Традиции и обычаи народов пермского края. Сравнительный анализ свадебной семейной обрядности народов пермского края. Традиции Пермского края

Светлана Сурнина
Проект «Быт и традиции народов Пермского края»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 60»

Проект «Быт и »

Разработали : Сурнина Светлана Валерьевна,

Гурова Яна Николаевна,

воспитатели МАДОУ «Детский сад № 60»

Проект проведен в рамках институционального

Знакомства младших дошкольников с бы-том и традициями народов Пермского края .

Заведующий Н. П. Попова

Березники, 2016г.

Проект «Быт и традиции народов Пермского края »

2. Руководители проекта (Ф. И. О.) воспитатель группы Сурнина С. В.

3. Кадры : воспитатель группы, родители, дети младшей группы

4. Район, город, представивший проект : город Березники

5. Адрес организации : улица Веры Бирюковой д. 3

6. Телефон : 23-22-78

7. Вид, тип проекта : краткосрочный, информационно – творческий – по-знавательный.

8. Цель, направление деятельности проекта народным традициям Пермского края , объединить усилия семьи и ДОУ по вопросам формирования у детей нравственно-патриотических чувств и толерантности к людям других национальностей.

9. Задачи :

Формировать первичные представления детей о родном городе, о семье, о культуре быта уральского народа .

Знакомство детей с достопримечательностями родного города, с природой Пермского края . Дать представление о некоторых видах ремесла на Урале.

Воспитание у детей патриотических чувств, любви к родной природе, уважение к традициям Урала , к родному городу, к родному дому.

Воспитывать бережное отношение к семье, в которой живет ребенок, любовь к близким людям.

10. Краткое содержание проекта : Наш проект дает возможность донести до наших детей неповторимый, чарующий образа Урала, знаний о культуре и традициях Пермского края . Работа над проектом имеет большое значение для формирования и развития детско-родительских отношений; воспитывает уважение к старшим, к членам семьи; прививает чувство привязанности к своей семье и родному дому. Знакомство детей с родным краем формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины.

11. Место проведения : музыкальный зал, группа,

12. Сроки проведения : 2 недели

13. Количество участников проекта : (взрослые, дети) 20 детей, 15 взрослых

14. Возраст детей : младшая группа (3-4 года)

Совместная деятельность :

Слушание русских народных песен , закличек.

Просмотр презентации «Традиции русского быта »

Беседа «Путешествие по родному городу» (см. приложение №1)

Экскурсия в музей «Русская горница» (см. приложение №2)

Рассказ об истории происхождения матрёшки.

Цель : Познакомить детей с историей создания русской матрешки.

(см. приложение №3)

Игра на русских народных инструментах .

Русские народные подвижные игры «Гуси-гуси» , «Бабушка и пирожок»

Самостоятельная деятельность детей :

Рассматривание иллюстраций природы и быта Пермского края

Д/ игра «Собери посуду»

Конструирование из строительного материала «Как избушка встала на курьи ножки.

Рассматривание альбома «Моя дружная семья»

Рисование на тему : .

(см. приложение4)

Цель : Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству.

Работа с родителями (информационный материал для родителей)

Консультация «Семья и семейные ценности» (см. приложение № 5)

Выставка рисунков «Моя семья» (см. приложение № 6)

16. Ожидаемые результаты :

Дети получат элементарные знания о Родном крае, о родном городе, о семье; расширится социальный опыт; появятся новые впечатления и эмоции об ок-ружающем мире, расширится кругозор.

Фотоотчёт

Цель : Приобщение детей к культурным ценностям, и народным тради-циям Пермского края

Задачи : Обучающие (образовательные) :

1. Закрепить и обогатить знания детей о родном городе, его достопри-мечательных местах.

Развивающие :

1. Развивать внимание, память детей, наглядно-образное мышление.

2. Развивать художественное восприятие для формирования целостной картины мира.

Воспитательные :

1. Воспитывать заботливое отношение к окружающему миру природы, к родному городу.

Ожидаемый результат : Дети получат элементарные знания о Родном крае, о родном городе, о семье; расширится социальный опыт; появятся но-вые впечатления и эмоции об окружающем мире, расширится кругозор.

Приложение № 2

Экскурсия в музей «Русская горница»

Цель : Формирование у дошкольников патриотических чувств, знаком-ство с народной культурой прошлого , формирование представлений об исто-рии и традициях русского народа ; приобщение детей к музейной среде

Задачи :

Познакомить детей с предметами старинного быта и их названием : печь, ухват, чугунок, прялка, веретено, сундук, рушник, самовар, кокошник, кушак, рубель, скалка, лапти

Развивать любознательность, познавательный интерес к предме-там рукотворного мира.

Прививать любовь к русским народным традициям .

Воспитывать чувства патриотизма и гордости за историю своего народа .

Ожидаемый результат : знакомить детей с народными обычаями , об-рядами, праздниками, народным творчеством , искусством; развивать позна-вательную активность, самостоятельность, творчество через деятельность в музее

Приложение 4

Фотоотчёт

Рисование на тему : «Украсим сарафан для матрешки» .

Задачи :

Вызвать желание украшать предметы;

Продолжать учить работать с карандашами, правильно держать.

Развивать у детей самостоятельность в выборе узора.

Продолжать знакомить с русским народным творчеством .

Развивать чувство ритма.

Воспитывать желание помочь матрёшке украшать сарафаны.

Приложение № 5

Консультация для родителей.

«Семья и семейные ценности»

Что такое семья?

Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой от-ветственностью.

В теории семейного права семья определяется как круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вы-текающими из брака, родства, усыновления.

Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его фи-зического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека после-довательно меняются его функции и статус в семье.

Семья. На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становле-ния семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции .

О семейных традициях

Действительное стремление к семейному счастью и семейному благо-получию находит выражение в создании семейных традиций . Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравствен-ную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция .

Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

В каждом доме, за время его существования складывается свой ритуал. Дом привыкает к своим жильцам, начинает жить в их ритме. Его энергетическая структура несколько изменяется под влиянием традиций . Ведь, по большому сче-ту, традиции - это не только семейный уклад, но и отношения, которые складыва-ются между членами семьи. Эти-то отношения и улавливает дом. Если семья фик-сирует традиции для самих себя как обязательные, то они могут сослужить не-плохую службу. Часто следование традициям помогает нам жить . И какими бы странными они не казались, важно одно : семейные традиции и ритуалы не долж-ны быть громоздкими и надуманными. Пусть они входят в жизнь естественно.

Крайне сложно формировать семейную традицию , если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители вольны показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.

Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родите-лей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем – учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.

Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах. Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, двойной оленьей шубы, платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов - из оленьей шкуры, или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Пища - рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.

Урок окружающего мира в 3 а классе

Тема урока: Народы Прикамья.

Цель: знакомство учащихся с разными народами, населяющими Пермский край.

Задачи:

1. Узнать какие народы проживают на территории Пермского края.

2. Расширение знаний учащихся о народах Прикамья. Знакомство с традициями русского, коми-пермяцкого, татарского, удмурдского народа.

3 . Развитие коммуникативных способностей, умения ориентироваться в информационном пространстве, сопоставлять и анализировать полученную информацию; развитие умений работать в группах, с картой; расширение словарного запаса.

4. Воспитание доброжелательности друг к другу, умение общаться, уважения к традициям народов Прикамья.

Ход урока

1.Организационный момент

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успехов в работе.

На уроке мы будем работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группах (дети называют по очереди правила).

Звучит песня – гимн «Наш Пермский край».

2. Определение темы урока

Какие мысли возникли у вас после прослушивания песни? О чём она?

Чем знаменит наш Пермский край?

Кто прославляет наш край? Кто вносит огромный вклад в развитие края?

Какие народы живут в Пермском краю?

Получается, Пермский край – край многонациональный.

Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?

(Дети выходят на тему сегодняшнего урока: Народы Прикамья).

На территории Пермского края проживает более 80 народов. Семь народов – русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье.

- Все народы отличаются друг от друга. Хотите узнать, чем они отличаются?

3.Постановка задач урока

Одежда

- Проверим свои предположения по схеме

Внешний вид

Обычаи

Народы Прикамья

Праздники

Кухня

Отличаются народы и чертами лица. У каждого народа свой родной язык.

А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

Почти все в Прикамье знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

У каждого народа свои обычаи.

Каждый народа имеет свой национальный костюм.

У каждого народа свои народные праздники.

Отличаются народы и национальной кухней .

Все это является национальными традициями народов.

4. Групповая работа

Сейчас ко мне выйдут командиры групп. Вам нужно из рассыпанных букв составить слово - название народа, с которым вы будете работать.

Распределите роли в группе (дети получают бейджики: историк, художник – дизайнер, повар – кулинар, археолог).

Обозначение роли каждого в группе проговаривается детьми.

Какой материал для работы вам нужен? Кто вам может помогать?

Книги, справочники, энциклопедии, словари, интернет - ресурсы, карандаши, краски, клей, ножницы, цветная бумага, предметы старины, помощь взрослых.

В ходе нашей работы мы создадим газету «Народы Прикамья». Каждая группа будет делать свою страницу.

Каждая группа будет работать по алгоритму.

Алгоритм для поваров – кулинаров.

1. Узнать какие национальные блюда готовил народ.

2. Какие продукты чаще всего использовали для их приготовления.

3. Отличалась ли праздничная еда от обычной.

4. Перечислите традиции приёмы пищи.

5. Продемонстрируйте своё национальное блюдо.

Алгоритм для историков.

1. Опишите, где жил и чем занимался ваш народ.

2. Какие обычаи своего народа вы знаете? Расскажите.

3. Отмечал ли народ праздники? Какие?

Алгоритм для археологов.

1. Найдите предметы, которые относятся к вашему народу.

2. Дайте им правильное название.

3. Для чего они служили?

Алгоритм для художников - дизайнеров.

1. Опишите одежду своего народа.

2. Отличалась ли праздничная одежда от обычной.

3. Продемонстрируйте куклу в национальном костюме.

4.Раскрасьте костюм в своих традициях.

5. Самостоятельная работа учащихся

На работу в группе вам даётся 20 минут.

6. Физкультминутка (творческие задания)

-Я вам предлагаю немного отдохнуть. Из музыкальных композиций узнать композицию своего изучаемого народа.

Попробуйте соотнести пословицы разных народов с нашими.

Где живём, там и нужны. (Где родился, там и пригодился.)

Глаза боятся, а ноги идут. (Глаза боятся, а руки делают.)

Дважды подумай, один раз скажи. (Семь раз отмерь, один раз отрежь.)

Кто в рощу, кто в лес. (Кто в лес, кто по дрова.)

Лапоть сапогу не пара. (Гусь свинье не товарищ.)

Не глиняный, не размокнешь. (Не сахарный, не растаешь.)

По коню и сбруя. (По Сеньке и шапка.)

7. Презентация своей работы

8. Итог работы

Пермский край – великий край, который имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонационального края, которые должны гордиться своим краем, его традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свой край.

Ученик читает стихотворение

Мой Пермский край!
У нас с тобой все впереди
Судьбой дано
Нам вместе за руку идти.
Седой Урал!
Ты вместе с нами молодым
сегодня стал.
Мой Пермский край -
Где начинается рассвет,
Мой Пермский край,
Пусть Бог хранит тебя от бед!
Сегодня, завтра и всегда ты процветай,
Мой Пермский край!

Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свой край и уважительно относиться к людям других национальностей)


Мой Пермский край! У нас с тобой все впереди Судьбой дано Нам вместе за руку идти. Седой Урал! Ты вместе с нами молодым сегодня стал. Мой Пермский край - Где начинается рассвет, Мой Пермский край, Пусть Бог хранит тебя от бед! Сегодня, завтра и всегда ты процветай, Мой Пермский край! Мой Пермский край! У нас с тобой все впереди Судьбой дано Нам вместе за руку идти. Седой Урал! Ты вместе с нами молодым сегодня стал. Мой Пермский край - Где начинается рассвет, Мой Пермский край, Пусть Бог хранит тебя от бед! Сегодня, завтра и всегда ты процветай, Мой Пермский край!


Цель урока: познакомиться с народами Пермского края. Задачи: Узнать какие народы проживают на территории пермского края. Какими отличительными особенностями обладают эти народы. Познакомиться с культурой, народными костюмами, бытом, деятельностью народов.


Пермский край - регион уникальный в этнокультурном отношении. Многовековая история народов Прикамья показывает, что его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы. Пермский край - регион уникальный в этнокультурном отношении. Многовековая история народов Прикамья показывает, что его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы.


Семь народов – русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье. Семь народов – русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье.


РУССКИЕ Ру́сские - восточнославянский народ. Один из коренных народов России. Являются самым крупным народом в Европе. Господствующей религией среди русских является православное христианство, также велика доля атеистов. Национальный язык -русский. Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Отличительная особенность русского национального костюма - большое количество верхней одежды. Одежда накидная и распашная. Накидную одежду надевали через голову, распашная имела разрез сверху донизу и застёгивалась встык на крючки или на пуговицы. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка. Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Главные промыслы: вышивка, кружевоплетение, роспись, ткачество.


КОМИ - ПЕРМЯКИ Занимались охотой и рыболовством, пашенным земледелием, животноводством; в настоящее время основные занятия коми-пермяков - сельское хозяйство и работа в лесной промышленности. Традиционные поселения Коми-пермяков - деревни, причём, как правило, небольшие. Традиционная женская одежда - холщовая рубаха, поверх рубахи сарафан из набойки или синего холста, который подпоясывался плетёным пояском с бахромой на концах; поверх сарафана цветной или белый фартук. Традиционные женские головные уборы - чепец с твёрдым дном, обшитый кумачом и украшенный вышивкой и полосками позумента. На улице самшуру и кокошник покрывали платком. Мужская одежда состояла из рубахи и штанов. Рубаха длинная из белого холста, украшались ткаными красными полосками, вместо пуговиц к вороту пришивались завязки. Рубаху носили поверх штанов, подпоясывая её узким плетёным пояском. Головные уборы: валеные шерстяные колпаки, позднее фуражки.


ТАТАРЫ Традиционным жилищем татар была изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. Одежда мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубашки (у женщин дополнялась вышитым нагрудником). Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх неё - полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь - кожаные ичиги с мягкой подошвой, вне дома на них надевали кожаные калоши. Для костюма женщин было характерно обилие металлических украшений. Как и у многих других народов обряды и праздники татарского народа во многом зависели от сельскохозяйственного цикла.


МАНСИ Поселения постоянные (зимние) и сезонные (весенние, летние, осенние) на местах промысла. Посёлок обычно населяли несколько больших или малых, в основном родственных семей. Традиционное жилище зимой - прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп - избы русского типа, летом - конические берестяные чумы или четырёхугольные каркасные постройки из жердей, крытых берёстой, у оленеводов - крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось и освещалось чувалом - открытым очагом из жердей, обмазанных глиной. Хлеб пекли в отдельных печах. Одежда у женщин состояла из платья, распашного халата, двойной оленьей шубы, платка и большого количества украшений (кольца, бисерные бусы и т. д.). Мужчины носили штаны и рубаху, глухую одежду с капюшоном из сукна, у оленеводов - из оленьей шкуры, или суконную одежду с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Пища - рыба, мясо (вяленое, сушёное, жареное, мороженое), ягоды. Грибы не употребляли, считая их нечистыми.


БАШКИРЫ Полукочевой образ жизни, зимовка в деревнях и проживание на летних кочевьях. Одежду шили из овчины, домотканых и покупных тканей. Были широко распространены различные женские украшения из кораллов, бисера, раковин, монет. наспинники, различные подвески, накосники, браслеты, серьги.


МАРИЙЦЫ Основной одеждой марийцев была рубаха тунико-образного покроя, штаны а также кафтан, вся одежда опоясывалась поясным полотенцем, а иногда и поясом. Мужчины могли носить войлочную шляпу с полями, шапку и накомарник. Обувью служили кожаные сапоги, а позже - валенки и лапти (заимствование из русского костюма). Для работы в болотистой местности к обуви прикрепляли деревянные платформы. У женщин были распространены поясные подвески - украшения из бисера, раковин каури, монеток, застежек и пр.

Готовые презентация по географии способствует восприятию и осознанию школьниками изучаемых материалов, расширению кругозора, изучению карт в интерактивной форме. Презентации по географии будут полезны как школьникам и студентам, так и учителям и преподавателям. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по географии для 6,7,8,9,10 класса, а также презентации по экономической географии для студентов.

Вступительная статья о народонаселении Пермского края, краткий исторический экскурс с XV века и до наших дней

Пермский край - регион уникальный в этнокультурном отношении. Многовековая история народов Прикамья показывает, что на протяжение всей истории он складывался как полиэтничный, его осваивали разные по происхождению, языку, хозяйственному укладу, традициям народы.

Увеличить

Русские, село Ключи, Красноуфимский уезд Пермской губернии, начало XX века

Russians, Kluchi village, Krasnoufimsky uyezd Perm province, Early 20th century

Современная этнокультурная карта Прикамья начинает формироваться с ХV-ХVI вв. А наследие древних этнических общностей, оставивших многочисленные археологические памятники, было освоено и преломилось в культуре современных народов. На верхней Каме шло формирование в единую народность предков коми-пермяков, северо-восточное Прикамье являлось зоной расселения манси, южные районы осваивали предки татар и башкир. С ХVI в. начинается активное освоение края русскими, которые уже в ХVII в. стали основным населением региона. С ХVII в. формировались группы марийцев и удмуртов. Семь народов - русские, коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси, татары и башкиры являются традиционно проживающими в Прикамье.

Три культурные традиции определили этнокультурное своеобразие Пермского Прикамья - финно-угорская (коми-пермяки, удмурты, марийцы, манси), тюркская (татары и башкиры) и славянская (русские).

Увеличить

Коми-пермяки, Чердынский уезд Пермской губернии, начало XX века

Komi-Permians, Cherdynsky uyezd Perm province, Early 20th century

Родственные народы - коми-пермяки, марийцы, манси и удмурты относятся к финно-угорской ветви уральской языковой общности. Коми-пермяки были расселены в Чердынском и Соликамском уездах Пермской губернии, а в настоящее время в пяти районах Коми-Пермяцкого округа. Удмуртские деревни расположились в Осинском уезде, а ныне - Куединском районе, марийцы проживали в Кунгурском и Красноуфимском уездах, ныне - Суксунском, Кишертском, Чернушинском, Октябрьском районах. Манси Чердынского уезда проживали в верховьях р. Вишера. В 2002 г. в Пермском крае отмечено 103,5 тыс. коми-пермяков, 5,2 тыс. марийцев, 26,3 тыс. удмуртов, 31 человек манси.


Увеличить

Татары, город Кунгур Пермской губернии, начало XX века

Tatars, Kungur Perm province, Early 20th century

Тюркские народы края - татары и башкиры освоили территорию южных Осинского, Кунгурского, Пермского и Красноуфимского уездов губернии, в настоящее время компактно проживают в 12 районах края, а их численность в 2002 г. составила 136,6 тыс. татар и 40,7 тыс. башкир.

Основной этнической культурой в регионе являются традиции русских. Это положение определено не только тем, что русские составляют более 85% населения Пермского края (в 2002 г. - 2401,7 тыс. русских), имеют наибольший ареал расселения, проживают во всех административных районах, но и тем влиянием, которое русская культура оказала на культуру других народов Прикамья.

Комплект открыток, который вы держите в руках - собирательный образ уникальной этнической культуры, образ прошлого, шагнувший к нашему современнику из музейных собраний… Эти фотографии - возможность заново открыть свою историю, познакомиться со своим прошлым…


Увеличить

Обложка набора открыток Народы Пермского края

Новости

  • Открытие интернет-магазина «Маматов.Книги»

    24.11.2016 Интернет-магазин «Маматов.Книги» ― это проект издательства «Маматов», где можно купить...



В продолжение темы:
Модные советы

Я назвала эту ветчину из курицы - "коньячная", т. к. делаю её с добавлением коньяка. Получается очень вкусная домашняя ветчина, которую можно съесть и на завтрак на бутерброд,...

Новые статьи
/
Популярные