Лихачев внутренний мир литературного произведения. Билет. Внутренний мир литературного произведения. Реалистический тип художественного мышления

художественный стихотворение ахматова фабула

Внутренний мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью. Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве.

Изучая отражение мира действительности в мире художественного произведения, литературоведы ограничиваются по большей части тем, что обращают внимание, верно или неверно изображены в произведении отдельно взятые явления действительности. Литературоведы привлекают себе в помощь историков, чтобы выяснить точность изображения исторических событий, психологов и даже психиатров, чтобы выяснить правильность изображения психической жизни действующих лиц. При изучении древней русской литературы, кроме историков, мы нередко обращаемся к помощи географов, зоологов, астрономов и т.д. И все это, конечно, вполне правильно, но, увы, недостаточно. Обычно изучается внутренний мир художественного произведения как целое, ограничиваясь поисками "прототипов": прототипов того или иного действующего лица, характера, пейзажа, даже "прототипов", событий и прототипов самих типов. Все в "розницу", все по частям! Мир художественного произведения предстает россыпью, и его отношение к действительности дробится и лишено цельности.

При этом ошибка литературоведов, которые отмечают различные "верности" или "неверности" в изображении художником действительности, заключается в том, что, дробя цельную действительность и целостный мир художественного произведения, они делают то и другое несоизмеримым: мерят световыми годами квартирную площадь.

Правда, стало уже трафаретным указывать на различие действительного факта и факта художественного. Такие заявления встречаются при изучении "Войны и мира" или русских былин и исторических песен. Различие мира действительности и мира художественного произведения осознается уже с достаточной остротой. Но дело заключается не в том, чтобы "осознавать" что-то, но и определить это "что-то" как объект изучения.

В самом деле, надо не только констатировать самый факт различий, но и изучать, в чем эти различия состоят, чем они обусловлены и как организуют, внутренний мир произведения. Мы не должны просто устанавливать различия между действительностью и миром художественного произведения и только в этих различиях видеть специфику художественного произведения. Специфика художественного произведения отдельных авторов или литературных направлений может иногда состоять как раз и в обратном, то есть в том, что этих различий в отдельных частях внутреннего мира будет слишком мало, а подражательности и точного воспроизведения действительности слишком многое

В историческом источниковедении когда-то изучение исторического источника ограничивалось вопросом: верно или неверно? После работ А. Шахматова по истории летописания такое изучение источника признано недостаточным. А. Шахматов изучал исторический источник как цельный памятник с точки зрения того, как этот памятник трансформирует действительность: целенаправленность источника, мировоззрение и политические взгляды автора. Благодаря этому стало возможным использовать как историческое свидетельство даже искаженное, трансформированное изображение действительности. Сама эта трансформация стала важным свидетельством по истории идеологии и общественной мысли. Исторические концепции летописца, как бы они ни искажали действительность (а концепций, не искажающих действительность, в летописи нет), всегда интересны для историка, свидетельствуя об исторических идеях летописца, о его представлениях и взглядах на мир. Концепция летописца сама стала историческим свидетельством. А. Шахматов сделал все источники в той или иной мере важными и интересными для современного историка, и ни один источник мы не имеем права отвергать. Важно только понять, о каком времени изучаемый источник может дать свои показания: о времени ли, когда он составлен, или о том времени, о котором он пишет.

Аналогичным образом обстоит дело и в литературоведении. Каждое художественное произведение (если оно только художественное!) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах. И эти ракурсы подлежат всестороннему изучению в связи со спецификой художественного произведения и прежде всего в их художественном целом. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: "верно или неверно" - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.

Конечно, и это очень важно, внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для самого себя. Он не автономен. Он зависит от реальности, "отражает" мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер. Преобразование действительности связано с идеей произведения, с теми задачами, которые художник ставит перед собой. Мир художественного произведения - результат и верного отображения, и активного преобразования действительности. B своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд стран или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными "географическими" свойствами, быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым, как в сказке. Писатель в своем произведении творит и время, в котором протекает действие произведения. Произведение может охватывать столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться "пустым", редко "населенным" событиями.

