История одного поражения. За что экипаж «Варяга» объявили героями? Подлинная история крейсера «варяг

Более 300 лет назад по указу Петра Великого на русских кораблях был впервые поднят Андреевский флаг. С тех пор в историю флота вписано немало героических страниц, но крейсер «Варяг » отказавшийся спустить стяг перед огромной вражеской эскадрой в 1904 году навсегда остался в памяти людей самым ярким символом бесстрашия, самопожертвования и воинской доблести.

история крейсера «Варяг»

А началась история этого корабля более 100 лет назад в 1898 году в американском городе Филадельфия. Легкий бронепалубный крейсер «Варяг » был построен в США по заказу русского морского министерства. Местом строительства корабля была избрана верфь компании «American Company William Cramp & Sons » в городе Филадельфия на реке Делавэр. Стороны подписали контракт 11 апреля 1898 года. Выбор этой судостроительной компании был не случаен. Завод прекрасно знали в России. Здесь ремонтировали и переоборудовали и крейсера для Российского флота купленные в Америке. Кроме этого в компании обещали сдать корабль через 20 месяцев. Это было значительно быстрее темпов строительства кораблей на русских казенных заводах. Например, на Балтийском заводе по готовому проекту строился около 7 лет.

подлинные фотографии крейсера «Варяг»

крейсер «Варяг» в доке Филадельфии

«Варяг» в Филадельфии перед выходом в Россию

рейд Алжира, сентябрь 1901 года

крейсер «Варяг», 1916 год

Однако все вооружение «Варяга » было сделано в России. Орудия на Обуховском заводе, торпедные аппараты на Металлическом заводе в Санкт-Петербурге. Ижевский завод изготовил оборудование для камбуза, якоря заказали в Англии.

19 октября 1899 года после освещения и молебна был торжественно спущен на воду. «Варяг » поражал современников не только красотой форм и совершенства пропорций, но и множеством технических новинок примененных при его строительстве. По сравнению с кораблями, созданными ранее, он имел значительно больше приборов работавших на электричестве, шлюпочные лебедки, брашпили, элеваторы для подачи снарядов и даже тестомешалки в корабельной пекарне были снабжены электроприводами. Впервые в истории кораблестроения вся мебель крейсера «Варяг » была сделана из металла и прокрашена под дерево. Это повышало выживаемость корабля в бою и во время пожара. Крейсер «Варяг » стал и первым русским кораблем, на котором телефонные аппараты были установлены практически во всех служебных помещениях, включая посты у орудий.

Одним из слабых мест крейсера были новые паровые котлы «Nickolas » они позволяли развивать высокую скорость иногда до 24 узлов, но были крайне не надежны в эксплуатации. Из-за некоторых найденных недостатков, при приеме корабля, «Варяг » был сдан в начале 1901 года. Во времена строительства крейсера на верфи работало 6500 человек. Одновременно с постройкой «Варяга » руководство России заказало постройку броненосца «Ретвизан » для российской тихоокеанской эскадры. Он строился на соседнем стапеле.

Андреевский флаг и вымпел были подняты на крейсере «Варяг » 2 января 1901 года. В марте того же года корабль на всегда покинул Филадельфию. Утром 3 мая 1901 года «Варяг » отдал якорь на Большом Кронштадтском рейде. Через две недели состоялся смотр, на котором присутствовал сам император Николай II. Корабль так понравился царю, что ту же был включен в состав направлявшийся в Европу. После официальных визитов в Германию, Данию и Францию крейсер «Варяг » отбыл к месту постоянного базирования на Дальний Восток. 25 февраля 1902 года боевой корабль прибыл на рейд Порт-Артур. До этого крейсер «Варяг » успел побывать в Персидском заливе, Сингапуре, Гонконге и Нагасаки. Повсюду появление нового эффектного русского корабля производило огромное впечатление.

Порт-Артур на карте

Япония не довольная усилением русского влияния на Дальнем Востоке лихорадочно готовилась к войне с Россией. На английских верфях практически заново был построен ее флот. Армия была увеличена в 2,5 раза. На оснащение брались самые передовые разработки вида вооружений. Страна восходящего солнца, так же как и Россия считала Дальний Восток зоной своих жизненных интересов. Результатом грядущей войны, по мнению японцев должно было стать изгнание русских из Китая и Кореи, отторжение острова Сахалин и установление господства Японии на Тихом океане. Над Портом-Артуром сгущались тучи.

героическая битва крейсера «Варяг»

27 декабря 1903 года командир крейсера «Варяг » Всеволод Федорович Руднев получил приказ русского наместника выйти в корейский международный порт Чемульпо (нынешний порт Inchhon, Южная Корея). По замыслу командования крейсер должен был установить надежную связь между Порт-Артуром и нашим посланником в Сеуле, а также обозначить русское военное присутствие в Корее. Покидать порт Чемульпо запрещалось без приказа старшего командования. Из-за сложного фарватера и мелководья «Варяг » бросил якорь на внешнем рейде. Через несколько дней к нему присоединилась «Кореец ». Очень скоро стало ясно, что японцы готовятся к крупной десантной операции. 25 января командир крейсера В. Ф. Руднев лично направился к российскому послу, чтобы забрать его и отправиться домой вместе со всей миссией. Но посол Павлов так и не решился оставить посольство без приказа своего ведомства. Через сутки порт был заблокирован армадой японкой эскадры, состоявшей из 14 кораблей. Флагманом был броненосный крейсер «Osama ».

27 января командир крейсера «Варяг » получил ультиматум от адмирала Урио. Японский командующий предлагал покинуть порт и сдаться на милость победителям в противном случае он угрожал атаковать русские корабли прямо на рейде. Узнав об этом, корабли иностранных государств направили протест - идти в бой на нейтральном рейде, в то же время они отказались сопровождать русских до выхода в море, где те имели бы больше возможностей для маневра и отражения атаки.

На крейсере «Варяг » и канонерской лодке «Кореец » начали готовиться к бою. По традиции все матросы и офицеры переоделись в чистые рубахи. В 10:45 к экипажу с речью обратился В. Ф. Руднев. Корабельный священник благословил моряков перед боем.

В 11:20 крейсер «Варяг » и канонерская лодка «Кореец » снялись с якоря и пошли навстречу японской эскадре. В знак восхищения моряков французы, англичане, итальянцы выстроили команды своих кораблей на палубах. На «Варяге » оркестр играл гимны государств, в ответ на итальянском корабле звучал гимн Российской Империи. При появлении на рейде русских кораблей японцы подняли сигнал предлагавший сдаться, командир крейсера приказал на сигналы противника не отвечать. Несколько минут Адмирал Урио напрасно ждал ответа. Поначалу он не мог поверить, что русские идут не сдаваться, а атаковать его эскадру. В 11:45 флагманский корабль «Osama » открыл огонь по крейсеру «Варяг ». Один из первых снарядов угодил в верхний носовой мостик и разрушил дальномерную станцию, штурманская боевая часть погибла. Через две минуты «Варяг » открыл сильный ответный огонь с правого борта.

Особенно тяжело пришлось комендорам, которые находились на верхней палубе. Японцы впервые применили в этом бою новую тактику - они буквально засыпали крейсер «Варяг » фугасными снарядами сильного разрывного действия, даже при ударе о воду такой снаряд разлетался на сотни кусочков.

На русском флоте использовали мощные бронебойные снаряды. Они прошивали борта кораблей противника, так и не взорвавшись.

картины с крейсером «Варяг»

битва крейсера «Варяг»

Всюду была кровь и кровь, обгорелые руки и ноги, разорванные тела и обнаженное мясо. Раненые отказывались покидать свои места, в лазарет попали лишь те, кто уже не мог стоять на ногах. Верхняя палуба была пробита в нескольких местах, все вентиляторы и решетки крейсера превратились в решето. Когда очередным взрывом сорвало кормовой флаг, боцман поднял новый, рискуя жизнью. В 12:15 Руднев принял решение ввести в бой орудие левого борта. Когда корабль начал разворачиваться в него одновременно попало два крупных снаряда. Первый попал в помещение, где находились все рулевые приводы, осколки второго влетели в боевую рубку, три человека стоявшие рядом с Рудневым были убиты на месте. Сам командир крейсера «Варяг » получил ранение в голову, но, несмотря на контузию, остался на посту и продолжал руководить боем. Когда расстояние между противниками сократились до 5 км, в бой вступила канонерская лодка «Кореец ».

Любопытно, что ни один японский снаряд не попал в нее. Накануне командир приказал укоротить мачты, что помешало японцам точно определить расстояние и корректировать стрельбу.

В 12:25 «Варяг » открыл огонь с левого борта. Прямым попаданием был уничтожен кормовой мостик «Osama», после чего на флагмане возник сильный пожар. К этому моменту второй японский крейсер «Takatiha », получив серьезные повреждения, вынужден был выйти из боя. Один из миноносцев затонул. В 12:30 два снаряда пробили борт крейсера «Варяг » под водой. Крейсер стал крениться на левый борт. Пока команда задраивала пробоины, Руднев принял решение вернуться в порт Чемульпо. На рейде он планировал исправить повреждения и потушит пожары, чтобы потом снова вернуться в бой.

В 12:45 с приближением к рейду общий огонь прекратился. За время сражения «Варяг » успел выпустить по противнику 1105 снарядов. В 13:15 израненный и дымящейся «Варяг » отдал якорь на рейде. По свидетельствам очевидцев вся палуба его была залита кровью. В обгоревших помещениях крейсера лежало 130 раненых матросов. 22 человека погибли во время боя. Из 12 шестидюймовых орудий в рабочем состоянии осталось два. Дальнейшее сопротивление было не возможным. И тогда военный совет крейсера принял решение, чтобы корабли не достались японцам затопить, а команду по договоренности разместить на иностранных судах. Получив обращение Руднева, командиры европейских кораблей немедленно прислали шлюпки с санитарами. Во время эвакуации несколько моряков скончались. Больше всех - 352 человека - принял французский крейсер «Pascal », англичане забрали 235 человек, итальянцы - 178. В 15:30 на «Варяге » открыли кингстоны и клапаны затопления, «Кореец » был взорван.

9 февраля 1904 года в 18:10 легкий бронепалубный крейсер «Варяг » лег на левый борт и скрылся под водой.

Ни один офицеров и матросов после боя не попал в плен. Уважая мужество, проявленное в том бою адмирал Урио, согласился пропустить их через зону боевых действий для возвращения на родину.

Через два месяца с моряками «Варяга » и «Корейца » прибыл в Одессу. Героев Чемульпо встретили громом оркестров, многотысячными манифестациями. Моряков засыпали цветами и небывалым взрывом патриотических чувств. Всем участникам боя были вручены Георгиевские кресты. От императора каждый матрос получил именные часы. Тогда появились первые песни посвященные крейсеру «Варяг » и канонерской лодке «Кореец ».

вторая жизнь крейсера «Варяг»

после боя

после подъема в августе 1905 года

японский крейсер «SOYA» («Варяг»)


Однако на этом история легендарного крейсера не закончилась. Вскоре после боя выяснилось, что «Варяг » затонул не глубоко. Во время отливов уровень воды в заливе Чемульпо падал до 9 метров. Узнав об этом, японцы начали работы по подъему крейсера «Варяг ». Уже через месяц в Чемульпо из Японии были доставлены водолазы и специальное оборудование. С крейсера сняли орудия, мачты и трубы, выгрузили уголь, но все попытки поднять его в 1904 году закончились не удачей. Только 8 августа 1905 года после создания специальных кессонов удалось оторвать крейсер от илистого дна. В ноябре 1905 года «Варяг » собственным ходом дошел в Японию. Почти два года крейсер «Варяг » находился в городе Йокосука на капитальном ремонте. Работы по его подъему и восстановлению обошлись японской казне в 1 миллион иен. В 1907 году он был зачислен в состав Японского военного флота под названием «Soya ». На корме в знак уважения к противнику была оставлена надпись прежнего имени крейсера. В течение девяти лет крейсер был учебным кораблем кадетской школы. На нем учили, как надо защищать честь своей родины.

Крейсер «Варяг» стал поистине легендарным судном в отечественной истории. Прославилось оно за счет боя у Чемульпо, в самом начале русско-японской войны. И хотя крейсер «Варяг» уже стал чуть ли не именем нарицательным, само сражение все еще является неизвестным широкой общественности. Между тем, для российского флота итоги являются неутешительными.

Правда, тогда двум отечественным кораблям противостояли сразу целая японская эскадра. Все, что известно о «Варяге» - не сдался врагу и предпочел быть затопленным, нежели плененным. Однако история судна куда интереснее. Стоит восстановить историческую справедливость и развенчать некоторые мифы о славном крейсере «Варяг».

Варяг был построен в России. Судно считается одним из самых известных в истории российского флота. Очевидно предполагать, что его и построили в России. Тем не менее заложен «Варяг» был в 1898 году в Филадельфии на верфях William Cramp and Sons. Через три года корабль начал нести службу в составе отечественного флота.

Варяг - медленное судно. Некачественные работы при создании судна привели к тому, что оно не могло разгоняться до прописанных в контракте 25 узлов. Это сводило «на нет» все преимущества легкого крейсера. Через несколько лет корабль не мог уже плыть быстрее 14 узлов. Поднимался даже вопрос о возврате «Варяга» американцам для ремонта. Но осенью 1903 года крейсер на испытаниях смог показать практически плановую скорость. Паровые котлы Никлосса верой и правдой служили и на других кораблях, не вызывая нареканий.

Варяг - слабый крейсер. Во многих источниках встречается мнение, что «Варяг» был слабым противником с невысокой военной ценностью. Вызывало скепсис отсутствие броневых щитов у орудий главного калибра. Правда, Япония в те годы в принципе не имела бронепалубных крейсеров, способных на равных сражаться с Варягом и его аналогами по мощи оружия: «Олегу», «Богатырю» и «Аскольду». Двенадцати 152 мм орудий не было ни у какого японского крейсера такого класса. Но боевые действия в том конфликте складывались так, что экипажам отечественных крейсеров и не доводилось сражаться с равным по численности или классу врагом. Японцы предпочитали вступать в бой, владея преимуществом по числу кораблей. Первым сражением, но не последним, стал бой у Чемульпо.

«Варяг» и «Кореец» получили град из снарядов. Описывая то сражение, отечественные историки рассказывают о целом граде из снарядов, обрушившихся на русские корабли. Правда, в «Корейца» при этом ничего не попало. Но официальные данные японской стороны опровергают этот миф. За 50 минут сражения шесть крейсеров израсходовали всего 419 снарядов. Больше всех - «Асама», в том числе 27 калибра 203 мм и 103 калибра 152 мм. Согласно рапорту капитана Руднева, командовавшего «Варягом», судно выпустило 1105 снарядов. Из них 425 - калибра 152 мм, 470 - калибра 75 мм, еще 210 - 47 мм. Выходит, что в результате того боя русским артиллеристам удалось показать высокую скорострельность. Еще около полусотни снарядов выпустил «Кореец». Вот и получается, что два русских корабля в ходе того боя выпустили снарядов в три раза больше, чем вся японская эскадра. Остается не совсем ясным, как же было подсчитано это число. Возможно, оно появилось на основе опроса экипажа. Да и мог ли столько выстрелов сделать крейсер, который к концу сражения лишился трех четвертей своих пушек?

Командовал судном контр-адмирал Руднев. Вернувшись в Россию после отставки в 1905 году, Всеволод Федорович Руднев получил звание контр-адмирала. А в 2001 году именем отважного моряка названа улица в Южном Бутово в Москве. Но логично все же говорить о капитане, а не об адмирале в историческом аспекте. В летописи русско-японской войны Руднев остался капитаном первого ранга, командиром «Варяга». В качестве контр-адмирала он нигде и никак себя не проявлял. И эта явная ошибка прокралась даже в школьные учебники, где неправильно указывается звание командира «Варяга». Никто почему-то не думает, что контр-адмиралу не по статусу командовать бронепалубным крейсером. Двум российским кораблям противостояли четырнадцать японских. Описывая то сражение, часто говорят, что крейсеру «Варяг» и канонерской лодке «Кореец» противостояла целая японская эскадра контр-адмирала Уриу из 14 кораблей. В нее входили 6 крейсеров и 8 миноносцев. Но все же стоит кое-что прояснить. Своим огромным количественным и качественным перевесом японцы так и не воспользовались. Более того, изначально в эскадре было 15 кораблей. Но миноносец «Цубаме» сел на мель в ходе маневров, препятствовавших «Корейцу» уйти в Порт-Артур. Не было участником боя и посыльное судно «Чихайя», хотя оно и находилось вблизи от места сражения. Фактически сражались лишь четыре японских крейсера, еще два эпизодически вступали в бой. Миноносцы же лишь обозначали свое присутствие.

Варяг потопил крейсер и два вражеских миноносца. Вопрос военных потерь с обеих сторон всегда вызывает жаркие дискуссии. Так и бой у Чемульпо российскими и японскими историками оценивается по-разному. В отечественной литературе упоминается о больших потерях врага. Японцы потеряли затопленный миноносец, погибло 30 человек, было ранено около 200. Но эти данные основываются на основе докладов иностранцев, наблюдавших за сражением. Постепенно в число потопленных стали включать еще один миноносец, как и крейсер «Такачихо». Такая версия вошли в фильм «Крейсер «Варяг». И если о судьбе миноносцев можно спорить, то крейсер «Такачихо» вполне благополучно прошел русско-японскую войну. Корабль со всем своим экипажем затонул лишь через 10 лет при осаде Циндао. В рапорте японцев вообще ничего не говорится о потерях и повреждениях своих кораблей. Правда, не совсем понятно, куда после того боя исчез на целых два месяца броненосный крейсер «Асама», главный противник «Варяга»? При Порт-Артуре его не было, как и в составе эскадры адмирала Каммимуры, действовавшего против Владивостокского отряда крейсеров. А ведь боевые действия только начинались, исход войны был неясен. Можно лишь предположить, что корабль, по которому в основном и стрелял «Варяг», получил все же серьезные повреждения. Но японцы решили скрыть этот факт в целях пропаганды эффективности своего оружия. Подобный опыт отмечался и впредь в ходе русско-японской войны. Потери броненосцев «Ясима» и «Хацусе» также признавались не сразу. Несколько же затонувших миноносцев японцы тихо списали, как ремонтно непригодные.

История «Варяга» закончилась его затоплением. После того, как команда судна перешла на нейтральные корабли, на «Варяге» открыли кингстоны. Он затонул. Но в 1905 году японцы подняли крейсер, отремонтировали и ввели в строй под названием «Сойя». В 1916 году корабль был выкуплен россиянами. Шла Первая мировая война, и Япония была уже союзником. Судну вернули его прежнее имя «Варяг», оно стало служить в составе флотилии Северного Ледовитого океана. В начале 1917 года «Варяг» ушел на ремонт в Англию, но был конфискован за долги. Советское правительство не собиралось платить по царским счетам. Дальнейшая судьба корабля незавидная - в 1920 году он был продан немцам на слом. А в 1925 году при буксировке затонул в Ирландском море. Так что покоится корабль вовсе не у берегов Кореи.

Японцы модернизировали судно. Встречается информация, что котлы Николосса были заменены японцами на котлы Миябара. Так японцы решили модернизировать бывший «Варяг». Это - заблуждение. Правда, без ремонта машин все же не обошлось. Это позволило крейсеру на испытаниях добиться хода в 22,7 узлов, что было меньше первоначальной.

В знак уважения японцы оставили крейсеру табличку с его именем и российский герб. Такой шаг не был связан с данью памяти героической истории корабля. Сыграла роль конструкция «Варяга». Герб и имя были вмонтированы в кормовой балкон, снять их было невозможно. Японцы просто закрепили новое название, «Сойя» по обе стороны на решетке балкона. Никакой сентиментальности - сплошная рациональность.

«Гибель «Варяга» - народная песня. Подвиг «Варяга» стал одним из светлых пятен той войны. Неудивительно, что о корабле слагали стихотворения, сочиняли песни, писали картины, снимался фильм. Песен же сразу после той войны было сложено не менее полусотни. Но сквозь годы до нас дошли только три. «Варяг» и «Гибель Варяга» известны больше всего. Эти песни с небольшими изменениями звучат на протяжении всего художественного фильма о корабле. Долгое время считалось, что «Гибель «Варяга» - народное творение, но это не совсем так. Менее чем через месяц после сражения в газете «Русь» было опубликовано стихотворение Я. Репнинского «Варяг». Оно начиналось со слов «Плещут холодные волны». Эти слова положил на музыку композитор Беневский. Надо сказать, что эта мелодия была созвучна многим военным песням, появившимся в тот период. А кем был загадочный Я. Репнинский, так и не удалось установить. Кстати сказать, текст «Варяга» («Наверх, о товарищи, все по местам») написал австрийский поэт Рудольф Грейнц. Известный всем вариант появился, благодаря переводчице Студенской.

27.01.1904 (9.02). – Геройская гибель крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в неравном бою с японской эскадрой

Врагу не сдается наш гордый "Варяг"

Под впечатлением подвига экипажа крейсера «Варяг» австрийский писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение "Варяг", посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в немецком журнале "Югенд" (1904, № 10). В апреле 1904 г. Н.К. Мельников и Е.М. Студенская опубликовали переводы этого стихотворения. Перевод Е. Студенской русским обществом был признан более удачным. И вскоре музыкант 12-го гренадерского Астраханского полка А.С. Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев "Варяга" и "Корейца", положил эти стихи на музыку.

Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном в честь офицеров и матросов "Варяга" и "Корейца".

Песня стала очень популярна в России. Особенно её любили военные моряки. В годы из песни был удалён третий куплет, так как японцы в этой войне были уже союзниками. И об авторе песни тоже постарались забыть.

При власти большевиков многие военные песни царской России попали под запрет и только с началом многие из них были возвращены, в том числе и песня о "Варяге".

Наверх, вы, товарищи, все по местам,
Последний парад наступает.
Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»,
Пощады никто не желает!

Все вымпелы вьются и цепи гремят,
Наверх якоря поднимая,
Готовятся к бою орудия в ряд,
На солнце зловеще сверкая!

Из пристани верной мы в битву идем,
Навстречу грозящей нам смерти,
За родину в море открытом умрем,
Где ждут желтолицые черти!

Свистит и гремит, и грохочет кругом.
Гром пушек, шипенье снарядов,
И стал наш безсмертный и гордый «Варяг»
Подобен кромешному аду.

В предсмертных мученьях трепещут тела,
Гром пушек, и дым, и стенанья,
И судно охвачено морем огня,
Настала минута прощанья.

Прощайте, товарищи! С Богом, ура!
Кипящее море под нами!
Не думали, братцы, мы с вами вчера,
Что нынче умрём под волнами.

Не скажут ни камень, ни крест, где легли
Во славу мы русского флага,
Лишь волны морские прославят одни
Геройскую гибель «Варяга»!

Оригинальный немецкий текст:

Auf Deck, Kameraden, all" auf Deck!
Heraus zur letzten Parade!
Der stolze Warjag ergibt sich nicht,
Wir brauchen keine Gnade!

An den Masten die bunten Wimpel empor,
Die klirrenden Anker gelichtet,
In stürmischer Eil` zum Gefechte klar
Die blanken Geschütze gerichtet!

Aus dem sichern Hafen hinaus in die See,
Fürs Vaterland zu sterben
Dort lauern die gelben Teufel auf uns
Und speien Tod und Verderben!

Es drohnt und kracht und donnert und zischt,
Da trifft es uns zur Stelle;
Es ward der Warjag, das treue Schiff,
Zu einer brennenden Hölle!

Rings zuckende Leiber und grauser Tod,
Ein Aechzen, Rocheln und Stöhnen -
Die Flammen um unser Schiff
Wie feuriger Rosse Mähnen!

Lebt wohl, Kameraden, lebt wohl, hurra!
Hinab in die gurgelnde Tiefe!
Wer hätte es gestern noch gedacht,
Dass er heut` schon da drunten schliefe!

Kein Zeichen, kein Kreuz wird, wo wir ruh`n
Fern von der Heimat, melden -
Doch das Meer das rauschet auf ewig von uns,
Von Warjag und seinen Helden!

Обсуждение: 15 комментариев

    Это великая песня. На её мелодию - ликующую, яркую, запоминающуюся - надо было писать гимн новой России! Неправильно, не по-хозяйски пользуемся таким сокровищем. Именно такие песни сплачивают народ.
    Ищу переводы "Варяга" на другие языки. Кто может помочь?
    Заранее спасибо.
    Владимир

    Еще каких то 100 лет назад в наших врагах присутствовали хоть какие-то проявления чести и уважения к противнику. Что же будет после наших детей?

    Спасибо за статью! Все прочитал, очень интересно. Вы делаете правильное дело. К своему стыду должен признать, что ничего об авторе текста не знал! А подвигу Варяга я посвятил такое стихотворение. Вот на него ссылка http://www.stihi.ru/2009/06/12/5729

    УРА, УРА, УРА. Слава нашим войнам!

    Упокой,Господи, всех погибших защитников чести ВМФ и прости им вся... И даруй им царство Твое

    Речь командира крейсера В. Ф. Руднева перед боем: «Сегодня получил письмо японского адмирала о начале военных действий с предложением оставить рейд до полдня. Безусловно мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы сильна она не была. Никаких вопросов о сдаче не может быть – мы не сдадим крейсера, ни самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте ваши обязанности точно, спокойно, не торопясь, особенно комендоры, помня, что каждый снаряд должен нанести вред неприятелю. В случае пожара, тушить его без огласки, давая мне знать. Помолимся Богу перед походом и с твердой верой в милосердие Божие, пойдем смело в бой за веру, Царя и отечество. Ура!»[источник: [Руднев В. Ф.] "Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года". – СПб., 1907 – с.11-12]
    По окончании речи командира корабельный священник произнес молитву «за дарование победы». Музыка сыграла гимн, команда выразила готовность сражаться насмерть.
    Через 15 минут 2 русских судна вышли на бой против 14 японских, 726 русских моряков - против 2.680 японских. Исход боя был предрешен заранее…
    «Еще при самом начале русско-японской войны мужественным, самоотверженным героем заявил себя священник на крейсере «Варяг» о. Михаил Руднев. Подвергая ежеминутно во время жестокого боя у Чемульпо жизнь свою опасности, он безтрепетно ходил по палубе корабля, залитой кровью, заваленной ранеными и искалеченными трупами убитых, напутствуя умиравших, утешая страждущих и воодушевляя сражавшихся. Самым деятельным образом помогал он и в уходе за ранеными». [Н. Петров. "Герои-священники. (Юбилейные воспоминания.)" //"Херсонские епархиальные ведомости". отд. неофиц. - № 13-14 – Одесса – 15 июля 1914 г. – с. 443] В чем мужество нахождения под огнем? Согласно отчета доктора М. Л. Банщикова, опубликованного в сборнике ["Санитарный отчет по флоту за русско-японскую войну 1904-1905 гг." – ч.1 – Кронштадт.,1915 – с.321] из находившихся под броневой защитой крейсера «Варяг» пострадало всего 5 моряков. Зато «из находившихся на верхней палубе и на марсах» 263 человек пострадало 125 моряков – практически каждый второй!
    «Мало кто знает, что, когда русские моряки покидали тонущий крейсер «Варяг», последним его оставил не капитан корабля, а судовой священник, до конца продолжавший стоять на мостике с поднятым вверх крестом. Подобные факты были просто выкинуты из нашей истории советскими историками».[протоиерей Александр Сычев. «Воинство Христово» //"Мастер-ружье" - № 54 – М., 2001 – с. 60]
    Подвиг «Варяга» восхитил японцев. По окончании войны японское правительство создало в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В. Ф. Руднева орденом Восходящего Солнца. Поднятый японцами крейсер стал учебным кораблем, куда приходили на экскурсии группы японских моряков – для примера мужества.

    Да, по праву есть чем гордиться.

    Блохин пётр павлович. мне не посчастливилось служить на флоте, хотя это была мечта моего детства и бестолковой юности. Однако историю Флота Российского, подвиги моряков русских я запомнил навсегда. И ничем не уступает подвиг русских моряков крейсера "Светлана"(1905г.) доблести линейного корабля "Евстафий" из эскадры адмирала Спиридова в Чесменском сражении.Подвиг моряков Балтики при эвакуации Таллина - это тоже подвиг.Легко быть героем, когда ты побеждаешь. А критиковать тех, кто ценою своей жизни лишь чуточку скрасил горечь поражений и о нём все постарались забыть, или того хуже повесить на них всех дохлых собак - это,ребята паскудство. Мы дошли до того,что критикуем наших лучших полководцев и флотоводцев. Кажный мнит себя стратегом, видя бой со стороны.Как унижен даже в официальной историографии контр- адмирал Витгефт, геройски погибший на броненосце "Цесаревич". Если бы фашисты не превратили генерала Д. Карбышева в льдину о нём бы,я думаю, никто бы не вспомнил, хотя в плену он вёл себя, как трижды ГЕРОЙ. Поэтому мне представляется дикостью искать у наших ГЕРОЕВ ОТЕЧЕСТВА ошибки, изъяны и неблаговидные поступки. Это преступление перед БОГОМ РОДИНОЙ и своими потомками.А посему полемику вокруг действий командира "Варяга" В.Ф.Руднева я считаю безнравственной ипреступной.

    До чего же в России живучи глупые сказки… в том числе и о никогда не существовавшем в действительности подвиге бронепалубного крейсера 1-го ранга "Варяг", что уже неоднократно разоблачалось в той же Российской Империи сразу после Русско-Японской войны… и с разоблачениями выступали участники этой войны.

    Например, в 1906 году в Санкт-Петербурге вышла книга Е.И.Мартынова "Из печального опыта русско-японской войны", в которой он, в частности, высказался по поводу организованной в стране фальшивой кампании по чествованию экипажей "Варяга" и "Корейца" (цитирую): "Неудовольствие в офицерской среде стало ещё сильнее, когда впоследствии выяснилось, что вообще в указанном бою экипажем "Варяга" не было совершено никакого подвига, а на "Корейце" даже почти не было потерь." (конец цитирования).

    Но русское оголтелое враньё и поныне живёт и здравствует - видимо, чтобы оглуплять молодое поколение России.

    Вы разместили тут 5 огромных текстов, но формат комментариев для этого не предназначен. Изложите кратко суть Вашего возражения и дайте ссылку на опубликованный материал.

    Изложить суть моих пяти текстов в кратком виде трудно, ибо я и так сократил тему до минимально обоснованного состояния. Если сокращать и дальше, то причинно-следственные связи перестанут просматриваться и вся логика событий распадётся. И как тогда докажешь, что всё не так, как кратко изложено в Вашей статье "Геройская гибель крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в неравном бою с японской эскадрой"?

    Ссылок на источники достаточно в моих текстах (если Вы их читали)… В частности, русские рапорты, донесения, акты и частично японские документы приведены в книге большого энтузиаста крейсера "Варяг" В.И.Катаева ("Крейсер "Варяг", Издательства "Коллекция", "Яуза", "Эксмо", Москва, 2008 год). Катаев написал целую трилогию на тему "Варяга" (постепенно переходя ко всё более прозаичным и негероическим выводам, хотя от констатации "подвига" не отказался), а также издал отдельную монографию о канонерской лодке "Кореец"… и даже посетил место события - порт Инчхон, к которому примыкает район Чемульпо, и прошёл по фарватеру, по которому когда-то эти русские корабли шли в бой.

    В дополнение (из того, что не приведено в моих предыдущих пяти текстах) могу сослаться на журналы, в которых опубликованы японские документы и описание японских действий у Чемульпо, а также версия нейтральной стороны (хотя сейчас на руках у меня лишь американская, но на русском языке опубликованы и французская, и английская).

    "Морская кампания", номер 7 от 2007 года, статья "Десантная операция японской армии и флота в Инчхоне 8-9 февраля 1904 года (часть 1)". Новая информация о Русско-Японской войне: подготовка десантной операции в Чемульпо (Инчхоне).

    "Морская кампания", номер 10 от 2007 года, статья "Десантная операция японской армии и флота в Инчхоне 8-9 февраля 1904 года (часть 2)". Бой при Чемульпо: взгляд с японской стороны.

    "Морская война", номер 2 от 2008 года, статья "События в Чемульпо. Взгляд из-под звёздно-полосатого флага". Рукописный дневник, отчёты, полученные письма и телеграммы командира американской канонерской лодки (стационера в Чемульпо) "Виксбург" У.А.Маршалла.

    Вы опять прислали несколько огромных текстов. Дайте эл. ссылки на их публикации в интернете, чтобы не перегружать комментарии тут.

    Я не знаю адресов в Интернете на поименованные мной в предыдущем сообщении источники информации (в которых подробно разбирается предыстория, история и послеистория боя при Чемульпо и тактические и технические детали этого боя), так как все эти источники находятся у меня на руках в виде обычных бумажных носителей - отпечатанных типографским способом книг и журналов со схемами, таблицами и фотографиями.

    Впрочем, освободится "лишний часок", поищу, хотя весьма муторное дело копаться в нашей отечественной помойке, называемой Рунетом.

    Однако Вы сами можете сравнить, к примеру, фотографии неплохо сохранившегося после боя русского крейсера "Варяг" и германского лёгкого крейсера "Эмден" после неравного боя в ноябре 1914 года - груда бесформенного искорёженного металла. А всё потому, что "Варяг" просто имитировал попытку прорыва "для проформы", а "Эмден" сражался по-настоящему…

    Андрею Улыбину... А ничего, что Мартынов, на которого Вы так неосторожно ссылаетесь, и сам вел себя на РЯВ мягко говоря "неадекватно"? По крайней мере нарекания со стороны сослуживцев к нему были и немалые, а после войны сабж просто решил сделать себе на критике карьеру. Что до "Варяга", то Рудневу можно что-то предъявить только за необъективный доклад о событиях и за "потопление" крейсера, но никак не за сам бой. Однако в РИФ подобными деяниями грешили и до него, и после, было ведь?

«Варяг»

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

реал

док

Бронирование

Вооружение

Однотипные корабли

«Варяг» - российский бронепалубный крейсер I-го ранга, построенный в США по индивидуальному проекту и входивший в состав Российского Императорского флота . Прославился на весь мир решением в ответ на предложение о сдаче в плен, принять неравный бой при Чемульпо против превосходящих сил Императорского флота Японии . В связи с революционными событиями в России в октябре 1917 г., «Варяг» был захвачен англичанами и продан на слом в 1920 г.

История создания

Предпосылки к созданию

В 1895 и 1896 г.г. в Японии были приняты две судостроительные программы, согласно которым к 1905 г. предусматривалось построить флот, превосходящий военно-морские силы России на Дальнем Востоке. Милитаризация Японии не осталась не замеченной. В России реализовывалась собственная судостроительная программа усиления военного флота, но она явно уступала темпам роста японского флота. Поэтому в 1897 г. была разработана дополнительная программа «Для нужд Дальнего востока», в которую вошла, помимо других кораблей, постройка бронепалубного крейсера I ранга «Варяг».

Проектирование

В связи с отсутствием на момент подписания контракта подробного проекта корабля, выехавшая на верфь из России наблюдательная комиссия, возглавляемая капи­таном I ранга М.А.Данилевским, помимо контроля хода строительства, также осуществляла согласование возникающих вопросов по будущему облику корабля в процессе его постройки.

В качестве прототипа для строительства «Варяга» руководство судоверфи предложило взять японский бронепалубный крейсер типа «Касаги» (яп. 笠置 ), но Морской технический комитет настоял на крейсере типа «Диана» . При этом контрактом предусматривалось установка на корабле, пускай и более тяжёлых, но хорошо себя зарекомендовавших в русском флоте своей надёжностью котлов Бельвиля . Вопреки требованиям заказчика корабля, по указанию генерал-адмирала и начальника Главного управления кораблестроения и снабжения В.П. Верховского, было отдано предпочтение варианту с остроумными по идее, но не испытанными на практике котлами Никлосса .

Постройка и испытания

Из-за загруженности отечественных заводов «Варяг» был заказан в США в г. Филадельфия на судоверфи фирмы The William Cramp & Sons Ship and Engine Building Company . Контракт был подписан 11 апреля 1898 г.

В ходе строительства в проект вносились значительные изменения, продиктованные изначально подписанным контрактом с расплывчатыми формулировками о параметрах корабля. Так например, была увеличена в размерах боевая рубка , кроме того, для улучшения обзора ее приподняли. Увеличена высота бортовых килей крейсера с 0,45 до 0,61 м. Обеспечены электродвигателями вспомогательные механизмы, а из-за опасения перегрузки корабля не были установлены орудийные щиты.

Оборудование для постройки и оснащения корабля в большей части поступало от фирм расположенных в США. В то же время, орудия главного калибра поставлялись с Обуховского , а торпедные аппараты с Металлического заводов Санкт-Петербурга. В Англии были заказаны якоря, якорные цепи и противоторпедные сети.

11 января 1899 г. крейсер был зачислен в списки флота под названием «Варяг» в честь одноимённого корвета, посланного в период Гражданской войны в США 1861-1865 г.г. на помощь правительству президента Линкольна.

19 октября 1899 г. корабль спущен на воду. Строительство корабля велось быстрыми темпами, но забастовки рабочих и постоянные согласования проекта корабля не позволили уложиться судостроителям в отведённые контрактом сроки. В связи с объективными причинами задержки постройки корабля, штрафные санкции Российским правительством наложены не были.

22 сентября 1900 г. крейсер был сдан заказчику с превышением основных характеристик заложенных в контракте. В то же время, вплоть
до ухода крейсера в марте 1901 г. в Россию, продолжалось устранение мелких недочётов, касавшихся в основном несовершенства
динамо-машин (электрогенераторов) и шлюпочных механизмов.

Чертёж поперечных сечений

Схема бронирования

Схема котла системы Никлосса

Внешний вид корабля по завершении постройки

Описание конструкции

Корпус

Корпус крейсера был выполнен с полуба­ком , что улучшало его мореходные качества в штормовом море. Осно­вой корпуса являлся киль, заключенный между штевнями . Фундаменты 30 паровых котлов системы Никлосса устанавливались на настиле второго дна корабля. Высота корпуса корабля составляла 10,46 м. Вдоль бортов, выше и ниже скосов в районе машинных и котель­ных отделений, располагались угольные ямы . Кроме своего прямого назначения, они также выполняли защитные функции, образуя бруствер вокруг жизненно важных механизмов и систем корабля. В носовой и кормовой оконечностях корабля размещались погреба с боезапасом, сведённые в две компактные группы по девять помещений, что упрощало их защиту от поражения противником.

Бронирование

Все жизненно важные механизмы, ма­шины, котлы и погреба прикрывались бро­невой карапасной палубой . Общая толщина горизонталь­ной бронепалубы составляла 38 мм. Скосы палубы спускались к бортам на 1,1 м ниже ватерлинии, их толщина составляла 76 мм. Распространение воды из бортовых отсеков, при получении пробоины, задерживали ограничивающие продольные переборки, отстоявшие от борта на 1,62 м в машинных и на 2,13 м в котельных отделениях.

На скосах броневой палубы вдоль борта выгораживались отсеки - коффердамы , предназначавшиеся по проекту для заполнения целлюлозой, отчего впоследствии было решено отказаться из-за её недолговечности. Таким образом, крейсер опоясывался своеобразным защитным бруствером толщиной 0,76 м и высотой 2,28 м, не допускавшим проникновения воды через пробоины у ватерлинии.

Электрооборудование

Крейсер «Варяг» в сравнении с кораблями предыдущих лет постройки, имел относительно большой про­цент оборудования, работавшего от элек­тричества. Электричество постоянного тока вырабатывали три пародинамо-машины. Каждая из них вращала два электрогенератора. Две пародинамо-машины мощностью по 132 кВт располагались в носу и корме корабля под броневой палубой, одна мощностью 66 кВт - на жилой палубе. В специальном отсеке находилась батарея из 60 аккумуляторов для аварийного питания ходовых огней, колоколов громко­го боя и других нужд.

Потребление электричества на корабле.

Продольная схема устройства корабля

(*) - при коэффициенте загрузки 0,5.

Водоотливная система

Вид на корму

Салон капитана

Схема (проект) распределения секторов ведения огня из орудий

152-мм/45 орудие системы Канэ «Варяга»

Вид на бак корабля

Водоотливная система состояла из средств сигнализации, водоотливных насо­сов и приводов (электродвигатели). Она обеспечивала откачивание поступающей воды из всех помещений, находящихся под броневой палубой корабля. Из котельных отделений вода удалялась с помощью центробежных насосов, разме­щённых на настиле двойного дна. В каче­стве привода для них использовались электродвигатели, установленные на броне­вой палубе и связанные с насосами длинным валом. Согласно спецификаций, каждый насос должен был за час откачать воду в объёме всего отсека. Из ма­шинных отделений воду откачивали два циркуляционных насоса главных холодиль­ников.

Для тушения пожаров под броневой па­лубой была проложена противопожарная магистраль. Для под­ключения пожарных шлангов труба имела отростки, которые тяну­лись во все погреба, котельные и машин­ные отделения. В угольных ямах устанав­ливались датчики (термостаты) противопожарной сигна­лизации. Тушение пожаров в угольных ямах осуществлялось паром.

Рулевое управление

Рулевое управление крейсера, впервые в рус­ском флоте имело три типа привода: паровой, электрический и ручной. Перо руля было вы­полнено в виде рамы, обши­той листовой сталью. Про­странство рамы заполнялось деревянными брусками. Площадь руля - 12 м 2 . Управление рулём осуществлялось из боевой или ходовой рубки . В случае выхода их из строя, управление кораблём пе­реводилось в кормовое рулевое отделение, располагавшееся под броневой палубой.

Экипаж и обитаемость

На крейсере «Варяг», в соответствии со спецификацией, экипаж состоял из 21 офи­цера, 9 кондукторов и 550 нижних чинов. Жилые помещения команды располага­лись под полубаком на жилой палубе, и в кор­мовой части на броневой палубе. От 72-го шпангоута в сторону кормы шли каюты офицеров и командования корабля. Каюты офицеров были одноместные. Поме­щения в сторону кормы занимал командир. К ним примыкала кают-компания. На жилой па­лубе находились лазарет, аптека, камбуз, баня и корабельная церковь.

Вооружение

Первоначально на корабле предполагалось установить: 2 x 203-мм; 10 x 152-мм; 12 x 75-мм; 6 x 47-мм ору­дий и 6 торпедных аппаратов. Но из-за перегруза на 30 т. в окончательном варианте крейсер получил: 12 x 152/45-мм, 12 x 75/50-мм, 8 x 47/43-мм, 2 x 37/23-мм; 2 x 63,5/19-мм орудия Барановского; 6 x 381-мм, 2 x 254-мм торпедных аппаратов и 2 x 7,62-мм пулемёта, а также мины заграждения.

Главный калибр

Артиллерия главного калибра крейсера, представленная 152-мм/45 орудиями системы Канэ , объеди­нялась в две батареи. В первую входило 6 орудий, расположенных в носовой части, во вторую - 6 кормовых ору­дий. Все бортовые орудия для увеличения углов обстрела устанавливали на выступающих за линию борта площадках - спонсонах . Скорострельность орудий достигла 6 выстрелов в минуту.

Вспомогательная/зенитная артиллерия

Важное значение в борьбе с миноносцами ещё придавалось малокалиберным пушкам. Чтобы усилить их эффективность и увеличить углы обстрела, по два 47-мм скорострельных орудия Гочкиса были установлены на марсах «Варяга». Еще четыре таких орудия располагались на верхней палубе, из них два, помимо двух 37-мм пушек Гочкиса и пулемётов использовались для вооружения корабельных шлюпок и катеров.

Два 7,62-мм пулемёта устанавливалось на специальных кронштейнах, расположенных на фальшбортах около боевой рубки. После ремонта корабля в 1916 г. из пулемётов стало возможным вести огонь по самолётам.

На корабле имелось две десантных 63,5-мм пушки Барановско­го , располагавшихся на полубаке под крыльями носового мостика. Колесные лафеты хранились отдельно под носовым мос­тиком за боевой рубкой.

Минно-торпедное вооружение

Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

На крейсере была внедрена дистанци­онная система управления огнем с помо­щью специальных указателей, установлен­ных у орудий и в погребах. Данные о пара­метрах стрельбы и типе снарядов задава­лись непосредственно из боевой рубки. Определение расстояния до цели осуществлялось тремя дальномерными станциями, две из них раз­мещались на марсах и одна - на переднем мостике.

Средства управления, связи и наблюде­ния на крейсере были сосредоточены в ос­новном на кормовом и носовом мостиках. Боевая рубка крейсера, пред­ставляла собой овальный в плане броневой бруствер, защищенный 152-мм броней. К верхнему торцу бруствера рубки, образуя смотровые щели высотой 305 мм, крепилась бракетами плоская крыша с отогнутыми вниз и выступавшими за габарит бруствера свесами. . Боевая рубка соединялась с броневой палубой вертикальной броневой трубой с толщиной стенки 76 мм, которая вела в центральный пост. В этой трубе были укрыты приводы и кабели приборов управления кораблем.

Выше рас­полагался поперечный мостик, на котором были установлены прожек­торы и гакабортные огни. Ходовая рубка, находилась в центре мости­ка. Компасов на крейсере было пять. Два глав­ных размещались на крыше ходового и на спе­циальной площадке кормового мостиков.

Для внутренней связи помимо переговорных труб и матросов-рассыльных была организована те­лефонная сеть, охватывавшая практически все служебные помещения корабля. Телефон­ные аппараты были установлены во всех погре­бах, в котельных и машинных отделениях, в каютах офицеров, в боевой и ходовой рубках, на постах у орудий.

Спуск на воду

На рейде г. Филадельфия, США

Средства электрической сигнализации (звонки, индикаторы, датчики противопо­жарной сигнализации, оповещатели и др.) имелись в каютах командного состава, на боевых постах и в боевой рубке. Кроме пре­дупредительных звонков, на крейсере сохранялся штат барабанщиков и горнистов. Для связи с другими кораблями, помимо радиостанции, на крейсере состо­ял большой штат сигнальщиков.

Общая оценка проекта

Крейсера типа «Диана», вступившие в строй перед началом Русско-японской войны , морально устарели и уже не отвечали совре­менным требованиям. «Диана» , «Паллада» и «Аврора» отличались неплохой надежностью механизмов, но по всем параметрам проигрывали современным бронепа­лубным крейсерам зарубежной постройки.

«Варяг» и бронепалубный крейсер «Аскольд» , по сути являлись опытными кораблями типа крейсеров с водоизмещением в 6000 т. «Варяг» был сконстру­ирован более продуманно и компактно, чем корабли типа «Диана». Вынужденное размещение артиллерии в оконечностях избавило его от тесных погре­бов вдоль бортов. Корабль обладал хоро­шей мореходностью, на нём весьма удачно располагались шлюпки и катера. Машинно-котельные отделения были просторными, их оснащение и система вентиляции заслужи­вали самой высокой оценки.

Во время проведения заводских испытаний на максимальную скорость, «Варяг» показал выда­ющиеся результаты. Так, 12 июля 1900 г. «Варяг» развил ход 24,59 узла. Во время 12-часо­вых непрерывных испытаний «Варяг» пока­зал средний результат в 23,18 узла. На 24-часовых испытаниях «Ва­ряг» во время пробега экономичной ско­ростью в 10 узлов прошел 240 миль, израс­ходовав 52,8 т угля (то есть 220 кг на милю).

Но реальная дальность плавания корабля всегда существенно отличается от расчётной, полученной по результатам ис­пытаний. Так, во время дальних переходов «Варяг» на скорости в 10 узлов тратил 68 т. угля в сутки, что соответствует наибольшей дальности плавания в 4288 миль.

Одним из недостатков "Варяга" являлась ненадёжность энергетической установки. Значи­тельную часть довоенной службы в Порт-Артуре крейсер провёл у причальной стенки в беско­нечных ремонтах. Причина заключалась как в небрежной сборке машин, так и в не­надёжности котлов системы Никлосса.

Ремонт и модернизация корабля

1906 - 1907 г.г.

Вид на палубу с переднего мостика

В ходе капитального ремонта корабля, поднятого со дна японцами после его затопления в бою у Чемульпо, внешний вид крейсера сильно изме­нился. В первую очередь, из-за новых ходовых мостиков, штурманской рубки, дымовых труб и вентиляторов. На мачтах были демонтированы марсовые площадки. 75-мм орудия Гочкиса заменены на 76-мм пушки Армстронга . С бортов корабля сняты шесты противо­минных сетей.

1916 г.

Российская приёмная комиссия нашла возвращённый Японией корабль в плохом техническом состоянии. Например срок эксплуатации котлов Никлосса до полной выработки ресурса составлял не более 1,5 - 2 лет. В ходе ремонта во Владивостоке на крейсере были переставлены в диаметральную плоскость носовые 152/45-мм орудия Канэ, а также два таких же орудия на юте . В результате этого количество орудий в бортовом зал­пе увеличилось до восьми. На всех орудиях, сто­ящих открыто, уста­новили укороченные броневые щиты. Отремонтированы механизмы наведения орудий и увеличены углы возвышения с 15° до 18°. Устранены мертвые ходы механиз­мов. Пулемёты приспособлены для стрельбы по самолётам. Во время ходовых испытаний при задействовании 22 котлов из 30, «Варяг» развил скорость в 16 узлов.

История службы

Ходовые испытания у берегов США
1901 г.

«Варяг» после боя у Чемульпо
1904 г.

«Сойя» (яп. 宗谷 ) - японское учебное
судно - 1905 - 1916 г.г.

«Варяг» и броненосец «Чесма» (бывшая «Полтава») во Владивостоке - 1916 г.

Севший на камни «Варяг» у берегов Шотландии - 1920 г.

До начала Русско - японской войны

20 марта 1901 г. - крейсер «Варяг» с русским экипажем на борту отплыл из США к берегам России. Переход к Кронштадту через Атлантику занял чуть более двух месяцев и 3 мая, пройдя 5083 мили, корабль прибыл в пункт назначения.

5 августа 1901 г. - крейсер покинул Кронштадт и сопроводил императорскую яхту "Штандарт" с Николаем II в Данциг, Киль и Шербур.

16 сентября 1901 г. - "Варяг" продолжил поход на Дальний восток, пройдя через Суэцкий канал, зашёл в Персидский залив, где с дипломатической миссией на борту посетил Кувейт. После чего, с заходом в Сингапур и Гонконг прибыл 25 февраля 1902 г. в Порт-Артур. В ходе перехода в местах стоянок неоднократно проводились кратковременные работы по ремонту котлов Никлосса. Созданная специальная комиссия пришла к выводу, что предельной скоростью «Варяга» на короткий промежуток времени следует считать 20 узлов, а на более продолжительный - 16.

Март-апрель 1902 г. - в Порт-Артуре в вооруженном резерве (учения на рейде, без выходов в море для занятий по тактике), всё время в котором было отведено ремонту судовых механизмов.

Май-июль 1902 г. - крейсерство в бухте Талиенван, у берегов Квантунского полуострова и острова Торнтон.

Август-сентябрь 1902 г. - в Порт-Артуре (в вооруженном резерве), ремонт котлов.

Октябрь 1902 г. - поход в Чемульпо.

Октябрь 1902 г. - март 1903 г. - в Порт-Артуре.

Апрель 1903 г.- в бухте Талиенван.

Май 1903 г. - в Чемульпо.

Июнь-сентябрь 1903 г. - в Порт-Артуре (в вооруженном резерве), уход ряда офицеров и увольнение в запас 30 опытных матросов, преимущественно из состава машинного отделения.

Октябрь 1903 г. - декабрь 1903 г. - в Порт-Артуре, из-за слабости ремонтной базы, скорость «Варяга» ограничивалась 17 узлами и кратковременно 20. Для полноценного ремонта в России были заказаны детали для энергетической установки, которые не успели прийти до потери корабля в бою у Чемульпо.

Декабрь 1903 г. - переходы между Чемульпо, Сеулом и Порт-Артуром.

Русско - японская война

27 января 1904 г. - крейсер «Варяг» совместно с канонерской лодкой «Кореец» , отказавшись принять условия ультиматума японского командования о сдаче в плен, принял неравный бой против превосходящих сил японской эскадры под командованием контр-адмирала Уриу (2 броненосных крейсера «Асама» и «Чиода», 4 бронепалубных крейсера «Нанива», «Ниитака», «Такачихо», «Акаси»; 8 миноносцев). Понеся в ходе боя значительный урон в людях и получив сильные повреждения, не позволявшие продолжать сражение, «Варяг» вернулся в Чемульпо, где команда сошла на берег, а корабль был затоплен.

Согласно рапорта командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и повреждён крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают ни попадания в японские корабли, ни наличие каких-либо потерь.

Февраль 1904 г. - японцы приступили к подъему «Варяга», но к октябрю прекратили безуспешные попытки откачать воду из корпуса корабля из-за большого числа пробоин.

Апрель 1905 г.- подъёмные работы были возобновлены, над крейсером сооружён кессон и 8 августа корабль поднялся со дна.

Ноябрь 1905 г. - крейсер отбуксирован в Йокосуку для постановки на капитальный ремонт, продолжавшийся до 1907 г. Штурвал с крейсера «Варяг» был снят и передан на флагман японского флота броненосец «Микаса».«Варяг» переименован в «Сойя» (яп. 宗谷 ) и зачислен в качестве учебного судна в состав Японского императорского флота.

Первая мировая война

На­чало 1916 г. - Япония, являвшаяся в Первой мировой войне со­юзницей России, согласилась продать некоторые захваченные кораб­ли Первой Тихоокеанской эскадры. В их числе был крейсер «Варяг», до этого девять лет служивший учебным судном японским кадетам.

18 июня 1916 г. «Варяг», отныне комплектовавшийся гвардейским экипажем, вышел в море и 17 ноября 1916 г. прибыл в Мурманск.

30 ноября 1916 г. - зачислен в состав Флотилии Северного Ледовитого океана .
В связи с плохим техническим состоянием корабля и отсутствием на Севере полноценных ремонтных баз, была достигнута договорённость с английским Адмиралтейством о ремонте «Варяга».

19 марта 1917 г. - прибытие в британский Беркенхед (англ. Birkenhead ) для постановки в док на капитальный ремонт.

После октябрьской революции 1917 г. в России, 8 декабря корабль был реквизирован англичанами и продан в 1920 г. на слом. При следовании к месту разборки, «Варяг» сел на камни в Ирландском море в 500 м от Шотландского побережья, не далеко от села Лендалфут (англ. Lendalfoot ). Координаты места: 55° 11" 3" С.Ш.; 4° 56" 30" З.Д.

До 1925 г. корпус крейсера «Варяг» простоял на месте крушения, пока не был взорван и разрезан на части, чтобы не мешать судоходству и рыболовству.

Командиры

  • март 1899 г. - март 1903 г. - капитан I ранга Владимир Иосифович Бэр
  • март 1903 г. - январь 1904 г. - капитан I ранга Всеволод Фёдорович Руднев
  • март 1916 г. - декабрь 1917 г. - капитан II
 ранга Карл Иоакимович фон Ден

Увековечивание памяти

Память погибших моряков увековечена монументом на Морском кладбище Владивостока.

Памятники командиру крейсера В.Ф.Рудневу установлены в Туле, Новомосковске и деревне Савино Заокского района Тульской области.

В райцентре Любино Омской области открыт памятник кочегару «Варяга» Ф.Е.Михайлову.

10 февраля 2004 года, в ознаменование 100-летия сражения, в южнокорейском порту Инчхон были открыты мемориальная доска и памятник.

Образ события в искусстве и культуре

Подвигу экипажей крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» посвящены песни «Врагу не сдаётся наш гордый „Варяг“» и «Плещут холодные волны».

В 1946 году в СССР был снят фильм «Крейсер „Варяг“».

В 1958 и 1972 годах в СССР были выпущены почтовые марки с изображением крейсера.

В 2003 году экспедиции под руководством журналиста ВГТРК Алексея Денисова удалось отыскать точное место гибели крейсера в Ирландском море и обнаружить на дне его обломки. Рассказ об этом вошёл в двухсерийный документальный фильм «Крейсер „Варяг“», приуроченный к столетию битвы у Чемульпо.

Моделизм

В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге находится модель крейсера «Варяг», изготовленная в США в масштабе 1:64 в 1901 г, а также модель главной паровой машины крейсера, изготовленная С.И. Жуховицким в масштабе 1:20 в 1980-е гг.

После подвига экипажа крейсера «Варяг» немецкий писатель и поэт Рудольф Грейнц написал стихотворение «Der „Warjag“», посвящённое этому событию. Оно было опубликовано в десятом номере немецкого журнала «Югенд». В России на русский язык его перевела Евгения Студенская. Вскоре музыкант 12-го гренадёрского Астраханского полка Турищев, принимавший участие в торжественной встрече героев «Варяга» и «Корейца», положил эти стихи на музыку. Впервые песня была исполнена на торжественном приёме, устроенном императором Николаем II в честь офицеров и матросов «Варяга» и «Корейца». Песня стала очень популярна в России.

Галерея изображений

Видео

10 мая 1899 года на верфи "Крамп и сыновья” в Филадельфии состоялась официальная церемония закладки бронепалубного крейсера 1 ранга для русского флота. Корабль являлся во многом экспериментальным – кроме новых котлов Никлосса, его конструкция содержала большое количество инноваций. Трижды забастовка рабочих на заводе срывала планы Русского Адмиралтейства, наконец 31 октября 1899 года «Варяг» был торжественно спущен на воду. Заиграл оркестр, 570 русских моряков из команды нового крейсера грянули: "Ура!”, на мгновение заглушив даже оркестровые трубы. Американские инженеры, узнав, что крестить корабль будут по русскому обычаю –– пожали плечами и открыли бутылку шампанского. Ту самую, которую, по американской традиции, следовало разбить о корпус корабля. Глава русской комиссии Э.Н. Щенснович сообщил своему начальству: "Спуск прошел благополучно. Деформаций корпуса не обнаружено, водоизмещение совпало с расчетным”. Знал ли кто-нибудь из присутствующих, что он находится не только при спуске корабля, но и при рождении легенды русского флота?
Есть поражения позорные, но есть и такие, что дороже всякой победы. Поражения, закаляющие воинский дух, о которых слагаются песни и легенды. Подвиг крейсера «Варяг» был выбором между позором и честью.

8 февраля 1904 года в 4 часа дня русская канонерская лодка «Кореец» была обстреляна японской эскадрой при выходе из порта Чемульпо: японцы выпустили 3 торпеды, русские ответили стрельбой из 37 мм револьверной пушки. Не став дальше ввязываться в бой, «Кореец» поспешно отошел назад на рейд Чемульпо.

День закончился без происшествий. На крейсере «Варяг» военный совет всю ночь решал, как поступить в данной ситуации. То, что война с Японией неизбежна, понимали все. Чемульпо блокирован японской эскадрой. Многие офицеры высказывались за то, чтобы под покровом ночи выйти из порта и прорваться с боем к своим базам в Манчжурии. В темноте маленькая русская эскадра имела бы значительное преимущество, чем при дневном сражении. Но Всеволод Федорович Руднев, командир «Варяга» не принял ни одного из предложений, ожидая более благополучного развития событий.
Увы, утром в 7 час. 30 минут командиры иностранных судов: английского - Talbot, французского - Pascal, итальянского -Elba и американского - Vicksburg получили извещение с указанием времени сдачи уведомления от японского адмирала о начале враждебных действий между Россией и Японией, и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 час. дня, в противном случае они будут атакованы эскадрой на рейде после 4 час. того же дня, причём иностранным судам было предложено уйти с рейда на это время, для их безопасности. Эти сведения были доставлены на «Варяг» командиром крейсера Pascal. В 9 часов 30 минут утра 9 февраля на борту HMS Talbot капитан Руднев получил извещение японского адмирала Уриу, объявлявшее о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны и требовавшее, чтобы Варяг к полудню вышел из порта, в противном случае, в четыре часа японские корабли дадут бой прямо на рейде.

В 11:20 «Варяг» и «Кореец» снялись с якорей. Через пять минут на них сыграли боевую тревогу. Английские и французские корабли встретили проходящую русскую эскадру звуками оркестра. Нашим морякам предстояло с боем пройти узкий 20-мильный фарватер и вырваться в открытое море. В половину двенадцатого с японских крейсеров поступило предложение сдаться на милость победителя, русские проигнорировали сигнал. В 11:45 японцы открыли огонь…

За 50 минут неравного боя «Варяг» выпустил по врагу 1105 снарядов, из них 425 крупнокалиберных (правда, согласно японским источникам, попаданий в японские корабли было не отмечено). Слабо верится этим данным, ведь за несколько месяцев до трагических событий Чемульпо, «Варяг» участвовал в учениях Порт-Артурской эскадры, где из 145 выстрелов трижды поразил цель. В конце-концов, точность стрельбы японцев тоже была просто смехотворна – 6 крейсеров добились за час всего 11 попаданий в "Варяг"!

На "Варяге" горели разбитые шлюпки, вода вокруг него кипела от взрывов, остатки корабельных надстроек с грохотом падали на палубу, погребая под собой русских матросов. Замолкали один за другим подбитые орудия, вокруг которых лежали убитые. Японская картечь сыпалась дождем, палуба "Варяга" превратилась в страшное зрелище. Но, несмотря на шквальный огонь и огромные разрушения, "Варяг" все же вел прицельный огонь по японским судам из оставшихся орудий. Не отставал от него и "Кореец". Получив критические повреждения, «Варяг» описал широкую циркуляцию в фарватере Чемульпо и был вынужден через час вновь вернуться на рейд.


Легендарный крейсер после боя

«…Я никогда не забуду этого потрясающего зрелища, представившегося мне, - вспоминал потом командир французского крейсера, ставший свидетелем невиданного сражения, - палуба залита кровью, всюду валяются трупы и части тел. Ничто не избегло разрушения: в местах, где разрывались снаряды, краска обуглилась, все железные части пробиты, вентиляторы сбиты, борта и койки обгорели. Там, где было проявлено столько геройства, все было приведено в негодность, разбито на куски, изрешечено; плачевно висели остатки мостика. Дым шел из всех отверстий на корме, и крен на левый борт все увеличивался…»
Несмотря на столь эмоциональное описание француза, положение крейсера отнюдь не было столь безнадежным. Уцелевшие матросы самоотверженно тушили очаги пожаров, аварийные команды заводили пластырь под крупную пробоину в подводной части левого борта. Из 570 человек команды было убито 30 матросов и 1 офицер. Канонерская лодка «Кореец» потерь среди личного состава не имела.


Эскадренный броненосец "Орел" после Цусимского сражения

Для сравнения в Цусимском бою из 900 человек команды эскадренного броненосеца «Александр III» не спасся никто, а из 850 человек команды эскадренного броненосца «Бородино» был спасен только 1 матрос. Несмотря на это, в кругах любителей военной истории сохраняется уважение к этим кораблям. «Александр III» в течение нескольких часов вел под яростным огнем всю эскадру, умело маневрируя и периодически сбивая японцам прицел. Теперь уже никто не скажет, кто грамотно управлял броненосцем в последние минуты – командир ли, или кто-либо из офицеров. Но русские моряки до конца выполнили свой долг – получив критические повреждения в подводной части корпуса, пылающий броненосец перевернулся на полном ходу, так и не спустив флага. Из экипажа не спасся ни один человек. Спустя пару часов его подвиг повторил эскадренный броненосец «Бородино». Дальше русскую эскадру вел «Орел». Тот самый героический эскадренный броненосец, получивший 150 попаданий, но частично сохранивший боеспособность до самого конца Цусимского сражения. Вот такая неожиданная ремарка получилась. Светлая память героям.

Тем не менее, положение «Варяга», получившего попадания 11 японскими снарядами, оставалось серьезным. На крейсере было повреждено управление. К тому же, серьезно пострадала артиллерия, из 12 шестидюймовых орудий уцелело только семь.

В. Руднев на паровом французском катере отправился на английский крейсер «Тэлбот», чтобы договориться о перевозке экипажа «Варяга» на иностранные корабли и сообщить о предполагаемом уничтожении крейсера прямо на рейде. Против взрыва русского крейсера возражал командир «Тэлбота» Бэйли, мотивируя свое мнение большой скученностью кораблей на рейде. В 13 час. 50 мин. Руднев вернулся на «Варяг». Спешно собрав находящихся поблизости офицеров, он сообщил им о своем намерении и получил их поддержку. Сразу же приступили к перевозке раненых, а затем всего экипажа, судовых документов и корабельной кассы на иностранные корабли. Офицеры уничтожали ценное оборудование, разбивали уцелевшие приборы, манометры, разбирали замки пушек, выбросывая детали за борт. Наконец, были открыты кингстоны, и в шесть часов вечера «Варяг» лег на дно на левый борт.

Русских героев разместили на иностранных кораблях. Английский "Тэлбот" принял на борт 242 человека, итальянский корабль взял 179 русских моряков, остальных разместил на своем борту французский "Паскаль". Совершенно омерзительно повел себя в этой ситуации командир американского крейсера «Виксбург», наотрез отказавшийся рамещать на своем корабле русских моряков без официального разрешения Вашингтона. Так и не приняв на борт ни одного человека, «американец» ограничился лишь отправкой на крейсер врача. Французские газеты писали по этому поводу: "Очевидно, американский флот слишком еще слишком молод, чтобы иметь те высокие традиции, которыми воодушевлены все флоты других наций."


Экипаж канонерской лодки "Кореец" взорвал свой корабль

Командир канонерской лодки «Кореец», капитан II ранга Г.П. Беляев, оказался более решительным человеком: несмотря на все предостережения англичан, он взорвал канонерскую лодку, оставив японцам на память лишь груду металлолома.

Несмотря на бессмертный подвиг экипажа "Варяга", Всеволоду Федоровичу Рудневу все-таки следовало не возвращаться в порт, а затопить крейсер в фарватере. Такое решение значительно осложнило бы японцам использование порта, и сделало невозможным подъем крейсера. Самое главное – уже никто бы не смог сказать, что «Варяг» ретировался с поля боя. Ведь сейчас многие «демократические» источники пытаются превратить подвиг русских моряков в фарс, т.к. якобы крейсер погиб не в бою.

В 1905 году «Варяг» был поднят японцами и введен в состав Японского Императорского флота под именем «Соя», но в 1916 году Российская Империя выкупила легендарный крейсер.

Напоследок хочу напомнить всем «демократам» и «искателям правды», что после заключения перемирия японское правительство нашло возможным наградить капитана Руднева за подвиг "Варяга". Сам капитан не хотел принимать награду от противной стороны, но Государь лично попросил его сделать это. В 1907 году Всеволод Федорович Руднев был награжден орденом Восходящего солнца.


Мостик крейсера "Варяг"


Карта боя у Чемульпо из вахтенного журнала "Варяга"



В продолжение темы:
Модные советы

Почему постная выпечка настолько актуальна? Первая причина - это патологическая нехватка времени у работающих женщин. Поэтому на каждой кухне требуются простые и максимально...

Новые статьи
/
Популярные