Подготовить сообщения охрана природы. Охрана природы. природа нуждается в охране охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные. Охрана природных ресурсов

Государственное управление охраной природной среды осуществляют не только органы общего управления, но и специализированные природоохранные органы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Органы общего управления осуществляют природоохранную деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции. Специализированные природоохранные органы решают задачи только в сфере взаимодействия общества и природы.

Поскольку компетенция этих органов по специальным вопросам охраны природы распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их называют межотраслевыми или надведомственными органами.

Федеральные органы общего управления: Президент России, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная дума), Правительство России.

Президент РФ, согласно Конституции РФ, осуществляет следующую природоохранную деятельность: определяет основные направления внутренней и внешней экологической политики государства; организует систему центральных органов исполнительной власти России; обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области охраны природной среды; гарантирует соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны природной среды.

Государственная дума РФ. Законодательную власть в области охраны природы преимущественно осуществляет Государственная дума РФ, в состав которой входят Комитет по экологии и Комитет по природопользованию и сырьевым ресурсам. Эти комитеты разрабатывают и осуществляют государственную политику в области экологии, природопользования и использования сырьевых ресурсов и природоохранной деятельности страны. При Комитете по экологии создан Высший экологический совет, задачами которого являются проведение экспертно-аналитических работ по разработке экологических прогнозов; консультативная помощь и экологическая экспертиза законопроектов, указов и постановлений, вносимых на рассмотрение Госдумы РФ, и экологоэкономическая экспертиза крупных природопреобразующих проектов; подготовка материалов для международных договоров и других документов по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов.

Отдел природопользования и защиты окружающей среды при Правительстве Российской Федерации принимает участие в подготовке проектов указов, законов, решений Президента и Правительства Российской Федерации, других нормативных документов, комплексных программ по охране окружающей среды, использованию природных ресурсов и обеспечению экологической безопасности. Кроме сектора экологии и охраны природы, в этот отдел входят секторы геологии и использования недр, лесного хозяйства, экологической безопасности. К функциям отдела относятся и международные проблемы, связанные с размещением и развитием производительных сил; комплексная эколого-социально-экономическая экспертиза проектов, программ и загрязненных территорий в целях принятия обоснованных правительственных решений и т.д.

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в области охраны природы, обеспечивая проведение в РФ единой государственной политики в области экологии, управляя федеральной собственностью на природные ресурсы, проводя меры по обеспечению законности и соблюдению экологических прав граждан.

В соответствии со ст. 6 Закона «Об охране окружающей природной среды» Правительство Российской Федерации:

    координирует природоохранную деятельность министерств, ведомств и других организаций на территории РФ;

    обеспечивает разработку и реализацию государственных экологических программ, обеспечивает население необходимой экологической информацией;

    осуществляет руководство внешними связями РФ в области охраны природы;

    организует подготовку и распространение ежегодного доклада о состоянии природной среды в России, систему всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования;

    принимает решения о прекращении деятельности организаций независимо от форм собственности и подчинения в случае нарушения ими природоохранительного законодательства;

    устанавливает порядок: образования и использования федерального внебюджетного экологического фонда; разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов; определения платы и ее предельных размеров за пользование природными ресурсами, загрязнение природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.

Специализированные природоохранные органы

Министерство природных ресурсов РФ и Госкомэкология — основные исполнительные государственные органы, претворяющие в жизнь конституционные принципы и законодательные акты в области охраны природы. Министерство природных ресурсов РФ осуществляет управление Государственным фондом недр, государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам геологического изучения и рационального использования недр, а также государственный контроль рационального использования и охраны недр.

Госкомэкология РФ — Государственный комитет РФ по охране природной среды — это надведомственный природоохранный орган. Он и его территориальные органы являются специально уполномоченными органами России в области охраны природной среды. В пределах своей компетенции они координируют деятельность органов, осуществляющих природоохранные функции в соответствующих сферах управления Министерства природных ресурсов РФ, Роскомвода, Рослесхоза, Госгидромета, Роскомрыболовства, Федеральной службы геодезии и картографии России, а также других министерств и ведомств.

Госгортехнадзор РФ — Федеральный горный и промышленный надзор России. Он осуществляет государственное регулирование промышленной безопасности и организует надзор за соблюдением требований по безопасному ведению работ в промышленности центральными органами исполнительной федеральной власти, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами; осуществляет горный надзор в целях обеспечения законодательства России по безопасному ведению работ всеми пользователями недр, по предупреждению и устранению их вредного влияния на население, природную среду, объекты народного хозяйства, а также по охране недр.

Госгидромет РФ — Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Она несет ответственность за организацию и деятельность системы наблюдения и контроля за состоянием природной среды.

Госкомсанэпиднадзор РФ — Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора России. Он осуществляет государственное нормативное регулирование, а также специальные, контрольные и разрешительные функции в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения России: санитарно-гигиеническое нормирование, совершенствование правового регулирования вопросов охраны здоровья населения в связи с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды его обитания и условий жизнедеятельности.

Госатомнадзор РФ — Федеральный надзор за ядерной и радиационной безопасностью. Он контролирует соблюдение норм охраны природной среды и радиационной безопасности на предприятиях, использующих радиоактивные материалы.

Ряд задач по охране природы возложен на министерства и комитеты.

Минсельхозпрод РФ — Министерство сельского хозяйства и продовольствия России и Роскомзем РФ — Комитет по земельным ресурсам и землеустройству РФ осуществляют контроль за правильным применением в сельском хозяйстве минеральных удобрений и пестицидов, внедрением интегрированных методов и особенно биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений и животных.

Роскомвод РФ — Комитет РФ по водному хозяйству, ведет управление водными ресурсами, контроль разумного их использования и мероприятий по охране водоемов от загрязнения.

Рослесхоз РФ — Федеральная служба лесного хозяйства России контролирует работу по рациональному использованию лесных ресурсов, разрабатывает и реализует государственную программу лесовосстановления, осуществляет комплекс мер по улучшению противопожарной защиты лесов.

Роскомрыболовство РФ — Комитет по рыболовству осуществляет охрану и воспроизводство рыбных запасов, регулирование рыболовства, предотвращение загрязнения и заиления водоемов.

Минздравмедпром РФ — Министерство здравоохранения и медицинской промышленности России ведет надзор за санитарным состоянием природной среды, контроль за выполнением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнений, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения.

Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию — постоянно действующий орган, осуществляющий координацию деятельности центральных органов исполнительной федеральной власти, органов государственного управления субъектов Российской Федерации по совместному проведению природоохранных мероприятий и реализации крупных экологических программ федерального и международного значения, а также по рациональному природопользованию. Ее возглавляет заместитель председателя Правительства РФ.

Госкомэкологии регионов — государственные комитеты регионов по охране природной среды — основные звенья в системе Госкомэкологии России. Это главные центры области (республики, края), анализирующие и координирующие природоохранную работу в регионе. Они имеют в своем составе следующие основные подразделения: экономического регулирования природопользования; экологической экспертизы, организации государственного экологического контроля; организации ведения кадастров; аналитические лаборатории.

В городах и районах создаются самостоятельные городские и районные комитеты по охране природы, функции которых устанавливаются по соглашению местных органов управления с Госкомэкологией региона. В ряде регионов созданы межрайонные инспекции, выполняющие функции экологического контроля в нескольких районах. Руководитель Госкомэкологии региона возглавляет Координационный экологический Совет, который координирует деятельность всех природоохранных и других контролирующих органов региона.

Органы местного самоуправления в области охраны природной среды решают задачи: владения, пользования и распоряжения природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности; обеспечения санитарного благополучия населения; регулирования планировки и застройки, благоустройства и озеленения территории; контроля использования земель на территории муниципального образования, их экологической охраны.

Общественные природоохранные организации

Общественные экологические организации образованы во всех регионах России. Они характеризуются разнообразием природоохранных формирований, различающихся как организационными принципами (общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности — экологическое, социальноэкологическое, эколого-культурное. В настоящее время в России действуют около 1000 неправительственных экологических организаций различного уровня. В основном преобладают небольшие по численности объединения областного, районного и городского уровней, созданные, как правило, для решения конкретных локальных проблем: фонд защиты Байкала; общественный комитет спасения Волги; экологический центр Ростова-на-Дону; дружина «Служба охраны природы» (Казань); экологическая группа «Родник» (Зеленоград); клуб «Экология» (Волгоград); ассоциация «Экология и мир» (Вознесенск); Союз «Чернобыль» и др. Появились объединения отдельных формирований во всероссийские организации: Социально-экологический союз, Экологический союз, Всероссийское общество защиты животных и др. Гринпис официально открыл свое представительство в России 30 июня 1990 г.

ВООП — Всероссийское общество охраны природы. Это самая массовая организация по охране природы в России. Первичные организации ВООП создаются на фабриках, заводах, шахтах, в колхозах, совхозах, высших и средних учебных заведениях, школах. Они объединяются в городские, районные, областные, краевые и республиканские отделения. Верховный орган общества охраны природы — съезд, созываемый обычно раз в 4 года. Он избирает Центральный совет, который выбирает президиум. При президиуме общества организованы секции леса, озеленения, охраны птиц, рыб, вод, недр и т.д., которые ведут научно-методическую работу по каждому из указанных направлений деятельности. Комплексные проблемы рассматривает научно-технический совет общества. Аналогичные подразделения имеются в областных и краевых отделениях.

ВООП, его подразделения в республиках, краях и областях Российской Федерации, а также экологические общественные объединения, включающие более 500 организаций, групп, решают, дополняя друг друга, важные природоохранные задачи: борьба против сооружения АЭС и ГЭС в различных регионах, против строительства скоростной железнодорожной трассы Москва-СанктПетербург, Нижнеобской ГЭС и т.д. На местах возникают также общественные инспекции, в частности, молодежные — голубые и зеленые патрули. Первичные организации общества охраны природы занимаются посадкой деревьев вдоль дорог и каналов, облесением оврагов, проводят множество других мероприятий. Члены общества борются с расхитителями природных богатств и браконьерами.

ФНПР — Федерация независимых профсоюзов России

ФНПР активно участвует в работе по законодательному закреплению прав профсоюзов в области охраны природной среды, постоянно контролирует и оказывает помощь предприятиям и организациям в выполнении обязательств, включенных в раздел «Охрана труда и экологическая безопасность» Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов и работодателей и Правительством РФ.

Экологические и природоохранные общественные объединения в соответствии со ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» имеют следующие права:

    разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права и интересы населения, развивать экологическую культуру населения, привлекать на добровольных началах граждан к активной природоохранной деятельности;

    требовать предоставления своевременной достоверной и полной информации о загрязнении природной среды, мерах ее охраны;

    создавать общественные фонды по охране природной среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;

    проводить общественную экологическую экспертизу, требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, строительстве, эксплуатации экологически вредных объектов, ограничении, приостановлении, прекращении или перепрофилировании их деятельности;

    организовывать собрания, митинги, пикеты, шествия, демонстрации, петиции, сбор подписей, входить с предложениями о проведении обсуждения проектов, референдумов;

    требовать назначения государственной экологической экспертизы, выступать с изложением экологической платформы в средствах массовой информации;

    ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных должностных лиц, предъявлять в суде или арбитражном суде иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, причиненного экологическими правонарушениями.

Издавна, используя для своих надобностей растения и животных, человек постепенно стал замечать, что там, где были в прошлом густые леса, они стали редеть, что стада диких промысловых животных уменьшились, а некоторые звери совсем исчезли … Биологическая энциклопедия

ОХРАНА ПРИРОДЫ - 1) система мер, направленных на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природной средой, обеспечивающих сохранение и восстановление природных ресурсов, предупреждающих прямое и косвенное влияние… … Экологический словарь

Охрана окружающей природной среды, комплексная система мероприятий, направленных на сохранение, рациональное (неистощительное) использование и соспроизводство природных ресурсов, в т. ч. на сбережение видового многообразия (генофонда) флоры и… … Биологический энциклопедический словарь

ОХРАНА ПРИРОДЫ - охрана окружающей природной среды, система комплексных мероприятий, направленных на сохранение, рациональное использование и воспроиз во природных ресурсов и окружающей среды. Важнейшие задачи О. п.: поддержание осн. экологич. процессов и… … Сельско-хозяйственный энциклопедический словарь

Совокупность международных, государственных и региональных мероприятий, направленных на поддержание природы Земли в состоянии, соответствующем эволюционному уровню современной биосферы и ее живого вещества. По английски: Nature protection… … Финансовый словарь

Охрана природы - Ленинграда и его окрестностей. Меры по охране природы стали предприниматься в Петербурге фактически со времён основания города. Пётр I ввёл запреты и ограничения рубок леса, выделив заповедные виды деревьев (дуб, ильм, вяз, ясень, карагач, сосна… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

Ленинграда и его окрестностей. Меры по охране природы стали предприниматься в Петербурге фактически со времён основания города. Пётр I ввёл запреты и ограничения рубок леса, выделив заповедные виды деревьев (дуб, ильм, вяз, ясень, карагач,… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Современная энциклопедия

Комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в т. ч. видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Опасность необратимых изменений природной среды в отдельных… … Большой Энциклопедический словарь

ОХРАНА ПРИРОДЫ, это понятие в последнее время приобрело много значений, различных, хотя и связанных друг с другом, в области сохранения природы и сбережения природных ресурсов. Для охраны природы необходимо разумное планирование и организация,… … Научно-технический энциклопедический словарь

Охрана природы - ОХРАНА ПРИРОДЫ, комплекс мер по сохранению, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов Земли, в том числе видового разнообразия флоры и фауны, богатства недр, чистоты вод и атмосферы. Опасность необратимых изменений природной … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Охрана памятников природы. Международная охрана природы , Д.Н. Анучин. Профессор Д. Н. Анучин. Охрана памятников природы. С 29 рисунками. Профессор Г. А. Кожевников. Международная охрана природы. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1914…
  • Охрана природы , Дроздов Николай Николаевич, Макеев Алексей Кузьмич. Серия книг `Живая природа с Николаем Дроздовым` адресована юным читателям, тем, кто только начинает знакомиться с удивительным миром живой природы, впервые открывает её тайны и загадки. Читая…

ПРИРОДА НУЖДАЕТСЯ В ОХРАНЕ Охраной природы занимаются государственные и местные органы власти, промышленные предприятия, общественные организации, отдельные граждане. В 2001 году был принят закон « Об охране окружающей среды ». В нём сказано, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия как в результате чрезвычайных природных ситуаций, так и деятельности человека.




Что подлежит охране - правила безопасности при обращении с ядовитыми и микроорганизмами; - ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений; - правила охраны и использования недр; - правила охраны рыбных запасов За нарушение этих правил государство наказывает виновников штрафом или может даже лишить свободы на срок от 2,5 до 8 лет.


Что подлежит охране В 2002 году лесные пожары охватили обширные территории во многих районах нашей страны, уничтожая не только растительность, но и жилые дома и дачи, расположенные близко к лесным массивам. Несколько месяцев пожарные с риском для жизни боролись с огнем. А причиной возгорания нередко были: брошенный кем - то в сухую траву окурок, непогашенный туристами костер и даже умышленный поджог. Закон предусматривает наказание за неосторожное обращение с огнем, ставшее причиной лесного пожара, в виде штрафа или лишения свободы сроком до 2 лет, а за умышленный поджог до 8 лет.


Заповедники в России На настоящее время в России действует 101 государственный природный заповедник общей площадью около кв. км. во всех природных зонах от полярных пустынь до субтропиков в 70 субъектах Российской Федерации.


Деятельность заповедников Каждый из государственных заповедников строит свою деятельность в соответствии с индивидуальным " Положением о заповеднике ", отражающем особенности функционирования и режима охраны территории конкретного заповедника (например, регламентация туризма на территории, выделение зон ограниченного природопользования для обеспечения функционирования кордонов и др.).








Гринпис в России Направления работ в Гринпис называются кампаниями. В российском отделении действуют 8 кампаний: Лесная Антиядерная (против радиационного заражения окружающей среды) Токсическая (против химического загрязнения) Байкальская (за сохранение чистоты озера Байкал) Морской проект (против браконьерства и нарушений правил лова в морях России) Нефтяной проект (против загрязнения окружающей среды нефтью) Проект по климату (предотвращение катастрофических изменений климата) Всемирное наследие (подготовка номинаций особо ценных природных территорий в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО)


Сделаем выводы 1. Охрана природы – важнейшая задача, которая стоит не только перед Российским государством, но и перед каждым его гражданином. 2. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов России. 3. Охраной природы занимается государство, которое издает законы, устанавливающие обязательные правила использования и сбережения природы, и наказывает тех, кто своими действиями наносит ей ущерб. 4. В охране природы участвуют добровольные общественные организации и граждане, которые заботятся о своей стране, о своем будущем. Охраняя природу, они охраняют Родину. 5. Каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. 6. Охрана окружающей среды требует объединения усилий всех стран. Россия участвует в международном сотрудничестве по охране природы.

Охрана природы как система мероприятий, направленных на оптимизацию взаимодействия общества с природной средой, охватывает не только пути сохранения и оптимизации среды обитания человека, но и вопросы рационального использования всех видов природных ресурсов. Оба эти аспекта охраны природы тесно взаимосвязаны.
Предупреждение разрушений или потери ресурсного и экологического потенциалов – основное направление охраны природы в настоящее время.

Конкретной единицей природной среды, охраняемой от загрязнения и нежелательного изменения, является ландшафт. Вид преобладающего хозяйственного использования природных ландшафтов (сельскохозяйственный, лесопромышленный и др.) позволяет определить основные направления охраны природы. Дальнейшая дифференциация территорий и акваторий по степени необходимой охраны проводится на основе оценки экологического состояния отдельных компонентов природных комплексов.
Рекомендуемый уровень интенсивности (степень) необходимых природо-охранных мер рассматривается как величина, обратно пропорциональная естественной устойчивости ландшафта и прямо пропорциональная силе антропогенного воздействия на него. Чем устойчивее или меньше нарушен ландшафт, тем менее интенсивные мероприятия требуются по его охране и наоборот.

В системе природоохранных мероприятий выделяются два основных направления:

  • охрана природы путем изъятия территорий и акваторий из хозяйственного использования или ограничения на них хозяйственной деятельности для сохранения генофонда растений и животных и ландшафтов в целом как эталонов природы;
  • охрана природы в процессе использования природных ресурсов (рациональное ).

Первое направление реализуется на основе существующей законодательно закрепленной сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и акваторий разной природоохранной значимости, в которых выделяются основные категории: государственные заповедники и национальные природные парки, а также заказники федерального значения. Особо выделяются территории, на которых находятся объекты всемирного природного наследия.

Из общего числа (101) государственных особое место занимают биосферные, имеющие международное значение. Обязательной функцией биосферных заповедников, наряду с охраной генетического фонда растений и животных того или иного региона страны, является осуществление мониторинга состояния .

Особым объектом сети охраняемых природных территорий являются государственные природные национальные парки. В них охраняются малоизмененные деятельностью человека ландшафты с богатой флорой и фауной. Охрана природы здесь сочетается с организацией отдыха населения и массовым туризмом, а природные ресурсы используются с интенсивностью, не наносящей ущерба ландшафтам. В парках могут выделяться и абсолютно заповедные участки.

Содержание и интенсивность охранных мероприятий в процессе использования природных ресурсов определяется видами воздействия и степенью преобразованности природных ландшафтов. В России значительные пространства занимают ландшафты, где природные экосистемы трансформированы незначительно и не утратили способность к саморегуляции. Прежде всего это ландшафты территорий ограниченного или экстенсивного хозяйственного освоения, отнесенные к Крайнему Северу: арктические (полярно-пустынные и арктотундровые), субарктические ( и лесотундровые) и северотаежные (лесоболотные восточно-европейские, западно-сибирские и восточносибирские). К этой же категории относятся, разбросанные по всей территории России, слабо используемые болотные, пойменные и дельтовые ландшафты, а также ландшафты верхних поясов среднегорий и высокогорий. Для всех перечисленных легко уязвимых, неустойчивых ландшафтов рекомендуются ограничения в крупноочаговом освоении и интенсивном использовании природных экосистем.

Территории с антропогенно измененными ландшафтами требуют осуществления мероприятий не только по сохранению, но и восстановлению их природного экологического потенциала. Все наиболее преобразованные ландшафты (вплоть до полного уничтожения отдельных компонентов) сосредоточены на промышленно-урбанизированных территориях (городах и промышленных пунктах). Здесь необходимы наиболее сложные и дорогостоящие инженерные (технико-технологические) мероприятия, предотвращающие и сокращающие объемы вредных стоков и выбросов в водную и воздушную среды, а также мероприятия, направленные на защиту и восстановление морфолитогенных и биогенных компонентов преобразованных ландшафтов.

Для сельскохозяйственного и лесопромышленного типов использования территории характерны наиболее крупные ареалы трансформации и модификации природных ландшафтов. Здесь охрана предусматривается в двух направлениях:

  • сохранение и повышение естественного плодородия почв и продуктивности лесов (поддержание на высоком уровне экологического потенциала);
  • охрана земель и лесов от разрушения и резкого ухудшения их качества (сохранение ресурсного потенциала).

Для обрабатываемых земель сам характер сельскохозяйственного производства указывает общую направленность охранных мероприятий. Так, при орошаемом основными являются мероприятия по предотвращению вторичного засоления и .

При неорошаемом земледелии несоблюдение норм и правил (местной) агротехники приводит к активизации на значительных площадях и дефляции почв, оврагообразованию. Борьба с этими процессами основывается на комплексе организационно-хозяйственных, агротехнических, агролесо-луго-мелиоративных и других мероприятий. Для пастбищ и сенокосов охранные мероприятия направлены на оптимизацию нагрузок на пастбища, сроков сенокошения и выпаса скота.

Система природоохранных мероприятий для лесохозяйственных территорий определяется главными функциями леса, природными и социально-экономическими условиями. Эта система реализуются не только в виде прямой охраны (запретов, норм и т. п.), но и в самом ведении , технологии лесозаготовок.
В настоящее время во всем мире возобладал многоцелевой подход к лесу, т. е. получение древесины, как это было раньше, не считается главной целью лесопользования. Воспроизводиться должна не только древесина, но и лесной ландшафт в целом со всем комплексом его продуктов и полезностей.

С природоохранной точки зрения, прежде всего должны сохраняться защитная и средообразующая функции леса, независимо от того, к какому функциональному подтипу он относится – для всех подтипов идентичны общие мероприятия, касающиеся охраны леса от пожаров и защита от насекомых-вредителей и болезней. Однако их конкретные формы, виды и интенсивность могут существенно меняться в зависимости от местных природных условий, главной функции и расположения леса в социально-экономической структуре страны (например, вблизи городов или в слабо освоенных районах).

Общее природоохранное значение имеет также наиболее полное использование срубленной древесины, т.е. не только стволовой, но и отходов лесозаготовок (порубочных остатков, валежа и т. п.). Это соответствует современному курсу на всемерную экономию ресурсов и представляет своеобразный вариант «безотходной технологии». В результате не только сокращаются площади, отводимые под лесоэксплуатацию, но и создаются условия для быстрого восстановления леса на очищенных лесосеках, снижается пожароопасность и опасность развития болезней и размножения насекомых-вредителей. К этому же разряду мероприятий принадлежит удлинение сроков службы изделий из древесины (пропитка и т. п.).|

В лесопромышленном (защитно-эксплуатационном) подтипе использования территории главная функция леса - сырьевая. Вырубка леса и транспортировка древесины - действия, приносящие наибольший ущерб лесным ландшафтам, особенно когда речь идет о сплошных концентрированных рубках. Основная задача природоохранных мероприятий в этом случае состоит в оптимизации соотношения лесосырьевой функции, с одной стороны, и защитной и средообразующей функции - с другой.

Важнейшее значение в обеспечении сохранения лесных ландшафтов и их защитных свойств не только в настоящем, но и в будущем имеет соблюдение норм отпуска леса под вырубку - так называемая расчетная лесосека. Она определяется по соотношению ежегодного отпуска леса с годичным приростом запаса древесины, с учетом наличия спелого древостоя и других факторов. Для горнотаежных лесов рубки должны быть всегда меньше годичного прироста, чтобы сохранить защитную функцию этих лесов. А в районах интенсивной лесоэксплуатации в Европейской части России расчетная лесосека должна строго соответствовать возможности неистощительного использования лесов.

Защита вод от загрязнения не может рассматриваться вне проблемы эффективного их использования. В системе рекомендуемых мероприятий для водных объектов, способных исключить или существенно уменьшить загрязнение и истощение речных и озерных вод, прежде всего относятся такие мероприятия, которые сокращают забор свежей воды. К ним относятся: предельное уменьшение или полное прекращение сбросов неочищенных сточных вод путем введения систем повторно-оборотного использования воды, внедрение бессточных производств, строительство современных очистных сооружений и их эффективная эксплуатация.

Водные объекты сельскохозяйственных территорий загрязняются продуктами эрозии почв, ядохимикатами, удобрениями, с животноводческих ферм и особенно с крупных свиноводческих комплексов. Меры по охране вод в этих случаях должны носить профилактический характер. Все конкретные направления охранных мероприятий перечисляются в легенде карты.

На крупных реках и озерах, используемых как транспортные пути, загрязнение усиливается речным флотом (главным образом нефтесодержащие сточные воды и мусор). Борьба с такого рода загрязнениями связана с правильной организацией работы транспорта и проведением профилактических мероприятий.
Одним из обязательных природоохранных мероприятий при рациональном использовании являются меры по соблюдению установленных норм и правил рыболовства, промысла морского зверя и охоты на водоплавующую дичь.

1. Участники и руководители практики обязаны стремиться минимизировать ущерб, наносимый природе пребыванием большой группы.

2. При устройстве длительной стоянки необходимо выкопать помойную яму, стараясь не повредить корни деревьев, и при снятии лагеря очистить территорию от мусора и закопать его. При кратковременных стоянках мусор сжигается (полиэтилен — отдельно от пищевых отходов), консервные банки следует обжечь на костре и закопать или унести с собой.

3. Участникам практики запрещается рвать или выкапывать охраняемые виды растений и ловить охраняемые виды животных. Собирать незнакомые виды следует после консультации с преподавателем, а если это невозможно — в единичном экземпляре.

4. Следует избегать массовых сборов любых организмов, которые могут приводить к их бессмысленной гибели и наносить ущерб популяции. Производить массовые сборы можно только в научных целях с разрешения преподавателей.

5. Без необходимости нельзя рубить и повреждать живые деревья и кустарники. При необходимости использовать живые деревья при обустройстве лагеря или для иных хозяйственных целей допустимо использование подроста "сорных" пород (в средней полосе — береза, осина).

6. Следует свести к минимуму повреждения почвенного покрова. При необходимости обкапывания кострища или палаток снятый дерн следует сохранить и затем положить на место. Передвигаться в лагере и возле него следует по тропинкам, чтобы свести к минимуму вытаптывание.

7. Запрещается сливать и высыпать на почву и в водоемы ядовитые и загрязняющие вещества.

8. В лесу запрещается шуметь, без научной необходимости разыскивать гнезда птиц, брать в руки яйца и птенцов.

Еще интересные статьи



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные