Рассказ на тему прозвища. Сочинение рассуждение на тему Прозвища (7 класс). Сначала – определиться с собственной позицией

Описание темы: Интересно, кто вспомнит, сколько у него прозвищ было, есть сейчас? Какие бывают обидные прозвища, а может это всего лишь описание человека или не имеющая смысла глупая насмешка?
А может ли навредить необдуманное прозвище?
И ещё, а задумывались мы, что мы сами даем себе прозвища, например, в интернете. Так мы ли это настоящие или просто такими хотим себя видеть, а глазами другого человека со стороны на себя взглянуть бывает страшно, но, щекоча нервы, полезно.

Вообщем, вот Вам статья - сочинение - оно же рассуждение на тему:

"Прозвища среди нас".

У кого из нас не было прозвища. Бывали прозвища добрые, характеризующие с лучшей стороны, а бывали и обидные - зачастую их давали, чтобы подразнить человека. Да и возникали они по-разному. Фамилия, характер, привычка, внешность, даже увлечения ложились в основу прозвищ.

Говорят, что для человека нет в мире ничего благозвучнее, чем его имя. И обращаться к нему как к домашнему животному, по кличке, - признак невоспитанности. Но иногда прозвище для человека намного милее собственного имени.

К тому же, прозвища во многом отображают отношение людей к человеку. Если его любят в компании, то прозвище, скорее всего, доброе и веселое, но вот если наоборот - берегись. Зачастую, такие злые, саркастические прозвища, данные человеку необдуманно, могут очень сильно навредить. Они могут сильно обидеть и человек может замкнуться, разочароваться не только в себе, но и в окружающих.

Кстати, стоит заметить, что не очень обидные прозвища - весьма удобны. Позови, к примеру, а улице или в коридоре Машу - человек пять обернуться, а крикнул Рыжая - сразу же становиться понятно, к кому обращаются. Конечно, можно возразить - так ведь есть фамилия. Но ведь не всегда фамилия звучит красиво.

Еще одна особенность - ники в интернете. Эти, так называемые, прозвища мы даем себе сами. Зачастую они отображают нашу сущность. Или же говорят о том, какими же мы хотим казаться на самом деле. Скрываясь за никами, этими яркими, заметными прозвищами собственного сочинения, мы надеемся понравиться собеседникам, заинтриговать их.

Да и живя в мире интернета, удобнее выбрать себе новое имя и вообразить себя совершенно другим человеком. Иногда это может показаться захватывающим приключением - выдавать себя за совершенно другого человека.

Хорошо или плохо иметь прозвище - каждый из нас решает для себя. Но навряд ли в них есть что-то дурное, ведь традиция давать прозвища идет из глубины веков.

Нередко по русскому языку класс может получить довольно оригинальное задание - написать рассуждение, главной темой которого должны являться прозвища. Эта проблема довольно неоднозначна - ведь одному человеку прозвище может быть по душе, а другому всегда неприятно, когда его обзывают.

Сначала - определиться с собственной позицией

Сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» - это интересное задание для любого школьника. Если имя человек получает при рождении, то прозвище всегда создается стихийно. И оно чаще всего подмечает отнюдь не желаемые качества, а те, что есть у человека на самом деле. Любой ярлык, который общество навешивает на человека, (неважно, со зла или из добрых побуждений) - всегда подчеркивает какой-либо особый смысл имеющихся качеств. В сочинении-рассуждении на тему «Прозвища» школьник прежде всего должен определиться с собственной позицией по этому вопросу. Ведь в зависимости от его мнения, сочинение будет содержать в себе аргументы в пользу прозвищ или же против них.

Родительские прозвища

Для того чтобы определиться с основной мыслью сочинения-рассуждения на тему «Прозвища», сначала рассмотрим положительные моменты этого феномена. Часто какое-либо прозвание ребенок или взрослый человек может получить от окружающих по причине избытка положительных чувств к нему. И поэтому оно будет всегда творческим. Родители нередко называют детей Солнышко или, к примеру, Лапочка. Некоторые мамы и папы придумывают ласковые клички, которые происходят от названий животных - например, Хомячок или же Котенок. Иногда они с любовью называют ребенка именами персонажей из мультфильмов: Гномик, Покемончик. Такие слова имеют ласковый подтекст, они всегда приятны.

Зависимость прозвищ от среды

Давать прозвища дети учатся у родителей. Краткое сочинение-рассуждение на тему «Прозвища» может подчеркнуть и тот момент, что такие наименования присутствуют во многих сферах жизни. Начиная с ласковых прозвищ, которые родители дают своему чаду, и заканчивая кличками в уголовном мире. Их можно найти везде. Они лишь варьируются в зависимости от культурной среды. Например, в странах арабского мира принято давать такие клички, которые высмеивают физические изъяны человека. А к примеру, в Японии многие прозвища берутся от названий насекомых или животных.

Зачем даются обидные клички?

Но если во взрослом мире прозвище всегда несет некое символическое значение, и человек нередко может им гордиться, то дети нередко дают друг другу очень обидные клички. Кому же будет приятно, когда ровесники будут называть его Тюлень, Очкарик или Жиртрест? Главные причины того, что дети дают друг другу обидные клички, - это агрессия, безмерное желание стать центром внимания других или же попросту месть.

В сочинении-рассуждении на тему «Прозвища», если в нем школьник хочет отстаивать мысль о неприемлемости кличек, это обязательно необходимо подчеркнуть. Ведь агрессия по отношению к окружающим - это намеренное желание обидеть другого, разозлить. Такое поведение ни в коей мере не должно поощряться ни взрослыми, ни самими детьми. Когда же кличку дают с целью привлечения внимания, часто обидчик попросту играет на публику. Он сознает, что наносит оскорбления другому человеку, но его это не останавливает.

Прозвище самому себе

А в настоящее время очень популярными стали ники в сети Интернет. Когда человек оказывается в безграничных просторах Всемирной сети, ему обязательно необходимо придумать себе какое-нибудь имя - обозначить себя. Каждый при этом хочет придумать что-нибудь оригинальное, что будет выделять его из толпы. В сочинение-рассуждение по русскому на тему «Прозвище» можно включить и этот момент. Ники в Интернете - это один из редких случаев, когда человек сам себе придумывает прозвище. И здесь простор для фантазии действительно велик. Некоторые придумывают ники на основе иностранных имен (Сабрина, Марлен, Дженнифер), другие предпочитают смешные прозвища (Крокодиллер, Сморкель). Третьи используют древнегреческие имена, имена царей и правителей прошлого, названия животных или цветов.

Сочинение рассуждение на тему "Прозвища"




Иногда фамилия и поведение человека бывают вполне обыкновенными. Но и этот человек имеет шанс получить прозвище. Потому что люди могут обратить внимание на его внешность. Например, кудрявого мальчика могут назвать Пушкиным. Или девочка на вид довольно плотная и упитанная, и одноклассники по понятным только им причинам начинают называть её Тумбочкой. Мне рассказывали про худого молодого человека, которого друзья стали называть Череп. Имена, кстати, тоже искажаются. Меня насмешило то, как назвали мальчика по имени Андрей. И кому только пришло в голову назвать его Дрюнькой?..
Ассоциативный путь выдумщиков прозвищ бывает очень сложным. Например, у мальчика фамилия Чалов. Одноклассники превращают её в сочетание Чак-Чак, а его каким-то таинственным образом сопоставляют с орехом. Итак, господин Чалов превращается в Ореха. Или же, у мальчика имя Азамат. Отбросили первую букву и получили Замат. Теперь добавили окончание -ка. Получилось Заматка. И после этого не составляет больших трудов превратить это в Замазку. Таким образом, бедный Азамат теперь Замазка.
Да, кроме школы и компании друзей, следовало бы упомянуть ещё об одном месте, где люди получают прозвища (кликухи). Это происходит «на зоне». Я (к счастью) не очень сведуща в этой области, но кое-что слышала. Там звучание прозвищ очень впечатляющие: Горбатый, Мочёный, Ошпаренный, Колобок, тот же Череп. Здесь тоже подмечаются особенности внешности. Но эти особенности могут возникнуть в результате инцидентов в их опасной жизни.
Сделаю выводы по своим исследованиям. Первое: имена не отражают истинной сущности человека, того, что в нём ярче всего заметно. Прозвища придумываются з накомыми людьми. Мало ли в кругу знакомых Миш и Кать. А если вы говорите о человеке и называете его прозвищем, то ваш знакомый тут же поймёт, о ком идёт речь. И второе:фантазия русскоязычного населения безгранична. Наверное, именно поэтому русский язык такой богатый. Однако и его не хватает людям, чтобы выразить все свои чувства, обозначить все предметы и явления. И постоянно будут появляться всё новые слова и новые прозвища. Ведь как хочется, увидев человека, идентифицировать его не с абстрактным именем, а с ёмким и понятным, а также весёлым названием.

Вопрос о прозвищах необъятен, так как прозвищ в русском языке огромное множество. И всё же этот вопрос очень интересен, поэтому я рассмотрю некоторые случаи, когда людям придумывают необычные прозвища.

Каждому человеку при рождении даётся имя. Но родители выбирают его лишь по красоте звучания. И несмотря на то, что есть книги, где объясняется значение имён, это значение редко совпадает с характером человека. Но в течение жизни человек получает другое имя, или даже не одно, где выделена самая яркая черта его характера. Такое имя называется прозвищем.

Есть довольно популярные прозвища. Они понятны почти каждому. К таким относятся Плакса, Ябеда, Маменькин Сынок, Жадина, Ботаник, Толстый. В основном такие прозвища даются в школьные годы. Возникают они в результате какого-то запомнившегося случая или ряде случаев. Девочка заплакала раз-другой, к ней прилипло прозвище. Или же дети заметили, что мальчик необычной комплекции, и кому-то пришло в голову назвать его Толстым.

Часто прозвища придумывают, если у человека длинная или забавная фамилия. Мальчик носит фамилию Бобаров, а одноклассники заметили отдалённое сходство фамилии со словом бобёр. Стали называть его Бобёр. Или в классе есть Лебедев, а его начинают называть Лебедем. Я знаю случай, когда мальчика с фамилией Точёнов стали называть Точилка. Ещё сократили фамилию Шекарскас. Она превратилась в прозвище Шика.

Иногда фамилия и поведение человека бывают вполне обыкновенными. Но и этот человек имеет шанс получить прозвище. Потому что люди могут обратить внимание на его внешность. Например, кудрявого мальчика могут назвать Пушкиным. Или девочка на вид довольно плотная и упитанная, и одноклассники по понятным только им причинам начинают называть её Тумбочкой.

Ассоциативный путь выдумщиков прозвищ бывает очень сложным. Например, у мальчика фамилия Чалов. Одноклассники превращают её в сочетание Чак-Чак, а его каким-то таинственным образом сопоставляют с орехом. Итак, господин Чалов превращается в Ореха. Или же, у мальчика имя Азамат. Отбросили первую букву и получили Замат. Теперь добавили окончание –ка. Получилось Заматка. И после этого не составляет больших трудов превратить это в Замазку. Таким образом, бедный Азамат теперь Замазка.

Да, кроме школы и компании друзей, следовало бы упомянуть ещё об одном месте, где люди получают прозвища (кликухи). Это происходит «на зоне». Я (к счастью) не очень сведущ в этой области, но кое-что слышал. Там звучание прозвищ очень впечатляющие: Горбатый, Мочёный, Ошпаренный, Колобок, тот же Череп. Здесь тоже подмечаются особенности внешности. Но эти особенности могут возникнуть в результате инцидентов в их опасной жизни.

Сделаем выводы по своим исследованиям. Первое: имена не отражают истинной сущности человека, того, что в нём ярче всего заметно. Прозвища придумываются знакомыми людьми. Мало ли в кругу знакомых Миш и Кать. А если вы говорите о человеке и называете его прозвищем, то ваш знакомый тут же поймёт, о ком идёт речь. И второе:фантазия русскоязычного населения безгранична. Наверное, именно поэтому русский язык такой богатый. Однако и его не хватает людям, чтобы выразить все свои чувства, обозначить все предметы и явления. И постоянно будут появляться всё новые слова и новые прозвища. Ведь как хочется, увидев человека, идентифицировать его не с абстрактным именем, а с ёмким и понятным, а также весёлым названием.

Хорошо или плохо иметь прозвище? Ответ на этот вопрос дать довольно непросто, поскольку каждый человек по-разному реагирует на тот "ярлык", который приклеивают ему окружающие люди. С одной стороны, прозвище должно быть очень метким и точно соответствовать человеку. С другой - прозвище не должно быть оскорбительным для самого носителя. С третьей - со временем человек сам начинает подстраиваться под прозвище подчас в ущерб развитию каких-то иных своих качеств.

Александр Невский, Ричард Львиное Сердце, Сулейман Великолепный, Манас Великодушный - список можно продолжать едва ли не бесконечно, как бесконечен ряд правителей, военачальников, ученых, артистов. Что же общего у всех этих личностей, оставивших след в истории? Интересны не только их деяния, сами имена стали нарицательными. Прозвища, которые закрепила за ними эпоха, по сей день воскрешают в нашей памяти их образы. Именно с этого исторического экскурса и начнется рассуждение о прозвищах.

1170 год ознаменовался рождением первого крупного математика средневековой Европы - Леонардо Пизанского, наиболее известного нам под своим прозвищем - Фибоначчи, которое ему, кстати, дал Гийом Либри в 1238 году. Сам же математик, пропагандист десятичной системы счисления и использования арабских цифр, подписывал свои работы как "Боначчи" или "Биголло". И до сих пор один из краеугольных камней теории чисел, теории игр и множества других математических вопросов, носит название ряда Фибоначчи. Вот так прозвище и становится частью имени.

А что же такое прозвище? Академическая трактовка полагает прозвище как допонительное имя, которое дается человеку окружающими в соответствии с его характерными чертами, и я не вижу основвания этому противоречить. Каждый человек уникален по своей природе и у каждого человека есть свои необычные черты - как физические, так и психологические. К сожалению, очень часто в относительно небольших коллективах, например, в классах, под прозвищем понимается исключительно обидное, высмеивающее и унижающее человека свойство. Происходит это, скорее всего, вследствие желания представителей класса "блеснуть своим остроумием", выделившись за счет унижения других. И, как правило, к человеку "прилипает" совершенно неуместное, оскорбительное прозвище, очень сильно его ранящее.

В качестве примера можно привести два совершенно противоположных случая: пухлый коротышка, пришедший в новый класс, и за три месяца завоевавший прозвище "гений" за обширную эрудицию и недюжинные математический способности и лидер класса, получивший за свои подлые выходки прозвище "крыса". Эти прозвища дались людям по их поступкам и справедливо будет сказать, что каждый из них сам заработал себе прозвище.

Подводя итоги, можно заметить только то, что каждый человек сам определяет для себя: приемлемо ему прозвище или нет. А уж давать его или не давать - история рассудит.

Сочинение Прозвища для 7 класс

В силу разных причин человек, помимо имени, которое дали ему родители при рождении, может иметь еще и прозвище. Особенно часто это можно наблюдать среди школьников. Иногда прозвища возникают, чтобы выделить человека среди людей с похожими именами. Например, прозвище придумывается от изменения и трансформации фамилии. Например, Федцов становиться неожиданно Федей. Или, что-то совершенно противоположное. Молчунов становиться Болтуном. И не обязательно, что человек обязательно при этом болтливый. Просто возникает прозвище как шутка.

Иногда прозвище появляется после какого-нибудь забавного происшествия. И не всегда приятного. Уронил что-то у всех на глазах, и вот ты уже Криворукий.

Бывает, что прозвище отражает какую-то черту характера: Угрюмый, Ворчун.

Обычно, эти прозвища так и остаются в детстве. Но бывают, что и взрослые придумывают их среди своего круга. Либо своим коллегам по работе, чтобы подшутить. Либо среди друзей, которые уже давно дружат, принято друг к другу обращаться по шутливым прозвищам. В этом случае никто ни на кого не обижается. Это уже дань многолетней дружбе.

В принципе, прозвища всегда присутствовали в истории человечества. Индейцы называли своих детей прозвищами, отражающие их физические характеристики или характер. Быстрая лань, Зоркий глаз.
На Руси, когда в обиход стали вводить фамилии, согласно исследованиям, они часто придумывались от прозвища: Трусов, Хитров, Сорокина. А в более древние времена прозвища давались, чтоб защитить от злых духов.

Различным правителям тоже давались в истории прозвища. Иван Грозный, Владимир Ясно Солнышко, Луи Король-солнце. Из-за их нрава или просто, чтоб выделять как-то среди похожих имен правителей, когда было принято давать одни и те же имена отцу и сыну.

Прозвища появляются и в кругу семьи, как ласковое обращение среди любящих родственников. Муж к жене, мать к ребенку, бабушка к внуку или внучке. Эти прозвища возникают как выражение любви и нежности к человеку.

Так что, прозвища были во все времена и в любых слоях общества. И могут возникнуть в любом возрасте. Как к этому относиться, решает каждый человек для себя. Кому-то нравиться это традиция, кого-то раздражает. Когда прозвище возникает обидное, которое может сформировать комплекс у человека, это, конечно же не хорошо. Но если это обращение используется в кругу друзей и сам носитель прозвища не против чтоб его так называли, так почему бы и нет?

Вопрос о прозвищах необъятен, так как прозвищ в русском языке огромное множество. И всё же этот вопрос очень интересен, поэтому я рассмотрю некоторые случаи, когда людям придумывают необычные прозвища.

Каждому человеку при рождении даётся имя. Но родители выбирают его лишь по красоте звучания. И несмотря на то, что есть книги, где объясняется значение имён, это значение редко совпадает с характером человека. Но в течение жизни человек получает другое имя, или даже не одно, где выделена самая яркая черта его характера. Такое имя называется прозвищем.

Есть довольно популярные прозвища. Они понятны почти каждому. К таким относятся Плакса, Ябеда, Маменькин Сынок, Жадина, Ботаник, Толстый. В основном такие прозвища даются в школьные годы. Возникают они в результате какого-то запомнившегося случая или ряде случаев. Девочка заплакала раз-другой, к ней прилипло прозвище. Или же дети заметили, что мальчик необычной комплекции, и кому-то пришло в голову назвать его Толстым.

Часто прозвища придумывают, если у человека длинная или забавная фамилия. Мальчик носит фамилию Бобаров, а одноклассники заметили отдалённое сходство фамилии со словом бобёр. Стали называть его Бобёр. Или в классе есть Лебедев, а его начинают называть Лебедем. Я знаю случай, когда мальчика с фамилией Точёнов стали называть Точилка. Ещё сократили фамилию Шекарскас. Она превратилась в прозвище Шика.

Иногда фамилия и поведение человека бывают вполне обыкновенными. Но и этот человек имеет шанс получить прозвище. Потому что люди могут обратить внимание на его внешность. Например, кудрявого мальчика могут назвать Пушкиным. Или девочка на вид довольно плотная и упитанная, и одноклассники по понятным только им причинам начинают называть её Тумбочкой.

Ассоциативный путь выдумщиков прозвищ бывает очень сложным. Например, у мальчика фамилия Чалов. Одноклассники превращают её в сочетание Чак-Чак, а его каким-то таинственным образом сопоставляют с орехом. Итак, господин Чалов превращается в Ореха. Или же, у мальчика имя Азамат. Отбросили первую букву и получили Замат. Теперь добавили окончание –ка. Получилось Заматка. И после этого не составляет больших трудов превратить это в Замазку. Таким образом, бедный Азамат теперь Замазка.

Да, кроме школы и компании друзей, следовало бы упомянуть ещё об одном месте, где люди получают прозвища (кликухи). Это происходит «на зоне». Я (к счастью) не очень сведущ в этой области, но кое-что слышал. Там звучание прозвищ очень впечатляющие: Горбатый, Мочёный, Ошпаренный, Колобок, тот же Череп. Здесь тоже подмечаются особенности внешности. Но эти особенности могут возникнуть в результате инцидентов в их опасной жизни.

Сделаем выводы по своим исследованиям. Первое: имена не отражают истинной сущности человека, того, что в нём ярче всего заметно. Прозвища придумываются знакомыми людьми. Мало ли в кругу знакомых Миш и Кать. А если вы говорите о человеке и называете его прозвищем, то ваш знакомый тут же поймёт, о ком идёт речь. И второе: фантазия русскоязычного населения безгранична. Наверное, именно поэтому русский язык такой богатый. Однако и его не хватает людям, чтобы выразить все свои чувства, обозначить все предметы и явления. И постоянно будут появляться всё новые слова и новые прозвища. Ведь как хочется, увидев человека, идентифицировать его не с абстрактным именем, а с ёмким и понятным, а также весёлым названием.

Урок развития речи в 7 классе. Сочинение-рассуждение по теме «Прозвища».

На основе технологии развития критического мышления через чтение и письмо

Тема урока : Сочинение-рассуждение по теме «Прозвища».

Цель урока : П одготовка к самостоятельному написанию сочинения-рассуждения по заданному тексту.

Задачи:

Обучающая:

    учить выявлять проблемы текста, авторскую позицию, выражать собственное мнение по проблеме;

    собирать материал к сочинению, систематизировать его, строить письменные речевые высказывания;

    отбирать речевые средства для выражения своих мыслей, расширять словарный запас, обогащать грамматический строй речи;

    вести диалог, беседу, в соответствии с правилами речевого поведения;

    расширять знания о типах и стилях речи.

Развивающая: развивать мыслительные навыки: критическое мышление, уме ние ставить проблемные вопросы, обобщать полученные данные и делать выводы .

Воспитывающая: воспитывать культуру общения, поведения, доброе, уважительное отношение к окружающим.

Применяемая технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо

Структура урока:

1.Вызов (активизация, мотивизация)

2.Осмысление (активное чтение, слушание)

3.Рефлексия (размышление, анализ).

Методы, приёмы работы:

    постановка толстых и тонких вопросов к тексту;

    поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

    маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

    расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

    графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

    ведение записей («бортовые журналы»).

Оборудование:

    учебник;

    к арта деятельности ученика ;

    компьютер;

    мультимедийный проектор;

    презентация «Сочинение-рассуждение «Прозвища»;

    а форизмы о культуре общения;

    с хемы, таблицы .

План урока

    Вызов. Слово учителя. Цели, задачи урока.

Ребята, вы прочитали фрагмент рассказа А. Алексина? (Ответы ребят)

Вас заинтересовала тема рассказа? (Ответы ребят)

Хочется выразить своё мнение: возразить герою или, наоборот, поддержать? Мы попробуем это сделать, а для этого нужно хорошо подготовиться. Сегодня мы будем готовиться к написанию сочинения-рассуждения на тему «Прозвища» по тексту, который вы читали в учебнике. Определим цели и задачи нашего урока.

Что нужно сделать, чтобы хорошо написать сочинение? Спланируем пошаговый путь нашей работы. (Ученики отвечают).

Слайд №2,3. Цели, задачи. Обогащаем грамматический строй.

2.Повторение изученного о публицистическом стиле.

Слайд №4 «Публицистический стиль». Функция, цель, сфера употребления.

Кто работает с публицистическим стилем речи?

- Журналисты. Они пытаются решить важные для нашего общества вопросы, привлечь к ним внимание, сформировать общественное мнение, задуматься о путях их решения.

Слайд №5. Проблема.

Человек, решающий какой-либо сложный вопрос, формирует определённое мнение. Какие синонимичные слова ещё можно употребить? Записать в тетради - точка зрения, позиция, взгляды, мнение.

Слайд №6. (Позиция, взгляды, мнение, точка зрения).

2.Осмысление. Беседа по тексту упражнения. Мы сегодня будем решать важную для детей нашего возраста и для нашего школьного общества проблему - прозвища. И я предлагаю вам побыть в роли журналистов, исследовать эту проблему, а потом выступить перед вашими друзьями из других классов. Дома вы читали по учебнику фрагмент повести А. Алексина «Детектив», подготовили вопросы по тексту для своих товарищей.

Возможные вопросы.

Почему стремление давать прозвища стало «опасной эпидемией»?

Как Алик относится к прозвищам?

Если Алик одобряет прозвища, то почему ему не нравится, когда его зовут «Дефектив»? Не находите вы противоречие в его позиции?

Действительно ли имя интереснее прозвища?

Подведём итоги. Какова позиция Алика? Можно ли с ним поспорить?

Да, конечно. Он считает, что употреблять прозвища – это нормально, но ему не нравится обидное прозвище «Дефектив». Сформулируем свою позицию по проблеме.

Слайд №7. Варианты формулировок. (Записать в тетрадь)

4.Актуализация знаний о структуре рассуждения.

Тип речи в нашем сочинении? (Рассуждение).

Повторим схему рассуждения. Назовите структурные части рассуждения. Что такое тезис? (Основное положение, краткое изложение мысли ). Аргументы? (Доказательства ).

Посмотрим слайд. Слайд №8. Схема рассуждения.

5.Структура сочинения.

Слайд №9. Структура сочинения.

Эта схема ляжет в основу нашего сочинения. С чего начинается сочинение? (Вступление) . Не забудем, что мы пишем на основе заданного текста. Потому мы напишем сначала о позиции героя рассказа, а затем о своём отношении к ней. (Записать в тетрадь схему ).

6.Сбор материала к сочинению в соответствии с планом.

Вступление. Каким оно может быть? Посмотрите несколько вариантов вступления. Слайд №10-11. Варианты вступления.

Позиция героя . Мы её уже сформулировали. Но не забывайте, что это рабочие (опорные) материалы

Собственная позиция. Смотрим слайд №12

Сформулируем свою позицию. (Тезис). Тезис – основная мысль, положение.

(Запись в тетрадь предложения) .

Аргументирование. Как мы докажем свою позицию. Чтобы более полно осмыслить проблему, применим приём мозгового штурма .

Напишем в центре ключевое слов, а вокруг него все слова, словосочетания, которые приходят на память по ассоциации. Такая схема называется кластер.

(Прозвища унижают, оскорбляют честь, достоинство. Обидно, стыдно. Неуважение. Высмеивают недостатки. Издеваются, смеются, все знают. Испытывать злость, досаду. Приводят к ссоре, конфликту. Повторяют, прилипают, пристают на всю жизнь. Трудно избавиться. Злые люди, некультурны, невоспитанные. Прозвища безликие, серые.)

Систематизируем материал. Сформулируем несколько аргументов.

1) Прозвища унижают,….. честь, достоинство человека.

Человек испытывает обиду,……….

Часто это приводит к ссорам,………

Прозвища пристают,……

Прозвища дают невоспитанные, ………… люди.

Не забывайте, что это базовые, опорные мысли: мысль в свёрнутом виде. Устанавливаем смысловые, логические связи между отдельными микротемами. Смотрим слайд №13.

При аргументировании можно опираться на мысли известных людей

Слайд14, 15,16

2)Что значит имя для человека? (Имя дают родители. Выбирают долго, с любовью, с волнением, с трепетом. Все родственники участвуют в выборе имени, дают советы. С выбором имени связано множество добрых мыслей, желаний, надежд. Назвать по имени - проявить уважение. Имена прославили известные люди. Называют в честь достойных людей, родственников).

А вы знаете значение своего имени? (Ответы детей).

    Алина – др.германск. благородная , греч. солнечная , араб. верная ., сканд. в еликодушная, величественная.

    Владимир – славянск . владеющий миром.

    Дмитрий греч. в честь богини Деметры.

    Вадим др.сл .привлекательный.

    Татьяна греч . устроительница, учредительница. Поставленная, назначенная.

    Нелли - др.русск .нежная, но настойчивая. Греч . молодая, новая.

    Надежда –ст.сл. надёжа.

Какие замечательные у нас имена! Каждое имеет свою историю, несёт положительный заряд. Известный американский педагог, психолог, писатель Дейл Карнеги писал: «При разговоре чаще называйте человека по имени. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке». Слайд 17.

3)Обращение к мыслям великих людей – также очень весомый аргумент в сочинении в защиту своей позиции. Слайды №18, 19. (Кратко записать в тетради – выбор аргументов)

Вывод – о культуре общения.

7.Работа над речевыми средствами.

При написании сочинения будем пользоваться синонимами, чтобы не употреблять одни и те же слова.

Постараемся использовать различные синтаксические конструкции при построении предложения. (Причастные и деепричастные обороты, однородные члены).

Риторические восклицания и вопросы.

Изобразительно-выразительные средства: метафоры, сравнения (сорняк, зпидемия, репей), оценочные эпитеты.

Фразеологизмы. (Пристаёт, как репей. Чувствовать себя не в своей тарелке).

Пословицы. Как аукнется, так откликнется. Чего сам не хочешь, другим не желай. Не рой другому яму…

Цитирование.

8.Рефлексия.

Вам понравился сегодняшний урок?

Выполнены ли цели и задачи, поставленные в начале занятия?

Узнали что-то новое на уроке?

Пригодится ли вам информация, полученная на уроке, при написании сочинения? Облегчит ли работу над ним?

Удовлетворены ли вы своей работой?

Наш урок окончен. Всем большое спасибо.

Приложение

Карта деятельности ученика на уроке

Участие в определении целей и задач урока.

Повторение изученного о публицистическом стиле.

Запись синонимов к слову мнение .

Осмысление текста упр. 216.

Формулировка позиции героя рассказа. Запись в тетради.

Повторение структуры текста типа рассуждения.

Составление плана сочинения.

Анализ вариантов вступления.

Подбор лексики для ввода собственной позиции.

Запись в тетради тезиса, отражающего личную позицию.

Сбор материала методом мозгового штурма для аргументации своей точки зрения.

Систематизация собранного материала.

Беседа об именах людей.

Анализ цитатного материала.

Отбор средств выразительности для творческой работы.

Самооценка работы на уроке

Не понимаю,

Не знаю

Сведения о публицистическом стиле

Построение сочинения-рассуждения

Синонимы к слову мнение.

Понимаю проблемы текста А. Алексина.

Знаю, как начать сочинение.

Понимаю, как сформулировать позицию главного героя.

Определил(а) свою позицию по проблеме.

Могу доказать свою точку зрения.

Имею сведения о средствах выразительности.

Могу употребить некоторые средства выразительности в своём сочинении.

Считаю, что урок прошёл плодотворно, многому научились

Рабочие материалы к сочинению-рассуждению «Прозвища».

1.Синонимы . Точка зрения, позиция, взгляды, мнение.

2.Подбираем синонимы (позиция героя текста). Считает нормальным явлением, (приемлемым.) Допускает употребление прозвищ. Не видит в этом ничего страшного и опасного. Относится положительно, одобрительно. Находит это интересным, остроумным.

3.План сочинения. 1.Вступление. 2.Позиция героя рассказа. 3.Собственная позиция по проблеме. (Тезис). 4.Аргументы в защиту своей позиции. 5.Вывод.

4.Варианты вступления.

Вопрос. Приходилось ли вам слышать, как некоторые ребята называют своих знакомых по прозвищам? Я уверен, что все с этим встречались.

Утверждение. Прозвища. К сожалению, «опаснейшая эпидемия», о которой говорится в рассказе А.Алексина, и в нашей школе существует.

Ситуация. « Эй, Кощей ушастый, куда лезешь!»- плотный, спортивного вида старшеклассник отталкивает худенького паренька явно моложе его по возрасту. Позади слышится весёлый смех. «Кощей» втягивает голову, отворачивает покрасневшее лицо, губы его дрожат. Знакомая ситуация? Думаю, каждый из нас наблюдал такую сцену.

5.Эмоциональный отклик на текст . Рассказ А. Алексина меня взволновал, (заинтересовал).

6. Цитаты. Выражается сильно русский народ! И если наградит кого словцом, то пойдет оно ему в род и потомство, утащит он его с собой и на службу, и в отставку, и в Петербург, и на край света.

На Руси есть такие прозвища, что только плюнешь да перекрестишься. Н.В.Гоголь

Поступай с другими так, как хотелось бы, чтобы поступали с вами. Библейская истина.

по тому, как человек говорит, мы можем определить степень его интеллигентности, степень его психологической уравновешенности. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума… Д.С.Лихачёв

Самоанализ урока

Урок входит в учебный блок по развитию речи учебной программы по русскому языку 7 класса под ред. Т.А. Ладыженской.

Цель: подготовка к сочинению-рассуждению на заданную тему.

Вид урока – комбинированный. Урок-практикум.

Формирование положительной мотивации: полученные знания помогут успешно подготовиться к ЕГЭ, ГИА. Кроме того, знания имеют практическую значимость – помогают решать конкретные жизненные проблемы, применяться на практике.

Формирование познавательных УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию в тексте, научиться анализировать, обобщать, делать выводы, научиться строить речевые высказывания

Задачи, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение самим ставить учебную задачу, планировать действия, способы решения (а что мы дальше будем делать?), осуществлять контроль, оценивать свои результаты. Целеполагание осуществляется совместно с детьми.

На уроке имеет место актуализация полученных знаний.

Урок предполагает интегральный подход, задействованы знания различных разделов языка. (Морфология. Лексика. Стилистика. Текст).

Формируются практические навыки: дети учатся пользоваться всем инвентарём языковых средств, стилистическими богатствами русского языка, на конкретных примерах показывается путь создания сочинения-рассуждения.

Применяемые технологии: элементы проблемного обучения, развития творческих способностей, технология критического мышления.

Методы частично-поисковый, проблемное изложение, творческий. На уроке используются основные приемы технологии развития критического мышления:

Постановка прямых и скрытных вопросов к тексту;

Поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

Расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

Графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

Элементы дискуссии.

Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения .

Вопрос о прозвищах необъятен, так как прозвищ в русском языке огромное множество. И всё же этот вопрос очень интересен, поэтому я рассмотрю некоторые случаи, когда людям придумывают необычные прозвища.

Каждому человеку при рождении даётся имя. Но родители выбирают его лишь по красоте звучания. И несмотря на то, что есть книги, где объясняется значение имён, это значение редко совпадает с характером человека. Но в течение жизни человек получает другое имя, или даже не одно, где выделена самая яркая черта его характера. Такое имя называется прозвищем.

Есть довольно популярные прозвища. Они понятны почти каждому. К таким относятся Плакса, Ябеда, Маменькин Сынок, Жадина, Ботаник, Толстый. В основном такие прозвища даются в школьные годы. Возникают они в результате какого-то запомнившегося случая или ряде случаев. Девочка заплакала раз-другой, к ней прилипло прозвище. Или же дети заметили, что мальчик необычной комплекции, и кому-то пришло в голову назвать его Толстым.

Часто прозвища придумывают, если у человека длинная или забавная фамилия. Мальчик носит фамилию Бобаров, а одноклассники заметили отдалённое сходство фамилии со словом бобёр. Стали называть его Бобёр. Или в классе есть Лебедев, а его начинают называть Лебедем. Я знаю случай, когда мальчика с фамилией Точёнов стали называть Точилка. Ещё сократили фамилию Шекарскас. Она превратилась в прозвище Шика.

Иногда фамилия и поведение человека бывают вполне обыкновенными. Но и этот человек имеет шанс получить прозвище. Потому что люди могут обратить внимание на его внешность. Например, кудрявого мальчика могут назвать Пушкиным. Или девочка на вид довольно плотная и упитанная, и одноклассники по понятным только им причинам начинают называть её Тумбочкой.

Ассоциативный путь выдумщиков прозвищ бывает очень сложным. Например, у мальчика фамилия Чалов. Одноклассники превращают её в сочетание Чак-Чак, а его каким-то таинственным образом сопоставляют с орехом. Итак, господин Чалов превращается в Ореха. Или же, у мальчика имя Азамат. Отбросили первую букву и получили Замат. Теперь добавили окончание –ка. Получилось Заматка. И после этого не составляет больших трудов превратить это в Замазку. Таким образом, бедный Азамат теперь Замазка.

Да, кроме школы и компании друзей, следовало бы упомянуть ещё об одном месте, где люди получают прозвища (кликухи). Это происходит «на зоне». Я (к счастью) не очень сведущ в этой области, но кое-что слышал. Там звучание прозвищ очень впечатляющие: Горбатый, Мочёный, Ошпаренный, Колобок, тот же Череп. Здесь тоже подмечаются особенности внешности. Но эти особенности могут возникнуть в результате инцидентов в их опасной жизни.

Сделаем выводы по своим исследованиям. Первое: имена не отражают истинной сущности человека, того, что в нём ярче всего заметно. Прозвища придумываются знакомыми людьми. Мало ли в кругу знакомых Миш и Кать. А если вы говорите о человеке и называете его прозвищем, то ваш знакомый тут же поймёт, о ком идёт речь. И второе:фантазия русскоязычного населения безгранична. Наверное, именно поэтому русский язык такой богатый. Однако и его не хватает людям, чтобы выразить все свои чувства, обозначить все предметы и явления. И постоянно будут появляться всё новые слова и новые прозвища. Ведь как хочется, увидев человека, идентифицировать его не с абстрактным именем, а с ёмким и понятным, а также весёлым названием.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные