Правильное построение гипсовых голов цезарь. Как нарисовать голову человека поэтапно карандашом. Пропорции головы человека. Рисование карандашом гипсовых моделей

Для всех интересующихся академическим рисунком очень рекомендую журнал Олега Торопыгина oleg_toropygin , Я давно на него обратил внимание, и периодически смотрю его видеоуроки. Сегодня наткнулся на видео, которое отвечает на многие распространённые вопросы по академическому рисунку гипсовой головы.

Оригинал взят у oleg_toropygin в Обучение рисунку. Портрет. 12 серия: построение головы римлянина и общие...

Немного законспектировал для тех, кто лучше воспринимает текстовую информацию, ну и может этот конспект для кого-то окажет стимул просмотреть это часовое видео с начала и до конца (посмотрите, не пожалеете):

1. Мы очень восхищаемся когда видим тщательно исполненный академический рисунок гипсовой головы XIX или XX века, либо рисунок какой нибудь другой школы, например американского гиперреализма. Когда рисунок тщательный, у нас это вызывает искреннее уважение и восхищение, но когда нам надо самим рисовать гипсовую голову, то получается, что энтузиазма мы к этому практически не проявляем...
2. Гипсовые головы это классика, и на самом деле сильно недооценённая...

3. Если мы рисуем гипсовую голову не видя связи с живой головой, то мы рисуем гипсовую голову напрасно. Если мы рисуем гипсовую голову думая, что мы рисуем гипсовую голову, то мы опять рисуем гипсовую голову напрасно...
4. Когда я учился в Строгановке, то в силу бедности или в силу других причин, направленное освещение при постановке гипсовой головы было только на первом курсе. Строгановская школа рисунка идёт от формы, и плюс такой, что освещение приходилось создавать мысленно...
5. Когда существует направленное освещение, человеку рисовать проще, видно где форма поворачивается, но есть и минусы - выявляются яркие пятна света и тени, и если человек не склонен размышлять о форме, то он может за это спрятаться. Он может выявлять только эти пятна, так часто и происходит. Для начинающих это может быть и не плохо, заставлять их сразу правильно рисовать и показывать формы без направленного освещения, при небольшом опыте даже жестоко. Важно в дальнейшем не стать заложником этой ситуации.
6. Прятаться за твёрдый карандаш, чтобы рисунок был аккуратным - значит, что вы симптомы лечите, а не болезнь. Если вы рисуете твёрдым карандашом, и за счёт этого у вас рисунки чистые, то при чём здесь вы? Это заслуга карандаша, а не ваша...
7. Мелкий рельеф лица гипсовой головы даёт резкую светотень, и он больше бросается в глаза рисующему. По большому счёту смотря на гипсовую голову мы видим только набор морщин, но важны не морщины, морщины только украшения на пути к пониманию формы. Встаёт вопрос, как увидеть эту форму, если я её не вижу? И это правильный вопрос! Смысл рисования гипсовых голов, это учиться видеть большую форму. Если вы её не научитесь видеть, то так и будете только срисовывать всякую ерунду. В этом контексте смысл обрубовки становится более очевиден, так как обрубовочная голова даёт подсказки там, где форма на самом деле поворачивается...
В обрубовочной голове чётко видно то, что на гипсовой голове, да и на живой натуре - много мягче. В гипсовой голове даже говорят, что там скульптор подчеркивает то, что на живой натуре почти не заметно, и этот момент очень важен!
8. Подставку гипсовой головы нет смысла рисовать. Её можно нарисовать, только если очень хочется. Тем более, что она обычно не идеальна, поскольку гипс имеет свойство откалываться...
9. Важно при рисовании гипсовой головы развивать глазомер, а не рисовать по намеченным точкам и линиям, как обычно это происходит в архитектурно-строительных ВУЗах. Сначала хорошо загрузите глазомер, а уже потом проверяйте измерениями...
10. Постарайтесь в начале игнорировать индивидуальные особенности лица. Психологически они конечно вырываются вперёд, наметьте их, но не забывайте, что главное - общая форма!
11. Если при рисунке гипсовой головы ты постоянно бегаешь от обозначения общей формы, то ты никогда не будешь знать как к этому подступиться. Поэтому не нужно бегать от обозначения формы, а нужно сразу пробовать с ней что-то делать, заниматься построением...
12. Можно на гипсовой голове рисовать сечения, как на простейших формах (кубах, кувшинах и др.), чтобы прочувствовать форму...
13. Следовать правилам (не верить своим глазам) нужно на ранних стадиях обучения академическому рисунку. Чтобы вы поняли, война идёт не за правила, а за ваше мышление! Как следствие вы начнёте правильнее, сильнее отображать...
14. Полезно возвращаться к рисунку гипсовой головы даже если вы их уже нарисовались в своё время. Интересно сравнить как у вас изменилось мышление, стали ли вы применять эти знания на практике, или просто согласились с ними покивав головой.
15. С точки зрения правильного понимания формы можно представить как скульптор лепил эту голову.
16. Очень важно научиться видеть и строить в рисунке форму, домысливать её, потому что идеально правильного освещения не будет никогда!
17. Чтобы получить правильное представление об объекте, недостаточно срисовывать его с одной точки. Появляются всевозможные иллюзии, там где форма не видна, вы и рисуете так как будто её нет. Поэтому нужно постоянно подходить к натуре (гипсовой голове), трогать, узнавать как эта форма на самом деле "лепится".
18. Сечения это путь к правильной штриховке.
19. Разбираясь с архитектоникой головы, после того как мы обозначили основные формы, нужно регулярно проверять пропорции, потому что не бывает так, что мы их абсолютно правильно изначально взяли.
20. Важно, сначала взять большие формы формы, только потом переходить на мелкие детали, если вы это не поймёте, то рисунок будет искусственным. Этот переход должен быть естественным и органичным...
21. Ничего страшного если на начальных этапах рисунки гипсовых голов будут производить "брутальное" впечатление. Если какие-то линии нужно сдвигать, сдвигайте. Ничего страшного, что вы их сразу правильно не смогли взять. Со временем, вы всё более правильно научаетесь их брать, и при необходимости править рисунок без сожаления.
22. Под падающую тень важно видеть форму на которую эта тень падает.
23. Можно учиться рисовать по фото и даже по видео, но это никогда не заменит опыта рисунка с натуры (гипсовые пособия или живые модели).

Кости шеи состоят из семи шейных позвонков, которые включают верхнюю часть позвоночника. Большие мышцы , которые влияют на форму шеи, это трапециевидная мышца в задней части и грудино-сосцевидная мышца в передней. Они проходят от задней части уха вниз к внутренними концами ключиц.

Шея способна совершать движения во всех направлениях : наклонять голову вперед и назад, в бок к любому плечу, и вращать ее из стороны в сторону на 180 градусов.

Помимо звукопроводящих структур в ушах, из суставов головы движется только челюсть. Все остальные кости черепа жестко сцеплены и недвижимы.

Мышцы лица условно можно разделить на два типа:

Пропорции головы человека. Простой метод построения

Лицо, конечно же, наиболее выразительная часть тела. Вот простой метод построения , который поможет вам увидеть из каких простых форм состоит голова. Средние пропорции человеческой головы показаны на рисунке ниже. Высота головы примерно такая же, как и ее ширина при взгляде сбоку, поэтому в профиль она вписывается в квадрат. При взгляде спереди, ширина головы гораздо меньше, чем ее высота .

Начните с рисования головы в профиль. Нарисуйте круг для черепа, а затем добавьте две линии на передней части лица, чтобы обозначить челюсть, как показано на картинке выше.

Самой распространенной ошибкой новичков при изображении головы является то, что голова кажется плоской . Поэтому, как можно скорее, попробуйте нарисовать вид головы в три четверти , стремясь отобразить округлость и основательность форм. Используйте светлые опорные линии, чтобы обозначить центральную линию лица и положение глаз.
На рисунке показано довольно бесхарактерное лицо, но на данном этапе главное понять основные формы . Лица людей отличаются от усредненного образца во многих отношениях, как именно, будет подробно обсуждаться в следующих уроках. Эти рисунки представляют собой первый шаг. Если вы нарисуете сотни этих упрощенных голов, вы придете к пониманию всех тонкостей рельефа человеческого лица и будете в состоянии наполнить свои рисунки жизнью и характером.

Наиболее важно понять, что лицо не просто плоская поверхность с наложенным на нее деталями . Чтобы рисовать лица успешно, вы должны понимать трехмерную форму поверхности — вот почему мы начали с бесхарактерного среднестатистического лица, которое может принадлежать как мужчине, так и женщине.

Если вы посмотрите на туманную газетную фотографию толпы ниже, то вы увидите, что каждое лицо отличается от остальных только отображением света и тени на нем, а не формами глаз или губ. Если вы можете представить себе лицо как шаблон , в этом случае вы избежите распространенной ошибки создания безжизненных механизмов глаз, носов и ртов, неразличимых друг от друга. Поэтому практикуйте рисование шаблона лица с добавлением света и тени , пока вы полностью не поймете его форму.

На изображениях выше показаны несколько базовых форм лица и головы под разным углом. Еще раз повторюсь, сейчас важно, чтобы вы понимали реальную форму поверхности , а не просто план.

В статье использовались материалы книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

6. Урок рисования гипсовой головы.

Начинающие рисовать гипсовые модели и желающие серьезно заняться рисунком головы должны иметь предварительное знакомство с правилами учебного рисунка. Без знания и опыта самая упорная работа не даст положительных результатов, так как успех ее зависит не только от количества нарисованных голов, а главным образом от правильного понимания и изучения натуры и способов ее изображения. В вышеизложенных уроках достаточно материала, чтобы вы могли научиться, придерживаясь этих критериев.

На уроках рисунка в школе рисования New Art Intention каждому ученику объясняется, что изображая голову, следует обратить внимание на её строение, то есть на сочетание и характер поверхностей, образующих её объём. Отсюда происходит профессиональное выражение "строить голову".

Обучаясь рисовать модели, начинающие должны иметь ввиду, что голова человека является одним из сложных объектов изображения. И поэтому предварительная подготовка к рисованию головы должна быть постепенной. С главным принципами, лежащими в основе изображения человека вы познакомились ранее, на уроках рисования карандашом геометрических форм и натюрморта .

Рисование карандашом гипсовых моделей.

Обучение рисованию голов с гипсовых моделей является не самоцелью, а лишь подготовкой к рисованию живой натуры.

На этом уроке, так же как и на предыдущих занятиях, необходимо соблюдать последовательность. Причём эта последовательность зависит от задач, поставленных перед рисующими. Вначале, для освоения основных форм, следует научиться рисовать головы наиболее обобщённого, монументального характера; к ним можно отнести слепки произведений греческой скульптуры, например таких, как "Дорифор" Поликлета, "Гера", "Диадумен". Усложняя задания, связанные с передачей формы и светотени, можно переходить к рисованию "Зевса", "Геркулеса", "Лаокоона", "Гомера"; для передачи более точной характеристики полезно нарисовать головы "Аполлона", "Гермеса", "Апоксиомена".

Следующим, более сложным этапом рисования, который ближе подводит учащегося к рисунку живой головы, могут послужить римские скульптурные портреты - Люция Вера, Сенеки и других.

В качестве модели для рисования головы в сильном повороте и с обнажённой шеей, можно взять головы умирающего Александра Македонского, Лаокоона или другие эллинистические скульптуры. Например, некоторые головы рельефа алтаря Зевса в Пергаме.

Для изучения отдельных частей в нашей школе New Art Intention используется голова известной скульптуры Микеланджело "Давид" и отдельные части - глаз, нос, губы, ухо.

Рисование гипсовых голов целесообразно и необходимо потому, что в произведениях великих мастеров найдены и обобщены взятые из действительности формы, и рисующий имеет перед собой готовую характеристику натуры. Это упрощает задачу для начинающих, давая им возможность сосредоточить всё внимание на построении головы. Кроме того, неподвижность модели и ясно выраженная светотень, облегчают решение задач, стоящих перед начинающим художником.

Постановка и построение гипсовой головы в рисунке.

Начиная рисовать голову, нужно, прежде всего, позаботиться о её постановке и освещении.

Образующие голову поверхности и характер её объёма лучше всего выявляет искусственный источник света, освещающий голову сверху под углом в 45 градусов. При отсутствии искусственного света, модель можно приблизить к окну, затемнив его нижнюю часть, и, таким образом получить верхний свет. Слишком тёмные тени на голове модели, следует смягчить, поместив вблизи белую бумагу или драпировку, которая даст необходимые рефлексы.

На уроках, в зависимости от поставленных задач, источник света можно перемещать, освещая модель с различных сторон и расстояний.

Фон для гипсовой головы, необходимо брать темнее освещённых её частей и светлее частей, находящихся в тени. Для ярко освещённой головы лучше всего ровный серый фон: около её светлых поверхностей он будет казаться темнее, а у тёмных мест - светлее. Этот оптический закон контрастности играет большую роль при передаче формы в пространстве.

Для первых рисунков, голову принято помещать на такой высоте, чтобы уровень глаз начинающих художников, находился на линии глаз модели.

Одним из главных условий работы, является сохранение в процессе рисования, положения натуры и постоянной точки зрения на неё. Поэтому, следите за тем, чтобы от движения головы или туловища рисующего не изменилась точка зрения или линия горизонта.

Не следует садиться не слишком близко, ни слишком далеко от модели. Наилучшим является расстояние, равное тройной величине модели по вертикали. Такое расстояние позволит следить за общим построением и хорошо видеть детали.

Приступая к рисунку гипсовой головы, нужно иметь в виду, что изображаемая условно без торса, она не имеет тех внешних точек опоры, при помощи которых обычно строятся предметы, непосредственно расположенные на плоскости, например на столе или подставке. Табуретка, стоящая на полу, или ваза на столе рисуются от нижнего основания, то есть от внешних точек опоры на плоскости.

Голова, изображаемая в пространстве, сама по себе, не соприкасающаяся ни с какой поверхностью, нуждается в особом приёме построения - использовании собственных внутренних точек опоры. Эти внутренние опорные точки, дают возможность строить голову в любом повороте и наклоне.

Определив соотношение высоты и ширины модели, следует обозначить её общий овал и положение шеи, затем наметить основной объём головы, отделяя для этого лицевую поверхность головы, от поверхностей, идущих к затылку. На этом общем объёме головы, можно более точно определить положение и пропорции отдельных частей(рис.2).

Намечая основные части лица: расположение глаз, лба, носа, рта, подбородка, сравнивайте их размеры по отношению не только друг к другу, но и ко всей форме головы. В противном случае, даже если найдены правильные пропорции отдельных частей, общая форма головы может оказаться неверной. С каждой вновь вводимой деталью, увеличивается количество сравниваемых величин, поэтому очень важно, чтобы первоначальные пропорции больших форм не были нарушены. Неточности в основных пропорциях повлекут за собой бесчисленное количество ошибок, которые заставят рисовальщика, переделывать рисунок заново.

Так, например, если уменьшить нижнюю половину головы по отношению к верхней, то на ней невозможно будет правильно разместить соответствующие части, нельзя определить расстояние между носом, губами, подбородком, установить их пропорции.

Переносица, расположенная в центре всех форм, является наиболее устойчивой точкой, по отношению к которой определяются места для глазничных впадин, передних и боковых поверхностей носа, надбровных дуг.

Форма головы ограничивается прямыми и кривыми поверхностями. Перспективно сокращаясь и соприкасаясь друг с другом, они являются объёмной основой рисунка, без которой всякая, даже отлично оттушёванная голова, несмотря на правильно взятые светотеневые отношения, будет казаться пухлой или плоской. Задача рисующего заключается в том, чтобы найти эти поверхности, из которых, каждая занимает только ей свойственное положение. Определение их в натуре и последующее воспроизведение на бумаге - это и есть построение объёма на плоскости листа.

Выявляя основные поверхности, не следует опасаться некоторой, на первых порах, упрощённости и резкости в их трактовке. При обучении рисованию понимание правильного объёма головы, характера её основной формы, умение увидеть взаимосвязь всех её частей, несравненно важнее преждевременного вырисовывания мелких деталей - бровей, зрачков, ноздрей, к которому так склонны начинающие рисовать. Необходимо помнить, что в объёмном построении головы нужно идти таким же путём, каким идёт скульптор, который не имеет возможности начать свою работу ни с контура, ни с деталей, а начинает непременно с больших поверхностей, образующих данный объём. Совокупность этих поверхностей, даже в своём предельно упрощённом виде, представляет уже реальную объёмность, являющуюся основой, для дальнейшей разработки деталей. Эти поверхности и их взаимное расположение, убедительно показаны на рисунках голов Аполлона, выполненных В.Е. Савинским (рис.4 и рис.5). Резкими определёнными плоскостями пролеплен весь объём головы, показаны лицевые и боковые её поверхности, овальные формы глаз, крепко вставлены в глазницы.

На рисунках Савинского можно наблюдать отношение размеров ближайших боковых поверхностей головы, к боковым, более перспективно сокращённым. То же самое можно видеть в соотношении боковых поверхностей носа, лба, в расположении глаз.

Когда вы намечаете поверхность формы, вводите карандашом лёгкую светотень, оставляя для светлых мест чистую бумагу и покрывая штрихом тени. Это придаст рисунку первоначальное объёмное выражение.

Следующей стадией рисунка головы, является передача её пластической формы. Для этого нужно проследить переход одной поверхности в другую, причём он может быть или постепенным, или резким. На рис.5 видна граница, отделяющая лицевую, освещённую поверхность головы, от боковых, затемнённых поверхностей, а так же более резкие переходы от тени к свету на выдающихся скулах и сравнительно мягкие в нижней, округлой части лица.

Подходя к наружным краям рисунка головы, особенно внимательно следите за сокращающимися поверхностями, правильное перспективное и тональное построение которых, имеет решающее значение в передаче объёмности головы.

Для того чтобы не разделять рисование головы на отдельные искусственные этапы и сохранить непрерывную последовательность в решении возникающих в процессе работы задач, переход к рисованию карандашом деталей, должен быть постепенным и почти незаметным. Уточняя, например, обобщённую первоначальную форму носа, наблюдая его в деталях, рисующий должен отметить и показать на рисунке, что различные по тону и характеру четыре его поверхности являются местом расположения более мелких форм - крыльев носа, ноздрей, кончика носа, - весьма разнообразных по форме: округлых, тупых, острых.

Рассматривая поверхность лба, рисующий должен заметить в натуре и показать на рисунке, что нижняя часть лба, лепится пятью различными по тону поверхностями: средней (фронтальной), двумя соприкасающимися с ней и двумя идущими от последних, височными или боковыми поверхностями, на которых располагаются ушные раковины (рис.3).

Нужно также показать на рисунке, что намеченная пятигранная схема лобного отдела лица вверху, переходит в овальную форму лобных костей.

Такое же постепенное уточнение первоначально намеченных форм и наполнение их формами соподчинёнными, должно иметь место и в рисовании всех частей: глаз, губ, подбородка. Детали, вводимые в первоначальную форму, в своей совокупности являются как бы её проверкой и могут в дальейшем взаимно уточняться.

Например, боковая поверхность носа, определяет расположение его крыла, а детально проработанные крылья носа, могут внести поправку в построение всей его поверхности. Необходимо помнить, что все парные формы головы, следует намечать и рисовать одновременно: так легче определить степень их перспективного сокращения в данном повороте.

Исполнение рисунка не должно резко делиться на рисование контура и последующую тушёвку. Рисуя линиями, с самого начала помните о форме, которую они обозначают, намечайте лёгкой светотенью поверхности, образующие объём, оставляя для освещённых мест чистую бумагу и закрывая однотонной тушёвкой тени. Затем, придавая тени должную глубину, осторожно вводите в неё рефлексы, а в область света - полутона и блики. Бесконечно сравнивая и соподчиняя их тональные отношения, добивайтесь передачи освещённой формы.

Чтобы не перечернить рисунок (что очень часто бывает при обучении рисованию у начинающих), нужно найти предельную силу тени на гипсе, по отношению к которой и выдерживать общий тон рисунка. При этом, хорошо иметь перед глазами кусочек чёрного бархата или зачернённой бумаги, сравнительно с которыми, самую глубокую тень на гипсе, придётся взять более лёгкой и прозрачной.

На академическом рисунке головы Александра Севера, выполненном И.Е.Репиным (рис.6), можно наблюдать чётко отработанные детали, объединённые тоном в единое целое. Падающий сверху свет, к низу постепенно слабеет, утрачивая силу и контрастность. Боковые поверхности лица, сокращаясь в глубину, выделяют переднюю его часть, чему способствуют, подчёркнутые глубокой тенью формы глазниц, губ и основания носа. Взятый правильно фон, помогает передавать освещённую форму в пространстве.

При обучении рисованию гипсовых голов, следует избегать бесформенного размазывания теней и вытирания резинкой пятен света. Штрих карандашом, как бы обнимающий форму, является лучшим средством её передачи. Прекрасным примером может служить рисунок головы "Лаокоона", выполненный Александром Ивановым (рис.7).

Несмотря на то, что формы античных голов являются более обобщёнными, чем головы живой натуры, изображение гипсовых слепков, передача цельности формы, деталей, освещения и материала требуют большого количества тональных оттенков, что обычно представляет для начинающих рисовать затруднения, является причиной невыдержанности тона и раздробленности рисунка. В результате рисунок у начинающих полон ошибок: рефлексы оказываются в одной силе со светом, перечернённые тени "проваливаются", резкие контрасты дальних планов "лезут" вперёд.

Прежде всего, эти погрешности объясняются излишней поспешностью, отсутствием должной последовательности и внимательности в работе.

В нашей школе New Art Intention в процессе обучения рисованию у начинающих рисовать развивается умение сравнивать изображение с натурой, находить и исправлять ошибки. Это необходимое условие для успешного выполнения рисунка. Для того чтобы легче сопоставлять рисунок с натурой, следует стараться воспринимать их как однородные явления, то есть представлять реальную гипсовую голову, как бы нарисованной. Тогда, быстро переводя взгляд с натуры на рисунок, можно сразу почувствовать разницу между ними - или в построении или в освещении. При виде спокойного тона натуры, очень часто бросается в глаза тональная пестрота в рисунке. Правильно построенный, но "замученный" и сбитый с тона рисунок, при известном опыте, поддаётся исправлению. Прикосновением к такому рисунку резинкой, клячкой или губкой восстанавливаются основные светотеневые отношения, облегчаются, но не убираются "выпадающие из тона" детали, а если требуется - подчёркиваются контрасты ближайших планов.

Хорошо продуманный, правильно построенный и выдержанный в тоне рисунок - прекрасно передаёт форму, освещение, материал и окружающую среду.

Изучение головы человека, как и любой дру­гой сложной формы, ведется на основе дли­тельного штудирования модели. Длительныйрисунок дает возможность учащемуся полно­стью усвоить закономерности построения изображения. Хорошим рисунком, в академическом смысле, считается такой, который исчерпывающе передает существенные признаки модели, т. е. те признаки, по которым зритель получает, возможно полное представление, о данном предмете. Во время рисования с натуры мы не только наблюдаем предмет, но и познаем его; не механически копируем его внешнюю форму, а стремимся понять его внутреннюю структуру., Это изучение всегда начинается с непосредственного зрительного знакомства с изображаемым предметом, а затем внимание рисующего переходит на изучение харак­терных признаков его строения, пропорций, деталей. Для примера рассмотрим процесс рисования головы «Аполлона Бельведерского» скульптора Леохара (IVвек до н. э)

Первая стадия работы

КОМПОЗИЦИОННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ

Работа начинается с композиционного размещения головы на листе бумаги. Пред­варительно прикиньте в наброске, как выгоднее вкомпоновать голову в данном фор­мате. Изображение намечается очень легко, предельно скупо, обобщенно. Выявляется характер большой формы, движение — поворот головы и шеи; словом, определяется об­щий вид модели (рис. 23).

Длительный рисунок может начинаться и с предварительного наброска, при усло­вии, что последний будет заключать в себе основную композиционную идею рисунка. Как правило, в учебном рисунке голову лучше всего размещать посреди листа бумаги, немного выше центра, не оставляя, однако, слишком больших полей пустыми.


Вторая стадия работы

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРА ФОРМЫ ГОЛОВЫ, ПРОПОРЦИЙ И НАКЛОНА ГОЛОВЫ

Когда вы убедились, что в общем характер формы схвачен верно, можно перейти к уточнению наклона головы. Для этого, прежде всего, надо верно наметить профильную линию лица или ось симметрии, которой голова делится на две равные половины. Про­фильной линией мы называем условно такую линию, которая должна проходить через середину лба и переносицу к середине кончика носа и через «раздвоинку» подбородка (рис. 24).

Чтобы найти правильный наклон головы, мысленно соедините прямой линией перено­сицу и середину подбородка и представьте себе, какой угол образуется между этой линией и воображаемой вертикалью. Определив правильно угол наклона профильной линии с вертикалью, вы правильно определите и наклон головы. Когда профильная ли­ния и наклон головы намечены верно, можно переходить к выявлению пропорций — характера формы головы.

Симметричное построение головы заставляет рисующего попеременно рисовать то правую часть головы, то левую. Например, наметив правую височную кость, необходимо сразу же наметить и левую; наметив правое крыло носа, следует одновременно наметить и левое и т. д.

Античная голова делится по линии разреза глаз на две равные части, а собственно лицо — на три равные части: от линии покрова волос до надбровных дуг, от надбровных дуг до основания (корня) носа и от основания носа до основания подбородка.

Отрезок от надбровных дуг до основания носа в свою очередь делится на три рав­ные части; между первой (от надбровных дуг) и второй частью проходит линия разреза глаз, которая пересекает шов скуловой и височной кости, уголки глаз, слезники и пере­носицу; третья часть включает в себя основание и крылья носа. Отрезок между основа­нием носа и основанием подбородка тоже делится на три равные части: между первой и второй частью проходит средняя линия рта, которую часто в обиходе называют линией разреза губ; линия между второй и третьей частью делит подбородок (по высоте) попо­лам. Расстояние между глазами равно длине глаза, т. е. линия разреза глаз также де­лится на три равные части. Высота уха равна длине носа.

Для художников древнего мира эта пропорциональная закономерность членения головы на части являлась каноном красоты. В эпоху классицизма античные каноны превратились в догму академических правил рисования. В наше время эту пропор­циональную закономерность мы рассматриваем как условную закономерность членения головы.

Третья стадия работы

ОБЪЕМНО-КОНСТРУКТИВНОЕ ПОСТРОЕНИЕ ФОРМЫ ГОЛОВЫ

В построении реалистического рисунка существенную роль играет конструктивный анализ формы и понимание законов и правил перспективного изображения объема на плоскости. Выявление конструктивных особенностей изображаемого предмета всегда входит как главная часть в изображение объемной формы по определенным законам и требует ясного, логического суждения о форме в пространстве(рис. 25).


Конструктивный анализ объемной формы предмета происходит во всех ее состав­ных частях как видимых глазом, так и невидимых. Например, рисуя куб, мы не ограничиваемся анализом его видимых поверхностей, а стараемся мысленно проникнуть внутрь формы и увидеть, вернее — ясно представить себе остальные, не видимые с дан­ной точки зрения стороны куба, ибо они-то и помогают определить правильное перспек­тивное направление видимых сторон, увязать их в строго закономерную конструктивную связь.

Как мы умеем представлять себе линейную конструкцию простых предметов, так необходимо научиться представлять себе и конструктивную схему человеческой головы, фигуры.

Каждую объемную форму учащийся должен представлять в пространстве так же, как он это делает на занятиях по начертательной геометрии. Изображая объемную форму в пространстве, рисующий должен следить за ее перспективными сокращениями.

Рассмотрим подробнее, как использовать законы перспективы в рисовании головы человека.

Если мы рисуем голову на уровне наших глаз, вспомогательные конструктивные линии, которые проходят по надбровным дугам, разрезу глаз, основанию носа, разрезу рта и основанию подбородка, будут параллельны линии горизонта, т. е. будут прямыми. Если голова модели наклонена, то все эти линии или дуги своими вершинами напра­вятся вниз. Если голова будет запрокинута вверх, то и конструктивные дуги своими вершинами будут обращены вверх. Необходимо заметить при этом, что все эти вспо­могательные линии будут между собой параллельны.

Очень часто при незначительных поворотах головы ученику бывает трудно опре­делить: наклонена вниз голова или, наоборот, запрокинута вверх. В этих случаях зна­ние схемы конструктивного строения головы и помогает правильно определить поло­жение головы в пространстве. Когда голова находится в фасовом положении (на уровне наших глаз), то основание носа и низ ушной раковины находятся на одной гори­зонтали. Если голова запрокинута вверх, то уши по отношению к основанию носа и надбровным дугам как бы смещаются вниз. Если мы замечаем, что низ мочки уха выше основания носа, значит, голова опущена.

Но не только положение ушной раковины определяет наклон головы. Рисующий должен знать, что в перспективе все формы сокращаются и поэтому, хотя лицо антич­ной головы по канонам делится на три равные части, при поднятой голове размеры этих частей будут уменьшаться: лоб по отношению к подбородку будет казаться тем меньше, чем больше будет запрокинута голова. При наклоне произойдет обратное — лоб будет самой большой массой, не говоря уже о том, что станет виден верх черепной коробки.


Четвертая стадия работы
ПЛАСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛИРОВКА ФОРМЫ

Пластическую моделировку формы головы нужно считать наиболее трудоем­ким, длительным и ответственным этапом работы. Рисующий должен следить за тем, чтобы изображение было подчинено законам перспективы, голова прорисована согласно ее анатомическому строению. На этом этапе работы рисовальщик обязан разо­браться в пластической форме предмета, понять анатомическую сущность видимой сна­ружи формы — выпуклостей и впадин, которые моделируются сначала легкой свето­тенью.

Для начала, достаточно будет легко закрыть мягким тоном теневые планы, и тем самым отграничить ихот освещенных, т. е. определить основные массы света и тени. Благодаря этому приему выявятся передние, боковые и нижние планы головы. Это, во-первых, поможет проверить сделанное в предыдущих стадиях работы и, во-вторых, яс­нее (рельефнее) подчеркнет объем головы.

Светотень ложится по форме предмета и тем самым выявляет его объем. Недоста­точно точно скопировать светотень с натуры,— необходимо понять, осознать и прочув­ствовать ее взаимосвязь с конструкцией. Грани пересечения плоскостей (планов) го­ловы образуют условную линейную конструкцию рисунка; эти грани в свою очередь яв­ляются границами света и тени.

Покрыв легким тоном теневые планы головы, начинаем уточнять местоположение глазных впадин, скуловых костей и ушных раковин (рис. 26).

Пятая стадия работы

ПЕРЕХОД ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ

На этой стадии работы над рисунком происходит постепенное насыщение боль­шой формы деталями. Рисующий переходит от анализа большой формы к анализу малых форм, постоянно соизмеряя их с общей мас­сой головы. Например, уточняется форма крыльев носа, характер очертания и объем губ; глазное яблоко накрывается веком, при­чем обратите внимание, что веко имеет тол­щину, поэтому не рисуйте веко одной ли­нией (рис. 27).

Если какая-то деталь головы плохо усваивается вами, порисуйте эту деталь от­дельно. Весьма полезно рядом с изображен­ной головой или на особом листе сделать рисунок носа, уха, глаза. Рисуя глаз, надо помнить, что в основе это — шарообразная форма, которая находится в глазничной впа­дине. Поэтому рисовать веки надо так, чтобы они облегали эту объемную форму.

Затем внимательно следите за перспективным сокращением толщины века. Парные формы (например, глаза, крылья носа) рисуйте одновременно. Детали сравнивайте между собой и большой формой, иначе не получится цель­ного рисунка. Кроме того, такое сравнение помогает рисовальщику находить у себя в рисунке ошибки и исправлять их.

Шестая стадия работы

ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ, ПРОРИСОВКА ДЕТАЛЕЙ

ТОНАЛЬНАЯ ПРОРАБОТКА ФОРМЫ

Тональной проработкой объемной формы завершается работа над рисунком. На Этой стадии следите, как ложится светотень на выпуклые места и впадины, учитесь видеть взаимосвязь конструкции предмета с явлениями светотени, т. е. понимать, как и почему именно так, а не иначе распределяется свет на поверхности предмета. Не зная строения предмета, на который падает свет, вы не сумеете выявить и его формы. Зная же конструкцию, вы будете свободно лепить форму светотенью (рис. 28).

(рис. 29).

Методическая последовательность в работе над рисунком должна строго соблю­даться, ибо нарушение ее замедляет усвоение учебного процесса. Рисование, прохо­дящее беспорядочно, вне всякой системы, не дает возможности учащемуся освоить на­выки построения реалистического рисунка и понять те правила, которые выработала рисовальная практика больших ма­стеров. Повторяем, нельзя переска­кивать через отдельные этапы в работе над рисунком. Например, не найдя основной массы объема, пере­ходить к прорисовке деталей; не по­няв конструкции предмета, перехо­дить к передаче фактуры. Ученик обязан закрепить последовательные стадии учебного рисунка, так как каждая предыдущая стадия входит составной частью в последующую. Итак, резюмируя все стадии развития длительного рисунка, ука­жем, что в начале работы, когда ри­сующий намечает на листе бумаги общий контур головы и схематично выявляет ее объем, он идет путем общего изображения формы, ее крупного объема. Далее рисоваль­щик вступает на путь анализа, пе­реходит от общего к частному — к насыщению большой формы более мелкими формами и деталями. В конце работы, когда рисовальщик подчиняет детали целому, он вступает на путь синтеза — обобщения. Целостное восприятие модели служит не только исходным моментом для ее изуче­ния, но и постоянным «фоном», на котором познается каждая часть в отдельности. По­этому в академическом рисунке изображение натуры следует начинать с ее общей ха­рактеристики, затем постепенно перейти к детали и снова возвратиться к общей форме, иначе говоря, пройти путь от общего через детальное изучение натуры к цельному вы­ражению. Последовательное выполнение рисунка от общего к частному и от частного снова к общему строго обязательно.

Итак обязательное условие рисования - последовательный плановый ход работы над рисунком. Совершенно неправильно работать по частям, рисуя сначала, например, потом и т. д., или «перескакивать» с детали на деталь. В результате такого метода целостного изображения не будет.

Цельность видения модели и цельность изображения ее - одна из основных задач рисунка и эту задачу надо ставить на всех стадиях работы, начиная с первого наброска.

Поэтому сначала необходимо, не обращая внимания на детали, сконцентрировать внимание на большой форме головы и выяснить ее характерные особенности.

Таким образом, в этой стадии идет уточнение общей формы головы и намечаются основные детали, но обязательно в отношении к целому и друг к другу. Следовательно, смотреть нужно на весь объем в целом и, намечая одну деталь «держать в глазу» и остальные, особенно парные, симметричные. Весь объем в этой стадии намечается несколькими основными поверхностями.

Третья стадия (рис. 3). Продолжается дальнейший, более углубленный анализ формы. Точнее строится форма мозгового черепа, разграничиваются его основные поверхности. Тоже делается и с остальными частями головы: скуловыми дугами, глазничными впадинами и т. д.

Не следует какую-либо деталь прорисовывать тщательнее, чем другие. Рисунок на любой стадии должен быть одинаково проработан во всех частях. Если у черепа намечены лишь основные поверхности, образующие форму, то и нос на этом этапе должен быть уточнен лишь в отношении общих размеров и главных поверхностей; пусть форма его будет пока несколько геометрична, но она уже должна носить индивидуальный характер.

Теперь своевременно определить высоту горбинки и ширину носа у основания и кончика, величину крыльев. У губ также намечаются основные направления поверхностей (в том числе толщина); что касается глаза, то теперь более точно строится форма глазничной впадины, намечается толщина и положение век. У нижней челюсти определяются и строятся основные повороты формы... Главное внимание должно быть обращено на построение края челюсти с его углами и подбородочным возвышением.

Строя объем, целесообразно расчленить его поверхность на основные направления, близкие к плоскостям. Это хорошо помогает познанию конструктивной формы. Уяснив направление этих поверхностей, легче будет определить, какая из них темнее, какая светлее, какая больше повернута к источнику света, какая меньше.

Этим надо руководствоваться и при прокладке светотени - не просто копировать усветления и утемнения, наблюдаемые в натуре, а сообразовываться с направлением поверхности каждого участка объема; только в этом случае процесс лепки формы средствами светотени будет сознательным.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные