Значение верстовский алексей николаевич в краткой биографической энциклопедии. А. Н. Верстовский - биография Оперное творчество верстовского

Алексей Николаевич Верстовский родился в имении Селиверстово, близ села Мезинец, Козловского уезда Тамбовской губернии (ныне Староюрьевский район Тамбовской области), расположенном на живописном берегу реки Лесной Воронеж. Дом родителей - одноэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами - стоял в окружении деревьев. Широкая липовая аллея делила усадьбу на сад и парк. Имение принадлежало отцу Верстовского, Николаю Алексеевичу, служившему в Тамбовской удельной экспедиции.

Семья Верстовских была музыкальной. В самой большой комнате дома стояло фортепиано, имелись другие музыкальные инструменты. В доме была большая нотная библиотека, брат Василий не расставался со скрипкой, сестра Варвара была хорошей пианисткой. Вторая жена Николая Алексеевича, Дарья Михайловна Малышева (Колокольцева), обнаружила музыкальные способности своего приемного сына Алексея и стала его первой учительницей. Одним из учителей Верстовского также был бывший петербургский придворный Левит Шафранов, прививший мальчику любовь к народной песне и ее понимание. Породу службы Николая Алексеевича Верстовским часто приходилось жить в центре губернии - Тамбове. Здесь Алеша брал уроки игры на фортепиано у местного музыканта Протопопова.

В сентябре 1808 г. Н.А.Верстовский был переведен на службу в Уфу. Занятия музыкой продолжались, обнаружив склонность к музыкальной композиции Алеша сочиняет вальсы, песни. В 1819 г. Верстовский дебютирует как композитор, пишет музыку к водевилям, романсы. Особенным успехом пользовалась музыка к водевилю «Бабушкины попугаи». Торжественное открытие нового здания Московского Большого театра состоялось в 1825 г. К открытию театра был коллективно написан пролог «Торжество муз». В.Ф. Одоевский отмечал, что публика особенно восторженно приняла «музыку любимцев своих - Алябьева и Верстовского». В том же году Верстовскому поручили должность инспектора музыки дирекции Московских театров, а в 1830 г. - инспектора репертуара. Так деятельность Верстовского оказалась неразрывно связана с театральной жизнью Москвы.

Осенью 1827 г. композитор пишет оперу «Пан Твардовский», поставленную в конце мая 1828 г. на сцене Большого театра и имевшую шумный успех. В январе 1832 г. были поставлены «Цыгане» по произведению А.С.Пушкина. Одна за другой появляются новые оперы, романсы Верстовского. Но наибольшую известность принесла ему опера «Аскольдова могила», впервые поставленная 16 сентября 1835 г. в канун дня рождения жены композитора, Н.В.Репиной. Талантливая русская актриса, Надежда Васильевна Репина (1809-1867), была дочерью крепостного музыканта из оркестра князя А.Е.Столыпина. Ее отца в 1798 г. выкупила дирекция Московского казенного театра. При первом исполнении оперы Надежда Васильевна выступила в главной роли. Таков был подарок Верстовского любимой женщине.

Среди знакомых Алексея Николаевича были такие выдающиеся личности, как А.С.Пушкин и А.С.Грибоедов. Шутливое письмо Пушкина Верстовскому от ноября 1830 г. говорит о дружеском характере их отношений.

В 1859 г. Верстовский покинул театр. Но и после ухода на отдых ставились написанные композитором оперы и водевили, исполнялись романсы. Умер А.Н.Верстовский в 1862 г. и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Алексей Николаевич Верстовский родился 18 февраля 1799 г. Состоял директором московских театров. Его деятельность в Московской императорской театральной труппе оказалась настолько важной, что московские театры москвичи прозвали «театрами Верстовского».

Он показал себя не только энергичным администратором и умелым руководителем, но и часто выступал в роли режиссёра, педагога. Он всячески способствовал обогащению репертуара, улучшению работы театральной школы, поднятию художественного уровня спектаклей, уделял большое внимание подбору и воспитанию актёров. Его стараниями при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие оркестрантов для будущей работы в театральных оркестрах. В 1826 совместно с А. И. Писаревым он издавал «Драматический альбом для любителей театра и музыки» (вышло 2 книги). В 1829 он стал членом Общества любителей русской словесности. В 1833 экстерном он закончил Московский университет.

А. Н. Верстовский — предтеча Глинки по основанию национальной русской оперы. Написал оперы «Пан Твардовский» (1828 г.), «Вадим, или 12 спящих дев» (1832 г.), «Аскольдовал могила» (1835 г.), «Тоска по родине» (1835 г.), «Чурова долина» (1841 г.) и «Громобой» (1858 г.). Из всех этих волшебно-драматических опер огромную популряность приобрела «Аскольдова могила», по роману М. Н. Загоскина, которая прославила композитора и долго держалась в оперном репертуаре. Необычайно стойкий успех его лучшей оперы отмечал выдающийся критик А. Серов. В 1862 г. после смерти композитора он писал, что «в отношении популярности Верстовский пересиливает Глинку».

А. Н. Верстовский написал также более 30 опер-водевилей. Среди них «Бабушкины попугаи» (текст Н. И. Хмельницкого, 1819), «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом» (текст А. С. Грибоедова и П. А. Вяземского, 1824), «Две записки, или Без вины виноват» (совместно с А. А. Алябьевым, текст А. И. Писарева, 1827) и другие.

Он также прославился романсами «Слыхали ль вы за рощей глас ночной», «Старый муж, грозный муж» (на стихи А. С. Пушкина; последний «цыганский романс» неоднократно исполняла П. Виардо-Гарсиа), кантатами, духовной музыкой. В русской вокальной лирике Верстовский создал новый жанр - балладу, или «драматические кантаты», как он сам называл такие сочинения. Это повествовательно-драматические произведения для солиста с инструментальным сопровождением, написанные в свободной форме. К лучшим балладам относят «Чёрная шаль» (на стихи А. С. Пушкина), «Бедный певец» и «Ночной смотр» (на стихи В. А. Жуковского), «Три песни скальда» и др.

Огромное значение творчества Верстовского перекрылось трагическим для него забытьем еще при жизни. На сцену пришли новые течения и новые поколения музыкантов. Постепенно освобождаясь от старых, уже отшумевших спектаклей с музыкой Верстовского, театры брали в репертуар новые произведения. Новый импульс привнесла в развитие русской музыкальной культуры опера М. Глинки «Жизнь за царя» в 1836 г. Верстовский тяжело переживал это.



Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко выступал в концертах. Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести. Ободренный успехом, В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля: "Проситель", "Пастушка" и "Старушка-волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина "Слыхали ль вы" и "Черная шаль". Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом. Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки. Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета. Опера эта была поставлена в Москве, на сцене Петровского театра. Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды. Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный. Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества. Их распевали всюду, даже в цыганских таборах. Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским. Музыка указывает на сильное влияние Вебера. Преобладающая форма в этой опере - куплетная. Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует. Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В. "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева. Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора Екатерининских времен, В. является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки. Заслуга В. заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе. Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов - всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В. публики. В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", В. явился не компилятором, а самостоятельным талантом. Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар. Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя". В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита. Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития. Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующие оперы В. обнаруживают постепенный упадок его таланта. "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу. Последняя опера В., "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей. Между двумя последними операми В. перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших". Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827-1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах. Ср. статью А. Н. Серова "Верстовский и его значение для русского искусства" ("Иллюстрация", 1862, № 250).

H. Соловьев.

{Брокгауз}

Верстовский, Алексей Николаевич

Композитор, род. 18 февраля 1799 в родовом имении Тамбовской губ., ум. 5 ноября 1862 в Москве. В 1818 окончил курс СПб. института инженеров путей сообщения, воспитываясь в котором продолжал музык. занятия (начатые еще в детстве) у Штейбельта и Фильда (фп.), Ф. Бема и Л. Маурера (скрипка), Брандта и Цейнера (генерал-бас) и Тарквиния (пение). Серьезных и основательных знаний по музыке В. впрочем не получил и от дилетантов-композиторов того времени (Алябьев, Варламов и др.) отличался только большим талантом и навыком. 20-ти лет В. выступил впервые как композитор (водевиль "Бабушкины попугаи" 1819, СПб.). Вскоре последовал целый ряд водевилей с мелодичной музыкой В., надолго ставшей у нас типом куплетной музыки ("Карантин", 1820; "Новая шалость", 1822 и др.). В. приобрел некоторую известность и в 1823 был назначен на службу при Моск. Имп. театрах (с 1824 инспектор, с 1842-управляющий конторой). В 1841 он женился на известной тогда драматической артистке Надежде Васильевне Репиной (1809-1867), оставившей сцену незадолго до замужества. В Москве В. также (частью в сотрудничестве с другими) писал музыку к водевилям Писарева и др. ("Встреча дилижансов", 1825; "30000 человек", 1825; "Старушка и пр.", 1827; последний водевиль "Станислав", 1832). В Москве же написаны и шли впервые все шесть опер В.: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим или Двенадцать спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (сюжет Загоскина, 1835: СПб. 1841), "Тоска по родине" (1835), "Чурова долина" (1841), "Громобой" (1858). В сюжетах всех этих опер волшебно-романтический элемент играет значительную роль. В 1860 В. вышел в отставку и вскоре, забытый современниками, скончался. Могила его находится на Ваганьковском кладбище. Из опер В. имели успех только первые две, да отчасти последняя; настоящую же славу создала В. "Аскольдова могила". За первые 25 лет она выдержала больше 400 представлений в Москве, больше 200 в СПб.; ее ставят еще и поныне, особенно в провинции (имела успех в Москве и при возобновлении в 1897 Частной моск. оперой, тогда как "Громобой" в 1899 прошел там же незаметно). Как и остальные оперы В., "Аскольдова могила" в сущности - опера-водевиль; пение сменяется здесь разговором; в музыке нет широкого развития и господствует куплетная форма, бывшая больше по плечу современникам; наиболее слабы волшебные и драматические эпизоды, на которых заметно поверхностное влияние "Фрейшюца"; инструментовка - первобытна. Но все это искупалось ясностью и свежестью мелодий, простотой общего музык. замысла, а главное тем народным духом, которым несомненно веяло от лучших нумеров "Аскольдовой могилы". В наше время народность эта кажется невыдержанной и поверхностной, что не отнимает конечно от В. значения наиболее видного из сотоварищей Глинки в деле создания русской оперы. Серов находит еще в В. способность к юмору, которой почти лишен был Глинка (песни Торопки, сделавшиеся как бы народными); он говорит также, что в хоре "Ах, подруженьки" глубже отразилась душа русской женщины, чем во всем, что поют героини Глинки. Кроме 6 опер, 22 водевилей и оперетт, В. написал музыку более чем к 10 драматическим сценам, мелодрамам, дивертисментам и т. п. ("Сила песнопения", 1827; "Гезиод и Омир" 1827 и др.); 10 кантат и хоров ("Певец во стане русских воинов" 1827); 29 романсов (известны были в свое время "Черная шаль", "Колокольчик" и др.); несколько оркестровых сочинений, а также обедню и 3 духовных концерта. В 1826 В. издавал "Драматический альбом", в 1827-28 "Музыкальный альбом"; в обоях помещены многие его мелкие сочинения. Все свои рукописи В. завещал московскому отделению И. Р. М. О., где они и хранятся (30 том., из них есть на лицо только 24). Биография В. написана Н. Финдейзеном (2-е Прил. к "Ежегоднику Имп. театров" за 1896-97); см. также "Рус. Муз. Газ.", 1899, № 1, где помещен полный список сохранившихся сочинений В., а также библиография о нем.

(Э. ).

Верстовский, Алексей Николаевич

{Половцов}

Верстовский, Алексей Николаевич

(1799-1862) - русский композитор. В 1818 окончил в Петербурге корпус инженеров; по фортепиано учился у Фильда , по скрипке и гармонии у Л. Маурера. В. рано пристрастился к театру, был и актером и певцом. В 1823 В. переехал в Москву и в 1824 назначен инспектором репертуара московских театров, позже (после увольнения Загоскина) управляющим конторой тех же театров (до 1860). В. обладал большим мелодическим даром, но весьма недостаточной для композитора теоретической подготовкой. Для В. характерно типично барское дилетантское отношение к искусству. Оркестровка В. примитивна (многие из его опер инструментовали Maypep и Воячек). Из написанных В. шести опер "Аскольдова могила" (1835) имела исключительный успех.

Кроме опер, В. принадлежат кантаты ("Черная шаль" по Пушкину, "Три песни", "Бедный певец" по Жуковскому и др.), гимны, драматическая картина "Выкуп барда", увертюра, около 30 опер-водевилей и около 25 романсов.

Вместе с А. Писаревым В. издавал в 1826 "Музыкально-Драматический Альбом", а в 1827-28 "Музыкальный Альбом". В первом помещен очерк В.: Отрывки из истории драматической музыки.

Лит.: Финдейзен Н., А. Н. Верстовский (1890, и в "Еженедельнике Императорских Театров", кн. 2, 1896); Серов А. Н., Собрание сочинений, т. III, СПб, 1892-95; Библиография переписки В. - в статье З. Савеловой - в "Сборнике Государственной Академии Художественных Наук", 1926; Список сочинений В., составл. Н. Финдейзеном, см. в "Рус. Муз. Газете", № 7, 1899.

З. Савелова.

Верстовский, Алексей Николаевич

(род. 1.III.1799 в имении Селиверстово Тамбовской губ., ум. 17.IX.1862 в Москве) - рус. композитор, театр. деятель. Музыкой занимался с детских лет дома, в дальнейшем - в Петербурге у Д. Фильда, Д. Штейбельта и др. В 1823 переехал в Москву, где с 1825 был инспектором музыки, а с 1830 - и репертуара Большого и Малого театров. В 1848-60 упр. конторой дирекции имп. театров в Москве. Центральное место в творчестве В. занимают муз.-сценические произв. - оперы и водевили с ярко выраженной романтической окраской.

Соч.: оперы "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839), "Чурова долина" (1844), "Громобой" (1857); св. 30 водевилей; кантаты, в т. ч. "Певец во стане русских воинов" (1827); вок. произв., в их числе баллады "Черная шаль", "Три песни", "Бедный певец" (все 3 - в 1823), песни; музыка к спект.


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Верстовский, Алексей Николаевич" в других словарях:

    Русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в концертах в Уфе. В 1816 переехал в Петербург, занимался у Дж. Филда и Д. Штейбельта (фортепьяно), Ф.… … Большая советская энциклопедия - (1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовской области — 1862, Москва), композитор. Из дворян. Образование получил в Петербурге. С 1823 в Москве, на службе в канцелярии, с 1825 инспектор музыки Императорских московских театров, с 1830… … Москва (энциклопедия)

    - (1 III 1799, имение Селивёрстово, ныне Тамбовская обл. 17 IX 1862, Москва) Талантливый русский музыкант, композитор и театральный деятель А. Верстовский был ровесником Пушкина и старшим современником Глинки. В 1862 г. после смерти композитора… … Музыкальный словарь

    Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор. Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    А. Н. Верстовский … Энциклопедия Кольера


Один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он рано обнаружил музыкальные способности и как исполнитель, и как композитор.

Считаясь лучшим учеником Фильда, В. нередко выступал в концертах.

Семнадцати лет он сочинил музыку к водевилям "Бабушкины попугаи", "Карантин", "Станислав" и в сотрудничестве с А. А. Алябьевым - к водевилю "Новая шалость". Музыка оказалась игривой, мелодичной, не лишенной свежести.

Ободренный успехом, В. взялся за более обширные сочинения и написал три оперы-водевиля: "Проситель", "Пастушка" и "Старушка-волшебница". В этот юношеский период им написана также музыка к стихам Жуковского "Гезиод и Омир", "Светлана" (три песни), "Пустынник" и к стихам Пушкина "Слыхали ль вы" и "Черная шаль". Эти небольшие вокальные произведения пользовались в свое время огромным успехом.

Кроме того, в это время он написал несколько номеров духовной и балетной музыки.

Опера "Пан Твардовский" (1828) открывает второй период композиторской деятельности В., в котором талант его достигает большей зрелости и наконец полного расцвета.

Опера эта была поставлена в Москве, на сцене Петровского театра.

Либретто написано Загоскиным, а сюжет заимствован из старинной польской легенды.

Эффект нового произведения, представлявшего первый опыт народной оперы, был огромный.

Благодаря легкости и рельефности мелодии многие отрывки из этой оперы сделались любимыми в разных слоях общества.

Их распевали всюду, даже в цыганских таборах.

Особенной популярностью пользовался хор "Мы живем среди полей и лесов дремучих". Опера эта проникнута тем фантастическим романтизмом, который господствовал тогда на Западе и пересажен на русскую почву Жуковским.

Музыка указывает на сильное влияние Вебера.

Преобладающая форма в этой опере - куплетная.

Настоящий драматический музыкальный элемент в опере почти отсутствует.

Через четыре года, в 1832 году, в том же театре была поставлена вторая опера В. "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на текст Шевырева.

Эта опера по типу сходна с предыдущей, хотя немного слабее ее. Апогея славы В. достиг своей оперой "Аскольдова могила", поставленной в 1835 г. После Фомина, композитора Екатерининских времен, В. является в "Аскольдовой могиле" одним из первых пионеров в деле создания национальной русской оперы и предшественником Глинки.

Заслуга В. заключается именно в том, что он стремился к национальной опере при условиях, указывавших, по-видимому, на полное отсутствие такого стремления в обществе.

Водевиль с куплетами, для которых брали музыку известных западных композиторов, народные песни, оперы итальянских, французских и немецких композиторов - всем этим вполне удовлетворялись музыкальные потребности современной В. публики.

В своих операх, горячо и талантливо написанных, в особенности в "Аскольдовой могиле", В. явился не компилятором, а самостоятельным талантом.

Хор "Гой ты Днепр", ария "В старину живали деды", песни Торопки "Уж как веет ветерок", "Близко города Славянска", "Заходили чарочки по столику" вошли по своему русскому характеру в народный репертуар.

Восторг, с которым была встречена "Аскольдова могила", можно сравнить только с тем, который вызвала вскоре после того "Жизнь за Царя". В "Аскольдовой могиле" нет сплошного местного колорита.

Наряду с русской или общеславянской музыкой встречаются сцены в полунемецком, полуитальянском оперном жанре; оркестровка очень слаба и лишена симфонического развития.

Несмотря на это, вышеуказанные достоинства дают "Аскольдовой могиле" несомненное значение в истории развития русской оперы. Следующие оперы В. обнаруживают постепенный упадок его таланта. "Тоска по родине" с текстом Загоскина, поставленная в 1839 г., имела еще успех благодаря имени автора; но "Чурова долина или сон наяву" с текстом князя Шаховского потерпела неудачу.

Последняя опера В., "Громобой", с текстом Ленского, держалась в продолжение нескольких лет в репертуаре; по музыкальным достоинствам она немного выше предыдущей.

Между двумя последними операми В. перевел с французского пьесу "Le mariage extravagant", названную им "Дом сумасшедших". Пользуясь уважением как композитор и знаток театрального дела, В. был назначен в 1860 году директором московских театров; в этой должности он оставался до своей смерти (17 ноября 1862 г.). В 1827-1828 гг. Верстовский издавал "Музыкальный альбом". Оперы В. давались не только в Москве и Петербурге, но и на провинциальных оперных сценах.

Ср. статью А. Н. Серова "Верстовский и его значение для русского искусства" ("Иллюстрация", 1862, № 250). H. Соловьев. {Брокгауз} Верстовский, Алексей Николаевич - композитор, род. 18 февраля 1799 в родовом имении Тамбовской губ., ум. 5 ноября 1862 в Москве.

В 1818 окончил курс СПб. института инженеров путей сообщения, воспитываясь в котором продолжал музык. занятия (начатые еще в детстве) у Штейбельта и Фильда (фп.), Ф. Бема и Л. Маурера (скрипка), Брандта и Цейнера (генерал-бас) и Тарквиния (пение). Серьезных и основательных знаний по музыке В. впрочем не получил и от дилетантов-композиторов того времени (Алябьев, Варламов и др.) отличался только большим талантом и навыком. 20-ти лет В. выступил впервые как композитор (водевиль "Бабушкины попугаи" 1819, СПб.). Вскоре последовал целый ряд водевилей с мелодичной музыкой В., надолго ставшей у нас типом куплетной музыки ("Карантин", 1820; "Новая шалость", 1822 и др.). В. приобрел некоторую известность и в 1823 был назначен на службу при Моск. Имп. театрах (с 1824 инспектор, с 1842-управляющий конторой).

В 1841 он женился на известной тогда драматической артистке Надежде Васильевне Репиной (1809-1867), оставившей сцену незадолго до замужества.

В Москве В. также (частью в сотрудничестве с другими) писал музыку к водевилям Писарева и др. ("Встреча дилижансов", 1825; "30000 человек", 1825; "Старушка и пр.", 1827; последний водевиль "Станислав", 1832). В Москве же написаны и шли впервые все шесть опер В.: "Пан Твардовский" (1828), "Вадим или Двенадцать спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (сюжет Загоскина, 1835: СПб. 1841), "Тоска по родине" (1835), "Чурова долина" (1841), "Громобой" (1858). В сюжетах всех этих опер волшебно-романтический элемент играет значительную роль. В 1860 В. вышел в отставку и вскоре, забытый современниками, скончался.

Могила его находится на Ваганьковском кладбище.

Из опер В. имели успех только первые две, да отчасти последняя; настоящую же славу создала В. "Аскольдова могила". За первые 25 лет она выдержала больше 400 представлений в Москве, больше 200 в СПб.; ее ставят еще и поныне, особенно в провинции (имела успех в Москве и при возобновлении в 1897 Частной моск. оперой, тогда как "Громобой" в 1899 прошел там же незаметно).

Как и остальные оперы В., "Аскольдова могила" в сущности - опера-водевиль; пение сменяется здесь разговором; в музыке нет широкого развития и господствует куплетная форма, бывшая больше по плечу современникам; наиболее слабы волшебные и драматические эпизоды, на которых заметно поверхностное влияние "Фрейшюца"; инструментовка - первобытна.

Но все это искупалось ясностью и свежестью мелодий, простотой общего музык. замысла, а главное тем народным духом, которым несомненно веяло от лучших нумеров "Аскольдовой могилы". В наше время народность эта кажется невыдержанной и поверхностной, что не отнимает конечно от В. значения наиболее видного из сотоварищей Глинки в деле создания русской оперы. Серов находит еще в В. способность к юмору, которой почти лишен был Глинка (песни Торопки, сделавшиеся как бы народными); он говорит также, что в хоре "Ах, подруженьки" глубже отразилась душа русской женщины, чем во всем, что поют героини Глинки.

Кроме 6 опер, 22 водевилей и оперетт, В. написал музыку более чем к 10 драматическим сценам, мелодрамам, дивертисментам и т. п. ("Сила песнопения", 1827; "Гезиод и Омир" 1827 и др.); 10 кантат и хоров ("Певец во стане русских воинов" 1827); 29 романсов (известны были в свое время "Черная шаль", "Колокольчик" и др.); несколько оркестровых сочинений, а также обедню и 3 духовных концерта.

В 1826 В. издавал "Драматический альбом", в 1827-28 "Музыкальный альбом"; в обоях помещены многие его мелкие сочинения.

Все свои рукописи В. завещал московскому отделению И. Р. М. О., где они и хранятся (30 том., из них есть на лицо только 24). Биография В. написана Н. Финдейзеном (2-е Прил. к "Ежегоднику Имп. театров" за 1896-97); см. также "Рус. Муз. Газ.", 1899, № 1, где помещен полный список сохранившихся сочинений В., а также библиография о нем. (Э.). {Риман} Верстовский, Алексей Николаевич с. с., композитор, директор музыки моск. театров; р. 18 февр. 1799, † 5 нояб. 1866 г. Дополнение: Верстовский, Ал. Николаев., † 5 нояб. 1862 г. {Половцов} Верстовский, Алексей Николаевич (1799-1862) - русский композитор.

В 1818 окончил в Петербурге корпус инженеров; по фортепиано учился у Фильда, по скрипке и гармонии у Л. Маурера.

В. рано пристрастился к театру, был и актером и певцом.

В 1823 В. переехал в Москву и в 1824 назначен инспектором репертуара московских театров, позже (после увольнения Загоскина) управляющим конторой тех же театров (до 1860). В. обладал большим мелодическим даром, но весьма недостаточной для композитора теоретической подготовкой.

Для В. характерно типично барское дилетантское отношение к искусству.

Оркестровка В. примитивна (многие из его опер инструментовали Maypep и Воячек).

Из написанных В. шести опер "Аскольдова могила" (1835) имела исключительный успех. Кроме опер, В. принадлежат кантаты ("Черная шаль" по Пушкину, "Три песни", "Бедный певец" по Жуковскому и др.), гимны, драматическая картина "Выкуп барда", увертюра, около 30 опер-водевилей и около 25 романсов.

Вместе с А. Писаревым В. издавал в 1826 "Музыкально-Драматический Альбом", а в 1827-28 "Музыкальный Альбом". В первом помещен очерк В.: Отрывки из истории драматической музыки.

Лит.: Финдейзен Н., А. Н. Верстовский (1890, и в "Еженедельнике Императорских Театров", кн. 2, 1896); Серов А. Н., Собрание сочинений, т. III, СПб, 1892-95; Библиография переписки В. - в статье З. Савеловой - в "Сборнике Государственной Академии Художественных Наук", 1926; Список сочинений В., составл.

Н. Финдейзеном, см. в "Рус. Муз. Газете", № 7, 1899. З. Савелова.

Верстовский, Алексей Николаевич (род. 1.III.1799 в имении Селиверстово Тамбовской губ., ум. 17.IX.1862 в Москве) - рус. композитор, театр. деятель.

Музыкой занимался с детских лет дома, в дальнейшем - в Петербурге у Д. Фильда, Д. Штейбельта и др. В 1823 переехал в Москву, где с 1825 был инспектором музыки, а с 1830 - и репертуара Большого и Малого театров.

В 1848-60 упр. конторой дирекции имп. театров в Москве.

Центральное место в творчестве В. занимают муз.-сценические произв. - оперы и водевили с ярко выраженной романтической окраской.

Соч.: оперы "Пан Твардовский" (1828), "Вадим, или Пробуждение двенадцати спящих дев" (1832), "Аскольдова могила" (1835), "Тоска по родине" (1839), "Чурова долина" (1844), "Громобой" (1857); св. 30 водевилей; кантаты, в т. ч. "Певец во стане русских воинов" (1827); вок. произв., в их числе баллады "Черная шаль", "Три песни", "Бедный певец" (все 3 - в 1823), песни; музыка к спект.

Верстовский Алексей Николаевич - русский композитор. Родился 18 февраля 1799 г. в Тамбовской губернии, в помещичьей семье. Окончил курс в институте инженеров путей сообщения; обучался теории музыки у Брандта и Цейнера. К самому раннему периоду музыкального творчества Верстовского относятся фортепианная соната, песни, куплеты для водевилей. Инженерной карьере он предпочел музыкальную и вращался в артистическом мире Петербурга, не раз выступая в частных домах как актер и певец. Его опера-водевиль "Бабушкины попугаи" (перевод с французского П.И. Хмельницкого) была поставлена в 1819 г. в Петербурге; за ней последовали оперы-водевили: "Карантин" (1820), "Новая шалость, или Театральное сражение" (1882, в сотрудничестве с Маурером и Алябьевым); "Дом сумасшедших, или Странная свадьба" (1822); "Сантиментальный помещик" (1822). Больше всего имела успех "Дом сумасшедших", шедшая на сцене еще в 1849 г. В 1822 г. Верстовский переселился в Москву, поступив на службу в московскую контору императорских театров. В 1825 г. он был назначен "инспектором репертуара и трупп", а в 1842 г. - управляющим московской конторой. Верстовский имел почти неограниченное влияние на театральные дела. Большое влияние на театральную жизнь оказывала и его жена. В Москве в первый период его деятельности ставились один за другим водевили с его музыкой: "Учитель и ученик, или В чужом пиру похмелье" (1822), "Хлопотун, или Дело мастера боится" в одном акте (1824), "Забавы Калифа, или Шутки на одни сутки", "Встреча дилижансов", "Тридцать тысяч человек", "Три десятка" (последние четыре - в 1825 г.). При открытии Петровского театра в Москве (1825) поставлен был пролог "Торжество Муз", в котором музыка гимна принадлежала Верстовскому. Последние водевили с музыкой Верстовского (иногда в сотрудничестве с Алябьевым) поставлены в 1827 - 32 годах ("Пастушка, старушка, волшебница, или Что нравится женщинам", "Средство выдавать дочерей замуж", "Новый Парис", "Станислав" и "Рославлев"). В патриотической пьесе Скобелева "Кремнев", шедшей в 1839 г., песня Насти принадлежит Верстовскому (на ее тему Вьетан сочинил вариации для скрипки). В 1827 г., по мысли С.Т. Аксакова, Верстовский приступил к сочинению оперы "Пан Твардовский" (на либретто Загоскина), поставленной в 1828 г. в Москве с большим успехом. Опера "Вадим, или Двенадцать спящих дев", на либретто профессора С.П. Шевырева из одноименной поэмы Жуковского (2-я часть), шла впервые в Петербурге в 1832 г. Настоящую славу дала Верстовскому опера "Аскольдова могила" (либретто Загоскина), поставленная в Москве 16 сентября 1835 г., в Петербурге - 27 августа 1841 г. с знаменитым Петровым в роли Неизвестного. До конца 1860-х годов она была дана в императорских театрах - в Петербурге около 200, в Москве более 400 раз. Последовавшие за ней оперы - "Тоска по родине" (1839), "Чурова Долина, или Сон на яву" (1841) и "Громобой" (1858; либретто Д. Ленского по первой части "Вадима" В.А. Жуковского) далеко на имели успеха "Аскольдовой Могилы" и скоро сошли с репертуара. Верстовскому принадлежат еще музыка к различным драматическим произведениям ("Сила Песнопения", 1817; "Гезиод и Олаф", 1827); кантаты и хоры, в том числе "Три песни, или Освальд" и "Певец во стане русских воинов", кантата на слова С.П. Шевырева для празднования в январе 1855 г. юбилея Московского университета, гимн для хора с оркестром "Велик Господь", два военных гимна; несколько десятков романсов; из них "Черная шаль" (Пушкин) и "Колокольчик" исполнялись со сценой, а цыганский романс "Старый муж, грозный муж" (Пушкин) исполняла не раз Полина Виардо-Гарсиа; два польских для оркестра; три обедни с духовными концертами (1830), исполненные в церквах университетской и Святого Вознесения в Москве (не изданы). В 1826 г. Верстовский совместно с А.И. Писаревым издал "Драматический Альбом на 1826 г." в двух частях, музыкальной и литературной; в последней имеется статья Верстовского (не оконченная): "Отрывки из истории драматической музыки". В 1827 - 1828 гг. он издавал "Музыкальный Альбом". В этих альбомах помещены и некоторые его музыкальные сочинения. С выходом в отставку (1850) Верстовский не только потерял влияние, но и прямо был забыт (кроме "Аскольдовой могилы"). В письме, написанном в 1861 г., он жалуется на судьбу: "За "Аскольдову могилу" московская дирекция выдала мне единовременно две тысячи ассигнациями - собрала же сто тысяч серебром доходу с оперы, и я теперь, будучи в отставке, должен покупать себе место в театре, чтобы взглянуть на старые грехи мои..." Он умер 5 ноября 1862 г. Значение Верстовского в истории русской музыки основывается, главным образом, на его операх, из которых наиболее типична "Аскольдова могила", и теперь изредка появляющаяся на русских сценах. В операх Верстовского музыка сменяется разговором, как и в водевилях. Композиторская техника несовершенна. Музыка не получает полного развития; вокальные формы (соло, дуэты) сводятся к ряду куплетов с повторяющейся при каждом куплете музыкой. Оркестр самостоятельного значения не имеет; оркестровка примитивна. Она, очевидно, затрудняла композитора, и зачастую он поручал эту работу капельмейстеру театра. В центральной музыкальной библиотеке императорских театров хранится партитура "Аскольдовой могилы" с оркестровкой Воячека. В операх Верстовского отразилось романтическое направление, господствовавшее в то время и в русской литературе. Музыка порою очень наивна, несмотря на влияние Моцарта и Вебера. Как у последнего, и у Верстовского замечается склонность к фантастике, но этот элемент слабо выражен. Драматизм почти отсутствует. Но в музыке Верстовского есть также и более сильные и характерные стороны. Ему не чужд был юмор, что подметил еще Серов. Мелодическое творчество его непринужденно, разнообразно, типично и носит национальный отпечаток; хотя русский склад и гармонизация не выдержаны, но эта особенность его музыки делает его, вместе с Алябьевым, предшественником Глинки, в деле создания национальной русской школы в музыке. Рукописи Верстовского хранятся (по его завещанию) в московской консерватории. - Ср. Н. Финдейзен, "А. Н. В." ("Ежегодник Императорских Театров", 1896 - 97 годы, 2-е приложение). В "Русской Музыкальной Газете", 1899, ¦ 1, напечатан список сочинений Верстовского и библиография о нем.

Краткая биографическая энциклопедия. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
    (1799-1862) российский композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в т. ч. "Аскольдова могила" (1835); романсы, баллада …
  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
    Алексей Николаевич , русский композитор и театральный деятель. С 9 лет выступал в …
  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
    один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении отца. Он …
  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Современном энциклопедическом словаре:
  • ВЕРСТОВСКИЙ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словарике:
    (1799 - 1862), композитор и театральный деятель, представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в том числе "Аскольдова могила" (1835) романсы, …
  • АЛЕКСЕЙ в Словаре-указателе имен и понятий по древнерусскому искусству:
    ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ (V век) один из самых популярных святых в Византии и на Руси, по происхождению римлянин. Сын богатых и …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Алексий) (90-е гг. 13 в. - 1378) русский митрополит с 1354. Поддерживал объединительную политику московских князей. Фактически глава московского правительства …
  • НИКОЛАЕВИЧ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Юрий) — сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ВЕРСТОВСКИЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Алексей Николаевич, один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в имении …
  • АЛЕКСЕЙ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Алексей Петрович, царевич - старший сын Петра Великого от первого егобрака с Е. Ф. Лопухиной, род. 18 февр. 1690 г., …
  • ВЕРСТОВСКИЙ
    ВЕРСТ́ОВСКИЙ Ал. Ник. (1799-1862), композитор и театральный деятель. Предст. романтизма в рус. музыке. Оперы, в т.ч. "Аскольдова могила" (1835); романсы, …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ ПЕТРОВИЧ (1690-1718), рус. царевич, ст. сын Петра I и его первой жены Е.Ф. Лопухиной. Стал участником оппозиции реформам Петра …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ НИКОЛАЕВИЧ (1904-18), вел. князь, сын имп. Николая II, наследник рос. престола. Страдал врождённой наследств. гемофилией. После Февр. рев-ции 1917 …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ МИХАЙЛОВИЧ (1629-76), рус. царь с 1645. Сын царя Михаила Фёдоровича. В правление А.М. усилилась центр. власть и оформилось крепостное …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1850-1908), вел. князь, ген.-адмирал (1883), ген.-адъютант (1880), сын Александра II, брат Александра III. Участник ряда дальних мор. походов. …
  • АЛЕКСЕЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    АЛЕКС́ЕЙ I Комнин (ок. 1048-1118), визант. император с 1081. Основатель династии Комнинов. Захватил престол, опираясь на воен. знать. Отразил натиск …
  • НИКОЛАЕВИЧ
    (Юрий) ? сербохорватский писатель (род. в 1807 г. в Среме) и дубровницкий "прота" (протоиерей). Издал в 1840 г. замечательный для …
  • ВЕРСТОВСКИЙ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    (Алексей Николаевич) ? один из талантливейших и весьма известных русских композиторов, род. 18 февр. 1799 г. в Тамбовской губ., в …
  • АЛЕКСЕЙ
    Венецианов, Леонов, …
  • АЛЕКСЕЙ в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Мужское …
  • АЛЕКСЕЙ в словаре Синонимов русского языка:
    алексий, …
  • АЛЕКСЕЙ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    Алексей, (Алексеевич, …
  • ВЕРСТОВСКИЙ
    Алексей Николаевич (1799-1862) , российский композитор и театральный деятель. Представитель романтизма в русской музыке. Оперы, в т. ч. «Аскольдова могила» …
  • АЛЕКСЕЙ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Алексий) (90-е гг. 13 в. - 1378), русский митрополит с 1354. Поддерживал объединительную политику московских князей. Фактически глава московского правительства …
  • СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-08-10 Time: 14:22:38 Сергей Николаевич Толстой (1908-1977) - "четвёртый Толстой"; русский писатель: прозаик, поэт, драматург, литературовед, переводчик. Цитаты * …
  • ТОВТ АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Алексей Товт (1854 - 1909), протопресвитер, "отец американского Православия", святой. Память 24 апреля …
  • СКАБАЛЛАНОВИЧ МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Скабалланович Михаил Николаевич (1871 - 1931), профессор Киевской духовной академии, доктор церковной истории. …
  • СЕРЕБРЕННИКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Серебренников Алексей Николаевич (1882 - 1937), псаломщик, мученик. Память 30 сентября, в …
  • ПОРФИРЬЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Порфирьев Алексей Александрович (1856 - 1918), протоиерей, священномученик. Память 24 октября и в …
  • ПОГОЖЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Погожев Евгений Николаевич (1870 - 1931), русский публицист и религиозный писатель, литературный псевдоним - …
  • ГЛАГОЛЕВ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Глаголев Алексей Александрович (1901 - 1972), священник. Родился 2 июня 1901 года в …
  • ВАСИЛЕВСКИЙ ИВАН НИКОЛАЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо.
  • АЛЕКСЕЙ IV
    АНГЕЛ - Византийский император в 1203- 1204 гг. Сын Исаака II. Род. ок. 1183 г. Умер 1204 г.После низложения и …
  • АЛЕКСЕЙ III в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    АНГЕЛ - Византийский император в 1195- 1203 гг.Алексей принадлежал к богатому и влиятельному роду Ангелов. В 1183 г. вместе с …
  • АЛЕКСЕЙ IV АНГЕЛ в биографиях Монархов:
    Византийский император в 1203— 1204 гг. Сын Исаака II. Род. ок. 1183 г. Умер 1204 г. После низложения и ослепления …
  • АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ в биографиях Монархов:
    Византийский император в 1195— 1203 гг. Алексей принадлежал к богатому и влиятельному роду Ангелов. В 1183 г. вместе с братьями …
  • АЛЕКСЕЙ I КОМНИН в биографиях Монархов:
    Византийский император в 1081 — 1118 гг. Род. ок. 1057 г. Умер 15 авг. 1118 г. Алексей происходил из богатого …
  • ТОЛСТОЙ ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии.
  • НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ)
    Николай Николаевич (в отличие от одноименного сына своего, именовавшийся Старшим) - великий князь, третий сын императора Николая I . Родился …
  • КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
    Константин Николаевич - великий князь, второй сын императора Николая Павловича (1827 - 1892). Император Николай с детства предназначил его для …
  • СЕВЕРЦОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Алексей Николаевич , советский биолог, академик АН СССР (1920) и АН УССР (1925). Сын Н. …
  • ЛЕБЕДЕВ ПЕТР НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Петр Николаевич , русский физик. Родился в купеческой семье. В 1887-91 работал в Страсбурге и …
  • КРЫЛОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Алексей Николаевич , советский кораблестроитель, механик и математик, академик АН СССР (1916; член-корреспондент …


В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные