Правила египетской скульптуры. Скульптура Древнего Египта. Важнейшей особенностью религиозных представлений египтян было то, что необходимой предпосылкой благополучного существования. Смотреть что такое "Скульптура Древнего Египта" в других словарях

Африка, история которой полна тайн загадок в далеком прошлом и кровавых политических событий в настоящем - это континент, называемый колыбелью человечества. Огромный материк занимает одну пятую часть всей суши на планете, его земли богаты алмазами и полезными ископаемыми. На севере растянулись безжизненные, суровые и жаркие пустыни, на юге - девственные тропические леса с множеством эндемичных видов растений и животных. Нельзя не отметить разнообразие народов и этнических групп на континенте, их число колеблется в районе нескольких тысяч. Маленькие племена численностью в две деревни и крупные народы - творцы уникальной и неповторимой культуры «черного» материка.

Сколько стран на континенте, где находиться и история исследования, страны - все это вы узнаете из статьи.

Из истории континента

История развития Африки это один из наиболее актуальных вопросов в археологии. Причем, если Древний Египет привлекает ученых начиная с античного периода, то остальная часть материка оставалась в «тени» вплоть до 19 века. Доисторическая эпоха континента является самой длинной в истории человечества. Именно на нем были обнаружены самые ранние следы пребывание гоминид, обитавших на территории современной Эфиопии. История Азии и Африки шла особым путем, ввиду географического положения они были связаны торговыми и политическими отношениями еще до наступления бронзового века.

Документально известно, что первое путешествие вокруг континента было совершено египетским фараоном Нехо в 600 годы до нашей эры. В Средние века интерес к Африке стали проявлять европейцы, которые активно развивали торговлю с восточными народами. Первые экспедиции к далекому континенту организовал португальский принц, именно тогда был открыт мыс Боядор и сделан ошибочный вывод о том, что он является самой южной точкой Африки. Спустя годы другой португалец - Бартоломео Диас в 1487 году открыл мыс Доброй Надежды. После успеха его экспедиции, в Африку потянулись и другие крупные европейские державы. В итоге к началу 16 века все территории западного морского побережья были открыты португальцами, англичанами и испанцами. Тогда же началась колониальная история стран Африки и активная работорговля.

Географическое положение

Африка - это второй по размерам континент, площадь которого составляет 30,3 млн кв. км. Он растянут с юга на север на расстояние 8000 км, а с востока на запад - 7500 км. Для материка характерно преобладание равнинного рельефа. В северо-западной части присутствуют Атласские горы, а в пустыне Сахара - нагорья Тибести и Ахаггар, на востоке - Эфиопское, на юге - Драконовы и Капские горы.

Географическая история Африки тесно связана с англичанами. Появившись на материке в 19 веке, они активно исследовали его, открывая потрясающие своей красотой и величием природные объекты: водопад Виктория, озера Чад, Киву, Эдуард, Альберт и др. На территории Африки расположена одна из самых крупных рек мира - Нил, которая с начала времен был колыбелью Египетской цивилизации.

Материк является самым жарким на планете, причиной тому служит его географическое положение. Вся территория Африки располагается в жарких климатических поясах и пересечена экватором.

Исключительно богат материк полезными ископаемыми. Всему миру известны крупнейшие месторождения алмазов в Зимбабве и ЮАР, золота в Гане, Конго и Мали, нефти в Алжире и Нигерии, железных и свинцово-цинковых руд на северном побережье.

Начало колонизации

Колониальная история стран Азии и Африки имеет весьма глубокие корни, уходящие в античную эпоху. Первые попытки подчинить себе эти земли европейцы предприняли еще в 7-5 вв. до нашей эры, когда по берегам континента появились многочисленные поселения греков. Вслед за этим последовал длительный период эллинизации Египта в результате завоеваний Александра Македонского.

Затем под давлением многочисленных римских войск было консолидировано практически все северное побережье Африки. Однако романизации оно подверглось очень слабо, коренные племена берберов попросту углубились в пустыню.

Африка в Средние века

В период упадка Византийской империи история Азии и Африки сделал крутой разворот абсолютно в противоположную от европейской цивилизации сторону. Активизировавшиеся берберы окончательно разрушили очаги христианской культуры в Северной Африке, «очистив» территорию для новых завоевателей - арабов, которые принесли вместе с собой ислам и оттеснили Византийскую империю. К седьмому веку присутствие в Африке раннеевропейских государств практически свелось к нулю.

Кардинальный перелом наступил лишь на завершающих стадиях Реконкисты, когда главным образом португальцы и испанцы отвоевали Пиренейский полуостров и устремили свой взор на противоположный берег Гибралтарского пролива. В 15-16 веках они вели в Африке активную завоевательную политику, захватив целый ряд опорных пунктов. В конце 15 в. к ним присоединились французы, англичане и голландцы.

Новая история Азии и Африки ввиду многих факторов оказалась тесно взаимосвязана. Торговля к югу от пустыни Сахара активно развивавшаяся со стороны арабских государств привела к постепенной колонизации и всей восточной части континента. Западная Африка устояла. Появились арабские кварталы, однако попытки Марокко подчинить себе эту территорию оказались неудачными.

Гонка за Африку

Колониальный раздел континента в период со второй половины 19 века и до начала Первой мировой войны получил название «гонка за Африку». Это время охарактеризовалось жесткой и острой конкуренцией ведущих империалистических держав Европы за проведение военных операций и исследовательских работ в регионе, которые в конечном итоге были направлены на захват новых земель. Особенно сильно процесс развернулся после принятия на Берлинской конференции 1885 года Генерального акта, провозгласившего принцип эффективной оккупации. Кульминацией раздела Африки стал военный конфликт между Францией и Великобританией в 1898 году, произошедший в Верхнем Ниле.

К 1902 году 90% территории Африки находилось под контролем европейцев. Отстоять независимость и свободу удалось только Либерии и Эфиопии. С началом Первой мировой войны завершилась колониальная гонка, в результате которой была поделена практически вся Африка. История развития колоний шла разными путями, в зависимости от того, под чьим протекторатом она находилась. Самые крупные владения были у Франции и Великобритании, немного меньше у Португалии и Германии. Для европейцев Африка была важным источником сырья, полезных ископаемых и дешевой рабочей силы.

Год независимости

Переломным считается 1960 год, когда одно за другим молодые африканские государства стали выходить из-под власти метрополий. Безусловно, процесс не начался и не завершился в столь короткий период. Однако именно 1960 год провозглашен «африканским».

Африка, история которой не развивалась изолированно от всего мира, оказалась так или иначе, но тоже втянута во Вторую мировую войну. Северную часть континента затронули военные действия, колонии выбивались из последних сил, чтобы обеспечить метрополии сырьем и продовольствием, а также людьми. Миллионы африканцев приняли участие в военных действиях, многие из них «осели» впоследствии в Европе. Несмотря на мировую политическую обстановку для «черного» континента годы войны ознаменовались экономическим подъемом, это время, когда строились дороги, порты, аэродромы и взлетные полосы, предприятия и заводы и т.д.

Новый виток история стран Африки получила после принятия Англией в которой подтверждалось право народов на самоопределение. И хотя политики пытались объяснить, что речь шла об оккупированных Японией и Германией народах, колонии трактовали документ и в свою пользу в том числе. В вопросах приобретения независимости Африку сильно опережала более развитая Азия.

Несмотря на никем не оспариваемое право на самоопределение, европейцы не спешили «отпускать» свои колонии в свободное плавание и в первое десятилетие после войны любые выступления за независимость жестоко подавлялись. Прецедентным стал случай, когда англичане в 1957 году предоставили свободу Гане - наиболее экономически развитому государству. К концу 1960 года половина Африки обрела независимость. Однако, как оказалось, это еще ничего не гарантировало.

Если обратить внимание на карту, то вы заметите, что Африка, история которой весьма трагична, поделена на страны четкими и ровными линиями. Европейцы не стали вникать в этнические и культурные реалии континента, поделив попросту территорию по своему усмотрению. В результате многие народы оказались разделены на несколько государств, другие объединились в одном вместе с заклятыми врагами. После обретения независимости все это породило многочисленные этнические конфликты, гражданские войны, военные перевороты и геноцид.

Свобода была получена, вот только что делать с ней никто не знал. Европейцы ушли, забрав с собой все, что было можно взять. Практически все системы, в том числе образование, здравоохранение приходилось создавать с нуля. Не было ни кадров, ни ресурсов, ни внешнеполитических связей.

Страны и зависимые территории Африки

Как уже было сказано выше история открытия Африки началась очень давно. Однако вторжение европейцев и столетия колониального режима привели к тому, что современные независимые государства на территории материка сформировались буквально в середине-второй половине двадцатого века. Трудно сказать, принесло ли право на самоопределение благополучие в эти места. Африку по-прежнему считают самым отсталым в развитии материком, обладающим между тем всеми необходимыми ресурсами для нормальной жизни.

В данный момент континент заселен 1 037 694 509 людьми - это около 14% от всего населения земного шара. Территория материка поделена на 62 страны, но только 54 из них признаны независимыми мировым сообществом. Из них 10 государств островных, 37 - с широким выходом к морям и океанам и 16- внутриконтинентальных.

В теории Африка - это континент, но на практике к ней часто присоединяют близлежащие острова. Некоторые из них по-прежнему принадлежат европейцам. В том числе французские Реюньон, Майотта, португальская Мадейра, испанские Мелилья, Сеута, Канарские острова, английские острова Святой Елены, Тристан-да-Кунья и Вознесения.

Страны Африки принято условно делить на 4 группы в зависимости от южная и восточная. Иногда также выделяют отдельно центральный регион.

Страны Северной Африки

Северной Африкой называют весьма обширный регион с площадью около 10 млн. м 2 , причем большую часть занимает пустыня Сахара. Именно здесь расположены самые крупные по территории страны материка: Судан, Ливия, Египет и Алжир. Всего государств в северной части восемь, поэтому к перечисленным следует добавить САДР, Марокко, Тунис.

Новейшая история стран Азии и Африки (северного региона) тесно взаимосвязана. К началу 20 века территория полностью находилась под протекторатом европейских стран, независимость они обрели в 50-60 гг. прошлого столетия. Географическая близость к другому континенту (Азии и Европе) и традиционные давние торгово-экономические связи с ним сыграли свою роль. В плане развития Северная Африка в гораздо более выгодном положении по сравнению с Южной. Исключение, пожалуй, составляет только Судан. Тунис обладает самой конкурентоспособной экономикой на всем континенте, Ливия и Алжир добывают газ и нефть, которые экспортируют, Марокко занимается добычей фосфоритов. Преобладающая доля населения по-прежнему занята в аграрном секторе. Немаловажной отраслью экономики Ливии, Туниса, Египта и Марокко является развивающийся туризм.

Крупнейший город с более чем 9 миллионами жителей - египетский Каир, население других не превышает 2 млн - Касабланка, Александрия. Большая часть африканцев севера живет в городах, являются мусульманами и говорят по-арабски. В некоторых странах одним из официальных считается французский язык. Территория Северной Африки богата памятниками древней истории и архитектуры, природными объектами.

Здесь же планируется развитие амбициозного европейского проекта Desertec - строительство самой крупной системы солнечных электростанций в пустыне Сахара.

Западная Африка

Территория Западной Африки простирается к югу от центральной Сахары, омывается водами Атлантического океана, на востоке ограничена Камерунскими горами. Присутствуют саванны и тропические леса, а также полное отсутствие растительности в Сахеле. До того момента, когда на берега ступили европейцы в этой части Африки уже существовали такие государства, как Мали, Гана и Сонгай. Гвинейский регион долгое время называли «могилой для белых» из-за опасных непривычных для европейцев заболеваний: лихорадки, малярия, сонная болезнь и т. д. В данный момент в группу западных африканских стран входят: Камерун, Гана, Гамбия, Буркина-Фасо, Бенин, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Либерия, Мавритания, Кот-д´Ивуар, Нигер, Мали, Нигерия, Сьерра-Леоне, Того, Сенегал.

Новейшая история стран Африки в регионе омрачена военными столкновениями. Территорию раздирают многочисленные конфликты между англоязычными и франкоязычными бывшими европейскими колониями. Противоречия кроются не только в языковом барьере, но и в мировоззрениях, менталитетах. Существуют горячие точки в Либерии и Сьерра-Леоне.

Дорожное сообщение развито очень слабо и, по сути, является наследием колониального периода. Государства Западной Африки относятся к беднейшим во всем мире. В то время как Нигерия, к примеру, обладает огромными запасами нефти.

Восточная Африка

Географический регион, включающий страны к востоку от реки Нил (за исключением Египта), антропологи называют колыбелью человечества. Именно здесь, по их мнению, обитали наши прародители.

Регион крайне нестабилен, конфликты превращаются в войны, в том числе очень часто в гражданские. Практически все они образуются на этнической почве. Восточная Африка населена более чем двумя сотнями народностей, относящихся к четырем языковым группам. Во времена колоний территория делилась без учета данного факта, как уже было сказано, не соблюдались культурные и естественные этнические границы. Конфликтный потенциал очень сильно тормозит развитие региона.

К Восточной Африке относятся следующие страны: Маврикий, Кения, Бурунди, Замбия, Джибути, Коморы, Мадагаскар, Малави, Руанда, Мозамбик, Сейшельские острова, Уганда, Танзания, Сомали, Эфиопия, Южный Судан, Эритрея.

Южная Африка

Южноафриканский регион занимает внушительную часть материка. В нем расположено пять стран. А именно: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР. Все они объединились в Южноафриканский таможенный союз, добывающий и торгующий главным образом нефтью и алмазами.

Новейшая история Африки на юге связана с именем известного политика Нельсона Манделы (на фото), посвятившего свою жизнь борьбе за свободу региона от метрополий.

ЮАР, президентом которой он был в течение 5 лет, сейчас является наиболее развитой страной на материке и единственной, которую не относят к категории «третьего мира». Развитая экономика позволяет занимать ей 30 место среди всех государств по МВФ. Имеет очень богатые запасы природных ресурсов. Также одной из самых успешных по развитию в Африке является экономика Ботсваны. На первом месте стоит животноводство и земледелие, в крупных масштабах ведется добыча алмазов и полезных ископаемых.

Африка - это место, где люди живут, придерживаясь правил быта, традиций и культуры, которые сложились еще несколько столетий назад, дошли до сегодняшнего дня практически в неизмененном виде и являются четким руководством в обыденном укладе населения. Жители Африки до сих пор успешно существуют за счет рыбалки, охоты и собирательства, не ощущая при этом нужды и острой потребности в предметах современной цивилизации. Это не значит, что они не знакомы со всеми новшествами цивилизации, они просто умеют обходиться без них, ведя замкнутый образ жизни, не выходя на контакт с окружающим миром.

Народы, населяющие Африку

Африканский континент приютил множество всевозможных племен с разным уровнем развития, традициями, обрядами и взглядами на жизнь. Самыми крупными племенами являются Мбути, Нуба, Оромо, Хамер, Бамбара, Фульбе, Динка, Бонго и другие. Последние два десятилетия жители племен понемногу перестраиваются на уклад товарно-денежного характера, но в приоритете у них - обеспечение себя и своей семьи необходимыми продуктами питания, дабы предотвратить длительный голод. Можно сказать, что экономических отношений у племенного населения практически нет, из-за чего часто возникают разнообразные конфликты и противоречия, которые могут закончиться даже кровопролитием.

Не смотря на это, есть и племена, которые более лояльны к современному развитию, вступили в экономические отношения с другими крупными народами и работают на развитие общественной культуры и промышленности.

Численность населения Африки достаточно большая, поэтому на континенте на одном квадратном километре живет от 35 до 3000 человек, а в некоторых местах и больше, поскольку из-за безводности и неблагоприятного климата пустынь население здесь размещено неравномерно.

На севере Африки проживают берберы и арабы, которые за десяток столетий проживания на данной территории, передали местным жителям свой язык, культуру и традиции. Арабские древние построения до сих пор радуют глаз, раскрывая все тонкости их культуры и верований.

В пустынной местности жителей практически нет, но там можно встретить большое количество кочевников, которые ведут за собой целые караваны верблюдов, что является их основным источником жизни и показателем состоятельности.

Культура и быт народов Африки

Поскольку население Африки достаточно разнообразно и состоит из более нескольких десятков племен, то весьма очевидно, что традиционный лад давно потерял свою первобытность и в некоторых аспектах позаимствовал культуру у соседних жителей. Таким образом, культура одного племени отображает в себе традиции другого и трудно определить, кто был основоположником тех или иных обрядов. Самой важной ценностью в жизни племенного народа является семья, именно с ней и связаны большинство поверий, традиций и обрядов.

Для того, чтобы женится на одной из девушек племени, парень должен возместить родителям ущерб. Зачастую - это домашняя живность, но с недавнего времени выкуп также принимается в денежном эквиваленте. Считается, что данная традиция помогает семьям объединится, а также в случае хорошей суммы выкупа, отец невесты убеждается в состоятельности зятя и в том, что он должным образом сможет обеспечить его дочь.

Свадьбу нужно играть только в ночь на полную луну. Именно луна и укажет, каким будет брак - если яркая и ясная, то брак будет хорошим, в достатке и плодовитым, если луна неяркая - это очень плохой знак. Семья в племенах Африки отличается полигамией - как только мужчина становится материально состоятельным, он может позволить себе несколько жен, что абсолютно не смущает девушек, поскольку они равноправно делят между собой обязанности по хозяйству и уходу за детьми. Такие семьи на удивление дружные и все свои усилия направляют на благо племени.

По достижению определенного возраста (у каждого племени он разный) молодые люди должны пройти обряд посвящения. Мальчикам, а иногда и девочкам делают обрезание. Очень важно, чтобы парень во время обряда не закричал и не заплакал, иначе он навсегда будет считаться трусом.

Традиции и обычаи народов Африки

Много времени жители Африки тратят на то, чтобы уберечь себя от злых духов и приблизиться к добрым богам. Для этого они проводят ритуальные танцы (вызывая дождь, борются с вредителями, получают благословение перед охотой и прочее), набивают татуировки, вырезают маски, которые должны защитить их от злых духов.

Особенную роль в жизни племени играют колдуны и шаманы. Их считают служителями духов, именно к ним прислушиваются вожди племен и к ним приходят за советом простолюдины. Шаманы имеют право благословлять, лечить, они проводят свадьбы и хоронят усопшего.

Жители Африки с особым энтузиазмом почитают своих предком, выполняя целый ряд ритуалов поклонения им. Зачастую это поклонение умершим предкам, после смерти которых прошло более года, их с помощью неких обрядовых действий, приглашают обратно в дом, отводя им отдельное место в комнате.

Перед браком девушек учат специальному языку для замужних, которые знают и понимают только они. Невеста должна сама пешком придти в дом жениха и принести свое приданное. Брак можно заключать уже с 13 лет.

Еще одна особенность культуры племен - это нанесение на тело шрамов. Считается, что чем их больше, тем лучший мужчина воин и охотник. У каждого племени свои техники нанесения рисунков.

Учитель: Африка в средние века развивалась очень неравномерно. Сама природа разделила этот континент на две неравные части. В северной части, прилегающей к Средиземному и Красному морям, с глубокой древности возникали очаги цивилизации. Именно здесь зародилась и достигла расцвета древнеегипетская цивилизация. В Северной Африке основывали колонии финикийцы и греки, они были неотъемлемой частью Древнего Рима, Византии, Арабского халифата. В VII веке арабы захватили всё побережье Северной Африки до самой Атлантики, подчинив местные племена берберов. Земли к западу от Египта арабы называли МагрИбом, то есть западными землями. Здесь процветали огромные города, такие, как Фес и ТанжЕр, создавались замечательные памятники мавританского зодчества.

Ученый-археолог: От арабских городов Средиземноморья на юг, через пустыню Сахара, вели древние караванные пути. Это были пути в другую Африку, которую называют Чёрной или Тропической Африкой. Арабы называли её Билад ас-Судан – Страна «чёрных» или просто Судан.

Ныне Суданом называется страна на северо-востоке Африки. Но прежде арабы называли так всю территорию к югу от Сахары. В этой части континента жили негритянские народности, говорившие на разных языках: их насчитывалось в Африке несколько сотен. Исследования учёных доказывают, что и в этой части континента человечество многого достигло. Ведь перед африканцами стояла труднейшая задача освоить обширные пространства, мало приспособленные для нормальной жизни человека. Плодородных земель в Африке очень мало. Подавляющую часть её занимают пустыни, малоплодородные саванны, тропические леса. На огромных территориях людям угрожает малярия, а домашним животным – муха цеце. Кроме того свои ограничения для занятий людей представляла и изнуряющая жара.

Находясь в неодинаковых природных условиях, народы Африки и развивались по-разному. Обитатели тропических лесов, такие, как низкорослые пигмеи, занимались охотой и собирательством. А к северу и к югу от них, в саваннах, жили земледельцы и скотоводы. Хозяйственная жизнь африканцев находилась в равновесии с природой, обеспечивая нормальное существование племени при минимальных затратах труда.

На рубеже нашей эры многие народы Тропической Африки освоили технику производства орудий труда и оружия из железа. Использование железа и другие усовершенствования позволяли получать более высокие урожаи и делать небольшие запасы зерна. Появилось больше возможностей для разделения труда и развития ремесла.

Ученый-архивариус: Африканские государства.

По древним торговым путям, соединявшим МагрИб с Тропической Африкой, арабы вели прибыльную торговлю. Особенно привлекал их изобиловавший золотом Западный Судан – земли, расположенные между Сахарой и Гвинейским заливом. Помимо золота, торговали и другими товарами: солью, скотом, продуктами земледелия, слоновой костью.

Вместе с арабскими купцами в Западный Судан проникал ислам. Раньше всего его принимали правители и их приближённые, а также жители крупных торговых центров. С исламом сюда проникала и блистательная арабская культура: строились мечети и медресЕ, привозились книги. В то же время простые земледельцы и скотоводы ещё долго сохраняли свои прежние верования. Религиозные различия усугубляли растущее общественное неравенство.

Вдоль торговых путей выросли крупные города: ТомбУкту, Гао, Дженне и другие. Их правители богатели, взимая пошлины с купцов. Их власть над соплеменниками постепенно усиливалась, а подвластные им территории расширялись. Перед государственной властью вставала задача примирить различные интересы городов (с их купцами, чиновниками и растущим стремлением к накоплению богатств) и деревень, где неравенство проявлялось гораздо меньше. Государи жили во дворцах, окружённые придворными, чиновниками и воинами, и всё более обособлялись от своего народа. Их власть считалась священной. Исполняя обряды, они выступали в роли посредников между своим народом и богами – покровителями племени.

Самым древним государством Западного Судана была Гана , расположенная в верховьях рек Сенегал и НИгер и столь богатая золотом, что титул её правителя переводится как «хозяин золота». Огромные доходы царей Ганы позволяли им содержать пышный двор и огромное войско и держать в подчинении большую территорию.

Расцвет Ганы относится к X-XI векам, но затем она ослабела и в XIII веке была захвачена соседним государством Мали . Пик могущества Мали приходится на вторую половину XIII – первую половину XIV века, когда земли, подвластные правителю, протянулись с запада на восток почти на 2000 километров. Торговля золотом и его добыча приносили фантастические доходы. В это время давно известные месторождения золота в Европе и на Ближнем Востоке оскудели, и именно из золота Мали в странах МагрИба чеканились деньги, обслуживавшие весь арабский мир. Особенно прославился своими богатствами мАнса (титул правителя) МусА (1312-1337), бывший ревностным мусульманином. Совершённый им в 1324 году хадж в Мекку, видимо, может считаться самым дорогостоящим путешествием в истории. В пути мАнсу сопровождали тысячи воинов и рабов, а на дорожные расходы караван верблюдов вёз сто тюкОв с золотом, весившим около 12 тонн. Когда любимая жена Мусы посреди Сахары изъявила желание искупаться, для неё зА ночь выкопали бассейн, наполнив его водой из бурдюков. В Каире и Мекке Муса потратил столько золота, что надолго подорвал местную денежную единицу. Зато Восток надолго сохранил память о богатстве и могуществе малийских владык, а связи Мали с другими странами ислама укрепились.

Ученый-археолог: Христианская Эфиопия. На северо-востоке Африки, на Эфиопском нагорье, где в большом горном озере Тана рождается Голубой Нил, расположена Эфиопия , которую европейцы прежде нередко называли Абиссинией. В первые века нашей эры здесь процветало древнее Аксумское царство .

Уже в IV веке аксумский царь и его приближённые приняли христианство, проникшее сюда из Египта. Позже правителям страны удалось отстоять его в борьбе с исламом. Однако само Аксумское царство распалось на отдельные княжества, которые вели между собой ожесточённую борьбу. Лишь в XIII веке в Эфиопии возродилось сильное государство, правители которого именовались негусами , то есть царями; европейцы нередко прилагали к ним титул императора. Негусы возводили свою династию к библейскому Соломону. В ходу была и легенда о союзе двух императоров – эфиопского и римского, разделивших между собой весь мир.

Объединение страны нЕ было прочным, нередко вспыхивали усобицы, особенно опасные в условиях постоянных угроз со стороны мусульманских соседей. Нуждаясь в союзниках против ислама, Эфиопия в XV-XVI веках вела с этой целью переговоры со странами Запада. Её делегация принимала участие в работе Ферраро-Флорентийского собора, обсуждавшего вопрос о церковной унии между западным и восточным христианством.

Эфиопское христианство довольно блИзко к православию, хотя, развиваясь в иных условиях, оно было своеобразным. Многочисленное духовенство пользовалось большим влиянием, ему принадлежала треть всех обрабатываемых земель. Любопытно, что христианская церковь Эфиопии долго запрещала употребление кофе (родина кофе – именно Эфиопия). Зато кофе быстро переняли в Аравии, где такого запрета не было, а потом и в других странах.

По мере распространения христианства в Эфиопии строились церкви и монастыри. В монастырях развивалось летописание, здесь переводились на местный язык многие произведения древних и средневековых авторов, причём в некоторых случаях оригиналы произведений не сохранились, и учёные знают их содержание только благодаря эфиопскому переводу.

С XII-XIII веков начинается расцвет эфиопского искусства. Высекались из камня церкви и украшались великолепной резьбой, а внутри расписывались фресками и украшались иконами; развивалась книжная миниатюра.

Золото Мономотапы. Кроме Магриба, арабы активно проникали на восточное побережье Африки, где вели прибыльную торговлю с местными жителями. Однако в глубь страны арабским купцам редко удавалось проникнуть. Там существовал свой мир, о котором приезжим было мало что известно. В XV веке на юго-востоке Африки, между реками Замбези и Лимпопо, возникло огромное государство. Арабы называли его Мономотапа, хотя на самом деле это был искажённый титул правителя страны – «мвене мутапа», что значит «хозяин рудников». Месторождения металлов, прежде всего, золота, а также слоновая кость составляли главное богатство страны и привлекали арабских купцов. В обмен на золото и слоновую кость арабы ввозили в страну ткани, керамику, фарфор, бусы и безделушки. Потребителями этих товаров были правитель и знать. Чтобы приобрести их, правитель увеличивал налоги с подданных, для которых эти товары были недоступной роскошью. Так развитие внешней торговли способствовало расслоению общества.

От столицы Мономотапы – Большого Зимбабве – сохранились лишь развалины. Но и в таком виде стены так называемого «акрополя» на холме Зимбабве не перестают изумлять археологов, ведь они достигали высоты 10 м, свидетельствуя о высочайшем уровне строительной техники.

Учитель: До недавнего времени о древних государствах Африки и их культуре было известно очень мало. На то имелись свои причины. Большая часть Африки долго не знала своей письменности, а богатейшей устной традиции, рассказам стариков, хранивших память о прошедшем, учёные уделяли мало внимания. Помочь в этой ситуации могла бы археология, но в условиях тропического климата очень многое не сохранилось до наших дней. И всё же вполне очевидно, что Африка сыграла во всемирной истории важную роль.

Глава «Искусство средневековой Африки». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: Д.А. Ольдерогге; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)

Один из центров средневековой культуры Африки возник в 12-14 вв. в юго-западном Судане на основе сложившегося у четырехмиллионного народа йоруба мощного государственного образования.

Еще в 19 в. европейские путешественники с удивлением «открывали» в этой области большие цветущие города с населением, насчитывающим несколько десятков тысяч человек (Ибадан, Илорин и др.)- Архитектура этих городов - дома с внутренними дворами и бассейнами - напоминала, по словам некоторых путешественников, дома Древнего Рима и характерный для них имплувиум.

Йоруба достигли больших успехов в деле выплавки металлов, развития ремесел, создали сложный пантеон, характерный для народов, вступивших в классовую стадию своего развития. Расцвет художественной культуры государства йоруба Ифе относится к 12-14 вв. Достаточное представление об уровне, достигнутом в это время искусством, дали наряду с некоторыми более ранними находками раскопки, начатые в 1938 г. в священном городе йоруба - Ифе. К этим находкам, в частности, относится серия тарракотовых голов, украшавших алтари для жертвоприношений и изображавших, возможно, правителей-предков. Головы эти поражают великолепным мастерством реалистической пластики, близкой по своему типу античному реализму. Прекрасное выявление пластических объемов, обобщенная и вместе с тем сочная реалистическая трактовка формы отличают мастерство неведомых для нас скульпторов. В некоторых из этих голов явственно воплощены поиски гармонического по своим пропорциональным соотношениям образа - типа совершенной и вместе с тем жизненно-конкретной человеческой красоты. Терракотовые головы Ифе представляют собой одно из ярких достижений мирового искусства. Не менее значительны несколько отличные по стилю от терракотовых голов бронзовые монументальные головы богов и правителей Ифе.

Бронзовую голову, по-видимому изображающую бога моря Олокуна, найденную еще до первой мировой войны известным немецким этнографом-исследователем культуры Африки Фробениусом, или великолепную бронзовую голову царя Обалуфона отличают подчеркнутая монументальность обобщенных скульптурных объемов, своеобразное сочетание точной и крепкой пластической моделировки с ритмизированно-орнаментальной графической проработкой поверхности формы с целью передачи прически, нанесенных на лицо полос, татуировки и т. п..

На некоторых из бронзовых голов вокруг рта или лба проделаны круглые дырочки, предназначенные для прикрепления усов, завитков прически, украшений. В некоторых головах Ифе можно усмотреть и черты передачи портретного сходства, не разрушающей, однако, гармоничности созданного типического образа человека.

Одними из наиболее художественно значительных памятников этого круга являются бронзовые полуфигуры одного из Они - обожествленного царя - предка царствующей династии. Фронтальная торжественность позы, свободной, однако, от иератической неподвижности, богатство орнаментальных украшений, надетых на пропорционально-стройную фигуру царя, сдержанная динамика упруго-плавного контура всей композиции создают поражающий своим эстетическим совершенством образ.

Среди находок, сделанных за пределами Ифе, следует упомянуть бронзовую фигурку сидящего писца из Тада, несколько напоминающую древнеегипетскую скульптуру, а также ряд реалистических изображений-животных.

Ответвлением культуры Ифе явилась культура средневекового Бенина. К 15 в. государство Бенина достигло господствующего положения, оттеснив на второй план утративших свою былую власть царей йоруба. В конце 15 и первой половине 16 в. португальцы вели довольно оживленную торговлю с Бенином, затем, с переносом центра торговых и колонизаторских интересов португальцев в Индию, связи Бенина с Европой почти полностью прервались. Однако путешественникам 17-18 вв. мы обязаны наиболее яркими описаниями Бенина в годы его наивысшего могущества.

Так, голландский врач Ольферт Даппер издал в Амстердаме «Описание африканских стран», где приводится сообщение голландского купца Самуэля Бломерта, посетившего Бенин: «Дворец царя четырехугольный и находится на правой стороне города, когда входишь через Готтонские ворота (ворота по дороге в Гвато). Он так же велик, как город Гарлем, и обнесен вокруг особой стеной, кроме той, что окружает город. Дворец состоит из множества великолепных домов и прекрасных длинных четырехугольных галлерей почти такой же величины, как амстердамская биржа. Галлерей эти покоятся на высоких столбах, снизу доверху покрытых медью с изображением военных подвигов и битв... Каждая крыша украшена башенкой, на которой поставлена птица, литая из меди, с распростертыми крыльями, очень искусно с натуры изображенная. Город имеет очень прямые и широкие улицы, каждая около ста двадцати футов шириной» (О.Dapper, Naukeurige Beschrijvinge der Afrikaenische Gewesten van Egypten, Afrikan, Negrosland etc., Amsterdam, 1676, стр. 502.).

Французский путешественник Ландольф, посетивший Бенин в 1786 г., сравнивает его с наиболее крупными городами Франции того времени. По его словам, в Бенине жило около восьмидесяти тысяч человек.

Таким был Бенин в 16-18 вв. О былом великолепии его дворцов рассказывают нам бронзовые рельефы, головы и резные слоновые бивни, хранящиеся теперь в музеях Европы и Америки.

Большие бронзовые головы изображают царей Бенина и связаны с культом предков. До сих пор еще в каждом доме в Бенине находится алтарь, где приносят жертвы предкам, и прежде всего покойному отцу. На алтарях обычно ставятся резные деревянные головы, по возможности точно передающие портретное сходство с умершим. Изображение предка называется ухув-элао, что в переводе означает череп предка. Прежде у алтаря собирались члены большой патриархальной семьи - глава дома, его домочадцы, слуги и рабы. В известной степени большая патриархальная семья Бенина была сходна с древнеримской, глава которой также приносил от лица всей семьи жертвы на алтарь своих предков. В Бенине, так же как и в императорском Риме, цари были обожествлены, царский алтарь считался алтарем предков населения всей страны и культ предков царя имел общегосударственное значение.

Ухув-элао предков царя и верховного военачальника - эзомо, владевшего огромными поместьями и сотнями рабов, делались из бронзы. В верхней части бронзовых голов имеются отверстия, в которые вставлялись резные слоновые бивни. На них, по-видимому, изображались процессии, связанные с большим ежегодным праздником предков.

По местным преданиям, в правление царя Огуола, то есть в середине 13 в., из города Ифе в Бенин был прислан мастер-литейщик Игве-Ига. С этого времени в Бенине при царском дворе появились свои мастера-литейщики. Они жили в особом квартале в непосредственном соседстве с дворцом. Искусство литья из бронзы держалось в секрете.

Бронзовые головы и фигуры бенинских царей 15-18 вв. имеют ярко выраженный негроидный характер, но все черты лица переданы упрощенно и схематично. Ухув-элао изображает царя в традиционном головном уборе - плетеной шапочке с двумя крыльями по бокам. В месте прикрепления крыльев помешены крупные розетки, от которых отходят выступы, состоящие из бус, нанизанных на прочную основу. (Бусы некоторых сортов ценились в Бенине дороже золота.) Нижняя часть головы до самого рта закрыта подобием высокого стоячего воротника. Это нитки бус, одевавшиеся при торжественных церемониях. Внизу, у основания ухув-элао, на ободке изображены разные животные, фигуры которых, вероятно, являются своеобразным перечнем титулов царя и, по-видимому, должны были «читаться» примерно так: смелый как пантера, могучий как бык, сильный как слон и т. п. Некоторые головы без ободка внизу, возможно, изображают мать царя, которая пользовалась почетом при дворе царя Бенина. Впрочем, все бронзовые головы царей и цариц однородны - перед нами те же безжизненные величественные маски. Большой жизненностью изображения отличается бронзовая статуэтка «флейтиста», голова женщины и др.

Бронзовые рельефы были предназначены для украшения дворцовых залов и галерей. На них мы видим царей, придворных, военачальников, европейских купцов, сцены охот и жертвоприношений. Военачальники изображены в панцирях с подвешенными к ним колокольчиками, имеющими, по мнению бенинцев, волшебную силу. Ношение таких колокольчиков было признаком власти.

В целом по сравнению с искусством культуры Ифе искусство Бенина отличается большей условностью и меньшим мастерством пластики. Объемы становятся более схематичными, теряют то чувство пластики живого тела, которое было свойственно мастерам Ифе, зато гораздо большее значение приобретает собственно орнаментальный элемент в скульптуре, достигающий высокого и своеобразного развития. Очень высок и сам ремесленный уровень обработки металла, литья, резьбы и т. д. В какой-то мере искусство Бенина схематичностью объемов, условностью пропорций, обилием орнамента напоминает по своему типу памятники раннего средневековья Западной Европы, в то время как произведения мастеров Ифе вызывают скорее ассоциации с памятниками ранней античности или Древней Индии.

Было бы, однако, неверно видеть в искусстве Бенина лишь проявление художественного упадка, расценивать его лишь как ремесленное придворное искусство. Тесно связанное со складывающейся феодальной идеологией искусство Бенина оказывалось связанным и с зарождающейся культово-дворцовой архитектурой.

В Бенине сложился связанный с архитектурой рельеф, сложились определенные ранние формы монументальной композиции средневекового типа. Таков бронзовый рельеф, изображающий парадную стражу, симметрично расположенную вокруг царского трона. Рельеф этот интересен также и тем, что он дает представление и об архитектуре и архитектурном декоре дворца Бенина. Интересна своей иератически симметричной композицией скульптурная группа, изображающая вождя и его свиту. Любопытно, что принцип примитивной социальной иерархии находит свое выражение в масштабных соотношениях фигур. Царь-полководец намного больше по размерам, чем его спутник, совсем маленькими изображены раб или рядовой воин, стоящий в ногах у царя, и два льва, символизирующие силу и мужество владыки. На постаменте группы изображены в рельефе символические фигуры, в частности поверженные и обезглавленные враги. По типу своей наивной символики эта композиция напоминает некоторые произведения Двуречья или раннего романского искусства.

Однако при всей своей примитивности произведения такого рода означали переход от орнаментального понимания художественного целого или от изображения хотя и реалистически ярких отдельных фигур к более сложному и монументальному объединению группы людей, связанных общностью действия или выражающих некую общую идею.

По сравнению с этими изображениями бронзовая фигура петуха, сделанная в натуральную величину, поражает своей реалистичностью. Тщательно выгравировано оперение, и если в чем можно упрекнуть художника, то только в излишней толщине ног птицы, что, по всей вероятности, вызвано технической необходимостью: фигура петуха слишком массивна и тяжела, чтобы удержаться на более тонких ногах.

Культура Ифе и Бенина оказала влияние на культуру почти всех народов Гвинейского побережья, от реки Нигер вплоть до реки Вольта и даже к западу от нее. Литье из бронзы до сих пор распространено у многих народов Верхней Гвинеи.

Очень интересно творчество мастеров-литейщиков Ганы, именно бронзовые отливки гирек для взвешивания золота. Еще арабские путешественники 10-15 вв. сообщали о лежащих далеко на юге странах, где добывается золото. Области добычи золота находились в пределах ныне независимых государств Ганы и Берега Слоновой Кости. У народа бауле, в частности, литье из золота было очень распространено. Сохранилось большое число золотых масочек, которые отличаются большим изяществом и тонкой работой. Они представляют большую редкость. Их носили на шее или у пояса, и, возможно, они изображают головы убитых врагов. Но своему характеру они напоминают небольшие маски, которые мы встречаем на поясах вельмож, изображенных на бронзовых рельефах древнего Бенина. Маски бауле очень разнообразны, но имеют и определенные общие черты: яйцевидное или овальное лицо, надбровные дуги в виде шнура, миндалевидные закрытые глаза, длинный тонкий нос, условно переданные волосы в виде стилизованных скрученных пучков.

К югу от государств, расположенных вдоль Гвинейского побережья и нижнего течения Нигера, в зоне Экваториальной Африки, также возникло несколько крупных государственных образований. Наиболее значительным среди них являлось царство Конго, где в период его расцвета, в 15-17 вв., торговля и ремесла достигли высокой степени развития. Однако богатые и самобытные художественные традиции сохранились не столько в центрах этого царства, сколько на территории процветавшего в 16-18 вв. далеко от моря, в глубине экваториальных лесов, государства Бушонго (в верховьях реки Кассай - притока Конго). Среди памятников Бушонго заслуживают особого внимания деревянные мемориальные статуи царей, традиция создания которых восходит к началу 17 в. Эти скульптуры, как, например, статуя царя Шамбо Болонгонго, отличают острая экспрессивность формы, лаконически точная и резкая моделировка объемов. Цари изображались сидящими со скрещенными ногами, чуть наклоненными вперед. Непременным атрибутом этих статуй являлись различные предметы, символизирующие достойные увековечения дела правителей. Например, изображение наковальни служило символом того, что при данном царе высокого уровня достигло кузнечное ремесло. Сам Шамбо Болонгонго изображен с игральной доской на коленях в знак того, что игра «лела» появилась в стране в его царствование.

В целом художественное наследие рабовладельческих и раннефеодальных государств Тропической и Южной Африки обладает значительной эстетической ценностью. Оно опровергает версию ряда буржуазных ученых о внеисторическом этнографически застывшем характере культуры негров, подтверждает, что народы Африки в своем историческом и художественном развитии вышли из стадии первобытного доклассового общества, двигаясь по пути прогресса, достигли высокого уровня общественного разделения труда и производства и создали свою государственность и свою самобытную высокоразвитую художественную культуру. Работорговля, организованная европейцами для снабжения рабочей силой американских плантаций, и последующая колонизация грубо прервали процесс самостоятельного исторического прогресса народов Тропической и Южной Африки и отбросили их назад, на несколько веков затормозив их материальное и духовное развитие.

Во времена первых династий (фиван-ская эпоха) скульптура еще не была в полной мере ни определена, ни кодифицирована. Тем не менее уже тогда были созданы фигуры, которые предвосхитили характерные черты классической египетской скульптуры.

Наиболее употребительными материалами являются мрамор, дерево, а также покрывавшаяся эмалью глина, которые представляют собой более нежные материалы, чем камень, и позволяют изготавливать самые смелые формы.

Некоторые неолитические и калколи-тические погребения Египта содержали в своей домашней утвари отдельные весьма элементарные человекообразные фигурки. Эти фигурки, зачастую женского пола, говорят о религиозных установках, уже получивших развитие в эпоху фараонов, о вере в то, что загробная жизнь испытывала те же потребности, что и земная. Женская фигурка эпохи додинастическо-го Египта, которая хранится в Лувре. Эта стереотипная статуэтка, выполненная с высокой степенью стилизованности и бесспорными чертами индивидуальности, иногда интерпретировалась по своим половым атрибутам как изображение богини-матери

Наиболее часто встречающийся тип представлен обнаженными женщинами. Они выполнены с изяществом, ноги вместе, а руки вытянуты вдоль тела. Выделяется сильно вырезанный «публичный треугольник», характерный символ плодородия. Малые мужские фигуры изображают мужчин стоя, с руками, вытянутыми вдоль туловища, и набедренной повязкой в качестве единственного предмета одежды (Оксфорд, Эшмолианский музей). Наконец, фигуры, которые изображают коленопреклоненных и связанных пленников, могут быть независимыми от опоры, в состав которой они вписываются.

Это статуи округлой объемности. Они могут также включаться в какую-нибудь меблировку или другие предметы в качестве составной части декорации.

Фигуры животных обнаруживают более смелое изваяние, нежели человеческая фигура, продолжая тем самым доисторическую традицию, при которой животное изображалось с поразительным совершенством и правдоподобностью. Грациозны фигурки, выполненные из камня или других материалов (керамики, слоновой кости) и воспроизводят животных - обезьян, гиппопотамов или львов. Некоторые из этих животных зафиксированы в угрожающих позах с раскрытой пастью, но большинство все же пребывает в серьезных и спокойных позах. Такой тип изображения повторялся во времена различных династий, поскольку манера изображения природы и установления связи с нею являла собой константу в египетской культуре.

Первые изображения фараонов

Одним из первых предметов скульптурного изображения царей, относящихся к фиванской эпохе, является крошечная фигурка из слоновой кости, несущая корону Верхнего Египта, которая изображает идущего фараона. В тот же самый период уже возникают сидящие и стоящие прототипы, изготовленные из известкового камня, у которых почти отсутствует разделение головы и плеч. Ноги, как правило, изображаются вместе. Даже если одна из них выставлена вперед, то и тогда обе они соединены остатками каменного материала. Поначалу сидящие статуи обладали величественными и весьма экспрессивными чертами, что производит на зрителя глубокое впечатление. Со временем произошло постепенное смягчение этих черт, и в конечном счете стало изображаться полное спокойствие, которое характерно для лиц египетских статуй. Начиная со статуи царя Джосера из сердаба погребального комплекса Сак-кара (Каир, Египетский музей) оказываются полностью определившимися формальные правила, которым подчинялось египетское скульптурное изображение.

Именно в первой скульптуре в натуральную величину выкристаллизовывается нацеленность на поиски отражения торжественности. Она выражается посредством простоты форм. В качестве идеальной утверждается модель в сидячей позе. Тогда фигура составляет единое целое с двумя планами, которые ей служат поддержкой: одним у основания ног, а другим - в стволе-опоре. Нижние конечности соединены вместе, одна рука лежит протянутой на бедрах, а вторая со сжатой ладонью прижата к груди. Голова с головным убором и церемониальной бородой имеет лицо с правильными чертами и неизменным выражением, оживляемым стеклянными глазами. Можно сказать, что это представляет собой одну из первых попыток египетского искусства освоить стиль изображения человека.

Статуя царя Хафра

Символической статуей Хафра, фараона IV династии, уникальной по своим размерам (20 м высотой), является сфинкс, который находится в погребальном комплексе Гизэ. Речь идет о фигуре льва с головой царя. Она высечена в горе с использованием первоначальной формы известковой скалы, так что туловище оказывается включенным в равнину пустыни на том же уровне, и единственное, что выступает над ним, - это голова. Идеализированное лицо Хафра украшено головным убором и церемониальной бородой, которые персонифицируют могучую фигуру льва. Гигантская статуя смотрит на восток, туда, где рождается бог Солнца, с которым отождествляли этого царя. Тем самым сфинкс символизирует представление о царе как о божестве. Он выступает также покровителем Земли - отгоняет злых духов, возвышаясь бессменным стражником некрополя монархов.

Семейные группы и писцы

В рамках однородного египетского искусства наблюдается разнообразие фигур, выраженное в различных сочетаниях групп из двух, трех и более персонажей. Среди семейных групп в одном из мастабов Медума были обнаружены сидящие фигуры из известкового камня, которые изображают знатную супружескую чету, супругов Рахотепа и Нофрет. Их туловища образуют единый компактный блок с пьедесталами и сиденьями, на которых они изображены, будучи выполненными в форме горельефа. Как это и характерно для скульптуры, изображения не отделены от каменного блока; скорее похоже, что они возникают из него. Обе фигуры раскрашены в обычные нормативные цвета - коричневая кожа у мужчины и желтая или розовая - у женщины. Объемы максимально упрощены, чтобы не задерживаться на излишних деталях, которые бы отвлекали внимание от того, что считается важным.

Один из самых прекрасных образцов деревянной скульптуры Древнего Царства, фигура жреца Каапера, начальника над чтецами или церемониалом (высота 109 см), которая в настоящее время хранится в Египетском музее в Каире. Обнаруженная в его собственном мастабе в Саккаре, эта скульптура, созданная в конце IV или начале V династии, известна под общераспространенным названием Шейх-эль-Белед, что означает «сельский староста». Это прозвище она получила по причине необычайного сходства с представителями властей, которые в то время правили тем муниципалитетом, где она была найдена. Будучи уникальным примером гипертрофированного высокомерия, которым кичились высшие должностные лица Древнего Египта, эта фигура, одно из множества творений из дерева, которое, к сожалению, сохранилось не в полной мере, не имела в нижней части обеих ног и слоя гипса, который помогал подчеркнуть ее особый реализм. Тем не менее до сих пор сохранилась часть ее прежнего блеска. Кроме того, в настоящее время данная скульптура отреставрирована

Сидящие писцы представляют собой скульптурные изображения, воплощающие в себе большой реализм. Несомненно, двумя из наиболее важных являются писцы, датируемые временем V династии. Один из них хранится в Лувре, а другой в Египетском музее Каира.

Египетская администрация с самого начала была весьма неплохо организована, а посты должностных лиц, занятых администрированием, были весьма многочисленны. Среди наиболее признанных профессий фигурировала профессия писца.

Лицо, исполнявшее эту должность, должно было уметь одновременно и читать, и рисовать, что предполагало высочайшую степень специализации и социального признания. В скульптурах писцы изображаются сидя, со скрещенными ногами и руками, держащими папирус и палочку для рисования. Это статуи из раскрашенного в разные цвета известкового камня, с отделенными от торса руками и с выражением собранности, сосредоточенности и спокойствия. Передача беспокойной живости достигалась во взгляде, благодаря инкрустации глаз стеклом.

У группы статуй Древнего Царства, изображающих как фараонов, так и лиц, не обладающих высоким рангом, спокойные позы и действия, лишенные напряженности мускулов, позволяют достичь умеренного реализма в стиле и в выражении лиц, как правило, нежной отделки. Скульптура времен V династии, известная под названием «Сидящий писец», которая хранится в Лувре, была обнаружена в 1850 году археологом Марьеттом в одной из гробниц Саккара. Она изображает администратора Кая, еще один портрет которого был найден в той же гробнице. Скульптура, достигающая 53,5 см, впечатляет глубокой сосредоточенностью, которую она воплощает. Лицо выражает загадочную улыбку и обнаруживает пристальный взгляд, подчеркнутый посредством инкрустации твердого камня. Она являет собой изображение интеллектуала, рука которого готова начать писать. Вероятно, эта скульптура являлась портретной копией усопшего и была призвана гарантировать ему бессмертие.

Деревянные статуи придворных должностных лиц являют собой примеры другой тенденции в скульптуре, в которой допускается индивидуализация фигуры. Поскольку речь идет о лицах, не обладавших аристократическим рангом, они могли изображаться без воплощения классической строгости, отличавшей изображения фараонов или членов царской семьи. Кроме того, с чисто технической точки зрения обработка дерева весьма отличается от обработки камня. Древесина позволяла обрабатывать различные части скульп- туры в отдельности, чтобы впоследствии соединить их. Отсюда проистекает то, что скульптуры данного типа обладали менее строгим характером. Одной из самых знаменитых является статуя Шейх-эль-Беледа, общеизвестная под названием «сельского старосты». Она изображает взрослого мужчину стоя, сжимающим в руке посох из египетской смоквы. Стеклянные глаза еще более подчеркивают реализм фигуры и воплощают достижения этой своеобразной тенденции в скульптурном искусстве.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные