Конспект урока по ИЗО на тему "Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказки" (7-й класс). Презентация на тему "сказочно- былинный жанр " «Преданья старины глубокой»

—Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Виктор Михайлович Васнецов 1848 - 1926 Сказочно – былинный жанр в живописи

Автопортрет

Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника Первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке (1862-67), затем, увлекшись искусством, поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где в 1867-68 учился под руководством И. Н. Крамского. В 1868-75 совершенствует мастерство в петербургской Академии художеств. С 1878 - член Товарищества передвижных художественных выставок.

Художник любил бродить по старым московским улочкам. А возвратившись домой, часто говорил: «Сколько я чудес видел!» Перед собором Василия Блаженного не мог сдержать слез. Увиденное и пережитое вызрело в картине «Царь Иван Васильевич Грозный»

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный»

Фигура царя занимала почти все полотно. Иван Грозный, oдeтый в парчовый опашень, в шапочке с образками, в шитых рукавицах, спускался по крутой лестнице. Его облик был величественен, лицо выражало волю, большой ум и в то же время - подозрительность, озлобленность и гнев. Строго выдержанная цветогамма картины создавала впечатление монументальности.

После побоища Игоря Святославича с половцами

В картине «После побоища Игоря Святославича с половцами», художник хотел торжественно-печально и поэтично воспеть героизм русских воинов, как это сделал создатель «Слова о полку Игореве». Вот почему он изобразил не ужасы битвы, а величие смерти за родину. Покоем веет от тел павших. Прекрасный могучий богатырь, лежащий с широко раскинутыми руками, и юный княжич в лазоревых одеждах олицетворяли идею беззаветного служения Родине.

Витязь на распутье

Сумеречная степь, поле былой битвы с разбросанными по нему костями. Догорает вечерняя заря. Предостерегающе стоит на перекрестке трех дорог камень-вещун. Погружен в глубокую думу остановившийся перед ним витязь

Богатыри

В картине «Богатыри»любимые народом герои русских былин предстают как защитники своего народа. В сочетании храбрости и гордости, сметки и ловкости, несгибаемого величия духа воплощенa в картине Васнецова богатырская застава дpeвнeй Руси. В лаконичном пейзаже ощутимо переданы просторы, необъятность русских полей.

Аленушка

Одним из наиболее поэтичных творений художника является картина « Аленушка » - образ горькой сиротской доли. На камне у воды сидит одинокая печальная девочка. Вокруг лесок. И, точно принимая участие в её горе, склоняются к сиротке осинки, охраняют ее стройные елочки, ласково щебечут над ней ласточки. В карих глазах Аленушки горе, и, как ее горе, темен и глубок омут. Капают слезы, и летят вниз золотые листочки.

Любовь к фольклору, к русской народной сказке Васнецов пронес через всю жизнь. Полна поэтической сказочности его картина «Ковер-самолет» (1880). Силуэт ковра, распростертого, как диковинная птица, и пустынные степи далеко внизу, и удачливый Иванушка - все это волнует воображение зрителя, вызывая в нем любимые с детства образы.

Ковер- самолет

Из картин Васнецова на сказочные сюжеты известны «Иван-царевич на сером волке», «Три царевны подземного царства», «Спящая царевна», «Снегурочка» и другие.

Иван-Царевич на Сером Волке

Снегурочка - персонаж народной сказки о сделанной из снега девочке, которая ожила. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег.

Снегурочка

Картина « Спящая царевна » переносит нас в самую настоящую сказку. Яркие сочные краски только подчеркивают необычность происходящего перед нами. Расписной терем, медведь и павлины, сидящие на ветвях, шут и молодой гусляр, изумрудная зелень лесов - все это похоже на детский радостный сон. Так и есть, мы застали как раз то мгновение, когда царевна уколола палец веретеном, и сбылось грозное предсказание - заснула не только девушка, но и все огромное царство. Люди, птицы, звери, цветы и деревья - все спят. Кажется, ни один ветерок не смеет потревожить заколдованный дворец, ни один звук сюда не донесется.

Спящая царевна

Картина «Три царевны подземного царства» изображает трех царевен: золота, драгоценных камней и каменного угля - таинственных земных недр. Она написана на сюжет одноименной сказки. Крестьянский сын Иван, спустившись под землю, нашел царство золотое, драгоценных камней и железное и вывел на землю царевен этих царств. Васнецов изображает трех царевен в роскошных убранствах, символизирующих богатство недр Земли.

Три царевны подземного царства

БОЯН (Баян), русский песнотворец 11 - 12 вв., слагавший песни-славы в честь подвигов князей. Впервые упомянут в "Слове о полку Игореве. Баян запечатлен художником во время «магического процесса» - исполнения песен. Седые длинные волосы этого героя развеваются на ветру, на его лице выделяются большие горящие глаза, направленные куда-то вдаль... Окружившие его воины олицетворяют ту силу, что призвана защитить Россию.

Обращаясь к темам фольклорной мифологии, Васнецов радикально изменил русский исторический жанр, сочетая исторические реалии, воспроизведенные с археологической достоверностью, с волнующей атмосферой легенды. Содержание своих картин он черпал из прекрасного, романтического мира народной фантазии.


7 класс Тема: Сказочно-былинный жанр. Волшебный мир сказок.

1. Общие сведения об уроке: урок проводился __ февраля 20 __ года в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении Савдянской средней общеобразовательной школе имени Таранова, в 7 классе. Учитель – Бочарова Ирина Владимировна. На уроке присутствовало 9 учащихся. 1 урок по расписанию. Урок проводился в классе.
Обстановка в классе: класс чисто убран, Все учащиеся готовы к уроку.
Оборудование:
для учителя – презентации «Жанры ИЗО», рисунки на доске, карты рисования сказочных героев.
для учащихся – альбом для рисования, кисть, гуашь, акварельные краски.
Организация начала урока: учащиеся приветствовали учителя стоя.
Тема урока: Ребята в ходе выполнения задания раскрывают тему урока.
Цели:
Образовательная – сформировать представление о сказочно-былинном жанре на примере изображения иллюстраций к сказкам
Воспитательная – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям.
Развивающая – развитие общего кругозора, памяти, речи, мышления.
Тип урока: Изучение нового материала.
Основная цель данного типа урока – дать учащимся знания по новой теме урока. Урок состоит из организационного момента, закрепление изученного материала изложение нового теоретического материала и инструкции по выполнению практического задания.
К уроку приготовилась своевременно, подготовила весь наглядный материал, который будет необходим на уроке. Содержание, тематическая направленность и технология проведения полностью соответствовали уровню развития класса.
Учебное время мною было рационально использовано. Урок начала с организационного момента, который начался с трудового настроя учащихся на урок. С помощью схем и рисунков подвела учащихся к теме сегодняшнего урока, где непосредственно учащиеся чётко раскрыли цели и задачи урока.
Изложение нового материала – основная часть этого типа урока – проводится методом объяснения, рассказа с элементами демонстрации. Для повышения эффективности учебного процесса, на уроке использовала схемы последовательности зарисовки сказочных персонажей. Для полного сравнения отличительных особенностей были представлены сюжетно-тематические картины по необходимости.
Закрепление нового материала провела в форме игры – презентации «Сказочные герои говорят». На данном этапе очень хорошо прослеживались знания учащихся, которые были получены во время изложения теоретического материала.
Прежде чем перейти к самостоятельной работе, была проведена физ. минутка, для сохранения здоровье-сбережение учащихся.
В ходе самостоятельной работы учителем оказывалась индивидуальная помощь учащимся, исходя из индивидуальных способностей.
По окончании урока была проведена выставка работ учащихся, где был проведён анализ работ: что получилось, а что нет? Я чётко смогла проследить, как учащиеся усвоили данную тему. Оценивание учащихся.
Урок был закончен в стихотворной форме.

Урок ИЗО в 7 классе по программе Б.М. Неменского в разделе "Великие темы жизни" отведен на изучение сказочно-былинного жанра. Для эффективного усвоения знаний обучающимся предлогается просмотреть презентацию в которой представлены работы В.М. Васнецова и И.Я. Билибина выполненные в сказочно-былинном жанре.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Сказочно- былинный жанр «Волшебный мир сказки»

Цель урока: Изучить художественные работы В.Васнецова, обеспечивающие неисчерпаемый источник вдохновения. Изучить художественные работы И. Билибина.

Задачи урока: Приобщить к наследию отечественного искусства. Развивать эстетическое восприятие явлений окружающей действительности, формирование понимания ее красоты и гармонии цветового богатства. Развитие цветоощущения, фантазии.

Виктор Михайлович Васнецов 1848 - 1926

Кощей Бессмертный

Ковер - самолет

Аленушка

Богатыри

Иван-царевич на Сером волке

Иван Яковлевич Билибин 1876 - 1942

Баба Яга иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная»

«Тут я бросилась бежать, дед за мной, за косу хвать!» Иллюстрация к « Сказке о деревянном царевиче»

«Тут с веселою душою попрощался он с Ягою» иллюстрация к «Сказке о трех царских дивах и об Ивашке, поповском сыне»

Практическое задание: сделать иллюстрацию к своей любимой сказке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Урок-путешествие в сказку по теме:«Движение и силы»7класс. Посадил дедка репку. Пока росла репка дедка и вся его семья с Жучкой, Кошкой и М...

Урок литературы в 5 классе по творчеству В.А. Жуковского с применением различных педагогических технологий....

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...

Тест по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина Как один мужик двух генералов прокормил, 7класс

Тест состоит из 29 вопросов и проверяет как фактологическое знание произведения, так и знание литературоведческих понятий....

> родился в 1876 году в Петербурге в семье военного врача. Отец не поддерживал стремлений сына к рисованию, и по желанию отца Билибин кончает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году он едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка у Билибина сохранились на всю жизнь. Лето 1899 года Билибин проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В этом же году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Имя Билибина стало широко известным по всей России. В его лице оказался мастер, прекрасно передававший дух радостной и народной сказочности. По сегодняшний день эти “билибинские” сказки являют пример высокой полиграфической техники. В этой серии были “Василиса Прекрасная”, “Сказка об Иване Царевиче и Сером Волке” <Рисунок 2 >, “Белая уточка”, “Царевна-Лягушка” и др. Билибин всецело примкнул к объединению “Мир искусства”. Первый шумный успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Результаты поездки сказались довольно скоро. В 1904 г. выходит из печати былина “Вольга” с рисунками Билибина. Это одно из лучших изданий нашего века. Иллюстрации этой былины рисуют выезд дружины Вольги, фантастическое индийское царство, недра моря, птиц и сказочных животных. Все в издании этой былины отличалось вкусом и изяществом. В дальнейшем своем развитии Билибин встречается с творчеством Пушкина, и в 1905 г. появляются “Сказка о царе Салтане” и “О золотом петушке” <Рисунок 3 >. Но не одни сказки и былины интересовали Билибина, его привлекали и другие стороны народного творчества: поговорки и загадки. В рисунках к загадкам есть также юмор, облеченный в привлекательную и декоративную форму. Декоративные качества работ Билибина, его фантазия и глубокое знание стилей привлекли его к театральной работе.

Во время гражданской войны Билибин попадает в Египет, в 1925 г. поселяется в Париже, но всюду занят любимой работой по иллюстрациям книг. В 1936 г. Билибин возвращается на родину, он приезжает в Петербург-Ленинград и начинает работать как профессор графической мастерской академии художеств, вызывая, как обычно, уважение со стороны студентов. Но началась война, со своей частной квартиры Билибин переехал в подвальный этаж Академии Художеств, где разместились преподаватели. Тяжелые условия подвальной жизни и отсутствие надлежащего питания подорвали здоровье Билибина. Он отказался эвакуироваться вглубь России и продолжал все время работать над серией декоративных панно, объединенных общей темой – “Богатыри”. Последней его работой была иллюстрация к былине “Дюк Степанович”. Это был подробный подготовительный рисунок, который надо было покрыть акварелью, но он так и остался в карандаше. Чувствуя, что силы его оставляют, Билибин поставил под верхней кнопкой, удерживавшей на доске бумагу, восьмиконечный крест. Это был последний штрих, “последнее прости” художника. Умер художник в ночь с 7-го на 8-е февраля 1942 года.

Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Работы Билибина учат уважению к труду и ответственности за каждую линию, за каждый узор. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронес через всю свою жизнь. Пленительна его мечта о счастье, об использовании в жизни всяких образов красоты. Кто хранит в себе молодость души, тот найдет в работах Билибина радость.

Слайд 2

Что узнаем

Что такое сказочно-былинный (мифологический) жанр. Познакомимся с картинами известных художников, которые работали в сказочно-былинном (мифологическом) жанре. В. М. Васнецов. Царевна – Несмеяна.

Слайд 3

Сказочно- былинный (мифологический) жанр

Сказочно- былинный (мифологический) жанр – это жанр изобразительного искусства, включающий в себя картины, написанные на сюжеты мифов, легенд, преданий, былин и сказок. Жанр зародился в средневековом искусстве, когда древнегреческие мифы перестали быть верованиями, а стали литературными рассказами. М. Врубель Пан.

Слайд 4

Виктор Михайлович Васнецов (1848 – 1926)

В развитии русской культуры очень значима роль В. М. Васнецова. Его называют «певцом русской сказки». Он написал много картин на сказочные и былинные сюжеты. Они производят на зрителя огромное впечатление. Давайте их рассмотрим. В. М. Васнецов. Автопортрет.

Слайд 5

В. М. Васнецов. Богатыри.

Какое чувство вызывает у вас картина?

Слайд 6

Витязь на распутье

О чём задумался витязь?

Слайд 7

Алёнушка

Почему грустит Алёнушка? Одно из лучших произведений художника, создающее сказочный образ сестрицы Алёнушки. Тёмный лес на втором плане, тёмная холодная вода подчёркивают печаль девушки, её беззащитность

Слайд 8

Иван царевич на сером волке.

Сквозь мрачный зловещий лес мчит Серый Волк Ивана – царевича с Василисой Прекрасной. Не просто иллюстрация к знакомой с детства сказке, но и сказ о дружбе и товариществе, любви и верности. Так же картина полна оптимизма, ведь даже в таком мрачном лесу есть нежная цветущая яблонька.

Слайд 9

Баба-Яга

  • Слайд 10

    Кощей Бессмертный

  • Слайд 11

    Ковёр - самолёт

  • Слайд 12

    Царевна - лягушка

  • Слайд 13

    Снегурочка

  • Слайд 14

    Михаил Врубель (1856-1910)

    Врубель во всём опережал своё время. Он открыл новые возможности цвета, научился передавать объём с использованием многочисленных ломающихся граней. Это позволило ему так гениально написать своих сказочных героев. М. Врубель. Автопортрет.

    Слайд 15

    М. А. Врубель. Демон.

    Какой демон у Врубеля? Жестокий, мягкий, свободный, задумчивый, лиричный, злобный, сильный, погружённый, печальный, бунтующий.

    Слайд 16

    Царевна – лебедь

    Какой момент из сказки запечатлел художник? Гармоническое соединение фантастического и реального видим и в картине "Царевна-Лебедь». Композиция построена таким образом, что создается впечатление, будто мы заглянули в сказочный мир, где внезапно появляется и вот-вот исчезнет волшебная девушка-птица, плывущая к далекому таинственному берегу. Последние лучи солнца играют на нежном оперении, переливаясь радужными красками. Девушка оборачивается, тонкое, нежное лицо печально, загадочной грустью светятся глаза; в них щемящая тоска одиночества.

    Слайд 17

    «Пан»

    В картине "Пан» греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня. Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж - безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца...

    Слайд 18

    ИванЯковлевичБилибин(1876 –1942)

    Иван Яковлевич Билибин – известный русский график-иллюстратор и театральный художник. «Билибинский стиль», характерный для его книжных иллюстраций, основан на символах русского народного творчества. Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам и былинам воссоздают фантастический и сказочный мир.

    Слайд 19

    Иллюстрация к сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

    Обратите внимание на орнамент по краю рисунка, взятый из народных орнаментов

    Слайд 20

    Иллюстрация к «Сказке о золотом петушке»

  • Слайд 21

    Иллюстрация к сказке

    К какой сказке сделана иллюстрация? Почему художник выбрал для данного рисунка такую рамку?

    Слайд 22

    ВасильевКонстантин Алексеевич

    Константин Алексеевич Васильев (1942-1976) - русский художник, творческое наследие которого насчитывает более 400 произведений живописи и графики: портреты, пейзажи, сюрреалистические композиции, картины былинного, мифологического и батального жанров. Необыкновенное дарование, богатый духовный мир и полученное образование позволили Константину Васильеву оставить свой, ни с чем несравнимый, след в русской живописи. Его полотна легко узнаваемы



  • В продолжение темы:
    Модные советы

    Почему постная выпечка настолько актуальна? Первая причина - это патологическая нехватка времени у работающих женщин. Поэтому на каждой кухне требуются простые и максимально...

    Новые статьи
    /
    Популярные