Вопросу о художественном времени в литературе посвящено довольно много работ, хотя авторы их часто подменяют изучение художественного времени произведения изучением взглядов автора на проблему времени и составляют простые подборки высказываний писателей о времени, не замечая или не придавая значения тому, что эти высказывания могут находиться в противоречии с тем художественным временем, которое писатель сам творит в своем произведении.

В произведениях может быть и свой психологический мир, не психология отдельных действующих лиц, а общие законы психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающие "психологическую среду", в которой развертывается сюжет. Эти законы могут быть отличны от законов психологии, существующих в действительности, и им бесполезно искать точные соответствия в учебниках психологии или учебниках психиатрии. Так, свою психологию имеют герои сказки: люди и звери, а также фантастические существа. Им свойствен особый тип реакции на внешние события, особая аргументация и особые ответные действия на аргументы антагонистов. Одна психология свойственна героям Гончарова, другая - действующим лицам Пруста, еще иная - Кафки, совсем особая - действующим лицам летописи или житий святых. Психология исторических персонажей Карамзина или романтических героев Лермонтова - также особая. Все эти психологические миры должны изучаться как целое.

То же следует сказать об социальном устройстве мира художественных произведений, и это социальное устройство художественного мира произведения следует отличать от взглядов автора по социальным вопросам и не смешивать изучение этого мира с разрозненными сопоставлениями его с миром действительности. Мир социальных отношений в художественном произведении также требует изучения в своей цельности и независимости.

Мир художественного произведения воспроизводит действительность в некоем "сокращенном", условном варианте. Художник, строя свой мир, не может, разумеется, воспроизвести действительность с той же свойственной действительности степенью сложности. В мире литературного произведения нет многого из того, что есть в реальном мире. Это мир по-своему ограниченный. Литература берет только некоторые явления реальности и затем их условно сокращает или расширяет, делает их более красочными или более блеклыми, стилистически их организует, но при этом, как уже было сказано, создает собственную систему, систему внутренне замкнутую и обладающую собственными закономерностями.

Литература "переигрывает" действительность. Это "переигрывание" происходит в связи с теми "стилеобразующими" тенденциями, которые характеризуют творчество того или иного автора, того или иного литературного направления или "стиля эпохи". Эти стилеобразующие тенденции делают мир художественного произведения в некоторых отношениях разнообразнее и богаче, чем мир действительности, несмотря на всю его условную сокращенность.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

П.А.Николаева (любое издание).

Вопросы выделенные жирным шрифтом

Раздел 1.

Наука литературоведение

Попробуйте развить, проиллюстрировать мысли М.Бахтина в его публикации «Ответ на вопрос редакции “Нового мира“ (1970).

Раздел 2.

Философия искусства

1. Что такое искусство и какое значение оно имеет в жизни человека?

2. Назовите основные виды искусства, что их отличает, что объединяет?

3. Назовите понятийный ряд (определение этого ряда), в котором место понятию искусство?

5. Что такое художественный мир?

6. Как вы понимаете выражение «Художник творит по законам красоты»?

7. Что есть первоэлемент литературы?

8. Какие выделяют функции литературы?

9. Что сближает художника слова и ученого гуманитария, что их различает?

В.Шкловский в статье «Искусство как прием» (1917) сомневается в правильности суждения «Искусство – это мышление образами». Дайте свое понимание проблемы.

Р.Якобсон в статье «О художественном реализме» сомневается в правомерности термина «реализм» в приложении к литературе. Дайте свое понимание проблемы.

Раздел 3.

Язык художественной литературы. Тропы

1. В чем своеобразие языка художественной литературы?

3. Что называют поэтической фигурой? Приведите примеры и объясните содержание поэтических фигур: инверсия, антитеза, параллелизм, анафора, эпифора, риторический вопрос (обращение, утверждение, восклицание), градация.

4. Что называют поэтической стилистикой? Приведите примеры и объясните цели использования: многосоюзия, бессоюзия, эллипсиса, оксюморона.

5. Что называют поэтической фонетикой? Приведите примеры и объясните цели использования: ассонанса, аллитерации, звукоподражания.

6. Существует ли обособленный ряд, именуемый поэтической лексикой? Что такое: варваризмы, диалектизмы, провинциализмы, неологизмы, прозаизмы?



7. Что называют поэтизмами?

Структуральный анализ поэтического текста по Ю.М.Лотману. Изложите основные положения «Введения» и первого раздела «Задачи и методы структурного анализа поэтического текста». Сборник: Ю.М.Лотман « О поэтах и поэзии: анализ поэтического текста» (1996).

Раздел 4.

Ответы на ниже следующие вопросы свяжите с примерами из литературы.

1. Назовите три основных понятия, относящиеся к содержанию литературного произведения, дайте их определения.

3. Назовите понятия, относящиеся к форе литературного произведения, дайте их определения.

3. В чем различие между понятиями сюжет и фабула?

4. Какова роль конфликта в художественном произведении, какие бывают типы конфликта?

4. Назовите элементыкомпозиции литературного произведения.

6. Назовите внесюжетные элементы и их функции.

7. Какова роль портрета в литературном произведении, какие выделяются виды портрета?

8. Какова роль пейзажа в литературном произведении?

9. Какова роль художественной детали в литературном произведении?

10. В чем заключается целостность художественного произведения?

11. Раскройте содержание и дайте оценку статье Б.Эйхенбаума «Как сделана “Шинель” Гоголя» (1919). Дайте свое понимание проблемы.

Раздел 5.

Литературный субъект

3. Объясните понятие лирический герой.

5. Что понимается под ролевой лирикой, под лирическим «я» в ролевой лирике?



Раздел 6.

М.Бахтин о роли пространственно-временных представлений в литературных произведениях: Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М., 1975.

Раздел 7.

Литературные роды и жанры

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Назовите роды, жанры художественной литературы, их характерные особенности.

2. Назовите «двуродовые» образования, их особенности.

3. Что входит в понятие литературный вид? Что «шире» вид или жанр?

Какие семантические значения обрели «производые» слова: эпичность, драматизм, лиризм?

4. В чем состоят особенности драмы как литературного рода?

5. В чем состоят особенности лиро-эпического произведения?

6. Приготовится (устно или письменно) к рассуждениям на все представленные литературоведческие понятия:

Раздел 8.

Стиховедение

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Что лежит в основе организации стихотворной речи?

2. Назовите и охарактеризуйте основные системы стихосложения.

3. Какую эволюцию и почему пережила русская система стихосложения?

4. Что называют в стиховедении стопой, размером, метром?

Назовите классические стихотворные размеры и их отличия?

5. Чем вызваны в текстах стихотворений отступления от заданной схемы стихотворного размера?

6. Что такое пиррихий, спондей, усечённый стих?

7. Объясните, что такое рифма и назовите основные виды рифм. Что такое терцина? Монорифма?

8. Что такое строфа? Назовите строфы русского стихосложения и их синонимы. Что вам известно об онегинской строфе? О сонете?

9. Объясните стиховые организации, именуемые белый стих, вольный стих, свободный стих.

Раздел 9.

Художественный стиль

Ответы свяжите с примерами из литературы.

1. Какую эволюцию содержания пережило слово, понятие стиль?

2. Что такое художественный стиль?

3. Назовите пять основных известных стилей.

4. Что является показателем цельности, единство стиля?

5. Назовите известные закономерности, стилевые доминанты.

6. Назовите особенности стилей: описательного, сюжетного, психологического, жизнеподобного, фантастического, номинативного, риторичного, монологичного, разноречного.

7. Назовите (три) формы ритмической упорядоченности художественной речи.

8. Дайте характеристику простой и сложной композиции.

Раздел 10.

Раздел 11.

Школы литературоведения.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Учебник: «Введение в литературоведение» под ред. Л.М.Крупчанова (любое издание).

Хрестоматия: «Теория литературы» под ред. П.А.Николаева (любое издание).

Вопросы выделенные жирным шрифтом (они в заключении) готовить можно по хрестоматии…

Раздел 1.

Наука литературоведение

Изложите основные положения статьи Д.Лихачева «Внутренний мир художественного произведения».

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986.

2. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. Л., 1987.

3. Корман Б.О. О целостности литературы/ Изв. ОЛЯ АНСССР, 1977.

4. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения. – Вопросы литературы, 1968, №8.

5. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

Мифологическое сознание

6. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Труды по языкознанию. М., 1982.

7. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. М, 1957.

8. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Опыты: Литературно-философский ежегодник. М., 1990.

9. Леви-Стросс К. Структура мифов //Вопросы философии. М., 1970, №7.

10. Леви-Стросс К. Миф, ритуал и генетика. М., 1978.

11. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976.

12. Мелетинский Е.М. Аналитическая психология и проблема происхождения архетипических сюжетов. – Вопросы философии,1991. №10. С.41 – 47.

13. Топоров В.И. Миф. Ритуал. Символ. Образ // Культура. М., 1995.

14. Тернер В. Символ и ритуал. М., 1983.

15. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987.

16. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения: Автореферат на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1990.

17. Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству //Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 вв.: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

18.Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.. 1978.

Средневековое художественное мышление

19. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

20. Алиханова Ю.М. Эстетический взгляды народов средневекового Востока.// История эстетической мысли. Т.2. М., 1985. С.12 – 30.

21. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика 11 – 17 веков. М., 1992.

23. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л., 1971.

24. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы. Л., 1973.

25. Художественный язык средневековья. М., 1982.

Художественное мышление эпохи Возрождения

26. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977.

27. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

28. Бычков В. Из истории византийской эстетики. // Византийский временник. Т.37, 1976. С.160-191.

29. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

30. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М, 1982.

31. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Красноярск, 1987.

32. Эстетика Ренессанса: В 2 т. М., 1981.

Маньеризм и Барокко: Философско-эстетические концепции искусства

33. Шестаков В.П. и Кучиньская А. Эстетические принципы маньеризма // История эстетической мысли. Т.2. С.201-215.

34. Кучиньская А и Голенищев-Кутузов И.Н. Барокко. //История эстетической мысли. Т.2. С. 228 - 246.

35. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы.

Классицистский тип художественного мышления

36. Гиршман М.М.Проблемы литературных жанров. Томск, 1979.

37. Гуковский Г.А. Русская поэзия 18 века. Л., 1927.

38. Корман Б.О. Жанровое мышление и самосознание личности в русской лирике 30-60 гг. 18 века // Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск, 1978. С. 14-25.

39. Лейдерман Н.Л. Движение времени и законы жанра. Свердловск, 1982.

Сентименталистский тип художественного мышления

40. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. Л., 1971.

41. Карельский А.В. От героя к человеку. Два века западноевропейской литературы. М., 1990.

42. Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.

43. Топоров В.Н. О «Бедной Лизе» Н.М.Карамзина: Нарративная структура.// Русская повесть: Проблемы теории и истории. – Под ред. В.М.Марковича и В.Шмида. СПб, 1993.

Романтический тип художественного мышления

44. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. Л., 1973.

45. Гуляев П.А. Вопросы романтизма. Казань, 1969.

46. Васильев С.Ф. Проза А.К.Толстого: Направление эволюции и контекст. Ижевск, 1989.

47. Гинзбург Л.Я. О лирике. М.-Л., 1964.

48. Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1965.

49. Измайлова Н.В. Фантастическая повесть // Русская повесть 19 века: История и проблематика жанра. Л., 1973. С.136-169.

50. Дмитриев А.С. Проблемы Йенского романтизма. М., 1975.

51. Замотин И.И. Романтизм двадцатых годов 19 столетия в русской литературе. 2-е изд. СПб, 1911.

52. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969.

53. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.

54. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976.

56. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: Пространство и время. Рига, 1988.

Реалистический тип художественного мышления

57. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

58. Гинзбург Л.Я. Литература в поисках реальности. М., 1987.

59. Корман Б.О. Лирика и реализм. Иркутск, 1986.

60. Киреева Н.В. Мироотношение поэтов пушкинского круга и логика развития литературного процесса в 19 веке. // Вестник Удмуртского университета. 1993, №4. С. 58 – 70.

61. Лотман Ю.М. Реализм русской литературы 60-х годов 19 века: Истоки эстетического своеобразия. Л., 1974.

62. Маркович В.М. О трансформациях «натуральной» новеллы и двух «реализмах» в русской литературе 19 века. // Русская повесть: Проблемы теории и истории. – Под ред. В.М.Марковича и В.Шмида. СПб, 1993.

63. Виноградов В.В. Стиль Пушкина. М., 1941.

64. Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма: Очерки и русская литература 19 века. Л, 1971.

Философско-эстетические основы Символизма

65. Аверинцев С.С. София – Логос: Словарь. Киев. 2000.

66. Асоян А.А. Данте и русская литература конца 19 – начала 20 в. Свердловск, 1988.

67. Белый А. Собрание сочинений: Рудольф Штейнер и Гете в мировоззрении современности. Воспоминания о Штейнере. М., 2000.

68. Бройтман С.Н. «Неклассический» тип субъектной структуры в лирике русского символизма.// Проблеы типологии русской литературы 20 века. Пермь, 1991. С.25 – 40.

69. Григорьева Т.П. Эстетические взгляды народов средневекового Востока.// История эстетической мысли. Т.2. С. 56 – 91.

70. Долгополов. Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л. 1988.

71. Ильев С.П. Русский символистский роман. Киев, 1991.

72. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. М., 1994.

73. Муратов А.Б. «Смысл человека есть он сам» / Владимир Соловьев. СПб, 1994.

74. Обломиевский. Д.Д. Французский символизм. М., 1973

75. Пискунова С., Пискунов В. Комментарий к роману «Петербург». // Белый А. Соч.:

В 2-х т. М., 1990. Т.2, С.623 – 643.

76. Поляков М. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1986.

77. Салма Н. Опыт интерпретации феномена русского символизма в свете истории развития мысли. // Материалы и сообщения по славяноведению. SZEGED, 1989.

78. Соловьев В. Философский словарь. Ростов н/Д., 1997.

79. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х тт. М., 1983.

80. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1966.

81. Священник Павел Флоренский. У водоразделов мысли: Четы конкретной метафизики. Символ. № 28, 1998. Париж.

82. Чистякова Э.И. Эстетическая мысль в странах западной Европы: Гл.4 Символизм // История эстетической мысли. Т.4.

83. Эткинд А. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб, 1993.

Философско-эстетические основы Экзистенциализма

84. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики мировоззрения Серена Киркегора. М., 1970.

85. Давыдов Ю. Поминки по экзистенциализму. – Вопросы литературы, 1980, №4. С.190 - 230.

86. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. М., 1990.

87. Руднев В. Франц Кафка: Речевые действия автора и героя. // «Даугава», 1992, №4. С.121 – 126.

88. Сёрен Кьеркегор. Страх и трепет. М., 1993.

89. Ставцев С.Н. Введение в философию Хайдеггера. СПб., 2000.

90. Тиллих П. Мужество быть. //Символ, № 28. Париж, 1992.

91. Философия Мартина Хайдеггера и современность: Сб. материалов международной конференции. М., Наука, 1991.

Модернизм в искусстве и литературе 20 века

92. Андреев Л. Французская литература: 70-е годы. – Вопросы литературы, 1980. №12. С.115 - 145.

93. Айзенберг М. Картина совершенно обратная. //Театр. 1990, №4.

94. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М., 1994.

95. Белый А. К будущему учебнику ритма.// Труды по знаковым системам. Тартуский госуниверситет, 1981. Т.12.

96. Бочаров С.Г. Пруст и «поток сознания» /Критический реализм 20 века и модернизм. М., 1967.

97. Гройс Б. Московский романтический концептуализм. // «Театр», 1990, №4.

98. Дмитриева М. Художник мироздания // «Наше Наследие», 1990 г., №3. С. 120-134.

99. Давыдов Ю. «Интеллектуальный роман» и философское мифотворчество. // Вопросы литературы, 1977, №9. С.127 – 171.

100. Давыдов Ю. Преодолен ли человек? // ВЛ.,1976. №1. С.123 – 176.

101. И.Р.Дёгинг-Смиронов, И.В. Сирнов. Очерки по исторической типологии культуры. Зальцбург, 1982.

102. Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции. Проблемы. М., 1984.

103. Зарубежная эстетика и теория литературы 19-20 веков: Трактаты, статьи, эссе. М., 1987.

105. Ковтун Е. «Победа над солнцем» - начало супрематизма. // «Наше наследие», 1989, №2. С. 121-127.

106. Теории, школы, концепции: Художественный текст и контекст реальности. М., 1977.

107. Умберто Эко. Заглавие и смысл / Имя розы. М., 1989.

108. Шапир М. Что такое авангард? / «Даугава», 1990, №10. С.3 – 7.

Постмодернизм

109. Барт Р. Нулевая степень письма // Семиотика. М., 1983.

110. Ильин И.П. Некоторые концепции искусства постмодернизма в современных зарубежных исследованиях. М., 1988.

111. Ильин И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996.

112. Мон Ф. Тексты и коллажи. М., 1993.

113. Современное зарубежное литературоведение: Энциклопедический справочник. - Под ред. И.П.Ильина и Е.А. Цурганова. М., 1996.


§ 1. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА


Мир литературного произведения - это воссозданная в нем посредством речи и при участии вымысла предметность. Он включает в себя не только материальные данности, но и психику, сознание человека, главное же - его самого как душевно-телесное единство. Мир произведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную». (Под вещью философия XX в. разумеет бытие пассивное и безгласное, личностное же начало понимается как активное и говорящее бытие.) В литературных произведениях эти два начала неравноп равны: в центре находится не «мертвая природа», а реальность живая, человеческая, личностная (пусть лишь потенциально).

Мир произведения составляет неотъемлемую грань его формы (конечно же, содержательной). Он находится как бы между собственно содержанием (смыслом) и словесной тканью (текстом). Заметим, что слово «мир» используется в литературоведении и в ином, более широком значении - «как синоним творчества писателя, своеобразия того или иного жанра: мир Пушкина, Лермонтова, рыцарского романа, научной фантастики и т.д.» .

Понятие «художественный мир произведения» (иногда именуемый «поэтическим», или «внутренним») укоренено в литературоведении разных стран. У нас оно было обосновано Д.С. Лихачевым . Важнейшие свойства мира произведения - его нетождественность первичной реальности, участие вымысла в его создании, использование писателями не только жизнеподобных, но и условных форм изображения (см. с. 94–96). В литературном произведении царят особые, собственно художественные законы. «Пусть мы имеем дело с миром совершенно ирреальным, - писал У. Эко, комментируя свой роман «Имя розы», - в котором ослы летают, а принцессы оживают от поцелуя. Но при всей произвольности и нереалистичности этого мира должны соблюдаться законы, установленные в самом его начале <...> Писатель - пленник собственных предпосылок» .

Мир произведения - это художественно освоенная и преображенная реальность . Он многопланов. Наиболее крупные единицы словесно-художественного мира - персонажи, составляющие систему, и события, из которых слагаются сюжеты. Мир включает в себя, далее, то, что правомерно назвать компонентами изобразительности (художественной предметности): акты поведения персонажей, черты их наружности (портреты), явления психики, а также факты окружающего людей бытия (вещи, подаваемые в рамках интерьеров; картины природы - пейзажи). При этом художественно запечатлеваемая предметность предстает и как обозначенное словами внесловесное бытие, и как речевая деятельность, в виде кому-то принадлежащих высказываний, монологов и диалогов (см. с. 196–201). Наконец, малым и неделимым звеном художественной предметности являются единичные подробности (детали) изображаемого , порой четко и активно выделяемые писателями и обретающие относительно самостоятельную значимость. Так, Б.Л. Пастернак замечал, что в стихах А.А. Ахматовой его чарует «красноречие подробностей». Он придавал деталям в поэзии некий философический смысл. Последние строки стихотворения «Давай ронять слова...» («<...> жизнь, как тишина/ Осенняя, - подробна») предварены суждением о «боге деталей» как «всесильном боге любви».

От эпохи к эпохе предметный мир произведений все шире и настойчивее осваивается в его мельчайших подробностях. Писатели и поэты как бы вплотную приближаются к изображаемому.

Когда сюда на этот гордый гроб
Придете кудри наклонять и плакать

По поводу этих строк из пушкинского «Каменного гостя» Ю.К. Олеша заметил: «Кудри наклонять» - это результат обостренного приглядывания к вещи, несвойственного поэтам тех времен. Это слишком «крупный план» для тогдашнего поэтического мышления <...> Во всяком случае, это шаг поэта в иную, более позднюю поэтику» .

Своего рода максимума детализация изображаемого достигла в литературе второй половины XIX столетия - и на Западе, и в России. Знаменательно утверждение Л.Н. Толстого, что воздействие на читателя «только тогда достигается и в той мере, в какой художник находит бесконечно малые моменты, из которых складывается произведение искусства»

ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. МИР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

Мир литературного произведения (или предметный мир, предметная изобразительность) – сторона художественной формы, которую мы мысленно можем отграничить от словесного строя.

Мир литературного произведения – это воссозданная в произведении посредством речи и при участии вымысла предметность . Мир произведения составляет реальность как «вещную», так и «личностную», т.е. включает не только материальную данность, но и сознание человека.

Мир произведения представляет собой систему, так или иначе соотносимую с реальным миром: в него входят люди, с их внешними и внутренними (психологическими особенностями), события, природа (живая и неживая), вещи, в нем есть время и пространство. Предметная изобразительность свойственна всем родам литературы, но наиболее развита и наиболее автономна (а значит и наиболее легко выделяема) в эпосе и драме, где есть система персонажей и сюжет.

Мир произведения – это художественноосвоенная и преображенная реальность.

ВНУТРЕННИЙ МИР ХУЛОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Д.С. Лихачев. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы, № 8, 1968. – С. 74-87

«Внутренний мир произведения словесного искусства (литературного или фольклорного) обладает известной художественной цельностью . Отдельные элементы отраженной действительности соединяются друг с другом в этом внутреннем мире в некоей определенной системе, художественном единстве.

Каждое художественное произведение (если оно только художественное!) отражает мир действительности в своих творческих ракурсах . И эти ракурсы подлежат всестороннему изучению в связи со спецификой художественного произведения и прежде всего в их художественном целом. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: «верно или неверно» - и восхищаться только верностью, точностью, правильностью. Внутренний мир художественного произведения имеет еще свои собственные взаимосвязанные закономерности, собственные измерения и собственный смысл, как система.

Конечно, и это очень важно, внутренний мир художественного произведения существует не сам по себе и не для самого себя. Он не автономен. Он зависит от реальности, «отражает» мир действительности, но то преобразование этого мира, которое допускает художественное произведение, имеет целостный и целенаправленный характер . Преобразование действительности связано с идеей произведения , с теми задачами, которые художник ставит перед собой. Мир художественного произведения - результат и верного отображения, и активного преобразования действительности . B своем произведении писатель создает определенное пространство, в котором происходит действие. Это пространство может быть большим, охватывать ряд странна романе путешествий или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантастических и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными «географическими» свойствами, быть реальным (как в летописи или историческом романе) или воображаемым, как в сказке. Писатель в своем произведении творит и время, в котором протекает действие произведения. Произведение может охватывать столетия или только часы. Время в произведении может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться «пустым», редко «населенным» событиями.



В произведениях может быть и свой психологический мир, не психология отдельных действующих лиц, а общие законы психологии, подчиняющие себе всех действующих лиц, создающие «психологическую среду», n которой развертывается сюжет. Эти законы могут быть отличны от законов психологии, существующих в действительности, и им бесполезно искать точные соответствия в учебниках психологии или учебниках психиатрии. Так, свою психологию имеют герои сказки: люди и звери, а также фантастические существа. Им свойствен особый тип реакции на внешние события, особая аргументация и особые ответные действия на аргументы антагонистов. Одна психология свойственна героям Гончарова, другая - действующим лицам Пруста, еще иная - Кафки, совсем особая - действующим лицам летописи или житий святых. Психология исторических персонажей Карамзина или романтических героев Лермонтова - также особая. Все эти психологические миры должны изучаться как целое.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные