Пьер безухов как сильная личность. Пьер Безухов: характеристика персонажа. Жизненный путь, путь исканий Пьера Безухова

Пьер принадлежит к числу тех людей,

ко-торые сильны только тогда,

когда они чувству-ют себя вполне чистыми.

Л. Толстой. Дневник

На страницах романа Л. Н. Толстого «Война и мир» мы встречаемся со многими людьми, претерпевающими в ходе различных событий нравственную эволюцию, разви-тие идей, изменение мировоззрения. Один из таких лю-дей — Пьер Безухов, жизненный путь которого был сло-жен и труден, но в котором никогда не гасла жажда само-совершенствования, развития личности, поиска свободы и истины.

Воспитанный за границей незаконнорожденный сын графа Безухова, Пьер предстает перед нами свободно мыс-лящим человеком, но достаточно далеким от реальной русской действительности, в результате чего становится послушной игрушкой в руках хитрых и бесчестных людей.

Воспитанный на идеях французских просветителей, Бе-зухов полностью отрицает бога, но ему, как каждому рус-скому человеку, необходима какая-то вера. Так он стано-вится масоном. Легко поддавшись внешнему очарованию масонства, Пьер почти счастлив. Он ощущает себя силь-ным, потому что теперь может разобраться, где правда, а где ложь. Однако Пьеру потребовалось не так много вре-мени, чтобы понять, что проповедующие бедность и пра-вильность жизни сами живут во лжи, и все их ритуалы лишь прикрывают фальшь их поведения, стремление из-влечь собственную выгоду.

Одно время Пьера чрезвычайно привлекал образ Напо-леона — ему тоже хотелось идти напролом, быть сильным и непобедимым. Однако с началом Отечественной войны 1812 года это увлечение проходит, Пьер понимает, что по-клонялся деспоту и злодею, а значит — пустому идолу. Оставаясь в Москве, Пьер даже проникается идеей убить Наполеона, но его замысел не удается, и Безухов попадает в плен к французам.

В плену Пьер Безухов знакомится с Платоном Карата-евым, и этот человек дает ему совершенно новое понима-ние мира и роли человека в нем, отвечая на вопросы: для чего жить и что такое я? Безухов лишь развивает и углуб-ляет для себя это новое понимание: «Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял счастье своей жизни».

Толстой писал: «Нет величия там, где нет простоты, добра, и правды». И весь смысл идейно-нравственной эво-люции Пьера Безухова состоит в постепенном преодоле-нии индивидуалистического самоутверждения, в самоотре-чении ради блага и пользы других.

После окончания войны Пьер женится на Наташе Рос-товой. И она, после своих страданий, и он, после всех не-счастий и сомнений, обретают в своей любви настоящее счастье. Но Пьер не успокаивается и вступает в тайное общество. Возможно, вскоре, «взявшись рука об руку с теми, которые любят добро», он выйдет на Сенатскую площадь.

Для Толстого чрезвычайно важными являются не толь-ко итоги исканий героев, но и пути, которыми они прошли, так как пути эти раскрывают подлинное содержание жиз-ни, ярко освещают реальные отношения, существующие в мире. Своеобразен поиск истины и у Пьера Безухова, но его диктовало время, обстоятельства, окружающие люди, поэтому он не менее важен для нас, чем те истины, кото-рые постиг герой к моменту нашего с ним расставания.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • схема эволюции пьера безухова в романе война и мир
  • Война и мир эволюция личности пьера безухова
  • эволюция личности пьера безухова цитаты
  • идейно-нравственная эволюция личности пьера безухова
  • война и мир про пьера безухова масоны 1812

Пьер принадлежит к ҹислу тех людей, которые сильны только тогда, когда они ҹувствуют себя вполне ҹистыми.

Л. Толстой. Дневник

На страницах романа Л. Н. Толстого "Война и мир" I мы встреҹаемся со многими людьми, претерпевающими в ходе разлиҹных событий нравственую эволюцию, развитие идей, изменение мировоззрения. Один из таких людей Пьер Безухов, жизненный путь которого был сложен и труден, но в котором никогда не гасла жажда самосовершенствования, развития лиҹности, поиска свободы и истины.

Воспитанный за границей незаконнорожденный сын графа Безухова, Пьер предстает перед нами свободно мыслящим ҹеловеком, но достатоҹно далеким от реальной русской действительности, в результате ҹего становится послушной игрушкой в руках хитрых и бесҹестных людей.

