Что такое семейные традиции. Обычай - это что такое? Примеры правовых, национальных, народных обычаев и обычаев делового оборота

Обычай - это исторически возникшее стереотипное правило поведения, которое воспроизводится в какой-либо социальной группе или обществе и становится для его членов привычным. В основе обычая лежит детализированный образец поступков в конкретной ситуации, например, каким образом относиться к членам своей семьи, как разрешать конфликты, как выстраивать деловые отношения и т.п. Устаревшие обычаи чаще всего сменяются с течением времени новыми, более соответствующими современным требованиям.

«Обычай старше закона», - так утверждает словарь Ушакова. Давайте рассмотрим и попытаемся определить, что они собой представляют в разных сферах общественной жизни.

Всегда ли поведенческий образец становится обычаем?

Как уже упоминалось выше, обычай предполагает наличие поведенческого образца. Но последний не всегда может выступать в роли правила поведения, так как каждый человек имеет возможность выбирать один из возможных способов действия в зависимости от своих интересов, целей или задач.

А обычаев формируются только при соблюдении условия стереотипности и привычности конкретного образца поведения человека в сложившейся ситуации. Если следование обычаю естественно и не требует наличия механизма принуждения или контроля над выполнением, то он становится социальной нормой поведения.

Пример возникновения правового обычая

Если обычай - это закрепившийся стереотип поведения, который санкционируется государственной властью, - значит, он получил статус правового.

Формирование правовых обычаев происходит в результате многолетнего опыта (и этим они заметно отличаются от писаного права). Например, на создание системы права у народов Кавказа (относящихся к РФ) оказало огромное влияние не только российское законодательство и нормы шариата, но и многовековые традиции горцев.

К ним, безусловно, можно отнести почитание старших в семье (с чем, между прочим, связывают и знаменитый феномен долгожительства кавказцев). Или, например, обычай, ограничивающий в семье контакт между людьми, имеющими разное кровное родство (невестка со свекром в доме не могут встретиться даже случайно) - все эти нормы обычаев приобрели статус правовых, закрепившись в законодательстве.

Став правовыми, обычаи получают и юридическое значение: то есть суд или иной государственный орган может ссылаться на них как на источник права.

Если же они не поддерживаются государственной властью, то остаются на уровне бытовых норм поведения. Например, обычай на Кавказе, запрещенный официально, но фактически продолжающий существовать, или национальный обычай славян «обмывать» каждое значимое событие в семье или на работе, с которым также пока безуспешно борется закон.

Что такое правовой обычай: пример

Кстати, обратите внимание на то, что санкционирование правового обычая осуществляется в виде отсылки именно к нему, а не к его текстуальному закреплению в законе. Если же закрепление состоялось, то источником права становится не обычай, а нормативный акт, в котором он воспроизведен.

Как пример можно привести неписаный порядок, который в свое время был выработан в представительных органах власти: право открытия первого заседания новоизбранного парламента предоставлялось старейшему по возрасту депутату. В новой Конституции РФ (ч. 3 ст. 99) данный обычай получил правовое подтверждение и, соответственно, высшую законодательную силу.

Взаимодействие права и обычаев

Отдельно стоит рассмотреть отношения между и существующими в любом обществе обычаями. Как взаимодействуют законодательно закрепленные правила и народные обычаи, присущие отдельным социальным группам или слоям общества?

Чаще всего такие взаимоотношения сводятся к нескольким основным вариантам.

  • Полезные для государства и общества обычаи поддерживаются юридическими нормами и для их реализации создаются условия (уважительное отношение к старшим, забота о детях, приоритеты в имущественных отношениях и т. п.).
  • Юридические нормы периодически служат и для вытеснения вредных для общества обычаев, таких как, например, неумеренное потребление алкоголя или, у отдельных народностей, калым, кровная месть, выкуп невесты и некоторые нормы шариата. Существуют обычаи, связанные с расовой или религиозной нетерпимостью, которые естественно отсекаются государством.
  • В некоторых же случаях юридические нормы безразличны к обычаям, в основном, если они касаются межличностных отношений или бытового поведения.

Примеры законодательного закрепления народных обычаев

После того как обычай приобретает правовой характер и его соблюдение обеспечивается государственным механизмом контроля, он получает более устойчивое положение.

В качестве примера можно привести древние обычаи, характерные для общинного строя в российских деревнях. Они до начала 20 в. лежали в основе нормативно-правовых актов землепользования и земельных отношений. Все споры, возникавшие в процессе пользования наделом, решались на деревенском сельском сходе, а в суд обращались лишь в случаях, когда одна из сторон считала, что вынесенное решение несправедливо.

Принцип решения в суде таких, например, вопросов, как потрава посевов, перекос (нарушение межи во время косьбы), засев соседнего клина и др. в основном был продиктован именно обычаями возмещать нанесенный ущерб равным действием или определять ему цену: «ты засеял мою полосу, а я засею твою», «за урожай зерновых, собранный с самовольно засеянного клина - 8 копен хозяину, а 8,5 - за работу».

Взаимоотношение гражданского и обычного права в России

Правда, в судебной практике Российской Федерации в наше время редко применяются ссылки на так как до сих пор еще не сложилась окончательно и не просуществовала достаточное время стабильная правовая система, а общественное сознание продолжает меняться, что мешает созданию системы устоявшихся обычаев, которые могут быть источником права.

Зато в стране интенсивно развивается практика заключения гражданско-правовых договоров, основанных на соблюдении обычных норм, практикуется также и формирование подобным образом корпоративных кодексов. Обычай - это источник права, который применим в первую очередь в области так как там участники правовых отношений имеют определенную свободу выбора.

Что такое обычаи делового оборота?

Как уже было сказано выше, правовой обычай получил возможность наиболее широкого распространения в гражданском праве. Гражданский Кодекс РФ определяет, что обычай делового оборота - это устоявшееся правило поведения, повсеместно применяющееся в той или иной области предпринимательской деятельности, не предусмотренное законодательно и вне зависимости от того, фиксировалось ли оно в каком-то документе или нет.

Например, каждый понедельник на предприятиях в России принято проводить планерки, проезд в маршрутном такси в большинстве городов страны оплачивают сразу при входе, а в Иркутске, наоборот - при выходе или во время переговоров, проходящих в кафе или ресторане, если это не оговаривается дополнительно, дамы за себя не платят. К таким обычаям можно отнести и рукопожатие, подкрепляющее итог какой-либо договоренности и юридическую силу, которая есть у расписки, заверенной лишь подписью и т. п.

Развитие предпринимательства явилось толчком для возникновения новых правил в ведении бизнеса и обычаев делового оборота. Они дополняют имеющиеся законодательные акты в тех случаях, когда последние не могут полностью удовлетворить потребности какой-либо сфер деловых отношений. Так, в упоминается, например, что выполнение обязательств должно в точности соответствовать требованиям закона или правовых актов, а в случае отсутствия таковых - обычаям делового оборота. Аналогичную ссылку имеет и ст. 82, содержащаяся в Таможенном кодексе РФ.

Как сосуществуют многонациональные обычаи в России?

Народы, населяющие Россию, представляют собой множество этнических групп, имеющих разную культуру, традиции и обычаи. Это положение на протяжении всей истории государства диктовало потребность учитывать и национальный фактор при правовом регулировании.

В разное время отношение государства к возможности применения норм обычаев было разным: от следования принципу свободного развития национальных меньшинств до определения уголовной ответственности за принятие решений, исходящих из обычаев коренного населения.

Но в России, независимо от официальной позиции, всегда существовали традиционные правовые системы, создавая временами ситуацию двойного регулирования. Кстати, она сохранилась и до нынешнего времени, правда, перейдя на новый уровень взаимодействия между позитивным (государственным) и традиционным правом.

Заключение

Как видно из сказанного выше, обычай - это стереотип поведения, который может оказаться и источником права. Обычаи видоизменяются: часть из них привносится социальной практикой, некоторые - навязываются определенными слоями общества, некоторые - устаревают и отпадают.

Обычаи выступают в роли нормы, дополняющей закон, а также указателей должного и возможного в жизни каждого члена общества, они создаются людьми, и применение их способствует подъему уровня правовой культуры, а также накоплению опыта отношений между гражданами государства, стремящегося к установлению всесторонней демократии.

В современном мире человеку довольно часто приходится сталкиваться в различных ситуациях с неким неписанным порядком поведения. Зачастую такую ситуацию называют обычаем. Однако сам термин достаточно многозначен и сложен.

Возникновение обычаев

Так что такое обычай? Крайне важную роль обычаи народов разных стран мира сыграли в развитии всего человеческого общества. Они возникли еще в «до письменный период». Тогда они были главным регулятором жизни общины. В тот период люди не всегда осознавали рациональную связь своих поступков с результатами, поэтому для выживания им необходимо было усвоить правильный алгоритм действий. В дальнейшем этот алгоритм преобразовывался, за счет чего и появились определенные нормы поведения, которые дошли до нашего времени. Такие древние обычаи существуют в каждой стране. Их чтут, уважают и соблюдают.

Развитие значимости обычаев

По мере развития общества и появления письменности, обычаи сохранили свои регулирующие функции. На протяжении многих веков существовало полное равноправие между письменным правом и так называемым «обычным правом», которое было заложено традициями предков и передавалось устно. Данное «обычное право» могло дополнять письменные тексты законов, но также могло и противоречить им. Поэтому очень часто сложившийся обычай легко становился источником для дополнения письменного законодательства. Так русские обычаи легли в основу написания средневекового сборника законов под названием «Русская правда».

Значение обычаев в современной жизни

В наши дни обычаи по-прежнему играют важную роль в современном обществе. Старинные обычаи сохранились в повседневной жизни людей абсолютно в разных видах и сферах деятельности. Например, ношение народных костюмов или празднование традиционных праздников.

Даже в сфере политики можно найти обычаи. Так в некоторых странах, в случае возникновения определенных обстоятельств, политический деятель обязан покинуть занимаемый пост, даже если это не указывается в законодательстве. Именно обычаи сформировали современные порядки в обществе и отношения между людьми.

Обычай - правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени; основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе в условиях родовых отношений. Соблюдение обычаев обеспечивалось мерами общественного воздействия (казнь, изгнание из рода, лишение огня и воды и др.) либо одобрением мер, применявшихся к обидчику, его родными или членами рода (кровная месть). Санкционирование обычая государством осуществлялось в процессе судебной или административной деятельности, когда обычай служил основанием для решения спора, также путем включения обычая в законодательные акты, представлявшие собой своды обычного права, во времена рабовладельческого и феодального государства .

Обычай (лат. usus, consuetido; англ. custom) -прочно установившееся в определенной сфере социальной жизни правило, регулирующее поведение участников соответствующих общественных отношений. Обычай создается в конкретной общественной среде (этнической или социальной группе, среди лиц определенной профессии и т.п.) и соблюдается в этой среде благодаря своей давности и неоднократному применению в течение длительного времени. В доклассовом обществе обычай был единственной нормой, регулировавшей взаимоотношения людей; действенность обычая подкреплялась мерами принуждения или поощрения, одобряемыми членами соответствующей социальной среды .

В обширном смысле обычаем может называться особенность жизни, повторяемая постоянно, периодически или при известных случаях, сознательно или бессознательно (по привычке и т. п.), группой лиц или одним лицом, как нечто неизбежное или необходимое. В этом смысле можно говорить об обычаях племен и народов, у отдельного народа - об обычаях сословий, классов, полов, обществ, профессий; об обычаях религиозных, военных, правовых, торговых, промышленных, санитарных и т. п., соответственно тем категориям, на которые делится жизнедеятельность и быт.

В более узком смысле обычай отличается от закона и обряда и означает такие особенности народного быта, которые, сложившись в более отдаленные времена, переходят от поколения к поколению, и часто продолжающие существовать, когда утрачивается сознание их первоначального смысла. Обычай руководит людьми, в той или иной степени, на всех ступенях культуры. Мы встречаемся с ним как у дикарей и в цивилизованных обществах. На низших стадиях культуры обычай является регулятором жизни, умеряющим произвол отдельных лиц в интересах общины. Во многих случаях очевидно, что обычай возник ради блага общества. К примеру, в нецивилизованных странах вообще считается похвальным и порой даже необходимым оказывать гостеприимство всем проходящим. У некоторых племен Австралии обычай запрещал молодым охотникам пользоваться лучшими частями дичи, которые предоставлялись старикам. Это делалось для общего блага, потому что опытные старики, неспособные к охоте, могли приносить пользу племени в качестве советников.

Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами . В нравах можно найти выражение психологии какой-либо социальной группы. В воздействии на жизнь людей, общества к обычаям близки традиции, т.е. сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества.

Необходимо отметить, что с изменением условий быта и появлением новых понятий старые обычаи мало-помалу приходят в упадок, видоизменяются или заменяются новыми. С развитием права обычай постепенно утратил свое значение регулятора общественной жизни человеческого. Тем не менее, народ часто продолжает придерживаться различных обычаев, находя в них завет мудрой старины и проявление национальной самобытности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Социальные нормы общества в своем комплексе нормативно регулируют все общественные отношения и через преобразующую деятельность людей активно воздействуют на процесс становления материальных и духовных ценностей

Актуальность. В системе социальных норм и в регулировании общественных отношений все более заметную роль начинают играть традиции, обычаи и обряды. Они являются действенными социальными регуляторами многих сторон общественной и личной жизни людей.

Все это говорит о том, что необходимо обстоятельное научное исследование проблемы традиций и обычаев, выяснение роли в жизни общества, характера и форм их взаимосвязи между собой и с другими социальными нормами, в том числе правовыми. Только с 60-годов XX века заметно повысилась активность ее исследования в философской литературе. Определенный вклад в разработку этой проблемы внесли А.К. Алиев, Р.М. Магомедов, М.М. Муминов, В.И. Новиков, Б.С. Саламов, Н.С. Сарсенбаев, И В. Суханов, И.М. Сушков, А. Чотонов и др.

Поскольку социальная ценность и значимость обрядов, традиций и обычаев определяется главным образом тем, что они выступают в качестве регуляторов общественных отношений, необходимы специальные самостоятельные исследования их нормативного характера.

Целью данной работы является рассмотрение роли обычаев, традиций и обрядов в вопросе регулирования общественных отношений.

1. Социальные нормы общества (понятие, назначение, разновидности)

Уяснение понятия социальной нормы поможет раскрыть ее сущность как регулятора общественных отношений, выяснить ее социальное назначение и роль в жизни общества, а это неразрывно связано с более общей и сложной проблемой - управлением обществом. Управление социальными процессами присуще обществу на всех этапах его развития. Оно обеспечивает необходимые условия нормального функционирования всего общественного организма. Отсюда вытекает не только научный, но и практический интерес к формам, средствам и методам управления делами общества.

При рассмотрении весьма сложных вопросов социального управлений мы исходим из коренного положения, сущность которого заключается в том, что вся социальная жизнь людей, их повседневные многообразные общественные связи и отношения предопределяются объективными законами общественного развития, действующими независимо от воли и сознания людей. Однако в отличие от законов природы законы общественного развития проявляются лишь через сознательное поведение людей, выступают как законы их жизнедеятельности, находят свое конкретное проявление в волевых поступках людей. Степенью познания этих объективных законов и определяется социальная ценность поступков людей, поскольку сами по себе законы общественного развития не выступают непосредственными регуляторами отношений между людьми, а проявляются в различных социальных нормах, отражающих потребности и интересы людей и воздействующих на их поведение. Социальные нормы проникают во все сферы жизни общества и нормативно регулируют общественные отношения. В этом заключается их основная социальная ценность и назначение.

Исследование того или иного явления начинается обычно с уяснения той смысловой нагрузки, какую вкладывает исследователь в рассматриваемые им категории.

В нашей литературе пока еще нет общепринятой терминологии, имеют место различные толкования, в особенности при раскрытии таких понятий, как «норма», «традиция», «обычай», «обряд». Разнобой же в терминологии при исследовании любого явления затрудняет его познание. Г.В. Плеханов в свое время отмечал, что во всяком сколько-нибудь точном исследовании, каков бы ни был его предмет, необходимо держаться строго определенной терминологии. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 248

Норма - это обязательное общепринятое правило поведения людей. В области социальной жизни понятием «норма» передается требование определенного поведения людей в обществе, в их отношениях друг с другом, с обществом, с окружающими их предметами и явлениями природы.

При формулировании общего понятия социальной нормы было бы неправомерным специфические признаки, присущие отдельным видам социальных норм, распространять на все их виды, особенно если речь идет о таких признаках, которыми они как раз и отличаются друг от друга. Известно, что социальные нормы не всегда возникают в результате установления соответствующими компетентными органами. Это является специфическим признаком лишь норм права и норм общественных организаций, что нельзя полностью отнести к таким видам социальных норм, как традиции, обычаи, мораль, нормы эстетического поведения, которые формируются иными путями.

При выявлении способов образования норм традиций и обычаев, правил эстетического поведения и многих норм морали не следует упускать из виду того, что эти нормы не являются результатом специального нормотворческого процесса, а возникают в большинстве случаев на основе фактических отношений людей, постепенно складываются в их сознании, поэтому не выступают сразу в готовом виде в качестве регуляторов поведения людей. До того как приобрести свойство регулятора они. проходят своеобразные ступени общественного признания как правила поведения. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. С.77

Социальная норма - это общее, обязательное правило социально-значимого поведения, установленное соответствующими компетентными органами или сложившееся на основе повторяющихся взаимоотношений между людьми. Оно выражает их волю, обусловленную материальным развитием общества, обеспечивается различными средствами реализации, имеет своим назначением целенаправленное регулирование общественных отношений.

В этом определении, по нашему мнению, отражены общие признаки, присущие всем социальным нормам, действующим в обществе.

Дальнейшее развитие общества, раскол его на противоположные классы усложняют весь строй его организации, вызывают необходимость строго регламентировать жизнедеятельность общественного организма с его многообразными связями и отношениями. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 251

В обществе право является основным, но не единственным средствам нормативного регулирования общественных отношений. Вместе с правовыми нормами и в тесной связи с ними действуют и другие социальные нормы, активно влияющие на различные сферы общественной и личной жизни людей. Сущность и особенности права, его место и роль в общественной жизни могут быть правильно поняты лишь постольку, поскольку правовые нормы рассматриваются как взаимодействующая составная часть общей системы социальных норм.

2. Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества

Как было указано выше, право не является единственным средством нормативного регулирования общественных отношений. В тесной связи с правом поведение людей в их повседневной общественной и личной жизни регулируют и другие социальные нормы, в том числе традиции, обычаи, обряды.

В юридической литературе проблема сущности традиций и обычаев, их значения как социальных регуляторов разработана недостаточно глубоко. Причинами этого, по нашему мнению, являются, во-первых, недооценка их роли в общественной жизни, во-вторых, то, что многие авторы высказывались против выделения обычаев в особый вид социальных норм, в-третьих, неизученность пограничной с ними проблемы - общественной психологии, хотя без уяснения общественной психологии «нельзя сделать ни шагу в истории, литературе, искусстве, философии и прочее...». Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. С. 256 .

В последние годы заметно возрос интерес к проблеме традиций и обычаев со стороны государственных органов, представителей различных отраслей общественных и гуманитарных наук.

Изучение появившейся по этому вопросу литературы показывает разнообразие взглядов о понятии обычаев, их месте в системе социальных нормой роли в жизни общества. Одни авторы отождествляют понятия «традиция», «обычай», другие указывают на недопустимость такого отождествления и выделяют в них отличительные признаки. Одни ученые считают обычаи самостоятельным видом правил, другие - всего лишь формой, проявления различных норм.

Причинами этих разногласий, по нашему мнению является, с одной стороны, отсутствие ясности в самом понятии «традиция» и «обычай», с другой - различия в критериях, которые берутся за основу отдельными авторами при анализе этих сложных явлений социальной жизни. Вместе с тем в обществе существуют и действуют многочисленно народные, национальные, профессиональные, местные и другие традиции и обычаи, которыми руководствуются люди в своей повседневной общественной и личной жизни. Это вызывает необходимость обстоятельного исследования проблемы традиций и обычаев.

При этом следовало бы: а) сформулировать научное определение самого понятия «традиция» и «обычай», выяснить то общее, что характерно для этих социальных явлений и таковы особенности, присущие им; б) выявить, обобщить и систематизировать известные, действующие в обществе традиции и обычаи; в) изучить и обобщить отношение государственных органов и общественных организаций к различным традициям и обычаям; г) выявить и определить место и роль в жизни общества старых традиции и обычаев, являющихся вредными пережитками прошлого; д) изучить и обобщить формы и методы борьбы с традициями и обычаями такого рода; е) проанализировать условия, механизм и закономерности возникновения и формирования новых традиций и обычаев, пути и формы их утверждения в жизни российского общества; ж) перспективы их развития вместе с другими социалистическими нормами в единые правила коммунистического общежития. В одной работе и усилиями одного автора все эти вопросы с одинаковой полнотой рассмотреть вряд ли удастся, да мы и не ставим перед собой такой задачи в данном случае.

Заслуживает внимания механизм воздействия традиций и обычаев на общественные отношения. При его выяснении необходим анализ нормы, которая, как и в праве, в традициях и обычаях составляет основное ядро механизма воздействия на общественные отношения, хотя и не обладает такой степенью детализации поведения людей. Особенно это относится к нормам традиций. В этой связи возникает вопрос о функциях традиций и обычаев. В литературе этот вопрос до сих пор еще не разработан, хотя именно в функциях проявляется сущность и социальное назначение традиций и обычаев. В данном случае, ограничиваясь лишь постановкой этого вопроса, мы считаем, что традиции и обычаи выполняют, в частности, такие основные функции: а) регулируют общественные отношения; б) аккумулируют и передают опыт людей. Дальнейшее исследование этих вопросов может привести к выделению и других функций этих социальных норм, в частности, есть смысл говорить о воспитательной функции традиций и обычаев.

Вот какое определение традициям даёт И.В. Суханов: Традиции - это не регламентируемые юридическими установлениями, поддерживаемые силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного класса, общества идеологических отношений (политических, нравственных религиозных, эстетических). Суханов И.В.. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 5-е издание (переработанное). - М.: Феникс, 2008. С. 58 Существует множество видов традиций, например автор книги «Обычаи, традиции и преемственность поколений», И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей тех морально-политических качеств, которые были выработаны российскими рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений считает И.В.Суханов. И мы вполне согласны с этим мнением, ведь наши предки не зря передавали традиции, скажем, землепашества, из поколения в поколение, чтобы сыновья не повторяли ошибок сделанных отцами, но мы почему-то считаем, что по традиции мы должны всё делать так, как делали наши предки, и это глубоко неправильное мнение. Между тем предыдущему поколению трудно передать весь социально накопленный опыт, ведь деятельность связанная с традициями настолько многогранна, что поколение старается направлять развитие в русле этих традиций, а не следуя в точности по стопам отцов. То есть традиция не детально регламентирует поведение в конкретных ситуациях, а решает задачу через регламентацию духовных качеств, необходимых для правильного, с точки зрения данного класса, общества, поведения в той или иной сфере общественной или личной жизни. Отсюда мы видим, что традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Таким образом, традиции передают, закрепляют и поддерживают разнообразный социальный опыт и тем самым осуществляется духовная связь поколений. Традиции выполняют две социальные функции: они являются средством стабилизации утвердившихся в данном обществе отношений и осуществляют воспроизводство этих отношений в жизни новых поколений.

Свою основную функцию регулятора поведения людей в различных сферах их общественной и личной жизни норма традиции и обычая выполняет, главным образом, путем воздействия на эмоциональную психологическую сторону человека с помощью таких дополнительных средств, как обряды, музыка, песня, художественные образы и иные наглядно-эмоциональные компоненты. Это можно проследить на обрядовой стороне трудовых и семейно-бытовых традиций и обычаев. Обряд посвящения в сан рабочего, хлебороба прививает вступающим на самостоятельный трудовой путь взгляд на себя как на преемников, наследников и продолжателей славных трудовых традиций и дел старших, приучает молодежь видеть в своем созидательном труде продолжение трудового героизма своих отцов и дедов.

Особенно яркая художественная обрядность присуща обычаям и традициям сферы бытовых и семейно-брачных отношений, где эти нормы наиболее глубоко проникают в сознание и психологию людей.

3. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиций, обычаев и обрядов

При исследовании проблемы исторических судеб и перспектив развития права, традиций, обычаев и обрядов приходится отмечать, что в российской юридической, социологической, философской литературе до последнего времени почти не проводилось экономическое обоснование перерастания права и других социальных норм в правила демократического общества, не учитывались перспективы развития того или иного вида социальных норм в связи с изменениями в экономике нашей страны за последние десятилетия.

Экономические связи людей, отношения собственности определяют, в конечном счете, изменения, происходящие в государственно-правовой надстройке, во взглядах людей и учреждениях данной эпохи.

Прогрессивные традиции и обычаи прошлого, воспринятые советским обществом и развитые дальше, а также сложившиеся новые традиции и обычаи, ставшие общепризнанными нормами поведения основательно отражают наиболее устойчивые связи и отношения общества.

Применительно к праву, как системе норм, регулирующих общественные отношения, можно выделить и проследить такие, в частности, основные пути и направления его развития. Алиев А. К. Труды по социологии. 3-е издание: переработанное и дополненное. - М.: Инфа-М, 2007. С.205

Прежде всего, следует учесть изменения в характере правотворчества. В его процессе происходят изменения в способах формирования правовых норм, связанные с расширением демократизма этого процесса, вовлечением широких народных масс и их организаций в правотворчество, которое по своему социальному содержанию все больше превращается в общенародное правотворчество. При этом происходят тесное взаимодействие представительной и непосредственной демократии, государственных органов и общественных организаций, последнее отражается на росте совместных актов, принимаемых государственными органами и общественными организациями. Саламов Б.С. Социология. - М.: НОРМА-М, 2007. С.160

Демократизация правотворческого процесса и правового регулирования развивающихся общественных отношений находит свое отражение также и в том, что российское общество и государство все больше учитывают и используют формы опосредствования социальных связей и отношений, основанные на инициативе их участников. Широкое развитие и применение получают моральные стимулы. В интенсивный оборот нормативного регулирования поведения людей и формирования их сознания вовлекаются традиции, обычаи и другие неправовые нормы, происходит смещение, а иногда и замена одного вида ответственности другим, например, уголовно-правовой ответственности - административной.

Следует также иметь в виду изменения, происходящие в самих правовых нормах и приводящие к постепенной утрате последними свойств и признаков юридического характера, постепенного сближения их по своему содержанию и мотивам соблюдения с неправовыми нормами. В процессе этих преобразований субъективные права и обязанности органически объединяются в единые правила поведения людей, субъективное право по своему содержанию, мотивам осуществления, отношению к ним участников общественных связей все теснее переплетается с моральной обязанностью. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. С.39

Правовые нормы, общества неуклонно совершенствуются, постепенно утрачивают присущие им юридические признаки.

Сближение и взаимопроникновение права и морали, морали и традиций, традиций и норм общественных организаций, традиций и обычаев и т. д. имеет место и при нормотворчестве и при реализации норм во всех сферах жизни нашего общества.

Обычаи, традиции и обряды, как правила поведения известны людям с глубочайшей древности. Они возникали на заре человеческого общества, сопутствуют всем этапам его развития и развиваются вместе с ним.

Заключение

Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи - это такие правила поведения, которые складываются в определенной общественной среде, передаются из поколения в поколение, выступают естественной жизненной потребностью людей, а в результате их многократного повторения становятся привычными для них. Они несколько менее связаны с правом, чем, например, моральные нормы, но, тем не менее, не являются нейтральными.

Нормы права и обычаи обладают рядом общих признаков, присущих всем социальным нормам: являются общими, обязательными правилами поведения людей, указывая какими должны, или могут быть человеческие поступки, по мнению определенных коллективов.

Вместе с тем обычаи и нормы права отличаются друг от друга по происхождению, форме выражения, способу обеспечения реализации. Если обычаи появились с возникновением человеческого общества, то нормы права существуют в государственно-организованном обществе; если обычаи не закрепляются в специальных актах, а содержатся в сознании людей, то нормы права существуют в определенных формах; если обычаи обеспечиваются силой общественного мнения, то нормы права могут реализовываться и с учетом возможности государственного принуждения.

Что же касается традиций и обрядов, то, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, они разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей).

Список использованной литературы

1. Алиев А.К. Труды по социологии. 3-е издание: переработанное и дополненное. - М.: Инфа-М, 2007. - 450с.

2. Бережнов А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории.- М.: Изд-во МГУ, 2005. - 389с.

3. Бережнов А.Г. Социология и культурология. - М.: Инфа-М, 2006. - 350с.

4. Варисов М. С. и Карапетян Л. Н. Национальные традиции и пережитки прошлого. - М., 2008. - 190с.

5. Василевич Г. А. Социология: Учебник. - М.: Интерпресс, 2005. - 402с.

6. Драч Г.В. Культурология. - Ростов-на-Дону, 2006 г.

7. Ерасов Б. С. Социальная культурология: пособие для студентов высших учебных заведений. - Издание третье. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 591 с.

8. Коган Л.Н. Социология культуры. - М., 2005. - 300с.

9. Матузов Н.И. Правовая система и личность. 5-е издание, переработанное и дополненное. - Саратов: Издательство «Прима-С», 2007. - 300с.

10. Никонов К.М. Социология. - М.: Инфа, 2006. - 280с.

11. Плеханов Г. В. Избранные философские произведения, т. II. - М.: НОРМА, 2006. - 360с.

12. Саламов Б.С. Социология. - М.: НОРМА-М, 2007. - 377с.

13. Сальников В.П. Социальная правовая культура. 3-е издание, переработанное и дополненное) - Саратов. Изд-во СПУ, 2007г.

14. Спиркин А.Г. Социология: курс лекций. - М.: ПРИМ, 2006. - 170с.

15. Суханов И.В.. Обычаи, традиции и преемственность поколений. 5-е издание (переработанное). - М.: Феникс, 2008. - 475с.

Подобные документы

    Роль традиций и обычаев в системе социальных норм и общественных отношений. Изучение теоретических положений теории государства и права, характеризующих социальные нормы как один из видов социального регулятора. Тенденции современного развития права.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2015

    Социальные нормы советского общества (понятие, назначение, разновидности). Сущность и особенности традиций и обычаев как самостоятельных видов социальных норм советского общества. Исторические судьбы и перспективы развития права, традиции и обычаев.

    курсовая работа , добавлен 23.08.2002

    Понятие социальных норм, их виды, формы, признаки и классификация. Взаимодействие права с нормами религии, обычаев, а также с технико-юридическими нормами. Значение и место социальных норм в обществе. Соотношение права, религии, обычаев и морали.

    курсовая работа , добавлен 25.10.2010

    Место и роль правовых норм в регулировании социальной жизни общества. Различие между правом и нравственностью по Л.И. Петражицкому. Виды обычаев и традиций в юридической науке. Основные виды санкций. Общерегулятивные, конкретно-регулятивные нормы.

    реферат , добавлен 21.01.2016

    Значение социальных норм при регулировании отношений между людьми, их основные виды. Роль обычаев в управлении общественной жизнью, их связь с правом и другими социальными нормами. Суть норм обычного права. Примеры правовых обычаев в законодательстве РФ.

    реферат , добавлен 28.02.2010

    Понятие социального регулирования. Виды социальных норм. Соотношение социальных норм и норм права. Значение и роль правовых норм в социальном регулировании. Понятие и признаки правовой нормы, отличающие ее от иных социальных норм. Виды правовых норм.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2015

    Понятие и признаки социальных норм. Характеристика социальной нормы как регулятора общественных отношений. Место права в системе нормативного регулирования. Соотношение социальной и технической нормы. Моральные, правовые, корпоративные нормы и обычаи.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2014

    Характеристика экономических, политических и религиозных норм. Исследование основных отличий права от морали. Анализ роли обычаев и традиций в жизни общества. Описания правил поведения, регулирующих трудовые, служебные и иные отношения внутри организаций.

    презентация , добавлен 04.02.2014

    Исследование понятия и классификации социальных норм. Анализ взглядов ученых на соотношение права и морали. Отличительные особенности права и морали. Определение правовой презумпции и аксиомы. Роль обычаев в регуляции различных сторон общественной жизни.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2013

    Анализ понятия, природы и правового значения обычая делового оборота – правила поведения, не предусмотренного законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Сфера применения обычаев делового оборота и правовых обычаев.

Каждый человек когда-либо в своей жизни сталкивался с такими понятиями, как традиция, обычай или обряд. Их смысловое значение уходит корнями глубоко в древность, и со временем, их историческая суть и ценность сильно изменились. Определенные ритуалы являются неотъемлемым атрибутом жизни людей, а мы, не задумываясь, следуем обычаям и традициям, вряд ли отличая одно от другого. Наша статья поможет разобраться, в чем между ними разница.

Обычай – это способ поведения в обществе, основанный на привычке, который воспроизводится в социальной группе или в обществе, и является логичным для всех членов. Значение этого слова несет в себе религиозный, культурный и правовой порядок, который может иметь даже принудительный характер. Когда речь идет об обычаях, подразумевается передача из поколения в поколение обрядов, ритуалов, праздников, правил поведения на похоронах или свадьбах.


Если мы говорим о передаче основ поведения и устройства общества как такового, то подразумевается такое понятие, как традиция. Отличием традиции от обычая считается его национальная привязка: к традициям можно отнести общепринятую национальную одежду, а вот атрибут к этой одежде, добавленный какой-то группой общества, будет носить уже понятие обычая. Существуют семейные, общественные, народные традиции, которые могут оказывать на человека как положительное, так и отрицательное влияние.


Примеры обычаев и традиций

Для наглядности хотелось бы привести несколько примеров национальных обычаев и традиций:

  • Самым известным обычаем является празднование Нового Года и Дня Рождения, а традицией – на Новый Год ставить и наряжать елку, а на день рождения - дарить подарки.
  • Празднование Великой Пасхи – еще один старый христианский обычай. Традиционным на Пасху считается печь куличи и красить яйца.
  • В Таиланде, по обычаю, отмечают Лой Кратонг – день духа воды, который приходит
  • в полнолуние. Традицией этого праздника считается пускать по реке лодочки со свечами, цветами и монетками.
  • В США считается обычаем отмечать праздник Хэллоуин. По традиции в этот день из тыквы вырезают различные физиономии, а внутрь овоща помещают горящие свечи.
  • Интересной традицией празднования именин в Дании является вывешивание флага на окне.

Совет

Если вы планируете поездку в азиатские страны, помните, что там существует обычай на праздники подавать «беш бармак». Чтобы не обидеть гостеприимных хозяев дома, это блюдо едят только руками, а перевод его так и звучит – «пять пальцев».

Вопреки нашим традиционным и общепринятым понятиям, в других странах существует много странных и нелогических для нашего понимания обычаев. Вразрез с привычным рукопожатием, которым мы привыкли обмениваться при встрече, японцы приседают, у некоторых аборигенов принято тереться носами, в Замбези делают реверанс и хлопают в ладоши, а кенийцы попросту плюют во встречного. По традиции вежливости у нас принято спрашивать «как дела?», китайцы задают вопрос «ел ли ты?», ирландец высказывает пожелание «будь весел», в Зулу тебе просто сообщат «я тебя вижу».


Для чего нужны традиции

В продолжение темы:
Стрижки и прически

Для приготовления сырков понадобятся силиконовые формочки среднего размера и силиконовая кисточка. Я использовала молочный шоколад, необходимо брать шоколад хорошего качества,...

Новые статьи
/
Популярные