Золотая кладовая эрмитажа где находится. Бриллиантовая кладовая: расписание и экскурсии. Возникновение Бриллиантовой кладовой

Особо ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота представлены в Золотой и Бриллиантовой кладовых Эрмитажа. Эти кладовые можно посетить только с экскурсией по расписанию. Для этого вам необходимо приобрести два билета:

  1. Билет на вход в Эрмитаж: 400 руб. для граждан РФ и Белоруси, для всех остальных 600 руб. Бесплатный проход для детей и студентов (вне зависимости от гражданства) и для пенсионеров РФ. (стоимость на 2016 год)
  2. Билет экскурсию в Золотую кладовую 300 руб. без льгот для детей, студентов и пенсионеров..

Оба билета приобретаются в кассе Эрмитажа на входе. В высокий туристический сезон нужно приходить с самого утра, чтобы билеты вам точно достались, их количество ограничено. Высокий туристический сезон это период белых ночей, новогодние праздники и майские праздники. В дни осенних и весенних школьных каникул я ходила лично, особого ажиотажа не наблюдала.

Есть возможность приобрести билеты в интернете на официальном сайте Эрмитажа по цене 580 руб., но это будут только билеты на вход в Эрмитаж, на экскурсию в Золотые кладовые все равно нужно приобретать билеты в кассе.

В дни осенних школьных каникул 2014 года мы решили в очередной раз посетить Эрмитаж и ознакомится на этот раз с экспозицией “Золотой кладовой Эрмитажа”.

В этот раз мы пришли в 12-20 в субботу, а билеты на экскурсию в Золотую кладовую нам достались только на 14-45. Эрмитаж очень большой музей и провести там 2-3 часа перед экскурсией не составляет проблем. Очереди на вход и за билетами почти не было, хотя погодка на улице стояла самая музейная, третий день подряд шел дождь со снегом.

Кроме экскурсий в кладовые, еще предлагается обзорная экскурсия по царским покоям за 200 рублей. Так же можно взять аудиогид и совершить самостоятельный осмотр экспозиции Эрмитажа. Стоимость пользования аудиогидом 300 рублей. В фойе дежурят и индивидуальные гиды по Эрмитажу, стоимость индивидуальной экскурсии мы не узнавали.

С местом сбора экскурсий в Золотую кладовую не все так просто. Место сбора находится с противоположной стороны от главного фойе. Если вы плохо ориентируетесь, сразу спросите у служителей Эрмитажа или на стойке информации, как вам пройти на место сбора экскурсии в Золотую кладовую не проходя через турникет в главном фойе. Проблем в любом случае не возникнет, спрашивайте вам помогут.

Фотографировать в кладовых нельзя, все фотографии взяты с официального сайта Эрмитажа.

Экспозиция Золотой кладовой Эрмитажа

Самым большим открытием Золотой кладовой для меня стала Сибирская коллекция Петра I. Про то, что в кладовой хранится золото скифов, я знала.

Сибирскую коллекцию составляют предметы из золота найденные на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Все предметы Сибирской коллекции были найдены, как сейчас бы мы сказали черными копателями, археологов тогда еще в России не было. Сибирская коллекция является самой ранней археологической коллекцией нашей страны, аналогов ей в мире не существует.

Золотая поясная бляха из Сибирской коллекции Петра I

Некоторые предметы коллекции датируются седьмым веком до нашей эры, подумать только, какая древность, и найдены они в Сибири, культура народов Сибири явно не достаточно изучена. Всего Сибирская коллекция Петра I насчитывает 250 предметов. Раньше, предметы этой коллекции хранились в Кунскамере.

Бляха в виде свернувшейся пантеры. VII-VI вв. до н.э.

Народ, сделавший эти великолепные украшения относится к группе ираноязычных народов, называли их саки.

Золото скифов

Фотографию этого скифского оленя, наверное многие видели, я помню ее по фотографии в школьном учебнике истории. На самом деле олень достаточно большой порядка 30 см. Кулончик в виде такого оленя можно приобрести в сувенирном магазине Эрмитажа.

Но с точки зрения истории, это все уникальные вещи, позволяющие нам в Санкт-Петербурге прикоснуться к культуре стран Востока.

Естественно это просто беглый обзор коллекции, предметов там представлено намного больше.

Если вы никогда не посещали кладовых драгоценностей в Эрмитаже, лучше пойти в Бриллиантовую кладовую , она более шикарная и производит на посетителей неизгладимое впечатление. В Золотой кладовой представлены предметы, найденные в могильных курганах и восточные, достаточно специфичные драгоценности. Я бы сказала, что Золотая кладовая для более продвинутых пользователей.

Экскурсия по Золотой кладовой длится полтора часа и безусловно достойна вашего внимания. Увы билеты через интернет в кладовые взять нельзя. Нельзя даже увидеть расписание экскурсий – это явные недоработки администрации музея, будем надеяться, что в будущем они исправят эту досадную неприятность. Но с другой стороны мы два раза пришли наобум, без предварительной подготовки, в дни школьных каникул и попали на экскурсию. Все не так плохо.

Золотая кладовая является одной из двух экспозиций Галереи драгоценностей в Государственном Эрмитаже. Она включает в себя несколько собраний золотых изделий VII - XIX веков. Среди них Сибирская коллекция Петра I, предметы эллинского искусства, а также творения восточных мастеров.

Сибирская коллекция Петра I

Золотая кладовая включает в себя несколько ценных коллекций, среди которых центральное место по праву занимают экземпляры, собранные Петром I. Особый интерес они вызовут у ценителей ювелирного искусства, а также желающих ознакомиться с его историей.

В XVIII веке по приказу царя на территории Сибири начали проводиться раскопки. Их целью служило пополнить казну государства и изучить древнейшую историю российских земель. Предметом раскопок стали татарские могилы, называемые буграми. Особенно ценны были захоронения знатных особ. По религиозному обычаю в могилу племенной знати клали много золота и драгоценностей.

Руководил раскопками губернатор сибирской области князь Матвей Гагарин. Он был доверенным лицом Петра I и выкупал для него лучшие экземпляры. Но князь оказался нечист на руку и был повешен.

Благодаря проницательности Петра I и его стремления к изучению истории родных земель вышел указ о прекращении разрушения и расхищения могил. Это было первой предпосылкой для создания законов об охране исторических памятников. С тех пор государь лично выкупал найденные ценности.

Все экспонаты отправлялись в Летний дворец. К 1714 году коллекция насчитывала уже около 240 предметов. Специально для нее царь Петр открыл первый в истории России музей и назвал его Кунсткамерой, что в переводе означало "кабинет редкостей". Теперь галерея имеет название Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской академии наук.

Даже после смерти царя коллекция продолжала пополняться его последователями. Спустя полтора столетия, в 1859 году, приказом Александра II уникальные экспонаты были перемещены в Зимний дворец и получили название Сибирской коллекции Петра I.

Особенности и символика экспонатов

Среди экземпляров присутствуют украшения, оружие, парадное снаряжение для лошадей и ритуальный инвентарь. Большинство из них украшены звериными мотивами. Это связано с религиозными убеждениями древних племён - изображение головы животного служило защитой от злых сил. Также часто встречается сюжет борьбы между человеком и зверем, символизирующий силу.

Представления кочевых народов о мире также нашли отображение на ювелирных изделиях. Птицы были символом верхней небесной части мироздания. Люди и животные (чаще других изображались копытные) были представителями среднего смертного мира. Водоплавающие и рыбы из нижнего мира отображали смерть и рождение новой жизни в одном лице. Это хорошо видно в сценах борьбы животного и хищника - среднего и нижнего мира.

Мастера любили украшать свои творения драгоценными камнями. Иногда встречаются стеклянные или коралловые вставки. Реже использовали агат или сердолик.

Многие находки служили предметами для проведения ритуалов и были хранителями магической силы, в которую верили кочевники. Сегодня с их помощью мы можем иметь представление о мировоззрении и быте древних скифов.

Ювелирное искусство Древней Греции

В золотой кладовой можно ознакомиться с драгоценными экспонатами Древней Греции. Её жители были особыми почитателями золота, и наделяли его магической силой, способной защищать хозяев при жизни и после смерти. Именно поэтому все ювелирные изделия погребались вместе с покойным. Эллины не знали меры в количестве украшений. Поэтому в силу вступил закон, ограничивающий это пристрастие.

Греки были талантливыми мастерами и умели выполнять тончайшие узоры из золотых нитей. Они всегда использовали мелкие детали. Чаще других на изделиях встречается растительный узор в виде переплетения листьев и цветов. Также золотыми нитями украшалась одежда древних греков.

Носили золото женщины и мужчины в равной степени. Помимо украшений они использовали золотые аксессуары. Это были разнообразные веера, жезлы. Воображение эллинских ювелиров не знало границ и отражалось в причудливых формах и узорах.

Среди женских украшений большой популярностью пользовались предметы для волос. Это были диадемы, шпильки и сетки. На свадьбу голову невесты украшали короной с лиственным узором и изображением богини Ники.

Технологии изготовления

Большинство изделий выковывалось из цельного куска металла. Чтобы придать нужную форму использовали штампы. Для получения изящных линий и мелких деталей применялись методы резьбы или гравировки. Цепочки плели из тонкой проволоки.

Для соединения нескольких крупных частей использовали популярную в то время диффузионную пайку, сплавляющую детали под высокой температурой. В результате появлялась характерная зернистость, почитаемая греками. На ювелирное искусство эллинов повлияли многие страны. Это отразилось на стиле изделий и их сюжетах.

Восточная коллекция золотых изделий

Любителей восточных мотивов не оставит равнодушными ювелирная коллекция Древнего Востока. Многообразие народов, населявших Ближний Восток и Азию, породили огромное количество стилей и технологий изготовления драгоценных украшений и предметов быта. Но все они имеют общие черты, навеянные единой исламской религией.

Как и в европейских странах, на Востоке изделия из золота наделяли магическими свойствами и украшали камнями. Это были рубин, бирюза, коралл и янтарь. Также изделия декорировали цветной эмалью красного и синего цвета. Первый символизировал жизнь, а второй - небо и воду. Популярностью пользовались и другие цвета - зелёный, жёлтый и чёрный.

Особое значение имела форма предмета. Круг олицетворял солнце, фигура животного была символом плодородия. Многие изделия были украшены изображением глаза. Этот символ должен был охранять хозяина от проклятий и сглазов. Таким же свойством обладала "хАмса" - ладонь с голубым камнем в центре.

Птица на Востоке считалась священным существом и приравнивалась к божеству. Её образ был неразделимо связан с плодородием и могуществом. Ирано-тюркские народы украшали изображением женщины-птицы Умай (богини-матери) предметы быта и ювелирные изделия.

Страны Ближнего Востока использовали изображения рыб и небесных светил. Известный символ ислама - полумесяц со звездой, пришёл из язычества. Он принадлежал богине Гекате и символизировал плодородие.

Оформление украшений у разных народов отличалось некоторыми чертами. Для Северной Африки характерны крупный размер и четкая геометрическая форма. Мастера Марокко, наоборот, стремились создавать причудливые фигуры и узоры. На территории Магриба широко использовалась филигрань, инкрустация и раскраска цветной эмалью. Египет же славился поклонением солнцу, символ которого присутствовал на большинстве изделий.

Посетителям Золотой кладовой откроются тайны ювелирного искусства, взявшего начало с античных времён. Будьте готовы оценить творения древних мастеров, вложивших магическую силу в каждую деталь своего произведения.

Для посещения Бриллиантовой кладовой Эрмитажа необходимо приобрести в кассе музея два билета: входной в Эрмитаж и отдельный — на экскурсию в кладовую. Чтобы попасть в эту Галерею драгоценностей, желательно приходить к открытию Эрмитажа, так как билеты на экскурсию в Бриллиантовую кладовую быстро заканчиваются.

Народ собирается у ворот Государственного Эрмитажа на Дворцовой площади до 10 утра.

В 10.00 ворота распахивают, и все проходят в Эрмитажный двор. Здесь действует правило, кто быстрее ходит, тот ближе к кассе будет находиться к моменту открытия музея.

Формируются две очереди — в левый и правый парадные входы.

Здесь же установлены информационные стенды, на которых указано время оставшихся экскурсий в Бриллиантовую кладовую.


В 10-30 открывают двери и можно проходить к нескольким кассам. Смотрите, где меньше людей, к той кассе и подходите. Бывает, у одной кассы большая очередь, а у другой 3-4 человека.


Стоимость входного билета для взрослого 400 рублей (могут спросить паспорт). Пенсионеры и учащиеся бесплатно, в кассе всегда проверяют подтверждающие документы. Оплачивать можно наличными или кредитной картой.

Сразу же спрашивайте билет на ближайший сеанс в Бриллиантовую кладовую!

Сеансы посещения Бриллиантовой кладовой:
12-00, 12-45, 13-00, 13-15, 13-30, 14-00, 15-15, 15-30, 16-00.
Выходной – понедельник.

Стоимость билета 300 рублей, льгот нет.

июль 2016 г.

В одну группу для экскурсии в Бриллиантовую кладовую набирают всего 15 человек. То есть всего в день смогут посмотреть эту уникальную сокровищницу не более 150 человек.

После покупки билетов к турникету прикладывайте только входные билеты в Эрмитаж и проходите.

На посещение Государственного Эрмитажа желательно выделять целый день, запланировав в этот же день посещение кладовой. Эта экскурсия длится от 1 часа 30 минут до 2 часов в зависимости от экскурсовода.

Скорее всего у вас будет несколько часов до начала экскурсии, поэтому начните осматривать основную экспозицию Эрмитажа, но не забудьте на входе взять бесплатный Информационный план музея около стойки администратора. План двух видов — на русском и английском языке.

Каждый зал музея имеет номер и, сверившись с картой, вы быстро определите свое местонахождение. Это необходимо, чтобы за 5-10 минут до обозначенного времени в билетах в кладовую прибыть на место сбора около входного турникета.

Экскурсовод ждет 1-2 минуты и ведет собравшихся к началу экспозиции.

На входе проверяют еще раз билеты, чтобы точно соответствовало время, и было написано «Экскурсионная путевка в особую кладовую Галереи драгоценностей: Бриллиантовую».

Кстати, на каждом билете указаны фамилия, имя и отчество вашего экскурсовода. Очень подробно и интересно проводит экскурсию Клигман Майя Борисовна.

Сразу предупредим, пройдет около часа, прежде чем вы увидите первые бриллианты!

До этого вы ознакомитесь с золотыми и серебряными украшениями скифских захоронений от VII до II века до нашей эры.

Скифы не могли представить свою жизнь без животных, поэтому часто их изготавливали в виде золотых украшений.

Интересные образцы сохранившихся до нашей дней женских украшений и домашней утвари.

Золотые венки лавровых листьев. Ими награждали людей, достойных жизни после смерти.

Под увеличительным стеклом — ажурные золотые серьги. Трудно поверить, что им почти 2 500 лет.

Скифские захоронения находили также на территории современной России, так-что можно с гордостью рассматривать ювелирные шедевры наших древних предков.

Женские серьги с изображением птиц.

Экспозиция, как и наша общепринятая история, очень резко переходит от 2-3 века до нашей эры сразу к христианским реликвиям начиная с X века нашей эры. Чем занимались наши предки до прихода Рюрика, кто-то решил сделать большой загадкой.

Здесь представлена церковная утварь для прохождения обряда причащения, сделанная для царской семьи.

Кресты, изготовленные в средние века европейскими мастерами.

Подарки восточных владык русским императорам. На этой конской попоне более 8 тысяч бриллиантов.

Набор золотой посуды и предметов туалета. Изготовлены для Анна Иоановны из нескольких десятков килограммов чистого золота.

Заключительный зал, который вы посетите. Он поистине «бриллиантовый».

Несколько механических часов, инкрустированы бриллиантами и драгоценными камнями.

Украшения с бриллиантами.

Шкатулки, подаренные императорской семье.

Несколько стендов посвящены произведениям искусства, изготовленным на Императорской фабрике Фаберже.

Табакерка Екатерины II.

Здесь размещена лишь небольшая часть ювелирных изделий. Но как вы сами понимаете, никакие фотографии не заменят тех непередаваемых ощущений от экспонатов, это надо видеть, видеть вживую! Дух истории, роскошь и великолепие произведений искусства нужно прочувствовать самому!



В продолжение темы:
Детская мода

У эукариот все реакции цикла Кребса протекают внутри митохондрий, причём катализирующие их ферменты, кроме одного, находятся в свободном состоянии в митохондриальном матриксе....