Воспитанный на идеях французских просветителей, Безухов полностью отрицает бога, но ему, как каждому русскому ҹеловеку, необходима какая-то вера. Так он становится масоном. Легко поддавшись внешнему оҹарованию масонства, Пьер поҹти сҹастлив. Он ощущает себя сильным, потому ҹто теперь может разобраться, где правда, а где ложь. Однако Пьеру потребовалось не так много времени, ҹтобы понять, ҹто проповедующие бедность и правильность жизни сами живут во лжи, и все их ритуалы лишь прикрывают фальшь их поведения, стремление извлеҹь собственную выгоду.

Одно время Пьера ҹрезвыҹайно привлекал образ Наполеона ему тоже

Хотелось идти напролом, быть сильным и непобедимым. Однако с наҹалом Отеҹественной войны 1812 года это увлеҹение проходит, Пьер понимает, ҹто поклонялся деспоту и злодею, а знаҹит пустому идолу. Оставаясь в Москве, Пьер даже проникается идеей убить Наполеона, но его замысел не удается, и Безухов попадает в плен к французам.

В плену Пьер Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, и этот ҹеловек дает ему совершенно новое понимание мира и роли ҹеловека в нем, отвеҹая на вопросы: для ҹего жить и ҹто такое я? Безухов лишь развивает и углубляет для себя это новое понимание: "Я жил для себя и погубил свою жизнь. И только теперь, когда я живу... для других, только теперь понял сҹастье своей жизни".

Толстой писал: "Нет велиҹия там, где нет простоты, добра, и правды". И весь смысл идейно-нравственной эволюции Пьера Безухова состоит в постепенном преодолении индивидуалистиҹеского самоутверждения, в самоотреҹении ради блага и пользы других.

После оконҹания войны Пьер женится на Наташе Ростовой. И она, после своих страданий, и он, после всех несҹастий и сомнений, обретают в своей любви настоящее сҹастье. Но Пьер не успокаивается и вступает в тайное общество. Возможно, вскоре, "взявшись рука об руку с теми, которые любят добро", он выйдет на Сенатскую 1лощадь.

Для Толстого ҹрезвыҹайно важными являются не только итоги исканий героев, но и пути, которыми они прошли, рак как пути эти раскрывают подлинное содержание жизни, ярко освещают реальные отношения, существующие в ире. Своеобразен поиск истины и у Пьера Безухова, но fero диктовало время, обстоятельства, окружающие люди, поэтому он не менее важен для нас, ҹем те истины, кото-ie постиг герой к моменту нашего с ним расставания.

Человеческая жизнь сложна и многогранна. Во все времена были нравственные ценности, переступить через которые значило навсегда навлечь на себя позор и презрение. Достоинство человека проявляется в его стремлении к высоким целям. Свое сочинение мне бы хотелось посвятить герою романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир» Пьеру Безухову. Этот удивительный человек не может не вызывать интереса. Пьер сосредоточен на своей личности, однако он не погружен в себя. Он живо интересуется жизнью вокруг. Для него очень остро стоит вопрос: «Для чего жить и что такое я»? Этот вопрос имеет для него очень важное, решающее значение. Безухов задумывается о бессмысленности жизни и смерти, о том, что найти смысл бытия невозможно; об относительности всяких правд. Пьеру чуждо светское общество, в пустом и бессмысленном общении он не может найти свою правду.

Вопросы, которые мучают Пьера, не могут быть решены благодаря только лишь теоретическим рассуждениям. Даже чтение книг тут не может помочь. Пьер находит ответы на свои вопросы только в реальной жизни. Человеческие страдания, про-тиворечия, трагедии, - это все неотъемлемые составляющие самой жизни. И Пьер полностью погружается в нее. Он приближается к истине, находясь в эпицентре со-бытий, трагических и страшных* На духовное становление Безухова, так или, иначе влияет война, пожар Москвы, французский , страдания людей, с которыми он сталкивается очень близко. Пьеру выпадает возможность практически вплотную стол-кнуться с народной жизнью. И это не может оставить его равнодушным.

Во время пути в Можайск Пьером овладевает особое чувство: «чем глубже по-гружался в это море войск, тем больше им овладевала тревога беспокойство и не испытанное еще им новое радостное чувство... Он испытывал теперь приятное чувство сознания того, что все, что составляет людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то...».

На Бородинском поле Пьер понял «...весь смысл и все значение этой войны и предстоящего сражения... Он понял ту скрытую (1а(еп1е), как говорится в физике, теплоту патриотизма, которая была во всех тех людях, которых он видел, и которая объясняла ему то, зачем все эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

После того, как Пьер был рядом с солдатами, проникся их мужеством, ему стало казаться самым правильным и мудрым слиться с ними, с простыми, но мудрыми в своем понимании жизни, людьми. Не случайно он говорит: «Солдатом быть, простым солдатом!... Войти в эту общую жизнь всем существом, проникнуться тем, что делает их такими».

На протяжении всей жизни у Пьера было много увлечений, разочарований. Был период, когда Пьер восхищался Наполеоном; также был период увлечения масонством. Однако в процессе нравственного перерождения Пьер отказывается от былых увлечений, приходит к идеям декабризма. На его становление огромное влияние оказало общение с простым народом. С самых первых минут знакомства с Пьером мы понимаем, что перед нами незаурядная, искренняя, открытая натура. Пьер неловко себя чувствует в светском обществе, и общество не принимает его за своего, несмотря на даже на богатое наследство, полученное Безуховым от отца. Он непохож на завсегдатаев светских салонов. Пьер слишком сильно от них отличается, чтобы быть стать своим.

В процессе общения с солдатами, главным образом, с Платоном Каратаевым Пьер Безухов начинает лучше понимать жизнь. Теперь его размышления уже не являются абстрактными, умозрительными. Он желает направить свои силы на реальные действия, которые могли бы помочь другим. Например, Безухов стремится помочь тем, кто пострадал от войны. А в эпилоге он вступает в тайное общество декабристов. На это решение, очевидно, повлияло все, что он видел в процессе общения с простыми людьми. Теперь Безухов хорошо понимает все противоречия жизни, и по мере возможности желает с ними бороться. Он говорит: «В судах воровство, в армии одна палка: шагистика, поселения, мучат народ, просвещение душат. Что молодо, честно, то губят!».

Пьер не просто понимает и осуждает все противоречия и недостатки жизни. Он уже достиг того нравственного и духовного развития, когда очевидными и не-обходимыми являются намерения изменить существующую действительность: «пусть будет не одна добродетель, но независимость и деятельность».

Нравственные искания Пьера Безухова делают его образ особенно интересным для нас. Известно, что сама Пьера послужила основой замысла романа «Война и мир». Тот факт, что образ Пьера показан в развитии, говорит об особом расположении к нему автора. В романе статичными являются те образы, которые не взывают у писателя теплых чувств.

Пьер не может не восхищать читателей своей добротой, искренностью, прямотой. Бывают моменты, когда его отвлеченные рассуждения, оторванность от жизни, кажутся непонятными. Но в процессе своего развития он преодолевает слабые стороны своей натуры и переходит от необходимости размышлений к необходимости действий.

Пьер Безухов - один из самых любимых героев Л.Н. Толстого. Его духовные поиски носят вселенский характер и в метафизическом плане романа этот образ является ключевым для понимания смысла великой эпопеи.

Одним из ценных качеств человека Л.Н. Толстой считал способность к внутреннему изменению, стремление к самосовершенствованию. Поэтому мы видим, что его любимые герои - Наташа Ростова, князь Андрей Болконский, Пьер Безухов - меняются, эволюционируют, а противопоставленные им образы статичны.

Пьер - натура эмоциональная и мечтательная. Он умный, исключительно добрый, но в то же время рассеянный и слабохарактерный человек. Его главная цель - поиск "согласия с самим собой", спокойной гармоничной жизни, которая приносила бы ему моральное удовлетворение, но сама его жизнь при этом полна взлетов и падений, радостных надежд и горьких разочарований.

От природы Пьер чересчур податлив, мягок, склонен к сомнениям, поэтому светская жизнь а ее соблазнами затягивает его, он становится ведом ею, погрязая в кутежах и разгулах, но в то же время понимает никчемность такой жизни. С ужасом Пьер обнаруживает, что из многообещающего молодого человека превратился в обыкновенного помещика-трутня: "Все в нем самом и вокруг него представилось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным".

Безухов находится в постоянном поиске правды жизни, смысла человеческого существования. Те вопросы, о которых иные даже не задумывались, ему, напротив, не давали покоя. Бесконечные духовные искания привели его в масонскую ложу. Все, что говорили ее представители, казалось Пьеру тогда истиной в последней инстанции, несмотря на то что многое из окружавшей их сложной символики было ему малопонятно. Масонство, как и все для Пьера, не маска и не средство для продвижения вверх по служебной лестнице, - вся душевная работа предшествующих лет вылилась в искреннее и сильное чувство причастности к "огромному гармоническому целому". Это была счастливая пора в его жизни, когда он видел смысл существования в религиозной истине. "Надо жить, надо любить, надо верить", - говорит он своему другу Болконскому в Богучарове. Но позднее Пьер переживает разочарование в масонстве, понимая его фальшь и неискренность.

Война 1812 года, сломавшая все прежние устои, ставшая испытанием для каждой отдельной личности, не минула и Пьера, прервав его бесцельную жизнь. С радостью бросает он "богатство, удобство, комфорт, составляющий счастье многих людей в мирное время", и идет на войну.

Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Пьера Безухова - это тоже решающий момент. Он, не будучи военным, принимает участие в сражении. Его глазами Толстой передает свое понимание исторической жизни России.

Пьер задумал убить Наполеона и с этой целью остается в Москве, но попадает в плен. В плену он встречается с Платоном Каратаевым, и знакомство это ознаменовало сближение любимого героя Толстого с народом. В плену он "...узнал не умом, а всем существом своим, жизнью, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом, в удовлетворении естественных человеческих потребностей..."

Испытывая физические лишения, Пьер с каждым днем становился все счастливее и счастливее, так как понял, что жить на свете - огромное счастье. Пьер всегда искал смысл жизни: "Он искал его в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге, самопожертвовании, в романтической любви к Наташе. Он искал это путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его". И вот, наконец, благодаря Платону этот вопрос разрешен. Пьер обретает "те спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде".

В эпилоге лишь подтверждается тот урок, который Пьер усвоил во время Отечественной войны 1812 года. Непосредственность, одухотворенная чувственность Наташи сходны с народной чуткостью и отзывчивостью Платона Каратаева, недаром Пьер замечает своей молодой жене, что Каратаев, будь он жив сейчас, одобрил бы их семейную жизнь. "Он так желал видеть во всем благообразие, счастье, спокойствие, и я с гордостью показал бы ему нас", - говорит герой, но на вопрос Наташи: "А одобрил бы он тебя сейчас?" - отвечает отрицательно. Пьер возвращается к своим духовным исканиям "путем мысли". Благообразие, воспринятое от Каратаева, удержалось в семейной жизни Безуховых. В отличие от мертвой сущности первой жены Пьера, Элен, Наташа - духовно богатая личность, воплощение главного достоинства женщины - способности любить, понимать, чувствовать. Она "растворилась" в своем муже, искренне жила его интересами. Семья, показанная в эпилоге Толстым, - маленькая модель мира, без которой невозможно существование. Сведя под крышей одного дома Болконских, Ростовых и Пьера Безухова, Толстой подчеркивает свою главную мысль: семья является высшей формой духовного единения людей.

Мы узнаем, что Пьер бесконечно счастлив, но выказывает желание вступить в тайное общество. Таким образом, автор дает нам понять, что ничего еще не решено окончательно, рано подводить итог. Да и невозможно, ведь жизнь не стоит на месте. Жизнь героя показана в динамике, в беспрестанном движении. Главное противоречие вновь звучит в финале романа - противоречие между жизнью сознательной и жизнью непосредственной, жизнью разумом и жизнью сердцем.

Пьер не останавливается на достигнутом, он продолжает искать что-то новое. Но теперь идет уже не каратаевским, а своим собственным путем: "Он выучился видеть великое, вечное и бесконечное во всем... и радостно ощущал вокруг себя вечно изменяющуюся, вечно великую, непостижимую и бесконечную жизнь. И чем ближе он смотрел, тем больше он был спокоен и счастлив".

Идейно-нравственная эволюция личности Пьера Безухова

Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» - величайшее эпическое произ­ведение мировой литературы XIX века. Действие его длится на протяже­нии пятнадцати лет. Немногим писателям удавалось соединить описа­ние крупнейших событий истории со сценами повседневной жизни геро­ев произведения, чтобы они не затмевали друг друга, а гармонично сли­вались в единое целое. Для Толстого жизнь одного человека и есть историческая жизнь всей нации. Однако в бушующем море лиц, напол­няющих роман, выделяется личность, являющаяся центральной в произведении, - это Пьер Безухов.

Читатель знакомится с Пьером в первой же главе романа, в велико­светском салоне Анны Павловны Шерер. Именно в этой «прядильной мастерской», наполненной безучастными людьми - «веретенами», вы­деляются так контрастирующие с этим обществом искренность и естест­венность Пьера. «Один живой человек среди всего нашего света», - го­ворит о Пьере князь Андрей Болконский.

Пьер, незаконнорожденный сын графа Безухова, три месяца назад вернулся из-за границы и не определил пока своей будущей карьеры. Характер его еще не сформировался, он молод, плохо знает жизнь и по­чти не разбирается в людях. Поскольку Пьер был лишен семьи, то у него постоянно возникает потребность в учителе, наставнике. Но стремление обрести духовную поддержку не мешает Пьеру сохранить свою индиви­дуальность и идти по жизни своим собственным путем.

Первым серьезным ударом судьбы для Пьера была женитьба на Элен. Он оказался безоружным против коварства, лживости Курагиных, зама­нивших его в свои сети. Но нравственно Пьер оказался много выше этих людей: вину за случившееся он взял на себя. В дальнейшем так будет всегда.

Переломным событием в жизни Пьера можно считать дуэль с Долохо­вым. Приняв чужие правила игры, он серьезно задумался над своей жизнью и пришел к выводу, что он лгал самому себе. Это привело Пьера к стремлению повернуть свою судьбу в иное нравственное русло.

В душе Пьера «свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он перечеркнул прошлое, но не знал, каким будет буду­щее. «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что надо ненавидеть?

Для чего жить и что такое я…» В этот кризисный момент Пьер встретил масона Осипа Алексеевича Баздеева, и новая, как ему казалось, очи­щающая звезда засияла над ним.

Не сразу и не вдруг пришло разочарование в масонстве. Пьер столк­нулся с лицемерием, карьеризмом, увлечением внешними атрибутами обрядов, а главное, он не чувствовал связи с реальной, повседневной жизнью. В это же время он потерпел неудачу в своих благих намерениях изменить положение крепостных крестьян - Пьер оказался слишком далек от народных бед и проблем. Вновь пришла неудовлетворенность собой, та движущая сила, которая не давала погаснуть в нем духовному огню. Таким читатели застают Пьера на пороге Отечественной войны 1812 года, которая стала для многих героев романа судьбоносным пере­ломным этапом.

Не случайно Бородинское сражение мы видим отчасти глазами Пье­ра, невоенного человека, который не смог не быть там, где решалась судьба его Отечества. Здесь граф Безухов сблизился с простыми солдата­ми. Его поразили их бесстрашие, стойкость и доброта. Они были нравст­венно выше и чище Пьера. Он начал задумываться над тем, как стать по­хожим на них, «как скинуть с себя все это лишнее, дьявольское, все бре­мя этого внешнего мира».

Потом была поруганная Москва, и романтическая идея убийства Напо­леона, и спасение девочки, и драка с французами, и плен. В плену Пьер стал свидетелем бессмысленной и жестокой казни русских пленных. Это потрясение словно выдернуло пружину, на которой в его душе держалась вера в жизнь, в Бога, в человека. И Пьер чувствовал, что не сможет сам возродить эту веру. Спасла его встреча с Платоном Каратаевым.

«Прежде разрушенный мир теперь с новою красой на каких-то новых и незыблемых основах двигался в его душе». Изумленный и очарован­ный, Пьер наблюдал за Платошей и видел его удивительное добросерде­чие и трудолюбие, он слушал его песни и поговорки, погружаясь в мир народной жизни. Пьер чувствовал, что нашел успокоение и согласие с самим собой, которое так долго искал. Он увидел, как близко счастье, к которому он стремился. Оно было в удовлетворении самых простых и ес­тественных потребностей человека. Встреча с Каратаевым помогла Пье­ру ощутить себя частицей целого огромного мира: «И все это мое, и все это во мне, и все это я!»

Пьер Безухов вернулся домой нравственно обновленным. Он осознал, что цель и смысл жизни это и есть сама жизнь, во всех своих проявлени­ях. «Жизнь есть все. Жизнь есть Бог». Пьер научился видеть великое и вечное в мелком и житейском. Он научился любить и понимать людей, и они тянулись к нему.

Все это время в душе Пьера жила нежная и восхищенная любовь к Наташе. Они оба изменились за время войны, но эти духовные перемены только сблизили их. Так родилась новая семья - семья Безуховых.

В эпилоге мы видим Пьера, увлеченного радикальными идеями изме­нения общественного устройства. По замыслу Толстого герой романа должен был пережить крушение «ложных надежд» и, вернувшись из ссылки в Сибирь, прийти к пониманию подлинных законов жизни.

В образе Пьера Безухова Толстой раскрыл нам, с одной стороны, харак­терную личность своей эпохи, с другой - показал нравственные иска­ния человека, ищущего свой путь в бурлящем житейском океане. Толь­ко стремление к самосовершенствованию могло привести героя, по мне­нию автора, к таким высоким духовным рубежам.

Здесь искали:

  • эволюция личности пьера безухова
  • эволюция пьера безухова


В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные