Светское общество в изображении толстого кратко. Светское общество в изображении «Война и мир» (Толстой Лев Н.). Отношение к войне

СВЕТСКОЕ ОБЩЕСТВО В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО. Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» создавался во время бур­ного общественного развития России. Революционеры-демократы приобретали широкую известность и привлекали внимание всей прогрессивной интеллигенции. В России разернулась борьба между дворянами-либералами и революционными демократами. Лев Тол­стой не входил в общества революционеров, но всегда отстаивал по­зиции патриархального крестьянства, навсегда порвав с дворян­ским классом. У великого писателя были на это основания - в ос­новном, как мне кажется, нравственного плана. За долгую жизнь в дворянском гнезде и столь же долгое наблюдение за жизнью про­стого народа великий писатель умел все же определить для себя среду, где могут существовать истинные человеческие ценности, - народ. После такого выбора для писателя уже мало значили эти инертные, вырождающиеся, пресыщенные люди в блистательных одеждах. Он сосредоточил свое внимание на людях духа. Но дво­рянское общество всегда было предметом его язвительной критики.

В романе писатель отразил свои самые сокровенные мысли о дворянском обществе, особенно резко выступил против столичного дворянства, так называемого светского общества.

В самом начале романа автор знакомит читателя с типичной представительницей высшего света Анной Павловной Шерер. Это хитрая и ловкая женщина, образовавшая круг высшего общества, «в котором нет ничего правдивого, простого и естественного. Все пропитано насквозь ложью, фальшью, бездушием и лицемерием».

Наиболее близким Анне Павловне человеком является князь Василий Курагин. Он глава семьи знаменитого рода Курагиных и один из преуспевающих дельцов того времени. Надо отметить, что к людям типа Курагина писатель испытывал особую неприязнь и презрение.

Итак, князь Василий - светский человек, карьерист и эгоист. Он стремится стать наследником умирающего богатого вельможи - графа Безухова. Но эта мечта не осуществилась. Все наследство ста­рого графа по завещанию перешло его незаконному сыну - Пьеру Безухову. Князь Василий сразу сообразил, что, женив Пьера на своей дочери Элен, он станет богатым тестем. Устроив эту свадьбу, он мечтает о другой. Он загорелся мечтой пристроить своего сына Анатоля. В его понятии это означает выгодно женить его. Кураги- ны едут к князю Болконскому просить руки его дочери. Но старый Болконский быстро разгадал корыстные планы князя Василия и от­казал Анатолю, которому было все равно. Анатоль не имеет твер­дых принципов морали, как не имеют их его отец и сестра Элен.

Единственное достоинство Элен - красота. Когда она проходит по залу, то ослепительная белизна ее плеч привлекает взгляды всех окружающих мужчин. Особенно ярко Элен стала блистать своей пышностью и красотой в свете после замужества. Она не пропуска­ла ни одного бала и всюду была желанной гостьей. Пьер был совер­шенной ее противоположностью по характеру и чувствовал к жене все возрастающую неприязнь. Естественно, ему было безразлично поведение Элен, он ее даже не ревновал. Он хорошо определил ее сущность: «Где вы, там и разврат».

Но вернемся к Курагиным. Нужно сказать, что для достижения своих целей они не останавливались ни перед чем. Таков Анатоль. Не любя Наташу Ростову, он делет все возможное, чтобы добиться ее руки. Для этого Анатоль решил разыграть спектакль пылкой любви и увезти ее тайно из родительского дома, так сказать, в луч­ших романтических традициях.

Но спектакль проваливается. Видя, что девушка поняла его на­мерения, он уезжает в действующую армию, чтобы избежать язви­тельных толков света.

Точно такой же повеса и фат второй сын князя Василия - Ип­полит. Но к характерным чертам Ипполита нужно прибавить еще и его умственную ограниченность, что делает его поступки особенно нелепыми.

На примере семьи Курагиных Толстой изобразил типичных представителей света, для которых личные интересы всегда были превыше всего.

К свету принадлежат и Борис Друбецкой, и Берг. Цель их жизни - все время быть в центре внимания света, суметь получить «тепленькое местечко», иметь богатую жену, создать блестящую карьеру и пробраться к «верхам».

Писатель дает также понять, что главными представителями света являются сам царь, его свита, военная и гражданская адми­нистрация. Император предоставляет дворянам все возможные при­вилегии в правах. Завершить этот ряд светского общества хочу Аракчеевым - исправным, жестоким, исполнительным блюстите­лем порядка, а вернее, благополучия светского общества.

В романе Толстого светское общество существует как фон, на котором разворачиваются события настоящей, высокой, трагичес­кой и прекрасной жизни русского народа и лучших представителей дворянства.

Толстой вспоминал, что на написание романа «Война и мир» его вдохновила «мысль народная». Именно у народа Толстой учился сам и советовал это делать другим. Поэтому главными героями романа у него являются выходцы из народа или те, кто близко стоял к простым людям. Не отрицая заслуги дворянства перед народом, он делит его на две категории. К первой категории относятся те, которые по своему характеру, взгляду, мировоззрению близки народу или же через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства в этом отношении являются князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья Болконская. Но есть и другие представители дворянства, так называемое «светское общество», которые составляют особую касту. Это люди, которые признают лишь несколько ценностей: титул, власть и деньги. Только тех, кто имеет в наличии одну или все из перечисленных ценностей, они пускают в свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как пусты и ничтожны его отдельные представители, люди без каких-либо моральных или нравственных устоев, без жизненных целей. Так же пуст и ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на это, они имеют большую силу. Это та верхушка, которая управляет страной, те люди, которые вершат судьбы сограждан.

Толстой старается в романе показать всю нацию и всех ее представителей. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Автор показывает в основном современность, но затрагивает и прошлое. Толстой рисует вельмож этой уходящей эпохи. Граф Кирилл Безухов - один из их представителей. Безухов богат и знатен, у него хорошее имение, деньги, власть, которые получены от царей за мелкие услуги. Бывший фаворит Екатерины, кутила и развратник, он всю жизнь посвятил наслаждениям. Ему противостоит старый князь Болконский - его ровесник. Болконский - верный защитник отечества, которому он служил верой и правдой. За это он неоднократно был в опале и в немилости со стороны власть имущих.

«Светское общество» даже с наступлением войны 1812 года мало изменилось: «спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги...» Изменились разве что разговоры - больше стали поговаривать о Наполеоне и патриотизме.

На верхушке дворянского общества находился император Александр I. Александр I показан именно таким, каким его представляло большинство дворян. Но в облике императора уже проступают черты двуличия, позерства и той жеманной чувственности, в которой льстецы усматривали проявление «высокой души царя. Подлинный облик Александра I особенно ярко показан в сцене приезда царя в армию после разгрома оккупантов. Кутузова царь заключает в объятия, сопровождая их злобным шипением: «Старый комедиант». Толстой считает, что верхушка нации омертвела и теперь живет «искусственной жизнью». Все приближенные царя ничем не отличаются от него самого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России. Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой. Здесь царит та же ложь, те же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года показала настоящую сущность представителей власти. Ложный патриотизм их прикрыт громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной хорошо видно в романе.

В «Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества. Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, но целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей является семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин занимает достаточно высокий пост в стране. Он министр, призванный заботиться о народе. Вместо этого все заботы старшего Курагина направлены на самого себя и на собственных детей. Его сын Ипполит - дипломат, который совершенно не умеет говорить по-русски. При всех его тупости и ничтожестве он жаждет власти и богатства. Анатоль Курагин не лучше брата. Единственным его развлечением являются кутежи и попойки. Кажется, что этот человек совершенно ко всему безразличен, кроме потворства собственным прихотям. Его друг Друбецкой - постоянный спутник Анатоля и свидетель его темных делишек.

С этими людьми мы знакомимся уже на первых страницах романа, где Толстой описывает посетителей и завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Здесь крутятся и холодный и расчетливый проходимец Василий Курагин, который ищет ловкие ходы «к крестику ли, к местечку», и его сын Анатоль, которого сам отец называет «беспокойным дураком», и разрушители чужих судеб Ипполит и Элен. Элен - первая красавица города, но при этом холодный и душевно пустой человек. Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя любоваться. Но эта женщина далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Автор подчеркивает улыбку Элен - она «неизменна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой Прекрасной, античной героиней, из-за которой началась Троянская война. Элен также приносит одни неприятности. Позже она, воспользовавшись доверчивостью Пьера, заманит его в свои сети и женит на себе.

В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Андрея Болконского. Автор противопоставляет этих живых людей мертвому высшему свету. Мы понимаем, что Пьер попал в общество, которому он чужд и которое совсем не понимает его. Только вмешательство Андрея помогает избежать скандала.

Борис Друбецкой - еще один представитель высшего дворянского общества. Он один из тех, которые придут на смену старшему поколению. Но автор рисует его таким же далеким от народа, как и всех остальных. Борис заботится лишь о своей карьере. У него холодный ум и трезвый рассудок, он точно знает, что ему надо в этой жизни. Он ставит цель и добивается ее. Даже на войне Друбецкой думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Знакомства он тоже заводит только те, которые выгодны ему. Вспомним, как отвернулись Друбецкие от Ростовых, когда те оказались разорены. Это несмотря на то, что когда-то семьи были дружны.

Высшая знать отличается от народа даже своим языком. Язык дворянской знати - это офранцуженный язык. Он такой же мертвый, как и все общество. В нем сохранились пустые штампы, раз и навсегда сложившиеся выражения, готовые обороты, которые применяются в удобных случаях. Люди научились скрывать свои чувства за расхожими фразами.

Таким образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездеятельность и неспособность управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со сцены истории. Необходимость и неизбежность этого убедительно показала Отечественная война 1812 года.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

Одна из основных проблематик, которая лежит в основе произведения и моего сочинения на тему «Светское общество в романе «Война и Мир», – это сущность русского народа, со всей его многогранностью, недостатками и достоинствами. В романе целью Толстого было без украшений и лести показать истинное лицо общества начала ХІХ века, для того чтобы на его фоне изобразить сущность русской души и главных национальных ценностей, таких как дом, семья и государство.

Образ общества служит не только силой, формирующей взгляды, мнения, принципы мышления и идеалы поведения, но и фоном для выражения за счет него ярких личностей, благодаря высоким моральным качествам и героизму которых была выиграна война, что во многом отразилось на дальнейшей судьбе государства.

Образ светского общества в романе «Война и мир» (2 вариант)

В романе “Война и мир” Толстой создал правдивую и целостную картину русской жизни первой четверти XIX века. В этот период в России главную общественную роль играли дворяне, поэтому немалое место в романе отводится описанию светского общества. Надо отметить, что высший свет в тот период был представлен в основном двумя столичными обществами, довольно сильно отличающимися друг от друга: петербургским и московским.
Петербург - столица, холодный, неприветливый город, стоящий в одном ряду с европейскими городами. Петербургский высший свет - особый мир со своими законами, обычаями, нравами, интеллектуальный центр страны, ориентированный на Европу. Но первое, что бросается в глаза при описании взаимоотношений в этом обществе, - неестественность. Все представители высшего света привыкли играть роли, навязанные им обществом или взятые ими добровольно, недаром князь Василий в романе сравнивается с актером.
Одним из основных видов времяпрепровождения членов высшего света были светские приемы, на которых обсуждались новости, положение в Европе и многое другое. Человеку новому казалось, что все обсуждаемое важно, а все присутствующие очень умные и думающие люди, всерьез заинтересованные предметом беседы. На самом же деле в этих приемах есть что-то механическое, равнодушное, и Толстой сравнивает присутствующих в салоне Шерер с разговорной машиной. Человека умного, серьезного, пытливого не может удовлетворить такое общение, и он быстро разочаровывается в свете. Однако основу светского общества составляют те, кому такое общение нравится, для кого оно необходимо. У таких людей вырабатывается определенный стереотип поведения, который они переносят и в личную, семейную жизнь. Поэтому в их отношениях в семье мало сердечности, больше практичности и расчета. Типичная петербургская семья - семья Курагиных.
Совсем другим предстает перед нами московское светское общество, которое, впрочем, в чем-то все же сходно с петербургским. Первым изображением московского света в романе является описание именин в доме Ростовых. Утренний прием гостей напоминает светские приемы в Петербурге: обсуждение новостей, правда уже не общемирового масштаба, а местных, притворные чувства удивления или негодования, но впечатление сразу меняется с появлением детей, которые приносят в гостиную непосредственность, счастье, беспричинное веселье. На обеде у Ростовых проявляются все качества, присущие московскому дворянству: хлебосольство, радушие, семейственность. Московское общество во многом напоминает одну большую семью, где все всем известно, где прощают друг другу маленькие слабости и могут прилюдно поругать за проказы. Только в подобном обществе могла появиться такая фигура, как Ахросимова, и снисходительно оценена выходка Наташи. В отличие от петербургского, московское дворянство ближе к русскому народу, его традициям и обычаям. Вообще симпатии Толстого, по-видимому, на стороне московского дворянства, недаром его любимые герои Ростовы живут в Москве. И хотя многие черты и нравы москвичей писатель не может одобрить" (сплетничество, например), он и не заостряет на них внимание. В изображении светского общества Толстой активно пользуется приемом “отстранения”, позволяющим с неожиданной точки зрения взглянуть на события и героев. Так, при описании вечера у Анны Павловны Шерер писатель сравнивает салон с прядильной мастерской, освещая с неожиданной стороны. светский прием и позволяя читателю проникнуть в суть взаимоотношений на нем. Французский язык в речи героев тоже является приемом “отстранения”, давая возможность полнее создать образ светского общества, говорившего в то время в основном по-французски.
Роман “Война и мир” был создан во второй половине XIX века. Это означает, что с жизнью светского общества начала века Толстой был знаком лишь по литературе того времени или по рассказам современников той эпохи. Поэты и писатели начала XIX века нередко обращались к изображению дворянства в своих произведениях, то есть в литературе тогда уже существовала определенная традиция в изображении высшего света, и Толстой во многом продолжает эту традицию, хотя часто и отходит от нее. Это позволило ему создать очень. полный и достоверный образ светского общества России начала XIX века.

Образ светского общества в романе «Война и мир» (3 вариант)

Толстой вспоминал, что на написание романа «Война и мир» его вдохновила «мысль народная». Именно у народа Толстой учился сам и советовал это делать другим. Поэтому главными героями романа у него являются выходцы из народа или те, кто близко стоял к простым людям. Не отрицая заслуги дворянства перед народом, он делит его на две категории. К первой категории относятся те, которые по своему характеру, взгляду, мировоззрению близки народу или же через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства в этом отношении являются князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья Болконская.

Но есть и другие представители дворянства, так называемое «светское общество», которые составляют особую касту. Это люди, которые признают лишь несколько ценностей: титул, власть и деньги. Только тех, кто имеет в наличии одну или все из перечисленных ценностей, они пускают в свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как пусты и ничтожны его отдельные представители, люди без каких-либо моральных или нравственных устоев, без жизненных целей. Так же пуст и ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на это, они имеют большую силу. Это та верхушка, которая управляет страной, те люди, которые вершат судьбы сограждан.

Толстой старается в романе показать всю нацию и всех ее представителей. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Автор показывает в основном современность, но затрагивает и про шлое. Толстой рисует вельмож этой уходящей эпохи. Ераф Кирилл Безухов - один из их представителей. Безухов богат и знатен, у него хорошее имение, деньги, власть, которые получены от царей за мелкие услуги. Бывший фаворит Екатерины, кутила и развратник, он всю жизнь посвятил наслаждениям. Ему противостоит старый князь Болконский - его ровесник. Болконский - верный защитник отечества, которому он служил верой и правдой. За это он неоднократно был в опале и в немилости со стороны власть имущих.

«Светское общество» даже с наступлением войны 1812 года мало изменилось: «спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги…» Изменились разве что разговоры - больше стали поговаривать о Наполеоне и патриотизме.

На верхушке дворянского общества находился император Александр I. Александр I показан именно таким, каким его представляло большинство дворян. Но в облике императора уже проступают черты двуличия, позерства и той жеманной чувственности, в которой льстецы усматривали проявление «высокой душт царя. Подлинный облик Александра I особенно ярко показан в сцене приезда царя в армик после разгрома оккупантов. Кутузова царь заключает в объятия, сопровождая их злобнык шипением: «Старый комедиант». Толстой считает, что верхушка нации омертвела и теперь живет «искусственной жизнью». Все приближенные царя ничем не отличаются от него са-. мого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России. Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой. Здесь царит та же ложь, те же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года показала настоящую сущность представителей власти. Ложный патриотизм их прикрыт громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной хорошо видно в романе.

В «Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества. Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, но целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей является семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин занимает достаточно высокий пост в стране. Он министр, призванный заботиться о народе. Вместо этого все заботы старшего Кура-гина направлены на самого себя и на собственных детей. Его сын Ипполит - дипломат, который совершенно не умеет говорить по-русски. При всех его тупости и ничтожестве он жаждет власти и богатства. Анатоль Курагин не лучше брата. Единственным его развлечением являются кутежи и попойки. Кажется, что этот человек совершенно ко всему безразличен, кроме потворства собственным прихотям. Его друг Друбецкой - постоянный спутник Анатоля и свидетель его темных делишек.

С этими людьми мы знакомимся уже на первых страницах романа, где Толстой описывает посетителей и завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Здесь крутятся и холодный и расчетливый проходимец Василий Курагин, который ищет ловкие ходы «к крестику ли, к местечку», и его сын Ана-толь, которого сам отец называет «беспокойным дураком», и разрушители чун;их судеб Ипполит и Элен. Элен - первая красавица города, но при этом холодный и душевно пустой человек. Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя любоваться. Но эта женщина далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Автор подчеркивает улыбку Элен - она «неизменна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой Прекрасной, античной героиней, из-за которой началась Троянская война. Элен также приносит одни неприятности. Позже она, воспользовавшись доверчивостью Пьера, заманит его в свои сети и женит на себе.

В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Андрея Болконского. Автор противопоставляет этих живых людей мертвому высшему свету. Мы понимаем, что Пьер попал в общество, которому он чужд и которое совсем не понимает его. Только вмешательство Андрея помогает избежать скандала.

Борис Друбецкой - еще один представитель высшего дворянского общества. Он один из тех, которые придут на смену старшему поколению. Но автор рисует его таким же далеким от народа, как и всех остальных. Борис заботится лишь о своей карьере. У него холодный ум и трезвый рассудок, он точно знает, что ему надо в этой жизни. Он ставит цель и добивается ее. Даже на войне Друбецкой думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Знакомства он тоже заводит только те, которые выгодны ему. Вспомним, как отвернулись Друбецкие от Ростовых, когда те оказались разорены. Это несмотря на то, что когда-то семьи были дружны.

Высшая знать отличается от народа даже своим языком. Язык дворянской знати - это офранцуженный язык. Он такой же мертвый, как и все общество. В нем сохранились пустые штампы, раз и навсегда сложившиеся выражения, готовые обороты, которые применяются в удобных случаях. Люди научились скрывать свои чувства за расхожими фразами.

Таким образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездеятельность и неспособность управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со сцены истории. Необходимость и неизбежность этого убедительно показала Отечественная война 1812 года.

1. «Война и мир» — роман-эпопея.
2. Замысел и история появления произведения.
3. Петербуржцы и москвичи в романе.
4. Значение произведения для понимания общества XIX века.

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг —
Такая пустая и глупая шутка...
М.Ю.Лермонтов

«Война и мир» Л. Н. Толстого — одно из величайших произведений, вошедшее в мировую классику литературы. Над романом велась долгая и кропотливая работа. Писатель начал его в 1863 году, а закончил только через шесть лет — в 1869 году. За это время роман подвергался многократным исправлениям и несколько раз, практически с нуля, переписывался.

О замысле романа можно судить по следующему письму, адресованному А. И. Герцену и датированному 1861 годом: «Я затеял месяца четыре тому назад роман, героем которого должен быть возвращающийся декабрист... в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России...». Однако первоначальная идея расширялась и видоизменялась со временем (дневниковая запись Толстого): «Невольно от настоящего я перешел к 1825 году, эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 году герой мой был уже возмужалым, семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпала с славной для России эпохой 1812 года. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 года, которого еще запах и звук слышны и милы нам... В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным... Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией, не описав наших неудач и нашего срама. Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 году, я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805, 1807, 1812, 1825 и 1856 годов».

В этом романе, называемом также романом-эпопеей, автору удалось досконально точно, живо и вместе с тем интересно передать жизнь русского дворянства первой половины XIX века. Немалая роль отводится и описанию светского общества, на тот момент поделенного на два сильно отличающихся друг от друга и постоянно враждующих между собой «лагеря» — московский и петербургский.

Санкт-Петербург, являющийся в то время столичным городом, и по сей день отличается своей строгой и холодной красотой. Он неприветлив, неприступен и прекрасен. Он в одном ряду с европейскими городами, так как сам по себе является окном в Европу. Высшее общество Петербурга представляет собой особый, замкнутый и обособленный ото всех мир со своими законами и порядками. Нравы и обычаи членов этого общества ориентированы на европейские традиции. Но первое, бросающееся в глаза отличие таких людей — крайняя неестественность мыслей, слов, жестов. Представители этого круга слишком сильно привыкли к тому, что выход в общество — это игра, где надо держать лицо и нельзя проявлять искренние эмоции и чувства. Неслучайно князь Василий, имеющий к этой категории людей прямое отношение, неоднократно сравнивается с актером.

Основной и излюбленный вид интеллектуального времяпрепровождения петербургского общества — так называемые салоны. В них велись беседы обо всем и ни о чем одновременно: обсуждались знакомые, политики и императоры, новости войны и культуры. Естественно, что общение велось «на высшем уровне» и малознакомому человеку могло показаться, что вещи, обсуждаемые этими людьми, очень важны и серьезны, а сами беседующие — начитанны и умны. Однако это не так, ведь не случайно сам автор сравнивает один из таких салонов мадам Шерер с «говорильной машинкой». Есть в этих приемах нечто равнодушное, механическое, действующее без эмоций по заданной оператором программе.

Умного, пытливого и живого человека подобное времяпроведение не сможет удовлетворить — в нем слишком мало души и действительно важных слов. Однако людям, составляющим основу этого общества, подобные развлечения необходимы. У подобных салонных завсегдатаев такая манера поведения и общения распространяется и на семейную жизнь, лишенную тепла и понимания и преисполненную механического холодного расчета. Типичная петербургская семья — «клан» Курагиных.

Совсем иначе представлено общество московское. Несмотря на некоторую схожесть с петербургским, московские дворяне вызывают большую читательскую симпатию. Первое упоминание московского высшего света — описание дома Ростовых. Утренний прием гостей, приуроченный к именинам, с одной стороны напоминает посиделки у Шерер — те же сплетни, а также пустые разговоры и обсуждение важных дел. Масштабы разговоров меньшие, как и меньшее количество притворного удивления и коварства, которые полностью уходят из помещения с приходом детей. Дети приносят с собой счастье, непосредственность, свет и чистоту и вместе с ними начинают радоваться жизни и взрослые.

На приеме полностью проявляются основные качества московского высшего общества— радушие, семейность, хлебосольство. Общество Москвы напоминает одну большую семью с общими бедами и радостями. Здесь все обо всех знают и прощают друг другу мелкие прегрешения, хотя могут и прилюдно отругать. Так, естественная для Москвы, в питерском обществе выходка Наташи Ростовой будет абсолютно неприемлема. Московский свет ближе народу, помнит и чтит его традиции. Симпатии автора — на сторон москвичей, не даром ведь Ростовы живут именно в Москве. И хотя москвичам тоже свойственны недостатки (то же сплетничество), Толстой не заостряет на них внимание.

При изображении светского общества автор постоянно прибегает к приему «отстранения», позволяющему взглянуть на героев с новой, не рассмотренной ранее стороны. Так и французский язык в речи героев является таким же приемом «отстранения», позволяющим точнее передать мысли и эмоции общества. Говорившего в основном на французском и немецком.

Роман-эпопея создавался уже во второй половине XIX века, то есть автор не мог быть свидетелем описываемого им временного периода и пользовался сочинениями литераторов, историческими документами. Именно по этой причине изображение общества в произведении является и традиционным, и революционно новым. Благодаря мастерски созданным характерам героев и верно описанным деталям светской жизни, роман «Война и мир» стал своеобразной энциклопедией русского дворянства первой четверти XIX века.



В продолжение темы:
Детская мода

Инструктаж по ПДД, ТБ и ОБЖ, ППБ во время летних каникул. Завершился учебный год, и начинаются долгожданные летние каникулы. Все мы готовимся к лету, с нетерпением его...

Новые статьи
/
Популярные