Аннотированный библиографический список литературы пример. Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства "арт-родник". Начальный этап войны

Аскью Генри Р. Проблемы поведения собак и кошек: Руководство для ветеринарного врача / Пер. с нем. М. Стёпкин. - М.: АКВАРИУМ ЛТД, 1999. - 624 с: ил.

Пособие, как явствует из названия, рассчитано на практикующих врачей. Содержит массу методических рекомендаций и разборов самых разнообразных патологий поведения. Следует учитывать, что часть из них не является в прямом смысле патологиями, а есть лишь те или иные проявления видоспецифического поведения, неудобные для владельца. Пользование данной книгой предполагает, что читатель является специалистом, свободно ориентирующимся в вопросах психологии, физиологии, этологии, для менее подготовленного читателя многие отсылки и базовые установки могут оказаться непонятными. Учитывая, что у нас коррекцией поведения собак занимаются прежде всего практики–дрессировщики, часть советов оказывается излишней. Каждая глава содержит список литературы, прежде всего немецких авторов. К сожалению, ряд теоретических предпосылок автор строит на довольно поверхностном анализе поведения волков.

Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. М.: Высш. шк., 1991.

Учебник, рассчитанный на студентов, но необязательно изучающих психологию, т. е. для его освоения достаточно знаний в объёме средней школы.

Опираясь на идеи И.П. Павлова и А.А. Ухтомского, автор изложил современные сведения о предмете и методах исследования ВНД, формах поведения, приёме и переработке информации, процессах возбуждения и торможения, выработке условных рефлексов, механизмах памяти, регуляции целенаправленных действий. Доступно и интересно написан раздел об основах поведения человека.

Многие вопросы, затронутые в учебнике, в настоящее время остаются предметом острых дискуссий и не имеют общепринятого решения. В этих случаях автор приводит не только свою, но и другие ныне существующие точки зрения на данную проблему, впрочем, ясно показывая своё к ним отношение.

Книга может быть полезна как для начинающих, так и для желающих систематизировать свои знания о ВНД, полученные из других источников.

Гриценко В.В. Коррекция поведения или перевоспитание собаки. М.: ТОО «Фита», 1996.

В книге с учётом биологических и зоопсихологических особенностей собаки описаны методы коррекции её поведения, если она уже приобрела дурные привычки, и способы недопущения возникновения этих привычек, если вы только что завели щенка.

Указана существенная разница (многие собаководы не различают эти понятия) между отрицательным подкреплением и наказанием, действием, по мнению автора, бессмысленным, когда оно отставлено во времени от проступка собаки.

Автор часто ссылается на ярчайшего представителя «постскиннеровского» течения в американской зоопсихологии К. Прайор (её книги «Не рычите на собаку» и «Несущие ветер» переведены на русский язык и достойны внимания сами по себе).

В том случае, если ваша собака тянет поводок или убегает надолго из дома, если она труслива или, напротив, агрессивна, если она не даёт проходу лыжникам, велосипедистам и автомобилям, кусает членов семьи или ворует со стола - эта книга будет вам полезна.

Дьюсбери Д. Поведение животных. М.: Мир, 1981.

Книга американского учёного представляет собой обзор многочисленных исследований поведения животных и сравнительной психологии. Автор представил различные, существующие в настоящее время точки зрения на проблемы, связанные с поведением животных в целом, со всевозможными его аспектами, врождённой и приобретённой составляющими поведения и сопроводил это осторожными комментариями, не пытаясь представить свою точку зрения как единственно верную, оставляя за читателем право размышлять самому.

Книга Д. Дьюсбери не отягощена излишне сложной терминологией и неоправданными экскурсами в физиологию животных. Большое внимание уделено генетике и эволюции поведения, адаптивной функции, коротко затронуты вопросы социобиологии и влияния на поведение животных доместикации.

Особенно хочется отметить лёгкую, часто с юмором, форму изложения материала, стремление автора избегать описаний вивисекций животных во благо науки, а также хороший перевод.

Крушинский Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности. М.: Изд–во МГУ, 1977.

В монографии Л.В. Крушинского обобщены давно известные специалистам факты, полученные из экспериментальных работ и полевых наблюдений за животными самого автора и других исследователей. Конечно, книга не даёт исчерпывающих ответов на все вопросы рассудочной деятельности и формирования разума животных, скорее она ставит проблемы на новый методический уровень, требующий объединения усилий физиологов, этологов и генетиков–эволюционистов.

Огромная заслуга автора состоит в том, что он разработал простые методики количественного учёта способностей животных к решению элементарных задач, позволяющие сравнивать способности рассудочной деятельности у разных групп животных, а в ряде случаев и у разных особей.

Опираясь на эволюционное учение, физиологию и генетику, автор исследует элементы рассудочной деятельности как предысторию человеческого разума.

Материал рассмотрен на примере самых разных групп млекопитающих и птиц, таких, как крысы, псовые дикие и домашние, медведи, дельфины, врановые и др.

Книга ждёт подготовленного, вдумчивого читателя.

Крушинский Л.В. Эволюционно–генетические аспекты поведения. М.: Наука, 1991.

Книга выдающегося советского биолога, необходимая всем собаководам–практикам, как специализирующимся на дрессировке собак, так и на разведении.

Книга представляет собой сборник статей, вышедших в разные годы (с 1938 по 1981 г.), что следует принять во внимание, обнаружив несоответствие некоторых терминов и теорий, которые использует автор, существующим в настоящее время.

Один из главных объектов исследования в приведённых работах - собаки. Автор использует как свои наблюдения, так и результаты других учёных, отечественных и зарубежных.

Несмотря на пугающее неискушённого любителя собак название, в книге каждый найдёт соответствующую своей подготовке информацию, и, что главное, не просто общие теоретические рассуждения, а информацию, которую можно немедленно применить на практике.

Лоренц К. Агрессия. М.: Прогресс, 1994.

Книга одного из самых известных учёных–этологов, предназначенная, по словам самого автора, читателю, пусть не подготовленному, но вдумчивому. Автор исследует агрессию как наследуемое побуждение к внутривидовой борьбе у животных и человека. В книге анализируется видосохраняющая функция агрессии, механизмы, сдерживающие агрессию, различные формы, которые принимает агрессия на примере самых разных групп позвоночных. Подробно и увлекательно описаны сложные отношения между особями, возникающие в семье крыс или стае гусей. Несмотря на то, что с современных позиций многие положения книги являются не бесспорными (в частности, об инстинкте в том смысле, в котором его придерживается автор), в целом книга содержит много интересных фактов и концепций, которые могут быть использованы в практической работе владельцами собак и дрессировщиками.

Мак–Фарленд Д. Поведение животных. М.: Мир, 1988.

«Я попытался сделать всё возможное, - пишет в предисловии Мак–Фарленд, - чтобы книга стала наилучшим помощником в процессе обучения студентов. Все концепции рассматриваются на самом высоком уровне, однако при этом все понятия объяснены досконально, а все термины при первом употреблении выделены курсивом. Рассматривая ту или иную тему, я постарался по возможности не привлекать математический аппарат». Эта задача оказалась успешно выполненной. В книге связаны воедино вопросы эволюции, физиологии, экологии, разные аспекты поведения животных, такие, как научение, безусловные реакции, проявление рассудочной деятельности. Материал подан в доступной форме.

О чём лают собаки / Сб: Сост.е. В. Котенкова, А.В. Суров. М.: Патриот, 1991.

Сборник рассчитан на самый широкий круг читателей. В нём рассмотрены вопросы происхождения домашней собаки, поведения и социальной организации, взаимоотношений человека и собаки, проблемы бездомных собак в городе. В книге содержатся краткие очерки, знакомящие с некоторыми породами - шнауцерами, ротвейлерами, догами и др.

В главе «Как воспитать собаку» даётся системный подход к процессам обучения и дрессировки, позволяющий в корне перестроить мировоззрение дрессировщика, его отношение к дрессировочному процессу, и прежде всего к собаке как объекту дрессировки, хотя и нет подробного описания конкретных методик отработки той или иной команды.

Несмотря на незначительные огрехи, в частности то, что утверждения некоторых авторов применимы исключительно к служебным собакам и свидетельствуют о незнакомстве с такой обширной и интересной группой, как охотничьи (например, непонятно почему лаек называют исключительно зверовыми, а гончие причислены к исчезающим породам, «охота с которыми уходит в небытие»), рекомендуем всем, а особенно начинающим собаководам, прочитать эту полезную книгу.

Прайор К. Не рычите на собаку! о дрессировке животных и людей. М.: Селена+, 1945.

Книга ярчайшей представительницы скиннеровской школы, известного практика дрессировки нужна каждому владельцу собаки, который желает не просто «вбить» в голову своего питомца десяток команд, а хочет научиться управлять его поведением. Основные правила дрессировки, которыми пользуется Прайор, прочно вошли в арсенал многих школ дрессировки, ставящих во главу угла положительное подкрепление.

Сама книга написана живым, лёгким для восприятия языком.

Следует подчеркнуть, что автор свою карьеру дрессировщика начинала с работы с дельфинами в океанариуме, и многое из того, чему она сама научилась тогда, послужило фундаментом для её дальнейшей деятельности. Интересно, что опыт общения с дельфинами (этому посвящена вторая книга сборника - «Несущие ветер») не убедил исследовательницу в наличии у животных интеллекта.

Тинберген Н. Поведение животных. М.: Мир, 1969.

В книге в самой популярной форме изложены некоторые наблюдения автора за различными животными. Теоретических построений, избытка терминологии, математики нет. Несмотря на то, что Тинберген является представителем классической этологии, на его опыт и наблюдения часто ссылаются авторы, придерживающиеся других направлений науки о поведении животных.

Уитни Л.Ф. Психология собаки: Основы дрессировки собак.

Эта книга в своё время была признана в США лучшей практической книгой года по кинологии, хотя переводчик и не указывает, в каком точно году это произошло (судя по выходным данным, книга увидела свет в 1964 г.).

Книга может быть весьма полезна для дрессировщиков, собственно вопросам дрессировки автор уделяет большое внимание. К сожалению, многие суждения проиллюстрированы примерами поведения сугубо американских пород гончих по еноту, в нашей стране неизвестных. Тем не менее количество собак, которых автор наблюдал в той или иной связи, не может не впечатлить (около 12 тысяч животных).

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М.: Изд–во МГУ, 1976.

Книга является учебником для университетов, в связи с чем материал подан в соответствующей суховатой (академической) манере. Представляет несомненный интерес для тех, кто желает приобрести глубокие и разносторонние знания. Множество терминов дано с обязательными определениями, проиллюстрировано примерами.

Сам предмет зоопсихологии трактуется как «наука о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто– и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания».

Очень много внимания уделено изучению поведения приматов, особенно при рассмотрении особенностей рассудочной деятельности.

Фишель В. Думают ли животные? М.: Мир, 1973.

Автор даёт совершенно однозначный ответ: нет, не думают! Он тщательно проводит грань между рассудочной деятельностью человека и животных: «Нет сомнений в том, что переработка сигналов человеком и животными не просто резко различается, но она и принципиально иная… у животных при такой переработке часто своеобразно переплетаются врождённое поведение с благоприобретённым».

Способность к обучению по типу инсайт (т. е. собственно говоря, к элементарной рассудочной деятельности) автор приписывает исключительно человекообразным обезьянам, полагая, что «эта способность отличает обезьян от всех других млекопитающих». С этим согласиться трудно, впрочем, книга была написана в 1969 г.

В то же время в книге приведены интересные и забавные факты из жизни животных и, что самое главное, чрезвычайно доступно и просто описаны различные классические методики изучения поведения животных в лабораторных условиях и в природе, тогда как в большинстве других книг авторы предполагают изначальное знакомство читателя с этими методиками.

Поэтому для читателя, только начинающего интересоваться поведением, книга В. Фишеля будет безусловно представлять интерес.

Фишер Д. О чём думает ваша собака / Пер. с англ. Л. Войтюк. - Спб.: Азбука, 1999. - 304 с.

Книга по корректировке поведения, написанная зоопсихологом. Очень много внимания уделено особенностям оперантного обучения, мягким методам дрессировки. Автор, опираясь на свою богатую практику, на примерах объясняет, как исправлять различные случаи нежелательного поведения. Много внимания уделено описанию поведения волков, каковых автор считает прямыми предками собак, на основании этого анализа даются практические рекомендации, как хозяин должен вести себя по отношению к собственной собаке в той или иной ситуации. Многократно подчёркивается, что собака не должна вести себя, как вожак стаи - это позволяет решить массу проблем.

Книга написана хорошим языком, с мягким юмором, с большим уважением к читателю.

Хайнд Р. Поведение животных. М.: Мир, 1975.

Весомая в переносном и прямом смысле монография авторитетного американского учёного, объединяющая в единую дисциплину этологию, физиологию, сравнительную психологию, эпигенетическую концепцию развития поведения и многие другие отрасли биологии.

Автор не увлекается излишне смелыми обобщениями. Большой объём книги позволяет глубоко анализировать каждый конкретный факт на основе строгого научного подхода, лишены сентиментальности довольно подробные описания сложных и рискованных лабораторных экспериментов. Подвергнуты критике некоторые взгляды таких представителей классической этологии, как Лоренц, Торп и др.

Неискушённому читателю было бы неразумно начинать знакомство с проблемами поведения животных, обратившись за первыми сведениями к труду Р. Хайнда. Сравнительно сложный уровень изложения подразумевает знакомство читателя с некоторыми употребляемыми автором терминами, основами физиологии животных, особенно строением нервной системы, впрочем, трудности, связанные с подготовкой к усвоению этого материала, не следует преувеличивать. Основательная книга Хайнда позволит систематизировать разрозненные сведения и по–новому взглянуть на кажущиеся простыми и знакомыми реакции, которые читатель мог наблюдать не только у животных.

Шовен Р. Поведение животных. М.: Мир, 1972.

В «Поведении животных» автор предпринял попытку разобраться во всём многообразии фактов, относящихся к зоопсихологии, систематически изложить результаты наблюдений и экспериментов, почти не касаясь теоретических построений. В книге не приводятся определения понятий, связанных с поведением, но на подробных примерах иллюстрируется их значение у самых разных групп животных. Читатель узнает много нового о закономерностях и феноменах поведения животных на примерах конкретных видов, к сожалению часто настолько далёких от псовых, что экстраполировать результаты этих наблюдений на домашнюю собаку невозможно.

Книгу сопровождают интересные комментарии Л.В. Крушинского, который оспаривает некоторые положения автора, в частности, трактовку Р. Шовеном учения И.П. Павлова.

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТПЕЧАТИИМ. И. ФЕДОРОВА

ФАКУЛЬТЕТИЗДАТЕЛЬСКОГОДЕЛАИЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРАКНИГОВЕДЕНИЯ И ПРОПАГАНДЫ КНИГИ


КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА №1

по теме: «Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства «АРТ-РОДНИК»


Работу выполнил: ПАРЕПКО Д.Д.,

тудент II курса заочного отделения

специальность «Книгораспространение»


Москва, 2012 год


Введение

Теория библиографии

1Основная функция и принципы библиографии

1.2Объект и предмет библиографии

2Библиографический поиск

3Библиографическое описание

Аннотирование

Библиографическая группировка

Заключение

Библиографический список использованной литературы


Введение

аннотированный библиографический список

Целью данной контрольной работы является получение навыков в грамотной работе с библиографическими материалами (источниками, документами), знании основ эвристики в библиографии, умении грамотногосоставления библиографического описания и аннотации.

В настоящей контрольной работе представлен теоретический материал по предмету «библиография», а так же в качестве примера приводится аннотированный библиографический список литературы. Для составления списка отбор произведений выполнялся по критерию «издательский дом», в данной работе - книги издательства «АРТ-РОДНИК».

Материалы использованные, а так же послужившие написанию контрольной работы, были взяты из фондов Российской Государственной Библиотеки (бывш.Государственная Библиотека СССР им. В.И. Ленина).


1. Теория библиографии


Культурно-исторически понятие «библиография» возникает на определенном этапе становления информационной деятельности, когда осознается необходимость в целенаправленном развитии этой важнейшей сферы общественной деятельности, культуры.

В библиографии выделяют четыре основных исторических периода:

üПервый период - возникновение библиографии в Древней Греции как книгописания, труда книгописца-библиографа. V век до н.э.;

üВторой период - библиография как обобщающая наука о книге и книжном деле, отдельный литературный жанр (XVII - XVIIIвв.);

üТретий период - возникновение библиографии как особой науки книговедческого цикла. Конец XIX - начало XX вв.;

üЧетвертый период (современный) - библиография становится особой областью книжного и информационного дела со своей дисциплиной - библиографоведением.С 60-х гг. XXвека.

На современном этапе именно в нашей стране было введено понятие для обозначения науки о библиографии - «библиографоведение». Обозначение библиографической науки вошло в ГОСТ 16448 - 70 «Библиография термины и определения», а так же повторен в новой редакции ГОСТ 7.0 - 77. В 1984 году впервые был выпущен учебник для вузов под названием «Библиографоведение. Общий курс».


1.1 Основная функция и принципы библиографии


Определение социальной сущности библиографии связано, прежде всего, с выяснением общественной цели библиографии, ее общественного назначения как деятельности вообще. Сегодня широко распространен термин «общественная функция библиографии», понимая ее как цель, которую библиография осуществляет в системе информационной деятельности.

Такой определяющей общественной функцией библиографии является управление. Согласно ГОСТ 7.0 - 77: «Библиография - область научно-практической деятельности по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации в целях воздействия на использование произведений печати в обществе». Исходя из основной общественной функции библиографии, можно предложить следующее определение: библиография - это область информационной деятельности, основной общественной функцией которой является управление процессом создания, распространения, хранения и использования социальной информации в обществе.

Подобный подход обусловлен сложным дифференцированным духовным процессом отражения и освоения в общественном сознании и практике социальной информации, материализуемой в документах разного рода. Отсюда следуют и три основные частные функции библиографии: сигнальная (момент наличия и появления новой информации), оценочная (проверка и адаптация новой информации в системе знаний), рекомендательная (использование социальной информации, путем отбора оптимальных условий ее освоения потребителем).

Наряду с общественными функциями библиографии аналогичный характер носят и основные принципы. Ранее всех выделялись три основных принципа: партийности, научности и народности; где определяющим векторов являлась идея, которую несет в себе предмет. В данном случае - это системность и неотъемлемая связь с научной деятельностью, а так же общественная польза библиографии. Сегодня, ввиду широты охвата информационного пространства, библиография несет в себе и такие принципы, как: деятельность, коммуникативность и системность. Эти принципы подразумевают основные задачи библиографии в современных информационных условиях - мобильность, усвоение и обработка больших объемов информации, связанность и доступность в общей информационной среде, универсальность и единая форма «записи» информации.


1.2 Предмет и объект библиографии


Своеобразие объекта библиографии состоит в том, что он уже выступает в определенном способе идеализации - знаковых системах воспроизведения социальной информации. Библиография входит в систему информационной деятельности, или - систему книжногодела, т.к. именно на него направлено ее управляющее воздействие.

Книжное дело - сфера духовной общественной деятельности (культуры), основной функцией которой является информационное общение (коммуникация), путем производства, распространения, хранения и использования книги (произведений, документов, изданий).

Таким образом, можно утверждать, что объектом библиографии является книжное дело как процесс информационного общения, учитывая и социальную информацию, и книгу как способ существования и использования этой информации в обществе.

Предмет библиографии можно квалифицировать как результат - библиографическая информация и «библиографическая книга». Если быть точнее, предмет может включать в себя не только саму информацию, но и собственно библиографическую деятельность. Поэтому предметом библиографии является библиографическое знание.

2. Библиографический поиск


Библиографический поиск - это информационный поиск(отбор библиографируемых документов) из числа выявленных с целью их последующей библиографической обработки (записи), осуществляемый на основании библиографических данных.В библиографии выделяют три основные цели информационного поиска:

1.Поиск необходимых сведений об источнике и установление его наличия в системе других источников. Ведется путем разыскания библиографической информации и библиографических пособий (информационных изданий), специально создаваемых для более эффективного поиска и использования информации (литературы, книги).

2.Поиск самих информационных источников (документов и изданий), в которых есть или может содержаться нужная информация.

.Поиск фактических сведений, содержащихся в литературе, книге, например, об исторических фактах и событиях, о технических характеристиках машин и процессов, о свойствах веществ и материалов, о биографических данных из жизни и деятельности писателя, ученого и т.п.

Методы библиографического поиска:

Сплошной метод.При сплошном методе библиограф для осуществления поставленной задачи обследует сплошь и без пропусков все наличие имеющихся пособий и источников...

Выборочный метод. Более рациональный и реальный путь поиска литературы выборочный метод, т.е. «ограниченно сплошной». В литературе его часто называют также «эпизодический метод»

Интуитивный метод.Индивидуальный подход к поиску необходимых источников на основе предположения либо базовых знаний, с учетом конкретизации по какому-либо типу (автор произведений, жанр, издательство).

Типологический (рецептурный) метод. В любом случае типологический (рецептурный) метод отражает в себе и привносит в процесс информационного поиска определенное рациональное начало, планомерность. В то же время он показывает важность отправной, исходной точки этого сложного процесса. Она может быть избрана и на основе интуиции, и на основе сознательного, целенаправленного размышления, рабочей гипотезы, рецепта.

Индуктивный метод. Общий вывод о наличии искомых источников (фактических сведений) по интересующему вопросу в этом случае делается на основе изучения всех единичных источников.

Дедуктивный метод.Противоположен индуктивному - делается на основе конкретных единичных источников,.

«Путем восхождения от абстрактного к конкретному».

После того как выполнен библиографический поиск, необходимо приступить к выбору найденных произведений (изданий) для дальнейшего составления библиографического описания.


3. Библиографическое описание


Библиографическое описание (далее - БО) - это часть библиографической записи*, совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по определенным правилам, устанавливающим порядок следования областей и элементов и предназначенных для его идентификации и общей характеристики. БО представляет собой библиографическую модель документа, оформленную в виде системы взаимосвязанных элементов с предшествующей опознавательной пунктуацией. Ранее для аналогичного понятия употреблялись термины каталография, библиограмма и т.п. БО появились почти одновременно с книгой в библиотечных каталогах древнейших библиотек и часто представляли собой первые строки произведений, которые в те времена служили заглавием, иногда имя автора и его занятие.

Основное назначение библиографического описания - это идентификация издания в системе других.

Существуют следующие виды библиографического описания:

üМонографическое - подразумевает описание одного документа;

üСводное - описание многотомного или же сериального документа;

üАналитическое - это описание какой-либо составной части документа;

üКраткое- представляет собой описание лишь обязательных элементов конкретного документа;

üРасширенное - здесь имеет место описание обязательных элементов, а так же одного или нескольких факультативных;

üПолное - описание обязательного элемента и всех возможных факультативных элементов;

üОбъединенное - описание, которое выполняется при различных публикациях одного документа - переиздания, переводы и т.п. и/или связанные с ним другие документы - рецензии, рефераты и т.п.;

В основе подобной систематизации лежат три основных типологических признака: объект описания, функция описания и полнота описания. Первый признак - объект описания, позволяет выделить такие виды библиографического описания как монографическое, сводное, аналитическое и объединенное (эти виды описания представлены в ранее действующем ГОСТ 7.1 - 84). Полнота описания - это краткое, расширенное и полное библиографическое описания; обусловлены делением элементов описания на обязательные и факультативные. К функциональному признаку можно отнести такой вид описания как библиографическая ссылка, представляющая собой примечание к тексту, «ссылающаяся» на какое-либо произведение.

В настоящее время основным документом, определяющим и регламентирующим составление библиографической записи и библиографического описания является ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание» [М., ИПК Издательство стандартов, 2004].

Составление библиографического описания относится в свою очередь к одному из методов библиографирования (составления библиографических записей). Помимо Описания в данной работе так же будет представлен и такой метод как аннотирование.


4. Аннотация


Аннотация - краткая характеристика документа, его части или совокупности документов с точки зрения содержания, назначения, формы и других особенностей. Аннотация носит пояснительный или рекомендательный характер.

Аннотация является второй из основных категорий библиографической записи. Современная модель аннотации схематично представлена на рис. 1. В основу составления аннотации положены три основных признака: функциональный, полнота отражения и количество аннотируемых изданий (документов). На основе этих признаков выделяют следующие виды аннотации:

üОбщая - такой вид аннотации призван характеризовать содержание документа в целом;

üАналитическая - подобная аннотация должна характеризовать часть или аспект содержания;

üСправочная - призвана уточнять заглавие и/или дополнять библиографическое описание сведениями фактографического характера;

üОценочная - это критическая характеристика содержания документа;

üГрупповая - вид аннотации характеризующей содержание нескольких документов.


Рис.1. Аннотация


При составлении аннотации действует следующий нормативный документ - ГОСТ 7.9-95 «Реферат и аннотация».

Аннотации в контрольной работе общие, т.к. выполняют лишь краткую информативную функцию, приоткрывая суть находящейся под обложкой информации в целом (за редким исключением аннотации могут носить справочный характер).


5. Библиографическая группировка


Библиографическая группировка - это объединение библиографических записей в группы по заданным признакам. В основном используется на соответствующем этапе создания библиографических пособий, сущность которого заключается в логическом упорядочении и расположении отобранных из документного потока материалов, что способствует созданию смысловых и гипертекстовых связей. Процесс библиографической группировки состоит из:

а) вычленения из всего спектра представленных в библиографии пособии документов разделов, подразделов, рубрик, подрубрик и т.д.;

б)определения последовательности разделов, подразделов, рубрик и подрубрик;

в) размещения библиографических записей в указанных делениях. Существует несколько способов библиографической группировки, которые, в свою очередь, имеют варианты, в том числе: формальный, по содержанию, рекомендациям, персональный и др. Библиографическая группировка документов в библиографическом пособии зависит от целого ряда признаков, например от вида (типа) библиографического пособия.

В данной контрольной работе перечисляемые издания в группировке не нуждаются, поскольку общей тематикой для всех, критерием, по которому выполнялся отбор - была тема «искусства».


Аннотированный библиографический список


1.Карл Ларссон, 1953-1919: рисунки и акварели / Рената Пьювогель; пер. с англ. Т.И. Хлебнова: М.: Арт-Родник, 2006:Отпеч. в Германии - 95 с. ил., цв. ил., портр. ; 23 см.

2.Фрэнк Ллойд Райт. Джорджия ОКиф / пер с англ. Л.А. Борис: М.: Арт-Родник, 2006:Отпеч. в Словакии - 95 с.портр., цв. ил.;23 см. - (Гении XX века)

3.Книга об известных американцах, архитекторе и художнице. Искусство в соприкосновениях: зодчество и живопись американского модернизма второй половины ХХ века.

4.Макс Эрнст. 1891-1976: живопись и не только / Ульрих Бишофф; пер. с англ. Е. Г. Лейтес: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии - 95 с.ил., табл., цв. ил.;23 см.

5.Кубизм / Анна Гентфюрер-Триер; УтаГросеник (ред.) ; пер. Я. В. Лагузинской: М.: Арт-Родник, 2005: 95 с.ил., цв. ил., портр.;23 см.

Искусство двадцатого века в персоналиях, предпосылки к появлению авангарда и постмодернизма. Особое внимание уделяется символу стиля, с которым ассоциируется кубизм - Пикассо.

Жорж Сера, 1859-1891. Пуантилизм / ХайоДюхтинг; [пер. с нем. Е. В. Ефремовой] : М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии - 95, с.ил., портр., цв. ил., портр.;23 см.

Сюрреализм / Катрин Клингсёр-Лерой;УтаГросеник (ред.) ; пер. с англ. А. В. Гусевой: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии: 95 с.ил., цв. ил., портр. ; 23 см.

Рафаэль. 1483 - 1520 / Кристоф Тойнс: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии: 96 с.цв. ил. ; 23 см.

Живопись великого итальянца эпохи Возрождения. В книге собраны наиболее известные работы, описывается история создания картин и жизнь художника.

Фернандо Ботеро / МарианаХанштейн; пер. с нем. Е.В. Илюшечкиной: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии: 96 с.цв. ил. ; 23 см.

Виктор Вазарели. 1906-1997:чистое видение / Магдалена Хольцхай; пер. с англ. А. В. Гусевой: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии: 96 с.ил., портр., цв. ил.;23 см

.«Творчество - это интуитивный катализатор для всей информации своей эпохи». Живопись прогресса и абстрактное искусство - таково послание в этой книге яркого итальянца, художника-графика, рекламщика, привнесшего демократию в современную живопись второй половины XX века.

Поп-арт / Клаус Хоннеф;УтаГросеник (ред.) ; пер. с нем. Т. А. Граблевской: М.: Арт-Родник, 2005:Отпеч. в Германии: 96 с.ил., портр., цв. ил.;23 см

В издании представлены деятели современной культуры XX века, наиболее яркие и известные работы художников. Рассказывется о работах и творчестве Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Эдварда Руша, Питера Филлиса и других.

Антонио Гауди. Сальвадор Дали / текст: Л. Боне, К. Монтес; пер. с англ. С. И. Козловой, Е. Л. Козловой: М.: Арт-Родник, 2004: Отпеч. в Словакии - 95 с.цв. ил., портр.;23 см. - (Гении XX века).

В книге описана биография великого итальянца эпохи Возрождения. Широко представлены работы художника, в том числе и наброски многих картин.

Отто Вагнер. Густав Климт / авт. и ред. текста: Лоренс Боне, СолКличковский: М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Словакии - 95, с.ил., портр., цв. ил.;23 см. - (Гении XX века).

Эдгар Дега, 1834-1917 / БерндГров; пер. с англ. Н. А. Поздняковой: М.: Арт-Родник, 2004: Отпеч. в Германии - 96 с.ил., цв. ил., портр.;23 см.

В книге описывается история и жизненный путь великого французского художника. Широко представлены работы Дега с описанием и историей создания картин.

ХРГигерARh+ / ред. Н. А. Кружкова; пер. с англ. Л. А. Борис: М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Германии - 96 с.ил.;23 см.

Неординарные работы неординарного человека. Современная живопись и эстамп - работы малоизвестного немецкого фантаста-утописта Гигера. История жизни и отношений.

Пауль Клее, 1879-1940 / Сюзанна Парч; [пер. с англ. О. Л. Карловой: М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Германии - 96 с.ил., портр., цв. ил.; 23 см.

История о жизни, творчестве и борьбе за право на искусство. Представлены и описаны работы великого немецкого графистас материалами из личного архива.Опубликована переписка Клее.

Творческая фотография: Идеи, сюжеты, техники съемки / Ли Фрост; Пер. с англ. Н.М. Семчишиной: М.: Арт-Родник, 2004:Отпеч. в Китае - 160 с.цв. ил., портр.;28 см

Издание представляет собой учебное пособие для начинающих и интересующихся фотографией. Представлены работы фотографов, примеры и техники обработки готовых фоторафий.

Борис Игнатович. Фотографии. 1927-1963: Кат.выст. в честь 100-летия со дня рождения: Из собр. Гос. музея изобраз. искусств им. А. С. Пушкина, галереи Алекса Лахманна (г. Кельн, Германия), арх. семьи Б. Игнатовича и друих част. собр. / М-во культуры Рос. Федерации. Гос. музей изобраз. искусств им. А. С. Пушкина [и др.]; Авт. ст. К.Н. Игнатович, А.Н. Лаврентьев: М. : Арт-Родник, 2002: 142, c. ил., портр.;28 см.

Пикториальная фотография в России. 1890-1920-е годы: Кат.выст. : Из собр. Гос. Ист. музея, Рос.гос. арх. лит. и искусства, Союза фотохудож. России и част. коллекций, Москва 2002 / М-во культуры Рос. Федерации; П.В. Хорошилов: М. : Арт-Родник, 2002: 135, c.ил., портр.;28 см.

Книга описывает дин из наиболее популярных видов техник фотоискусства конца ХIХ- началаXX века, в частности его историю и развитие в нашей стране.

Плакат немого кино. Россия, 1900-1930 / Н. И. Бабурина: М. : Арт-Родник, 2001: 191 с.цв. ил.;33 см - На пер. авт. не указан.

Альбом с собранием работ художников-оформителей кинокартин первых ранних лет. Представлены афиши наиболее известных и популярных фильмов того времени.

Аркадий Шайхет. Фотографии, 1924-1951:Кат.выст. в честь 100-летия со дня рождения: из собр. Гос. музея изобраз. искусств им. А.С. Пушкина, галереи Алекса Лахманна (г. Кельн, Германия) и арх. семьи А. Шайхета / М-во культуры Рос. Федерации, Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина, Гос. муз.- выст. центр РОСИЗО; авт.- сост. Е.Я. Березнер, А.А. Шайхет: М: Арт-Родник, 2000: 143 с.ил.;28 см.

Собрание работиз коллекций ряда российских музеев - галерей в объединенном издании, посвященное 100-лтию фотохудожника Шайхета. Так же фотохроника семейной жизни, личный архив семьи.

У истоков фотоискусства: Собр. дагеротипов Гос. ист. музея / Авт.-сост.: Т.Г. Сабурова, И.А. Семакова:М. : Арт-Родник, 1999: 142, с.ил., портр., цв. ил., портр. ; 25.


Заключение


В ходе данной работы в целом было произведено обозрение основ науки «библиографии». В работе рассказывается об основных функциях и принципах предмета, описаны сферы применения и изложена общественная значимость библиографии, как науки позволяющей ориентироваться в обширном информационном пространстве, делать информацию доступной читателю-потребителю.

В ходе выполнения работы описаны такие важные «механизмы» библиографической деятельности, как библиографический поиск, библиографическое описание, аннотирование и группировка. Все перечисленные виды библиографической деятельности позволяют систематизировать саму науку, являясь тем самым «алгоритмом» к исполнению и созданию системы информационного знания. На примере продемонстрировано составление аннотированного библиографического списка. Для выполнения работы использовались материалы одного издания «Арт-Родник» по тематике «Искусство».

В работе использовались материалы из изданий А.А. Гречихина и М.В. Истриной, так же проработаны основные ГОСТы.

В подведении итога к данной работе, хочу сказать, что поле для деятельности в сфере информационного знания весьма широкое, вопрос усовершенствования систем информационного поиска остается актуальным. Сегодня библиография остается единственной всеохватывающей сферой сбора, формирования и хранения информации. В связи с переходом огромного количества изданий на электронные носители, в сеть Интернет, у библиографии появилось новое направление для развития и, надеюсь, создания в будущем универсальной системы ориентирования в информационном пространстве.


Библиография


1.Гречихин А.А. Общая библиография: учебник для вузов / А.А. Гречихин. - М. : Изд-во МГУП, 2000. - 588 с.

2.Брискман М.А., Бронштейн М.П. Основы методики составления библиографических указателей. 2-е изд. Л., 1974.

Истрина М.В. Аннотирование произведений печати: метод.пособие / М.В. Истрина. - М., 1981. - 48 с. - (От рукописи к книге).

Коршунов О.П. Библиограоведение. Общий курс. Раздел 1. Основы теории библиографии: учебник для вузов / О.П. Коршунов. - М., 2001. - 154 с.

ГОСТ 7.1-2003. Библиорафическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления. - Взамен ГОСТ 7.1-84, ГОСТ 7.16-79, ГОСТ 7.18-79, ГОСТ 7.34-81, ГОСТ 7.40-82; Введ. 01.07.2004. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. - 47 с.

ГОСТ 7.9-95. Реферат и аннотация. Общие требования. - Взамен ГОСТ 7.9-77 ;Введ. 01.07.97. - М. : ИПК Изд-во стандартов, 1996. - 7 с.

Шамурин Е.И. Методика составления аннотаций / Е.И. Шамурин. - М., 1959. - 230 с.


Теги: Составление аннотированного библиографического списка литературы: серии книг об искусстве издательства "АРТ-РОДНИК" Контрольная работа Культурология

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА"

ИНСТИТУТ ПЕЧАТИ

КАФЕДРА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДЕЛА И КНИГОРАСПРОСТРАНЕНИЯ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

по дисциплине "БИБЛИОГРАФИЯ"

Вариант задания № 3

"Составление аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае"

Выполнила: студентка группы № 4111з

Муртазаева Ирина Олеговна

Проверил : Депцова Татьяна Юрьевна

Самара 2007 г.


ПЛАН РАБОТЫ

1. Вводная часть

2. Основная часть

2.1 Информационный поиск

2.2 Библиографический отбор.

2.3 Библиографическое описание

2.4 Аннотирование

2.5 Библиографическая группировка

3. Заключительная часть (искомый аннотированный библиографический список).

4. Перечень использованной литературы

1. ВВЕДЕНИЕ

Целью контрольной работы является демонстрация компетентности в следующих вопросах:

Назначения, видов, правил и особенностей использования библиографической записи и библиографического описания;

Методики библиографического поиска и отбора, библиографической систематизации и аннотирования;

Практического составления аннотированного библиографического списка.

В ходе подготовки к контрольной работе была изучена действующая в России система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу, а также комплекс пособий государственной, научно-вспомогательной и рекомендательной библиографии, и в особенности ту ее часть, в которой изложены основные методические вопросы составления аннотированного библиографического списка.

Настоящая контрольная работа посвящена подготовке аннотированного библиографического списка, включающего литературу о родном крае. Краеведческая библиография характеризуется разнообразием тем, предлагает ориентиры, позволяющие заглянуть в прошлое родного края, осветить насущные проблемы современности.

В качестве источниковедческой базы использован краеведческий ассортимент из фонда библиотеки по месту работы, то есть коллективной библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".

До выполнения этой работы коллектив редакции не располагал четким перечнем (каталогом), позволяющим проанализировать наличие и содержательную часть краеведческих источников, имеющихся в редакционной библиотеке. Подготовленный аннотированный библиографический список поможет творческому коллективу редакции свободно ориентироваться в краеведческой литературе редакционной библиотеки.

Алгоритм построения контрольной работы состоит из последовательных процессов.

В подразделах "Информационный поиск" и "Библиографический отбор" будут определены объект и предмет, методы и возможные типовые схемы поиска; сформулированы ограничения и основные признаки отбора изданий по варианту контрольной работы, проанализирован библиотечный фонд.

В подразделе "Библиографическое описание" представлены особенности и основные виды библиографического описания, использованные в процессе выполнения контрольной работы.

В подразделе "Аннотирование" изложен процесс аннотирования отобранных изданий, основные виды использованных аннотаций и особенности их составления.

В подразделе "Библиографическая группировка" автор охарактеризует особенности, основные признаки и виды библиографической систематизации, применяемые в составляемом библиографическом списке.

В заключении представлен результат проделанной работы - искомый аннотированный библиографический список. При этом в это понятие вкладывается следующее определение: библиографический список – это библиографическое пособие перечислительного (перечневого) характера, в котором библиографические записи систематизированы по одному какому-либо признаку (алфавитному, хронологическому, тематическому и т.п.).

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1 Информационный поиск

2.1.1 Формулирование задачи поиска

Определяем содержание работы. В данном случае необходимо подготовить аннотированный библиографический список литературы, хранящейся в фондах библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник". Рамки контрольной работы ограничивают область и особенности интересующей нас литературы - это литература о родном крае. Таким образом, цель поиска - основные документы и издания по вопросам краеведения.

2.1.2 Программа информационного поиска

В рабочей программе поиска постараемся максимально конкретизировать поставленную задачу, что будет способствовать большей целенаправленности, глубине, всесторонности, методической рационализации и эффективности информационного поиска.

ОБЪЕКТ ПОИСКА - фонды библиотеки редакции газеты "Куйбышевский железнодорожник".

ПРЕДМЕТ ПОИСКА - информационные источники (литература) по краеведению Самарской области.

ВИДЫ ПОИСКА:

а) тематический библиографический поиск, осуществляемый на основании библиографических данных (уточнения библиографического описания);

б) документальный поиск;

в) фактографический поиск.

ОГРАНИЧЕНИЯ ПОИСКА:

а) тематическое - только по вопросам краеведения Самарской области;

б) хронологическое - ретроспективный поиск за период с начала XIX в. по настоящее время;

в) языковое - издания только на русском языке (в т.ч. переводные);

г) типологическое - в списке должны найти отражение по возможности все основные виды изданий (монографии, сборники, справочники, библиографические пособия, журналы, газеты, отдельные статьи из них и т.д.);

д) географический охват - страноведческий поиск, т.е. информационные источники, изданные в нашей стране (не исключая изданий, переведенных с иностранных языков).

е) полнота поиска - избирательный поиск, т.е. выбираются наиболее примечательные издания;

ж) интенсивность поиска - разовый, т.е. специально для настоящей работы;

МЕТОД ПОИСКА - диалектический, т.е. использована вся возможная совокупность существующих методов библиографической эвристики. К ним относятся:

Сплошной метод - обследуется сплошь и без пропусков все наличие пособий и источников, имеющихся в фонде библиотеки. В данном случае его реально реализовать, так как весь библиотечный фонд не слишком объемный и составляет в общей сложности около 600 экземпляров.

Выборочный метод - жанрово-видовой критерий поиска используем при анализе публикаций в периодических изданиях (источниках).

Интуитивный метод - использование так называемого библиографического чутья. Постараемся задействовать все четыре основных класса интуиции (по Бунге): восприятие, воображение; разум и оценку.

Типологический (рецептурный) метод - многообразие возможных задач поиска обобщаем в определенную совокупность типовых задач (модель). В данном случае оптимальной моделью является библиографическое описание - совокупность идентификационных сведений о документе.

Индуктивный логический метод - мысль наводится на какое-либо общее правило (закономерность), присущее всем единичным предметам какого-либо класса. Применительно к задаче контрольной работы можно сформулировать ориентировочный ряд частных суждений. Например: в Самарской области выпускаются издания, посвященные вопросам краеведения; есть ряд издательств, специализирующихся на их выпуске. Такие издания выпускают издательства "Книга"; Самарский Дом печати, издательство НТЦ, редакционно-издательские центры вузов и Самарского областного филиала РАН и т.д.

Дедуктивный логический метод - когда новая мысль выводится логическим путем из предшествующих мыслей, то есть использование общих положений при исследовании конкретных фактов.

Применительно к задаче контрольной работы в русле этого метода можно констатировать следующее. Во-первых, процесс поиска литературы и его теория (краеведение) как частный случай (тема) входят в содержание таких наук, как история, география, археология и их теорий. Следовательно, именно в пособиях (информационных изданиях), отражающих содержание этих наук, мы можем найти интересующие сведения по теме поиска. Во-вторых, существуют региональные информационные органы, которые занимаются информационным обслуживанием этих сфер наук. Устанавливаем, что таковыми являются: Самарский областной филиал РАН, научно-издательские центры гуманитарных самарских вузов, научный центр Самарского областного историко-краеведческого музея имени Алабина и т.д.. В третьих, определим, какие пособия этих организаций в общем могут отражать интересующую нас литературу. Таковыми являются: научно-популярные издания, учебные пособия, монографии, специализированная периодика и т.д. В-четвертых, путем сплошного или выборочного (используя оглавление, вспомогательные указатели и т.п.) изучения указанных пособий мы можем сформировать искомый список литературы по вопросу информационного поиска.

Метод информационного поиска по библиографическим ссылкам . Такая библиографическая ссылка может быть приведена или в основном тексте документа (внутритекстовая ссылка), или в подстрочном (внизу страницы) и затекстовом (в конце основного текста) примечании, или частично в основном тексте, а частично в подстрочном (затекстовом) примечании, или в прикнижном (пристатейном) списке использованной (рекомендованной) литературы.

Составление аннотации и рецензии развивает критическое мышление, умение обобщать, анализировать. Умело составленные аннотации и рецензии позволяют читателям экономить время и осуществлять наиболее сознательный выбор литературы.

Аннотация- это краткое изложение содержания статьи, книги, монографии и т. п. В аннотации раскрывается наиболее существенное из всего содержания и разъясняется назначение работы.

Виды и типы аннотаций, в зависимости от объекта аннотирования аннотации подразделяются на общие, аналитические и групповые. Общая аннотация характеризует произведения печати в целом. Аналитическая - характеризует отдельную часть произведения или определенный аспект его содержания. Групповая аннотация представляет собой обобщенную характеристику двух или более произведений, близких по тематике.

В соответствии с целевым назначением различают два типа аннотаций- справочные и рекомендательные. Цель справочной аннотации - дать краткую информацию (справку) о содержании и специфике произведения печати. Такие аннотации составляют для характеристики научных, учебных, справочных изданий, а также для раскрытия содержания сборников и собраний сочинений. Объем справочных аннотации различен- от нескольких слов до нескольких строк. Справочные аннотации используются в научно- вспомогательных пособиях, библиографических указателях, адресованных специалистам.

Рекомендательная аннотация, наряду с краткой информацией о произведении печати, преследует и другие цели: заинтересовывать читателя, показать значение и специфику данной книги лил статьи, ее место в ряду других, близких по содержанию и назначению. Главная отличительная особенность рекомендательной аннотации- педагогическая направленность; характеризуются произведения, соответствующие уровню подготовки, возрастным и иным особенностям читателей. Рекомендательные аннотации бывают краткими и развернутыми. Они составляются для рекомендательных пособий в целях пропаганды научно-популярных, массово-производственных изданий, а также произведений художественной литературы.

План аннотации включает в себя:

1. Библиографическое описание работы.

2. Перечисление основных проблем, затронутых в работе.

Действия при написании аннотации могут быть следующими:

1. Разбейте текст на смысловые части.

2. Выделите в каждой части основную мысль, обозначите ее предложением, заимствованным из текста.

3. Сформулируйте основную мысль своими словами.

4. Перечислите основные мысли, проблемы, затронутые автором, его выводы, предложения.

5. Определите значимость работы.

Например: И.Унт. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.

Автор книги в популярной форме рассматривает педагогические и психологические проблемы индивидуализации, различные формы дифференциации обучения. Предлагается оригинальная методика индивидуализированной внутриклассной учебной работы в школе. Особое внимание уделяется углубленному изучению отдельных предметов, массовому использованию рабочих тетрадей для самостоятельной работы учащихся.

Структура аннотации

Набор элементов в аннотации зависит от полноты библиографического описания, от конкретных задач и читательского адреса подготавливаемой библиографической информации, от вида самой аннотации и т. д.

В справочной аннотации возможны такие элементы, как уточнение заглавия, дополнительные (преимущественно фактические) сведения об авторе, о хронологическом охвате материала, а также о форме, содержании, жанре, назначении и структуре издания и других особенностях произведения печати, отсутствующих в библиографическом описании.

Сведения об авторе, научной ценности и художественном уровне произведений, о целевом и читательском назначении, о содержании, показ особенностей произведения- все эти элементы органически объединяются в рекомендательной аннотации. Сведения об авторе включают основные даты его жизни и творчества, краткую характеристику эпохи, в которую автор жил, и его общественно-политических взглядов. Иногда указывается профессия автора, приводятся данные о популярности его произведения. Интересны для читателей сведения об истории создания или издания произведения, о времени и месте написания, о факте или событии, рассматриваемом в нем. В ряде случаев характеризуются источники, послужившие основой для создания произведения.

Характеристика научной и художественной ценности произведения включает сведения об общественной значимости книги. В аннотации могут даваться ссылки на критические статьи и рецензии. Иногда приводятся отзывы деятелей науки и культуры.

Краткая характеристика содержания произведения является основным элементом. В аннотации разъясняются заглавие произведения, тема, акцентируется внимание на вопросах, находящихся в центре внимания автора, сообщается о событиях и действующих в произведении лицах, отмечаются особенности данного произведения, его отличие от других, близких по теме.

Характеристика структуры издания и формы изложения материала позволяет акцентировать внимание читателя на особенностях построения произведения, имеющих значение для раскрытия его проблематики.

В аннотациях на учебные, справочные, научно-популярные издания вместо характеристики содержания разделов можно просто их перечислить.

Характеризуя форму изложения материала, следует отметить, как он подан - детально или сжато, популярно или научно, живо, увлекательно или, наоборот, сухо. Указывается литературная форма произведения.

Методические советы призваны помочь в изучении и использовании произведений печати, определяют систему чтения при изучении какой-либо темы, устанавливают последовательность изучения вопросов темы.

Сведения о целевом и читательском назначении позволяют читателю сделать вывод о конкретном использовании произведения в научной или производственной деятельности, учебной работе или в самообразовании. В одних случаях читательских адрес называется точно, в других он формулируется очень широко.

Характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления книги включает данные о количестве и виде иллюстраций, наличии схем, чертежей; о художниках-иллюстраторах; о полиграфическом исполнении. Кроме того, в аннотациях отмечается наличие элементов научно-справочного аппарата, списка литературы.

Основные этапы аннотирования

Процесс аннотирования можно разделить на нескольких этапов: анализ текста произведения; изучение дополнительных источников; отбор сведений, характеризующих существо данного произведения; литературное оформление и редактирование аннотации.

Анализ текста произведения. Прежде всего, определяется вид издания (моноиздание, сборник, часть многотомного или выпуск серийного издания). Устанавливается, какому вопросу, теме или области науки посвящено произведение. Обращается внимание на структуру издания, выявляется принципы группировки материала.

Анализ формы изложения материала помогает при определении читательского адреса. С этой целью изучает, насколько полно, доступно и наглядно изложены вопросы.

При анализе отмечается особенности полиграфического исполнения и редакционно-издательского оформления, в частности наличие элементов научно-справочного аппарата. Помимо текста самого произведения библиограф просматривает предисловие, вступительную статью, примечания. Если сведений оказывается недостаточно, следует обратиться к дополнительным источникам.

Изучение дополнительных источников. Такими источниками могут быть рецензии, критические статьи, критико-биографические, историческо-литературные работы. Выявить эти источники можно с помощью справочных и библиографических изданий.

Отбор сведений, характеризующих данное произведение. При аннотировании произведений, созданных в прошлые эпохи, приводят фактические данные об авторе, характеризуют идейную, научную и художественную ценность его произведений, а также условия, в которых они были написаны. При составлении аннотаций на современные произведения библиографы должны быть объективными, не должны полагаться только на личные впечатления. Очень распространенным приемом аннотирования является цитирование. В одном случаи цитируются слова автора, в другом- действующего лица, в третьем- отзыв ученого, критика, очевидца событий, воспоминания современников.

Литературное оформление и редактирование аннотации. Лаконичность - отличительная черта литературно оформленной аннотации. Задача состоит в том, чтобы объединить разрозненные сведения, при этом выделить наиболее существенное, главное. Например, чтобы привлечь внимание читателя к конкретной книге, в самом начале рекомендательной аннотации сообщают об интересном факте (событий) или подчеркивают значение данного произведения в ряду других, близких по содержанию.

Все процессы библиографирования органически взаимосвязаны, одни основываются на результатах других, а те, в свою очередь, являются базой для последующих операций. Так без процесса библиографического выявления и поиска невозможен библиографический анализ, а без него -отбор произведений печати; не составив библиографические описания и аннотации, нельзя осуществить библиографическую группировку, а без нее - разработать даже самую простейшую схему организации библиографической информации и т. д. К выполнению всех этих процессов библиограф должен подходить творчески.

Как составить рецензию?

Рецензия- это оценочный критический анализ работы (книги, статьи, рефераты, курсовой, дипломной работы и т.п.). В рецензии главным является краткое объективное воспроизведение взглядов автора работы и развернутое научно-обоснованное отношение рецензента к основным идеям автора, их интерпретация в соответствии с взглядами и убеждениями рецензента.

Структура рецензии может быть различной. В одном случае рецензент, последовательно изложив позиции автора, дает общую оценку работы в целом. В другом, излагая идеи автора, высказывает свое отношение, дает критическую оценку.

Действия при написании рецензии:

1. Определите актуальность работы.

2. Определите степень новизны, поднятых в роботе проблем.

3. Выделите моменты, которые вызывают критическое отношение.

4. Сформулируйте вопросы, недостаточно раскрытые в работе.

5. Укажите на недостатки, недочеты, допущенные в работе.

6. Определите практическое значение работы.

Например:

Р Е Ц Е Н З И Я на дипломную работу выпускницы 252 группы ФИЯ Алексеевой Т.И. «Использование личностной ндивидуализации при обучении иноязычному общению в 7 классе». Рецензент д.п.н., профессор Иванова Н.В.

«Дипломная работа Алексеевой Т.И. посвящена одной из наименее исследованных проблем в методике обучения иностранным языкам - проблеме индивидуализации обучения иноязычному общению в средней школе.

На основе изучения достаточно большого объема научно-педагогической литературы в дипломной работе обобщены результаты педагогических и методических исследований по проблеме индивидуализация обучения. Разведены понятия «индивидуальный подход», «индивидуализация», «дифференциация» обучения.

В качестве теоретической основы исследования в дипломной работе принята психологическая теория индивидуализации, разработанная в трудах психологов С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, методистов Е.И. Пассова, В.П. Кузовлева.

Т.И. Алексеева исходит из представлений о структуре индивидуальности, включающей индивидную, субъектную и личностную подструктуры.

Несомненным достоинством дипломной работы является разработанная автором программа МХК для группы учащихся 7 класса, сбор материала для МХК проведен на основе разнообразных психологических и педагогических исследовательских методик, что свидетельствует о владении автором методологией научно-педагогического исследования. Проведенное автором экспериментальное обучение, построенное с учетом личностной индивидуализации на основе МХК по теме «Спорт», подтвердило выдвинутую гипотезу.

Однако интерпретация полученных результатов вызывает ряд сомнений. Обобщая результаты экспериментальной работы, автор констатирует, что «использование личностной индивидуализации способствует повышению и качественных показателей речи», в то время как количественные сдвиги по таким критериям, как грамотность, количество предложений и целенаправленность, очень незначительны, и вряд ли могут быть основанием для подобного вывода. Думается, что основной эффект личностно-ориентированного обучения состоит в повышении мотивационного аспекта речевого поведения, активизации речемыслительной деятельности учеников. Поэтому необходимо было уделить больше внимания качественному анализу результатов проведенной экспериментальной работы.

В целом работа отвечает требованиям, предъявляемым к выпускным работам».

10.05.04 Иванова (подпись, печать)

________________________________________

Как сделать библиографическое описание публикации?

При написании аннотации или рецензии на публикацию обязательно делается библиографическое описание работы. К элементам библиографического описания публикации относятся:

Название книги, её подзаголовок /если оно есть/

Порядковый номер издания /если книга издается впервые, то не указывается/;

Порядковый номер тома, части, выпуска;

Место издания;

Название издательства;

Год издания;

Количество страниц;

1. Библиографическое описание книг:

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М. Педагогика, 1989.-208с.

Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Кн. Для учителя. - М.: просвещение, 1989.-240с.

2. Переводные издания:

Древс У. Фурман Э. Организация урока /в вопросах и ответах/: Пер. С нем. : Пособия для учителя М.: Просвещение, 1984.-128 с.

3. Библиографическое описание статьи:

Название статьи, подзаголовок;

Наименование журнала /газеты, сборника/;

Год выхода журнала /число выхода газеты/;

Страницы журнала, сборника занимаемые статьей.

Например:

Артемов А. Некомпьютерные игры // Семья и школа. - 1990. №5.- С.50-53

Краевский В.В. Педагогическая теория в системе связи науки и практики // Профессиональная подготовка педагога: Сб. науч. трудов. - М., 1993.- С.18-24.

Описание сборника трудов с общим названием: Педагогический поиск /Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1988. - 544с.

В описании допускается некоторые сокращения слов. Сокращения не касается названия работы. Например, дет. лит.; иностр. лит.; учебн. пособие; метод. пособие ср.шк.; ин-т; биб-ка; ма—тер. /материалы/; лит. /литература/; высш.шк.; сб.науч. тр. и др.



В продолжение темы:
Модные советы

Почему постная выпечка настолько актуальна? Первая причина - это патологическая нехватка времени у работающих женщин. Поэтому на каждой кухне требуются простые и максимально...

Новые статьи
/
Популярные