Пиотровский – Патриарху Кириллу: «Согласие в обществе важнее Исаакиевского собора. Пиотровский попросил патриарха повременить с передачей исаакия рпц, чтобы страсти улеглись Михаил пиотровский о передаче исаакия

Директор Государственного Эрмитажа, раннее , обстоятельно объяснил свою позицию.

Я не раз говорил, что наше общество больно, и болезнь протекает все тяжелее. Поводов, вызывающих скандалы, хватает, но степень истеричности растет. Надо думать, как этот процесс не стимулировать, а ослаблять.

Не впервые в яростных спорах фигурирует Исаакиевский собор. В этом смысле он важный пример. Собор стоит в Петербурге и никуда не денется. Вопрос передачи его церкви обсуждается давно. Можно понять, когда кричат по острым политическим ситуациям. Но политики из-за Исаакиевского собора несут чушь, способную погубить их репутацию. Те, кто все это слушает или читает, воспринимают по большей части хамские выступления. Из-за истерии уходит понимание важных нюансов.

В результате обиженными оказываются все. Оскорбленные чувства - характерный признак времени. Эмоции, на мой взгляд, не должны здесь фигурировать, в том числе и со стороны представителей церкви. Слава богу, там есть понимание сложности проблемы.

«По закону, так или иначе то, что положено, будет передаваться церкви»

В отношении Исаакия у Союза музеев России своя политика. Не берусь утверждать, правильная или нет, но она давняя и продуманная. Кому-то она не нравится, другие ее не понимают. Даже слова не всегда воспринимаются верно. Люди перестали понимать русский язык.

Когда так неожиданно начался очередной виток конфликта в связи с Исаакиевским собором, мы опубликовали заявление петербургских музейщиков. В нем ставились вопросы, которые нас задели. Первое и самое главное - закрывается музей. Для нас это важно не меньше, чем для церкви открытие храма. Второе обстоятельство - Союз музеев находится в диалоге с Православной церковью. Мы встречались с Патриархом, у нас есть соглашение с Духовной академией. С представителями церкви мы взаимодействуем на разных форумах, участвуем в совместных программах. На кафедре музейного дела в Университете есть постоянная конференция «Музеи и церковь», где обсуждаются проблемы: что такое церковный музей, музейная деятельность в соборе... Музеи и церковь общаются без воплей и истерик. Мы считали, что в Исаакиевском соборе достигнут компромисс, который надо развивать. Можно сделать его полноценно действующим храмом, не выкидывая музей. У собора важная историко-культурная функция, которую поддерживает музей.

Соборы Петербурга не просто храмы, у них особое значение. В ведомстве Императорского двора они находились не потому, что у церкви не хватало денег на их содержание. У них особый историко-культурный статус. В Петропавловском соборе похоронены русские императоры. Туда приходят им поклониться. Казанский собор - памятник победе в войне 1812 года, в нем похоронен Кутузов. В этом его особый смысл. Не случайно архитектура этих соборов не привычная, не совсем православная. Она дополняет имперское, сакральное значение Петербурга. Эта сакральность выше религиозной. Она государственная, признак города-столицы. Понижение значения соборов до приходских храмов - шаг к провинциализации Петербурга.

Исаакиевский собор основан в день рождения Петра, расположен рядом с «Медным всадником», это памятник основателю нашего города. Здесь все имеет особый смысл, который должен воплощаться в музее.

«Произошло оскорбление чувств не только верующих»

Нам казалось, что компромисс музея и церкви в Исаакиевском соборе достигнут. Там идут службы, их количество расширяется. Императрицу Марию Федоровну отпевали в Исаакиевском соборе. Мы удивлены тем, что диалог прервался. Произошло оскорбление чувств не только верующих.

Нам казалось, что и в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» с церковью достигнут компромисс. Сакральность Херсонеса иная. В случае с Исаакием к религиозной сакральности собора добавляется историческая. В Херсонесе церковная сакральность - небольшая часть истории важнейшего памятника России, источника нашей гордости, права называться Европой. К согласию там пришли не без споров. К примеру, непростым решением для музея было открыть свободный вход на территорию заповедника, чтобы верующие шли в храм. Дело даже не в том, что это лишает музей большой части дохода. Создается хаотическое, неуправляемое движение по его территории. Музей на это пошел. Вдруг возникло требование отдать церкви все монастырские здания. Хорошо, что церковь тут же дала понять: предстоит неспешное обсуждение. Это правильная позиция.

По закону, так или иначе то, что положено, будет передаваться церкви. Речь идет о доброй воле. Петербургские музеи, повторю, заявили о том, что огорчены уничтожением музея в Исаакиевском соборе, как и некоторым изменением политики городских властей, которое ставит нас в тупик. И все же диалог необходимо продолжать.

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

В письме я просил о возможности временного отзыва требования церкви о передаче Исаакиевского собора, потому что это внесло раскол в общество. На этом фоне мы предлагаем взять паузу, чтобы все спокойно обсудить и найти мудрое решение. А обсуждать есть что.

«Истерия, поднятая вокруг, показывает, что общество нездорово»

Звучит, что собор сохранит функции туристического объекта. Но это не туристический объект, а музей. Первое, что можно сделать, сохраняя музей, - отменить плату за вход, как это сделано в Херсонесе. А затем обсуждать: можно или нет пускать людей на колоннаду, они ходят над алтарем. Допустимо ли вешать иконы в храме - памятнике монументального зодчества? Царские врата, как положено в церкви, закроют, образ за ними не будет виден. Женщины в соборе смогут ступать не везде... Все это связано с музейной ипостасью, есть о чем говорить.

Что мы наблюдаем сейчас? Наблюдаем хамство. Хамское личное мнение некоторых «активистов» представляется прессой как официальное заявление церкви.

Петербургская епархия сообщила, что она, напротив, готова к диалогу с музейщиками, признает их право на такой диалог, а мнение отдельного своего представителя не считает официальным.

Таковы факты. Диалог мы будем продолжать. Намечено много «круглых столов» и мероприятий, связанных с художественными ценностями, с ритуальным искусством, с проблемой кощунства... Исаакиевский собор в эти сюжеты не входит.

Постепенно правильные решения будут найдены. Исаакиевский собор себя защитит. Меня беспокоит истерия, поднятая вокруг него. Она показывает, что общество нездорово, много сил, которые пытаются это использовать.

Накатывает следующая волна истерики в стране, теперь уже по поводу хиджабов. Она может быть сильнее борьбы вокруг Исаакия. Крайне важно не возбуждать эмоции, продолжать диалог. К сожалению, с разных сторон есть желающие помешать. Кого-то раздражает разумность, кому-то выгоден конфликт.

Надо исходить из того, что мы живем в имперской столице. Есть множество рецептов, как здесь функционировала церковь. Добиваться согласия надо, сдерживая эмоции.

16:00 — REGNUM Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский полагает, что характер спора о передаче Исаакиевского собора в распоряжение РПЦ является признаком утраты Санкт-Петербургом своих столичных качеств.

Юлия Карнаева © ИА REGNUM

«Происходит дикая провинциализация города Петербурга», — заявил он 31 января на пресс-конференции в петербургском пресс-центре ТАСС.

Такой вывод Пиотровский сделал из методов ведения дискуссии по вопросу судьбы Исаакиевского собора отдельными представителями общественности и церкви, уточняет агентство.

Как сообщало ИА REGNUM , Михаил Пиотровский обратился с письмом к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором попросил временно отозвать ходатайство о передаче Русской православной церкви Исаакиевского собора. Это, по мнению президента Союза музеев России, позволит остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение.

После этого глава отдела по взаимоотношениям церкви и общества Санкт-Петербургской епархии, протоиерей Александр Пелин в достаточно жесткой форме посоветовал Пиотровскому «больше заниматься историческими традициями Эрмитажа как одного из лучших музеев мира, а не устраивать там провокационные выставки».

«Очень печально, что такой высокий чиновник не понимает самого смысла и символического значения Исаакиевского собора», — сказал Пелин агентству «Интерфакс».

В то же время директор Эрмитажа заявил сегодня, что глава РПЦ, которому и было адресовано его письмо, выразил готовность к ведению диалога.

«Епархия так же, как патриарх, сказала о том, что готова обсуждать с музейным сообществом все вопросы, связанные с музейными делами ‑ и с Исаакием тоже. И также написано, что мнение отдельных представителей духовенства не является общим мнением епархии», — сказал Пиотровский на пресс-конференции.

Напомним, 10 января стало известно, что власти Петербурга решили передать Исаакиевский собор в распоряжение РПЦ. Предполагается, что Исаакий передадут Церкви в безвозмездное пользование сроком на 49 лет не позднее первой половины 2019 года. При этом Санкт-Петербург останется собственником собора. Как стало известно, решение о передаче собора принял губернатор Полтавченко после личного обращения к нему патриарха Кирилла.

Руководство Русской православной церкви гарантировало властям Петербурга продолжение профессиональной музейной деятельности в Исаакиевском соборе и доступность храма для посещения всеми желающими.

Однако оппоненты передачи собора в руки РПЦ начали кампанию по противодействию передаче Исаакия РПЦ. Они заявляют, что это решение приведет к утрате музейных фондов, увольнению сотен сотрудников музея «Исаакиевский собор», потере источника финансирования реставрации собора и неоправданным расходам городского бюджета на содержание собора, который перестанет приносить доход в качестве музея.

Директор Эрмитажа и глава Союза музеев России призвал церковь временно отозвать ходатайство о передаче храма

Фото: Тимур ХАНОВ

Изменить размер текста: A A

СОБОР РАСКОЛОЛ ПЕТЕРБУРГ

Закон о передаче РПЦ имущества религиозного назначения приняли в ноябре 2010 года. За прошедшие с того момента шесть с хвостиком лет церкви вернули тысячи зданий. Но, пожалуй, ни одно из таких решений не вызвало такого резонанса, как ходатайство о передаче РПЦ Исаакиевского собора .

Напомним, первые слухи о том, что вопрос решен в пользу РПЦ появились буквально за пару дней до новогодних каникул. Противники передачи собора активизировались: снова начали собирать подписи под петицией, готовить обращения чиновникам разных эшелонов власти. Но было поздно. 12 января на сайте Комитета по имущественным отношениям Смольного появился официальный документ о передаче Исаакиевского собора РПЦ. Датированный – на минуточку! – еще 30 декабря.

За каких-то пару недель, которые прошли с того момента, общество буквально раскололось пополам. Дошло уже и до перехода на личности, а также намеков на конфессиональную принадлежность противников губернаторского решения. Этим очень обеспокоен директор Эрмитажа и Президент Союза музеев России Михаил Пиотровский . В письме, с которым он обратился к Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу, Михаил Борисович просит остановить общественное противостояние, пожалуй, единственно возможным в этой ситуации способом.

ОТОЗВАТЬ ХОДАТАЙСТВО

Предполагаемая передача собора вызвала противоречивую реакцию в обществе, спровоцировала публичные конфликты и противостояние людей с разным отношением к этой проблеме, - пишет Пиотровский. – Мир в душах людей и согласие в обществе важнее любого имущества. Нужно найти мудрое и справедливое решение.

И предлагает рассмотреть вопрос о временном отзыве ходатайства Санкт-Петербургской Епархии о передаче Исаакиевского собора.

Речь сегодня идет о считанных объектах, имеющих знаковое, особое значение не только для церкви, но и для всего многоконфессионального, многонационального российского общества, - уверен директор Эрмитажа.

ПАМЯТЬ БЛОКАДЫ

К Исаакиевскому собору у музейщиков вообще отношение особое. И об этом особенно важно помнить сегодня, в канун годовщины полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Вот цитата еще из одного заявления, на этот раз Творческого союза музейных работников Петербурга и Ленобласти . Его также возглавляет Михаил Пиотровский.

«…Мы воспринимаем Исаакиевский собор с постоянно действующей выставкой «Чтобы помнили…» как памятник подвигу музейщиков нашего города».

В годы Великой отечественной войны в Исаакиевском соборе хранилось более 120 тысяч предметов музейного значения. Сюда везли экспонаты из Петергофа , Павловска , Гатчины , Пушкина . Здесь хранились ценности из Музея истории религии, из Домика и Летнего дворца Петра Первого.

«В годы блокады в подвалах собора жили десятки музейных сотрудников из разных музеев, - вспоминают в городском Союзе музеев. – Они в труднейших условиях сохраняли для потомков и изучали доверенное им культурное наследие, готовили многочисленные выставки, поднимавшие боевой дух ленинградцев и приближавшие Победу. Именно здесь работала в годы блокады легендарный директор Павловского музея-заповедника Анна Ивановна Зеленова ; здесь она начала работу над составлением трехтомной методики реставрации Павловского дворца, которые позднее был принят за основу при восстановлении всех пригородных дворцов-музеев Ленинграда, пострадавших во время войны».

ПОТЕРЯН КОМПРОМИСС

Представители музейного сообщества недоумевают: зачем сейчас все это. Ведь за последние годы церковь и музеи научились находить компромиссы. И Исаакий – один из лучших тому примеров! Соглашение о совместной деятельности было подписано еще в 2005 году. Оно позволило развиваться и музейной и религиозной деятельностям собора. С одной стороны, почти четыре миллиона посетителей в год и доходы, с которых можно и пополнять бюджет, и проводить дорогостоящие реставрации. С другой – 640 богослужений, на которые, разумеется, прихожане шли бесплатно.

Музейщики уверены: переход собора в лоно церкви поставит на нем крест, как на музее.

«Несмотря на последние события, музейное сообщество Санкт-Петербурга и Ленинградской области надеется на то, что как Администрация города, так и Русская православная церковь найдут возможности для того, чтобы не заводить ситуацию в тупик», - сказано в заявлении.

КОНКРЕТНО

Какие ценности хранит Исаакий:

Фонды музея-памятника представлены произведениями XVIII–начала ХXI веков и насчитывают 26 459 предметов.

В составе музейного собрания: живопись, иконопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, нумизматика, документы, редкие книги, предметы истории техники.

В фондах музея хранятся уникальные живописные иконы кисти Тимолеона фон Неффа из первого яруса главного иконостаса Исаакиевского собора площадью 10,3 кв. метра каждая, которые позже были заменены мозаикой.

В собрании музея хранится уникальный экспонат – панорама Невского проспекта, созданная в 1835 году Садовниковым . Ее длина 15,6 м, она выполнена в технике литографии и иллюминирована акварелью.

Наряду с мозаиками, находящимися в интерьере Исаакиевского собора, в фондах хранятся предметы декоративно-прикладного искусства в технике флорентийской и венецианской мозаики.

В- музее имеются обширная фототека и научно-технический архив, содержащие материалы, посвященные реставрационным и ремонтными работам на музейных объектах, и истории музея.

КАК СОБОР РАСКОЛОЛ ОБЩЕСТВО

За передачу Исаакия церкви

Режиссер Владимир Бортко, кинорежиссер, депутат, первый заместитель председателя комитета по культуре Госдумы:

Передать Исаакиевский собор РПЦ надо было давно. Православная церковь как организация существует тысячу лет, и вряд ли стоит говорить о том, что она с чем-то не справится. Сегодня страну скрепляют Владимир Путин , правоохранительные органы, бюджет которых увеличивается каждый год, телевидение и РПЦ, которая и попросила передать ей главный кафедральный собор.

Депутаты петербургского Законодательного собрания (большинство)

Парламентарии приняли обращение к министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой ускорить процесс передачи. Решение прокомментировал спикер ЗакСа Вячеслав Макаров .

«Это историческое решение принято в полном соответствии с законодательством и поддержано миллионами православных верующих. Обращаясь к Министру культуры, мы, депутаты петербургского парламента, заявляем свою позицию в этом вопросе, полностью совпадающую с позицией Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Сергеевича Полтавченко . Результаты голосования говорят сами за себя – за принятие постановления проголосовало абсолютное большинство – 41 депутат из 50. Законодательное Собрание, и я лично, как Председатель петербургского парламента, разделяем ответственность за решение, восстанавливающее историческую справедливость, и за строгое исполнение федерального закона. Хочу особо отметить: собор вернет свое историческое назначение и продолжит деятельность как культурный и исторический центр мирового уровня. А вход в него, наконец-то, станет бесплатным»

Виталий Милонов, депутат Госдумы:

Церковь должна быть церковью. И государь-император ее строил церковью. Все прекрасно понимают, что музей будет работать не хуже, а даже лучше. И ходить туда будут все, вне зависимости от конфессии. Церковь существует, чтобы в нее ходило как можно больше людей. Мы будем рады любому язычнику, если он повернется к христианству. И мы уж точно не за «бабки» будем пускать, а бесплатно. Придет, посмотрит, уверует.

Против передачи

Александр Шолохов, директор музея Михаила Шолохова, депутат, заместитель председателя комитета по культуре Госдумы:

Совершенно справедливо возвращать Церкви то, что было экспроприировано, и спорить с этим бессмысленно. Но Исаакий никогда Церкви не принадлежал. Один из самых преуспевающих музеев страны, он не получает ни копейки из бюджета, а наоборот, вносит в казну около ста миллионов рублей ежегодно в виде налогов. Еще столько же тратится на реставрацию и работы по сохранению.

Станислав Говорухин, кинорежиссер, депутат, председатель комитета по культуре Госдумы:

Во мне что-то сопротивляется этому решению. Интуитивно. Наша страна на четверть мусульманская, и я сомневаюсь, что мусульманин с семьей посетит действующий православный храм. В музей пойдет, а в церковь вряд ли. Мне кажется, мы отрезаем от знакомства с культурными ценностями целый пласт населения. И странно, конечно, что памятник всемирного значения оказался в собственности горсовета, который и решает теперь судьбу музея.

Союз ученых Санкт-Петербурга:

Считаем, что передача РПЦ Государст венного музея-памятника «Исаакиевский собор»: 1) нанесет ущерб культуре и научной деятельности музея; 2) нарушает права граждан Санкт-Петербурга, мнением которых по этому вопросу руководство города даже не удосужилось поинтересоваться; 3) порождает ненужный раскол в обществе, вызывает опасения определенной клерикализации общественной жизни и противоречит Конституции Российской Федерации, провозгласившей Россию светским государством, в котором «Религиозные объединения отделены от государства…» 4) нарушает ст. 44 Конституции, согласно которой «Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям». Твердо убеждены, что передача РПЦ памятника истории, культуры и архитектуры Исаакиевского собора недопустима и должна быть остановлена.

МОСКВА, 20 февраля. /ТАСС/. Исаакиевский собор - не только храм, но и историко-культурный памятник, его назначение выходит за религиозные рамки. Такое мнение генеральный директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России Михаил Пиотровский выразил в опубликованном интервью газете "Известия ", комментируя передачу собора в пользование РПЦ.

"Исаакий - не просто храм, его назначение выходит за религиозные рамки. Он в одном ряду с Петропавловским собором, гробницей наших императоров, и Казанским собором, памятником войне 1812 года. Да, это храмы, но совершенно особого значения - это историко-культурные памятники, потому они и не были в управлении Синода, - рассказал он. - Исаакиевский собор был прекрасным примером компромисса в отношениях религии и музея. Нужно было и дальше существовать вместе, обсуждая границы этих отношений".

Передача Исаакия может поставить под сомнение сохранность его музейных функций, считает директор Эрмитажа: "Будут ли открыты Царские врата? Можно ли будет подниматься на колоннаду? Каким образом сделать, чтобы богослужения не нарушали торжественность памятника? А представляете, сколько сомнительных людей захотят быть отпетыми в этом соборе?"

По мнению Пиотровского, ситуация требует спокойного обсуждения. "Нельзя сейчас разрывать общество еще и по этому поводу...Если церкви необходимо, чтобы Исаакиевский собор все могли посещать бесплатно, то ведь это можно решить иным образом", - подытожил он.

В январе правительство Санкт-Петербурга объявило, что принято решение о передаче Исаакиевского собора в пользование РПЦ на основании подписанного в 2010 году федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения", при этом здание собора останется в собственности Санкт-Петербурга. Противники передачи собора подали иск к Смольному, в котором оспорили решение городских властей, однако суд отказал в принятии иска в производство. Петицию в интернете против передачи Исаакиевского собора РПЦ подписали более 200 тыс. человек, в Петербурге прошло несколько митингов протеста.

Союз музеев России 25 января опубликовал обращение своего президента к патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, в котором Пиотровский предложил предстоятелю рассмотреть вопрос о временном отзыве ходатайства Санкт-Петербургской епархии о передаче Исаакиевского собора. Это, по мнению президента Союза музеев России, позволит остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение. Как заявил позднее пресс-секретарь патриарха Александр Волков, "патриарх настроен на позитивный диалог со всеми заинтересованными сторонами по теме передачи Исаакия".

Директор Государственного Эрмитажа и президент Союза музеев России Михаил Пиотровский обратился с письмом к Патриарху Кириллу, в котором поставил вопрос о передаче Русской православной церкви одного из символов Санкт-Петербурга - Исаакиевского собора.

Михаил Пиотровский считает, что предполагаемая передача собора вызывает противоречивую реакцию в обществе. На его взгляд, она спровоцировала публичные конфликты и противостояние людей с разным отношением к этой проблеме.

Пиотровский подчеркивает, что в настоящий момент Русской православной церкви переданы практически все храмы и сооружения, необходимые для возрождения полноценной религиозной жизни в России. И сейчас уже речь идет о считаных объектах, имеющих знаковое, особое значение не только для Церкви, но и для всего многоконфессионального, многонационального российского общества.

Пиотровский в письме выражает убеждение, что мир в душах людей и согласие в обществе важнее любого имущества. Он предложил рассмотреть вопрос о временном отзыве ходатайства Санкт-Петербургской епархии о передаче Исаакиевского собора. Это, по его мнению, позволит остановить общественное противостояние и найти наиболее мудрое и справедливое решение.

Пресс-секретарь Святейшего Патриарха отец Александр Волков в беседе с агентством "Интерфакс-Религия" выразил удивление, что директор Эрмитажа выбрал публичную форму обращения. "Как кажется, Михаил Пиотровский мог бы обратиться и напрямую к патриарху, минуя публичные каналы, с тем чтобы в доверительной обстановке обсудить все аспекты этого вопроса", - сказал отец Александр.

Между тем Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, сообщает ТАСС, назвал передачу Исаакиевского собора РПЦ исторической справедливостью.

"Внимание общественности сейчас приковано к ситуации, которая разворачивается вокруг Исаакиевского собора, - напомнил он в послании участникам "круглого стола" в Государственной думе в рамках традиционных Рождественских чтений. - Помимо юридической стороны вопроса - исполнения федерального закона 2010 года N 327 о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, несомненно, речь идет и о восстановлении исторической справедливости, передаче важнейшего сакрального места Северной столицы церкви и верующим".

Острота современных дискуссий о судьбе Исаакиевского собора позволяет предположить, что и политика советской власти по отношению к замечательному памятнику русского церковного зодчества была как минимум адресной и специфической. Исторические источники подводят нас к несколько иному выводу - никакой отдельной спецоперации "Исаакий" не проводилось, действия участников этой драмы колебались вместе с "генеральной линией партии" по отношению к религии. Уже с принятием в начале 1918 года ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" стало понятно, что новая власть отныне будет распоряжаться храмовыми зданиями в соответствии с собственными представлениями о прекрасном. Для церквей Петрограда-Ленинграда не исчезнуть в водовороте антирелигиозной борьбы было очень непросто: из 465 имевшихся в 1917-м православных храмов к 1941 году остался всего 21.

В 1940 году, когда музейная значимость шедевра Монферрана как "пособия для изучения широкими трудящимися массами истории нашей Родины" уже никем всерьез под сомнение не ставилась, в брошюре "Церковники Исаакиевского собора в борьбе против народа" написали нечто совсем интересное. Исаакий в духе нового толкования истории оказался в избранном ряду киевских и новгородских соборов и монастырей, Новодевичьего монастыря и храма Василия Блаженного в Москве: "После Октябрьской социалистической революции они по требованию трудящихся прекратили свою деятельность и стали музеями".

"Какой-то злостный вредитель, хорошо знающий расположение собора, забрался наверх и в верхней части крепления маятника оттянул его за проволоку в сторону, нарушив таким образом его правильную работу". Фото: Сергей Петров/ТАСС

Но это уже предвоенные годы, когда Союз воинствующих безбожников (СВБ) несколько притормозил свою деятельность, чтобы с началом Великой Отечественной летом 1941-го ее прекратить вовсе. А в 1930-е годы антирелигиозные журналы продвигали совсем другие идеи: "Художественные музеи-храмы, монастыри в большинстве случаев являются своеобразными очагами религиозных настроений". Означало сие, что экспозицию с маятником Фуко в случае ужесточения политики можно и прикрыть, вплоть до сноса. К счастью, массовых призывов взорвать Исаакиевский собор источники не зафиксировали, впрочем, не видно и обращений простых граждан устроить в нем музей. Идея музеефикации пришла в голову "трудящимся" из числа советских аппаратчиков от культуры, работавших в Наркомпросе под началом известного в том числе и своей борьбой с религией Анатолия Луначарского. Для начала же, как радостно о том повествует брошюра 1931 года издания "Из очага мракобесия в очаг культуры", в октябре-ноябре 1919-го перечислили в доход казны принадлежащие собору денежные средства в размере 27 025 рублей, а 5 и 8 мая 1922 года изъяли:

Золота - 3 пуда 11 фунтов 48 золотников 92 доли;

Серебра - 138 пудов 31 фунт 61 золотник;

Драгоценных камней - 796 штук.

В Петрограде-Ленинграде из 465 имевшихся в 1917-м православных храмов к 1941 году остался всего 21

После этого в марте 1923 года собор можно было в духе курса на раскол православной церкви отдать под управление "обновленцам", причем в том же самом году последние уже вышли из фавора у советской власти. Состояние храма по ходу всех этих перемен ухудшалось на глазах, что и зафиксировали положившие на него глаз сотрудники Главнауки Наркомпроса. При этом С. Лебедянский, один из авторов брошюры об "очаге мракобесия", нашел внутри Исаакия не только художественные шедевры и подстраховался на случай решения о сносе: "Внешне монолитный и устойчивый собор в действительности крайне хрупок и неустойчив, в силу недобросовестности постройки. [...] Всякий приставленный к постройке старался сорвать как можно больше лично себе, мало заботясь о всей постройке. Собор сделан в отдельных своих частях неграмотно и совершенно недобросовестно. [...] ".

Идея музеефикации пришла в голову "трудящимся" из числа советских аппаратчиков от культуры, работавших в Наркомпросе под началом известного в том числе и своей борьбой с религией Анатолия Луначарского. Фото: РИА Новости

Примечательно, что в постановлении Президиума ВЦИК от 18 июня 1928 года, на основании которого храм был отдан Главнауке, нет ни слова о том, какой музей там нужно организовать. Споры продолжались вплоть до открытия экспозиции в апреле 1931-го в качестве Государственного антирелигиозного музея, о чем поведал его тогдашний директор Лев Финн: "Борьба за превращение собора в антирелигиозный музей велась в течение трех лет. Три года Областной совет СВБ ожесточенно бился с тогдашними руководителями собора за это дело. И даже в последние дни, когда музей был уже создан, злая воля классового врага захотела испортить нормальный ход маятника Фуко, пустилась на вредительство. Какой-то злостный вредитель, хорошо знающий расположение собора, забрался наверх и в верхней части крепления маятника оттянул его за проволоку в сторону, нарушив таким образом его правильную работу". Под "тогдашними руководителями собора" скрывались глава Ленинградских государственных реставрационных мастерских Главнауки Александр Удаленков и архитектор Николай Никитин, видевшие для Исаакия более научное и менее антирелигиозное музейное будущее. Финансирование же проекта велось при содействии воинствующих безбожников, представитель которых Финн и сел в директорское кресло, умудрившись даже получить в 1932 году выговор за "несогласованное снятие крестов с собора".

Лишь в 1947 году собору было выдано охранное свидетельство, подтверждавшее статус памятника архитектуры и искусства. В 1930-е же годы советская власть зорко присматривалась, так ли уж нужен в самом центре бывшей столицы империи новый музей, пусть даже и атеистического профиля. Власти не спешили излишне громко трубить ни о передаче храма Главнауке летом 1928 года, ни об открытии в нем экспозиции для публики на Пасху 12 апреля 1931-го.

В двух главных центральных газетах, "Правде" и "Известиях", об этом по горячим следам событий не напечатали ни слова. Самой разной информации с берегов Невы при этом хватало - в 1928-м заработала новая воздушная линия Ленинград - Берлин, в Разливе открылся памятник-шалаш Ленину, в самом городе организовали "буддологический институт" и даже сократили потребление пива на 18 процентов...Внешне новости о музее в Исаакиевском соборе в эту линию успехов социалистического строительства укладывались, но у миллионов читателей могло зародиться и сомнение, а нужен ли в выдающемся памятнике храмового зодчества маятник Фуко, пусть он значительно лучше, чем в Париже.

По итогам всех экспериментов большевиков над Исаакием становится понятно, что музейный статус все-таки обеспечил уникальному шедевру выживание и путевку в век XXI.

Как грабили собор

Большевики вывезли из Исаакия: золота - 3 пуда 11 фунтов 48 золотников 92 доли; серебра - 138 пудов 31 фунт 61 золотник; драгоценных камней - 796 штук.

В ленинском письме "Членам Политбюро. Строго секретно» от 19 марта 1922 года: "...изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок". Фото: РИА Новости



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные