «все трое учились на «отлично», а старший Анатолий оказался таким способным к математике, что о нем даже в центральной газете писали».

До войны жизнь Андрея Соколова лишена каких-то подвигов и свершений, зато она пронизана обычным человеческим счастьем: жена, дети, дом, работа – ценности, которые воспитали в герое ощущение ответственности за тех, кто находится рядом.

Все, казалось бы, хорошо и жизнь славно идет своей чередой, но все – таки огромной черной полосой проходит в рассказе героя война. При этом наиболее драматической сценой является сцена прощания Андрея, который идет на фронт, с домом и семьей. «Провожали меня все четверо: Ирина, Анатолий, дочь Настенька и Олюшка. Все держались по-молодецки», «- Скажи хотя слово на прощание». «Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: – Родненький мой, Андрюша, не увидимся мы с тобой на этом миру». Оттолкнул я ее легенько в плечи и кричу ей: – И разве так прощаются? Что ты меня раньше времени хоронишь?!», «До самой смерти, к последнему моему часу, умирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул!»

Война сломала все надежды и мечты. Главный герой идет на фронт, где проявляет настоящие мужские качества. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому потребность позвала». Меньше года служил Андрей Соколов, а уже был дважды легко ранен, но это не остановило его: в мае 1942 г. он проявляет отвагу, когда старается доставить боеприпасы для батареи. На этот раз удача отвернулся от героя – его машина подорвана снарядом, сам он без сознания, а когда приходит в сознание, то с удивлением обнаруживает, что он уже в плену у фашистов.

Таким образом, Соколов попал в плен. Ему пришлось испытать нечеловеческие физические и духовные мучения, тягости («Перед войной я весил восемьдесят шесть килограмм, а к осени тянул уже не больше пятидесяти. Одна кожа осталась на костях, и ноги то свои носить было не по силам. А работу давай, и слова не скажи, и такую работу, которая тягловому коню и то не в пору»). Два года герой испытывал на себе ужасы фашистского плена. Особое место в романе занимает эпизод в церкви, которая стала тюрьмой для пленных в первую ночь. Образ полуразрушенного храма, описанный Шолоховым, емко отображает степень разрушений, принесенных двадцатым столетием на русскую землю. Здесь читатель встречает четырех героев, которые воплощают собой четыре варианта поведения человека в плену: предателя Крыжнева, который старается купить себе жизнь, выдав своего командира, и самого взвода, который покорно ждет своей судьбы, и ревностно верующего солдата-христианина, который невольно стал причиной гибели еще четырех мужчин. Этим трем героям противопоставляется четвертый – военный врач, который не отступает от своих жизненных принципов и навыков профессии, стараясь облегчить хотя немного страдание пленных («и он дальше пошел в тьме. Потихоньку спрашивает: «Раненые есть?». Вот что означает настоящий доктор! Он и в плену, и во тьме свое большое дело делал»).

Действия Соколова в данной ситуации очевидные – он убивает предателя и спасает жизнь взвода. Крыжнев – первый, кого убил главный герой, ему сложно понять причину своего поступка, а единым верным оправданием является то, что в миг, когда для спасения необходимо быть, с другими заодно, Крыжнев противопоставляет себя всем, обрекая себя тем самым на гибель.

Соколов терпеливо переносил удары судьбы, проявляя таким образом редчайшую стойкость, уверенность в своих силах. Но главное, что помогало выжить Андрею в таких трудных для него условиях – это мысли о родной семье, о доме, о том, что он возвратится и снова будет жить как раньше. Герой не покорился и старается бежать с Познанского лагеря военнопленных, куда Соколова в скором времени переводят. Бегство оказывается неудачным, Андрея ловят («Голого, всего в крови привезли в лагерь. Отсидел в карцере за бегство, но все-таки живой я остался»). В начале сентября из лагеря под городом Кюстрином перебросили сто сорок два человека, включая главного героя, в лагерь В-14, недалеко к Дрездена. В скором времени от ста сорока двух человек осталось лишь пятьдесят семь..» Очень интересен психологический поединок между Соколовым и лагерфюррером Мюллером; здесь с большой наглядностью, раскрывается ощущение собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка. Все эти качества приводят в восхищение коменданта концлагеря, создается впечатление, что Мюллер даже завидует Соколову. Главный герой выходит из поединка, сохранив достоинство русского человека, с честью, не умоляя врага о пощаде, но и не губя жизнь безрассудно. Можно провести параллель между банкетом немцев по поводу взятия Сталинграда и этической победой Соколова. Выводом является то, что глубокий образ Соколова, который вмещает у себя весь русский народ, берет победу.

«В 1944 году вывернули Германии скулу набок, и фашисты перестали пленными брезгать». Именно по этой причине Соколов становится шофером у немецкого инженера, заведующего сооружениями укреплений («Недели две возил я своего майора из Потсдама в Берлин и назад, а потом послали его в прифронтовую полосу на строительство оборонительных рубежей против наших. И здесь я спать окончательно разучился: ночи беспрерывно думал, как бы мне к своим на Родину убежать»). Соколов придумывает хитроумный план бегства и в один прекрасный момент он видит, что ждать больше нельзя ни минуты, выполняет свою задумку, Соколов переходит границу боев вместе с немецким инженером, который находится без сознания. При этом возникает интересная сцена, когда молодой солдат не признает Соколова за своего.

В скором времени главный герой узнает о смерти жены и дочерей, а что оставшийся в живых Анатолий отправился добровольцем на фронт. Андрей винит себя в смерти близких ему людей, не учитывая при этом власти над ним «слепой судьбы». Все, что строилось на протяжении многих лет разрушилось для него в один миг.

После убийства сына Андрея немецким снайпером, абсолютно одинокий он едет в Урюпинск и там обустраивается. Главный герой ведет беспрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем. Несмотря на свое горе,

Соколов не сломался сам и дарит счастье маленькому мальчику Ванюшке, усыновляя его.

С этой минуты читатель понимает, что воссоединились две половинки, две одинокие души. На этом рассказ главного героя постепенно заканчивается и начинается третья часть рассказа – завершение автором своего произведения.

Мальчик – сирота, которого поселил у себя Андрей Соколов, не просто заменяет ему сына, а становится единственным смыслом его искалеченной жизни. Обрамляет рассказ символическая картина пути, по которому идут отец и сын к своему будущему дому, – и каждый из этих образов говорит о вечности жизни. Пока жива в человеке способность любить – народ бессмертный!

Глубокой, светлой верой пронизан рассказ М. А. Шолохова, писатель сознает себя обязанным рассказать миру суровую правду о том, какой огромной ценой советский народ смог обеспечить будущее всего человечества. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа.

Ответ от Дамир Данканич[гуру]
это трудно. Шолохов - только с виду простой и понятный, но это - писатель "многослойный", его произведения глазами не пробежишь - надо думать. своего читателя автор всегда ставит перед выбором. даже так: перед ВЫБОРОМ. этот эпизод - пожалуй, самый нравственно сложный во всей повести. ну, на мой взгляд. можно ли выжить на войне? можно. вся повесть об этом. можно ли выжить на войне и остаться ЧЕЛОВЕКОМ? вот тут - не просто сложно, а очень сложно.
повреждённая артобстрелом церковь, куда на ночь загнали пленных. пленные всегда на всех войнах были. воинская древняя традиция - забирать пояс (символ воинской доблести и силы) . потому все пленные - без ремней. их ремни (воинские пояса) - теперь трофеи тех, кто победил в бою. победители - в воинских поясах, на их пряжках надпись "Готт мит унс" ("Бог с нами"). трофеи - пояса с пятиконечной звездой на пряжке. как бы, бог помог победить тем, кто с именем божьим, как с оберегом, шёл в бой. а красноармейцы - безбожники, потому побеждены. НО! ! люди с именем бога на воинском поясе загоняют пленных, как скот, в ХРАМ БОЖИЙ. гитлеровцы - христиане, потому любой храм, где поклоняются богу по имени Иисус Христос, должен быть для христианина по умолчанию - обителью бога. гитлеровцы такими вещами не морочатся - для них христианский храм есть всего лишь просторное помещение, куда можно загнать большую группу пленных и которое довольно легко охранять. бог у них - на пряжках, а не в душе.
состояние пленных - практически все подавлены. они проиграли бой на своей земле, не защитили. это раз. два - они все, по умолчанию, преступники перед страной, глава которой, товарищ Сталин, провозгласил: "у СССР нет пленных - есть только предатели". то есть, не важно, добровольно ты сдался в плен или ранен был, находился без сознания (как герой повести Соколов) - для родины ты предатель. смута в душе такая, что словами не описать. кто-то тупо лежит с закрытыми глазами, кто-то планы побега строит, кто-то себя корит. короче, каждый наедине с собой, с совестью, с душой своей. и - один человек, не менее других уставший, переходит от одного пленного к другому - ищет раненых, чтобы оказать посильную помощь. военврач, у которого врачебный долг превыше всего остального. "делай, что должен - пусть будет, как будет".
мордатый иуда по фамилии Крыжнев тоже сделал свой выбор - на утренней перекличке непременно выдать своего взводного командира-коммуниста. "я за тебя отвечать не намерен". хотя - никто его "отвечать" не заставляет. можно просто промолчать - но вот эта подлая нота, нота власти над своим бывшим командиром, даёт Крыжневу такой кураж. в принципе - уже готовый полицай. Соколов приговаривает предателя Крыжнева, по внутреннему своему убеждению: предатель жизни не достоин! Соколов - прокурор, судья и исполнитель приговора в одном лице. иуде - иудина смерть. и предателя Соколов душит (Иуда - повесился сам, под осознанием тяжести своего греха, это был его выбор, согласно библейскому преданию) . вроде, всё верно, НО. . всё происходит под куполом храма. и "не убий", и "не судите, да несудимы будете" - не уравновешены с "иуде и смерть иудина". .
и вот ЧЕЛОВЕК, над которым смеются и которого бранят все пленные - верующий, не желающий осквернять храм божий (пусть и разбитый, поруганный, осквернённый) . не хочет добавлять каплю скверны в уже существующее море скверны. он не просто не может позволить себе отправлять в храме естественные надобности - для него это равносильно нагадить в душу, и не только свою. это - сделать мир грязнее. и ЧЕЛОВЕК идёт на смерть, чтобы мир хоть на чуточку оставался чище.
и Соколов помнит врача - тот ему помог, помнит Крыжнева-иуду - это первый убитый им человек, к тому же - не враг, а свой, русский. и - "богомольца", преподавшего нравственный урок, урок истинной человечности: нельзя срать в храме! ни в каком!



В продолжение темы:
Модные советы

Первые государства появились в южных регионах нашей планеты, там, где для этого были наиболее благоприятные природно-географические условия. Они зародились примерно в один...

Новые статьи
/
Популярные